Урок «Поиск информации в сети Интернет. Постановка целей и задач урока. Повторение ранее изученного материала

Мухтарова Елена Викторовна, учитель информатики и ИКТ,

МКОУ «Сосновская СОШ», поселок Сосновый, Заокского района, Тульской области
План-конспект урока « Поиск информации в Интернете »


1

ФИО

Мухтарова Елена Викторовна

2

Место работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сосновская СОШ» Заокского района Тульской области

3.

Должность

учитель информатики и ИКТ

4

Предмет

информатика и ИКТ

5

Класс

8

6

Тема и номер урока

Урок № 27 тема «Поиск информации в Интернете». Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

7

Базовый учебник

Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс»,Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

.

Цели и задачи :

Общеобразовательные


  1. учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет,

  2. усвоить виды браузеров и их назначение,

  3. усвоить примеры поисковых систем и их назначение,

  4. рассмотреть сферы применения глобальной сети Интернет.
Развивающие

  1. формировать целостное восприятие окружающего мира,

  2. развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при использовании сети Интернет,

  3. показать применение Интернета в различных областях: поиск информации (фото, видео, музыка, электронные библиотеки, магазины, электронная почта), общение и т. д.
Воспитывающие

  1. формирование познавательного интереса учащихся,

  2. расширение кругозора,

  3. формирование информационной и правовой культуры учащихся.

Тип урока : ознакомление с новым материалом
Литература:

Для учителя:


  • Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс»,
Для учеников:

  • Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс».

Оборудование:

компьютерный класс, интерактивная доска SMART, презентация, раздаточный материал, компьютерные тесты.

План урока:


  • Организационный этап.

  • Актуализация знаний.

  • Этап получения новых знаний.

  • Этап обобщения и закрепления нового материала.

  • Выполнение практической работы.

  • Рефлексия.

  • Заключительный этап.

Ход урока

I.Организационный этап .

II.Актуализация знаний .

Решение кроссворда:

1.Программа, которая может вывести компьютер из строя или нарушить его работу (вирус ).

2.Устройство для внешнего хранения информации (диск ).

3.Устройство, на которое выводится информация проектором из компьютера (экран ).

4.Единица измерения информации (бит ).

5.Операция, выполняемая с файлами (удаление ).

6.Место, для временного хранения ненужных файлов (корзина).

7.Windows по-русски (окна ).

8.Клавиатурный тренажер (стамина ).

9.Место хранения документов (папка ).

10.Компактное устройство хранения информации (флешка ).

11.Бесплатная антивирусная программа (Аваст ).

Учитель: Какое слово Вы получили на пересечении по горизонтали?

Ученики: Интернет.

III.Этап получения новых знаний .

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете».

Учитель: Как Вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

Ученики: Для чего необходим Интернет, что можно найти в нем, какие

возможности он нам предоставляет, какие программы нам нужны

для этого.

Учитель: Правильно, это и является целью нашего урока. Давайте, вначале

выясним, какие возможности нам предоставляет глобальная

компьютерная сеть Интернет. Для этого вам поможет следующий

слайд – посмотрите внимательно и ответьте на данный вопрос.

6) Учеба через Интернет.

Учитель: Молодцы, давайте проверим, все ли Вы указали или что – то

пропустили, посмотрев на следующий слайд.

Учитель: Какой же можно сделать вывод?

Ученики: Интернет нам помогает и экономит много сил и времени.

Учитель: Совершенно верно, но надо помнить два момента – во-первых, об

во-вторых, Интернет – это не только полезная информация, Об этом мы говорили на самом первом уроке, когда начинали знакомиться с глобальной компьютерной сетью Интернет и правилами работы с ней

Давайте вспомним, какие опасности хранит Интернет.

Ученики компьютерные вирусы, доступ к личным данным, доступ к паролям от банковских карт, небезопасное общение в соцсетях и многое другое.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Что же нам нужно знать и уметь применять для работы в сети?

Ученики: Программы, с помощью которых можно работать в сети.

Учитель: Точно, и в первую очередь программы, с помощью которых моно

просматривать Интернет – страницы, т. е. браузеры. Приведите

Ученики: Internet Explorer , Mozilla Firefox , Opera , и другие.

Учитель: Чем они отличаются, по вашему мнению?

Ученики: Internet Explore – стандартный и самый распространенный браузер,

Mozilla Firefox – бесплатный и очень быстрый, Opera – бесплатный и

удобный в работе.

Учитель: А как найти необходимую информацию в Интернете?

Ученики: Необходимо запустить “поисковик” и …

Ученики: (приводят примеры)


Название

Адрес

Rambler

http://www.rambler.ru

Апорт

http://www.aport.ru

Яndex

http://www.yandex.ru

Yahoo

http://www.yahoo.com

AltaVista

http://www.altavista.com

Google

http://www.google.com

Лист

www . list . ru

IV.Этап обобщения и закрепления нового материала .


  1. Инструкция для выполнения теста.

  2. Показ образца.

  3. Выполнение теста.
Предмет: "Информатика и ИКТ" Тема: "Коммуникационные технологии"

Вопрос №1

Модем - это...


  • Устройство для печати.

  • Устройства для работы в Интернете.

  • Устройство для сканирования документов.
Вопрос №2

Монитор - это...


  • Устройство вывода информации.

  • Устройство ввода информации.

  • Устройство ввода и вывода информации.
Вопрос №3

Внешние устройства хранения информации -


  • Оперативная память.

  • Жесткий диск.

  • Флешка или лазерный диск.
Вопрос №4

Браузер - это...


  • Текстовый редактор.

  • Графический редактор.

  • Программа для просмотра веб - страниц.
Вопрос №5

К поисковым системам относят:


  • Rambler,

  • Яndex.

  • Google,

  • Mail
Вопрос №6

Какая программа является антивирусной


  • Аваст.

  • Winamp

  • Nero

  • Stamina
Вопрос №7

Бесплатной антивирусной программой является


  • Касперский.

  • Аваст

  • NOD 32
Вопрос №8

Стамина - это...


  • Графический редактор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Музыкальный прогрыватель
Вопрос №9

Наименьшая единица информации


  • 1 Байт

  • 1 МБайт

  • 1 КБайт
Вопрос №10

Наибольшая единица информации


  • 1 Байт

  • 1 МБайт

  • 1 КБайт
Вопрос №11

ICQ - это означает


  • Я тебя ищу.

  • Всем привет, это я.

  • Ты и я
Вопрос №12

Для общения в сети предназначен...


  • Mail Агент

  • WinRAR

  • AIMP2

  • Mozilla Firefox

V.Подведение итогов.

Итак, подведем итоги…

Учитель: Какие цели были у нас?

Ученики: Выяснить, для чего необходим Интернет, как его можно

применить, что можно найти в нем, какие возможности он нам

предоставляет, какие программы нам нужны для этого.

Учитель: Какие же возможности нам предоставляет глобальная

компьютерная сеть Интернет.

Ученики: 1) Поиск информации,

2) Скачивание фото, видео, музыки и других фалов.

4) Использование электронных библиотек, музеев …

5) Покупки через Интернет (Интернет – магазины).

6) Учеба через Интернет.

7) Поиск погоды, расписаний, работы…

8) Поиск программ (бесплатно распространяемых).

9) Электронная почта и т. д.

Учитель: Приведите примеры браузеров.

Ученики: Internet Explorer , Mozilla Firefox , Opera , Neo Planet и другие.

Учитель: А какие поисковые системы Вы знаете?

Ученики: Rambler , Апорт, Я ndex , Google и другие.

VI.Выполнение практической работы .

Практическая работа

Порядок выполнения работы:


  1. Перед началом работы создайте на Рабочем столе личную папку под своей фамилией. В эту папку вы будете отправлять, сохранять всю найденную информацию.

  1. На сайте нашей школы (http://sosnovka.reg-school.ru/) найдите следующую информацию:

  • Дата создания школы;

  • Как называется Детская самодеятельная организация , ее эмблема

  • Полезные ссылки по ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Всю найденную информацию поместите в текстовый файл «О моей школе»,

который сохраните в своей папке.


  1. Используя любой поисковый сервер, найдите демонстрационный вариант ОГЭ по Информатике за 2016 год.
    Из адресной строки скопируйте Адрес сайта, на котором находится ОГЭ 2016 года, и вставьте копию адреса сразу после текста задачи.

Прежде чем продолжить работу, проведите физкультминутку для глаз :


  • В положении сидя медленно делайте движения зрачками: слева-направо и справа-налево, затем вверх-вниз и вниз-вверх.

  • Круговые движения глазами по часовой стрелке и в противоположном направлении.

  • Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

  • Частые моргания глазами.

  • Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко «соединятся».

  • Положите ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закройте этим треугольником глаза и повторите все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Продолжите работу:

  1. Зайдите на сервер http://www.gismeteo.ru и узнайте погоду на завтра.
Информацию о погоде скопируйте в текстовый файл Погода на завтра и красочно оформите (также как на сайте), подобрав нужный цвет и размер шрифтам, добавьте подходящий рисунок. Файл сохраните в своей папке.
В результате в вашей папке должно быть три файла:

О моей школе, Задача и Погода на завтра.


  1. Свою папку с файлами заархивируйте в формате.ZIP , используя программу-архиватор.
.

Полученный архив отправьте по адресу: [email protected]

VII Рефлексия .


На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротки /длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

VIII Заключительный этап

Домашнее задание. П.3.5 ст р 107-110


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский строительный техникум»
(ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
«Глобальная сеть Интернет.
Поиск информации в Интернете»
Преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
Е.В. Шендакова2015
План урока
Глобальная сеть Интернет.
Поиск информации в Интернете
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательная: освоить способы поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных и личных задач, с использованием прикладных поисковых программ.
Развивающая: развитие интереса к работе с компьютером как основы формирования информационной культуры, логического мышления, расширения общего кругозора;
Воспитательная: воспитание самостоятельности и ответственности за качество выполненной работы, умения работать в группе;
Здоровьесберегающая: соблюдение правил техники безопасности, соблюдение санитарных норм, сочетание форм и методов работы.
Дидактические основы урока:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации работы: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал: индивидуальные карточки с вопросами, URL- адреса.
Ход урока:
Орг. момент (1-2 мин.);
Объяснение нового материала (20 мин.);
Самостоятельная работа (15 мин.);
Рефлексия. Итоги урока (3-5 мин.);
Ход урока:
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
Орг. момент, 1-2 мин.- сообщение темы урока, его целей и задач;
- краткий план деятельности. Здравствуйте!
Тема сегодняшнего урока: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации».
Презентация к уроку (слайд 1).На уроке мы познакомимся с Интернетом, взглянем на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон, познакомимся с поисковыми системами и научимся искать нужную информацию. Записывают тему и план урока в тетради.
Введение в тему:- подготовить к восприятию темы;- нацелить на продуктивную работу 7-10 минут С приходом глобальной компьютерной сети Интернет в жизнь человека, мир изменился. Сегодня не выходя из дома, можно познакомиться и пообщаться с людьми, находящимися далеко за пределами страны, приобрести различные товары и услуги и многое-многое другое.
Обратите внимания на следующую статистику. На слайде представлена диаграмма, показывающая, какое количество человек пользуется на сегодняшний момент глобальной сетью Интернет. И вы, наверняка, согласитесь со мной, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни (слайд 3).
Давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет? Чтобы вам было легче, попробуйте ответить на вопросы:
Что называют компьютерной сетью?
Из каких компонентов состоит компьютерная сеть?
Какими бывают компьютерные сети по своей протяженности?
Чтобы дать сформулировать определение, необходимо учесть все правильные ответы на вопросы. Оно перед вами, но в нем пропущены некоторые слова, попробуйте самостоятельно восстановить эти слова, а потом правильное определение запишем в тетрадь (2 минуты).
Интернет – это … … сеть, которая включает в себя …, … и … сети и объединяет миллионы … по всему миру (слайд 4).
Каждый из вас ежедневно обращается к Сети: ищет информацию, общается с товарищами, слушает музыку. Как вы считаете, есть ли у Интернета недостатки?

Давайте разделим группу на две команды и попробуем выделить сильные и слабые стороны Интернета. Первая – сторонники Интернета, а вторая группа – противники.
В течение трех минут вам необходимо выделить основные достоинства (для 1 группы) и недостатки (для 2 группы) Интернета. (Приложение 1).
Образец таблицы
Достоинства Недостатки
Важный источник информации Информация из Интернета может быть недостоверной
Общение с людьми из разных городов Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета
Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома Обман со стороны организации
Способ распространения своих знаний Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер
В выступлениях капитанов команд показывается значимость Интернета в наши дни и делается установка на его рациональное использование во избежание негативных последствий.
Вывод: Нам удалось взглянуть на глобальную компьютерную сеть Интернет с различных сторон. Выявлены как положительные, так и отрицательные её стороны. Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что Интернет представляет собой очень важный источник информации, пользоваться которым несомненно надо, однако при этом не следует забывать о тех проблемах, которые несёт в себе компьютерная сеть. Рассуждают с места о понимании значения этого слова. «Интер»-между, «Нэт»-сеть.
Отвечают с места на вопросы: (объединение двух и более компьютеров)
(источник информации, канал связи, приемник информации)
(локальными, корпоративными, региональными и глобальными)
Восстанавливают определение, записывают в тетрадь вместе с преподавателем.
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, которая включает в себя локальные, корпоративные и региональные сети и объединяет миллионы компьютеров по всему миру.
Делятся на группы.
Каждая группа на листке с изображением значка Интернет записывает достоинства или недостатки Интернета.
Капитаны команд и представитель команды готовят небольшую (2 минуты) речь, в которой обосновывают тезисы своей позиции. На доске заполняют таблицу достоинств и недостатков. (Анализируют, сравнивают, обобщают и высказывают мнение свое и группы.)
Делают вывод самостоятельно (с помощью преподавателя).
Тема урока:- изучить способы поиска информации в сети Интернет;- рассмотреть поисковые системы Интернета.10 минут Работая в Сети, необходимо быстро ориентироваться в имеющемся объеме информации. (слайды 5-6).
Для поиска информации используются в основном три основных типа:
Указание адреса страницы (URL-адрес); (слайд 7)
Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.
Перемещение по гипертекстовым ссылкам; (слайд 8).
Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Обращение к поисковой системе (слайд 9).
Какие поисковые системы вы знаете?
Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто рапользуется Интернетом. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru). (слайд 10)
Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.
Yandex.ru(слайд 11).
Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года.
Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов Google.ru(слайд 12).
Лидер поисковых систем в Интернете. По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями Rambler.ru(слайд 13).
Rambler создан в 1996 году.
Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова
Самостоятельно записывают нужную информацию в тетрадь, опираясь на информацию презентации.
отвечают на вопрос: (yandex. ru, Rambler. ru, GoogleЗакрепление материала15 минут Работа за компьютерами.
1.Я случайно разорвала задания на которых записаны URL-адреса сайтов, которые вам нужно найти. Восстановите и назовите тему информации сайта. (Приложение 2).
2.На карточках записаны проблемные вопросы. Вам необходимо в Интернете найти разные точки зрения на поставленный вопрос и записать URL-адреса этих сайтов. (Приложение 3). Индивидуальная работа за компьютерами.
Подведение итогов урока:рефлексия5 минут Урок получился очень плодотворным и насыщенным информацией. Чтобы зафиксировать в памяти необходимые знания, предлагаю провести синквейн (5 строк)
Существительное (Интернет)
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение из 4-х слов
Слово-вывод
Подведение итогов урока. Систематизируют знания при помощи синквейна. Записывают в тетрадь. По желанию читают.
Используемая литература:
Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10-11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010


Приложенные файлы

Дата ___________ Класс___ 3 ____

План-конспект урока №____

Тема: Поиск информации. Правила поиска данных в Интернете

Общеобразовательные цели
формировать представление о понятиях «Поисковая система», «Браузер» дать продолжить формирование пользовательских навыков работы на компьютере

Развивающие:

Развивающие цели:
развитие речи, мышления, памяти;

формирование навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение)

выделение главного).

продолжить развитие внимания и памяти у учащихся.

Воспитательные цели:

формировать чувство ответственности за результаты своего труда;

формирование информационной культуры учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, наглядность

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

    Организационный момент
    Приветствие. Проверка отсутствующих. Подготовка к уроку

    Проверка домашнего задания
    Фронтальный опрос

Разминка
Заполни таблицу (источник информации, общение с людьми, недостоверная информация, виртуальный мир, Интернет-зависимость, заказ товаров, вирусы, распространение информации, мошенничество )

Достоинства Интернета

Недостатки Интернета

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока
На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации. Но как найти нужные сведения?

В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.

Сегодня темой нашего урока будет «Поиск информации в Интернете», а также познакомимся с правилами поиска информации в Интернете

    Усвоение новых знаний

Поисковая система – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.

Каждый пользователь для поиска информации может выбрать любую из названных поисковых систем например: Google, Yahoo!, Яндекс, Mail.ru

Мы более подробно остановимся на одной из них – это Google.. Чтобы войти в эту систему, нужно набрать в адресном поле браузера адрес Google.ru и нажать клавишу. Браузер (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Google.

На страничке отображается Строка адреса поисковой машины, Название поисковой машины, Установка типа документа, Поле запроса.

Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска) . Сюда можно записать логически объединённые между собой слова и нажать имеющуюся рядом кнопку Поиск, Найти. Начинается поиск. Его результаты отображаются на странице Google. Поисковая система Google показывает ссылки на те документы Интернета, в которых она обнаружила искомую фразу.

Удобство такого поиска состоит в том, что сразу выдаются ссылки на нужные странички.

Существуют три способа поиска информации в Интернете

1. Указание адреса страницы.

3. Обращение к поисковой системе

На правильно сформулированный вопрос практически всегда можно получить в Internet ответ. Надо только научиться правильно задавать вопросы, и поток искомой информации вам обеспечен. При работе в Internet нельзя забывать, что вы задаете вопрос не человеку, а машине, которая анализирует информацию в зависимости от заложенных в нее алгоритмов. Поэтому при осуществлении поиска информации нужно соблюдать следующие правила:

Правило № 1 «Поиск слова»

Если нужно найти информацию по какой-либо теме,выраженной одним словом , запишите его в строку поиска и нажмите расположенную рядом кнопку (обычно называется – Поиск).

При поиске могут возникнуть следующие проблемы: Найдено слишком много не подходящих ссылок или среди найденных нет ни одной нужной.

Решение проблемы: Попробуйте изменить запрос, дописав уточняющее слово. Используйте синонимы слов.

Правило № 2 «Поиск нескольких отдельных слов»

Если в запросе вводить несколько слов , поисковая система найдёт странички, содержащие эти слова недалеко друг от друга.

Если найдено мало ссылок, возможно вы ошиблись в каком-либо слове. Исправьте ошибку. Попробуйте записать поменьше слов в запросе.

В сети Интернет можно осуществлять поиск по картинкам

Любую понравившуюся картинку можно скопировать себе: в свою папку, в текущий рабочий текущий документ, для этого:

1. Наведите мышку на выбранную картинку, щелкните правой кнопкой мыши.

2. В появившемся контекстном меню выберите команду «Копировать».

3. Откройте документ тот, куда хотите вставить картинку.

4. И также вызвав контекстное меню выберете команду «Вставить»

Алгоритм работы:

    Открыть браузер Internet Explorer

    Нажать кнопку домой и проверьте, что в строке адреса записан адрес поисковой системыwww.google.ru

    Выбрать тип искомого документа, щелкнув по ссылке над полем запроса (Веб, картинки, группы, каталог)

    Ввести в поле запроса в центре экрана ключевые слова, нажать кнопку Поиск

    Поисковой машине потребуется некоторое время, чтобы сформировать результат и вы увидите список, каждая запись которого является гиперссылкой на другой сайт

    Проанализируйте предлагаемый список рисунков и щелкните правой кнопкой мыши на подходящем рисунке. Выберите из контекстного меню команду «копировать».

    Если информационный ресурс заинтересовал, можно щелкнуть по гиперссылке, чтобы рассмотреть его подробнее

Возвратиться на страницу со списком, можно нажав кнопку Назад

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

4.Закрепление материала

Работа в тетради с печатной основой

5.Компьютерный практикум

    Домашнее задание
    Выполнить задания в тетради с печатной основой

    Рефлексия
    Мне понравилось

Цели урока:

  • Обучающая – отработать навыки поиска информации в интернет, систематизировать знания при работе в сети, стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебным предметам в целом.
  • Развивающая – развитие умений оценивать результаты выполненных действий, умений применять полученные знания при решении задач, развитие речи.
  • Воспитательная – воспитание эстетического чувства, чувства гармонии, самостоятельности, ответственности, информационной культуры, расширение кругозора.

Тип урока: урок обобщение и систематизации знаний, умений и навыков, комбинированный.

Вид урока: урок-практикум с элементами исследовательской деятельности.

Метод обучения: совместный проект.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная.

Приемы обучения: инструктивно-практический, исследовательский.

Технология: интерактивного обучения.

Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков, презентация задания, закрепление приобретенных навыков.

Оборудование : компьютер, проектор, операционная система Windows, пакет MS Office, текстовый процессор Word, конспект урока, файлы с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин).

II. Актуализация опорных знаний (5 мин).

Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, поэтому найти нужную информацию среди сотен миллиардов Web-страниц и сотен миллионов файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат постоянно обновляемую информацию о местонахождении Web-страниц и файлов на сотнях миллионов серверов Интернета.

Поисковые системы содержат тематически сгруппированную информацию об информационных ресурсах Всемирной паутины в базах данных. Специальные программы-роботы периодически "обходят" Web-серверы Интернета, читают все встречающиеся документы, выделяют в них ключевые слова и заносят в базу данных Интернет-адреса документов.

Большинство поисковых систем разрешают автору Web-сайта самому внести информацию в базу данных, заполнив регистрационную анкету. В процессе заполнения анкеты разработчик сайта вносит адрес сайта, его название, краткое описание содержания сайта, а также ключевые слова, по которым легче всего будет найти сайт.

Поиск по ключевым словам. Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запросов в поле поиска.

Запрос должен содержать одно или несколько ключевых слов, которые являются главными для этого документа. Например, для поиска самих систем поиска в Интернете можно в поле поиска ввести ключевые слова "российская система поиска информации Интернет

Поиск в иерархической системе каталогов. В базе данных поисковой системы Web-сайты группируются в иерархические тематические каталоги, которые являются аналогами тематического каталога в библиотеке.

Поиск файлов. Для поиска файлов на серверах файловых архивов существуют специализированные поисковые системы, в том числе поисковая система FileSearch (www.filesearch.ru). Для поиска файла необходимо ввести имя файла в поле поиска, и поисковая система выдаст Интернет-адреса серверов файловых архивов, на которых хранится файл с заданным именем.

Поиск по картинкам

В качестве запросов в Google Поиске можно использовать изображения.

При использовании этой функции можно получить следующие результаты:

  • похожие картинки;
  • сайты, на которых размещено это изображение;
  • Это же изображение других размеров.

Поиск по картинке лучше всего работает, если она популярна в Интернете. Например, для достопримечательностей и произведений искусства вы найдете гораздо больше результатов, чем для семейных фотографий.

Поиск на компьютере.

III . Проверочный тест. Поиск информации в Интернете (5 мин) (Приложение 1)

IV. Выполнение практической работы (задания 1) (20 мин).

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает свое задание на опорных конспектах (приложение 2) , и учащиеся выполняют его на компьютере с использованием Интернет. (Прием “Текст с пропусками”, найти недостающую информацию в Интернете, чтобы получился связный текст). (Приложение 2)

Найди ответы на запросы с использованием картинок:

А) что это?

Б) найти схему вышивку для данной подушки.

В) Найти логотипы 355-летия города Иркутска, 80-летия Иркутской области.

VI. Подведение итогов (3 мин).

Цели урока:

1. Образовательная:

  • ввести понятия: поисковый сервер, поисковый каталог, поисковый указатель, метапоисковые системы, файловые архивы;
  • сформировать навыки поиска информации с помощью поисковых серверов.

2. Развивающая:

  • способствовать развитию кругозора учащихся и логического мышления;
  • формирование навыков сотрудничества.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры, чувства гордости за достижения человечества.

Тип урока: урок новых знаний, умений и навыков.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Оснащение урока:

  1. ПК-13, мультимедийный проектор, экран.
  2. Файлы папки «Задания для открытого урока» (опубликованные в сети Интернет):
    • Поэтическая раскраска – Приложение 1 ;
    • Перекресток 2.1 – Приложение 2 ;
    • Перекресток 2.2 – Приложение 3 ;
    • Перекресток 2.3 – Приложение 4 ;
    • Перекресток 2.4 – Приложение 5 ;
    • Перекресток 2.5 – Приложение 6 ;
    • Who есть кто – Приложение 7 ;
    • Хроноскоп – Приложение 8 ;
    • Что было раньше – Приложение 9 ;
    • Поиграем в классики – Приложение 10 ;
    • Лингвистическая география – Приложение 11 ;
    • Угадай сколько – Приложение 12 ;
    • Практическая работа «Работа с поисковыми системами» – Приложение 13 ;
    • Раздаточный материал «Операторы расширенного поиска» – Приложение 14 ;
    • Презентация «Поиск информации в Интернет» – Приложение 15 .

Ход урока

1. Организационная часть.

  1. Проверка выполнения единых педагогиеских требований.
  2. Проверка списочного состава класса.
  3. Настрой учащихся на работу.
  4. Объявление темы и цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

Метод проведения: фронтально устно.

  1. Перечислите службы Internet и их назначение.
  2. Выделите преимущества электронной почты и ее недостатки.
  3. Имеется ли возможность отправить письмо сразу нескольким адресатам?
  4. Имеется ли возможность узнать, открыто ли письмо адресатом или нет?
  5. Если разделить услуги Интернет на 2 группы: коммуникационные и информационные, - то к какой группе вы отнесете электронную почту?
  6. Обязательно ли указывать тему письма?
  7. Файл какого типа можно присоединить к письму?
  8. Сколько файлов допускается присоединить к письму (mail.ru)?
  9. При ответе на полученное письмо: а) можно не писать свой адрес; б) адрес писать всегда обязательно в графе От кого; в) адрес писать обязательно в конце письма; тему писать необязательно.
  10. Каким образом формируется имя почтового ящика?

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Метод проведения: лекция по плану.

Используется презентация «Поиск информации в Интернет» (Приложение 15).

  1. Поисковые сервера (Слайд 2).
  2. Поисковые каталоги: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 3-9).
  3. Поисковые указатели: особенности, достоинства и недостатки, примеры (Слайды 10-19).
  4. Операторы расширенного поиска, пример (раздаточный материал).

4. Практическая работа на ПК.

Прежде всего, необходимо приложения 1-12 опубликовать в Интернет. Для этого необходимо создать свой аккаунд в Google – Приложение 16 . Основные приемы создания и опубликования документа рассмотрены в Приложении 17 (обратите внимание на раздел Примечание). Также необходимо предоставить доступ к файлам с заданиями всем ученикам по их электронному адресу (вкладка Совместный доступ – команда Предоставление доступа другим пользователям – указать электронные адреса всех учеников).

Учащиеся выполняют практическую работу «Работа с поисковыми системами» – Приложение 13 , используя раздаточный материал «Операторы расширенного поиска» – Приложение 14 .

Для учащихся предложены 8 заданий. В каждом задании учащийся выполняет только какую-то часть (это регламентировано в Приложении 13). Очень показательно задание № 2 «Перекресток». Учащимся необходимо общими усилиями ответить на предложенный вопрос. Им предложена таблица. Суть работы заключается в том, чтобы сопоставить слова первого столбца со словами первой строки. Найдя соответствие, ученик выделяет букву, находящуюся на пересечении нужных строки и столбца. Два-три ученика работают над одной таблицей, ищут свои 2-4 соответствия из 10-12 предложенных. Если соответствия найдены верно, то можно прочесть слово, которое является ответом на поставленный ранее вопрос. Таким образом, в выполнение задания вложены усилия всех участвующих.

После выполнения заданий делается обзор выполненной работы.

5. Итог урока.

  1. Обобщение изученного материала.
  2. Домашнее задание: § 5.5 и § 5.6 (для самостоятельного изучения).

Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 320 с.: ил.
  2. Деркач О.Б., Быков В.В. 1000 заданий для зарядки мозгов. – М: АСТ-ПРЕСС СКД. – 2005. - 304 с. – (1000 советов от газеты Комсомольская правда).
  3. Леонтьев В.П. Интернет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2006. – 768 с.: илл. – (Энциклопедические справочники).