В каком году появился haskell. «И кто его сделал?». Особенности функциональных языков

Синтаксис двух последовательных идентификаторов означает применение функции foo к своему аргументу bar:

На Haskell вызов функции не требует заключения аргумента в скобки.

Скобки используются для группировки аргументов:

acos (cos pi)

Функция нескольких аргументов:

max 5 42

Операция применения функции ассоциативна влево:

(max 5) 42

Функция max последовательно применяется к двум аргументам.
Компилятор понимает конструкцию f x y как (f x) y , а не наоборот f (x y) .

Выражение (max 5) это так называемое частичное применение функции. В общем виде его можно сформулировать следующим образом: если у нас имеется функция N переменных и мы смотрим на неё как на функцию N переменных, то мы можем взглянуть на неё с другой стороны и сказать, что это функция одной переменной возвращающая нам функцию N - 1 переменной.

3 + sin 42

3 + (max 5) 42

Синтаксис объявления пользовательской функции

Функция, которая осуществляет суммирование квадратов двух переданных в неё аргументов:

SumSquares x y = x ^ 2 + y ^ 2 rock"n"roll = 42


Имя функции и имена формальных параметров должны начинаться с символа в нижнем регистре. А символы в верхнем регистре служат для определения типов данных.

Функция трех аргументов, которая вычисляет длину трехмерного вектора:

LenVec3 x y z = sqrt (x ^ 2 + y ^ 2 + z ^ 2 )


Для определения функции в интерпретаторе GHCi нам нужно использовать ключевое слово let.

Let sumSquares x y = x ^ 2 + y ^ 2

Свойство чистоты функции

Важной характеристикой отличающей функциональные языки от императивных служит свойство чистоты функции. Все функции в Haskell являются чистыми. Это означает, что значение функции полностью определяется значениями переданных в неё аргументов. Никакие другие источники данных не могут влиять на результат возвращаемый функцией. Если нужно чтобы функция откуда-то брала данные, то нужно передать ей этот источник данных в качестве аргумента.

Функция, которая не принимает ни одного аргумента это константа. Такая функция всё время возвращает одно и то же значение независимо ни от каких обстоятельств.

Prelude > let fortyTwo = 39 + 3 Prelude > fortyTwo 42

На Haskell нельзя определить функцию не принимающую никаких аргументов, которая бы возвращала разные значения при разных вызовах.

Механизм определения функций с помощью частичного применения

На любую функцию мы можем смотреть как на функцию одного аргумента возвращающую некоторую функцию.

Prelude > let max5 x = max 5 x Prelude > max5 4 5 Prelude > max5 42 42


Альтернативный синтаксис определения функции:

Prelude > let max5" = max 5 Prelude > max5" 4 5 Prelude > max5" 42 42

Мы сократили слева и справа дополнительный аргумент x. И написали, что функция max5" это просто частично примененная функция max. Таким образом можно определять функцию не указывая всех аргументов. Соответствующий стиль программирования называется бесточечным.

Часто дизайн функций в Haskell настраивается таким образом чтобы частичное применение было удобным;

Prelude > let discount limit proc sum = if sum >= limit then sum * (100 - proc) / 100 else sum Prelude > let standardDiscount = discount 1000 5 Prelude > standardDiscount 2000 1900.0 Prelude > standardDiscount 900 900.0

Параметры limit и proc меняются редко. А вот параметр sum меняется часто. Фактически при каждом вызове этой функции.

Предположим, мы разрабатываем на Haskell интерфейс системы перевода для естественных языков. Он должен содержать функцию translate с параметрами text, languageFrom и languageTo. Для того чтобы было удобно реализовывать следующие функции:

  • translateFromSpanishToRussian,
  • translateFromEnglishToRussian
  • и translateToRussian
надо расположить параметры в таком порядке: translate languageTo languageFrom text.

Оператор над типами ->

Для того чтобы написать тип функции нужно написать тип её аргумента и тип результата этой функции. В Haskell для описания типа функции служит оператор -> это бинарный оператор у которого левый операнд это тип аргумента, а правый операнд это тип результата. Стрелочка находится между левым и правым операндом т,к, это инфиксный оператор.

Prelude > : t not not :: Bool -> Bool Prelude > (&& ) False True False Prelude > ((&& ) False ) True False

Тип последнего выражения может быть записан следующим образом:
Bool -> (Bool -> Bool)
Оператор над типами рассматривается как право-ассоциативный. Поэтому Bool -> (Bool -> Bool) можно переписать как Bool -> Bool -> Bool

Prelude > : t (&& ) (&& ) :: Bool -> Bool -> Bool

Вспомним функцию discount, которая возвращала итоговую сумму покупки с возможной скидкой. В качестве параметров ей передавались сумма без скидки sum, процент скидки proc, причем скидка начислялась, если переданная сумма превышает порог limit. Все эти параметры, как и возвращаемое значение, можно хранить в типе Double. Тип функции можно задать в файле исходного кода вместе с ее определением:

discount :: Double -> Double -> Double -> Double discount limit proc sum = if sum >= limit then sum * (100 - proc) / 100 else sum

Отметим, что объявление типа необязательно, хотя часто рекомендуется в качестве документации. Его обычно располагают перед определением функции, хотя это объявление верхнего уровня можно расположить в любом месте файла с исходным кодом.

StandardDiscount :: Double -> Double standardDiscount = discount 1000 5

Рассмотрим функцию twoDigits2Int, которая принимает два символа и возвращает число, составленное из этих символов, если оба символа числовые, и 100 в противном случае. (Первый символ рассматривается как количество десятков, второй — единиц.)

Import Data.Char twoDigits2Int :: Char -> Char -> Int twoDigits2Int x y = if isDigit x && isDigit y then digitToInt x * 10 + digitToInt y else 100


GHCi > twoDigits2Int "4" "2" 42

Рекурсия

В императивных языках основным элементом повторяющихся вычислений служит цикл. В функциональных языках циклы не очень осмысленны. Поскольку в функциональных языках отсутствует понятие изменяемой переменной, то нет никакой возможности отличить одну итерацию цикла от другой. Для того чтобы осуществить повторяющиеся вычисления в функциональных языках используется рекурсия. Чтобы рекурсивная функция не зациклилась она должна удовлетворять следующим требованиям:
  • вызовы функции в правой части должны осуществляться на значениях параметра отличного от формального параметра функции;
  • рекурсивные вызовы должны где-то прерываться (должно быть так называемое терминирующее условие).

Факториал

Factorial n = if n == 0 then 1 else n * factorial (n - 1 )


Реализация вычисления факториала с помощью аккумулирующего параметра:

Factorial5 n | n >= 0 = helper 1 n | otherwise = error "arg must be >= 0" helper acc 0 = acc helper acc n = helper (acc * n) (n - 1 )

Подобного рода реализация в случае факториала не приносит никаких дополнительных выгод, однако очень часто подобного рода реализации позволяют повысить эффективность рекурсивных функций. Во многих случаях в рекурсивных функциях давая прямое определение рекурсивной функции через саму себя можно получить квадратичное или более высокую полиномиальную асимптотику. А в случае использования вспомогательных функций очень часто можно исправить асимптотику, сведя её к линейной.

Двойной факториал

Рассмотрим функцию, вычисляющую двойной факториал, то есть произведение натуральных чисел, не превосходящих заданного числа и имеющих ту же четность. Например: 7!!=7⋅5⋅3⋅1, 8!!=8⋅6⋅4⋅2. Предполагается, что аргумент функции может принимать только неотрицательные значения.

DoubleFact :: Integer -> Integer doubleFact n = if n <= 0 then 1 else n * doubleFact (n - 2 )

Последовательность чисел Фибоначчи

На Haskell данное определение задаётся следующей функцией:

Fibonacci :: Integer -> Integer fibonacci n | n == 0 = 0 | n == 1 = 1 | n > 1 = fibonacci (n - 1 ) + fibonacci (n - 2 ) | n < 0 = fibonacci (n + 2 ) - fibonacci (n + 1 ) | otherwise = undefined

Реализация функции для вычисления числа Фибоначчи, основанная на прямом рекурсивном определении, крайне неэффективна - количество вызовов функции растет экспоненциально с ростом значения аргумента. GHCi позволяет отслеживать использование памяти и затраты времени на вычисление выражения, для этого следует выполнить команду :set +s :

* Fibonacci > : set + s * Fibonacci > fibonacci 30 832040 (16.78 secs, 409 ,318 ,904 bytes)

С помощью механизма аккумуляторов можно написать более эффективную реализацию, имеющую линейную сложность (по числу рекурсивных вызовов):

Fibonacci" :: Integer -> Integer fibonacci" n = helper n 0 1 helper n a b | n == 0 = a | n > 0 = helper (n - 1 ) b (a + b) | n < 0 = helper (n + 1 ) b (a - b) | otherwise = undefined


Функции высших порядков

Функцией высших порядков называется функция, которая принимает в качестве аргумента другую функцию. В императивных языках функции высших порядков встречаются редко. В качестве примера можно привести функцию сортировки из стандартной библиотеки языка Си. В качестве первого аргумента в функцию сортировки передается бинарный предикат сравнения с помощью которого массив, который передается в качестве второго аргумента и сортируется. В функциональных языках и в Haskell функции высших порядков используются очень часто.

Prelude > : t ($ ) ($ ) :: (a -> b) -> a -> b

Это полиморфный тип. Оператор доллар представляет собой функцию двух аргументов. Его левый операнд или первый аргумент (a -> b) это функция. Его правый операнд a это значение произвольного типа. Оператор доллар просто применяет свой первый аргумент(a -> b) ко своему второму аргументуa . Поэтому здесь необходимо чтобы типы были согласованы. Тип второго аргумента оператора доллар должен совпадать с типом параметра функции, которая передается в первом аргументе. Более того результатом выполнения оператора доллар служит результат выполнения функции, которая передана в качестве первого аргумента. Поскольку тип результата это b то результатом выполнения оператора доллар служит тип b.

Следующее применение допустимо только когда a и b это одно и то же.

Prelude > let apply2 f x = f (f x) Prelude > : t apply2 apply2 :: (t -> t) -> t -> t Prelude > apply2 (+ 5 ) 22 32 Prelude > apply2 (++ "AB" ) "CD" "CDABAB"

Первым аргументом действительно является функция, но аргумент и возвращаемое значение имеют один и тот же тип. А вторым аргументом является значение этого самого типа и возвращаемым значением тоже служит значение этого типа. Таким образом функцию apply2 можно применять на более ограниченном наборе функций чем доллар. Если доллар полиморфен по аргументу и возвращаемому значению, то apply2 полиморфна только по одному параметру.

Функция flip из стандартной библиотеки определена следующим образом: flip f y x = f x y.

Prelude > flip (/ ) 4 2 0.5 Prelude > (/ ) 4 2 2.0 Prelude > flip const 5 True True Prelude > : t flip flip :: (a -> b -> c) -> b -> a -> c Prelude > : t flip const flip const :: b -> c -> c

{- В модуле Data.Function определена полезная функция высшего порядка -} on :: (b -> b -> c) -> (a -> b) -> a -> a -> c on op f x y = f x `op` f y {- Она принимает четыре аргумента: 1) бинарный оператор с однотипными аргументами (типа b), 2) функцию f:: a -> b, возвращающую значение типа b, 3,4) и два значения типа a. Функция on применяет f дважды к двум значениям типа a и передает результат в бинарный оператор. Используя on можно, например, записать функцию суммирования квадратов аргументов так: -} sumSquares = (+ ) `on` (^ 2 ) {- Функция multSecond, перемножающая вторые элементы пар, реализована следующим образом -} multSecond = g `on` h g = (* ) h = snd

Анонимные функции

В Haskell как и в математике функции обычно именованы. Когда нам нужно вызвать какую-нибудь функцию мы обращаемся к ней по имени. Однако есть и альтернативный подход, который называется анонимные функции.

Prelude > (\ x -> 2 * x + 7 ) 10 27 Prelude > let f" = (\ x -> 2 * x + 7 ) Prelude > f" 10 27

Это анонимная функция или лямбда-функция.

Существует синтаксический сахар упрощения записи.

Prelude > let lenVec x y = sqrt $ x^ 2 + y^ 2 Prelude > let lenVec x = \ y -> sqrt $ x^ 2 + y^ 2 Prelude > let lenVec = \ x -> \ y -> sqrt $ x^ 2 + y^ 2 Prelude > lenVec 3 4 5.0 Prelude > let lenVec = \ x y -> sqrt $ x^ 2 + y^ 2 Prelude > lenVec 3 4 5.0


Анонимные функции применяются в использовании функций высших порядков.

{- Функция on3, имеет семантику, схожую с on, но принимает в качестве первого аргумента трехместную функцию -} on3 :: (b -> b -> b -> c) -> (a -> b) -> a -> a -> a -> c on3 op f x y z = op (f x) (f y) (f z) {- Сумма квадратов трех чисел может быть записана с использованием on3 так -} sum3squares = (\ x y z -> x+ y+ z) `on3` (^ 2 )

Каррированные и некаррированные функции

При синтаксисе вызова функций в Haskell можно перечислить не все аргументы, а только их часть. Несколько первых аргументов функции можно указать, а остальные отбросить. Эта идея частичного применения функций была придумана Хаскеллом Карри и в честь него такие функции с аргументами передающимися по одному называют каррированными. В Haskell не все функции являются каррированными. В Haskell можно определять функции над кортежами. В этом случае синтаксис вызова функций будет выглядеть также как в обычных языках:
имя_функции (первый_аргумент, второй_аргумент)

Prelude > fst (1 ,2 ) 1


Каррирование - процедура перехода от некаррированных функций к функциям, которые принимают аргументы по одному. Представьте, что у нас есть функция высшего порядка, например комбинатор on, он ожидает в качестве 2 из своих 4 аргументов функции. Первый аргумент это функция двух аргументов, которая является каррированной. В языке Haskell есть специальный комбинатор curry, который выполняет переход от некаррированной функции к каррированной. В следующем примере curry превращает функцию заданную над парой в стандартную каррированную функцию двух аргументов.

* Demo > : t on on :: (b -> b -> c) -> (a -> b) -> a -> a -> c * Demo > : t curry fst `on` (^ 2 ) curry fst `on` (^ 2 ) :: Num b => b -> b -> b


Еще пример, некаррированная функция avg:

Avg :: (Double ,Double ) -> Double avg p = (fst p + snd p) / 2

Функция curry avg `on` (^2) это функция, которая вычисляет среднее значение квадратов двух переданных в неё значений.

Устройство функции curry:

Prelude > let cur f x y = f (x,y) Prelude > : t cur cur :: ((t1, t2) -> t) -> t1 -> t2 -> t Prelude > : t curry curry :: ((a, b) -> c) -> a -> b -> c

В качестве первого аргумента она принимает некаррированную функцию, т.е. функцию над парой, а превращает её в качестве возвращаемого значения в каррированную функцию в которую аргумента передаются последовательно.

Есть и обратная функция uncurry:

Prelude > : t uncurry uncurry :: (a -> Prelude > : t uncurry (flip const) uncurry (flip const) :: (b, c) -> c Prelude > : t snd snd :: (a, b) -> b

В модуле Data.Tuple стандартной библиотеки определена функция swap:: (a,b) -> (b,a), переставляющая местами элементы пары:

GHCi > swap (1 ,"A" ) ("A" ,1 )

Эта функция может быть выражена в виде:

Prelude > let swap = uncurry (flip (,)) Prelude > swap (1 ,"A" ) ("A" ,1 )

Строгие и нестрогие функции

Ленивые вычисления приводят к тому что во многих ситуациях можно элиминировать незавершаемость программ.

Const42 :: a -> Int const42 = const 42

Функция const42 игнорирует полностью значение аргумента, поэтому в рамках ленивой модели вычислений, если в нее передать в качестве аргумента какое-нибудь сложное вычисление, то это вычисление никогда не произойдет. А это означает, что в качестве аргумента const42 можно передавать любую в том числе и незавершающуюся программу.

* Demo > const42 True 42 * Demo > const42 123 42 * Demo > const42 (1 + 3 ) 42 * Demo > const42 undefined 42

Функции подобные const42 называются нестрогими функциями. Если в функцию передано в качестве аргумента расходящееся вычисление, а результатом является какое-то значение не расходящееся, то такая функция называется нестрогой. Строгой называется функция такая, что если мы передаем в нее расходящийся аргумент, то значение этой функции обязательно является расходящимся. Функция двух аргументов может быть строгой или нестрогой по второму аргументу в зависимости от значения своего первого аргумента. Анализ строгости необходим для того чтобы делать программу на Haskell очень эффективной.

Я думаю, что все постоянные читатели моего блога знают, что я являюсь умеренно-горячим приверженцем . Не то чтобы обо всем другом и слышать ничего не хочу — нет, просто я всегда ратую , возможности выбора, дискуссию и постоянный поиск лучшего, а значит, в конечном счете, за некую эволюцию методологий разработки. Культ личности мне также неприятен, как и культ отдельной методологии программирования, потому что в перспективе это однозначный путь к застою и маразму.

Продолжая эту просветительскую работу, я бы хотел остановиться сегодня на — замечательном функциональном языке программирования. Мне уже трижды прислали один и тот же вопрос: с чего начать (продолжить) изучать Haskell?

Наверное, пора дать короткий ответ-совет. Вот общий алгоритм захода в эту тему от меня.

0 этап — Введение. Haskell? Чо за хрень?

Хорошо известный в среде рекрутеров программистов парадокс, часто называемый как « », и он формулируется примерно так:

Если компания выбирает в качестве основного языка программирования некий малораспространенный эзотерический язык программирования, то у такой компании наибольшие шансы получить самых лучших программистов на рынке. Почему? Дело в том, что наняться в такую «странную компанию» захотят в первую очередь те программисты, для которых изучение нового не проблема; те, для которых малоизвестное и труднодоступное не является препятствием; и, наконец, те, у кого достаточно высокая самооценка, чтобы предлагать себя в таких заведомо жестких условиях.

И главное: есть два типа программистов: те, кто учатся, чтобы получить хорошую работу, и они всегда выбирают мэинстрим , ибо это значительно повышает их шансы на трудоустройство; и те — кому просто нравится учиться чему-то новому, развиваться, и они всегда выбирают самое лучшее , что зачастую далеко не самое выгодное , как делают их коллеги-карьеристы. Итак, Парадокс питона утверждает, что начиная разработку на передовой экзотике, вы подобно пылесосу притянете вторую категорию программеров (верно и обратное, насчет компаний предлагающих работу).

Могу привести в качестве отвлеченного примера полностью аналогичного скрытного таргетирования фокус-групп с заданными свойствами, историю из своей недавней юности. Когда я ещё учился, у нас был припод "со странностями", который демонстративно при изложении матанализа никогда не обращал внимание на правую сторону аудитории. То есть в аудитории было два ряда — левый и правый, — и вот он читает лекцию, объясняет что-то, но при этом НИКОГДА не смотрит на правый ряд — всё внимание только на студентов с левого ряда. Также и с ответами на вопросы — правого ряда для него не существовало. Оттуда он ни-че-го не слышит.

В результате, с течением длительного времени я заметил интересную вещь: в нашей группе произошла автоматическая самоидентификация и фрагментация на тех, кому матанализ нужен и интересен (и они сразу занимали места на левом ряду, приняв правила этой странной игры), и тех — кому это нафиг не нужно, и они спешили занять места справа, ибо тут они были предоставлены сами себе. Эта сортировка произошла сама-собой, без каких-то дополнительных чрезвычайных усилий со стороны. Для препода, как я понял его мотивацию, это было очень удобно — он не тратил свои силы на посторонних в сущности людей, а сразу создавал условия для концентрации своих сил и внимания на тех, кому были нужны его знания. Для студентов-троечников — это тоже было выигрышной ситуацией.

3. Этап — поиск глубины и чувства нового языка

Третья стадия, — это уже копание вглубь. Тут я предлагаю немножко поломать традиционные шаблоны (а я это ох как люблю делать) и перейти к принципиально другому формату подачи информации: это не только разнообразит задачу изучения языка, но и задействует новые, доселе не активированные участки вашего головного мозга (особенно напряжем ваше растащенное программистское левое полушарие). Я имею в виду отличную видео-лекцию по Haskell от очень умного дядьки с английскими корнями.

Вот её выходные данные:

The Functional Programming Using Haskell course
(Language: English)
35 hours | 1280×720 | XviD — 1326Kbps
25.00fps | Mp3 — 96Kbps | 20.06 GB

Выкачать эту большую видео-лекцию можно . Советую поспешить, пока возмущенные правообладатели не сбежались и не прибили этот редкий архив нафиг (update : таки да, прибили его: аминь. Предлагаю всем заинтересованным воспользоваться этой мега-ссылкой).

4. Завершающий этап — практика

Поиск наиболее подходящей и вдохновляющей вас практической задачи — это тема отдельного поста, — где мне бы хотелось привести немного ярких примеров из жизни известных программистов-доходяг , поэтому пока отложим мои пояснения по этому заключительному этапу на время в сторону.

Вот, примерно такой вот, отчасти очевидный для многих алгоритм я хотел дать всем желающим изучить Haskell, и не только. Дерзайте!

И в заключение для приверженцев других языков программирования:

Haskell — священный язык программирования, дарованный шаманам Бубенлэнд их верховным божеством Комонада как универсальное средство для общения и духовного очищения, подходящее как божественным сущностям, так и (некоторым) простым смертным, переболевшим тяжёлыми стадиями интеллекта. Из-за своего происхождения язык всегда был функционально чист. В среднем обучение Haskell’у начинается в 10-12 лет. Своевременное начало обучения гарантирует, что вы достигнете третьего уровня Силы уже к 75 годам. Не стоит откладывать на следующую жизнь то, что можно по крайней мере начать в этой.

Мэтью Гриффин

После продолжительного изучения Haskell я набрался достаточно опыта, чтобы сейчас дать вам пару советов. Кроме того, я хотел бы усвоить для себя кое-какие принципы, прежде чем идти дальше.

И хотя я иногда прибегаю к помощи Python, большую часть работы в вебе я теперь делаю на Haskell.

В первую очередь - данные

Я думал о переходе от динамического языка к статическому, а в Haskell’e структура данных, с которыми вы работаете, четко описывается при объявлении. В Python в большинстве случаев эту задачу выполняет код.

Когда я впервые увидел функции в Haskell, я задался вопросом: «Что представляют собой данные? Эта функция что-то берет на вход и выдает что-то на выходе?» А при работе с Python у меня возникал вопрос: «WHAT DOES THE CODE SAY?»

Структура данных Haskell сформировала качественно новый образ моего мышления, который я принес и в свою работу на Python. Мой код стал заметно лучше. И хотя очень часто мне казалось, что форма описанных мною данных менялась без причины, однако на деле все становилось ясно при небольшом изучении вопроса. Ограничения свободы в изменении данных также делают код менее сложным и более понятным.

Читаемость кода

Python привлекал меня возможностью писать действительно читаемый код. Примеры кода же на Haskell выглядели просто ужасно, за исключением некоторых сниппетов, которые, казалось, были подобраны специально, чтобы не напугать новичков. И хотя некоторые куски кода смотрелись очень даже приятно, большая часть исходников была наполнена чем-то страшным. А за этим «страшным» как раз и скрывалась вся мощь языка.

Я определенно не хотел писать «умный» код - тот, который способен продемонстрировать впечатляющие возможности языка, но совершенно неудобен.

Однако я оценивал читаемость языка Haskell в сравнении с другими популярными языками программирования. Это было похоже на то, как если бы я оценивал китайский язык, будучи носителем английского языка.

Я понял, что Haskell - это язык не «умный», но с хитринкой. Написать «умный» код на Haskell, конечно, можно, но это не распространенный случай. В то же время, мощь «умного» кода ограничена строгой типизацией. Если функция должна вернуть Int , она вернет Int . Ну или выкинет ошибку компиляции в крайнем случае.

А более мощные абстракции в Haskell и вовсе напоминают некую магию, которой я пытался избегать при работе с Python.

Про читаемость я говорю серьезно

Сначала поверьте и убедите себя, что, да, люди действительно читают листинги на этом новом для вас языке, причем делают это быстро и регулярно. Разобравшись наконец с большей частью известных нюансов, я начал спокойнее относиться к коду на Haskell.

Комментарии. Они занимают верхнюю строчку в одной из глав нашей «книги».

Эта глава описывает то, как Томми пошел в магазин и купил утку.

chapter:: Tommy -> Market -> Duck

Функции из другой, уменьшенной функции, в общей картине сокращают код по максимуму.

Краткость. Вам не потребуется тонна кода для воплощения ваших идей.

Вставные символы

Я также хотел упомянуть о вставных функциях, которые распространены в языке Haskell. Вставные функции (или операторы) - это те функции, которые используют between для двух аргументов вместо before . Простым примером является «+».

В языке Haskell мы имеем несколько вставных символов, которые используются по умолчанию: $, <$>, <-, ->, др. Они могут вас немного смутить на начале пути.

Не переживайте! Как только вы научитесь применять их, вы поймете, как они полезны и просты. Я насчитал около 5 символов, которые я использую регулярно.

Я не советую сразу пользоваться библиотекой lens, так как она содержит тонну таких символов. Данная библиотека очень полезна, но поначалу вы сможете добиться больших успехов и без нее. Дождитесь того момента, когда вы сможете спокойно писать программы средней сложности на Haskell, затем начните использовать lens.

Нужно полностью обновить знания

При изучении Haskell вы будете попутно сталкиваться с новыми терминами, например, функтор или монада.

Вам может показаться, что эти слова сложно запомнить и выучить. Когда вы начинаете знакомиться с популярным языком программирования, многие термины вам понятны и знакомы из изученных вами языков.

Мы запоминаем информацию путем ассоциирования ее с другой информацией. Например, у меня нет ассоциаций со словом функтор , поэтому выучить этот термин мне будет не легко.

Моя стратегия по изучению таких слов пришла ко мне в голову совсем недавно, и я начал использовать ее каждый раз, когда видел непонятный мне термин. Она заключается в подборе синонимов к тем словам, которые вам не понятны и незнакомы. Спустя некоторое время, я научился подбирать эти синонимы.

Например, функтор.

В языке Haskell многое отображается на вашем экране. Например, список - это и есть функтор. Это значит, что отображающая функция, которая использует другую функцию, и выводится в списке. Затем создается новый список с результатами.

Map (+1) -- results in

Так я дал название этому - мапа. Слово «мапа» является очень простым для запоминания. Список - это функтор. Список - это мапа.

Моя система проверки ошибок

Когда я писал на Python, моим инструментом отладки были операторы печати.

В Haskell я пользовался систематическими инструментами.

Но! Вы можете применить Debug.Trace . Данный прием схож с тем, как в Python функция печати не зависит от Haskell IO. И данный модуль может вначале принести пользу. Когда вы только начинали работать с Haskell, вы думали о том, как много вы будете его использовать?

Если вы не будете использовать операторы трассировки в вашем коде после проверки ошибок, то вы сразу заметите, что ваш код в Haskell выглядит хуже, чем в Python.

Лучший учебник по монадам

Каждый раз, когда вы слышите об успехе человека, программирующего на Haskell, вы задумываетесь: «Как этот человек до конца усвоил монады?» Итак, все по порядку.

Я должен провести синтаксический анализ. Я кое-что знал об этом, когда писал на Python. Но, в силу моей неопытности в этой области, сейчас сделать анализ достаточно сложно.

Окей, сейчас я расскажу подробнее. Я буду объяснять на Haskell.

Я нашел видео на YouTube, «Parsing Stuff in Haskell », в котором описывалось, как сделать JSON анализ в Haskell, используя при этом библиотеку Parsec.

Это видео помогло мне ненароком понять, как можно, используя монады и аппликативные функторы, создать то, что мне требовалось. Я понял, как их функции (har, har) соединяются друг с другом.

После написания синтаксического анализа при помощи видео, я начал понимать весь код. Я также начал понимать всю его «природу». Но на начальном этапе это не пригодится.

Итак, Parsec делает свое дело достаточно неплохо, так что моя неопытность при написании анализа практически не заметна. Так же, как и любой другой начинающий в Haskell, я с лёгкостью мог даже в начале знакомства с этим языком делать неплохие программы и операции.

Польза от ваших знаний

Haskell является моим основным языком по нескольким причинам:

  1. Выбор технологий, которыми я буду пользоваться.
  2. Я могу писать свои программы быстрее, и чаще всего эти программы я и продаю.
  3. Не приходится иметь дело с мелкими багами.
  4. Даже сталкиваясь с несколькими ошибками, я быстро решаю их, так как они более-менее понятны.
  5. Python не делал акцент на скорости работы. Haskell делает то же самое, но выбор все же за мной.
  6. Рефакторинг, по сути, достаточно «ветреный». В Python я иногда сильно ругал себя, когда забывал править небольшие ошибки в коде, которые позже вызывали огромные затруднения.
  7. Замечательные библиотеки. Основная особенность Haskell заключается в высоком качестве библиотек.
  8. Сообщество , всегда готовое помочь.
  9. Простота масштабирования кода до нужного ядра.
  10. Haskell часто обновляется. В прошлом году, когда GHC (компилятор для Haskell) был обновлен до версии 7.8, делая при этом написание кода в два раза удобнее, были ускорены многие веб-сервера.

И в заключение хочу сказать, что Haskell доставил мне уйму удовольствия. Это был лучший опыт за всю мою жизнь.

Мне задавали их множество раз. Отвечаю.

«Что такое этот ваш Haskell?»

Haskell - чисто функциональный язык программирования общего назначения, может быть использован для решения самого широкого круга задач. Компилируемый, но может вести себя и как скриптовый. Кроссплатформенный. Ленивый, со строгой статической типизацией. И он не похож на другие языки. Совсем.

«Это что, какой-то новый язык?»

Вовсе нет. История Haskell началась ещё в 1987 году. Этот язык был рождён в математических кругах, когда группа людей решила создать лучший функциональный язык программирования. В 1990 году вышла первая версия языка, названного в честь известного американского математика Хаскелла Карри . В 1998 году язык был стандартизован, а начиная с 2000-х началось его медленное вхождение в мир практического программирования. За эти годы язык совершенствовался, и вот в 2010 мир увидел его обновлённый стандарт. Так что мы имеем дело с языком, который старше Java.

«И кто его сделал?»

Haskell создавался многими людьми. Наиболее известная реализация языка нашла своё воплощение в компиляторе GHC (The Glasgow Haskell Compiler), родившегося в 1989 году в Университете Глазго. У компилятора было несколько главных разработчиков, из которых наиболее известны двое, Simon Peyton Jones и Simon Marlow . Впоследствии весомый вклад в разработку GHC внесли ещё несколько сотен человек. Исходный код компилятора GHC открыт . Кстати, сам компилятор на 82% написан на Haskell.

Для любопытных: исчерпывающее повествование об истории Haskell и GHC читайте .

«А библиотеки для Haskell имеются?»

О да! Их даже не сотни - их тысячи. В процессе чтения вы познакомитесь со многими из них.

«И что, его уже можно в production?»

Он уже в production. С момента выхода первого стандарта язык улучшался, развивалась его экосистема, появлялись новые библиотеки, выходили в свет книги. Haskell полностью готов к серьёзному коммерческому использованию, о чём свидетельствуют истории успешного внедрения Haskell в бизнесе, в том числе крупном .

«А порог вхождения в Haskell высокий?»

И да и нет. Освоение Haskell сложно в первую очередь из-за его непохожести на остальные языки, поэтому людям, имеющим опыт работы с другими языками, мозги поломать придётся. Именно поломать, а не просто пошевелить ими: Haskell заставляет иначе взглянуть даже на привычные вещи. С другой стороны, Haskell проще многих известных языков. Не верьте мне на слово, вскоре вы и сами в этом убедитесь. И знайте: многие люди, узнав вкус Haskell, категорически не желают возвращаться к другим языкам. Я вас предупредил.

«А я слышал ещё про какие-то монады…»

Да, есть такое дело. Некоторые вещи из мира Haskell не имеют прямых аналогов в других языках программирования, и это вводит новичков в ступор. Но не беспокойтесь: я сам прошёл через этот ступор и хорошо вас понимаю. Помните: новое лишь кажется страшным.

«А если сравнить его с C++/Python/Scala…»

Сравнение Haskell с другими языками выходит за рамки этой книги. Несколько раз вы встретите здесь кусочки кода на других языках, но я привожу их исключительно для того, чтобы подчеркнуть различие с Haskell, а вовсе не для сравнения в контексте «лучше/хуже». И вообще, я буду изо всех сил стараться не восхвалять Haskell без меры, я хочу лишь рассказать вам правду о нём. Мой вывод об этом языке я уже сделал, а свой вывод о нём вы должны сделать сами.

    Типы

    Программы на языке Haskell представляют собой выражения, вычисление которых приводит к значениям. Каждое значение имеет тип. Интуитивно тип можно понимать просто как множество допустимых значений выражения. Для того, чтобы узнать тип некоторого выражения, можно использовать команду интерпретатора:type (или:t). Кроме того, можно выполнить команду:set +t, для того, чтобы интерпретатор автоматически печатал тип каждого вычисленного результата.
    Основными типами языка Haskell являются:
    Типы Integer и Int используется для представления целых чисел, причем значения типа Integer не ограничены по длине.
    Типы Float и Double используется для представления вещественных чисел.
    Тип Bool содержит два значения: True и False, и предназначен для представления результата логических выражений.
    Тип Char используется для представления символов. Имена типов в языке Haskell всегда начинаются с заглавной буквы.
    Язык Haskell является сильно типизированным языком программирования. Тем не менее в большинстве случаев программист не обязан объявлять, каким типам принадлежат вводимые им переменные. Интерпретатор сам способен вывести типы употребляемых пользователем переменных.
    Однако, если все же для каких-либо целей необходимо объявить, что некоторое значение принадлежит некоторому типу, используется конструкция вида: переменная:: Тип. Если включена опция интерпретатора +t, он печатает значения в таком же формате.
    Ниже приведен пример протокола сессии работы с интерпретатором. Предполагается, что текст, следующий за приглашением Prelude>, вводит пользователь, а следующий за этим текст представляет ответ системы.

    Prelude>:set +t
    Prelude>1
    1:: Integer
    Prelude>1.2
    1.2:: Double
    Prelude>’a’
    ’a’ :: Char
    Prelude>True
    True:: Bool

    Из данного протокола можно сделать вывод, что значения типа Integer, Double и Char задаются по тем же правилам, что и в языке Си.
    Развитая система типов и строгая типизация делают программы на языке Haskell безопасными по типам. Гарантируется, что в правильной программе на языке Haskell все типы используются правильно. С практической точки зрения это означает, что программа на языке Haskell при выполнении не может вызвать ошибок доступа к памяти (Access violation). Также гарантируется, что в программе не может произойти использование неинициализированных переменных. Таким образом, многие ошибки в программе отслеживаются на этапе ее компиляции, а не выполнения.

    Арифметика

    Интерпретатор Hugs можно использовать для вычисления арифметических выражений. При этом можно использовать операторы +, -, *, / (сложение, вычитание, умножение и деление) с обычными правилами приоритета.
    Кроме того, можно использовать оператор ^ (возведение в степень). Таким образом, сеанс работы может выглядеть следующим образом:

    Prelude>2*2
    4:: Integer
    Prelude>4*5 + 1
    21:: Integer
    Prelude>2^3
    8:: Integer
    Кроме того, можно использовать стандартные математические функции sqrt (квадратный корень), sin, cos, exp и т.д. В отличие от многих других языков программирования, в Haskell при вызове функции не обязательно помещать аргумент в скобки. Таким образом, можно просто писать sqrt 2, а не sqrt(2). Пример:

    Prelude>sqrt 2
    1.4142135623731:: Double
    Prelude>1 + sqrt 2
    2.4142135623731:: Double
    Prelude>sqrt 2 + 1
    2.4142135623731:: Double
    Prelude>sqrt (2 + 1)
    1.73205080756888:: Double

    Из данного примера можно сделать вывод, что вызов функции имеет более высокий приоритет, чем арифметические операции, так что выражение sqrt 2 + 1 интерпретируется как (sqrt 2) + 1, а не sqrt (2 + 1). Для задания точного порядка вычисления следует использовать скобки, как в последнем примере. (В действительности вызов функции имеет более высокий приоритет, чем любой бинарный оператор.)
    Также следует заметить, что в отличие от большинства других языков программирования, целочисленные выражения в языке Haskell вычисляются с неограниченным числом разрядов (Попробуйте вычислить выражение 2^5000.) В отличие от языка Си, где максимально возможное значение типа int ограничено разрядностью машины (на современных персональных компьютерах оно равно 231-1 = 2147483647), тип Integer в языке Haskell может хранить целые числа произвольной длины.

    Кортежи
    Помимо перечисленных выше простых типов, в языке Haskell можно определять значения составных типов. Например, для задания точки наплоскости необходимы два числа, соответствующие ее координатам. В языке Haskell пару можно задать, перечислив компоненты через запятую и взяв их в скобки: (5,3). Компоненты пары не обязательно должны принадлежать одному типу: можно составить пару, первым элементом которой будет строка, а вторым - число и т.д.
    В общем случае, если a и b - некоторые произвольные типы языка Haskell, тип пары, в которой первый элемент принадлежит типу a, а второй - типу b, обозначается как (a,b). Например, пара (5,3)имеет тип (Integer, Integer); пара (1, ’a’) принадлежит типу (Integer, Char). Можно привести и более сложный пример: пара((1,’a’),1.2) принадлежит типу ((Integer,Char),Double). Проверьте это с помощью интерпретатора. Следует обратить внимания, что хотя конструкции вида (1,2) и (Integer,Integer) выглядят похоже, в языке Haskell они обозначают совершенно разные сущности. Первая является значением, в то время как последняя - типом. Для работы с парами в языке Haskell существуют стандартные функции fst и snd, возвращающие, соответственно, первый и второй элементы пары (названия этих функций происходят от английских слов «first» (первый) и «second» (второй)). Таким образом, их можно использовать следующим образом

    Prelude>fst (5, True)
    5:: Integer
    Prelude>snd (5, True)
    True:: Bool
    Кроме пар, аналогичным образом можно определять тройки, четверки и т.д. Их типы записываются аналогичным образом.
    Prelude>(1,2,3)
    (1,2,3) :: (Integer,Integer,Integer)
    Prelude>(1,2,3,4)
    (1,2,3,4) :: (Integer,Integer,Integer,Integer)
    Такая структура данных называется кортежем. В кортеже может хранится фиксированное количество разнородных данных. Функции fst и snd определены только для пар и не работают для других кортежей. При попытке использовать их, например, для троек, интерпретатор выдает сообщение об ошибке. Элементом кортежа может быть значение любого типа, в том числе и другой кортеж. Для доступа к элементам кортежей, составленных из пар, может использоваться комбинация функций fst и snd. Следующий пример демонстрирует извлечение элемента ’a’ из кортежа
    (1, (’a’, 23.12)):
    Prelude>fst (snd (1, (’a’, 23.12)))
    ’a’ :: Integer

    Списки
    В отличие от кортежей, список может хранить произвольное количество элементов. Чтобы задать список в Haskell, необходимо в квадратных скобках перечислить его элементы через запятую. Все эти элементы должны принадлежать одному и тому же типу. Тип списка с элементами, принадлежащими типу a, обозначается как [a].

    Prelude>
    ::
    Prelude>[’1’,’2’,’3’]
    [’1’,’2’,’3’] ::
    В списке может не быть ни одного элемента. Пустой список обозначается как .
    Оператор: (двоеточие) используется для добавления элемента в начало списка. Его левым аргументом должен быть элемент, а правым - список:
    Prelude>1:
    ::
    Prelude>’5’:[’1’,’2’,’3’,’4’,’5’]
    [’5’,’1’,’2’,’3’,’4’,’5’] ::
    Prelude>False:
    ::
    С помощью оператора (:) и пустого списка можно построить любой список:
    Prelude>1:(2:(3:))
    :: Integer
    Оператор (:) ассоциативен вправо, поэтому в приведенном выше выражении можно опустить скобки:
    Prelude>1:2:3:
    :: Integer
    Элементами списка могут быть любые значения - числа, символы, кортежи, другие списки и т.д.
    Prelude>[(1,’a’),(2,’b’)]
    [(1,’a’),(2,’b’)] :: [(Integer,Char)]
    Prelude>[,]
    [,] :: []
    Для работы со списками в языке Haskell существует большое количество функций. В данной лабораторной работе рассмотрим только некоторые из них.
    Функция head возвращает первый элемент списка.
    Функция tail возвращает список без первого элемента.
    Функция length возвращает длину списка.
    Функции head и tail определены для непустых списков. При попытке применить их к пустому списку интерпретатор сообщает об ошибке. Примеры работы с указанными функциями:
    Prelude>head
    1:: Integer
    Prelude>tail
    ::
    Prelude>tail
    :: Integer
    Prelude>length
    3:: Int
    Заметьте, что результат функции length принадлежит типу Int, а не типу Integer.
    Для соединения (конкатенации) списков в Haskell определен оператор ++.
    Prelude>++
    :: Integer

    Строки
    Строковые значения в языке Haskell, как и в Си, задаются в двойных кавычках. Они принадлежат типу String.
    Prelude>"hello" "hello" :: String
    В действительности строки являются списками символов; таким образом, выражения "hello", [’h’,’e’,’l’,’l’,’o’] и

    ’h’:’e’:’l’:’l’:’o’: означают одно и то же, а тип String является синонимом для . Все функции для работы со списками можно использовать при работе со строками:
    Prelude>head "hello"
    ’h’ :: Char
    Prelude>tail "hello"
    "Hello" ::
    Prelude>length "hello"
    5:: Int
    Prelude>"hello" ++ ", world"
    "hello, world" ::
    Для преобразования числовых значений в строки и наоборот существуют функции read и show:
    Prelude>show 1
    "1" ::
    Prelude>"Formula " ++ show 1
    "Formula 1" ::
    Prelude>1 + read "12"
    13:: Integer
    Если функция show не сможет преобразовать строку в число, она сообщит об ошибке.

    Функции
    До сих пор мы использовали встроенные функции языка Haskell. Теперь пришла пора научиться определять собственные функции. Для этого нам необходимо изучить еще несколько команд интерпретатора (напомним, что эти команды могут быть сокращены до одной буквы):
    Команда:load позволяет загрузить в интерпретатор программу на языке Haskell, содержащуюся в указанном файле.
    Команда:edit запускает процесс редактирования последнего загруженного файла.
    Команда:reload перечитывает последний загруженный файл. Определения пользовательских функций должны находиться в файле, который нужно загрузить в интерпретатор Hugs с помощью команды:load.
    Для редактирования загруженной программы можно использовать команду:edit. Она запускает внешний редактор (по умолчанию это Notepad) для редактирования файла. После завершения сеанса редактирования редактор необходимо закрыть; при этом интерпретатор Hugs перечитает содержимое изменившегося файла. Однако файл можно редактировать и непосредственно из оболочки Windows. В этом случае, для того чтобы интерпретатор смог перечитать файл, необходимо явно вызывать команду:reload.
    Рассмотрим пример. Создайте в каком-либо каталоге файл lab1.hs. Пусть полный путь к этому файлу - с:\labs\lab1.hs (это только пример, ваши файлы могут называться по-другому). В интерпретаторе Hugs выполните следующие команды:

    Prelude>:load "c:\\labs\\lab1.hs"
    Если загрузка проведена успешно, приглашение интерпретатора меняется на Main>. Дело в том, что если не указано имя модуля, считается, что оно равно Main.
    Main>:edit
    Здесь должно открыться окно редактора, в котором можно вводить текст программы. Введите:
    x =
    Сохраните файл и закройте редактор. Интерпретатор Hugs загрузит файл
    с:\labs\lab1.hs и теперь значение переменной x будет определено:
    Main>x
    ::
    Обратите внимание, что при записи имени файла в аргументе команды:load символы \ дублируются. Также, как и в языке Си, в Haskell символ \ служит индикатором начало служебного символа (’\n’ и т.п.) Для того, чтобы ввести непосредственно символ \, необходимо, как и в Си, экранировать его еще одним символом \.
    Теперь можно перейти к определению функций. Создайте, в соответствие с процессом, описанным выше, какой-либо файл и запишите в него следующий текст:

    square:: Integer -> Integer
    square x = x * x

    Первая строка (square:: Integer -> Integer) объявляет, что мы определяем функцию square, принимающую параметр типа Integer и возвращающую результат типа Integer. Вторая строка (square x = x * x) является непосредственно определением функции. Функция square принимает один аргумент и возвращает его квадрат. Функции в языке Haskell являются значениями «первого класса». Это означает, что они «равноправны» с такими значениями, как целые и вещественные числа, символы, строки, списки и т.д. Функции можно передавать в качестве аргументов в другие функции, возвращать их из функций и т.п. Как и все значения в языке Haskell, функции имеют тип. Тип функции, принимающей значения типа a и возвращающей значения типа b обозначается как a->b.
    Загрузите созданный файл в интерпретатор и выполните следующие команды:

    Main>:type square
    square:: Integer -> Integer
    Main>square 2
    4:: Integer
    Заметим, что в принципе объявление типа функции square не являлось необходимым: интерпретатор сам мог вывести необходимую информацию о типе функции из ее определения. Однако, во-первых, выведенный тип был бы более общим, чем Integer -> Integer, а во-вторых, явное указание типа функции является «хорошим тоном» при программировании на языке Haskell, поскольку объявление типа служит своего рода документацией к функции и помогает выявлять ошибки программирования.
    Имена определяемых пользователем функций и переменных должны начинаться с латинской буквы в нижнем регистре. Остальные символы в имени могут быть прописными или строчными латинскими буквами, цифрами или символами _ и ’ (подчеркивание и апостроф). Таким образом, ниже перечислены примеры правильных имен переменных:

    var
    var1
    variableName
    variable_name
    var’

    Условные выражения

    В определении функции в языке Haskell можно использовать условные выражения. Запишем функцию signum, вычисляющую знак переданного ей аргумента:

    signum:: Integer -> Integer
    signum x = if x > 0 then 1
    else if x else 0

    Условное выражение записывается в виде:
    if условие then выражение else выражение. Обратите внимание, что хотя по виду это выражение напоминает соответствующий оператор в языке Си или Паскаль, в условном выражении языка Haskell должны присутствовать и then-часть и else-часть. Выражения в then-части и в else-части условного оператора должны принадлежать одному типу. Условие в определении условного оператора представляет собой любое выражение типа Bool. Примером таких выражений могут служить сравнения. При сравнении можно использовать следующие операторы:
    , = - эти операторы имеют такой же смысл, как и в языке Си (меньше, больше, меньше или равно, больше или равно).
    == - оператор проверки на равенство.
    /= - оператор проверки на неравенство.
    Выражения типа Bool можно комбинировать с помощью общепринятых логических операторов && и || (И и ИЛИ), и функции отрицания not.
    Примеры допустимых условий:
    x >= 0 && x x > 3 && x /= 10
    (x > 10 || x Разумеется, можно определять свои функции, возвращающие значения типа Bool, и использовать их в качестве условий. Например, можно определить функцию isPositive, возвращающую True, если ее аргумент неотрицателен и False в противном случае:
    isPositive:: Integer -> Bool
    isPositive x = if x > 0 then True else False

    Теперь функцию signum можно определить следующим образом:
    signum:: Integer -> Integer
    signum x = if isPositive x then 1
    else if x else 0
    Отметим, что функцию isPositive можно определить и проще:
    isPositive x = x > 0

    Информация бралась с: http://sguprog.narod.ru/