Что можно использовать микрофон компьютере. Лучшие микрофоны для компьютера по отзывам покупателей. Практические возможности микрофонов

Компьютерные системы и технологии в наше время развиваются очень быстро, у рядового пользователя ПК появляются такие возможности, которые ещё лет 10 назад казались фантастикой. Скайпом сейчас уже вообще никого не удивишь. Командные компьютерные игры позволяют практически полностью окунуться в виртуальную реальность, общаться между собой, используя обычную человеческую речь. Музыканты, композиторы, певцы всё чаще используют интернет не только для общения, но и, например, для совместной работы над произведениями и композициями. Поэтому если раньше почти всех устраивал даже простейший микрофон встроенный в ноутбук, то сейчас всё больше пользователей склоняется к покупке отдельного, качественного микрофона для своего ПК.
В статье пойдёт речь о том, как правильно выбрать микрофон для компьютера, каких типов они бывают, на какие характеристики микрофона прежде всего обратить внимание, в конце немного о производителях и брендах, а также видео на тему.

Тип конструкции

Петличный . Крепится к одежде специальной прищепкой. Как не трудно догадаться, имеет миниатюрные размеры. Стоимость также низкая. Основной недостаток, не очень хорошее качество звука, для общения по скайпу сойдёт, но не более.
Настольные . Располагаются на подставке, у некоторых моделей весьма массивной (для большей устойчивости). В ряде моделей микрофон можно отсоединять от неё. Нередко на подставках есть кнопки для управления. Минусом, точнее вынужденным неудобством, является то, что качество звука существенно меняется при изменении расстояния от микрофона, например, при движении головы.
Гарнитура . Представляет собой наушники, соединённые с микрофоном. Стоит подобная вещь не дёшево, но себя оправдывает. Качество звука наилучшее из возможных. Почти не занимает места, позволяет в известной мере сохранять свободу движений.

Характеристики

Чувствительность . Определяет насколько тихий звук микрофон может уловить и передать. Высокая чувствительность не всегда хорошо т. к. помимо собственно голоса или музыки, могут улавливаться посторонние нежелательные звуки (шум машин за окном, звуки шагов, работающей огргехники и пр.).
Частотный диапазон . Практически все более менее качественные микрофоны без особых помех предают человеческую речь (от 0,1 до 10 кГц). Так, что тем, кому микрофон нужен лишь для общения в скайпе над этим параметром особенно задумываться не стоит. Достаточно перед покупкой попросить продавца включить устройство, и на слух оценить результат.
Звуковое давление . Максимальная сила звука в децибелах (Дб), которую микрофон передаёт без существенных искажений.
Направленность . Зависимость чувствительности микрофона к звукам с разных, по отношению к нему, направлений. Большинство микрофонов, предназначенных для обычных потребителей, одинаково ловят звук со всех направлений, но есть полупрофессиональные модели, где направленность выражена очень чётко.

Как правильно выбрать микрофон для компьютера. Метод передачи сигнала

Конденсаторный . В них передача звука происходит за счёт изменения ёмкости конденсаторов, находящихся между двумя чувствительными мембранами. Качество звука на высоте, к сожалению, цена тоже.
Динамический . Чувствительная мембрана в магнитном поле. Предельно простая, практически не ломающаяся конструкция. Но качество не такое хорошее, как в первом варианте.

Что ещё важно учесть при выборе

Хорошо если в микрофоне будет функция подавления внешнего шума. Во многих случаях она весьма улучшает звучание. Хотя стоимость устройства будет повыше.
Обратите внимание на надёжность крепления микрофона, если оно будет слабым через пару месяцев придётся опять идти в магазин за микрофоном. Для настольного микрофона подставка должна быть как можно более увесистой, при этом желательно не занимать много места.
Для голосового общения лучше приобрести Bluetooth-гарнитуру. Она позволит вам общаться даже если вы отойдёте от компьютера.

О производителях

К наиболее известным можно отнести BOYA, Defender, Plantronics, Genius, Sven
Среди качественных бюджетных микрофонов упомянем Defender MIC-112, Plantronics AUDIO 300, Hama 57151, SVEN MK150 .
К дорогим, по настоящему высококласным, качественным микрофонам относятся Audio-Technica AT2020, Sennheiser PC 8 USB, Apogee MiC, Blue Microphones Snowball, Shure PG27.
В завершение посмотрите видео, как правильно выбрать микрофон для компьютера.

На сегодня голосовые сообщения, онлайн-общение, запись на свой канал видео и аудио – дело каждодневное. Для того, чтобы ваш собеседник слышал ваш чистый, не искаженный, громкий голос, а в видео звук радовал слух, необходимо обзавестись качественными устройствами ввода звука на компьютер, а точнее – микрофонами.

Вам повезло, если микрофон уже встроен в ваш лэптоп. Хотя и он может устареть. Обычно его приходится докупать отдельно. Стоит он недорого, однако и его нужно суметь выбрать. Наш рейтинг лучших микрофонов для ноутбуков и компьютеров 2019 в этом вам поможет!

Микрофоны компьютерные бывают по типу крепления:

  • настольные, с подставкой;
  • на одежду — с зажимом. Обычно зажим подходит и для монитора и крышки ноутбука;
  • конденсаторные. Беспроводные, подключаются непосредственно в соответствующий разъем ноутбука. Для стационарных компьютеров не подходят;
  • беспроводная гарнитура.

Какие требования к микрофонам нужно предъявлять, чтобы не прогадать с покупкой?

  • подавление внешних шумов. Микрофон должен выделять голос, и не воспроизводить шум машин на улице, дуновение ветра в форточке, шипение масла у мамы на кухне. Обращайте внимания на частоту диапазона: средний человек говорит в пределах 100-10000 Гц;
  • прочность конструкции и шнура. Микрофон – мобильная конструкция, его приходится часто перемещать, и от надежности исполнения зависит его долговечность;
  • высокая чувствительность, чтобы не приходилось разговаривать каждый раз совсем близко к микрофону;
  • компактность. Особенно при ограниченном месте на рабочем столе или необходимости брать его с собой;
  • направленность ловли сигнала. Некоторые модели могут словить фронтальный звук, на звук со стороны не будут реагировать;
  • давление звуковое. Микрофон может принять сигнал, но обработать и передать его в ужасном качестве. Данный параметр определяет, насколько хорошо будет передан сигнал.

Лучшие микрофоны для компьютера и ноутбука 2019

Лучшие микрофоны настольного типа

Очень хороший настольный вариант с гнущейся ножкой, хорошо подходит для скайпа. В подставку встроен утяжелитель для хорошей устойчивости. Для онлайн-общения, голосовых чатов, аудиосообщений может подойти. Для записи качественного аудио и видео не годится.

Тип: настольный.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 120 рублей.

Достоинства:

  • низкая стоимость;
  • стойкая опора;
  • гнущаяся ножка;
  • небольшая фильтрация шума.

Недостатки:

  • не весь шум отсеивается.

Обзор микрофона — в видео:

Такой микрофон может быть использован для озвучания непрофессиональных видео. Он отсеивает лишние шумы и дает вполне чистый звук. Очень высокая чувствительность – нет необходимости постоянно наклоняться к нему. Конечно, это отличный вариант для разговоров онлайн. Конструкция легкая и одновременно устойчивая. Стойка свободно вращается в разные стороны.

Тип: настольный.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 350р.

Достоинства:

  • удобная конструкция: устойчивость, вращение;
  • прочность;
  • легкое подключение;
  • записанный звук — хороший;
  • шнур длинный.

Недостатки:

  • для записи должен быть довольно громкий звук. К слишком тихому звуку данная модель плохо чувствительна.

Микрофон, в первую очередь, привлекает своим необычным минималистичным дизайном. Имеет широкий спектр применения: озвучка видео, запись аудио, онлайн-презентации, разговоры. Удобное шариковое соединение ножки с подставкой обеспечивает подвижность конструкции во все стороны. Это отличный выбор для тех, кто постоянно работает со звуком в компьютере.

Тип: настольный.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 490 рублей.

Достоинства:

  • хорошая чувствительность;
  • стильный и компактный дизайн, удобно брать с собой;
  • подавление шумов;
  • есть кнопка выключения микрофона;
  • хорошо уживается с другими микрофонами, если те подключены в ту же систему.

Недостатки:

  • немного фонит при записи. Выход: отключать колонки.

Сравнительный видео-обзор микрофона:

Компактная модель с довольно длинным шнуром (2м). Подключается легко, устойчив, ножка гнется, сам микрофон всенаправленный. Может использоваться для общения, компьютерных игр. Есть распознавание речи и отсеивание шумов. Для записи аудио и видео не подойдет.

Тип: настольный.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 320 рублей.

Достоинства:

  • хорошая цена;
  • гибкость;
  • компактность;
  • довольно хорошая передача звука.

Недостатки:

  • модель не является профессиональной;
  • невысока чувствительность – если говорить на расстоянии, то могут не услышать;
  • чтобы нормально шла звукопередача и звукоприем, нужно еще поиграть в компьютере с настройками микрофона.

Лучшие микрофоны, закрепляемые на одежду на клипсе

Очень недорогая модель, прикрепляемая как на одежду, так и на компьютер, крышку ноутбука, полку, стол. Использовать можно исключительно для разговоров по скайпу или прочим общалкам, но для серьезной записи аудио или видео модель никак не подойдет – не отсеивает шумы. Чувствительность довольно высокая – нет необходимости держать его непосредственно у рта.

Тип: на одежду.

Средняя цена: 150 рублей.

Достоинства:

  • очень доступная цена;
  • легкое подключение;
  • мобильность, очень маленькие габариты;
  • хорошая чувствительность.

Недостатки:

  • не подходит для серьезных записей аудио-видео;
  • нет подавления шумов;
  • жестковатое крепление.

Тест-драйв микрофона в видео:

Простенькая модель, которая на одежде закрепляется клипсой, а может прикрепляться к монитору липучкой. Довольно хорошая чувствительность, всенаправленность. Длина шнура 1.8 метра – достаточно для того, чтобы свободно двигаться и не быть прикованным к экрану. Подойдет для геймеров (голосовые чаты), общения онлайн, для междусобойных конференций.

Тип: на одежду.

Подавление шумов: отсутствует.

Средняя цена: 160 рублей.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • компактность и простота;
  • хорошая чувствительность.

Недостатки:

  • не подавляет шумы;
  • провод не позволяет далеко уйти от компьютера;
  • не годится для профессиональной звукозаписи или серьезных конференций.

Еще один миниатюрный микрофон, который клипсой крепится на одежду, а на монитор или стол – липучкой. Подходит для общения и для геймерских чатов. Для записи серьезных видео или аудио не годится. Провод 1.8 м.

Тип: на одежду.

Подавление шумов: отсутствует.

Средняя цена: 160 рублей.

Достоинства:

  • легко подключается и крепится;
  • достаточная чувствительность, чтобы не крепить в непосредственной близости ко рту;
  • компактность и мобильность.

Недостатки:

  • непрофессиональная модель;
  • нет подавления шума, не лучшее качество звука.

Сравнительный видео-обзор гаджета:

Модель хоть и подвесная, но является профессиональной. Диафрагма является всенаправленной, запись и воспроизведение звука на высоте. Длина провода – почти 2 метра. Поролоновая насадка от ветра, удобная и надежная металлическая клипса делают такой микрофон вполне годным для записи звука хорошего качества.

Тип: на одежду.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 1960 рублей.

Достоинства:

  • профессиональная модель;
  • удобное крепление;
  • отличная чувствительность;
  • компактность.

Недостатки:

  • высоковата цена;
  • провод несколько привязывает говорящего к технике.

Лучшие беспроводные гарнитуры

Беспроводные наушники с микрофоном с оголовным креплением. USB-подключение, шумоподавление в микрофоне, могут складываться, есть встроенный регулятор громкости. Радиус действия – 10 метров. Работа без подзарядки – 6 часов. Звук принимает и выдает вполне прилично.

Тип: беспроводная гарнитура.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 4700 рублей.

Достоинства:

  • нет проводов;
  • довольно хорошая передача звука;
  • компактность.

Недостатки:

  • маловато клавиш для управления;
  • громкость невысока;
  • плохой сигнал через препятствия.

О плюсах и минусах гарнитуры — в видео:

Модель разрабатывалась как геймерская для максимального удобства игрока: ничто не сковывает движений, не нужно наклоняться постоянно к микрофону, приличное расстояние от USB. Микрофон оснащен шумоподавлением, эффект «звук вокруг». Также подойдет для общения онлайн. Удобно и комфортно крепится на голове. Имеется регулятор громкости. Может также работать со смартфонами и планшетами.

Тип: беспроводная гарнитура.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 11800 рублей.

Достоинства:

  • нет проводов;
  • удобное крепление;
  • подавление шумов;
  • «звук вокруг».

Недостатки:

  • некоторый геймеры отмечают, что не всегда слышно, с какой стороны идет звук. Например, шаги приближающихся врагов. В играх очень важно услышать, откуда именно доносятся звуки. В данных наушниках не всегда это можно понять.

Комфортная и удобная геймерская гарнитура. Можно купить и для прослушивания музыки. Подавление шумов в микрофоне, удобные закрывающие уши чашки, полный комфорт от использования.

Тип: беспроводная гарнитура.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 7850 рублей.

Достоинства:

  • нет проводов;
  • хорошая чувствительность;
  • выдает отличный звук;
  • комфортна в ношении.

Недостатки:

  • не всем пользователям удобен размер чашек из-за разных размеров ушей. Обязательно нужно сначала примерять;
  • пользователи отмечают, что одновременно говорить в микрофон и слышать хорошие звуки из игр не получается. При попытке что-то в микрофон сказать, качество входящего звука на этот период падает.

Обзор гарнитуры — в видео:

Лучшие конденсаторные микрофоны

Отличная и компактная модель для звукозаписывающих студий. Подойдет и для обычного общения. Просто воткнуть в разъем ноутбука и пользоваться. Имеет функцию распознавания голоса.

Тип: конденсаторный.

Подавление шумов: есть.

Средняя цена: 650 рублей.

Достоинства:

  • хорошая чувствительность;
  • направленность;
  • звук отличного качества;
  • компактен и легок в подключении;
  • распознает голос.

Недостатки:

  • довольно высокая цена;
  • не подходит для стационарных компьютеров, если блок питания стоит не рядом с монитором.

Еще одно устройство местного применения, которое устанавливается на ноутбуки. Ножка гнется. Микрофон вставляется прямо в разъем. Чувствительность высокая, не придется все время приближаться к микрофону, чтобы говорить. Качество звука на выходе не самое лучшее, поэтому для профессиональных целей не подойдет – только для общения.

Тип: конденсаторный.

Подавление шумов: нет.

Средняя цена: 350 рублей.

Достоинства:

  • компактность;
  • прочность, хотя кажется хрупким;
  • приемлемая цена;
  • удобное подключение.

Недостатки:

  • качество звука не на высоте;
  • не подходит для стационарных компьютеров, у которых блок питания не расположен в непосредственной близости от монитора.

Настоящая профессиональная модель для студийных звукозаписей. Подключается в разъем USB. Полное подавление сторонних шумов – модель выделяет только голос. Есть встроенный предусилитель, поэтому записываемый звук будет гарантированно громким. Встроен также переключатель аттенюатора. Есть выход для наушников.

Тип: конденсаторный.

Подавление шумов: присутствует.

Средняя цена: 17500 рублей.

Достоинства:

  • профессиональная модель. Отличное качество звука без шумов. Множество встроенных девайсов для отличной звукопередачи;
  • удобство использования;
  • хорошая устойчивость.

Недостатки:

  • очень высокая цена;
  • если нужна подставка, она приобретается отдельно.

Профессиональный обзор микрофона — в видео:

Креативный дизайн вкупе с отличными записывающими характеристиками делают данную модель настоящим хитом продаж среди профессиональных студийных микрофонов. Подключается он просто в USB-разъем. Есть возможность менять направленность диаграммы. Усилитель, разъем для наушников, отсеивание любых шумов, кроме голоса, отличная чувствительность. Подставка уже идет в комплекте.

Тип: конденсаторный.

Подавление шумов: имеется.

Средняя цена: 12000 рублей.

Достоинства:

  • профессиональный. Отличное качество звука и приема. Возможность менять настройки;
  • можно выбирать расцветку корпуса.

Недостатки:

  • высокая цена.

Полный обзор микрофона — в видео:

Выбор микрофона начинается с выяснения целей его использования. Здесь не нужен принцип «лучше – значит дороже». Совершенно незачем покупать студийную сверхчувствительную модель с кучей наворотов, если вы просто иногда разговариваете с родителями по скайпу. И – напротив – не стоит пытаться экономить на качестве, если вы покупаете микрофон для записи хороших видео, в студию радиостанции или для записи музыкальных треков.

Твитнуть

Не важно, хотите вы записать свою речь для подкаста или чтобы в Скайпе хорошо слышали собеседники - моя инструкция по настройке микрофона подойдёт всем. Покажу, как записать звук, расскажу о порядке действий при обработке записи: нормализации громкости, компрессии звука и очистке от шума.

Предисловие

(Моё субъективное мнение)

В поисках новой информации я предпочитаю читать статьи и инструкции. Видео на YouTube смотрю крайне редко. Знаете, почему? Потому что авторы обучающих видео в своём стремлении донести информацию забывают о здравом смысле. В итоге все скринкасты (записи с экрана) можно поделить на несколько уровней качества:

  1. Категорически несмотрибельные. Рассказчик показывает свой Рабочий стол, затем открывает блокнот и… начинает печатать. Молча. Исправляя опечатки, автор нудно тыкает клавиши. А где звук, где живая речь? Закрываю такие видео сразу, ибо считаю пустой тратой времени смотреть, как кто-то набирает текст.
  2. Трудносмотрибельные. Использование наложенных титров - следующий шаг эволюции. Как вариант, запись рубится на куски и, словно в насмешку над традициями немого кино, между клипами вставляются надписи кислотных цветов шрифтом Comic Sans. С ошибками и опечатками, разумеется. Тошнотворная музыка - обязательный атрибут.
  3. Ну так себе/Хорошо. В эту категорию попадают видео с голосовыми комментариями, сделанные с разной степенью профессионализма. В зависимости от голоса и качества звука скринкаст может быть как посредственным, так и замечательным. Например, про мою видеоинструкцию о том, как восстановить удалённые данные с флешек можно сказать «сойдёт», потому что дикция у меня не очень, зато показал нужную информацию кратко и понятно.
  4. Шикарные видеоролики. Как правило, для таких роликов используется диктор с опытом. В создании участвуют, возможно, больше одного человека. Таких видео на Ютубе мало, обычно все торопятся быстрее рассказать и выложить в сеть свои творения без обработки.

Как сделать качественный скринкаст, расскажу как-нибудь потом, когда обзаведусь багажом опыта. Сейчас сосредоточусь на важной составляющей любого видео, способной жить отдельно - звуке.

На самом деле многие технологии не так развиты, как кажется на первый взгляд. Какие-то в начале своего жизненного пути, другим сто лет в обед и улучшений не предвидится. Аккумуляторы - пример полностью застывшей технологии, из-за которой телефоны присасываются к розеткам несколько раз в день.

Перспективы развития микрофонов получше. Принципы преобразования акустического сигнала в электрический были разработаны почти сто лет назад, с тех пор не претерпев существенных изменений.

  • Конденсаторные микрофоны - 1916 год.
  • Электретные (такие стоят в телефонных гарнитурах) - 1920-е годы.
  • Динамические микрофоны с катушкой - 1931 год.

Но в последнее время появились перспективные разработки. В ближайшие пару десятков лет на рынке появятся сверхчувствительные конденсаторные микрофоны с мембраной на основе графена, но пока человечеству придётся работать с тем, что есть, выжимая из существующих технологий всё возможное.

Любые звуки, попадающие в уши, обрабатываются мозгом. Поэтому мы можем выделить голос в толпе и привыкаем к постоянному шуму. Это круто, но, к сожалению, повторить такой трюк с помощью техники затруднительно.

Если вы думаете, что запись не нужно обрабатывать, задумайтесь: вы что, никогда не записывали на лекции речь преподавателя, чтобы прослушать позже? Не вслушивались в невнятные фразы, пытаясь вспомнить, что именно лектор говорил перед доской? Кашу маслом не испортишь, любые записи можно улучшить с помощью звукового редактора.

Что нужно для записи звука

Можно записать звук на фотоаппарат, видеокамеру или телефон, но качество записи оставит желать лучшего. В фотоаппараты редко ставят качественные микрофоны, в видеокамерах тоже далеко не всегда, в телефонах сплошная лотерея.

Если хотите отдельное устройство для записи звука, берите (полу)профессиональный цифровой диктофон. Хотя бы такой:

Мой опыт говорит о том, что диктофонные записи звучат чище, чем с дешёвого микрофона, подключённого к домашнему ПК. Конечно, при условии, что в настройках устройства установлено максимальное качество. Записи, сделанные на компьютере, отличаются высоким уровнем шума. Этому есть две причины.

Первый из виновников - электромагнитное излучение, которое распространяют электронные компоненты работающего компьютера. Излучение отлично ловится звуковой картой и любыми усилителями звука, если таковые встроены в микрофон. В ноутбуках эффект проявляется сильнее, потому что их компоненты расположены плотнее, источники излучения ближе. Ещё хуже, когда микрофон беспроводной и дешёвый, обычно такие любят использовать для караоке - шума будет ещё больше. Это не повод носить шапочку из фольги и обниматься с кактусами, просто имейте в виду сей факт.

Второе - качество звуковых карт. Даже самый качественный микрофон бесполезен, когда состыкован с некачественной звуковой картой. Однодолларовые звуковые карточки с Алиэкспресса типичный тому пример. Даже не думайте записывать звук с этого:

Идеальным выбором для записи звука на компьютере - связка из качественных микрофона и внешней звуковой карты. К сожалению, хорошие звуковые карты стоят от 8 тысяч рублей и больше.

Звуковая карта M-Audio M-Track 2x2M - хороший выбор для домашней студии

Либо можно взять микрофон, подключающийся к компьютеру через USB, там звуковая карта встроена. Отличный пример - микрофон Blue Yeti, любимый многими ютуберами.

Хотя, если хватает бюджета для такого микрофона, задумайтесь о покупке профессионального рекордера вроде Tascam DR-40 - его можно не только поставить на стол, но и взять с собой для записи, например, на природе. Тогда за те же деньги вы получите универсальный инструмент, работающий независимо от компьютера и места действия.

Все микрофоны, как я уже писал выше, делятся на несколько типов в зависимости от принципа работы. Наиболее распространённые:

  • Динамические - популярный тип микрофонов. Не сильно чувствительные, но дешёвые. Типичный пример - микрофоны для караоке.
  • Конденсаторные - не очень чувствительные, ловят звуки в ограниченном радиусе, звук субъективно «чистый». Кстати, при покупке микрофонов безымянных брендов на Aliexpress не ведитесь на слово «конденсаторный» в названии - как правило, это маркетинговая уловка. Внутри может оказаться электретный капсюль.
  • Электретные - подвид конденсаторных. Благодаря компактности и дешевизне используются в гарнитурах и подавляющем большинстве недорогих микрофонов. Чувствительность хорошая, частотные характеристики тоже.

Ещё микрофоны отличаются направленностью на источник звука: круговая или «омни» (ловит звук со всех сторон), кардиодная (с одной стороны чувствительность выше), направленная и т.д. Какой нужен - решать вам.

Подключаться тоже могут разными способами. Проще всего приобрести с 3,5 мм TRS, то есть самым обычным миниджеком, как у наушников:

Это самый распространённый способ подключения микрофона к домашнему компьютеру.

Что делать, если микрофон тихий

Мне часто жалуются на то, что записанный голос или любой другой звук звучат слишком тихо. При программном усилении звука проявляется слишком много шумов, от которых практически невозможно избавиться. Кто в этом виноват - микрофон или звуковая карта? Виноват покупатель, не разобравшийся в том, что у него имеется и какая звукозаписывающая аппаратура ему нужна.

Все микрофоны, за исключением динамических, требуют фантомное питание. Вопреки распространённому мнению, у всех звуковых карт оно есть, но разброс подаваемого напряжения широк. Я встречал от 2 до 5 вольт у тех, которые встроены в материнскую плату. Для компьютерных гарнитур это приемлемо, но профессиональным микрофонам нужно 48V. При отсутствии требуемого запись будет очень тихой и вам придётся покупать либо звуковую карту с соответствующими характеристиками, либо отдельный источник фантомного питания.

Повторю: требуемое напряжение фантомного питания может быть разным. Для одних микрофонов требуется 48 вольт, другие рассчитаны на 24 или даже 12 вольт. А некоторые микрофоны (обычно динамические) вообще работают от батарейки, им отдельное питание не нужно.

Другая проблема - звуковая карта не всегда может качественно усилить сигнал, примешивая шумы из-за помех и несовершенства схемы. Обычно этим грешат чипы от Realtek, встроенные в матплату. Тогда нужно покупать качественную карточку или подключать микрофон через предусилитель вроде такого:

Если у вас прямые руки, можете сами спаять усилитель микрофона на одном или двух транзисторах. Схемы легко гуглятся, электронные компоненты можно достать в любом приличном магазине радиодеталей. Либо купите 50-рублевую платку с микрофоном с усилителем на специализированной микросхеме MAX9812.

Несмотря на то, что платка позиционируется для работы с Arduino, на самом деле такую можно запитать от батарейки и подключить к линейному входу компьютера. Качество записываемого звука будет очень приличным.

Полезные дополнения к микрофону

К микрофону желательно купить или сделать самому парочку полезностей, улучшающих записываемый звук.

1. Поп-фильтр.

Во время записи воздух, выдыхаемый говорящим, создаёт неприятный взрывной звук. Конструкция элементарна: несколько слоёв нейлона, натянутых на рамку.

Важно, чтобы ни сам фильтр, ни его крепление не касались микрофона, потому что передача вибраций от фильтра сведёт его работу в ноль. Можете сами сделать поп-фильтр, натянув нейлоновые колготки на проволочное кольцо.

2. Защита от ветра.

Без защиты от ветра микрофоны бесполезны на открытом воздухе. Для ветрозащитных фильтров используют куски поролона или длинную шерсть.

Сгодится даже шерстяной носок! Например, известный видеоблогер Дмитрий Шамов натягивает обрезанный кусочек шерстяного носка на свою экшн-камеру, чтобы подписчики могли слушать записи, сделанные в ветреную погоду:

Стоимость изготовления подобных фильтров стремится к нулю, зато эффективность на высоте.

3. Эластичный подвес.

Подвес (shock mount) нужен для защиты микрофона от внешних вибраций. Типичный подвес выглядит устрашающе, не зря в народе его называют «пауком»:

Благодаря подвесу можно оградить микрофон от вибрации, которая исходит от компьютера и рук, если вы что-то двигаете по столу. Можете изготовить самостоятельно, если у вас есть резинки и металлическое кольцо.

Как подключить микрофон

В настольном компьютере минимум два микрофонных разъема: на передней панели со значком микрофона и на задней розового (оранжевого) цвета:

Передняя (слева) и задняя (справа) панели компьютера. Линейный вход пригодится для оцифровки кассет с магнитофона.

На настольных ПК подключайте только в задний разъём, звук будет чище из-за меньших помех.

В ноутбуках вместо отдельного входа под микрофон может быть комбинированный, как в телефонах. Чтобы проверить, содержит ли разъём вашего ноутбука микрофонный вход, подключите телефонную гарнитуру и посмотрите на индикатор звука в настройках Windows (об этом дальше). Если реагирует на звук - купите переходник. Гуглится в интернет-магазинах по запросу «3.5mm Stereo Audio Male to 2 Female Headset Mic Y Splitter Cable Adapter»:

Обратите внимание на штекер: должно быть четыре контакта

Существуют и обратные переходники, подключающие телефонную гарнитуру к ПК.

Как проверить микрофон

Нажмите правой кнопкой мыши по значку регулировки громкости и выберите «Записывающие устройства»:

Если микрофон подключен, индикатор справа будет реагировать на звуки:

Индикатор не отреагирует, если микрофон:

а) неправильно подключён;
б) требует фантомного питания;
в) выключен в настройках (нажмите по строке и посмотрите, не активен ли пункт «Включить»);
г) выключен физически (на микрофоне может быть выключатель и отсек для батарей);
д) его громкость в настройках снижена до минимума (об этом дальше).

Как настроить микрофон

Чувствительно микрофона можно регулировать. В зависимости от модели звуковой карты, в настройках подключённого микрофона (правой кнопкой по строке с микрофоном - «Свойства») будет один или два регулятора:

  1. Первый ползунок под надписью «Микрофон» будет всегда. Это основной регулятор чувствительности микрофона.
  2. Настройка «Усиление микрофона» встречается отвечает за дополнительное усиление уже полученного звуковой картой звука. Иногда этого пункта может не быть, зависит от модели звуковой карты.

Советую ставить усиление (нижний ползунок) на 0.0 дБ и двигать только верхний. Таким образом шумы, если они есть при записи аудио, не будут лишний раз программно усиливаться.

Если при записи происходит перегрузка («зашкаливание» звука, когда громкие звуки превращаются в хрип), стоит снизить чувствительность микрофона. На практике дешёвые (до 2 тысяч рублей) микрофоны недостаточно чувствительны, чтобы вызвать перегрузку, поэтому можете спокойно ставить 100% чувствительности.

Регулировка громкости - это хорошо. Ещё лучше, когда аудиокарта поддерживает наложение фильтров сразу при получении звука. Для записи это не очень полезно, потому что качество обработки оставляет желать лучшего, проще почистить звук потом. Для общения в реальном реальном времени наоборот, звуковые фильтры сослужат хорошую службу, убирая шум и подстраивая громкость. Фильтры смотрите на вкладке «Улучшения»:

Вкладка «Улучшения» будет доступна только в том случае, если микрофон подключён и звуковая карта поддерживает фильтры.

Типичные фильтры, доступные на большинстве современных звуковых карт:

  • Удаление постоянной составляющей - помогает избавиться от «захлёбывающегося» звука. Упрощённо говоря, делает слишком громкие звуки тише, из-за чего их становится слышно вместо громыхающих помех. Можно включить, если ваша цель - общение по Интернету. Когда вы отдаляетесь или, наоборот, слишком близко к микрофону, удаление постоянной составляющей избавляет от звуковых помех. Для записи подкастов, начитки текста, когда от микрофона не убегаете, лучше выключить этот фильтр и просто настроить громкость записи.
  • Подавление шума - при возникновении однообразного шума фильтр срезает его частоты. При общении по Скайпу можно включить, но для записи речи лучше выключить и почистить запись от шума позже, т.к. из-за фильтра подавления шума речь теряет частоты и звучит как из банки.
  • Подавление эхо - теоретически должно помогать при эхе, когда звук из колонок улавливается микрофоном, снова воспроизводится колонками и так далее, пока зацикленный звук не превращается в визг. На практике работает из рук вон плохо, ухудшая запись и пропуская эхо. В общем, если собеседники жалуются на то, что слышат себя, включите фильтр - авось поможет. Или наденьте наушники, чтобы микрофон слышал только вас.

В зависимости от модели звуковой карты и установленного драйвера фильтры могут называться иначе, список может быть другим. Напишите в комментариях, если у вас есть какой-нибудь дополнительный фильтр аудио, оказавшийся полезным.

Два совета:

  1. Отключите прослушивание записи с микрофона: вкладка «Прослушать» в свойствах микрофона - снимите галку с «Прослушивать с данного устройства».
  2. Сделайте микрофон устройством по умолчанию: в окне «Звук» на вкладке «Запись» правой кнопкой мыши по микрофону - «Использовать по умолчанию», «Устройство связи по умолчанию». Если пункты серые - значит, микрофон уже используется как основное средство записи звука. Без этого программы не поймут, что использовать для записи в первую очередь.

Настройка микрофона для Скайпа

Для общения в Skype включите шумоподавление в настройках микрофона (см. выше список фильтров), выставьте ползунки на максимум и убедитесь, что в настройках Скайпа (меню «Инструменты» - «Настройки») выбран микрофон в качестве устройства общения:

Галка «Разрешить автоматическую настройку микрофона» позволяет Скайпу подстраивать чувствительность микрофона.

Это всё, что нужно для настройки этой программы общения.

Бесплатный редактор звука Audacity

Из всех бесплатных программ записи звука Audacity, пожалуй, самая функциональная. Есть куда расти, но функциональности предостаточно.

Зеленым цветом я отметил пункты, отвечающие за работу с проектом. В процессе работы над записью вы должны сохранять проект командой «Сохранить проект». Открывается проект (мало ли, вдруг закрыли Audacity) с помощью пункта «Открыть».

Жёлтым цветом отмечены пункты импорта и экспорта звуковых файлов.

Чтобы отредактировать готовую запись (музыку, речь), нужно импортировать звуковой файл командой «Импортировать» - «Звуковой файл».

Без установленного кодека LAME MP3, ссылку на который я давал выше, в MP3 сохранить не получится. Тогда выбирайте Ogg Vorbis - это более эффективный формат сжатия звука, просто менее распространённый по сравнению с MP3. К сожалению, Ogg Vorbis мало где поддерживается, поэтому все-таки советую поставить кодек MP3. Сохранять в WAV не рекомендую - размер файлов будет громадный.

Запись звука в Audacity

Так как в настройках Windows вы уже установили микрофон как средство записи по умолчанию, Audacity знает, откуда брать звук. Можете сразу приступать к записи. Для этого запустите программу и нажмите кнопку начала записи на верхней панели:

Программа начнёт записывать звук. Для остановки есть кнопка «Стоп»:

Как только вы начнёте записывать, в главном окне программы появится первая дорожка со звуком. После остановки записи она сформируется полностью, можно выделять её участки и производить манипуляции. Например, накладывать эффекты или удалять отдельные слова. Звуковую дорожку можно сравнить с текстом: звук можно копировать, вырезать и вставлять.

Самих звуковых дорожек может быть несколько. Старые версии Audacity после каждого нажатия кнопки записи создавали новую дорожку, но теперь, очевидно, из-за жалоб пользователей, пишет в одну. Вы можете вернуть старое поведение через настройки: Правка - Параметры - Запись - Всегда записывать в новую дорожку. Тогда, когда нажмёте кнопку записи снова, запись продолжится в новой звуковой дорожке.

Нормализация громкости

После записи нужно привести звук в порядок. Излишнее громыхание, искажение отдельных тонов можно исправить эквалайзером, но сначала нужно привести громкость записи в порядок.

Неопытные дикторы после вдоха говорят громко, по мере опустошения легких приглушая голос. Записи мероприятий тоже не отличаются равномерностью, ведь источники звука передвигаются. Чтобы запись хотя бы минимально привести в порядок, в Audacity, как и любом нормальном звуковом редакторе, есть звуковые фильтры. Они находятся в меню «Эффекты», их можно применить как ко всей записи, так и отдельным участкам, смотря что выделите. Без выделения эффекты применяются ко всей звуковой дорожке.

Limiter

Бывают условия, при которых предложенный мной порядок фильтров для очистки и улучшения звука не подойдёт. Результатом станет хрипящее шумное нечто. Поэтому обязательно слушайте запись до и после применения каждого фильтра. В идеале вам нужно экспериментировать, меняя настройки, и сравнивать результаты.
Например, если полученная запись была тихой, сначала сделайте нормировку сигнала, подавите шум и только тогда обрабатывайте Limiter’ом и компрессией.

Фильтр Limiter («Ограничитель») подавляет резкий, громкий шум. Например, стук подставки микрофона о стол, если во время записи решили его передвинуть. Взрывные звуки видно невооруженным глазом:

Поэтому выделяйте всю запись, затем Эффекты - Limiter и ставьте такие настройки:

Тип Limiter нужно поставить в «Hard Limit». Это сильное, агрессивное подавление резких громких звуков. В других программах этот вид обработки может быть выделен в отдельный фильтр Hard Limiter.

Значение «Limit to (dB)» регулирует степень приглушения резких звуков. Так как видно, что звук был громче раза в три остальных звуков, можете спокойно ставить в -10 dB.

Не забывайте нажимать Preview, чтобы слушать результат сразу после настройки параметров. Если голос на записи стал хрипеть, «Limit to» нужно повысить, ослабив таких образом действие фильтра.

Нормировка сигнала

Приводит в порядок общую громкость записи. Применяйте с настройкой нормализации амплитуды в -3 dB:

Компрессия

В отличие от нормировки сигнала, которая повышает громкость всей записи в целом, компрессия динамического диапазона усиливает тихие звуки, делая звучание насыщенным. В Audacity это пункт меню Фильтр - Компрессор динамического диапазона:

Стандартные настройки компрессии звука подойдут в большинстве случаев. При желании можете подвигать ползунки и посмотреть, как меняется поясняющий график и как звучит запись. Обычно нужно регулировать первые два ползунка, реже - третий (соотношение). Кнопка Preview позволит прослушать отфильтрованную запись без закрытия окна настроек фильтра.

После работы фильтра компрессии тихие звуки усилятся, а громкие останутся без изменений… почти:

Громкие звуки перестанут резать слух, общая «насыщенность» записи сохранится:

Как убрать фоновый шум

Под шумом я понимаю равномерный тихий звук, сопровождающий запись. Не шум ветра, периодически заглушающий все звуки, а равномерный фоновый звук. Чтобы его убрать, в Audacity встроен фильтр Подавление шума.

Найдите на записи место, где шум слышен отчётливо и нет посторонних звуков. Вам нужна хотя бы секундная пауза. В моём случае шум хорошо слышен в конце записи. Выделите его:

Теперь фильтр знает частотные характеристики шума и может его удалить. Снимите выделение и снова запустите фильтр. Обратите внимание на раздел второго этапа:

Я не могу подсказать универсальных настроек, потому что их не существует. Всё зависит от записи. Стандартные помогают в большинстве случаев, но, возможно, вам придётся самим перебрать параметры, прослушивая результат.

За что отвечает каждая настройка фильтра-шумодава:

  • Подавление шума (дБ) - степень удаления шума. Чем выше значение, тем сильнее снизится громкость шума. Если выставить большое значение, качество записи снизится, потому что срежутся частоты, которые нужно оставить. Оптимальное значение обычно находится между 10 и 20 дБ.
  • Sensitivity (Чувствительность) - чем выше значение, тем больше чувствительность фильтра. При максимальном значении фильтр будет считать шумом даже то, что шумом точно не является.
  • Frequency smoothing (bands) - сколько соседних частот будет задето при подавлении шума. Стандартное значение 3 - оптимально для 99,99% случаев.
  • Переключатель Reduce/Residue отвечает за выбор - удалить шум или оставить только его.

Совет: если после работы фильтра шум исчез, но запись стала звучать «как из банки», не торопитесь исправлять запись эквалайзером. Лучше снизьте чувствительность фильтра со стандартных 6 до, например, 3. Если звук стал чище, звонче, но проявился шум - увеличьте значение подавление шума. Комбинируя степень подавления шума и чувствительность, можно удалить шум без существенного ухудшения записи.

Порядок применения фильтров и избавление от шума

При обработке звука обычно я применяю фильтры в том порядке, в котором перечислил выше. Судя по статьям в Интернете, я изобрёл велосипед и так делают все. Тем не менее, в официальной инструкции к шумодаву Audacity советуют сначала удалить шум и только потом делать компрессию звука. Как я уже говорил в начале статьи, порядок может меняться в зависимости от ситуации, нужно думать самостоятельно и работа с очисткой от помех - как раз такой случай.

От шума избавиться не всегда легко. После многих фильтров его громкость, как и всех остальных звуков, становится разной на протяжении записи. Там, где были взрывные звуки, он тоже уйдёт. Где был тихий шёпот, после нормализации ставший различимым - проявится с десятикратной силой. Увы, фильтр подавления шума наиболее эффективно работает только с помехами равномерной громкости. Пробуйте сначала привести громкость записи к приемлемому уровню с помощью фильтра «Усиления сигнала», затем убирать шум и только потом применять компрессию динамического диапазона и ограничитель.

Другие фильтры Audacity

Обработав звук так, как я написал выше, запись станет если не идеальной, то хотя бы нормальной громкости и без шума. Такую можно использовать для подкаста или как дорожку к видео. Можно достичь кристально чистой записи, но тогда статья разрастётся до объёма книги. Лучше перечислю полезные фильтры, работу которых можете изучить самостоятельно:

  1. Эквалайзер (Equalization) - как в аудиоплеерах, только функциональнее. Чтобы усилить голос, нужно поднимать средние частоты. Чтобы приглушить шум ветра, приглушите низкие частоты (в эквалайзере слева).
  2. Удаление щелчков (Click removal) - для удаления треска и щелчков. Пригодится при оцифровке старых кассет.
  3. Усиление сигнала (Amplify) повышает общую громкость записи на столько, на сколько укажете. Не так интеллектуально, как нормировка сигнала, может пригодиться для усиления очень тихих записей.
  4. Notch filter для Nyquist вырезает из записи определённую частоту. Например, свист. Чтобы определить частоту, нужно построить график спектра (см. меню Анализ) и посмотреть, есть ли на графике острые пики. Это и будет частота, которую нужно ввести в Notch-фильтре.
  5. DeEsser для Nyquist - фильтр устранения «тсыканья» в записанной речи. Плагин нестандартный, его можно найти на форуме Audacity . Запускается через Эффекты - Ввод команд Nyquist - Load - файл DeEsser.ny.
  6. DeClicker для Nyquist - фильтр для очистки треска, скачать можно по ссылке выше там же, где лежит DeEsser. В отличии от фильтра удаления щелчков может убрать сильный треск.
  7. Низы и верхи - регулировка тона записи. Лично мне пригождается для коррекции тона голоса, делая его отчётливей звучащим, когда исходное качество записи плохое (запись лекций с диктофона в шумном помещении).

Названия могут отличаться. Я заметил, что от версии к версии перевод на русский отличается. Например, «Компрессия» стала «Компрессией динамического диапазона».

Правильное добавление фоновой музыки

Совет полезен для скринкастов и подкастов. Речь под легкую фоновую музыку слушать легче, запись получает эмоциональный окрас. Поделюсь секретом, который сохранит громкость музыки на приемлемом уровне, но вместе с тем сохранит и разборчивость речи.

Сначала нужно импортировать музыку. Она появится в проекте как отдельная звуковая дорожка:

Нужно немного приглушить запись с помощью регулятора громкости (см. скриншот ниже). Нужно добиться громкости, при которой фоновая музыка не отвлекает. Если при этом голос «забивается» - ничего страшного. В большинстве случаев -12 дБ - оптимальное значение.

Затем нужно поднять эту дорожку над всеми командой переноса на самый верх монтажного стола:

Дорожка с фоновкой должна быть над дорожкой с речью. Теперь самое важное: в Audacity есть фильтр, который убавит громкость дорожки в те моменты, когда на нижней что-то звучит. Подобный фильтр применяют при озвучке фильмов и сериалов, заглушая оригинальные голоса персонажей. Фильтр называется Автоприглушение (Auto Duck). Выделите верхнюю дорожку с фоновой музыкой и примените фильтр автоприглушения с такими настройками:

По умолчанию фильтр задавливает дорожку аж на 12 децибел, что ощущается как резкое уменьшение громкости и только отвлекает. -4 дБ - оптимальный вариант для ненавязчивой тихой музыки. 0,2 секунды (по умолчанию 0,5) - время, за которое дорожка изменит свою громкость. После применения фильтра вы услышите и увидите, что часть звука приглушилась, причём только в тех местах, где произносились фразы:

Таким образом музыка будет звучать ясно, когда нужно - приглушаться, уступая место речи. Полезный трюк. Не понимаю, почему так мало людей его использует.

Плавное нарастание и затихание записи

Эффект полезно применять к фоновой музыке, чтобы не оглушить слушателя резкими звуками. Просто выделите первые 2-3 секунды звуковой дорожки и нажмите Эффекты - Плавное нарастание. Затем 5-10 секунд в конце звуковой дорожки - Эффекты - Плавное затухание.

Плавное нарастание звука в начале записи нужно делать не больше 3 секунд, причём желательно, чтобы речь начиналась после достижения максимальной громкости звука, чтобы слушатель привык к звукам. Нехорошо, когда музыка появляется после начала рассказа. Человек автоматически прислушивается: «А что это там у них зашумело?» и отвлекается. Это можно избежать, плавно вводя фоновку, затем включая речь.

В конце записи музыка может затухать очень плавно, хоть 10-15 секунд. Если музыка заканчивается раньше речи, то становится понятно, что подкаст подходит к концу и слушатель начинает «ловить» последние слова, что очень удобно для затравки темы следующей записи и создания чувства общей завершённости. Впрочем, можно просто закончить речь, а музыку приглушить позже, это тоже не возбраняется.

Послесловие

В этой статье я рассказал о базовых приёмах записи и обработки звука. Это тот набор, благодаря которой сможете назвать комнату с компьютером и микрофоном «домашней студией». Если что-то пропустил или вы знаете более эффективные приёмы - пишите в комментариях, добавлю.