Коррекция изображения в LAB. О цветовых пространствах

Этой статьей я начинаю цикл обучающих статей о практической ретуши и постобработке изображений. Несмотря на то, что это первая статья цикла, мне не хотелось начинать с чего-то совсем простого. Хочу затронуть тему не так часто встречающуюся на просторах интернета или в программах курсов обучения. И темой данной статьи будет обработка портретной фотографии, снятой в пустыне, в цветовом пространстве LAB. В статье будут затронуты такие темы как работа с кривыми в LAB-пространстве, цветовая и тоновая коррекция, работа с масками, создание перекрестных выделений, работа со smart-объектами.

Введение и постановка задачи

Итак, начнем! Данная фотография по сути является «тур-фото», снятым в автоматическом режиме на простую камеру Pentax K-x в автоматическом режиме с китовым объективом Pentax 18-55mm F/3.5-5.6 AL в формате JPEG (параметры съемки: 1/1000с, f/9.0, ISO 200, 18мм).

От себя хочу сразу отметить, что автоматика Pentax сработала весьма неплохо: на фото отсутствуют явные пересветы или завалы в черный, то есть отсутствуют зоны с полной потерей информации, с другой стороны, фотография выглядит блеклой, плоской и не передает ни настроение, ни свет, ни цвет, ни объем пространства. С этими недостатками мы как раз и поборемся в ходе обработки.

Подготовительные моменты

Начнем с борьбы с хроматическими абберациями, виньетированием и дисторсией объектива. Воспользуемся фильтром Filters -> Lens Corrections (Коррекция линзы), т.к. фотоаппарат и объектив достаточно популярные, фильтр прекрасно сработает в автоматическом режиме.

Теперь, когда мы компенсировали дефекты оптики, остался еще один небольшой шаг, и можно будет начинать основную работу.

При помощи Healing Brush (Лечащая кисть), Spot Healing Brush (Точечная лечащая кисть) или Patch Tool (Заплатка) уберем мусор в кадре: пылинки на матрице, какие-то неприятные детали на песке и т.п.. Главное на этом этапе - следить, чтобы текстура песка не замыливалась, а детали не начинали повторяться.

По завершении этого последнего подготовительного момента перейдем к цветовой и тоновой коррекциям.

Работать мы будем в пространстве LAB (конечно, похожего эффекта можно добиться и в RGB цветовой модели, но практика показывает, что для сильных коррекций и более чистого результата, лучше полностью разделить работу с яркостью и работу с цветом) и 16-битном режиме (для более мягких цветовых переходом и для того, чтобы избежать постеризации при сильных коррекциях яркости).

Принцип построения LAB цветовой модели в двух словах

Перейдем в 16-битный режим: Image -> Mode -> 16 Bits/Channel, и в цветовую модель LAB: Image -> Mode -> Lab Color. Хочу обратить внимание, что для достижения максимально качественного результата лучше делать это именно в такой последовательности.

Для тех, кто еще совсем не знаком с принципом построения цветовой модели LAB, хочу сказать, что в LAB, также, как и в стандартной (и вероятно, самой привычной фотографам) модели RGB, изображение состоит из трех каналов. Но в отличие от RGB-модели, где R,G,B каналы по сути - это нечто очень похожее на черно-белые варианты исходной картинки, как если бы фотографию снимали на черно-белую пленку с применением цветных светофильтров (соответственно красного, зеленого и синего), в модели LAB вся информация о яркости изображения содержится в канале Lightness (Яркость), а информация о цветах - в каналах «a» и «b».

Каналы «a» и «b» при этом выглядят как малоконтрастные изображения, близкие к средне серому, который является нулевой/начальной точкой отсчета. В канале «a» содержится информация о цветовых переходах от зелено-цианового к красному, а в «b» - от синего к желтому. Таким образом, можно провести аналогию между каналами «a» и «b» и работой с ползунками White Balance (цветовой температуры) и Tint (оттенка) в RAW-конвертерах: так, например, чем левее ползунок White Balance, чем чернее изображение канала «b», тем синее картинка, чем правее ползунок White Balance, чем, светлее изображение канала «b», тем желтее картинка.

Практическая ретушь фотографии. Алгоритм обработки и его построение

Общий алгоритм обработки будет следующий: в начале мы разберемся с яркостью и контрастом всей фотографии, затем проработаем детали и усилим объемность объектов и в конце поработаем с цветом: увеличим насыщенность и прибавим дополнительных оттенков - «растянем/разгоним» контрастные цвета. Хочу заметить, что в ходе придания дополнительных объемов мы не будем ничего рисовать кисточкой, а значит наша обработка будет быстрой и максимально естественной.

Из-за того, что в фотографии присутствует человек, который к тому же является наименее освещенным объектом, мы условно разделим обработку на две части: на первом этапе мы обработаем фон, не трогая портретируемого, а на втором - произведем обработку модели (просто дело в том, что только так наш результат сможет получиться эффектным при сохранении общей естественности и органичности кадра.)

Тоновая коррекция пейзажа

Итак, по порядку. Начнем с того, что вернем контраст нашей малоконтрастной картинке - вызовем корректирующий слой Curves (кривые) и, ориентируясь по гистограмме (или удерживая кнопку Alt, пока двигаем ползунки), в канале Lightness (яркость) выставим точки черного и белого, чтобы наша картинка стала полноконтрастной.

В целом сразу стало заметно лучше, однако человек на фотографии стал совсем-совсем темным, поэтому не будем его «мучить» в ходе дальнейшей обработки пейзажа, пока что закроем черной маской, и вернемся к нему позже.

Кстати создать маску в форме модели после такой обработки нам будет очень просто: в качестве заготовки маски мы возьмем наш яркостной канал (после того как мы применили кривые, он стал высококонтрастным), применим его в качестве маски к пока что единственному нашему слою с кривыми и доработаем.

Alt+кликнем на полученную маску, чтобы видеть ее, воспользуемся Levels (уровнями) и увеличим контраст таким образом, чтобы человек на фото стал абсолютно черным, а все остальное - белым.

Теперь возьмем инструмент Lasso (лассо), в один быстрый росчерк выделим модель, перевернем выделение Ctrl+Shift+I или Select -> Inverse (Обратить) и зальем весь мусор белым. В завершение доработки маски размоем ее, чтобы побороться с пиксельным шумом по краям высококонтрастных объектов, сделать это можно простым фильтром размытия по Гауссу - Filter -> Blur -> Gaussian Blur, или просто подвинув ползунок Feather (Растушевка) в панели масок. На этом этапе важно не переборщить, иначе вместо мягкого перехода, могут появиться ореолы.

В итоге, после применения слоя кривых и маски, наша картинка будет выглядеть так:

Как видно после поднятия общего контраста правая скала и портретируемый выглядят слишком темно и несколько плоско (последнее объясняется тем, что свет на них падает практически только отраженный). Повысим яркость и контраст скалы и модели. Снова создадим корректирующий слой кривых и снова будем работать в канале lightness (Яркость), двигая влево ползунок точки белого. Насколько сильно повышать яркость в данном случае будем решать, смотря не на всю картинку, а только на правую скалу, т.к. именно для коррекции её яркости и контраста мы делаем эту операцию.

Теперь для получения желаемого результата, то есть для того, чтобы наше последнее действие влияло в кадре только на скалу и модель, нам нужно всё, кроме этих двух объектов, закрыть черной маской. И для ее создания у нас опять уже почти все готово. В качестве заготовки маски мы снова возьмем канал lightness (Яркость) результирующей картинки,

инвертируем его и

увеличим контраст нашей будущей маски уровнями, так, чтобы черное стал совсем черным, фигура модели стала абсолютно белой, а скала - белой большей частью.

Теперь, как и в прошлый раз, при помощи инструмента Lasso (лассо) быстро выделим всё лишнее (то есть, все, кроме фигуры модели, правой скалы, и, возможно, камня рядом с моделью), после чего зальем черным и также, как уже делали ранее, размоем полученное очень небольшим радиусом фильтром Filter -> Blur -> Gaussian Blur (размытие по Гауссу) или передвижением ползунка Feather (Растушевка) на панели масок. Также мне захотелось закрыть маской часть скалы справа внизу для большего сохранения общих макрообъемов кадра, что было сделано при помощи обычной черной мягкой кисти большого радиуса. После всех этих несложных манипуляций в результате мы получили маску вида:

Таким образом, после применение второй кривой и полученной маски наше изображение на данном этапе выглядит так:

Третьим и последним шагом при работе с контрастом и яркостью мы прорисуем объемы и поднимем контраст неба и фона. Создадим еще один корректирующий слой кривых и изогнем кривую в яркостном канале так, чтобы она оказалась максимально вертикальной для тональной зоны, соответствующей небу и песку. В результате мы тут же получим изображение с прекрасной детализацией барханов и градиентом неба, которое к тому же, как видно уже в который раз, послужит прекрасной заготовкой для будущей маски.

В данном случае нам бы хотелось создать такую маску, чтобы места, соответствующие небу и барханам на фотографии были на ней [маске] светлыми, а фигура модели и скалы - черными, также черной на маске бы хотелось сделать зону слева от фигуры, где столь сильное изменение яркости и контраста приводит к пересвету (цвет песка на фотографии в этом месте сохраняется как раз из-за того, что мы работаем в пространстве LAB, - при работе в цветовой модели RGB здесь был бы чисто белый).

Канал lightness (Яркость) на данном этапе выглядит так:

Как видно, фигура модели и правая скала уже и так уже черные, как нам того и хотелось, зона, соответствующая небу и барханам светлая - тоже хорошо (с деталями маски в светлых зонах мы на этот раз бороться не будем, иначе на результирующей картинке эти места станут слишком контрастными), а вот с зоной слева от модели (она абсолютно белая) и с левой скалой (получилось, что она пестрая и контрастная) - проблемы. Решать эти проблемы можно по-разному, можно пытаться комбинировать и смешивать каналы, изменять контраст заготовки и искать подходящий режим наложения...

Я же предлагаю использовать в данном случае наиболее быстрый (учитывая, что зона с левой скалой чрезвычайно пестрая и контрастная, но с явной границей, кстати как и зона пересвета слева от модели) способ.

Начнем с того, что выделим левую скалу и зону слева от модели при помощи инструмента Quick Selection Tool (Быстрое выделение), затем для более точного и аккуратного результата воспользуемся функцией уточнения границы Refine Edge. Из полученного выделения создадим маску для нашего слоя с кривыми и инвертируем её.

Не стоит бояться каких-то небольших неточностей или полупрозрачностей на текущем этапе работы с маской (кстати, их в принципе не стоит бояться до тех пор, пока мы не начали заниматься коллажированием), часть из них уйдет после следующего шага, часть мы размоем при борьбе с пиксельным шумом маски, и та мизерная часть, что останется, ничуть не страшна для наших целей.

Теперь для завершения работы по созданию маски нам к нашей текущей заготовке нужно добавить информацию канала lightness (Яркость) с затемняющим эффектом (чтобы черные детали не изменились, а на всю белую зону наложилась картинка из канала lightness (Яркость)).

Убедившись, что маска активна, воспользуемся функцией Image -> Apply Image (Внешний канал). В качестве применяемого слоя (Layer) выберем Merged (то есть, тот вариант картинки, который мы видим), в качестве канала (Channel) - Lab или Lightness (Яркость), так как мы работаем в LAB-пространстве, в данном случае это одно и тоже, режим наложения нам подойдет Multiply (Умножение) или Darken (Замена тёмным).

После нажатия на OK наша маска примет следующий вид:

Нам останется лишь чуть-чуть подвинуть точку черного, чтобы скрыть границу, возникшую по левой границе фигуры модели и какие-то небольшие детали на правой скале и, как мы уже делали дважды до этого - чуть-чуть подразмыть маску. На свой вкус, я также чуть затемнил маску в целом ползунком гаммы и мягкой полу прозрачной черной кистью дополнительно затемнил зону справа от фигуры модели, чтобы визуально она стала чуть менее детализирована и меньше отвлекала взор зрителя от, на самом деле, более интересных модели и барханов на заднем плане.

Этим мы закончили работу с яркостью и контрастом пейзажа, осталось поработать с цветом и моделью. Результат и структура слоев на данном этапе выглядят следующим образом:

Цветокоррекция пейзажа: увеличение насыщенности и «растаскивание/разгон» цветов

Работу с цветом начнем с поднятия общей насыщенности кадра, для этого создадим очередной слой кривых и одинаково увеличим контраст каналов «a» и «b», сдвинув точки черного и белого для каждого из них к центру.

Чтобы не слишком увеличивать насыщенность фигуры модели на фото, скопируем на данный слой кривых маску, которую создали в самом начале для нашей первой коррекции. Просто Alt+перетащим её, чтобы получить копию. Но полностью убирать эффект увеличения насыщенности с модели я не хочу (получится разбаланс фото по насыщенности), поэтому ослаблю её на 60%, подвинув ползунок Density (плотность) в панели настроек маски.

В результате получим:

В общем-то по цвету здесь можно было бы остановиться, если бы нашей целью было просто чуть подправить фотографию до презентабельного вида, но мне захотелось добавить в фотографию дополнительных цветов, сделать ее более яркой и действительно запоминающейся, возможно, даже напоминающей чем-то кадр из фильма. Главным образом, мне хотелось, чтобы цвет песка несколько заиграл, стал слегка отсвечивать более холодным оттенком вдали на барханах, как если бы небо давало на него небольшой цветовой рефлекс, и вместе с тем в каких-то других местах, ближе к нам, стал «потеплее», тоже и со скалами, захотелось, чтобы они стали чуть поразнообразнее и интереснее по цвету.

На самом деле все эти цветовые переходы уже есть в фотографии нам нужно лишь усилить их так, чтобы они стали видимы, в чем нам и поможет работа в цветовом пространстве LAB.

Воспользуемся достаточно известным «Марсианским» методом, предлагаемым Дэном Маргулисом для «разгона/растаскивания» цветов и проявления дополнительных, «скрытых» оттенков. Создадим еще один слой кривых, воспользуемся «пальчиком» и, найдя в песке (ведь именно в нем мне больше всего хочется «разогнать» цвета) наиболее нейтральное по цвету и яркости (относительно песка) место Ctrl+Shift+Кликнем, поставив, таким образом, точку на кривой в каждом из каналов. Теперь в каналах «a» и «b» будем передвигать ползунок черного или белого (в зависимости от того, к какому ближе окажется точка) к центру гистограммы, примерно к её подножию (с противоположной стороны кривая к этому времени сольётся с границей рабочей области примерно на четверть).

В результате наших манипуляций получим совершенно ядовитые, инопланетные, но, вместе с тем, очень интересные цвета. Чтобы результат можно было использовать, уменьшим Opacity (Непрозрачность) нашего текущего слоя с кривыми до 18%, а на сами кривые скопируем всю ту же нашу маску с самого первого слоя.

Наша фотография и структура слоев на текущем шаге:

Цветовая и тоновая коррекции фигуры модели

Теперь, когда с пейзажем мы полностью закончили, перейдем к модели. Тут все будет достаточно быстро. Маска для фигуры модели у нас уже готова, поэтому создав очередной слой с кривыми, просто скопируем ее с предыдущего слоя и инвертируем. Кривая тоновой коррекции в канале lightness (Яркость) будет максимально простой, по сути просто вернем контраст области модели, передвинув ползунок точки белого (на свой вкус, я потом еще чуть подтянул кривую вниз в центральной зоне).

С цветом будет чуть интереснее, в процессе работы можно переборщить, поэтому, чтобы была возможность уменьшить непрозрачность, создадим еще один слой с кривыми, скопируем маску с предыдущего слоя и произведем в каналах «a» и «b» следующие манипуляции: увеличим контраст, сдвинув ползунки точки черного и белого равномерно к центру (в каждом из каналов) и создав точку по центру кривой (также в каждом из каналов), будем чуть сдвигать ее влево и вправо таким образом, чтобы нам понравился тон цвета, также, т.к., на мой взгляд, изначально он достаточно сильно краснит, в канале «b» подвинем, ползунок точки черного дополнительно чуть ближе к центру, чтобы кривая в правой части, чуть прогнулась к верху и фигура модели (а в первую очередь - лицо) стала чуть желтее.

Как и прогнозировалось, результат оказался чуть более насыщенным, чем мне хотелось бы, поэтому убавим Opacity (Непрозрачность) данного слоя до 77%.

Оценивая результат, я пришел к выводу, что, учитывая, что фигура модели освещена исключительно отраженным светом, с контрастом и яркостью я также переборщил, поэтому сгруппируем (Ctrl+G) два слоя, отвечающие за коррекцию модели, и уменьшим непрозрачность полученной группы до 80%. Делается это для того, чтобы непрозрачность слоя кривых, отвечающих за цвет также уменьшилась в уже установленной пропорции к коррекции яркости и контраста).

В итоге на текущем шаге получим следующий результат и структуру слоев:

Борьба с шумом и пара слов о работе со smart-объектами

Теперь, когда фотографию можно считать готовой, осталось сделать пару завершающих штрихов: побороться с шумом, проявившимся в ходе увеличения контраста, насыщенности и «разгона/растаскивания» цветов (все-таки внутрикамерный JPEG есть внутрикамерный JPEG), дополнительно усилить градиент на небе и еще немного «растащить/разогнать» цвета на скалах. Последнее, хочу заметить, стоит делать уже после борьбы с шумом, так как иначе он станет еще сильнее, и бороться с ним без сильной потери качества и детализации фотографии будет уже сложно.

Для борьбы с шумом нам потребуется использовать фильтр-шумодав, встроенный в Adobe Photoshop, или плагин стороннего производителя. Так или иначе использовать фильтры мы можем либо применительно к слою (что было бы крайне нежелательно, ведь мы хотим, чтобы алгоритм нашей обработки был недеструктивным, полностью обратимым и перенастраиваемым), либо к смарт-объекту, что мы и сделаем.

Выделим все наши слои, включая фоновый, кликнем на них правым кликом и выберем Convert to Smart Object (Конвертировать в смарт-объект).

После этого уже непосредственно для борьбы с шумами воспользуемся фильтром-плагином Imagenomic Noiseware Professional. В качестве пресета выберем Landscape (пейзаж), т.к. именно пейзаж занимает большую часть нашей фотографии и т.к. этот пресет сохраняет максимум полезной мелкой детализации.

На мой вкус, фильтр при использовании базовых установок пресета, все же, слишком сильно борется с шумом, поэтому можно либо настроить его более точно (у Noiseware Professional множество настроек), либо просто убавить интенсивность его воздействия.

Для этого два раза кликнем на значок справа от названия нашего фильтра и в появившемся меню зададим значение Opacity (Непрозрачность) в районе 70%.

Хочу заметить, что в данном конкретном случае альтернативным способом уменьшить интенсивность воздействия фильтра можно было бы также с помощью использования маски smart-фильтров, однако в случае применения к smart-объекту большего числа фильтров, чем один, она будет уменьшать интенсивность воздействия для всех них одинаково. В отличие от этого описанный выше метод позволяет задать Opacity (Непрозрачность), а при необходимости, и режим наложения индивидуально для каждого фильтра, примененного к smart-объекту.

В итоге, после шумоподавления результат на данном этапе выглядит так:

Финальная цветокоррекция

Теперь все, что нам осталось, перед тем как сохранить итоговый готовый вариант фотографии на диск (кстати, хотя в новых версиях Photoshop и есть функция автосохранения, не забывайте периодически сохраняться вручную), - это, как мы и собирались еще чуть-чуть дополнительно усилить насыщенность и «растащить/разогнать» цвета на скалах.

Как и в прошлый раз, для решения этой задачи, создав корректирующий слой Curves (Кривые) воспользуемся «Марсианским» методом. Разница будет лишь в том, что, т.к. я не хочу очень сильно увеличивать насыщенность красно-зеленой гаммы, в канале «a» наши изменения будут чуть более мягкими, и точку белого в нем мы подвинем лишь чуть-чуть, не дожидаясь, пока кривая коснется границы рабочей области с противоположной стороны.

В результате мы получим вот такую, и впрямь, инопланетную картину:

Для того чтобы сконцентрировать действие данной коррекции на скалах и усилить цветовой градиент на небе создадим маску. При помощи инструмента Quick Selection Tool (Быстрое выделение) выделим скалы, немного уточним границы полученного выделения функцией Refine Edge (Уточнение границы). После этого перевернем выделение Ctrl+Shift+I или Select->Inverse (Обратить) и, сделав пока что все еще белую маску нашего слоя с кривыми активной, воспользуемся функцией Image->Apply Image (Внешний канал). Параметры настроем таким образом, чтобы в зоне нашего выделения появился фрагмент канала lightness (Яркость) нашей итоговой картинки.

Теперь чтобы сделать фигуру модели совершенно черной и проявить градиент на небе, воспользуемся уровнями.

Сбросим выделение Ctrl+D или Select->Deselect (Сброс выделение). Чтобы фотография в итоге выглядела гармонично, наш корректирующий слой должен все же немного действовать и на модель, поэтому уже привычным нам инструментом быстрого выделения Quick Selection Tool прямо на маске выделим фигуру модели (сделать это будет чрезвычайно легко, настолько она контрастна), вновь воспользуемся уровнями, чуть приподнимем уровень черного и сделаем, таким образом, фигуру модели на маске чуть светлее, после чего не забудем сбросить выделение.

Опционально (это уже так критично, т.к. мы работаем уже с цветом, а не с яркостью/контрастом, но все же желательно) маску так же, как и до этого, можно чуть подразмыть фильтром размытия по Гауссу Filter->Blur->Gaussian Blur или чуть подвинув ползунок Feather (Растушевка) в панели масок.

Завершающим этапом уменьшим Opacity (Непрозрачность) нашего слоя корректирующего слоя, так чтобы интенсивность воздействия была умеренной и результат нам нравился, в моем случае - до 22%.

Финальный результат:

Вот такой эффектный результат у наc получился: мы практически «никакой» фотографии вернули контраст и яркость, аккуратно проработали детали, увеличили общую объемность кадра и насыщенность цветов, а также добавили драматизма и сделали цвета скучной пустыни более выразительными и интересными.

Тех, кому вдруг показалось, что все это очень долго, спешу удивить, что на подобную обработку кадра при должной сноровке тратится не более 10-15 минут и это еще при том, что основное время мы тратим на размышления о том, что мы собственно хотим сделать с кадром.

Ну а тех, кому подобный материал пока что еще кажется слишком сложным, обрадую, что ближайшие несколько статей будут чуть-чуть короче, капельку попроще, и, конечно, вы обязательно сможете использовать полученные знания и приемы при обработке своих фотографий!

, цветокоррекция , LAB
Дата: 2013-09-01 | Просмотров: 42419

Продолжаем знакомство с методами коррекции изображений в цветовом пространстве Lab. Урок имеет сугубо практическую направленность, поэтому не буду давать подробных объяснений на тему: как и почему работает тот или иной прием. Желающим изучить теоретические аспекты и более сложные методы рекомендую проштудировать труды знаменитого гуру в области цветокоррекции Дэна Маргулиса.

А мы приступим к уроку. Изучив его, вы будете тратить на коррекцию подобных снимков не более 2-3 минут, а если сделаете экшен, то несколько секунд.

Шаг 1

Открываем изображение, которое мы хотим подвергнуть коррекции. В данном случае это пейзажный снимок.

Анализируем изображение. Как видим, нужно увеличить динамический диапазон яркости, то есть проявить больше деталей в тенях и слегка затемнить светлые области. Далее я бы сделал небо более голубым, увеличил цветовые вариации воды, зелень также можно сделать более сочной и разнообразной по оттенкам. И финальным шагом будет двухступенчатое повышение резкости.

Поскольку фото сделано при ярком солнечном свете, можно не волноваться по поводу усиления цветовых шумов при цветокоррекции. Однако, в других случаях это нужно иметь ввиду. Итак, первым делом дублируем слой, нажав CTRL+J.

Шаг 2

Переводим наше фото в режим Lab . Это выполняется командой Изображение - Режим - Lab (Image - Mode - Lab).

Выбираем дубликат слоя. Затем переходим в палитру Каналы (Channels) и выбираем канал Яркость (Lightness).

Затем, щелкнем по глазику канала Lab , чтобы увидеть изображение в цвете.

Я выполняю это нажатием двух комбинаций клавиш CTRL+1 и ~ , что значительно быстрей. В версии CS4 комбинации клавиш будут другие: CTRL+3 и ~.

Шаг 3

Применяем команду Изображение - Коррекция - Света/Тени (Image - Adjustment - Shadows/Highlights). Мы не случайно выбрали в шаге 2 канал Яркость. Теперь команда будет применяться только к нему, а так как информация о цвете и контрасте в режиме Lab находится в разных каналах, мы избежим увеличения цветовых шумов и появления цветовых артефактов.
Настройки в каждом конкретном случае будут различные, потренируйтесь и быстро поймете, как и в каких случаях поступать.

Шаг 4

Теперь займемся цветом. Каналы а и b в цветовой модели Lab смогут дать нам сколько угодно цвета, даже такого, который невозможно отобразить на мониторе и который не существует в природе. Воспользуемся методом наложения каналов с помощью команды Внешний канал (Apply Image). Выбираем канал «а» в палитре каналов, аналогично шагу 2. Переходим в меню Изображение - Внешний канал (Image - Apply Image). Выбираем режим наложения Перекрытие (Overlay) или Мягкий свет (Soft Light).

Шаг 5

Выбираем канал « и также накладываем его сам на себя в режиме Перекрытие .
Не забываем о том, что мы можем варьировать значением Прозрачности (Opacity) в диалоговом окне данной команды. Вот полученный результат после операций с каналами.

Примечание: можно также воспользоваться командой Кривые (Curves) и построить кривые «а» и « по контрольным точкам. Этот метод дает широчайшие возможности, но требует серьезной подготовки.

Шаг 6

Не волнуйтесь насчет чрезмерной насыщенности цветов. Нужно всего лишь понизить непрозрачность слоя. Я остановился примерно на 30% , у вас это значение может быть другим.

Шаг 7

Теперь принимаемся за повышение резкости. Делать мы это будем не совсем обычным способом, в два этапа. На первом этапе повышается резкость и контраст крупных областей изображения, на втором - прорабатываются мелкие детали. Для начала проверим в палитре каналов, выбран ли у нас канал Яркость. Переходим в меню Фильтр - Резкость - Контурная резкость (Filter - Sharpen - Unsharp mask). Сдвигаем ползунки Эффект (Amount) и Радиус (Radius) вправо до конца. Получилось невесть что, но так и нужно.

Теперь, начинаем уменьшать значения Радиуса до появления четких переходов между относительно крупными объектами, но не допуская проявления мелких деталей.

Именно поэтому данный метод имеет английскую аббревиатуру HIRALOAM (High Radius - Low Amount). Достигнув оптимального значения, увеличиваем значение Порога (Threshold), чтобы исключить действие команды на мелкие детали.

Шаг 8

Повышаем резкость мелких деталей изображения. Применяем ту же команду Контурная резкость, но уже в стандартном варианте.

А вот окончательный результат.

К сожалению при таком размере рисунка трудно оценить результаты повышения резкости, но уверяю, они вас порадуют. В следующих уроках мы продолжим знакомство с цветовым пространством Lab.

Желаю всем творческих успехов!

Более известным и распространенным является пространство CIELAB (точнее, CIE 1976 L*a*b*). Любой цвет в Lab определяется яркостью (Lightness), которая лежит в диапазоне от 0 (черный) до 100 (белый); и двумя хроматическими компонентами: , который изменяется от зеленого до красного, и , изменяющимся от синего до желтого в диапазоне . Яркость в модели Lab полностью отделена от цвета. Это делает модель Lab удобной для регулировки контраста, резкости и других тоновых характеристик изображения. Модель Lab является трехканальной. Ее цветовой охват чрезвычайно широк и соответствует видимому цветовому охвату для стандартного наблюдателя.

Цветовое пространство рассчитываются относительно определенного значения точки белого. Если значение точки белого дополнительно не указывается, подразумевается, что значения Lab рассчитаны для стандартного осветителя D50. Для расчета компонент цветовой системы Lab используются следующие соотношения:

Значения , и – это координаты белого цвета в CIE XYZ, которые имеют следующие значения , и .

Рисунок 6 – Цилиндрическое представление пространства CIELab

Пространство Lab широко используется в задачах обработки изображений, поскольку оно моделирует восприятие цвета человеком.

Цветовое пространство YСrCb

С появлением цветного телевидения, с целью уменьшения полосы частот для передачи цветного телевизионного сигнала было разработано цветовое пространство YCrCb. В этом пространстве используется три компоненты – компонента яркости Y и две хроматические компоненты: хроматический красный – Cr и хроматический синий – Cb. Сегодня система YCrCb используется не только для передачи и кодирования цветных изображений. Она, также, используется для хранения и воспроизведения цифровых изображений с использованием формата JPEG, а также у медиаформатах MPEG, также в системах реставрации изображений при преобразованиях яркости. При этом преобразованию подлежит лишь компонента яркости, а хроматические компоненты остаются неизменными. В рекомендациях International Telecommunication Union Radiocommunication Sector (ITU-R), а именно ITU-R ВТ.601 и ITU-R ВТ.709 предвидены преобразования с цветного пространства sRGB у YCrCb и обратное преобразования, которые имеют следующий вид

– прямое преобразование ITU-R ВТ.601

,

– обратное преобразование ITU-R ВТ.601

.

– прямое преобразование ITU-R ВТ.709

,

– обратное преобразование ITU-R ВТ.709

.

где r, g, b – это компоненты цветового пространства sRGB.

Цветовое пространство HSV

Пространство HSV (Hue Saturation Value – Тон Насыщенность Величина) основано на субъективном восприятии цвета человеком. В цветовом пространстве модели HSV используется цилиндрическая система координат, а множество допустимых цветов представляет собой шестигранный конус, поставленный на вершину.

Основание конуса представляет яркие цвета и соответствует V = 1. Однако цвета основания V = 1 не имеют одинаковой воспринимаемой интенсивности. Тон (H) измеряется углом, отсчитываемым вокруг вертикальной оси OV. При этом красному цвету соответствует угол 0°, зелёному – угол 120° и т. д. Цвета, взаимно дополняющие друг друга до белого, находятся напротив один другого, т. е. их тона отличаются на 180°. Величина S изменяется от 0 на оси OV до 1 на гранях конуса.

Конус имеет единичную высоту (V = 1) и основание, расположенное в начале координат. В основании конуса величины H и S смысла не имеют. Белому цвету соответствует пара S = 1, V = 1. Ось OV (S = 0) соответствует ахроматическим цветам (серым тонам).

Процесс добавления белого цвета к заданному можно представить как уменьшение насыщенности S, а процесс добавления чёрного цвета – как уменьшение яркости V. Основанию шестигранного конуса соответствует проекция RGBкуба вдоль его главной диагонали.

Рисунок 7 – Цветовое пространство HSV

Для преобразования из цветного пространства RGB в HSV используются следующие соотношения:

Для обратного преобразования используются следующие соотношения:

В компьютерной графике компоненты S и V принято представлять целым числом в диапазоне от 0 до 255, вместо – . При целочисленном кодировании для каждого цвета в HSV есть соответствующий цвет в RGB. Однако обратное утверждение не является верным: некоторые цвета в RGB нельзя выразить в HSV так, чтобы значение каждого компонента было целым.

Цветовое пространство HSL

Еще одним примером пространства, построенного на интуитивных понятиях тона насыщенности и яркости, является пространство HSL (Hue, Saturation, Lightness). Здесь множество всех цветов представляет собой два шестигранных конуса, поставленных друг на друга (основание к основанию).

Цветовая модель Lab была разработана Международной комиссией по освещению (CIE) с целью преодоления существенных недостатков вышеизложенных моделей, в частности она призвана стать аппаратно независимой моделью и определять цвета без оглядки на особенности устройства (сканера, монитора, принтера, печатного станка и т. д.).

Такую модель предпочитают в основном профессионалы, так как он совмещает достоинства как CMYK, так и RGB, а именно обеспечивает доступ ко всем цветам, работая с достаточно большой скоростью.

На вопрос, почему же такой моделью пользуются в основном профессионалы, можно ответить лишь то, что она отличается несколько необычным и непривычным построением, и понять принцип ее действия порой несколько сложнее описанных ранее.

Построение цветов здесь, так же как и в RGB, базируется на слиянии трех каналов. На этом, правда, все сходство заканчивается.

Название она получила от своих базовых компонентов L , a и b . Компонент L несет информацию о яркостях изображения, а компоненты а и b – о его цветах (т. е. a и b – хроматические компоненты). Компонент а изменяется от зеленого до красного, а b – от синего до желтого. Яркость в этой модели отделена от цвета, что удобно для регулирования контраста, резкости и т.д. Однако, будучи абстрактной и сильно математизированной, эта модель остается пока что неудобной для практической работы.

Lab нашел широкое применение в программном обеспечении для обработки изображений в качестве промежуточного цветового пространства, через которое происходит конвертирование данных между другими цветовыми пространствами. Благодаря характеру определения цвета в Lab возможно отдельно воздействовать на яркость, контраст изображения и на его цвет. Это позволяет ускорить обработку изображений, например, при допечатной подготовке. Lab предоставляет возможность избирательного воздействия на отдельные цвета в изображении, усиления цветового контраста, также очень важными являются возможности, которые Lab предоставляет для борьбы с шумом на цифровых фотографиях.

Поскольку все цвтовые модели являются математическими, они легко конвертируются одна в другую по простым формулам. Такие конверторы встроены во все "приличные" графические программы.

Перцепционные цветовые модели

Для дизайнеров, художников и фотографов основным инструментом индикации и воспроизведения цвета служит глаз. Этот естественный «инструмент» обладает цветовым охватом, намного превышающим возможности любого технического устройства, будь то сканер, принтер или фотоэкспонирующее устройство вывода на пленку.

Как было показано ранее, используемые для описания технических устройств цветовые системы RGВ и СМYК являются аппаратнозависимыми. Это значит, что воспроизводимый или создаваемый с помощью них цвет определяется не только составляющими модели, но и зависит от характеристик устройства вывода.

Для устранения аппаратной зависимости был разработан ряд так называемых перцепционных (иначе – интуитивных) цветовых моделей. В их основу заложено раздельное определение яркости и цветности. Такой подход обеспечивает ряд преимуществ:

    позволяет обращаться с цветом на интуитивно понятном уровне;

    значительно упрощает проблему согласования цветов, поскольку после установки значения яркости можно заняться настройкой цвета.

Прототипом всех цветовых моделей, использующих концепцию разделения яркости и цветности, является НSV–модель. К другим подобным системам относятся НSI, НSB, НSL и YUV. Общим для них является то, что цвет задается не в виде смеси трех основных цветов – красного, синего и зеленого, а определяется путем указания двух компонентов: цветности (цветового тона и насыщенности) и яркости.

Многие из нас в той, или иной степени используют при обработке возможности цветового пространства Lab.
А слышали о нём практически все.

Многие знают, что в Lab можно повышать резкость изображения только в яркостном канале, избегая появления цветовых артефактов шарпа.
Что манипулируя цветовыми каналами в инструменте Curves, можно разделять близкие цветовые оттенки и нелинейно воздействовать на цветовую насыщенность.
Что весьма полезно.

Сегодня я опишу ещё один, менее распространённый и очевидный способ манипуляций с цветом в пространстве Lab.

Попутно мы вспомним концепцию многослойного неразрушающего редактирования изображений, применение команды Apply Image, а также работу со Smart-объектами.

Урок создан на примере Photoshop CS 6. Некоторые нюансы интерфейса в предыдущих версиях могут не работать, либо отличаться.

На рис. 01 изображена очаровательная модель, которой делают макияж на конкурсе маникюра, в рамках выставки "Estet Beauty Expo 2012" в Киеве.

рис. 01.

Проанализируем картинку.
Цветовое пространство - sRGB.
Общий цветовой баланс меня удовлетворяет. Его трогать не будем.
Специфика освещения такова, что цвет лица девушки получился достаточно бледным, а на правой (относительно нас - левой) части её лица присутствуют синеватые рефлексы.

Задача на обработку: устранить или ослабить холодные рефлексы слева, деликатно усилить насыщенность и разнообразие цветовых оттенков лица.

Определимся с порядком операций.
Как правило, если мы хотим осуществить некое воздействие на цвет изображения в целом, предварительно следует устранить локальные недостатки.
Поэтому сначала займёмся рефлексами.

1. Для их устранения используем режим наложения Color.
Концепция неразрушающего многослойного редактирования требует, чтобы:

Исходник оставался нетронутым.
- каждая операция оформлялась в виде отдельного слоя, название которого полностью описывает данную операцию.
- вся обработка сохранялась в виде многослойного PSD-файла.

Можно выделить три области, подлежащие коррекции на данном этапе, которые несколько различаются между собой по характеру и требуемой степени изменения цвета.

Это:
1. правая скула и щека девушки;
2. подбородок;
3. шея.

В силу этого для каждой из них будем создавать отдельный слой.

Покажу это детально на примере первой области.

рис. 02. Над нижним слоем с исходником создадим пустой слой, задав для него режим наложения Color:

В соответствии с концепцией многослойного редактирования, назовём этот слой "скула и щека".
Нажав клавишу [B], выберем инструмент кисть (brush), и зададим для него очень низкую интенсивность воздействия (Opacity = 3%):

Существенно облегчает нашу работу тот факт, что образец цвета для окрашивания правой щеки девушки мы можем взять с её же левой щеки.
Для этого, нажав и удерживая клавишу (курсор при этом приобретёт вид пипетки), щёлкнем по той части лица, цвет которой хотим взять за образец:

рис. 04.

Осталось выставить остальные параметры кисти: Hardness (жёсткость краёв) и размер.
Для этого, при активном инструменте Brush, делаем правый клик.
Открывается окно:

рис. 05.

Для нашего случая я бы выбрал мягкую кисть: величина Hardness около 30%.
А вот размер кисти в данном окне выставлять не стоит, т.к. этот способ начисто лишён наглядности.

Размер кисти можно изменять клавишами "[" (уменьшение), и "]" (увеличение).
При этом результат можно визуально соотносить с областью, которую предстоит обрабатывать:

рис. 06.

По рис. 06 видно, что при переходе в нижнюю часть области, ближе к кончику носа, размер кисти придётся уменьшать.

Есть ещё один наглядный способ изменять размер кисти (кажется, он появился только в CS6).
Если, удерживая нажатыми одновременно и правую кнопку мыши, двигать мышью в произвольном направлении, то размер кисти будет меняться.
На экране при этом виден не только сам кружок кисти, но и цифровые значения его параметров:

рис. 07.

Работая мягкой кистью, и меняя её размер в соответствии с размером обрабатываемого участка, закрашиваем целевую область.
В данном случае это - правые скула и щека девушки.

Степень внесённой коррекции контролируем "промигиванием" слоя "скула и щека" (рис. 02).
Заканчиваем обработку тогда, когда внесённые изменения несколько сильнее , чем следует.

Аналогично обрабатываем оставшиеся две области: подбородок и шею.
Для каждой из них создаём отдельный слой с режимом наложения Color и соответствующим названием.

Когда все три области обработаны, объединяем эти слои в группу, которую называем "Skin_color_correct_brush".
Упоминаем в названии кисть, т.к. далее будем корректировать цвет уже без ее применения.

Промигивая три созданных слоя по отдельности, регулируем их относительную непрозрачность, добиваясь гармоничного результата.
Последним шагом данного этапа коррекции будет подбор непрозрачности всей группы слоёв в целом.

рис. 08.

Я советовал заканчивать "окраску" каждого участка с некоторым перебором, так как итоговая регулировка непрозрачности отдельных слоёв позволит гармонизировать результат.

Ещё один полезный совет: для изменения многих параметров в Photoshop предусмотрены окошки, при щелчке по которым появляется ползунок и цифра, индицирующая текущее значение параметра.
Но пользоваться ими неудобно: нужно сначала прицельно открыть окошко, затем захватить мышью ползунок.

В этих случаях лучше поступать по другому.
Продемонстрирую сказанное на примере установки непрозрачности группы "Skin_color_correct_brush".
Вместо того, чтобы открывать окошко регулировки величины Opasity, можно поместить курсор на само название параметра.
При этом курсор изменит вид, как показано на рис. 09:

рис. 09.

После этого, нажав и удерживая нажатой левую кнопку мыши, регулируем величину непрозрачности движениями мыши влево и вправо.
Цифра в окошке показывает текущее значение параметра.

На этом первый этап нашей коррекции - устранение холодных рефлексов на правой стороне лица девушки, можно считать законченным.

2. Переходим ко второму этапу: деликатно усилить насыщенность и разнообразие цветовых оттенков лица.

Поскольку для решения задачи предполагается посещение цветового пространства Lab, то посвятим ему несколько строчек:

1. в Lab информация о яркости и цвете полностью разделена
2. информация о цвете, в отличие от RGB, кодируется не 3-мя, а 2-мя цифрами: "a" и "b".
3. яркость (L) и вовсе определяется одной цифрой (в процентах, от 0 до 100)
4. все нейтральные объекты имеют в Lab цветовые координаты a=0 и b=0, что весьма удобно при анализе.

Представление цвета в Lab организовано таким образом: цветовая плоскость образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цветовых осей: "a" и "b".
Каждая из них отвечает за соотношение в итоговом цвете двух противоположных (оппонирующих) оттенков:

Ось "a" - за соотношение Magenta и Green;
- ось "b" - за соотношение Yellow и Blue.

В этих парах первые: (Magenta и Yellow), соответствуют положительным значениям (тёплые оттенки).
Вторые: (Green и Blue) - отрицательным (холодные оттенки).

рис. 10.

Нейтральному соответствует только точка пересечения этих осей.
Начало отсчёта - "0", находится посередине, а "краевые" значения цвета: -128 для "холодных" оттенков, и +127 - для "тёплых" оттенков.

Мы планируем использовать некоторые свойства Lab, но наше изображение пока находится в sRGB.
Как же быть?

Первое, что приходит в голову - конвертировать изображение в Lab командой Edit → Convert to Profile... , задав в качестве целевого пространства Lab.
Более того, в данном конкретном случае можно так и поступить.

Но нас интересуют общие подходы, по возможности, не привязанные к конкретному примеру.
Конвертация из одного пространства в другое влечёт за собой исчезновение корректировочных слоёв.
Скажем, если бы мы на первом этапе применили Curves, Levels или Color Balance, то при конвертации в Lab Photoshop "съел" бы эти слои.
Картинка при этом не изменится, т.к. их влияние на изображение будет учтено при конвертации.

Однако, концепция многослойного неразрушающего редактирования не допускает исчезновения слоёв, т.к. каждый слой - это отдельный шаг обработки, который должен быть обязательно сохранён.
Поэтому, в общем случае, непосредственная конвертация из одного пространства в другое - недопустима.

Это противоречие решается благодаря применению т.н. Smart-объектов, о которых я .
Кому лень ходить по ссылке: Smart-объект - это файл в файле.
Внутри него мы можем конвертировать что угодно и во что угодно. Это никак не нарушит структуру основного PSD-файла.
Результат этой "внутренней" коррекции автоматически будет передан во внешний PSD-файл, причём Photoshop самостоятельно приведёт его к цветовому пространству внешнего файла.

Чтобы создать нужный нам Smart-объект, создадим над уже имеющейся структурой слоёв (см. рис. 09) ещё один, который является суммой всех, ранее созданных.
Для этого, сделав активной группу "Skin_color_correct_brush" (см. рис. 09), нажав и удерживая нажатым , через меню выполним команду Layer → Merge Visible .
Над нашей послойной структурой возникнет новый, суммарный слой, который мы назовём "merged layer":

рис. 11.

Осталось превратить его в Smart-объект.
Через меню выполним команду: Layer → Smart Objects → Convert to Smart Object .
Верхний слой структуры будет конвертирован в Smart Object, что отобразится в палитре Layers следующим образом:

рис. 12.

Двойной щелчок по верхнему слою откроет его, как новый файл, в котором на данный момент есть только один слой: "merged layer".
Теперь можем спокойно конвертировать его в пространство Lab: Edit → Convert to Profile... , задав Lab в качестве целевого пространства.
Всё подготовлено для дальнейшей коррекции.

Теперь давайте пофантазируем, что будет, если в Lab наложить цветовые каналы сами на себя в режиме Overlay?

Для тех, кто "не в теме", звучит достаточно бредово. Но давайте попробуем разобраться.

Цветовой канал в Lab - это Ч/Б изображение, практически всегда малоконтрастное.
Нейтральные для данного канала пикселы имеют я нём яркость 128.
Тёплые тона - будут ярче среднего значения 128, а холодные - темнее:

рис. 13.

рис. 14.

Что же будет, если наложить такой канал сам на себя в режиме наложения Overlay?
И как это скажется на нашем изображении?

Интересующее нас наложение на понятном почти всем языке кривых, выглядит так:

рис. 15.

Для тех, кому всё же непонятно, озвучу график словами.
Итак, при наложении картинки самой на себя в режиме Overlay происходит следующее:

1. Пикселы, имевшие яркость 128, останутся без изменений.
Учитывая специфику Lab, это означает, что то, что было нейтральным по цвету, таким же и останется.
Т.е. баланс белого не сместится, и нас это в данном случае устраивает.

2. В средних тонах (т.е. для пикселов, чья яркость не сильно отличается от средней в обе стороны), крутизна кривой максимальна.
Т.о. цветовой контраст будет максимально усилен для изначально средненасыщенных областей.

3. По краям яркостного диапазона в цветовом канале Lab крутизна наклона кривой заметно снижается.
Это означает, что для областей, изначально имевших высокую цветовую насыщенность, степень воздействия будет тем ниже, чем большей была исходная насыщенность.
Весьма полезное для нас свойство, уменьшающее риск выйти за пределы цветового охвата исходного пространства sRGB.


Наглядная иллюстрация специфики режима наложения Overlay.

Анимированная картинка (рис. 16) состоит из 3-ёх кадров:

  1. №1. Обычный чёрно-белый градиент.
  2. №2. Результат наложения этого градиента самого на себя в режиме Overlay.
  3. Разница (Difference) между 2 и 1 (с увеличенным для наглядности контрастом).
рис. 16.

Последний, разностный кадр, наглядно демонстрирует, в каких частях тонального диапазона при Overlay-наложении картинки саму на себя воздействие максимально.

(чем разница 1 и 2 больше - тем светлее эта область на 3-ем слайде).

Как известно, критерий истины - это практика.
Реализуем все описанное.

Внутри нашего Smart-объекта создадим две копии исходного "merged layer".
Не мудрствуя лукаво, назовём эти слои "a" to "a" overlay и "b" to "b" overlay:

рис. 17.

Почему для выполнения коррекции я создаю два слоя? Ведь наложить сами на себя оба цветовых канала можно и на одном?

Ответ должен быть очевиден для тех, кто внимательно прочёл описание первой части статьи.
Реализация коррекций в цветовых каналах "a" "b" в виде отдельных слоёв, позволит нам в дальнейшем, путём регулирования их непрозрачности, в максимальной степени гибко гармонизировать итоговый результат.
Концепцию "разделяй и властвуй" придумали умные люди.

Теперь нужно обеспечить, чтобы слой "a" to "a" overlay оказывал влияние только на канал "a", а слой "b" to "b" overlay - только на канал "b".
Двойной клик на каждом из них откроет окно регулировки параметров наложения слоя:

рис. 18.

Красная рамочка выделяет три чекбокса, которые определяют, на какие каналы изображения будет влиять данный слой.
Для слоя "a" to "a" overlay мы оставляем галочку только в канале "a" (см. рис. 17), а для слоя "b" to "b" overlay - только в канале "b".

Взглянув после этого в палитру Layers, мы увидим две пиктограммы, которых раньше не было.
Они выделены красной рамкой на рис. 19:

рис. 19.

Эти пиктограммы означают, что для соответствующего слоя была выполнена тонкая регулировка параметров наложения.
Давно ожидаемое мной новшество!

Приступим непосредственно к наложению слоёв.
Для этого воспользуемся командой Image → Apply Image...

Данная команда позволяет взять нечто в одном месте, и поместить его в другое.
Попутно задав режим наложения и/или непрозрачность.
Главное, чтобы эти "одно и другое" имели одинаковый размер в пикселах.

Мы хотим наложить цветовые каналы сами на себя.
Подробно опишу процесс на примере канала "a".
Для применения Apply Image, сначала нужно стать туда, куда мы будем вставлять.
С самого начала мы оговорили, что воздействие на канал "a" будет осуществлять слой "a" to "a" overlay.
Сделаем его активным:

рис. 20.

Затем в палитре Channels сделаем активным целевой канал "a":

рис. 21.

После этого вместо нашей картинки мы увидим следующее:

рис. 22.

Так и должно быть. В настоящее время у нас активен только канал "a", на который мы хотим воздействовать.
Именно его Photoshop нам и показывает.
Но как же работать дальше? Ведь мы будем манипулировать с цветом.
Для "дозировки" воздействия нам просто необходимо видеть полноцветное изображение!

Именно в таких случаях в полной мере проявляется мощь и многогранность интерфейса Adobe Photoshop!

В палитре Channels щёлкнем по пиктограмме глаза в композитном слое (выделено красной рамкой):

рис. 23.

Теперь Photoshop показывает нам полноцветное изображение, а активным остаётся только канал "a", что нам и нужно.

Вызываем команду Image → Apply Image...
Открывается окно с её интерфейсом, а наша красавица неожиданно зеленеет.
Причина этого - режим наложения Multiply, умолчательный для команды Apply Image:

рис. 24.

Меняем его на Overlay, цвет нормализуется, и мы сразу видим увеличение цветовых контраста и насыщенности по оси "a" (Magenta - Green).
Следим за тем, чтобы в секции Source стояло "Channel: a" (он ведь накладывается сам на себя).

рис. 25.

Повторим наши действия для второго цветового канала.
Сделаем активным слой "b" to "b" overlay, затем в палитре Channels активируем канал "b", после чего щелкаем по глазку композитного слоя.
Вызываем команду Image → Apply Image...
В данном случае увеличение цветовых контраста и насыщенности будет по оси "b" (Yellow - Blue):

рис. 26.

На рис. 25 и 26 видно, что интерфейс команды Image → Apply Image... позволяет сразу же задать непрозрачность наложения.
Но я этого не сделал, несмотря на явную избыточность внесённой коррекции для обоих слоёв.
Сейчас мы это сделаем гораздо более наглядным способом.

Объединим оба корректирующих слоя в группу под названием "all corrections":

рис. 27.

Распределение функций в этой структуре таково:

Слой "a" to "a" Overlay отвечает только за коррекцию в цветовом канале "a";
- слой "b" to "b" Overlay отвечает только за коррекцию в цветовом канале "b".

Теперь мы имеем возможность регулировать коррекции в цветовых каналах раздельно, меняя непрозрачность этих слоёв.
А также регулировать интенсивность коррекции в целом, меняя непрозрачность всей группы.
При этом обеспечен полный визуальный контроль процесса.

В процессе подбора непрозрачностей все время промигиваем слои и группу в целом.
Только так можно избавиться от влияния адаптации зрительного восприятия и верно оценить интенсивность вносимых изменений.

Я остановился на следующих значениях:

рис. 28.

Мы закончили всё, что планировали внутри Smart-объекта.
Чтобы результат этих манипуляций стал доступен в исходном (верхнеуровневом) PSD-файле, внутри Smart-объекта обязательно нужно сохраниться, нажав .
После чего закрываем окно Smart-объекта и возвращаемся в исходный PSD-файл.

Он как был, так и остался в пространстве sRGB.
Photoshop автоматически приведёт содержимое Smart-объекта к цветовому пространству внешнего файла.
В духе концепции многослойного редактирования, переименуем Smart-объект в "Lab color channels Overlay".
Теперь палитра Layers и итоговая картинка выглядит так:

рис. 29.

3. Резюме.

1. Уверен, многие подумают: господи, а зачем так сложно?
Второй этап коррекции я в два счёта сделаю с помощью Curves/Levels/Hue-Saturation/Vibrance/Co lor Balance ... (лишнее зачеркнуть).
А все эти переходы между пространствами - и вовсе полная ерунда!

Постараюсь сразу ответить:

Lab позволяет получить более качественные результаты, когда мы хотим воздействовать только на цвет;
- Lab, в силу специфики своей структуры, позволяет разделять близкие цветовые оттенки. В RGB это проблематично.

Еще могут спросить: хорошо, с Lab всё понятно. Но почему мы, попав в него, начали манипулировать с каналами, а не ограничились работой с кривыми?

Отвечаю: действительно, кривые обладают максимальной гибкостью, и вполне позволили бы решить поставленную задачу.

Однако, есть ряд моментов:
- работа с кривыми в пространстве Lab заметно отличается от привычной работы с кривыми в RGB;
- в Lab картинка очень резко реагирует на любые манипуляции с кривыми, что непривычно для многих, особенно - начинающих;
- работа с кривыми эффективна, когда мы заранее знаем, к чему стремимся. Например - выставление чёрной, серой и белой точек по Маргулису.
В нашем случае такой ясности нет.

Тогда как в предложенном методе творческая часть сводится к настройке непрозрачности двух слоёв, объединённых в группу.

2. Приведенные мной итоговые параметры не являются единственно верными.
Любой легко и быстро сможет подобрать иные значения в соответствии со своим личным вкусом.

3. Описанный приём применим не только для портретов.

4. Подробное описание метода занимает достаточно много места.
Однако, собственно Lab-коррекция легко автоматизируется.
Коротенький action почти мгновенно создаёт описанный Smart-объект, в нём - соответствующие слои, с заданными названиями и параметрами наложения.
Вручную остаётся только подобрать итоговые значения непрозрачности слоёв и группы для получения гармоничного результата.
Что занимает максимум 2 - 3 минуты.
Данный action создан и доступен для скачивания по ссылке ниже.

Позволю себе несколько реплик о том, почему я пишу именно так, а не иначе:о))

1. Основная цель написания моих статей - образовательная.
Как правило, я планирую, какие именно вопросы обработки и/или детали интерфейса хочу описать.
И подстраиваю логику изложения материала под этот план.

2. Мощь Photoshop заключается, в том числе, и в том, что практически любую задачу можно решить многими способами.
Каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.
Я выбираю из них те, которые позволяют мне описать запланированное (см. п. 1).
В каких-то моментах этот выбор может быть не самым оптимальным.

3. Как и все мы, я не являюсь единственным носителем истины.
И вполне могу сам чего-то не знать.