Чем отличается статус от роли. Разнообразие социальных ролей. Системы социальной стратификации

  • 5. Классический период в развитии социологии. Его специфика и основные представители
  • 6. Органическая теория Спенсера. Принцип эволюции
  • 8.Матералистическое понимание общества. Базис и надстройка учения об общественно-экономической формации.
  • 9.Социологический метод э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.
  • 10.Понимающая социология м.Вебера. Понятие идеального типа.
  • 11.Социологический анализ м.Вебера и ф.Тённиса традиционного и современного типов общества. Учение о бюрократии.
  • 12.Вклад в развитие социологии ф.Тенниса, г.Зиммеля и в.Паретто
  • 13.Современные макросоциологические теории и их основные представители
  • 14.Микросоциологический подход к рассмотрению взаимодействия человека и общества.
  • 15.Предпосылки и своеобразие российской социологической мысли.
  • 16.Основные представители российской социологии.
  • 17.Вклад российской социологии в развитие мировой социологической мысли.
  • 18. П.А.Сорокин как видный представитель мировой социологии.
  • 21.Опросные и неопросные методы социологических исследований.
  • 22. Требования к построению анкеты и выборочной совокупности.
  • 23.Понятие и структура социального действия.
  • 24.Основные типы социального действия по м.Веберу и ю. Хабермасу.
  • 25.Социальные контакты и социальное взаимодействие.
  • 26.Структура социального взаимодействия по т.Парсонсу, я.Щепаньскому, э.Берну. Типы социального взаимодействия.
  • 27.Социальные отношения. Их место и роль в жизни общества
  • 28.Социальные контроль и социальное поведение. Внешний и внутренний социальный контроль.
  • 29.Социальные нормы как регуляторы социального поведения.
  • 30.Понятия аномии и девиантного поведения.
  • 31.Типы девиантного поведения.
  • 32.Стадии развития девиантного поведения. Понятие стигматизации.
  • 33.Основные подходы к определению общества. Общество и общность.
  • 34.Системный подход к рассмотрению общества. Основные сферы жизни общества.
  • 36. Понятие социальной организации.
  • 37.Структура и основные элементы социальной организации.
  • 38.Формальные и неформальные организации. Понятие бюрократической системы.
  • 39.Глобализация. Её причины и следствия.
  • 40.Концепции экономической глобализации, империализма, догоняющего развития и мировой системы.
  • 41.Место России в современном мире.
  • 42.Социальная структура общества и её критерии.
  • 43.Культурная глобализация: за и против. Понятие глокализма.
  • 44.Социальный статус и социальная роль.
  • 46.Социальная мобильность и её роль в современном обществе
  • 47.Каналы вертикальной мобильности.
  • 48.Маргиналы и маргинальность. Причины и следствия.
  • 49.Социальные движения. Их место и роль в современном обществе.
  • 50. Группа как фактор социализации личности.
  • 51.Виды социальных групп: первичные и вторичные, «мы» - группа о «они» - группа, малые и большие.
  • 52.Динамические процессы в малой социальной группе.
  • 53.Понятие социальных изменений. Социальный прогресс и его критерии.
  • 54.Референтные и нереферентные группы. Понятие коллектива.
  • 55.Культура как социальное явление.
  • 56.Основные элементы культуры и её функции.
  • 57.Основные подходы к изучению становления личности.
  • 58.Структура личности. Социальные типы личности.
  • 59.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие социализации.
  • 60.Теория конфликта р.Дарендорфа. Понятие феноменологии.
  • Конфликтная модель общества р. Дарендорфа
  • 44.Социальный статус и социальная роль.

    Социальный статус - социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

    Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

      прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

      приобретенный (достигаемый) статус - статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

      предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

    Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

    Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

    Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

    Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

    Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

    Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

    Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

    В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

    45.Социальное неравенство. Пути и средства его преодоления Неравенство в обществе может иметь 2 источника: естественный и социальный. Люди различаются по физической силе, выносливости и др. Эти различия приводят к тому, что они достигают результатов и тем самым занимают разное положение в обществе. Но со временем природное неравенство дополняется социальным, которое заключается в возможности получения социальных благ, несвязанных с вкладом в общественное достояние. Например, неравная оплата за равный труд. Пути преодоления: в силу условного характера соц. неравенства оно может и должно быть отменено во имя равенства. Под равенством понимают равенство личностное перед богом и законом, равенство возможностей, условий жизни, здоровья и т.д. В настоящее время сторонники теории функционализма считают, что соц. неравенство есть инструмент, помогающий обеспечивать выполнение самых важных и ответственных задач людьми талантливыми и подготовленными. Сторонники теории конфликтов считают, что взгляды функционалистов есть попытка оправдать статусы, сложившиеся в обществе и такое положение, при котором люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имели возможности получать для себя выгоду. Вопрос о соц. неравенстве тесно переплетен с понятием соц. справедливости. Данное понятие имеет 2 толкования: объективное и субъективное. Субъективное толкование исходит из отнесения соц. справедливости к правовым категориям, при помощи которого человек дает оценку, одобряющую или осуждающую к процессам, происходящим в обществе. Вторая позиция (объективная) исходит из принципа эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния в отношениях между людьми.

    Социальный статус - это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

    Каждая личность имеет множество , исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

    Статусы бывают предписанными - приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

    Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других - с семейным положением, для третьих - с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

    Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

    Социальная роль и социальный статус

    Любая группа выглядит как набор определенных способов поведения некоторого числа людей. Более того, люди взаимодействуют не ʼʼвообщеʼʼ, а как носители определенных позиций, как участники определенных отношений (учитель-ученик, муж-жена, ребенок-родитель, пациент-врач и пр.). Поведение человека обладает какой-либо определенностью, системой. Такая система обычно называется социальной ролью . Роли – это модели поведения, которое составляет желаемый вклад индивида в групповое действие. Роль – это также система поведения, соответствующая экспектациям со стороны участников социального взаимодействия.

    То, кем является человек по отношению к другим людям, реализуя свою социальную роль, называется социальным статусом . Иначе говоря, статус – это позиция, которую человек занимает в социальной системе. Примерами может служить положение ʼʼребенкаʼʼ в семье, ʼʼрабочегоʼʼ в системе производства. Статус относительно автономен от людей. Люди могут приходить и уходить, а статусы оставаться. Статус наделяет человека совокупностью прав и обязанностей, регулирующих исполнение им соответствующей роли.

    Поведение каждого человека вовсе не подчинено однозначной системе поведения. В течение дня человек становится участником множества групп, может менять свои роли и функции. Некоторые действия выполняются людьми автоматически , например, роли покупателей в магазине, пассажиров общественного транспорта. В другом случае предполагается определенное волевое усилие, обращенное на других участников группового взаимодействия, когда люди сознательно реализуют свою деятельность в достижении результата. Такое поведение характерно для различных организаций, ассоциаций, общественных движений. Внутренняя структура реальных организованных групп выполняет функцию программирования системы поведения посредством распределения статусов и обеспечения определенной степени мобильности, перемещения людей посредством осуществления ролевых функций.

    ЛИТЕРАТУРА˸

    Общая социология. Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М., 2004. С. 459-483.

    Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 72-79.

    Роль. Статус // Аберкромби Н. Хилл С. Тернер Б. С. Социологический словарь. М., 2004.

    Ролей теория. Статуса социального теории // Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

    Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 2002. С. 182-186.

    Социология. Курс лекций. Под редакцией В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998. С. 115-133.

    Контрольные вопросы.

    1. Чем отличается социальная роль от социального статуса?

    а) только названием;

    б) ничем вообще;

    в) социальная роль – это система поведения, социальный статус – позиция, определенная совокупностью прав и обязанностей ;

    г) социальный статус – это система поведения, социальная роль – позиция, определенная совокупностью прав и обязанностей.

    2. Выберите суждение, соответствующее понятию социальной роли.

    а) поведение человека, отклоняющееся от совокупности социальных норм;

    Социальный статус общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой, но в то же время, статус обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

    Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и занимает множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д. Совокупность всех статусов, которые занимает индивид, называется «статусным набором».

    Статусы бывают предписанными, т. е. получаемыми по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутым (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.).

    Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других – с семейным положением, для третьих – с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус – интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы как президент страны, губернатор региона, академик и др., по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

    Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.



    Каждый статус предполагает многообразие предписанных и ожидаемых ролей. Совокупность (комплекс) ролей, «закрепленных» за одним статусом, называется ролевым набором.

    Социальная роль модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность, в силу тех или иных причин, не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители – родительских прав и т. д.

    Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщине‑матери бывает непросто совместить такие роли, как: жена, мать, работница предприятия, домохозяйка и др. В этих сложных ситуациях выбор, в конечном счете, остается за личностью. Выбор во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно‑бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

    Социальная роль должна отвечать двум основным критериям:

    1) функциональной целесообразности;

    2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей.

    Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других – оба считаться равнозначными. Например, роль короля, в конституционной монархии, оценивается, прежде всего, с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль президента России, в настоящее время, можно оценивать по обоим критериям.

    Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно – неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость, в конечном счете, складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою зарплату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе и самооценка будут соответствующими.

    Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и в государстве приоритетах. Исходя из культурных традиций и социальных приоритетов, в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

    Различие между статусом и ролью заключается в том, что статус определяет положение (место) индивида в социальной структуре, а роль выражает функциональное назначение статуса.

    Литература

    Александер Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество. /Социология на пороге XXI в.: Основные направления исследования. – М., 1999.

    Бергер П.Л. Приглашение в социологию. – М., 1996.

    Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс. – М., 2003.

    Девиантность и социальный контроль в России (XIX–XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000.

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3. Социальные институты и процессы. – М., 2000.

    Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе //Социологические исследования. 2004. № 3.

    Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.

    Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

    СорокинП.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

    Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная социологическая психология. Тексты. – М., 1984.

    1) речь
    2) дыхание
    3) нравственность
    4) мораль

    А2. Изменение и преобразование человеком окружающего мира:
    1) деятельность
    2) поведение
    3) сознание
    4) индивидуальность

    А3. В классе Андрей активно участвует во всех мероприятиях, проявляет
    инициативу, может организовать вокруг себя одноклассников, не боится
    ответственности. Всё это характеризует Андрея как:
    1) индивида
    2) личность
    3) ученика
    4) товарища

    А4. Верны ли следующие суждения о деятельности?
    А. Деятельность человека основана только на инстинктах.
    Б. Труд является деятельностью, не имеющей результата.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А5. Проявлением какой сферы жизни общества является религия?
    1) социальной
    2) духовной
    3) политической
    4) экономической

    А6. Верны ли следующие суждения о культуре?
    А. Свой вклад в развитие культуры внесли разные народы мира.
    Б. Культура человека полностью зависит от его социального происхо-
    ждения.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А7. Польза или выгода, которую человек мог бы получить от самого лучшего
    из невыбранных вариантов:
    1) прибыль
    2) ресурсы
    3) материальное благо
    4) альтернативная стоимость

    А8. Ценная бумага, дающая право на управление предприятием и получение
    части его прибыли:
    1) облигация
    2) ваучер
    3) дивиденд
    4) акция

    А9. На рынке страны Z выросли цены на кондитерские изделия, следствием
    этого, скорее всего, будет:
    1) снижение предложения кондитерских изделий
    2) рост спроса на кондитерские изделия
    3) падение спроса на кондитерские изделия
    4) прекращение потребления кондитерских изделий

    А10. Верны ли следующие суждения о малых предприятиях?
    А. Малые предприятия занимают значительное место в экономике со-
    временной России.
    Б. Число малых предприятий в России уступает их количеству в США.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А11. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной
    системы:
    1) социальная структура
    2) социальная мобильность
    3) социальный лифт
    4) социальная стратификация

    А12. Команда хоккеистов была встречена после победы на чемпионате мира
    большой группой восторженных болельщиков. О каких санкциях можно
    говорить в данном случае?
    1) о формальных позитивных
    2) о формальных негативных
    3) о неформальных позитивных
    4) о неформальных негативных

    А13. Верны ли следующие суждения о наркомании?
    А. Наркомания – это проблема, касающаяся только западных стран.
    Б. Нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как
    наркоман остаётся гражданином страны.

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А14. Какая из перечисленных стран не является федерацией?
    1) Россия
    2) Германия
    3) Франция
    4) США

    А15. В стране X глава государства избирается парламентом страны. Законо-
    дательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – форми-
    руется из числа членов партии, победившей на выборах в законодательный
    орган. Какая форма правления сложилась в стране X?
    1) парламентская республика
    2) авторитарная республика
    3) президентская республика
    4) правовое государство

    А16. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?
    А. Политический режим – это одна из форм правления.
    Б. Политический режим – это методы, которыми государство управляет
    обществом.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    А17. Нормативный акт, принятый высшим законодательным органом госу-
    дарственной власти либо прямым волеизъявлением населения и регулирую-
    щий наиболее важные общественные отношения:
    1) мораль
    2) традиция
    3) социальная норма
    4) закон

    А18. Конституционный принцип равноправия всех субъектов Российской
    Федерации подчёркивает:
    1) примерное равенство численности населения субъектов РФ
    2) территориальное равенство субъектов
    3) принцип равного финансирования всех субъектов
    4) равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами власти

    А19. Владелец земельного участка заключил договор с бригадой строителей,
    в котором оговорил сроки постройки дома. Их отношения регулируются
    нормами права:

    1) семейного
    2) гражданского
    3) трудового
    4) административного

    А20. Верны ли следующие суждения о дееспособности?
    А. До 18 лет подросток обладает частичной дееспособностью.
    Б. Несовершеннолетний подросток может быть полностью дееспособным.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    В1. Среди различных видов культуры выделяют массовую и элитарную.
    Сравните два вида культуры, упомянутые в условиях задания – массовую
    и элитарную культуры. Выберите и запишите порядковые номера черт их сходства, а также порядковые номера черт отличия.
    1) произведения культуры становятся мировыми шедеврами;
    2) создаются некоммерческие образцы искусства;
    3) для понимания произведения требуется специальная подготовка;
    4) произведения освещаются в СМИ.
    Ответ:

    Черты cходства:
    Черты отличия:

    В2. Установите соответствие между конкретными примерами и типами эко-
    номических систем: к каждому элементу из примеры подбе-
    рите элемент - тип экономической системы

    Пример:
    А) свободная конкуренция между предприятия-
    ми различных форм собственности
    Б) аграрное общество и натуральное хозяйство
    В) цены формируются в соответствии с закона-
    ми спроса и предложения
    Г) решающую роль в определении рынков сбыта
    и количестве произведённого товара играет
    государство
    Д) жёсткая централизация и планирование раз-
    вития экономики

    Типы экономической системы:
    1) традиционная
    2) рыночная
    3) командно-адми-
    нистративная

    Помогите, пожалуйста с решение. Все,что есть отдаю. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

    А. Новогоднее обращение Президента к гражданам страны является примером неформальных межличностных отношений.
    Б. Заседание членов организационного комитета соревнований является примером формальных межличностных отношений.

    1)
    верно только А

    2)
    верно только Б

    3)
    верны оба суждения

    4)
    оба суждения неверны

    По итогам выборов кандидаты в депутаты, набравшие большинство голосов избирателей, вошли в состав парламента. Данный пример иллюстрирует факт

    1)
    социальной стратификации

    2)
    социального неравенства

    3)
    социальной мобильности

    4)
    социальной дифференциации

    Огромную роль в духовной жизни общества играют искусство и религия. В приведённом ниже списке указаны черты сходства религии и искусства и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

    1)
    способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности, гармонии духа

    2)
    представляет знание о мире, основанное на вере в сверхъестественное

    3)
    сохраняет, передаёт и тиражирует систему общечеловеческих ценностей

    4)
    отражает реальную действительность в форме художественных образов

    Черты сходства Черты различия




    1) экономической и духовной
    3) социальной и духовной
    4) политической и духовной
    1) дыхании
    2) питании
    3) самосохранении
    4) самореализации
    1) сотрудничество
    2) противоборство
    3) уход
    4) уступка
    1) творчеством
    2) образованием
    3) социализацией
    4) наукой

    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны

    2) экономическими благами
    3) прямыми налогами
    факторами производства

    1) предпринимательством
    2) финансированием
    3) производством
    4) экономикой




    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    1) социальным институтом
    2) социальной мобильностью
    3) социальной структурой
    4) социальным неравенством
    1) профессиональным ростом
    2) единством взглядов
    3) общими увлечениями
    4) общностью быта

    А1. Ученые-обществоведы определяют общ

    А1. Ученые-обществоведы определяют общество как
    1) весь мир в многообразии его форм
    2) совокупность природных и социальных сил
    3) обособившуюся от природы часть мира
    4) естественные условия существования человека
    А2. Правительство страны ограничило ввоз бытовой техники иностранного производства. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует этот факт?
    1) экономической и духовной
    2) политической и экономической
    3) социальной и духовной
    4) политической и духовной
    А3. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
    1) дыхании
    2) питании
    3) самосохранении
    4) самореализации
    А4. Марина предложила Лене свою помощь в подготовке к экзамену, но была вынуждена уехать к заболевшей бабушке. Лена обиделась и не ответила на телефонные звонки Марины. После возвращения Марины девушки спокойно разобрались в ситуации, и конфликт был исчерпан. Какой способ разрешения конфликта иллюстрирует этот пример?
    1) сотрудничество
    2) противоборство
    3) уход
    4) уступка
    А5 Целенаправленная познавательная деятельность человека по получению знаний и умений называется
    1) творчеством
    2) образованием
    3) социализацией
    4) наукой
    А6 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
    А. Климатические условия влияют на развитие общества.
    В. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А7 Основные ресурсы, используемые в процессе производства материальных благ, называют
    1) материальными потребностями
    2) экономическими благами
    3) прямыми налогами
    факторами производства
    А8 Инициативную самостоятельную хозяйственную
    деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
    1) предпринимательством
    2) финансированием
    3) производством
    4) экономикой
    А9. В странах с рыночной экономикой
    1) производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить
    2) государство устанавливает размер заработной платы работникам
    3) министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль
    4) государственный комитет устанавливает цены на цемент и другие стройматериалы
    А10 Верны ли следующие суждения о собственности?
    А. Собственник имеет право распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.
    Б. В РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться
    только в государственной или муниципальной собственности.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) верны оба суждения
    4) оба суждения неверны
    А11 Связь элементов общества называют
    1) социальным институтом
    2) социальной мобильностью
    3) социальной структурой
    4) социальным неравенством
    12. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
    1) профессиональным ростом
    2) единством взглядов
    3) общими увлечениями
    4) общностью быта