Создание собственных процедур и функций Delphi. Создание формы "О программе" в Delphi

Перед созданием своего компонента нужно выбрать для него предка. Кто же может быть предком для вашего компонента?

Как правило, используются в виде предков TComponent, TControl, TWinControl, TGraphicControl, TCustomXXXXXX, а также все компоненты палитры компонентов.
Возьмем для примера компонент TOpenDialog, который находится на странице Dialogs палитры компонентов. Он хорошо справляется со своей задачей, но у него есть одно маленькое неудобство. Каждый раз, когда его используешь необходимо каждый раз изменять значение свойства Options. И причем это, как правило, одни и те же действия.
OpenDialog1.Options:= OpenDialog1.Options + ;

чтобы файл, который мы пытаемся открыть с помощью этого диалогового окна, действительно существовал на диске.
Задание для себя мы уже выбрали, осталось за малым - создать компонент. Заготовку для компонента создаем, выбирая из меню команду Component/New Component... и в диалоговом окне выбираем
Ancestor type: TOpenDialog
Class Name: TOurOpenDialog
Palette Page: Our Test
Нажали Ok и у нас появился шаблон нашего будущего компонента.

Переопределяем конструктор у этого компонента, т.е. в секции public вставляем строку:

constructor Create(AOwner: TComponent); override;

нажатие на этой строке Ctrl + Shift + C создает шаблон для этого метода, внутри которого мы вставляем такие строки:

inherited Create(AOwner); {Вызываем унаследованный конструктор}
Options:= Options + ; {Выполняем необходимые нам действия}

Обратите внимание: Комбинации клавиш Ctrl + Shift + стрелки вверх/вниз позволяют перемещаться между объявлением метода и его реализацией.

Установка созданного компонента Component/Install Component...
Install Into New Package
Package file name: C:Program FilesBorlandDelphi4LibOurTest.dpk
Package description: Our tested package

Вам не нравится, что у нашего компонента иконка такая же как у стандартного? Тогда создадим для него свою собственную.
Для этого нам необходимо вызвать Tools/Image Editor. Создаем новый *.dcr файл.
Вставляем в него рисунок Resource/New/Bitmap. Устанавливаем размер картинки 24x24 точек. А дальше - ваше творчество...
Обратите внимание: цвет точек, совпадающий с цветом точки в левом нижнем углу рисунка, будет считаться ПРОЗРАЧНЫМ!
После того как вы создали свой рисунок, переименуйте его из Bitmap1 в TOurOpenDialog и сохраните файл с именем OurOpenDialog.dcr.
Удалите компонент из пакета и установите его снова (только в этом случае добавится и ссылка на *.dcr файл).
Compile, Install и удачи!

unit OurOpenDialog; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type TOurOpenDialog = class (TOpenDialog) private { Private declarations } protected public { Public declarations } constructor Create(AOwner: TComponent); override ; published end ; procedure register ; implementation procedure register ; begin RegisterComponents("Samples", ); end ; { TOurOpenDialog } constructor TOurOpenDialog.Create(AOwner: TComponent); begin inherited Create(AOwner); {Вызываем унаследованный конструктор} Options:= Options + ; {Выполняем необходимые нам действия} end ; end .

Объявление компонента состоит из секций, таких как private, protected, public и published . Что они означают?
Это директивы видимости.
Все что объявлено в секции private , доступно только внутри модуля в котором объявлен класс (приватные объявления). Здесь как правило объявляются переменные, в которых хранятся значения свойств, а также методы (процедуры или функции) доступа к ним.
Все что объявлено в секции protected , доступно как и в секции private, а также наследникам данного класса (интерфейс разработчика).
Здесь можно объявить методы доступа к значениям свойств (если вы хотите позволить изменять эти методы потомкам вашего компенента),
а также свойства, методы и события (методы реакции на события) в компонентах типа TCustomXXX.
Все что объявлено в секции public , доступно любому пользователю компонента (интерфейс этапа выполнения).
Здесь объявляются, как правило методы. В секции published можно объявлять только свойства и события (они объявляются в виде свойств).
Они доступны во время проектирования приложения (интерфейс этапа проектирования).

Свойства

Свойства типа масив - обычные массива Object Pascal, но в отличии от последних могут индексироваться не только числовыми значениями но и строковыми. К сожалению этот тип свойства требует пользовательского редактора свойств (в инспекторе объектов редактор свойства имеет кнопку с тремя точками [...]), по-этому в указанном ниже примере свойство ArrayProp объявлено в секции public .

type TOurComponent = class (TComponent) private { Private declarations } FArrayProp: array of integer; function GetArrayProp(aIndex: integer): integer; procedure SetArrayProp(aIndex: integer; const Value: integer); protected { Protected declarations } public { Public declarations } property ArrayProp: integer read GetArrayProp write SetArrayProp; published { Published declarations } end ;

Спецификаторы свойств

Спецификатор default указывает сохранять значение свойства в файле формы или нет. Если значение свойства совпадает со значением default - значение в файле формы не сохраняется, если значения не равны - сохраняется. Это можно проверить, положив компонент на форму и выбрать правой кнопкой мыши пункт меню "View as Text". Default не устанавливает первоначальное значение свойства к указанному. Это необходимо сделать в конструкторе компонента.

unit OurComponent; interface uses Windows, SysUtils, Classes, Graphics, Forms, Controls; type TOurComponent = class (TComponent) private { Private declarations } FMyInteger: Integer; protected { Protected declarations } public { Public declarations } constructor Create(AOwner: TComponent); override ; published { Published declarations } property MyInteger: Integer read FMyInteger write FMyInteger default 10; end ; implementation constructor TOurComponent.Create(AOwner: TComponent); begin inherited Create(AOwner); FInteger:= 10; end ; end .

Спецификатор nodefault отменяет заданное по умолчанию значение свойства. Этот спецификатор, как правило, используется для отмены заданого по умолчанию значения унаследованного свойства.
Например: property AutoSize nodefault ;

Спецификатор stored указывает когда сохранять в файле формы значение свойства. После stored может стоять true (всегда сохранять), false (никогда не сохранять) или название функции, которая возвращает логический результат.

property OneProp: integer read FOneProp write SetOneProp stored False; property TwoProp: integer read FTwoProp write SetTwoProp stored True; property ThreeProp: integer read FThreeProp write SetThreeProp stored Fuct;

И последнее:
Чтобы добавить картинку в компонент для демонстрации в панели компонентов надо: - создать ее размером 24*24 с именем файла.dcr (в ресурсе имя картинки равно имени компонента, заглавными буками)
- картинку положить рядом с компонентом.

Подпрограммы - процедуры и функции в языке Delphi служат для выполнения специализированных операций. Delphi имеет множество стандартных подпрограмм, но всё равно приходится создавать собственные для выполнения часто повторяющихся операций с данными, которые могут меняться.

Вообще, существует методика программирования "сверху вниз". Методика программирования "сверху вниз" разбивает задачу на несколько более простых, которые оформляются в виде подпрограмм. Те, в свою очередь, при необходимости также делятся до тех пор, пока стоящие перед программистом проблемы не достигнут приемлемого уровня сложности (то есть простоты!). Таким образом, эта методика программирования облегчает написание программ за счёт создания так называемого скелета, состоящего из описателей подпрограмм, которые в дальнейшем наполняются конкретными алгоритмами. Пустое описание подпрограммы иначе называется "заглушкой".

И процедуры , и функции позволяют добиться одинаковых результатов. Но разница всё же есть.

Процедура Delphi просто выполняет требуемые операции, но никаких результатов своих действий не возвращает. Результат - в тех изменениях, которые произошли в программе в процессе выполнения этой процедуры. В частности, процедура может поменять значения переменных, записать новые значения в ячейки компонентов, сделать запись в файл и т.д.

Функция Delphi также позволяет выполнить всё перечисленное, но дополнительно возвращает результат в присвоенном ей самой значении. То есть вызов функции может присутствовать в выражении справа от оператора присваивания. Таким образом, функция - более универсальный объект!

Описание подпрограммы состоит из ключевого слова procedure или function , за которым следует имя подпрограммы со списком параметров, заключённых в скобки. В случае функции далее ставится двоеточие и указывается тип возвращаемого значения. Обычная точка с запятой далее - обязательна! Сам код подпрограммы заключается в "логические скобки" begin/end . Для функции необходимо в коде присвоить переменной с именем функции или специальной зарезервированной переменной Result (предпочтительно) возвращаемое функцией значение. Примеры:


Описанная таким образом подпрограмма должна быть размещена в основной программе до первого её вызова. Иначе при компиляции получите извещение о том, что "неизвестный идентификатор..." Следить за этим не всегда удобно. Есть выход - разместить только заголовок подпрограммы там, где размещают описания всех данных программы .

Параметры - это список идентификаторов, разделённых запятой, за которым через двоеточие указывается тип. Если списков идентификаторов разных типов несколько, то они разделяются точкой с запятой. Всё, как и в случае обычного описания данных. Это так называемые формальные параметры. При вызове подпрограммы они заменяются на фактические - следующие через запятую данные того же типа, что и формальные.
Параметры в описании подпрограммы могут и отсутствовать , тогда она оперирует данными прямо из основной программы.

Теперь нужно ввести понятие локальных данных. Это данные - переменные, константы, подпрограммы, которые используются и существуют только в момент вызова данной подпрограммы. Они так же должны быть описаны в этой подпрограмме. Место их описания - между заголовком и началом логического блока - ключевым словом begin . Имена локальных данных могут совпадать с именами глобальных . В этом случае используется локальная переменная, причём её изменение не скажется на глобальной с тем же именем.
Совершенно аналогично локальным типам, переменным, константам могут быть введены и локальные процедуры и функции, которые могут быть описаны и использованы только внутри данной подпрограммы.

Теперь пример. Напишем программу суммирования двух чисел. Она будет состоять из Формы, на которой будет кнопка (компонент Button ), по нажатию на которую будет выполняться наша подпрограмма, и двух строк ввода (компоненты Edit ), куда будем вводить операнды. Начнём с процедуры .

var
Form1: TForm1;
A, B, Summa: Integer;
procedure Sum(A, B: Integer);

implementation

{$R *.dfm}

procedure
begin
A:=StrToInt(Edit1.Text);
B:=StrToInt(Edit2.Text);
Sum(A, B);
Caption:=IntToStr(Summa);
end;

procedure Sum(A, B: Integer);
begin
Summa:=A+B;
end;

Наша процедура находится после обработчика нажатия кнопки, где осуществляется её вызов. И программа работает именно потому, что заголовок процедуры вынесен в блок описания данных. Но всё же операция суммирования в данном случае производится как-то невнятно.
Теперь сделаем то же самое с помощью функции .

var
Form1: TForm1;
A, B, Summa: Integer;
function

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
A:=StrToInt(Edit1.Text);
B:=StrToInt(Edit2.Text);
Summa:=Sum(A, B); // На мой взгляд, сейчас более понятно, откуда что берётся
Caption:=IntToStr(Summa);
end;

function Sum(A, B: Integer): Integer;
begin
Result:=A+B;
end;

Есть особенности в использовании в качестве параметров больших по объёму структур данных, например, массивов, состоящих из нескольких тысяч (и больше) элементов. При передаче в подпрограмму данных большого объёма могут быть большие расходы ресурсов и времени системы. Поэтому используется передача не самих значений элементов (передача "по значению" , как в предыдущих примерах), а ссылки на имя переменной или константы (передача "по имени" ). Достигается это вставкой перед теми параметрами, которые мы хотим передать по имени, ключевого слова var .

function Sum(A, B: Integer; var Arr: array of Integer): Integer;

Если взглянуть на описание нашей подпрограммы и описание обработчика нажатия кнопки (это тоже подпрограмма!), который был создан Delphi, то видим, что перед именем обработчика (Button1Click) стоит TForm1 . Как мы знаем, в Delphi точкой разделяется объект и его атрибуты (свойства и методы). Таким образом, Delphi создаёт Button1Click как метод объекта Form1. Причём, буква T перед объектом говорит о том, что Button1Click не просто метод объекта, а метод класса объекта. Не будем этим пока заморачиваться, а просто будем поступать также . Описав свою процедуру или функцию как метод класса TForm1, мы получаем возможность использовать в ней объекты класса без указания его имени, что гораздо удобнее. То есть, если мы используем в нашей подпрограмме какие-либо компоненты, размещённые на Форме (например, Button1), то мы пишем

Button1.Width:=100; //Ширина кнопки
а не
Form1.Button1.Width:=100;

Также появляется возможность использовать встроенные переменные, такие как параметр Sender . В каждом обработчике этот объект указывает на источник, то есть тот объект, который вызывает данную подпрограмму. Например, в нашей процедуре суммирования Sender = Button1 . Проанализировав эту переменную, можно принять решение о тех или иных действиях.

Описав подпрограмму как метод класса, её описание мы должны поместить туда же, куда их помещает Delphi - в описание класса TForm1. Смотрите сами, где находится описание процедуры Button1Click. Для этого , поставив курсор внутрь подпрограммы Button1Click, нажмите CTRL+Shift и кнопку управления курсором "Вверх " или "Вниз " одновременно. Произойдёт переход к описанию подпрограммы (чтобы вернуться обратно, повторите это действие ещё раз). Ставьте описание своей подпрограммы рядом, с новой строки. Обратите внимание, что TForm1 уже не пишется.

Рекурсия - важное и мощное свойство процедур и функций в Delphi. Рекурсия это возможность подпрограммы в процессе работы обращаться к самой себе. Без использования рекурсии приходилось бы применять циклы, а это усложняет чтение программы. Рекурсивный вызов подпрограммы сразу проясняет смысл происходящего. Естественно, приходится следить за тем, чтобы в подпрограмме обязательно было условие, при выполнении которого дальнейшая рекурсия прекращается, иначе подпрограмма зациклится.

Часто, при работе с большим количеством файлов или просто для упорядочения, необходимо распределение файлов по отдельным каталогам и подкаталогам. Для автоматизации процесса, удобно, чтобы программа могла, при необходимости, самостоятельно создавать нужные ей директории для хранения файлов. В Delphi имеется набор функций для обеспечения данной задачи.

Создание папки

Создать папку в Delphi можно воспользовавшись функцией CreateDir или процедурой MkDir . Так же можно воспользоваться функцией ForceDirectories. Первые две команды корректно выполняют создание одной новой папки. Отличия же в том, как они себя ведут в случае если создать папку невозможно.

ForceDirectories(ExtractFilePath(Application.ExeName) + "/folder1/folder2/newfolder" );

Удаление папки

При удалении папки, важно учитывать есть ли в ней вложения или нет. Если папка пуста, то используется функция RemoveDir , в которой аналогично созданию, указывается путь к удаляемой папке. Функция при своем выполнении так же возвращает True, если удаление успешно и False, если удалить не удалось.

if RemoveDir("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка успешно удалена." )
else
ShowMessage("Ошибка: папка не удалена." );

Если же папка не пуста, то можно использовать пользовательскую функцию, которая будет последовательно удалять все вложенные файлы, а затем и пустые папки. Для среды Delphi 2010, можно воспользоваться следующим методом:

TDirectory.Delete("myfolder" , True);

При этом, в разделе описаний должна быть добавлена библиотека IOUtils.

uses IOUtils;

Если же такой возможности нет, стоит использовать следующую функцию, описанную еще в DelphiWorld. В параметре указывается путь к удаляемой папке. При успешном удалении (включая все вложения), функция вернет значение True, если удаление не удалось, вернет False.

// Функция удаления директории с вложениями.
function MyDirectoryDelete(dir: string): Boolean;
var
fos: TSHFileOpStruct;
begin
ZeroMemory(@fos, SizeOf(fos));
with fos do begin
wFunc:= FO_DELETE;
fFlags:= FOF_SILENT or FOF_NOCONFIRMATION
pFrom:= PChar(dir + #0);
end ;
Result:= (0 = ShFileOperation(fos));
end ;

// Вызов функции удаление в программе.
begin if MyDirectoryDelete("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка успешно удалена." )
else
ShowMessage("Ошибка: папка не удалена." );
end ;

В раздел описаний здесь необходимо добавить библиотеку ShellApi.

uses
ShellApi;

Проверка существования директории

Для проверки наличия директории используется функция DirectoryExists . В параметре так же указывается полный или относительный путь к папке. Если заданная папка существует, функция вернет True, в обратном случае False.

if DirectoryExists("myfolder" ) then
ShowMessage("Папка существует." )
else
ShowMessage("Такой папки нет." );


Разработка собственных компонентов

Если вас не устраивают стандартные компоненты, поставляемые вместе с Delphi, значит, вам пора попробовать себя в создtании своих собственных. Сначала мы начнем с простых и постепенно перейдем к более сложным. И так, начнем.

Перед созданием своего компонента важно правильно выбрать для него предка. Кто же может быть предком для вашего компонента? Как правило, используются в виде предков TComponent, TControl, TWinControl, TGraphicControl, TCustomXXXXXX, а также все компоненты палитры компонентов. Возьмем для примера компонент TOpenDialog, который находится на странице Dialogs палитры компонентов. Он хорошо справляется со своей задачей, но у него есть одно маленькое неудобство. Каждый раз, когда его используешь необходимо каждый раз изменять значение свойства Options. И причем это, как правило, одни и те же действия.


нажатие на этой строке Ctrl + Shift + C создает шаблон для этого метода, внутри которого мы вставляем такие строки:


Установка созданного компонента Component/Install Component...

  • Install Into New Package
  • Package file name: C:\Program Files\Borland\Delphi4\Lib\OurTest.dpk
  • Package description: Our tested package

Вам не нравится, что у нашего компонента иконка такая же как у стандартного? Тогда создадим для него свою собственную. Для этого нам необходимо вызвать Tools/Image Editor. Создаем новый *.dcr файл. Вставляем в него рисунок Resource/New/Bitmap. Устанавливаем размер картинки 24x24 точек. А дальше - ваше творчество... Обратите внимание: цвет точек, совпадающий с цветом точки в левом нижнем углу рисунка, будет считаться ПРОЗРАЧНЫМ!

После того как вы создали свой рисунок, переименуйте его из Bitmap1 в TOurOpenDialog и сохраните файл с именем OurOpenDialog.dcr. Удалите компонент из пакета и установите его снова (только в этом случае добавится и ссылка на *.dcr файл).

Compile, Install и удачи!

Дата публикации

Не все формы нужно создавать при запуске приложения. Некоторые лучше создавать в процессе работы программы.

В каком случае форму лучше создавать динамически?

Я бы выделил два основных момента.

  1. Если форма используется редко и велика вероятность того, что её вообще не вызовут. Примером может быть окно "О программе".
  2. Если количество экземпляров нашего окна может быть больше одного.

Как создать форму динамически, я как всегда представлю на примере.

Пример динамического создания формы.

  1. Нажмите пункт главного меню "File".
  2. Затем new.

Программа сама набросала класс будущей формы. Т.к. создавать окно мы будем по нажатию кнопки, предлагаю удалить следующие строки кода.

var Form2: TForm2; // Если Вы дали форме имя, то этот участок кода будет разниться

Объявление мы организуем локально, внутри обработчика кнопки. Сохраним получившийся модуль.

Теперь возвращаемся к главный форме. Подключим к ней только что созданный модуль: File->Use Unit...-> Выбираем нужный (Можно просто приписать в разделе Uses).

Создадим две кнопки. Создавать новое окно мы будем двумя различными способами:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var Form2: TForm2; begin Form2:= TForm2.Create(Application); Form2.Caption:= "Новое форма, способ 1"; Form2.Show; end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var Form2: TForm2; begin Application.CreateForm(TForm2,Form2); Form2.Caption:= "Новое форма, способ 2"; Form2.Show; end;

Вот, все очень просто, если же у Вас остались какие-то вопросы - пишите в комментарии. Буду раз ответить.