Игровые тесты: Tom Clancy"s H. A.W. X. Установка и драйверы

Приступаем к практической части.

Сегодня мы рассмотрим 2 видеокарты на базе нового процессора: эталонный вариант от AMD, и карту от HIS.

Знакомство построим с точки зрения обывателя — когда он покупает видеокарту. Вначале он видит коробки. Разумеется, у эталонной карты нет ни коробки, ни комплекта.

Затем пользователь открывает коробку и смотрит на то, что там лежит кроме самого предмета приобретения.

Стоит напомнить еще раз, что в качестве комплекта к подобного рода картам должен идти следующий набор:

  • руководство пользователя,
  • диск с драйверами и утилитами,
  • переходник-адаптер DVI-to-VGA,
  • DVI-to-HMDI адаптер,
  • адаптер компонентного вывода (TV-out),
  • разветвитель внешнего питания.

А теперь изучим сами карты.

  • GPU: RADEON HD 4770 (RV740)
  • Интерфейс: PCI-Express x16
  • 128bit
  • Число вершинных процессоров: -
  • 640
  • 32 (BLF/TLF)
  • Число ROPs: 16
  • Размеры:
  • Цвет текстолита: красный
  • RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU.
  • Выходные гнезда:
  • VIVO: нет
  • TV-out: интегрирован в GPU.
  • CrossFire (Hardware).
  • GPU: RADEON HD 4770 (RV740)
  • Интерфейс: PCI-Express x16
  • Частоты работы GPU (ROPs/Shaders): 750/750 MHz (номинал — 750/750 МГц)
  • Частоты работы памяти (физическая (эффективная)): 800 (3200) MHz (номинал — 800 (3200) МГц)
  • Ширина шины обмена с памятью: 128bit
  • Число вершинных процессоров: -
  • Число пиксельных процессоров: -
  • Число универсальных процессоров: 640
  • Число текстурных процессоров: 32 (BLF/TLF)
  • Число ROPs: 16
  • Размеры: 200x100x32 мм (последняя величина — максимальная толщина видеокарты).
  • Цвет текстолита: красный
  • RAMDACs/TMDS: интегрированы в GPU.
  • Выходные гнезда: 2xDVI (Dual-Link/HDMI), TV-out.
  • VIVO: нет
  • TV-out: интегрирован в GPU.
  • Поддержка многопроцессорной работы: CrossFire (Hardware).
Сравнение с эталонным дизайном, вид спереди
HIS RADEON HD 4770 512MB PCI-E
ATI RADEON HD 4770 512MB PCI-E
Сравнение с эталонным дизайном, вид сзади
HIS RADEON HD 4770 512MB PCI-E Reference ATI RADEON HD 4850
ATI RADEON HD 4770 512MB PCI-E

Кристалл изготовлен на 11-й неделе этого года, то есть примерно в середине марта. Размеры очень малы, что явно говорит об измененном техпроцессе даже с учетом урезанности ядра относительно RV770.

Как мы видим, обе карты идентичны и представляют собой референс-дизайн (хотя налицо некоторое упрощение у карты от HIS: это не уловка инженеров этой компании, это просто упрощен сам референс-дизайн, и возможно, что все остальные 4770 будут выходить с таким дизайном, если конечно же, какой-либо из партнеров AMD не придумает свой дизайн). Мне лично очень непонятно, зачем для 128-битной шины с объемом памяти 512 мегабайт устанавливать 8(!) микросхем памяти. Раньше для аналогичных целей хватало 4х, да и это одна из составляющих удешевления производства карт. На ум приходит только одно объяснение, что пока нет в доступности столь емких микросхем памяти GDDR5.

В данном же случае мы видим, что используются те же микросхемы памяти, что и для 4870, в том же количестве, только ядро дешевле и PCB немного дешевле из-за разводки. Понимаем, что из-за необходимости в дополнительном питании (карта потребляет 80 Ватт, то выходит за рамки по спецификациям PCI-E, потому надо ставить дополнительное питание, а следовательно и увеличивать размеры карты), однако если бы производитель не монтировал бы 8 микросхем, а ограничился бы 4-мя, то может быть и нужды в дополнительном питании и не было бы.

Видеокарты этой серии кодеком звукового потока для передачи его через HDMI (с помощью переходника DVI-to-HDMI) на приемник.

Еще раз отмечу, что видеокарты требуют дополнительное питание, поэтому необходимо, чтобы БП имел соответствующий «хвост», или надо использовать дополнительные переходники, поставляемые с картой.

Подключение к аналоговым мониторам с d-Sub (VGA) производится через специальные адаптеры-переходники DVI-to-d-Sub. Также с серийными картами поставляются переходники DVI-to-HDMI (мы помним, что данные ускорители поддерживают полноценную передачу видео и звука на HDMI-приемник), поэтому проблем с такими мониторами также не должно быть.

Максимальные разрешения и частоты:

  • 240 Hz Max Refresh Rate
  • 2048 × 1536 × 32bit x85Hz Max — по аналоговому интерфейсу
  • 2560 × 1600 @ 60Hz Max — по цифровому интерфейсу (для DVI-гнезд с Dual-Link)

По поводу HDTV. Одно из исследований также проведено, и с ним можно ознакомиться .

Теперь о референс кулере.

Это цилиндрического типа кулер, прогоняющий воздух с помощью установленной на одном конце турбины через радиатор внутри длинного пластикового корпуса. Горячий воздух выбрасывается за пределы системного блока, поэтому карта с СО занимает 2 слота. Немного непонятно, зачем карте ценой в 100 долларов США такая мощная система охлаждения. Стоит отметить, что СО почти бесшумная (это и понятно, она явно избыточна для такой карты).

А вот продукт от HIS (впрочем, есть основания полагать, что данный кулер также референс, и что большинство 4770 карт будет укомплектовано именно таким кулером) имеет совсем иную конструкцию СО. Данное устройство охлаждает только ядро, имеет форму округлого цилиндра, покрытого лластинчатыми ребрами. В его центре большой вентилятор, работающий на невысоких оборотах, потому кулер почти бесшумен.

ATI RADEON HD 4770 512MB PCI-E

HIS RADEON HD 4770 512MB PCI-E

Очевидно, что температурные реижимы обеих карт находятся в пределах нормы, да и по сути невелики для современных ускорителей.

А теперь мы займемся тестами.

Установка и драйверы

Конфигурация тестового стенда:

  • Компьютер на базе Intel Core2 (775 Socket)
    • процессор Intel Core2 Extreme QX9650 (3000 MHz);
    • системная плата Zotac 790i Ultra а чипсете Nvidia nForce 790i Ultra;
    • оперативная память 2 GB DDR3 SDRAM Corsair 2000MHz;
    • жесткий диск WD Caviar SE WD1600JD 160GB SATA.
    • блок питания Tagan TG900-BZ 900W.
  • операционная система Windows Vista 32bit SP1; DirectX 10.1;
  • монитор Dell 3007WFP (30").
  • драйверы ATI версии CATALYST 9.4; Nvidia версии 185.68.

VSync отключен.

Синтетические тесты

Используемые нами пакеты синтетических тестов можно скачать здесь:

  • D3D RightMark Beta 4 (1050) с описанием на сайте 3d.rightmark.org
  • D3D RightMark Pixel Shading 2 и D3D RightMark Pixel Shading 3 — тесты пиксельных шейдеров версий 2.0 и 3.0 ссылка .
  • RightMark3D 2.0 с кратким описанием: ,

Для работы RightMark3D 2.0 требуется установленный пакет MS Visual Studio 2005 runtime, а также последнее обновление DirectX runtime.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • RADEON HD 4770 HD4770 )
  • RADEON HD 4830 со стандартными параметрами (далее HD4830 )
  • RADEON HD 4770 HD4770 (575) )
  • RADEON HD 4830 , работающий на частотах 575/800 МГц (далее HD4830 (575) )
  • Nvidia Geforce 9800 GT со стандартными параметрами (далее 9800GT или 8800GT )

Для сравнения результатов новой модели RADEON HD 4770 были выбраны эти модели видеокарт по следующим причинам: RADEON HD 4830 на стандартной частоте является моделью, которую заменяет новое решение компании AMD, а Nvidia Geforce 9800 GT — это основной конкурент от компании Nvidia. На диаграммах приведены и два варианта на нестандартных частотах: HD 4770 и HD 4830. Частоты этих решений приведены к тому, чтобы они по своим характеристикам не отличались друг от друга. В этом случае и пропускная способность памяти равная, и все теоретические показатели, кроме скорости заполнения (в RV740 физически больше блоков ROP). Будет интересно сравнить вклад увеличенного количества этих блоков, и убедиться в отсутствии иных архитектурных изменений в RV740.

Direct3D 9: Тесты Pixel Filling

В тесте определяется пиковая производительность выборки текстур (texel rate) в режиме FFP для разного числа текстур, накладываемых на один пиксель:

Как обычно для этого несколько устаревшего теста, видеокарты не достигают теоретически возможных значений. Результаты данной синтетики не дотягивают до пиковых значений, и все новые видеокарты в нашем тесте не достигают теоретического максимума. Получается, что RV740 выбирает около 25 текселей за один такт из 32-битных текстур при билинейной фильтрации в этом тесте, что ниже теоретической цифры в 32 текселя.

Но этой скорости HD 4770 хватает, чтобы показать примерно равный с Geforce 9800 GT результат. Лишь в некоторых случаях конкурент от Nvidia чуть быстрее, зато при наложении 1 и 2 текстур видеокарта AMD явно мощнее. По сравнению с HD 4830 на одинаковых частотах показан весьма близкий результат, что говорит об идентичности текстурных модулей. А вот на стандартных частотах HD 4770 намного сильнее, чем HD 4830. Посмотрим на результаты в тесте филлрейта:

Второй синтетический тест показывает скорость заполнения, и в нём мы видим ту же самую ситуацию, но уже с учетом количества записанных в буфер кадра пикселей. В случаях с 0, 1 и 2 накладываемыми текстурами у RADEON HD 4770 получается максимальный результат, превосходящий цифры Geforce 9800 GT. Но в таких режимах производительность ограничена ПСП, прежде всего, а вот в ситуациях с большим количеством текстур на пиксель, новая видеоплата компании AMD сравнивается со старым Geforce 9800 GT (она же Geforce 8800 GT), кроме случаев с 3 и 4 текстурами, где немного отстаёт.

Direct3D 9: Тесты Pixel Shaders

Первая группа пиксельных шейдеров, которую мы рассматриваем, является очень простой для современных видеочипов, она включает в себя различные версии пиксельных программ сравнительно низкой сложности: 1.1, 1.4 и 2.0.

Тесты слишком просты для современных архитектур, даже при стоимости решений менее $100. Они показывают далеко не всю силу GPU, но интересны для оценки баланса между текстурными выборками и математическими вычислениями, особенно при смене архитектур. В этих простых тестах производительность ограничена в основном скоростью текстурных модулей. Впрочем, у нас смены архитектур не было, и видеокарта HD 4770, которую мы сегодня рассматриваем, показала результат, аналогичный карте на основе предыдущего чипа, с поправкой на разность частот.

RADEON HD 4770 во всех тестах опередил главного конкурента Geforce 9800 GT, хотя значительная разница в производительности наблюдается только в тесте с тремя источниками света. Сравнение HD 4770 и HD 4830 на одинаковых частотах интересно тем, что «старая» карта в ряде случаев почему-то оказалась быстрее. Вероятно, в новых драйверах баланс смещён в сторону более сложных задач, а на простые внимания обращают всё меньше. Или же сказывается разный тип памяти. Впрочем, разница там не такая уж большая. Посмотрим на результаты тестов более сложных пиксельных программ промежуточных версий:

Вот тут чуть интереснее, хотя в первом тесте получилось то же самое, что и в предыдущих. В сильно зависящем от скорости текстурирования тесте процедурной визуализации воды «Water» используется зависимая выборка из текстур больших уровней вложенности, и карты располагаются по скорости текстурирования, исключая небольшое отставание Nvidia, которая должна быть быстрее. RV740 же показывает максимальный результат, на 30% выше, чем у Geforce 9800 GT.

Второй тест более интенсивен вычислительно, и отлично подходит для всех архитектур AMD, обладающих большим количеством вычислительных блоков. В этом тесте новое решение AMD показывает лучший результат, обгоняя и Geforce 9800 GT, и RADEON HD 4830. При работе на той же частоте карты почти равны, но старая модель чуть быстрее, как и в прошлый раз. Впрочем, разница получилась менее 2%, и её можно не принимать во внимание.

Direct3D 9: Тесты пиксельных шейдеров New Pixel Shaders

Эти тесты пиксельных шейдеров DirectX 9 ещё сложнее, они делятся на две категории. Начнем с более простых шейдеров версии 2.0:

  • Parallax Mapping — знакомый по большинству современных игр метод наложения текстур, подробно описанный в статье
  • Frozen Glass — сложная процедурная текстура замороженного стекла с управляемыми параметрами

Существует два варианта этих шейдеров: с ориентацией на математические вычисления, и с предпочтением выборки значений из текстур. Рассмотрим математически интенсивные варианты, более перспективные с точки зрения будущих приложений:

Это универсальные тесты, зависящие и от скорости блоков ALU и от скорости текстурирования, тут важен общий баланс чипа. Производительность видеокарт в тесте «Frozen Glass» ограничена не только математикой, но и скоростью текстурных выборок. Ситуация в нём похожа на то, что мы видели чуть раньше в «Water». На номинальных частотах HD 4770 опережает всех примерно одинаково. А в случае с одинаковыми частотами RV740 и RV770LE видим аналогичный результат.

Во втором тесте «Parallax Mapping» решения AMD стали ещё сильнее. Тут уже скорость ALU играет бо льшую роль, чем в предыдущем тесте. И HD 4770 остаётся быстрее всех на номинальных частотах, обгоняя конкурента от Nvidia в полтора раза. В целом, новый чип явно силён и по текстурной и по математической производительности. Рассмотрим эти же тесты в модификации с предпочтением выборок из текстур математическим вычислениям, чтобы убедиться окончательно:

Картинка абсолютно аналогичная, разве что Geforce 9800 GT немного подтянулся вверх, явно виден больший упор производительности в скорость текстурных блоков. В первом тесте RADEON HD 4770 оторвался от остальных карт ещё чуть дальше. Да и во втором не теряет позиций, показывая лучшие результаты. Сравнительная производительность HD 4770 и HD 4830 на равных частотах говорит о полной идентичности архитектур и об отсутствии упора тестов в филлрейт.

Рассмотрим результаты ещё двух тестов пиксельных шейдеров — версии 3.0, самых сложных из наших тестов пиксельных шейдеров для Direct3D 9. Тесты отличаются тем, что сильно нагружают и ALU и текстурные модули, обе шейдерные программы сложные, длинные, включают большое количество ветвлений:

  • Steep Parallax Mapping — значительно более «тяжелая» разновидность техники parallax mapping, также описанная в статье
  • Fur — процедурный шейдер, визуализирующий мех

Наверное, читатели помнят времена, когда решения AMD сильно проигрывали картам Nvidia в этом тесте. Но с новой архитектурой R7xx мы увидели просто огромный прирост производительности в PS 3.0 тестах. Что подтверждает и RV740, ведь RADEON HD 4770 заметно быстрее всех представленных решений, особенно это касается видеокарты производства компании Nvidia.

Geforce 9800 GT отстаёт от HD 4770 в 1.8 и 2.3 раза в двух самых сложных DX9 тестах. Новое решение компании AMD показывает ровно тот же результат, что и предыдущее, при условии установки идентичных рабочих частот. Снова мы видим превосходные результаты переработанной архитектуры AMD, которые обусловлены большим исполнительных блоков и значительно улучшенной архитектурой R7xx.

Direct3D 10: Тесты пиксельных шейдеров PS 4.0 (текстурирование, циклы)

В новую версию RightMark3D 2.0 вошли два знакомых PS 3.0 теста под Direct3D 9, которые были переписаны под DirectX 10, а также ещё два полностью новых теста. В первую пару добавились возможности включения самозатенения и шейдерного суперсэмплинга, что дополнительно увеличивает нагрузку на видеочипы.

Данные тесты измеряют производительность выполнения пиксельных шейдеров с циклами, при большом количестве текстурных выборок (в самом тяжелом режиме до нескольких сотен выборок на пиксель!) и сравнительно небольшой загрузке ALU. Иными словами, в них измеряется скорость текстурных выборок и эффективность ветвлений в пиксельном шейдере.

Первым тестом пиксельных шейдеров будет Fur. При самых низких настройках в нём используется от 15 до 30 текстурных выборок из карты высот и две выборки из основной текстуры. Режим Effect detail — «High» увеличивает количество выборок до 40-80, включение «шейдерного» суперсэмплинга — до 60-120 выборок, а режим «High» совместно с SSAA отличается максимальной «тяжестью» — от 160 до 320 выборок из карты высот.

Проверим сначала режимы без включенного суперсэмплинга, они относительно просты, и соотношение результатов в режимах «Low» и «High» должно быть примерно одинаковым.

Производительность в этом тесте зависит по большей части от количества и скорости блоков TMU, и лишь немного от филлрейта и ПСП. Результаты в «High» получились примерно в полтора раза ниже, чем в «Low», как и должно быть. В Direct3D 10 тестах процедурной визуализации меха с большим количеством текстурных выборок решения Nvidia традиционно сильны, но новое решение AMD в этом ценовом диапазоне показывает результат, схожий с конкурирующим решением Geforce 9800 GT. Что точно соответствует DX9 тестам текстурирования.

Герой обзора RADEON HD 4770 не только показывает скорость на уровне Geforce 9800 GT, но и опережает старую модель HD 4830. На одной частоте HD 4770 и HD 4830 показывают идентичные результаты, как и должно быть по теории, что подтверждает одинаковую архитектуру. Посмотрим на результат этого же теста, но с включенным «шейдерным» суперсэмплингом, увеличивающим работу в четыре раза, возможно в такой ситуации что-то изменится, и ПСП с филлрейтом будут влиять меньше:

Включение суперсэмплинга теоретически увеличивает нагрузку в четыре раза, и в этот раз от преимущества карты Nvidia не осталось и следа. Её обгоняет и HD 4830 (впрочем, совсем немного), и новая HD 4770. С увеличением сложности шейдера и нагрузки на видеочип, разница снижается, но остаётся значительной. На родной частоте HD 4770 намного быстрее HD 4830, а приведение к одинаковым параметрам лишь совсем немного выводит новое решение вперёд (хотя 2-3% разницы можно считать погрешностью измерений).

Второй тест, измеряющий производительность выполнения сложных пиксельных шейдеров с циклами при большом количестве текстурных выборок называется Steep Parallax Mapping. При низких настройках он использует от 10 до 50 текстурных выборок из карты высот и три выборки из основных текстур. При включении тяжелого режима с самозатенением, число выборок возрастает в два раза, а суперсэмплинг увеличивает это число в четыре раза. Наиболее сложный тестовый режим с суперсэмплингом и самозатенением выбирает от 80 до 400 текстурных значений, то есть в восемь раз больше, по сравнению с простым режимом. Проверяем сначала простые варианты без суперсэмплинга:

Данный тест интереснее с практической точки зрения, ведь разновидности parallax mapping давно применяются в играх, а тяжелые варианты, вроде нашего steep parallax mapping используются в некоторых проектах, например, в Crysis и Lost Planet. Кроме того, в нашем тесте, помимо суперсэмплинга, можно включить самозатенение, увеличивающее нагрузку на видеочип примерно в два раза, такой режим называется «High».

Почти повторилась ситуация предыдущего теста, но как будто уже с включенным суперсэмплингом. В обновленном D3D10 варианте теста без суперсэмплинга, RADEON HD 4770 лучше всех соперников справляется со своей задачей, оставляя видеокарты Geforce 9800 GT и HD 4830 позади. Интересно, что результат карты Geforce в этот раз идентичен результатам карт AMD на равных частотах. Кстати, у последних наблюдаются схожие результаты, как и должно быть по теории.

Посмотрим, что изменит включение суперсэмплинга, в прошлом тесте он вызывал значительно большее падение скорости на карте Nvidia.

При включении суперсэмплинга и самозатенения задача получается более тяжёлой, совместное включение сразу двух опций увеличивает нагрузку на карты почти в восемь раз, вызывая большое падение производительности. Разница между показателями видеокарт изменилась, включение суперсэмплинга сказывается как и в предыдущем случае — карты производства AMD улучшают свои показатели относительно решения Nvidia.

Интересующий нас сегодня RADEON HD 4770 уже до двух раз выигрывает у видеокарты Nvidia Geforce 9800 GT, и с запасом обгоняет HD 4830. Сравнение RV740 и RV770LE на равных частотах снова наглядно говорит об идентичности архитектуры чипов RV740 и RV770.

Direct3D 10: Тесты пиксельных шейдеров PS 4.0 (вычисления)

Следующая пара тестов пиксельных шейдеров содержит минимальное количество текстурных выборок для снижения влияния производительности блоков TMU. В них используется большое количество арифметических операций, и измеряют они именно математическую производительность видеочипов, скорость выполнения арифметических инструкций в пиксельном шейдере.

Первый математический тест — Mineral. Это тест сложного процедурного текстурирования, в котором используются лишь две выборки из текстурных данных и 65 инструкций типа sin и cos.

При анализе результатов наших синтетических тестов, мы всегда отмечаем, что в вычислительно сложных задачах современная архитектура AMD показывает себя лучше конкурирующих от Nvidia. Подтверждается это и сейчас, в этом тесте новая плата HD 4770 почти в два раза быстрее аналогичного по цене решения Geforce 9800 GT. Новая карта RADEON показывает отличную производительность на уровне видеоплат конкурента из более высокого ценового диапазона.

Но это было предсказуемо, а интересные результаты получились при сравнении HD 4770 и HD 4830 на равных частотах. Разница в 5% несколько выше погрешности измерения, и она может быть вызвана немного разной оптимизацией драйверов для разных моделей видеокарт. Или же тест немного зависит ещё и от пропускной способности видеопамяти, как мы видим из сравнения HD 4830 на разных частотах. А может быть, оказывают своё влияние и чуть большие задержки GDDR5 памяти…

Второй тест шейдерных вычислений носит название Fire, и он ещё более тяжёл для ALU. В нём текстурная выборка только одна, а количество инструкций типа sin и cos увеличено вдвое, до 130. Посмотрим, что изменилось при увеличении нагрузки:

А вот во втором тесте скорость рендеринга ограничена уже больше производительностью шейдерных блоков, и мы видим схожий результат, и RADEON HD 4770 в этом тесте показывает сравнительную скорость ещё лучшую, по сравнению с предыдущим тестом. Значит, в первом тесте его явно немного ограничивали возможности памяти. Хотя разница не такая уж большая. Не то, что при сравнении с Geforce 9800 GT, в этот раз превосходство HD 4770 превысило два раза! Равночастотные же решения на основе RV740 и RV770LE показывают аналогичные результаты, соответствующие теории. Итог по математическим вычислениям остаётся неизменным — явное и неоспоримое лидерство решений компании AMD.

Direct3D 10: Тесты геометрических шейдеров

В пакете RightMark3D 2.0 есть два теста скорости геометрических шейдеров, первый вариант носит название «Galaxy», техника аналогична «point sprites» из предыдущих версий Direct3D. В нем анимируется система частиц на GPU, геометрический шейдер из каждой точки создает четыре вершины, образующих частицу. Аналогичные алгоритмы должны получить широкое использование в будущих DirectX 10 играх.

Изменение балансировки в тестах геометрических шейдеров не влияет на конечный результат рендеринга, итоговая картинка всегда абсолютно одинакова, изменяются лишь способы обработки сцены. Параметр «GS load» определяет, в каком из шейдеров производятся вычисления — в вершинном или геометрическом. Количество вычислений всегда одинаково.

Рассмотрим первый вариант теста «Galaxy», с вычислениями в вершинном шейдере, для трёх уровней геометрической сложности:

Соотношение скоростей при разной геометрической сложности сцен примерно одинаковое, производительность соответствует количеству точек, с каждым шагом падение FPS составляет около двух раз. Задача для современных видеокарт не очень сложная и ограничение скорости мощностью потоковых процессоров в тесте не явное, задача ограничена также и пропускной способностью памяти, что хорошо видно по результатам HD 4830, которая обгоняет HD 4770. Да и последняя при снижении тактовой частоты чипа не получает прироста.

Возможны и драйверные отличия, уж слишком всё странно в этом тесте. HD 4770 показывает результаты, почти равные тому, что мы видим у Geforce 9800 GT, а HD 4830 быстрее обеих. Да и на равных частотах у HD 4830 есть явное преимущество — видимо, GDDR5 память всё-таки не всегда обеспечивает ту же производительность, что и GDDR3 на вдвое более широкой шине… Возможно, при переносе части вычислений в геометрический шейдер ситуация изменится:

При увеличении нагрузки ситуация немного изменилась. Разница между рассмотренными вариантами теста видна в том, что HD 4770 уже почти не отстаёт от HD 4830. Теперь новое решение AMD обгоняет и своего основного соперника от Nvidia. Интересно, что видеокарта Nvidia и HD 4830 показывают тот же результат при изменении параметра GS load, отвечающем за перенос части вычислений в геометрический шейдер, а результаты новой видеоплаты HD 4770 немного возрастают. Посмотрим, что изменится в следующем тесте, который предполагает большую нагрузку именно на геометрические шейдеры.

«Hyperlight» — это второй тест геометрических шейдеров, демонстрирующий использование сразу нескольких техник: instancing, stream output, buffer load. В нем используется динамическое создание геометрии при помощи отрисовки в два буфера, а также новая возможность Direct3D 10 — stream output. Первый шейдер генерирует направление лучей, скорость и направление их роста, эти данные помещаются в буфер, который используется вторым шейдером для отрисовки. По каждой точке луча строятся 14 вершин по кругу, всего до миллиона выходных точек.

Новый тип шейдерных программ используется для генерации «лучей», а с параметром «GS load», выставленном в «Heavy» — ещё и для их отрисовки. То есть, в режиме «Balanced» геометрические шейдеры используются только для создания и «роста» лучей, вывод осуществляется при помощи «instancing», а в режиме «Heavy» выводом также занимается геометрический шейдер. Сначала рассматриваем лёгкий режим:

Относительные результаты в разных режимах соответствуют нагрузке: во всех случаях производительность неплохо масштабируется и близка к теоретическим параметрам, по которым каждый следующий уровень «Polygon count» должен быть в два раза медленней. В этот раз скорость RADEON HD 4770 уже во всех подтестах ниже, чем у аналогичной по цене карты Geforce 9800 GT. Скорость у HD 4770 и HD 4830 почти одинаковая, что на номинальных частотах, что на равных, хотя небольшая разница в пользу RV770LE есть.

Судя по всем предыдущим тестам, упор тут наблюдается во что-то отличное от ПСП, филлрейта и вычислительной мощности. И даже от частоты не сильно зависит. Есть вероятность, что скорость упирается в возможности видеодрайвера. Впрочем, относительно единственной Geforce у рассматриваемого HD 4770 показатели неплохие. Цифры должны измениться на следующей диаграмме, в тесте с более активным использованием геометрических шейдеров. Также будет интересно сравнить друг с другом результаты, полученные в «Balanced» и «Heavy» режимах.

Ну вот теперь явно видна хотя бы разница между Nvidia и AMD. В RV7xx было улучшено исполнение геометрических шейдеров, и инженеры компании устранили один из недостатков предыдущих архитектур. Теперь в таких условиях новое решение примерно вдвое быстрее чем Geforce 9800 GT. Интересно, что разница между HD 4830 и HD 4770 остаётся в пользу первого решения, причём она явно превышает возможную ошибку при тестировании. Видимо, всё-таки сказывается разница между GDDR3 и GDDR5. Ну или драйверы для разных моделей оптимизированы по-разному, других вариантов нет.

Что касается сравнения результатов в разных режимах, тут всё как обычно: видеоплаты AMD при переходе от использования «instancing» к геометрическому шейдеру при выводе, улучшают свои показатели, а видеокарты Nvidia теряют в производительности. И если сравнивать цифры, полученные в разных режимах, при условии неизменности получаемой картинки, мы увидим, что скорость видеокарты Nvidia и видеокарт AMD в разных режимах примерно одинакова.

Direct3D 10: Скорость выборки текстур из вершинных шейдеров

В тестах «Vertex Texture Fetch» измеряется скорость большого количества текстурных выборок из вершинного шейдера. Тесты схожи по сути и соотношение между результатами карт в тестах «Earth» и «Waves» должно быть примерно одинаковым. В обоих тестах используется на основании данных текстурных выборок, единственное существенное отличие состоит в том, что в тесте «Waves» используются условные переходы, а в «Earth» — нет.

Рассмотрим первый тест «Earth», сначала в режиме «Effect detail Low»:

Предыдущие исследования показали, что на результаты этого теста влияет и скорость текстурирования и пропускная способность памяти. И чем проще режим, тем большее влияние на скорость оказывает ПСП. Это хорошо видно по сравнению карт AMD на равных частотах, где выигрыш HD 4830 очевиден. Вероятно, именно HD 4770 больше всего ограничивает именно ПСП.

Но всё же, если брать во внимание стандартные частоты, то во всех режимах, кроме наиболее простого, лидером является рассматриваемая сегодня low-end карта AMD. Но конкуренты близки, а в самом лёгком режиме её обгоняет RADEON HD 4830. Посмотрим на результаты этого же теста с увеличенным количеством текстурных выборок:

Ситуация изменилась совсем немного, в основном это видно по ухудшившимся показателям карты Nvidia. HD 4770 в двух режимах показывает лучший результат, а HD 4830 всё так же обгоняет её в самом лёгком режиме. Сравнение на равных частотах обнажает причину этой разницы — RADEON HD 4770 отстаёт тем больше, чем проще задача и чем больше скорость упирается в возможности видеопамяти. Похоже, что действительно не только ПСП важна, но и задержки, которые у GDDR5 больше.

Рассмотрим результаты второго теста текстурных выборок из вершинных шейдеров. Тест «Waves» отличается меньшим количеством выборок, зато в нём используются условные переходы. Количество билинейных текстурных выборок в данном случае до 14 («Effect detail Low») или до 24 («Effect detail High») на каждую вершину. Сложность геометрии изменяется аналогично предыдущему тесту.

Результаты в тесте «Waves» очень похожи на те, что мы видели в предыдущий раз. Преимущество продукции AMD даже усилилось, теперь Geforce 9800 GT проигрывает до полутора раз. Новая модель семейства RADEON HD 4700 смотрится неплохо, обгоняя соперника, хотя и уступает теперь своему предшественнику во всех режимах. Но чем тяжелее режим, тем меньше это отставание. Рассмотрим второй вариант этого же теста:

Изменений почти нет, хотя с ростом сложности условий результаты видеоплат AMD становятся ещё лучше относительно скорости карты Nvidia. Geforce 9800 GT снова в полтора раза медленнее, чем анонсированный сегодня RADEON HD 4770. Который в очередной раз в VTF тестах уступает уже уходящему решению HD 4830, основанному на урезанном чипе RV770. Видимо, ограничение скоростью памяти в этом тесте оказывает влияние на конечный результат, пусть упор в память и не полный. А вот что мешает карте Nvidia показывать более высокий результат — это остаётся загадкой.

Выводы по синтетическим тестам

На основе результатов синтетических тестов новой бюджетной модели RADEON HD 4770, выполненной на основе чипа RV740, а также результатов других моделей видеокарт от обоих основных производителей видеочипов, мы делаем вывод, что новое решение компании AMD очень мощное и оно явно выгодно выделяется в своём ценовом диапазоне. HD 4770 должна показать весьма сильные результаты и в игровых приложениях, и практически во всех случаях обгонять своего предшественника HD 4830.

Хотя новый чип относится к архитектуре R7xx, и мало чем отличается от решений на основе урезанных RV770, его явным преимуществом, обусловленным новым технологическим процессом, является большая тактовая частота, которая позволяет предполагать результаты в играх почти на уровне RADEON HD 4850. А в случаях, когда скорость ограничена скоростью заполнения, вполне возможно, что и выше. Ведь игры бывают чаще ограничены возможностями блоков ROP, чем наши тесты, и тут RV740 вполне может иметь преимущество.

Очень важно, что переход на 128-битную шину памяти и использование GDDR5 памяти позволил и снизить себестоимость, и не потерять при этом в производительности. Лишь в малой части синтетических тестов мы видели небольшую разницу в пользу старого решения с 256-битной шиной памяти и чипами GDDR3, а в большинстве случаев решение, используемое в HD 4770, полностью себя оправдало.

Что касается борьбы с заклятым соперником Nvidia, можно сказать, что в большинстве синтетических тестов RADEON HD 4770 значительно опережает по скорости единственного конкурента своего ценового диапазона от компании Nvidia — Geforce 9800 GT. Почти во всех тестах карта на основе чипа RV740 показала лучший результат, на уровне решений из более высокого ценового диапазона. В этом «виновата» и успешная архитектура R7xx, и новый 40 нм техпроцесс.

В следующей части статьи вы увидите тесты нового решения компании AMD в современных игровых приложениях. Игровые результаты должны примерно соответствовать нашим выводам при анализе результатов синтетических тестов, но с учётом того, что скорость рендеринга в играх сильнее зависит от филлрейта и скорости памяти, поэтому в отдельных случаях HD 4770 может показать себя там даже ещё сильнее. Можно предположить, что в среднем скорость HD 4770 в играх превысит производительность HD 4830, новое решение почти догонит HD 4850, и уж точно должно быть быстрее, чем Nvidia Geforce 9800 GT.

Блок питания для тестового стенда предоставлен компанией TAGAN
Монитор Dell 3007WFP для тестовых стендов предоставлен компанией

Вместе с пробуждением природы, небывалую активность этой весной проявляют производители графических решений. Театр конкурентных сражений перемещается из одной ценовой категории в другую, в ход идут различные маркетинговые и технические приемы, и конца этим состязаниям не предвидится. На радость нам и назло друг другу, AMD и NVIDIA выпускают на рынок все новые и новые решения, одно лучше другого. При этом, определить абсолютного лидера в той или иной нише очень сложно, а порой просто невозможно. Похоже, что компания AMD решила разорвать порочный круг и закрепить свое лидерство, по крайней мере, в одной из ценовых категорий. Для достижения поставленной цели AMD выпускает на рынок новый графический ускоритель, имя которому Radeon HD 4770. В основе новинки лежит первый в индустрии 40-нм графический процессор RV740. Интересный факт - впервые за долгое время технологический процесс, применяемый при производстве видеочипа, оказался "тоньше", чем техпроцесс, по которому изготавливают самые передовые модели x86-совместимых центральных процессоров. По заявлениям самой AMD, новая видеокарта HD 4770 является самой быстрой в категории "до $100". Ну что же, очень интригующее заявление, которое мы обязательно сегодня проверим. Но прежде обратимся к сводной таблице технических характеристик современных решений AMD:

Radeon HD4850

Radeon HD4830

Radeon HD4770

Radeon HD4670

Технологический процесс
Кол-во транзисторов, млн
Кол-во универсальных процессоров
Блоков TMU
Блоков ROP
Частота ядра, МГц
Частота памяти, МГц
Тип видеопамяти
Разрядность памяти, бит
Теоретическая ПСП памяти, Гб/с
Объем памяти
Потребляемая мощность, Вт
Средняя цена по данным Маркет.3DNews, руб

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Из таблицы видно, что по своим техническим характеристикам видеокарта HD4770 сильно напоминает HD4830 - то же количество универсальных процессоров, одинаковое число блоков ROP и TMU. Однако новинка содержит ряд изменений, которые, по нашему мнению, должны положительно сказаться на уровне производительности HD4770 в сравнении с HD4830.

Новый технологический процесс GPU

Переход на более тонкий техпроцесс позволил в значительной степени уменьшить размер подложки и чипа. Площадь RV740 - 140 кв. мм против 260 кв. мм у 55 нм RV770, что вкупе с уменьшением количества транзисторов в графическом ядре положительным образом сказалось на конечной стоимости готовой продукции. Кроме того, по данным AMD, итоговое энергопотребление видеокарты HD4770 удалось удержать в пределах 80 Вт против 110 Вт у HD4830, и это с учетом существенного роста тактовых частот.

Использование GDDR-5

Первые платы от AMD с установленной видеопамятью стандарта GDDR-5 появились довольно давно. Сначала поддержку этой памяти получили только топовые на тот момент решения - Radeon HD4870, HD4870X2 и, впоследствии, HD4890. Сейчас же AMD решила внедрить поддержку видеопамяти GDDR-5 даже в бюджетные решения, и Radeon HD4770 - тому пример. Стоит сказать, что видеопамять GDDR-5 стоит дороже GDDR-3, однако на итоговой стоимости HD4770 это никак не отразилось, так как разводка платы стала немного проще, и, следовательно, сама PCB получилась дешевле. К нам на тестирование попал референс-образец Radeon HD 4770. Плата выполнена на текстолите красного цвета, классическое решение для большинства референс-видеокарт производства AMD. Система охлаждения имеет весьма элегантную форму, напоминающую своими линиями космический корабль или гоночный болид. По сравнению с Radeon HD4830, длина печатной платы HD4770 уменьшилась почти на 3 см (20,7 см у HD4770 против 23,2 см у HD4830). Для работы Radeon HD4770 требуется всего лишь один 6-штырьковый разъем питания PCI-Express. Подсистема питания GPU построена по 3-фазной схеме, память - 1-фазной.

На плате установлена видеопамять GDDR5 производства Quimonda с маркировкой IDGV51-05A1F1C-40X, номинальной для которой является тактовая частота 4 ГГц DDR(реальная частота - 1 ГГц) Система охлаждения видеокарты состоит из двух компонент. Для отвода тепла от подсистемы памяти используется радиатор с наклеенными на него теплопроводящими накладками, а для охлаждения GPU и подсистемы питания служит турбина с двумя тепловыми трубками, переносящими тепло от алюминиевой подошвы к радиатору. Дабы предотвратить прямой контакт металлического основания системы охлаждения с элементами платы, основание покрыто тонким слоем прозрачного полимерного материала, не проводящего ток.

Участники тестирования

Список участников сегодняшнего тестирования весьма велик. Мы постарались учесть всех "соседей" HD 4770 как из "родной", так и из ближайших ценовых категорий. Со стороны AMD в тестировании принимают участие:
  • AMD Radeon HD 4670
  • AMD Radeon HD 4830
  • AMD Radeon HD 4850
Честь NVIDIA отстаивают: В качестве тестового стенда использовалась следующая конфигурация:

Несколько слов о разгоне

На момент написания данного обзора полноценный разгон HD4770 как в одиночной, так и в CrossFireX-конфигурации, поддерживается только фирменными драйверами AMD. Существенным недостатком стандартной утилиты OverDrive является небольшой диапазон устанавливаемых частот для ядра и памяти. Однако совсем скоро появятся сторонние утилиты, которые решат эту проблему. Уже сейчас, при желании, вполне можно использовать программу RivaTuner 2.24, для этого лишь нужно внести изменения в файл конфигурации rivatuner.cfg. Откройте файл rivatuner.cfg, найдите строку "RV770 = 9440h-9443h,944Ch" и добавьте через запятую в конец строки "94B3h", после чего, запустив RivaTuner, вы получите доступ к изменению тактовых частот ядра и памяти, а также к функциям управления кулером. Кроме того, RivaTuner позволит отслеживать и температуру GPU. В сегодняшнем обзоре также принимает участие разогнанная версия Radeon HD4770. Во время тестирования мы ограничились использованием стандартных методов разгона, как следствие, установленные частоты Radeon HD4770 оказались предельно возможными для драйверов AMD и составили 830/850(3400) МГц.

Список тестовых пакетов и режимы тестирования

Тестовый пакет

Режим тестирования

3DMark Vantage Perfomance, High, Extreme
CRYSIS версия 1.2.1
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена.
FarCry 2 Benchmark DX10 / VeryHigh /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / noAA, noAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена.
HAWX встроенный Benchmark DX9 / All High /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / noAA, noAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена.
Call of Juarez DirectX10 Benchmark DX10 / Max Detail /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / noAA, noAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена.
World in Conflict DX10 / все графические опции установлены вручную в режиме максимального качества /1280x1024, 1600x1200, 1920x1200 / noAA, noAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена.
Unique Tropics DirectX10 Benchmark DX10 / High Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF
Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена

Сначала посмотрим на температурные показатели видеокарты Radeon HD4770 в сравнении с Radeon HD4830. Турбина управлялась в автоматическом режиме.

В состоянии покоя температура ядра RV740 лишь немногим меньше температуры RV770LE.

Как только дело дошло до тяжелой графики, новый технологический процесс показал себя во всей красе! Разница в температуре между HD4830 и HD4770 достигла 21 градуса по Цельсию, и это при заметно более высоких тактовых частотах. Отличный результат!

FurMark не щадит видеокарты, прогревая их до максимально возможной температуры. Лидерство RV740 и здесь вполне очевидно - 92 градуса у RV770LE против 71 у RV740. В ходе тестирования температурных режимов, нам удалось выявить странное поведение турбины HD4770. Даже когда температура ядра не достигает отмеченного нами максимума в 71 градусов Цельсия, иногда, буквально на 1-2 секунды, турбина ускоряется, затем вновь затихает. Объяснить данный факт мы пока не можем. Наконец, перейдем непосредственно к тестированию производительности и анализу полученных результатов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER!

В последние годы благодаря развитию встроенных в чипсет графических процессоров интерес к видеокартам начального уровня (Low-End) заметно уменьшился, а к наиболее дешевым представителям группы почти иссяк. Оно и понятно - современная интегрированная графика зачастую весьма близка к самым слабым дискретным моделям. Причем если раньше внешние решения были предпочтительней хотя бы ввиду наличия блока аппаратного декодирования HD-видео и отсутствия аппетита к оперативной памяти, то сегодня видео встроенное уже имеет и аналогичный блок и часто выделенную видеопамять. Таким образом, основательно "прибив" рынок видеокарт класса Low-End, развитие встроенных графических процессоров стимулировало средний сегмент - Midlle-End (mainstream), что в конечном итоге всерьез изменило весь рынок.

Процесс развития графических процессоров для дискретных видеокарт также не стоял на месте, что наряду с жесткой конкуренцией и глобальными экономическими факторами привело к тому, что вполне высокую производительность в играх сегодня демонстрируют даже видеокарты ценой около $150-200, что фактически выводит их на уровень Hi-End. И это несмотря на то, что стоимость одноклассников может превышать и $500. Ну а карты, которые можно отнести к mainstream, уже стоят на уровне вчерашних Low-End.

Между тем по мере наполнения рынка всевозможными моделями 3D-ускорителей все более размываются границы ценовой сегментации, и имеющееся разнообразие моделей уже не вписать в классическую тройку ценовых групп. Так на графических процессорах пары ведущих разработчиков - NVIDIA и AMD существует превеликое множество всевозможных видеокарт, цены "соседних" модификаций которых временами разнятся совсем незначительно. Причем если модельные ряды NVIDIA уже давно погрязли в дебрях буквенных кодов, у AMD в настоящий момент работает достаточно прозрачная классификация. Наиболее производительные и дорогие видеокарты AMD принадлежат к серии Radeon HD 4800, а более простые решения для непритязательных пользователей представлены линейкой HD 4600.

Однако, проанализировав статистку продаж, составленную широко известной исследовательской компанией Mecrury Research (представленную в нижеследующей диаграмме), сотрудники AMD пришли к выводу, что для удовлетворения спроса во второй по величине группе приобретаемых видеокарт, цена которых близка к психологической цифре $100, необходим вывод на рынок нового решения. В определенной степени спрос в данной нише покрывал ускоритель Radeon HD 4830, но урезание функционала старшего чипа для получения недорогих видеокарт, с экономической точки зрения, далеко не самое выгодное решение. Для обеспечения сектора рынка со значительным спросом более выгодна разработка уникального GPU.

В результате линейка продукции AMD была дополнена новой видеокартой - Radeon HD 4770, основанной на вновь разработанном чипе, изготавливаемом по передовому 40 нм техпроцессу. Естественно, ориентировочная стоимость конечного решения оказалась близка к $100. Компания AMD позиционирует Radeon HD 4770 как самую производительную видеокарту дешевле $100, хотя пройдет еще немало времени, пока рынок уравняет реальную цену с заявленной. Ну а в целом видеокарта должна стать более выгодной заменой Radeon HD 4830 как для производителя, так и для покупателя.

Что ж, познакомимся с продуктом поближе. Представлять его будет видеокарта главного партнера некогда ATI, а теперь AMD - компания Sapphire.


Чип RV 740 и видеокарта Radeon HD 4770. Новый техпроцесс, архитектура и особенности

Итак, видеокарта Radeon HD 4770 основана на новом чипе RV740, наиболее заметной особенностью которого является то, что это первый в мире GPU, произведенный по столь "тонкому" технологическому процессу. Это одно из основных обстоятельств, позволивших карте превзойти по техническим характеристикам даже старшую модель Radeon 4830, а ее типичное энергопотребление не должно превышать 80 Вт, в то время как у старшей оно равно 110 Вт. Помимо снизившегося энергопотребления, производство чипов по 40 нм техпроцессу более выгодно с экономической точки зрения, чем по тому же 55 нм. Естественно, выгода будет получена только в перспективе, когда окупятся затраты на внедрение и обкатку. Правда, отметим, что последнее касается не столько самой AMD, сколько компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), где AMD и размещает заказы на производство чипов. Тем не менее когда TSMC отладит новый техпроцесс и снизит процент выхода брака, стоимость изготовления одного и того же чипа по технологии 40 нм, будет непременно ниже, чем по 55 нм.

Глядя на блок-схему логики работы нового графического процессора RV740, можно сказать, что, по сути, чип представляет несколько масштабированный RV770 применяющийся в HD 4830.

В частности, было вдвое урезано количество 64-битных контроллеров памяти - их осталось только два. То есть шина памяти у новой карты 128-битная, что вполне оправдано хотя бы снижением стоимости печатной платы. К тому же разводка 256-битной шины ввиду снизившейся площади кристалла RV740, изготовленного по 40 нм техпроцессу, на начальном этапе вызывает значительные трудности, если вообще возможна. Двукратное сужение шины непременно должно было сказаться на производительности, но в HD 4770 оно компенсировано использованием прогрессивной видеопамяти GDDR5, обладающей вдвое большей пропускной способностью, чем GDDR3, применяющейся в HD 4830. Чипы GDDR5 видеокарты Radeon HD 4770 работают на физической частоте 800 МГц, что в переводе на эффективную составляет 3200 МГц и с учетом 128-битной разрядности интерфейса соответствует теоретической пропускной способности 51.2 Gb/s. В свою очередь использующаяся в составе Radeon HD 4830 GDDR3 вкупе с 256-битной шиной обеспечивает теоретическую скорость обмена 58 Gb/s. Таким образом, при значительном упрощении интерфейса памяти новой видеокарты потеря расчетной пропускной способности оказалась небольшой. При этом более высокая цена GDDR5 компенсируется снижением цены печатной платы со 128-битной шиной памяти и реализацией вдвое меньшего числа контроллеров в RV740, а в перспективе, когда стоимость GDDR5 снизится, такое решение будет еще выгодней. К тому же Radeon HD 4770 использует GDDR5 нового (второго) поколения с напряжением питания 1.5 В, что в свою очередь приносит дивиденды в виде более низкого энергопотребления.

Номинальным объемом видеопамяти для Radeon HD 4770 было принято 512 MB. На сегодняшний день это не так много, более актуальным выглядит объем 1 GB. Однако, учитывая, что графический процессор все равно вряд ли будет справляться с наиболее "тяжелыми" режимами сглаживания в больших разрешениях, а также учитывая довольно высокую стоимость GDDR5, 512 MB в данном решении является оптимальным объемом.

Число шейдерных процессоров RV740 (по отношению к "полному" RV770) было уменьшено до 640, а текстурных блоков до 32. В то же время блоки ROP остались нетронутыми - в RV740 их ровно столько же, сколько и в старшей модели, то есть 16. Фактически новый чип повторяет характеристики процессора RV770, урезанного до уровня Radeon HD 4830. При этом номинальная частота RV740 в составе Radeon HD 4770 равна 750 МГц, что значительно выше, чем 575 МГц RV770 в составе HD 4830, поэтому теоретическая производительность первого больше. Шестнадцать блоков растровых операций (ROP) в новом чипе совмещены в четыре группы Render Back-Ends, причем если раньше каждой такой группе выделялся отдельный 64-битный контроллер памяти, то теперь все четыре обслуживаются двумя.

Желающие детально сравнить ключевые характеристики новой видеокарты с более ранними решениями AMD могут воспользоваться нижеприведенной таблицей.

Модель видеокарты

Radeon HD 4770

Наименование чипа

Техпроцесс, нм

Тактовая частота GPU, МГц

Количество универсальных процессоров

Количество текстурных блоков

Количество ROP

Эффективная частота памяти, МГц

Тип и объем устанавливаемой памяти

Ширина шины памяти, bit

Максимальное разрешение

2560 x 1600 @ 60Hz

Текущая типичная розничная стоимость, $

Напоследок затронем вопрос маркировки. Здесь в модельном ряду AMD снова "нарисовалась" нестыковка. Если судить по серии, для неподготовленного пользователя Radeon HD 4830 будет выглядеть более мощной и передовой картой, нежели Radeon HD 4770, что на самом деле не так. Если же AMD предлагает смотреть на третью цифру, то все будет выглядеть более-менее ровно - HD 4770 однозначно "свежей", чем HD 4830 и HD 4850, но как тогда понять, какая из них номинально более быстрая? Впрочем, видимо, для того и существуют тестирования, подобные тому, что мы проведем ниже. Но прежде познакомимся с конечным продуктом, представляющим новую видеокарту AMD - Sapphire Radeon HD 4770.

Sapphire Radeon HD 4770

Рассказ о дизайне видеокарты будет коротким, ибо последний полностью совпадает с упрощенной референсной PCB ATI. Зная о давнишнем плотном партнерстве ATI и Sapphire, другого ожидать и не следовало (по крайней мере, на первых порах).



Что мы имеем ввиду, когда говорим "упрощенная референсная PCB"? Дело в том, что изначально ATI был представлен совершенно другой дизайн, с печатной платой больших размеров и двухслотовой системой охлаждения с выбросом отработанного воздуха за пределы системного блока. Очевидно, для столь недорогой видеокарты, как Radeon 4770, все это оказалось избыточным, и дизайн упростили. Уменьшили размеры РСВ и использовали более простую систему охлаждения. Потом еще раз упростили за счет ряда не распаянных элементов, а именно ряда конденсаторов цепей питания и пары полевых транзисторов, что мы наблюдаем на Sapphire Radeon HD 4770 и не только. Естественно, на стабильности работы карты это сказаться не должно, на долговечности может быть, но ко времени своего возможного отказа карта все равно безнадежно устареет, а вот "подрезать крылья" любителям разгона этим вполне возможно. К сожалению, проверить это нам уже не удастся - карты первой ревизии референсного дизайна ATI на рынке отсутствуют.


Довольно интересно, что на плате со 128-битной шиной распаяно 8 микросхем памяти, хотя достаточно было бы и четырех, как это обычно и бывает. Очевидно, более емких чипов GDDR5 пока или слишком мало, или же их суммарная стоимость заметно выше, чем комплекта менее емких. Изготовителем микросхем является довольно известный производитель - компания Qimonda.


Принудительного охлаждения чипов не предусмотрено, предполагается, что им должно хватить потока воздуха от большого алюминиевого кулера с анодированием "под медь". Кулер достаточно высокий, массивный и занимает сразу два слота. К печатной плате охладитель крепится с помощью винтов с использованием металлической упорной пластины на оборотной стороне платы.

Силовые транзисторы стабилизатора питания GPU прикрыты нетолстой алюминиевой пластиной без оребрения, призванной несколько форсировать рассеивание тепла с их корпусов и распределять тепло во избежание местных перегревов. Энергопотребление карты составляет 80 Вт, что несколько выше максимально допустимой проводимой мощности интерфейса PCI Express, поэтому необходимость использования прямого подвода питания очевидна, и соответствующий разъем на Radeon HD 4770, конечно, имеется. Впрочем, в любом случае "прогонять" по дорожкам материнской платы и через два разъема пусть даже 75 Вт, в то время как можно использовать соответствующий кабель блока питания, нелогично. Так что в любом случае реализация прямого питания карты предпочтительна.



Помимо этого, отметим, что карта оснащена встроенным кодеком для передачи звука по цифровому интерфейсу HDMI (с защитой HDCP). Так что, воспользовавшись соответствующим переходником для разъема DVI (из комплекта), с Radeon HD 4770 можно передавать видео и звук любому устройству с HDMI-входом.


Упаковкой Sapphire Radeon HD 4770 служит относительно небольшая коробка с качественной полиграфией, оформленная в фирменной цветовой палитре ATI.


Комплектация платы для продукта данного ценового диапазона выглядит довольно прилично. В коробке присутствуют:

  • кабель-переходник с четырехконтактного разъема блока питания типа Molex на шестиконтактный для видеокарты;
  • кабель-переходник для устройств с трехкомпонентным аналоговым видеовходом YCbCr (YPbPr);
  • руководство по установке;
  • три диска с драйверами и ПО CyberLink Power DVD и DVD Suite.



Температурные режимы, разгон и энергопотребление

Первое, что хотелось бы отметить, приступив к тестированию рабочих характеристик видеокарты Sapphire Radeon HD 4770, - это практически полную субъективную бесшумность системы охлаждения. Крыльчатка вентилятора вращается столь медленно, что не издает никакого слышимого шума. Естественно, что при необходимости более эффективного охлаждения, вентилятор увеличивает обороты, но ни одно из реальных тестовых приложений не смогло нагреть GPU до столь высокой температуры. Правда, речь идет о тестировании на открытом стенде при комнатной температуре 26 °С, и в плохо вентилируемом корпусе ситуация может быть хуже, но и шум в закрытом системном блоке будет приглушен. Ну а в нашем случае экстремальный разогрев производился с помощью специализированной утилиты Fur Mark. Максимальная температура ядра составила 67 °С. При этом вентилятор системы охлаждения по-прежнему вел себя предельно тихо. При этом температура пластины на MOSFET составила 46 °С, что также совсем не много.

К сожалению, даже самая последняя редакция распространенной программы RivaTuner 2.24 пока не смогла корректно управлять частотами GPU и памяти, поэтому разгон осуществлялся штатными средствами, то есть модулем ATI Overdrive. Максимально возможные частоты, которые можно выставить такими средствами, составляют 830 МГц для GPU и 850 МГц для графической памяти - эту планку карта взяла легко.

Энергопотребление тестового стенда замерялось с помощью индикатора потребляемой мощности блока питания FLOSTON 560 Вт (LXPW560W).



Конфигурация тестового стенда и используемые приложения

Тестирование видеокарты осуществлялось на стенде следующей конфигурации:

  • процессор: Intel Core 2 Extreme QX6700 2666@3200 МГц (12х266 МГц), 8 MB (2x4 MB L2);
  • материнская плата: Gigabyte EX38-DQ6 (X38);
  • оперативная память: Corsair XMS2, 2х2 GB, DDR2-800, 4-4-4-13;
  • винчестер: Samsung HD161HJ, 160 GB, 7200 rpm, 8 MB;
  • блок питания: FLOSTON 560 Вт (LXPW560W).

Используемый экземпляр центрального процессора является инженерным образцом с разблокированным на увеличение множителем, поэтому его разгон не представляет труда. При этом частоты всех шин остаются неизменными.

Сравнивать производительность Radeon HD 4770 мы будем с видеокартой Radeon HD 4850, потому как от сравнения с Radeon HD 4830, на наш взгляд, пользы мало. Новое решение является заменой HD 4830, более выгодной для производства и явно превосходящей ее по скорости, так что со временем последняя будет полностью вытеснена с рынка. В свою очередь Radeon HD 4850 уже будет ближайшей по производительности видеокартой в текущем модельном ряду AMD, и именно она будет основным конкурентом HD 4770.

Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows Vista 64 Ultimate SP1 при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1200. Для каждого из разрешений использовались два режима. Первый - с полноэкранным сглаживанием х4 и анизотропной фильтрацией х16, и второй - с отключением названных параметров.

Ниже можно ознакомиться со списком тестовых приложений, после чего мы переходим к рассмотрению результатов.

Приложение

Версия

Perfomance

Super High

Maximum Quality

Maximum Quality

Maximum Quality , Dynamic Light On

Unigine Tropics Benchmark

Maximum Quality

Ultra High Quality

World in Conflict

Maximum Quality

Maximum Quality

Тестирование производительности

3 DMark Vantage


Devil May Cry 4 Benchmark

Жанр

Бенчмарк на базе игры

Графический движок

Разработчик

DirectX10, SM 4.0, HDR-рендеринг

Сайт игры

Жанр

Бенчмарк на базе игры

Графический движок

Разработчик

Основные технологические особенности

API Direct3D 10, HDR-рендеринг, высокачественные мягкие тени,пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0

Жанр

3D-шутер от первого лица

Графический движок

Разработчик

Основные технологические особенности

Параллаксмаппинг, высокачественные мягкие тени, HDR-рендеринг, пиксельные и вершинные шейдеры версий 3.0

Сайт игры

Недавно выпущенный компанией AMD видеоакселератор Radeon HD 4770 в определенной степени является революционным. Графическое ядро RV740, на котором основана новая видеокарта, является первым чипом, выполненным по нормам 40-нм техпроцесса. Кроме этого, с новой серией бюджетных карт в данный сегмент пришла и высокоскоростная память нового поколения GDDR5, которая до этого использовалась лишь в старших моделях на базе RV770.

Сам графический чип RV740 по вычислительной мощности почти не отличается от RV770LE, который используется в видеокартах Radeon HD 4830, - те же 640 унифицированных шейдерных блока, 32 текстурных блока и 16 блоков ROP. Рабочая частота ядра нового ядра составляет 750 МГц. Для сравнения нужно отметить, что у Radeon HD 4830 ядро работает лишь 575 МГц, у Radeon HD4850 на 625 МГц и на 750 МГц у Radeon HD 4870. А вот с памятью КМ740 сообщается по шине 128 бит, что упрощает разводку и изготовление платы, но вдвое урезает пропускную способность памяти. Чтобы компенсировать низкую разрядность шины памяти, на плату устанавливается GDDR5, которая работает на частоте 3,2 ГГц.

Благодаря новому техпроцессу RV740 обладает очень низким энергопотреблением и тепловыделением. И хотя на видеокартах Radeon HD 4770 имеется разъем дополнительного питания, но карта потребляет не более 80 Вт, что на целых 30 Вт меньше, чем у ближайшего «родственника» - Radeon HD 4830.

Впервые так же новая видеокарта будет выпускаться в двух референсных версиях. На данный момент доступны лишь карты, относящиеся к модификации Retail Edition. Другой вариант, Media Edition, отличается усиленной подсистемой питания и усовершенствованной системой охлаждения, выполненной в виде «турбины» с использованием тепловой рубки.

В нашей статье мы рассмотрим видеокарту Radeon HD 4770 производства компании MSI.

Видеокарта MSI R4770-T2D512

Сравним же мы эту модель с ближайшим конкурентом Radeon HD 4830 от компании Power Color и более дорогим Radeon HD4850 производства Sapphire.


Видеокарта PowerColor AX483 512MD3-H


Видеокарта SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Прежде чем перейти к рассмотрению самих карт, сравним их технические характеристики.

Видеоадаптер

MSI R4770-T2D512

PowerColor AX4830 512MD3-H

Sapphire HD4850 512MB GDDR3

Количество транзисторов, млн. шт

Техпроцесс,нм

Количество потоковых процессоров

Количество текстурных блоков

Количество блоков рендеринга

Частота ядра(номинал), МГц

Шина памяти, бит

Тип памяти

Объём памяти, МБ

Частота памяти(номинал), МГц

Поддерживаемая версия DirectX

Интерфейс

Осматриваем видеокарты

MSI R4770-T2D512

Данный видеоадаптер поставляется в массивной черной коробке с изображением девушки-киборга на лицевой стороне.


Упаковка видеокарты MSI R4770-T2D512

Комплект поставки следующий:

  • Переходник DVI/D-Sub
  • Переходник DVI/HDMI
  • Переходник HDTV
  • Кабель S-Video
  • Переходник питания
  • Диск с драйверами
  • Инструкции


Комплект поставки видеокарты MSI R4770-T2D512

Рассматриваемый видеоадаптер относится к версии Retail Edition. Он охлаждается простым двухслотовым кулером и на плате распаяны не все элементы в подсистеме питания.

Плата имеет стандартные разъемы на задней панели: два DVI, один TV-out.


Периферийные разъемы MSI R4770-T2D512

Алюминиевый ребристый радиатор системы охлаждения окрашен в оранжевый цвет. По конструкции он немного напоминает BOX-кулера процессоров Intel. Вентилятор подключается к двухпиновому разъему на плате, таходатчика у него нет, но обороты регулируются. Никаких радиаторов для памяти не предусмотрено, но поскольку расположены они прямо под кулером, то неплохо обдуваются воздушным потоком, нагнетаемым вентилятором.

Система питания GPU построена по трехфазной схеме. На плате используются только высококачественные твердотельные конденсаторы.

Графический чип расположен под углом 45º относительно платы. Никакой защитной рамки вокруг него не предусмотрено.


GPU RV740

В качестве микросхем памяти используются 8 чипов Qimonda IDGV51-05A1F1C-40X общим объемом 512 MB. Причем точно такие же микросхемы устанавливаются и на более дорогой Radeon HD 4870.


Память Qimonda IDGV51-05A1F1C-40X

Работает видеокарта на стандартных частотах – 750/3200 МГц (ядро/память). В простое частота GPU снижается до 250 МГц.


Характеристики MSI R4770-T2D512

Надо отметить, что родная система охлаждения оказалась довольно эффективной, не давая ядру прогреться выше 68 ºC. При этом обороты кулера поднимались от 32% в покое до 38% под нагрузкой, а работа его была почти бесшумна.


Температурный режим MSI R4770-T2D512

Разгон платы осуществлялся с помощью Riva Tuner 2.24. Изначально утилита эту видеокарту не поддерживает, но путем нехитрого редактирования файла конфигурации это можно легко исправить. Достаточно в файле RivaTuner.cfg добавить идентификатор 94B3h к строке «RV770=9440h,…» или можно просто скачать исправленный файл с сайта Guru3D и заменить тот, что находится в каталоге инсталлированной программы. Правда, нормальная работа всех функций утилиты не гарантируется, но никаких проблем с поднятием частот нет. В принципе, кое-какие возможности разгона предусмотрены и в стандартном приложении ATI Overdrive, что входит в состав Catalyst Control Center. Но у ATI Overdrive довольно жесткие ограничения по максимальному разгону, ядро нельзя поднять выше 830 МГц, а память выше 3600 МГц.

Наша же видеокарта стабильно заработала на частоте ядра 870 МГц, а памяти покорились 4400 МГц. Неплохой, но вполне ожидаемый результат для 40-нм ядра и памяти, которая изначально имеет приличный «запас» по частоте. Правда, для стабильной работы на подобных частотах придется поднимать обороты кулера. Мы с помощью Riva Tuner выставляли его на 75% от максимальных оборотов, и даже в таком режиме уровень шума был еще вполне терпимый.

PowerColor AX4830 512MD3-H

Взглянем теперь на главного соперника новой видеокарты - Radeon HD 4830.


Упаковка видеокарты PowerColor AX4830 512MD3-H

В компактной коробке, кроме самой карты от Power Color, ничего и нет, вся комплектация включает лишь:

  • Диск с драйверами и дополнительным ПО
  • Инструкция


Комплект поставки PowerColor AX4830 512MD3-H

Впрочем, такой скудный комплект немного объясняется наличием всех основных разъемов на задней панели карты, где есть и DVI, и старенький D-Sub, и современный HDMI.


Периферийные разъемы PowerColor AX4830 512MD3-H

Плата немного отличается от референса и дизайном платы и системой охлаждения.

Почему-то главный кулер выполнен в черных тонах, а радиаторы на памяти и системе питания золотистого цвета. Кулер по конструкции напоминает систему охлаждения предыдущей карты. Регулируемый вентилятор подключается двухпиновым разъемом. На память и силовые элементы системы питания радиаторы приклеены с помощью термоклея, так что снять их довольно проблематично.

Так же, как и у референсных карт, подсистема питания у платы Power Color выполнена по двухфазной схеме.

Графический чип RV770LE, выполненный по нормам 55-нм техпроцесса, по площади почти на 40% больше RV740. Он окружен защитной рамкой, которая исключает возможность скола ядра при замене системы охлаждения.


GPU RV770LE

Графический чип работает на частоте 575 МГц, память на 1800 МГц. В 2D частота ядра снижается до 500 МГц.


Характеристики PowerColor AX4830 512MD3-H

Система охлаждения не отличается ни высокой эффективностью, ни тихой работой. Довольно шумный кулер под нагрузкой раскручивается до 64%, при этом ядро все равно прогревается до 72 ºC.


Температурный режим PowerColor AX4830 512MD3-H

Разгон этого экземпляра остановился на отметке в 710 МГц по ядру и всего лишь 1920 МГц по памяти. Небольшой разгон памяти, скорее всего, обусловлен использованием «медленных» чипов. Прирост частоты ядра хоть и составил 23% от номинала, но мы даже не догнали номинальные 750 МГц для RV740. Впрочем, таких частот ядра в разгоне не достигают и большинство Radeon HD 4850.

Sapphire HD4850 512MB GDDR3

Последним соперником для новичка в нашем сравнительном тестировании выступит видеокарта Radeon HD 4850 от компании Sapphire, которая к нам попала без коробки в OEM-версии.

Комплектация у нее следующая:

  • Переходник DVI/D-Sub
  • Переходник TV-out
  • Переходник питания
  • Диск с драйверами
  • Инструкции


Комплект поставки SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Данная видеокарта основана на референсном дизайне, отличаясь лишь системой охлаждения.

Внешние интерфейсы представлены двумя DVI и одним TV-out.


Периферийные разъемы SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Система охлаждения очень похожа на кулер карты MSI R4770-T2D512. Основное отличие в медном сердечнике и форме пластикового кожуха, которым сверху накрыт кулер.

Плата является полной копией референса, на нее даже нанесен контур стандартного однослотового кулера-турбины. На силовые элементы подсистемы питания установлен отдельный небольшой радиатор. Для памяти какого-либо дополнительного охлаждения не предусмотрено, но она частично обдувается вентилятором.

На плате используется уже полноценный RV770 с 800 потоковыми процессорами.


GPU RV770

Распаяны микросхемы памяти GDDR3 производства компании Qimonda со временем доступа 1 нс, т.е. рассчитанные на рабочую частоту в 2000 МГц.


Память Qimonda HYB18H512321BF-10

В 2D карта работает на частотах 500/1500 МГц (ядро/память), повышаясь в 3D до номинальных 625/1980 МГц.


Характеристики SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

В нагрузке компоненты ядра прогреваются до 70ºC и выше, при этом кулер раскручивается почти до половины своего максимума. Создаваемый уровень шума умеренный.


Температурный режим SAPPHIRE HD 4850 512MB GDDR3

Разгонный потенциал этой видеокарты оказался довольно скромный. Стабильный максимум для ядра составил 690 МГц, а память разогналась до 2212 МГц, что, соответственно, на 10% и 12% выше номинальных частот частот.