Puppet язык программирования. Создание манифестов Puppet. Что такое Puppet

Для более эффективного использования Puppet нужно понимать, как строятся модули и манифесты. Данное руководство ознакомит вас с работой этих компонентов Puppet на примере настройки стека LAMP на сервере Ubuntu 14.04.

Требования

  • Установка Puppet (мастер и агент). Больше об этом – .
  • Возможность создать хотя бы один виртуальный сервер Ubuntu 14.04 для обслуживания агентской ноды Puppet.

Основы кода Puppet

Ресурсы

Код Puppet в основном состоит из ресурсов. Ресурс – это фрагмент кода, который описывает состояние системы и определяет необходимые ей изменения. Например:

user { "mitchell":
ensure => present,
uid => "1000",
gid => "1000",
shell => "/bin/bash",
home => "/home/mitchell"
}

Объявление ресурса имеет такой формат:

resource_type { "resource_name"
attribute => value
...
}

Чтобы просмотреть все типы ресурсов Puppet, введите команду:

puppet resource --types

Больше о типах ресурсов вы узнаете в этом руководстве.

Манифесты

Манифест – это сценарий оркестровки. Программы Puppet с расширением.pp называются манифестами. Манифест Puppet по умолчанию – /etc/puppet/manifests/site.pp.

Классы

Как и в любом обычном языке программирования, классы отвечают за организацию и повторное использование частей оркестровки.

В определении класса находится блок кода, который описывает, как работает класс. Определив класс, вы можете использовать его в манифестах.

Определение класса имеет такой формат:

class example_class {
...
code
...
}

Этот код определяет класс example_class. Код Puppet будет находиться в фигурных скобках.

Объявление класса – это то место в коде, где вызывается тот или иной класс. С помощью объявления класса Puppet обрабатывает его код.

Объявление класса бывает обычным и по типу ресурса.

Обычное объявление класса добавляется в код с помощью ключевого слова include.

include example_class

При объявлении по типу ресурса класс объявляется в формате ресурса:

class { "example_class": }

Такое объявление позволяет добавлять в код параметры класса, которые переопределяют стандартные значения атрибутов класса. Например:

node "host2" {
class { "apache": } # use apache module
apache::vhost { "example.com": # define vhost resource
port => "80",
docroot => "/var/www/html"
}
}

Модули

Модуль – это группа манифестов и других файлов, организованная заранее определенным образом, которая позволяет облегчить совместное и повторное использование отдельных частей оркестровки. Модули помогают систематизировать код Puppet, поскольку с их помощью код можно разделить на несколько манифестов.

Модули Puppet хранятся в каталоге /etc/puppet/modules.

Написание манифеста

Потренироваться писать манифесты, модули и классы Puppet можно на примере установки стека LAMP на сервер Ubuntu (в результате получится ).

Итак, чтобы выполнить оркестровку сервера Ubuntu 14.04 и установить на него стек LAMP, нужны ресурсы для таких действий:

  • установка пакета apache2.
  • запуск сервиса apache2.
  • установка пакета сервера MySQL, mysql-server.
  • запуск сервиса mysql.
  • установка пакета php5
  • создание тестового сценария PHP, info.php.
  • обновление индекса apt перед установкой каждого пакета.

Ниже вы найдете три примера кода Puppet, с помощью которого можно получить такую установку стека LAMP.

Первый пример научит писать базовые манифесты в одном файле. Второй пример поможет собрать и использовать класс и модуль на основе ранее написанных манифестов. В третьем примере вы узнаете, как пользоваться предварительно собранными общедоступными модулями для установки стека LAMP.

Примечание : Для тестирования лучше использовать свежий виртуальный сервер.

Пример 1: Установка LAMP с помощью одного манифеста

Манифест Puppet можно написать на агентской ноде, а затем выполнить его с помощью команды puppet apply (для этого не нужно иметь установку из мастера и агента).

В данном разделе вы научитесь писать манифесты, которые будут использовать такие типы объявления ресурсов:

  • exec: выполнение команд.
  • package: установка пакетов.
  • service: управление сервисами.
  • file: управление файлами.

Создание манифеста

Создайте новый манифест:

sudo vi /etc/puppet/manifests/lamp.pp

Добавьте в него следующий код, чтобы объявить необходимые ресурсы.

# запуск команды "apt-get update"
exec { "apt-update": # ресурс exec "apt-update"
command => "/usr/bin/apt-get update" # команда, которую запустит этот ресурс
}
# установка пакета apache2
package { "apache2":
require => Exec["apt-update"], # запрос "apt-update" перед установкой пакета
ensure => installed,
}
# запуск сервиса apache2
service { "apache2":
ensure => running,
}
# установка mysql-server
package { "mysql-server":
require => Exec["apt-update"], # запрос "apt-update" передустановкой
ensure => installed,
}
# запуск сервиса mysql
service { "mysql":
ensure => running,
}
# установка пакета php5
package { "php5":
require => Exec["apt-update"], # запрос "apt-update" перед установкой
ensure => installed,
}
# запуск сервиса info.php
file { "/var/www/html/info.php":
ensure => file,
content => "", # код phpinfo
require => Package["apache2"], # запрос пакета "apache2"
}

Применение манифеста

Чтобы использовать новый манифест, введите команду:

sudo puppet apply --test

Она выведет объёмный результат, который отображает все изменения состояния среды. Если в выводе нет ошибок, вы сможете открыть свой внешний IP-адрес или доменное имя в браузере. На экране появится тестовая страница PHP с информацией о стеке. Это значит, что Apache и PHP работают.

Теперь стек LAMP установлен на сервер с помощью Puppet.

Это довольно простой манифест, поскольку его можно выполнить на агенте. Если у вас нет мастера Puppet, другие агентские ноды не смогут использовать этот манифест.

Мастер-сервер Puppet проверяет изменения состояния сервера каждые 30 минут.

Пример 2: Установка стека LAMP с помощью модуля

Теперь попробуйте создать простой модуль, основанный на манифесте LAMP, который вы написали в предыдущем разделе.

Чтобы создать модуль, создайте в каталоге modules новый каталог (его имя должно совпадать с именем модуля). В этом каталоге должны находиться каталог manifests и файл init.pp. В файле init.pp указывается класс Puppet (его имятакже должно совпадать с именем модуля).

Создание модуля

Перейдите на мастер-сервер Puppet и создайте структуру каталогов для модуля:

cd /etc/puppet/modules
sudo mkdir -p lamp/manifests

Создайте и откройте в редакторе файл init.pp:

sudo vi lamp/manifests/init.pp

В файл вставьте класс lamp:

class lamp {
}

Скопируйте содержимое манифеста из раздела 1 и вставьте его в блок класса lamp. Теперь у вас есть определение класса lamp. Другие манифесты смогут использовать этот класс в качестве модуля.

Сохраните и закройте файл.

Использование модуля в главном манифесте

Теперь можно настроить главный манифест и с помощью модуля lamp установить на сервер стек LAMP.

На мастер-сервере Puppet отредактируйте такой файл:

sudo vi /etc/puppet/manifests/site.pp

Скорее всего, на данный момент файл пуст. Добавьте в него следующие строки:

node default { }
node "lamp-1" {
}

Примечание : Вместо lamp-1 укажите имя хоста своего агента Puppet, на который нужно установить стек.

Блок node позволяет указать код Puppet, который будет применяться только к некоторым нодам.

Блок default применяется ко всем агентским нодам, у которых нет индивидуального блока (оставьте его пустым). Блок lamp-1 будет применяться к агентской ноде lamp-1.

Добавьте в этот блок следующую строку, которая использует модуль lamp:

Сохраните и закройте файл.

Теперь агентская нода Puppet сможет загрузить настройки с мастер-сервера и установить стек LAMP. Если вы хотите внести изменения прямо сейчас, запустите на агенте команду:

sudo puppet agent --test

Модули – это самый удобный способ повторного использования кода Puppet. Кроме того, модули помогают логически организовать код.

Пример 3: Установка LAMP с помощью общедоступных модулей

Модуль MySQL используется аналогичным образом. Добавьте в блок ноды такие строки:

class { "mysql::server":
root_password => "password",
}

Также можно передать параметры модуля MySQL.

Добавьте ресурс, который скопирует info.php в нужное место. Используйте параметр source. Добавьте в блок node следующие строки:

file { "info.php": # имя файла ресурса
path => "/var/www/html/info.php", # целевой путь
ensure => file,
require => Class["apache"], # класс apache, который нужно использовать
source => "puppet:///modules/apache/info.php", # место, куда нужно скопировать файл
}

В этом объявлении класса используется параметр source вместо content. Этот параметр не только использует содержимое файла, но и копирует его.

Файл puppet:///modules/apache/info.php Puppet скопирует в /etc/puppet/modules/apache/files/info.php.

Сохраните и закройте файл.

Создайте файл info.php.

sudo sh -c "echo "" > /etc/puppet/modules/apache/files/info.php"

Теперь агентская нода Puppet сможет загрузить настройки с мастер-сервера и установить стек LAMP. Если вы хотите внести изменения в среду агента прямо сейчас, запустите на этой ноде команду:

sudo puppet agent --test

Эта команда загрузит все обновления для текущей ноды и установит на неё стек. Чтобы убедиться, что Apache и PHP работают, откройте IP-адрес или домен ноды в браузере:

http://lamp_1_public_IP/info.php

Заключение

Теперь вы имеете базовые навыки работы с модулями и манифестами Puppet. Попробуйте самостоятельно создать простой манифест и модуль.

Puppet отлично подходит для управления конфигурационными файлами приложений.

Tags: ,
  • Ruby
    • Tutorial

    Здравствуйте.

    Этот топик открывает цикл статей по использованию системы управления конфигурацией Puppet .

    Что такое система управления конфигурацией?

    Предположим, что у вас есть парк серверов, выполняющих различные задачи. Пока серверов мало и вы не растёте, вы легко настраиваете каждый сервер вручную. Устанавливаете ОС (может быть, автоматизированно), добавляете пользователей, устанавливаете софт, вводя команды в консоль, настраиваете сервисы, правите конфиги ваших любимых текстовых редакторов (nanorc, vimrc), выставляете на них одинаковые настройки DNS-сервера, устанавливаете агент системы мониторинга, настраиваете syslog для централизованного сбора логов… Словом, работы довольно много и она не особенно интересна.

    Я искренне верю, что хороший админ - ленивый админ. Он не любит делать что-то несколько раз. Первая мысль - написать пару скриптов, в котором будет что-то наподобие:

    Servers.sh
    servers="server00 server01 server02 server03 server04" for server in $servers ; do scp /path/to/job/file/job.sh $server:/tmp/job.sh ssh $server sh /tmp/job.sh done

    Job.sh
    #!/bin/bash apt-get update apt-get install nginx service nginx start

    Вроде всё стало легко и хорошо. Нужно что-то сделать - пишем новый скрипт, запускаем. Изменения приходят на все серверы последовательно. Если скрипт хорошо отлажен - всё станет хорошо. До поры.

    Теперь представьте, что серверов стало больше. Например, сотня. А изменение долгое - например, сборка чего-нибудь большого и страшного (например, ядра) из исходников. Скрипт будет выполняться сто лет, но это полбеды.

    Представьте, что вам нужно сделать это только на определенной группе из этой сотни серверов. А через два дня нужно сделать другую большую задачу на другом срезе серверов. Вам придётся каждый раз переписывать скрипты и много раз проверять, нет ли в них каких-нибудь ошибок, не вызовет ли это какой-нибудь проблемы при запуске.

    Самое плохое - это то, что в подобных скриптах вы описываете действия , которые необходимо выполнить для приведения системы в определенное состояние, а не само это состояние. Значит, если система изначально находилась не в том состоянии, что вы предполагали, то всё обязательно пойдет не так. Манифесты Puppet декларативно описывают необходимое состояние системы, а вычисление, как к нему прийти из текущего состояния - задача самой системы управления конфигурацией.

    Для сравнения: манифест puppet, выполняющий ту же работу, что и пара скриптов из начала топика:

    Nginx.pp
    class nginx { package { "nginx": ensure => latest } service { "nginx": ensure => running, enable => true, require => Package["nginx"] } } node /^server(\d+)$/ { include nginx }
    Если правильно использовать серверы и потратить некоторое время на первичную настройку системы управления конфигурацией, можно добиться такого состояния парка серверов, что вам не потребуется логиниться на них для выполнения работы. Все необходимые изменения будут приходить к ним автоматически.

    Что такое Puppet?

    Puppet - система управления конфигурацией. Архитектура - клиент-серверная, на сервере хранятся конфиги (в терминах puppet они называются манифесты ), клиенты обращаются к серверу, получают их и применяют. Puppet написан на языке Ruby, сами манифесты пишутся на особом DSL, очень похожем на сам Ruby.

    Первые шаги

    Давайте забудем о клиентах, серверах, их взаимодействии и т.п. Пусть у нас есть только один сервер, на котором установлена голая ОС (здесь и далее я работаю в Ubuntu 12.04, для других систем действия будут несколько отличаться).

    Сначала установим puppet последней версии.

    Wget http://apt.puppetlabs.com/puppetlabs-release-precise.deb dpkg -i puppetlabs-release-precise.deb apt-get update apt-get install puppet puppetmaster

    Замечательно. Теперь у нас в системе установлен puppet и с ним можно играть.

    Hello, world!
    Создадим первый манифест:

    /tmp/helloworld.pp
    file { "/tmp/helloworld": ensure => present, content => "Hello, world!", mode => 0644, owner => "root", group => "root" }
    И применим его:

    $ puppet apply helloworld.pp /Stage//File/ensure: created Finished catalog run in 0.06 seconds

    Немного о запуске

    Манифесты, приведённые в этом топике можно применять вручную с помощью puppet apply. Тем не менее, в последующих топиках для работы будет использоваться master-slave конфигурация (стандартная для Puppet).


    Теперь посмотрите на содержимое файла /tmp/helloworld. В нём окажется (удивительно!) строка «Hello, world!», которую мы задали в манифесте.

    Вы можете сказать, что можно было сделать echo "Hello, world!" > /tmp/helloworld , это было бы быстрее, проще, не пришлось бы думать, писать какие-то страшные манифесты и вообще это нафиг никому не нужно это как-то слишком сложно, но задумайтесь серьезнее. На самом деле, необходимо было бы написать touch /tmp/helloworld && echo "Hello, world!" > /tmp/helloworld && chmod 644 /tmp/helloworld && chown root /tmp/helloworld && chgrp root /tmp/helloworld , чтобы гарантированно добиться того же результата.

    Давайте по строкам разберём, что именно содержится в нашем манифесте:

    /tmp/helloworld.pp
    file { "/tmp/helloworld": ensure => present, # файл должен существовать content => "Hello, world!", # содержимым файла должна являться строка "Hello, world!" mode => 0644, # права на файл - 0644 owner => "root", # владелец файла - root group => "root" # группа файла - root }

    В терминах Puppet здесь описан ресурс типа файл с названием (title) /tmp/helloworld .

    Ресурсы
    Ресурс - это самая мелкая единица абстракции в Puppet. Ресурсами могут быть:
    • файлы;
    • пакеты (Puppet поддерживает пакетные системы многих дистрибутивов);
    • сервисы;
    • пользователи;
    • группы;
    • задачи cron;
    • и т. д.
    Синтаксис ресурсов вы можете невозбранно подсмотреть .

    В Puppet есть возможность добавлять свои ресурсы. Поэтому если хорошенько заморочиться, можно докатиться до манифестов наподобие:

    Webserver.pp
    include webserver; webserver::vhost { "example.com": ensure => present, size => "1G", php => false, https => true }
    Puppet при этом будет создавать logical volume размером в 1 ГиБ на сервере, монтировать его куда положено (например в /var/www/example.com), добавлять нужные записи в fstab, создавать нужные виртуальные хосты в nginx и apache, рестартовать оба демона, добавлять в ftp и sftp пользователя example.com с паролем mySuperSecretPassWord с доступом на запись в этот виртуальный хост.

    Вкусно? Не то слово!

    Причем, самое вкусное, на мой взгляд - это не автоматизация рутины. Если вы например, идиот, и постоянно пересетапливаете ваши серверы в продакшне, Puppet позволит подхватить старый любовно созданный набор пакетов и конфигов с нуля в полностью автоматическом режиме. Вы просто устанавливаете Puppet-агент, подключаете его к вашему Puppet-мастеру и ждёте. Всё придёт само. На сервере волшебным (нет, правда волшебным!) образом появятся пакеты, разложатся ваши ssh-ключи, установится фаервол, придут индивидуальные настройки bash, сети, установится и настроится весь софт, который вы предусмотрительно ставили с помощью Puppet.
    Кроме того, Puppet при старании позволяет получить самодокументируемую систему, ибо конфигурация (манифесты) сами же являются костяком документации. Они всегда актуальны (они же работают уже), в них нет ошибок (вы же проверяете свои настройки перед запуском), они минимально подробны (работает же).

    Ещё немного магии

    Немного о кроссдистрибутивности

    В Puppet есть возможность использовать кроссдистрибутивные манифесты, это одна из целей, для которых он создавался. Я намеренно никогда не пользовался этим и вам не рекомендую. Парк серверов должен быть максимально гомогенным в плане системного ПО, это позволяет не думать в критические моменты «айблин, тут
    rc.d, а не init.d» (реверанс в сторону ArchLinux) и вообще позволяет меньше думать на рутинных задачах.

    Многие ресурсы зависят от других ресурсов. Например, для ресурса «сервис sshd» необходим ресурс «пакет sshd» и опционально «конфиг sshd»
    Посмотрим, как это реализуется: file { "sshd_config": path => "/etc/ssh/sshd_config", ensure => file, content => "Port 22 Protocol 2 HostKey /etc/ssh/ssh_host_rsa_key HostKey /etc/ssh/ssh_host_dsa_key HostKey /etc/ssh/ssh_host_ecdsa_key UsePrivilegeSeparation yes KeyRegenerationInterval 3600 ServerKeyBits 768 SyslogFacility AUTH LogLevel INFO LoginGraceTime 120 PermitRootLogin yes StrictModes yes RSAAuthentication yes PubkeyAuthentication yes IgnoreRhosts yes RhostsRSAAuthentication no HostbasedAuthentication no PermitEmptyPasswords no ChallengeResponseAuthentication no X11Forwarding yes X11DisplayOffset 10 PrintMotd no PrintLastLog yes TCPKeepAlive yes AcceptEnv LANG LC_* Subsystem sftp /usr/lib/openssh/sftp-server UsePAM yes", mode => 0644, owner => root, group => root, require => Package["sshd"] } package { "sshd": ensure => latest, name => "openssh-server" } service { "sshd": ensure => running, enable => true, name => "ssh" subscribe => File["sshd_config"], require => Package["sshd"] }

    Здесь используется инлайн-конфиг, который делает манифест некрасивым. На самом деле так почти никогда не делается, существует механизм шаблонов, основанный на ERB, и возможность просто использовать внешние файлы. Но нас не это интересует.

    Самые вкусные строчки здесь - это строчки зависимостей - require и subscribe.

    Puppet поддерживает много вариантов описания зависимостей. Подробно, как всегда, можно прочитать в

    Сергей Яремчук

    Централизованная настройка UNIX-систем с помощью Puppet

    Управление большим количеством UNIX-систем нельзя назвать удобным. Для изменения одного параметра администратору приходится обращаться к каждой машине, скрипты лишь частично могут помочь, да и не во всех ситуациях.

    Следует признать, что администраторы Windows-сетей находятся все-таки в более выгодном положении. Достаточно изменить настройки групповых политик, и через некоторое время все компьютеры сети, в том числе и с недавно установленной операционной системой, «узнают» о нововведении, если они их, конечно, касаются. Оглянувшись на долгий период развития UNIX, можно заметить, что ничего подобного так и не прижилось. Есть решения вроде kickstart, которые помогают при первичной установке операционной системы, но дальнейшая доводка потребует значительных усилий. Коммерческие решения, вроде BladeLogic и OpsWare , проблему автоматизации настроек решают лишь отчасти, основное их достоинство – наличие графического интерфейса, да и позволить их приобрести могут только крупные организации. Есть, конечно, и проекты, предлагающие свободные решения, но за все время своего существования они так и не смогли создать большого сообщества. Например, Cfengine не очень пользуется популярностью уадминистраторов, хотя, кроме Linux, может использоваться в *BSD, Windows и Mac OS X. Возможно, это связано с относительной сложностью в создании конфигураций. Приописании заданий приходится учитывать особенности каждой конкретной системы и вручную контролировать последовательность действий при выполнении команд. То есть администратор должен помнить, что для одних систем следует писать adduser для других – useradd, учитывать расположение файлов в разных системах и так далее. Это на порядок усложняет процесс написания команд, с ходу создать правильную конфигурацию очень сложно, а созданные конфигурации прочитать через некоторое время практически нереально. Несмотря на GPL-лицензию Cfengine, фактически проект одного человека, который контролирует все изменения и не очень заинтересован в построении открытого общества. В результате возможности Cfengine вполне удовлетворяют разработчика, а для остальных администраторов это скорее лишняя головная боль. Чтобы улучшить Cfengine, сторонними разработчиками были созданы различные дополнения, что часто только ухудшало ситуацию. Автор нескольких таких модулей к Cfengine Люке Каниес (Luke Kanies) витоге решил разработать подобный инструмент, но лишенный многих недостатков Cfengine.

    Возможности Puppet

    Puppet , как и Cfengine, является клиент-серверной системой, использующей декларативный, то есть обязательный для выполнения язык для описания задач и библиотеки дляихреализации. Клиенты периодически (по умолчанию каждые 30 минут) соединяются с центральным сервером и получают последнюю конфигурацию. Если полученные настройки не совпадают с системным состоянием, они будут выполнены, при необходимости серверу отсылается отчет о произведенных операциях. Сервер сообщения может сохранить вsyslog или файл, создать RRD-график, отослать на указанный e-mail. Дополнительные уровни абстракции Transactional и Resource обеспечивают максимальную совместимость ссуществующими настройками и приложениями, позволяя сфокусироваться на системных объектах, не заботясь о различиях в реализации и описании подробных команд иформатах файлов. Администратор оперирует лишь с типом объекта, остальное Puppet берет на себя. Так, тип packages знает о 17 пакетных системах, нужная автоматически будет распознана на основании информации о версии дистрибутива или системы, хотя при необходимости пакетный менеджер можно задать принудительно.

    В отличие от скриптов, которые часто невозможно использовать в других системах, конфигурации Puppet, написанные сторонними администраторами, будут в большинстве безпроблем работать в любой другой сети. В Puppet CookBook уже имеется три десятка готовых рецептов. В настоящее время Puppet официально поддерживает следующие операционные системы и сервисы: Debian, RedHat/Fedora, Solaris, SUSE, CentOS, Mac OS X, OpenBSD, Gentoo и MySQL, LDAP.

    Язык Puppet

    Чтобы идти дальше, вначале следует разобраться с основными элементами и возможностями языка. Язык – это одна из сильных сторон Puppet. С его помощью описываются ресурсы, которыми администратор планирует управлять, и действия. В отличие от большинства подобных решений, в Puppet язык позволяет упростить обращение ко всем схожим ресурсам на любой системе в гетерогенной среде. Описание ресурса, как правило, состоит из названия, типа и атрибутов. Например, укажем на файл /etc/passwd и установим его атрибуты:

    file { "/etc/passwd":

    Owner => root,

    Group => root,

    Mode => 644,

    Теперь клиенты, подключившись к серверу, скопируют файл /etc/passwd и установят указанные атрибуты. В одном правиле можно определять сразу несколько ресурсов, разделяя их с помощью точки с запятой. А что делать, если конфигурационный файл, используемый на сервере, отличается от клиентских или вообще не используется? Например, такая ситуация может возникнуть при настройках VPN-соединений. В этом случае следует указать на файл директивой source. Здесь два варианта, можно, как обычно указать путь кдругому файлу, а также с помощью поддерживающихся двух URI протоколов: file и puppet. В первом случае используется ссылка на внешний NFS-сервер, во втором варианте насервере Puppet запускается NFS-подобный сервис, который и экспортирует ресурсы. В последнем случае по умолчанию путь указывается относительно корневого каталога puppet– /etc/puppet. То есть ссылка puppet://server.domain.com/config/sshd_config будет соответствовать файлу /etc/puppet/config/sshd_config. Переопределить этот каталог можно спомощью директивы filebucket, хотя более правильно использовать одноименную секцию в файле /etc/puppet/fileserver.conf. В этом случае можно ограничить доступ к сервису только сопределенных адресов. Например, опишем секцию config:

    Path /var/puppet/config

    Allow *.domain.com

    Allow 127.0.0.1

    Allow 192.168.0.*

    Allow 192.168.1.0/24

    Deny *.wireless.domain.com

    А затем обращаемся к этой секции при описании ресурса:

    source => "puppet://server.domain.com/config/sshd_config"

    Перед двоеточием располагается название ресурса. В самых простых случаях в качестве имени можно просто указать полный путь к файлу. В более сложных конфигурациях лучше использовать псевдоним или переменные. Псевдоним устанавливается с помощью директивы alias:

    file { "/etc/passwd":

    Alias => passwd

    Другой вариант создания псевдонима хорошо подходит в том случае, когда приходится иметь дело с разными операционными системами. Например, создадим ресурс, описывающий файл sshd_config:

    file { sshdconfig:

    Name => $operatingsystem ? {

    Solaris => "/usr/local/etc/ssh/sshd_config",

    Default => "/etc/ssh/sshd_config"

    В этом примере мы столкнулись с возможностью выбора. Отдельно указан файл для Solaris, для всех остальных будет выбран файл /etc/ssh/sshd_config. Теперь к этому ресурсу можно обращаться как к sshdconfig, в зависимости от операционной системы будет выбран нужный путь. Например, укажем, что в случае, если демон sshd запущен и получен новый файл, следует перезапустить сервис:

    service { sshd:

    Ensure => true,

    Subscribe => File

    Переменные часто используются при работе с пользовательскими данными. Например описываем месторасположение домашних каталогов пользователей:

    $homeroot = "/home"

    Теперь к файлам конкретного пользователя можно обратиться как:

    ${homeroot}/$name

    В параметр $name будет подставлено учетное имя пользователя. В некоторых случаях удобно определить значение по умолчанию для некоторого типа. Например, для типа exec очень часто указывают каталоги, в которых он должен искать исполняемый файл:

    Exec { path => "/usr/bin:/bin:/usr/sbin:/sbin" }

    В том случае, если нужно указать на несколько вложенных файлов и каталогов, можно использовать параметр recurse:

    file { "/etc/apache2/conf.d":

    Source => "puppet:// puppet://server.domain.com/config/apache/conf.d",

    Recurse => "true"

    Несколько ресурсов могут быть объединены в классы или определения. Классы являются законченным описанием системы или сервиса и используются обособленно:

    class linux {

    File {

    "/etc/passwd": owner => root, group => root, mode => 644;

    "/etc/shadow": owner => root, group => root, mode => 440

    Как и в объектно-ориентированных языках, классы могут переопределяться. Например, в FreeBSD группой-владельцем этих файлов является wheel. Поэтому, чтобы не переписывать ресурс полностью, создадим новый класс freebsd, который будет наследовать класс linux:

    class freebsd inherits linux {

    File["/etc/passwd"] { group => wheel };

    File["/etc/shadow"] { group => wheel }

    Для удобства все классы можно вынести в отдельный файл, который нужно подключать директивой include. Определения могут принимать многочисленные параметры в качестве аргументов, но не поддерживают наследования и используются в том случае, если нужно описать многократно используемые объекты. Например, определим домашний каталог пользователей и команды, необходимые для создания новой учетной записи:

    define user_homedir ($group, $fullname, $ingroups) {

    User { "$name":

    Ensure => present,

    Comment => "$fullname",

    Gid => "$group",

    Groups => $ingroups,

    Membership => minimum,

    Shell => "/bin/bash",

    Home => "/home/$name",

    Require => Group[$group],

    Exec { "$name homedir":

    Command => "/bin/cp -R /etc/skel /home/$name; /bin/chown -R $name:$group /home/$name",

    Creates => "/home/$name",

    Require => User[$name],

    Теперь, чтобы создать новую учетную запись, достаточно обратиться к user_homedir:

    user_homedir { "sergej":

    Group => "sergej",

    Fullname => "Sergej Jaremchuk",

    Ingroups => ["media", " admin]

    Отдельно стоят описания узлов (node), которые поддерживают наследование, как и классы. При подключении клиента к серверу Puppet будет произведен поиск соответствующей секции node и выданы специфические только для этого компьютера настройки. Для описания всех остальных систем можно использовать node default. Описание всех типов приведено в документе «Type Reference», с которым необходимо ознакомиться в любом случае, хотя бы для того, чтобы понять все возможности языка Puppet. Различные типы позволяют выполнять указанные команды, в том числе и при выполнении определенных условий (например, изменение конфигурационного файла), работать с cron, учетными данными и группами пользователей, компьютерами, монтированием ресурсов, запуском и остановкой сервисов, установкой, обновлением и удалением пакетов, работой с SSH-ключами, зонами Solaris и так далее. Вот так просто можно заставить обновлять список пакетов в дистрибутивах, использующих apt, ежедневно между 2 и 4 часами:

    schedule { daily:

    Period => daily,

    Range =>

    exec { "/usr/bin/apt-get update":

    Schedule => daily

    Обновление за тот период каждой системой будет выполнено только один раз, после чего задание считается выполненным и будет удалено с клиентского компьютера. Язык Puppet поддерживает другие привычные структуры: условия, функции, массивы, комментарии и подобные.

    Установка Puppet

    Для работы Puppet потребуются Ruby (начиная с версии 1.8.1 и выше) с поддержкой OpenSSL и библиотеками XMLRPC, а также библиотека Faster . В репозитарии Ubuntu 7.04, который использовался при тестовой установке, уже включен пакет puppy:

    $ sudo apt-cache search puppet

    ~$ ruby -rxmlrpc/client -e "puts:yep"

    yep

    Если не получено ошибок, значит, все необходимое уже включено. Файлы, в которых описывается желательная конфигурация систем, в терминологии Puppet называются манифестами (manifests). При запуске демон пытается прочитать файл /etc/puppet/manifests/site.pp, при его отсутствии выдает предупреждающее сообщение. При тестировании можно указать демону на работу в автономном режиме, при котором манифест не требуется:

    $ sudo /usr/bin/puppetmasterd --nonodes

    При необходимости к site.pp можно подключать другие файлы, например, с описаниями классов. Для тестового запуска в этот файл можно занести самую простую инструкцию.

    class sudo {

    File { "/etc/sudoers":

    Owner => root,

    Group => root,

    Mode => 440,

    node default {

    Include sudo

    Все конфигурационные файлы, как сервера так и клиентов, расположены в /etc/puppet. Файл fileserver.conf, о котором мы уже говорили, не обязателен и используется только в том случае, когда Puppet будет работать еще и как файл-сервер. В Ubuntu в этом файле экспортируется подкаталог /etc/puppet/files. В подкаталоге ssl расположены сертификаты и ключи, которые будут использоваться для шифрования при подключениях клиентов. Ключи создаются автоматически при первом запуске puppetmasterd, вручную их можно создать командой:

    $ sudo /usr/bin/puppetmasterd --mkusers

    Файлы puppetd.conf и puppetmasterd.conf похожи. В них указываются некоторые параметры работы демонов на клиентской системе и сервере. Клиентский файл отличается только наличием параметра server, указывающего на компьютер, на котором запущен puppetmasterd:

    server = grinder.com

    logdir = /var/log/puppet

    vardir = /var/lib/puppet

    rundir = /var/run

    # отсылаем отчет серверу

    report = true

    Чтобы не печатать все вручную, можно создать шаблон с помощью самого puppetd:

    $ puppetd --genconfig > /etc/puppet/puppetd.conf

    Аналогично можно создать и site.pp на сервере:

    $ puppetd --genmanifest > /etc/puppet/manifests/site.pp

    Еще один файл tagmail.conf, позволяет указать почтовые адреса, на которые будут отсылаться отчеты. В простейшем случае можно использовать одну строку:

    all: [email protected]

    Конфигурационных файлов недостаточно, чтобы клиент мог подключаться к серверу. Для этого необходимо еще подписать сертификаты.

    Сначала, чтобы сервер узнал о новом компьютере, на клиентской системе вводим команду:

    $ sudo puppetd --server grinder.com --waitforcert 60 –test

    Межсетевой экран должен разрешать соединения на порт 8140.

    На сервере получаем список сертификатов, нуждающихся в подписи:

    $ sudo puppetca –list

    nomad.grinder.com

    И подписываем сертификат клиента:

    $ sudo puppetca –sign nomad.grinder.com

    Теперь клиент может свободно подключаться к серверу и получать настройки.

    К сожалению, все возможности Puppet в пределах статьи показать невозможно. Но, как видите, это функциональный и гибкий инструмент, позволяющий решить большую часть задач по одновременному администрированию большого числа систем. И самое главное, проекту удалось собрать пока небольшое, но постоянно растущее сообщество. Поэтому будем надеяться, что хорошей идее не дадут умереть или уйти в сторону.

    Удачи!

    1. Сайт проекта BladeLogic – http://www.bladelogic.com .
    2. Сайт проекта OpsWare – http://www.opsware.com .
    3. Сайт проекта Cfengine – http://www.cfengine.org .
    4. Сайт проекта Puppet – http://reductivelabs.com/projects/puppet .
    5. Puppet CookBook – http://www.reductivelabs.com/trac/puppet/tagspuppet%2Crecipe .
    6. Библиотека Faster –

    Puppet - это кроссплатформенная структура, позволяющая системным администраторам выполнять общие задачи с использованием кода. Код позволяет выполнять различные задачи от установки новых программ до проверки прав доступа файлов или обновлений пользовательских учетных записей. Puppet превосходна не только в процессе изначальной установки системы, но и на протяжении всего жизненного цикла системы. В большинстве случаев puppet используется в конфигурации клиент/сервер.

    Этот раздел показывает установку и настройку Puppet в конфигурации клиент/сервер. Этот простой пример демонстрирует как установить Apache с использованием Puppet .

    Установка

    Для установки Puppet введите в терминале:

    Sudo apt-get install puppetmaster

    На клиентской машине (или машинах) введите:

    Sudo apt-get install puppet

    Настройка

    Прежде чем настраивать puppet вам возможно захочется добавить запись DNS CNAME для puppet.example.com , где example.com - это ваш домен. По умолчанию клиенты Puppet проверяют DNS на наличие puppet.example.com в качестве имени puppet сервера (Puppet Master ). Смотрите Служба доменных имен для дополнительных деталей использования DNS .

    Если вы не предполагаете использовать DNS , вы можете добавить записи в файл /etc/hosts на сервере и клиенте. Например, в файл /etc/hosts Puppet сервера добавьте:

    127.0.0.1 localhost.localdomain localhost puppet 192.168.1.17 meercat02.example.com meercat02

    На каждом Puppet клиенте добавьте запись для сервера:

    192.168.1.16 meercat.example.com meercat puppet

    Замените IP адреса и доменные имена из примера на ваши актуальные адреса и имена сервера и клиентов.

    Теперь настроим некоторые ресурсы для apache2 . Создайте файл /etc/puppet/manifests/site.pp , содержащий следующее:

    Package { "apache2": ensure => installed } service { "apache2": ensure => true, enable => true, require => Package["apache2"] }

    Node "meercat02.example.com" { include apache2 }

    Замените meercat02.example.com на актуальное имя вашего Puppet клиента.

    Финальным шагом для этого простого Puppet сервера является перезапуск сервиса:

    Sudo /etc/init.d/puppetmaster restart

    Теперь на Puppet сервере все настроено и время настроить клиента.

    Сначала настроим сервис Puppet агента для запуска. Отредактируйте /etc/default/puppet, заменив значение START на yes :

    Sudo /etc/init.d/puppet start

    Возвращаемся на Puppet сервер для подписи клиентского сертификата с помощью команды:

    Sudo puppetca --sign meercat02.example.com

    Проверьте /var/log/syslog на любые ошибки конфигурации. Если все прошло хорошо, пакет apache2 и его зависимости будут установлены на Puppet клиенте.

    Этот пример очень простой и не показывает многие возможности и преимущества Puppet . Для дополнительной информации смотрите

    Администрирование виртуальных серверов с использованием Puppet

    Часть 1. Установка и настройка Puppet

    Серия контента:

    В процессе организации серверной среды с использованием средств виртуализации или облачных сервисов быстро растет количество отдельных серверов. Каждый раз при создании нового сервера возникает необходимость установки и конфигурации соответствующего программного обеспечения. Более того, синхронизация серверных конфигураций требует дополнительных усилий, таких, например, как написание cценариев на языке командной оболочки shell .

    С помощью программного средства Puppet можно быстро создать новый сервер и настроить его параметры буквально в несколько команд без каких-либо затруднений. Кроме того, Puppet будет периодически синхронизировать конфигурации созданных серверов.

    Несмотря на то, что эта программа обычно используется для управления крупными серверными структурами (например, в дата-центрах или на Web-сервисах с большим количеством пользователей), её вполне можно применить и для обслуживания нескольких серверов (скажем, в локальной сети небольшого офиса или в домашней сети).

    История Puppet

    Проект Puppet является разработкой компании Puppet Labs и распространяется как ПО с открытым исходным кодом (Open Source Software). Программа имеет гибкую модульную структуру: в настоящее время для Puppet написано уже более 200 модулей расширения.

    Puppet поддерживается не только компанией-разработчиком, но и весьма активным сообществом пользователей .

    Установка и подготовка Puppet к работе

    Функционирование Puppet организовано по схеме "клиент-сервер". Каждый клиент периодически устанавливает связь с главным управляющим сервером (или несколькими такими серверами) и выполняет синхронизацию конфигурации. По умолчанию такие сеансы связи происходят каждые полчаса. Поэтому для обеспечения нормальной работы Puppet потребуются как минимум два установленных сервера: один будет выполнять функции главного управляющего сервера (master server), а другой (или другие) выступать в роли подчинённых ему серверов, то есть, в данном контексте можно назвать их серверами-"клиентами".

    Для того, чтобы установить Puppet на хосте, который будет управлять другими серверами в качестве главного управляющего сервера, необходимо выполнить команды, показанные в листинге 1. Следует отметить, что эти команды выполняются от имени суперпользователя root .

    Листинг 1. Установка пакета puppet-server на главный управляющий сервер
    # yum -y install puppet-server # chkconfig puppetmaster on # service puppetmaster start

    Пакеты для подчинённых серверов устанавливаются на клиентских хостах, как показано в листинге 2 (команды выполняются также от имени суперпользователя root ).

    Листинг 2. Установка пакета puppet на хосте-клиенте
    # yum -y install puppet # chkconfig puppet on # service puppet start

    Если хост главного управляющего сервера защищён сетевым экраном, а хосты-клиенты расположены "снаружи" относительно этого сетевого экрана (например, компьютеры в локальной сети), то на главном сервере необходимо открыть TCP-порт с номером 8140 и, по возможности, сделать его доступным только для клиентских хостов. Если все операции будут выполняться на одном компьютере (localhost), то никаких манипуляций с сетевым экраном не требуется.

    Основы использования Puppet

    С точки зрения Puppet все конфигурации определяются и описываются как ресурсы (resources ), которые можно назвать основными структурными компонентами управляющей среды. Ресурсами могут быть файлы, сервисы (server services), программные пакеты (software packages) и т.д. Более того, ресурсом может быть даже одиночный вызов команды оболочки shell. Например, описываемый в листинге 3 ресурс типа file представляет известный всем файл /etc/passwd, владельцем которого является root .

    Листинг 3. Описание ресурса - файла /etc/passwd
    file { "/etc/passwd": owner => root, mode => 644, }

    Ресурсы можно группировать по определённым характеристикам: так, например, любой файл имеет владельца и расположен по конкретному адресу (path) в файловой системе, у каждого пользователя есть регистрационное имя (login), личный идентификатор (UID) и идентификатор группы (GID). В соответствии с этими характеристиками формируются типы ресурсов. Кроме того, самые важные характеристики типа ресурса в общем смысле одинаковы для любых операционных систем, независимо от незначительных деталей реализации. То есть описание ресурса вполне можно абстрагировать от его реализации в той или иной операционной системе.

    На основе вышеописанных предпосылок сформирован уровень абстракции ресурсов (resource abstraction layer - RAL ) программы Puppet. RAL разделяет ресурсы на типы (types ), являющиеся моделями высокого уровня, и провайдеры (providers ), которые представляют более низкий уровень, то есть реализации ресурсов, зависящие от конкретной платформы. Такая организация RAL позволяет составлять описания ресурсов способом, применимым практически на любой системе.

    Цикл синхронизации RAL

    Puppet использует RAL как для чтения, так и для изменения состояния ресурсов системы. Являясь декларативной системой контроля и управления, Puppet начинает рабочий цикл с получения информации о том, в каком состоянии должен находиться тот или иной ресурс. При синхронизации ресурса используется RAL для запроса текущего состояния, сравнения его с требуемым и внесения всех необходимых изменений при обнаружении каких-либо различий.

    Структура описания ресурса

    Как было сказано выше, в Puppet каждый ресурс является экземпляром некоторого типа (resource type ), с указания которого начинается собственно описание. Ресурс идентифицируется именем (title ), которое записывается в одиночных кавычках после открывающей фигурной скобки и сопровождается символом двоеточия. Далее с новой строки определяются атрибуты типа (attributes ), причём некоторые атрибуты являются общими для всех типов, другие же присущи только данному конкретному типу ресурса. Каждый атрибут имеет значение (value ), таким образом, записи атрибутов с соответствующими значениями имеют общую форму attribute => value .

    Общее представление о синтаксисе языка описания ресурсов Puppet можно получить из листинга 4, в котором показан самый простой случай - описание ресурса типа "пользователь" (user ).

    Листинг 4. Синтаксис языка описания ресурсов Puppet на примере пользователя
    user { "alex": ensure => present, uid => "501", gid => "admin", shell => "/bin/bash", home => "/home/alex", managehome => true, }

    Каждая строка определения атрибута заканчивается запятой, а закрывающая фигурная скобка сообщает о том, что описание ресурса завершено.

    Следующая конфигурация, демонстрируемая в листинге 5, позволяет установить пакет openssh-server , разрешить использование сервиса sshd по умолчанию и выполнить проверку, чтобы убедиться в том, что этот сервис действительно активизирован и работает.

    Листинг 5. Описание ресурса - сервиса sshd (установка, запуск, проверка)
    package { "openssh-server": ensure => installed, } service { "sshd": enable => true, ensure => running, require => Package["openssh-server"], }

    Теперь необходимо применить описанные выше конфигурации к соответствующим серверам. В пакет Puppet по умолчанию включён специальный файл конфигурирования ресурсов site.pp , который располагается в каталоге /etc/puppet/manifests . Если параметры конфигурации ресурсов не очень сложны, то их можно добавить в этот файл вручную: например, содержимое вышеприведённых листингов 3 и 4.

    После того, как все требуемые программы установлены и активированы, а файлы конфигурации сформированы, обязательно нужно зарегистрировать все подчинённые серверы (клиенты) на главном управляющем сервере и подтвердить достоверность регистрации (sign ), то есть пройти своеобразную сертификацию. На подчинённых серверах регистрация выполняется следующей командой (также требуются права суперпользователя root ):

    puppetd --test --waitforcert 30 --server MASTER_SERVER_ADDRESS

    Вместо MASTER_SERVER_ADDRESS следует указать реальный адрес главного управляющего сервера.

    После регистрации всех необходимых клиентов на главном управляющем сервере выполняются команды, показанные в листинге 6.

    Листинг 6. Сертификация зарегистрированных клиентов на главном управляющем сервере
    puppetca --list # выводится список адресов зарегистрированных клиентов puppetca --sign CLIENT_SERVER_ADDRESS # вместо CLIENT_SERVER_ADDRESS следует указать реальный адрес клиента # команда повторяется для адреса каждого клиента

    После завершения операций регистрации и сертификации Puppet автоматически применит описанные выше конфигурации ресурсов на зарегистрированных клиентах.

    # здесь также записывается реальный адрес сервера server = MASTER_SERVER_ADDRESS

    Теперь Puppet полностью настроен и работает. Автоматическая синхронизация конфигураций ресурсов подчинённых серверов будет производиться каждые 30 минут. Пронаблюдать процесс можно выполнив команду:

    tail -f /var/log/messages

    Заключение

    В этой статье мы рассмотрели процесс настройки и конфигурации Puppet на главном управляющем сервере и клиентских серверах, состояние которых и будет отслеживаться. В следующей статье данного цикла будут рассмотрены примеры конфигурации Puppet для выполнения стандартных задач системного администратора.