Типы с плавающей точкой (float, double и long double). Типы данных

Ответ:
  1. Целочисельные типы данных:

short int , unsigned short int , int , unsigned int , long , unsigned long .

  1. Типы данных с плавающей запятой (соответствуют вещественным типам):

float , double , long double .

  1. Символьный тип данных:

char (signed char ), unsigned char, wchar_t .

  1. Логический тип данных:

bool .

  1. Перечислимый тип данных (введен в Visual C++ ):

enum .

2. Какие особенности использования целочисленных типов данных?

В C++ основные целочисленные типы данных: short int , unsigned short int , int , unsigned int , long (long int ), unsigned long (unsigned long int ).

Эти типы данных представляют значения из множества целых чисел. Например:

2 -100 398

Типы данных, которые начинаются из приставки unsigned , могут содержать только положительные числа.

Данные типа short int , unsigned short int занимают в два раза меньше места в памяти чем данные типа int , unsigned int .

Данные типа long , unsigned long занимают в два раза больше места в памяти чем данные типа int , unsigned int .

3. Как в программе описать переменную с именем x целого типа?

Ответ:
int x; // целое со знаком

В результате под переменную x будет выделено место в памяти размером 4 байта. Размер памяти, которая выделяется под переменную зависит от характеристик компьютера, типа операционной системы и настроек компилятора.

4. Как в переменную целого типа записать число 239?

Для этого используется оператор присваивания, который обозначается символом ‘= ‘.

Ответ 1. Внесение числа в переменную после ее описания.

int x; x = 239;

Ответ 2. Внесение числа в переменную во время ее описания (начальная инициализация).

int x = 239;

5. Какие особенности типов данных с плавающей запятой?

Типы данных с плавающей запятой разрешают представлять значения из множества вещественных чисел. Например:

8.35 -990.399 239.0.

В C++ есть следующие базовые типы данных с плавающей запятой:

float , double , long double .

Переменная типа double занимает в 2 раза больше места в памяти компьютера чем переменная типа float .

Так же переменная типа long double занимает в 2 раза больше места в памяти компьютера, чем переменная типа double .

6. Как описать переменную, которая принимает значение с плавающей запятой?

Пример описания переменных типа float , double , long double :

float f; double d; long double ld;

7. Как в переменную с плавающей запятой записать числовые значения?

Пример внесения числовых данных в переменные типы с плавающей запятой:

float f = -9928.45; // начальная инициализация double d; long double ld; d = 0.445332; // оператор присваивания ld = 3892923898239.030903; // оператор присваивания

8. Как перевести переменную типа float в тип int ?

Для этого используется операция приведения типов. В скобках нужно указать название типа к которому происходит приведение.

float a; int b; a = 8.457; b = (int ) a; // b = 8

При использовании операций приведения типов, нужно учитывать ограничения, которые накладываются на типы, которые занимают меньше места в памяти компьютера.

Например, переменная типа short int может представлять меньший диапазон чисел, чем переменные типов float , double . В следующему листинге происходит переполнение значения в переменной типа short int :

short int i; float f; f = 3990099.8; i = (int )f; // i = -7597 - переполнение

9. Как перевести переменную из типа int в тип double ?

Пример приведения с int в double :

int i; double d; i = 982; d = (double )i; // d = 982.0

10. Какие особенности использования данных типа char (символьных данных) в программе?

Данные типа char представляют символьное значение кода, введенного с клавиатуры. Код символа есть целое число.

Например, код символа ‘f’ равен значению 102 .

Фрагмент кода, в котором вычисляется код символа:

int code; char symbol; symbol = "f" ; code = (int )symbol; // code = 102

Данные типа char есть теми же целыми числами. Данные типа char занимают в памяти компьютера 1 байт.

Соотношение «символ-код» размещается в таблице символов Windows. Символы с кодами от 0 до 127 – это зарезервированные символы BIOS. Они включают наиболее употребляемые символы, символы цифр, символы латинской азбуки. Эти символы изменить нельзя.

Символы с кодами от 128 до 255 – это региональные символы, которые привязанные к конкретной азбуке того компьютера на котором установленная операционная система Windows.

11. Какие особенности использования данных типа bool (логический тип)?

Переменные типа bool могут принимать только два значения:

true – истина,

false – ложь.

Эти переменные используются для проверки логических выражений. Числовое значение true равно 1 . Числовое значение false равно 0 .

Фрагмент кода, который определяет числовые значения true и false :

int result; bool b; result = (int )true ; // result = 1 b = false ; result = (int )b; // result = 0

Фрагмент кода, который превращает типы int и float в bool :

int i; float f; bool b; i = 6; b = (bool )i; // b = True f = 0.0; b = (bool )f; // b = False

12. Как определить размер памяти, который занимает переменная данного типа?

Для этого используется операция sizeof() .

Фрагмент кода, который определяет размер некоторых типов данных:

int d; d = sizeof (char ); // d = 1 d = sizeof (unsigned int ); // d = 4 d = sizeof (float ); // d = 4 d = sizeof (double ); // d = 8

13. Каким образом осуществляется инициализация переменных разных типов?

int d = 28; float z = (float )2.85; char c = "k" ; String ^s = "Hello!" ; double r = -8.559;

14. Каким образом определить максимально допустимое (минимально допустимое) значение переменной определенного типа?

Чтобы определить максимально допустимое или минимально допустимое значение переменной некоторого типа в библиотеке .NET Framework используются свойства MaxValue и MinValue .

Примеры определения предельных значений переменных разных типов.

Для переменных типа int :

// тип int int i; long MaxInt; long MinInt; MaxInt = (long )i.MaxValue; // MaxInt = 2147483647 MinInt = (long )i.MinValue; // MinInt = -2147483648

Для переменных типа short int :

// тип short int short int si; int MaxInt; int MinInt; MaxInt = (int )si.MaxValue; // MaxInt = 32767 MinInt = (int )si.MinValue; // MinInt = -32768

Для переменных типа unsigned int :

// тип unsigned int unsigned int ui; unsigned int MaxInt; unsigned int MinInt; MaxInt = ui.MaxValue; // MaxInt = 4294967295 MinInt = ui.MinValue; // MinInt = 0

Для переменных типа float :

// тип float float f; float MaxF; float MinF; MaxF = f.MaxValue; // MaxF = 3.402823E+38 MinF = f.MinValue; // MinF = -3.402823E+38

Для переменных типа double :

// тип double double d; double MaxD; double MinD; Max = d.MaxValue; // Max = 1.79769313486232E+308 Min = d.MinValue; // Min = -1.79769313486232E+308

Для переменных типа char :

// тип char char c; int MaxC; int MinC; Max = (int )c.MaxValue; // Max = 127 Min = (int )c.MinValue; // Min = -128

15. Какие особенности использования типа enum ?

Тип enum – это перечислительный тип данных. В нем задаются мнемонические значения для множеств целых значений. Каждое мнемоническое значение имеет определенное содержание и представляется целым числом.

Пример использования типа enum для обозначения месяцев года:

enum months { January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December } mn; mn = January; // mn = 0 mn = March; // mn = 2 mn = September; // mn = 8

В приведенном примере описывается переменная с именем mn типа enum months . Мнемонические значения месяцев (January , February , …) начинаются с 0 (0 , 1 , 2 , …). Мнемоническому значению January соответствует целое значение 0 , мнемоническому значению February соответствует целое значение 1 , и т.д.

Итак, с помощью типа enum , в тексте программы можно использовать мнемонические обозначения для лучшей наглядности исходного кода.

Можно написать и так:

mn = (enum months)2; // mn = March mn = (enum months)11; // mn = December

16. Какие особенности применения типа void в программах на C ++ ?

Тип данных void используется в следующих случаях:

  • если нужно описать функцию, которая не возвращает никакого значения (см. пример);
  • если нужно описать функцию, которая не получает параметров (см. пример).

Пример . Функция MyFun() без параметров, которая не возвращает никакого значения (возвращает тип void ) и не получает параметров.

public : void MyFun(void ) { // тело функции // ... return; // возврат из функции, которая не возвращает значения } // вызов функции из программы ... MyFun(); ...

17. Можно ли объявлять переменную типа void в программе?

Нельзя, так как тип void не связан со значением.

Объявление переменной типа void приводит к ошибке компиляции с выводом сообщения:

"Illegal use of type void "

18. Какие особенности применения типа wchar _ t в Visual C ++ ?

Переменные типа char (смотрите предыдущие пункты) используются для сохранения 8-разрядных ASCII -символов.

Тип wchar_t используется для сохранения символов, которые входят в состав больших символьных наборов. Например, в китайской азбуке есть огромное количество символов. 8 разрядов недостаточно, чтобы представить весь набор символов китайской азбуки. Поэтому, если нужно использовать программу на международном рынке, целесообразно заменить тип char на wchar_t .

Пример использования типа wchar_t .

... wchar_t t; // для переменной t выделяется 2 байта памяти t = "s"; ...

Тип данных определяет множество значений, набор операций, которые можно применять к таким значениям и способ реализации хранения значений и выполнения операций.

Процесс проверки и накладывания ограничений на типы используемых данных называется контролем типов или типизацией программных данных . Различают следующие виды типизации:

  • Статическая типизация - контроль типов осуществляется при компиляции.
  • Динамическая типизация - контроль типов осуществляется во время выполнения.

Язык Си поддерживает статическую типизацию, и типы всех используемых в программе данных должны быть указаны перед ее компиляцией.

Различают простые, составные и прочие типы данных.

Простые данные

Простые данные можно разделить на

  • целочисленные,
  • вещественные,
  • символьные
  • логические.

Составные (сложные) данные

  • Массив — индексированный набор элементов одного типа.
  • Строковый тип — массив, хранящий строку символов.
  • Структура — набор различных элементов (полей записи), хранимый как единое целое и предусматривающий доступ к отдельным полям структуры.

Другие типы данных

  • Указатель — хранит адрес в памяти компьютера, указывающий на какую-либо информацию, как правило - указатель на переменную.

Программа, написанная на языке Си, оперирует с данными различных типов. Все данные имеют имя и тип. Обращение к данным в программе осуществляется по их именам (идентификаторам).

Идентификатор - это последовательность, содержащая не более 32 символов, среди которых могут быть любые буквы латинского алфавита a — z, A — Z, цифры 0 — 9 и знак подчеркивания (_). Первый символ идентификатора не должен быть цифрой.

Несмотря на то, что допускается имя, имеющее до 32 символов, определяющее значение имеют только первые 8 символов. Помимо имени, все данные имеют тип. Указание типа необходимо для того, чтобы было известно, сколько места в оперативной памяти будет занимать данный объект.

Компилятор языка Си придерживается строгого соответствия прописных и строчных букв в именах идентификаторов и лексем.

Целочисленные данные

Целочисленные данные могут быть представлены в знаковой и беззнаковой форме.

Беззнаковые целые числа представляются в виде последовательности битов в диапазоне от 0 до 2 n -1, где n-количество занимаемых битов.

Знаковые целые числа представляются в диапазоне -2 n-1 …+2 n-1 -1. При этом старший бит данного отводится под знак числа (0 соответствует положительному числу, 1 – отрицательному).

Основные типы и размеры целочисленных данных:

Вещественные данные

Вещественный тип предназначен для представления действительных чисел. Вещественные числа представляются в разрядной сетке машины в нормированной форме.

Нормированная форма числа предполагает наличие одной значащей цифры (не 0) до разделения целой и дробной части. Такое представление умножается на основание системы счисления в соответствующей степени. Например, число 12345,678 в нормированной форме можно представить как

12345,678 = 1,2345678·10 4

Число 0,009876 в нормированной форме можно представить как

0,009876 = 9,876·10 -3

В двоичной системе счисления значащий разряд, стоящий перед разделителем целой и дробной части, может быть равен только 1. В случае если число нельзя представить в нормированной форме (например, число 0), значащий разряд перед разделителем целой и дробной части равен 0.

Значащие разряды числа, стоящие в нормированной форме после разделителя целой и дробной части, называются мантиссой числа .

В общем случае вещественное число в разрядной сетке вычислительной машины можно представить в виде 4 полей.

  • знак — бит, определяющий знак вещественного числа (0 для положительных чисел, 1 — для отрицательных).
  • степень — определяет степень 2, на которую требуется умножить число в нормированной форме. Поскольку степень 2 для числа в нормированной форме может быть как положительной, так и отрицательной, нулевой степени 2 в представлении вещественного числа соответствует величина сдвига, которая определяется как

    где n — количество разрядов, отводимых для представления степени числа.

  • целое — бит, который для нормированных чисел всегда равен 1, поэтому в некоторых представлениях типов этот бит опущен и принимается равным 1.
  • мантисса — значащие разряды представления числа, стоящие после разделителя целой и дробной части в нормированной форме.

Различают три основных типа представления вещественных чисел в языке Си:

Как видно из таблицы, бит целое у типов float и double отсутствует. При этом диапазон представления вещественного числа состоит из двух диапазонов, расположенных симметрично относительно нуля. Например, диапазон представления чисел типа float можно представить в виде:

Пример : представить число -178,125 в 32-разрядной сетке (тип float ).

Для представления числа в двоичной системе счисления преобразуем отдельно целую и дробную части:

178 10 = 10110010 2 .

0,125 10 = 0,001 2 .

178,125 10 = 10110010,001 2 =1,0110010001·2 111

Для преобразования в нормированную форму осуществляется сдвиг на 7 разрядов влево).

Для определения степени числа применяем сдвиг:

0111111+00000111 = 10000110 .

Таким образом, число -178,125 представится в разрядной сетке как

Символьный тип

Символьный тип хранит код символа и используется для отображения символов в различных кодировках. Символьные данные задаются в кодах и по сути представляют собой целочисленные значения. Для хранения кодов символов в языке Си используется тип char .

Логический тип

Логический тип имеет применяется в логических операциях, используется при алгоритмических проверках условий и в циклах и имеет два значения:

  • истина — true
  • ложь — — false

В программе должно быть дано объявление всех используемых данных с указанием их имени и типа. Описание данных должно предшествовать их использованию в программе.

Пример объявления объектов

int n; // Переменная n целого типа
double a; // Переменная a вещественного типа двойной точности

Целый тип (int)

Размер типа int не определяется стандартом, а зависит от компьютера и компилятора.

Для 16-разрядного процессора под величины этого типа отводится 2 байта,

для 32-разрядного - 4 байта.

Спецификатор short перед именем типа указывает компилятору, что под число требуется отвести 2 байта независимо от разрядности процессора.

Спецификатор long означает, что целая величина будет занимать 4 байта.

Таким образом, на 16-разрядном компьютере эквиваленты int и short int,

а на 32-разрядном - int и long int.

Внутреннее представление величины целого типа - целое число в двоичном коде. При использовании спецификатора signed старший бит числа интерпретируется как знаковый (0 - положительное число, 1 - отрицательное). Спецификатор unsigned позволяет представлять только положительные числа, поскольку старший разряд рассматривается как часть кода числа. Т. о., диапазон значений типа int зависит от спецификаторов. Диапазоны значений величин целого типа с различными спецификаторами для IBM PC-совместимых компьютеров приведены в таблице «Диапазоны значений простых типов данных».

По умолчанию все целочисленные типы считаются знаковыми, то есть спецификатор signed можно опускать.

Константам, встречающимся в программе, приписывается тот или иной тип в соответствии с их видом. Если он по каким-либо причинам не устраивает программиста, моно явно указать требуемый тип с помощью суффиксов L, l (long) и U, u (unsigned). Например, константа 32L будет иметь тип long и занимать 4 байта. Можно использовать суффиксы L и U одновременно, например, 0x22UL или 05Lu.

Примечание. Типы short int, long int, signed int и unsigned int можно сокращать до short, long, signed и unsigned соответственно.

Символьный тип (char)

Под величину символьного типа отводится количество байт, достаточное для размещения любого символа из набора символов для данного компьютера, что и обусловило название типа. Как правило, это 1 байт. Тип char, как и другие целые типы, может быть со знаком или без знака. В величинах со знаком можно хранить значения в диапазоне от -128 до 127. При использовании спецификатора unsigned значения могут находиться в пределах от 0 до 255. Этого достаточно для хранения любого символа из 256-символьного набора ASCII. Величины типа char применяются также для хранения целых чисел.



Расширенный символьный тип (wchar_t)

Тип wchar_t предназначен для работы с набором символов, для кодировки которых недостаточно 1 байта. Например, Unicode. Размер этого типа зависит от реализации; как правило, он соответствует типу short. Строковые константы типа wchar_t записываются с префиксом L, например, L“Gates”.

Логический тип (bool)

Величины логического типа могут принимать только значения true и false , являющиеся зарезервированными словами. Внутренняя форма представления значения false - 0 (нуль). Любое другое значение интерпретируется как true. При преобразовании к целому типу true имеет значение 1.

Типы с плавающей точкой (float, double и long double)

Стандарт C++ определяет три типа данных для хранения вещественных значений: float, double и long double.

Типы данных с плавающей точкой хранятся в памяти иначе, чем целочисленные. Внутреннее представление вещественного числа состоит из двух частей - мантиссы и порядка .

В IBM PC-совместимых компьютерах величины типа float занимают 4 байта, из которых один двоичный разряд отводится под знак мантиссы , 8 разрядов под порядок и 23 под мантиссу . Мантисса - это число, большее 1.0, но меньшее 2.0. Поскольку старшая цифра мантиссы всегда равна 1, она не хранится.

Для величин типа double, занимающих 8 байт, под порядок и мантиссу отводится 11 и 52 разряда соответственно. Длина мантиссы определяет точность числа, а длина порядка - его диапазон. Как можно видеть из таблицы в конце записи, при одинаковом количестве байт, отводимом под величины типа float и long int, диапазоны их допустимых значений сильно различаются из-за внутренней формы представления .

Спецификатор long перед именем типа double указывает, что под его величину отводится 10 байт.

Константы с плавающей точкой имеют по умолчанию тип double. Можно явно указать тип константы с помощью суффиксов F, f (float) и L, l (long).

Например, константа 2E+6L будет иметь тип long double, а константа 1.82f - тип float.

При написании универсальных для разных платформ программ нельзя делать допущений о размере типа int. Для его получения необходимо пользоваться операцией sizeof, результатом которой является размер типа в байтах.

Например, для операционной системы MS-DOS sizeof (int) даст в результате 2, а для Windows 98 или OS/2 результатом будет 4.

В стандарте ANSI диапазоны значений для основных типов не задаются, определяются только соотношения между их размерами, например:

sizeof(float) ≤ slzeof(double) ≤ sizeof(long double)
sizeof(char) ≤ slzeof(short) ≤ sizeof(int) ≤ sizeof(long)

Примечание. Минимальные и максимальные допустимые значения для целых типов зависят от реализации и приведены в заголовочном файле (), характеристики вещественных типов - в файле (), а также в шаблоне класса numeric_limits

Тип void

Кроме перечисленных, к основным типам языка относится тип void, но множество значений этого типа пусто. Он используется для определения функций, которые не возвращают значения, для указания пустого списка аргументов функции, как базовый тип для указателей и в операции приведения типов.

Различные виды целых и вещественных типов, различающиеся диапазоном и точностью представления данных, введены для того, чтобы дать программисту возможность наиболее эффективно использовать возможности конкретной аппаратуры, поскольку от выбора типа зависит скорость вычислений и объем памяти. Но оптимизированная для компьютеров какого-либо одного типа программа может стать не переносимой на другие платформы, поэтому в общем случае следует избегать зависимостей от конкретных характеристик типов данных.

Тип Диапазон значений Размер (байт)
bool true и false
signed char -128 … 127
unsigned char 0 … 255
signed short int -32 768 … 32 767
unsigned short int 0 … 65 535
signed long int -2 147 483 648 … 2 147 483 647
unsigned long int 0 … 4 294 967 295
float 3.4e-38 … 3.4e+38
double 1.7e-308 … 1.7C+308
long double 3.4e-4932 … 3.4e+4932

Структура программы

Программа на языке С++ состоит из функций , описаний и директив препроцессора . Одна из функций должна иметь имя main . Выполнение программы начинается с первого оператора этой функции. Простейшее определение функции имеет следующий формат:

Как правило, функция используется для вычисления какого-либо значения, поэтому перед именем функции указывается его тип. Ниже приведены самые необходимые сведения о функциях:

  • если функция не должна возвращать значение, указывается тип void:
  • тело функции является блоком и, следовательно, заключается в фигурные скобки;
  • функции не могут быть вложенными;
  • каждый оператор заканчивается точкой с запятой (кроме составного оператора).

Пример структуры программы, содержащей функции main, fl и f2:

Программа может состоять из нескольких модулей (исходных файлов).

Замечания о вводе/выводе в C++

В языке С++ нет встроенных средств ввода/вывода - он осуществляется с помощью функций, типов и объектов, содержащихся в стандартных библиотеках.

Используется два способа: функции, унаследованные из языка С, и объекты С++.

Основные функции ввода/вывода в стиле С:

int scanf (const char* format, ...) // ввод
int printf(const char* format, ...) // вывод

Они выполняют форматированный ввод и вывод произвольного количества величин в соответствии со строкой формата format. Строка формата содержит символы, которые при выводе копируются в поток (на экран) или запрашиваются из потока (с клавиатуры) при вводе, и спецификации преобразования, начинающиеся со знака %, которые при вводе и выводе заменяются конкретными величинами.

Пример программы, использующей функции ввода/вывода в стиле С:

#include
int main() {
int i;
printf("Введите целое число\п");
scanf("%d", &i);
printf("Вы ввели число %d, спасибо!", i);
return 0;
}

Первая строка этой программы - директива препроцессора, по которой в текст программы вставляется заголовочный файл, содержащий описание использованных в программе функций ввода/вывода (в данном случае угловые скобки являются элементом языка). Все директивы препроцессора начинаются со знака #.

Третья строка - описание переменной целого типа с именем i.

Функция printf в четвертой строке выводит приглашение «Введите целое число» и переходит на новую строку в соответствии с управляющей последовательностью \n. Функция scanf заносит введенное с клавиатуры целое число в переменную i (знак & означает операцию получения адреса), а следующий оператор выводит на экран указанную в нем строку, заменив спецификацию преобразования на значение этого числа.

Программа с использованием библиотеки классов С++:

#include
int main() {
int i;
cout << "Введите целое число\n "; cin >> i;
cout << "Вы ввели число " << i << ", спасибо!";
return 0;
}

Заголовочный файл содержит описание набора классов для управления вводом/выводом. В нем определены стандартные объекты-потоки cin для ввода с клавиатуры и cout для вывода на экран, а также операции помещения в поток < < и чтения из потока >>.

Можно использовать оба способа организации ввода\вывода, но в одной программе смешивать их не рекомендуется.

Для хранения различных данных в языках программирования используют переменные. Переменной называется область памяти, имеющая имя, которое иначе называют идентификатором.

Давая переменной имя, программист одновременно тем же именем называет и область памяти, куда будут записываться значения переменной для хранения.

Хорошим стилем является осмысленное именование переменных. Разрешается использовать строчные и прописные буквы, цифры и символ подчёркивания, который в Си считается буквой. Первым символом обязательно должна быть буква, в имени переменной не должно быть пробелов. В современных версиях компиляторов длина имени практически не ограничена. Имя переменной не может совпадать с зарезервированными ключевыми словами. Заглавные и строчные буквы в именах переменных различаются, переменные a и A - разные переменные.

Зарезервированные ключевые слова auto double int struct break else long switch register tupedef char extern return void case float unsigned default for signed union do if sizeof volatile continue enum short while
В языке Си все переменные должны быть объявлены. Это означает, что, во-первых, в начале каждой программы или функции Вы должны привести список всех используемых переменных, а во-вторых, указать тип каждой из них.

При объявлении переменной компилятор отводит ей место в памяти в зависимости от её типа. Стандартными средствами AVR GCC работает с типами данных char (символьный тип) и int (целочисленный тип).

Типы переменных

Тип char

char - является самым экономным типом. Тип char может быть знаковым и беззнаковым. Обозначается, соответственно, как "signed char " (знаковый тип) и "unsigned char " (беззнаковый тип). Знаковый тип может хранить значения в диапазоне от -128 до +127. Беззнаковый - от 0 до 255. Под переменную типа char отводится 1 байт памяти (8 бит).

Ключевые слова (модификаторы) signed и unsigned указывают, как интерпретируется нулевой бит объявляемой переменной, т.е., если указано ключевое слово unsigned, то нулевой бит интерпретируется как часть числа, в противном случае нулевой бит интерпретируется как знаковый.

Тип int

Целочисленная величина int может быть short (короткой) или long (длинной).

Ключевое слово (модификатор) short ставится после ключевых слов signed или unsigned . Таким образом, различают следующие типы: signed short int, unsigned short int, signed long int, unsigned long int .

Переменная типа signed short int (знаковая короткая целая) может принимать значения от -32768 до +32767, unsigned short int (беззнаковая короткая целая) - от 0 до 65535. Под каждую из них отводится ровно по два байта памяти (16 бит).

При объявлении переменной типа signed short int ключевые слова signed и short могут быть пропущены, и такой тип переменной может быть объявлен просто int . Допускается и объявление этого типа одним ключевым словом short .

Переменная unsigned short int может быть объявлена как unsigned int или unsigned short .

Под каждую величину signed long int или unsigned long int отводится 4 байта памяти (32 бита). Значения переменных этого типа могут находиться в интервалах от -2147483648 до 2147483647 и от 0 до 4294967295 соответственно.

Существуют также переменные типа long long int , для которых отводится 8 байт памяти (64 бита). Они также могут быть знаковыми и беззнаковыми. Для знакового типа диапазон значений лежит в пределах от -9223372036854775808 до 9223372036854775807, для беззнакового - от 0 до 18446744073709551615. Знаковый тип может быть объявлен и просто двумя ключевыми словами long long .

Тип Диапазон Шестнадцатиричный диапазон Размер
unsigned char 0 ... 255 0x00 ... 0xFF 8 bit
signed char
или просто
char
-128 ... 127 -0x80 ... 0x7F 8 bit
unsigned short int
или просто
unsigned int или unsigned short
0 ... 65535 0x0000 ... 0xFFFF 16 bit
signed short int или signed int
или просто
short или int
-32768 ... 32767 0x8000 ... 0x7FFF 16 bit
unsigned long int
или просто
unsigned long
0 ... 4294967295 0x00000000 ... 0xFFFFFFFF 32 bit
signed long
или просто
long
-2147483648 ... 2147483647 0x80000000 ... 0x7FFFFFFF 32 bit
unsigned long long 0 ... 18446744073709551615 0x0000000000000000 ... 0xFFFFFFFFFFFFFFFF 64 bit
signed long long
или просто
long long
-9223372036854775808 ... 9223372036854775807 0x8000000000000000 ... 0x7FFFFFFFFFFFFFFF 64 bit

Переменные объявляют в операторе описания. Оператор описания состоит из спецификации типа и списка имён переменных, разделённых запятой. В конце обязательно должна стоять точка с запятой.

Объявление переменной имеет следующий формат:

[модификаторы] спецификатор_типа идентификатор [, идентификатор] ...

Модификаторы - ключевые слова signed , unsigned , short , long .
Спецификатор типа - ключевое слово char или int , определяющее тип объявляемой переменной.
Идентификатор - имя переменной.

Пример: char x; int a, b, c; unsigned long long y;
Таким образом, будут объявлены переменные x , a , b , c , y . В переменную x можно будет записывать значения от -128 до 127. В переменные a , b , c - от -32768 до +32767. В переменную y - от 0 до 18446744073709551615.

Инициализация значения переменной при объявлении

При объявлении переменную можно проинициализировать, то есть присвоить ей начальное значение. Сделать это можно следующим образом. int x = 100; Таким образом, в переменную x при объявлении сразу же будет записано число 100.

Лучше избегать смешивания инициализируемых переменных в одном операторе описания, то есть инициализируемые переменные лучше объявлять в отдельных строках.

Константы

Переменная любого типа может быть объявлена как немодифицируемая. Это достигается добавлением ключевого слова const к спецификатору типа. Переменные с типом const представляют собой данные, используемые только для чтения, то есть этой переменной не может быть присвоено новое значение. Если после слова const отсутствует спецификатор типа, то константы рассматриваются как величины со знаком, и им присваивается тип int или long int в соответствии со значением константы: если константа меньше 32768, то ей присваивается тип int , в противном случае long int .

Пример: const long int k = 25; const m = -50; // подразумевается const int m=-50 const n = 100000; // подразумевается const long int n=100000

Присваивание

Для присваивания в Си служит знак "=". Выражение, стоящее справа от знака присваивания, вычисляется, и полученное значение присваивается переменной, стоящей слева от знака присваивания. При этом предыдущее значение, хранящееся в переменной, стирается и заменяется на новое.

Оператор "=" не следует понимать как равенство.
Например, выражение a = 5; следует читать как "присвоить переменной a значение 5".

Примеры: x = 5 + 3; // сложить значения 5 и 3, // результат присвоить переменной x (записать в переменную x) b = a + 4; // прибавить 4 к значению, хранящемуся в переменной a, // полученный результат присвоить переменной b (записать в переменную b) b = b + 2; // прибавить 2 к значению, хранящемуся в переменной b, // полученный результат присвоить переменной b (записать в переменную b)
В правой части значение переменной может использоваться несколько раз: c = b * b + 3 * b;

Пример: x = 3; // переменной x будет присвоено значение 3 y = x + 5; // к значению, хранящемуся в переменной x, будет прибавлено число 5, // полученный результат будет записан в переменную y z = x * y; // значения переменных x и y будут перемножены, // результат будет записан в переменную z z = z - 1; // от значения, хранящегося в переменной z, будет отнято 1 // результат будет записан в переменную z
Таким образом, в переменной z будет храниться число 23

Кроме простого оператора присваивания "=", в Си существует еще несколько комбинированных операторов присваивания: "+=", "-=", "*=
Примеры: x += y; // то же, что и x = x + y; - сложить x и y // и записать результат в переменную x x -= y; // то же, что и x = x - y; - отнять от x значение y // и записать результат в переменную x x *= y; // то же, что и x = x * y; - умножить x на y // и записать результат в переменную x x /= y; // то же, что и x = x / y; - разделить x на y // и записать результат в переменную x x %= y; // то же, что и x = x % y; // вычислить целочисленный остаток от деления x на y // и записать результат в переменную x

Инкремент и декремент

Если необходимо изменить значение переменной на 1, то используют инкремент или декремент .

Инкремент - операция увеличения значения, хранящегося в переменной, на 1.

Пример: x++; // значение переменной x будет увеличено на 1 $WinAVR = ($_GET["avr"]); if($WinAVR) include($WinAVR);?>
Декремент - операция уменьшения значения, хранящегося в переменной, на 1.

Пример: x--; // значение переменной x будет уменьшено на 1
Инкремент и декремент относятся к операциям присваивания. При использовании декремента и инкремента совместно с оператором присваивания "=" применяют постфиксную (x++) или префиксную (++x) запись. Первой выполняется префиксная запись.

Примеры: y = x++;
Предположим, что в переменной x хранилось значение 5. Тогда в y будет записано значение 5, после чего значение переменной x будет увеличено на 1. Таким образом, в y будет 5, а в x - 6. y = --x;
Если в x хранилось значение 5, то сначала будет выполнено уменьшение x до 4, а затем это значение будет присвоено переменной y . Таким образом, x и y будет присвоено значение 4.

При написании программы на любом языке вам нужно использовать различные переменные для хранения различной информации. Переменные - это не что иное, как зарезервированные ячейки памяти для хранения значений. Это означает, что при создании переменной вы сохраняете некоторое пространство в памяти.

Вы можете хранить информацию различных типов данных, таких как символ, широкий символ, целое число, плавающая точка, двойная плавающая точка, логическое значение и т. Д. На основе типа данных переменной операционная система выделяет память и решает, что можно сохранить в зарезервированная память.

Примитивные встроенные типы

C ++ предлагает программисту богатый набор встроенных, а также пользовательских типов данных. В следующих таблицах перечислены семь основных типов данных C ++:

Type Keyword
Boolean bool
Character char
Integer int
Floating point float
Double floating point double
Valueless void
Wide character wchar_t

Некоторые из основных типов могут быть изменены с использованием одного или нескольких модификаторов этого типа:

  • signed
  • unsigned
  • short

В следующей таблице показан тип переменной, объем памяти, который требуется для хранения значения в памяти, и то, что является максимальным и минимальным значением, которое может быть сохранено в таких переменных.

Type Typical Bit Width Typical Range
char 1byte -127 to 127 or 0 to 255
unsigned char 1byte 0 to 255
signed char 1byte -127 to 127
int 4bytes -2147483648 to 2147483647
unsigned int 4bytes 0 to 4294967295
signed int 4bytes -2147483648 to 2147483647
short int 2bytes -32768 to 32767
unsigned short int Range 0 to 65,535
signed short int Range -32768 to 32767
long int 4bytes -2,147,483,648 to 2,147,483,647
signed long int 4bytes same as long int
unsigned long int 4bytes 0 to 4,294,967,295
float 4bytes +/- 3.4e +/- 38 (~7 digits)
double 8bytes
long double 8bytes +/- 1.7e +/- 308 (~15 digits)
wchar_t 2 or 4 bytes 1 wide character

Размер переменных может отличаться от размера, указанного в приведенной выше таблице, в зависимости от компилятора и компьютера, который вы используете. Ниже приведен пример, который даст правильный размер различных типов данных на вашем компьютере.

#include using namespace std; int main() { cout << "Size of char: " << sizeof(char) << endl; cout << "Size of int: " << sizeof(int) << endl; cout << "Size of short int: " << sizeof(short int) << endl; cout << "Size of long int: " << sizeof(long int) << endl; cout << "Size of float: " << sizeof(float) << endl; cout << "Size of double: " << sizeof(double) << endl; cout << "Size of wchar_t: " << sizeof(wchar_t) << endl; return 0; }

В этом примере используется endl , который вводит символ новой строки после каждой строки, а оператор << используется для передачи нескольких значений на экран. Мы также используем оператор sizeof () для получения размера различных типов данных.

Когда приведенный выше код компилируется и выполняется, он производит следующий результат, который может варьироваться от машины к машине:

Size of char: 1 Size of int: 4 Size of short int: 2 Size of long int: 4 Size of float: 4 Size of double: 8 Size of wchar_t: 4

Декларации typedef

Вы можете создать новое имя для существующего типа с помощью typedef . Ниже приведен простой синтаксис для определения нового типа с использованием typedef:

Typedef type newname;

Например, следующее говорит компилятору, что ногами является другое имя для int:

Typedef int feet;

Теперь следующая декларация совершенно легальна и создает целочисленную переменную, называемую расстоянием:

Feet distance;

Перечисленные типы

Перечислимый тип объявляет необязательное имя типа и набор из нуля или более идентификаторов, которые могут использоваться как значения типа. Каждый перечислитель является константой, тип которой является перечислением. Для создания перечисления требуется использование ключевого слова enum . Общий вид типа перечисления:

Enum enum-name { list of names } var-list;

Здесь enum-name - это имя типа перечисления. Список имен разделяется запятой. Например, следующий код определяет перечисление цветов, называемых цветами, и переменной c цвета типа. Наконец, c присваивается значение «blue».

Enum color { red, green, blue } c; c = blue;

По умолчанию значение первого имени равно 0, второе имя имеет значение 1, а третье - значение 2 и т. Д. Но вы можете указать имя, определенное значение, добавив инициализатор. Например, в следующем перечислении зеленый будет иметь значение 5.

Enum color { red, green = 5, blue };

Здесь blue будет иметь значение 6, потому что каждое имя будет больше, чем предыдущее.