Как очистить запись от посторонних шумов. Как убрать шум из аудиозаписи с помощью Audacity

Инструкция

Скачайте программу VirtualDub с сайта разработчика по адресу http://www.virtualdub.org/download.html и установите на компьютер. Чтобы все логии программы оставались в той директории, где и программа, установите весь программный пакет в системный каталог локального диска персонального компьютера. Чтобы открыть программу, дважды кликните по стартовому файлу. Откройте ваше в приложении.

Для обработки аудио-дорожки вам нужно отделить ее от видео-изображения. Сделайте это через пункт Direct Stream Copy пункта меню Video. Затем сохраните аудио-дорожку как WAV-файл через меню Streams - Stream List.

Чтобы отредактировать аудио-файл, вам нужен аудио-редактор. Вам подойдет Audacity или более сложный Adobe Audition. Откройте в редакторе дорожку как самостоятельный аудио-файл и воспользуйтесь функционалом программы. Вам понадобятся фильтры для очистки звука от посторонних шумов, или операции разрезания-склеивания. Вы можете использовать различные типы видео файлов для редактирования, так как данное программное обеспечение работает практически со всеми распространенными форматами.

Присоедините аудио-дорожку к видео-изображению с помощью программы VirtualDub, когда все операции со звуком будут завершены. Это можно сделать через пункт Add основного меню. Для синхронизации звука и видео воспользуйтесь пунктом Interleaving. Сохраните измененный файл через раздел Save As меню File.

Инструкции по работе со звуковыми редакторами и сами редакторы вы можете найти и загрузить на официальных сайтах разработчиков. Редактор Adobe Audition обладает более широкими возможностями по сравнению с Audacity. Для более обширных задач можете использовать данную программу.

Источники:

  • как убрать музыку из видео

Человек приходит домой в первую очередь отдыхать. И ему совершенно не хочется слушать, как ругаются соседи или как кто-то на десятом этаже долбит стену. К некоторым шумам наше ухо довольно быстро адаптируется, мы перестаем их слышать, но это вовсе не значит, что шум не действует на нервы. Кроме того, к некоторым шумам ухо привыкать не желает, а все обстроит с точностью до наоборот - чем больше сосед сверлит, тем сильнее это раздражает остальных жильцов. От посторонних шумов необходимо избавляться.

Вам понадобится

  • асбестовая ткань
  • цемент
  • шпаклевка
  • силиконовый герметиком
  • акриловый герметиком
  • инструменты для ремонта квартиры

Инструкция

Приведите двери и окна. Старые деревянные оконные рамы замените на металлопластиковые, они значительно хуже пропускают звук. Входную дверь сделайте максимально герметичной. Можно даже сделать ее двойной или в виде тамбура, чтобы между двумя дверями был зазор. Это уменьшит шум из коридора.

Сделайте . Это особенно важно, если вы живете в или монолитном доме. Кирпич хуже пропускают звук, но тоже не гарантируют полной тишины. Послушайте несколько дней, откуда преимущественно доносятся звуки. Чаще всего шум проходит через отверстия в стенах и перекрытиях. Без этих отверстий невозможно провести коммуникации, но не всегда должным образом их заделывают.

Шум , живущих через стену, частенько доносится к вам через розетку. Разберите розетку и монтажную коробку. Перед этим ознакомьтесь с правилами техники безопасности при работах с электрооборудованием, и неукоснительно им следуйте. Закройте отверстие прокладкой из асбестовой ткани. Зашпаклюйте отверстие или зацементируйте. Точно так же изолируйте и монтажную коробку.

Осмотрите все трубы, которые есть - точнее, места их пересечения с полом или перекрытием. В местах стыков должна быть - труба большего диаметра между этажами. Зазор между трубами строители должны были заполнить звукоизолирующим материалом и загерметизирован. Герметик применяется нетвердеющий. Это делается не всегда. Загерметизируйте этот зазор силиконовым герметиком. Если же звукоизолирующей трубы вообще нет, удалите слой цемента вокруг трубы, оберните верх или низ трубы асбестовой тканью или стекловолокном и зацементируйте.

Звукоизоляция может быть нарушена и в месте стыка стен и потолка. В этой ситуации не обойтись. Снимите обои, извлеките старый цемент и зацементируйте или зашпаклюйте стык снова. Промажьте его акриловым герметиком, и только после этого наклейте новые обои.

Видео по теме

Обратите внимание

Постарайтесь избавиться и от лишних шумов в самой квартире. Например, следите, чтобы на холодильнике ничего не стояло - тогда он будет меньше вибрировать. Поменяйте механический будильник на электронный. Приведите в порядок все краны, чтобы вода из них не капала.

Полезный совет

Вместо асбестовой ткани можно использовать базальтовый картон или минеральную вату. Не рекомендуется применять монтажную пену, она не очень хороший звукоизолятор.

Наверняка вам приходилось сталкиваться с фильмами с превосходным качеством кадра, но ужасным . Из-за чего просто пропадает желание смотреть такой фильм. Но не горячитесь, ведь можно удалить лишнюю звуковую дорожку и уже ничто не помешает вам наслаждаться просмотром захватывающего фильма.

Вам понадобится

  • - персональный компьютер с доступом к глобальной сети.

Инструкция

Установите закаченную на ПК программу и откройте ее. В поле с надписью «Исходный» выберите фильм, в котором будет удалена лишняя звуковая дорожка. Программа автоматически откроет окно ActiveMovie Window - оно вам не понадобится, поэтому, чтобы избежать путаницы, закройте это диалоговое окно.

Почти в центре главного программного окна SolveigMM AVI Trimmer расположено белое поле (оно озаглавлено «Поток»). В этом поле программка вывела всю имеющуюся файловую информацию о фильме и используемых кодеках. Чтобы удалить лишнюю аудиодорожку , кликните компьютерной мышкой по ячейке, расположенной рядом с надписью Audio - так вы уберете галочку напротив данной надписи.

В этом же программном окне (точнее в его правой части) найдите кнопку «Инверсия» и кликните по ней. После этого в поле «Список заданий» появится строка с числовыми значениями, указывающими на временной интервал аудиодорожки всего видеофайла. Затем нажмите на кнопку «Старт».

Для удаления лишней аудиодорожки используйте также программу VirtualDubMod. Откройте эту программу и запустите видео. Затем откройте Stream List. Кликните левой клавишей компьютерной мышки по ненужной звуковой дорожке и нажмите кнопку Disable. Выделенная дорожка сразу же приобретет вид заблокированной. После этого нажмите «ОК» и выполните сохранение видео.

Обратите внимание

Помните: некоторые программы полностью вырезают аудиодорожку, то есть после работы с ними остается «глухонемое кино». Разберитесь с функциональными возможностями программки, прежде чем ее использовать.

Полезный совет

На просторах глобальной сети можно найти немало программ, разработанных специально для работы с аудиодорожками: изучите отзывы и рекомендации.

Источники:

  • Добавление и удаление звуковых дорожек

Adobe Audition – распространенный и удобный аудиоредактор, позволяющий изменять различные характеристики звука в цифровых записях. Одной из хорошо реализованных в Audition функций является шумоподавление.

Вам понадобится

  • Компьютер с установленной программой Adobe Audition, аудиофайл.

Инструкция

В программе имеется целая группа инструментов для реставрации фонограмм и устранения лишних шумов. Находятся они во вкладке Restoration. Здесь есть практически полный набор для реставрации записи. Наиболее полезная функция для удаления фоновых шумов – это Noise Reduction (Process). Для начала работы с Noise Reduction нужно сначала создать профиль шума. Если есть такая возможность, нужно выделить кусок аудиофайла, содержащий только шум без полезного сигнала. Выделив его с помощью мыши, необходимо зайти во вкладку Restoration и выбрать пункт Capture Noise Reduction Profile. Выбранный фрагмент будет принят системой как эталонный шум для файла.

После этого можно перейти непосредственно к эффекту Noise Reduction. Для этого требуется выделить весь участок файла, где нужно устранить шум и выбрать Noise Reduction (Process) во вкладке Restoration. Откроется окно, где можно настроить профиль шумоподавления. Для этого в инструменте предусмотрены ползунок Low/High и экран с эквалайзером, позволяющие настроить шумовой профиль таким образом, чтобы при шумоподавлении не пострадал полезный сигнал. Проверить, не влияет ли на полезный сигнал чистка от шумов, можно, переставив флажок со строчки Remove Noise на Keep Only Noise. Если при таком положении флажка слышен не только шум, но и часть полезного сигнала, параметры необходимо откорректировать. Прослушать результат можно с помощью кнопки Preview внизу окна.

Другая полезная функция в Adobe Audition – Adaptive Noise Reduction. Она применима к таким файлам, в которых нет чистого шумового профиля, то есть участков без полезного сигнала, содержащих только фоновый шум. Управление шумоподавлением в Adaptive Noise Reduction осуществляется несколькими ползунками, позволяющими корректировать различные параметры. Инструмент не так удобен и прост, как предыдущий, при работе с ним требуются определенные профессиональные навыки. Однако с его помощью возможно подавить некоторые шумы, с которыми не справляется коррекция по шумовому профилю.

Одна из наиболее частых проблем, возникающих при работе с аудиофайлами – это устранение различных шумов и помех. В большинстве случаев они появляются в процессе записи с микрофона, но улавливаются, как правило, уже по мере прослушивания. Это может быть следствием плохо настроенной аппаратуры. Чтобы очистить трек от нежелательных звуковых дефектов, необходимо воспользоваться качественной . Аудио редактор АудиоМАСТЕР от AMS Software – это наиболее оптимальное решение в данной ситуации.

Итак, сегодня речь пойдет о том, как убрать шумы с аудиозаписи с помощью программы АудиоМАСТЕР. Алгоритм действий прост: выполняйте указания инструкции ниже и вы без труда научитесь обрабатывать аудио.

ШАГ 1. УСТАНОВКА ПРОГРАММЫ

Перед началом работы нужно АудиоМАСТЕР себе на компьютер, а затем установить ее. Размер дистрибутива составляет 50 Мб. Помните, что скорость загрузки будет зависеть от скорости вашего интернет-подключения. По окончании скачивания, запустите Мастер Установки двойным щелчком мыши. Обязательно перенесите значок программы на рабочий стол, чтобы доступ к ней был легче.

ШАГ 2. ДОБАВЛЕНИЕ АУДИОЗАПИСИ

Нажмите кнопку «Открыть файл» в главном окне редактора. Это позволит вам загрузить необходимый аудио трек для его редактирования. АудиоМАСТЕР поддерживает самые популярные форматы аудио - MP3, WAV, WMA, OGG, FLAC. Помимо загрузки с ПК, вы можете сохранить музыку с CD, если диск находится в приводе. Через некоторое время музыкальный файл откроется.

ШАГ 3. УСТРАНЕНИЕ ШУМА

Теперь приступим к рассмотрению того, как быстро убрать шумы с аудиозаписи. АудиоМАСТЕР предлагает вам несколько вариантов:

Настройка эквалайзера . Эквалайзер служит для улучшения качества звучания трека путем регулирования его звуковых частот. В панели действий нажмите «Эквалайзер» и выберите пресет «Подавление шума» в столбце слева. Используя вертикальные ползунки, понижайте уровень определенной частоты до тех пор, пока шум не исчезнет. Регулировать процесс можно с помощью кнопки «Прослушать» . Чтобы применить настройки, кликните «Применить» .

Частотный фильтр . Частотный фильтр поможет выделить или удалить звук определенной частоты. Если вы хотите воспользоваться этой функцией, перейдите во вкладку «Частотный фильтр» в панели действий. Появится список доступных для изменения пресетов. В настройках укажите числовое значение выбранной частоты. Результат можно предварительно прослушать и затем применить, нажав на соответствующие кнопки.

ШАГ 4. СОХРАНЕНИЕ ФАЙЛА

Подводя итог работе, разберем два возможных способа сохранения обработанного файла. Первый способ стандартный – вы можете просто сохранить песню любом из предложенных аудио форматов. Для этого нажмите «Файл» > «Сохранить как» в главном меню. Из списка доступных расширений выберите нужное вам. После этого нажмите «Сохранить» . Второй вариант подойдет тем, кто хочет . Кликните в главном меню «Файл» > «Сохранить как рингтон» . В появившемся диалоге Мастер создания рингтона выставите время обрезки и нажмите «Сохранить» .

Совместимость

Программа поддерживает:
Windows 7, XP, Vista, 8, 8.1, 10

Не так давно мне понадобилось убрать шум из звука. Ранее таким я не занимался, поэтому полез в интернет откапывать способ, как это можно сделать с наименьшими потерями. Через 10 минут поисков выяснилось, что все тропинки ведут к Adobe Audition.

После получаса экспериментов выяснил, как лучше всего удалить шум. Сейчас вам представляю достаточно подробную инструкцию, как это сделать. Постараюсь собрать всю найденную информацию воедино, обобщить и написать доступным языком. Сразу оговорюсь, что будет только инструкция, а не описание кучи фильтров к этому монстру (Audition). Инструкция по типу “Есть проблема – вот вам решение”. А Audition по сути Photoshop в мире аудио.

Допустим, вы записали звук на микрофон, фотоаппарат, телефон. Зачастую данные устройства особым качеством не отличаются (в плане записи звука). И всегда будет присутствовать шум – какая-то постоянная составляющая. А если еще и генератор дополнительных шумов присутствует (например, гул кулеров в компьютере)... Вот наша задача в том, чтобы отделить ее от речи или музыки.

Тут есть два варианта:

  • В аудио присутствует запись атмосферы помещения или улицы без полезного сигнала. Т.е. в наличии запись шума без примесей. Например, вы собираетесь записать игру на гитаре вашего друга на компьютерный микрофон. В квартире достаточно тихо, соседей нет, на улице тоже никто не шумит (хм, достаточно идеализированная ситуация, не правда ли), но гадостный компьютер, которому сто лет в обед, да к тому же не чищенный от пыли со дня своего рождения, предательски гремит кулерами на всю ивановскую. Ну тут два варианта: записать изначально секунд 10-20 до того, как друг начнет играть и столько же после окончания. В этом случае у вас будет явно выраженный шум, который впоследствии можно будет отделить. Кстати, профессиональные журналисты по возможности так и делают. И второй вариант – почистить компьютер. Причем второй явно предпочтительнее.
  • В аудио нет отдельной записи шума. Т.е. ваш друг начал играть сразу же после начала записи, а после окончания вы мгновенно вырубили микрофон. Вот это наихудший вариант. Дело в том, что шум представляет совокупность определенных частот. Если есть чистый шум, то можно с уверенностью сказать, что эти частоты – шум, мусор и их можно удалить со всей дорожки. Если же параллельно с шумом идет какой-то полезный сигнал, то выбранные частоты уже не будут исключительно мусором. И, когда вы будете удалять их на всем треке, то потеряется какая-то часть полезного сигнала. А точнее музыка и голос приобретут металлический оттенок. Поэтому такую запись лучше перезаписать. Можно также попытаться найти участок, где полезного сигнала будет минимум, поставить не такие агрессивные настройки при чистке шума и смириться с металлическим отзвуком. А можно просто записать образец шума в отдельный файл, если вы конечно не за 1000 км от этого места

Имеется небольшой оригинальный файл размером в 5 секунд с явно выраженным фоновым шумом. Запись делалась на диктофон смартфона. И этот шум генерируется именно телефоном и при небольшой громкости источника сигнала отчетливо слышен.

Откуда скачать программу, я вам говорить не буду. Думаю, вы и без меня догадаетесь. Напомню, что с официального сайта Adobe можно скачать trial-версию. Пользоваться ею можно в течении 30 дней без ограничений.

Ну, если рассказывать всё и обо всём, тогда рассказывать нужно долго и много, поэтому расскажу только о некоторых самых интересных функциях для очистки записи от шумов.

Предположим, что у нас уже открыт звуковой файл, из которого нужно убрать шипение ленты. Для этого выделяем фрагмент записи, в котором звучит только одно шипение ленты, без полезного сигнала. Это может быть пауза между песнями, или паузы в начале и конце записи. Поэтому не следует спешить с удалением пауз, они очень нам помогут при очистке записи от шумов. Для более точного и аккуратного выделения растягиваем изображение волны по горизонтали так, чтобы можно было увидеть выделяемый фрагмент во весь экран и сделать всё аккуратно, не захватив в выделение ничего лишнего. К сожалению, пока не разобрался, как можно это делать с помощью JAWS, если кто объяснит, буду очень признателен! Для изменения масштаба волны по горизонтали можно использовать колесико мыши или специальные кнопки масштабирования в окне Adobe Audition.

Теперь открываем меню "Effects" (Эффекты), выбираем пункт "Noise reduction" и в появившемся подменю снова пункт "Noise reduction". Откроется окно удаления шумов. В новых версиях Adobe Audition эта опция открывается через какие-то другие меню, но в версии 1.0, которой пользуюсь я, функция удаления шумов открывается именно так.

Несколько слов о настройках, значения которых я бы посоветовал изменить и установить в них другие значения, отличающиеся от установок по умолчанию.

Во-первых, это комбинированный список "FFT". Если значение в этом списке будет очень маленьким, при удалении шумов значительно пострадает и полезный сигнал. Если значение очень большое, обработка записи будет долгой, полезный сигнал не пострадает, но эффективность очистки будет ниже. Я советую устанавливать значение FFT 6000, так как в результате своих экспериментов с очисткой звука выяснил, что для очистки наиболее часто встречающихся шумов, таких как шипение ленты или шум от не слишком качественной звуковой карты, это оптимальный вариант.

Во-вторых, "Точность", по умолчанию там стоит 7, для стерео записи лучше поставить значение 14 или 15, это уже достаточно много, ставить больше, по-моему, нет смысла, так как кроме увеличения времени обработки, это ничего не даёт. И в-третьих, "Затухание спектра". В этой настройке по умолчанию стоит значение, по-моему, 56, я советую поставить там 0, так как чем больше это значение, тем менее эффективно удаление шумов. Исключение можно сделать в тех случаях, когда шипение ленты очень уж сильное, в сравнении с полезным сигналом. Тогда в затухании спектра можно попробовать увеличивать значение, чтобы избавиться от какого-то "металлического" перезвона, который остаётся после удаления такого сильного шума.

Итак, шум, который следует убрать из записи у нас выделен, окно удаления шумов открыто. Нажимаем в этом окне кнопку "Получить из выделения" и, некоторое время ждём. На экране появляется шкала, показывающая процент выполнения процесса. Когда шкала дошла до ста процентов и исчезла, всё готово, мы предоставили программе образец шума, который нужно убрать из всей записи.

В окне удаления шумов есть две кнопки, "Ok" и "Закрыть", Нажимаем "Закрыть", так как нажатие кнопки "Ok" приведёт к запуску процесса очистки, а нам этого пока не нужно. Не стоит также закрывать окно очистки шумов нажатием Alt+F4, щелчком мыши по крестику или нажатием кнопки "Отмена", так как это приведёт к отмене всего, что мы сделали в окне очистки шумов. После того, как окно закрыто, нам нужно выделить тот фрагмент записи, к которому будет применена очистка шумов.

Здесь хочу обратить внимание на то, что все функции Adobe audition применяются только к выделенному фрагменту записи. Если фрагмент не выделен, любая запускаемая операция будет применена только к той части фонограммы, которая в данный момент находится на экране. Поэтому, если мы хотим применить функцию очистки шумов ко всей записи, после закрытия окна очистки от шумов нажимаем комбинацию ctrl+a, чтобы выделить всю звуковую дорожку. После этого уже описанным выше способом открываем окно удаления шумов, нажимаем кнопку "test" и слушаем, наша запись зазвучит уже так, как она будет звучать после обработки. если нас всё устраивает, нажимаем кнопку "Ok" и ждём окончания процесса обработки.

Ещё важный момент: возможно, после первой очистки шум не будет удален полностью. У функции удаления шумов есть одно свойство: чем дальше мы уходим по записи от того места, где взяли образец шума, тем больше начинает проявляться этот самый шум, который мы удаляли. Не знаю, с чем это связано. Или шум со временем немного изменяется и уже не совпадает с полученным образцом, или у функции очистки шумов, чем дальше, тем больше происходит рассогласование с шумом. Поэтому, возможно, чтобы полностью избавиться от шума, вам придётся после обработки ещё раз выделить образец одного шума, в том месте, где он остался, и повторить всю операцию. Функция удаления шумов очень хорошо работает на однородном или циклически повторяющемся шуме. Для удаления же, например, треска грампластинки, я бы очень советовал сперва пользоваться функцией удаления треска и щелчков (Clip pop eliminator), а уже потом, удалять то, что останется с помощью функции удаления шумов.

Специально для удаления шипения в Adobe audition есть функция удаления шипения, но она, похоже, основана на применении каких-то частотных фильтров, при её использовании шипение особо не удаляется, а качество основного сигнала страдает. Поэтому если на фонограмме есть место, из которого можно получить образец одного шума без полезного сигнала, то для удаления шипения лучше пользоваться функцией удаления шумов по образцу, а не функцией удаления шипения. Если вы сделали запись, например, с кассеты или грампластинки, очень советую вырезать из неё по одной песне и обрабатывать каждую композицию в отдельности, а не всю большую запись сразу. Так вы добьётесь лучших результатов.

После того, как удаление шумов закончено, можно удалить все лишние паузы в начале и конце записи, применить ещё какие-то функции, если это нужно, например, иногда бывает очень полезно подправить частотные характеристики записи с помощью эквалайзера. И как завершающий этап обработки записи, можно выполнить нормализацию.

Нормализация

Немного о том, какие виды нормализации бывают и что это вообще такое.

Нормализация - это приведение уровня громкости записи к какому-то определённому значению, например, к максимально допустимому уровню громкости. После выполнения нормализации, во-первых, ваша запись не будет звучать тихо, вы, при желании, сможете включить её на любом компьютере или плеере и использовать все возможности его акустики по части громкости. А во вторых, если вы записали несколько треков и нормализовали их все до одинакового уровня громкости, они все будут звучать одинаково и не получится такого, что одна песня звучит громче, а другая тише.

Первый вариант нормализации - это пиковая нормализация. Принцип её действия такой. Программа анализирует всю запись и находит в ней те места, где громкость достигает максимального значения, а после этого, увеличивает громкость всей записи так, чтобы эти места достигли максимально допустимого значения.

Пиковая нормализация очень хорошо подходит для классической музыки. Но, есть у неё и минус. Например, в нашей музыкальной фонограмме есть, скажем, барабан, который, в какой-то момент долбанул так, что прозвучал на много громче всех остальных инструментов. Естественно, этот звук в записи самый громкий, пиковая нормализация сориентируется на него и увеличит громкость записи так, что этот долбанутый барабан достигнет максимально допустимого значения по громкости. Но все остальные инструменты звучат намного тише, в результате, запись получилась тихая, только этот самый барабан и долбанул один раз достаточно громко. Да, никаких искажений в звук такая нормализация не внесёт, но если попадётся такой барабанщик, получить желаемую громкость записи не получится, но, например, как я уже написал, для классической музыки это хороший вариант, так как он не внесёт никаких других изменений в звук, кроме как, изменение его громкости.

В Adobe audition воспользоваться пиковой нормализацией можно следующим способом: выделяем всю запись нажатием ctrl+a, открываем меню эффекты, выбираем в нём пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта "Amplify". В появившемся окне, на вкладке "Constant amplification" есть один или два регулятора громкости, в зависимости от того, какая у нас запись, моно или стерео. Можно перемещать регуляторы в ручную, а можно нажать кнопку "Вычислить". Тогда программа проанализирует запись и сама установит регуляторы на значение, в данном случае необходимое для пиковой нормализации записи.

После этого останется только нажать кнопку "ok". Ещё стоит обратить внимание на галочку "Блок левый правый". Если галочка установлена, при вычислении уровня пиковой нормализации программа сориентируется на самый громкий звук в одном из двух каналов, но установит регуляторы громкости так, что не внесёт изменений в соотношение громкостей левого и правого каналов. Если галочка снята, каждый канал будет нормализован в отдельности.

Второй тип нормализации это. Эмм, прошу прощения, напряжёнка с терминами, забыл, как он называется. Но, суть его в том, что он не просто изменяет громкость, а, видимо, каким-то хитрым образом обрабатывает числовые значения нашей цифровой записи. Суть примерно такая. Играют, например, одновременно, балалайка и скрипка, играют одновременно, но, балалаечник балалаит так громко, что совсем заглушает скрипку. После нашего второго типа нормализации с забытым названием, :-) становится более менее слышно и балалайку, и нашу заглушённую скрипку. Теперь, наш "барабанщик" может барабанить как угодно громко, он уже не сможет заглушить всех остальных.

Лично мне такой способ кажется подходящим для большинства случаев и очень хорош для обработки оцифрованных концертных записей. Например, если кто-то громко крикнул в микрофон, этот крик, после нормализации, уже не покажется слишком резким и значительно более громким, чем все остальные. При этом, такая нормализация совсем не означает, что наружу выдут и все шумы, особенно в паузах. Совсем нет, этот тип нормализации не изменяет уровень громкости в разных местах записи, усиление записи одинаковое, на протяжении всей записи.

Хотя, если на записи есть шум, который раньше заглушался полезным сигналом и не был слышен, возможно, он и займёт более явное место на фоне громкости всех инструментов.

В Adobe audition такой нормализацией можно воспользоваться, выбрав в меню "Эффекты" пункт "Amplitude", а в подменю этого пункта, пункт "Normalize".

Третий тип нормализации, это, так называемое, строгое лимитирование. Действует по принципу АРУ (или АРУЗ), радиолюбители меня поймут. Этот тип нормализации меняет уровень усиления записи в зависимости от громкости исходного варианта в текущий момент. Например, если кто-то громко гавкнул в микрофон, программа понизит громкость в этот момент, а когда кто-то говорит тихо, программа увеличивает громкость, чтобы его было лучше слышно. Использовать такое для музыки, конечно, полное надругательство над фонограммой, а вот в тех случаях, когда говорят несколько человек, один сидит далеко от микрофона, другой - ближе, а третий - совсем рядом, такой способ нормализации может помочь, но, только при условии, что на записи нет шумов и собеседники разговаривают в тишине, иначе это тоже будет надругательством, так как в паузах между словами шум будет безжалостно вылезать на передний план (можно задать уровень входного сигнала, начиная с которого будет действовать этот вид коррекции амплитуды, и тем самым исключить шум из процесса, но тогда может "выпасть" и тихий голос одного из собеседников).

В Adobe Audition строгое лимитирование амплитуды можно применить, открыв меню "Эффекты" выбрав в нём пункт "Amplitude", а в его подменю пункт "Hard limiting". Настройки этой функции сделаны по аналогии с аппаратным устройством. "Уровень входного сигнала", "Скорость поиска" ("скорость нарастания") и "скорость угасания" ("скорость спада").

После того, как всё очищено от шумов, отредактировано, обработано другими эффектами и нормализовано, можно сохранять запись. Единственное, очистку от шумов, особенно, функцию удаления щелчков, нужно применять до выполнения нормализации.

Ну, вот вроде бы всё самое основное об очистке звука и приведении его к нормальному звучанию в Adobe Audition.

В понимании непосвященных пользователей редактирование звука означает конвертирование дисков в MP3 или FLAC, а также нарезку треков из образа диска с файлом разметки CUE. Самые продвинутые «профи» умеют даже делать рингтоны, вырезая из музыкальной композиции понравившийся фрагмент. Это, конечно, довольно востребованные действия, однако термин «обработка звука» хранит в себе совсем иной смысл.

Как можно изменить звук? Прежде всего, можно повлиять на частотные характеристики аудиосигнала. Частотная коррекция сродни фильтру резкости при обработке изображения — визуально объект делается четче и разборчивее, однако это не означает, что после редактирования добавились детали. При обработке частот звукового сигнала происходит примерно то же самое. Полагаю, все кто носил наушники с плеером, иногда испытывал необходимость «подкрутить эквалайзер», чтобы добавить бас или вытянуть высокие частоты. Но вот что интересно — сильно выпяченные высокие частоты увеличивали шум, который не украшал аудиотрека. Обратная процедура — подавление шума с помощью частотной коррекции — несет в себе другую проблему. Вместе с шумом исчезает определенный спектр вокала и музыки, что приводит к потере полезной информации.

Другой способ «изменения» звука — использование эффектов. На наш взгляд, подобный прием обработки звука оправдан только тогда, когда звукорежиссер работает над сведением аудиоматериала и имеет четкое представление о том, что он делает. Иногда даже фильтр искажения может заставить аудиофрагмент звучать естественно. Кроме этого, аудиофильтры часто помогают скрыть или завуалировать какие-то дефекты звуковой дорожки. Например, если в конце записанной партии инструмента слышен сторонний звук или эхо, это можно исправить, вырезав или приглушив проблемный участок и «погрузив» концовку в плавное эхо с эффектом затухания.

Есть и третий способ редактирования цифрового аудио. Именно на нем построен принцип обработки звука в большинстве современных аудиоредакторов. Для исходной записи создается волновая форма — диаграмма, по которой можно визуально проследить изменение амплитуды звука во времени. Если открыть любой аудиофайл в звуковом редакторе, например Sound Forge или Goldwave, можно увидеть, что именно такой вариант представления звука в программе выбран по умолчанию. Современные пакеты для редактирования звука позволяют вносить изменения в форму этой «синусоиды» — изменять форму пиков, сжимать или раздвигать их, удалять фрагменты и видоизменять характер кривой. Перед пользователем, который задался целью обработать звук, это открывает широкие возможности: в исходном аудиоматериале на волновой форме можно легко найти щелчки и помехи, а затем удалить их и т.д.

Шум — это одна из самых актуальных проблем, возникающих при обработке звука. Шум — это естественное явление. Он присутствует везде и во всем — на кухне журчит вода, льющаяся из-под крана, на улице шумят автомобили, в офисе гудят компьютеры и принтеры. Сопровождает шум и любую аудиозапись, будь то сообщение на автоответчике или музыкальные композиции с аудиодиска. Конечно, уровень шума во всех этих случаях различается однако, избавиться от него полностью невозможно. Природа шума бывает самая разная — от жужжания дрели до шелеста листьев, поэтому идеальный алгоритм, который бы очищал звук от шума, придумать невозможно. Кроме этого, аудиопомехи сродни пыли и царапинам на фотографии — артефакты можно «маскировать» под основной звук и делать менее заметными, а точнее неслышимыми, и можно удалить полностью.

Самый главный вопрос, который встает перед пользователями, — какой выбрать инструмент для борьбы с шумами?. Выбор инструмента для обработки звука зависит от финансовых предпочтений. Конечно, существуют профессиональные приложения, которые используют уникальные алгоритмы обработки звука и стоят тысячи долларов. Возможности специализированного ПО могут быть куда шире и не ограничиваться одним удалением шумов. Например, некоторые приложения могут удалять из звуковой дорожки определенные звуки, такие как случайный шум проезжающего автомобиля. Однако такой вариант могут себе позволить только крупные компании, скажем, киностудии, в распоряжении которых имеется достаточно солидный бюджет. Для пользователя со средним достатком довольно неплохой вариант — Sound Forge Pro или Adobe Audition . Ну, а как эконом-вариант можно предложить , только обязательно последней, пусть и бета-версии. Не стоит бояться тестового варианта редактора. На самом деле эта программа работает очень стабильно и не хуже официального релиза. Кроме того, в ней есть некоторые инструменты, которых явно недоставало в предыдущей версии.

⇡ Удаление шума в паузах между аудиотреками в Sound Forge Pro

Этот профессиональный пакет для обработки звука содержит два главных инструмента, с помощью которых можно «победить» шум. Первый называется Noise Gate. Представьте себе старенькую запись с аудиокассеты, где в паузах слышен резкий шипящий звук. Возможно, кто-то сочтет этот шум обязательным атрибутом музыки восьмидесятых и не захочет избавляться от него при оцифровке раритетных записей. Но если вы не находите в этом шуме никакой романтики, можно легко подавить его, причем, без вреда для основной композиции. Для этого используется фильтр, который убирает сигнал, если он опускается до некоторого порогового значения.

Откройте аудиофайл в Sound Forge Pro и выделите участок трека, который необходимо обработать. Теперь в меню программы выберите Effects и Noise Gate. Как и большинство других инструментов приложения, фильтр имеет несколько предустановок и возможность предварительного прослушивания результата с выбранными настройками.

⇡ Удаление фонового шума в Sound Forge Pro

Второй инструмент Sound Forge Pro для борьбы с шумами — модуль Noise Reduction, который можно вызвать из меню Tools. Присутствие шума обычно означает потерю исходной информации. Компьютер при устранении случайных помех должен каким-то образом восстановить эти данные. Однако, по большому счету, это невозможно, поскольку удаление частот, содержащих шум, приводит к потере оригинального звучания и возникновению булькающих артефактов.

Когда шум имеет случайную природу, его трудно описать математически. Другое дело — если этот шум вызван циклическими процессами, скажем, электромагнитными колебаниями. В этом случае можно предугадать, как следует откорректировать волновую форму, чтобы получить на выходе неискаженный сигнал. Для борьбы с такими «предсказуемыми» типами помех используется метод захвата фонового шума. Суть его сводится к тому, что программа записывает фрагмент "чистого" шума, а затем вычитает его из аудиозаписи. Такой фрагмент может быть очень коротким, продолжительностью менее секунды.

Sony Noise Reduction позволяет или автоматически выполнять захват шума, или делать это в ручном режиме. В режиме ручного подавления модуль генерирует картину частотного спектра и отмечает на нем контрольные точки, определяющие характер подавления шума. Те данные на графике, которые расположены над огибающей, будут оставлены без изменений. А к тем, которые расположены под ней, будет применено затухание. Соответственно, при ручном переносе контрольных точек вверх эффект подавления шумов будет сильнее, и наоборот.

Sony Noise Reduction может использовать один из четырех алгоритмов подавления помех, которые так и называются — Mode 0, Mode 1, Mode 2 и Mode 3.

По умолчанию используется режим Mode 2, который хорошо подходит для большинства случаев. Но разработчики рекомендуют всегда проверять, как программа справляется с удалением шума во всех возможных режимах, и выбирать наилучший результат.

  • Mode 0, как правило, подходит для устранения шумов с низким уровнем амплитуды. Однако при его использовании увеличивается вероятность появления искажающих артефактов;
  • Mode 1 похож на режим Mode 0, но при его использовании меньше шансов получить артефакты. С другой стороны, и шума он удаляет меньше;
  • Mode 3 — это наиболее щадящий режим подавления шумов, при котором вероятность возникновения дефектов звука сведена к минимуму.

⇡ Удаление щелчков с аудиозаписей в Sound Forge Pro

Обычно музыкальную запись, переведенную в цифровой вид с виниловой пластинки, сопровождают треск и щелчки. В этом случае недостаточно использовать профиль шума, поскольку треск пластинки непредсказуем. В Sound Forge Pro есть специальный инструмент для устранения наиболее часто встречающихся помех при оцифровке аудиозаписей. Для его вызова выполните команду «Tools → Audio Restoration».

Помимо выбора порогового значения шума и прочих параметров подавления фонового шума, этот инструмент также дает возможность настроить подавление щелчков. За это отвечает ползунок Click Removal Amount. По умолчанию его значение установлено посередине и для большинства записей подходит оптимально. Если переместить ползунок вправо, будет удалено больше щелчков, однако при этом программа может также случайно удалить элементы основной аудиозаписи, например звук барабана.

⇡ Удаление фонового шума в Audacity

Для удаления шума в бесплатном редакторе Audacity можно использовать те же приемы, что и в случае с Sound Forge. Например, подойдет модуль «Удаление шума», написанный Домиником Маццони, собственно, одним из авторов Audacity. Чтобы воспользоваться этим фильтром, нужно выделить несколько секунд для создания профиля шума, а затем выбрать команду «Эффекты → Удаление шума».

После этого нужно нажать на кнопку «Создать модель шума» и, выделив весь обрабатываемый аудиофрагмент, снова вызвать данный фильтр. Теперь в окне с настройками можно подобрать силу подавления шума (Noise reduction), настроить чувствительность фильтра, указать частоту сглаживания и время атаки, характеризирующее реакцию фильтра на появление шумов.

Иногда метод с профилем шума не срабатывает или же запись выполнена настолько плотно, что неоткуда взять этот профиль. В этом случае можно прибегнуть к такому трюку. Чтобы получить профиль, нужно просто сделать дополнительную запись в тех же условиях, в которых был записан редактируемый материал. Далее профиль можно брать из новой записи. К сожалению, воссоздать исходные условия можно далеко не всегда, поэтому этот прием подходит не для всех случаев.

⇡ Удаление противного писка в Audacity

Если хорошо знать инструменты звуковых редакторов, можно устранять помехи, используя средства звукового редактора комплексно, а не только одним фильтром «шумодава». Предположим, вы столкнулись с еще одной разновидностью шума — постоянным писком на определенной частоте. Такой тип помех может возникнуть, например, при сильных наводках радиоаппаратуры. В этом случае используется принцип вырезания полосы частот, которая содержит нежелательный шум.

Прежде всего, для этого нужно выполнить частотный анализ трека. Чтобы получить такой график в Audacity, выполните команду «Анализ → Построить график спектра».

Теперь внимательно изучите диаграмму — частотный шум на звуковой дорожке будет виден как выпирающий горбик. Подведите курсор к этому участку, чтобы узнать точную частоту этого пика. Запомните это значение. Теперь выделите весь трек и выберите в меню программы «Эффекты → Запрос Nyquist».

В появившемся окне напишите примерно такое выражение:

  • (vector (notch2 (aref s 0) 6230 50) (notch2 (aref s 1) 6230 50)) для стереотрека,
  • (notch2 s 6230 50) — если у вас одна аудиодорожка.

Число 6230 — это частота, на которой слышны помехи. Цифра 50 — это параметр, с которым вам, возможно, придется поэкспериментировать, чтобы вырезаемая частота не делала слишком заметного провала в частотном спектре аудиозаписи. Убедиться в том, что шум удален, можно как по заново сгенерированному частотному спектру, так и просто на слух.

⇡ Заключение

Использование качественной аппаратуры — дорогих микрофонов, высококлассных усилителей и т.д. — несомненно, способствует уменьшению количества шумов. Но в тех случаях, когда невозможно повлиять на качество записи, стоит вспомнить о цифровой обработке звука. И даже если полностью избавиться от сторонних помех не удастся, во многих случаях запись станет приятнее для слуха. Поэтому если вы зададитесь целью восстановить старые записи с катушечного или кассетного магнитофона, обязательно пробуйте все возможные варианты для устранения шумов, ведь, как известно, совершенству нет предела.