Введение в make. Make-файлы

Написание makefile иногда становится головной болью. Однако, если разобраться, все становится на свои места, и написать мощнейший makefile длиной в 40 строк для сколь угодно большого проекта получается быстро и элегантно.

Внимание! Предполагаются базовые знания утилиты GNU make.

Имеем некий типичный абстрактный проект со следующей структурой каталогов:

Пусть для включения заголовочных файлов в исходниках используется что-то типа #include , то есть каталог project/include делается стандартным при компиляции.

После сборки надо, чтобы получилось так:

То есть, в каталоге bin лежат рабочая (application) и отладочная (application_debug) версии, в подкаталогах Release и Debug каталога project/obj повторяется структура каталога project/src с соответствующими исходниками объектных файлов, из которых и компонуется содержимое каталога bin.

Чтобы достичь данного эффекта, создаем в каталоге project файл Makefile следующего содержания:

  1. root_include_dir:= include
  2. root_source_dir:= src
  3. source_subdirs:= . dir1 dir2
  4. compile_flags:= -Wall -MD -pipe
  5. link_flags:= -s -pipe
  6. libraries:= -ldl
  7. relative_include_dirs:= $(addprefix ../ ../ , $(root_include_dir) )
  8. relative_source_dirs:= $(addprefix ../ ../ $(root_source_dir) / , $(source_subdirs) )
  9. objects_dirs:= $(addprefix $(root_source_dir) / , $(source_subdirs) )
  10. objects:= $(patsubst ../ ../% , % , $(wildcard $(addsuffix /* .c* , $(relative_source_dirs) ) ) )
  11. objects:= $(objects:.cpp=.o)
  12. objects:= $(objects:.c=.o)
  13. all: $(program_name)
  14. $(program_name) : obj_dirs $(objects)
  15. g++ -o $@ $(objects) $(link_flags) $(libraries)
  16. obj_dirs:
  17. mkdir -p $(objects_dirs)
  18. VPATH:= ../ ../
  19. % .o: % .cpp
  20. g++ -o $@ -c $< $(compile_flags) $(build_flags) $(addprefix -I, $(relative_include_dirs) )
  21. % .o: % .c
  22. g++ -o $@ -c $< $(compile_flags) $(build_flags) $(addprefix -I, $(relative_include_dirs) )
  23. .PHONY: clean
  24. clean:
  25. rm -rf bin obj
  26. include $(wildcard $(addsuffix /* .d, $(objects_dirs) ) )

В чистом виде такой makefile полезен только для достижения цели clean, что приведет к удалению каталогов bin и obj.
Добавим еще один сценарий с именем Release для сборки рабочей версии:

Mkdir -p bin mkdir -p obj mkdir -p obj/Release make --directory=./obj/Release --makefile=../../Makefile build_flags="-O2 -fomit-frame-pointer" program_name=../../bin/application

И еще один сценарий Debug для сборки отладочной версии:

Mkdir -p bin mkdir -p obj mkdir -p obj/Debug make --directory=./obj/Debug --makefile=../../Makefile build_flags="-O0 -g3 -D_DEBUG" program_name=../../bin/application_debug

Именно вызов одного из них соберет наш проект в рабочем, либо отладочном варианте. А теперь, обо всем по-порядку.

Допустим, надо собрать отладочную версию. Переходим в каталог project и вызываем./Debug. В первых трех строках создаются каталоги. В четвертой строке утилите make сообщается, что текущим каталогом при запуске надо сделать project/obj/Debug, относительно этого далее передается путь к makefile и задаются две константы: build_flags (тут перечисляются важные для отладочной версии флаги компиляции) и program_name (для отладочной версии – это application_debug).

1: Объявляется переменная с именем корневого каталога заголовочных файлов.

2: Объявляется переменная с именем корневого каталога исходников.

3: Объявляются переменная с именами подкаталогов корневого каталога исходников.

4: Объявляется переменная с общими флагами компиляции. -MD заставляет компилятор сгенерировать к каждому исходнику одноименный файл зависимостей с расширением.d. Каждый такой файл выглядит как правило, где целью является имя исходника, а зависимостями – все исходники и заголовочные файлы, которые он включает директивой #include. Флаг -pipe заставляет компилятор пользоваться IPC вместо файловой системы, что несколько ускоряет компиляцию.

5: Объявляется переменная с общими флагами компоновки. -s заставляет компоновщик удалить из результирующего ELF файла секции.symtab, .strtab и еще кучу секций с именами типа.debug*, что значительно уменшает его размер. В целях более качественно отладки этот ключ можно убрать.

6: Объявляется переменная с именами используемых библиотек в виде ключей компоновки.

8: Объявляется переменная, содержащая относительные имена каталогов со стандартными заголовочными файлами. Потом такие имена напрямую передаются компилятору, предваряемые ключем -I. Для нашего случая получится../../include, потому что такой каталог у нас один. Функция addprefix добавляет свой первый аргумент ко всем целям, которые задает второй аргумент.

9: Объявляется переменная, содержащая относительные имена всех подкаталогов корневого каталога исходников. В итоге получим: ../../src/. ../../src/dir1 ../../src/dir1.

10: Объявляется переменная, содержащая имена подкаталогов каталога project/obj/Debug/src относительно текущего project/obj/Debug. То есть, этим мы перечисляем копию структуры каталога project/src. В итоге получим: /src/dir1 src/dir2.

11: Объявляется переменная, содержащая имена исходников, найденных на основе одноименных файлов *.c* (.cpp\.c), безотносительно текущего каталога. Смотрим поэтапно: результатом addsuffix будет../../src/./*.с* ../../src/dir1/*.с* ../../src/dir2/*.с*. Функция wildcard развернет шаблоны со звездочками до реальных имен файлов: ../../src/./main.сpp ../../src/dir1/file1.с../../src/dir1/file2.сpp ../../src/dir2/file3.с../../src/dir2/file4.с. Функция patsubsb уберет префикс../../ у имен файлов (она заменяет шаблон, заданный первым аргументом на шаблон во втором аргументе, а % обозначает любое количество символов). В итоге получим: src/./main.сpp src/dir1/file1.с src/dir1/file2.сpp src/dir2/file3.с src/dir2/file4.с.

12: В переменной с именами исходников расширения.cpp заменяется на.o.

13: В переменной с именами исходников расширения.c заменяется на.o.

15: Первое объявленное правило – его цель становится целью всего проекта. Зависимостью является константа, содержащая имя программы (../../bin/application_debug мы ее передали при запуске make из сценария).

17: Описание ключевой цели. Зависимоcти тоже очевидны: наличие созданных подкаталого в project/obj/Debug, повторяющих структуру каталога project/src и множество объектных файлов в них.

18: Описано действие по компоновке объектных файлов в целевой.

20: Правило, в котором цель – каталог project/obj/Debug/src и его подкаталоги.

21: Действие по достижению цели – создать соответствующие каталоги src/., src/dir1 и src/dir2. Ключ -p утилиты mkdir игнорирует ошибку, если при создании какого-либо каталога, таковой уже существуют.

23: Переменная VPATH принимает значение../../. Это необходимо для шаблонов нижеследующих правил.

25: Описывается множество правил, для которых целями являются любые цели, соответствующие шаблону %.o (то есть имена которых оканчиваются на.o), а зависимостями для этих целей являются одноименные цели, соответствующие шаблону %.cpp (то есть имена которых оканчиваются на.cpp). При этом под одноименностью понимается не только точное совпадение, но также если имя зависимости предварено содержимым переменной VPATH. Например, имена src/dir1/file2 и../../src/dir1/file2 совпадут, так как VPATH содержит../../.

26: Вызов компилятора для превращения исходника на языке С++ в объектный файл.

28: Описывается множество правил, для которых целями являются любые цели, соответствующие шаблону %.o (то есть имена которых оканчиваются на.o), а зависимостями для этих целей являются одноименные цели, соответствующие шаблону %.c (то есть имена которых оканчиваются на.c). Одноименность как в строке 23.

29: Вызов компилятора для превращения исходника на языке С в объектный файл.

31: Некоторая цель clean объявлена абстрактной. Достижение абстрактной цели происходит всегда и не зависит от существования одноименного файла.

32: Объявление абстрактной цели clean.

33: Действие по ее достижению заключается в уничтожении каталогов project/bin и project/obj со всем их содержимым.

36: Включение содержимого всех файлов зависимостей (с расширением.d), находящихся в подкаталогах текущего каталога. Данное действие утилита make делает в начале разбора makefile. Однако, файлы зависимостей создаются только послекомпиляции. Значит, при первой сборке ни один такой файл включен не будет. Но это не страшно. Цель включения этих файлов – вызвать перекомпиляцию исходников, зависящих от модифицированного заголовочного файла. При второй и последующих сборках утилита make будет включать правила, описанные во всех файлах зависимостей, и, при необходимости, достигать все цели, зависимые от модифицированного заголовочного файла.

make предназначена для отслеживания зависимостей одних файлов от других, выявления "устаревших" файлов при помощи сравнения времен модификации файлов и выполнения команд для "обновления" устаревших файлов. Позволяет автоматизировать процессы трансляции, компоновки, запуска модульных тестов и развертывания системы за счет описания соответствующих сценариев на специальном языке

Сценарии Make описываются в т.н. файле проекта. Проектом называется совокупность файлов, зависящих друг от друга. Файл описания проекта перечисляет зависимости между файлами и задает команды для обновления зависимых файлов. Имя файла описания проекта задается опцией –f командной строки программы make и по умолчанию предполагается равным Makefile или makefile . Если имя файла проекта явно не задано, при запуске утилита ищет в текущем каталоге файл с указанными выше именами, и, если такой файл существует, выполняет команды из него.

по описанию проекта в файле Makefile или makefile программа make определяет, какие файлы устарели и нуждаются в обновлении и запускает соответствующие команды.

Обычно программы на языках Си или Си++ представляют собой совокупность нескольких.c (.cpp) файлов с реализациями функций и.h файлов с прототипами функций и определениями типов данных. Как правило, каждому.c файлу соответствует.h файл с тем же именем.

Предположим, что разрабатываемая программа называется earth и состоит из файлов arthur.c, arthur.h, trillian.c, trillian.h, prosser.c, prosser.h.

Разработка программы ведется в POSIX-среде с использованием компилятора GCC.

Простейший способ скомпилировать программу - указать все исходные.c файлы в командной строке gcc:

Gcc arthur.c trillian.c prosser.c -o earth

Компилятор gcc выполнит все этапы компиляции исходных файлов программы и компоновку исполняемого файла earth. Обратите внимание, что в командной строке gcc указываются только.c файлы и никогда не указываются.h файлы.

Компиляция и компоновка при помощи перечисления всех исходных файлов в аргументах командной строки GCC допустима лишь для совсем простых программ. С ростом числа исходных файлов ситуация очень быстро становится неуправляемой. Кроме того, каждый раз все исходные файлы будут компилироваться от начала до конца, что в случае больших проектов занимает много времени. Поэтому обычно компиляция программы выолняется в два этапа: компиляция объектных файлов и компоновка исполняемой программы из объектных файлов. Каждому.c файлу теперь соответствует объектный файл, имя которого в POSIX-системах имеет суффикс.o. Таким образом, в рассматриваемом случае программа earth компонуется из объектных файлов arthur.o, trillian.o и prosser.o следующей командой:

Gcc arthur.o trillian.o prosser.o -o earth

Каждый объектный файл должен быть получен из соответствующего исходного файла следующей командой:

Gcc -c arthur.c

Обратите внимание, что явно задавать имя выходного файла необязательно. Оно будет получено из имени компилируемого файла заменой суффикса.c на суффикс.o. Итак, для компиляции программы earth теперь необходимо выполнить четыре команды:

Gcc -c arthur.c gcc -c trillian.c gcc -c prosser.c gcc arthur.o trillian.o prosser.o -o earth

Хотя теперь для компиляции программы необходимо выполнить четыре команды вместо одной, взамен получаются следующие преимущества:

  • если изменение внесено в один файл, например, в файл prosser.c, нет необходимости перекомпилировать файлы trillian.o или arthur.o; достаточно перекомпилировать файл prosser.o, а затем выполнить компоновку программы earth;
  • компиляция объектных файлов arthur.o, trillian.o и prosser.o не зависит друг от друга, поэтому может выполняться параллельно на многопроцессорном (многоядерном) компьютере.

В случае нескольких исходных.c и.h файлов и соответствующих промежуточных.o файлов отслеживать, какой файл нуждается в перекомпиляции, становится сложно, и здесь на помощь приходит программа make. По описанию файлов и команд для компиляции программа makе определяет, какие файлы нуждаются в перекомпиляции, и может выполнять перекомпиляцию независимых файлов параллельно.

Файл A зависит от файла B, если для получения файла A необходимо выполнить некоторую команду над файлом B. Можно сказать, что в программе существует зависимость файла A от файла B. В нашем случае файл arthur.o зависит от файла arthur.c, а файл earth зависит от файлов arthur.o, trillian.o и prosser.o. Можно сказать, что файл earth транзитивно зависит от файла arthur.c. Зависимость файла A от файла B называется удовлетворенной , если:

  • все зависимости файла B от других файлов удовлетворены;
  • файл A существует в файловой системе;
  • файл A имеет дату последней модификации не раньше даты последней модификации файла B.

Если все зависимости файла A удовлетворены, то файл A не нуждается в перекомпиляции. В противном случае сначала удовлетворяются все зависимости файла B, а затем выполняется команда перекомпиляции файла A.

Например, если программа earth компилируется в первый раз, то в файловой системе не существует ни файла earth, ни объектных файлов arthur.o, trillian.o, prosser.o. Это значит, что зависимости файла earth от объектных файлов, а также зависимости объектных файлов от.c файлов не удовлетворены, то есть все они должны быть перекомпилированы. В результате в файловой системе появятся файлы arthur.o, trillian.o, prosser.o, даты последней модификации которых будут больше дат последней модификации соответствующих.c файлов (в предположении, что часы на компьютере идут правильно, и что в файловой системе нет файлов "из будущего"). Затем будет создан файл earth, дата последней модификации которого будет больше даты последней модификации объектных файлов.

В получившейся конфигурации все зависимости всех файлов друг от друга удовлетворены, и поэтому для компиляции программы earth не нужно выполнять никаких команд

Предположим теперь, что в процессе разработки был изменен файл prosser.c. Его время последнего изменения теперь больше времени последнего изменения файла prosser.o. Зависимость prosser.o от prosser.c становится неудовлетворенной, и, как следствие, зависимость earth от prosser.o также становится неудовлетворенной. Чтобы удовлетворить зависимости необходимо перекомпилировать файл prosser.o, а затем файл earth. Файлы arthur.o и trillian.o можно не трогать, так как зависимости этих файлов от соответствующих.c файлов удовлетворены. Такова общая идея работы программы make и, на самом деле, всех программ управления сборкой проекта: ant http://ant.apache.org/ , scons http://www.scons.org/ и др

Хотя утилита make присутствует во всех системах программирования, вид управляющего файла или набор опций командной строки могут сильно различаться. Далее будет рассматриваться командный язык и опции командной строки программы GNU make. В дистрибутивах операционной системы Linux программа называется make. В BSD, как правило, программа GNU make доступна под именем gmake.

Файл описания проекта может содержать описания переменных, описания зависимостей и описания команд, которые используются для компиляции. Каждый элемент файла описания проекта должен, как правило, располагаться на отдельной строке. Для размещения элемента описания проекта на нескольких строках используется символ продолжения \ точно так же, как в директивах препроцессора языка Си.

Определения переменных записываются следующим образом:

<имя> = <определение>

Использование переменной записывается в одной из двух форм:

$(<имя>) или ${<имя>} - Эти формы равнозначны.

Переменные рассматриваются как макросы, то есть использование переменной означает подстановку текста из определения переменной в точку использования. Если при определении переменной были использованы другие переменные, подстановка их значений происходит при использовании переменной (опять так же, как и в препроцессоре языка Си)

Зависимости между компонентами определяются следующим образом:

<цель> : <цель1> <цель2> ... <цельN>

Где <цель> - имя цели, которое может быть либо именем файла, либо некоторым именем, обозначающим действие, которому не соответствует никакой файл, например clean. Список целей в правой части задает цели, от которых зависит <цель> .

Если описание проекта содержит циклическую зависимость, то есть, например, файл A зависит от файла B, а файл B зависит от файла A, такое описание проекта является ошибочным.

Команды для перекомпиляции цели записываются после описания зависимости. Каждая команда должна начинаться с символа табуляции (\t). Если ни одной команды для перекомпиляции цели не задано, будут использоваться стандартные правила, если таковые имеются. Для определения, каким стандартным правилом необходимо воспользоваться, обычно используются суффиксы имен файлов. Если ни одна команда для перекомпиляции цели не задана и стандартное правило не найдено, программа make завершается с ошибкой.

Для программы earth простейший пример файла Makefile для компиляции проекта может иметь вид:

Earth: arthur.o trillian.o prosser.o gcc arthur.o trillian.o prosser.o -o earth arthur.o: arthur.c gcc -c arthur.c trillian.o: trillian.c gcc -c trillian.c prosser.o: prosser.c gcc -c prosser.c

Однако, в этом описании зависимостей не учтены.h файлы. Например, если файл arthur.h подключается в файлах arthur.c и trillian.c, то изменение файла arthur.h должно приводить к перекомпиляции как arthur.c, так и trillian.c. Получается, что.o файлы зависят не только от.c файлов, но и от.h файлов, которые включаются данными.c файлами непосредственно или косвенно. С учетом этого файл Makefile может приобрести следующий вид:

Earth: arthur.o trillian.o prosser.o gcc arthur.o trillian.o prosser.o -o earth arthur.o: arthur.c arthur.h gcc -c arthur.c trillian.o: trillian.c trillian.h arthur.h gcc -c trillian.c prosser.o: prosser.c prosser.h arthur.h gcc -c prosser.c

Первой в списке зависимостей обычно записывается «главная» зависимость, а затем записываются все остальные файлы-зависимости.

В командной строке программы make можно задать имя цели, которую требуется (при необходимости) перекомпилировать. Так, при запуске

Make prosser.o

будет при необходимости перекомпилирован только файл prosser.o и те файлы, от которых он зависит, все прочие файлы затронуты не будут. Если в командной строке имя цели не указано, берется первая цель в файле. В нашем случае это будет цель earth.

Если придерживаться хорошего стиля написания Makefile, то каждый Makefile должен содержать как минимум два правила: all – основное правило, которое соответствует основному предназначению файла, и правило clean, которое предназначено для удаления всех рабочих файлов, создаваемых в процессе компиляции. В случае программы earth рабочими файлами можно считать сам исполняемый файл программы earth, а также все объектные файлы.

С учетом этих дополнений файл Makefile примет вид:

All: earth earth: arthur.o trillian.o prosser.o gcc arthur.o trillian.o prosser.o -o earth arthur.o: arthur.c arthur.h gcc -c arthur.c trillian.o: trillian.c trillian.h arthur.h gcc -c trillian.c prosser.o: prosser.c prosser.h arthur.h gcc -c prosser.c clean: rm -f earth *.o

Обратите внимание, что у правила clean отсутствует список файлов, от которых этот файл зависит. Поскольку существование файла с именем clean в рабочем каталоге не предполагается, команда rm -f ... будет выполняться каждый раз, когда make запускается на выполнение командой

Make clean

Данный файл, безусловно, решает задачу автоматизации сборки программы earth. Теперь можно придать этому файлу более общий вид, чтобы в этот файл легче было вносить изменения.

Во-первых, можно параметризовать название используемого компилятора, а также предоставить возможность управлять параметрами командной строки компилятора. Для задания компилятора можно определить переменную CC , для задания опций командной командной строки компиляции объектных файлов - переменную CFLAGS , а для задания опций командной строки компоновки выходной программы - переменную LDFLAGS .

Получим следующий файл:

CC = gcc CFLAGS = -Wall -O2 LDFLAGS = -s all: earth earth: arthur.o trillian.o prosser.o $(CC) $(LDFLAGS) arthur.o trillian.o prosser.o -o earth arthur.o: arthur.c arthur.h $(CC) $(CFLAGS) -c arthur.c trillian.o: trillian.c trillian.h arthur.h $(CC) $(CFLAGS) -c trillian.c prosser.o: prosser.c prosser.h arthur.h $(CC) $(CFLAGS) -c prosser.c clean: rm -f earth *.o

Теперь можно изменить используемый компилятор, не только отредактировав Makefile, но и из командной строки. Например, запуск программы make в виде

Make CC=icc

Позволит для компиляции программы использовать не gcc, а Intel компилятор Си. Аналогично запуск

Make CFLAGS="-g" LDFLAGS="-g"

Позволит включить отладочную информацию в генерируемые объектные файлы и исполняемую программу

Во-вторых, можно избавиться от дублирования имен файлов сначала в зависимостях, а потом в выполняемых командах. Для этого могут быть использованы специальные переменные $^ , $< и $@ . Переменная $@ раскрывается в имя цели, стоящей в левой части правила. Переменная $< раскрывается в имя первой зависимости в правой части правила. Переменная $^ раскрывается в список всех зависимостей в правой части. Правило для компиляции файла arthur.o приобретет следующий вид:

Arthur.o: arthur.c arthur.h $(CC) $(CFLAGS) -c $<

Именно такое правило для компиляции.o файлов из.c файлов уже встроено в make, поэтому строку компиляции можно просто удалить. Останется следующий Makefile:

CC = gcc CFLAGS = -Wall -O2 LDFLAGS = -s all: earth earth: arthur.o trillian.o prosser.o $(CC) $(LDFLAGS) $^ -o $@ arthur.o: arthur.c arthur.h trillian.o: trillian.c trillian.h arthur.h prosser.o: prosser.c prosser.h arthur.h clean: rm -f earth *.o

При желании можно создавать новые шаблонные зависимости, то есть зависимости не конкретных файлов друг от друга, а файлов, имена которых удовлетворяют заданному шаблону. Тогда команды в зависимостях конкретных файлов также могут быть опущены. Например, стандартное шаблонное правило для зависимостей.o файлов от.c файлов может быть определено следующим образом:

%.o: %.c: $(CC) -c $(CFLAGS) $<

Тем не менее, в этом файле проекта осталось слабое место. Оно связано с тем, что зависимости объектных файлов включают в себя помимо.c файлов и.h файлы, подключаемые.c файлами непосредственно или транзитивно. Представим себе, что в файл prosser.c была добавлена директива

#include "trillian.h"

Но Makefile не был соответствующим образом изменен. Теперь может получиться так, что в файле trillian.h будет изменена некоторая структура данных, но файл prosser.o не будет перекомпилирован и код модуля prosser.o будет продолжать работать со старой версией структуры данных, в то время как остальная программа - с новой версией структуры данных. Такое расхождение в описании данных в рамках одной программы может привести к "загадочным" ошибкам при ее работе.

Хотелось бы каким-либо образом строить списки зависимостей объектных файлов от.c и.h файлов автоматически. Для этого мы воспользуемся специальными опциями компилятора gcc и расширенными возможностями GNU make.

Предположим, что автогенерируемые зависимости не находятся в самом файле Makefile, а подключаются из внешнего файла deps.make. Для подключения содержимого внешнего файла в Makefile необходимо добавить директиву

include deps.make

Для генерации файла deps.make с зависимостями воспользуемся опцией -MM компилятора gcc:

Deps.make: arthur.c trillian.c prosser.c arthur.h trillian.h prosser.h gcc -MM arthur.c trillian.c prosser.c > deps.make

Файл deps.make зависит от всех.c и.h файлов, из которых собирается программа. Может показаться, что это правило не будет работать, так как в Makefile необходимо включить файл deps.make, для генерации которого необходимо выполнить Makefile, то есть возникает циклическая зависимость, однако GNU make умеет корректно обрабатывать такие ситуации.

Для того, чтобы не выписывать списки.c и.h файлов несколько раз, в начале Makefile можно определить переменные:

CFILES = arthur.c trillian.c prosser.c HFILES = arthur.h trillian.h prosser.h

Более того, список объектных файлов можно получать из списка.c файлов заменой суффикса.c на.o:

OBJECTS = $(CFILES:.c=.o)

В итоге получили следующий Makefile:

CC = gcc CFLAGS = -Wall -O2 LDFLAGS = -s CFILES = arthur.c trillian.c prosser.c HFILES = arthur.h trillian.h prosser.h OBJECTS = $(CFILES:.c=.o) TARGET = earth all: $(TARGET) earth: $(OBJECTS) $(CC) $(LDFLAGS) $^ -o $@ include deps.make deps.make: $(CFILES) $(HFILES) gcc -MM $(CFILES) > deps.make clean: rm -f $(TARGET) *.o

Этот файл можно легко модифицировать для сборки других проектов с помощью изменения значений переменных CFILES, HFILES и TARGET.

Пример файла C++ проекта:

CXX = g++ LDFLAGS = CXXFLAGS = -Wall -O2 -g CXXFILES = main.cpp fn.cpp HFILES = fn.h OBJECTS = $(CXXFILES:.cpp=.o) TARGET = proga all: $(TARGET) proga: $(OBJECTS) $(CXX) $(LDFLAGS) $^ -o $@ include deps.make deps.make: $(CXXFILES) $(HFILES) $(CXX) -MM $(CXXFILES) > deps.make clean: rm -f proga *.o

Для просмотра результирующих значений переменных полезно просматривать вывод команды: make -p

Мне в свое время очень не хватило подобной методички для понимания базовых вещей о make. Думаю, будет хоть кому-нибудь интересно. Хотя эта технология и отмирает, но все равно используется в очень многих проектах. Кармы на хаб «Переводы» не хватило, как только появится возможность - добавлю и туда. Добавил в Переводы. Если есть ошибки в оформлении, то прошу указать на них. Буду исправлять.

Статья будет интересная прежде всего изучающим программирование на C/C++ в UNIX-подобных системах от самых корней, без использования IDE.

Компилировать проект ручками - занятие весьма утомительное, особенно когда исходных файлов становится больше одного, и для каждого из них надо каждый раз набивать команды компиляции и линковки. Но не все так плохо. Сейчас мы будем учиться создавать и использовать Мейкфайлы. Makefile - это набор инструкций для программы make, которая помогает собирать программный проект буквально в одно касание.

Для практики понадобится создать микроскопический проект а-ля Hello World из четырех файлов в одном каталоге:

main.cpp

#include #include "functions.h" using namespace std; int main(){ print_hello(); cout << endl; cout << "The factorial of 5 is " << factorial(5) << endl; return 0; }


hello.cpp

#include #include "functions.h" using namespace std; void print_hello(){ cout << "Hello World!"; }


factorial.cpp

#include "functions.h" int factorial(int n){ if(n!=1){ return(n * factorial(n-1)); } else return 1; }


functions.h

void print_hello(); int factorial(int n);


Все скопом можно скачать отсюда
Автор использовал язык C++, знать который совсем не обязательно, и компилятор g++ из gcc. Любой другой компилятор скорее всего тоже подойдет. Файлы слегка подправлены, чтобы собирались gcc 4.7.1
Программа make
Если запустить
make
то программа попытается найти файл с именем по умолчание Makefile в текущем каталоге и выполнить инструкции из него. Если в текущем каталоге есть несколько мейкфайлов, то можно указать на нужный вот таким образом:
make -f MyMakefile
Есть еще множество других параметров, нам пока не нужных. О них можно узнать в ман-странице.
Процесс сборки
Компилятор берет файлы с исходным кодом и получает из них объектные файлы. Затем линковщик берет объектные файлы и получает из них исполняемый файл. Сборка = компиляция + линковка.
Компиляция руками
Самый простой способ собрать программу:
g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Каждый раз набирать такое неудобно, поэтому будем автоматизировать.
Самый простой Мейкфайл
В нем должны быть такие части:
цель: зависимости команда
Для нашего примера мейкфайл будет выглядеть так:
all: g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Обратите внимание, что строка с командой должна начинаться с табуляции! Сохраните это под именем Makefile-1 в каталоге с проектом и запустите сборку командой make -f Makefile-1
В первом примере цель называется all . Это цель по умолчанию для мейкфайла, которая будет выполняться, если никакая другая цель не указана явно. Также у этой цели в этом примере нет никаких зависимостей, так что make сразу приступает к выполнению нужной команды. А команда в свою очередь запускает компилятор.
Использование зависимостей
Использовать несколько целей в одном мейкфайле полезно для больших проектов. Это связано с тем, что при изменении одного файла не понадобится пересобирать весь проект, а можно будет обойтись пересборкой только измененной части. Пример:
all: hello hello: main.o factorial.o hello.o g++ main.o factorial.o hello.o -o hello main.o: main.cpp g++ -c main.cpp factorial.o: factorial.cpp g++ -c factorial.cpp hello.o: hello.cpp g++ -c hello.cpp clean: rm -rf *.o hello
Это надо сохранить под именем Makefile-2 все в том же каталоге

Теперь у цели all есть только зависимость, но нет команды. В этом случае make при вызове последовательно выполнит все указанные в файле зависимости этой цели.
Еще добавилась новая цель clean . Она традиционно используется для быстрой очистки всех результатов сборки проекта. Очистка запускается так: make -f Makefile-2 clean

Использование переменных и комментариев
Переменные широко используются в мейкфайлах. Например, это удобный способ учесть возможность того, что проект будут собирать другим компилятором или с другими опциями.
# Это комментарий, который говорит, что переменная CC указывает компилятор, используемый для сборки CC=g++ #Это еще один комментарий. Он поясняет, что в переменной CFLAGS лежат флаги, которые передаются компилятору CFLAGS=-c -Wall all: hello hello: main.o factorial.o hello.o $(CC) main.o factorial.o hello.o -o hello main.o: main.cpp $(CC) $(CFLAGS) main.cpp factorial.o: factorial.cpp $(CC) $(CFLAGS) factorial.cpp hello.o: hello.cpp $(CC) $(CFLAGS) hello.cpp clean: rm -rf *.o hello
Это Makefile-3
Переменные - очень удобная штука. Для их использования надо просто присвоить им значение до момента их использования. После этого можно подставлять их значение в нужное место вот таким способом: $(VAR)
Что делать дальше
После этого краткого инструктажа уже можно пробовать создавать простые мейкфайлы самостоятельно. Дальше надо читать серьезные учебники и руководства. Как финальный аккорд можно попробовать самостоятельно разобрать и осознать такой универсальный мейкфайл, который можно в два касания адаптировать под практически любой проект:
CC=g++ CFLAGS=-c -Wall LDFLAGS= SOURCES=main.cpp hello.cpp factorial.cpp OBJECTS=$(SOURCES:.cpp=.o) EXECUTABLE=hello all: $(SOURCES) $(EXECUTABLE) $(EXECUTABLE): $(OBJECTS) $(CC) $(LDFLAGS) $(OBJECTS) -o $@ .cpp.o: $(CC) $(CFLAGS) $< -o $@
Makefile-4
Успехов!

Мне в свое время очень не хватило подобной методички для понимания базовых вещей о make. Думаю, будет хоть кому-нибудь интересно. Хотя эта технология и отмирает, но все равно используется в очень многих проектах. Кармы на хаб «Переводы» не хватило, как только появится возможность - добавлю и туда. Добавил в Переводы. Если есть ошибки в оформлении, то прошу указать на них. Буду исправлять.

Статья будет интересная прежде всего изучающим программирование на C/C++ в UNIX-подобных системах от самых корней, без использования IDE.

Компилировать проект ручками - занятие весьма утомительное, особенно когда исходных файлов становится больше одного, и для каждого из них надо каждый раз набивать команды компиляции и линковки. Но не все так плохо. Сейчас мы будем учиться создавать и использовать Мейкфайлы. Makefile - это набор инструкций для программы make, которая помогает собирать программный проект буквально в одно касание.

Для практики понадобится создать микроскопический проект а-ля Hello World из четырех файлов в одном каталоге:

main.cpp

#include #include "functions.h" using namespace std; int main(){ print_hello(); cout << endl; cout << "The factorial of 5 is " << factorial(5) << endl; return 0; }


hello.cpp

#include #include "functions.h" using namespace std; void print_hello(){ cout << "Hello World!"; }


factorial.cpp

#include "functions.h" int factorial(int n){ if(n!=1){ return(n * factorial(n-1)); } else return 1; }


functions.h

void print_hello(); int factorial(int n);


Все скопом можно скачать отсюда
Автор использовал язык C++, знать который совсем не обязательно, и компилятор g++ из gcc. Любой другой компилятор скорее всего тоже подойдет. Файлы слегка подправлены, чтобы собирались gcc 4.7.1
Программа make
Если запустить
make
то программа попытается найти файл с именем по умолчание Makefile в текущем каталоге и выполнить инструкции из него. Если в текущем каталоге есть несколько мейкфайлов, то можно указать на нужный вот таким образом:
make -f MyMakefile
Есть еще множество других параметров, нам пока не нужных. О них можно узнать в ман-странице.
Процесс сборки
Компилятор берет файлы с исходным кодом и получает из них объектные файлы. Затем линковщик берет объектные файлы и получает из них исполняемый файл. Сборка = компиляция + линковка.
Компиляция руками
Самый простой способ собрать программу:
g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Каждый раз набирать такое неудобно, поэтому будем автоматизировать.
Самый простой Мейкфайл
В нем должны быть такие части:
цель: зависимости команда
Для нашего примера мейкфайл будет выглядеть так:
all: g++ main.cpp hello.cpp factorial.cpp -o hello
Обратите внимание, что строка с командой должна начинаться с табуляции! Сохраните это под именем Makefile-1 в каталоге с проектом и запустите сборку командой make -f Makefile-1
В первом примере цель называется all . Это цель по умолчанию для мейкфайла, которая будет выполняться, если никакая другая цель не указана явно. Также у этой цели в этом примере нет никаких зависимостей, так что make сразу приступает к выполнению нужной команды. А команда в свою очередь запускает компилятор.
Использование зависимостей
Использовать несколько целей в одном мейкфайле полезно для больших проектов. Это связано с тем, что при изменении одного файла не понадобится пересобирать весь проект, а можно будет обойтись пересборкой только измененной части. Пример:
all: hello hello: main.o factorial.o hello.o g++ main.o factorial.o hello.o -o hello main.o: main.cpp g++ -c main.cpp factorial.o: factorial.cpp g++ -c factorial.cpp hello.o: hello.cpp g++ -c hello.cpp clean: rm -rf *.o hello
Это надо сохранить под именем Makefile-2 все в том же каталоге

Теперь у цели all есть только зависимость, но нет команды. В этом случае make при вызове последовательно выполнит все указанные в файле зависимости этой цели.
Еще добавилась новая цель clean . Она традиционно используется для быстрой очистки всех результатов сборки проекта. Очистка запускается так: make -f Makefile-2 clean

Использование переменных и комментариев
Переменные широко используются в мейкфайлах. Например, это удобный способ учесть возможность того, что проект будут собирать другим компилятором или с другими опциями.
# Это комментарий, который говорит, что переменная CC указывает компилятор, используемый для сборки CC=g++ #Это еще один комментарий. Он поясняет, что в переменной CFLAGS лежат флаги, которые передаются компилятору CFLAGS=-c -Wall all: hello hello: main.o factorial.o hello.o $(CC) main.o factorial.o hello.o -o hello main.o: main.cpp $(CC) $(CFLAGS) main.cpp factorial.o: factorial.cpp $(CC) $(CFLAGS) factorial.cpp hello.o: hello.cpp $(CC) $(CFLAGS) hello.cpp clean: rm -rf *.o hello
Это Makefile-3
Переменные - очень удобная штука. Для их использования надо просто присвоить им значение до момента их использования. После этого можно подставлять их значение в нужное место вот таким способом: $(VAR)
Что делать дальше
После этого краткого инструктажа уже можно пробовать создавать простые мейкфайлы самостоятельно. Дальше надо читать серьезные учебники и руководства. Как финальный аккорд можно попробовать самостоятельно разобрать и осознать такой универсальный мейкфайл, который можно в два касания адаптировать под практически любой проект:
CC=g++ CFLAGS=-c -Wall LDFLAGS= SOURCES=main.cpp hello.cpp factorial.cpp OBJECTS=$(SOURCES:.cpp=.o) EXECUTABLE=hello all: $(SOURCES) $(EXECUTABLE) $(EXECUTABLE): $(OBJECTS) $(CC) $(LDFLAGS) $(OBJECTS) -o $@ .cpp.o: $(CC) $(CFLAGS) $< -o $@
Makefile-4
Успехов!

Происхождение

До создания make системы сборки (компиляции) ПО Unix обычно состояли из shell -скриптов сборки, сопровождавших исходный код программ.

make была создана Стюартом Фельдманом (Stuart Feldman ) в 1977 году в Bell Labs .

В настоящее время существует множество утилит для отслеживания зависимостей, но make - одна из самых широко распространённых, в первую очередь благодаря тому, что она включена в Unix , начиная с версии PWB/UNIX (for Programmer’s Workbench ), которая содержала инструменты для разработки программного обеспечения .

Современные версии

Существует несколько версий make , основанных на оригинальной make или написанных с нуля, использующих те же самые форматы файлов и базовые принципы и алгоритмы, а также содержащие некоторые улучшения и расширения. Например:

  • BSD make , основанная на работе Адама де Бура (Adam de Boor ) над версией make , с возможностью параллельной сборки; в той или иной форме перешла в FreeBSD , NetBSD и OpenBSD .
  • GNU make - входит в большинство дистрибутивов GNU/Linux и часто используется в сочетании с GNU build system .
$ make love Not war. $ uname -r 7.1-RELEASE-p3

Make-файл

Программа make выполняет команды согласно правилам в специальном файле. Этот файл называется make-файл (makefile, мейкфайл). Как правило, make-файл описывает, каким образом нужно компилировать и компоновать программу.

make-файл состоит из правил и переменных. Правила имеют следующий синтаксис:

Цель1 цель2 ...: реквизит1 реквизит2 ... команда1 команда2 ...

Правило представляет собой набор команд, выполнение которых приведёт к сборке файлов-целей из файлов-реквизита .

Правило сообщает make , что файлы, получаемые в результате работы команд (цели ) являются зависимыми от соответствующих файлов-реквизита. make никак не проверяет и не использует содержимое файлов-реквизита, однако, указание списка файлов-реквизита требуется только для того, чтобы make убедилась в наличии этих файлов перед началом выполнения команд и для отслеживания зависимостей между файлами.

Обычно цель представляет собой имя файла, который генерируется в результате работы указанных команд. Целью также может служить название некоторого действия, которое будет выполнено в результате выполнения команд (например, цель clean в make-файлах для компиляции программ обычно удаляет все файлы, созданные в процессе компиляции).

Строки, в которых записаны команды , должны начинаться с символа табуляции.

Рассмотрим несложную программу на Си. Пусть программа program состоит из пары файлов кода - main.c и lib.c, а также из одного заголовочного файла - defines.h, который подключён в оба файла кода. Поэтому, для создания program необходимо из пар (main.c defines.h) и (lib.c defines.h) создать объектные файлы main.o и lib.o, а затем слинковать их в program. При сборке вручную требуется дать следующие команды:

Cc -c main.c defines.h cc -c lib.c defines.h cc -o program main.o lib.o

Если в процессе разработки программы в файл defines.h будут внесены изменения, потребуется перекомпиляция обоих файлов и линковка, а если изменим lib.c, то повторную компиляцию main.о можно не выполнять.

Таким образом, для каждого файла, который мы должны получить в процессе компиляции нужно указать, на основе каких файлов и с помощью какой команды он создаётся. Программа make на основе этих данных выполняет следующее:

  • собирает из этой информации правильную последовательность команд для получения требуемых результирующих файлов;
  • и инициирует создание требуемого файла только в случае, если такого файла не существует, или он старше, чем файлы от которых он зависит.

Если при запуске make явно не указать цель, то будет обрабатываться первая цель в make-файле, имя которой не начинается с символа «.».

Для программы program достаточно написать следующий make-файл:

Program: main.o lib.o cc -o program main.o lib.o main.o lib.o: defines.h

Стоит отметить ряд особенностей. В имени второй цели указаны два файла и для этой же цели не указана команда компиляции. Кроме того, нигде явно не указана зависимость объектных файлов от «*.c»-файлов. Дело в том, что программа make имеет предопределённые правила для получения файлов с определёнными расширениями. Так, для цели-объектного файла (расширение «.o») при обнаружении соответствующего файла с расширением «.c» будет вызван компилятор «сс -с» с указанием в параметрах этого «.c»-файла и всех файлов-зависимостей.

Синтаксис для определения переменных:

Переменная = значение

Значением может являться произвольная последовательность символов, включая пробелы и обращения к значениям других переменных. С учётом сказанного, можно модифицировать наш make-файл следующим образом:

OBJ = main.o lib.o program: $(OBJ) cc -o program $(OBJ) $(OBJ): defines.h

Нужно отметить, что вычисление значение переменных происходит только в момент использования (используется так называемое ленивое вычисление). Например, при сборке цели all из следующего make-файла на экран будет выведена строка «Huh?».

Foo = $(bar) bar = $(ugh) ugh = Huh? all: echo $(foo)

Lib.o: lib.h

Таким образом, один целевой файл может указываться в нескольких целях. При этом полный список зависимостей для файла будет составлен из списков зависимостей всех целей, в которых он участвует, создание файла будет производиться только один раз.

См. также

Ссылки

  • Руководство по GNU make на gnu.org (англ.)
  • Руководство по GNU make (версия 3.79) (рус.)
  • Руководство по FreeBSD make (англ.)
  • Решение проблем, возникающих при выполнении команд./configure , make и make install
  • Применение GNU make (рус.)
  • Эффективное использование GNU Make (рус.)
  • Справка по составлению Makefile (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Галлер, Лев Михайлович
  • Камаргу (лошадь)

Смотреть что такое "Make" в других словарях:

    make - make, v. t. d); p. pr. & vb. n. {making}.] 1. To cause to … The Collaborative International Dictionary of English

    make - make1 vt. made, making 1. to bring into being; specif., a) to form by shaping or… … English World dictionary

    Make - (engl. machen, erstellen) ist ein Computerprogramm, das Shellskript ähnlich Kommandos in Abhängigkeit von Bedingungen ausführt. Es wird hauptsächlich bei der Softwareentwicklung eingesetzt. Genutzt wird es beispielsweise, um in einem Projekt, das … Deutsch Wikipedia

    Make - Cet article a pour sujet le logiciel intitulé make. Pour une définition du mot « make », voir l’article make du Wiktionnaire. make est un logiciel traditionnel d UNIX. C est un « moteur de production »: il sert à appeler … Wikipédia en Français

    make - (engl. machen, erstellen) ist ein Computerprogramm, das Kommandos in Abhängigkeit von Bedingungen ausführt. Es wird hauptsächlich bei der Softwareentwicklung als Programmierwerkzeug eingesetzt. Genutzt wird es beispielsweise, um in Projekten, die … Deutsch Wikipedia