Что такое StarForce и с чем его едят. Лицензионные игры опасны: взлом StarForce как способ спасти компьютер


Данная статья приведена исключительно в информационно-ознакомительных целях. Коллектив проекта "DAXA" не несет никакой ответственности за любые возможные негативные последствия, связанные со взломом данной защиты в корыстных или каких-либо других незаконных целях.


"Снятие защиты StarForce любых версий"
В этой статье я расскажу вам как легко и быстро обойти защиту StarForce, вследствии чего вы сможете виртуалить и использовать диски с этим типом защиты. Все инструкции я приведу пошагово.

Инструкция по взлому
1. Устанавливаем Alcohol и Daemon-tools. Везде, где будет предложен перезапуск компьютера, это обязательно необходимо делать.
2. Запускаем Alcohol и переходим в меню Файл -> Настройки .
3. В разделах Эмуляция и Экстра-эмуляция отмечаем все пункты "птичками" (см. Рис.1,2).

Рис.1

Рис.2
4. Нажимаем ОК. Вставляем диск который надо завиртуалить (с этой самой защитой).
5. Переходим в меню Файл -> Создание образов .
6. Выбираем привод, в котором находится диск, и отмечаем "птичками" пункты, как показано на Рис3.

Рис.3
7. Нажимаем опцию Далее . После этого появится окно с запросом о выборе скорости измерения позиционирования данных; выбираем Высокая ...
Очень много зависит от вашего (CDROM-RW, DVDROM-RW) привода, когда начнётся создание образа, обратите внимание на "Режим чтения", он должен быть RAW+SUB-96 (см. Рис.4).

Рис.4
8. После того, как образ диска будет создан, выключаем компьютер и отключаем все приводы CDROM, DVDROM и тому подобные .Это один из самых важных пунктов, т.к. без отключения приводов ничего не получиться. Включаем компьютер.
9. Внизу в трэе (возле часиков в Windows) у вас должен быть значок Daemon-tools, кликаем по нему правой клавишей мышки. В выпавшем меню выбираем Emulation (см.Рис.4) и ставим галочку на RMPS .

Рис.5
10. Далее в меню Virtual CD/DVD-ROM выбираем свой привод (виртуальный) -> Mount image и в меню выбора файла выбираем созданный нами при помощи Alcohol образ.

Рис.6
11. Запускаем игру.
Автор статьи: filipp

Новости
Компания Star-Force представила новую версию своей эксклюзивной разработки – FrontlIne. Главным изменением в этой версии является улучшение защиты от эмуляторов.

На сегодняшний день существуют программы-эмуляторы компакт дисков, которые позволяют квалифицированным пользователям запускать с копии приложения, защищенные любой дисковой версией нашей защиты до FrontLine 3.07 . Новая версия защиты StarForce от эмуляторов делает невозможным запуск продукта с копии с использованием любой известной программы-эмулятора компакт дисков, в том числе Daemon Tools 4.0.

Так же были исправлены bugs обнаруженные в предыдущей версии.

, CD-ROM XA , CD-Extra , CD-i Bridge, CD-i

  • DVD : DVD-Audio , DVD-R , DVD+R , DVD-R DL , DVD+R DL , DVD-RW , DVD+RW , DVD-RW DL, DVD+RW DL, DVD-RAM , DVD-D, DVD-ENAV
  • Blu-ray Disc (BD): BD-R , BD-RE , BD-ROM
  • Форматы
    • Файловые системы
    Технологии защиты
    • StarForce

    Варианты защиты

    FrontLine Disc

    Система защиты CD/DVD-дисков. Существует три подвида защиты: FL Disc CD/DVD, FL Disc CD-R/DVD-R, FL Disc CD Keyless/DVD Keyless.

    • FL Disc CD/DVD. Используется при защите приложений, распространяемых в промышленных масштабах.
    • FL Disc CD Keyless/DVD Keyless. Защита аналогична FL Disc CD/DVD, но отличается процесс создания мастер-диска. При проверке диска ключ не требуется.
    • FL Disc CD-R/DVD-R. Используется при защите приложений, распространяемых на дисках CD-R/DVD-R. При проверке подлинности диска ключ не требуется.

    Кроме того, существует разделение по уровню защиты:

    • Disc Basic Упрощенная версия. Используется в основном для защиты от домашнего копирования. Низкая взломостойкость. Не используется защита от эмуляторов.
    • Disc Pro По сравнению с Basic более высокая защита программного кода от взлома, защита от эмуляторов.
    • Disc Elite Практически аналогичен Disc Pro, но используются более совершенные алгоритмы. Гарантированная взломостойкость на определённый период времени.

    Для проверки диска используются определение количества секторов на определенных кольцах спирали диска с последующим сравнением полученных данных с информацией, закодированной в ключе. При копировании оригинального диска на CD-R/DVD-R эти данные гарантированно не совпадут, и процедура проверки завершится неудачно. Также StarForce использует защиту от эмуляторов, для чего устанавливает в операционную систему свой драйвер, чтобы отличать реальные оптические приводы от виртуальных, созданных такими программами, как DAEMON Tools .

    FrontLine ProActive

    Система защиты программ, распространяемых через интернет посредством цифровой дистрибуции . Фактически FL ProActive представляет из себя систему Управления Цифровыми Правами (DRM). Система предлагает разные модели распространения цифрового ПО - buy only, try&buy (trial), demo, rent, subscription. Программа, защищенная FL ProActive, может находиться в свободном доступе, но с помощью SDK StarForce разработчик может защитить как отдельные функции программы, так и всю программу целиком. Для ее активации потребуется ввести специальный ключ, выдаваемый разработчиком, с учетом аппаратных характеристик компьютера пользователя. Активация возможна как через интернет, так и посредством SMS или телефонного звонка. В последнее время данное решение все чаще и чаще применяется для защиты бизнес-приложений.

    FrontLine Universal

    Сочетает в себе возможности FL Disc, FL ProActive. Программы, защищённые FrontLine Universal распространяются на CD/DVD дисках. Пользователь может использовать защиту, постоянно вставляя диск, как в случае с FL Disc, либо активировать купленный продукт через интернет. В случае интернет-регистрации, для запуска приложения диск больше не потребуется. Для избежания передачи/перепродажи используется ограниченное количество активаций (конкретные условия определяет издатель).

    StarForce Crypto

    Защита только кода приложения без привязки к носителю или компьютеру. Служит для противодействия анализу исходного кода приложения. Используется компаниями, желающими скрыть алгоритмы работы своих программ от посторонних глаз.

    Технология «Резервная копия»

    По желанию заказчика может быть применена в продуктах FrontLine Disc. Представляет из себя технологию, позволяющую использовать лицензионное ПО, распространяемое на оптических носителях, без проверки диска. Технология была применена на вышедших в 2008 году играх «Ка-50: Чёрная акула» и Avencast: Rise of the Mage, и получила много положительных отзывов от пользователей.

    Независимая организация игроков протестировала StarForce FrontLine ProActive

    8 февраля 2010 года свет увидел отчет независимой организации геймеров - Reclaim Your Game(RYG) , посвященный одному из наиболее часто используемых издателями в последнее время продуктов компании - FrontLine ProActive. Сайт RYG содержит полный отчет о двух протестированных играх.

    Репутация StarForce

    В пользовательских кругах StarForce заработал плохую репутацию. Помимо исключительной прочности защиты (а значит, позднего выхода нелегальных версий; рекордом считается Splinter Cell: Chaos Theory , продержавшийся 422 дня ), причины этого таковы:

    Драйвер

    В версих 3.х StarForce устанавливала собственный драйвер CD-привода, предназначенный для защиты от эмуляторов. Этот драйвер устанавливался скрытно и не удалялся после деинсталляции игры. К тому же в 2006 году были обнаружены две проблемы: во-первых, совместимость с некоторыми CD-приводами оказалась неполной (наблюдались крахи системы, прекращавшиеся с деинсталляцией драйвера ; пошли даже слухи о поломках приводов). Во-вторых, выяснилось, что драйвер содержит грубую ошибку, позволяющую выполнять любой программный код с полными правами, представляя, таким образом, брешь в защите компьютера . К тому же, некоторые бесплатные игры, запускающиеся без диска (например, Trackmania Nations) также устанавливают драйверы StarForce - либо для защиты от читерства , либо для того, чтобы было сложнее взломать платную версию «по аналогии».

    Разработчики характеризуют себя как людей с хакерским прошлым, сильных в системном программировании. Ребята и в самом деле знают тайники операционной системы как свой задний двор. Но вот программировать умеют едва ли, ведь программирование - это в первую очередь проектирование и учёт рисков. Программа, ориентированная на массовое применение, просто не может пользоваться недокументированными возможностями и прочими приёмами нетрадиционного программирования.

    Через полгода Protection Technology исправила ошибку с превышением прав. В связи с частыми слухами о поломке приводов компанией была объявлена акция, согласно которой доказавшему вред StarForce для компьютера полагалась $1000 . Позже сумма была увеличена до $3000 , а потом и до $5000 , но вред, причиняемый решениями StarForce, так и не был доказан.

    Тем не менее, в ответ разработчикам пришлось сделать запрос при инсталляции драйверов, утилиту-деинсталлятор и «бездрайверные» версии защиты. Начиная с версии 4.х, деинсталляция автоматически срабатывает при удалении последней защищённой игры. В тех же версиях 4.х компания прекратила практику использования собственных драйверов устройств и стала работать через стандартные драйверы Windows. Драйвер защиты остался, но он выполняет синхронизационные роли и не работает напрямую с оборудованием.

    64-битные машины

    StarForce для проверки подлинности диска, кроме всего прочего, использует метод анализа физического расположения данных. В результате этого даже из-за незначительного повреждения диска, которое слабо влияет на его читаемость и возможность установить с него игру или программу, система StarForce может признать диск неподлинным. Таким образом пользователи, заплатившие солидную сумму за лицензионный продукт, нередко лишались его из-за небольшой царапины на поверхности диска, а в случае с лицензионными оптическими дисками, это иногда происходило из-за естественного износа носителя.

    Взлом StarForce

    Основу защиты представляет так называемая виртуальная машина. Это специальная подпрограмма, которая умеет менять своё положение в памяти, шифровать и расшифровывать участки кода, менять местами данные и адреса. Чтобы разобрать виртуальную машину, даже у опытного обратного программиста уйдет немало времени. Поэтому, для взлома Starforce обычно используют следующий алгоритм.

    1. Делается дамп самой программы, когда она запущена в памяти с помощью лицензионного диска.

    2. Делается дамп виртуальной машины (из памяти на диск сохраняются участки кода, отвечающие за расшифровку оригинальной программы). Смысл этого метода в том, что после загрузки секций памяти с диска все адреса остаются такими, как были бы если бы использовался лицензионный диск.

    3. Восстанавливается импорт функций (для Starforce версий 4.хх).

    4. Снимается защита "антидамп", которая не дает запустить полученный файл на компьютере, отличном от компьютера взломщика (используется привязка по CPUID).

    Причем для снятия самой младшей версии Starforce Basic достаточно выполнить только пункты 1 и 3. Виртуальная машина используется в более продвинутой версии Starforce Pro/Builder.

    В последнее время всё
    больше и больше выпускаемых программ на
    российском рынке выходят на дисках,
    защищенных системой StarForce– это почти все
    игры, выпускаемые фирмами 1 C, Pyccобит и др.
    Возникает естественный вопрос – как
    копировать диски, защищенные StarForce? Ведь
    диски имеют свой срок действия, и купив
    лицензионный диск через несколько месяцев
    интенсивного использования может
    оказаться, что диск стал нерабочим… Для
    этой цели всегда можно создать архивную
    копию диска, если это конечно не
    запрещается лицензионным соглашением.

    Немного теории

    Как говорят, знание
    нескольких принципов заменяет знание
    многих фактов. Будем и мы придерживаться
    этого постулата.

    Защита определяет
    оригинальный диск по времени чтения разных
    участков диска. На диске, как известно есть
    спиральная дорожка, по которой
    ориентируется луч лазера при чтении и
    записи. При производстве дисков StarForce эта
    самая дорожка имеет не стандартную
    конфигурацию, таким образом изменятся
    плотность данных в разных секторах и
    следовательно, время их чтения тоже будет
    разное. На всех CD-R и CD-RW дисках эта
    направляющая дорожка наносится при
    производстве, а не при записи диска.
    Следовательно, все подобные носители
    однозначно отбраковываются StarForce-ом.
    Записать диск защищенный StarForce, который
    работал бы как оригинальный из-за этого
    нельзя!.

    Но существуют программы
    позволяющие создать образ диска – обычный
    файл или несколько, включающих в себя
    информацию о физической структуре диска (о
    плотности секторов) и позволяющие в
    дальнейшем эмулировать задержки чтения.

    Немного о софте

    Для создания образов можно
    использовать:

    • BlindWrite Suite (www.blindwrite.com)
      — программа для создания образов дисков и
      их последующей записи;
    • Alcohol 120% (http://www.alcohol-soft.com)-позволяет
      создавать образы и записывать их на диски,
      а также может создать на компьютере до 31
      «виртуальных» CD-ROM, в которые можно
      монтировать файлы-образы дисков и
      работать с ними как с обычными приводами.
    • Программа DAEMON Tools
      (www.daemon-tools.net)
      предназначена только для создания
      виртуального диска и эмуляции, с её
      помощью нельзя создать образ диска или
      записать его на CD.
    • Конечно, другие программы, которых
      достаточно много и найти которые не
      составляет труда. На данный момент не во
      всех реализована функция эмуляции
      физической структуры диска, но я думаю
      через некоторе время что-то подобное
      будет реализовано в большинстве
      распрстраненных программах-эмуляторах CD/DVD

    За неделю до выхода скачали больше человек, чем было продано оригинальных лицензионных копий в первые дни появления игры на прилавках магазинов. Именно таким образом сегодня интернет-пиратство влияет на игровую индустрию. Может быть, на первый взгляд, это покажется удивительным, но пиратство бьёт по игровой индустрии сильнее, чем по музыкальной, поскольку финансовое положение игровой индустрии намного более шаткое.

    Шаткость эта заключается в том, что львиную долю затрат игровой проект "отбивает" в первые 2-3 недели продаж. Если же, "благодаря" взломанным пиратским версиям, начальный уровень продаж низок, игра практически наверняка проваливается с финансовой точки зрения.

    Аббревиатура "DRM", расшифровывающаяся как Digital Rights Management, сразу же навевает мысли о "гонке вооружений" между пиратами и разработчиками, желающими защитить контент от взлома. Конечно, взламывающие защиту компьютерных игр пираты обладают намного большими знаниями, чем пираты, выпускающие музыку или фильмы. Для успешного взлома игры требуется целая организованная группа, часть которой снимает защиту, а другие распространяют продукцию в Интернете или издают на пиратских дисках.

    Раньше состязания между группами пиратов за то, кто первый выпустит игру, носили чисто спортивный интерес, но в последнее время, конечно, на первый план выходит финансовая подпитка. И взламывая защиту типа StarForce, пираты преследуют сугубо финансовые цели.

    Часто индустрия видеоигр переоценивает влияние пиратства, считая, что каждое скачивание игры можно приравнять к потере дохода с одной проданной копии, или даже с нескольких копий. С другой стороны, часть пользователей скачивает или покупает дешёвую пиратскую версию для пробы, и если игра оказывается достойной внимания, геймер для очистки совести покупает ещё и лицензию. Но какими бы не были мотивы геймеров, пиратство является серьёзной проблемой.

    Доход мировой индустрии видеоигр в прошлом году составил почти $8 миллиардов. Цифра внушительная, но не следует забывать, что маржа в индустрии видеоигр такова, что компании не могут позволить себе таких крупных убытков, какие, например, наблюдаются у музыкальной индустрии от интернет-пиратства. Единственное, что облегчает страдания игровой индустрии: игры по объёму намного больше музыки, так что воровать их через Интернет не так просто. Особенно в России, где быстрые каналы доступа ещё недостаточно распространены. Если многие пользователи собирают на жёстком диске целые библиотеки ворованной музыки, то с играми так уже не получается.


    Игра Colin McRae Rally 2005 защищена StarForce.

    Но есть и свои особенности. Индустрия видеоигр достаточно быстро реагирует на пиратов. В старые добрые дни игрушек под DOS игровые разработчики использовали весьма примитивные способы защиты от копирования. Скажем, требование найти в руководстве слово на указанной странице в указанной строке. Когда появились CD-ROM, игра для запуска требовала наличия оригинального диска в приводе, а также ввода CD-ключа при установке. Оба таких способа уже давным-давно не могут защитить издателей и разработчиков от пиратства. Взламываются любые алгоритмы - неважно, аппаратная ли это защита диска или StarForce.

    Вполне понятно стремление игровых разработчиков и издателей защищать свои продукты, часто с помощью новых более навязчивых способов защиты. Причём некоторые способы оказываются весьма сомнительным. Как раз одна из таких защит – упомянутая выше несколько раз StarForce (www.star-force.ru ), созданная российскими разработчиками. Кстати, StarForce это ещё и самая распространённая защита лицензионных дисков, использующаяся в России и странах СНГ.

    Взлом StarForce необязателен для того, чтобы нанести вред ПК


    Так в системе выглядит драйвер StarForce.

    Что это за защита? Возможен ли и насколько сложен взлом StarForce ? "Технология расширенного кодирования и активации для CD/CD-R/DVD и распространения электронного ПО," - так описывают разработчики свою систему. Но способы, которыми StarForce и некоторые схожие системы защиты выполняют свои задачи, является одним из самых навязчивых и сомнительных. Для запуска игры необходимо установить в систему специальный драйвер StarForce , который при деинсталляции игры не удаляется и остаётся в компьютере.


    StarForce совместно с другими отечественными компаниями ратует за защиту от пиратства и уничтожает контрафактную продукцию.

    Драйвер StarForce весьма настойчиво пытается повторно установить себя после ручного удаления или деинсталляции с помощью утилиты, которую можно найти в Интернете.

    Новые системы защиты не просто защищают программное обеспечение от запуска пиратских копий. Они часто упреждающе ищут потенциально опасные программы (с точки зрения борьбы с пиратством) в системе и не позволяет им работать. Хорошими примерами можно считать программы вроде Nero, Alcohol 120% и Virtual DAEMON Manager версий ниже 4.00, хотя нам встречались и другие, более агрессивные и жёсткие симптомы поведения подобных защит. Они варьируются от отключения устройств записи в Windows Media Player до запрета доступа к приводу CD как программно, так и аппаратно. Иногда автор тщетно нажимал на клавишу привода, чтобы извлечь лоток: помогала только перезагрузка Windows.

    Напомним, что конкретные спецификации того, как работают подобные системы, хранятся в секрете. По понятным причинам. Но результаты работы подобных систем ни для кого секретом не являются и могут быть очень разрушительными. Некоторым пользователям приходится даже переустанавливать систему после сбоев подобных защит.

    В интервью сайту Firing Squad создатели защиты StarForce упорно не признавали тот факт, что драйвер вызывает проблемы если не у всех, то у некоторых пользовательских систем. Замалчивать то, что даже не взломанный StarForce может приводить к проблемам - не лучшая политика для разработчиков.

    Вот что написали нам из StarForce Technologies: "В части противоборства реверсингу программного кода, мы используем уникальную систему шифрования исполняемых компонентов приложения. Однако наибольший резонанс вызывают драйверы защиты StarForce, наличие которых позволяет свести практически к нулю возможность свободно эмулировать, скачанные из сети пиратские образы лицензионных дисков, т.е. эффективно противостоять домашнему копированию и тиражированию дисков. ". Это лишь часть письма, присланного к нам в редакцию. Целью было пригласить нас провести независимую экспертизу работы драйвера StarForce. Если такая экспертиза будет сделана, мы опубликуем дополнительный материал.

    Но уже сегодня результаты неофициального расследования, имеющиеся у нас, позволяют говорить о 30-40% пользователей, имевших какие-либо (не обязательно фатальные) проблемы, связанные с защитой StarForce . С другой стороны, мы можем ответственно заявить, что ни один лицензионный диск из тех, что охраняются StarForce, полученный нашей редакцией от отечественных издательств никогда не вызывал никаких проблем на нашей редакционной конфигурации. Не правда ли странно?

    Сомнительная юридическая защита StarForce

    Важен и другой момент. Лицензионное соглашение с пользователем (EULA) покрывает издателей и разработчиков системы защиты от любых обязательств, связанных с повреждениями, нанесёнными системой защиты. Другими словами, "мы гарантируем, что проблем не возникнет, но если возникнет, перечитайте ещё раз лицензионное соглашение".

    В нашей международной редакции работают игровые журналисты, которые часто встречаются с защитой вроде StarForce и Macrovision. Во время написания игровых обзоров у них то тут, то там возникали проблемы с защитами. Когда разработчики систем защиты утверждают, что никаких проблем не возникает, им приходится только соглашаться с этим, в очередной раз восстанавливая систему.

    Что интересно, подобные системы защиты встречаются на всё большем количестве видеоигр, но они, несмотря на все неприятности для конечного пользователя, не особо спасают ситуацию. Мы повидали немало пиратских копий игр, где защита просто снята, да и взломанные exe-файлы сразу же появляются в Интернете. Забавно, что пиратские версии не имеют никакой защиты, поэтому играть в них намного спокойнее и проще. И ваш компьютер не будет страдать от возможных вредных последствий, которые драйвер защиты может нанести системам легальных пользователей. Ещё одна не слишком приятная особенность защиты StarForce, существенная для отечественных геймеров с их медленным Интернетом: исправления, которые выпускают разработчики уже после релиза игр, в большинстве случаев должны нести куски кода защиты. Иногда очень "солидные" - до нескольких десятков мегабайт. Вот на что уходит ваша абонентская плата за трафик в Интернете.

    Вполне возможно, настанет день, когда система защиты от копирования нанесёт достаточный ущерб компьютерам пользователей, чтобы заинтересовать судебные органы (в США это дело любят). И смогут ли разработчики защиты прикрыться лицензионным соглашением - спорный вопрос. Ну а пока, если ваш компьютер после установки игры стал вести себя как-то не так, посмотрите, не появилась ли в нём пара скрытых драйверов. Тот же StarForce.

    Взлом StarForce глазами пресс-службы

    В последнее время защита StarForce, которой многие эксперты дают оценку потенциально опасной, привлекла к себе немало внимания. Защита попала в заголовки изданий после того, как компания стала угрожать подать в суд на журналистов, сообщающих о вредоносном влиянии защиты на систему. В письме нам представители StarForce пишут: "Однако мы испытываем большое давление со стороны конкурентов и пиратского сообщества, которые проводят в сети масштабные пиар-акции, направленные на дискредитацию нашей защиты и всей компании. Мы полагаем, что лучшим решением в данный момент будет именно независимое тестирование. Хочу отметить, что именно западный потребитель является целевой аудиторией подобного исследования".


    Keygen для StarForce: по информации разработчика - бесполезная утилита.

    Нам сложно представить себе PR-акции, спонсируемые пиратами и теми, кто зарабатывает, осуществляя взлом и удаление StarForce. Но разработчики, безусловно, правы, считая, что правильным выходом будет независимое тестирование. С другой стороны, во-первых, ни одна "железная" лаборатория в мире, будь то Tom"s Hardware Guide, iXBT или "Компьютера", не в силах обеспечить полноценное независимое тестирование на тысячах разных конфигураций "железа" и софта, а во-вторых, уже собрана и продолжает собираться интересная статистика по StarForce. Мы предлагаем тем, кто использует игры, защищённые StarForce, оставить своё мнение в нашем . Возможно от этого будет зависеть, как ваши ПК будут работать в будущем. Ведь не заводить же отдельный компьютер для игр?


    Игра "Блицкриг 2" находится под защитой StarForce.

    Да, StarForce это весьма агрессивная антипиратская защита, устанавливающая в систему скрытый драйвер (!) параллельно с установкой игры. Этот драйвер, по информации Boycott StarForce , "даёт привилегии нулевого уровня (системный уровень) любому коду, работающему на третьем уровне (пользовательский уровень).

    Таким образом, с помощью драйвера защиты любой вирус или "троян" может получить привилегии операционной системы и полностью взять управление на себя. Ещё со времён Windows NT/2000 в операционных системах линейки Windows обеспечивается высокая стабильность и безопасность благодаря разделению привилегий, но с драйверами StarForce старые "дыры" и нестабильность систем Windows 9x/Me возвращаются на круги своя, а любая программа (или вирус) могут добраться до ядра вашей системы, используя драйверы StarForce как лазейку (backdoor)."

    Методы, используемые защитой StarForce, приводят и к более прямым и ощутимым проблемам, как для игровых журналистов, так и для обычных пользователей, которые штурмуют форумы технической поддержки и поголовно записываются в кампанию бойкота StarForce (это можно сделать ). Чуть выше мы писали, что нашим коллегам даже доводилось сталкиваться с ситуацией, когда невзломанный StarForce блокировал лоток оптического привода и не позволял нормально работать с диском до перезагрузки.

    Пройдитесь по форумам технической поддержки игр, которые используют систему защиты StarForce (кстати, их список можно посмотреть ), и вы увидите практически бессчётные ветки, начатые пользователями, у которых возникли проблемы после установки игры с защитой StarForce. Конечно, там же есть сообщения и тех пользователей, кто не обнаружил каких-либо проблем, так что представители StarForce честно приводят в пример нормально работающие системы.


    Игра Postal 2 находится под защитой StarForce.

    Что интересно, в этих дискуссиях иногда появляются лица, которые буквально с фанатизмом опровергают все жалобы и доводы пострадавших пользователей. Но всё становится понятно, если вспомнить, что работники PR-отдела StarForce были пойманы за руку при составлении подобных ответов от имени простых смертных.

    Кульминация проблем со StarForce ещё не наступила, но некоторые издатели уже решили отказаться от использования сомнительной системы в своих играх, в ответ на протесты геймерского сообщества. Впрочем, проблема пиратства, которая привела к появлению StarForce, остаётся. Так, потребность в эффективных системах защиты может привести издателей к тому, что они перейдут на ещё более сомнительные методы, включающие скрытые драйверы и руткиты. Ну, а там уже и до вирусов и "троянов" рукой подать.

    Пока на рынке существует пиратство, у издателей есть право защищать свои продукты. Впрочем, как мы уже наглядно увидели по скандалу с Sony BMG, это право не должно пересиливать право потребителя на то, чтобы системы защиты не мешали нормальной жизни и работе.


    Игра Street Racing Syndicate находится под защитой StarForce.

    Система защиты StarForce никогда досконально не тестировалось в нашей лаборатории, так что мы не можем достоверно подтвердить, связаны ли описанные проблемы с установкой защиты. Но если собрать все факты и жалобы, связанные с играми разных разработчиков и издателей, то проблемы как-то очень удачно совпадают, если в игре используется защита StarForce.

    Сайт кампании бойкота StarForce является хорошим местом для получения дополнительной информации о StarForce, а также о ходе кампании против этой защиты.

    Какие игры защищены StarForce?


    Игра UFO: Aftershock защищена StarForce.

    Ниже приведён список игр, на которые установлена защита. Проверьте, не пользуетесь ли вы такой игрой:

    Игры под защитой
    7 Sins Защита StarForce
    American Conquest: Divided Nation Защита StarForce
    Anstoss 4 Защита StarForce
    Bandits: Phoenix Rising Защита StarForce
    Bet on Soldier Защита StarForce
    Beyond Divinity Защита StarForce
    Black Mirror Защита StarForce
    Blitzkrieg 2 Защита StarForce
    Blitzkrieg: Rolling Thunder Защита StarForce
    Breed Защита StarForce
    Brian Lara International Cricket 2005 Защита StarForce
    Broken Sword 3: The Sleeping Dragon Защита StarForce
    Brothers in Arms: Earned in Blood Защита StarForce
    Castle Strike Защита StarForce
    Chaos League Защита StarForce
    Chaos League: Sudden Death Защита StarForce
    Codename: Outbreak Защита StarForce
    Codename: Panzers - Phase One Защита StarForce
    Codename: Panzers - Phase Two Защита StarForce
    Cold War Защита StarForce
    Colin McRae Rally 2005 Защита StarForce
    Cossacks II: Napoleonic Wars Защита StarForce
    Cross Racing Championship 2005 Защита StarForce
    Curse: The Eye of Isis Защита StarForce
    Cycling Manager 3 Защита StarForce
    Cycling Manager 4 Защита StarForce
    D-Day Защита StarForce
    Dead to Rights Защита StarForce
    Demonic Speedway Защита StarForce
    Desert Rats vs Afrika Korps Защита StarForce
    Domination Защита StarForce
    Emergency Fire Response Защита StarForce
    Enigma: Rising Tide Защита StarForce
    Etherlords II Защита StarForce
    Fire Chief Защита StarForce
    Fire Department Защита StarForce
    Freedom Force vs The Third Reich Защита StarForce
    Gangland Защита StarForce
    Garfield Защита StarForce
    Gooka: The Mystery of Janatris Защита StarForce
    GT Legends Защита StarForce
    GTR: FIA GT Racing Game Защита StarForce
    Heroes of Might and Magic V Защита StarForce
    Horse Race Manager Защита StarForce
    Icewind Dale: Heart of Winter Защита StarForce
    Keepsake Защита StarForce
    Kicker Manager 2004 Защита StarForce
    Kill Switch Защита StarForce
    King Kong Защита StarForce
    Knights of the Temple 2 Защита StarForce
    Korea: Forgotten Conflict Защита StarForce
    LMA Professional Manager 2005 Защита StarForce
    Lock On: Flaming Cliffs Защита StarForce
    Medieval Lords Защита StarForce
    Namco Museum 50th Anniversary Защита StarForce
    Neuro Hunter Защита StarForce
    Nibiru Защита StarForce
    Obscure Защита StarForce
    Pac Man World 2 Защита StarForce
    Pac Man World 3 Защита StarForce
    Pariah Защита StarForce
    Pax Romana Защита StarForce
    Perimeter Защита StarForce
    Perimeter: Emperor"s Testament Защита StarForce
    Pferdehof - Pferd und Pony Защита StarForce
    Pop Star Academy Защита StarForce
    Postal 2: Apocalypse Weekend Защита StarForce
    Prince of Persia: The Two Thrones Защита StarForce
    Pro Rugby Manager Защита StarForce
    Psi-Ops Защита StarForce
    Pure Pinball Защита StarForce
    Rally Championship Xtreme Защита StarForce
    Restaurant Empire Защита StarForce
    Restricted Area Защита StarForce
    Revolution Защита StarForce
    Runaway: A Road Adventure Защита StarForce
    Scrapland Защита StarForce
    Second Sight Защита StarForce
    Silent Hunter 3 Защита StarForce
    Silent Storm Защита StarForce
    Silkolene Honda Motocross GP Защита StarForce
    Singles 2: Triple Trouble Защита StarForce
    Singles: Flirt Up Your Life Защита StarForce
    Sniper Elite Защита StarForce
    Soldiers Heroes of World War 2 Защита StarForce
    Sommerspiele 2004 Защита StarForce
    Space Rangers 2 Защита StarForce
    Splinter Cell 3: Chaos Theory Защита StarForce
    Star Wolves Защита StarForce
    Steel Saviour Защита StarForce
    Still Life Защита StarForce
    Street Racing Syndicate Защита StarForce
    Sudeki Защита StarForce
    SuperPower 2 Защита StarForce
    Syberia II Защита StarForce
    The Fall: Last Days of Gaia Защита StarForce
    The Moment of Silence Защита StarForce
    The Suffering: Ties That Bind Защита StarForce
    The Westerner Защита StarForce
    TOCA 2 Защита StarForce
    TrackMania Защита StarForce
    TrackMania Nations Защита StarForce
    TrackMania Sunrise Защита StarForce
    Traitors Gate 2: Cypher Защита StarForce
    UFO: Aftershock Защита StarForce
    V8 Supercars 2 Защита StarForce
    Virtual Skipper 3 Защита StarForce
    Virtual Skipper 4 Защита StarForce
    Vivisector Защита StarForce
    Wildlife Park Защита StarForce
    Wintersport Pro 2006 Защита StarForce
    World Racing 2 Защита StarForce
    World War II: Frontline Command Защита StarForce
    Worms 4: Mayhem Защита StarForce
    X3: Reunion Защита StarForce
    XIII Защита StarForce
    Xpand Rally Защита StarForce
    Xuan-Yuan Sword 4 Защита StarForce

    Взлом StarForce – не самая главная опасность


    Тому кто докажет, что StarForce наносит вред, обещают $10 000.

    Безусловно, проблемы, связанные с использованием StarForce, существуют - это глупо скрывать и на это глупо закрывать глаза. Конечно, неприятно, если на ваш компьютер без вашего ведома, или даже спросив, устанавливают систему защиты, которая, в теории, "позволяет практически свести к нулю возможность свободно эмулировать, скачанные из сети пиратские образы лицензионных дисков", а на практике мешает работе программного обеспечения, созданного далеко не для тех целей, которые ему инкриминируют разработчики. Да и применительно к России, проблема заключается вовсе не во взломе StarForce или потенциальном взломе.

    Дело в том, что существует и ещё одна проблема, даже более важная для наших русскоговорящих читателей, нежели для посетителей англоязычной интернациональной версии сайта. Заключается проблема в том, что в России StarForce - это едва ли не единственная защита, которая ставится на официально локализованные и отечественные разработки. Причём, во многом благодаря мощности и доступности StarForce отечественная игровая индустрия имеет возможность более или менее спокойно развиваться, а отечественные издатели - вести дела с зарубежными партнёрами.

    Так что, не всё в деле StarForce так однозначно. Особенно с точки зрения русского игропрома и русского геймера...

    Чего мы добиваемся, говоря о StarForce? Давайте обсудим! Говоря о связанных со StarForce проблемах, мы ни в коем случае не пропагандируем пиратство или нелицензионные игры. Но мы поддерживаем мнение простых игроков, которые считают, что издатели должны прямо указывать на дисках, что система защиты несёт в себе потенциальную возможность нанести вред компьютеру пользователя. Например, на коробке с Quake 4 написано: "NOTICE: This game contains technology intended to prevent copying that may conflict with some disk and virtual drives.", что переводится как "Внимание: эта игра содержит технологию, призванную защитить её от копирования, которая может конфликтовать с некоторыми дисками и виртуальными приводами".

    Требование это в РФ можно легализовать только через закон о "Защите прав потребителей". А именно:

    Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

    1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

    2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

    Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

    И главное:

    3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.


    StarForce - торговая марка, под которой выходят программные продукты, разработанные российской компанией Protection Technology . Направления деятельности компании: информационная безопасность , защита от несанкционированного копирования , анализа и модификации (декомпиляции).

    Варианты защиты

    Варианты защиты зависят от ответов на вопросы: что нужно защитить и от каких угроз. StarForce эффективен, если ответом на первый вопрос являются: программное обеспечение (в основном разработанное под Windows), документы, аудио-, видеофайлы и электронная почта. Среди угроз: анализ и модификация, копирование и нелегальное распространение, читы и боты. Для защиты от копирования также имеют значение способы привязки: к компьютеру, серверу, диску.

    StarForce MMOG

    Решение для защиты многопользовательских онлайн-игр (MMOG) от мошенничества игроков (читов и ботов), а также от поддельных (несертифицированных) игровых серверов и клиентских приложений. Защита эффективно работает, если игра была защищена до релиза. Это позволяет настроить высокий уровень безопасности и тратить меньше времени на поддержание игрового баланса во время эксплуатации онлайн-игры.

    StarForce C++ Obfuscator

    Инструмент для разработчиков, позволяющий обфусцировать исходные тексты программ, написанных на С/С++ и скомпилированных под любые операционные системы. В отличие от других продуктов компании, являющихся, по сути, сервисами, StarForce C++ Obfuscator – это программное приложение, которое устанавливается на стороне клиента. Высокий уровень взломостойкости достигается за счёт использования нескольких десятков методов обфускации.

    StarForce Crypto

    Защита только кода приложения без привязки к носителю или компьютеру. Служит для противодействия анализу исходного кода приложения. Используется компаниями, желающими скрыть алгоритмы работы своих программ от посторонних глаз .

    StarForce ProActive

    Система защиты программ, распространяемых через интернет посредством цифровой дистрибуции . Фактически StarForce ProActive представляет собой систему Управления Цифровыми Правами (DRM). Система предлагает разные модели распространения цифрового ПО - buy only, try&buy (trial), demo, rent, subscription. Программа, защищённая StarForce ProActive, может находиться в свободном доступе, но с помощью SDK StarForce разработчик может защитить как отдельные функции программы, так и всю программу целиком. Для её активации потребуется ввести специальный ключ, выдаваемый разработчиком с учётом аппаратных характеристик компьютера пользователя. Активация возможна как через интернет, так и посредством SMS или телефонного звонка. В последнее время данное решение всё чаще и чаще применяется для защиты бизнес-приложений .

    StarForce ProActive for Business

    Продукт, специально адаптированный под нужды бизнеса. Отличительной особенностью является возможность привязки защищённого приложения к локальному или удалённому серверам.

    StarForce ProActive for Traders

    Разработано специально для защиты трейдинговых алгоритмов на базе MetaTrader.

    StarForce Disc

    Исторически первый продукт компании. Защита основывается на привязке копии защищённого ПО (игры) к оптическому носителю: диску CD или DVD. Преимуществом этой технологии является отсутствие необходимости активации через интернет. Недостатком – при работе с защищённым приложением диск должен постоянно находиться в компьютере пользователя.

    Для проверки диска используются определение количества секторов на определенных кольцах спирали диска с последующим сравнением полученных данных с информацией, закодированной в ключе . При копировании оригинального диска на CD-R/DVD-R эти данные гарантированно не совпадут, и процедура проверки завершится неудачно. Также StarForce использует защиту от эмуляторов, для чего устанавливает в операционную систему свой драйвер, чтобы отличать реальные оптические приводы от виртуальных, созданных такими программами, как DAEMON Tools .

    StarForce Universal

    Сочетает в себе возможности StarForce Disc и StarForce ProActive. Пользователь может использовать защиту, постоянно вставляя диск, как в случае с StarForce Disc, либо активировать купленный продукт через интернет. В случае интернет-регистрации, для запуска приложения диск больше не потребуется. Для избежания передачи/перепродажи используется ограниченное количество активаций (конкретные условия определяет издатель).

    StarForce Audio/Video

    Защита аудио- и видеофайлов от копирования и пиратского распространения. Возможна привязка как к компьютеру, так и к диску.

    StarForce Content

    Решение позволяет защищать электронные документы в различных форматах (PDF, DOC, DOCX, RTF, PPT, PPTX, HTML, JPG/JPEG, PNG, GIF) с поддержкой привязки к компьютеру и к диску. StarForce предлагает его в двух вариантах: в виде интернет-сервиса для издателей и в виде отдельного решения для корпоративных заказчиков.

    StarForce E-m@il

    По аналогии со StarForce Content запущен интернет-сервис SFletter с возможностью зарегистрировать бесплатный почтовый ящик для отправки защищённых сообщений и решение для корпоративных заказчиков для установки на территории предприятия.

    Репутация StarForce

    Большинство пользователей считает, что любая защита от копирования - это зло. StarForce не любили особенно, как за исключительную прочность защиты (а значит, поздний выход нелегальных версий; рекордом считается Splinter Cell: Chaos Theory , продержавшийся 422 дня ), так и за ошибки в драйверах (в разное время были эксплойт , допускавший любую программу в нулевое кольцо, и отказ некоторых приводов, вплоть до момента деинсталляции драйвера). Эти отказы (драйвер не исчезал при удалении игры и стирался только специальной утилитой) в 2006 году вызвали слухи о поломке приводов, компания объявила акцию, согласно которой доказавшему вред StarForce для компьютера полагалась премия в 1000 $ . Позже сумма была увеличена до 3000 $ , а потом и до 5000 $ , но вред, причиняемый решениями StarForce, так и не был доказан.

    В 2006 году широкую огласку в Интернете получил случай с игрой Galactic Civilizations 2 . Работник Protection Technology , в ответ на утверждения пользователей, что игра вообще без защиты от копирования может продаваться хорошо, выложил на форуме ссылку на торрент-сайт, где в режиме реального времени можно было посмотреть, сколько человек в данный момент качают «пиратский» образ игры . Позже компания принесла извинения за действие своего сотрудника.

    В настоящий момент (июль 2015 года) благодаря технологиям «бездрайверной» защиты и привязке к компьютеру использование решений StarForce стало гораздо удобнее для конечных пользователей. Также компания развивает облачные сервисы для защиты контента и электронной почты, призванные упростить процесс защиты информации, которая используется в повседневной жизни.

    Взлом StarForce

    Основу защиты представляет так называемая виртуальная машина. Это специальная подпрограмма, которая умеет менять своё положение в памяти, шифровать и расшифровывать участки кода, менять местами данные и адреса. Чтобы разобрать виртуальную машину, даже у опытного обратного программиста уйдёт немало времени. Поэтому, для взлома Starforce обычно используют следующий алгоритм.

    1. Делается дамп самой программы, когда она запущена в памяти с помощью лицензионного диска.

    2. Делается дамп виртуальной машины (из памяти на диск сохраняются участки кода, отвечающие за расшифровку оригинальной программы). Смысл этого метода в том, что после загрузки секций памяти с диска все адреса остаются такими, как были бы если бы использовался лицензионный диск.

    3. Восстанавливается импорт функций (для StarForce версий 4. хх).

    4. Снимается защита "антидамп", которая не даёт запустить полученный файл на компьютере, отличном от компьютера взломщика (используется привязка по CPUID).

    Причём для снятия самой младшей версии StarForce Basic достаточно выполнить только пункты 1 и 3. Виртуальная машина используется в более продвинутой версии StarForce Pro/Builder.

    Напишите отзыв о статье "StarForce"

    Примечания

    1. . Статья от CNews . .
    2. . .
    3. . Статья от CNews . .
    4. . интервью с разработчиками . .
    5. Александр Зацепин: В 2014 году мы планируем запуск двух сервисов, связанных с защитой электронных документов
    6. . .
    7. web.archive.org/web/20060315052928/www.star-force.com/protection/protection.phtml?c=91&id=319
    8. . .
    9. . новости компании . .
    10. . "Боевой Народ" . .
    11. www.galciv2.com/temp/starfo2.jpg
    12. www.star-force.ru/press/news/index.php?news=2725 StarForce и DTL запускают продукт по защите формата DVD-Video
    13. www.dvd-rx.com/ru/news/2011/01/18/ DTL Technology и StarForce объявляют о сотрудничестве

    См. также

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий StarForce

    «Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
    В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
    Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
    Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
    – Ну, что, князь? – спросил Козловский.
    – Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
    – А почему?
    Князь Андрей пожал плечами.
    – Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
    – Нет.
    – Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
    – Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
    – Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
    – Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
    Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
    – Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
    Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
    – Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
    Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
    Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
    Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
    Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
    Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
    Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
    – Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
    – Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
    В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
    – Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
    Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
    – Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
    Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
    Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
    – Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
    Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
    – Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
    Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
    – Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
    Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
    – Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
    – Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.
    – Ну, что ты, братец, – успокоивая сказал Несвицкий.
    – Как что? – заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. – Да ты пойми, что мы, или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Quarante milles hommes massacres et l"ario mee de nos allies detruite, et vous trouvez la le mot pour rire, – сказал он, как будто этою французскою фразой закрепляя свое мнение. – C"est bien pour un garcon de rien, comme cet individu, dont vous avez fait un ami, mais pas pour vous, pas pour vous. [Сорок тысяч человек погибло и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке, как вот этот господин, которого вы сделали себе другом, но не вам, не вам.] Мальчишкам только можно так забавляться, – сказал князь Андрей по русски, выговаривая это слово с французским акцентом, заметив, что Жерков мог еще слышать его.
    Он подождал, не ответит ли что корнет. Но корнет повернулся и вышел из коридора.

    Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
    11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
    – А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
    – Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
    – Смотри же, выводи хорошенько!
    Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
    «Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
    – Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
    Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул