Что такое мультимедийность контента. Информационная система "мультимедийный контент". Возможно вам будет интересно

Мир меняется. На первое место выходит максимально качественное и наглядное представление информации. Если десять лет назад основная информация в сети была текстовой, семь-восемь лет назад на первое место вышла фотография, то сейчас с улучшением доступа к Интернет доминирует видео. В трех минутном ролике, информации больше, чем в десяти страницах фото и текстовой информации, тем более что среднестатистический человек с очень большой неохотой знакомится с текстовыми данными. В таких условия роль мультимедийного дизайнера приобретает незаменимый характер.

«Хотя традиционные способы обращения к пользователям в разных странах с помощью печатного текста по-прежнему широко используются, во всем мире исследуются и становятся все более популярными новые виды общения с пользователями на их родных языках. По мере распространения графики, звукозаписей, изображений и видеоклипов меняются подходы и процессы, используемые для перевода такого контента.»

С использованием мультимедийных материалов обмен информацией сильно изменился: печатный текст заменила устная речь, происходит сокращение объемов текста в пользу иллюстративных и визуальных материалов, изображающих концепции с помощью графики, фото и видео, появился качественно новый графический способ предоставления информации - инфографика, а современная реклама превращается в интересный и достаточно подробный мультимедийный рассказ.

Однако в условиях интернационализации возникают некоторые сложности в изображений предоставляемых материалов. Если плохо разбирается или вообще не разбирается в культурных предпочтениях той или иной аудитории, вероятно, изображения окажутся неуместными. Фотография может сказать о многом, но включенные в проект изображения, не подходящие для определенной культуры, произведут на аудиторию неблагоприятное впечатление. По этому понимание специфики в организации социокультурного пространства помогут дизайнеру установить контакт с необходимой аудиторией, а широта возможностей мультимедиа - создавать интересные и безупречные проекты.

Выводы

дизайн интеллектуальный интерактивность киберпространство

В данном эссе были рассмотрены основные концептуальные тенденции развития современного дизайна в эпоху быстроменяющихся технологий и киберпространства, роль которого растет в геометрической прогрессии. В таких условиях очевидна потребность в строительной интеллектуальной силе архитекторов-проектировщиков абсолютно нового понимания мироустройства посредством битов информации, в лице дизайнеров, экспертов виртуальных конструкций, предполагающих глубокое понимание природы пространственного в киберпространстве, которое в свою очередь имеет прямое отношение к развитию физической реальности и как результат формирования гибридного пространства.

Вероятно мы наблюдаем новый виток эволюции сознания, в освоении качественно новой действительности, отличной от «реального» мира, основанного на физических законах мира атомов. Очевидно, что существуют законы природы, такие как силы тяжести, электромагнитные или ядерные силы. Но также очевидно, что технологии быстро изменяют окружающею среду. И глядя с этой общей точки зрения, люди начнут осознавать свой переход от пассивных наблюдателей природы к соучастникам природного творчества и, наконец, становление самих себя как хранителей природы. И наступит день когда мы сможем не только смотреть в киберпространство через окна наших мониторов, а полноценно воспринимать его окружающим нас, распахнув двери в виртуальную среду нашего предстоящего обитания.

Исследователи М. М. Лукина и И. Д. Фомичева, говоря о специфике сетевых СМИ, отмечают, что при их рассмотрении необходимо выделить дополнительные типоформирующие факторы, которые характеризовали бы особенность нового вида СМИ. К ним авторы относят интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Благодаря этим уникальным свойствам, которые предоставляют технологии Интернета, журналисты могут:

1) Расширить не только объемы информации, но и ее содержание,

2) Выразить смысл послания с помощью разных кодов общения,

3) Использовать для «работы» с аудиторией разнообразные формы общения, предоставить ей более полные возможности для реагирования и участия в информационном обмене [Лукина, Фомичева 2005: 47-48].

Гипертекстуальность . Гипертекст - текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет читать его не только горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь».

Рассматривая гипертекстовые ссылки с точки зрения веб-дизайнерских решений, можно выделить два основных подхода: ссылки размещаются в «теле» текста (при этом они, как правило, выделяются с помощью графических элементов - например, другого цвета) или они выносятся в боковое меню, расположенное за пределами и, как правило, сбоку от основного материала.

Гиперссылки могут быть контекстуального (расширение контекста) и тематического характера (расширение тематики). Тексты, соединенные с помощью гипертекстовых ссылок, могут соединяться либо с другими частями того же сайта (внутренние связи), либо с другими сайтами, находящимися где-то в Интернете (внешние связи). Мария Лукина отмечает, что «российские информационные ресурсы предпочитают чаще использовать внутренние ссылки, чем внешние, тем самым не позволяя пользователям «уйти» с сайта». [Лукина, 2010: 82]

Мультимедийность . По словам Кульчицкой, «Слово «мультимедиа» возникло в 90-е годы прошлого века как материальная реализация идеи медиаконвергенции, т. е. слияние всех каналов передачи информации - периодической печати, радиовещания, телевидения и Интернета - в одно целое». [Кульчицкая 2012: 101] Мультимедийность, таким образом, стала постоянной характеристикой медийных Интернет-продуктов. При этом, мультимедийный контент имеет четко выраженные черты: модульность, интерактивность, гипертекстуальность, неиерархичность, а также, комбинацию ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя.

Интерактивность . Свойство коммуникативной интерактивности считается третьим специфическим органичным свойством Интернет-СМИ. Однако говорить об интерактивности исключительно применительно к этому каналу некорректно. В печатных СМИ существуют такие формы интерактива, как письма и пресс-анкеты. На радио и телевидении популярны звонки в эфир, опросы. Однако в массовом масштабе потребитель продукта традиционных СМИ является пассивным участником коммуникационного процесса, который по своей природе является односторонним. Интернет, напротив, уникален как канал для налаживания связей со своими конечными пользователями, он выводит на новый уровень и коммуникативные функции СМИ, предоставляя возможность для быстрого реагирования не только отдельным лицам, но и достаточно большим массам людей.

Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ от интерактивности в традиционных СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же физической среде, т.е. не «газета» – «почта», или «радио» – «телефон», а «Интернет» – «Интернет». Интерактивное общение может протекать в чатах, форумах, социальных сетях, электронной переписке.

Помимо интерактивности, мультимедийности и гипертекстуальности Интернет-СМИ, которые выделяют М. В. Лукина и И. Д. Фомичева, А. А. Калмыков и Л. А. Коханова отмечают «инфоцентричность (возможность глубокой иерархичности информации), персональный подход, мгновенность, измеримость, гибкость, экономичность». [Калмыков, Коханова 2005]

В практику масс-медиа вошли мультимедийные технологии, а вместе с ними – и мультимедийные продукты. Они создаются с помощью многих знаковых систем из информации, получаемой всеми органами чувств, и обладают способностью передавать ее многообразие, воздействуя на все органы чувств адресата и вызывая у него мультисенсорные переживания. Д. Ю. Кульчицкая утверждает, что «внедрение мультимедийных технологий в процесс массовой коммуникации вызывает огромные трансформации в индустрии СМИ и в журналистике как таковой. Во-первых, изменяется структура редакций, которые переходят на конвергентную модель функционирования. Во-вторых, изменяются роли и компетенции журналиста: ему приходится осваивать новые способы работы. Если раньше корреспондент мог отправиться на задание только с ручкой и блокнотом, то теперь он должен владеть новой техникой, поскольку обязан приносить в редакцию контент, представленный в разных знаковых системах. Его произведение включает в себя текст, звук, видеокартинку, фото и т.д.». [Кульчицкая, 2011] По итогу работы рождается новый тип медиатекста – мультимедийная история, составленная из разных частей и отражающая разные стороны освещаемого события. Такая история считается вершиной деятельности конвергентной редакции, ее эталонным продуктом.

Теоретики Интернет - СМИ дают следующее определение такому медиапродукту: «Мультимедийная история или статья – журналистский материал, в котором тема раскрыта с помощью различных медийных платформ – текстовых и аудиовизуальных средств, единство которых создает объемную картину события». [Качкаева, 2010]

Эксперты американского агентства Associated Press придерживаются атомно-молекулярной теории мультимедиа. Они считают, что любая мультимедийная история состоит из так называемых “инфоатомов” и “инфомолекул” (статичной иллюстрации, фоторепортажа, аудиоиллюстрации, видеосюжета и т.д.), при интеграции которых получается полноценный мультимедийный продукт. То есть любой мультимедийный материал состоит из нескольких относительно независимых информационных единиц, которые связаны единым сюжетом и при объединении создают многогранный образ того, о чем рассказывает журналист. Следует отметить, что такой мультимедийный продукт обладает особыми свойствами.

Голландский исследователь Т. Ван Дийк (T. van Dijk) рассматривает следующие характеристики мультимедиа: стратификацию, модульность и манипулятивность. Под стратификацией он подразумевает то, что пользователи могут найти больше информации об интересующем их вопросе и интерпретировать данные, упакованные по-разному: в виде текста, цифр, иллюстраций, фото, видео, анимации, звуков и т.д. Модульность в понимании исследователя связана с тем, что информационные базы данных состоят из отдельных частей (модулей), которые пользователь может отыскивать по отдельности или в любой удобной для него комбинации. И третья характеристика – манипулятивность, которая позволяет пользователю перетасовывать модули информации в любой последовательности.

Одна из характерных особенностей мультимедийного контента связана с тем, что мультимедиа обладает большой интерактивностью. Этот новый тип медиатекста позволяет аудитории из пассивного потребителя стать активным пользователем, имеющим возможность выбирать последовательность, в которой будет усваивать информацию. Кроме того, новая степень интерактивности СМИ позволяет аудитории превратиться и в производителя информации. Сегодня любой обладатель камеры или фотоаппарата может стать поставщиком контента для масс-медиа.

Существенно, что мультимедиа, несмотря на очевидную новизну, имеют глубокие корни, так как представляют собой воплощение идеи, к которой стремилась журналистика на протяжении всей своей истории. Средства массовой информации всегда пытались вовлечь как можно больше органов чувств в восприятие информации. Сначала газета предлагала читателю картинку и текст, работая со зрением, радио начало работать со звуком и задействовало слух, телевидению удалось интегрировать уже три типа информации (текст, картинку и звук). Мультимедиа же дало возможность воздействовать на множество органов чувств одновременно.

«Появление мультимедиа стало возможным благодаря цифровой платформе, позволившей объединить разные типы информации, и развитию Интернета как плодородной среды, к которой имеют доступ множество пользователей. Причина того, что мультимедийные технологии получили такое распространение именно сейчас, связана с особенностью наших дней: на аудиторию обрушился огромный поток информации, а время на освоение этого потока ограничено» - пишет О. Силантьева. [Силантьева, 2013] Действительно, потребителю продукции масс-медиа приходится просматривать содержание СМИ на бегу. А мультимедийный контент является наглядным и способствует быстрому усвоению информации, что, безусловно, является преимуществом в сегодняшней информационно насыщенной среде.

Итак, Интернет-СМИ, наряду с родовыми признаками, характерными для всех средств массовой информации, обладают тремя основными особенностями, выделяющими их из всей медиасистемы.

Во-первых, гипертекстуальностью, которая предоставляет уникальные возможности производителям медиапродукта повысить полноту и достоверность информации, а пользователям - читать текст не только линейно, но и вглубь, самостоятельно участвовать в интерпретации фактов.

Во-вторых, мультимедийностью, т. е. возможностью передачи сообщений в разных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой, фото, видео, анимационной.

В-третьих, интерактивностью, т.е. многостороннему информационному обмену с потребителем, причем как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом.

Сетевой мультимедийный контент: Потребителям нравится, но кому достанется прибыль?

Цифровизация контента в сочетании с развертыванием широкополосных сетей создает совершенно новые способы распространения и потребления информации. Это открывает новые возможности как для операторов связи, так и для медийных компаний. В будущем им предстоит тесно сотрудничать, чтобы каждый мог получить свою долю прибыли от распространения сетевого мультимедийного контента.

Падение продаж компакт -дисков вызвало панику в индустрии звукозаписи, подтвердив, что способы потребления мультимедийного контента меняются. Благодаря широкополосным сетям доступ к мультимедийному контенту облегчается, его выбор расширяется, увеличивается его персонализированность и интерактивность.

Распространение мультимедийного контента на физических носителях будет сокращаться и дальше. Загрузка музыки и видео через сеть - пример широко распространенной альтернативы для многих пользователей. Так, за последние два года пользователи приобрели и загрузили более 200 млн записей в музыкальном интернет -магазине European iTunes, а оператор Orange во Франции только за январь 2006 г. обработал более 4,5 млн сессий мобильной передачи ТВ/видеоконтента.

Со временем весь контент перейдет в цифровой формат и будет доступен в сети, что позволит загружать его как на домашние, так и на мобильные устройства. Эти перемены затрагивают две крупнейшие на сегодняшний день отрасли - связь и СМИ и охватывают телевидение, радио, печать, игры, видео и музыку, созданные как профессионально, так и самими пользователями. Ожидается, что в ближайшие годы рынок сетевого мультимедийного контента будет расти в 10 раз быстрее, чем рынок традиционного мультимедийного контента (на 35% по сравнению с 3,5%). По недавнему прогнозу британской аналитической группы Analysys, к 2011 г. около 35% доходов от продаж музыки и 50% доходов от продаж игр во всем мире будет приходиться на загрузку по сети.

Возросший интерес пользователей и возможность увеличения доходов привлекли внимание и телекоммуникационных, и медийных компаний, однако сотрудничество между ними пока не налажено. Бизнес -модели, цепочки добавления стоимости, их участников, потоки доходов и их источники еще только предстоит определить.

Откуда приходят деньги

Исторически так сложилось, что источники доходов у операторов связи и медийных компаний заметно различаются. Операторы рассчитывают на плату за трафик и на подписчиков, а медийные компании больше полагаются на рекламу.

Доставка сетевого мультимедийного контента дает возможность привлечь денежные средства как пользователей, так и рекламодателей. Это означает, что суммарные расходы всех заинтересованных сторон по крайней мере не увеличатся. Реклама в сетевом мультимедийном контенте будет восприниматься лучше, если она будет персонализированной и нацеленной на конкретного пользователя, а такая индивидуализация - как раз то, что сетевой мультимедийный контент может обеспечить.

Телекомпаниям легко оценить рекламные возможности, к примеру, мобильного и IP -телевидения, поскольку бизнес -модели этих видов деятельности сходны. А операторам очевидны преимущества пакетирования этих услуг. Но соглашений о разделении доходов в таких услугах - свидетельств сотрудничеств двух отраслей - пока немного.

Возможные модели получения дохода от продажи сетевого мультимедийного контента, многие из которых уже используются в Интернете:

  • подписка - ежемесячная плата за конкретные мультимедийные услуги, например Rhapsody;
  • плата за трафик - оплачивается стоимость единицы трафика, именно таким образом многие операторы мобильной связи поставляют информацию через WAP;
  • реклама - отделенная от контента (например, традиционные рекламные паузы); внедренная в контент (например, продакт плейсмент); контекстная (например, окна, всплывающие при щелчке мышью); связанная с поисковым запросом или с доской объявлений; полноэкранная реклама, показываемая при входе на сайт или перед запуском мультимедийной услуги, и перекрестная реклама, где взаимодействуют физические, мобильные, компьютерные и традиционные каналы;
  • различные виды брокерской деятельности - сбор заявок, например Priceline; аукционы (eBay); поисковые агенты (Pricerunner); виртуальные торговые площадки;
  • информационное посредничество - размещение сетевой рекламы, например DoubleClick; сбор данных об аудитории, например статистики оператора сети или показателей Nielsen/NetRatings; отслеживание пользователей;
  • торговля - виртуальные магазины или виртуальные витрины;
  • услуги социальных сетей (сообществ) - адресная реклама, подписка или дополнительные услуги (например, Friendster или Lunarstorm).
Социальные сети и реклама - примеры очень востребованных сейчас моделей.

Быстро растущие сообщества…

Потенциал сообществ очень велик. Опубликованная Nielsen/NetRatings десятка ведущих сайтов социальных сетей (данные за апрель 2006 г.) в сумме продемонстрировала рост на 47% по сравнению с предыдущим годом: их аудитория увеличилась с 46,8 млн уникальных посетителей в 2005 г. до 68 млн в апреле 2006 г. и охватила 45% всех активных пользователей Интернета в США.

…и не менее быстро растущая реклама

Рекламные возможности Интернета уже прошли серьезную проверку, хотя адресная реклама еще только начинает развиваться (например, Google показывает рекламные сообщения в соответствии со словами поискового запроса). В 2005 г. доходы от рекламы в Интернете составили в США $12,5 млрд - рекордная сумма для одного года! Поиск по ключевым словам привлек больше всего рекламы, принеся доход в размере $5,1 млрд, или 41% всей рекламы в Интернете. Второе место заняли рекламные объявления (classifieds), доход от которых составил $2,1 млрд, а рассылки по электронной почте стали третьими с доходом в $251 млн.

Рекламные же возможности каналов мобильной связи пока почти не используются. Проведенное компанией Ericsson в феврале 2006 г. изучение потенциала рекламы в услугах мобильного ТВ показало, что персонализированность - ключевое достоинство мобильной рекламы для пользователей - об этом заявили 73% опрошенных. Другими наиболее важными особенностями мобильной рекламы были названы специальные предложения (68%) и более привлекательные тарифы на мобильное телевидение (43%). По мнению исследователей из Ericsson, операторы пока редко задействованы в мобильном маркетинге, но их сотрудничество с медийными компаниями принесет пользу обеим сторонам.

По мере перехода телевещания на цифровые сети меняется и реклама. Сейчас, когда у большинства пользователей есть возможность пропускать рекламные ролики, например с помощью записи на цифровой видеомагнитофон, рекламодателям все труднее проводить свои кампании, несмотря на то, что количество способов вещания и телеканалов увеличивается. Поэтому все чаще используются новые виды рекламы, например продакт плейсмент, спонсорство, ко -брендинг, разделение экрана, реклама при ускоренной перемотке, рекламно -документальные ролики, видео по требованию с рекламными роликами и переход по баннеру.

Однако, как показало исследование маркетинговой компании FIND/SVP, вероятность того, что потребители купят продукт, при просмотре телевизионной рекламы в 2 раза выше, чем при просмотре рекламно -развлекательного контента. Это означает, что действенность рекламы и в дальнейшем будет тщательно оцениваться. А имеющаяся у операторов уникальная возможность предложить каждому пользователю персонализированный контент останется мощным средством привлечения рекламодателей.

Управление правами на цифровую продукцию

Отсутствие согласованных бизнес -моделей, регулирующих взаимоотношения между телекоммуникационными и медийными компаниями, препятствует развитию многих проектов, связанных с сетевым мультимедийным контентом. Телевещатели могут, к примеру, покупать права на разовую или многократную передачу контента всем пользователям. Однако в соответствии с законодательством персонализированные мультимедийные услуги по требованию могут интерпретироваться как передача контента всякий раз, когда клиент этот контент использует. Значит, для эффективного распространения контента нужно изменить соглашения о его покупке.

Много внимания и усилий уделяется управлению правами на музыкальные записи и обмену файлами. Дискуссии по поводу прав на цифровой контент посвящены в первую очередь системам управления правами на цифровую продукцию (DRM), которые ограничивают возможности бесплатного обмена. Уже существуют легальные файлообменные службы (iMesh, Mashboxx и Playlouder), но пока они привлекают не слишком много пользователей. В качестве альтернативы компания Napster предложила, чтобы пользователи загружали и могли бесплатно использовать файлы до 3 раз. После этого они должны заплатить за дальнейшее прослушивание песен.

Сегодня есть три варианта управления правами на цифровую продукцию: можно использовать стандартное DRM -решение (например, OMA DRM 2.0), собственное DRM -решение или не использовать никакого решения.

Все три варианта имеют право на существование, и ни один из них еще не доминирует. Риск использования собственных DRM -решений в том, что у клиента могут возникнуть трудности с потреблением контента на устройстве, отличном от предоставляемого поставщиком. Впрочем, привязка контента к конкретному устройству в некоторых случаях оказывается успешной (как в случае iTunes/iPod), несмотря на очевидные ограничения для пользователей.

Сотрудничество в борьбе за клиента

Медийные компании, как правило, имеют сильные потребительские бренды, которые можно эффективно использовать при доставке контента по сетям связи. Это расширяет их возможности задействовать разные каналы, увеличивая поток предложений от рекламодателей. Для медийных компаний есть риск каннибализации доходов существующих каналов при создании новых. Однако общая тенденция такова, что пользователи стремятся расширять спектр получаемых услуг и рассматривают Интернет и мобильные предложения как неотъемлемую часть потребления мультимедийного контента.

Поставщики услуг связи имеют прочные позиции в сфере фиксированной и мобильной телефонии. Фиксированные операторы, как правило, хотят предоставлять клиентам дополнительные услуги помимо обычного абонентского обслуживания. Однако опыт Интернета показал, что большинству из них остаются только доходы от подключения, в то время как порталы, дополнительные услуги и сопутствующая реклама оказываются в руках других игроков рынка, таких как поисковые системы и интернет -сообщества. Появление IPTV и развитых услуг связи, сочетающих голосовой, текстовый и другой мультимедийный контент, дает им новую возможность привлечь домашних пользователей. С другой стороны, есть опасность, что услуги связи вообще уйдут от операторов, переместившись в Интернет.

Сходная ситуация на рынке мобильной связи. Мобильные сети идеально подходят для предоставления мультимедийных услуг, таких как мобильное ТВ и музыка. Услуги мобильного ТВ можно эффективно оказывать с помощью двух взаимодополняющих механизмов: адресной передачи большого числа нишевых телевизионных каналов для небольшого числа зрителей и широковещательной передачи нескольких каналов, вызывающих наибольший интерес. Адресная передача также может использоваться для доставки теле - или видеоконтента по запросу с предоставлением пользователю доступа к полному каталогу (модель продаж «длинный хвост»*). Акцент во всех этих услугах должен делаться на персонализированность и интерактивность, которые пользуются все бо’льшим спросом у потребителей.

Поскольку медийные, интернет - и операторские компании могут получить существенный выигрыш от сотрудничества в области сетевого мультимедийного контента, в будущем мы, скорее всего, увидим гораздо больше совместных предложений, чем раньше: поставщики сетевых услуг, интернет -компании и крупные медийные компании объединятся, чтобы сделать клиентам предложения, в которых узнаваемость бренда будет обеспечиваться комбинацией контента, услуги и ее доставки.

Особенности сетевого мультимедийного контента, способствующие росту его потребления:

  • возможность персонализации;
  • интерактивность;
  • круглосуточная доступность;
  • вирусное распространение с участием пользователей;
  • доступность через различные устройства;
  • простота использования;
  • возможность использовать как средство самовыражения;
  • обогащение опыта потребления мультимедийных услуг;
  • защищенность от спама и нелегального использования;
  • логичная и прозрачная тарификация.

* «Длинный хвост» - продажа широкого ассортимента продукции, где каждое наименование в отдельности не пользуется особым спросом, но в совокупности дает доход не меньший, чем ограниченное количество бестселлеров.

Любой труд должен быть оплачен, будь то картина, написанная художником, мебель, сделанная столяром, одежда, сшитая портным. Вроде бы простая истина, которая ни у кого не вызывает возражений. Тем не менее в последнее время она стала причиной жарких споров и многочисленных судебных разбирательств по вопросам кто должен платить, кому и за что. Не последнюю роль в этой сложной ситуации сыграл технологический прогресс, благодаря которому вопрос о праве на интеллектуальную собственность стал особенно актуальным. Украсть чужой труд теперь намного проще, чем полвека тому назад. И этим пользуются не только недобросовестные любители “пиратского" контента, но и отдельные владельцы авторских прав.

Умело используя юридическую базу для взыскания компенсации в пользу правообладателей, ушлые адвокаты и юристы порой делают деньги в буквальном смысле “из воздуха”. И попасть в их ловушку может любой неосторожный пользователь Сети. Например, вы разместили в своём блоге клип любимого исполнителя, вставили в журнальную статью фотографию, найденную в поисковике, сопроводили популярной мелодией сделанную презентацию и так далее. Во всех этих случаях можно попасть в неприятную ситуацию, когда правообладатель опубликованной фотографии потребует от вас возместить ему ущерб. Вот вам небольшой пример из личного опыта.

Лет пять назад в личном блоге мы написали заметку о молодом канадском фотохудожнике и продемонстрировали его необычные работы, указав в публикации авторство и ссылку на его сайт. Публикация была положительная, поэтому мы очень удивились, когда через некоторое время получили письмо от канадца. Он фактически прислал текст судебного иска, утверждая, что мы нанесли своей публикацией ущерб его репутации (как именно, он не сообщил). Аналогичное письмо он послал хостеру и еще в несколько организаций (разве что только в “Спортлото” не написал). Мы тут же убрали публикацию и попробовали найти общий язык с фотографом и принести извинения, а в доказательство своих “благих намерений” прислали перевод статьи на английский язык. Однако уже после его второго письма мы поняли, что, сразу убрав эту заметку, мы сделали очень правильно и диалог с этим человеком не получится. Он настаивал, что ущерб репутации состоял в том, что мы опубликовали информацию о нём без его ведома. Что ж, творческие личности часто бывают со странностями, и мы должны уважать их причуды. Поэтому мы пожелали удачи молодому дарованию, и на том дело закончилось. Всё это мы говорим к тому, что дело могло обернуться иначе — хостер был готов заблокировать сайт из-за полученного обвинения в нарушении авторских прав, судебный иск вполне мог стать причиной длительных споров, штрафов и так далее.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, следует внимательно относиться к выбору мультимедийного контента, особенно перед публикацией в Интернете. Прежде всего стоит разобраться в основных типах лицензий. Вам наверняка доводилось встречать словосочетание Creative Commons.

Оно могло сопровождать описание программного обеспечения или располагаться в правилах использования какого-нибудь веб-сервиса. Creative Commons — это благотворительная организация, задавшаяся целью создать группу лицензий, которые бы упростили процедуру распространения контента от авторов к пользователям. Эти лицензии бывают разных типов, например свободные и несвободные, кроме того, в каждом отдельном типе лицензии Creative Commons прописаны определенные условия, на которых автор разрешает использовать свой контент . Суть лицензий Creative Commons состоит в том, что в них "человеческим языком" объяснены правила заимствования контента. Например, автор может разрешить пользователям своего контента распространять его или, наоборот, оставить за собой право запретить дальнейшее распространение третьими лицами. Благодаря такой системе принципы распространения конкретного контента становятся очевидны и понятны каждому.

⇡ Источники легальных изображений

Так где же искать бесплатный легальный мультимедийный контент? Начнем с поиска изображений.

"Картинки Google — фильтр по типу лицензии

Как ни странно, самое простое решение лежит на поверхности — популярная поисковая система Google иногда может решить проблему поиска изображений, разрешенных к публикации без каких бы то ни было условий. Обычно, когда пользователь ищет картинки, он редко пользуется фильтром, отбирая в лучшем случае результаты по разрешению или формату. Но если присмотреться к инструментам поиска, можно увидеть, что Google позволяет фильтровать результаты согласно лицензии, по которой распространяются изображения.

Лицензий, под которыми распространяется контент в Интернете, много, и поначалу в них можно запросто запутаться. Но в настройках поисковика все изложено абсолютно понятно: “С лицензией на использование”, “С лицензией на использование и изменение”, “С лицензией на использование и изменение в некоммерческих целях” и так далее.

Данный метод поиска прост, удобен и очевиден, однако совершенным его назвать нельзя. Если вы хоть раз попробуете найти с помощью Google свободные изображения, вас может постичь разочарование — чаще всего список найденных фотографий и иллюстраций очень скуден, а иногда вообще невозможно найти снимок с нужным сюжетом. Можно попробовать проявить изобретательность при составлении фразы поискового запроса и “пробить” с десяток-другой синонимов, но вряд ли это решит проблему. Однако есть и другие варианты.

⇡ FindAPhoto — каталог бесплатных фотостоков

Данный сервис был создан британским разработчиком по имени Дэвид Бэркер (David Barker). Он собрал воедино коллекции изображений из следующих бесплатных фотостоков: MMT , Free Nature Stock , Life of Pix , Unsplash , Skitter Photo , Realistic Shots , Startup Stock Photos , Picography , Barn Images , Jay Mantri .

Автор дополнил полученную библиотеку и организовал очень удобный поиск. Все фотографии, представленные на сервисе FindAPhoto, равно как и на стоковых сайтах, откуда они были взяты, распространяются согласно типу лицензии Creative Commons Zero (CC0), которая означает передачу контента в общественное достояние, а следовательно, делает его пригодным для коммерческого использования. Иными словами, вы можете делать с фотографиями всё что захотите, и вам за это ничего не будет.

Библиотека сервиса FindAPhoto включает тысячи изображений, которые для удобства классифицированы по тегам или коллекциям. Например, коллекция снимков light rays содержит фотографии, на которых очень эффектно отображена игра света — видны красивые световые ореолы, зафиксирован эффект объемных лучей и так далее.

Отдельный интерес вызывает функция поиска фотографии по цветовой гамме. При подборе картинки для "шапки" сайта, а также в процессе подготовки какого-то иного макета дизайнеру приходится учитывать цветовую палитру элементов основного оформления. Поэтому изображение годится не любое, а только в определенных тонах. На заглавной странице FindAPhoto можно увидеть набор оттенков. Каждый оттенок — это ссылка на свою коллекцию фотографий, на которых преобладают оттенки цвета, близкие к указанному.

Также доступна опция поиска по ключевому запросу (пример: нужны картинки с часами — вводите Clock и выбираете понравившееся изображение). Помимо очевидного принципа поисковой системы, вы можете также использовать простой синтаксис с атрибутами для упрощения поиска. Например, поисковый запрос --saturation 0 отфильтрует изображения с нулевым значением цвета, то есть черно-белые фотографии. А длинный запрос close-up --color orange --width > 3000 --height > 4000 покажет фотографии с оранжевыми оттенками из коллекции макроснимков с размером более 3000 точек по ширине и более 4000 точек по высоте.

FindAPhoto предлагает всем желающим пополнять репозиторий изображений, который хранится на платформе GitHub. Недостаток этого сервиса состоит в том, что, в отличие от источников, которые он использует, FindAPhoto не обновляется оперативно.

⇡ StockSnap — бесплатные фотографии с удобным поиском

Сервис StockSnap организовали два энтузиаста — Marc Chouinard и Christopher Gimmer. Они вручную отобрали для своего проекта фотографии и уверяют, что их подборка включает в себя только самые лучшие бесплатные работы. Обновление базы изображений (если верить разработчикам) происходит регулярно, сотни фотографий еженедельно пополняют коллекцию StockSnap. Контент, публикуемый на сайте, распространяется под всё той же лицензией Creative Commons Zero (CC0).

Тематика изображений довольно однообразна. Тут сложно найти креативные иллюстрации, среди изображений нет коллажей или работ, сделанных с помощью графического редактора, а тем более отрендеренных 3D-картинок. Все изображения — исключительно фотографии как есть. Зато StockSnap радует разнообразием предметной съемки, а также предлагает массу действительно красивых снимков природы. Это отличное место, чтобы найти картинки для оформления, скажем, сайта турфирмы, кулинарного веб-ресурса, портала, посвященного животным.

На сайте есть возможность регистрации, однако никаких видимых преимуществ у зарегистрированных пользователей мы не обнаружили. Очевидно, данный сервис создавался в качестве вспомогательного для другого проекта тех же разработчиков — онлайнового графического редактора Snappa .

⇡ Pixabay — самый большой бесплатный фотосток

Без преувеличения можно сказать, что Pixabay — это один из самых лучших источников бесплатного мультимедийного контента в Сети.

Сервис умеет искать не только фотографии, но и векторные изображения. Кроме того, с помощью Pixabay вы сможете найти коллекцию футажей — коротких тематических видеофрагментов. Поддержка видео добавлена в Pixabay относительно недавно, поэтому база клипов на данный момент невелика.

Сервис предоставляет массу профессиональных фотографий самого разного жанра — от портретной съемки до пейзажных работ. Все изображения исключительно высокого качества, а количество снимков, опубликованных на сервисе, составляет почти полмиллиона.

Стоковое видео воспроизводится прямо в результатах поиска: стоит только навести на нужное изображение курсор — и оно “оживает”. Перейдя по ссылке, можно еще раз просмотреть его в плеере Vimeo, выбрать качество скачиваемого файла. В архивах сервиса есть клипы с разрешением вплоть до 4K.

Существовать на сплошном энтузиазме такой большой проект, конечно же, не может, поэтому не удивительно, что у сайта есть спонсор. Возможно, это покажется странным, но главным спонсором Pixabay выступает его прямой конкурент — популярный фотосток Shutterstock. Смысл этого альянса становится понятным, когда видишь первые изображения в результатах поиска по Pixabay — это не бесплатные фотографии, а защищенные водяным знаком изображения из платного фотобанка.

К слову сказать, поиск на Pixabay сделан очень продуманно. Можно уточнить запрос только по коллекциям фотографий, только по иллюстрациям, исключительно по векторным макетам или по видеофутажам.

Вступить в сообщество Pixabay и помочь сервису своими бесплатными фотоработами может любой желающий — для этого нужно всего лишь пройти процедуру регистрации. Сервис принимает работы в форматах JPG, PNG, PSD, AI и SVG до 40 Мбайт, размером не менее 1920 пикселей по одной из сторон, а также видеоклипы MPEG, MOV, AVI до 300 мегабайт и минимальным разрешением 1280 × 720 пикселей. Клипы должны быть короче 60 секунд.

Однако в коллекцию легального контента попадает не всё подряд — необходимо пройти предварительную модерацию. Владельцы сервиса следят за качеством публикуемого материала и выдвигают особые требования к загружаемым данным. Для новичков на сайте даже опубликованы подробные руководства, в которых описаны принципы отбора материала и указаны типичные ошибки начинающих художников . Это очень полезные сведения, которые пригодятся не только для использования Pixabay, но и для работы с любым другим сервисом стокового видео и фото.

⇡ Легальные источники музыки и аудиозаписей

С фотографиями мы разобрались. А что же с музыкой? Этот вид творчества ценится куда дороже фотографий, поэтому найти бесплатные аудиозаписи, которые можно было бы легально использовать в своих проектах, намного сложнее.

Purple Planet — бесплатная музыка от авторов

Многие музыканты сами готовы предоставить вам свои произведения бесплатно для использования в коммерческих целях. Примером такого "альтруизма" может служить проект Purple Planet английских музыкантов Chris Martyn, Geoff Harvey и Mark Fildes. На своем сайте они выкладывают собственные музыкальные произведения и предлагают всем желающим использовать эти творения, с одним лишь крохотным условием — делать ссылку на официальный сайт Purple Planet.

Ассортимент музыкальных произведений достаточно разнообразен. Тут есть и джазовые наигрыши, и легкая ambient-музыка, и гнетущие саундтреки в стиле horror, и оптимистичный upbeat, и прочие жанры.

Если представленные треки понравятся вам настолько, что вы захотите использовать их без указания авторства, музыканты готовы рассмотреть и такой вариант (за символическую цену, которая указана на сайте).

Josh Woodward — бесплатная музыка для всех

Времена, когда для раскрутки музыканта нужно было иметь связи на радио и телевидении, уходят в прошлое. Сегодня через Интернет любой талантливый исполнитель может заявить о себе. Интернет-аудитория — самый объективный судья. Если представленный материал хорош, то и популярность такого исполнителя не за горами. Помните ажиотаж вокруг кавер-версии Somebody That I Used to Know в исполнении молодой группы Walk off the Earth? Этот клип только на официальном канале группы посмотрели 168 миллионов раз! А сама группа с момента публикации своего первого хита получила мощный стимул творить дальше, что она с успехом и делает. Подобных примеров внезапной популярности можно привести очень много.

Джош Вудворд также относится к новому поколению музыкантов, которые зарабатывают своим талантом, а не с помощью черного пиара. На официальном сайте Джош опубликовал сотни своих песен. “Вы можете их загружать абсолютно бесплатно, не боясь, что вам предъявят иск”, — пишет музыкант в своём блоге. Единственное, что он просит взамен, — рассказать как можно большему количеству друзей о понравившейся песне, послать по электронной почте, сделать публикацию в социальной сети. Не так-то и много за удовольствие от музыки. И мы не видим причин, почему бы этого не сделать.

В рамках акции The Ubuntu Free Culture Showcase 10.10 одна из композиций Джоша даже победила в соревновании и была включена в сборку популярного дистрибутива Linux. Самое интересное, что, по словам самого музыканта, его труд хорошо окупился — количество загрузок его композиций исчисляется миллионами.

⇡ Musopen — бессмертная классика в свободном доступе

Беспроигрышный вариант для любого музыкального сопровождения — это использование классических произведений. Такая музыка проверена временем, она красива и… не бесплатна. Права на само музыкальное произведение могут принадлежать потомкам композитора. Законодательства разных стран в отношении этого отличаются. Например, в Канаде музыка переходит в общественное достояние спустя пятьдесят лет после смерти автора музыкального шедевра, в России этот срок — семьдесят лет (законодательство меняется, так что в любом случае — уточняйте). В принципе, с учетом того, что великие классики вроде Штрауса отошли в мир иной сто и более лет назад, их творчество уже перешло в общественное достояние. Тем не менее найти бесплатную классическую музыку — проблема, ведь запись обязательно кем-то исполнена. Когда вы приобретаете запись, скажем, Лондонского филармонического оркестра, который играет классические произведения, вы платите за работу дирижера, членов коллектива, звукорежиссера и так далее.

Энтузиасты проекта Musopen придумали интересное решение проблемы. Под девизом сделать музыку свободной” ("set music free") они запустили свою кампанию на самой популярной площадке для сбора средств Kickstarter.

В описании этой кампании говорилось, что шедевры, созданные Моцартом, Бетховеном, Шопеном и прочими гениальными композиторами, должны принадлежать людям. Самый простой способ это сделать — нанять известный оркестр, заплатить коллективу определенную сумму, чтобы он сыграл классические произведения и передал права на свои записи. Далее энтузиасты Musopen брали на себя обязанность опубликовать эти записи в открытом доступе, чтобы любой желающий мог слушать классику. Деньги для этого были собраны без проблем, более того — оказалось, что конечная сумма в шесть раз превосходила запрошенную “планку”.

Спустя несколько лет команда Musopen повторила успешную кампанию на Kickstarter, собрав нужную сумму для записи всех работ Фредерика Шопена.

Чтобы проект Musopen мог существовать в автономном режиме, на сайте был добавлен ряд платных услуг. Теперь в бесплатном режиме можно загрузить не более пяти композиций в день, да и те в формате MP3. Для тех же, кто приобретает платный аккаунт, сервис открывает записи в формате losseless и снимает ограничения на загрузку файлов. Также на Musopen можно найти нотные записи классических произведений в формате PDF. Помимо всего вышеперечисленного, сайт стал еще и площадкой для желающих получить музыкальное образование — своего рода биржа учителей музыки плюс рекомендации по выбору музыкальных инструментов.

Что до собранной фонотеки, то она вся тщательно отсортирована по композиторам и жанрам. Можно искать мелодию по типу инструмента или по имени автора, уточняя период времени или выбирая точное название произведения. Библиотека ресурса использует систему рейтингов, которая определяет качество записи аудиоматериала. Дело в том, что, помимо “выкупленных” музыкальных композиций, в фонотеке Musopen много концертных и любительских записей, также есть оцифрованный винил. Поэтому качество многих треков далеко от идеального.

⇡ Jamendo — каталог бесплатной музыки на любой вкус

Проект Jamendo был одной из самых первых попыток создать платформу для распространения музыки, ориентированную на начинающих музыкантов. Само название сервиса произошло от слияния двух музыкальных терминов — “джем-сейшн” (jamsession) и “крещендо” (crescendo). Джем-сейшн — это “музыкальная тусовка”, на которой музыканты общаются между собой и импровизируют, а музыкальный термин "крещендо" означает увеличение силы звука.

На сегодняшний день владельцы сервиса позиционируют его как “самый большой цифровой сервис для бесплатной музыки”. Если честно, то совсем уж “бесплатной музыки” на этом сервисе почти нет. Вернее, она есть, вопрос только в том, что считать бесплатной музыкой — если правообладатель разрешает использовать ее только в некоммерческих целях, то ценность аудио, как рабочего материала в бизнес-проектах, теряется.

Принцип работы сервиса очень прост — музыканты публикуют свои произведения, а посетители сайта могут прослушать их творения с помощью встроенного в интерфейс проигрывателя. Если альбом или трек понравились, можно их приобрести, поддержав музыканта. Стоит обратить внимание, что, хотя доступные музыкальные произведения и распространяются по лицензиям Creative Commons, бо льшая часть представленного материала запрещена для коммерческого использования. Поэтому перед загрузкой внимательно читайте тип лицензии, по которой этот трек вам отдается. Как и на многих других ресурсах, где выложен контент с лицензией Creative Commons, рядом с описанием публикуемого контента можно найти ряд понятных значков, графических обозначений, позволяющих визуально оценить ограничения, которые налагаются на распространение музыки.

База музыки Jamendo включает в себя почти полмиллиона музыкальных композиций. Любому меломану будет просто интересно покопаться в этой коллекции. Известных имен на Jamendo вы не найдёте, а вот обнаружить какой-нибудь молодой талант вроде Дэвида Лостана (Löhstana David) можно запросто.

Ну а тем, кто ищет легальную музыку для коммерческого использования, стоит рассмотреть вариант с покупкой лицензии Jamendo, тем более что сервис активно работает в данном направлении и готов не только взять на себя все вопросы по урегулированию разногласий с региональными организациями по защите авторских прав, но и предоставить рекомендательные услуги по поиску компиляций для фоновой музыки в кафе, барах, парикмахерских и прочих заведениях.

⇡ Soundcloud — социальная платформа для музыкантов и меломанов

По сравнению с Jamendo, интерфейс Soundcloud более дружелюбен, поиск удобнее. Даже сам проигрыватель имеет более привлекательный вид — прямо в его окне отображается волновая форма сигнала, к которой можно прикреплять комментарии в том или ином месте трека. А чтобы оценить объем аудиоматериала, который хранится на серверах Soundcloud, достаточно взглянуть на список ремиксов и кавер-версий какой-нибудь популярной мелодии, например к Made me realize от Brad Breeck, которая используется как заглавная тема сериала Gravity Falls . Число вариаций на эту тему столь велико, что, кажется, фантазия музыкантов не имеет границ.

⇡ Заключение

Взаимоотношения между потребителем и обладателями прав на интеллектуальную собственность всегда были и остаются очень сложными. Поэтому появление описанных выше сервисов — это настоящий глоток свежего воздуха для тех, кто хочет следовать букве закона и чувствовать себя защищённым от корыстных сутяг. Мы — оптимисты, поэтому искренне верим, что вопрос о праве на интеллектуальную собственность в конечном итоге решится с пользой для обеих сторон — как для авторов, которые законно желают получить причитающиеся им деньги, так и для пользователей, которые не должны платить за всё подряд. Иначе нас ждёт антиутопия — мы придём к ситуации, когда платить придётся за то, что насвистывал услышанную по радио песню, идя по улице.

И все же при использовании бесплатных изображений и музыкальных файлов в своих проектах следует всегда быть внимательным и осторожным. Лицензии Creative Commons — это не индульгенция на беспредельное использование. Например, шесть текущих основных лицензий Creative Commons требуют указания информации об авторе. Так что авторство все же лучше указывать. Если вы внесете имя автора в титры с благодарностью за предоставленные бесплатные материалы — это будет справедливо. А еще не стоит забывать, что эта лицензия не распространяется на предмет съемки.

Ключевое преимущество электронного обучения – это гибкость форм

и методов представления информации, которое обеспечивается именно

мультимедийностью. При работе с исходными материалами методологи

определяют, какой фрагмент материалов будет оптимально подать в той или

иной форме. Их цель – чтобы конечный продукт был построен так, чтобы для

освоения каждой новой информации применялся подходящий для этого

метод, и чтобы материалы усваивались проще, быстрее и глубже. Сложные

интерактивные элементы, анимированные видеоролики и схемы, а также

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е.ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет физико-математический

Кафедра информатики и вычислительной техники

Тема:

Создание мультимедийного контента по физике

Выполнил:

Янгличев Рамиль Рафикович

студент группы МДФ-112

Проверила:

Кормилицына Татьяна Владимировна

доцент, кандидат физико-математических наук

Саранск 2017

1. Понятие «Мультимедийный контент»

Мультимедийный контент представляет собой место на диске или в сети, которое заполнено разнообразной информацией. Это может быть разнообразное наполнение, которое очень часто используется обычными пользователями. Классификаций мультимедийных контентов существует огромное множество.

По виду информации:

  • Графическая. К такому виду информации относят рисунки, картины, фотографии. Самый распространенный контент на сегодняшний день.
  • Текстовая. К этому пункту стоит отнести различные книги и пособия, которые скачиваются из контента постоянно. Этот контент обычно используется на электронных книгах.
  • Анимация. К контенту такого типа относятся музыкальные клипы и новинки фильмов. Чаще всего этот тип распространяется для скачивания на стационарных устройствах.
  • Звук. Тут можно сразу представить себе различные музыкальные новинки, которые с легкостью прослушиваются в сети.

По востребованности:

  • На конечного потребителя.
  • На специалиста.
  • На подготовленного потребителя.

По внешнему виду:

  • Текстовая. Действие осуществляется по принципу, как только нажал, так сразу можешь и пользоваться ресурсом.
  • Символьная. Чтобы получить доступ к контенту, такой способ является самым распространенным. Здесь нужно правильно отгадать рисунок или ввести сочетание символов. Принцип основан на идентификации пользователя.
  • Графическая. Такой вид обычно не применяется на повседневных сайтах, потому что рассчитан на более продвинутого пользователя. Тут стоит включать логику и абстрактное мышление, чтобы правильно воспользоваться информацией.
  • Приложения из мультимедийного контента делятся на 4 категории:
  • Линейный. Такой способ используется для всестороннего изучения товара или услуги. Перед тем, как выбрать подходящий вариант, стоит изучить все нюансы, потому что структура построена линейно. Структура очень редко используется на сайтах мультимедийного контента.
  • Управляемый линейный. Такой метод применяется для более точного следования к конкретному товару или услуге. Это позволяет останавливать свое внимание на отдельной категории, которая нужна посетителю.
  • Интерактивный. В этом случае пользователь сам может использовать всю необходимую информацию из представленного списка. Это упрощает и ускоряет поиск нужной услуги.
  • Комбинированный. Такой способ помогает тщательно определиться с выбором подходящего метода. Он используется, когда нужно объединить имеющиеся данные и воспользоваться услугой.

По назначению:

  • Игровые.
  • Обучающие.
  • Информационные.
  • Рабочие.

2 Особенности разработки мультимедийного контента

«Мультимедийность» в e-Learning подразумевает использование в электронном учебном материале разных способов и форм подачи информации. Простейший пример: текстовый курс с видеовставками – это уже мультимедийный продукт. Добавление других методов подачи – звуковое сопровождение, интерактивные схемы и графики, игровые механики, симуляторы и др. – расширяет мультимедийную составляющую учебного материала.

Ключевое преимущество электронного обучения – это гибкость форм и методов представления информации, которое обеспечивается именно мультимедийностью. При работе с исходными материалами методологи определяют, какой фрагмент материалов будет оптимально подать в той или иной форме. Их цель – чтобы конечный продукт был построен так, чтобы для освоения каждой новой информации применялся подходящий для этого метод, и чтобы материалы усваивались проще, быстрее и глубже. Сложные интерактивные элементы, анимированные видеоролики и схемы, а также звуковое сопровождение доступны в любом курсе и применяются чаще всего. Видеоролики и трёхмерные модели – это более сложные и более трудозатратные формы подачи информации, применение которых оговаривается до начала работ. При этом не следует путать мультимедийность с разнообразием. Необходимость использования разных способов представления разной по содержанию информации – это в первую очередь педагогическая задача, а не декоративная.

При планировании мультимедийного курса необходимо помнить ключевую вещь – в мультимедийный контент гораздо сложнее вносить изменения после создания, чем в текст или простые рисунки. Все «продвинутые» виды контента электронных курсов разрабатываются специалистами и являют собой законченные фрагменты, которые впоследствии объединяются в связный учебный материал. Если в любой завершённый и уже отлаженный компонент e-learning вносить изменения, последствия для всего продукта будут варьироваться. В случае текстовых или незначительных графических правках последствия не критичны и не влекут значительных задержек. Но когда речь заходит о сложном мультимедийном контенте электронных курсов, риски, связанные с изменениями, существенно вырастают.

3. Мультимедийный контент по физике

Существует еще одна острая проблема – проблема обеспечения курса физики оборудованием для лабораторного и демонстрационного эксперимента. В сложившейся ситуации необходимо искать пути выхода из этого тяжелого положения. И вот один из них – это использование компьютера на уроках.

Использование компьютера на уроке интенсифицирует учебный процесс, повышает уровень наглядности подачи материала, создает условия для активного применения и углубления знаний, полученных учащимися при изучении смежных дисциплин, позволяет с легкостью вернуться к пройденному материалу.

Компьютер на уроке играет роль мощного аудиовизуального концентратора внимания, используемого для иллюстрации основных идей курса, проверки качества знаний, решения задач, ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Существенно расширяются возможности самореализации ученика, резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и создании презентаций. Эта форма работы оказалась пригодной для отстающих по физике, но хорошо владеющих навыками работы на компьютере учащихся, так как позволяет им стать более успешными в освоении материала. Создает условия для ситуации успеха и защита реферата по предмету с использованием программы Power Point, а также создание электронных досок, которые при минимальных затратах времени помогают представить рисунки, схемы, графики с изменяющимися параметрами.