Автор пьесы r u. Карел чапек и роботы в его произведениях

Даунтон " это, "Доктор Хаус " или "Оранжевый...

1) Настоящее время

2) Прошедшее

3) Параллельное

3 с половиной) Закулисное

Плюс к этому еще...

Было бы неправильно, посмотреть более 60 серий, не оставив никакого впечатления о них. Но и написать про "Оранжевый - хит сезона " (США, 2013) трудно, поскольку, как ни крути, почти все действие происходит в американской женской тюрьме. И контингент там, хоть и литературно причесан, но соответствующий...

Видимо, это неизбежно: если провел так много времени, погружаясь в жизнь героев, они становятся тебе близки и понятны, ты переживаешь за них, думаешь о сюжетных линиях даже за границами просмотра. И тут уже становится не так важно, "Даунтон " это, "Доктор Хаус " или "Оранжевый... " Бывают, правда, сериалы, которые просто "не идут". Но на этот я попал почти случайно и... не жалею, что посмотрел его.

Понимаю. Кто хотел, уже посмотрел сериал. Кто не посмотрел, тот и теперь вряд ли будет. Уговаривать тем более никого не собираюсь. Просто хотел немного сказать о композиции фильма.

1) Настоящее время - то, что происходит сейчас в тюрьме Личфилд. События, отношения, распорядок, внутренние войны, любовь, смерть, выживание, преступления и наказания.

2) Прошедшее - по многим героиням нам показывают их предысторию. Причем не обязательно в ключе "как она дошла до жизни такой". Просто экскурс в личную историю "до", часто "задолго до". Поэтому здесь вкраплен еще целый кошелек отдельных рассказиков разной степени подробности.
Сами смотрим, и сами видим. У многих будущее преступление просто "прописано в генах", становится прямым следствием условий жизни: семья, район, этнос, группировки. А некоторые сбиваются с пути почти случайно. И еще. Хотя явно эта идея не проводится, но показывают много детских лиц, что наводит на мысли, что когда-то давно все, и даже закоренелые преступники, были обычными детьми.

3) Параллельное - да, наши героини отбывают срок. Но жизнь за стенами не остановилась, она идет дальше. У кого-то рождаются дети, и их уносят во внешний мир. Кто-то теряет любимого. Кто-то пытается воспитывать детей (а то и мужа) по телефону. Где-то остались родственники, с которыми поддкрживаются отношения. Одна шустрая девица, наоборот, умудрилась выйти замуж не выходя из камеры))

3 с половиной) Закулисное - выделяю этот кусочек сюжета весьма условно, так как формально он подпадает то под 1, то под 3 категорию. Как известно, любая тюрьма... да что там - любой ЗАБОР имеет две стороны. По одну находятся наши.. эээ... дамы, а по другую — те, кто их сторожит. И это не только охранники. Над ними есть начальство. А над тем — еще большее начальство и так далее, пока нити управления не забираются на самый верх. И там тоже бурлит жизнь. Есть свои герои и мерзавцы. Свои "странные" и стяжатели. У них есть свои семьи, свои хобби, свои интриги, любовники и любовницы. В общем... эдакий сериал в сериале получается.

Плюс к этому еще...

Сериал -- Оранжевый - хит сезона

23 июл. 2018 г.

"Мозг " Робина Кука


Короче. Книга понравилась. Но все жестко, очень жестко. Я вас предупредил.

"Мозг " Робина Кука - книга жесткая сразу по нескольким причинам. Да, это медицина — и ярче всего здесь поданы рентгенография мозга и гинекология. Да, это настоящий триллер, детектив-расследование. Да, это весь букет околомедицинских отношений среди персонала: зависть, дружба, подсиживание, самообъявленные супергуру, шквал обессиливающих админстративных забот, любовь, преданность делу, безразличие к делу и скелеты в шкафах (что в околомедицинской тематике приобретает второй, более зловещий смысл).

Но ведь не только? Нет, конечно. Здесь есть серьезный научный поиск, есть близкая надежда на результаты, важные для очень многих людей. Есть преданные своему делу люди, готовые работать буквально день и ночь, продвигаясь все ближе к постижению истины, распутывая тщательно сплетенные сети научных гипотез, человеческих интриг и противодействия Системы... Есть лирическая линия, простая, но очень искренне выписанная и оттого ты веришь в нее. Есть напряженный драйв чуть-чуть недотягивающий до , но, тем не менее, погружающий нас в проблемы нейрофизиологии и диагностики так ловко, что мы, ни разу не специалисты в этом, понимаем происходящее и сопереживаем ему. И это здорово.


Но... тонкие и возвышенные натуры, я должен вас предупредить. Эта книга точно не для вас. Если вам жалко, когда ставят опыты на мышках и собаках, то что вы думаете об опытах на людях? Что они бесчеловечны? А вот и нет. Люди дают свое согласие. Их постоянно контролируют врачи, и все не так уж плохо. Нет, не плохо. Не ТАК плохо, как в этой книге, где в итоге вскрывается абсолютно бесчеловечная афера... Если бы гинекологи вдруг сговорились и поставляли всех своих пациенток в бордели, это было бы лишь мелкой шалостью по сравнению с тем, что тут происходит. И вопрос поставлен так хитро, что зло творят не преступники, а те, кто вообще-то радеет за здоровье и благополучие общества. И да, они умеют защищать себя и свои взгляды так, что ты уже почти соглашаешься с тем, что это единственно правильный путь, несмотря на весь это ужас; что цель оправдывает средства, что может они не так уж и неправы? И, в самом деле, ну что такое каких-то 20 жизней по сравнению с такими перспективами? В общем, вопрос об этичности научных методов здесь не только стоит в полный рост, он еще и отплясывает джигу...

Короче. Книга понравилась. Но все жестко, очень жестко. Я вас предупредил.

Робин Кук -- Мозг

14 июл. 2018 г.

Чернильное сердце " Корнелии Функе Герасимова

так

видел

одноименный фильм околокнижном
Детям от 6-7 до 14 читать и слушать однозначно можно.

Да-да, иногда хочется заглянуть и в детские книги, особенно, если они прошли мимо тебя, а то и вовсе их еще не было в твоем детстве)) Аудиокнигу "Чернильное сердце " Корнелии Функе я выбрал, разумеется, из-за начитки Герасимова , это , и в его исполнении я готов послушать многое.

Интересна ли такая сказка взрослым — это вопрос, и я отвечу на него чуть позже. Главная героиня — девочка 12 лет, отец которой занимается ремонтом книг, а мать пропала несколько лет назад при загадочных обстоятелствах. Больше всего на свете отец и дочь любят читать, тетя девочки — коллекционер книг с огромной домашней библиотекой. И вообще в этой истории так (слишком) много связано с книгами, что не удивлюсь, если и сама автор на поверку окажется строгой, но страстной библиотекаршей))

Книги способны переносить нас каждая в свой мир, где обитают странные создания. Но это еще не все. Обладая особым талантом, можно так читать книгу, что эти самые создания смогут перенестись сюда, к нам, явившись во плоти. Оборотная сторона этого чуда довольно печальна — книга запросто может и забрать что-то из нашей жизни и унести внутрь себя. Что-то. Или кого-то. И тогда придуманные персонажи начинают скитаться среди нас и жить как им хочется, а мы неустанно пытаемся вернуть утраченное. Книга-то как раз об этом.

Мне повезло воспринимать эту историю именно в виде . Здесь очень удачно слились три искусства - автора, переводчика и чтеца. Нет, правда, я видел менее изящные варианты перевода имен героев, они звучат совсем не так здорово, как эти. Просто мысленно послушайте: Пыльнорук, Мо, Козерог... Когда Герасимов произносит это свое "Пыльнорук", мы почти физически ощущаем, как над героем вмыввает крохотное облачко пыли. А когда на сцену выходит негодяй Баста, его имя звучит как удар хлыста.

В истории много очаровательных деталей, словно рассматриваешь старинный персидский ковер. Вот слишком умный хорек с рожками, вот смелый арабский мальчик времен тысячи и одной ночи, а вот и фея Динь-динь из "Питера Пена". Вот немая служанка со своей тайной. А вот наши герои с опаской прячутся в густом ночном лесу, а вокруг бродят разбойники и ищут их. Ну а в этой сцене у нас встреча с Создателем. Э... нет, я в прямом смысле, не в переносном. Здесь герой книги встречается с тем, кто эту самую книгу написал. Коллизий и поворотов в этой сказке предостаточно.

Я решил, что не буду искать вторую и третью части этой истории. И не стану смотреть одноименный фильм , снятый по этой книге. Но не жалею о времени, проведенном с героями в их странном, в прямом смысле околокнижном , мире. Это было интересное приключение. :-)
Детям от 6-7 до 14 читать и слушать однозначно можно.

Корнелия Функе -- Чернильное сердце

26 мая 2018 г.

Линды Эванс под названием "Приблуда ".


Эта книга — об удивительном .

кошки

Миры Виктории ". В первой книге серии ("Прекрасная дружба Приблуда

Замечали? Иногда не так захватывает сама книга, как знакомство с новым для себя автором или, как в моем случае, знакомство с целой книжной вселенной. Но давайте поговорим обо всем по порядку. Я перечитал фантастическую повесть Линды Эванс под названием "Приблуда ".
Печально. Мало того, что название по-русски звучит довольно неприятно, так еще и авторше не повезло с именем. Попробуйте поискать Линду Эванс и тут же наткнетесь на знаменитую киноактрису с точно таким же именем, родившуюся на 5 лет позже и не имеющую ничего общего с нашей писательницей. Но весь инет забит именно ею. Увы.
Зато сама история мне неожиданно понравилась.
Эта книга — об удивительном сотрудничестве людей с расой разумных древесных котов .
Сложность здесь в том, что хотя обе наши расы разумны и настроены друг к другу доброжелательно, они не могут общаться непосредственно, поскольку люди разговаривают звуками, а кошки, как всем известно — телепаты, но в другом диапазоне, чем люди. И если между собой они общаются легко и естественно, то люди с их точки зрения — глухонемые. К счастью для обеих сторон, изредка все же попадаются странные люди, способные уж если не понимать мысли этих шестилапых созданий, то хотя бы ограниченно воспринимать их эмоции и передавать свои.
Собственно, Приблудой назвали дикого древесного кота, пришедшего к людям за помощью.

Полагаю, всем любителям историй об (инопланетных разумных) животных этот цикл мог бы понравиться. Хотя "кошки " здесь — не просто милые зверьки. У них есть свое общество, они применяют орудия на охоте, хранят и передают знания своеобразным образом, умеют разжигать огонь и способны к групповой медитации. Способны мгновенно "растворяться в ночи" даже днем, даже(!) в замкнутом помещении.
Но, увы, не готовы противостоять человеческой технике, оружию и технологиям. Впрочем, о войне здесь речь пока не идет. Просто порой попадаются подлые люди и, в противовес им — здравомыслящие. Дальше придумайте сюжет сами. Только учтите, что там обязательно будут понимание и непонимание, приключения, детективное расследование, взаимопомощь и честная и глубокая дружба вплоть до полного самопожертвования.

Украинским читателям, возможно, будет интересно узнать, что немалую роль в книге играет семья, эмигрировавшая на эту планету из земной Украины. :-)

А еще скажу, что это — вторая книга цикла под названием "Миры Виктории ". В первой книге серии ("Прекрасная дружба ") рассказывалось о первой встрече людей с древесными котами. Героиня там — девочка 12 лет, обладающая эмпатическим даром. Книга "Приблуда ", о которой мы с вами сейчас говорим — продолжение истории, с котами и людьми, но уже без девочки.

Ну вот, главное сказано. Теперь перехожу к фишкам, ссылкам и интересностям))

Линда Эванс -- Приблуда

8 мая 2018 г.


Книга Виталия Каплана "Чужеземец

1. Необычная композиция

2. Жанр

3. Область определения

4. Погружение

5. Уровни

6. Параллели ассоциации

Трудно быть богом " Стругацких всё не то и всё не так ".


Бывают книги-развлечения, книги-изложения мыслей писателя, книги, порождающие мысли в читателе, книги, в которых писатель размышляет ВМЕСТЕ с читателем.
Книга Виталия Каплана "Чужеземец ", на мой взгляд, именно такая — герои живут своей жизнью, а мы с писаетелем следим за их приключениями, проигрываем различные подходы, обсуждаем ситуации...
"Таких тоже много!", — скажет Опытный Читатель, и он, разумеется прав. А я просто хочу перечислить, чем именно эта книга показалась мне необычной. Поехали.

1. Необычная композиция . Книга состоит из двух частей. В обеих рассказывается одна и та же история, но увиденная глазами разных персонажей. Мало того, эти две истории сильно отличаются.

2. Жанр — сложный. Тут тебе и приключения, и фантастика, очень значительная часть посвящена религии, но нашлось место и для мистики.

3. Область определения . Помните миссионеров, обращавших в христианство целые континенты? А помните прогрессоров у Стругацких и не только? Согласитесь, у этих двух ситуаций есть общие черты, подходы, проблемы, сферы применимости и сферы допустимости. Книга много внимания уделяет и этому аспекту. Причем самостоятельно, не "списывая" сюжеты и решения у других.

4. Погружение . Впрочем все это просто слова и, боюсь, они так и не передали главного. Книга очень эмоциональна. Сюжет и персонажи буквально утягивают нас в свой мир. И это мы пришли из благополучного Сегодня в далекий феодальный мир, чтобы нести ему знание о Едином боге (в противовес общепринятому язычеству). Это мы, побитые камнями, отлеживаемся в доме местной колдуньи, которая как бы даже и не колдунья вовсе... Это мы думаем, что мы такие мудрые, продвинутые, все знаем и несем невеждам свет истины, а на деле мы всего лишь слепые (но самоуверенные) котята, ничего не знающие о мире, в который пришли...

В эмоциональном плане книга богата. Иногда забавляет, иногда побуждает негодовать или сочувствовать. А порой удивляет. Да так, что удивление долго не проходит, а ситуации прокручиваются в голове снова и снова))

5. Уровни . Как ни странно, в книге их много. Есть нижний: бойкая история МэНэЭса, начавшаяся авантюрой почти в духе "Понедельника..." Есть средний: с погружением в иную культуру, отчасти даже язык. Есть высокий: с мыслями о боге вообще (не обязательно Иисусе), о его проповедниках и апостолах, о задачах и этике, о противостояниях, об уместности влияния и многое другое. И есть еще один. Даже не знаю как назвать его, чтобы не промахнуться... Эзотерический? Мистический? Волшебный? Каждое из этих слов не подходит. Но хотя бы указывает примерное направление.

6. Параллели . Если ставить вопрос на что похожа эта книга, ответ будет найти довольно сложно. Но определенные книжные ассоциации у меня при чтении возникли. И в первую очередь , о которой мы с вами уже говорили в " ".
Обе книги — о религии. В обеих главный герой — русский, вдумчивый, ищущий свой путь и искренне намеренный помочь другим. Хочу подчеркнуть: не религиозный фанатик с огнем и мечом, а интеллигентный и доброжелательный странник, не считающий зазорным рассеять свои сомнения в длительных обсуждениях грядущего "проекта" с "классическими" священнослужителями.
Из других ассоциаций, несомненно, "Трудно быть богом " Стругацких . Но в меньшей степени — немного перекликаются только некоторые идеи, а в остальных аспектах "всё не то и всё не так ".

В целом книга мне очень понравилась (хоть сам я по-прежнему атеист), даже не ожидал. Прочел ее во второй раз и, полагаю, через несколько лет захочу пройти этой дорогой снова. Чего и вам желаю.

защитниках "), насквозь шизоидная, но... настолько правдоподобная, что меня до сих пор не покидает ощущение прикосновения к некоторой недозволенной людям истине)) не меньше!

Двигатель СЮЖЕТА
Как вы понимаете, это очень добротный коктейль

книжными вселенными
тот самый Дайсон

Все-все, уже закругляюсь. Книга небезупречна, особенно в литературном плане. Но читается бойко, приключения захватывают, отношения развиваются и пыхают маленькими звездочками, научная мысль не спит, воображение рисует картины... Чего же еще нам стоит ожидать от добротной классической фантастики?

Дочитал эпическую серию Ларри Нивена "Мир-кольцо ". Классика научной фантастики и, как некоторые считают, лучшая вещь у Нивена. Но вот как-то меня пока обходила)
Собственно, в серии 2 книги, и первая мне понравилась больше. Вторая тоже хороша, но если в первой был полет фантазии, клубок сюжета, создание загадочного мира, то вторая получилась более рассудочной что ли... Хотя именно в ней изложена одна абсолютно завиральная идея (о "защитниках "), насквозь шизоидная, но... настолько правдоподобная, что меня до сих пор не покидает ощущение прикосновения к некоторой недозволенной людям истине)) не меньше!
Про книгу не писал только ленивый. Поэтому технологию описывать не буду. Скажу только о двух моментах.

Двигатель СЮЖЕТА -- замечательно подобранная "авантюрная четверка": команда, состоящая из уставшего от скуки земного авантюриста, умного, умелого и хитрого, инопланетянина, напоминающего разумного тигра, вспыльчивого и агрессивного воина, еще одного инопланетянина, жалкого и нелепого на вид, но представителя самой продвинутой расы в известной вселенной и... я сказал "четверка"? Четвертым участником команды стала юная девица, обладающая помимо красоты и ума еще и невероятной везучестью.
Как вы понимаете, это очень добротный коктейль , который может бродить и веселить нас не одну серию. И автор, кажется, не упустил здесь ни одной возможности.

И еще один момент. Мы с вами уже избалованы многими выразительными книжными вселенными . Люди с упоением читают и даже пишут всяческие продолжения Гаррипоттеров, Сталкерзон и Метро — и это тоже уже привычно.
Но тут, когда видишь, что 10 лет после выпуска книги народ продолжал не только читать ее, но и обсуждать тонкости придуманного автором мира, строил гипотезы, развивал всевозможные теории. В книге упоминается одна хитрая штука из мира космической физики под названием "cфера Дайсона". Так вот, когда автору пишет сам тот самый Дайсон :-) чтобы обсудить определенные аспекты и идеи... Не знаю, как на вас, но на меня это произвело сильное впечатление. Наверно так же я воспринял бы, если бы кто-то писал фантастику о путешествии с эйнштейновскими скоростями, и к нему бы внезапно обратился сам Эйнштейн))
Майкла Крайтона , которая бы мне не понравилась. Многие из них экранизированы, причем весьма успешно. Сейчас добрался до технотриллера под названием "Разоблачение ". И снова - отлично!

харассмент слом стереотипов включать голову


точно следующей главы.

Крылья " это было о самолетах, в "Штамме Андромеда " — о микробиологии, в "Next " — о генетике, "Парк Юрского периода

"Я другой такой страны не знаю... "
:-) Шутки шутками, но я не могу припомнить ни одной книги Майкла Крайтона , которая бы мне не понравилась. Многие из них экранизированы, причем весьма успешно. Сейчас добрался до технотриллера под названием "Разоблачение ". И снова - отлично!

Главная тема романа — скользкая, липкая и скандальная: домогательство, которое теперь модно называть американским словом харассмент . Но при этом главная линия книги (как и многих других у Крайтона) — слом стереотипов , стремление заставить людей не судить оголтело "о том, что и так всем понятно", а включать голову и реально рассматривать каждый конкретный случай.

Так что если вы ожидаете заурядной сопливой и жалобной истории об очередной секретарше, на которую успешно и плодотворно положил.. ээ.. глаз Большой Начальник, то здесь все было совсем не так. А совсем даже наоборот. :-)
И если вам вдруг в какой-то момент чтения покажется, что ну теперь-то уж вы точно разобрались, что это было, зачем, кто виноват и что делать, то уже в следующей главе внезапно обнаруживаете развилку в своих догадках, а еще в следующей главе понимаете, насколько вы в начале были далеки от истины. Ну теперь-то уж точно все ясно. Ага-ага)) До следующей главы.

Как обычно, и здесь отличает весьма тщательная техническая подготовка и удивительное умение даже о сложных и скучных вещах говорить доходчиво и понятно, не снижая градуса интереса. В книге "Крылья " это было о самолетах, в "Штамме Андромеда " — о микробиологии, в "Next " — о генетике, "Парк Юрского периода ", как вы помните, весьма убедительно и живо рассказывает нам о палеонтологии, ну а здесь...

Майкл Крайтон -- Разоблачение

Эта пьеса, наверное, одно из самых значимых произведений в истории научной фантастики. Можно на пальцах одной руки перечесть авторов, чьё мышление коренным образом поменяло восприятие будущих поколений писателей и помогло повернуть фантастике именно в то русло, в которое она повернула.

Может быть сегодня пьеса не так известна широкому кругу читателей и зрителей театров, хотя, несомненно, заслуживает того, но именно это произведение окончательно подарило миру роботов! Интересно, в «Р.У.Р.» я ожидал увидеть роботов такими, какими их обычно видели в середине ХХ века - металлическими и недостаточно развитыми, чтобы тягаться в уме с человеком. Но первые пророки всегда гениальны, Чапек сходу создал андроидов, которые, как считается, появились позже. Андроиды Чапека, например, не уступают своим собратьям у Дика из «Бегущего по лезвию».

Проблематика произведения поставлена верно и точно, и я уверен, что в будущем человечеству предстоит столкнуться с подобной проблемой, которую нужно будет решать наилучшим путём. Конечно, можно считать, что у Чапека всё как-то примитивно и немного камерно, но если вспомнить «Войну миров» Уэллса или «20000 лье под водой» Верна, то перестаёшь быть литературным критиком и искать недостатки. Возможно, это участь всех пионерских произведений - блистать не так ярко, как последователи. Но без таких произведений как «Р.У.Р.» не было бы той старой-доброй фантастики, которую мы знаем и любим!

Возможно, что меня кто-то поймёт неправильно и пройдёт это произведение стороной, а мне бы не хотелось лишать читателей того удовольствия, что я сам испытал при прочтении. На самом деле Карел Чапек умеет писать живо и интересно. Интересный чешский юмор украшает страницы на протяжении почти всей пьесы, а драматизм в кульминации и развязке держит в напряжении до последней точки.

Если вы любите классические произведения научной фантастики и хотите узнать, с чего же всё начиналось, то эта пьеса именно для вас!

Оценка: 8

По всей видимости это первая сознательно прочитанная мною пьеса. До этого не сталкивался с этой формой, кроме как в школе пожалуй. Взялся за это произведение с интересом, потому что услышал о том что само слово «робот» в жизни и в литературе впервые появилось и популяризовалось благодаря Чапеку и данному произведению.

К минусам отнесу то что пожалуй пьесу лучше смотреть в театре, нежели читать. Меня не покидало ощущение театральности всех диалогов и монологов героев. Так и представлялось что они играют на публику, произносят все речи громко и с подчеркнутой эмоциональностью. А это мешало мне насладиться происходящим сюжетом. И я бы предпочёл чтобы свои мысли герои озвучивали в своей голове, нежели произносили монологи обращенные к зрителю. В общем если бы это был полноценный роман, то я бы поставил 8 или даже 9 из 10.

Однако и плюсов немало. История об искусственных людях созданных исключительно для работы актуальна и по сей день. И дело даже не именно в роботах как таковых, дело скорее в ненасытности человека в покорении окружающей среды, в жажде подчинять и властвовать, в стремлении облегчить труд до такой степени что совсем ничего делать не надо будет. Кстати здесь, по современным меркам, скорее андроиды (или, если хотите, репликанты) - копии людей созданные в лаборатории, а не механические или электронные машины, собранные на заводе.

Немножко жаль что это пьеса, а не роман. В остальном же - замечательная нестареющая классика, которая повернула мир в новое русло в литературе и не только.

Слово «робот» Карел Чапек, посовещавшись со своим братом-художником, создал из словенского «robota», что означает «каторжный труд». В истории невозможны допущения, но все-таки… Как назывались бы эти создания, которые сегодня стали такими же привычными в обиходе и обращении, как зубная щетка или интернет, если бы идея написать про гигантскую армию големов, гомункулусов и франкенштейнов пришла в голову не славянскому основоположнику научной фантастики? От какого слова образовалось бы понятие искусственно созданного человекоподобного существа не в единичном – экспериментальном! – экземпляре, а в массовом – тысячи тысяч?! Work? Arbeiten? Тrabajar? Тravailler? Или может быть, 働く?
Сегодня пьеса «R.U.R.» есть в переводе на множество языков, и Карел Чапек достоин упоминания в анналах истории хотя бы потому, что подарил в этой пьесе человечеству слово, не требующее перевода на другие языки. Может быть именно это слово – робот – стало в 20-е годы 20-го века одним из предвестников нынешней глобализации? Поэтому – и не только поэтому – хотелось бы еще раз взглянуть на пьесу К.Чапека - уже из нашего 21-го века.
И взгляд этот обнаруживает в относительно небольшом тексте концентрацию всех основных тем и мотивов, которые вот уже на протяжении почти ста лет в тех или иных интерпретациях муссируют фантасты и с энтузиазмом, опаской и слепой верой воплощают роботостроители.
И тем этих всего пять…

Тема 1. Люди создают много машин, внешне похожих на себя (роботов).

Пьеса «R.U.R.» была написана в 1920-ом, поставлена в 1921-ом. Европа еще не оклемалась после Первой мировой войны, которая привнесла в культуру заразный «вирус фатализма». Эксперименты с отравляющими газами вызвали в культуре просто шок. Оказывается, чтобы лишить человека жизни – самого дорогого, что может быть – совсем не обязательно по-рыцарски вызывать на дуэль, смотреть в глаза и даже нажимать на курок пистолета. Убивать – то есть истреблять – можно массово! Оптом! Жизнь отдельного человека как личности – во всяком случае, в европейско-христианской системе ценностей – оказалась эфемерной субстанцией. Человек нужен только для выполнения определенных функций, которые придумывают для него другие люди. А тут еще Ницше со своим «Бог умер»! Есть еще какие-то странные футуристы, которые считают машину выше человека. Однако горсточка маргиналов в Италии, Франции или в России кажется просто очередной забавой богемы. Есть и еще одно течение, само себя назвавшее призраком, бродящим по Европе. Течение это вылилось в грандиозный социальный эксперимент в 1917 году в огромной богатой империи, именуемой Россия.
И все это брожение в умах европейской интеллигенции аккуратно ложится на плодородную почву интенсивного развития науки и промышленного производства, образования концернов и конгломератов, монополий и магнатов, баснословных прибылей и беспросветной бедности…
А Карел Чапек в это время рассказывает байку, как где-то на острове шесть мужчин штампуют рабочую силу под заказ – 15 тысяч штук в день, «не считая определенного процента брака» (42). Эти шесть одиноких мужчин стали наследниками тайны, которую открыл гениальный одиночка старик Россум. Старик экспериментировал с формулой жизни – как средневековые алхимики! – пытаясь поспорить с Богом. (Для культуры эта тема не нова.) Старик нашел-таки химическую (!) формулу оживления материи. «С помощью двух микстурок мог сделать что хотите. Мог, например, соорудить медузу с мозгом Сократа или червяка длиной пятнадцать метров. Но так как в нем не было ни капли юмора(!), он забрал себе в голову создать нормальное позвоночное или даже человека». (33). Однако процесс тормозился, потому что все человеческие качества в новом создании воспроизвести не удается! Нью-гомункулус старого Россума умер через десять дней…
Однако 20-ый век берет свое! К старику Россуму приезжает на остров племянник, Россум-младший, который совсем по-другому смотрит на вещи: «Глупо делать человека целых десять лет. Если ты не станешь производить их быстрее природы, всю твою лавочку надо послать к черту» (35).
И молодой Россум упростил технологию. Он стал производить не людей. Зачем люди? Он стал производить «рабочую силу» - тех, кто будет за людей выполнять работу. И, следуя заветам истинного «сына современности» Россума-младшего, шесть парней на острове клепали этих созданий тысячами на продажу – без страха и упрека, набивая карманы барышами. Спрос рождает предложение!

Тема 2. Люди наделяют машины (роботов) «человеческими» свойствами.

Сегодня это выдают иногда за Искусственный Интеллект (ИИ)… В пьесе у Чапека очаровательная девушка Елена называет это душой. Дочь какого-то президента какой-то страны Елена Глори приехала развлечения ради посмотреть, как делают роботов. Она - воплощение самодостаточной и бесцельной красоты, естества и… неудовлетворенной женственности. Ей жалко роботов – просто так, от скуки! Она даже не скрывает от одиноких мужчин, что хочет взбунтовать роботов, подтолкнуть к восстанию. (Призрак бродит по Европе?) Но деловые самоуверенные мужчины на острове в окружении услужливых роботов даже не обращают внимания на ее речи.
«У нас уже перебывали сотни спасителей и пророков… Миссионеры, анархисты, члены Армии Спасения – кто угодно. Просто ужас, сколько на свете церквей и дураков.» (46) Мужчины – а у них всегда одно на уме! - просто предлагают ей «руку и сердце»: «Домин (глядя на часы): Еще три минуты. Если вы не выберете меня, вам придется выбрать кого-нибудь из пяти остальных». (54) Скорее всего, выбрав одного, она выбрала всех сразу - каждого по-своему. Во всяком случае, это по ее настоятельной просьбе доктор Галь начинает втайне от других экспериментировать с роботами. Очень уж Елена его просила. И на протяжении многих лет. (Елена: - О! Галь. Я знала, что вы не сможете мне отказать. Домин: - Почему? Елена: - Ты сам понимаешь, Гарри… Домин: - Да. Потому что он любит тебя… как и все. (95)) Зачем ей будоражить автоматизированных существ? Она приехала, чтобы поднять восстание, но убедилась, что это невозможно. Тогда жалость превратилась в страх: роботы могут возненавидеть людей. Но если у роботов будет душа, они будут как люди, смогут понять людей.
Когда очаровательная женщина чего-то хочет, одинокому мужчине трудно ей отказать… В результате Галь слегка «изменил физиологический коррелят» (94). Галь не претендовал на «подвиг» старого Россума. Он просто исполнил прихоть дамы. И появились роботы «с душой» - «на миллион добрых старых роботов приходится всего-навсего один реформированный» (95). «Дамский угодник» сделал даже робота-женщину и назвал его (или её) Елена. И была она (или он) так же прекрасна и бесполезна с точки зрения рабочей силы и производства, как и её живой прототип.
Елена была бесплодна. Может быть, сказалось юношеское чрезмерное сексуальное раскрепощение? Едва появившись на острове Россума она не в последнюю очередь интересовалась, не испытывают ли роботы-мужчины полового влечения к роботам-женщинам. Она приняла решение о замужестве в течение пяти минут и осталась единственной женщиной на острове в кругу шести поклонников. Поведение вполне в духе «потерянного поколения». Гертруда Стайн так назвала молодежь, растерявшую под грохот канонад Первой мировой войны все традиционные жизненные ценности и ориентиры. Скука стала всеобщим достоянием. Особенно для тех, кто не нуждался в деньгах. Елена была как раз из этого племени – дочь президента…
Хотя бесплодие Елены, о котором она весьма сожалеет, читая в газетах о глобальном падении рождаемости в мире, можно считать не таким уж полным. Она не подарила миру живого человека, но она «подарила» людям разумных роботов. Это ведь по её прихоти доктор Галь наделил роботов «душой»!

Тема 3. Машины (роботы) выходят из-под контроля людей.

Как на всяком «уважающем себя» производстве, на фабрике «Россумские Универсальные Роботы» бывали сбои. «Порой на них что-то находит. С ними приключается нечто вроде падучей… Мы называем это «судорогой роботов». Вдруг какой-нибудь их них швырнет оземь то, что у него в руке, стоит, скрипит зубами и – тогда мы отправляем его в ступу». (49) Так поступали «старые добрые» роботы.
Припадок, случившийся с реформированным роботом Радием, был несколько иной формы. Радий крушил статуи и картины, пока его не связали. То есть рушил культуру людей. «У него была не «судорога роботов» У него – что-то отвратительное» (71). Галь сделал Радию большой мозг - больше, чем у других роботов, больше чем у людей. Елена (опять Елена!) сделала Радия библиотекарем, чтобы он узнал все, что знают люди. И Радий узнал! «Надо убивать и властвовать, если хочешь быть как люди! Читайте историю! Читайте книги людей! Надо властвовать и убивать, чтобы быть людьми!». Правда, слова эти принадлежат другому усовершенствованному роботу – Дамону, которого отправили на работу в Гавр. Но не случайно, ведь, именно там образовалась «первая организация «Россумских универсальных роботов». Начитавшись книжек, самый умный робот вполне конкретно выразил желание несметного числа себе подобных: «Я не стану работать на вас… Вы не как роботы. Не такие способные, как роботы… Вы только приказываете. Плодите лишние слова… Я не желаю иметь над собой господ. Я сам все знаю.»
К этому стоит добавить, что роботы и умеют все. Их много. Они дешевы. Людям не осталось ничего другого, как приказывать и наслаждаться безоговорочным исполнением этих приказов. Мир превратился в рай. «Все – сплошная безумная, скотская оргия. Он теперь руки не протянут к еде – им прямо в рот кладут, чтобы не вставали… Мы, люди, мы, венец творения, мы не старимся от трудов, не старимся от деторождения, не старимся от бедности! Скорей, скорей, подайте нам все наслаждения мира!» (68)
Правда, встречались еще чудаки, которым «приятно руками взять кирпич, взвесить его, уложить и пристукнуть…» (66), которые повторяют при этом в молитвах «Господи боже, благодарю тебя за то, что дал мне усталость»(67). Именно такие «отщепенцы» восстали однажды против роботов и начали разбивать их. Роботы лишали их радости простого физического труда. Но другие люди «дали роботам оружие против восставших, и роботы истребили столько людей». А потом правительства превратили роботов в солдат, и войны стали обыденным явлением.
И вот умелые бесстрашные выносливые человекоподобные машины получили наделенных «образованием» вожаков, которых доктор Галь сделал просто «более возбудимыми»(72).

Тема 4. Машины (роботы) уничтожают людей.

Вполне вероятно, что именно эта тема пьесы «R.U.R.» послужила поводом для «научно-популярных» размышлений Айзека Азимова, которые выразились после в известные во всем мире «Три закона роботехники». Но Карелу Чапеку они были неизвестны! Во-первых, потому что в 1921 году, когда пьеса про роботов покоряла подмостки европейских театров, Азимов только-только учился произносить членораздельные слова. (А. Азимов родился в 1920 году.)
А во-вторых, Чапек был все-таки больше ироничным писателем-реалистом, чем фантастом. Поэтому так явно читаются во многих его произведениях идеи и дух места и времени. Поэтому так много в пьесе аллюзий с греческой литературной классикой. (Из-за Елены началась Троянская война!) Тему противостояния роботов и людей Чапек развил до предела.
Первый пароход, который прибыл на остров после долгой изоляции, привез оружие и листовки. «Роботы всего мира! Мы, первая организация «Россумских универсальных роботов», провозглашаем человека врагом естества(!) и объявляем его вне закона!» (83). И роботы начинают уничтожать людей – всех без разбора. Вождем у них умный и гордый библиотекарь робот Радий. Что может предпринять горстка людей, забаррикадировавшихся в здании правления предприятия «Р.У.Р»? Директор Домин мечтает пробраться на пароход – бежать! Технический директор Фабри подводит к металлической ограде вокруг здания электрический ток – попытка «схорониться» и выиграть время. Бухгалтер Бусман пробует откупиться – «Р.У.Р.» заработал полмиллиарда. Доктор Галь отчаянно казнит себя за самостоятельные опыты. Эстет Галлемайер размахивает пистолетом. Елена играет на пианино, а её няня Нана молится. И только архитектор Алквист бездействует.
Он-то и остался один в живых. Потому что, когда Алквист испытывал тоску от осознания того, что же все-таки этот архитектор (художник?) «со товарищи» натворил «из лучших побуждений перед человечеством», он шел работать на стройку и клал кирпичи рядом с роботами. За это роботы признали в нем своего и оставили в живых. Единственного человека, как выяснилось позже, на всей земле!

Тема 5. Люди побеждают машин (роботов).

Вполне возможно предположить, что основная идея, которая подвигла К.Чапека на написание пьесы про тысячи тысяч умных механизмов, была связана с влияние так называемого прогресса на человеческое сообщество. Что будет, если развитие науки и технологий избавит человека – опять-таки в европейско-христианской системе ценностей – от наказания за первородный грех? Мужчины не будут добывать хлеб в поте лица своего, а женщины не будут рожать в муках.
За мужчин всю работу выполняют роботы. Но вот рождать новую жизнь роботы за женщин не могут. «За последнюю неделю снова не было зарегистрировано ни одного рождения»(64), - читает Елена в газете. В ответ ёе няня, которая воплощает в пьесе «глас народа», смиренно замечает: «Люди больше не родятся. Это наказание, наказание божие! Господь наслал на женщин бесплодие». (65)
Люди не родятся, зато «родятся» роботы. Люди дали им разум, но не дали мудрости, научили прагматичному труду, но не смогли научить культуре. И когда роботы решили стать, «как люди», они взяли от людей то главное, что в них осталось после «сбора урожая прогресса» - гордыню!
Третий временной пласт пьесы – общество будущего. Достигнута цель Радия: «Мы – владыки мира! Владыки над морями и землями! Владыки над звездами! Владыки Вселенной! Места, места, больше места роботам!» (109) Уничтожив людей, роботы «увеличили производство во много раз. Уже некуда складывать все, что… (они) произвели». (112) Вот только себе подобных – «живых» - роботы производить не научились. Они делают все по технологии, но чего-то не хватает! А рукопись старого Россума, где была сокрыта тайна «одухотворения материи» в приступе отчаяния давным-давно сожгла Елена (опять Елена!). Бесконечно одинокий старый Алквист – единственный человек на земле – ничем не может помочь роботам, которых вдруг «обуял ужас» (112) бессмысленности существования. Они сделали бесконечное множество вещей, которые вдруг оказалось некому передать – роботы рассчитаны только на 20 лет работы! Будущего нет! Роботы требуют от Алквиста (человека!) «тайну жизни» (115). «Экспериментируй над живыми роботами. Изучи их устройство», - говорит Дамон, ставший главой Центрального совета роботов, и первым ложится под нож Алквиста. Неудачная операция – и окровавленный Дамон уже не так категоричен: «Жизнь! Я хочу… жить!».
Отчаявшийся Алквист с окровавленными руками готов разрезать и свою служанку – робота Елену. Однако тут происходит что-то невероятное. Влюбленный (!) робот Прим предлагает вместо Елены себя. Влюбленная (!) робот Елена в ответ на это плачет и грозит выброситься из окна. И наступает катарсис: Алквист, как господь Бог, выталкивает их: «Елена, веди его. Ступай, Адам. Ступай, Ева; ты будешь ему женой. Будь ей мужем, Прим!»(125).
Возможна ли была друга развязка? Хэпи энд должен вселять надежду. Тем более что Чапек был все-таки гуманистом и отталкивался в творчестве от реальности, а не от бесплодных фантазий для собственного развлечения и дохода. Человек всегда остается человеком. «Мы были машинами, - говорит один из роботов Алквисту, - но от ужаса и страданий мы… обрели душу». То, что не удалось гениальному одиночке старому Россуму, не удалось прагматичному дамскому угоднику доктору Галю, удалось абстрактному осознанию бессмысленности существования без будущего. Почти по Достоевскому: «Страдание очищает».

В наше время прогресс настиг уже не только науку, производство, коммуникации, быт. «Интенсификация знания» раздробила культуру. Рассказывая о роботах – в литературе, кино, мультипликации, комиксах – создатели произведений вот уже на протяжении почти ста лет так ли иначе все равно попадают в круг тем, заявленных в 1920 году Карелом Чапеком. Можно экспериментировать с нелинейным развитием сюжета и стилем подачи материала, можно переселять героев в незнакомые космические и временные пространства, можно наделять роботов самыми причудливыми способностями и размерами - суть от этого не меняется.
«Сконструировав» слово «робот» для обозначения разумных человекоподобных машин, Карел Чапек в пьесе «R.U.R» популярно расписал всю возможную систему их сосуществования с человеком. Нам остается просто понаблюдать, как она воплощается в реальности.
Пока не появится – в подтверждение законов Азимова - какой-нибудь новый робот Радий и не станет в припадке судорог уничтожать книги вместе с картинами и статуями.
И книги Карела Чапека в том числе.
Сергей Краснобород

Родословная роботов

С чего же началась эволюция роботов? Одна из ветвей их "генеалогического древа" ведет к заводным куклам, которые много веков назад создавали изобретатели для увеселения властителей, придворных и высшего света. Один из первых известных образцов таких механических кукол - деревянная модель голубя, которую приблизительно в 350 г. до н. э. изготовил Архи-тас из Тарента (друг выдающегося древнегреческого философа Платона). "Волшебная птица" подвешивалась на конце жерди и, как повествует историческая хроника, могла вертеться; по всей видимости, ее приводила в движение струя сжатого воздуха. В XIII в. западноевропейские мастера, среди которых были Роджер Бэкон и Альберт Магнус, сконструировали устройства, называемые сейчас примитивными (рудиментарными) андроидами. Бэкон построил модель говорящей головы, а Магнус - "железного человека". Целый ряд такого рода автоматов был рожден изобретательностью средневекового немецкого астронома Региомон-тана (Иоганна Мюллера); он, в частности, изготовил заводного орла, который, по свидетельству очевидцев, мог летать, как настоящий.



Пьеса Карела Чапека [на правом снимке запечатлен Чапек (слева) с братом Йозефом] "R.U.R." пробудила всеобщий интерес к роботам; ее влияние чувствуется и в конструкции (нижний снимок), созданной в 1928 г. Ричардсом

Особое искусство проявили на этом поприще французские ремесленники. Широко известен механический лев, который был сделан примерно в 1500 г. для Людовика XII. Когда его заводили, он приближался к королю, останавливался и почтительно поднимался на задние лапы перед государственным гербом Франции. К числу самых знаменитых изобретателей механических фигур относился француз Жак де Вокансон (1709-1782); в 1738 г. некоторые его изделия были преподнесены Королевской академии наук. Современник Вокансона, швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дроз, с большим искусством мастерил человекоподобные устройства, способные выполнять разнообразные действия, например рисовать или играть на музыкальных инструментах. Особенно известна была одна из его кукол - Писец; ее можно было даже "запрограммировать" таким образом, чтобы она писала любой текст, правда не более чем из 40 букв; однако предпочтение, по всей видимости, отдавалось знаменитому изречению Декарта: "Соgito ergo sum" ("Мыслю - значит, существую"). Жаке-Дроз достиг такого совершенства в своем деле, что однажды во время пребывания в Испании его схватили инквизиторы, обвинив в колдовстве.


Тигр султана Типу - еще один образец механических устройств, созданных в XVIII в.; он представлял собой одновременно музыкальный инструмент и автоматическую игрушку. Если повернуть ключ, то "жертва" тигра начинала отбиваться рукой


В фильме Фрица Ланга "Метрополией" появился первый из нескончаемой вереницы враждебных человеку роботов - персонажей научно-фантастических произведений. На этом кадре из фильма изобретатель Ровтанг готовится "оживить" механическую женщину - зловещего двойника добродетельной Марии

Среди достопримечательностей XVIII в. следует отметить автомат (это, пожалуй, более правильное название для подобных механических кукол, поскольку их, разумеется, нельзя отнести к настоящим роботам), сконструированный немецким бароном Вольфгангом фон Кемпеленом. Речь идет о макете "турка" в натуральную величину, который восседал на деревянной скамье за шахматной доской. Сев напротив него, желающие могли делать ходы, и "турок" отвечал на них, передвигая свои шахматные фигуры. Однако скорее всего это изобретение было плодом не вдохновенной технической мысли, а хитроумного мошенничества. Весьма вероятно, что на самом деле под скамьей прятался карлик, который манипулировал руками "турка" посредством системы рычагов. В лондонском Музее Виктории и Альберта демонстрируется еще один знаменитый автомат того времени - механическое устройство с органом, получившее название "тигр Типу". Англичане захватили его в качестве трофея после битвы при Серингапатаме (1799 г.), во время которой был убит правитель Майсура султан Типу. Этот автомат имитирует тигра, нападающего на юношу: тигр рычит, а его жертва в ужасе отбивается рукой. Устройство было изготовлено в 1792 г., и поводом для этого, по-видимому, послужил реальный случай, когда сын одного из врагов Типу был растерзан тигром на острове Сангор.


Лесли Бэнкс и Фрэнсис Карсон в ролях Радия и Елены Глори в лондонской постановке пьесы "R.U.R.", из которой в английский язык перешло слово "робот"


Повальное увлечение любыми автоматическими устройствами, которые пресса причисляла к разряду роботов, не ослабевало в 30-е годы. На снимке Сэм Бартон катается на "роботе-пони" (Лестер-сквер, Лондон, 1932)

В начале XX в. наметился более явственный прогресс в создании роботов того вида, который характерен для них сейчас. Об этом свидетельствует и появление самого понятия "робот". Оно происходит от чешского слова robota, что означает принудительный труд (тот же корень имеет и немецкое Arbeit); в английский язык это слово пришло из пьесы Карела Чапека, опубликованной в 1920 г. и впервые показанной на сцене годом позже. Пьеса называлась "R.U.R." (Rossum"s Universal Robots - "Россумские универсальные роботы"). Позднее в подражание Чапеку было создано множество рассказов и киносценариев о "похождениях" роботов. Пьеса "R.U.R." рассказывала о некоем Россуме, основателе фабрики, на которой изготавливались андроиды, отличавшиеся чрезвычайно высокой работоспособностью. Собственно, это и были первые роботы - "литературные герои". В пьесе Чапека роботы вначале пользуются большим спросом у промышленников, которые приобретают их для работы на своих предприятиях. Но благоденствие длится недолго. Роботы все более совершенствуются, даже приобретают способность самостоятельно мыслить, оставаясь в то же время абсолютно "бездушными". В конце концов они восстают и побеждают своих хозяев. Так сложилось представление (по крайней мере в фантастической литературе) о том, что роботы отличаются одной общей чертой: они горят желанием причинять зло людям. Один из персонажей пьесы "R.U.R." так высказывается о преимуществах роботов перед людьми: "Один робот заменяет двух с половиной рабочих. Человеческий механизм чрезвычайно несовершенен. Рано или поздно его нужно было заменить". Предводитель роботов Радий в заключение заявляет: "Власть человека пала. Захватив комбинат, мы стали владыками всего... Наступила новая эра! Власть роботов!"


Роботы СЗРО и R2D2 из фильма "Звездные войны" решительно стали на сторону "хороших парней". Эти роботы не лишены чувства юмора, и, так же как людям, им свойственно ошибаться

Многие другие роботы-андроиды, встречавшиеся на страницах научно-фантастических произведений в середине XX в., вели себя столь же недружелюбно. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что рабочие, которым приходилось сталкиваться с промышленными роботами на предприятиях, обычно рассматривали их как весьма опасные устройства: они вряд ли способны нанести телесные повреждения людям (хотя это тоже не исключено), но вполне могут лишить их работы. Особенно угрожающе выглядели роботы в кинофильмах. Так, в фильме "Цель - Земля!", снятом в 1954 г., роботы - пришельцы с другой планеты пытаются захватить Землю. В "Империи фантомов" (1935) и "Зомби из стратосферы" (1952) роботы преследовали такие же жуткие цели. Пожалуй, наибольшую известность среди фильмов, проповедовавших апокалиптический взгляд на будущее, приобрела картина "Метрополис", снятая в 1926 г. немецким режиссером Фрицем Лангом. В этом фильме безумный изобретатель (весьма напоминающий старого Россума из пьесы Чапека) создает робот женского пола по имени Мария, который провоцирует людей из племени рабов на действия, приводящие к катастрофическим последствиям. Роботы, настроенные к людям более дружелюбно, появились на экранах лишь в 70-е годы. Так, в фильме "Звездные войны" (1977) "главные" роботы R2D2 и СЗРО изображены как создания, питающие исключительно добрые чувства к своим хозяевам-людям.


Система DAROS A300H фирмы "Дайнити-сикесу" - типичный образец современных устройств управления промышленными роботами. Рабочие программы робота записаны на магнитной ленте, а для их редактирования используется видеодисплей

Некоторые писатели, в том числе Айзек Азимов, старались изображать роботов в лучшем свете. В ряде книг Азимова механические создания относятся к своим хозяевам весьма благосклонно, совсем не помышляя о захвате власти над миром. В 1942 г. Азимов даже попытался разработать правила, которые он назвал тремя законами робототехники и согласно которым "роботы Азимова" ни при каких обстоятельствах не могут действовать во вред людям. Суть этих законов такова:

  1. Робот не может наносить вред жизни и здоровью человека ни своими действиями, ни бездействием.
  2. Робот обязан подчиняться любым приказам человека, за исключением тех, которые вступали бы в противоречие с первым законом.
  3. Робот должен защищаться от любой угрозы своему существованию, если такая защита ведется по правилам, не нарушающим второго закона.

Изобретателям, чей энтузиазм подогревался всеобщим интересом к роботам - персонажам фантастических произведений, удалось найти источники финансирования, хотя и довольно ограниченные, для разработки андроидов, которые могли бы стать "гвоздем программы" различных выставок и рекламных шоу. В итоге некоторые роботы, сошедшие со страниц научно-фантастических боевиков середины XX в., получили путевку в жизнь. В частности, на Лондонской радиотехнической выставке 1931 г. демонстрировались роботы, умеющие кланяться, произносить речи и читать журналы. Еще раньше, в 20-х годах, появился на свет робот по имени Эрик, который "открыл" состоявшуюся в 1928 г. выставку Британской ассоциации инженеров по моделированию и даже обратился к собравшимся с небольшой речью; правда, это было сделано с помощью громкоговорителя, установленного у него в "горле". Американская фирма "Вестингауз" изготовила аналогичную машину под названием Электро, которая в 30-х годах служила для рекламных целей.

Однако все эти устройства имели крайне ограниченное практическое применение. Инженеры тогда еще не приступали к решению технических проблем, связанных с использованием роботов в производственных процессах. Но в то время - и это, по-видимому, наиболее важно - оставалось абсолютно неясным, какие задачи могут решать робототехнические устройства в промышленном производстве.

"Роботы" - почему мы их так называем, откуда появилось данное слово, кто положил начало робототехнике? Первый пост в нашем блоге мы решили посвятить раскрытию именно этих базовых вопросов. Какие ассоциации у вас вызывает слово "робот"? Скорее всего у большинства из вас это будет связано с терминатором/трансформером. Так когда и откуда все началось, давайте разберемся вместе.

Известный чешский писатель Карел Чапек помимо других своих произведений написал несколько работ в научно-фантастическом стиле. Следует отметить, что в то время научная фантастика еще не являлась отдельным жанром. В своих работах он часто использовал фантастику как призму, позволяющую анализировать различные проблемы.

С точки зрения робототехники наиболее важной из его работ, безусловно, является пьеса Rossum"s Universal Robots или сокращенно R.U.R., опубликованная в 1921 году. Прежде всего, именно с этой пьесой связано появление слова «робот». Кроме того, в ней рассматриваются проблемы этического характера, которые могут возникнуть при создании искусственного интеллекта.

Следует отметить, что роботы в пьесе Карела Чапека существенно отличаются от используемых сегодня роботов. В этой пьесе ученому по имени Россум удается синтезировать материю, которая может быть использована для создания искусственных, но функционально идентичных и похожих на человеческие, органов и тканей. Одним словом, нечто подобное искусственным стволовым клеткам.

Хотя, по первоначальному происхождению роботы были биологическими существами, а сегодня это "механические" устройства в любом смысле слова, может быть налажен серийный выпуск таких устройств. Они, в конечном счете, выходят из строя из-за износа и поломок. По мере необходимости, могут разрабатываться новые модели. Стандартные роботы вообще не имеют никаких индивидуальных особенностей и считаются просто автоматами.

И все-таки, давайте рассмотрим, как увлекательно все начиналось.

Роботы – почему мы их так называем

История появления слова «роботы» такова. Однажды у Карела Чапека возникла идея – написать пьесу об искусственных человекоподобных существах, которые создаются для того, чтобы работать на людей, и о проблемах, которые могут возникнуть в такой ситуации. Однако, в процессе работы писатель никак не мог подобрать подходящее название для этих существ.

Поэтому он обратился за советом к своему брату Йозефу Чапеку, художник и хорошему советчику. Йозеф и предложил назвать эти искусственные существа "роботами". Это слово происходит от чешского слова "Робота" и означает подневольный труд, трудолюбие. Если бы Юзеф не предложил это слово, мы, вероятно, называли бы их теперь не «роботами», а «лабори». Именно такой первоначальный вариант был у Карела Чапека для будущих, наделенных элементами разума помощников людей.

Как видите, в контексте истории робототехники, основное значение пьесы R.U.R. заключается, вероятно, в появлении самого термина. Впрочем, важно не только это. Хотя роботы чешского писателя и довольно серьезно отличаются от современных, Чапек в своей пьесе анализирует серьезные проблемы, которые появились или могут в один прекрасный день стать актуальными в процессе развития робототехники.Прежде всего, необходимо отметить разные мотивы, движущие людьми при создания роботов. Сегодня многие из самых сложных и удивительных роботов создаются просто для того, чтобы что-то доказать. Доказать, что это – возможно, доказать, что это – достижимо. Также и в пьесе Чапека такой мотив был главным при создании «роботов», в первую очередь, это можно видеть из следующих цитат:

Helena: Что же именно он пытался сделать?

Domin: Подражание природе. Сначала он попробовал сделать искусственную собаку. Для этого потребовалось несколько лет, а результатом стало что-то вроде уродливого оленя, который погиб через несколько дней. Я могу показать вам его в музее. После этого он приступил к созданию человекоподобного существа.

Domin: Да, что-то вроде этого, но старина Россум понимал это совершенно буквально. Он хотел, используя достижения науки, заменить Бога. Он был убежденным материалистом, и именно поэтому хотел доказать, что Бог не нужен. Вот такой у него был замысел воспроизводства человеческих существ, таких же, как вы или я, до кончиков волос. Знакомы ли вы с анатомией, мисс Глория?

Таков был лейтмотив у старого Россума при создании "роботов". Другим мотивом, в конечном счете, была обычная выгода. При этом возникает важная проблема «прав человека» для человекоподобных машин. Подобные проблемы могут возникнуть, если роботы начнут повсеместно использоваться в производстве, в армии, в быту и т.д.

Помимо выявления связанных с роботами проблем, пьеса заставляет вас задуматься и о других сопутствующих проблемах, таких как ответственность человечества, важность труда в жизни человека, с одной стороны и зло рабства, с другой. А также, каковы возможные последствия чрезмерного корыстолюбия, власти корпораций и так далее.

Как вы можете понять, пьеса достаточно интересная, ее стоит прочитать.

Как видите, можно считать, что пьеса Карела Чапека является предшественником таких научно-фантастических хитов, как Терминатор и Матрица, но выгодно отчается от них философским подтекстом. И это неудивительно, ведь Карел Чапек получил университетский диплом по философии. В любом случае, эта пьеса важный элемент в истории робототехники, потому что именно с нее фактически и началась робототехника. По крайней мере, она дала ей название.