Качественные и количественные характеристики информационного общества. Основные черты информационного общества

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Что такое данные, информация и знания?

Начнем с того, что простого и однозначного определения понятия «информация» не существует. Понятие информации одно из наиболее широко употребляемых категорий современной науки. Термин «информация» встречается почти во всех отраслях науки и техники, тенденция состоит в проникновении во все предметные области и науки о природе, обществе и мышлении.

ДАННЫЕ - факты и идеи, представленные в виде, позволяющем производить их передачу и обработку.

Данные в определенной степени подобны письменному сообщению, передающему какие-то сведения грамотному человеку и остающиеся набором непонятных знаков для неграмотного

Если данные воспринимаются и интерпретируются человеком, то они становятся для него информацией

ИНФОРМАЦИЯ – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В биологии то, что отражает, ограничивает многообразие

В кибернетике сообщение, неразрывно связанное с управлением в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик

В социологии смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления фактов, идей, сообщений

здесь во главу угла ставятся аксиологические (связанные с ценностью, полезностью) свойства информации.

В обществе циркулируют различные виды информации

Особенно важную роль играет информация научная, удовлетворяющая критериям научности, общепринятым в данное время (т. е. она объективна, истинна, проверяема
и т. п.), но не обязательно полученная или используемая только в сфере науки.

ЗНАНИЯ – структурированная информация, т.е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему

Термин «информация» часто употребляется вместо термина «данные», но делается это в переносном смысле, по аналогии

Так поступают даже люди, хорошо понимающие разницу в содержании этих понятий

Однако необходимо осознавать, что

– по сетям передаются данные

– компьютер тоже обрабатывает данные

– человек с помощью коммуникации получает или передает информацию для того, чтобы он сам или другие, переработав ее в голове и осмыслив, могли получить знания

2. Определение и основные характерные черты информационного общества.

Информационное общество – это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся:

· увеличением роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

· созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей.

Само определение понятия «информационное общество» содержит много новых понятий, которые нужно знать и уметь правильно использовать:

· информация;

· знание;

· информационно-коммуникационные технологии;

· информационный продукт;

· валовой внутренний продукт;

· информационная услуга;

· информационная инфраструктура;

· доступ к информации;

· информационное взаимодействие;

· коммуникация;

· общество;

· социум;

· личность;

· социальная потребность;

· личностная потребность

Это требует знания основ экономики, социологии, философии, информатики, а также таких дисциплин, как история науки и техники, культурология, информационные технологии.

3. Как определить, сформировалось ли в той или иной стране информационное общество?

Предпосылками развития информационного общества являются:

  • Превращение информации и знаний в ресурс общественного развития, сопоставимый по масштабам использования с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами

– наличие традиций и подходов к организации и управлению информационной деятельностью

– наличие мощностей по генерации информации

– наличие развитой системы распространения информации

· Формирование и успешное развитие рынка телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг:

– устойчивое развитие всех секторов информационного рынка, в т.ч.:

o увеличение объема продаж средств вычислительной техники и информатики; достижение макроэкономической значимости этого показателя, характеризующего рост использования ресурса «информация»

o стремительный рост рынка средств мобильной связи

o ускоренное развитие систем и средств телекоммуникации

o непрерывное увеличение числа абонентов мировых открытых сетей, в т.ч. интернета

· Высокая степень интеграции страны в глобальные сети и системы связи и в глобализованную экономическую среду

· Усиление понимания в общественном сознании актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения

· Наличие и успешное функционирование государственной(ых) структур(ы), ответственной(ых) за обеспечение процессов перехода к информационному обществу



4. Чем отличается информационное общество от предшествующего типа общества (индустриального)?

Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)

Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие: 1) происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; 2) имеет место размывание семейных ценностей; 3) место в жизни человека определяется его доходами; 4) наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).

Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях

Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы: 1) перемещение производства в бедные регионы; 2) основа ВВП – услуги; 3) возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества; 4) дерегуляция и децентрализация экономических процессов; 5) атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.

5. Можно ли утверждать, что в России сформировалось информационное общество?

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Назовите основные характеристики информационного общества.

ИО – это ступень исторического развития, ведущая от постиндустриального общества к обществу знаний

ИО − это такое общество, в котором:

производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности

информация признается наиболее значимым ресурсом

ИКТ становятся базовыми технологиями

информационная среда наряду с социальной и экологической становится новой системно значимой средой обитания человека

Информационная экономика, для которой характерны новые организационные формы, а также более высокая скорость развития

Высокая информационная культура и высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения

Возможность более успешного развития человека благодаря свободному доступу каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества

Таким образом, увеличивается сфера свободы личности и область ее возможностей в освоении мира и взаимодействии с обществом

Выделяют 7 значимых характеристик ИО:

1. Развитие сетевой экономики страны (производство, торговля, услуги) и ее интеграция в современную глобальную экономику

2. Формирование и развитие инновационной системы страны, в которой значительную роль играет государство, определяющее инновационную политику страны

3. Технологическое развитие страны (данная характеристика отражает развитие страны путем осуществления разработки новых технологий, внедрения их в производство и торговли ими для этого необходима информационная инфраструктура)

4. Наличие гражданских институтов, которые необходимы для регулирования и развития новых отношений

5. Повышение уровня развития человеческого капитала, выражающееся в развитии образования, здравоохранения и т.д.

6. Международная конкурентоспособность страны (страна должна иметь определенные конкурентные преимущества в производстве благ и услуг, как информационных, так и производственных)

7. Открытость экономики для глобальных процессов (появление интернета ускорило обмен информацией в т.ч. глобальной, способствовало развитию сетевых структур, сетевого бизнеса)

2. Как использование ИКТ влияет на развитие экономики?

3. Как использование ИКТ влияет на развитие гражданского общества?

4. Как использование ИКТ влияет на развитие отношений между людьми?

5. Что такое информационное неравенство?

Доклад Международного союза электросвязи (МСЭ) «Недостающее звено» (1984) - попытка привлечь внимание международного сообщества к проблеме «телекоммуникационного разрыва» между промышленно развитыми и развивающимися странами

Генеральный секретарь МСЭ д-р Пекка Тарьянне (Pekka Tarjanne) (1996) - «Без действий со стороны мирового сообщества нас подстерегает реальная опасность того, что глобальное информационное общество останется глобальным только в названии, что мир будет поделен на информационно богатых и информационно бедных и что разлом между развитыми и развивающимися странами увеличится до размеров непреодолимой пропасти»

Генеральный секретарь МСЭ Хамадун Туре (Hamadoun Touré) (2011): - усиление разрыва с точки зрения широкополосного доступа к интернету

Всемирный отчет ЮНЕСКО «К обществам знания» (2001):

– Усугубление когнитивного разрыва:

Доступ к информации

Научные исследования

Образование

Навыки использования ИКТ

Культурное и языковое многообразие

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет информационное неравенство как:

– разрыв с точки зрения возможностей доступа к передовым ИКТ

– разрыв между частными лицами, домохозяйствами, компаниями и географическими областями на различных социально-экономических уровнях с точки зрения возможностей доступа к ИКТ и их использования в различных целях

Цифровой разрыв не является следствием воздействия ИКТ – напротив, это экономическое неравенство становится «цифровым», т.к. неравенство в доступе к ИКТ оказывает воздействие как на индивидуальные субъекты, так и на целые экономики

Факторы влияния:

Уровень образования и доходов

– при сравнимом уровне доходов образование является фактором более активного использования ИКТ

Размер и тип домохозяйства

– в семьях с детьми уровень доступа к ПК и интернету значительно выше

Возраст и гендер

наивысшие значения в группе 35-45 лет,

– самая высокая динамика использования – среди молодежи

– гендерные различия достаточно существенны в зависимости от страны/региона

Этнический и культурный фон

– религиозные или иные соображения культурного характера

Языковые барьеры

Контраст между городом и деревней

Контраст между хорошо обжитыми и труднодоступными территориями с точки зрения:

– уровня доходов,

– доступа к рынку труда

– развитости бизнеса

– развитости ИКТ-инфраструктуры и стоимости доступа к ней

– номенклатуры и стоимости электронных сервисов

Основные черты информационного общества.

Этапы развития информационного общества.

В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

2. Второй этап (в середине XVI в.)– изобретение книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.

3. Третий этап (в конце XIX в.) – изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций. Этот этап совпал с периодом бурного развития естествознания.

4. Четвертый этап (в 70-х гг. XX в.) – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

Основные черты информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.

Некоторые характерные черты информационного общества:

1. Объёмы информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения специальные технические средства.

2. Неизбежно использование компьютеров.

3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.

4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.

5. Произойдёт переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.

6. Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.

31. Характерные черты информационного общества.

1. решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

2. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет информационная экономика;
3. в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

4. информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

5. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

6. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

7. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Некоторые характерные черты информационного общества:

1. Объемы информации возрастут и человек будет привлекать для ее обработки и хранения специальные технические средства.

В информационном обществе людям и коллективам, прежде чем пред-принять какое-либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обрабо-тать. Он привлекает для этого специальные технические средства.

2. Неизбежно использование компьютеров.

В информационном обществе использование компьютеров неизбежно. Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автомати-зирует обработку информации.

3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.

Во второй половине XX века произошел переход людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Появился новый социальный слой, который называют «белые воротнички» — люди, не про-изводящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработ-кой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт станет более «информационно емким». Его стои-мость будет зависеть от инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.

4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.

Увеличится количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.

5. Произойдет переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.

Растет время «проведенное» в Интернете, где можно путешествовать по образовательным сайтам, виртуальным музеям, читать литературу и т.д. Большой популярностью пользуются социальные сети, «чаты» и служба ICQ, которые позволяют общаться с людьми на расстоянии и режиме реального времени.

6. Быстрыми темпами развивается компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.

Сеть Интернет разрастается на 10-15% в месяц и число ее пользователей
приближается к 200 миллионам человек (возможно, что это устаревшие данные, так как количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти данные приводятся). Информационные технологии универсализируются, чему способствует использова-ние современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств — компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д.

7. У людей дома появились всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.8. Производством энергии и материальных продуктов заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.9. Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать.

Информатизация общества — это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).

Характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития является информационная экономика;

В основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;

Внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);

Создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме

Информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

Обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Главной составной частью информационного общества является Интернет. Эта компьютерная сеть ломает границы, что обеспечивает бесперебойное распространение информации в огромных масштабах, порождает преступность, деятельность которой приводит к триллионным убыткам. Интернет постепенно вытесняет газеты и журналы, причем этот процесс быстрыми темпами идет к завершению. Следующими на очереди являются телевидение и радио. Полностью заменить собой все средства накопления и передачи информации Интернет, конечно, не сможет, однако в ближайшие десять лет он займет ведущее место. Основной причиной такого влияния Интернета является не только скорость и объемы распространяемой информации, но и независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.

^ Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:

Возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

Возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;

Усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

Увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

Усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

Может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» - людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» - людей с низкой информационной культурой.

Интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению новых угроз национальной безопасности

Информационный неоколониализм - с помощью информационных каналов народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Официальный сайт органов власти Алтайского края

www.altairegion22.ru

Создание сети особо охраняемых природных территорий необходимо в целях сохранения в естественном состоянии особо ценных природных комплексов и объектов.

Поддерживая в естественном состоянии очаги природной среды, заповедник и заказники обеспечивают ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, являются фундаментальными элементами в системе обеспечения экологического равновесия и устойчивого развития региона.

Значение особо охраняемых природных территорий оценивается не только с точки зрения сохранения ценных и важных компонентов экосистемы (биологического разнообразия), но и с позиций оздоровления условий жизни и отдыха населения, сохранения здоровья нынешнего и генофонда будущих поколений. Разнообразные виды охраняемых территорий - это экологический резерв региона. Их развитие способно играть роль фактора, сдерживающего процесс ухудшения состояния окружающей среды.

К ООПТ в России относят:

1. заповедные территории (центры сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Биосферы планеты);

2. государственные природные заповедники (эталоны ненарушенных природных территорий);

3. природные парки (имеют экологическую и эстетическую ценность, природоохранные и рекреационные учереждения);

4. государственные природные заказники (сохранение и восстановление природных комплексов для поддержания экологического баланса);

5. памятники природы (уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения);

6. дендрологические парки и ботанические сады (природоохранные учереждения, коллекции, сохранение биоразнообразия);

7. лечебно-оздоровительные местности и курорты (территории, предназначенные для профилактики заболеваний, проведения лечения, отдыха населения).

Информационное общество - ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций , информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) , созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП . ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука . Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность . В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления . Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации . Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.) Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.



2. Культура безопасности жизнедеятельности как фактор преодоления глобальных угроз и вызовов современности.

По оценкам специалистов в первой половине нашего века может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида .

Современный стиль жизни населения планеты характеризуется главенствующим императивом потребительства , мгновенным устареванием вещей , значительной частотой смены мод на предметы потребления . Вместе с ростом населения планеты это является основной причиной недопустимого, запредельного уровня расхода полезных ископаемых и других ресурсов, выброса веществ , загрязняющих окружающую среду, многократного превышения предельно-допустимой антропогенной нагрузки на биосферу .

Говоря об основных факторах, способствовавших появлению глобальных проблем, следует отметить следующее.

1. XX век стал веком разительных перемен в мире, стал веком реализации многочисленных научных открытий , освоения принципиально новых технологий , что обеспечило беспрецедентный рост мировой экономики . Сейчас за один рабочий день в мире производится столько же товаров и услуг, сколько было произведено за весь 1900 год.

2. В XX веке произошли также грандиозные демографические сдвиги . Если к 1900 году население планеты достигало 1,6 млрд. человек , то к концу XX века на Земле проживало уже 6 млрд. человек , т.е. численность населения возросла в 4 раза .

3. Рост населения планеты, несмотря на все усилия мирового сообщества, сопровождается и ростом нищеты. В настоящее время 20% населения мира проживает за чертой бедности .

4. Значительно обострилась и экологическая проблема . Ее сущность состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды .

В атмосфере быстро нарастает концентрация углекислого газа: за последние 200 лет она выросла с 280 до 370 ppm (частей на 1 млн.), причем более половины прироста приходится на период после 1950 года .

5. Интенсификация человеческой деятельности ведет и к нарушению экосистем биосферы. Из 150 млн. км 2 площади суши под прямым контролем человека (агропромышленные комплексы, города, полигоны, дороги, добыча ископаемых и т.д.) находится 28% . Это приводит к сокращению площади лесов, опустыниванию (средняя скорость - 2600 га/ч), обезвоживанию рек и морей.

Сейчас в мире практически нет резервов для сельскохозяйственного освоения , остаются лишь леса и экстремальные территории .

6. В последние два десятилетия особенно остро встала проблема ре­сурсов пресной воды . Даже в странах, богатых источниками воды, стали появляться признаки водного дефицита.

В значительной степени увеличилось промышленное расходование воды . Это связано не только с быстрым развитием промышленности, но и ростом водоемкости производства.

7. Порождением современной цивилизации является и проблема мегаполисов . В настоящее время в городах проживает около половины всего населения мира (47 %), в то время как в 1972 году доля городского населения составляла чуть менее трети .

60% подобных городов в Азии, в Африке - 25%, Латинской Америке - 15%.

8. Серьезную угрозу представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли . Эти явления не только наносят большой ущерб промышленности, сельскому хозяйству и окружающей среде, но и нередко сопровождаются разрушением населенных пунктов и человеческими жертвами.

Так что же ожидает человечество в новой эпохе? Сможет ли оно справиться со стремительно возникшими глобальными угрозами, подрывающими условия его жизни и развития?

Большой прорыв в методах исследования глобальных проблем новой эпохи совершил во второй половине XX века американский профессор Д.Форрестер. Будучи крупнейшим специалистом в области больших систем и теории компьютерного управления промышленными предприятиями, он впервые применил математические методы к исследованию социальных и экономических процессов . Объектом его исследований сначала стал процесс развития большого города как системы, а затем – развитие всей мировой системы человеческой цивилизации, которое он назвал «мировой динамикой» .

Чтобы понять существо результатов работ Форрестера, предварительно ознакомимся с максимально упрощенным мысленным экспериментом , предложенным советским академиком A.И.Вейником. Этот эксперимент наглядно иллюстрирует возникновение глобальной угрозы вследствие «естественного» (стихийного, неуправляемого) развития цивилизации на планете с ограниченными ресурсами , при отсутствии полной регенерации отходов .

Пусть в ограниченном объеме, например, в шаре, находится некая питательная среда. И пусть в этот шар попадает пара живых opганизмов - «бактерий». Что произойдет дальше?

Очевидно, попав в благоприятные условия, наши «бактерии» начнут естественно размножаться. Рост числа бактерий, сначала очень медленный, со временем всё больше и больше ускоряется и, наконец, приобретает характер взрыва. Постепенно микробы пожирают питательную среду и начинают задыхаться в собственных отходах . С этого момента рост «населения» замедляется, а затем и вовсе прекращается . Причина этого будет совершенно непонятна неразумным бактериям , занятым в это время «личными делами», а, возможно, даже «справедливым распределением» все уменьшающихся запасов питательной среды между собой . В конце концов, вся микробная «цивилизация» переходит в мир иной.

Картина, в основных чертах подобная предыдущему мысленному эксперименту, получилась при исследовании динамики мировой системы Форрестером. Oн взял для изучения самых общих закономерностей функционирования мировой системы пять основных изменяющихся компонентов (при естественном ограничении географического пространства планеты):

· численность населения Земли,

· капиталовложения (фонды, характеризующие уровень развития экономики, которая преобразует природу),

· природные ресурсы,

· производство продуктов питания,

· загрязнение (отходы жизнедеятельности человека, которые не регенерируются природой).

Этими компонентами и их взаимодействиями , принял он, в основном, обуславливается динамика изменений в мировой системе . Связав изменение во времени основных компонентов в уравнения , Форрестер определил коэффициенты этих уравнений на основании имеющихся статистических данных по изменениям рассматриваемых компонентов в предыдущий период времени . Изучая поведение системы, он установил, что растущее население вызывает рост индустриализации, рост потребности в продуктах питания и распространение населения по все большей территории.

В свою очередь, рост производства продуктов питания, промышленных товаров и занимаемой территории способствуют увеличению количества населения . Рост населения с сопровождающими его индустриализацией и загрязнением окружающей среды является следствием процессов, в которых каждый компонент способствует росту других и обеспечивает своё развитие за их счет. Рост населения в расчетах Форрестера вначале, как в современной действительности, происходит по экспоненциальному закону (закону геометрической прогрессии).

Однако, со временем рост наталкивается на пределы, определенные природой . Территория планеты освоена, почва и природные ресурсы истощаются, а способность биосферы Земли разлагать загрязнения не беспредельна . Полученный расчетом и известный нам из истории экспоненциальный рост населения, фондов, потребления пищи, уровня жизни и загрязнения не может продолжаться безгранично. Количество населения, достигнув предельной величины, затем станет заметно уменьшаться , что означает не кризис (из которого возможны разные выходы), а катастрофу (процесс, ведущий к гибели). Она наступит, согласно расчетам Форрестера, в период 2025-2050 годов.

Оценивая полученные Форрестером ошеломляющие результаты, сразу необходимо отметить, что он использовал ту же гипотезу , что была в предыдущем мысленном эксперименте. В расчетах система ограничена по ресурсам, что для мировой системы, конечно, не совсем верно: в систему поступает энергия из Космоса (очевидная – от Солнца), в системе в какой-то степени регенерируются отходы (загрязнения). Однако, современная цивилизация использует, во многом, именно невозобновляемые ресурсы, загрязняя окружающую среду именно нерегенерируемыми отходами.

Глобальное равновесие в принципе – по Форрестеру – возможно. Однако оно потребует жестких самоограничений и целеустремленности всего мирового сообщества в долгосрочной перспективе.

В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения.

Еще в рамках теории К.Маркса было определено, что основной сущностной функцией человека , как разумного, деятельного и социального существа, является труд . При этом под трудом понимается целесообразная деятельность по преобразованию внешней материальной среды в средство для комфортной жизни . Состояние человека на момент начала изменения этой среды является, как правило, гомеостазным , равновесным (за исключением непродолжительных периодов развития стихийных бедствий и подобных явлений). Изменяя внешнюю материальную среду, человек детерминировано переходит в менее равновесное , а, следовательно, и менее безопасное для него состояние. Чтобы компенсировать эту «потерю» безопасности человеку необходимо еще больше изменить окружающую среду в интересах уже не только большего комфорта, но и собственной защиты . При этом усиление воздействий на окружающую среду приводят к повышению силы и масштабов ответных реакций внешнего мира на человека в процессе его труда. И чем больше таких изменений производится – тем большую величину приобретает риск для его жизнедеятельности. Выходом из этого замкнутого круга может являться только изменение вектора «целесообразной деятельности» с преобразования материальной среды в средство для «комфортной жизни» в средство для «безопасной жизни» (в равновесии с этой средой). Этот коренной слом парадигмы отношения к окружающей среде и возможен только путем изменения всей человеческой культуры .

Хотя особую значимость проблематика безопасности, и в особенности ее социальные, психологические и педагогические аспекты, приобрела только в последние 30-40 лет, она имеет глубинные корни. Так, в основе религиозного сознания , формируемого крупнейшими религиозными воззрениями (тотемизмом и анимизмом, буддизмом, конфуцианством и даосизмом, индуизмом, исламом, христианством) лежит постулат ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы , как этического фундамента обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности. Но при этом следует отметить, что несмотря на такое позитивное, природоохранное отношение религий к окружающему миру, их глубокое и масштабное воздействие на мировоззрение людей, энвайроментальное сознание человечества в разные исторические периоды претерпевало колебательные изменения от четко выраженной утилитарной направленности (первобытный мир, средние века и Новое время) до отхода от потребительского отношения к природе , стремления к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию места человека в нем (античность, настоящее время).

Историческую трансформацию отношения людей к вопросам безопасности возможно оценить и на основе характеристик катастрофического сознания (т.е. совокупности массовых страхов и тревог) людей в различные исторические эпохи. Исследования показывают, что на протяжении истории человечества произошло изменение вектора рассматриваемого сознания со страхов обращенных вовне, на действия внешних по отношению к людям факторов (стихийных бедствий, эпидемий, нашествий завоевателей), к страхам, обращенным вовнутрь , т.е. к страхам человека и человечества перед самим собой. Это явилось причиной повышенного внимания к развитию способов преодоления разрушительных начал, скрытых в самом человеке, в глубинах его личности, таких как психоанализ, теория коллективного бессознательного.

Таким образом, следует отметить то, что вопросам обеспечения безопасности в истории человечества уделялось достаточно серьезное внимание. Но только в настоящее время они приобрели особую, жизненоважную актуальность . При этом многими учеными, специалистами признается, что сейчас особое внимание следует уделять именно социальным технологиям обеспечения безопасности , направленным на развитие общественного и индивидуального сознания, формирования ответственного и дальновидного отношения к окружающей среде. Для этого необходимо разрабатывать теоретико-методологические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, и, в первую очередь, определиться с терминологическим полем данной категории.

Анализ показывает, что «культура» – это одно из самых неоднозначно определяемых понятий . По выражению культуролога Гарри Триандиса «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится». В научной литературе существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п. Его дефиниционный диапазон чрезвычайно широк: от любых результатов деятельности людей (по П.Сорокину) до основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации (по С.Хантингтону). С учетом обобщения различных подходов к установлению понятия «культура» представляется возможным определить ее как основу мировоззрения (систему ценностей ), традиции (нормы , стереотипы, устойчивые правила поведения), а также предметные результаты деятельности людей (мероприятия, средства, способы , объекты).

Известно, что традиционно культура складывается достаточно стихийно, под действием массовых поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Эти совокупные массовые поступки и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы, течения и направления в искусстве. С этой точки зрения корректно говорить о культуре не как об управляемом процессе, а как о неком состоянии , основным параметром которого может являться уровень, мера достижения.

В отличие от стихийного процесса развития традиционной культуры, формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться регулируемым процессом в связи с конкретными ожидаемыми результатами по предотвращению глобальных угроз и опасностей и крайне ограниченным временем на их достижение . Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой прагматической постановке вопроса наиболее приемлемым также представляется использование понятия «уровня» как меры развития. В этом случае возможно проводить оценку степени достижения желаемого результата (напр., высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала , а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

В 90-х годах XX века – начале XXI века сложилось понимание того, что данная категория должна относиться не только к персоналу потенциально опасных объектов и сводиться только к подготовленности лиц , но и применяться по отношению к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, социальных и глобальных рисков.

В этот же период происходит расширение понятия культуры безопасности. Так, в работе отмечается, что культура безопасности - это социологическая категория, отображающая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию (либо создание и эмиссию) социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных ситуациях. В этом же источнике дается определение культуры безопасности российского общества , под которой понимается специфическая совокупность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей (социальных групп, институтов и др.) со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания (изменения) определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения.

Ряд авторов преодолевая ведомственную, корпоративную узость понимания категории «культуры безопасности», сложившуюся в рамках атомной отрасли, применяет термин «культура безопасности жизнедеятельности », под которой понимают социальный процесс, направленный на реализацию таких условий жизнедеятельности людей, социальных групп, общества в соответствие с уровнем их развития и стереотипом поведения, при которых возможные риски не превышают допустимых значений. При этом жизнедеятельность определяется, как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Общество определяется как совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество нахо­дится в процессе закономерного изменения и развития. Обще­ство имеет определенную прогрессивную направленность, ос­нованную на постоянном притоке, генерации и перераспреде­лении информации.

Для объективного анализа исследуемой проблемы целесооб­разно рассмотреть социально-политические, социально-экономи­ческие и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в це­лом, так и на развитие системы образования в частности.

Качественные изменения в экономической, социально-поли­тической и духовной сферах общественной жизни, обусловлен­ные интенсивным развитием и использованием современных ин­формационно-коммуникационных технологий, обозначили дви­жение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу.

В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество стол­кнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проб­лем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека.

Основными чертами нового информационного общества явля­ются его информатизация, создание новых интеллектуальных тех­нологий, ускорение темпов развития техники, превращение ин­формации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные фак­торы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социаль­ной системы, трансформации среды, под влиянием которой ме­няется личность.

В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении инфор­мации в главный товар выдвинул американский ученый эконо­мист Ф. Махлуп.

Таким образом, исследования в области информатизации но­вого общества приобрели актуальность уже в 1950-1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема суще­ствования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных иссле­дованиях.

Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности совре­менного общества в основном одноаспектно - с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Та­кое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуаз­ным, Р.Дарендорф - посткапиталистическим, Г. Кан - пост­экономическим, К. Боулдинг - постцивилизационным, Л. Этци-они - постмодернистским, С.Алстром - постпротестантским, Р.Сейденберг - постисторическим, а Р.Барнет предложил тер­мин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении ста­новится очевидным, что большинство этих определений прибли­жается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в созна­нии людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигну­того, однако принципиально новое общество, в котором одно­временно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом.



По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибер­нетизации*.

Существует концепция исключительности наступающей эпо­хи, в которой информация будет основной экономической цен­ностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).

* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. - М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с.

Таким образом, информационное общество - это новая исто­рическая фаза развития цивилизации, в которой главными про­дуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами:

Повышение роли информации и знаний в жизни общества;

Возрастание доли информационных коммуникаций, продук­тов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Создание глобального информационного пространства, обес­печивающего эффективное информационное взаимодействие лю­дей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовле­творение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

Ускорение научно-технического прогресса и превращение на­учных знаний в реальный фактор производства, повышение каче­ства жизни человека и общества;

Участие значительной части трудоспособного населения в про­изводственной деятельности, связанной с созданием и использо­ванием информационных технологий, информации и знаний;

Существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению инфор­мации и знаний;

Глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

Информационное общество - это цивилизация, в основе раз­вития и существования которой лежит особая субстанция, услов­но именуемая «информацией», обладающая свойством взаимо­действия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности ново­го общества, в котором, с одной стороны, информация форми­рует материальную среду жизни человека, выступая в роли инно­вационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных вза­имоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансфор­мируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наобо­рот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «ин­формационная безопасность».

Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследова­ния таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мар­тин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др.

На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии за­ключалась в представлении информации в нужной форме.

Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машин­ка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представ­ление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап (1940-1960-е гг.) - «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электри­ческих пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответ­ствующим программным обеспечением. Изменяется цель техно­логии. Важное значение имеет не форма представления информа­ции, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных тех­нологий во всех сферах жизнедеятельности людей.

Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) - «электронная» техно­логия, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащен­ные широким спектром базовых и специализированных программ­ных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для уп­равленческой среды различных сфер общественной жизни, осо­бенно к организации аналитической работы. Кроме того, приоб­ретается опыт формирования содержательной стороны управлен­ческой информации.

В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, ко­торый проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и исполь­зуют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессор­ную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и ло­кальные компьютерные сети.

Активное вхождение в жизнь общества новейших информацион­ных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распро­странению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разра­боткой технологий виртуальной реальности и другими технологи­ческими инновациями. Это развитие требует организации само­стоятельной профессиональной сферы «информационная безопас­ность».

В России, являющейся одним из центров мировой науки и куль­туры, существуют условия для интенсивного постиндустриально­го развития:

Быстрыми темпами совершенствуется информационная инфра­структура как составная часть глобальной информационной инф­раструктуры, развивается рынок услуг связи;

Информационно-коммуникационные технологии активно ис­пользуются в экономической, политической, социальной и ду­ховной жизни общества;

Развивается система правового регулирования отношений, свя­занных с созданием и использованием информационно-коммуни­кационных технологий;

В общественном мнении складывается понимание необходи­мости интенсификации постиндустриального развития;

Принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-ком­муникационных технологий в некоторых важных областях деятель­ности человека, общества и государства.

Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития рос­сийской информационной инфраструктуры, использования ин­формационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жиз­ни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информаци­онной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к ин­формации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более пре­вращается в фактор, тормозящий социально-экономическое раз­витие общества.

Не развито производство конкурентоспособного телекомму­никационного оборудования и средств вычислительной техни­ки, в результате чего зависимость развития российской информа­ционной инфраструктуры от поставок зарубежных информацион­но-коммуникационных технологий значительно превышает кри­тический уровень.

Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в услови­ях постиндустриального развития.

Медленно реализуются работы по использованию информаци­онно-коммуникационных технологий для сохранения культурно­го наследия.

Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения ин­формационной безопасности страны в недостаточной мере спо­собна противостоять современным угрозам, связанным с исполь­зованием возможностей информационно-коммуникационных тех­нологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопас­ности информационных и коммуникационных систем, исполь­зуемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.

Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постинду­стриального развития общества, недостаточно скоординирова­ны, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского об­щества.

Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информа­ционной безопасности.

В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи:

«повышение информационной устойчивости и конструктив­ности в общественном развитии, конкурентоспособности стра­ны, благосостояния и качества жизни граждан;

Укрепление государственных гарантий реализации конститу­ционных прав человека и гражданина в информационном обще­стве, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям;

Повышение информационного качества образования и здраво­охранения;

Создание информационных условий для сохранения и разви­тия культурного разнообразия и самобытности народов, прожи­вающих на территории Российской Федерации;

Повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления;

Противодействие угрозам использования потенциала инфор­мационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.

Решение перечисленных задач базируется на следующих прин­ципах:

Сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и граж­данского общества;

Опережающее развитие информационной инфраструктуры
общества и ее безопасности;

Создание благоприятной среды для развития информацион­ной инфраструктуры и системы информационной безопасности;

Обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и зна­ниям, к использованию информационно-коммуникационных тех­нологий;

Укрепление доверия и безопасности при использовании ин­формационно-коммуникационных технологий;

Обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного со­блюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере;

Содействие развитию глобального информационного обще­ства;

Международное сотрудничество в системе развития безопас­ности и информационного общества.