Какие виды народных песен вы знаете. Жанровая разновидность русских народных песен. Колыбельная чёткая опасливая








Исторические песни Возникли во время борьбы с татаро- монгольским игом В них идет речь о каком-нибудь реальном историческом событии или лице По форме близки к лирическим крестьянским Как во темнице, во тюремнице Сидел добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугачев. Он по темнице похаживает, Кандалами побрякивает: «Кандалы мои, кандалики, Кандалы мои тяжелые!»




Календарные песни Колядки Масленичные песни Веснянки Виноградья Овсеня Коляда, коляда! Подавай пирога, Блин да лепешку В заднее окошко! Как на масленой неделе Со стола блины летели, И сыр и творог- Все летело под порог! Как на масленой неделе Из печи блины летели. Весело было нам, Весело было нам! Прошла Маслена, Кончилось гулянье, Идем теперь На отдыханье! Жали мы, жали! Жали-пожинали,- Жнеи молодые, Серпы золотые. Полил дождишка- Жнецу передышка! Весна, весна красная. Приди, весна, с радостью, С великой милостью, С льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными. Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла, Ах, люли, люли, стояла…




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: межпредметный интегрированный урок (музыка, окружающий мир, дополнительное образование). Класс 5.

Дидактическая цель:

  • создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой ситуации;
  • создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
  • упорядочить знания учащихся о многообразии жанров русской народной песни;
  • найти характерные особенности, присущие отдельным жанрам народной песни.

Образовательные:

  • способствовать развитию значимости традиционной русской песенной культуры;
  • продолжить формирование знаний о культурных традициях родной страны;
  • создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации;
  • создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения.

Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического мышления, развитие вокальных навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, и умения анализировать полученную информацию.

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания эстетических вкусов и взглядов на основе традиционной русской культуры, в том числе, русских традиций, патриотизма;
  • способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного образа.

Методы обучения:

  • Проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические).
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная.

Оформление кабинета (зала):

  • Для проведения урока необходимо свободное пространство.
  • Компьютер, проектор, экран, мультимедийное оборудование, фортепиано. В рамках урока учащиеся в русских народных костюмах исполняют песни различных жанров.

Ход урока

1. Организационный момент

Определить, насколько комфортно чувствуют себя ученики;

Поприветствовать друг друга (улыбкой);

С каким настроением пришли на урок;

Целеполагание и мотивация: Формулирование учащимися темы урока.

Слайд 1. Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады вас приветствовать. Сегодня у нас необычный урок – в его проведении нам помогут участники фольклорного ансамбля “Грани” нашей школы. Сегодня у нас нет парт, и много места для активной работы, движения, и, возможно, даже, игр...

Слайд 2. Учитель: Отгадайте загадку:

Я - ваша подруга, я - ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно, же... (...песня).

Учитель: Определите сами тему сегодняшнего урока, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: Песня, вокальная музыка.

Учитель: А какая бывает песня?

Дети: Композиторская, народная.

Учитель: В чем отличие народной песни от композиторской?

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите на костюмы наших артистов и скажите: песни какого народа будем мы сегодня петь и изучать.

Дети: Русского.

Слайд 3. Мы с вами сегодня будем разговаривать о жанрах русской народной песни. Давайте вспомним с вами, что такое Жанр (ответы учащихся)

Жанр (от фр. genre - род) - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Понятие жанр используется в искусстве: литературе, живописи, музыке и т.д.

Учитель: Когда люди начали петь? В каких случаях поет человек?

Ответы детей.

Слайд 4. Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Какие самые первые в своей жизни песни слышит человек? Как называются песни, которые мамы поют детям перед сном?

Дети: Колыбельные.

1 ученик: Что такое колыбельные песни и зачем они нужны?

Ответы детей: Это песни, которые поют перед сном мамы своим малышам, баюкая младенца в зыбке, люльке, колыбели.

Слушание колыбельной песни (“Баю-баю”) в записи.

1 ученик: Мы, услышав песню, можем понять, что эта песня – колыбельная? Как мы понимаем это?

Ответы детей.

1 ученик: Вспомните, какие вы знаете колыбельные песни.

Ответы детей.

2 ученик: Пока ребенок подрастает, ему поют разные, часто забавные, песенки, припевки. И, начиная разговаривать, он уже и сам поет песни. Что это за песни?

Ответы детей: Детские.

2 ученик: Да, их много, это и:

Ответы детей (потешки, пестушки, прибаутки, небылицы)

Слайд 5. 2 ученик: Их задача – потешать, развлекать, и, в то же время, развивать ребенка. Появляются новые слова, персонажи песен, действия и т.д.

Слушание детской песни в исполнении участников ансамбля “Грани”: “Ай, качи”

2 ученик: Что вы услышали: несложная мелодия, веселая песня, текст, доступный для ребенка, смысл песни – это небылица, такого не бывает. Мы можем догадаться, что эта песня предназначена именно для детей?

Ответы детей.

3 ученик: Дети росли, становились юношами и девушками. По вечерам они гуляли, пели, водили...

ответы детей: Хороводы.

3 ученик: Песня, сопровождающая хоровод, называется:

Oтветы детей: Хороводная.

Слайд 6. Учитель: А какую хороводную песню мы с вами пели?

Ответы детей (“Во поле береза стояла”)

Учитель: Мы с вами только начали учить песню, давайте вспомним первый куплет и продолжим песню дальше.

Слайд 7. Весь класс поет песню “Во поле береза стояла”

Учитель: А теперь мы попросим наших артистов показать, как же водили хороводы

Ведущие показывают, как водить хоровод.

4 ученик: А теперь, честной народ, собирайся в хоровод! В нашем хороводе будут меняться фигуры, так что внимательно следите за подсказками ведущих.

Исполняется песня “Во поле береза стояла” с вождением хоровода.

(Дети рассаживаются на свои места)

4 ученик: Как, услышав песню, мы можем догадаться, что она хороводная?

Ответы детей: Под такую песню удобно ходить, идти шагом.

4 ученик: Но не только медленные хороводы водили, но и пели веселые песни, более быстрые песни, под которые хотелось пуститься в пляс. Как мы назовем такие песни?

Ответы детей: Плясовые.

Слайд 8. Слушаем плясовую народную песню (“Ах, вы, сени”) в записи

4 ученик: их можно отличить от хороводных. Какие есть отличия? В чем они состоят?

Ответы детей.

5 ученик: Очень любили и дети, и молодежь песни-игры. Вспомним такую песню, где вы шли стенка на стенку.

Проводится игра с классом “Бояре, а мы к вам пришли”.

5 ученик: Мы с вами обыграли сюжет песни. Такие песни по жанру...

Ответы детей. Игровые.

Слайд 9. 5 ученик: А знаете ли вы еще русские народные игровые песни?

Ответы детей.

6 ученик: Существовали и специальные песни для служивых людей. Сейчас мы послушаем такую песню, назовите ее жанр.

Звучит песня “Солдатушки, бравы ребятушки” в исполнении ансамбля “Грани”

Ответы детей. Солдатская песня.

Слайд 10. 6 ученик: Что отличает такие песни, какие действия хочется под них выполнять, какой характер у такой музыки?

Ответы детей.

Слайд 11. 7 ученик: Люди, живущие не в городах, а в деревне, зависели от времен года, ведь они все выращивали урожай. Для них был важен весь календарный год. Многие народные песни – календарные по жанру – это те песни, которые сопровождали времена года, переходы из одного времени года в другой и конкретные календарные праздники.

Слушание заклички весны (“Нам весну гукать”) в записи.

7 ученик: к какому времени года отнесем мы эту песню?

Ответы детей.

7 ученик: Это была календарная песня - закличка весны, звонкая, зычная песня, призывающая солнце, тепло, весну, пробуждение природы.

Слайды 12-18. Учитель: Сейчас мы с вами создадим жанровое дерево. Посмотрите на символ нашей родной природы – стройную березку. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! В процессе изучения с многообразием народной музыки мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы. А помогут нам в этом сами песни...

Проводится музыкальная викторина: в записях звучат разножанровые русские народные песни, учащиеся определяют жанр песни, и на березке появляются листики с названиями жанров (плясовые, детские, хороводные, колыбельные, игровые, календарные, солдатские)

Учителя: Как называлась тема нашего занятия? О чем мы с вами сегодня говорили на уроке? (ответы учащихся)

  • Что вам запомнилось больше всего? (ответы учащихся)
  • Что понравилось? (ответы учащихся)
  • О чем вы еще хотели бы узнать? (ответы учащихся)
  • Что вы сегодня создали в процессе занятия?

Ответы учеников: Создали жанровое дерево.

Учитель: Мы не полностью с вами сегодня нарисовали наше дерево. Русская песенная культура очень богата и разнообразна. Есть еще много жанров русской народной песни. Любой человек-патриот своей страны должен иметь представление о ней и гордиться своей национальной культурой.

Слайд 19. Учитель: Домашним заданием для вас будет продолжить заполнять жанровое дерево, вписав в него не названные сегодня жанры русской народной песни.


Колыбельный жанр
Плясовой жанр
Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.
Динамические оттенки
Основные музыкальные темпы
Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.
Подобный материал:
  • Задачи: знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры, обобщение , 140.56kb.
  • Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе , 131.96kb.
  • Конспект урока музыки для учащихся 3 класса в рамках конкурса «Учитель года 2007» , 120.19kb.
  • , 82.25kb.
  • Цель: Ознакомить детей с жанром русской народной сказки , 48kb.
  • В великой отечественной войне , 1141.13kb.
  • Программа с участием фольклорно-этнографического коллектива, где вы станете участником , 36.17kb.
  • Л. Ю. Подручная Встатье на материале текстов русских эпических песен анализируются , 100.22kb.
  • Расшифровка народных песен и хоровая аранжировка , 650.8kb.
  • Флора Вафина (творческий псевдоним-Флора) автор слов и музыки, исполнитель романсов, , 133.03kb.

ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН:

  • БЫЛИНЫ
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ
  • ЛИРИЧЕСКИЙ
  • ТРУДОВОЙ
  • РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
  • ВОЕННЫЙ
  • ОБРЯДОВЫЙ
  • КОЛЫБЕЛЬНЫЙ
  • ПЛЯСОВОЙ
  • ЧАСТУШКИ

Нигде нет такой литературы, как у

нас у русских. А народные песни?...

такие песни могли родиться только

в народе великой души…

М. Горький

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

Песни повествуют о покорении человеком сил природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, рассказывают о смелых богатырях, о народных вождях. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

И в наши дни создаются произведения народного творчества. Народ слагал свои песни о Великой Октябрьской социалистической революции, о героях гражданской и Отечественной войны. Создает песни о новой жизни, о наших замечательных современниках. Российские музыковеды собирают и изучают не только старинные песни, но и современные.

Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребенку мать поет колыбельные песни. Подрастая, дети поют песенки, прибаутки и даже сами складывают их. Труд взрослого человека всегда находил отражение в трудовых и обрядовых песнях. На старинных русских свадьбах звучали лирические песни, величальные, песни-плачи. Царская солдатчина породила солдатские или рекрутские песни. А в конце XIX века среди рабочих появились революционные песни.

^ Эти разнообразные виды народных песен называются жанрами. С жанрами русских народных песен мы и начнем знакомство.

- Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звезды.

И старушка Земля все никак не поймет,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.

(В.Гин.)

БЫЛИНЫ

Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины.

Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской.

^ Сказка о Садко прославляет гусляра – создателя таких чудесных былин, которые покорили даже самого царя Морского.

В старину былины пелись под аккомпанемент гуслей. Об этом свидетельствуют рисунки в древних рукописях, упоминания о гуслях в самих былинах. Позже былины пелись без инструментального сопровождения.

^ Напевы былин величаво спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

По своему происхождению многие обрядовые песни относятся к тем далеким временам древнеславянского мира, когда в представлении наших предков леса, горы, реки, озера являлись обиталищем богов, а животный мир - заколдованными людьми.

^ В древние, языческие, времена пели песни богам Солнца, Неба и Огня – Сварогу,

Ветра – Стрибогу, богу плодородия – Яриле.

Во многих песнях часто встречаются сопоставления личных переживаний людей с явлениями природы. Старинные обряды сопровождались песнями, которые и дают нам возможность узнать о жизни наших предков, об их верованиях, общественно-бытовом укладе.

Среди обрядовых различаются песни календарные: проводы зимы, встреча весны, сбор урожая, семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты.

Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлениями от грозы и града.

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Самые ранние исторические песни относятся к XIII – XV векам – эпохе татаро-монгольского нашествия. Известны песни о походах Ивана Грозного, ПетраI, о вождях народных восстаний Степане Разине, Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года, о героической обороне Севастополя в Крымской войне, о мужестве простого солдата в русско-японской войне 1904-1605 года. Много песен создал народ о героях гражданской войны Чапаеве, Щорсе, Буденном, Ворошилове, о героях Великой Отечественной войне. Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют о горячем интересе русского народа к своему прошлому и настоящему.

По характеру мелодии исторических песен разнообразны: есть среди них протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые. Создаются исторические песни и в наши дни. Они отражают современные события, рассказывают о героизме русских людей.

^ ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения.

Лирические песни, как правило, посвящены любви, дружбе, верности, примечательным событиям в жизни человека. В них поется о зарождении нежности, о встречах и разлуках, о дальних дорогах. Они рассказывают также о разочаровании, о грусти, о невозвратимом, прошумевшем времени, о тревожном воспоминании. Но какой бы ни была лирическая песня – задорной, веселой, величавой, задумчивой, грустной, - она нередко пронизана поэтичностью, передает эмоциональное состояние человека, его душевное переживание, охватившее его настроение.

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» и т.д.), варьирование мелодии, изменение размера.

^ ТРУДОВОЙ ЖАНР

Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.

Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжел. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги.

Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причем слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. Самыми распространенными бурлацкими песнями были «Эй, ухнем» и «Дубинушка».

^ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЖАНР

В конце 19века в России усилилось рабочее движение. Появились новые боевые песни, которые помогали рабочему классу в борьбе с самодержавием. Народ назвал их революционными. И слова, и музыка этих песен были пронизаны новым для русской песни качеством: энергией, маршевостью, верой в победу.

^ Партия большевиков придавала большое значение распространению новых песен. Революционеры ценили силу песни и никогда не забывали об этом славном боевом оружии.

За пение революционных песен царские жандармы и полиция били демонстрантов, стреляли в них. Но они не могли убить боевой дух людей. Похороны погибших революционеров часто превращались в новые демонстрации. Тут пели не только боевые песни, но и траурные марши: «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали».

^ Однако в этих песнях народ выражал не только печаль по поводу гибели товарищей, но и ненависть к насильникам, и уверенность в победе революции.

«Смело, товарищи, в ногу» - одна из самых известных русских революционных песен. Ее сочинил Л.П.Радин.(1860-1900). Когда из Таганской тюрьмы политических переводили в Бутырскую, Радин быстро ознакомил товарищей с новым революционным гимном. Политические, окруженные конвойными, впервые запели эту песню. Шествие заключенных на глазах жандармов превратилось в яркую политическую демонстрацию.

^ ВОЕННЫЙ ЖАНР

Народная песня неотъемлемая часть быта и культуры народа. По народной песне можно не только узнать историю нации, но и судить о характере народа, о его душевном укладе и доброте, о мудрости и таланте. Много испытаний выпало на долю нашего народа. Часто наша страна подвергалась нападению врагов. Любовь к своей земле, защита её от врага, доблесть, честь, благородство – все эти качества присущи русскому народу. Во время воин бойцы не расставались с песней. Перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, и во время короткого отдыха тоже звучали песни. Много песен сложено о героях – взрослых и детях. Они боролись за то, чтобы процветала наша Родина, чтобы на всем земном шаре был мир, а людям жилось свободно и радостно.

^ КОЛЫБЕЛЬНЫЙ ЖАНР

С колыбельными песнями дети знакомятся сразу после рождения. Мамы поют колыбельные детям, чтобы успокоить их, приласкать. Исполняют их нежно, ласково, с любовью и добротой.

В русских колыбельных песнях иногда призывали мягкого, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока», «кусок пирога», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить». Колыбельные обычно звучат медленно, тихо, напевают как бы вполголоса. Такие песни успокаивают и убаюкивают детей.

^ ПЛЯСОВОЙ ЖАНР

Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.

Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни.

^ Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску.

Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

ЧАСТУШКИ

Частушки – короткие, чаще всего быстрые (но иногда и медленные) песенки, в которых очень много куплетов. Слова в частушках меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю поется частушка. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Русская частушка не раз встречалась в музыке русских композиторов. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к частушке, как наш современник – композитор Родион Щедрин.

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ:

  • М. ГЛИНКА
  • П. ЧАЙКОВСКИЙ
  • М. МУСОРГСКИЙ
  • А. БОРОДИН
  • Н. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
  • С. РАХМАНИНОВ
  • Р. ЩЕДРИН
  • С. ПРОКОФЬЕВ
  • Д. ШОСТАКОВИЧ
  • И. ДУНАЕВСКИЙ
  • А. ХАЧАТУРЯН
  • Д. КАБАЛЕВСКИЙ

ИМЕНА ВЫДАЮЩИХСЯ ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ:

  • Л. БЕТХОВЕН
  • Ж. БИЗЕ
  • Э. ГРИГ
  • Дж. ГЕРШВИН
  • З. КОДАЙ
  • В. МОЦАРТ
  • Ф. ШОПЕН
  • Ф. ШУБЕРТ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ:

  • МЕЛОДИЯ
  • ДИНАМИКА
  • РИТМ
  • РЕГИСТР
  • ТЕМП
  • ТЕМБР
  • ЗВУКОВЕДЕНИЕ

МЕЛОДИЯ – основа музыкального искусства. Мелодия – «Душа музыкального произведения». Греческое слово «melоdia» означает пение песни. Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном голосе, разных по высоте и длительности. Мелодия выражает определенную музыкальную мысль. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня.

ДИНАМИКА – от греческого слова dinamicos – силовой, то есть сила звука. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками.

^ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

pp – pianissimo (пианиссимо) – очень тихо;
p – piano (пиано) – тихо;

mp – mezzo piano (меццо пиано) – умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

mf – mezzo forte (меццо форте) – умеренно громко, громче, чем меццо пиано;

f – forte (форте) – громко;

ff – fortissimo (фортиссимо) – очень громко.

Diminuendo (диминуендо) – или значок показывает на постепенное ослабление звука.

Cresc. (крещендо) – или значок показывает на постепенное усиление звука.

РИТМ – от греческого слова rythmos – означает мерное течение. РИТМ – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого их этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течении всего произведения.

РЕГИСТР – разные отрезки диапазона, отличающие друг от друга качеством звучания. Обычно различают три регистра – нижний, средний, верхний. Наиболее употребляемый у большинства инструментов и певческих голосов средний регистр.

ТЕМП – скорость движения музыки. Происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). В музыке от скорости движения зависят и характер, настроение пьесы.

^ Основные музыкальные темпы:

ларго (largo) – очень медленно и широко;

адажио (adagio) – медленно, спокойно;

анданте (andante) – в темпе спокойного шага;

аллегро (allegro) – быстро;

престо (presto) – очень быстро.

Кроме этих, основных темпов, часто встречаются такие как:

модерато (moderato) – умеренно, сдержанно;

аллегретто (allegretto) – довольно оживленно;

виваче (vivace) – живо.

ТЕМБР – это специфическая окраска звука музыкального инструмента и голоса человека. Тембр - от французского слова timbre, что означает колокольчик. Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений.

ЛАД – Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу. Основной звук лада – самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, - называется тоникой. Наиболее распространенными являются лады: Мажор и Минор.

^ Мажор – светлый, яркий, радостный, веселый лад.

Минор – грустный, печальный, темный лад.

СЛОВАРЬ

Эмоционально-образного содержания музыки.

ВЕСЕЛАЯ: НЕЖНАЯ: ГРУСТНАЯ:

РАДОСТНАЯ ЛАСКОВАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ

ИГРИВАЯ ЗАДУМЧИВАЯ ЖАЛОБНАЯ

ЗАДОРНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНАЯ ТОСКЛИВАЯ

ЗВОНКАЯ ЛЕГКАЯ СКОРБНАЯ

ОЗОРНАЯ СВЕТЛАЯ ХМУРАЯ

ШУТЛИВАЯ ПРОЗРАЧНАЯ ОБИЖЕННАЯ

БОЙКАЯ ПЛАЧУЩАЯ

СМЕШНАЯ ПРОСЯЩАЯ

ЗАБАВНАЯ

РЕЗВАЯ СТРАШНАЯ: СЕРЬЁЗНАЯ:

ПРЫГУЧАЯ

СКАЧУЩАЯ ЗЛАЯ СДЕРЖАНАЯ

СОЛНЕЧНАЯ ГРУБАЯ

СВЕРКАЮЩАЯ ТЯЖЕЛАЯ

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СЕРДИТАЯ

ПЛЯСОВАЯ НЕДОВОЛЬНАЯ

УЛЫБАЮЩАЯ ТЁМНАЯ

СПОКОЙНАЯ: ТОРЖЕСТВЕННАЯ: ТАИНСТВЕННАЯ:

ДОБРАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ

ПРИВЕТЛИВАЯ БОДРАЯ ВОЛШЕБНАЯ

НЕТОРОПЛИВАЯ ВАЖНАЯ КОЛЮЧАЯ

УБАЮКИВАЮЩАЯ МАРШЕВАЯ ПУГЛИВАЯ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЧЁТКАЯ ОПАСЛИВАЯ

МЯГКАЯ ОТЧЁТЛИВАЯ ОСТОРОЖНАЯ

ПЛАВНАЯ ГОРДАЯ НАСТОРОЖЕННАЯ

ГЛАДКАЯ МОГУЧАЯ ЗАГАДОЧНАЯ

НАПЕВНАЯ ПОБЕДНАЯ ОТРЫВИСТАЯ

ПРОТЯЖНАЯ ОСТРАЯ

ХОРОВОДНАЯ ПОДКРАДЫВАЮЩАЯ

МУЖЕСТВЕННАЯ: ВЗВОЛНОВАННАЯ:

БЕСТРАШНАЯ ВСТРЕВОЖЕННАЯ

БОЕВАЯ СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

СМЕЛАЯ ВЬЮЖНАЯ

ОТВАЖНАЯ МЕТЕЛЬНАЯ

РЕШИТЕЛЬНАЯ НЕНАСЫТНАЯ

СИЛЬНАЯ ТРЕВОЖНАЯ

БОГАТЫРСКАЯ БЕСПОКОЙНАЯ

ГРОЗНАЯ ТОРОПЛИВАЯ

ВОЕННАЯ

СОЛДАТСКАЯ

СУРОВАЯ

СТРОГАЯ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Жанры русских народных песен Подготовила: ученица 4 «А» класса ГБОУ Школа № 633 Никитина Алиса Учитель: Кириллова О.А.

2 слайд

Описание слайда:

Песня – основа фольклора Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. Поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется». Н.В. Гоголь говорил: «Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». «У нас народ, - писал Н.А. Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Колыбельные Колыбельные песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

5 слайд

Описание слайда:

Колыбельные Баю-баю-баю-баю Не ложися на краю, С краю свалишься, Мамы схватишься. И потащит во лесок За малиновый кусток. Кустик затрясется, Детка засмеется. Баю - баю - баюшки, Да прискакали заюшки. Люли - люли - люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать, Да стал мой милый засыпать. Придет серенький волчок, Схватит детку за бочок, Схватит детку за бочок И потащит во лесок.

6 слайд

Описание слайда:

Солдатские песни Основные темы солдатских песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

7 слайд

Описание слайда:

Солдатские песни Взвейтесь, соколы, орлами! Полно горе горевать! То ли дело под шатрами В поле лагерем стоять! Лагерь - город полотняный, Морем улицы шумят, Позолотою румяной, Церкви маковки горят! Там едва заря настанет, Строй пехоты зашумит, Барабаном в небо грянет, И штыками заблести! Развернется там с зарею Молодецкая игра, Строй на строй пойдет стеною, И прокатится ура!!!

8 слайд

Описание слайда:

Плясовые песни Жанровая специфика плясовых песен связана с их назначением. Эти песни исполняются как аккомпанемент танца, поэтому в них нередко центр тяжести переносится с текста на ритмику и мелодию. В связи с этим, многие из них теряют характерную для народной песенной поэзии сюжетность и образность. Плясовые песни лишь в редких случаях имеют сложный, содержательный текст.

9 слайд

Описание слайда:

Плясовые песни Чеботарик-чеботарь Мне сапожки сработал. Чеботарик-чеботарь Мне сапожки сработал. Сафьяные переды, Да высокие каблуки. Сафьяные переды, Да высокие каблуки. Подвернулся каблучок, А девка - хлоп! и на бочок! Подвернулся каблучок, А девка - хлоп! и на бочок! Не видала, как упала, Погляжу, пока лежу. Не видала, как упала, Погляжу, пока лежу. Погляжу, пока ляжу Я на правом на боку. Погляжу, пока ляжу Я на правом на боку. Я на правом на боку Помираю со смеху! Возле кумова двора Приукатына гора, Приукатына гора Да ще водою улита. Приукатына гора Да ще водою улита. Ще водою улита, Чеботами прибита. Ще водою улита, Чеботами прибита.

10 слайд

Описание слайда:

Хороводные песни Издревле русские хороводы, музыка к которым сочинялась самим народом, носили медленный спокойный характер. Естественно, что музыка всегда была и остается напевной и лиричной. Помимо музыки хоровод часто сопровождается песней.

11 слайд

Описание слайда:

Хороводные песни Я тебя гулять пущу, А муж-от не пустит, Ой, да лю-ли, лю-ли, А муж-от не пустит. Ой, ты муж, милой мой, Ты меня гулять пусти, Ой, да лю-ли, лю-ли, Ты меня гулять пусти. Я тебя гулять пущу, А я шкуру с плеч спущу, Ой, да лю-ли, лю-ли, А я шкуру с плеч спущу. Ой, да весна-красна, Она без игры прошла, Ой, да лю-ли, лю-ли, Она без игры прошла. Ой, свёкор-батюшка, Ты меня гулять пусти, Ой, да лю-ли, лю-ли, Ты меня гулять пусти.

12 слайд

Описание слайда:

Трудовые песни Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание. С этими песнями легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели.

13 слайд

Описание слайда:

Трудовые песни Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Разовьем мы березу, Разовьем мы кудряву, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Разовьем мы кудряву. Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, ей, ухнем! Еще разик, еще раз! Эх ты, Волга, мать-река, Широка и глубока, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Широка и глубока! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Эй, ухнем, эй, ухнем! Еще разик, еще раз! Мы по бережку идем, Песню солнышку поем, Ай да, да, ай да! Ай да, да, ай да! Песню солнышку, поем!

14 слайд

Описание слайда:

Частушки Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре. Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

15 слайд

Описание слайда:

Частушки Петушок, петушок, Запевай частушки. Ты горланишь хорошо, Подпоют несушки. Несушки, несушки, Курицы-подружки. Наш баран богатый барин. Он себе обновку справил. То ли шуба, то ль кафтан, Не поймет теперь и сам!

16 слайд

Описание слайда:

Обрядовые песни Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данный вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра: - зимние песни (колядки); - весенние (веснянки); - летние (песни на Ивана Купала); - песни пахоты и сева, сбор урожая; - вознесенские песни; - масленичные и др.

17 слайд

Описание слайда:

Обрядовые песни А мы масленицу дожидались, Мы на горушку выходили, Ой ладу-ладу выходили, Ой ладу-ладу выходили. Сыром горушку насыпали, Маслом горушку поливали, Ой ладу ладу-поливали, Ой ладу ладу-поливали. Наша Масленица дорогая, Она гостьюшка годовая, Ой ладу-ладу годовая, Ой ладу-ладу годовая. Она пешею да не ходит, Всё на троечке разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает, Ой ладу-ладу разъезжает.

18 слайд

Описание слайда:

Бытовые песни Вся жизнь народа, от рождения и до смерти, сопровождалась песней, характер и содержание которой варьировалось в зависимости от обстоятельств. Такие песни зародились в глубокой древности, автор их – народ. Это и есть музыкально-поэтический фольклор. Эти песни – элемент культуры русского народа, они исполняются в естественной манере соответственно содержанию, иногда с элементом ритуальных действий и игры. Устиньюшка по горенке ходила, Епистимовна по новой гуляла, Миндальные орешки щелкала, Скорлупку в окошечко кидала; Макару в кудри попала.