Родительское собрание дошкольник и компьютер. «Компьютерные игры» Родительское собрание. на компьютере можно извлечь максимум

Натали Сердюченко
«Компьютерные игры» Родительское собрание.

Уважаемые родители . Наше родительское собрание на этом не заканчивается.

Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из нас.

Эта тема периодически поднимается. Вы задаете вопросы, просите консультацию.

Компьютерные игры !

К вашему вниманию представляю презентацию на тему «Польза и вред игр на компьютерах »

Слайд 1 : фото ребят занятых в игровой деятельности.

Уважаемые родители , на мониторе представлена малая часть фотографий ваших детей.

Посмотрите какие они заинтересованные и веселые здесь, какие улыбки на их лицах. Видно, что им нравиться то чем они занимаются.

Слайд 2 : Игра является такой же насущной необходимостью, как потребность в пище, воде, сне и т. п.

Играют котята с мышкой, играют в логове волчата. Дети, всегда во что-нибудь играли.

Игра для подрастающего поколения является основным способом познания мира и одновременно подготовкой к будущему исполнению своих социальных и поведенческих ролей.

Уважаемые родители , давайте вспомним, в какие игры играли вы (предложение родителей ) городки, казаки-разбойники, скакалки, резиночки, дочки- матери, мячи, домино, шашки-шахматы, лото были у каждого ребенка, крестики-нолики, лото.

Войнушки, я помню как ребята любили играть в нее. городки, казаки-разбойники, скакалки, резиночки, дочки- матери, мячи, домино, шашки-шахматы, лото были у каждого ребенка, крестики-нолики, лото.

Что мы получали то игр? Да, многое…

Командные игры учили нас взаимовыручке, дружбе, мы могли опереться на товарища и чувствовали поддержку не только на физическом, но и эмоциональном уровне.

Плюшевые игрушки или ближе к сегодняшнему времени – это мягкие игрушки (мишки, зайки, чебурашки, они учили доброте.

Слайд 3 : Вот пришел в наш дом компьютер и вся семья теперь в нем находит свои игры .

Слайд 4 : Компьютерные игры .

Во время иновационных систем мы и наши дети принимают активное участие. Компьютер стал незаменимым при выполнении уроков в школе, помощи при работе в любой сфере услуг. И наши дети тоже находят применение компьютеру . Существуют много развивающих игр. На слайде видино, положительные стороны.

Слайд 6, 7 : а теперь и поговорим о другой стороне медали. Готовясь к родительскому собранию мы опросили детей и пришли к не очень хорошим результатам.

40 % детей играют на компьютере и не просто в развивающие игры , а в игры с участием зомби , танков, стрельбы. Что они говорят!

Становится страшно, когда слышишь от ребенка : «Я убегаю от полиции, она меня доганяет. Дядя полицейский страшный и я его бью»

Полиция – нас защищает и дети должны это знать. А что узнали ваши дети из этой игры ? Пропаганда насилия и подмена понятий.

Никто не задастся вопросом, - почему полиция догоняет персонаж игры , за порядочным человеком будет гнаться полиция?

Вот еще «Я его бью ногой по сердцу, он падает и у него из сердца льется большая лужа крови», «Он брызгается своей кровью и падает, Мне так смешно становиться, от того, что я его убиваю», а вот еще «….военных надо убивать, всех, и не жалеть их» . «зомби надо держать в сетке, а девка которая выходит….» .

Слайд 8, 9 : Вы сами сделаете вывод в какие игры играть вашим детям . Но все же скажу, Слайд

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Нетрадиционное родительское собрание в форме игры «Наши верные друзья-полезные привычки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Колосок» Родительское собрание в форме игры на тему: «Наши.

Родительское собрание «Развивающие игры и игрушки как средство интеллектуального развития детей» Тема: «Развивающие игры и игрушки как средство интеллектуального развития детей» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по.

Родительское собрание в форме деловой игры «Развитие личности дошкольника» Цели: 1)выявить в ходе игры представления родителей о проблемах,путях,формах и способах содействия развитию личности дошкольника; 2)способствовать.

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, сделанными своими руками для проведения, занятий так и для свободной деятельности детей.

Родительское собрание «Удивительный мир игры» Родительское собрание на тему: «Удивительный мир игры» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я хотела бы поговорить с вами о прекрасном.

Родительское собрание «Роль игры в развитии ребенка» Родительское собрание «Детские игры - залог успешного развития ребенка»Цель: информирование родителей о важности игры в развитии ребенка.

Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» В век новых технологий дети стали играть все меньше и меньше. Они много времени проводят у телевизора, компьютера. Смотрят мультфильмы,.

Конспект родительского собрания в ДОУ


Автор : Богданова Надежда Владимировна, МБОУ "Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова".
Описание материала: разработка родительского собрания на тему "Дети и компьютер" с использованием приёмов технологии развития критического мышления.
Тема : «Дети и компьютер»
ЦЕЛЬ : донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.
Задачи родительского собрания :
Образовательные : формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.
Воспитательные : формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.
Организационные : выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.
Информационные : Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Форма проведения : собрание-дискуссия
Подготовка :
- анкетирование родителей по теме собрания (Приложение 1)

План родительского собрания
1. Вступительное слово учителя. Распределение родителей по группам.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями.
3. Обобщение результатов работы в группах (приём «синквейн»), свободная дискуссия
4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости.
5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

Ход родительского собрания
1. Вступительное слово учителя .
- Здравствуйте, уважаемые родители! Тему нашего собрания узнаете, когда отгадаете загадку:
На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко. (компьютер)
В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, компьютерные игры, а можно найти информацию в интернете.
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.
Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье. Анализ анкет

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (используется приём «уголки» из ТРКМ).
1 группа – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка
2 группа – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Примерные ответы групп :
Положительное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики
Познавательная мотивация
Выработка усидчивости
Улучшение памяти, внимания
Ориентирование в современных технологиях
Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени
Возможность общения

Отрицательное влияние компьютера
Большая нагрузка на глаза
Стеснённая поза
Развитие остеохондроза
Компьютерное излучение
Заболевания суставов кистей рук
Психическая нагрузка
Компьютерная зависимость
Нервно-эмоциональное напряжение
Синдром компьютерного стресса
Ребёнок забывает о реальном мире
Замена общения

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия .
После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы.
- Для подведения итога попробуем составить «синквейн», метод обучения по технологии развития критического мышления. (Объяснить, как составляется синквейн.)
Примерные варианты синквейна:
1 группа
компьютер
современный, умный
помогает, учит, развивает
Он – верный друг и помощник.
учитель

2 группа
компьютер
губительный, разрушительный
вредит, затягивает, калечит
Компьютер наносит вред здоровью.
разрушитель

4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости .
Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой. (Раздать рекомендации, приложение 2,3)Обсуждение рекомендаций .
Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания .
Проект решения собрания :
- для дальнейшего разговора по данной теме провести тестирование родителей на определение зависимости детей от компьютерных игр (Приложение 4),
- соблюдать рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка (приложение 2),
- выполнять упражнения для снятия напряжения глаз (приложение 3)

Приложение 1
Анкета для родителей
1.Есть ли у Вас дома компьютер?
2.Считаете ли вы, что компьютер необходимо иметь в семье так же, как холодильник, телевизор и т.д.?
Сколько времени в день Ваш ребёнок проводит за компьютером?
3.Цель использования компьютера ребёнком:
- подготовка к урокам, поиск «учебной» информации;
- поиск в интернет «внеучебной» информации(музыка, ролики, фильмы и т.д.);
- общение;
- просмотр фильмов;
- чтение книг;
- компьютерные игры
4.Какие игры предпочитает?
а) игры – войны
б) стратегические
в) типа "тетрис"
г) графические
5.Знакомы ли Вам названия, правила этих игр?___________________________________ _______________________________________________________________
6.Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью? ____________________________
__________________________________________________________________________

Приложение 2
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка
Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:
1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.
3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

Приложение 3
Упражнения для снятия напряжения глаз
1.На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4 , а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами: вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.
4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 –прямо. Проделать движения глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем, на счёт 1-6, посмотреть прямо.
5.Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстоянии 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же, глядя на кончик пальца, удалять на то же расстояние.
6. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
7.Перемещать взгляд по траекториям: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна ровняться 2 мин.

Приложение 4
Тест "Определение зависимости от компьютерных игр" А.В. Котлярова
Утверждение "да" "нет"
- Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру
- Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями
- преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном
- Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка
- После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли
- В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером
- При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы
- После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула
- Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием
- Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени
- Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной
- Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры
- После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз
- Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть
- Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка
Анализ исследования
За каждый ответ "да" начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.

Родительское собрание «Дети и компьютер»

(форма проведения – собрание-дискуссия)

При правильном подходе к занятиям

На компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка . Б. Шлимович

ЦЕЛЬ: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.

Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Организационные: выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации работы детей на компьютере.

Информационные: Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Собрание проводится для родителей учеников 1-4-классов.

Перечень информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по данной теме:

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ. СанПин от 3 марта 2011года;
  2. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:ВАКО, 2007;
  3. Журнал "Здоровье школьника" № 9 ноябрь 2006 год;
  4. В.А. Никеров. Мой первый компьютер;
  5. И.И.Соковня. Социальное взросление и здоровье школьников;
  6. Журнал «Домашний компьютер»;
  7. Газета "На здоровье". № 6, 2009.

Информационные ресурсы

http://www/maminsite.ru/carly.files/game.html

http://comp-doctor.ru/

Подготовка к родительскому собранию

  1. Подбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных результатов.
  3. Совместная подготовка к собранию учителя, медицинского работника, учителя информатики, членов родительского комитета.
  4. Подготовка памяток и буклетов по теме собрания.
  5. Подготовка проекта решения родительского собрания.

План родительского собрания

  1. Эмоциональный настрой. Вступительное слово учителя. Распределение родителей по группам. (5 мин.)
  2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (3мин.).
  3. Обобщение результатов работы в группах (приём «синквейн»), свободная дискуссия (8 мин).
  4. Знакомство с рекомендациями по предупреждению компьютерной зависимости (3мин).
  5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания. (1 мин).

Проведение родительского собрания

1. Эмоциональный настрой.

Крикните громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)

Вступительное слово учителя.

Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием в доме. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей нашего класса по вопросу пользования компьютером в их семье (Приложение № 1).

Распределение родителей по группам (по цветовым карточкам, которые они получили перед началом собрания). В каждой группе есть консультанты – члены родительского комитета, которые координируют работу своей группы, фиксируют ответы родителей.

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (используется приём «уголки» из ТРКМ).

Синие – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка, красные – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Примерные ответы групп:

  • Стеснённая поза
  • Развитие остеохондроза
  • Компьютерное излучение
  • Заболевания суставов кистей рук
  • Компьютерная зависимость
  • Нервно-эмоциональное напряжение
  • Синдром компьютерного стресса
  • Ребёнок забывает о реальном мире
  • Замена общения
  • Положительное влияние компьютера

    Отрицательное влияние компьютера

    1. Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики
    2. Познавательная мотивация
    3. Выработка усидчивости
    4. Улучшение памяти, внимания
    5. Ориентирование в современных технологиях
    6. Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени
    7. Возможность общения

    3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.

    После того, как родители обменяются мнениями, представители каждой группы зачитывают ответы, а также составленный их группой «синквейн» (помощь консультантов).

    Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила. В помощь вам предлагаются рекомендации современных психологов, занимающихся этой проблемой. (Приложение № 3)

    Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения. (Приложения № 4, № 5)

    5. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

    Тема, которую мы сегодня затронули достаточно сложная, ответы на неё неоднозначны, поэтому наш разговор мы продолжим на следующих собраниях. Но, чтобы определить круг предполагаемых вопросов, предлагаю вам заполнить 3 часть таблицы «Знаю, узнал, хочу узнать ».

    Проект решения собрания:

    1. Для дальнейшего разговора по данной теме провести тестирование родителей на определение зависимости детей от компьютерных игр (Приложение № 6)
    2. Учителю совместно с родителями оформить стенд «Родителям на заметку», где будет представлена информация о компьютерных новинках, а также ссылки на различные развивающие сайты.

    Цель родительского собрания: просвещение родителей по теме “Компьютер и здоровье ребёнка”.

    Подготовительные мероприятия:
    — анкетирование учащихся по теме собрания;
    — подготовка выставки творческих работ учащихся, подготовленных средствами ИКТ (буклеты, публикации, презентации).

    Вопросы для обсуждения:
    Стоит ли противостоять желаниям ребенка пользоваться этим чудом технического прогресса? Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным? Компьютерные игры бесполезны и вредны, это занятие для бездельников или совсем наоборот?

    Ход родительского собрания

    I. Мотивация к деятельности. Тренинг.
    Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос — мячик передают против часовой стрелки и т.д.
    Вопросы:
    Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
    Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел(а) за компьютером”?
    Так ли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?

    II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.
    Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.
    Результаты анкетирования детей класса: 100% детей, у которых есть дома компьютер, играют на нём ежедневно, 50% — могут начать игру даже не пообедав, 38% -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй. Попробуем проанализировать все “за” и “против” в этом вопросе.

    Миф №1: Общение с компьютером портит детское здоровье.
    Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Проанализируем каждый из них по порядку.


    Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, компьютер не является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте.
    При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
    1. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.
    2. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
    3. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
    4. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.

    Стеснённая поза.
    Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.
    1. Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
    2. Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
    3. Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.
    Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.


    Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.

    Излучение.
    Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
    Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером и правил их профилактики, в настоящее время появились термины “синдром компьютерного стресса” и “компьютерная зависимость”.Приложение 1

    Синдром компьютерного стресса.
    Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.
    Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.
    Методики снятия стресса.
    1) — посмотрите в окно и считайте до 20, обмойте лицо холодной водой.
    — переключите внимание на воспоминание о приятном.
    — больше общайтесь с природой.
    — физические нагрузки, музыкальная терапия — снимают нервное напряжение.
    — настой лекарственных растений: валерианы, пустырника, шалфея, розмарина, мяты, пиона (1 столовую ложку одной из трав залить стаканом кипяченой воды, настоять 30 минут. Взрослым – 0,5 стакана 2 раза в день, детям 1/4 стакана. Можно добавить в настой 1 чайную ложку меда)
    2) Шиацу – разрядка по-японски (точечный массаж)
    Массировать точки между бровями, на два пальца над наивысшей точкой надбровных дуг, у основания ушей.
    Массаж стопы – перед сном.
    Напиток от нервов и усталости: 1 стакан теплого молока + сырой желток + немного сахара, размешать, выпить.
    Антистрессовый напиток.
    Измельчить банан + 1 ч.л. лимонного сока + 0,5 ст.л. молотых лесных орехов + 1ч.л. проросших зерен пшеницы + 150 г. молока и пить мелкими глотками.

    Компьютерная зависимость.
    Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция).

    Первые признаки развития зависимости у ребенка:
    — Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
    — Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
    — Прогулял школу – сидел за компьютером.
    — Приходит домой, и сразу к компьютеру.
    — Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
    — Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
    — Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
    — Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
    — Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.

    Как противостоять?
    Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына(дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, возможность общаться со сверстниками.
    Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу КиберМама™ — программа для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ в Интернет.
    Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: “Не слишком ли много “но”? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!” Хочется отметить, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. “На человека можно воздействовать только внушением”. Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть “сколько хочешь”. Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

    Миф№2: Компьютерные игры приносят только вред.
    Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?

    Игры на компьютере: Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. Аркадно-логические игрыразвивают сообразительность и скорость реакции. В активных играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Деловые игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии познакомиться с интересными профессиями. Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык.

    Полезные стороны игр: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивает знание иностранных языков, знание компьютера и т.д.

    Отрицательные стороны игр: психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.

    Итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития младшего школьника:
    — Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
    — Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
    — Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
    — Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
    — Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

    Миф№3: Компьютер только для игр и развлечений.
    Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки?
    В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах.
    1 чудо: Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6-7 лет.
    2 чудо: Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что окружающий нас мир — это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. «Знаковая функция сознания» лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя». Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний.
    3 чудо: Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер.
    4 чудо: Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
    5 чудо: Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
    Вывод: Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
    1. Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.
    2. Является великолепным способом самообучения.
    3. Развивает самостоятельное мышление.
    4. Усиливает концентрацию внимания.
    5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.

    III. Экскурсия по выставке творческих работ учащихся (особенно выделить семейные работы).

    IV. Рекомендации родителям. Узелки на память.
    Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное — ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
    Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми. Вручение буклета Приложение 2 и памяток “Разминка у компьютера” Приложение 3 каждому родителю.

    V. Подведение итогов и рефлексия.

    Экспресс анкетирование родителей:
    1. Сколько времени проводит ваш ребёнок за компьютером?
    2. В какие игры играет ваш ребёнок? Знакомы ли Вам название, правила этих игр?
    3. Какие сайты посещает ваш ребёнок и с какой целью?
    4. Помогаете ли Вы ребёнку использовать компьютер как средство образования и получения информации?
    5. Часто ли ваш сын (дочь) “призывают” Вас на помощь для выполнения каких-либо заданий с использованием компьютера?
    Если Вы ответили “нет” или “не знаю” на вопросы №2-№5, но при этом ответ на вопрос №1 – более 30 минут, Вам надо срочно пересмотреть свои отношения с ребёнком, т.к. компьютер для него более верный и надёжный “товарищ”.

    Перед Вами формула воспитания, попробуйте расшифровать её:
    М+П+Я+К= В.У.М. + П.А.Р. (Мама + папа + я + компьютер = Высокая учебная мотивация и познавательная активность ребёнка)

    Источники
    1. Бурова В.А. Социально- психологические аспекты Интернет-зависимости.
    2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И.Ковалько. — М.: изд-во “ВАКО”, 2007.
    3. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006
    4. Рязанцева И.А. Компьютер – окно в мир или путь к одиночеству.
    5. Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика/ Главн.ред. Е.Хлебалина; вед.научн.ред. А.Леонов. — М.: Аванта+, 2004.
    6. http://id372-2008.narod.ru Здоровье школьника
    7. http://www.rjevka.com/kids/ Ребенок и компьютер
    8. http://festival.1september.ru/articles/567121/

    Конспект родительского собрания «Компьютер и здоровье детей»


    Родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка»

    «Компьютерной проблемы не существует.

    Есть проблемы отношений со сверстниками и проблемы общения в семье»

    З. и Н. Некрасовы

    Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни.

    Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

    Анкетирование детей показало, что у 90 % детей есть дома ПК, причем компьютером пользуются не только дети, но и родители. И только два человека сказали, что компьютером работают только они.

    для чего вы купили ребенку компьютер?

    А детей в компьютере привлекает: игры и интернет, фотошоп (1 человек), открытие нового (1 человек).

    Родителям предлагается ответить на вопрос: как организовано рабочее место ребенка за компьютером?

    1. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.
    2. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
    3. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
    4. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения.
    5. Почаще проветривайте комнату, а чтобы увеличить влажность воздуха, поставьте в помещении аквариум или другие емкости с водой.

    Ответим на вопрос: «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.

    «+»

    « – »

    1. вызывает положительный интерес к технике;
    2. развивает творческие способности;
    3. полностью захватывает сознание ребенка;
    4. устраняет страх перед техникой;
    5. формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
    6. развивает воображение, моделируя будущее;
    7. воспитывает внимательность, сосредоточенность;
    8. помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
    9. тренирует память, внимание;
    10. развивает быстроту действий и реакции;
    11. воспитывает целеустремленность.
    1. отрицательное влияние на физическое развитие;
    2. повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
    3. содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
    4. обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
    5. способствует развитию гиподинамии;
    6. снижает интеллектуальную активность;
    7. ухудшает зрение.

    Вывод: компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка.

    Наши дети многому научились и, отвечая на вопрос: что вы умеете делать на компьютере, дети отвечали:

    1. Смотреть фильмы – 1
    2. Играть в игры – 5
    3. Делать проекты (презентации) – 2
    4. Общаться в социальных сетях – 3
    5. Печатать – 6
    6. Рисовать – 6
    7. Работать в фотошопе – 2
    8. Скачивать музыку, картинки – 1
    9. Все – 5

    Родителям предлагается ответить на вопрос: как часто вы контролируете время, проведенное ребенком за компьютером, и его распределение в течении суток?

    Что же писали об этом дети?

    Меня контролируют – 70%

    Сижу за компьютером столько, сколько хочу – 30%

    По санитарным нормам примерная продолжительность работы детей 6 – 7 класса за компьютером составляет 30 минут , то есть 30 минут работы, затем отдых и т.д.

    Наши дети работают за компьютером:

    1. 30 мин – 1
    2. 1 ч – 1
    3. 1 ч 30 мин – 2
    4. Свыше 2 часов – остальные опрошенные

    Но самое важное, что делают ваши дети за компьютером.

    На вопрос, что тебя привлекает в компьютере, дети в основном отвечали: игры, интернет, общение в социальных сетях, и лишь немногие говорили, что им интересно работать в программах.

    Дети любят играть на компьютере. Это хорошо. Есть много игр развивающего и обучающего характера.

    Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:

    1. игры типа «убей их всех»

    Слайды говорят сами за себя. Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у детей.

    Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.

    1. игры – приключения

    Это игры на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.

    Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.

    1. игры стратегические, в которых требуется принимать решения

    Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.

    1. развивающие и обучающие игры

    Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.

    Но во что играют наши дети?

    Контрстрайк (сетевая стрелялка) – 1

    Покемоны – 1

    The Sims – 6

    Как достать соседа – 2

    Need For Speed (гонки) – 8

    Головоломки – 2

    GTA (стрелялка) – 4

    Футбол, хоккей – 3

    Стратегии – 2

    Стрелялки – 4

    Бродилки – 1

    Zuma – 1

    Барби – 1

    Ребенка следует учить работать за компьютером.

    Есть много полезных программ, энциклопедий, справочников, компьютерных игр, которые могут быть полезны детям:

    Компьютер может помочь ребенку в учебной деятельности.

    В чем может помочь компьютер:

    1. подготавливать домашнее задания, рефераты, таблицы, схемы, интерактивно познавать окружающий мир;
    2. просматривать энциклопедии на СД;
    3. представлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу;
    4. превратить компьютер в «репетитор» делающий обучение интереснее, эффективнее, быстрее;
    5. использовать ресурсы Интернета: обучаться дистанционно, общаться с друзьями, проходить он – лайн тестирование, участвовать в конкурсах, проектах.