Изучите, как отладить JavaScript с помощью Chrome DevTools

Данная статья будет полезна web разработчикам, которые начинают работать с языком JavaScript и знакомятся с инструментами разработки, встроенными в браузер. Умение «дебажить» JavaScript приложение является очень важным для веб разработчика, поскольку позволяет быстро найти причину ошибки в сценарии.

Отладка в Google Chrome

Отладка приложения - процесс обнаружения, локализации и устранения ошибок при помощи отладчика (инструмента встроенного в среду разработки или другое ПО). При отладке разработчик может узнать значения переменных и ход выполнения программы.

Во всех современных браузерах есть инструменты, позволяющие разработчику анализировать работу веб приложения, в том числе и выполнять отладку JavaScript кода. Для того, чтобы открыть инструменты веб разработчика, в большинстве браузеров используется клавиша F12. В данной статье будет рассмотрена отладка JavaScript приложения на примере инструмента Web Inspector в браузере Google Chrome.

Ниже приведен HTML код страницы с простым сценарием, который будет анализироваться с помощью Web Inspector.

< div id ="myDiv"> div >

< script >

Var div = document.getElementById("mydiv" );

var text = "" ;

for ( var i = 0; i < 10; i++)

Text += i + " " ;

Div.innerHTML = text;

< script >

Задача данного сценария - создать ряд цифр от 0 до 9-ти и отобразить их в элементе div на странице. Но код не срабатывает, и мы попробуем найти проблему, выполнив отладку.

Запуск Web Inspector и переключение в окно отладчика.

Нажав на клавишу F12, мы получаем следующее окно в Google Chrome.

Убедитесь в том, что выбран пункт меню Sources, который и позволяет произвести отладку.

Окно отладки делится на три панели (отмечены на изображении цифрами):

1 - Панель файлов, подключенных к текущей странице, в которых есть JavaScript код.

2 - Панель, в которой будет отображаться JavaScript код выбранного файла.

3 - Панель с дополнительными настройками, упрощающими отладку.

Установка точки останова или breakpoint

Для того, чтобы начать отладку приложения, нужно определить, на каком этапе произойдет остановка выполнения сценария. Для этого, как и в большинстве других инструментах отладки, необходимо установить точку останова или breakpoint.

Точка останова (breakpoint ) - метка, которая указывает отладчику, на каком этапе выполнения приложения нужно сделать паузу.

Для начала необходимо выбрать файл, в котором будет выполнятся отладка JavaScript (для этого дважды щелкаем по файлу index.html)

После этого устанавливаем точку останова, нажимая на номер строки в центральной панели, которая отображает код выбранного файла. Точка останова отображается синим прямоугольником. Теперь, если обновить страницу, сценарий должен выполниться до 9 строки и остановиться. Далее мы сможем пошагово выполнять отладку приложения и отслеживать значения переменных в сценарии.

Одно из преимуществ отладчика - отображение ошибок, выброшенных интерпретатором. На строке 14 выводится сообщение - Uncaught TypeError: Cannot set property ‘innerHTML’ of null (невозможно установить свойство ‘innerHTML’ для null). Это сообщение уже может помочь в решении проблемы сценария. Сценарий пытается обратиться к свойству на переменной div - сообщение говорит о том, что в этой переменной null и для null нельзя установить значения свойства. Если в переменной null - значит нужно искать код, который записывает в переменную значение.

Пошаговая отладка JavaScript

После установки breakpoint нужно начать отладку. Для этого достаточно обновить страницу (F5). При наличии точки останова сценарий остановился на строке №9 (об этом свидетельствует синяя подсветка строки).

Отладка js и CSS

Изначально эту статью я хотел посвятить только тому, что касается отладки js сценариев. Но после написания, оказалось что, вопрос CSS отладки очень сильно связан с этими же отладчиками, поэтому создавать отдельную статью про CSS отладку просто не имеет смысла.

Javascript сочетает в себе мощность и разнообразие параллельно с примитивной отладкой в браузерах. Постоянно пользоваться функцией alert() - трата драгоценного времени. Поэтому без внешних инструментов отладки выявить ошибку и правильно настроить сценарии у Вас быстро не получится. Сценарии js выполняет браузер, но у самих браузеров инструменты по отладке js скриптов либо отсутствуют, либо настолько примитивные, что ими даже пользоваться не хочется.

CSS отладка - это важная составляющая кросс-браузерности вашего сайта. При верстке дизайна сайта верстальщики тестируют страницы в основных браузерах. Основная цель CSS отладки это одинаковое визуальное отображение страниц сайта во всех основных браузерах.

Под каждый браузер существуют специальные инструменты для отладки js сценариев и одновременно CSS отладки. Эти инструменты - специальные утилиты написанные под конкретный браузер. Поэтому отлаживать свои js скрипты Вам придется только под одним браузером, так как каждый браузер имеет свою утилиту.

Браузер Инструменты для отладки js сценариев
Firebug

Firebug Lite,
Dragonfly Opera 9.5 и выше

Firebug Lite
Существует, также, очень мощный инструмент для разработки и отладки
MS Visual Studio , но этот инструмент очень притормаживает и может выдавать ошибку в течении 5-7 сек.
IE 8 имеет встроенные Developer Tools (для отладки в IE 7 есть режим симуляции)

Самым популярным и удобным инструментом большинство считают Firebug для браузера Firefox. И в практической разработке js сценариев я тоже использую эту утилиту. Из всех представленных выше инструментов Firebug наиболее удобный в использовании и функциональней.


На изображение показана часть консоли Firebug"а.
Вкладка "Консоль " самая важная - на ней построчно отображаются ошибки выявленные во время выполнения js сценариев. В строке отображается причина ошибки, а справа название файла и номер строки. При нажатии на кнопку "Профилировать" она перейдет в нажатое состояние. Если Вы отожмете ее, появится таблица с перечнем функций которые выполняются браузером в реальном режиме. Будет показано названия функций, количество вызовов и время выполнения этих функций за промежуток пока было удержана кнопка "Профилировать ".
Второй по важности можно считать вкладку "Сценарий ". Здесь Вы можете увидеть внутренний код любого выбранного js файла. На вкладке, также доступны такие интересные параметры:


- декомпилировать исходники в eval . Позволяет выводить на экран исходный код скрипта, а не закодированный.
- останавливаться на всех ошибках . Останавливает выполнение скрипта на строках, где выявлена ошибка, с описанием ошибки. Сюда, также, относятся ошибки, которые не являются критическими для выполнения скрипта.
Останавливать выполнение скрипта в любой строке Вы можете и самостоятельно. При этом Вам будет доступен просмотр стека вызовов, где отображаются в хронологическом порядке все выполненные функции до точки остановки скрипта. При остановке скрипта, наведение мышки на любой элемент кода, вызывает всплывающее меню со значением элемента.


Вкладка "Сеть " отображает список загруженных скриптов. Если нажать на любой файл, то будет показана информация про обмен заголовками между браузером и сервером, а также содержимое js скрипта. В строке, также отображается размер и время загрузки скрипта.
Это может быть полезно не только при отладке сценариев, а и для ускорения загрузки страницы. Можно просматривать размеры рисунков, подгружаемых js сценариев и оценивать время затраченное на загрузку каждого элемента страницы. Цветовая гамма загрузки помимо отображения времени на загрузку элемента (страницы), времени DNS запроса и времени HTTP запроса, также показывает время ожидание ответа сервера. Или другими словами, время выполнения кода php.



Кроме всего, Firebug позволяет отслеживать ajax запросы, просматривать заголовки ответов и опять же оценивать время запросов.

Помимо всего Firebug имеет командную строку, которую при желании можно увеличить в окно произвольного размера и в нем вживую писать и сразу выполнять любой js код.
Разработчики Firebug создали специальную версию Firebug Lite, которая позволяет отлаживать js сценарии во всех других основных браузерах (Opera, IE, Safari). Правда эта версия немного урезана, но это все равно лучше чем ничего. Ну, и помимо самой отладки js сценариев, доступны также CSS отладка и структура DOM страницы. Выполнение js событий (onclick, onmousemove и т.д.) позволяет в реальном времени отслеживать изменения в HTML коде страницы и DOM документа. Измененные части html кода мгновенно подсвечиваются.
Если Вы выберите элемент страницы и нажмете на вкладку "Макет", то сможете увидеть как элемент позиционируется на странице, а вкладка "Стиль" отобразит все активные и переопределенные свойства элемента (перечеркнутое свойство).

Свойство переопределяется по последнему установленному значению по приоритетности места его назначения.

Opera Dragonfly

В целом Dragonfly тоже неплохой отладчик, но с первой попытки начать отладку у меня не получилось. При тестовой попытке отладить js сценарий, консоль ошибок почему-то упорно оставалась чистой, хотя в скрипте была допущена синтаксическая ошибка и, принудительно, отображалось окно "Консоль ошибок" с указание строки с ошибкой. Как оказалось, для каждой страницы необходимо было заново перезапускать Dragonfly.

По сути отладка js сценариев в Dragonfly это всего лишь дублирование информации об ошибке в "Консоле ошибок" в консоли самого Dragonfly.


Помимо этого, Dragonfly представляет обширные возможности по CSS отладки страницы. Как по мне, то немного проще для восприятия, чем в Firebug. Помимо позиционирования элемента в странице, Dragonfly предлагает просмотр отдельную вкладку "Рассчитанный стиль" в которой отображается все существующие свойства элемента и вкладку "Стили" со свойствами элемента разбитыми по классам.

Тогда как, Firebug на вкладке "Показать вычисленный стиль" отображает все свойства без цветового оформления. Однако, по сравнению с Firebug, изменение CSS свойств и просмотр изменений в реальном времени в Dragonfly недоступно. Каких-либо особенностей Dragonfly в отличие Firebug по отладке js сценариев нет. Есть также отображение Ajax запросов, заголовки обмена данные между клиентом и сервером, время запроса. Однако указывается лишь полное время запроса без детализации. При работе с Dragonfly складывается впечатление, что он немного притормаживает. Сравнение быстродействия консолей, показало что Dragonfly таки напрягает процессор больше, хоть и незначительно.

К минусам можно отнести то, что для отладки js сценариев не предусмотрено профилирование.

IE Developer Tools

Полный набор инструментов для отладки js сценариев и css отображение свойств элементов страницы. В случае синтаксической или другой ошибки в js сценарии в консоли отображается описание ошибки, название файла и номер строки в которой произошла ошибка.


К особенностям, которых нет в других отладчиках, можно отнести:
- возможность изменять размер страницы под популярные расширения (1024х768, 1280х768б 1280х1024 и другие);
- при профилировании "Создание/Остановка профилей " названия функций, количество вызовов и время выполнения этих функций за промежуток можно вывести в виде дерева. Что позволяет удобно отследить очередность и вложенность вызовов функций. Firebug позволяет выводить только общий список вызванных функций;
- функция "вид -> источник -> исходный код элемента со стилем" выводит в отдельном окне html код выделенного элемента вместе со всеми это css стилями. Это может быть особенно полезно, если Вам вдруг понадобится взять с другого сайта часть страницы вместе с сss стилями.
К минусам можно отнести то, что в IE Developer Tools отсутствует панель для отслеживания запросов, поэтому отследить количество запросов и скорость загрузки не получится.
Как известно, IE это самый отстающий от спецификаций браузер. При верстке дизайна IE больше всех требует внимания и поиска решений для правильного отображения элементов страницы. Поэтому к большому плюсу IE Developer Tools можно отнести возможность проверять совместимость страницы в IE 7.


Как и в выше перечисленных отладчиках пользователю доступен просмотр стилей выделенного элемента как в разрезе стилей по классам, так и окончательный набор стилей.


Вот пожалуй и все, с основными отладчиками js сценариев и CSS Вы ознакомились. Более детально описывать я не вижу смысла, ведь большинство возможностей обычно не используются. Все отладчики имеют русскоязычный интерфейс и с упущенными деталями Вы сможете разобраться самостоятельно без особых затруднений. Удачи Вам.

1074

Время от времени разработчики совершают ошибки при кодировании. Ошибка в программе или скрипте называется ошибкой.

Процесс поиска и исправления ошибок называется отладкой и является нормальной частью процесса разработки. В этом разделе рассматриваются инструменты и методы, которые могут помочь вам в отладке задач.

Сообщения об ошибках в IE

Самый простой способ отслеживания ошибок - включить информацию об ошибках в вашем браузере. По умолчанию Internet Explorer показывает значок ошибки в строке состояния при возникновении ошибки на странице.

Двойной щелчок по этому значку приведет вас к диалоговому окну, отображающему информацию о конкретной ошибке.

Поскольку этот значок легко упускать из вида, Internet Explorer дает вам возможность автоматически отображать диалоговое окно «Ошибка» всякий раз, когда возникает ошибка.

Чтобы включить эту опцию, выберите « Инструменты» → « Свойства обозревателя» → вкладка «Дополнительно». а затем, наконец, установите флажок «Показать уведомление о каждом скрипте», как показано ниже -

Сообщения об ошибках в Firefox или Mozilla

Другие браузеры, такие как Firefox, Netscape и Mozilla, отправляют сообщения об ошибках в специальное окно, называемое Консоль JavaScript или Консоль ошибок. Чтобы просмотреть консоль, выберите « Инструменты» → « Консоль ошибок» или «Веб-разработка».

К сожалению, поскольку эти браузеры не дают визуальной информации при возникновении ошибки, вы должны держать консоль открытой и следить за ошибками по мере выполнения вашего скрипта.

Уведомления об ошибках

Уведомления об ошибках, отображаемые в консоли или через диалоговые окна Internet Explorer, являются результатом как синтаксиса, так и ошибок времени выполнения. Эти уведомления об ошибках включают номер строки, в которой произошла ошибка.

Если вы используете Firefox, вы можете нажать на ошибку, доступную в консоли ошибок, чтобы перейти к точной строке в скрипте с ошибкой.

Как отлаживать скрипт

Существуют различные способы отладки вашего JavaScript - Использовать JavaScript Validator

Один из способов проверить код JavaScript для странных ошибок - запустить его через программу, которая проверяет ее, чтобы убедиться, что она действительна и что она соответствует официальным синтаксическим правилам языка. Эти программы называются синтаксическими анализаторами или просто валидаторами для краткости и часто идут с коммерческими редакторами HTML и JavaScript.

Наиболее удобным валидатором для JavaScript является JavaScript Lint Дугласа Крокфорда, который доступен бесплатно в JavaScript Lint Дугласа Крокфорда.

Просто зайдите на эту веб-страницу, вставьте код JavaScript (только JavaScript) в предоставленную текстовую область и нажмите кнопку jslint. Эта программа будет анализировать ваш код JavaScript, гарантируя, что все определения переменных и функций следуют правильному синтаксису. Он также будет проверять инструкции JavaScript, такие как if и while, чтобы они также соответствовали правильному формату

Добавить код отладки в ваши программы

Вы можете использовать методы alert() или document.write() в своей программе для отладки вашего кода. Например, вы можете написать что-то следующее:

var debugging = true; var whichImage = "widget"; if(debugging) alert("Calls swapImage() with argument: " + whichImage); var swapStatus = swapImage(whichImage); if(debugging) alert("Exits swapImage() with swapStatus=" + swapStatus);

Изучая содержимое и порядок alert() по мере их появления, вы можете легко проверить работоспособность своей программы.

Как использовать отладчик JavaScript

Отладчик - это приложение, в котором все аспекты выполнения скрипта находятся под контролем программиста. Отладчики обеспечивают мелкомасштабный контроль над состоянием скрипта через интерфейс, который позволяет вам проверять и устанавливать значения, а также контролировать поток выполнения.

Как только сценарий загружен в отладчик, его можно запустить по одной строке за раз или дать указание остановиться на определенных контрольных точках. Когда выполнение остановлено, программист может проверить состояние скрипта и его переменных, чтобы определить, что-то не так. Вы также можете просматривать переменные для изменения их значений.

  • Используйте много комментариев. Комментарии позволяют вам объяснить, почему вы написали сценарий так, как вы это делали, и объяснить особенно сложные разделы кода.
  • Всегда используйте отступы, чтобы ваш код был легко читаемым. Отступы также облегчают вам сопоставление начальных и конечных тегов, фигурных скобок и других элементов HTML и скрипта.
  • Напишите модульный код. По возможности группируйте свои заявления в функции. Функции позволяют группировать связанные операторы, а также тестировать и повторно использовать части кода с минимальными усилиями.
  • Будьте последовательны в том, как вы называете свои переменные и функции. Попробуйте использовать имена, которые достаточно длинны, чтобы быть значимыми и описывать содержимое переменной или назначение функции.
  • Используйте согласованный синтаксис при именовании переменных и функций. Другими словами, держите их в нижнем регистре или в верхнем регистре; если вы предпочитаете нотацию Camel-Back, используйте ее последовательно.
  • Проверять длинные скрипты модульным способом. Другими словами, не пытайтесь написать весь скрипт перед тестированием любой его части. Напишите часть и запустите ее, прежде чем добавлять следующую часть кода.
  • Используйте описательные имена переменных и функций и избегайте использования односимвольных имен.
  • Следите за кавычками. Помните, что кавычки используются парами вокруг строк и что оба кавычки должны быть одного и того же стиля (одного или двух).
  • Следите за своими равными знаками. Вы не должны использовать один = для целей сравнения.
  • Явным образом объявляю переменные с помощью ключевого слова var.

Когда дело доходит до поиска причин ошибок, знание своего инструмента может сыграть ключевую роль. Несмотря на то, что JavaScript обладает репутацией языка, который трудно отлаживать, если Вы знаете парочку трюков, поиск причины ошибки займет меньше времени.

Мы составили список из 14 подсказок для отладки , о которых Вы могли не знать, но которые могут помочь Вам отладить JavaScript код.

Большинство из этих подсказок для Chrome и Firefox, хотя, большинство из них работает и в средствах разработки для других браузеров.

1. ‘debugger;’

После console.log , ‘debugger; ‘ мой любимый быстрый и «грязный» инструмент для отладки. Как только Вы добавляете его в свой код, Chrome автоматически останавливает выполнение кода в этой точке. Вы можете даже обернуть его в условие, чтобы он срабатывал только тогда, когда Вам это необходимо.

If (thisThing) { debugger; }

2. Отображение объектов в виде таблиц

Иногда у Вас есть сложный набор объектов, которые Вы хотите просмотреть. Вы можете использовать console.log для их отображения, а потом пролистывать огромный список, или использовать console.table . Так намного легче понять, с чем Вы имеете дело.

Var animals = [ { animal: "Horse", name: "Henry", age: 43 }, { animal: "Dog", name: "Fred", age: 13 }, { animal: "Cat", name: "Frodo", age: 18 } ]; console.table(animals);

3. Попробуйте посмотреть на разных разрешениях

Было бы потрясающе, если бы на Вашем столе было любое мобильное устройство, однако в реальном мире это невозможно. Как изменить размер окна просмотра? Chrome предоставляет Вам все необходимое. Перейдите в инструменты разработчика, а затем нажмите кнопку «Режим переключения устройства». Посмотрите, как ваши медиа-выражения оживают!

4. Быстрый поиск DOM-элементов

Выберите DOM-элемент на панели элементов, а затем обращайтесь к нему в консоли. Инструменты разработчика в Chrome запоминают последние пять элементов: последний выбранный элемент $0, предпоследний выбранный элемент $1, и т.д.

Если Вы выбирали следующие элементы в порядке ‘item-4’, ‘item-3’, ‘item-2’, ‘item-1’, ‘item-0’, то Вы можете получить доступ к DOM-элементам, как показано в консоли:

5. Замер времени выполнения кода с помощью console.time() и console.timeEnd()

Может быть очень полезно узнать, за какое время выполняется фрагмент кода, особенно при отладке медленных циклов. Вы можете установить несколько именованных таймеров. Посмотрим пример:

Console.time("Timer1"); var items = ; for(var i = 0; i < 100000; i++){ items.push({index: i}); } console.timeEnd("Timer1");

Этот код выдаст следующий результат:

6. Получение стек-трейса для функции

Вероятно Вы знаете, что в JavaScript-фреймворках очень много кода.

Этот код отрисовывает интерфейс, инициирует события, поэтому в конечном счете Вам захочется узнать, что привело к вызову функции.

Поскольку JavaScript не является сильно структурированным языком, иногда бывает полезно получить информацию о том, что и когда произошло. В этот момент на сцену выходит console.trace .

Представьте, что Вы хотите увидеть весь стек вызовов для функции funcZ в экземпляре car на 33 строке.

Var car; var func1 = function() { func2(); } var func2 = function() { func4(); } var func3 = function() { } var func4 = function() { car = new Car(); car.funcX(); } var Car = function() { this.brand = ‘volvo’; this.color = ‘red’; this.funcX = function() { this.funcY(); } this.funcY = function() { this.funcZ(); } this.funcZ = function() { console.trace(‘trace car’) } } func1(); var car; var func1 = function() { func2(); } var func2 = function() { func4(); } var func3 = function() { } var func4 = function() { car = new Car(); car.funcX(); } var Car = function() { this.brand = ‘volvo’; this.color = ‘red’; this.funcX = function() { this.funcY(); } this.funcY = function() { this.funcZ(); } this.funcZ = function() { console.trace(‘trace car’); } } func1();

Теперь мы видим, что func1 вызывает func2 , которая вызывает func4 . Func4 создает экземпляр Car , а затем вызывает функцию car.funcX , и т.д.

Даже если Вы считаете, что хорошо знаете сценарий выполнения программы, это может быть очень удобно. Предположим, Вы хотите улучшить свой код. Получите стек-трейс и список всех связанных функций, каждая из которых доступна для просмотра.

7. Форматирование минифицированного кода

Иногда Вы можете столкнуться с проблемой прямо на продакшене, а ваших сурс-мапов нет на сервере. Ничего страшного . Chrome может отформатировать Ваши JavaScript-файлы, приведя их в более читаемый формат. Конечно, код будет не так информативен, как исходный код, но, по крайней мере, Вы можете понять что в нем происходит. Нажмите кнопку {} « Pretty Print «, расположенную под просмотрщиком кода в инспекторе.

8. Быстрая отладка функции

Предположим, Вы хотите добавить точку останова для функции.

Есть два самых распространенных способа это сделать:

  1. Найти нужную строку в инпекторе и добавить точку останова
  2. Добавить debugger в Ваш скрипт

Оба этих решения требуют поиска нужного файла и нужной строки, которую Вы хотите отладить.

Использование консоли для этой цели, вероятно, менее распространено. Используйте debug(funcName) в консоли, и скрипт приостановит свое выполнение, когда достигнет нужной функции.

Это очень быстрый способ, однако он не работает на закрытых и анонимных функциях. Но если у Вас другая ситуация, то это, вероятно, самый быстрый способ отладить функцию. (Прим. авт.: есть функция console.debug , которая нужна для другого.)

Var func1 = function() { func2(); }; var Car = function() { this.funcX = function() { this.funcY(); } this.funcY = function() { this.funcZ(); } } var car = new Car();


9. Скрипты, не требующие отладки

10. Найдите важные вещи с помощью более сложных способов отладки

При более сложных сценариях отладки может потребоваться вывести много строк. Одним из способов структурирования выводимых данных является использования различных функций console. Например, console.log, console.debug, console.warn, console.info, console.error, и т.д. Затем Вы можете отфильтровать их в инспекторе. Но иногда это не совсем то, что Вам нужно при отладке. Теперь Вы можете проявить творческий подход, и создавать собственные форматы вывода данных в консоли с помощью CSS.

Console.todo = function(msg) { console.log(‘ % c % s % s % s‘, ‘color: yellow; background - color: black;’, ‘–‘, msg, ‘–‘); } console.important = function(msg) { console.log(‘ % c % s % s % s’, ‘color: brown; font - weight: bold; text - decoration: underline;’, ‘–‘, msg, ‘–‘); } console.todo(“This is something that’ s need to be fixed”); console.important(‘This is an important message’);


11. Отслеживайте вызовы функций и ее аргументы.

В консоли Chrome, Вы можете следить за определенными функциями. Каждый раз, когда функция вызывается, это будет залогировано вместе с параметрами, которые в нее переданы.

Var func1 = function(x, y, z) { //.... };

Это отличный способ увидеть, с какими аргументами вызывается функция. Но я должен сказать, что было бы неплохо, если бы консоль могла определить, сколько аргументов ожидать. В приведенном выше примере func1 ожидает три аргумента, но передается только два. Если это не обрабатывается в коде, то это может привести к ошибке.

12. Быстрый доступ к элементам в консоли

Более быстрый способ использовать querySelector в консоли — это использовать $. $(‘css-селектор’) — вернет первый подходящий элемент, а $$(‘css-селектор’) — вернет все подходящие элементы. Если Вы используете элемент больше одного раза, можно сохранить его в переменную.

13. Postman великолепен (но Firefox быстрее)

Многие разработчики, используют Postman для тестирования AJAX-запросов.

Иногда, для этих целей проще использовать браузер.

Когда Вы больше не беспокоитесь о куках для авторизации, если работаете со страницей, защищенной паролем. Вот как Вы можете редактировать и повторно отправлять запросы в Firefox.

Откройте инспектор и перейдите на вкладку «Сеть». Кликните правой кнопкой мыши по интересующему запросу, а затем выберите «Отредактировать» и «Отправить повторно». Теперь Вы можете менять все что угодно: исправить заголовок, отредактировать параметры и нажать «Отправить повторно».

Ниже я привел пример запроса, который был отправлен несколько раз с разными параметрами:

14. Точка останова в момент изменения DOM-элемента

DOM может быть забавным. Иногда, элементы в нем меняются по непонятной для Вас причине. Однако, когда Вам нужно отлаживать JavaScript, Chrome позволяет Вам приостановить выполнение кода, при изменении DOM-элемента. Щелкните правой кнопкой мыши по интересующему элементу в инспекторе, и выберите условие остановки выполнения.

Представьте себе, что вы работаете над этим невероятным новым веб-приложением, и ваши тестеры попросили вас исправить следующие ошибки:

  1. “Loading…” сообщение строки состояния не исчезает, когда приложение закончило загружаться.
  2. Язык по умолчанию - норвежский, даже в английских версиях IE и Firefox.
  3. Где то в коде образовалась глобальная переменная prop (зло - прим. пер.).
  4. В DOM-вьювере все элементы почему то имеют атрибут «clone».

Запуск отладчиков

  • В Firefox вы должны убедится, что у вам установлено расширение Firebug. Выберите “Инструменты > Firebug > Open Firebug”.
  • В Опере 9.5+, выберите “Инструменты > Дополнительно > Средства разработки.”
  • В бете IE, выберите “Сервис > Панели > Панели обозревателя > IE Developer Toolbar.”
  • В Safari или WebKit, сначала включите меню отладки (1) , затем выберите “Разработать > Показать веб-инспектор”
Пришло время запускать отладчики. Так как некоторые инструкции требуют изменения кода, вам лучше сохранить тестовую страницу и загрузить ее браузером с диска.

Ошибка № 1: Сообщение “Загрузка …”

Если вы посмотрите на отлаживаемое приложение, то сначала вы увидите то, что изображено на рисунке 1.


рис. 1: начальный вид нашего JavaScript-приложения в Dragonfly и Firebug, соответственно.

Когда вы смотрите на исходный текст в отладчике, обратите внимание на функцию clearLoadingMessage() в самом начале кода. Это неплохое место для контрольной точки.

Как её поставить:

  1. Щелкните мышью в левом поле на номере строки, чтобы установить контрольную точку на первой строке
  2. Перезагрузите страницу.
Обратите внимание: контрольная точка должна быть установлена на строке с кодом, который выполнится, когда функция будет запущена. Строка, которая содержит clearLoadingMessage(){ не подходит, так как является лишь определением функции. Если вы установите контрольную точку здесь, отладчик на ней не остановится, вместо этого контрольную точку надо устанавливать внутри функции.

Когда страница будет перезагружена, выполнение скрипта будет остановлено и вы увидите то, что показано на рисунке два.


рис. 2: отладчики остановились в контрольной точке внутри clearLoadingMessage.

Давайте взглянем на код функции. Как нетрудно заметить, в ней обновляются два DOM элемента, а в строке 31 упоминается слово statusbar. Похоже, что getElements("p", {"class":"statusbar"}).innerHTML ищет элемент statusbar в дереве DOM. Как бы нам быстро проверить своё предположение?

Вставьте эту инструкцию в командную строку, чтобы проверить. На рисунке три показаны три скриншота (Dragonfly, Firebug и IE8) после чтения innerHTML или outerHTML элемента, возвращенного командой, которую вы исследуете.

Чтобы проверить сделайте следующее:

  1. Найдите командную строку:
    * В Firebug, переключитесь в закладку “Console”.
    * В Dragonfly, просмотрите пониже панели кода JavaScript.
    * В IE8, найдите закладку справа «Console».
  2. Вставьте getElements("p", {"class":"statusbar"}).innerHTML в командную строку.
  3. Нажмите Enter.



рис. 3: вывод результата команды в Dragonfly, Firebug, и IE8, соответственно.

Командная строка - очень полезный инструмент, который позволяет вам быстро проверять маленькие куски кода. Интеграция консоли Firebug очень полезна - если Ваша команда выводит объект, вы получаете очень интеллектуальное представление. Например, если это объект DOM - вы увидите размеченный результат.

Можно использовать консоль, чтобы провести более глубокое исследование. Строка JavaScript, которую мы изучаем, делает следующие три вещи:

  1. Получает ссылку на элемент statusbar.
  2. Находит firstChild, другими словами, первый узел в этом параграфе.
  3. Устанавливает свойство innerText.
Давайте попробуем запустить в консоли, что-то большее, чем предыдущая команда. Например вы можете попробовать узнать, какое текущее значение у свойства innerText, перед тем как ему присваивается новое значние. Чтобы узнать это, вы можете напечатать всю команду до знака "=" в командную строку:
getElements("p" , {"class" :"statusbar" }).firstChild.innerText

Сюрприз, на выходе… ничего. Таким образом выражение getElements ("p", {"класс:"statusbar" "}) .firstChild указывает на какой то объекст в DOM, который не содержит никакого текста, или не имеет свойства innerText.

Тогда, следующий вопрос: что на самом деле является первым дочерним элементом у параграфа? Давайте зададим этот вопрос коммандной строке. (См. четвертый рисунок).

рис. 4: командная строка отладчика СтDragonfly, вывод [объект Text].

Вывод отладчика Dragonfly’s - [объект Text] показывает, что это - текстовый узел DOM. Таким образом мы нашли причину первой проблемы. У текстового узла нет свойства innerText, следовательно, установка значения для p.firstChild.innerText ничего не делает. Эта ошибка легко может быть исправлена, если заменить innerText на nodeValue, который является свойством, определенным стандартом W3C для текстовых узлов.

Теперь, после того как мы разобрались с первой ошибкой:

  1. Нажмите или кнопку Run, чтобы закончить скрипт.
  2. Не забудьте сбросить поставленную контрольную точку, кликнув по номеру строки еще раз.

Ошибка два: проблема определения языка.

Вы, возможно, обратили внимание на переменную lang;/*language*/ в начале скрипта. Можно предпложить, что код устанавливающий значение этой переменной и вызывает проблему. Можно попробовать найти этот код используя встроенную в отладчики функцию поиска. В Dragonfly поиск находтится прямо над просмотрщиком кода, в Firebug - в правом верхнем углу (см. рисунок 5)

Чтобы найти место, где вероятно происходит проблема локализации сделайте следующее:

  1. Напечатайте lang = в поле поиска.
  2. Установите контрольную точку на строке, где переменной lang задается значение.
  3. Перезагрузите страницу.
У WebInspector тоже есть очень удобная функция поиска. Она позволяет искать что угодно одновременно и в разметке страницы, и в CSS, и в коде JavaScript. Результаты показывюется на отдельной панели, где вы можете дважды кликнуть по ним, чтобы перейти в нужное место, как показано на скриншоте.


рис. 5: поиск в Dragonfly и в WebInspector.

Для того, чтобы проверить, что делает эта функция:

  1. Нажмите кнопку «step into» для входа внутрь функции getLanguage.
  2. Жмите ее еще и еще, пошагово выполняя код
  3. В окне просмотра переменных смотрите как меняются их значния.
Войдя в функцию вы увидите попытку прочитать язык из строки юзер-агента браузера, путем анализа navigator.userAgent.
var str1 = navigator.userAgent.match(/\((.*)\)/);
var ar1 = str1.split(/\s*;\s*/), lang;
for (var i = 0; i < ar1.length; i++){
if (ar1[i].match(/^(.{2})$/)){
lang = ar1[i];
}
}


В процессе пошагового прохождения кода, вы можете использовать окно просмотра локальных переменных. На рисунке 6 показано как это выглядит в Firebug и IE8 DT, массив ar1 мы развернули, чтобы видеть его элементы.

рис. 6: Панель просмотра локальных переменных фукции getLanguage в Firebug IE8’s

Выражение ar1[i].match(/^(.{2})$/) просто ищет строку, состоящую их двух символов, типа «no», «en». Однако как видно на скриншоте у Firefox информация о языке представлена в виде «nn-NO» (2) . IE же и вовсе не помещает в юзер-агента информации о языке.

Таким образом мы нашли вторую ошибку: определение языка производилось путем поиска двухбуквенного кода в строке юзерагента, но Firefox имеет пятисимвольное обозначение языка, а IE не имеет его вовсе. Такой код должен быть переписан и заменен на определение языка либо на стороне сервера с помощью HTTP заголовка Accept-Language, либо получением его из navigator.language (navigator.userLanguage для IE). Вот пример того, какой может быть такая функция

function getLanguage() {
var lang;

if (navigator.language) {
lang = navigator.language;
} else if (navigator.userLanguage) {
lang = navigator.userLanguage;
}

if (lang && lang.length > 2) {
lang = lang.substring(0, 2);
}

return lang;
}


Ошибка три: таинственная переменная «prop»


рис. 7: В панели просмотра переменных Firebug и Dragonfly видна глобальная переменная prop

На рисунке 7 хорошо видно переменную «prop». В хорошо написанных приложениях количество глобальных переменных должно быть минимально, поскольку они могут стать причиной проблем, когда, например две части приложения захотят использовать одну и ту же переменную. Предположим, что завтра другая команда добавит новые возможности в наше приложение и тоже объявит переменную «prop». Мы получим две разные части кода приложения, использующие одно имя для разных вещей. Такая ситуация часто приводит к конфликтам и ошибкам. Можно попробовать найти эту переменную и объявить ее локальной. Для этого можно воспользоваться поиском, как мы делали это в предыдущем случае, но есть и более умный способ…

У отладчиков для многих других языков программирования есть понятие «наблюдателя»(watch), который переходит в режим отладки, когда изменяется заданная переменная. Ни Firebug, ни Dragonfly не поддерживают «наблюдателей» в настоящее время, но мы можем легко эмулировать похожее поведение, добавив следующую строку в начало исследуемого кода:

__defineSetter__("prop" , function () { debugger; });

Сделайте следующее:
  1. Добавьте отладочный код в начало самого первого скрипта.
  2. Перезагрузите страницу.
  3. Отметьте, как прерывается выполнение скрипта.
В IE8 DT имеется закладка «Watch», однако прерывания в момент изменения переменной не происходит. Так что этот пример работает только в Firefox, Opera и Safari.

Когда вы перезагрузите страницу, выполнение кода немедленно остановится там где будет определена переменная «prop». Фактически остановка произодет в том месте, где вы добаили вышеупомянутую строку. Один клик по кнопке «step out» перекинет вас в место установки переменной.

for (prop in attributes) {
if (el.getAttribute(prop) != attributes) includeThisElement = false ;


Нетрудно заметить цикл for в котором объявляется переменная prop без ключевого слова var, т.е. глобальная. Исправить это несложно, просто допишем var и исправим ошибку.

Ошибка четыре: атрибут «clone», которого быть не должно

Четвертая ошибка очевидно была обнаружена продвинутым тестировщиком, использующим DOM инспектор, так как ее существование никак не проявляется в пользовательском интерфейсе приложения. Если и мы откроем DOM инспектор (в Firebug это закладка «HTML», в Dragonfly она называется «DOM»), то увидим что многие элементы имеют атрибут clone, которого быть не должно.

рис. 8: Dragonfly’s DOM инспектор показывает проблемный код.

Так как это никак не отражается на пользователях приложения, можно не считать этот баг серьезным, однако не стоит забывать, что он может существенно сказаться на производительности, поскольку скрипт устанавливает атрибут на сотнях и тысячах элементов.

Самый быстрый способ найти эту проблему состоит в том, чтобы установить контрольную точку, которая срабатывает тогда, когда атрибут с названием clone будет установлен для какого-нибудь HTML элемента. Могут ли отладчики сделать это?

JavaScript - очень гибкий язык, и одна из его сильных сторон (или слабых, в зависимости от вашей точки зрения) - это то, что вы можете заменить базовые функции языка своими собственными. Добавьте этот кусок кода на страницу, он переопределит системный метод setAttribute, вызывая остановку кода в момент установки свойства «clone»:

var funcSetAttr = Element.prototype.setAttribute; /* сохраняем ссылку на системный метод */
Element.prototype.setAttribute = function (name, value) {
if (name == "clone" ) {
debugger; /* останавливаем скрипт */
}
funcSetAttr.call(this ,name,value); /* вызываем ранее сохраненный системный метод, чтобы нормальные свойства устанавливались корректно */
};


Итак, делаем следующее:
  1. Добавьте приведенный код в начало первого скрипта на странице.
  2. Перезагрузите страницу.
После перезагрузки, скрипт начинает обрабатывать DOM-дерево, но сразу же останавливается, как только произойдет установка «плохого» атрибута. (Обратите внимание, что в текущих версиях Firefox, реализация setAttribute различна для разных элементов. Код, приведенный выше работает всегда как надо только в Опере; чтобы получить тот же самый эффект в Firefox, вы можете заменить слово Element на HTMLFormElement, чтобы переопределить более специфический метод HTMLFormElement.prototype.setAttribute).

Когда выполнение остановится в контрольной точке, вы захотите узнать где же произошел вызов setAttribute(), то есть вам нужно вернуться на уровень выше в цепочке вызовов функций и посмотреть что происходит там. Для этого вы можете использовать стек вызовов.


рис. 9: Стек вызовов в Dragonfly и IE8.

На рисунке 10 показан стек в Firebug. В строке "setAttribute " рядом с именем файла самой левой является текущая взванная функция.


рис. 10: Стек вызовов в Firebug. Самая последняя вызванная функция слева.

Кликая по именам функций в стеке вы можете определить каким образом вы оказались в данной точке. Очень важно попробовать это самому, чтобы понять как это работает. Учтите, что когда вы перемещаетесь по стеку, содержимое панели локальных переменных также обновляется, показывая их состояние в момент выполнения выбранной вами функции.

Как использовать стек вызовов, чтобы найти проблемную функцию:

  1. Нажмите на имя функции в стеке, которую вы хотите видеть.
  2. Обратите внимние, что локальные переменные обновляются на значения которые они имеют в выбраном контексте.
  3. Помните, что, если вы используете кнопки пошагового исполнения то они будут перемещать вас с места точки остановки, даже если вы находитесь в другой части стека.
Выбор makeElement перенесет нас в другую часть кода:
for (var prop in attributes) {
el.setAttribute(prop, attributes);
}


где вы увидите вызов setAttribute. Панель локальных переменных показывает, что значение переменной «prop» действительно «clone». Переменная prop определена в цикле for...in. Это говорит нам о том, что так называется одно из свойств объекта «attributes». Данный объект передается в функцию вторым параметром. Если вы подниметесь по стеку еще на один уровень выше, то увидите следующий код:
var form = makeElement(‘form’, { action:’/login’, method:’post’, name:’loginform’ } , document .body);

Второй параметр метода подсвечен жирным - у этого объекта нет свойства clone. Так откуда же оно взялось?

Давайте еще раз вернемся в функцию makeElement и внимательно посмотрим на переменную attribute и её свойство «clone». Вы можете кликнуть по значению-функции этого свойства для перехода к месту, где оно назначается, оно будет подсвечено голубым цветом

рис. 11: Firebug показывает нам, где было определено свойство clone.

Вот мы и нашли причину четвертой ошибки: метод clone добавляется всем объектам с помощью Object.prototype. Такой подход считается плохой практикой, потому что в циклах for...in объектов будут видны все свойства заданные вами через Object.prototype. Это может приводить к очень трудно уловимым ошибкам.

Чтобы исправить эту ошибку, можно переместить метод clone из прототипа объекта непосредственно в сам объект, после чего заменить все вызовы obj.clone() на Object.clone(obj), как показано в примере:

// ПЛОХО, так делать не стоит
Object.prototype.clone = function () {
var obj = {};
for (var prop in this ) {
obj = this ;
}
return obj;
}
// Код. демонстрирующий использование метода clone():
var myObj1 = { "id" : "1" };
var myObj2 = myObj1.clone();

Сделайте лучше так: