Локальная шина VESA Local Bus. Стандарты системных и локальных шин - реферат

Шина является неотъемлемой частью материнской платы, на которой располагаются разъемы (слоты) для подключения плат адаптеров устройств (видеокарты, звуковые карты, внутренние модемы, накопители информации, устройства ввода–вывода и т. д.) и расширений базовой конфигурации (дополнительные пустующие разъемы). Внешне она не просматривается, а находится между текстолитовыми пластинам материнской платы.

Как отмечалось раннее, на производительность компьютерной системы в целом большое влияние оказывает системная шина. Шины – это артерии, по которым передаются электрические сигналы. Строго говоря, это каналы связи, применяемые для организации взаимодействия между устройствами компьютера. А те разъемы, в которые устанавливаются платы расширения, поддерживаются локальными шинами, или интерфейсами. Эти разъемы выполнены в виде слотов, и с их помощью осуществляется подключение дополнительных устройств (компонентов) через локальные шины, которых, как и системную шину, не видно на материнских платах. Схематично структура взаимосвязи шин отражена на рис. 9.

Дадим характеристику шинам, которые присутствуют на материнской плате. Основной считается системная шина FSB (Front Side Bus). По этой шине передаются данные между процессором и оперативной памятью, а также между процессором и остальными устройствами персонального компьютера. Вот тут и есть один подводный камень. Дело в том, что существует главная шина, шина процессора. Одни авторы утверждают, что системная шина и шина процессора это одно и то же, а другие – нет. Большинство приходят к выводу: поначалу процессор подключался к основной системной шине через собственную, процессорную, шину, в современных же системах эти шины стали одним целым. Мы говорим: “системная шина”, а подразумеваем процессорную, мы говорим: “процессорная шина”, а подразумеваем системную. Фраза: «материнская плата работает на частоте 100 МГц» означает, что именно системная шина работает на тактовой частоте в 100 МГц. Разрядность FSB равна разрядности CPU. Если используется 64–разрядный процессор, а тактовая частота системной шины 100 МГц, то скорость передачи данных будет равна 800 Мбайт/сек (что и приведено ниже в расчетах).

Существует три основных показателя работы шины. Это тактовая частота, разрядность и скорость передачи данных.

Тактовая частота. Чем выше тактовая частота системной шины, тем быстрее будет осуществляться передача информации между устройствами и, как следствие, увеличится общая производительность компьютера, т. е. повысится скорость передачи данных и, следовательно, быстродействие компьютера.

Тактовая частота, применительно к персональным компьютерам, измеряется в МГц, где герц – это одно колебание в секунду, соответственно 1 МГц – миллион колебаний в секунду. Теоретически, если системная шина компьютера работает на частоте в 100 МГц, то значит она может выполнять до 100 000 000 операций в секунду. Совсем не обязательно, чтобы каждый компонент системы обязательно что-либо выполнял с каждым тактом. Существуют так называемые пустые такты (циклы ожидания), когда устройство находится в процессе ожидания ответа от какого–либо другого устройства. Персональные компьютеры класса Pentium I оснащались материнскими платами с поддержкой частоты системной шины 33 МГц, Pentium II - 66 МГц, Pentium III – 133 МГц. Современные материнские платы поддерживают работу системной шины на частотах 400, 533, 800, 1066 и даже 1600 МГц.

Разрядность. Шина состоит из нескольких каналов для передачи электрических сигналов. Если шина тридцатидвухразрядная, то это означает, что она способна передавать электрические сигналы по тридцати двум каналам одновременно. Шина любой заявленной разрядности (8, 16, 32, 64) имеет, на самом деле, бо льшее количество каналов. То есть, если взять ту же тридцатидвухразрядную шину, то для передачи собственно данных выделено 32 канала, а дополнительные каналы предназначены для передачи специфической информации, например сигналов управления.

Скорость передачи данных. Название этого параметра говорит само за себя. Он высчитывается по формуле

тактовая частота * разрядность = скорость передачи данных.

Сделаем расчет скорости передачи данных для 64–разрядной системной шины, работающей на тактовой частоте в 100 МГц.

100 * 64 = 6400 Мбит/сек;

6400 / 8 = 800 Мбайт/сек.

Но полученное число не является реальным. В жизни на шины влияют всевозможные факторы: неэффективная проводимость материалов, помехи, недостатки конструкции и сборки, а также многое другое. По некоторым данным, разность между теоретической скоростью передачи данных и практической может составлять до 25%.

Кроме системной шины на материнской плате есть еще шины ввода–вывода, которые отличаются друг от друга по архитектуре. Они получили название локальные.

В персональных компьютерах разных поколений использовались шины стандартов ISA, EISA, VESA, VLB и PCI. ISA, EISA, VESA и VLB, в настоящее время они являются устаревшими и не выпускаются на современных материнских платах. Сегодня все материнские платы базируются на шине PCI.

Все стандарты различаются как по числу и использованию сигналов, так и по протоколам их обслуживания.

ISA (Industrial Standard Architecture – промышленная стандартная архитектура). Первая 8–разрядная шина ISA появилась в 1981 году, а в 1984 году появился ее 16–разрядный вариант. Первые шины ISA фактически были единственным типом, но различались затем по тактовой частоте 8 МГц и 16 МГц. Следует отметить, что шины ISA практически 10 лет являлись единственными на материнских платах и до сих пор встречаются на некоторых из них. До 1987 года IBM отказывалась публиковать полное описание ISA, многие производители железа решились на разработку собственных шин. Так появилась 32-разрядная ISA, которая не нашла применения, но фактически предопределила появление шин следующих поколений MCA и EISA. В 1985 году фирма Intel разработала 32–разрядный 80386 процессор, который увидел свет в конце 1986 года. Появилась насущная необходимость в 32–разрядной шине ввода–вывода. Вместо того что бы продолжить дальнейшую разработку ISA, в IBM создали новую шину MCA (Micro Channel Architecture – микроканальная архитектура), которая во всех отношениях превосходила свою предшественницу. Но этот стандарт просуществовал не долго, и вскоре фирмой Compaq была разработана новая шина EISA.

EISA (Extended Industry Standard Architecture – расширенная промышленная стандартная архитектура). Основное ее отличие заключалось в 32–разрядной технологии, что привело к увеличению скорости обмена данными. При этом была сохранена совместимость с платами, рассчитанными для работы с ISA. Скорость передачи данных уже равнялась 33 Мбайт/сек. Но по-прежнему внутренняя тактовая частота осталась низкой – 8,33 МГц. С повышением тактовых частот и разрядности процессоров настала насущная проблема в повышении скорости передачи данных в шинах. В 1992 году появился еще один расширенный вариант ISA – VLB (VESA Local Bus) - Video Electronic Standard Association . VLB была локальной шиной, которая не изменяла, а дополняла существующие стандарты. Просто к основным шинам добавлялось несколько новых быстродействующих локальных слотов. Популярность шины VLB продлилась до 1994 года. Скорость передачи данных VLB равнялась 128 – 132 Мбайт/сек, а разрядность –32. Тактовая частота достигала 50 МГц, но реально не превышала 33 МГц в связи с частотными ограничениями самих слотов. Основная функция, для которой была предназначена новая шина, – обмен данными с видеоадаптером. Но новая шина имела ряд недостатков, которые не позволили ей долго просуществовать на рынке.

В 1991 году начались разработки новой локальной шины PCI. PCI (Peripheral Component Interconnect bus) – шина соединения периферийных компонентов. И в июне 1992 года появился этот новый стандарт – PCI (2.0), разработчиком которого была фирма Intel совместно с другими компаниями Compaq, HP и др. Это было своеобразной революцией. Разнообразие плат расширения, использующих шину PCI, было велико. Тактовая частота шины PCI была равна 33 МГц и 66 МГц. Разрядность – 32 или 64. Скорость передачи данных – 132 Мбайт/сек или 264 Мбайт/сек. Шина PCI обеспечивает самоконфигурируемость периферийного (дополнительного) оборудования - поддержку стандарта Plug and Play, исключающего ручную конфигурацию аппаратных параметров периферийного оборудования при его изменении, или наращивании. Операционная система, поддерживающая этот стандарт, сама настраивает оборудование, подключенное по шине PCI, без вмешательства пользователя.

Постоянное усовершенствование видеокарт привело к тому, что физических параметров шины PCI стало не хватать, что и привело к появлению в 1996 г. AGP. До 1997 года графическая подсистема сильно нагружала шину PCI. Выпуск вместе с чипсетом Intel 440LX ускоренного графического порта AGP (Accelerated Graphics Port) послужил двум целям: увеличить графическую производительность и убрать графические данные с шины PCI. Поскольку графическая информация стала передаваться по другой "шине" перегруженная шина PCI смогла освободиться для работы с другими устройствами.

На материнской плате этот порт существует в единственном виде. Ни физически, ни логически он не зависит от PCI. Первый стандарт AGP 1.0 появился в 1997 году благодаря инженерам фирмы Intel. Этой спецификации соответствовала тактовая частота 66 МГц. Следующая версия, AGP 2.0, появилась на свет в 1998 году и скорость передачи данных – 533 Мбайт/сек (2х) и 1066 Мбайт/сек (4х). Последней версией AGP явилась AGPх8 (2004–2005гг.). Основным (базовым) режимом AGP является 1х. В этом режиме происходит одиночная передача данных за каждый цикл. В режиме 2х передача происходит два раза за цикл, в режиме 4х передача данных происходит четыре раза за каждый цикл, и так далее. Ширина полосы пропускания AGP 1.0 – 32 бита. Большим достижением AGP является то, что эта спецификация позволяет получить быстрый доступ к оперативной памяти.

Однако AGP явился лишь первым шагом в деле уменьшения нагрузки шины PCI. Шина PCI Express, ранее известная как шина ввода–вывода третьего поколения (3rd Generation I/O, 3GIO), призвана заменить шину PCI и взять на себя задачу по связи компонентов внутри компьютера на ближайшие десять лет.

Что касается стоимости внедрения, то новая шина призвана соответствовать уровню PCI или даже быть ниже него. Последовательная шина требует наличия меньшего числа проводников на печатной плате, облегчая дизайн платы и увеличивая его эффективность – ведь освободившееся место можно использовать для других компонентов.

Шина поддерживает совместимость с PCI на программном уровне, то есть существующие операционные системы будут загружаться без каких-либо изменений. Кроме того, конфигурация и драйверы устройств PCI Express будут совместимы с существующими PCI-вариантами.

Одна из наиболее впечатляющих функций PCI Express заключается в возможности масштабирования скорости, используя несколько линий передачи. Физический уровень поддерживает ширину шины X1, X2, X4, X8, X12, X16 и X32 линий. Передача по нескольким линиям прозрачна для остальных слоёв.

Поскольку PCI Express обеспечивает скорость передачи 200 Мбайт/с уже при ширине X1, шина является очень эффективным решением по отношению стоимость/число контактов. Шин PCI Express х16 позволяет достичь пропускной способности 4 Гбайт/с в каждом направлении (суммарная пропускная способность 8 Гбайт/с) для графики, что более чем в два раза больше пропускной способности AGP 8X.

Другими словами, спецификация описывает несколько видов соединений и разъемов: PCI Express 1x, 4x, 8x, 16x. Первый состоит из одной так называемой Lane. Последний – из шестнадцати. Соответственно, пропускная способность первого составляет 500 Мбайт/с в обе стороны, а последнего – 8 Гбайт/с (по 4 Гбайт/с в каждую сторону). При этом все 20 имеющихся групп Lane могут быть произвольным образом распределены между разъемами 1х, 4х, 8х, и 16х. Разъемы совместимы снизу вверх, то есть PCI Express 1х карту можно вставить в разъем PCI Express 4х, 8х, или же 16х. Но не наоборот. Остается добавить, что на настольных ПК в основном применяются шины 1х и 16х. Следует также обратить внимание на уменьшение габаритов PCI Express по сравнению с просто с PCI. На начальных этапах PCI Express был предназначен для подключения видеокарты, которые были достаточно дороги (400$ и более). В настоящее время видеокарты низшего и среднего ценового диапазона для шины PCI Express стали доступны. И производители других компонентов компьютера начинают активно разрабатывать новые устройства под эту шину. И как указывается в прогнозах, как минимум на 10 лет шина PCI Express будет являться основной для подключения внутренних устройств ПК и постепенно вытиснит шину PCI.

Чипсет

Как уже можно было убедиться на примере системной и локальных шин, материнская плата является довольно сложным устройством и включает следующий важный компонент – чипсет. От чипсета напрямую зависят все основные характеристики материнской платы, а следовательно, и конструируемой на ее базе компьютерной системы.

Чипсет является основой любой материнской платы. Фактически функциональность материнской платы и ее производительность на 90% определяются именно чипсетом, от которого зависят поддерживаемый тип процессора, тип памяти, а также функциональные возможности по подключению периферийных устройств.

Чипсет – это набор микросхем системной логики (называют сокращенно НМС или МСЛ). Общеизвестно, что персональный компьютер состоит из некоторого количества устройств, которые так или иначе подключены к материнской плате и занимаются тем, что принимают, обрабатывают и передают какую-либо информацию. Логической организацией всей этой работы и занимаются чипсеты. На первых поколениях ПК, когда НМС еще не существовало, материнские платы несли на себе до ста микросхем, которые занимались логической организацией работы отдельных устройств, что было крайне неудобно. Вот некоторые из них: контроллеры прерываний, контроллер прямого доступа, контроллер клавиатуры, часы, системный таймер, контроллер шин и прочее и прочее. Такое положение просуществовало до 1986 года, когда фирма Chip and Technologies предложила поистине революционное решение. Микросхема называлась 82С206 и стала основной частью набора микросхем системной логики. Она выполняла такие функции, как:

Контроллер шин;

Генератор тактовой частоты;

Системный таймер;

Контроллер прерываний;

Контроллер прямого доступа к памяти;

С появлением процессора i80486 отдельные микросхемы стали объединять в одну–две большие микросхемы, которые и получили наименование чипсета. В буквальном переводе чипсет (chipset) означает «набор микросхем». Чипсет, который также называют набором системной логики, - это одна или чаще всего две микросхемы (чипы), предназначенные для организации взаимодействия между процессором, памятью, портами ввода-вывода и остальными компонентами компьютера.

С появлением шины PCI отдельные микросхемы чипсета стали называть мостами - так появились устоявшиеся термины: северный мост (North Bridge) и южный мост (South Bridge) чипсета, при этом северный мост соединяется непосредственно с процессором, а южный - с северным. В некоторых случаях производители объединяют северный и южный мост в одну микросхему, и такое решение называют одночиповым, а если микросхемы две, то это - двухмостовая схема.

В северный мост чипсета традиционно включены контроллер оперативной памяти (за исключением чипсетов для процессоров с архитектурой AMD64), контроллер графической шины (AGP или PCI Express x16), интерфейс взаимодействия с южным мостом и интерфейс взаимодействия с процессором. В некоторых случаях северный мост чипсета может содержать дополнительные линии PCI Express x1 для организации взаимодействия с картами расширения, имеющими соответствующий интерфейс.

На южный мост чипсета возлагается функция организации взаимодействия с устройствами ввода-вывода. Южный мост содержит контроллеры жестких дисков (SATA и/или PATA), USB-контроллер, сетевой контроллер, контроллер PCI-шины и PCI-Express-шины, контроллер прерывания и DMA-контроллер. Также в южный мост обычно встраивается звуковой контроллер, и в этом случае еще необходима внешняя к чипсету микросхема кодека. Кроме того, южный мост соединяется с еще двумя важными микросхемами на материнской плате: микросхемой ROM-памяти BIOS и микросхемой Super I/O, отвечающей за последовательные и параллельные порты и за флоппи-дисковод.

Для соединения северного и южного мостов друг с другом используется специальная выделенная шина, причем разные производители используют для этого разные шины (с различной пропускной способностью):

· Intel- DMI (Direct Media Interface),

· VIA Technologies (основной производитель для процессоров AMD)-V-Link;

· SiS (Silicon Integrated System Corporation) - MuTIOL;

· ATI- HyperTransport, PCI Express;

· NVIDIA- HyperTransport.

Как правило, название чипсета совпадает с названием северного моста, хотя более правильным является указание именно совокупности северного и южного мостов, поскольку во многих случаях один и тот же северный мост чипсета может сочетаться с различными вариантами южных мостов.

Выбор чипсетов на сегодня очень велик. И если процессоры выпускают всего две компании – Intel и AMD–, то чипсеты производят и Intel, и VIA, и SiS, и NVIDIA, и ATI, и ULi.

Рассмотрим некоторые особенности современных чипсетов компании Intel. Сегодня компания Intel выпускает весьма разнообразный спектр чипсетов для процессоров Intel Pentium D, Intel Pentium 4 и Intel Celeron D. В 2004–2005гг. применялось семейство Intel 915, Intel 925, в 2006 г. – Intel 945. Вместе с новыми процессорами Intel Pentium Extreme Edition 8хх и Intel Pentium D компания Intel представила и новый чипсет Intel 955X Express (кодовое название Glenwood). Все отмеченные чипсеты предназначены для корпуса микропроцессора LGA775.

Чипсет Intel 955X Express является на сегодня старшей моделью и логическим продолжением чипсетов серии Intel 945, Intel 925X Express. Он может поддерживать двухъядерный процессор Intel Pentium Extreme Edition 8хх с частотой FSB 800 МГц или одноядерный процессор Intel Pentium 4 Extreme Edition c частотой FSB 1066 МГц и обычные процессоры Intel Pentium 4. Для процессора Intel Pentium D предназначен чипсет Intel 945X Express. А теперь перечислим основные особенности набора системной логики Intel 955X Express (рис. 10) по сравнению с предыдущими сериями.

Контроллер памяти этого чипсета поддерживает память DDR2-667 в двухканальном режиме, а шина памяти имеет пропускную способность 8,5 Гбайт/с. Всего поддерживается до 8 Гбайт памяти, причем реализована поддержка памяти с ECC. Кроме того, в контроллере памяти реализована технология оптимизации производительности памяти (Performance Memory Optimizations).

Для совместимости с процессорами Intel Pentium 4 Extreme Edition частота FSB может быть как 800, так и 1066 МГц. Особенностью северного моста чипсета Intel 955X Express является также поддержка двух графических шин с внешним мостом, обеспечивающим два физических слота PCI Express x16. Южный мост чипсета ICH7 - это новая версия уже хорошо знакомого контроллера ввода-вывода ICH6. Среди функциональных особенностей - поддержка четырехканального SATA RAID-контроллера, восьмиканального аудиоформата Intel High Definition Audio, PCI-шины и шести слотов шины PCI Express x1.

Чипсеты разрабатываются под конкретные поколения процессоров и конкретные модели процессоров. Так, например, компании VIA Technologies, NVIDIA, SiS в большей степени разрабатывают чипсеты для процессоров AMD. А фирма Intel, естественно, работает на собственный модельный ряд Pentium 4. Основные характеристики чипсетов Intel отражены в табл. 5. Как видно, чем старше модельный ряд, тем большие возможности по производительности и функциональности заложены в них. Поддержка высокоскоростных шин (FSB 800/1066 МГц), современный процессорный разъем (LGA 775), быстрая и большой емкости памяти (DDR2), увеличенное количество USB портов, высокоскоростные интерфейсы винчестера (SATA II) и другие.

Рис. 10. Структурная схема чипсета Intel 955X Express

BIOS (Basic Input/Output System - базовая система ввода–вывода) - это встроенное в компьютер на чипе программное обеспечение, которое ему доступно на первом этапе без обращения к диску. Оно представляет собой набор программ проверки и обслуживания аппаратуры компьютера, в частности необходимых для управления клавиатурой, видеокартой, дисками, портами и называемой «холодной» загрузке) и сбросе («горячей» загрузке) системной платы, тестирует саму плату и основные блоки компьютера - видеоадаптер, клавиатуру, контроллеры дисков и портов ввода–вывода, настраивает чипсет и передает управление загрузчику операционной системы. Образец микросхемы BIOSа представлен на рис. 11.

Рис. 11. Микросхема BIOSа компании American Megatrends Inc (AMI).

Таблица 5

Основные характеристики чипсетов для микропроцессоров Intel

По сути дела, BIOS – это набор драйверов (драйвер – программа управления устройством), обеспечивающих работу системы при запуске компьютера или при загрузке в безопасном режиме. При включении питания компьютера еще до загрузки операционной системы можно управлять им с клавиатуры, видеть все действия на мониторе. Кроме этого, если загрузка происходит в безопасном режиме, то осуществляется отказ от драйверов операционной системы и в работе остаются только драйвера BIOS.

При работе под операционными системами DOS и Windows 9x BIOS также управляла основными устройствами, то есть выступала посредником между операционной системой и аппаратурой компьютера. При работе под Windows NT/2000/XP, разновидностями UNIX, OS/2 и другими альтернативными ОС BIOS практически не используется, выпол­няя лишь начальную проверку и настройку.

BIOS состоит из следующих частей:

1. POST (Power On Self Test) - программа, ответственная за тестирование аппаратных средств компьютера при включении питания.

2. System Setup - программа настройки системы.

3. Набор программ для управления работой аппаратуры ПК.

BIOS, вообще говоря, уникален для каждой модели материнской платы компьютера, то есть он разрабатывается с учетом особенностей функционирования той комбинации оборудования, которая характерна именно для данной модели.

BIOS для современных системных плат разрабатывается чаще всего одной из специализирующихся на этом фирм - Award Software (поглотившей Phoenix Technology – одного из самых известных в прошлом производителей BIOS), American Megatrends Inc. (AMI ), Microid Research. В настоящее время наиболее популярен Award BIOS. Некоторые производители материнских плат - Intel, IBM или Acer - сами разрабатывают BIOS для своих плат. Они или существенно расширяют набор настроек или (как в случае с Intel), наоборот, ограничивают количество настроек только минимально необходимыми.

Первоначально BIOS размещалась в микросхеме ПЗУ (постоянное запоминающее устройство - ROM, Read-Only Memory: только для чтения), размещенной на материнской плате компьютера. Эта технология позволяет BIOS всегда быть доступной, несмотря на повреждения, например, дисковой системы. Это также позволяет компьютеру самостоятельно загружаться с других носителей. Поскольку доступ к оперативной памяти осуществляется значительно быстрее, чем к ПЗУ, производители компьютеров создавали системы таким образом, чтобы при включении компьютера выполнялось копирование BIOS из ПЗУ в оперативную память. Задействованная при этом область памяти называется теневой памятью.

Во всех современных платах BIOS хранится в электрически перепрограммируемых ПЗУ (Flash ROM), которые допускают перепрошивку BIOS средствами самой платы при помощи специальной программы. Это позволяет исправлять заводские ошибки в BIOS, изменять заводские умолчания, вносить другие изменения, обновлять BIOS под новые материнские платы или компоненты компьютера.

Однако кроме явных плюсов в этой технологии есть и слабые стороны. Например, в настоящее время существует группа вирусов, которые, пользуясь возможно­стью изменять содержимое BIOS, стирают или изменяют его и таким образом делают компьютер неработоспособным. Из-за неправильного или отсутствующего BIOSа компьютер отказывается загружаться. Исправить такую ситуацию можно только в сервисном центре, где в специальном устройстве - программаторе - на микросхему Flash ROM будет записана исходная версия BIOS. Например, известный вирус «Чернобыль», эпидемия которого была 26 апреля 1999 г., уничтожил миллионы BIOS по всему миру. После этой эпидемии некоторые производители стали снабжать свои материнские платы двумя копиями BIOS. В случае повреждения основной копии загружается содержимое резервной микросхемы. Однако такие платы встречаются достаточно редко.

Свои настройки BIOS хранит в так называемой CMOS RAM. CMOS RAM называется так потому, что она выполнена на основе CMOS-структур (CMOS - Complementary Metal Oxide Semiconductor), которые отличаются малым энергопотреблением. CMOS-память является энергонезависимой только потому, что постоянно подпитывается от аккумулятора, расположенного на системной плате. В то время, когда компьютер включен, CMOS RAM питается от блока питания компьютера. Энергопотребление CMOS RAM настолько мало, что даже при выключенном компьютере и отсутствующей батарее ее содержимое может сохраняться более суток только за счет остаточных зарядов на конденсаторах блока питания.

В CMOS RAM хранится информация о текущих показаниях часов, значении времени для будильника, конфигурации компьютера: количестве памяти, типах накопителей и т. д. В случае повреждения микросхемы CMOS RAM (а также разряде батареи или аккумулятора) BIOS имеет возможность воспользоваться настройками по умолчанию.

Общий принцип, которого следует придерживаться: если компьютер работает стабильно и никаких недостатков в его работе, связанных с BIOS, не выявлено, то обновлять BIOS не следует.

Однако существуют ситуации, когда обновление BIOS необходимо. Обычно это выход нового процессора, поддержка которого не была заложена в прежней версии. Прежде чем устанавливать новую версию, нужно отправиться на сайт технической поддержки фирмы-производителя системной платы, прочитать спецификации новой версии BIOS и при необходимости скачать их, удостоверившись, что эта версия исправляет именно те недостатки, которые были выявлены в вашем компьютере.

При включения компьютера на процессор подается напряжение питания, и он «просыпается». Первыми прочитанными процессором командами являются инструкции из чипа BIOS (об этом заботятся микросхемы системной платы). Первым запускается POST - программа самотестирования. POST выполняет следующие шаги:

· инициализирует системные ресурсы и регистры чипсетов, систему управления электропитанием;

· определяет объем оперативной памяти (RAM) и тестирует ее;

· инициализирует видеоадаптер;

· включает клавиатуру;

· тестирует последовательные и параллельные порты;

· инициализирует дисководы и контроллеры жестких дисков;

· отображает итоговую системную информацию.

Все эти действия скоротечно отображаются на экране монитора (в черно-белом варианте) и их можно проследить и даже проанализировать, нажав клавишу «Pause».

В процессе работы BIOS сравнивает данные текущей системной конфигурации с информацией, хранящейся в CMOS, и при необходимости обновляет ее. Если при выполнении какого-либо шага возникли сбои, BIOS информирует об этом сообщениями на экране монитора, а если это невозможно (например, еще не был проинициализирован видеоадаптер), выдает звуковые сигналы через системный динамик. Количество гудков соответствует кодам ошибки, которые можно узнать из документации. Некоторые системные платы снабжаются жидкокристаллическим индикатором, где отображаются стадии прохождения POST-тестов и коды возникших ошибок.

После того как все POST-задания завершены, BIOS приступает к поиску программы-загрузчика. Современные версии BIOS позволяют загружать операцион­ную систему не только с флоппи-дисководов и жесткого диска, но и с привода CD-ROM, ZIP-устройств или Flash накопителей. Программа-загрузчик обычно располагается в первом секторе диска (винчестера), на котором размещена операционная система. Порядок перебора дисков при поиске загрузчика задается в настройках BIOS. Если загрузчик найден, он помещается в память и ему передается управление. После этого он находит и помещает в память собственно программу загрузки операционной системы (operation system loader), которая загружает, инициализирует и конфигурирует операционную систему и драйвера устройств. И уже в завершение, когда операционная система загружена, все управление передается ОС Windows, а затем запускаются другие программы, и в первую очередь из папки «Автозагрузка».

Как уже говорилось ранее, в системах под управлением DOS или Windows 9х BIOS берет на себя роль управления аппаратной частью ПК и служит посредником между операционной системой и оборудованием.

BIOS реализует свои функции через систему прерываний программного обеспечения. Прерывания программного обеспечения приводят к тому, что микропроцессор приостанавливает выполнение текущей задачи и начинает выполнять подпрограмму по обработке прерывания.

Проблема BIOS в том, что ограниченным числом подпрограмм невозможно оптимальным образом накрыть все потребности программного обеспечения и все особенности работы оборудования. Таким образом, использование подпрограмм BIOS не всегда является благом. В частности, эти подпрограммы реализуют некоторые функции компьютера очень медленно. Другим отрицательным моментом является то, что BIOS не позволяет полностью использовать возможности имеющегося оборудования, например его возможности, которые были реализованы после написания BIOS. Поэтому все современные операционные системы, обладая развитой системой обнаружения, конфигурирования и работы с аппаратным обеспечением компьютеров посредством драйверов, не пользуются услугами BIOS.

В будущем ряд производителей системных плат намерены отказаться от использования BIOS. Например, Intel разрабатывает ряд технологий, которые позволят перераспределить функции BIOS между чипсетом и расширениями операционной системы и избавиться от самой старой из доживших до наших дней части ПК.

Полное название BIOSа – ROM BIOS (Read Only Memory Basic Input/Output System – только для чтения основная система ввода–вывода). На начальных этапах развития персональных компьютеров BIOS кратко назвали ПЗУ (Постоянное Запоминающее Устройство). ПЗУ является связующим звеном, между операционной системой и железом. Не будь ROM BIOS, то операционная система была бы привязана к аппаратным средствам (как это и было практически на всех моделях микро-ЭВМ) и полностью бы от них зависела. Поскольку операционные системы имеют единый интерфейс для работы с различной аппаратурой, то проблем в несовместимости hardware и software, как правило, не происходят, так как между ними как раз и стоит BIOS. Напомним, что в компьютерном мире по принятой терминалогии hardware – это аппаратная часть компьютера, а software – программное обеспечение. Все это может выглядеть примерно так (рис.12):

Рис. 12. Роль BIOSа в создании единого аппаратно-программного комплекса

Каждая материнская плата оснащена микросхемой BIOS, которых существует четыре типа:

1. ROM (Read Only Memory) или ПЗУ;

2. PROM (Programmable ROM) или ППЗУ (Программируемое ПЗУ);

3. EPROM (Erasable PROM) или СППЗУ (Стираемое ППЗУ);

4. EEPROM (Electrically EPROM) или ЭСППЗУ (Электронное – Стираемое ППЗУ), второе название – flash ROM.

ROM. Первые ПЗУ представляли собой матрицу, на которой был выжжен код программы. Матрица представляла собой кремниевый кристалл. Перезаписать данные не представлялось возможным. Эта технология продержалась не слишком долго.

PROM. В конце 70-х годов фирма Texas Instruments разработала впервые программируемое ПЗУ. Первое ППЗУ имело емкость до 2 Мбайт. Запись на микросхему PROM можно сделать один раз. Но в отличие от ПЗУ, ППЗУ можно было запрограммировать в домашних условиях. Нужно было лишь купить новую ИС и иметь дома программирующее устройство, подключенное к компьютеру. Микросхемы ППЗУ имели свои идентификационные номера по которым можно было определить тип ППЗУ и объем в Кбайтах.

EPROM. На новых микросхемах имелось кварцевое окошко, довольно дорогое. Через окошко под воздействием ультрафиолетовых лучей возникала химическая реакция, которая восстанавливала ячейки. Для стирания записанной информации применялось специальное устройство. По физическим и функциональным параметрам микросхемы EPROM особо не отличались от PROM.

EEPROM. Основное преимущество этих микросхем заключается в том, что для перепрограммирования не требуется их снятия с материнской платы и не требуется никакого дополнительного оборудования. Уже с 1994 года почти все системные платы оснащаются flash ROM, а на данный момент времени другого BIOS на современной материнской плате не встретишь.

Современные вычислительные системы характеризуются:

□ стремительным ростом быстродействия микропроцессоров и некоторых внеш­них устройств (так, для отображения цифрового полноэкранного видео с высо­ким качеством необходима пропускная способность 22 Мбайт/с);

□ появлением программ, требующих выполнения большого количества интер­фейсных операций (к примеру программы обработки графики в Windows, мультимедиа).

В этих условиях пропускной способности шин расширения, обслуживающих од­новременно несколько устройств, оказалось недостаточно для комфортной рабо­ты пользователœей, поскольку компьютеры стали подолгу ʼʼзадумыватьсяʼʼ. Разра­ботчики интерфейсов пошли по пути создания локальных шин, подключаемых непосредственно к шинœе МП, работающих на тактовой частоте МП (но не на внутренней рабочей его частоте) и обеспечивающих связь с некоторыми ско­ростными внешними по отношению к МП устройствами: основной и внешней памятью, видеосистемами и т. д.

Сейчас существуют три базовых стандарта универсальных локальных шин: VLB, PCI и AGP.

Шина VLB (VL-bus, VESA Local Bus) представлена в 1992 году ассоциацией стан­дартов видеоэлектроники (VESA - торговая марка Video Electronics Standards Association) и в связи с этим часто ее называют шиной VESA. Шина VLB, по существу, является расширением внутренней шины МП для связи с видеоадаптером и реже - с жестким диском, платами мультимедиа, сетевым адаптером. Разрядность шины для данных - 32 бита͵ для адреса - 30, реальная скорость передачи данных по VLB - 80 Мбайт/с, теоретически достижимая - 132 Мбайт/с (в версии 2 - 400 Мбайт/с).

Недостатки шины VLB:

□ ориентация только на МП 80386, 80486 (не адаптирована для процессоров класса Pentium);

□ жесткая зависимость от тактовой частоты МП (каждая шина VLB рассчитана только на конкретную частоту до 33 МГц);

□ малое количество подключаемых устройств - к шинœе VLB может подклю­чаться только 4 устройства;

□ отсутствует арбитраж шины - бывают конфликты между подключаемы­ми устройствами.

Шина PCI (Peripheral Component Interconnect, соединœение внешних компонен­тов) - самый распространенный и универсальный интерфейс для подключения различных устройств. Разработана в 1993 году фирмой Intel. Шина PCI являет­ся намного более универсальной, чем VLB; допускает подключение до 10 уст­ройств; имеет свой адаптер, позволяющий ей настраиваться на работу с любым МП от 80486 до современных Pentium. Тактовая частота PCI - 33 МГц, разряд­ность - 32 разряда для данных и 32 разряда для адреса с возможностью расшире­ния до 64 бит, теоретическая пропускная способность 132 Мбайт/с, а в 64-бито­вом варианте - 264 Мбайт/с. Модификация 2.1 локальной шины PCI работает на тактовой частоте до 66 МГц и при разрядности 64 имеет пропускную способ­ность до 528 Мбайт/с. Осуществлена поддержка режимов Plug and Play, Bus Mastering и автоконфигурирования адаптеров.

Конструктивно разъем шины на системной плате состоит из двух следующих подряд секции по 64 контакта (каждая со своим ключом). С помощью этого интер­фейса к материнской плате подключаются видеокарты, звуковые карты, модемы, контроллеры SCSI и другие устройства. Как правило, на материнской плате име­ется несколько разъемов PCI. Шина PCI, хотя и является локальной, выполняет и многие функции шины расширения. Шины расширения ISA, EISA, MCA (а она совместима с ними) при наличии шины PCI подключаются не непосредственно к МП (как это имеет место при использовании шины VLB), а к самой шинœе PCI (через интерфейс расширения). Благодаря такому решению шина является незави­симой от процессора (в отличие от VLB) и может работать параллельно с шиной процессора, не обращаясь к ней за запросами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, загрузка шины процессора существенно снижается. К примеру, процессор работает с системной памятью или с кэш-памятью, а в это время по сети на жесткий диск пишется информация. Конфигурация системы с шиной PCI показана на рис. 5.8.

Шина AGP (Accelerated Graphics Port - ускоренный графический порт) - интер­фейс для подключения видеоадаптера к отдельной магистрали AGP, имеющей

Глава 5. Микропроцессоры и системные платы

выход непосредственно на системную память. Разработана шина на базе стандар­та PCI v2.1. Шина AGP может работать с частотой системной шины до 133 МГц и обеспечивает высочайшую скорость передачи графических данных. Ее пиковая пропускная способность в режиме четырехкратного умножения AGP4x (передают­ся 4 блока данных за один такт) имеет величину 1066 Мбайт/с, а в режиме восьми­кратного умножения AGP8x - 2112 Мбайт/с. По сравнению с шиной PCI, в шинœе AGP устранена мультиплексированность линий адреса и данных (в PCI для уде­шевления конструкции адрес и данные передаются по одним и тем же линиям) и усилена конвейеризация операций чтения-записи, что позволяет устранить влияние задержек в модулях памяти на скорость выполнения этих операций.

Рис. 5.8. Конфигурация системы с шиной PCI

Шина AGP имеет два режима работы: DMA и Execute. В режиме DMA основ­ной памятью является память видеокарты. Графические объекты хранятся в сис­темной памяти, но перед использованием копируются в локальную память кар­ты. Обмен ведется большими последовательными пакетами. В режиме Execute системная память и локальная память видеокарты логически равноправны. Гра­фические объекты не копируются в локальную память, а выбираются непосред­ственно из системной. При этом приходится выбирать из памяти относительно малые случайно расположенные куски. Поскольку системная память выделяется динамически, блоками по 4 Кбайт, в данном режиме для обеспечения приемлемого быстродействия предусмотрен механизм, отображающий последовательные адре­са фрагментов на реальные адреса 4-килобайтовых блоков в системной памяти. Эта процедура выполняется с использованием специальной таблицы (Graphic Address Re-mapping Table или GART), расположенной в памяти. Интерфейс выполнен в виде отдельного разъема, в который устанавливается AGP-видео-адаптер.
Размещено на реф.рф
Конфигурация системы с шиной AGP показана на рис. 5.9.

Внутримашинные системный и периферийный интерфейсы

Рис. 5.9. Конфигурация системы с шиной AGP

Все сказанное выше в отношении шин обобщается в табл. 5.4. Таблица 5.4. Основные характеристики шин

Локальные шины - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Локальные шины" 2017, 2018.

СПЕЦИФИКАЦИИ

ЛОКАЛЬНОЙ ШИНЫ

ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА

Узкое место современных

персональных компьютеров -

шина ввода-вывода. Две кон-

курирующие спецификации

предназначены для увеличе-

ния пропускной способности

шины ввода-вывода.


Всередине июня 1992г. корпорация Intel и ассоциация по стантартизации в области видеоэлектроники VESA (Video Electronic Standarts Association, Сан-Хосе, шт. Калифорния) предложили проекты спецификаций локальных шин, решающих задачу увеличения производительности персональных компьютеров за счет совершенствования подсистемы ввода-вывода данных.

Компания Intel представила свою спецификацию интерфейса PCI (Peripheral Component Interconnect), а ассоциация VESA - локальной шины VL-Bus. И фирма Intel, и ассоциация VESA надеются, что предлагаемые ими технические решения станут промышленным стандартом.

Спецификации не совместимы друг с другом и будут, по всей видимости, вести борьбу за симпатии разработчиков. Некоторые обозреватели отмечают, что промышленность, воз-можно, ждет некоторое повторение "войны шин", разразившееся несколько лет назад между шинами EISA и MCA.

Локальная шина предназначена для обеспечения непосредственного доступа процессора к переферийным устройствам (например, графическим или сетевым адаптерам), минуя арбитраж, предусмотренный в шинах ISA, EISA или MCA. Теоретически 32-разрядная локальная шина может обеспечить передачу и прием данных от переферийных устройств на максимальной скорости ЦП 386 или 486.

Шина PCI разработана корпорацией Intel с целью предоставить изготовителям комплексного оборудования и системных плат стандартный способ подключения к системной плате ПК дополнительных схем, обеспечивающие максимальные скоростные характеристики системы. Например, при помощи находящейся на системной плате локальной шины фирма-изготовитель может подключить к компьютеру сетевой интерфейс или графический адаптер.

Шина VL-Bus Ассоциации VESA призвана играть роль стандартного аппаратного интерфейса, позволяющего устанавливать адаптеры независимых фирм непосредственно в гнезда системной платы, а так-же размещать на системной плате дополнительные компоненты.

УСТРАНЕНИЕ УЗКИХ МЕСТ

По мере того, как растет быстродействие микропроцессоров, узким местом становится шина ввода-вывода, что отрицательно сказывается на общих скоростных характеристиках системы. Производительность современных настольных ПК обычно сдерживается низкой скоростью обработки графических изображений и доступа к дисковым накопителям. Пропускную способность ЛВС определяют сетевой график, протокол обмена и время доступа к накопителям.

В настоящее время функции ввода-вывода в ПК реализуются при помощи стандартных шин расширения ISA, EISA или MCA. Эффективную пропускную способность этих машин можно повысить только с помощью дополнительных интеллектуальных средств и встроенных специализированных процессоров.

Сегодня от стандартных шин расширения никто не собирается отказываться, однако вполне очевидно, что можно получить существенный выигрыш в быстродействии за счет подключения графических адаптеров, сетевых контроллеров, дисковых накопителей и контроллеров интерфейса SCSI к локальной шине, которая является каналом непосредственного обмена данными с ЦП.

Некоторые изготовители комплексного оборудования и печатных плат уже анонсировали изделия, содержащие оригинальные локальные шины, однако развитие этого направления до сих пор сдерживается отсутствием стандартного интерфейса. Такое положение вещей для потребителя означает высокую стоимость подобных систем и ограниченные возможности выбора.

ШИНА VL-BUS

АССОЦИАЦИИ VESA

Спецификации шины VL-Bus - это по существу стандарт аппаратного интерфейса. Как утверждает Рон Маккейб, председатель подкомитета по разработке шины VL-Bus ассоциации VESA, эта спецификация регламентирует требования к архитектуре и физическим компонентам интерфейса с ЦП.

Через локалную шину центральный процессор

компьютера получает непосредственный

доступ к периферийным устройствам.

В выработке проекта спецификации VL-Bus принимали учатие 40 компаний. По словам официальных представителей VESA, окончательный вариант должен был быть готов предположительно в 1994г. Первоначально эта шина применялась для построения сетевых серверов, систем обработки изображений и multimedia.

Шина VL-Bus обладает высокой пропускной способностью свыше 130 Мбайт/с. Специалисты ассоциации VESA утверждают, что в зависимости от типа переферийного устройства ожидаемое повышение быстродействия составит от 50 до 600%. Шина VL-Bus расчитана на работу на частоте до 66 Мгц. На частоте 33 Мгц она позволяет без тактов ожидания выполнять операции записи и с одним тактом ожидания операции чтения, а на частоте 66 Мгц - операции записи и чтения с одним тактом ожидания. Имеется режим захвата шины, при котором устройство берет на себя управление системными ресурсами без участия ЦП.

Установка дискового контроллера с интерфейсом SCSI и шиной VL-Bus в сетевой сервер может повысить скоростные характеристики сети на 15% благодаря увеличению скорости обмена с накопителями. Это происходит за счет уменьшения вероятностей столкновений и повторных попыток передачи данных. Реальная скорость передачи информации по линии не изменится, но уменьшение вероятности ожидания означает, что сеть способна на более интенсивную нагрузку и более эфективно реагирует на события. Один из ключевых элементов, отличающих спецификацию VL-Bus от спецификации PCI компании Intel, - наличие стандартного разьема. Конструкция разьемов аналогична конструкции соеденителей шины MCI. К шине через разьемы можно подключать до трех плат.

Недостатком шины VL-Bus является сложность схемной реализации и необходимость разработки новых наборов интегральных схем. Изготовителям системных плат и комплексного оборудования приходется проектировать новые изделия в соответствии с новой спецификацией. Это, однако, не требует переработки программного обеспечения.

Ассоциации VESA удается привлеч достаточное число изготовителей комплексного оборудования и переферийных устройств. Наборы интегральных схем появились в конце 1992г., а изделия для конечного пользователя - в 1993г.

Сейчас спецификация расширяется - вводится режим обмена 64-разрядными данными и существуют ИС преобразователь (для связи ЦП и переферийного устройства), благодаря чему шина VL-Bus совместима с шиной PCI компании Intel.

ЛОКАЛЬНАЯ ШИНА PCI

КОМПАНИИ INTEL

По случайному совпадению компания Intel анонсировала свою спецификацию шины PCI тоже в июне 1992г. на выставке PC Expo.

Локальная шина компании Intel - типичная внутренняя шина, которая позволяет изготовителям комплексного оборудования устанавливать компоненты непосредственно на системную плату, минуя шину ЦП-память. Спецификация требует, чтобы сопряжение ЦП и подключаемого переферийного устройства проводилось с помощью так называемой мостовой (Bridge) интегральной схемы.

Такое решение, как указывает Майкл Бейли, менеджер по маркетингу средств PCI компании Intel, обеспечивает необходимую для ввода-вывода пропускную способность и в то же время не задерживает работу ЦП. Процессор при этом может работать с основной памятью на полной скорости.

Специалисты компании Intel говорят, что PCI - это мультиплексная 32-разрядная шина, предусматривающая расширение до 64-х разрядов. Шина способна работать в синхронном режиме на частотах до 33 Мгц. Для 32-разрядного варианта шины пропускная способность составляет 132 Мбайт/c.

При обмене данными ЦП получает непосредственный доступ к подключенным к шине PCI устройствам, которые могут распологаться в адресном пространстве памяти или в пространстве устройства ввода-вывода. В режиме захвата шины главные абоненты шины PCI получают прямой доступ к основной памяти. Мостовая интегральная схема тоже может обеспечивать факультативные функции буферизации и централизованного арбитража шины.

Тип соеденителя для печатных плат спецификации PCI в явном виде не определен, однако компания Intel заявляет, что при разработке этой спецификации она ориентировалась на конкретный тип разьема. В будущем в спецификацию планируется включить требования к средствам управления мощьностью потребления для машин с батарейным питанием и схемам управления напряжением питания для низковольтных микросхем.

КТО ПЕРВЫЙ?

По мнению промышленных опозревателей, с технической точки зрения шины VL-Bus и PCI различаются незначительно. Они обеспечивают сравнимые скорости передачи данных, одинаковую разрядность передаваемой информации, прямой доступ к памяти при задержках 1 или 0,5 такта.

Реальный успех шины будет определятся и определяется тем, насколько удачно построены драйверы обмена данными и задействован режим прямого доступа к памяти.

"Шина VL-Bus выходит вперед" - говорит Джон Педди, издатель и редактор бюллетеня The PC Graphics Report. Причина проста: Эта шина не какая-то фантазия, она уже существует. Главный довод в пользу спецификации ассоциации VESA состоит в том, что соеденитель для шины уже выбран.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Computer Sources, August 1994 (Magazine)

2. PS Magazine, N1 1995

3. Мир ПК, N3,5 1994

Шины ISA, MCA и EISA имеют один общий недостаток - сравнительно низкое быстродействие. Описанные в следующих разделах четыре типа шин являются локальными. К основным типам локальных шин, используемых в ПК, относятся следующие.

  • VL-Bus (локальная шина VESA)

Это ограничение существовало еще во времена первых PC, в которых шина ввода-вывода работала с той же скоростью, что и шина процессора. Быстродействие шины процессора возрастало, а характеристики шин ввода-вывода улучшались в основном за счет увеличения их разрядности. Ограничивать быстродействие шин приходилось потому, что большинство произведенных плат адаптеров не могли работать при повышенных скоростях обмена данными.

Некоторым пользователям не дает покоя мысль о том, что компьютер работает медленнее, чем может. Однако быстродействие шины ввода-вывода в большинстве случаев не играет роли. Например, при работе с клавиатурой или мышью высокое быстродействие не требуется, поскольку в этой ситуации производительность компьютера определяется самим пользователем. Оно действительно необходимо только в подсистемах, где важна высокая скорость обмена данными, например в графических и дисковых контроллерах.

Проблема, связанная с быстродействием шины, стала актуальной в связи с распространением графических пользовательских интерфейсов (например, Windows). Ими обрабатываются такие большие массивы данных, что шина ввода-вывода становится самым узким местом системы. В конечном счете высокое быстродействие процессора с тактовой частотой 66 или даже 450 МГц оказывается совершенно бесполезным, поскольку данные по шине вводавывода передаются в несколько раз медленнее (тактовая частота - около 8 МГц).

Очевидное решение этой проблемы состоит в том, чтобы часть операций по обмену данными осуществлялась не через разъемы шины ввода-вывода, а через дополнительные быстродействующие разъемы. Наилучший подход к решению этой проблемы - расположить дополнительные разъемы ввода-вывода на самой быстродействующей шине, т.е. на шине процессора (это напоминает подключение внешней кэш-памяти). Соответствующая блок-схема представлена на рисунке нижеТакая конструкция получила название локальной шины, поскольку внешние устройства (платы адаптеров) теперь имеют доступ к шине процессора (т.е. ближайшей к нему шине). Конечно, разъемы локальной шины должны отличаться от слотов шины ввода-вывода, чтобы в них нельзя было вставить платы “медленных” адаптеров.

Интересно отметить, что первые 8- и 16-разрядные шины ISA имели архитектуру локальных шин. В этих системах в качестве основной использовалась шина процессора, и все устройства работали со скоростью процессора. Когда тактовая частота в системах ISA превысила 8 МГц, основная шина компьютера отделилась от шины процессора, которая уже не могла выполнять эти функции. Появившийся в 1992 году расширенный вариант шины ISA, который назывался VESA Local Bus (или VL-Bus), ознаменовал возврат к архитектуре локальных шин. В дальнейшем локальную шину VESA заменила шина PCI, а ее дополнением выступила шина AGP.

Примечание!

Для организации в компьютере локальной шины совсем не обязательно устанавливать слоты расширения: устройство, использующее локальную шину, можно смонтировать непосредственно на системной плате. В первых компьютерах с локальной шиной использовался именно такой подход.

Локальная шина не заменяет собой прежних стандартов, а дополняет их. Основными шинами компьютера, как и раньше, остаются ISA и EISA, но к ним добавляется один или несколько слотов локальной шины. При этом сохраняется совместимость со старыми платами расширения, а быстродействующие адаптеры устанавливаются в слоты локальной шины, при этом реализуются все их возможности. Таким образом, до настоящего момента наиболее распространенными являются разъемы AGP, PCI и ISA. Более старые платы порой оказываются совместимыми с новыми разъемами, однако все возможности локальных шин AGP и PCI позволяют задействовать только новые модели адаптеров. По мере уменьшения популярности шины ISA и смещения акцентов к интерфейсу LPC роль шины ISA постепенно снижается, а вместо нее используются другие шины.

Быстродействие графического интерфейса пользователя Windows или Linux (такого, как KDE или GNOME) значительно возросло после того, как на смену видеоадаптерам с интерфейсом ISA пришли адаптеры с интерфейсом PCI и AGP.

Современные вычислительные системы характеризуются:

    стремительным ростом быстродействия микропроцессоров и некоторых внешних устройств (так, для отображения цифрового полноэкранного видео с высоким качеством необходима пропускная способность 22 Мбайт/с);

    появлением программ, требующих выполнения большого количества интерфейсных операций (например программы обработки графики в Windows, мультимедиа).

В этих условиях пропускной способности шин расширения, обслуживающих одновременно несколько устройств, оказалось недостаточно для комфортной работы пользователей, поскольку компьютеры стали подолгу «задумываться». Разработчики интерфейсов пошли по пути создания локальных шин, подключаемых непосредственно к шине МП, работающих на тактовой частоте МП (но не на внутренней рабочей его частоте) и обеспечивающих связь с некоторыми скоростными внешними по отношению к МП устройствами: основной и внешней памятью, видеосистемами и т. д.

Сейчас существуют три основных стандарта универсальных локальных шин: VLB, PCI и AGP.

Шина VLB (VL-bus, VESA Local Bus) представлена в 1992 году ассоциацией стандартов видеоэлектроники (VESA ‑ торговая марка Video Electronics Standards Association) часто ее называют шиной VESA. Шина VLB, по существу, является расширением внутренней шины МП для связи с видеоадаптером и реже ‑ с жестким диском, платами мультимедиа, сетевым адаптером. Устарела (ориентация только на МП 80386, 80486).

Шина PCI (Peripheral Component Interconnect, соединение внешних компонентов) ‑ самый распространенный и универсальный интерфейс для подключения различных устройств. Разработана в 1993 году фирмой Intel. Шина PCI является намного более универсальной, чем VLB; допускает подключение до 10 устройств; имеет свой адаптер, позволяющий ей настраиваться на работу с любым МП от 80486 до современных Pentium. С помощью этого интерфейса к материнской плате подключаются видеокарты, звуковые карты, модемы, контроллеры SCSI и другие устройства.

Шина PCI, хотя и является локальной, выполняет и многие функции шины расширения. Шины расширения ISA, EISA, MCA (а она совместима с ними) при наличии шины PCI подключаются не непосредственно к МП, а к самой шине PCI (через интерфейс расширения). Благодаря такому решению шина является независимой от процессора и может работать параллельно с шиной процессора, не обращаясь к ней за запросами. Таким образом, загрузка шины процессора существенно снижается. Например, процессор работает с системной памятью или с кэш-памятью, а в это время по сети на жесткий диск пишется информация.

Шина AGP (Accelerated Graphics Port ‑ ускоренный графический порт) ‑ интерфейс для подключения видеоадаптера к отдельной магистрали AGP, имеющей выход непосредственно на основную память.

Сравнительная характеристика шин

Характеристика

Разрядность КШД/КША, бит

Частота, МГц

Пропускная способность, Мбайт/сек.

Число подключаемых устройств, шт.