Кодовая страница. Кодировка HTML-страницы

Индикатор текущего языка ввода находится на панели задач справа (символы Enобозначают английский язык,Uk– украинский иRu– русский). Изменить язык ввода можно, щелкнув левой кнопкой мыши по индикатору. В появившемся затем меню следует щелкнуть левой кнопкой мыши по строке нужного языка. Кроме того, при установке или настройкеWindowsможно выбрать комбинацию клавиш для изменения языка ввода (либолевый Alt + Shift , либоCtrl + Shift ).

Для кодирования текстовых данных в Windowsиспользуются три основные кодировки:

    кодировка OEM;

    кодировка ANSI;

    кодировка Unicode.

В режиме командной строки в Windowsиспользуется кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange), разработанная ANSI (American National Standard Institute – Американский национальный институт стандартов). Первая половина таблицы (символы с десятичными кодами от 0 до 127) содержит те символы, которые можно ввести с клавиатуры (точнее с ее символьной зоны). Во второй половине кодовой таблицы (символы с десятичными кодами от 128 до 255) содержатся в основном общепринятые математические и так называемые псевдографические символы (например, "" или ""), использовавшиеся в текстовом режиме для рисования линий и диаграмм.

Однако многие алфавиты используют буквы, отличные от 26 латинских букв, заданных в первой половине кодовой таблицы ASCII. Поэтому были разработаны кодовые страницы и для этих языков. Каждой такой кодовой странице присвоен числовой номер. Так, кодовые страницы с номерами 850 и 852 используются для западноевропейских языков, а кодовая страница 866 – для русского и украинского языков. В этой кодировке символы кириллицы имеют следующие коды:А-Я – 128-159 ("80 " - "9 F "),а-п – 160-175 ("A 0 " - "AF "),р-я – 224-239 ("E 0 " - "EF "), Ё – 240 ("F 0 "), ё – 241 ("F 1 "),Є – 240 ("F 2 "),є – 241 ("F 3 "), Ї – 240 ("F 4 "),ї – 241 ("F 5 "),т.е. расположены на тех позициях, где в кодировкеASCIIнаходятся относительно редко используемые символы национальных алфавитов и греческие буквы. Для украинских буквІ и і в этой кодировке используются соответствующие латинские буквы с кодами 73 ("49 ") и 105 ("69 ").

В терминологии Windows кодировка ASCII называется кодировкой OEM (Original Equipment Manufacturer – производитель оригинального оборудования).

Кодировка ANSI является «родной» кодировкойWindowsи была разработана специально для этой операционной системы. Первая половина кодовой таблицы содержит те же символы, что и первая половина кодовой таблицы кодировкиASCII(OEM), т.е. текст на английском языке в обеих кодировках будет выглядеть одинаково. Во второй половине кодовой таблицыANSIтакже размещаются буквы национальных алфавитов. Кодовая страницаWindowsдля западноевропейских алфавитов имеет номер 1252, а для языков, использующих буквы кириллицы (в том числе, для русского и украинского языков) – номер 1251. Следует отметить, что коды одних и тех же букв русского и украинского языка в кодовой странице 866 и в кодовой страницеWindows-1251 не совпадают. Так, буквыА -Я имеют коды 192-223 ("C 0 " - "DF "),а -я – 224-255 ("E 0 " - "FF "),Ё – 168 ("A 8 "), ё – 184 ("B 8 "),Є – 170 ("AA "),є – 186 ("BA "), Ї – 175 ("AF "),ї – 191 ("BF "),І – 178 ("B 2 "),і – 179 ("B 3 "), Ґ – 165 ("A 5 "), ґ – 180 ("B 4 ").

В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Так, коды букв латинского алфавитаA -Z иa -z в шестнадцатеричном представлении лежат соответственно в диапазонах "0041 " - "005 A " и "0061 " - "007 A ". Коды букв русского алфавитаА -Я иа -я лежат соответственно в диапазонах "0410 " - "042 F " и "0430 " - "044 F ". Исключением являются буквыЁ иё , коды которых имеют значения "0401 " и "0451 ". Буквы украинского алфавита, совпадающие с русскими буквами, имеют те же коды, что и соответствующие русские буквы, а буквыЄ , І , Ї , є , і , ї , Ґ и ґ имеют соответственно коды "0404 ", "0406 ", "0407 ", "0454 ", "0456 ", "0457 ", "0490 " и "0491 ".

Существует несколько разновидностей представления символов в кодировке Unicode. Самой распространенной являетсякодировка UTF -16 , в которой каждый символ представлен двумя байтами, причем в процессоре и в памяти компьютера младший байт ("00 " для латинских букв или "04 " – для букв кириллицы) размещается вторым, а старший – первым, т.е. букваА будет представлена как "1004 ". Такое представление называют такжеUTF -16 Little Endian (младший байт в конце). Это представление используется в процессорах фирмыIntelи часто называют форматомIntel.

В кодировке UTF -16 Big Endian (старший байт в конце) первым идет младший байт, вторым – старший, т.е. букваА будет представлена как "0410 ". Такое представление данных используется в процессорахMotorolaиPowerPCи, соответственно, в компьютерах фирмыApple, использующих эти процессоры (в последнее время появились компьютерыAppleна основе процессоров фирмыIntel).

Формат UTF-8 предназначен для сокращения объема вводимых и выводимых данных. Данные в этом формате представляются по следующему алгоритму:

    символы Unicodeв диапазоне "0000 " - "007 F " (первые 128 символов) записываются одним байтом (старший байт отбрасывается);

    символы Unicodeв диапазоне "0080 " - "07 FF " (охватывающем буквы наиболее распространенных национальных алфавитов) записываются двумя байтами следующим образом: символUnicodeс двоичной кодировкой00000 xxxxxyyyyyy (гдеx иy 0 или1 ) преобразуется к виду110 xxxxx 10 yyyyyy ;

    символы Unicodeв диапазоне "0800 " - "FFFF " записываются тремя байтами следующим образом: символUnicodeс двоичной кодировкойxxxxyyyyyyzzzzzz (гдеx ,y иz 0 или1 ) преобразуется к виду1110 xxxx 10 yyyyyy 10 zzzzzz .

Для того, чтобы текстовый редактор мог определить, какая из кодировок Unicodeиспользована для содержимого, в самом начале файла помещается символметки порядка байт BOM (ByteOrderMark). Это либо символ "FFFE " (для кодировкиUTF-16), либо символ "FEFF " (для кодировкиUnicodeBigEndian), либо символ "EFBBBF " (для кодировкиUTF-8).

Для представления букв русского и украинского алфавитов существуют также другие кодировки:

    кодировка Unix (кодовая страница KOI8-R для русского языка и отдельная кодовая страница для украинского языка, иногда называемая KOI8-U);

    кодировка Apple Macintosh (кодовая страница MacCyrillic);

    международная кодировка кириллицы ISO8859-5 (относительная кодировка символов в этой кодировке соответствует кодировке Unicode).

Просмотреть используемые кодировки символов в различных шрифтах можно с помощью системного приложения WindowsТаблица символов. Запустить это приложение можно в подменюСлужебные, которое находится в подменюСтандартныеглавного меню. Выбор шрифта в диалоговом окне этого приложения производится в полеШрифт. Если подвести курсор к какому-либо символу шрифта рядом в рамке будет выведен код этого символа и его наименования. Если щелкнуть мышью по символу и нажать кнопкуВыбрать, то выделенный символ будет перенесен в полеДля копированиядиалогового окна. Выбранные в этом поле символы можно копировать в любое приложение с помощью кнопкиКопировать. Эту возможность можно использовать для вставки в текст символов, отсутствующих на клавиатуре (например, греческих букв или математических символов).

Редактор Блокнотпозволяет открывать, просматривать и редактировать текст во всех трех кодировках (OEM,ANSIилиUnicode), однако для этого необходимо установить соответствующий шрифт с помощью командыШрифтменюФормат. Для кодировкиOEMустанавливается шрифтTerminal , а для кодировокANSIилиUnicodeможно установить любой шрифт типаTrueType (со значком) илиOpenType (со значком), например,Times New Roman ,Arial ,Verdana илиCourier New .

Текстовый файл в кодировке OEM, открытый в редактореБлокнот, можно сохранить только в этой кодировке. Текст в кодировкеANSIилиUnicodeможно сохранить в одной из следующих кодировок:ANSI,UTF-16,UTF-16BigEndianиUTF-8. Для этого в диалоговом окне командыСохранить какменюФайлнеобходимо выбрать соответствующее значение в полеКодировка:ANSI ,Юникод ,Юникод Big Endian илиUTF -8 . По умолчанию текст в редактореБлокнотсохраняется в кодировкеANSI.

Редактор Блокнотне позволяет производить преобразование содержимого файла из кодировкиOEMв кодировкуANSI, а также выполнять обратное преобразование. Для этого можно использовать либо использовать командную оболочкуFar , либо воспользоваться редакторомWord(эта возможность будет рассмотрена в лабораторной работе 1-07).

В командной оболочке Farнадо сначала щелкнуть мышью по наименованию файла в кодировкеOEMи нажать клавишуF 4 (редактирование файла). В окне редактора помощью клавишCtrl +A выделяется содержимое всего файла, а затем с помощью клавишCtrl +C содержимое файла копируется в буфер обмена. Выход из редактора выполняется с помощью клавишиEsc .

После этого с помощью команды

copy con имя-файла . txt

создается новый файл, в котором сразу нажимается клавиша F 6 и клавишаEnter .Если имя файла содержит пробелы, его необходимо заключить в двойные кавычки .

Затем открывается (с помощью клавиши F 4 ) полученный пустой файл и в нем с помощью переключателяF 8 устанавливается кодировкаWindows(значение режима кодировке в первой строке редактора должно бытьWin ) и содержимое буфера обмена копируется в файл с помощью клавишCtrl +V . Содержимое файла в редакторе сохраняется с помощью клавишиF 2 .

Иногда необходимо просмотреть содержимое файла непосредственно в шестнадцатеричном виде, при этом каждый байт представляется двумя шестнадцатеричными цифрами. Такую возможность предоставляют многие командные оболочки (например, FarилиTotal Commander). Кроме того, существует целый класс текстовых редакторов, называемыхHEX -редакторами , специально предназначенных для просмотра и изменения содержимого файлов, дисков и оперативной памяти.

Для просмотра содержимого текстового файла в Farщелкните мышью по наименованию файла и нажмите клавишуF 3 (просмотр файла). Для вывода содержимого в шестнадцатеричном виде нажмите затем клавишуF 4 (эта клавиша переключает режим просмотра с текстового на шестнадцатеричный и обратно).

Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются большинство новичков при , связана с набором символов (англ. character set ). Выражается эта проблема с кодировкой в, так называемых, «кракозябриках», которые мы получаем вместо указанных в HTML-файле символов. В данной статье я хочу остановиться на проблеме с кодировкой подробнее, постараться расставить всё по полочкам и дать варианты решения.

  • Что такое кодировка?
  • Кодировка файла (редактирование в Notepad++)
  • Кодировка отображения (просмотр в браузере)
  • Как указать кодировку HTML-страницы? (метатег charset)
  • Всё ещё есть проблема с кодировкой? (header charset в php)

Что такое кодировка?

Условно говоря, каждый символ (знак) состоит из кода и картинки . Здесь код - это уникальный идентификатор символа в наборе символов, который определяется выбранной кодировкой , а картинка - это визуальное представление символа, которое содержится в файле шрифта в соответствующей коду символа ячейке.

Другими словами, кодировка (англ. charset ) - это набор взаимосвязей кодов символов с их визуальными представлениями в шрифте.

Кодировка файла

HTML-страница представляет собой обычный текстовый файл, кодировка которого выбирается при его создании и/или сохранении на запоминающее устройство (жёсткий диск, флэшка и т.д.) .

В случае с Notepad++, кодировка нового документа задаётся в настройках текстового редактора. Выбираем в меню: Опции > Настройки… - и переходим на вкладку «Новый документ ». Здесь нас интересует секция «Кодировка ». По умолчанию, выбрана кодировка ANSI .

Напомню, что это кодировка, в которой будет храниться HTML-файл.

Впрочем, Вы всегда можете преобразовать кодировку HTML-страницы, используя соответствующие функции текстового редактора. Например, в Notepad++ для этого кликните пункт меню «Кодировки » и выберите нужное преобразование.

В данном случае файл был в кодировке ANSI и я преобразовал его в UTF-8 (без BOM) . О том, что такое этот BOM Вы можете прочитать в моей статье: PHP: как удалить BOM в WordPress - проследовав по .

Кодировка отображения

Важно разделять кодировку файла и кодировку отображения . Независимо от того, в какой кодировке хранится файл, он может быть отображен и в любой другой кодировке. Это и является одной из причин проблем с кодировкой.

Например, если Вы сохранили HTML-страницу в кодировке ANSI и откроете её в браузере, вместо русских символов Вы можем получить, так называемые, «кракозябрики».

В данном случае нам надо убедиться, что кодировка файла совпадает с кодировкой отображения файла в браузере. Для этого в Firefox кликните иконку меню, а потом пункт «Кодировка ». Если такого у Вас нет, кликните пункт «Изменить » и добавьте элемент «Кодировка » в меню.

Как вы видите, браузер отображает файл в кодировке «Юникод » (например, UTF-8 ) , в то время как файл был сохранён в кодировке ANSI (например, Windows-1251 ) . Выбрав нужную кодировку, мы получим нужный нам результат.

В случае с Notepad++ также имеется возможность выбора кодировки отображения. Для этого кликните пункт меню «Кодировки », а потом нужный вариант используемой для отображения кодировки.

В данном случае я изменил кодировку отображения ANSI на UTF-8 (без BOM) .

Как указать кодировку HTML-страницы?

И так, мы уже разобрались с тем, что такое кодировка и в чём состоит отличие кодировки файла и кодировки отображения. Теперь нам нужно решить проблему с кодировкой, которая заключается в неправильной интерпретации браузером (или любым другим клиентом) кодировки HTML-страницы.

Почему возникают проблемы с кодировкой? Определить кодировку HTML-страницы не просто, а зачастую и не возможно, т.к. у того же браузера нет информации о ней или она указана неправильно.

Для того чтобы указать кодировку HTML-страницы используется специальный метатег. В HTML5 он имеет следующий урезанный вид:

В данном случае указана кодировка UTF-8 (Юникод) .

В более старых версиях HTML этот метатег имеет следующий вид:

Этот метатег создаёт HTTP-заголовок Content-Type , в котором указывается тип документа text/html и его кодировка Windows-1251 (ANSI) .

Лично я рекомендую использовать именно этот вариант, т.к. с ним будет меньше всего проблем. Главное чтобы такой метатег присутствовал в секции HEAD , и указанная в нём кодировка соответствовала кодировке файла. В большинстве случаев этого будет достаточно.

Всё ещё есть проблема с кодировкой?

В некоторых случаях указать метатег с кодировкой HTML-страницы будет недостаточно. Такая проблема может быть вызвана настройками самого сервера, на котором находится файл HTML-страницы. Дело в том, что сервер способен выдавать свой HTTP-заголовок Content-Type , который будет, условно говоря, иметь приоритет перед метатегом.

В данном случае эту проблему можно решить путём внесения изменений в настройки сервера. Я не буду вдаваться в детали данного вопроса и порекомендую лишь отключать всю эту перекодировку через файл .htaccess , например:

CharsetDisable Off

Также можно производить изменения HTTP-заголовка Content-Type и программными средствами. В том же PHP для этого используется функция header() , например:

header("Content-Type: text/html; charset=UTF-8");

Обращаю Ваше внимание на то, что указание HTTP-заголовков должно идти до вывода какой-то информации на экран, в противном случае Вы получите сообщение об ошибке.

A code page is a character set, which can include numbers, punctuation marks, and other glyphs. Different languages and locales may use different code pages. For example, ANSI code page 1252 is used for English and most European languages; OEM code page 932 is used for Japanese Kanji.

A code page can be represented in a table as a mapping of characters to single-byte values or multibyte values. Many code pages share the ASCII character set for characters in the range 0x00 - 0x7F.

The Microsoft run-time library uses the following types of code pages:

    System-default ANSI code page. By default, at startup the run-time system automatically sets the multibyte code page to the system-default ANSI code page, which is obtained from the operating system. The call:

    Setlocale (LC_ALL, "");

    also sets the locale to the system-default ANSI code page.

    Locale code page. The behavior of a number of run-time routines is dependent on the current locale setting, which includes the locale code page. (For more information, see Locale-Dependent Routines .) By default, all locale-dependent routines in the Microsoft run-time library use the code page that corresponds to the "C" locale. At run-time you can change or query the locale code page in use with a call to setlocale .

    Multibyte code page. The behavior of most of the multibyte-character routines in the run-time library depends on the current multibyte code page setting. By default, these routines use the system-default ANSI code page. At run-time you can query and change the multibyte code page with _getmbcp and _setmbcp , respectively.

    The "C" locale is defined by ANSI to correspond to the locale in which C programs have traditionally executed. The code page for the "C" locale ("C" code page) corresponds to the ASCII character set. For example, in the "C" locale, islower returns true for the values 0x61 - 0x7A only. In another locale, islower may return true for these as well as other values, as defined by that locale.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы поговорим с вами про то, откуда берутся кракозябры на сайте и в программах, какие кодировки текста существуют и какие из них следует использовать. Подробно рассмотрим историю их развития, начиная от базовой ASCII, а также ее расширенных версий CP866, KOI8-R, Windows 1251 и заканчивая современными кодировками консорциума Юникод UTF 16 и 8.

Кому-то эти сведения могут показаться излишними, но знали бы вы, сколько мне приходит вопросов именно касаемо вылезших кракозябров (не читаемого набора символов). Теперь у меня будет возможность отсылать всех к тексту этой статьи и самостоятельно отыскивать свои косяки. Ну что же, приготовьтесь впитывать информацию и постарайтесь следить за ходом повествования.

ASCII — базовая кодировка текста для латиницы

Развитие кодировок текстов происходило одновременно с формированием отрасли IT, и они за это время успели претерпеть достаточно много изменений. Исторически все начиналось с довольно-таки не благозвучной в русском произношении EBCDIC, которая позволяла кодировать буквы латинского алфавита, арабские цифры и знаки пунктуации с управляющими символами.

Но все же отправной точкой для развития современных кодировок текстов стоит считать знаменитую ASCII (American Standard Code for Information Interchange, которая по-русски обычно произносится как «аски»). Она описывает первые 128 символов из наиболее часто используемых англоязычными пользователями — латинские буквы, арабские цифры и знаки препинания.

Еще в эти 128 знаков, описанных в ASCII, попадали некоторые служебные символы навроде скобок, решеток, звездочек и т.п. Собственно, вы сами можете увидеть их:

Именно эти 128 символов из первоначального вариант ASCII стали стандартом, и в любой другой кодировке вы их обязательно встретите и стоять они будут именно в таком порядке.

Но дело в том, что с помощью одного байта информации можно закодировать не 128, а целых 256 различных значений (двойка в степени восемь равняется 256), поэтому вслед за базовой версией Аски появился целый ряд расширенных кодировок ASCII , в которых можно было кроме 128 основных знаков закодировать еще и символы национальной кодировки (например, русской).

Тут, наверное, стоит еще немного сказать про системы счисления, которые используются при описании. Во-первых, как вы все знаете, компьютер работает только с числами в двоичной системе, а именно с нулями и единицами («булева алгебра», если кто проходил в институте или в школе). , каждый из которых представляет из себя двойку в степени, начиная с нулевой, и до двойки в седьмой:

Не трудно понять, что всех возможных комбинаций нулей и единиц в такой конструкции может быть только 256. Переводить число из двоичной системы в десятичную довольно просто. Нужно просто сложить все степени двойки, над которыми стоят единички.

В нашем примере это получается 1 (2 в степени ноль) плюс 8 (два в степени 3), плюс 32 (двойка в пятой степени), плюс 64 (в шестой), плюс 128 (в седьмой). Итого получает 233 в десятичной системе счисления. Как видите, все очень просто.

Но если вы присмотритесь к таблице с символами ASCII, то увидите, что они представлены в шестнадцатеричной кодировке. Например, «звездочка» соответствует в Аски шестнадцатеричному числу 2A. Наверное, вам известно, что в шестнадцатеричной системе счисления используются кроме арабских цифр еще и латинские буквы от A (означает десять) до F (означает пятнадцать).

Ну так вот, для перевода двоичного числа в шестнадцатеричное прибегают к следующему простому и наглядному способу. Каждый байт информации разбивают на две части по четыре бита, как показано на приведенном выше скриншоте. Т.о. в каждой половинке байта двоичным кодом можно закодировать только шестнадцать значений (два в четвертой степени), что можно легко представить шестнадцатеричным числом.

Причем, в левой половине байта считать степени нужно будет опять начиная с нулевой, а не так, как показано на скриншоте. В результате, путем нехитрых вычислений, мы получим, что на скриншоте закодировано число E9. Надеюсь, что ход моих рассуждений и разгадка данного ребуса вам оказались понятны. Ну, а теперь продолжим, собственно, говорить про кодировки текста.

Расширенные версии Аски — кодировки CP866 и KOI8-R с псевдографикой

Итак, мы с вами начали говорить про ASCII, которая являлась как бы отправной точкой для развития всех современных кодировок (Windows 1251, юникод, UTF 8).

Изначально в нее было заложено только 128 знаков латинского алфавита, арабских цифр и еще чего-то там, но в расширенной версии появилась возможность использовать все 256 значений, которые можно закодировать в одном байте информации. Т.е. появилась возможность добавить в Аски символы букв своего языка.

Тут нужно будет еще раз отвлечься, чтобы пояснить — зачем вообще нужны кодировки текстов и почему это так важно. Символы на экране вашего компьютера формируются на основе двух вещей — наборов векторных форм (представлений) всевозможных знаков (они находятся в файлах со ) и кода, который позволяет выдернуть из этого набора векторных форм (файла шрифта) именно тот символ, который нужно будет вставить в нужное место.

Понятно, что за сами векторные формы отвечают шрифты, а вот за кодирование отвечает операционная система и используемые в ней программы. Т.е. любой текст на вашем компьютере будет представлять собой набор байтов, в каждом из которых закодирован один единственный символ этого самого текста.

Программа, отображающая этот текст на экране (текстовый редактор, браузер и т.п.), при разборе кода считывает кодировку очередного знака и ищет соответствующую ему векторную форму в нужном файле шрифта, который подключен для отображения данного текстового документа. Все просто и банально.

Значит, чтобы закодировать любой нужный нам символ (например, из национального алфавита), должно быть выполнено два условия — векторная форма этого знака должна быть в используемом шрифте и этот символ можно было бы закодировать в расширенных кодировках ASCII в один байт. Поэтому таких вариантов существует целая куча. Только лишь для кодирования символов русского языка существует несколько разновидностей расширенной Аски.

Например, изначально появилась CP866 , в которой была возможность использовать символы русского алфавита и она являлась расширенной версией ASCII.

Т.е. ее верхняя часть полностью совпадала с базовой версией Аски (128 символов латиницы, цифр и еще всякой лабуды), которая представлена на приведенном чуть выше скриншоте, а вот уже нижняя часть таблицы с кодировкой CP866 имела указанный на скриншоте чуть ниже вид и позволяла закодировать еще 128 знаков (русские буквы и всякая там псевдографика):

Видите, в правом столбце цифры начинаются с 8, т.к. числа с 0 до 7 относятся к базовой части ASCII (см. первый скриншот). Т.о. русская буква «М» в CP866 будет иметь код 9С (она находится на пересечении соответствующих строки с 9 и столбца с цифрой С в шестнадцатеричной системе счисления), который можно записать в одном байте информации, и при наличии подходящего шрифта с русскими символами эта буква без проблем отобразится в тексте.

Откуда взялось такое количество псевдографики в CP866 ? Тут все дело в том, что эта кодировка для русского текста разрабатывалась еще в те мохнатые года, когда не было такого распространения графических операционных систем как сейчас. А в Досе, и подобных ей текстовых операционках, псевдографика позволяла хоть как-то разнообразить оформление текстов и поэтому ею изобилует CP866 и все другие ее ровесницы из разряда расширенных версий Аски.

CP866 распространяла компания IBM, но кроме этого для символов русского языка были разработаны еще ряд кодировок, например, к этому же типу (расширенных ASCII) можно отнести KOI8-R :

Принцип ее работы остался тот же самый, что и у описанной чуть ранее CP866 — каждый символ текста кодируется одним единственным байтом. На скриншоте показана вторая половина таблицы KOI8-R, т.к. первая половина полностью соответствует базовой Аски, которая показана на первом скриншоте в этой статье.

Среди особенностей кодировки KOI8-R можно отметить то, что русские буквы в ее таблице идут не в алфавитном порядке, как это, например, сделали в CP866.

Если посмотрите на самый первый скриншот (базовой части, которая входит во все расширенные кодировки), то заметите, что в KOI8-R русские буквы расположены в тех же ячейках таблицы, что и созвучные им буквы латинского алфавита из первой части таблицы. Это было сделано для удобства перехода с русских символов на латинские путем отбрасывания всего одного бита (два в седьмой степени или 128).

Windows 1251 — современная версия ASCII и почему вылезают кракозябры

Дальнейшее развитие кодировок текста было связано с тем, что набирали популярность графические операционные системы и необходимость использования псевдографики в них со временем пропала. В результате возникла целая группа, которая по своей сути по-прежнему являлись расширенными версиями Аски (один символ текста кодируется всего одним байтом информации), но уже без использования символов псевдографики.

Они относились к так называемым ANSI кодировкам, которые были разработаны американским институтом стандартизации. В просторечии еще использовалось название кириллица для варианта с поддержкой русского языка. Примером такой может служить .

Она выгодно отличалась от используемых ранее CP866 и KOI8-R тем, что место символов псевдографики в ней заняли недостающие символы русской типографики (окромя знака ударения), а также символы, используемые в близких к русскому славянских языках (украинскому, белорусскому и т.д.):

Из-за такого обилия кодировок русского языка, у производителей шрифтов и производителей программного обеспечения постоянно возникала головная боль, а у нас с вам, уважаемые читатели, зачастую вылезали те самые пресловутые кракозябры , когда происходила путаница с используемой в тексте версией.

Очень часто они вылезали при отправке и получении сообщений по электронной почте, что повлекло за собой создание очень сложных перекодировочных таблиц, которые, собственно, решить эту проблему в корне не смогли, и зачастую пользователи для переписки использовали , чтобы избежать пресловутых кракозябров при использовании русских кодировок подобных CP866, KOI8-R или Windows 1251.

По сути, кракозябры, вылазящие вместо русского текста, были результатом некорректного использования кодировки данного языка, которая не соответствовала той, в которой было закодировано текстовое сообщение изначально.

Допустим, если символы, закодированные с помощью CP866, попробовать отобразить, используя кодовую таблицу Windows 1251, то эти самые кракозябры (бессмысленный набор знаков) и вылезут, полностью заменив собой текст сообщения.

Аналогичная ситуация очень часто возникает при , форумов или блогов, когда текст с русскими символами по ошибке сохраняется не в той кодировке, которая используется на сайте по умолчанию, или же не в том текстовом редакторе, который добавляет в код отсебятину не видимую невооруженным глазом.

В конце концов такая ситуация с множеством кодировок и постоянно вылезающими кракозябрами многим надоела, появились предпосылки к созданию новой универсальной вариации, которая бы заменила собой все существующие и решила бы, наконец, на корню проблему с появлением не читаемых текстов. Кроме этого существовала проблема языков подобных китайскому, где символов языка было гораздо больше, чем 256.

Юникод (Unicode) — универсальные кодировки UTF 8, 16 и 32

Эти тысячи знаков языковой группы юго-восточной Азии никак невозможно было описать в одном байте информации, который выделялся для кодирования символов в расширенных версиях ASCII. В результате был создан консорциум под названием Юникод (Unicode — Unicode Consortium) при сотрудничестве многих лидеров IT индустрии (те, кто производит софт, кто кодирует железо, кто создает шрифты), которые были заинтересованы в появлении универсальной кодировки текста.

Первой вариацией, вышедшей под эгидой консорциума Юникод, была UTF 32 . Цифра в названии кодировки означает количество бит, которое используется для кодирования одного символа. 32 бита составляют 4 байта информации, которые понадобятся для кодирования одного единственного знака в новой универсальной кодировке UTF.

В результате чего, один и тот же файл с текстом, закодированный в расширенной версии ASCII и в UTF-32, в последнем случае будет иметь размер (весить) в четыре раза больше. Это плохо, но зато теперь у нас появилась возможность закодировать с помощью ЮТФ число знаков, равное двум в тридцать второй степени (миллиарды символов , которые покроют любое реально необходимое значение с колоссальным запасом).

Но многим странам с языками европейской группы такое огромное количество знаков использовать в кодировке вовсе и не было необходимости, однако при задействовании UTF-32 они ни за что ни про что получали четырехкратное увеличение веса текстовых документов, а в результате и увеличение объема интернет трафика и объема хранимых данных. Это много, и такое расточительство себе никто не мог позволить.

В результате развития Юникода появилась UTF-16 , которая получилась настолько удачной, что была принята по умолчанию как базовое пространство для всех символов, которые у нас используются. Она использует два байта для кодирования одного знака. Давайте посмотрим, как это дело выглядит.

В операционной системе Windows вы можете пройти по пути «Пуск» — «Программы» — «Стандартные» — «Служебные» — «Таблица символов». В результате откроется таблица с векторными формами всех установленных у вас в системе шрифтов. Если вы выберете в «Дополнительных параметрах» набор знаков Юникод, то сможете увидеть для каждого шрифта в отдельности весь ассортимент входящих в него символов.

Кстати, щелкнув по любому из них, вы сможете увидеть его двухбайтовый код в формате UTF-16 , состоящий из четырех шестнадцатеричных цифр:

Сколько символов можно закодировать в UTF-16 с помощью 16 бит? 65 536 (два в степени шестнадцать), и именно это число было принято за базовое пространство в Юникоде. Помимо этого существуют способы закодировать с помощью нее и около двух миллионов знаков, но ограничились расширенным пространством в миллион символов текста.

Но даже эта удачная версия кодировки Юникода не принесла особого удовлетворения тем, кто писал, допустим, программы только на английском языке, ибо у них, после перехода от расширенной версии ASCII к UTF-16, вес документов увеличивался в два раза (один байт на один символ в Аски и два байта на тот же самый символ в ЮТФ-16).

Вот именно для удовлетворения всех и вся в консорциуме Unicode было решено придумать кодировку переменной длины . Ее назвали UTF-8. Несмотря на восьмерку в названии, она действительно имеет переменную длину, т.е. каждый символ текста может быть закодирован в последовательность длиной от одного до шести байт.

На практике же в UTF-8 используется только диапазон от одного до четырех байт, потому что за четырьмя байтами кода ничего уже даже теоретически не возможно представить. Все латинские знаки в ней кодируются в один байт, так же как и в старой доброй ASCII.

Что примечательно, в случае кодирования только латиницы, даже те программы, которые не понимают Юникод, все равно прочитают то, что закодировано в ЮТФ-8. Т.е. базовая часть Аски просто перешла в это детище консорциума Unicode.

Кириллические же знаки в UTF-8 кодируются в два байта, а, например, грузинские — в три байта. Консорциум Юникод после создания UTF 16 и 8 решил основную проблему — теперь у нас в шрифтах существует единое кодовое пространство . И теперь их производителям остается только исходя из своих сил и возможностей заполнять его векторными формами символов текста. Сейчас в наборы даже .

В приведенной чуть выше «Таблице символов» видно, что разные шрифты поддерживают разное количество знаков. Некоторые насыщенные символами Юникода шрифты могут весить очень прилично. Но зато теперь они отличаются не тем, что они созданы для разных кодировок, а тем, что производитель шрифта заполнил или не заполнил единое кодовое пространство теми или иными векторными формами до конца.

Кракозябры вместо русских букв — как исправить

Давайте теперь посмотрим, как появляются вместо текста кракозябры или, другими словами, как выбирается правильная кодировка для русского текста. Собственно, она задается в той программе, в которой вы создаете или редактируете этот самый текст, или же код с использованием текстовых фрагментов.

Для редактирования и создания текстовых файлов лично я использую очень хороший, на мой взгляд, . Впрочем, он может подсвечивать синтаксис еще доброй сотни языков программирования и разметки, а также имеет возможность расширения с помощью плагинов. Читайте подробный обзор этой замечательной программы по приведенной ссылке.

В верхнем меню Notepad++ есть пункт «Кодировки», где у вас будет возможность преобразовать уже имеющийся вариант в тот, который используется на вашем сайте по умолчанию:

В случае сайта на Joomla 1.5 и выше, а также в случае блога на WordPress следует во избежании появления кракозябров выбирать вариант UTF 8 без BOM . А что такое приставка BOM?

Дело в том, что когда разрабатывали кодировку ЮТФ-16, зачем-то решили прикрутить к ней такую вещь, как возможность записывать код символа, как в прямой последовательности (например, 0A15), так и в обратной (150A). А для того, чтобы программы понимали, в какой именно последовательности читать коды, и был придуман BOM (Byte Order Mark или, другими словами, сигнатура), которая выражалась в добавлении трех дополнительных байтов в самое начало документов.

В кодировке UTF-8 никаких BOM предусмотрено в консорциуме Юникод не было и поэтому добавление сигнатуры (этих самых пресловутых дополнительных трех байтов в начало документа) некоторым программам просто-напросто мешает читать код. Поэтому мы всегда при сохранении файлов в ЮТФ должны выбирать вариант без BOM (без сигнатуры). Таким образом, вы заранее обезопасите себя от вылезания кракозябров .

Что примечательно, некоторые программы в Windows не умеют этого делать (не умеют сохранять текст в ЮТФ-8 без BOM), например, все тот же пресловутый Блокнот Windows. Он сохраняет документ в UTF-8, но все равно добавляет в его начало сигнатуру (три дополнительных байта). Причем эти байты будут всегда одни и те же — читать код в прямой последовательности. Но на серверах из-за этой мелочи может возникнуть проблема — вылезут кракозябры.

Поэтому ни в коем случае не пользуйтесь обычным блокнотом Windows для редактирования документов вашего сайта, если не хотите появления кракозябров. Лучшим и наиболее простым вариантом я считаю уже упомянутый редактор Notepad++, который практически не имеет недостатков и состоит из одних лишь достоинств.

В Notepad ++ при выборе кодировки у вас будет возможность преобразовать текст в кодировку UCS-2, которая по своей сути очень близка к стандарту Юникод. Также в Нотепаде можно будет закодировать текст в ANSI, т.е. применительно к русскому языку это будет уже описанная нами чуть выше Windows 1251. Откуда берется эта информация?

Она прописана в реестре вашей операционной системы Windows — какую кодировку выбирать в случае ANSI, какую выбирать в случае OEM (для русского языка это будет CP866). Если вы установите на своем компьютере другой язык по умолчанию, то и эти кодировки будут заменены на аналогичные из разряда ANSI или OEM для того самого языка.

После того, как вы в Notepad++ сохраните документ в нужной вам кодировке или же откроете документ с сайта для редактирования, то в правом нижнем углу редактора сможете увидеть ее название:

Чтобы избежать кракозябров , кроме описанных выше действий, будет полезным прописать в его шапке исходного кода всех страниц сайта информацию об этой самой кодировке, чтобы на сервере или локальном хосте не возникло путаницы.

Вообще, во всех языках гипертекстовой разметки кроме Html используется специальное объявление xml, в котором указывается кодировка текста.

Прежде, чем начать разбирать код, браузер узнает, какая версия используется и как именно нужно интерпретировать коды символов этого языка. Но что примечательно, в случае, если вы сохраняете документ в принятом по умолчанию юникоде, то это объявление xml можно будет опустить (кодировка будет считаться UTF-8, если нет BOM или ЮТФ-16, если BOM есть).

В случае же документа языка Html для указания кодировки используется элемент Meta , который прописывается между открывающим и закрывающим тегом Head:

... ...

Эта запись довольно сильно отличается от принятой в , но полностью соответствует новому внедряемому потихоньку стандарту Html 5, и она будет стопроцентно правильно понята любыми используемыми на текущий момент браузерами.

По идее, элемент Meta с указание кодировки Html документа лучше будет ставить как можно выше в шапке документа , чтобы на момент встречи в тексте первого знака не из базовой ANSI (которые правильно прочитаются всегда и в любой вариации) браузер уже должен иметь информацию о том, как интерпретировать коды этих символов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое URL адреса, чем отличаются абсолютные и относительные ссылки для сайта
OpenServer - современный локальный сервер и пример его использования для установки WordPress на компьютер
Что такое Chmod, какие права доступа назначать файлам и папкам (777, 755, 666) и как это сделать через PHP
Поиск Яндекса по сайту и интернет-магазину

Алфавит из 256 символов достаточно обширен, чтобы вместить буквы (прописные и строчные) для пары европейских языков, цифры, джентльменский набор знаков пунктуации и ещё кое-что по мелочам.

Но надо учитывать, что человечество изобрело огромное количество значков, которые даже столь большой алфавит не вместит. Даже если нам не потребуется так много знаков в одном тексте, и мы ограничимся только перечисленным выше, возникает проблема: каким образом поставить в соответствие значки из ограниченного набора числам из диапазона 0‥255. Если на одном компьютере буква A кодируется числом 65, а на другом как-нибудь иначе, переданный с одной компьютерной системы на другую текст не будет правильно прочитан.

Требуются стандарты, которые устанавливали бы такое соответствие.

Первый шаг к стандартизации предпринял Американский национальный институт стандартов - ANSI . Выработанный институтом стандарт ASCII - American Standard Code for Information Interchange (американский стандартный код для обмена информацией) заполняет первую половину кодовой таблицы - места от 0 до 127. Заполнение второй половины таблицы данный стандарт не регламентирует. Читать таблицу нужно слева направо сверху вниз. В принципе символов в этой половине кодовой таблицы достаточно для программирования на большинстве алгоритмических языков.


В кодовой странице ASCII отсутствуют не-латинские буквы.

Международная организация по стандартизации ISO предложила несколько стандартов, описывающих варианты заполнения второй половины кодовой таблицы. Например, кодовая страница ISO8859-1 , называемая также в простонародье latin1 , удобна для большинства европейских языков, основанных на латинице.


История кириллических (то есть поддерживающих кириллицу) кодовых страниц сложна. Их общая черта состоит в том, что их первые половины заполнены в соответствии с ASCII , поэтому здесь не приводятся.

Одной из наиболее древних, по-видимому, является KOI8-R , родившаяся в мире ЭВМ под управлением ОС Unix . Довольно странный порядок кириллических букв имеет объяснение. Обратите внимание на то, что для представления символов ASCII достаточно семи бит. Иными словами, все ASCII -символы закодированы при помощи байтов вида 0******* . Установка самого левого, сброшенного бита в таком байте равносильна прибавлению числа 128 к коду. Это прибавление даёт тот же самый эффект, что и наложение верхней половины кодовой таблицы на нижнюю. И наоборот, сбрасывание этого бита сдвигает каждый символ в таблице вверх на 8 строчек.

В старые времена, когда байты были не восьми-, а семибитные (самый левый бит использовался для контроля ошибок при передаче информации между компьютерными системами), символы из нижней половины страницы могли утратить свой заветный левый бит. Кодировка KOI8-R гарантировала, что такой текст останется более-менее читаемым. Например, при порче текста Кодовая страница получится kODOWAQ STRANICA .

У кодовой страницы KOI8-R имеются украинский вариант KOI8-U , а также вариант KOI8-C с дореформенными русскими буквами (ятями, фитами, ижицами), и буквами балканских языков с кириллической графикой.


Кодовая страница CP866 , которую называли ещё альтернативной кодировкой ГОСТ, получила большое распространение в нашей стране на компьютерах под управлением ОС Microsoft DOS . Была также и так называемая основная кодировка ГОСТ, но она так и не получила широкого распространения, так же как и кодировка ISO8859-5 , предложенная организацией ISO для поддержки кириллицы.

У кодировки CP866 уже меньше проблем с алфавитным порядком (если не говорить про многострадальную букву Ёё , и специфические буквы украинского и белорусского алфавитов). Однако имеется досадный разрыв между буквами п и р, заполненный значками для рисования рамок.


Наиболее совершенной кажется кодовая страница CP1251 , предложенная фирмой Microsoft для использования в ОС Microsoft Windows .


Обилие разнообразных кодовых страниц создаёт проблемы при передаче текстов между разными компьютерными системами.

К каждому передаваемому тексту необходимо прилагать сопроводительную информацию об использованной кодовой странице.

Если передающая и принимающая сторона используют разные кодовые страницы, необходимо перекодирование. Такое перекодирование несложно запрограммировать, однако нужно иметь в виду, что не всякие тексты следует перекодировать. К примеру, исполняемые программы не должны перекодироваться, поскольку составляющие их байты не имеют того смысла, что символы в естественном языке (скажем, русском). Эти байты служат кодами команд процессора. То же самое относится к другим типам двоичных файлов: файловым архивам, графическим, аудио- и видеофайлам. Некоторые типы файлов (например, HTML) допускают размещение информации об использованной кодировке внутри этих файлов. Чтобы сохранить состоятельность таких файлов, кроме перекодирования необходимо соответствующим образом исправить эту информацию. Дополнительные трудности возникают, если файлы, подлежащие перекодированию, упакованы в файловый архив. В этом случае принимающей стороне потребуется распаковать архив, перекодировать входящие в него файлы, и затем упаковать обратно. Настоящий кошмар наступает, если имена файлов в архиве тоже нужно перекодировать (это важная причина, по которой следует избегать в именах файлов символов, не входящих в ASCII).

Из-за того, что разные кодировки могут содержать различные наборы символов, процесс перекодирования не всегда корректно определён. Скажем, символ - (длинное тире) имеется в кодовой странице CP1251 и отсутствует в CP866 . Что должно происходить при перекодировании с таким символом?

Наконец, небольшой размер кодовой страницы либо лишает нас возможности использовать в одном тексте всё многообразие символов, придуманных человечеством. Скажем, ни одна из описанных в предыдущем разделе кириллических кодовых страниц не позволит записать такой текст:

* Mueller English-Russian Dictionary computer _n. 1: компьютер; счётно-решающее устройство; электронно-вычислительная машина, ЭВМ; счётчик 2: тот, кто вычисляет

Уродливые, но необходимые

Некоторые компьютерные языки предусматривают уродливые конструкции, позволяющие вставлять в текст ссылки на символы, отсутствующие в кодировке. Например, символьная сущность — в HTML обозначает символ длинного тире (-); макрокоманда \copyright в языке TE X вставляет в документ знак копирайта (©). Такой подход означает, что некоторым символам в соответствующем языке придаётся особый смысл (& в HTML , \ в TE X ). Если потребуется обозначить такой символ как таковой, понадобятся дополнительные ухищрения: & для & , \backslash для \ .