Задачи урока Образовательная: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования. Образовательная: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования. Воспитательная: Продолжить работу по развитию самостоятельности и внимания учащихся. Воспитательная: Продолжить работу по развитию самостоятельности и внимания учащихся. Развивающая: Продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить. Развивающая: Продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить. 3
« Физика » человека (электрические параметры) Удельное сопротивление тканей тела, мышцы,5*10 4 Ом*мм 2 /м мышцы,5*10 4 Ом*мм 2 /м кровь,8*10 4 Ом*мм 2 /м кровь,8*10 4 Ом*мм 2 /м верхний слой кожи (сухой) 3,3*10 9 Ом*мм 2 /м верхний слой кожи (сухой) 3,3*10 9 Ом*мм 2 /м кость (без надкостницы) 2*10 10 Ом*мм 2 /м кость (без надкостницы) 2*10 10 Ом*мм 2 /м Сопротивление тела человека от конца одной Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой(при сухой руки до конца другой(при сухой неповрежденной коже рук), кОм неповрежденной коже рук), кОм 9
«Физика » человека (электрические параметры) Сила тока через тело человека, Сила тока через тело человека, считающаяся безопасной,...до 1мА считающаяся безопасной,...до 1мА Сила тока через тело человека, Сила тока через тело человека, приводящая к серьезным поражениям организма, мА приводящая к серьезным поражениям организма, мА Безопасное электрическое напряжение Безопасное электрическое напряжение (сырое помещение), В (сырое помещение), В Безопасное электрическое напряжение Безопасное электрическое напряжение (сухое помещение), В (сухое помещение), В 10
Тема урока: Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательная цель:
1. Научить учащихся определять сопротивление проводника, используя закон Ома.
2. Научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической цепи.
3. Формировать умение собирать электрические цепи, измерять в них силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра.
4. Техника безопасности.
Развивающая цель: 1. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (Познавательные УУД)
2. Формировать умение планировать, проверять и оценивать учебную деятельность(Регулятивные УУД)
3. Развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)
Воспитательная цель: Воспитывать здоровую и социально-активную личность, укреплять чувство дружбы, товарищества
Тип урока: урок развивающего контроля
Приборы и материалы: Источник питания, исследуемые проводники, ползунковый реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Тема | Лабор. работа |
|
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Формирование практических умений использовать полученные знания; | Личностные: Формирование коммуникативной компетенции Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Осознание ответственности человека за общее благополучие. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально, в парах и в группах Познавательные: Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; Умение анализировать, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Умение формулировать собственное мнение и позицию; Воспитание уважительного отношения к мнению других. |
|
Учебные задачи | Приобщение к новому социальному опыту через изучение материала Развитие навыков и умений во всех видах деятельности. Развитие умения систематизировать знания и на их основе составлять алгоритмы действий. |
|
Организация пространства |
||
Межпредметные связи Русский язык, ОБЖ, музыка, биология, анатомия человека, | Формы работы Фронтальный опрос Индивидуальная работа Рефлексия | Ресурсы Лаборат. оборуд. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ФормируемыеУУД | Медиа ресурс |
|
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Сообщает цель и задачи урока. | Слушают учителя и приветствуют его. | Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать учителя и одноклассников | ||
Актуализация знаний и пробное учебное действие Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Проверка домашнего задания Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Для успешного выполнения лабораторной работы необходимо повторить следующие вопросы:
| Отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль правильности выполнения работы Коммуникативные УУД: Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать ответы других и свою точку зрения. | ||
Выполнение лабораторной работы. | Приступаем к выполнению лабораторной работы «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» - стр. 173-174. Собираем цепь по описанию в учебнике. Передвигая ползунок реостата, уменьшаем и увеличиваем сопротивление проводника. Наблюдаем за показаниями амперметра. Делаем вывод. Добавляем в цепь вольтметр. По меняющимся данным силы тока и напряжения по закону Ома вычисляем сопротивление. Данные вносим в таблицу. Делаем вывод. | В результате должны доказать, что при перемещении ползунка реостата, сила тока в цепи увеличивается с уменьшением витков на реостате, и уменьшается, если сопротивление уменьшается. Убеждаются на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах. Оформляют работу в тетради. | Личностные: Мотивация к познанию, осмысление, самоосознание. | ||
Задание на дом. Инструктаж по его выполнению. | § 45-47, повторить | Записывают задание. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. подведение итогов изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели. закончить урок в благоприятной атмосфере. | Разбор лабораторной работы, выводов и доказательств, сделанных в ходе работы. Оценивают свою успешность выполнения работы. | Подводят итог урока (что нового узнали, чему научились). | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять степень успешности работы. |
Цели урока:
- Научить учащихся определять сопротивление проводника, используя закон Ома.
- Научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической цепи.
- Формировать умение собирать электрические цепи, измерять в них силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра.
- Техника безопасности.
Оборудование:
- Источник питания, исследуемые проводники, ползунковый реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
- Компьютеры – 12.
- Ноутбуки – 2.
- Проектор – 1.
- Экран.
- Электронные мультимедийные карточки (ресурсы взяты в сети Интернет):
- Ползунковый реостат – Приложение 1 ;
- Закон Ома – Приложение 2 ;
- Тест сопротивление проводника – Приложение 3 .
План урока:
- Орг. Момент.
- Техника безопасности.
- Напоминаю основные элементы электрической цепи и представляю реостат (Ползунковый реостат).
- Повторяем закон Ома – слайд оставляю на экране (Закон Ома). Использую проектор и экран.
- Готовим тетради для контрольных и лабораторных работ к записям лабораторных результатов (дата, лабораторная работа №5, №6, название лабораторной работы, цель работы, приборы и материалы, таблицу для измерения результатов опытов).
- Выполняем лабораторные работы №5, 6.
Ход урока
I. Орг момент (2 минуты).
II. Техника безопасности (2 минуты).
III. Подготовка контрольной тетради для записей измерений лабораторной работы №5.
Провожу на одном уроке две лабораторные работы. На предыдущих лабораторных работах (№3 и №4) обучающиеся уже научились пользоваться амперметрами и вольтметрами, выяснили правила включения их в цепь, определяли цену деления амперметра и вольтметра. Но все, же еще раз необходимо напомнить учащимся правила техники безопасности, когда необходимо делать различные переключения в цепи, особенно при изменении положения вольтметра в схеме.
Лабораторную работу провожу двумя способами: виртуальный (на компьютере) и реальный (лаборант готовит лабораторное оборудование: источник постоянного тока, ключ, амперметр, проволочный резистор и ползунковый реостат). Урок провожу в кабинете информатики (12 стационарных компьютеров и 2 ноутбука). 14 обучающихся выполняют лабораторную работу индивидуально, а оставшиеся 11 человек делю на группы (5 групп по два человека), данные группы получают лабораторное оборудование.
Обучающиеся класса готовят записи для выполнения лабораторной работы №5
Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».
Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.
Приборы и материалы: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.
Указание к работе с физическим оборудованием (с указанием к лабораторной работе подробно знакомятся дома).
Указание к работе на компьютере.
В группах и на компьютерах ребята выполняют работу 15 минут. Ребята, выполнявшие лабораторную работу на компьютере садятся, за парты и оформляют лабораторную работу в тетради.
На оформление работы (вывод выполненной работы №5) отводится 3 минуты.
Переходим к выполнению лабораторной работы №6 (ребята делаю записи в тетрадях).
IV. Лабораторная работы №6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.
На основании полученных данных в лабораторной работе №5 можно рассчитать значения сопротивлений реостата при нахождении ползунка в разных положениях:
R 1 =U 1 /I 1 R 2 =U 2 /I 2 R 3 =U 3 /I 3
Ученики должны записать значения силы тока в цепи при максимальном сопротивлении реостата (Imin) и максимальное значение напряжения на нем Umax . Затем можно уменьшать сопротивление реостата до тех пор, пока сила тока в цепи не будет равна 1A, записывая при этом значение напряжения на реостате. На основании полученных данных можно рассчитать значение сопротивления реостата и сопротивление его активной части.
Результаты всех измерений и вычислений заносятся в таблицу.
Оформление лабораторной работы (расчёт сопротивлений, вывод) 10 минут.
Для контроля качества выполнения работы слежу за работой учащихся на всех этапах выполнения лабораторных работ. Наиболее способным учащимся в ходе работы можно предлагать творческие задания:
Те ребята, которые делали, работу за компьютером выполняют следующее творческое задание:
а) предложите способ определения длины медного проводника площадью поперечного сечения 1мм 2 , используя амперметр и вольтметр;
б) имея кусок провода, изготовьте реостат.
Ребята, работающие в группах выполняют вычислительную работу с помощью электронной карточки «Тест сопротивление проводника» на компьютере.
На выполнение творческой работы (на компьютере или в тетрадях) – 10 минут.
V. Домашнее задание (2 минуты).
- Повторить материал по теме «Закон Ома для участка цепи»;
- Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: №1319, 1320, 1328, 1330.
Урок
Реостаты. Лабораторная работа №5
«Регулирование силы тока реостатом»
Цель урока:
Учащиеся должны оценить свои умения применять знания о резисторе; познакомиться с реостатом (на уровне практического применения); научиться применять знания об элементах электрической цепи и правилах ее сборки; применять знания и умения, полученные на уроках физики, к решению практических задач.
Задачи урока:
Образовательные:
Выделить значение средств экспериментального исследования (приборов) в процессе познания. Выявить уровень усвоения теоретических знаний. Научить работать с физическими приборами. Познакомить с основными этапами деятельности при использовании экспериментального метода; с методами определения сопротивления.
Продолжить работу по формированию умений работать с измерительными приборами; составлять таблицы при оформлении результатов измерений. Проконтролировать уровень усвоения основных навыков пользования измерительными приборами.
Воспитательные:
Подчеркнуть взаимосвязь теории и практики как пример проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений.
Познакомить учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира. Раскрыть значение накопления фактов и их уточнения при изучении явлений. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Развития мышления:
Продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений. Работать над формированием умений выделять главную причину, влияющую на результат (формировать "зоркость" в поисках).
Работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения; развертывать доказательство на основе экспериментальных данных.
Основное содержание:
Работа с паспортными данными реостата. Сборка электрической цепи. Наблюдение изменения показания амперметра при движении ползунка реостата вправо, влево. Вычерчивание схем различных вариантов расположения ползунка реостата. Анализ действий, оформление результатов работы в отчете.
Оборудование:
Источник питания,
резистор,
амперметр,
вольтметр,
Проблемы:
1) Как устроен ползунковый реостат?
2) Схематическое изображение.
3) Для чего служит?
4)Почему используют проволоку с большим удельным сопротивлением?
Спроектировать лабораторную работу
Оборудование:
Основная идея:
Результат:
Предложите проект устройства, позволяющего определять сопротивление резистора методом сравнения с эталоном.
1. Сформулируйте гипотезу. ,
2. Предложите ее доказательства (физические обоснования).
3. Опишите модель процесса сравнения сопротивления резисторов.
4. Покажите ее плюсы и минусы.
Домашнее задание: А, Б) Самоконтроль знаний по перечню основных вопросов к пройденному учебному материалу в тетради.
В) А + собственный проект лабораторной работы.
Самооценка урока |
||||
Образовательные | Воспитательные | Развития мышления |
||
Приведенные в планировании | ||||
Внесенные в.план урока | ||||
Реализованные на уроке | ||||
Внесенные ----------------100%= Реализованные |
Конспект урока по физике, 8 класс.
Цели урока
:
Для учителя:
Обучающие:
- познакомить учащихся с устройством и применением реостатов.
- развивать практические навыки сборки электрической цепи, умения использования электрических приборов, умения логически мыслить;
- расширять политехнический кругозор учащихся
- прививать интерес и любовь к предмету;
- воспитывать выдержанность, тактичность, умение слушать товарищей; воспитывать аккуратность, четкость в ответах и действиях.
- узнать: что такое реостат? (Устройство, что это за прибор?)
- уметь: пользоваться реостатом.
- организовать работу в группах;
- организовать работу по определению темы урока, над постановкой целей урока;
- организовать осмысление процесса и результата деятельности; организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Mотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток » и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором. Давайте вспомним Пушкина:
«Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и … перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале»
- Кто-нибудь был в театре, кинотеатре, цирке?
- Наблюдали такое?
- Как же это происходит?
- Внимание! Черный ящик. Я продемонстрирую вам включение и выключение лампочки с помощью ключа!
- А теперь с помощью некоторого прибора!
На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата.
- Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.
- Что же в черном ящике? Что бы ответить на этот вопрос я предлагаю вам получить ключевое слово урока, которое будет являться темой урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и разгадать кроссворд.
3. Актуализация знаний (разгадать кроссворд)
1) Единица изменения силы тока? (Ампер)
2) Какие частицы участвуют в образовании электрического тока в металлах?
(Электрон)
3) Фамилия ученого? (Ом)
4) Какая физическая величина измеряется в Омах? (Сопротивление)
5) Единица измерения напряжения? (Вольт)
6) Какой элемент электрической цепи обозначается? Лампа
7) Прибор для измерения силы тока? (Амперметр)
(Выделенные слова появляются в кроссворде)
Открываю черный ящик!
4. Целеполагание
- Итак, тема сегодняшнего урока?
- Записываем число, классная работа и тему урока.
Тема урока: «Реостаты»
Сформулируем цели урока!?
Цели урока:
- узнать: что такое реостат? (Устройство, что это за прибор? Где применяется?)
- понимать: как работает реостат? (Принцип работы)
- уметь: пользоваться реостатом (Собирать цепи и чертить схемы содержащий данный прибор)
- Как мы добьемся выполнение целей урока?
Возможные ответы:
1. Что такое реостат?
2. Как им пользоваться?
3. Где применяется?
Уточнение учителя:
1) прочитаем учебник и выполним исследовательскую работу, т.е. поработаем в группах, от каждой группы представитель отчитается о проделанной работе
2) будет сопровождение урока презентацией из которой вы также почерпнете знания.
3) практические умения отработаем с вами в ходе лабораторной работы.
(Учитель делит класс на группы, таким способом, чтобы в каждой группе был лидер)
5. Первичное усвоение новых знаний
Работа в группах
Экспериментальное задание. Знакомство с устройством реостата.
- Предлагаю вам изучить ползунковый реостат, пользуясь § 47 учебника (стр109) (на каждой парте лабораторный реостат). Обратите внимание, что на каждом реостате имеется надпись, где указаны сопротивление обмотки и максимально допустимая сила тока, которую она может выдержать
6. Первичная проверка понимания
- Заканчиваем работу!
- Теперь проверим, как вы справились с заданием.
- Кто ответит на первый вопрос?
Проверка работы.
- Выходит представитель группы и рассказывает про устройство реостата (остальные могут дополнять и исправлять)
Как изолированы витки проволоки друг от друга у реостата?
Проволока покрыта тонким слоем не проводящий ток окалины.
Почему для изготовления реостата используют никелиновую проволоку?
Чтобы компактнее были, можно получить необходимое сопротивление не увеличением длины проволоки, а взяв большое удельное сопротивление.
- Вопросы для первой группы:
Какова роль ползунка в реостате?
Перемещая ползунок по стержню, можно увеличивать или уменьшать сопротивление реостата, включённого в цепь.
Как включается реостат в электрическую цепь?
Последовательно
- Молодцы ребята!
7. Первичное закрепление
- Ребята давайте попытаемся нарисовать схему цепи расположенного на моем столе (вызываю ученика к доске)
- Назовите элементы цепи!
- Мы знаем обозначения этих элементов на схеме? (Знаем!)
- А как обозначается реостат? (Не знают! Смотрят в учебник)
Учитель поясняет: стрелочка указывает в каком месте находиться ползунок
- Ребята, к целям нашего урока можно добавить еще одну цель: научиться регулировать силу тока с помощью реостата
- Для этого выполним лабораторную работу №5. Для экономии времени, выполнять будем на печатном тексте, который вложен в ваши тетради для лабораторных работ. Напоминаю, после сборки цепи приглашайте меня для проверки правильности сборки, во избежании порчи прибора.
- Итак, с помощью этой л/р мы научились пользоваться ползунковым реостатом, для изменения силы тока в цепи.
- Слово реостат произошло от греческого реос - течение, поток, статос - неподвижный.
- 1840 год Б.С. Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока. На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока.
8. Итоговое закрепление
- Давайте повторим:
1. Для чего нужен реостат?
2. Где должен располагаться ползунок реостата при максимальном сопротивлении?
3. Для проведения опыта собрали цепь, состоящие из последовательно соединённых источника тока, реостата, лампы и ключа.
На каком рисунке лампа горит ярче?
4. Изобразите схему этой эклектической цепи, указав положение ползунка на максимальную силу тока (в рабочей тетради)
9. Домашнее задание : § 47, упр. 21, доклад на тему «Реостаты в моей жизни» (по желанию)
10. Рефлексия
Литература
1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2009. - 191с.
2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 8 класс М.: ВАКО, 2009. - 368с.
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 2MB)