Инструменты Front-End разработчика. Что должен уметь фронтенд-разработчик

На днях я подготовила README для одного проекта, который, надеюсь, будет интересен и поучителен для других разработчиков. Так вот, когда я его писала, я поняла, что несколько лет назад испугалась бы до смерти, если бы наткнулась на нечто подобное, со всякими упоминаниями о Node и его пакетном менеджере, системах Homebrew и Git, всевозможных тестах, тестовых и финальных сборках.

Когда-то основная часть рабочего процесса фронтенд-разработчика состояла в редактировании файлов, их локальном тестировании (в меру возможностей) и пересылке на сервер через FTP. Мы измеряли свою крутость умением подчинить своей воле IE6 или добиться пиксельного соответствия в различных браузерах. Многим членам нашего сообщества - и мне тоже - не хватало опыта традиционного программирования. HTML, CSS и JavaScript - обычно в виде jQuery - осваивались самостоятельно.

За последние несколько лет кое-что изменилось. Возможно, причиной этому стало то, что люди начали воспринимать фронтенд-разработку серьезно; может быть, то, что разработчики браузеров в большинстве своем наконец-то навели порядок в своих творениях; а, может, просто фронтенд-разработчики, опять же, включая меня, в конце концов постигли суть процесса разработки ПО.

Что бы там ни было, думаю, мы стали свидетелями смещения акцента с ценности различных мелочей на ценность инструментов. Теперь, чтобы быть успешным фронтенд-разработчиком, нужно обладать набором базовых навыков, а те разработчики, которые не соответствуют этим требованиям, скоро начнут всё сильнее чувствовать насколько сильно они отстали, по мере того как источники информации начинают подразумевать наличие некоторых знаний как само собой разумеющееся.

Вот некоторые вещи, с которыми хотелось бы, чтобы все были знакомы и некоторые источники, которые можно использовать, чтобы подтянуть свои навыки. (Спасибо Полу Айришу (Paul Irish), Майку Тейлору (Mike Taylor), Ангусу Кролу (Angus Croll) и Владу Филипову (Vlad Filippov) за их вклад.)

JavaScript

Возможно это понятно и без слов, но простого знания библиотеки на JavaScript больше не достаточно. Я не говорю, что вы обязаны уметь реализовать все возможности библиотеки с помощью простого JavaScript, однако вы должны понимать в каких случаях применение библиотеки действительно уместно, и уметь работать со старым добрым JavaScript, если это потребуется.

Это значит, что вы прочитали «JavaScript: Сильные стороны », желательно больше одного раза. Что вы понимаете принцип работы структур данных вроде объектов и массивов; функции, в том числе как и почему их нужно вызывать и применять ; умеете работать с наследованием через прототипы; и можете справиться с асинхронностью.

Если ваши навыки работы с простым JavaScript оставляют желать лучшего, вот некоторые ресурсы, которые вас выручат:

  • «Красноречивый JavaScript» : Замечательная книга (также доступна печатная версия), посвящённая основам JavaScript
  • Тестовая оценка владения JS : подборка тестов с ошибками на различные темы по JavaScript; сможете ли вы переписать код тестов так, чтобы он заработал?
  • - старенькая, но мощная вещь от Пола Айриша, демонстрирующая чему можно научиться, читая чужой код.

Система управления версиями файлов Git (и профиль на GitHub)

Если вас нет на GitHub, в общем и целом вы не можете участвовать в жизни крупного сообщества с открытым исходным кодом, которое выросло вокруг технологий фронтенд разработки. Клонирование репозитория с целью испробовать его возможности должно стать для вас привычным делом и вы должны понимать как использовать ветки в совместных проектах .

Хотите повысить свои навыки работы с Git?

Модульный принцип организации, управление зависимостями и тестовые сборки

Те дни, когда управление зависимостями сводилось к добавлению дополнительного скрипта или тега стилей на страницу, давно прошли. Даже если у вас не было возможности внедрить замечательные инструменты вроде RequireJS в процесс разработки на работе, вам стоит найти время изучить их в своем личном проекте или проекте вроде Backbone Boilerplate , так как преимущества, которые они в себе несут, трудно переоценить. RequireJS, в частности, делает возможной разработку с использованием небольших модульных файлов JS и CSS, а затем конкатенирует и минифицирует их с помощью своего инструмента оптимизации для дальнейшего использования.

Скептически настроены относительно разработки на основе модулей? Это не причина ничего не делать. По крайней мере, вам должны быть знакомы инструменты вроде UglifyJS или Closure Compiler , которые грамотно сжимают ваш код, а затем конкатенируют эти сжатые файлы перед выдачей результата.

Если вы пишете на чистом CSS - то есть не используете препроцессор вроде Sass или Stylus – RequireJS также поможет организовать ваши CSS файлы по модульному принципу. Используйте операторы @import в основном файле, чтобы загрузить зависимости для разработки и затем запустите средство оптимизации RequireJS для основного файла чтобы создать готовый для использования файл.

Инструменты разработчика, встроенные в браузер

За последние несколько лет инструменты для разработчиков, встроенные в браузеры, ощутимо усовершенствовались и теперь они могут существенно улучшить ваш опыт разработки, если вы научитесь ими правильно пользоваться. (Подсказка: если вы все еще отлаживаете код, используя alert , вы зря убиваете время.)

Вам наверняка стоит выбрать один браузер, чьи инструменты разработчика вы будете использовать на постоянной основе - на данный момент я склоняюсь к инструментам разработчика в Google Chrome - но не отказывайтесь полностью от инструментов в других браузерах, так как в них время от времени на основе откликов разработчиков добавляются новые полезные возможности. В Dragonfly от Opera, в частности, были добавлены некоторые возможности, выделяющие её инструменты разработчика на фоне других, например: (экспериментальный) CSS- профилировщик, настраиваемые горячие клавиши, удалённая отладка без необходимости USB-подключения, а также возможность сохранять и использовать пользовательские цветовые палитры.

Если вы не очень хорошо разбираетесь в браузерных инструментах разработчика, презентация «Чиним код jQuery» послужит отличным (и не слишком сфокусированным на jQuery) обзором отладки, который включает в себя описание процесса пошаговой отладки - того, что изменит вашу жизнь, если вы с этой презентацией ещё не знакомы.

Командная строка

Если говорить о командной строке, её уверенное использование уже является обязательным - вы непозволительно много упускаете, если не готовы тут же зайти в окно терминала и погрузиться в работу. Я не говорю, что вам следует делать всё через терминал - можете продолжать пользоваться графическим интерфейсом Git, хотя думаю, в конце концов, вам же будет лучше, если вы от него откажетесь - однако, несомненно, окно терминала должно быть постоянно открыто для проекта, над которым вы работаете. Есть несколько задач, которые вы должны выполнять через командную строку не задумываясь:

  • ssh для подключения к другой машине или серверу
  • scp для копирования файлов на другую машину или сервер
  • ack или grep для поиска файлов в проекте по строке или шаблону
  • find для обнаружения файлов, чьи названия совпадают с данным шаблоном
  • git для выполнения хотя бы базовых действий вроде add , commit , status и pull
  • brew для использования Homebrew для установки пакетов
  • npm для установки пакетов Node
  • gem для установки пакетов Ruby

Если какими-то командами вы пользуетесь особенно часто, отредактируйте свой.bashrc , .profile или.zshrc (или что у вас там) и создайте для них альтернативные имена чтобы не набирать команды руками каждый раз. Также можно добавить альтернативные имена в файл ~/.gitconfig . Файлы с точками от Джанни Чиаппетта (Gianni Chiappetta) могут послужить отличным источником вдохновения.

Примечание: Если вы пользуетесь Windows, я не знаю, как вам помочь, разве что могу посоветовать Cygwin . Возможно, я не права, но принимать участие в жизни сообщества фронтенд-разработчиков с открытым кодом на машине с Windows существенно сложнее. Если посмотреть на вещи оптимистически, ноутбуки MacBook Air не очень дорогие, мощные и на удивление портативные, кроме того существуют Ubuntu или Unix.

Шаблонизация на стороне клиента

Не так давно для серверов было обычным делом отвечать на запрос XHR фрагментом HTML-кода, однако за последние 12-18 месяцев сообщество фронтенд разработчиков прозрело и начало требовать данных от сервера в чистом виде. Преобразование таких данных в HTML, который затем можно добавить в дерево документа, может оказаться трудоёмким и неудобным процессом, если иметь дело непосредственно с кодом. Вот когда в дело вступают библиотеки шаблонизации на стороне клиента : они позволяют использовать шаблоны, которые после добавления данных превращаются в строку HTML. Вам нужна помощь в подборе инструмента для шаблонизации? Схема для выбора шаблона от Герен Минс (Garann Means) поможет вам найти подходящий.

CSS-препроцессоры

Оригинальная статья: A Baseline for Front-End Developers Статью вычитывали:

Редактор «Нетологии» Светлана Шаповалова разбирается в том, кто такой фронтенд-разработчик, что он должен уметь (или не должен), и за что ему платят прекрасную зарплату (или не очень).

Кто такой фронтенд-разработчик

Согласно ежегодному исследованию StackOverflow, самая популярная профессия среди пользователей сервиса в 2017 году - это Web developer. Именно в эту категорию входят все фронтенд-разработчики.


Данные StackOverflow

Если зайти на первый попавшийся сайт по поиску работы, например, на hh.ru, создастся впечатление, что - это специалист-хамелеон.

Начинается все с путаницы в названиях вакансий: можно встретить и «front-end developer», и «front end разработчик», и «фронтендщик», и «фронтенд девелопер», и «web developer», и «фронтенд-разработчик». Иногда даже можно увидеть какого-нибудь «веб-верстальщика» с требованиями под фулстак-разработчика. Реакция на это одна: WTF?!

Беда в том, что часть работодателей не отличают (или не хотят отличать) верстальщика от фронтенд-разработчика, - это понятно по описанию вакансий. Разберемся, какие умения отделяют фронтенд-разработчика от «верстака» (верстальщики, не обижайтесь, вы тоже хорошие).

Верстальщик - боец узкого фронта. Его задача - сверстать полученный от дизайнера макет, используя HTML+CSS. Он, возможно, немного умеет в JavaScript, но чаще ограничивается умением прикрутить какой-нибудь плагин jQuery.

Фронтенд-разработчик не просто верстает макеты. Он хорошо знает JavaScript, разбирается во фреймворках и библиотеках (и активно юзает часть из них), понимает, что находится «под капотом» на серверной стороне. Его не пугают препроцессоры и сборщики LESS, SASS, GRUNT, GULP, он умеет работать с DOM, API, SVG-объектами, AJAX и CORS, может составлять SQL-запросы и копаться в данных. Получается сборная солянка навыков, к которым добавляется понимание принципов UI/UX-проектирования, адаптивной и отзывчивой верстки, кросс-браузерности и кросс-платформенности, а иногда и навыков мобильной разработки.

Фронтендщик в обязательном порядке умеет работать с контролем версий (Git, GitHub, CVS и т. д.), использовать графические редакторы, «играть» с шаблонами различных CMS.

Еще крайне желательно знать английский язык, чтобы не переводить спецификацию в Гугл-переводчике, уметь работать в команде, иногда мультиязычной, разбираться в веб-шрифтах, ну и понимать тестировщиков и сам процесс тестирования.

Итак, какие технологии должен освоить фронтенд-разработчик:

  • HTML и CSS (в том числе сетки и CSS-фреймворки, спецификации W3C и WHATWG, HTML5/CSS3 Polyfills)
  • Препроцессоры CSS (Sass, Less, Stylus и т. д.)
  • JavaScript
  • Популярные фреймворки и библиотеки: jQuery, Angular.JS, React.JS, Backbone.js и т. д.)
  • OOCSS / BEM / SMACSS
  • HTML5 API
  • ECMAScript 6
  • Популярные CMS (WordPress, Drupal, Joomla и т.д.)
  • Понимать и разбираться в серверных технологиях (Node.js, PHP, Ruby, .NET и т. д.)
  • Инструменты дебаггинга (Chrome Dev Tools, Firebug и прочие)
  • JavaScript транспайлеры (Babel)
  • Инструменты контроля версий (Git, GitHub, CVS и т. д.)
  • Базы данных и языки запросов (SQL, MySql, NoSQL, MongoDB и т. д.)
  • Графические редакторы (Photoshop, Illustrator и т. д.)
В чем должен разбираться:
  • кросс-браузерная и кросс-платформенная разработка;
  • прогрессивное улучшение и изящная деградация;
  • мобильная разработка;
  • адаптивная и отзывчивая верстка;
  • веб-шрифты;
  • принципы SEO-оптимизации.
Конечно, это все в идеале. Всегда можно выбрать себе стек навыков по душе и развиваться в более узком направлении.

Что говорит статистика

Какие технологии и инструменты чаще всего используют фронтенд-разработчики? Во-первых, трудно представить фронтендщика, не умеющего в JavaScript. Это подтверждают опросы:
  • по данным StackOverflow, JavaScript в списке инструментов фронтенда лидирует с огромным отрывом (90,5%)
  • исследование компании O"Reilly, проведенное среди европейских программистов в конце 2016 года, тоже ставит JavaScript на первое месте.
Далее идут различного рода фреймворки и библиотеки, самые популярные из которых: Angular, Node.js, React. Кроме обязательного JavaScript, фронтенд-разработчики также используют и другие языки, хоть и не так часто. Лидируют , Java и С#. И, конечно же, не обойтись фронтендщику без навыков работы с CMS. Самый популярный выбор - WordPress.


Данные StackOverflow

Если сгруппировать самые популярные инструменты в стеки, то получим такую ситуацию:


Данные StackOverflow

А набор самых популярных фреймворков и библиотек всех разработчиков выглядит следующим образом (см. иллюстрацию). Приятно видеть среди этого списка инструменты фронтенда:


Данные StackOverflow

Карьерный путь и зарплата фронтенд-разработчика

Карьерный путь фронтендера обычно начинается с верстальщика - это самый логичный и общепринятый вариант. Сначала изучается связка , затем на нее «наслаиваются» знания , библиотек и фреймворков. Будущий специалист также изучает ключевые понятия построения серверной части, добавляет сюда инструменты, необходимые для выбранной специализации. Затем все это шлифуется умением работать с контролем версий, графическими редакторами и пониманием принципов .

Бывают и иные варианты. Если начинающий программист изначально знает, в какой сфере планирует развиваться, ничто не мешает ему изучать ключевой стек технологий сразу, а не по частям. Все зависит от целей и времени, которыми располагает будущий фронтендщик. Любой вариант приемлем, лишь бы на выходе получился толковый специалист.

У готового фронтенд-разработчика в целом есть три основных варианта развития:

  • горизонтальный (совершенствоваться как специалист, тем самым постоянно повышая свою стоимость на рынке труда);
  • вертикальный (расти по карьерной лестнице);
  • диверсификационный (освоение смежных специальностей, превращение в фулстака и переквалификация).
Сервис PayScale наглядно проиллюстрировал все возможные пути карьерного развития фронтенд-разработчика:

Какой из них выбрать - зависит лишь от самого специалиста и его пожеланий/навыков.

Касаемо зарплат фронтенд-разработчиков: здесь, как и во всей IT-индустрии, нет единого стандарта оплаты. Все зависит от навыков и умения подать себя. Ну, и от везения иногда:)

Средняя зарплата фронтенд-специалиста по России, рублей/месяц

Средняя зарплата фронтенд-специалиста по Москве, рублей/месяц

По данным «Моего круга»

Традиционно годовая зарплата фронтенд-разработчиков в США чуть выше, чем по России. Однако, если вы работаете в филиале иностранной компании - вам такой разрыв, скорее всего, не страшен.


По данным PayScale

Как стать фронтенд-разработчиком

Для начала снять розовые очки. Обучение - это труд и самодисциплина. Большинство начинающих айтишников отсеиваются на этапе «хочу стать программистом и получать зарплату в долларах, но не думал, что придется так много учиться». Уникальность программирования и вообще любой айтишной специальности в постоянном самообучении. В этом и сложность, и прелесть IT-сферы. Если вас это не пугает - круто! У вас есть все шансы стать отличным специалистом.

Главное правило будущего специалиста - ставить реальные цели в процессе обучения. В этом поможет планирование. Составьте список инструментов, которые планируете изучить, и держите его перед глазами.

Тем, кто стартует с нуля, надо начинать с и освоить их на уровне идеальной верстки PSD-макетов. На этом этапе также надо научиться работать с текстовыми и графическими редакторами и знать основные принципы дизайна (как плюс). Затем взяться за JavaScript: синтаксис, архитектура и возможности языка. Освоить популярные фреймворки и библиотеки, параллельно полюбить системы контроля версий и какой-нибудь из популярных таскраннеров. Добавить препроцессоры и фреймворки CSS, разобраться в серверных технологиях. А дальше можно пить смузи на Бали шлифовать полученные знания до бесконечности.


Примерный путь начинающего фронтенд-разработчика.
У вас он будет свой.

Пройти этот путь можно как в одиночку, так и с наставниками (вузы, курсы). Вот какие самые популярные форматы обучения разработчиков по версии StackOverflow:


Данные StackOverflow

На первом месте находятся онлайн-курсы, за них проголосовали 64,7% опрошенных разработчиков, затем идут: самообучение по книгам, офлайн-курсы, опенсорс-разработка и лагери программирования. Интересно, что высшее образование (Master’s degree) стоит практически на последнем месте.

Вывод

- это универсальный солдат. Он и макет заверстает, и веб-приложение построит, и серверную часть, если надо, освоит. Знать надо немало: HTML, CSS, JavaScript, библиотеки и фреймворки JS, препроцессоры и фреймворки CSS, системы контроля версий и таскраннеры, технологии бэкенда, юнит-тестирование и многое другое.

Кроме того, нелишними будут soft skills: взаимодействие с людьми и работа в команде, умение наладить эффективный workflow и решать поставленные задачи наиболее оптимальным способом. Не обойтись без уверенных знаний английского языка.

Оплата труда фронтенд-специалиста вполне себе достойная, и чем больше навыков - тем выше шансы получить «жирный» оклад.

Стать фронтенд-разработчиком может каждый, кто не пасует перед самообучением: как мы выяснили, полагаться на вузовское образование сложно. Идеальный вариант - различные онлайн и офлайн-курсы + литература по теме, практика и великий Гугл.

«Нетология» запускает полноценную программу подготовки фронтенд-специалистов - . Это 6-месячный курс, посвященный базовым технологиям фронтенд-разработки: HTML и CSS, JavaScript, Web API, AJAX, веб-сокеты, библиотека React.

По итогу курса студенты создадут собственное одностраничное веб-приложение. Обучение ведут 10 практикующих фронтенд-специалистов - это позволяет получить всестороннее понимание инструментов и задач фронтенд-разработки. В течение всего обучения студенты получат не менее 100 практических заданий, максимально близких к «боевым», и реализуют 3 проекта среднего объема и 1 полноценный проект в качестве дипломной работы.

Все студенты, успешно окончившие курс, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца и фирменный диплом «Нетологии».

P.S. Как вы считаете, какие знания жизненно необходимы фронтенд-разработчику, а какие можно осваивать по мере надобности?

Итак, друзья, вы решили встать на путь программирования? Жму руку, это решение изменит вашу жизнь. Это всегда интересная и востребованная работа на стыке интеллекта и творчества, работа о том, как принести пользу людям, сделать мир чуточку лучше. Возможности реализации в ней бесконечны.

В программировании много разных областей: веб-разработка, мобильная, десктопные приложения, разработка ОС, драйверов для железа. Веб-разработка - одна из самых интересных и востребованных областей. К её плюсам можно отнести то, что ваш продукт лежит в Интернете, и чтобы его увидеть, достаточно набрать адрес в браузере любого устройства, не нужно ничего качать и устанавливать. К тому же, с помощью современных инструментов, зная веб, можно разрабатывать сразу и мобильные, и десктопные приложения. Веб состоит из frontend (то, что видит клиент в браузере) и backend (серверная часть, занимается хранением, обработкой и выдачей данных). Я предлагаю начать знакомство с вебом именно с фронтенда.

Да, кстати, меня зовут Роман Латкин, я почти 10 лет варюсь в веб-разработке. Когда я начинал, всё было одновременно просто и сложно. Просто, потому что для построения приложения много знать было не нужно: вот HTML, немного CSS, чуть-чуть JavaScript - и готово. Сложно, потому что разработка велась через боль. Сейчас множество этой боли вылечено с помощью громадной экосистемы инструментов, но она очень пугает новичков, они не знают, как подступиться к фронтенду, с какой стороны подойти. Мне повезло, я наблюдал развитие фронтенда почти с начала, и у меня в голове всё неплохо уложилось. И я хочу в помощь начинающим разработчикам передать это понимание. Надеюсь, после прочтения этой статьи, вы будете чётко знать, каким путём идти, куда копать и по какому плану развиваться.

Три составляющих фронтенда

Весь фронтенд состоит из трёх составляющих: HTML (содержание и разметка), JavaScript (логика) и CSS (внешний вид, позиционирование). HTML описывает содержание страницы и выглядит примерно так:

. CSS описывает стили и выглядит вот так: table { background: #ccc; } . JavaScript - язык программирования, описывает логику приложения, а также обращается к элементам HTML, изменяя структуру и содержание страницы (пример кода: var count = 5; count = count + 5; console.log(count) // 10).

Если вам придётся как-нибудь вручную использовать эти средства, чтобы сделать более-менее сложный проект, то вам предстоит испытать много боли. К счастью, мир развивается, сложные вещи упрощаются, люди придумывают всё новые и новые инструменты и технологии, которые делают этот созидательный процесс более приятным и быстрым.

Любой процесс познания можно представить в виде буквы «Т», где горизонтальная линия - широкое понимание, вертикальная - глубокое. У идеального специалиста буква Т большая и красивая, равномерная. Если она вытянута в одну сторону, она некрасива, уродлива; такой специалист мало полезен в боевых делах. Он может либо глубоко разбираться в чём-то одном, но чуть шаг в сторону, и он непригоден; либо поверхностно разбираться во всём, но при этом ничего не уметь. В первую очередь необходимо максимально развить широкую составляющую, чем мы сейчас и займёмся - постараемся максимально широко охватить все аспекты фронтенда, не углубляясь. А потом вы займётесь углублением, которое останется вам на самостоятельную работу.

Чтобы хорошо представлять причины текущего положения вещей, нужно хотя бы чуть-чуть знать историю пути развития фронтенда, да и вообще веб-приложений в целом. Инструментов сейчас столько, что не только новичок, сам чёрт ногу сломит. Поэтому, чтобы в этом всём хорошо ориентироваться, начнём именно с истории, с короткой экскурсии, как всё начиналось, а затем плавно перейдём к современным подходам.

Первые сайты

Вначале люди писали на чистом HTML, рисовали внешний вид на чистом CSS, делали логику на чистом JavaScript. Типичное старомодное приложение - это когда серверная логика генерирует HTML (отвечая на запрос посетителя, сервер берёт данные из базы данных и вставляет их в HTML) и отдаёт его вместе со статическими файлами стилей и клиентской логики на JavaScript, которой в то время (около 10 лет назад) было немного. При совершении перехода на другую страницу весь этот процесс повторялся. То есть раньше как такового разделения на фронтенд и бэкенд не было, было одно цельное приложение, которое одновременно и работало с базой данных, и генерировало HTML.

jQuery

Писать на чистом JavaScript надоедало и появился хороший инструмент - jQuery , который с помощью удобного синтаксиса позволял обращаться к элементам страницы и выполнять с ними какие-то действия. Появлялись различные плагины, готовые решения, стало проще и интереснее.

Но приложения развивались, объём клиентской логики рос, и постепенно всё это превращалось в большую лапшу. Чтобы её распутать, нужна была какая-то форма, архитектура.

MVC

Умные Парни попробовали перенести на фронтенд архитектурный шаблон с серверной части - MVC (модель-представление-контроллер). Этот шаблон диктует правило, что есть модель, которая описывает данные. Например, модель пользователя, модель фильма, модель отзыва. Есть контроллер, который обрабатывает запросы, например «показать по такому-то адресу страницу со списком фильмов». И есть представление, которое отвечает за отображение данных в HTML, в которое контроллер передаёт готовые данные, полученные из базы данных/API.

Здесь началась история single page application, SPA - приложений, которые загружаются один раз, а затем при переходе по страницам обращаются к серверу за данными по API. Этот подход называется AJAX . Вместо того, чтобы генерировать HTML на стороне сервера, сервер отдаёт клиентскую логику приложения один раз. Переходя на другую страницу, например с главной страницы на страницу поиска отелей, приложение запрашивает с сервера данные в чистом виде (к примеру, информацию об отелях), без тегов HTML (как правило в формате JSON), и самостоятельно генерирует представление.

Шаблон MVC на фронтенде был хорош, прекрасно работал, но было излишне сложно. Angular , Backbone - представители этой вехи истории. Они, к слову, живут и сейчас, но я в них глубоко не разбирался.

Процессоры и сборщики

Приложения начали расти в размере, и тут пришло время рассказать о сборщиках, препроцессорах и пакетных менеджерах. Постараюсь вкратце по ним пробежаться, несмотря на то, что они заслуживают отдельной статьи.

В вебе важна скорость, поэтому нельзя просто так отдавать посетителю большие файлы, они будут идти по сети слишком долго. Поэтому все ресурсы сжимаются с помощью разных минификаторов. JavaScript чаще всего с помощью uglify (он удаляет пробелы, делает названия переменных короче и ещё много чего интересного). В CSS удаляются пробелы и могут ещё объединяться некоторые свойства. И всё это собирается в один или несколько файлов вместо 10-20, один файл скачать гораздо быстрее, и на сервер нагрузка меньше.

CSS

Что касается CSS, появлялись так называемые препроцессоры . Они расширяют синтаксис CSS, добавляют туда кучу разных возможностей - вложенные блоки, переменные, циклы. Даже просто отсутствие точек с запятой очень помогает и ускоряет написание кода?.

Препроцессор - это такая программа, которая запускается и компилирует этот сахарный синтаксис в чистый CSS. Использование препроцессоров позволяет избежать повторного использования кода, выстраивает архитектуру, и по сути превращает язык описания стилей в язык программирования. Изучите какой-либо инструмент, и вы поймете. Я для себя сейчас выбрал Stylus ; есть ещё несколько, например - LESS , SASS .

React , хоть он и обрёл большую популярность и развитую экосистему, на практике оказался слишком голый, сложный, многословный. Для того, чтобы сделать простую форму, нужно много-много лишнего кода написать и кучу дополнений поставить. Для того, чтобы создать простое приложение, нужно ещё много чего установить, и вариантов для простых вещей очень много, легко можно потеряться - экосистема хоть и огромная, но в ней сложно ориентироваться; внешне одинаковые приложения могут быть совсем по-разному устроены внутри. А концепция JSX - переплетение кода и разметки, выглядит не столь удачно, сложно потом понимать, что же такое хотел сказать автор кода, сложно менять разметку.

Vue.js

Тут появился Vue.js - гибкий, эффективный и простой в освоении веб-фреймворк, который несёт в себе всё те же концепции, но они в нём выглядят гораздо удачнее. Он объединил в себе всё лучшее из Angular и React, более чётко ответил на вопрос «что есть что». Из коробки Vue содержит уже большое количество инструментов и возможностей, которые в несколько строк позволяют писать объёмную логику. Разработка значительно упростилась.

Vue принёс ещё несколько интересных концепций, как, например, однофайловые компоненты - файлы, которые содержат в себе сразу логику, разметку и стили, и они там не переплетаются, как в случае с React и JSX. Vue из коробки позволяет использовать любые препроцессоры, которые очень органично вписываются в однофайловые компоненты. И имеет множество готовых встроенных решений, даже свою имплементацию Flux. Vue обладает отличной документацией на русском языке, которая научит вас лучшей практике во фронтенде, от сборки приложения до автотестов.

Изоморфные приложения, SSR

В разговоре об одностраничных приложениях мы упустили одну важную деталь: когда поисковый робот обращается к одностраничному приложению, он ничего не видит - только пустую страницу с тегами body без контента. В старомодных приложениях сервер обратился бы к базе данных, сгенерировал представление и отдал бы готовый HTML с текстом страницы. В случае с одностраничным приложением сервер отдаёт пустую страницу, которая лишь после инициализации подтягивает данные и показывает представление, чего конечно же поисковый робот не сделает. Таким образом, использовать одностраничные приложения для сайтов, ориентированных на контент, SEO, недопустимо.

Это недопущение обходилось множеством хаков и костылей, пока не появилась концепция SSR - Server-Side Rendering . Умные Парни научили весь JavaScript, который работал в браузере, выполняться на сервере с помощью NodeJS (технология создания серверных приложений с помощью браузерного языка JavaScript). Это, конечно, ввело свои ограничения, но жить стало легче. Теперь можно было написать логику один раз на одном языке, и она сразу же работала и на сервере (при первом обращении посетителя/робота генерировался HTML с контентом страницы) и в браузере (последующие переходы посетителя). Это и называется изоморфное, универсальное приложение.

Схема простая: при первом заходе посетитель отправляет запрос на сервер NodeJS, который обращается к API-серверу, берёт данные в виде JSON и отрисовывает их в HTML, возвращая посетителю. Дальше уже приложение живёт в браузере, при последующих переходах по страницам оно напрямую обращается к API-серверу за данными и уже непосредственно в браузере отрисовывает представление.

В React имплементация этой схемы делается разными и сложными путями. В качестве готовых решений есть для этого, например, фреймворк Next.js . В документации Vue есть целый раздел , посвященный SSR. Там указан фреймворк Nuxt - Vue + SSR. С его помощью можно довольно легко писать такие универсальные приложения.

CSS-фреймворки, адаптивность

Теперь мы сменим тему на попроще и поговорим о вёрстке.

Исторически, чтобы создать сетку страницы, её каркас, в первые времена верстальщики использовали таблицы . Потом начали использовать блоки, или контейнеры, появилась контейнерная вёрстка . Положение блоков устанавливалось с помощью свойства позиционирования float: right/left .

В настоящее время всё упрощается, уже почти все браузеры поддерживают Flexbox и CSS Grid - современные удобные способы верстать сетку страницы. Их умелое сочетание позволяет в несколько свойств добиваться таких положений контейнеров, над которыми пришлось бы старыми методами изрядно попотеть, позволяя с лёгкостью выполнить практически любые дизайнерские изыски.

Это способность страницы выглядеть одинаково хорошо на всех устройствах, будь то ноутбук, планшет или мобильный телефон. Адаптивность достигается с помощью медиа-запросов - блоков условий в CSS, при каких разрешениях экрана какие CSS-свойства должны работать. Её можно также добиться с помощью умелого применения flexbox-контейнеров.

Все веб-приложения в основном типичны, состоят из строк, колонок, таблиц, кнопок и других UI-элементов. Чтобы не писать их каждый раз, в помощь сайтостроителям создавались CSS-фреймворки, где вся разметка уже продумана - достаточно применить нужный класс. Они содержат в себе множество готовых UI-элементов. Самый популярный - конечно же Bootstrap , сейчас уже 4-я версия. Есть ещё Bulma , тоже довольно хороший. И ещё множество менее популярных. Обычно в CSS-фреймворках адаптивность идёт из коробки, важно лишь правильно пользоваться предлагаемыми инструментами. CSS-фреймворки станут отличной основой практически в любом вашем веб-приложении и хорошим началом освоения навыков правильной вёрстки. Их стоит использовать, когда нужны типичные элементы пользовательского интерфейса, адаптивность, а это 99% кейсов в вебе.

Кроссбраузерность

Это слово означает способность сайта отображаться одинаково в разных браузерах. Как правило, CSS-фреймворки берут эту заботу на себя, но я вкратце расскажу, как это достигается. Для начала нужно обнулить все свойства стандартных элементов (разные браузеры отображают стандартные элементы - списки, таблицы и др. по-разному). В CSS-фреймворках для этого часто можно увидеть специальный файлик -

В эту прекрасную пятницу осмелюсь предложить хабрасообществую небольшую подборку приложений, предназначенных для увеличения продуктивности во время работы с фронтэндом. Если ваш любимый апп здесь не представлен - добро пожаловать в комментарии!

Этот прекрасный генератор форм поможет вам в создании красивейших CSS логин-боксов и прочих input вещей, при минимальных временных затратах. Помимо форм на сайте этого проекта можно создавать и другие не менее красивые CSS элементы, в том числе кнопки и ленты.

Для любителей Twitter Bootstrap был создан этот генератор, благодаря которому вы сможете легко изменять начальные настройки стилей и приступить к прототипированию.

Переключатели и тумблеры на чистом CSS. Очень качественно и просто.

Colllor генерирует гармонирующую цветовую палитру на основе заданного цвета. Позволяет избежать эффекта «вырвиглаз» в ваших проектах, и при этом использовать широкий набор цветов.

Компрессия для ваших CSS и JavaScript файлов без забот и проблем.

Полезная утилита, синхронизирующая вносимые через FireBug изменения с CSS файлами. Можете представить, какое количество времени вы себе сэкономите.

Этот сайт поможет вам отсортировать CSS по заданным критериям, приоритетам, селекторам и так далее. Очень удобная вещь.

Генератор индикаторов загрузки для AJAX и jQuery. Легок в использовании и кастомизации.

Этот тул поможет вам сгенерировать симпатичную ленточку. Ну вы понимаете, что я имею ввиду - они нынче повсюду.

Проект typecast предназначен для шрифтовых экспериментов. 30 секунд на регистрацию, и у вас в арсенале довольно сильный инструмент, позволяющий делать всевозможные операции со шрифтами, и того как вы найдете свою идеальную комбинацию, все экспортируется в CSS. Ну разве не прекрасно.

Множество иконок и пиктограм для CSS использования на вашем сайте. Выбираете интересующие, смотрите preview и скачиваете. Все просто.

Удобнейший апп для создания спрайтов. Просто перетаскиваете необходимые изображения, кликаете Generate и получаете sprite sheet. Пока работает только в Chrome Firefox.

Если вы делаете responsive проект, то здесь вы можете проверить как он будет выглядеть на экранах различных устройств.

Хотите легко и непринужденно создавать анимации с CSS? Тогда вам по ссылке. Задаете направление, координаты, смотрите анимацию и скачиваете исходный код.

Еще один инструмент для работы с CSS спрайтами. Тоже drag"n"drop интерфейс, но мне он кажется по-симпатичнее.

Если вы любитель препроцессора LESS, то возможно вам будет интересен этот инструмент, конвертирующий из CSS в LESS одним кликом.

Отличный генератор бэкграундов. Огромный выбор текстур, эффектов и возможностей по их модификации.

SnipSave


Этот сайт предлагает вам хранить все свои CSS сниппеты в одном месте. У себя в библиотеке, то есть. Приятный интерфейс, работается с удовольствием.

Prefixr

Приложение от Jeffrey Way помогает быстро решать проблемы кроссбраузерности. Вы можете писать CSS код только под один браузер, затем пропускать его через Prefixr, и он будет генерировать недостающий код для верного отображения в других браузерах.

HTML5 PLease


Можно назвать этот проект онлайн-помощником по HTML5. Сомневаетесь в использовании конкретного нового тега? Сайт подскажет, стоит ли его использовать. И если стоит, то как именно.

Разработчики веб-страниц Front End’a несут ответственность за то, чтобы страница точь-в-точь повторяла макет дизайнера и одинаково отображалась во всех браузерах. В течение долгого времени это становилось легче с появлением более продвинутых браузеров и большего количества средств разработки.

В то время как все знают о HTML и CSS, меньше людей знает о Sass и Haml. Развитие фронтенда продолжает продвигаться с каждым годом. Одно из основных заданий разработчика – всегда быть в курсе последних нововведений.

Если вы чувствовали себя немного неуверенными в своих навыках фронтенда или просто хотите узнать о более новых методах, эту небольшую статью советую прочитать именно вам. Я предлагаю вам несколько популярных инструментов и ресурсов, которые каждый разработчик Front End’a должен использовать или по крайней мере знать об их существовании.

CSS препроцессоры

Возможно, самый известные препроцессоры CSS: SASS, также немного похож на него LESS. Благодаря этим двум библиотекам вы можете создать более динамический код.

Термин “SASS” можно применять как к технологии, так и к синтаксису. Файлы SASS могут также быть файлами SCSS, между ними нет особых различий, местами SCSS просто более напоминает привычный CSS. LESS – та же самая вещь только с различным синтаксисом.

SASS и LESS не языки по сути, но небольше расширения для CSS. Код SASS/LESS компилируется в обычный CSS.

Самое большое различие между SASS и LESS, кроме синтаксиса, то, как они работают. SASS компилируется с помощью Руби, в то время как LESS – использует JavaScript (или Node.js).

Обратите внимание на то, что предварительная обработка CSS действительно требует небольшого знания команд Terminal/CLI. Вам не обязательно быть экспертом, но у вас должны быть хотя бы базовые знания работы в командной строке. Например, самый быстрый способ собрать файлы SASS состоит в том, чтобы использовать что-то вроде этого в терминале:

sass input.scss output.css

Но как только вы получаете некоторую практику, это становится для вас вторым способом написания CSS.

Вот некоторые ресурсы для того, чтобы узнать больше о препроцессорах для CSS:

GIT (Распределенная система управления версиями)

Контроль для управлением проектом и версиями необходим для больших веб-проектов. Такое сообщество как GitHub сделало “GIT” обычной частью технологий.

Но как это работает, и почему вы должны его использовать?

GIT – система управления версиями, которая позволяет разработчикам писать код, не переписывая предыдущую работу. Это возможно посредством перехода, где различные части проекта могут быть сохранены как архив. С GIT’ом возможно разветвить ваш текущий проект, попытаться добавить новую опцию и сохранить, если она вам понравилась, или удалить ту ветвь, которая не работает.

Установка GIT’a очень снисходительно относится ко всем операционным системам. Легкое достаточно подробное обучение, в процессе которого вы узнает, как все передается, ветвится и контролируется.

Но с вводным гидом и большим количеством практики GIT будет медленно становиться частью вашего технологического процесса Front End’a.

Одно из самых больших препятствий, которое может произойти – это использование GIT через командную строку. Это – предпочтительный метод большинства программистов, которые уже используют CLI ежедневно. Однако, если вы так и не смогли научиться использовать его, то вам на помощь приходит приложение от GitHub’a и который на данный момент является бесплатным.

Мой совет если вы все таки решили начать изучать GIT’a состоит в том, чтобы вы учили его не в спешке, а поэтапно. Легко быть обескураженным, если контроль версий – абсолютно незнакомое понятие. Поэтому учитесь в своем собственном темпе и не сдавайтесь!

Вот некоторые превосходные веб-сайты для изучения основных возможностей GIT’a:

JavaScript библиотеки

Развитие Front End’a, несомненно, переместилось к полной поддержке JavaScript. От динамических элементов страницы до мультипликации JavaScript – одного из основных инструментов каждого веб-проекта.

Но недавно казалось, что все больше разработчиков выбирает библиотеки JavaScript, которые довольно таки упрощают процесс написания кода. Это отлично потому, что библиотеки порой содержат в себе упрощенные понятия, которые могут облегчить взаимодействие с такими методами как AJAX. Отрицательная сторона этого явления – с таким количеством различных библиотек трудно будет понять, с чего начать.

Хорошее правило состоит в том, чтобы изучить только то, в чем вы нуждаетесь и когда вам это нужно. Если вы тот, кто просто любит писать код для забавы, лучше освоить только несколько библиотек. jQuery – возможно, лучший выбор, чтобы начать, так как это – одна из лучших пяти библиотек JavaScript, которыми чаще всего пользуются.

Но также следует рассмотреть более современные инструменты, такие как Backbone.js или Angular.js. Они оба являются общедоступными библиотеками, которые были написаны для структурирования основных JS веб-приложений. Они невероятно сильны, но могут служить небольшим дополнением на простом блоге WordPress.

Разработчики, ищущие проблему, могли бы считать изучение одного из инструментов предварительной обработкой языков, таких как CoffeeScript, TypeScript или LiveScript. Все три языка собирают в JavaScript, но предлагают небольшие отличия оригинальному синтаксису.

Настоящая сила JavaScript только сейчас обнаруживается. С таким инструментом как Node.js появляется возможность установить его на сервер. Нельзя не напомнить о том, что сырой JavaScript может быть выполнен в консоли браузера, дающей еще больше возможностей Front End разработчикам.

Являетесь ли вы полным новичком или закаленным разработчиком, есть всегда то, чему возможно научиться с JavaScript, если вы увлечены веб-разработкой. Следующие ресурсы могут оказаться исключительно полезны:

HTML препроцессоры

Популярность препроцессоров CSS, также дала возможность появлению препроцессоров для HTML Front End’a. Это работает точно так же, как SASS/LESS, где вы написав код, и скомпилировав, получили ли бы обычный HTML-код.

HTML препроцессоры могут спасти вас от многократного повторения одинаковых строк кода, закрытия тегов. В то время как это очевидно полезно, хотя иногда требуется некоторое урегулирование.

Haml и Jade – эти два наиболее популярных препроцессора с совсем разными стилями синтаксиса. Slim – третий вариант. Все три – в открытом доступе и все время улучшаются, благодаря общественной поддержке.

Haml и Slim работают на Ruby, Haml является альтернативой ERB шаблонов. Сейчас Haml – большой инструмент для разработчиков Rails. Для Front End’еров может быть столь же полезным, вне зависимости от того, пишете ли вы код на Back End’е или нет.

Jade – шаблонный двигатель, который работает на Node.js. Лучше использовать его для приложенний Node или также можно использоваться в качестве автономного решения для разработчиков Front End’a, которым нравится синтаксис Jade.

Нет никакого запрета или неправильного выбора, так как они оба довольно таки похожи. Общее согласие среди любителей Ruby состоит в том, чтобы придерживаться разработки на Haml. Но много разработчиков Front End’a склоняются к Jade’у, потому что Node.js стал горячей тенденцией в веб-разработке.

Правда, немного разработчиков находят обязательной предварительную обработку HTML. Вы можете предпочесть писать статический HTML, но некоторые разработчики предпочитают Haml/Slim/Jade. Поэтому, если вы можете, по крайней мере, понять синтаксис, это даст вам большое преимущество.

Советую вам изучить эти подробные обучающие ресурсы, чтобы копнуть поглубже:

JS менеджер задач

Автоматизированные менеджеры задач – новейшие инструменты Front End’a. Понятие часто запутывающее сначала, но менеджеры задач могут существенно улучшить ваш технологический процесс и дать огромный потенциал.

Два крупных менеджера задач – Gulp и Grunt. Вы заметите, что они оба работают на JavaScript, но также им требуется терминал. Так каким же образом все работает?

Gulp и Grunt устанавливаются через Node Package Manager (NPM) в командной строке. Сами библиотеки могут управляться командами JS от отдельных файлов, gulpfile.js и gruntfile.js соответственно.

Эти файлы могут быть очень маленькими или очень большими в зависимости от того, сколько задач вы хотите автоматизировать. Посмотрите на этот стандартный Gulpfile.js, чтобы увидеть, как это все может выглядеть.

Если вы никогда не делали ничего подобного до этого времени, вы вероятно несколько смущены. Не волнуйтесь насчет синтаксиса на данный момент, вместо этого вы можете сосредоточиться на понятиях и особенностях, предоставляемых этими.js файлами.

Вы можете добавить код JS, который автоматизирует некоторые задачи, такие как обработка файлов SASS, Haml, даже языки JS, один из которых CoffeeScript. Вы заметите, что каждая из тех связей указывает на пакет NPM, предварительно написанный для Gulp’a. Это означает, что вы не должны писать, то же, что и ваши собственные автокомпиляторы SASS, потому что это уже все написано!

Обучение использованию менеджера задач требует поэтапной работы. Понятия могут казаться незнакомыми и, подобно изучению SASS’a, есть сложности в понимании для новичков. Однако, как только вы разберетесь в основах и увидите, как это затрагивает вашу разработку в целом, вы даже не подумаете вернуться к старым способам.

Чтобы начать, просто выберите Gulp или Grunt и заставьте себя практиковаться.

Вот некоторые способы начать:

В заключение

Все эти инструменты довольно новые или очень выросли за прошедшие несколько лет. Мир развития Front End’a предлагает столько впечатляющих инструментов для упрощения написания кода, и я надеюсь, что эта статья даст вам отправную точку.