Единый портал бюджетной системы бюджет гов. Единый портал бюджетной системы — прозрачность и открытость финансовых данных. Требования к формированию информации

lk.budget.gov.ru/udu-webcenter - если Вы попали на эту страницу, значит Вы пытались зайти в личный кабинет Электронного Бюджета, но не смогли этого сделать.

Почему? Попытаемся ответить на вопрос.

1. В первую очередь проверяем, установлены ли и у Вас программы Jinn и Континент TLS (На момент написания статьи стояла версия 1.0.920.0). Советую сразу переходить на

2. - Основная причина, почему Вы не смогли зайти в Электронный Бюджет, когда все необходимые для работы программы установлены, это не настроенный браузер (Mozilla Firefox, Internet Explorer, Google Chrome, Opera). Давайте рассмотрим на примере популярных браузеров для работы в ЭБ.

Настройки браузера для работы в Электронном Бюджете после перехода на Континент TLS 2.0 не требуются!!!

Советую все настраивать на Internet Explorer !!!


a) Internet Explorer
1. Открыть свойства веб-обозревателя.
2. Перейти на вкладку «Подключения».
3. Нажать кнопку «Настройка сети».
4. В разделе «Прокси-сервер» задать поля Адрес: 127.0.0.1, Порт: 8080.
5. Нажать кнопку «ОК».
6. Перейти на вкладку «Безопасность».
7. Выбрать зону для настройки «Надежные узлы».
8. Нажать кнопку «Сайты».
9. В окне «Надежные сайты» снять отметку с поля «Для всех сайтов этой зоны требуется проверка серверов (https:)».
10. В поле «Добавить в зону следующий узел» задать значение «http://lk.budget.gov.ru» и нажать кнопку «Добавить».
11. В окне «Надежные сайты» нажать кнопку «Закрыть».
12. В окне «Свойства браузера» нажать кнопку «ОК».

b) Google Chrome
1. Открыть настройки веб-обозревателя.
2. Перейти вниз окна настроек и активировать ссылку «Показать до-полнительные настройки».
3. Нажать кнопку «Изменить настройки прокси-сервера».
4. Повторить п.4-12 раздела «а) Internet Explorer».

c) Mozilla Firefox
1. Откройте меню «Инструменты» и выберите пункт «Настройки».
2. Перейти в раздел «Дополнительные» на вкладку «Сеть».
3. В секции настроек «Соединение» нажать кнопку «Настроить…».
4. В открывшемся окне параметров соединения установить значение «Ручная настройка сервиса прокси».
5. Задать значения полей HTTP-прокси: 127.0.0.1; Порт: 8080.
6. Нажать кнопку «ОК».
7. В окне «Настройки» нажать кнопку «Ок».

d) Opera
1. Откройте меню «Настройка\Общие настройки».
2. Перейти на вкладку «Расширенные», выбрать раздел настроек «Сеть».
3. Нажать кнопку «Прокси-серверы…».
4. В открывшемся окне параметров соединения установить значение «Конфигурировать прокси-сервер вручную».
5. Для протокола HTTP задать значения полей прокси-сервер: 127.0.0.1; Порт: 8080.
6. Установить значение «Использовать прокси-сервер для всех протоколов».

В статье подробно рассказывается о Едином портале бюджетной системы - его целях и задачах, структуре, разделах, требованиях к формированию информации и размещении ее на ресурсе.

Елена Александровна ГРОМОВА , заместитель директора департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России

О необходимости обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость информации о финансовых результатах их деятельности, обес­печить возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета было сказано в Бюджетном послании Президента РФ на 2013–2015 годы и Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы (рисунок 1 ).

Создаваемый для реализации этих задач Единый портал бюджетной системы Российской Федерации - ЕПБС (далее - Портал) был закреплен в виде элемента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в распоряжении Правительства РФ от 20 июля 2011 года № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами „Электронный бюджет“». Впоследствии положения о Портале были закреплены в Бюджетном кодексе (статья 241.2 «Единый портал бюджетной системы Российской Федерации»).

В соответствии с установленными Бюджетным кодексом полномочиями Министерство финансов РФ определяет порядок создания и ведения Портала, а также состав и порядок размещения информации на нем, а Федеральное казначейство обеспечивает непосредственное создание и ведение Портала.

Работа по созданию Портал­а велась практически три года. В феврале 2013 года в сети интернет была опубликована тестовая версия Портала, которую за указанный период посетило 220 тысяч уникальных пользователей из более чем 15 стран мира, осуществивших порядка 2,7 миллиона просмотров страниц Портала. А с 1 июля 2015 года приказом Министерства финансов РФ Единый портал введен в промышленную эксплуатацию.

Вершина архитектуры

Единый портал разработан в соответствии с требованиями к технологической архитектуре, определенной в общей архитектуре системы «Электронный бюджет», одобренной правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В структуре Единого портала выделены открытая и закрытая части (рисунок 2 ). Открытая часть Портала предусматривается как публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Закрытая часть портала состоит из «личных кабинетов», доступных пользователям, обладающим соответствующими полномочиями, и является единой точкой доступа пользователей к функциям подсистем системы «Электронный бюджет».

Единый портал бюджетной системы - вершина архитектуры «Электронного бюджета», аккумулирующая в себе всю информацию указанной информационной системы. Несмотря на то что в настоящее время он сформирован на основе данных, имеющихся в информационных системах Минфина России, Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы, в последующем в рамках поэтапного создания системы «Электронный бюджет» предусматривается дальнейшее развитие Единого портала бюджетной системы Российской Федерации. Он призван обес­печить детализацию размещаемой на Портале информации вплоть до первичных документов с возможность­ю их просмотра (с соблюдением требований защиты информации). Но уже сейчас для его наполнения используется 245 видов поступающей информации.

Цели и задачи

Основной целью разработки открытой части ЕПБС является создание инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества (рисунок 3 ).

С созданием Портала должны быть решены следующие задачи:

  • освещение основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики в Российской Федерации, обоснование государственных расходов и обеспечение их взаимо­связи с достигнутыми количественными и качественными показателями результативности;
  • предоставление достоверной бюджетной информации в режиме реального времени, доступной для всех заинтересованных пользователей на всей территории России по всем публично-правовым образованиям Российской Федерации;
  • обеспечение представления открытых данных, структурированных и унифицированных в едином формате, максимально удобном и простом для анализа;
  • обеспечение возможности участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Естественно, указанные задачи будут решаться постепенно в рамках полномасштабного внедрения системы «Электронный бюджет».

Соответствие международным требованиям

Создание Портала также позволит осуществить выполнение международных требований к открытости и прозрачности бюджетной системы в бюджетно-налоговой сфере, сформулированных Международным бюджетным партнерством (Open Budget Index) и Международным валютным фондом (Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере) (р­исунок 4 ).

При разработке Портала был изучен опыт создания аналогичных аналитических информационных систем в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Австралии, Сингапуре (рисунок 5 ), а также опыт создания крупнейших интернет-ресурсов в России, таких как:

  • официальный сайт Российской Федерации в сети интерне­т для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru );
  • официальный сайт в сети интернет по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru );
  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (gosuslugi.gov.ru ).

Визуализация информации

Дизайн и контент Единого портала разработаны для всех категорий пользователей и обеспечивают возможность его использования как обычными гражданами, так и экспертами в сфере финансов. На Портале используется четырехуровневая иерархическая структура представления информации, от «журнальной» технологии презентации новостей и основных блоков информации по бюджетной тематике в форме инфографики до интересных экспертному сообществу данных в форме таблиц, графиков, конструкторов и, конечно же, данных в машиночитаемом виде (открытых данных) (рисунок 6 ).

Для удобства и простоты использования Портала применяются механизмы «интеллектуального и логического» построения информации, обеспечивающие определение интересов пользователя по посещаемым страницам и регионам его местонахождения, а также отражение в структуре информации причинно-следственных связей и зависимостей.

Обеспечено информационное взаимодействие Портала с иными государственными информационными системами, в том числе с официальным сайтом по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru ). С Портала также возможен выход в социальные сети (Facebook, Twitter и др.), реализована подписка на обновления по электронной почте и в формате RSS.

Разделы портала

В настоящее время на ЕПБС вся информация сгруппирована по следующим разделам: «Главная страница», «Бюджетная система», «Бюджет», «Регионы», «Госсектор», «Россия в мире», «Новости», «Данные и сервисы», а также информация о Портале.

В разделе «Бюджетная система» рассказывается о бюджетном устройстве Российской Федерации, приводится детализированный график бюджетного процесса, описание его участников, их бюджетных полномочий и основных характеристик деятельности. Рассказывается о принципах бюджетной системы, структуре и назначении бюджетной классификации.

В разделе «Бюджет» приведена структура и динамика доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов в разрезе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, консолидированных бюджетов в динамике за последние пять лет. Подробнее с бюджетными данными можно ознакомиться и в табличном виде. Вся цифровая информация представлена как в инфографике, так и в виде динамических таблиц с возможностью отбора и фильтрации данных.

В разделе «Бюджет» также приводится информация о федеральном бюджете в разрезе госпрограмм, о государственной поддержке юридических и физических лиц, о государственных услугах и инвестициях.

Отдельный блок информации посвящен государственному сектору Российской Федерации, его структуре. В этом разделе также содержатся данные о финансовом состоянии публично-правовых образований Российской Федерации, их активах и обязательствах (рисунок 7 ), основные показатели бюджетной отчетности, а также сравнительный анализ плановых и фактических показателей.

По быстрым ссылкам можно перейти в другие тематические разделы Портала, например на страницу финансового менеджмента, где приводится подробная информация о рейтинге органов исполнительной власти в сфере управления государственными финансами. На Портале также организованы опросы, анкеты, калькуляторы и иные инструменты оценки общественного мнения и востребованные потребителями сервисы.

Для экспертов создан специальный раздел «Данные и сервисы», в котором представлен конструктор данных, позволяющий самостоятельно осуществить выборку необходимых показателей из имеющегося массива, представить его в виде диаграмм, провести экспресс-анализ с применением различных математических и статистических методов. Также в разделе «Данные и сервисы» размещены и будут регулярно актуализироваться открытые бюджетные данные в машиночитаемом формате. В настоящее время размещено более 25 наборов открытых данных.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на Портале бюджетной системы размещается реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг). С Портала бюджетной системы начал осуществляться доступ в информационные системы для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий в целях реализации Федерального закона № 44‑ФЗ, а также запущена публикация информации об идентификационных кодах заказчиков и банков для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий.

С 1 января 2015 года в соответствии с Законом от 1 декабря 2014 года № 384‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Портале бюджетной системы размещается реестр государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 23 декабря 2014 года № 163н на ЕПБС публикуется реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Более того, сведения из реестра государственных заданий, реестра участников бюджетного процесса, как и сведения об идентификационных кодах заказчиков и банков для ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, представлены на Едином портале также в форме АPI - так называемых специальных программных интерфейсов, благодаря которым указанные сведения могут использоваться иными информационными системами.

Требования к формированию информации

Формирование всей информации на Портале осуществляется при соблюдении следующих требований:

  • актуальность и достоверность показателей, с указанием на источник данных и дату актуализации (рисунок 8 );
  • представление территориально-агрегированных показателей с использованием картографической основы и пространственных данных;
  • полнота показателей в части обеспечения открытости информации, не попадающей под ограничения доступа, определенные законом;
  • доступность показателей для всех пользователей без идентификации и регистрации;
  • сопоставимость показателей в целях обеспечения анализа динамики и структурных изменений (показатели исполнения бюджета - не менее чем за два предыдущих бюджетных года, прогнозные и плановые показатели - в рамках горизонта экономического прогнозирования и бюджетного планирования, но не менее чем на два последующих года);
  • обеспечение разъяснений к существенным изменениям структуры показателей и изменениям в классификации данных;
  • непротиворечивость показателей и согласованность с соответствующими данными из других источников.

Планы

В настоящее время Министерством финансов РФ разрабатывается регламент информационного наполнения Единого портала бюджетной системы, в соответствии с которым все субъекты РФ с 2016 года, а муниципальные образования с 2017 года будут самостоятельно размещать информацию на ЕПБС. Обеспечение размещения информации на Едином портале требует принятия соответствующих организационных мер со стороны субъектов РФ и муниципальных образований в части организации процедур подготовки и размещения информации. Естественно, данные, размещаемые на Едином портале должны отвечать все тем же принципам и правилам, которые сейчас соблюдаются при публикации информационного ресурса. Реализация данных норм позволит в полной мере обеспечить соблюдение предусмотренного в Бюджетном кодексе принципа открытости (проз­рачности).

» появилась в 2011 г. и была одобрена распоряжением правительства 1275-р. Ответственной за стратегию и координацию работы всех участников стала Правительственная комиссия по ИТ . Оператором системы, непосредственно отвечающим за ее создание, назначили Федеральное казначейство .

В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS , которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».

2012

На контроле у первых лиц страны

2013: Запуск в тестовом режиме

31 декабря 2013 года Единый портал бюджетной системы РФ заработал в тестовом режиме по адресу www.budget.gov.ru . Любой желающий теперь может узнать объем бюджета в субъектах РФ, статьи расходов в данных регионах, объем средств, направленный на выполнение государственных программ и т.д. В 2014 г. ресурс будет введен в промышленную эксплуатацию, сообщается на сайте правительства РФ.

На конец 2013 года Портал содержит более 70 страниц информации о бюджетной системе и бюджетном устройстве России, государственной поддержке юридических и физических лиц, государственном секторе и его структуре, финансовом состоянии публично-правовых образований, их активах и обязательствах, а также показателях бюджетной отчетности, говорится в сообщении правительства.

На сайте предусмотрены инструменты оценки общественного мнения и размещено 12 пакетов открытых данных. Портал также может взаимодействовать с другими государственными информационными системами, например с официальным сайтом по размещению информации о государственных (муниципальных) учреждениях.

С 1 января 2014 г. на сайте появился реестр соглашений о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам. С портала также осуществляется доступ в ИС Федерального казначейства , предназначенные для ведения реестров контрактов и банковских гарантий.