Основные художественные особенности бытовых песен. Дополнительная литература. А. мелодические особенности русской песни

1. Определение жанра. Проблема классификации.

2. Основные жанрово-тематические разновидности лирических песен.

3. Поэтика лирических песен. Особенности композиции. Поэтический язык.

Народная лирика – богатейший раздел устного поэтического творчества. Лирические песни – это зеркало духовной жизни народа. Основная структурная особенность лирической песни состоит в единстве трех важных признаков: 1) малый объем – от 8 до 30 стихов. Песня не имеет развернутого сюжета. Её цель – достичь эмоционально впечатлительной передачи ситуаций, мыслей и переживаний. Поэтому изложение отличается краткостью и сжатостью. 2) признак – лирическая форма. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение того или иного отношения к этим фактам и явлениям, передача тех мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. Прежде всего предметом её изображения является внутренний мир человека, его мысли и душевные состояния. 3) Лирическая песня – это стихотворный жанр. В ней существует внутреннее единство слова и напева, которое выражается в соответствии эмоционального и интонационного характера, синтаксической структуры предложений и структуры музыкальных фраз, словесного и музыкального ритма. В этом жанре велика смысловая и особенно эмоциональная нагрузка слова.

Колпакова выделяет 4 жанровых группы песен: заклинательные, игровые, величальные и лирические (частые и протяжные).

На жанре лирических песен и остановимся подробнее. К частым или «скорым» относятся весёлые и шуточные песни с жизнерадостным содержанием, с изображением мелких бытовых веселых эпизодов, а также песни с элементами социальной и бытовой сатиры.

Рядом с частыми веселыми песнями имелось множество частых шуточных, дававших выход народному остроумию, желанию посмеяться.

Внеобрядовые лирические протяжные песни составляют основной раздел традиционной крестьянской песенной лирики. Это, как правило, песни с элегическим эмоциональным тоном, с раздумьями социального характера. Эти песни отражают общественный и внутрисемейный быт старой русской деревни разных эпох.

Общий эмоциональный тон этих песен обычно выражает грусть, тоску, нередко обиду.

Внутри протяжных песен намечается два способа изложения быта и психологии. Одни песни излагают свое содержание в виде более или менее связного рассказа. Это протяжные песни типа повествования . Они имеют если не четко выраженный сюжет, то хотя бы какой-то завершенный сюжетный эпизод.

Другие лирические песни имеют характер личных высказываний, раздумий, жалоб, воспоминаний. Это песни-раздумья . Сюжетность в них предельно ослаблена, констатируется только факт того или иного лирического настроения. Герои таких песен ничего не делают для избавления от тоски:



^ ПОЭТИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

Русская народная лирика отличается композиционным своеобразием. Рассмотрим композиционные формы лирической песни.

Одна из основных форм изложения – монолог . Это размышление лирического героя, излияние чувств девушки, горький плач крестьянки, выданной замуж за нелюбимого:

Менее распространенной формой композиции является диалог.

Третья форма – повествовательные песни .

Четвертая форма песен – песни-описания . Чаще всего эмоционально-лирическое содержание в них выражается символическими образами.

Часто наблюдается взаимосвязь и взаимопроникновение различных композиционных форм. То есть песня может начинаться повествованием или описанием, а далее следует диалог или монолог.

Каковы же принципы внутренней организации лирических песен, которые определяют их жанровую специфику? Широко применяется в традиционной лирической песне принцип поэтического параллелизма . В песнях, построенных по принципу параллелизма, первая символическая картина является как бы эмоциональным вступлением:

Следующий принцип организации композиции – принцип цепочного построения . Он организован так, что отдельные картины песни связываются между собой цепочно: последний образ первой картины является первым образом второй. Эта связь осуществляется пока песня не дойдет до картины, до образа, выражающих основное содержание песни.

Наиболее распространенным композиционным приемом в народной лирике является ступенчатое сужение образов. С помощью этого приема создается картина, в которой образы следуют друг за другом в направлении пространственного сужения.

Четвертый композиционный прием – изречение , которое является тезисом, доказываемым в песне.

Характерной особенностью лирической песни является зачин. Это своеобразное вступление, которое тематически подготавливает песню. Можно выделить несколько типов зачинов: а) указание времени событий; б) указание места действия; в) обращение (к близким, родным, дереву, птице, ветру, милому); г) распространенный тип зачина – психологический параллелизм.

В лирической песне часто встречается припев. Припев может быть связан с текстом и выполнять смысловую и выразительную функции, а может быть традиционным – делить песню на части, скреплять стихи и вести тему и эмоциональный тон.

^ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Для скрепления частей песни используются различные повторы: слогов, слов, нескольких слов. Это может быть повтор первого слова в строке – анафора, может быть повтор последнего слова – эпифора.

Очень широкое употребление получили в лирической песне символические образы. Символы традиционны, смысл их устойчив Широко распространены в песнях сравнения, которые имеют выразительную функцию Нередко можно встретить эпитеты: чистое поле, сизый голубь. Употребление эпитетов может быть постпозитивным: туча темная.

Жанровая специфика лирических песен выражается также в употреблении обращений. Часто это обращения риторические – к различным предметам и явлениям природы.

Для народной песни характерно употребление синонимов.

В лирических песнях много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В традиционных необрядовых лирических песнях чаще всего встречается двухударный тонический стих.

Все эти компоненты содержания и формы представляют собой единую художественную систему.

Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Э.В.Померанцева, С.И.Минц.-М.,1969.-С.393-438.

  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С.263-326.

  3. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001.-С.510-555, 641-673.

  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.288-313.

  5. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня.-М.-Л., 1965.

  6. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.-М., 1989. Статьи: Композиция протяжной лирической песни. Композиция игровых, хороводных и плясовых песен. Поэтическая символика русских народных лирических песен. Эпитеты в былинах, исторических, лирических песнях и частушках.

  7. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Круглова Ю.Г. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни.

^ Дополнительная литература


  1. Лазутин С.Г. Русские народные песни.-М., 1965.

Министерство образования Российской Федерации

Курский государственный педагогический университет

Кафедра литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

ВЫПОЛНЕНА Черниковой Ольгой,

студенткой 41 группы

филологического факультета

ОЗО

ПРОВЕРИЛА Гридина Лидия Андреевна,

старший преподаватель кафедры литературы

Курск - 2001


П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ
СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ:
а) особенности композиции;
б) основные мотивы сюжета;
в) основные герои;
г) поэтика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В В Е Д Е Н И Е

Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают.

М. Ломоносов

Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости.

М. Горький

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990: 7/.

В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому что, на наш взгляд, именно лирическая песня , позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика – намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982: 133/. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это, казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от деревьев и растений» /Веселовский 1989: 102/. Человек невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль» /Сидельников 1959: 13/. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево сменились сравнениями : молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.» /Веселовский 1989: 106/. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая . Магическое начало утрачивается, разрушается.

«Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к XVI-XVII векам» /Лазутин 1965: 12/.

Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959: 3/. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная история, ­– писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959: 5/.

Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам» /Сидельников 1959: 11/.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой». В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959: 18/. Народные певцы имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную «коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей). Имея богатый материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих способностей», а прежде всего – «знакомство слушателей с песней, с ее художественным богатством» /Сидельников 1959: 19/.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников 1959: 15/.

Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990: 5/.


СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический принцип.

"Своеобразие лирических песен"

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».Ещё в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни - обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.

Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика - более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика- намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами - древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В связи с этим у песни была своя особенность - преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных. Он невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция - эстетическая.

Магическое начало утрачивается, разрушается.

Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к 16-17 векам. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня - «это народная история, - писал Гоголь, - живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» . Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодии, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.

Таким образом, русская лирическая песня - яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Лирические песни делятся на:

1. Семейно-бытовая песня . Сюда можно отнести песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни . К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие ; б) чумацкие ; в) ямщицкие . В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим: а) разбойничьи ; б) каторги и ссылки ; в) тюремные .

5. Отдельно выделяют шуточные , сатирические , хороводные .

6. В особую группу относят песни литературного происхождения .

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.

Особенности композиции

Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев.

Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. Это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.». Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. Они имеют характерную для лирических песен особенность: всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. Второй тип композиции песни - диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.

Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.

Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую…

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает…

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала…

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Сосенка, сосенушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.

Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда отдельные картины песни связываются между собой цепочно, то есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей и т.д.:

Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

Важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку.. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце 19 века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.

Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой народной песни - это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец - удалой разбойник. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев: Суворова,Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. В песнях показан также и образ хозяина фабрики - угнетателя рабочих масс.

Лирическая песня внесла огромный вклад в сокровищницу русской и мировой литературы. Она никогда не утратит своей злободневности, своей прелести, своей значимости.

Поэтическое содержание лирических песен отразилось и в их композиции.

В основе композиции всех лирических песен лежат три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог). Наиболее распространенными композиционными формами являются монолог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Лирические песни имеют так называемую "цепочную композицию" , когда "отдельные картины песни связываются между собой “цепочно”: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей и т.д. Так вся песня постепенно от одной картины при помощи ее последнего образа “цепочно” переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни" 1 . Так построена, например, песня "Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет" :

Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет... Веселая беседушка, где батюшка пьет; Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет: А я, млада-младешенька, замешкалася За утками, за гусями, за лебедями, За мелкою за пташечкой - за журушкой! Как журушка по бережку похаживает... 2

Но не только цепочной формой композиции отличаются лирические необрядовые песни от лирических обрядовых песен и от баллад. Лирические обрядовые песни и баллады не имеют четко выраженных зачинов и концовок, в лирических же необрядовых песнях и зачины, и концовки есть.

Зачины в лирических песнях называют время или место событий, о которых пойдет рассказ. Они эмоционально настраивают на трагический или оптимистический тон. Нередко именно в зачинах высказывается обобщающее суждение - афоризм. Чаще всего в зачинах используются такие композиционные приемы, как прием ступенчатого сужения образов, обращение, параллелизм .

Прием ступенчатого сужения образов, подробно описанный Б.М. Соколовым, заключается в последовательной смене друг друга (от большего к меньшему) ряда художественных деталей.

На горе, горе высокой, Во избе, избе сосновой, На скамеечке дубовой Молодец в гусли играет, Свою Дуню утешает...

В пяти строках нарисована широкая панорама: сначала возникает представление о высокой горе, затем упоминается сосновая изба, потом перед нами возникает дубовая скамеечка, на которой сидит добрый молодец, играющий на гуслях. Именно о молодце и Дуне, для которой он играет, рассказывает далее песня…

Сложен и разнообразен стиль лирических песен. Пожалуй, трудно назвать какой-либо традиционный художественный прием, который не использовался бы в них. Это и символика, и метафоры, и гиперболы, и сравнения, и эпитеты, и уменьшительно-ласкательные суффиксы. С их помощью (и прежде всего с помощью эпитета) создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированно-обобщенном плане представлена и русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и, конечно же, сами люди - персонажи песен. Главной в лирических песнях является не изобразительная функция художественных средств, а выразительная. Художественные средства способствуют прежде всего передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывают эмоциональное воздействие на певцов и слушателей. Наряду с изобразительными эпитетами (темный лес, зеленый садик), большую роль играют выразительные эпитеты (туча грозная, сильный дождь и др.):

Из-за лесу, лесу темного, Из-за садика зеленого Выплывала туча грозная, Туча грозная - с сильным дождем, С сильным дождем - с крупным градом; Дочь от матери поехала...

При помощи выразительных эпитетов здесь создается тревожная картина природы, которая эмоционально подготавливает трагическую жизненную ситуацию: дочь, выданная замуж, хочет возвратиться в родную семью, но не может. И даже изобразительные эпитеты в словосочетаниях "темный лес", "крупный град" выступают в роли выразительных: они также способствуют созданию мрачного колорита песни...

"Большое значение для передачи лирических переживаний, для создания определенного эмоционального настроя песни имеет символика. Посредством символики передаются разные психологические состояния персонажей. Например, веселье, радость, благополучие изображаются светом солнца, зарей, огнем, цветущим лугом, полем, садом, цветами, а обман, обида, оскорбление символически передаются через изображение непогоды, бури, снега, сломанного дерева, смятой травы.

Стиль лирических песен характеризуется использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Они несут в себе эмоциональный настрой (цветики, травушка, головушка)". 3

В зеленом-то саду груша
Зашумела, зашумела.
Народная песня
Лирическая песня выразила бесконечный в своей самоуглубленности, торжествующей красоте мир переживания простого человека, прежде всего - крестьянина. Она показала устойчивость духовных ценностей, выработанных народом вопреки давлению сил, пытающихся растоптать человеческое достоинство «податного сословия».
Антикрепостническими были песни не только дворовых или разбойников. Такими всегда были любовные и семейно-бытовые, воплотившие утонченность эмоций «крещеной собственности» задолго до часа, когда гуманная словесность открыла: «и крестьянки любить умеют».
Как у ключика у гремучего,
У колодезя у студеного
Добрый молодец сам коня поил,
Красна девица воду черпала;
Почерпнув, ведры и поставила.
Как поставивши, призадумалась...
На всем протяжении XVII-XX веков народная песня неудержимо влекла к себе деятелей отечественной культуры, желающих вместить в свое творчество могущественное дыхание народной стихии, отразить в слове и музыке беспредельную ширь народной души.
Лирическая песня вышла из обрядовой стихии, поэтому у них так много общего, и, главное, в восприятии человека, его внутреннего мира.
Веселая голова,
Не ходи мимо сада;
Не прокладывай следа,
Дороженьки не тори,
Худой славы не клади!
Худа славушка придет -
Никто замуж не возьмет.
Жизнь песенная принимала в свое лоно из жизни настоящей какие-то «очищенные» ее проявления, идеальную красоту ликов, а не лиц. Всякая песенная девушка- «красна девица»: «Белолика, круглолика», «Без румян-то румяненькая», щеки ее-«маков цвет», брови-«черны соболя». Всякий песенный парень - «раскудрявый добрый молодец», у которого «на каждой кудринке по жемчужинке», очи «ясна сокола», бравая «поступка молодецкая» и непременно «чист-пречист». В песенной действительности была достигнута гармония состояний человека и окружающего мира:
Полюбеши молодчика, не мил девке белый свет...
Проклятая осинушка без ветру шумитъ...
Зеленая ивушка приунывши стоить...
Белая березица пригорюнивши...
Купоресово древечко призадумавши...
Они взаимно сочувствуют друг другу - человек, дерево, конь, птица - переговариваются между собой на равно понятном языке людей.
Система изображения в лирической песне идеализирует реальность, она далека от конкретности внешнего и внутреннего рисунка, что придет в искусство позднее благодаря «самовыражению в стиле». Однако вся выражаемая песней жизнь вбирается в оправу определенного человеческого чувства и возникает сквозь призму достаточно определенного же характера. В песенном искусстве выделяются те зачатки истинного психологизма, с которыми далее - в частушке - фольклор сделает шаг навстречу конкретному жизнеотражению.
А. С. Пушкин восхищался народной песней, видел в ней «лестницу чувств», использовал в своих произведениях. В народной песне нет разграничения «я» исповедующейся личности и «я» другого человека-героя, о котором заходила речь.
«Я любить-то не люблю -
Насмотреться не могу;
Насмотреться, наглядеться, нарадоваться:
Очень миленький хорош -
Чернобров, душа, пригож!»
А еще песня учила (и учит по сей день) языку метафор и намеков, внепове-ствовательному развертыванию сюжета, приемам композиционной градации, симметрии; интонационно обогатила не только поэзию, но и прозу, приобщила к национальной символике.
Народная песня является неисчерпаемым кладезем, откуда во все века брали и продолжают обогащать свое творчество мастера слова, музыки, живописи.
Ах, не одна-то, не одна,
Эх, во поле дороженька, ах, одна пролегала...
Эх, ельничком да березничком, эх, горьким
Частым осинничком!