Один из этапов разработки по. Разработка ПО. Этапы разработки программного обеспечения. Подготовка предварительного плана работ

программное обеспечение управление

Процесс создания программного обеспечения - множество различных видов деятельности, методов, методик и шагов, используемых для разработки и эволюции программного обеспечения и связанных с ним продуктов (проектных планов, документации, программного кода, тестов, пользовательской документации).

Однако на сегодняшний день не существует универсального процесса разработки программного обеспечения - набора методик, правил и предписаний, подходящих для программного обеспечения любого вида, для любых компаний, для команд любой национальности. Каждый текущий процесс разработки, осуществляемый некоторой командой в рамках определенного проекта, имеет большое количество особенностей и индивидуальностей. Однако целесообразно перед началом проекта спланировать процесс работы, определив роли и обязанности в команде, рабочие продукты (промежуточные и финальные), порядок участия в их разработке членов команды и так далее .

Процесс создания программного обеспечения не является однородным. Тот или иной метод разработки программного обеспечения, как правило, определяет некоторую динамику развертывания тех или иных видов деятельности, то есть, определяет модель процесса (process model).

Модель является хорошей абстракцией различных методов разработки программного обеспечения, позволяя лаконично, сжато и информативно их представить. Однако, сама идея модели процесса является одной из самых ранних в программной инженерии, когда считалось, что удачная модель - самое главное, что способствует успеху разработки. Позднее пришло осознание, что существует множество других аспектов (например, принципы управления и разработки, структура команды), которые должны быть определены согласно друг с другом. И стали развиваться интегральные методологии разработки. Тем не менее, существует несколько классических моделей процесса разработки программного обеспечения.

Первой моделью, получившей широкую известность и действительно структурирующей процесс разработки, является каскадная или водопадная. Она была создана после прошедшей в 1968 году конференции НATO по вопросам науки и техники, где рассматривались подобные вопросы, и разделяет процесс создания программного продукта на последовательные этапы (следует отметить, что она уже тогда применялась различными разработчиками, однако ни количество, ни содержание этапов не унифицировалось).

Рисунок 1- Модифицированная каскадная модель разработки программного обеспечения

Модифицированная каскадная модель предусматривала возможность возвращения к предыдущим этапам.

Спустя непродолжительное время после своего появления на свет каскадная модель была доработана Уинстом Ройсом с учетом взаимозависимости этапов и необходимости возврата на предыдущие ступени, что может быть вызвано, например, неполнотой требований или ошибками в формировании задания . В таком «обратимом» виде каскадная модель просуществовала долгое время и явилась основой для многих проектов (рисунок 1).

Однако практическое использование данной модели выявило множество ее недостатков, главный из которых состоял в том, что она больше подходит для традиционных видов инженерной деятельности, чем для разработки программного обеспечения. В частности, одной из самых больших проблем оказалась ее «предрасположенность» к возможным несоответствиям полученного в результате продукта и требований, которые к нему предъявлялись. Основная причина этого заключается в том, что полностью сформированный продукт появляется лишь на поздних этапах разработки, но так как работу на разных этапах обычно выполняли различные специалисты и проект передавался от одной группы к другой, то по принципу испорченного телефона оказывалось так, что на выходе получалось не совсем то, что предполагалось вначале.

Для того, чтобы устранить недостатки каскадной модели была предложена V-образная, или шарнирная модель разработки программного обеспечения (рисунок 2).

Рисунок 2- V-образная модель разработки программного обеспечения

V-образная модель позволяет гораздо лучше контролировать результат на предмет его соответствия ожиданиям, поскольку сфокусирована на тестировании .

V-образная модель дала возможность значительно повысить качество программного обеспечения за счет своей ориентации на тестирование, а также во многом разрешила проблему соответствия созданного продукта выдвигаемым требованиям благодаря процедурам верификации и аттестации на ранних стадиях разработки (пунктирные линии на рисунке указывают на зависимость этапов планирования/постановки задачи и тестирования/приемки).

Однако в целом V-образная модель является всего лишь модификацией каскадной и обладает многими ее недостатками. В частности, и та и другая слабо приспособлены к возможным изменениям требований заказчика. Если процесс разработки занимает продолжительное время (иногда до нескольких лет), то полученный в результате продукт может оказаться фактически ненужным заказчику, поскольку его потребности существенно изменились.

Программное обеспечение в отличие, например, от микросхемы можно вводить в эксплуатацию по частям, а значит, разрабатывать и поставлять его заказчику также можно постепенно. Именно на этом основана инкрементная модель, предусматривающая дробление продукта на относительно независимые составляющие, которые разрабатываются и вводятся в эксплуатацию по отдельности.

Такая модель выгодна как для заказчика, так и для создателя системы, поскольку позволяет продвигаться вперед, соблюдая интересы обеих сторон.

Однако у нее есть свои недостатки. Деление на функциональные блоки в целом замедляет процесс, так как возникает необходимость обеспечения их взаимодействия. Для многих решений этот метод неприменим, поскольку из них нельзя вычленить отдельные составляющие, которые могут быть поставлены и функционировать независимо. Существенно возрастает нагрузка и на руководящий персонал в связи с усложнением задач по координированию работ над отдельными составляющими системы, увеличивается стоимость внесения изменений в готовые компоненты, которые уже установлены и работают у заказчика.

Предложенная Барри Боэмом в 1988 году спиральная модель стала существенным прорывом в понимании природы разработки программного обеспечения, хотя объединяет каскадный подход и итерационный процесс проектирования на основе создания прототипов (рисунок 3).


Рис. 3.

Спиральная модель Боэма сфокусирована на проектировании, разработка программного обеспечения происходит лишь на последнем витке спирали по обычной каскадной модели, однако этому предшествует несколько итераций проектирования на основе создания прототипов - при этом каждая итерация включает стадию выявления и анализа рисков и наиболее сложных задач.

Поскольку спиральная модель в основном охватывает именно проектирование, то в первоначальном виде она не получила широкого распространения в качестве метода управления всем жизненным циклом создания программного обеспечения. Однако главная ее идея, заключающаяся в том, что процесс работы над проектом может состоять из циклов, проходящих одни и те же этапы, послужила исходным пунктом для дальнейших исследований и стала основой большинства современных моделей процесса разработки программного обеспечения.

Впервые предложенная Филиппом Крачтеном в 1995 году, итеративная модель объединяет главные преимущества спиральной, инкрементной, каскадной моделей, а также методов разработки на основе создания прототипов и объектно-ориентированного подхода (рисунок 4). Она завоевала большую популярность и в том или ином виде используется во многих современных проектах .


Рисунок 4- Итеративная модель разработки программного обеспечения

В соответствии с итеративной моделью имеются четыре основные фазы жизненного цикла разработки программного обеспечения (начало, исследование, построение и внедрение). На каждой фазе проект проходит множество итераций, приводящих к созданию работоспособных версий: на начальных создаются прототипы, уточняются требования, прорабатываются наиболее сложные проблемы; конечные приводят к созданию продукта, его совершенствованию и расширению функциональности.

Итеративная модель, помимо основных фаз, выделяет еще две группы процессов: рабочие (управление требованиями, анализ и проектирование, реализация, тестирование, развертывание) и вспомогательные (управление конфигурацией и изменениями, проектом и процессом). Количество и суть процессов варьируются в зависимости от потребностей разработчика, они также могут иметь свои циклы, которые не обязательно даже соответствуют основным фазам. Однако результатом рабочих процессов всегда является создание версий продукта.

Итеративная модель подобно спиральной дает возможность успешно справляться с рисками. Если во время работы над очередной версией будет установлено, что трудозатраты на реализацию необходимой функциональности слишком велики, то превышения бюджета и нарушения сроков можно будет избежать путем соотнесения приоритетов разработки и трудозатрат в начале каждой итерации. Таким образом, данная модель хорошо подходит для большинства типов программных проектов, но особенно ее преимущества заметны при работе над продуктами, предназначенными для выхода на свободный рынок, в силу изначальной ориентации на выпуск последовательных версий.

Самым известным и авторитетным стандартом качества следует считать Capability Maturity Model (CMM) - модель оценки уровня зрелости процессов разработки вместе с его производными. Он был создан SEI (Software Engineering Institute), который финансируется за счет Министерства обороны США и является структурной единицей Университета Карнеги-Меллона. Первая официальная версия стандарта вышла в 1993 году, хотя работы над ним начались гораздо раньше - основные его положения были опубликованы еще в 1986 голу. Успех CMM предопределило несколько факторов. Этот стандарт был одним из первых, изначально учитывающих специфику создания программного обеспечения. Он оказался достаточно прост и прозрачен как для понимания, так и для использования, и регламентировал, «что», а не «как» делать, а потому подходил для различных моделей жизненного цикла, методологий разработки и не накладывал каких-либо ограничений на стандарты документирования, инструментарий, среду и языки, применяемые в проектах. И, пожалуй, основным фактором, предопределившим популярность CMM, явилось сотрудничество SEI с Министерством обороны США, что де-факто означало использование стандарта при реализации проектов по заказу этого ведомства.

Модель CMM (таблица 1) предусматривает пять уровней зрелости, каждому из которых соответствуют определенные ключевые области процессов (Key Process Areas, KPA) .

Таблица 1-Модель СММ

Название уровня

Ключевые области процесса

1 - Начальный

Если организация находится на этом уровне, то ключевых областей процессов для нее не предусмотрено

2 - Повторяющийся

Управление программными конфигурациями. Обеспечение качества программных продуктов. Управление контрактами подрядчиков. Контроль за ходом проектов. Планирование программных проектов. Управление требованиями

3 - Определенный

Экспертные оценки. Координация взаимодействий проектных групп. Инженерия программного продукта. Комплексный менеджмент ПО. Программа обучения персонала. Определение организационного процесса. Область действия организационного процесса

4 - Управляемый

Менеджмент качества ПО. Управление процессом на основе количественных методов

5 - Оптимизируемый

Управление изменением процесса. Управление технологическими изменениями. Предотвращение дефектов

Деление на уровни и определение KPA для каждого из них позволяет последовательно внедрять CMM, используя стандарт в качестве руководства, которое может обеспечить постоянное совершенствование процесса разработки.

Стандарт CMM оказался весьма успешным, и впоследствии на его основе была создана целая серия стандартов, а он получил новое имя - SW-CMM (Capability Maturity Model for Software), точнее отражающее его положение в достаточно многочисленном семействе стандартов.

Однако практическое применение стандартов серии CMM показало, что они не обеспечивают безоговорочного успеха в разработке программного обеспечения. Эти стандарты не были хорошо согласованы между собой - одновременное внедрение различных модификаций CMM могло оказаться достаточно сложной задачей, и приводило в недоумение специалистов организаций, которые с этим сталкивались.

Также существенная проблема CMM состоит в необходимости «выравнивания» всех процессов. Если организация пытается сертифицироваться на определенный уровень, то она должна обеспечить соответствующий уровень для всех своих процессов. Даже если специфика, методология или особенности разработки не располагают к выполнению определенных процессов, сертификация это требует.

Еще одна проблема вызвана тем положением, которое заняли стандарты CMM в современной индустрии программного обеспечения. Поскольку организация, обладающая высоким уровнем в соответствии с CMM, должна обеспечивать более высокие показатели программных продуктов по сравнению с теми, кто сертифицирован на низших уровнях, то стандарт стал применяться в качестве критерия отбора для участия в тендерах на разработку программного обеспечения или в аутсорсинговых проектах.

Подобная ситуация стала возможной благодаря недостаткам процесса сертификации. Сертификации подлежит не вся организация в целом, а только определенный проект. Ничто не мешает организации создать «образцово-показательный» проект, выполняемый с учетом всех требований высоких уровней стандарта CMM, получить соответствующий уровень сертификации и заявить о том, что все продукты отвечают такому-то уровню стандарта.

Разрешить большинство проблем CMM призван новый стандарт SEI - Capability Maturity Model Integrated (CMMI) - интегрированная модель оценки уровня зрелости процессов разработки. Стандарт CMMI изначально создавался таким образом, чтобы объединить существующие варианты CMM и исключить какие-либо противоречия при его практическом применении в различных сферах деятельности высокотехнологичных компаний.

Для того чтобы устранить необходимость «выравнивания» процессов организации и быть более приспособленным к ее бизнес-потребностям, а не наоборот, стандарт CMMI имеет две формы представления - классическую, многоуровневую, соответствующую CMM, и новую, непрерывную. Непрерывная форма представления рассматривает не уровни зрелости (Maturity Levels), а уровни возможностей (Capability Levels), которые оцениваются для отдельных областей процессов (Process Areas, PA).

В таблице 2 дано соответствие уровней зрелости стандарта CMM, а также уровней зрелости многоуровневого представления CMMI и уровней возможностей непрерывного представления CMMI.

Таблица 2- Соответствие уровней зрелости стандартов CMM, CMMI

SEI отказывается от CMM и взамен активно продвигает CMMI, обещая ужесточить контроль за процессом сертификации, сократить затраты на него и сделать его более привлекательным для небольших организаций; обеспечивая совместимость со стандартами ISO.

В современных условиях наличие сертификата определенного уровня CMM/CMMI не является таким значимым фактором, как несколько лет назад, и принимается без дополнительных вопросов разве что в проектах, выполняемых по государственному заказу.

Стандарт ISO/IEC 15504 предназначен для оценки процесса разработки информационных систем, в частности, программного обеспечения. Он изначально был спроектирован таким образом, чтобы в значительной степени соответствовать существующим в отрасли стандартам оценки процесса создания программного обеспечения. Именно это требование определило схожесть стандарта с основными принципами CMM/CMMI .

Модель зрелости процесса разработки программного обеспечения (CMM), разработанная Институтом программной инженерии в университете Carnegie Mellon, предлагает пять уровней зрелости (таблица 3). Она помогает организациям повысить зрелость своих процессов разработки программного обеспечения, и организации могут быть оценены и аккредитованы в соответствии с этими уровнями.

Таблица 3-Уровни зрелости разработки программного обеспечения

Уровень 1 - начальный уровень

Процесс разработки ПО спонтанен, и регламентированы лишь немногие процессы. Успех разработки может зависеть от отдельных сотрудников.

Уровень 2 - уровень повторяемости

Созданы основные процессы управления проектами для отслеживания затрат, календарного плана и функциональных возможностей.

Уровень 3 - уровень регламентируемости

Процесс разработки ПО документирован, стандартизирован и интегрирован со стандартным процессом разработки ПО организации как для операций управления, так и для операций разработки. Во всех проектах используется стандартизированный процесс.

Уровень 4 - уровень управляемости

Проводится сбор подробных показателей процесса разработки ПО и качества продукта, что позволяет понять процесс и продукты и управлять ими.

Уровень 5 - уровень оптимизируемости

Непрерывная оптимизация процесса обеспечивается количественной обратной связью от процесса и от пилотных инновационных идей и технологий.

Таким образом, современные модели и методы, использующиеся в реальных проектах разработки программного обеспечения, весьма разнообразны. Каждый из них имеет свои преимущества, которые проявляются в соответствующих условиях. Даже устаревшая водопадная модель совершенна адекватна для некоторых проектов. Каждый процесс обладает также и рядом характеристик, которые ограничивают область его эффективного использования. Эта ситуация вполне типична для разработки программного обеспечения, где уже накоплено множество технологий и методик, но не существует универсального метода, оптимального для любой задачи.

Эта методология проектирования соединяет в себе объектную декомпозицию, приемы представления физической, логической, а также динамической и статической моделей системы.

Типовой проект включает в себя следующие этапы разработки программного обеспечения :

  • анализ требований к проекту;
  • проектирование;
  • реализация;
  • тестирование продукта;
  • внедрение и поддержка.

Анализ требований к проекту

На этом этапе формулируются цели и задачи проекта, выделяются базовые сущности и взаимосвязи между ними. То есть, создается основа для дальнейшего проектирования системы.

В рамках данного этапа не только фиксируются требования заказчика, но и проводится их формирование - клиентам подбирается оптимальное решение их проблем, определяется необходимая степень автоматизации, выявляются наиболее актуальные для автоматизации бизнес-процессы.

При анализе требований определяются сроки и стоимость разработки ПО, формируется и подписывается ТЗ на разработку программного обеспечения.

Проектирование

На основе предыдущего этапа проводится проектирование системы. Эта методология проектирования соединяет в себе объектную декомпозицию, приемы представления физической, логической, а также динамической и статической моделей системы.

Во время проектирования разрабатываются проектные решения по выбору платформы, где будет функционировать система языка или языков реализации, назначаются требования к пользовательскому интерфейсу, определяется наиболее подходящая СУБД. Разрабатывается функциональная спецификация ПО: выбирается архитектура системы, оговариваются требования к аппаратному обеспечению, определяется набор орг. мероприятий, которые необходимы для внедрения ПО, а также перечень документов, регламентирующих его использование.

Реализация

Данный этап разработки программного обеспечения организован в соответствии с моделями эволюционного типа жизненного цикла ПО. При разработке применяются экспериментирование и анализ, строятся прототипы, как целой системы, так и ее частей. Прототипы дают возможность глубже вникнуть в проблему и принять все необходимые проектные решения еще на ранних этапах проектирования. Такие решения могут затрагивать разные части системы: внутреннюю организацию, пользовательский интерфейс, разграничение доступа и т.д. В результата этапа реализации появляется рабочая версия продукта.

Тестирование продукта

Тестирование тесно связано с такими этапами разработки программного обеспечения как проектирование и реализация. В систему встраиваются специальные механизмы, которые дают возможность производить тестирование системы на соответствие требований к ней, проверку оформления и наличие необходимого пакета документации.

Результатом тестирования является устранение всех недостатков системы и заключение о ее качестве.

Внедрение и поддержка

Внедрения системы обычно предусматривает следующие шаги:

К любой разработке прилагается полный пакет документации, который включает в себя описание системы, руководства пользователей и алгоритмы работы.

Поддержка функционирования ПО должна осуществляться группой технической поддержки разработчика.

Материал не является исчерпывающим и предоставлен лишь для ознакомления с основными проблемами, существующими в данной сфере. Для получения подробной информации о сотрудничестве обратитесь к нашим менеджерам или звоните по нижеуказанному номеру.

Разработка любой программы, будь то небольшая процедура по обработке поступающей на консоль информации или комплексный программный продукт, состоит из нескольких этапов, грамотная реализация которых является обязательным условием для получения хорошего результата. Четкое следование выверенным временем этапам разработки программного обеспечения становится основополагающим критерием для занимающихся созданием ПО компаний и их заказчиков, заинтересованных в получении превосходно выполняющей свои функции программы. Подробно рассмотрим каждую стадию общепризнанной методологии разработки ПО, чтобы оценить их высокую значимость для достижения поставленной перед исполнителями цели.

Анализ требований
Самым первым этапом разработки программного обеспечения по праву называется процедура проведения всестороннего анализа выдвинутых заказчиком требований к создаваемому ПО, чтобы определить ключевые цели и задачи конечного продукта. В рамках этой стадии происходит максимально эффективное взаимодействие нуждающегося в программном решении клиента и сотрудников компании-разработчика, в ходе обсуждения деталей проекта помогающих более четко сформулировать предъявляемые к ПО требования. Результатом проведенного анализа становится формирование основного регламента, на который будет опираться исполнитель в своей работе — технического задания на разработку программного обеспечения. ТЗ должно полностью описывать поставленные перед разработчиком задачи и охарактеризовать конечную цель проекта в понимании заказчика.

Проектирование
Следующий ключевой этап — стадия проектирования, то есть моделирования теоретической основы будущего продукта. Самые современные средства программирования позволяют частично объединить этапы проектирования и кодирования, то есть технической реализации проекта, будучи основанными на объектно-ориентированном подходе, но полноценное планирование требует более тщательного и скрупулезного моделирования. Качественный анализ перспектив и возможностей создаваемого продукта станет основой для его полноценного функционирования и выполнения всего комплекса возлагаемых на ПО задач. Одной из составных частей этапа проектирования, к примеру, является выбор инструментальных средств и операционной системы, которых сегодня на рынке присутствует очень большое количество.

В рамках данного этапа стороны должны осуществить:

  • оценку результатов проведенного первоначально анализа и выявленных ограничений;
  • поиск критических участков проекта;
  • формирование окончательной архитектуры создаваемой системы;
  • анализ необходимости использования программных модулей или готовых решений сторонних разработчиков;
  • проектирование основных элементов продукта — модели базы данных, процессов и кода;
  • выбор среды программирование и инструментов разработки, утверждение интерфейса программы, включая элементы графического отображения данных;
  • определение основных требований к безопасности разрабатываемого ПО.

Кодирование
Следующим шагом становится непосредственная работа с кодом, опираясь на выбранный в процессе подготовки язык программирования. Описывать особенности и тонкости самого трудоемкого и сложного этапа вряд ли стоит, достаточно указать, что успех реализации любого проекта напрямую зависит от качества предварительного анализа и оценки конкурирующих решений, с которыми создаваемой программе предстоит «бороться» за право называться лучшей в своей нише. Если речь идет о написании кода для выполнения узкоспециализированных задач в рамках конкретного предприятия, то от грамотного подхода к этапу кодирования зависит эффективность работы компании, заказавшей разработку. Кодирование может происходить параллельно со следующим этапом разработки — тестированием программного обеспечения, что помогает вносить изменения непосредственно по ходу написания кода. Уровень и эффективность взаимодействия всех элементов, задействованных для выполнения сформулированных задач компанией-разработчиком, на текущем этапе является самым важным — от слаженности действий программистов, тестировщиков и проектировщиков зависит качество реализации проекта.

Тестирование и отладка
После достижения задуманного программистами в написанном коде следуют не менее важные этапы разработки программного обеспечения, зачастую объединяемые в одну фазу — тестирование продукта и последующая отладка, позволяющая ликвидировать огрехи программирования и добиться конечной цели — полнофункциональной работы разработанной программы. Процесс тестирования позволяет смоделировать ситуации, при которых программный продукт перестает функционировать. Отдел отладки затем локализует и исправляет обнаруженные ошибки кода, «вылизывая» его до практически идеального состояния. Эти два этапа занимают не меньше 30% затрачиваемого на весь проект времени, так как от их качественного исполнения зависит судьба созданного силами программистов программного обеспечения. Нередко функции тестировщика и отладчика исполняет один отдел, однако самым оптимальным будет распределить эти обязанности между разными исполнителями, что позволит увеличить эффективность поиска имеющихся в программном коде ошибок.

Внедрение
Процедура внедрения программного обеспечения в эксплуатацию является завершающей стадией разработки и нередко происходит совместно с отладкой системы. Как правило, ввод в эксплуатацию ПО осуществляется в три этапа:

  • постепенное накопление информации;
  • вывод созданного ПО на проектную мощность.
  • Ключевой целью поэтапного внедрения разработанной программы становится постепенное выявление не обнаруженных ранее ошибок и недочетов кода. В рамках этого этапа разработки программного обеспечения и заказчик, и исполнитель могут столкнуться с рядом достаточно узкого спектра ошибок, связанных с частичной рассогласованностью данных при их загрузке в БД, а также срывов выполнения программных процедур в связи с применением многопользовательского доступа. Именно на этой стадии выкристаллизовывается окончательная картина взаимодействия пользователя с программой, а также определяется степень лояльности последнего к разработанному интерфейсу. Если выход системы на проектную мощность после ряда проведенных доработок и улучшений произошел без особых осложнений, значит предварительная работа над проектом и реализация предыдущих стадий разработки осуществлялась правильно.

    Заключение
    Создание даже небольшого и технически простого ПО зависит от четкого выполнения каждой фазы, то есть деятельности всех отделов, задействованных в процессе разработки. Четкий план выполнения необходимых мероприятий с указанием конечных целей становится неотъемлемой частью работы разработчиков, планирующих оставаться широко востребованными на рынке труда специалистами. Только правильно составленное техническое задание позволит добиться нужного результата и осуществить разработку по-настоящему качественного и конкурентного ПО для любой платформы — серверной, стационарной или мобильной.

    Неотъемлемой частью завершающего этапа разработки программного обеспечения также является последующая техническая поддержка созданного продукта в процессе его эксплуатации на предприятии заказчика. Грамотно организованная служба техподдержки зачастую становится ключевым фактором при выборе исполнителя в рамках достижения поставленной цели.

    Процесс производства программного обеспечения можно разбить на несколько отдельных действий. Способ организации этих действий в виде этапов некоего процесса может варьироваться в зависимости от выбранной модели. Впрочем, эти действия должны выполняться при реализации любого проекта независимо от того, как они организованы в процессе. Этапы ориентировочно можно представить как анализ, проектирование и реализацию.

    Анализ осуществимости

    Данный этап часто выполняется фактически до начала процесса производства, в поддержку решения о том, действительно ли нужна новая разработка. Целью его является составление отчета по анализу осуществимости, в котором, наряду с обсуждением компромиссов между затратами и экономическим эффектом, представляются различные сценарии и альтернативные решения. Анализ осуществимости часто используется для принятия организацией решения "создать или приобрести": стоит ли разрабатывать продукт самим или экономически выгоднее купить похожий?

    Для выполнения анализа осуществимости специалист по программному обеспечению сначала должен проанализировать проблему, по меньшей мере, на глобальном уровне. Поскольку разработчики ПО не могут быть уверены в том, что их предложение будет принято, они имеют весьма ограниченный стимул для инвестирования средств в анализ проблемы. С другой стороны, если изучение пробле­мы даст неточные результаты, то ресурсы, необходимые на разработку программного приложения, могут быть недооценены, что выльется в появление серьезных проблем с бюджетом.

    На основании описания проблемы во время предварительного анализа, разработчики определяют альтернативные решения. Для каждого предложенного решения оцениваются затраты и даты поставки.

    Итак, анализ осуществимости пытается предположить будущие сценарии разработки программного обеспечения. Результатом является документ, в котором должны содержаться, по крайней мере, следующие пункты:

    1. Определение проблемы.

    2. Альтернативные решения и ожидаемые от них преимущества.



    3. Необходимые ресурсы, затраты и сроки поставки для каждого предло­женного альтернативного решения.

    Выявление, понимание и спецификация требований

    Между разработчиками и заказчиками существует соглашение о том, что процедуры выявления, понимания и спецификации требований являются наиболее критичными аспектами процесса программной инженерии. В самом деле, дисциплина выработки требований направлена на создание стандартных и систематических методов для выявления, документирования, классификации и анализа требований.

    Спецификация ПО – формализованное представление сервисов, которыми будет обладать создаваемое ПО, а также ограничений, налагаемых на функциональные возможности и разработку ПО.

    В спецификации требований специалист должен описать, какие качества должно демонстрировать приложение, а не способ получения этих качеств в процессе проектирования и реализации. Например, необходимо определить выполняемые приложением функции без указаний конкретной распреде­ленной архитектуры, модульной структуры или алгоритмов, которые должны применяться в решении.

    Как уже отмечалось, разрабатываемое программное приложение очень часто является частью более общей системы. Критичной операцией в этом смысле является выделение требований к программному обеспечению из требова­ний всей системы. Требования к программе - это то, чему должно удовле­творять программное решение. Они определяют обязанности программных компонентов в рамках всего системного решения.

    Основная цель деятельности по определению требований - точное понимание взаимодействия между разрабатываемым приложением и его внешним окружением. Таким окружением может быть, скажем, физический завод, работу которого программное приложение призвано автоматизировать и контролировать, либо это может быть библиотека, где библиотекари ис­пользуют систему для регистрации в каталогах новых поступлений, выдачи книг читателям и где читатели могут просматривать каталоги в поиске нужных книг.

    Результатом деятельности по составлению требований является документ спецификации требований, описывающий результаты анализа. Цель этого документа двоякая: с одной стороны, он должен быть проанализирован и согласован разными участниками на предмет того, что учтены пожелания всех заказчиков, а с другой - он используется разработчиками для создания решения, удовлетворяющего требованиям.

    Еще одной возможной составляющей формирования требований является определение плана испытаний системы. Во время тестирования системы фактически проверяется выполнение ею заданных требований. Поэтому способ, которым можно этого в конечном итоге добиться - согласование с заказчиком на стадии системного тестирования и оформление вместе с документом спецификации требований.

    Ниже приведен возможный перечень пунктов документа спецификации требований, который может быть руководством специалиста по программному обеспечению:

    1.Предметная область. Краткое описание предметной области приложения и целей, которых необходимо достичь при разработке конечного продукта.

    2.Функциональные требования. Описывают действия программного продукта, используя неформальные, полуформальные, формальные представления либо их комбинацию.

    3.Нефункциональные требования. Их можно классифицировать по следующим категориям: надежность (работоспособность, целостность, безопасность, защищенность и т. д.); точность результатов; производительность; вопросы взаимодействия человека с компьютером; эксплуатационные ограничения; физические ограничения; переносимость и др.

    4.Требования к процессу разработки и сопровождения. Сюда входят процедуры управления качеством (в частности процедуры тестирования системы), приоритеты необходимых функций, возможные изменения про­цедур обслуживания системы и прочие требования.

    Определение архитектуры программного обеспечения и рабочий проект

    Проектирование - это вид деятельности, при котором разработчики струк­турируют программное приложение на разных уровнях его детализации. Результатом является документ технических требований на проектирование, содержащий описание архитектуры программного продукта.

    Кодирование и тестирование модулей

    Написание кода и тестирование модулей - операции, посредством которых пишутся программы на каком-либо языке программирования. Кодирование и тестирование модулей составляли единственную общепризнанную фазу процесса разработки в прежние времена, хотя это всего лишь один из не­скольких этапов любого процесса структурного проектирования. Результатом этой деятельности является реализованная и протестированная коллекция модулей.

    Сборка и системное тестирование

    Интегрирование (сборка) заключается в компоновке программного приложения из набора отдельно разработанных и протестированных компонентов. Сборка не всегда рассматривается как операция, отдельная от кодирования. Фактически пошаговые разработки могут постепенно интегрировать и тестировать компоненты по мере их разработки. Несмотря на то, что два этих этапа можно объединить, они принципиально различаются по масштабу проблем, которые призваны решать: первая относится к локальному программированию, тогда как вторая - к программированию сис­темы в целом.

    Комплексное тестирование включает в себя тестирование наборов модулей по мере их объединения, при условии предварительного тестирования каждого модуля в отдельности.

    Поставка, развертывание и сопровождение ПО

    По завершении разработки программного приложения остается выполнить еще определенное количество операций. Во-первых, программный продукт необходимо доставить заказчику. Чаще всего это осуществляется в два этапа. На первом этапе, предваряя официальный выпуск, приложение поставляется членам отобранной группы заказчиков. Целью этой процедуры является проведение своего рода управляемого эксперимента для определения, на основании отзывов пользователей, необходимости внесения изменений в программный продукт до его официального выпуска. Такой вид системного тестирования, выполняемого выбранными заказчиками, называетсябета-тестированием.

    Техническое обслуживание заключается в исправлении ошибок, оставшихся в системе (корректирующее сопровождение), в адаптации приложения к изменениям внешней среды (настраивающее сопровождение), а также в совершенствовании, изменении или добавлении в программу новых функций и качеств (усовершенствующее сопровождение). Не стоит забывать, что цена сопровождения часто превышает 60 % от общей цены продукта и что до 20 % затрат на сопровождение составляет доля корректирующего и настраивающего сопровождения, а 50 % приходится на долю усовершенствующего сопровождения. На основании этой статистики можно сделать вывод о том, что развитие здесь, возможно, - более уместный термин, нежели сопровождение (хотя последний используется чаще).

    Другой тип классификации затрат на сопровождение был описан в работе Линца (Lienz) и Свонсона (Swanson) в 1980 г. Их анализ показал, что по­рядка 42 % затрат относятся на внесение изменений в требования пользова­телей, 17 % - на изменение формата данных, 12 % - на устранение ава­рийных неполадок, 9 % - на отладку процедур, 6 % - на модификацию аппаратных средств, 5 % - на исправление документации, 4 % - на повышение производительности и остальное - на прочие причины.

    В общем случае, в отношении технического сопровождения можно сделать следующие выводы.

    Как уже рассматривалось раньше, требования являются основным ис­точником проблем сопровождения как по причине сложности их описа­ния, так и по причине их постоянного изменения.

    Довольно много ошибок не исправляется до поставки системы заказчику. Это - серьезная проблема, поскольку, чем позже обнаружена ошибка, тем дороже обходится ее исправление. Понятно, что предпочтительнее и дешевле исправлять ошибки требований во время анализа, нежели после развертывания системы, потому что эту же ошибку придется ис­правлять во всех инсталляциях данной системы.

    Подверженность изменениям - это характерное свойство любого программного продукта, однако поддерживать изменения в программных продуктах довольно сложно.

    Контрольные вопросы

    1. Что такое жизненный цикл ПО?

    2. Какой нормативный документ регламентирует ЖЦ ПО?

    3. На каких трех группах процессов базируется структура ЖЦ ПО?

    4. Опишите процесс разработки ЖЦ ПО

    5. Опишите процесс эксплуатации ЖЦ ПО

    6. Опишите процесс управления проектом ЖЦ ПО

    7. Опишите процесс управления конфигурацией ЖЦ ПО

    8. Опишите этапы процесса проектирования ЖЦ ПО

    9. Каким требованиям должна удовлетворять функциональная спецификация?

    10. Опишите основные характеристики и структуру каскадной модели ЖЦ

    11. Назовите недостатки каскадного подхода

    12. Изобразите схему реального процесса создания ПО

    13. Опишите основные характеристики и структуру спиральной модели ЖЦ

    14. Охарактеризуйте этап разработки программного обеспечения, на котором выполняется анализ осуществимости.

    15. Охарактеризуйте этап разработки программного обеспечения, на котором выполняется проектирование ПО.

    16. Охарактеризуйте этап разработки программного обеспечения, на котором выполняется реализация ПО.

    17. Дайте определение спецификации ПО. Из каких пунктов может состоять этот документ?

    18. Перечислите типы программных продуктов, относящихся к инструментарию технологии программирования.

    Этапы разработки программ

    Моделирование – исследование каких либо явлений или систем путем построения и изучения их моделей.

    Формализация – представление и изучение каких либо содержательных областей знания в виде формальной системы.

    Рассмотрим, из чего складывается процесс разработки задачи на компьютере, какие необходимо пройти этапы, чтобы достичь конечной цели – решить задачу.

    Первый этап - постановка задачи. На этом этапе участвует разработчик, который хорошо представляет предметную область задачи. Он должен четко определить цель задачи, выбрать необходимый объем исходной информации, привести описание каждого исходного данного и указать место его хранения, дать словесное описание содержания задачи и предложить общий подход к её решению.

    Второй этап - математическое описание задачи. Этот этап выполняет разработчик, способный разработать математическое описание задачи. Цель этого этапа – создать математическую модель решаемой задачи, которая может быть реализована в компьютере.

    Третий этап - алгоритмизация задачи. На основе математического описания необходимо разработать алгоритм решения. Чаще всего алгоритм изображается в виде блок-схемы с четко определенной последовательностью действий. Алгоритм должен быть понятным любому пользователю и пригодным для решения задач, с схожих с поставленной. На этом этапе алгоритмист использует принципы структурного программирования – идет по пути нисходящего проектирования, т.е. разрабатывает алгоритм на модульной основе.

    Четвертый этап - программирование задачи. Этот этап выполняет разработчик, умеющий программировать. Программа – это представление алгоритма с помощью специальных символов, воспринимаемых компьютером. Составление программы обеспечивает возможность физической реализации алгоритма и соответственно поставленной задачи.

    При составлении программы возможно уточнение алгоритма – введение новых блоков, замена одних блоков на другие и т.д.

    Пятый этап - разработка тестовой задачи (теста). Для того, чтобы убедиться в правильности составленной программы, необходимо разработать тестовую задачу, которая позволит осуществить проверку всех ветвей алгоритма. Тест или контрольный пример – это по сути дела совокупность таких исходных данных, на основании которых заранее определяется значения выходных данных. Тестовую задачу разрабатывает программист

    Шестой этап - перенос программы на машинный носитель. При работе на ПК программа и исходные данные вводятся с клавиатуры.

    Седьмой этап - отладка программы. Программа и исходные данные тестовой задачи вводятся в оперативную память компьютера. Результаты решения сравниваются с полученными на пятом этапе расчетными значениями. По результатам сравнения делается заключение: программа работает правильно, если результаты совпадают. В противном случае в программе есть ошибки.

    Восьмой этап - получение и анализ результатов. После устранения всех ошибок, выявленных тестовой задачей, можно перейти к получению результатов решения поставленной задачи. Подготавливаются исходные данные этой задачи и вводятся в компьютер. Полученные в результате решения выходные данные анализируются постановщиком задачи. На основании этого анализа вырабатываются решения, рекомендации, выводы. Оформляется техническая документация на разработанную программу.