Ветвление и последовательная детализация алгоритма — Гипермаркет знаний. Конспект урока по информатике на тему "Ветвление и последовательная детализация алгоритма" (9 класс)

Метод последовательной детализации.

Информатика 11 класс

МОУ «Школа-лицей №1»

г Алушта

Учитель: Литвинович В.П.


Метод последовательной детализации является одним из основных методов структурного программирования.

Суть этого метода заключается в разработке сложных алгоритмов путем построения иерархии

подзадач.


Суть метода:

  • Анализируется исходная задача.
  • Выделяются подзадачи.
  • Строится иерархия подзадач
  • Составляется алгоритм (программа) основной задачи
  • Составляется вспомогательный алгоритм (подпрограммы) с последовательным углублением уровня.


Пример 1 Вычислить площадь выпуклого N- угольника, заданного координатами своих вершин.

Найти площадь выпуклого многоугольника:

Площадь многоугольника

определяется, как сумма

площадей N-2 треугольников.

S- треугольника определяется:

по формуле Герона

S =√(p(p-a)(p-b)(p-c)


Первый шаг детализации Стороны треугольника определяются по теореме Пифагора: Исходные данные, координаты вершин треугольника можно задать с помощью массива:

Организация данных


Второй шаг детализации: Запрограммируем процедуру Treugolnik. В разделе подпрограмм этой процедуры запишем лишь интерфейс подпрограммы Line, создав функцию.


Третий шаг детализации Запрограммируем функцию Line. Координаты концов отрезка задаем параметрами: x a, Y a –первая точка, x b, У b – вторая.

Собираем все проделанные шаги и составляем программу:

………………………………………………………………………………………… ..



Применение метода последовательной детализации

  • Над большим программным проектом работает несколько специалистов.
  • Руководитель группы проектирует многоуровневую структуру алгоритма и составляет основную программу, а написание подпрограмм поручает другим программистам.
  • Программистам необходимо договорится об интерфейсе подпрограмм: именах, параметрах.
  • Внутренне устройство подпрограммы работа программиста
  • Большие проекты подпрограмм объединяются в МОДУЛИ.

Домашнее задание. § 2.2.11 чит. Запомнить


Практическая работа № 6. Проверить работу программы N ugolnik

Задать N = 4

Вычислить площадь квадрата с длинами сторон равными 2 и координатами вершин:

Получить результат.

Урок: Информатика и ИКТ 9 класс

Учитель: Вафина Лейсан Александровна

Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

Цели:

    Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод пошаговой детализации алгоритма, исполнителем Стрелка;

    формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами;

    закрепление навыков по составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами, работы в группе;

Задачи:

    учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм, пошаговая детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов, допустимых действий исполнителя Стрелка;

    развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;

    воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint . ( )

План урока:

    Организационный момент.

    Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

    Объяснение нового материала.

    Закрепление.

    Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы

Многие из вас отдыхали летом на природе. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себе, как мы с вами совершим поход к реке. Нам предстоит переплыть реку на лодке. Необходим алгоритм переправы через реку, учитывая, что в лодку помещаются только два человека. Давайте попробуем его составить.

В результате диалога на доске возникает алгоритм :

Алгоритм:

    Сесть в лодку двум туристам

    Переплыть

    Высадить одного туриста

    Переплыть

    Сесть в лодку одному туристу

    Переплыть

    Высадить одного туриста

    Переплыть

    Сесть в лодку одному туристу

    Переплыть

    Высадиться всем туристам

Какую особенность в этом алгоритме можно отметить?

(Отмечают повторение команд 2-9.)

Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока: «Вспомогательные алгоритмы».

Сегодня мы познакомимся с понятием «вспомогательный алгоритм», рассмотрим правила оформления вспомогательных алгоритмов.

Вопросы урока:

    Какие алгоритмы называют вспомогательными?

    Как оформляются такие алгоритмические структуры?

III. Объяснение нового материала.

Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Переправа. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:

Алгоритм:

    Сесть в лодку двум туристам

    Выполнить алгоритм Переправа

    Выполнить алгоритм Переправа

    Переплыть

    Высадиться всем туристам

Алгоритм, который мы получили будет называться основным , а алгоритм Переправа будет являться вспомогательным.

Переплыть

Высадить одного туриста

Переплыть

Сесть в лодку одному туристу

    Сесть в лодку двум туристам

    Выполнить алгоритм Переправа

    Выполнить алгоритм Переправа

    Переплыть

    Высадиться всем туристам

Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов.

IV. Закрепление

У исполнителя Стрелочка допустимые действия:

Нарисовать линию длинной 1 см в направлении стрелки.

Переместиться по направлению стрелки на 1 см, не рисуя линию.

Повернуться на 90º влево вокруг начала стрелки.

    Шаг.

    Прыжок.

    Поворот

Задача. Составьте алгоритм построения изображения Стрелкой:

Алгоритм:
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

Поворот
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

Поворот
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

Поворот
Шаг

Поворот

Поворот

Поворот
Шаг

будет отмечать начальное положение стрелки на рисунке.

Применим к данному алгоритму теорию вспомогательных алгоритмов.

Определите повторяющийся элемент в алгоритме.

Составьте алгоритм «Ступенька»

Как будет выглядеть основной алгоритм?

Алгоритм Ступенька:
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг
Поворот
Шаг
Поворот

Поворот

Поворот
Шаг
Основной алгоритм:
Выполнить алгоритм Ступенька
Поворот

Выполнить алгоритм Ступенька

Способ разбиения сложной задачи на несколько простых задач называется последовательной детализацией алгоритма.

V. Итог урока.

Какие вопросы были поставлены перед нами?

Получены ли ответы на поставленные вопросы?

Анализ, контроль, выставление оценок.

ТЕМА: "ВЕТВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА"
Цели урока:
Образовательные:
1.познакомить учащихся с командой ветвления.
2.показать пример задачи с двухшаговой детализацией.
Воспитательные:
воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
Развивающие:
1.развитие самоконтроля;
2.развитие познавательных интересов
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок объяснения и первичного закрепления материала
Оборудование: доска, компьютеры, проектор
Учебник: Семакин «Информатика и ИКТ» 9 класс
План урока:
Организационный момент, проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Практическая часть.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня мы будем изучать алгоритм ветвления.
Проверка домашнего задания 2 Команда ветвления
Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:
если <условие> то <серия 1> иначе <серия 2>квСлужебное слово кв обозначает конец ветвления.
По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>.
Давайте изобразим блок-схему.
Такое ветвление называется полным.
Неполная форма ветвления
В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления
Например:
если впереди край то поворотквБлок-схема:
Неполная команда ветвления имеет следующий формат:
если <условие> то <серия>квЗдесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо.
Составим сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.
Пример задачи с двухшаговой детализацией
Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг.
Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программупрограмма Орнаментнач сделай РЯД поворот сделай РЯД поворот сделай РЯД поворот сделай РЯДкон
Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.
блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

Приложение 1.
3 Переходим к практической части нашего урока.
Загружайте файл Ц_1 уровень
Разработайте алгоритм перемещения из точки А в точку Б по прямой с рисованием следа. Расстояние от А до Б заранее неизвестно. Но точно известно, что за точкой Б на расстоянии одной клетки от нее находится стенка. Воспользуйтесь этой стенкой для того чтобы завершить перемещение именно в точке Б: запрыгнув вперед проверяйте нет ли впереди стенки и, если стенки нет, то возвращайтесь и оставляйте след.
Загружайте файл Ц_2 уровень
Разработайте алгоритм перемещения исполнителя из точки А в точку Б с преодолением возникающих на пути трех пар «прыгающих» стенок. След должен быть виден. Используйте процедуру для преодоления одной пары стенок.
Загружайте файл Ц_3 уровень Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
4 Подведение итогов урока, выставление отметок. 5 Домашнее задание п.31,

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Приложенные файлы

Использованный нами подход облегчает программирование сложных задач. Задача разбивается на более простые подзадачи. Решение каждой оформляется в виде вспомогательного алгоритма, а основной алгоритм организует связку между ними.

Метод программирования, при котором сначала пишется основная программа, в ней записываются обращения к пока еще не составленным подпрограммам, а потом описываются эти подпрограммы, называется методом последовательной (пошаговой) детализации . Причем количество шагов детализации может быть гораздо большим, чем в нашем примере, поскольку сами подпрограммы могут содержать внутри себя обращения к другим подпрограммам.

Сборочный метод

Возможен и другой подход к построению сложных программ: первоначально составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним. Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.

Например, если для управления графическим исполнителем создать библиотеку процедур рисования всех букв и цифр, то программа получения любого текста будет состоять из команд обращения к библиотечным процедурам.

Описанный метод называется сборочным программированием . Часто в литературе по программированию используется такая терминология: метод последовательной детализации называют программированием сверху вниз , а сборочный метод - программированием снизу вверх .

Коротко о главном

Для упрощения программирования сложных задач используются вспомогательные алгоритмы.

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи исходной (основной) задачи.

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется процедурой.

Вспомогательный алгоритм должен быть описан. После этого в основном алгоритме можно использовать команду обращения к этому вспомогательному алгоритму.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации, или программированием сверху вниз. Обратный порядок программирования называется программированием снизу вверх.

Вопросы и задания

1. Что такое основной алгоритм; вспомогательный алгоритм?



2. Чем отличается описание вспомогательного алгоритма от обращения к вспомогательному алгоритму?

3. Каковы правила описания вспомогательных алгоритмов (процедур) для исполнителя ГРИС?

4. Как записывается команда обращения к процедуре в языке исполнителя ГРИС?

5. В чем суть метода последовательной детализации?

6. Что такое программирование снизу вверх; сверху вниз?

7. Используя вспомогательные алгоритмы, запрограммируйте рисование следующих фигур.

ЕК ЦОР: часть 2, глава 5, § 29. ЦОР № 6, 9-12, 14, 15.

Циклические алгоритмы

Основные темы параграфа:

команда цикла;

цикл в процедуре;

блок-схемы алгоритмов;

цикл с предусловием.

Команда цикла

Обсудим решение следующей задачи.

Задача 3 . Исходное положение: ГРИС - у левого края поля, направление - на восток. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран.

Задачу можно решить, написав 15 раз команду шаг (если поперек поля рисунка 15 шагов). Но есть и более короткий вариант программы. Вот он:

пока впереди не край повторять

Здесь использована команда, которая называется циклом. Формат команды цикла следующий:

пока < условие> повторять

<тело цикла>

Служебное слово нц обозначает начало цикла, кц - конец цикла. Это первая команда из СКИ, которая реализует обратную связь между графическим исполнителем и управляющим им компьютером. Она заключается в том, что проверяется, не вышел ли ГРИС на край поля, не грозит ли ему следующий шаг или прыжок в этом направлении аварией. Проверяемые условия звучат так: «впереди край? » или «впереди не край? ». На что машина получает от исполнителя ответ «да » или «нет ».

В приведенном примере проверяется условие «впереди не край?». Если «да», то делается шаг (т. е. выполняется <тело цикла>). Затем происходит возврат на проверку условия, и всё повторяется. Если проверка условия дает отрицательный результат (т. е. впереди край), то выполнение цикла завершается и исполняется следующая после цикла команда программы.



При программировании цикла важно думать о том, чтобы цикл был конечным. Цикл, записанный выше, конечный. Двигаясь в одном направлении, исполнитель обязательно достигнет края, и на этом выполнение цикла закончится.

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием . Пусть ГРИС находится в середине поля. Исполнение следующего цикла:

пока впереди не край повторять

Поворот

никогда не закончится. ГРИС будет бесконечно рисовать квадратик, так как проверка условия «впереди не край?» всегда будет давать положительный ответ.

Цикл в процедуре

Задача 4. Теперь составим программу, по которой графический исполнитель нарисует прямоугольную рамку по краю поля (рис. 1.6). Исходное положение: ГРИС находится в левом верхнем углу, смотрит на юг.

Рамка состоит из четырех линий, поэтому разумно воспользоваться процедурой, проводящей линию от края до края поля. Опять будем действовать методом последовательной детализации. Напишем сначала основную программу.

Программа проведения линии нами уже рассматривалась. Осталось оформить ее в виде процедуры.

процедура ЛИНИЯ

пока впереди не край повторять

При составлении этой программы использовалась одношаговая детализация в такой последовательности:

Блок-схемы алгоритмов

Начиная с 50-х годов прошлого века, т. е. еще с эпохи ЭВМ первого поколения, программисты стали использовать графические схемы, изображающие алгоритмы, которые получили название блок- схем.

Блок-схема состоит из фигур (блоков), обозначающих действия исполнителя, и стрелок, соединяющих эти блоки и указывающих на последовательность их выполнения. Внутри каждого блока записывается выполняемое действие. Форма блока подсказывает характер действия, которое он обозначает. Для придания наглядности и единообразия схемам алгоритмов все графические элементы стандартизированы.

Посмотрите на рис. 1.7, где показана блок-схема алгоритма рисования рамки. Она состоит из двух частей: блок-схемы основного алгоритма и блок-схемы вспомогательного алгоритма ЛИНИЯ.

Из этих схем понятно назначение блоков различной формы (рис. 1.8).

Цикл с предусловием

Команда цикла изображается не отдельным блоком, а целой структурой, показанной на рис. 1.8. Такую структуру называют циклом с предусловием (так как условие предшествует телу цикла). Есть и другой вариант названия: цикл-пока (пока условие истинно, повторяется выполнение тела цикла).

При решении следующей задачи снова будем использовать метод

последовательной детализации.

Задача 5. Требуется расчертить поле горизонтальными линиями (рис. 1.9). Исходное состояние исполнителя: верхний левый угол, направление - на юг.

В программе для решения этой задачи используется та же процедура ЛИНИЯ. Другая процедура - ВОЗВРАТ - возвращает ГРИС к левому краю поля для рисования следующей линии.



Блок-схемы основного и вспомогательного алгоритмов представлены на рис. 1.10.

Коротко о главном

Для программирования повторяющихся действий применяется команда цикла, которая имеет следующую структуру:

пока <условие> повторять

<тело цикла>

Команда цикла реализует обратную связь между объектом управления и управляющей системой. Проверка условия дает информацию управляющей системе о состоянии объекта управления.

В цикле с предусловием, если проверяемое условие выполняется (истинно), то выполняются команды, составляющие тело цикла. Если условие ложно, то происходит выход из цикла.

При программировании цикла необходимо следить за тем, чтобы не допускалось зацикливание.

Блок-схема - это графический способ описания алгоритма. Блоки обозначают действия исполнителя, а соединяющие их стрелки указывают на последовательность выполнения действий.

Вопросы и задания

1. Что такое цикл? Как записывается команда цикла?

2. Что такое условие цикла? Что такое тело цикла?

3. В каком случае происходит зацикливание алгоритма?

4. Что такое блок-схема?

5. Из каких блоков составляются блок-схемы (как они изображаются и что обозначают)?

6. Что обозначают стрелки на блок-схемах?

7. Составьте программу, переводящую ГРИС в угол поля из любого исходного состояния.

8. Составьте программу рисования прямоугольной рамки вдоль края поля при любом начальном состоянии исполнителя.

ЕК ЦОР: часть 2, глава 5, § 30. ЦОР № 5, 10-13, 16-18.

Тип урока: урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок (лекция и практика). Цели урока: Общеобразовательные:

сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: команда ветвления, неполная форма команды ветвления;

сформировать навыки разработки алгоритмов с ветвлением в ГРИС «Стрелочка»;

Развивающие:

развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

воспитание познавательного интереса школьников

Структура урока:

I .Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II

Письменный опрос 2 варианта работ

III

Объяснение с помощью презентации

Пример задачи с двух шаговой детализацией

Объяснение с помощью презентации «Демонстрация алгоритма с ветвлением «Орнамент» в среде исполнителя Стрелочка».

IV

V . Итог урока (2 мин.)

VI . Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

I .Организационный момент

Тема урока: “ Ветвление и последовательная детализация

Основные темы параграфа:

команда ветвления;
♦ неполная форма ветвления;
♦ пример задачи с двух шаговой детализацией.
(слайд 2)

II . Актуализация знаний (5 мин.)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 1

1.В какой из фигур выполняется проверка условия:

2. Циклический алгоритм это:


    нц
    шаг
    кц

    пока впереди не край, повторять
    нц
    шаг
    поворот
    кц

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

4. Тело цикла – это:

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5.Нарисовать структуру цикла (блок-схема)

Тест на тему: Циклические алгоритмы

Вариант 2

1.В какой из фигур выполняется процедура:

2. Цикл - это:

  1. алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

    графический способ описания алгоритма

    это такая алгоритмическая структура, в которой осуществляется многократное повторение одной (или нескольких) команд.

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

3. Требуется нарисовать горизонтальную линию через весь экран. Выберите правильную программу:

    нач
    шаг
    кон

    нц
    шаг
    кц

нц

шаг

поворот

кц

    пока впереди не край, повторять

нц

шаг

кц

4. Блок-схема – это:

    последовательность команд, входящая в алгоритмическую структуру “цикл”.

    графический способ описания алгоритма

    это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    алгоритм в котором какая-то последовательность команд должна быть выполнена несколько раз.

5. Написать программу зацикливание алгоритма.

III . Теоретическая часть (20 мин.)

Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления. Формат команды ветвления такой:

если <условие>
то <серия 1>
иначе <серия 2>
кв (слайд 3)

Служебное слово кв обозначает конец ветвления.

По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <Серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Пример показан на рис. 5.12.

(слайд 4)

Такое ветвление называется полным.

Неполная форма ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 5.13). Например:

если впереди край
то поворот
кв

(слайд 4)

Неполная команда ветвления имеет следующий формат:

если <условие>
то <серия>
кв

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо. слайд 5)

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой детализацией

Задача 6. Построить орнамент, состоящий из квадратов, расположенных по краю поля. Исходное положение ГРИС - в верхнем левом углу, направление на юг (рис. 5.14).

(слайд 6)

Процедуру, рисующую цепочку квадратов от края до края поля, назовем РЯД. Процедуру, рисующую один квадрат, назовем КВАДРАТ. Сначала напишем основную программу.

программа Орнамент
нач
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
поворот
сделай РЯД
кон (слайд 7)

Теперь напишем процедуры РЯД и КВАДРАТ:

(слайд 8)

В процедуре РЯД в теле цикла содержится неполное ветвление. Структуру такого алгоритма можно назвать так: цикл с вложенным ветвлением.

На рис. 5.15 приведена блок-схема процедуры РЯД.

Составление этой программы потребовало двух шагов детализации алгоритма, которые выполнялись в такой последовательности:

Теперь вам известны все команды управления графическим исполнителем. Их можно разделить на три группы: простые команды; команда обращения к процедуре; структурные команды. К третьей группе относятся команды цикла и ветвления.

(слайд 9)

IV . Закрепление знаний (15 мин.)

Проработка алгоритма «Орнамент»

V . Итог урока (2 мин.)

Оценивание работы учеников на уроке.

VI . Домашнее задание (1 мин.)

§31, вопросы. Готовится к контрольной работе (слайд 10)

Вопросы и задания

1. Что такое пошаговая детализация?
2. Из каких команд могут состоять вспомогательные алгоритмы последнего уровня детализации?
3. Какой формат имеет команда ветвления? Какие действия исполнителя она определяет?
4. Чем отличается полное ветвление от неполного?
5. Путем пошаговой детализации составьте программы управления графическим исполнителем для решения следующих задач:
расчертить все поле горизонтальными пунктирными линиями;
нарисовать квадраты во всех четырех углах поля;
расчертить все поле в клетку со стороной, равной шагу.