Информация в современном обществе. Роль информационных ресурсов в развитии современного общества. по роду человеческой деятельности

Введение

На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информацией и информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития, при которой информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии отдельных стран и всего мирового сообщества.

Заключение

Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом.

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, составляющий общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

Список литературы

1. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы [Текст]/ Т.П. Воронина М., 2005. - 111 с.

2. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3.

3. Хромов Л.И. Теория информации и теория познания [Текст]/ Л.И. Хромов – Спб.: Изд. Русского философского общества, 2006. – 200 с.

4. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст]/ А.А. Чернов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.-232с.

5. Чугунов А.В. Развитие информационного общества: теории, концепции и программы: Учебное пособие. - СПб.: Изд. Русского философского общества, 2007. - 98 с.

Международный университет природы, общества и человека «Дубна» -

Дмитровский институт непрерывного образования

Реферат

по предмету:

«Технические средства информатизации»

«Современное состояние электронно-вычислительной техники»

Выполнил: Курзаков Н.И.

Проверил: преподаватель спец. дисциплин Мурыгин Д.О.

г. Дмитров, 2015г.

Введение. 3

Роль информации в современном обществе. 5

Роль информации в жизни общества. 8

Основные подходы к определению понятия «информация». 10

Информационное общество. 12

Заключение. 14

Источники. 15

Введение

Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло. Многие полагают, что знают о том, что это мнение "навязано сверху", что вся "демократия" - это всего лишь слово в статье конституции и что "свобода слова" может обернуться самой настоящей тюрьмой.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.

Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.

В работе планируется рассмотреть понятие СМИ, уделить внимание рассмотрению истории становления СМИ. Также будет приведена краткая классификация имеющихся СМИ. Отдельное внимание будет отдано рассмотрению телевидения как одному из ведущих Средств массовой информации. Интересно отметить, что многими исследователями в процессе работы над понятием СМИ и роли этого явления в общественной жизни упоминается и активно используется термин "манипуляция сознанием". В обществе почему-то принято негативное отношение к этому явлению, но существует положительное влияние на общество в процессе манипуляции его сознанием, которое направлено исключительно на достижение результатов и на прогресс. Об этом тоже следует помнить.



Также в работе будет рассмотрен процесс интеграции СМИ в общественное сознание и рассмотрена сфера влияния СМИ на общество сегодня - с точки зрения самих СМИ, оценивая их культуру и вклад в общественную деятельность, и с точки зрения общества на действия СМИ.

Работа состоит из Введения, двух глав и заключения. В работе использованы периодические издания, Правовые основы деятельности СМИ, научная литература отечественных и зарубежных автором.

В процессе работы определяются как положительные так и отрицательные стороны влияния СМИ на общество.

Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.


Роль информации в современном обществе

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:

человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

1. развитие массово - коммуникационных процессов;

2. потребность разработки общей теории информации;

3. развитие кибернетики как науки об управлении;

4. проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

5. исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

6. актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

7. проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики не возможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

Термин "информация" (в переводе с лат. "informatio") означает осведомление, сообщение о положении дел или о чьей-то деятельности, сведения о чем-либо. Вплоть до средины XX в. это понятие означало какие-либо сведения. Однако академик А. Колмогоров дал ему более широкое определение, рассматривая информацию как первооснову всех новых и перспективных отраслей науки и техники (кибернетики, теории организации и управления, системотехники и т. п.). На современном этапе проблему информации считают одной из наиболее актуальных и фундаментальных проблем, связанных с научно-технической революцией. Она характеризуется, в частности, передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах.

За последние три десятилетия в обществе получил широкое распространение и другой, близкий по смыслу термин – "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает этому понятно следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно (но не исключительно) для поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам".

Поскольку распространяемая информация охватывает сотни миллионов людей, то она становится все более заметной материальной силой, которая воздействует не только на производство, технику, технологии, экономику, политику, социальную сферу, но и на характер современного мышления. Информационная революция, таким образом, представляет собой важнейшее звено в сложной сети общественных процессов и явлений современности.

Различные аспекты информатизации и роль информации в современном обществе изучали такие видные ученые, как Н. Винер, К. Шеннон, У. Эшби, Л. Бриллюэн, А. Берг, В. Глуш-ков, Н. Амосов, А. Колмогоров и др. Философский энциклопедический словарь содержит следующее толкование понятия информации: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность как результат получения сообщения; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигнал в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы .

В этом контексте к наиболее важным свойствам информации следует отнести такие: а) адекватность – соответствие реальным процессам и объектам; б) релевантность – соответствие тем задачам, для решения которых она предназначена; в) правильность – соответствие способа выражения информации ее содержанию; г) точность – отражение соответствующих явлений с минимальным искажением или минимальной ошибкой; д) актуальность, или своевременность – возможность ее использования тогда, когда нужда в ней особенно велика; е) всеобщность – независимость от отдельных частных изменений; ж) степень подробности – детальность информации. Важно отметить также свойство информации отражать различные социальные объекты, явления и процессы, т. е. ее достоверность. В социологии и других социальных науках выделяют и множество других свойств информации, таких как надежность, репрезентативность, системность, качество и др.


Наряду с этим информацию можно изучать в трех основных ее аспектах: 1) прагматическом – с точки зрения ее полезности в достижении цели, для которой она предназначена; 2) семантическом – с точки зрения ее содержания и правильного толкования; 3) синтаксическом – в зависимости от техники ее представления и передачи. Немаловажным аспектом сущности информации, на наш взгляд, является технологический. В этом аспекте рассматривают систему различных технологий работы с информацией.

Необходимо учитывать, что информация может накапливаться, теряться, загрязняться и уплотняться. В этой связи она представляет собой важный ресурс общества, который имеет гораздо большее значение, чем другие ресурсы, например энергетические ресурсы или полезные ископаемые. Кроме того, в современном обществе информация выполняет весьма важные и многообразные функции. Во-первых, благодаря ей обществу свойственны социальная память, наследственность и преемственность развития. Во-вторых, она представляет собой основное средство (ресурс) социального управления. В-третьих, без информации невозможно формирование личности, ее социализация, обучение и воспитание. В-четвертых, она является носительницей всех форм и проявлений культуры.

С развитием общества в нем постоянно возрастает роль информационных ресурсов, в которых обобщаются и концентрируются все имеющиеся сведения о различных отраслях человеческой жизнедеятельности. Составляющими этого процесса являются, как правило, общий рост объемов информации, а также возрастание экономического, социального, политического и других эффектов от ее использования. Люди добывают и используют информацию для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Ее экономический эффект зависит в основном от затрат ресурсов на ее получение. Принято выделять три варианта эффективности использования информации (рис. 27).

Для варианта А характерен рост эффективности информации пропорционально расходу ресурсов. В варианте Б эффективность быстро достигает пика и идет на спад. Наиболее интересен вариант В, который характеризуется экспоненциальным ростом эффективности использования информации.

Тенденцию к увеличению роли информации в жизни современного общества осмыслили Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Канн, А. Тоффлер и другие видные исследователи в рамках концепции постиндустриального развития современного общества. Реализация этой тенденции, по мнению этих ученых, должна в перспективе привести к формированию информационного общества, для которого характерно следующее:

В экономике – малые организационно-экономические формы, которые заменяют традиционные громоздкие корпорации;

В социальной сфере – появление информационных сообществ и обширная интеллектуализация деятельности людей, а также сосредоточение их в сфере производства и переработки информации;

В духовной сфере – повсеместная компьютерная революция, в результате которой возникнет единый мировой интеллект;

В сфере демократии – преодоление прежних форм отчуждения людей и возникновение новых противоречий между "умными" и "глупыми", образованными и необразованными, которые заменяют основное противоречие индустриального общества между бедными и богатыми.

Рис. 27. Варианты получения экономического эффекта от использования информации:

Э - эффективность информации; РР - расход ресурсов

В этой концепции переплетаются два начала: рациональное и иррациональное. Если попытаться отделить рациональные зерна от плевел иррационального, то становится ясным, что нарастающей тенденцией развития человеческого общества в ближайшие десятилетия XXI в. будет широкое развертывание и технологизация информационных процессов. Кроме того, в настоящее время очень быстро воплощаются в жизнь концепции информационного общества, особенно в высокоразвитых странах. В экономике этих стран утрачивают свое влияние гигантские корпорации, которые возникли на пике индустриального развития. Как отмечает в этой связи украинский исследователь Е. Марчук, стремительно сокращается количество занятых в тех корпорациях, которые еще продолжают удерживать и укреплять свои позиции. Например, доля занятых в промышленности США уменьшилась с 34 % от общего количества рабочей силы в 1950 г. до 15 % в настоящее время. Приблизительно треть этих людей – не промышленные рабочие, а специалисты, имеющие дело с информацией: бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры и т. п. Расходы на информацию составляют в среднем три четверти добавленной стоимости современной продукции. Наряду с этим происходят такие динамические процессы, как стремительное сокращение промежутка времени между ключевыми этапами научно-техническо­го прогресса: открытием (изобретением), доведением его до стадии технологии и внедрением в производственный процесс; человеческий интеллект становится непосредственной и главной производительной силой общества; происходит "охота на интеллект" и его импорт в лидирующие страны; быстро развиваются образование, системы связи, базы данных, компьютерная техника .

Наблюдаемый ныне информационный взрыв был вызван научно-технической революцией во второй половине XX в., которая породила динамический процесс умножения научного знания, его экспоненциальный рост. Довольно высокими темпами в современном мире растут объемы научной, экономической, политической и социокультурной информации. Так, объем научной информации удваивается за 10-15 лет. Однако в различных отраслях науки, общественной и практической деятельности людей темпы производства информации далеко не одинаковы. Не случайно многие исследователи говорят о "мегабитовой бомбе".

Поэтому возникают реальные трудности в работе с информацией. Становится достаточно тяжело искать, производить, хранить, перерабатывать и использовать ее. Объем информации ныне так велик, что наступил кризис некоторых традиционных приемов информационной деятельности, складывавшихся на протяжении многих столетий. При этом усиленный рост объемов информации в современном обществе приводит к целому комплексу социальных проблем, наиболее важными среди которых являются следующие:

Быстро растет объем учебной и научной информации, что приводит к реальным трудностям социализации личности вообще и к усложнению ее образовательной и профессиональной подготовки в частности. Удлиняются сроки обучения людей, возрастают нагрузки, увеличиваются сроки вступления молодежи в активную трудовую деятельность;

Быстрыми темпами расширяется инфраструктура информации, которая существенно модифицирует все сферы жизнедеятельности и ставит современного человека перед "шоковой" ситуацией, выдвигая на первый план проблему адаптации людей к новым, непривычным условиям жизни, что, естественно, приводит к негативным для них последствиям (информационным перегрузкам, психическим заболеваниям и т. п.);

объем информации растет зачастую неуправляемо, стихийно, масштабно и всеохватывающе. По всей видимости, проблема информации – одна из ведущих глобальных проблем современной цивилизации.

Понятие информации и ее основные виды

Понятия информации, информатики и информационных процессов в современном обществе

1. Понятия информации, информатики и информационных процессов в современном обществе ………………………………. 3

2. Принципы работы и структура компьютера ……………………….. 7

3. Техническое обеспечение компьютера …………………………….14

4. Программное обеспечение компьютера …………….………….. . 21

5. Информационные технологии ….……………………………………24

6. Основные понятия технологии баз данных ……………………… 29

7. Назначение и основные возможности компьютерных сетей …. 34

8. Базовые понятия алгоритмизации задач и программирования. 44

Информация - ϶ᴛᴏ сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей среды, их параметрах, характеристиках, свойствах и состояниях.

Принято выделять следующие виды информации:

- по признаку ʼʼобласть возникновенияʼʼ:

1) элементарная – информация, связанная с неживой природой;

2) биологическая – информация, связанная с процессами животного и

растительного мира;

3) социальная – информация, связанная с процессами, протекающими

в человеческом обществе;

- по способу передачи и восприятия:

1) визуальная

видимыми образами (символами);

2) аудиальная – информация, передаваемая и воспринимаемая

посредством звуков;

3) тактильная - информация, передаваемая и воспринимаемая

на базе ощущений;

4) органолептическая - информация, передаваемая

и воспринимаемая посредством запахов и вкуса;

5) машинная - информация, передаваемая и воспринимаемая

техническими средствами (в том числе средствами

компьютерной техники);

- по роду человеческой деятельности:

1) научная ;

2) техническая ;

3) экономическая ;

4) управленческая ;

5) общественно-политическая ;

6) научно-популярная ;

7) частная (личная) .

В случае если ранее (до ХХ века) основными предметами труда были материальные объекты, то теперь основным предметом труда становится информация. Сегодня всœе большее число людей оказывается занятыми в информационной сфере общественного производства – в сфере продуцирования, переработки и использования информации.

В современном обществе информация становится таким же стратегическим ресурсом общества как продукты питания, промышленные товары и энергетические ресурсы. В связи с этим появилось новое понятие – информационные ресурсы.

Информационные ресурсы - ϶ᴛᴏ информация, используемая на производстве, в технике, в управление обществом, в социальной сфере, но информация специально-организованная и обрабатываемая с помощью средств компьютерной техники.

В качестве информационных ресурсов следует также рассматривать:

· научные теории;

· открытия;

· патенты на изобретения;

· экономико-математические модели;

· проекты машин и технологических процессов;

· сведения о недрах земли и океанов.

Информационные ресурсы в объёме всœей страны представляют из себянациональные информационные ресурсы.

Οʜᴎ составляют национальное богатство страны и всœе более определяют ее научно-технический прогресс, научный потенциал, экономическую и стратегическую мощь.

Решением проблем, связанных с эффективным использованием информационных ресурсов, занимается дисциплина Информатика .

Роль информации в современном обществе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль информации в современном обществе" 2017, 2018.

ТЕМА 1. Роль информации в обществе. Информация и право

1. Природа информации. Понятие информации.
2. Основные классификации информации.
4. Понятие информационного общества, его основные виды.

1. Природа информации. Понятие информации.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) - сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). Чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит информацию). В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию), а в процессе общения с другими людьми -передает и принимает информацию. Человек живет в мире информации.

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами .

Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т. д. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществлялось с помощью книг, а в настоящее время для этого используются электронные носители.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека и общества, но и для техники. Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю.

Информация – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, условных обозначений)либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.).

В середине 20 века термин «информация» стал общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом (ЭВМ), автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

2. Основные классификации информации.

Информация подразделяется по форме представления на 2 вида:

- дискретная форма представления информации - это последовательность символов, характеризующая прерывистую, изменяющуюся величину (количество дорожно-транспортных происшествий, количество тяжких преступлений и т.п.);

- аналоговая или непрерывная форма представления информации - это величина, характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков (температура тела человека, скорость автомобиля на определенном участке пути и т.п.).

По области возникновения выделяют информацию:

- элементарную (механическую) , которая отражает процессы, явления неодушевленной природы;

- биологическую , которая отражает процессы животного и растительного мира;

- социальную , которая отражает процессы человеческого общества.

По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации:

- визуальную , передаваемую видимыми образами и символами;

- аудиальную , передаваемую звуками;

- тактильную , передаваемую ощущениями;

- органолептическую , передаваемую запахами и вкусами;

- машинную , выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники.

Информацию, создаваемую и используемую человеком, по общественному назначению можно разбить на три вида:

- личную , предназначенную для конкретного человека;

- массовую , предназначенную для любого желающего ее пользоваться (общественно-политическая, научно-популярная и т.д.) ;

- специальную , предназначенную для использования узким кругом лиц, занимающихся решением сложных специальных задач в области науки, техники, экономики.

По способам кодирования выделяют следующие типы информации:

- символьную , основанную на использовании символов - букв, цифр, знаков и т. д. Она является наиболее простой, но практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить зеленый свет уличного светофора, который сообщает о возможности начала движения пешеходам или водителям автотранспорта.

- текстовую , основанную на использовании комбинаций символов. Здесь так же, как и в предыдущей форме, используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетании, порядке следования. Так, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию. Благодаря взаимосвязи символов и отображению речи человека текстовая информация чрезвычайно удобна и широко используется в деятельности человека: книги, брошюры, журналы, различного рода документы, аудиозаписи кодируются в текстовой форме.

- графическую , основанную на использовании произвольного сочетания в пространстве графических примитивов. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие большое значение в деятельности человек.

Свойства информации можно рассматривать в трех аспектах: техническом - это точность, надежность, скорость передачи сигналов и т.д.; семантическом - это передача смысла текста с помощью кодов и прагматическом - это насколько эффективно информация влияет на поведение объекта.

3. Научно-технический прогресс и условия формирования информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.

Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

Возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

Эффективное информационное взаимодействие людей;

Их доступ к мировым информационным ресурсам;

Удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Одним из условий формирования информационного общества является развертывание единого для страны информационного пространства. В рамках информационного общества создается информационная экономика, связанная с автоматизированной обработкой, обменом по каналам связи и практическим использованием, прежде всего, формализованной информации. Эти требования обусловливают необходимость создания и ведения в стране, в рамках ее единого информационного пространства, его формализованного подпространства, или же - единого информационного пространства формализованных данных, когда локальные сети предприятий соединены в общую глобальную сеть информатизации.

Следующим условием формирования информационного общества является ведение и поддержания в актуальном состоянии единого информационного пространства формализованных данных России, так как без этого условия не может быть организовано и обеспечено практическое осуществление процесса информационного взаимообмена (в том числе межведомственного) между различными объектами и субъектами информационного взаимодействия формализованной информацией (пригодной для автоматизированной обработки на ЭВМ).

Третьим условием развития информационного общества являются информационно-коммуникационные технологии, реализующие информационный обмен между всеми элементами информационного общества, основой которых в современных условиях является глобальная информационная сеть Интернет.

Информационное общество в своем становлении и развитии базируется на знаниях, поэтому четвертым условием развития информационного общества является решение двух взаимосвязанных постоянных фундаментальных цивилизационных проблем:

Прогноз развития существующих знаний во всех областях человеческой деятельности, накопленных за предшествующие периоды социально-экономического развития;

Формирование новых знаний и их последующим практическим использованием в социально-экономической деятельности человека, в том числе с использованием технологии форсайт;

Прогрессирующая интеллектуализация товаров и услуг.

4. Понятие информационного общества, его основные виды.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества:
1) Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности чел овека.
2) Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
3) Информация является продуктом деятельности современного человека.
4) Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
5) Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
6) Безопасность информационного общества, информации.
7) Защита интеллектуальной собственности.
8) Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
9) Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
1) все большее влияние на общество средств массовой информации;
2) информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
3) существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
4) многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;
5) существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.