В каком году состоялась потсдамская конференция. Начало потсдамской конференции глав правительств ссср, сша и великобритании. Какие вопросы рассматривались на потсдамской конференции руководителей трех союзных держав - ссср, сша и великобритании и каково

Советскую делегацию возглавлял И.В.Сталин, американскую – президент Г.Трумэн, английскую – премьер-министр Великобритании У.Черчилль, которого затем сменил К.Эттли. Конференция проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме и была призвана обсудить проблемы послевоенного устройства мира.

К этому времени Германия капитулировала. 2 мая прекратились боевые действия на южном направлении в Италии, 4 мая в штабе генерала Монтгомери, командовавшего британскими силами, был подписан документ о капитуляции германских войск в Северо-Западной Европе, 7 мая в штабе Эйзенхауэра в Реймсе была подписана капитуляция всех германских вооруженных сил. Аналогичный документ подписали маршал Г.К.Жуков и германский фельдмаршал Вильгельм Кейтель в ночь с 8 на 9 мая.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию. В свою очередь, советская сторона во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала такого же разрешения для бывших союзников Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызвало вопросы к советским представителям относительно выполнения СССР принятой в Ялте «Декларации об освобожденной Европе». Заключение мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были признать их, только убедившись в том, что они сформированы на принципах выборности. Советская сторона сослалась на состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.

Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную Европу и разрешит свободные выборы для всех партий, кроме фашистских. Черчилль вернулся к «процентной» дипломатии и пожаловался, что вместо 50 СССР получил в Югославии 99 процентов.

На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше . Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией. Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за исключением судов, необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.

Был достигнут и ряд других соглашений. Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах. На Потсдамской конференции впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. 24 июля в разговоре со Сталиным Трумэн походя упомянул, что у США появилось новое оружие необычайной разрушительной силы. Сталин ответил, что рад это слышать и надеется, что ему найдется применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте и торопил советских ученых в аналогичной разработке. К 1945 в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при британском участии), советский и немецкий. США первыми вышли на атомный рубеж.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация)

1. Мы, Президент Соединенных Штатов, Президент Национального Правительства Республики Китая и Премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну.

2. Огромные наземные, морские и воздушные силы Соединенных Штатов, Британской Империи и Китая, усиленные во много раз их войсками и воздушными флотами с Запада, изготовились для нанесения окончательных ударов по Японии. Эта военная мощь поддерживается и вдохновляется решимостью всех Союзных Наций вести войну против Японии до тех пор, пока она не прекратит свое сопротивление.

3. Результат бесплодного и бессмысленного сопротивления Германии мощи поднявшихся свободных народов мира с ужасной отчетливостью предстает как пример перед народом Японии. Могучие силы, которые теперь приближаются к Японии, неизмеримо больше тех, которые, будучи применены к сопротивляющимся нацистам, естественно, опустошили земли, разрушили промышленность и нарушили образ жизни всего германского народа. Полное применение нашей военной силы, подкрепленной нашей решимостью, будет означать неизбежное и окончательное уничтожение японских вооруженных сил, столь же неизбежное полное опустошение японской метрополии.

4. Пришло время для Японии решить, будет ли она по-прежнему находиться под властью тех упорных милитаристических советников, неразумные расчеты которых привели японскую империю на порог уничтожения, или пойдет она по пути, указываемому разумом.

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, – пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское Правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете, Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем Правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

«После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны.

Требование трех держав – Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая – от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией. Тем самым предложение Японского Правительства Советскому Союзу о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет всякую почву.

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к Заявлению союзных держав от 26 июля сего года.

Советское Правительство считает, что такая его политика является единственным средством, способным приблизить наступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому народу избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после ее отказа от безоговорочной капитуляции.

Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.

, ,

Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме(Германия) во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки Сталина, Трумэна и Черчилля (которого в последние дни сменил К. Эттли).

Цель конференции состояла в определении политического и экономического будущего побеждённой Германии, в решении послевоенных проблем: обращение с побеждёнными гражданами, преследование военных преступников, а также реформы системы обучения и воспитания и судебной системы.

Сталин, Трумэн и Черчилль в перерыве между заседаниями.

Британские фельдмаршалы Г. Александр и Г. Уилсон на прогулке с военным министром Великобритании, Г. Симпсоном во время Потсдамской конференции.

Британский премьер-министр У. Черчилль обходит строй почетного караула союзных войск на берлинском аэродроме Гатов.

И.В. Сталин, Г. Трумэн, Д. Бернс и В.М. Молотов у крыльца резиденции президента США на Потсдамской конференции.

Советские дипломаты А.Я. Вышинский и А.А. Громыко беседуют с госсекретарём США Д. Бернсом на аэродроме во время Потсдамской конференции.

У. Черчилль проходит возле советской охраны.

Британские дипломаты Арчибальд Кларк-Керр и Александр Кадоган в дворце Цецилинхоф на Потсдамской конференции.

Делегации «Большой тройки» за столом переговоров на Потсдамской конференции.

Советская делегация во время перерыва в заседании на Потсдамской конференции.

И.В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль на Потсдамской конференции.

Маршал Польши Михал Роля-Жимерский у дворца Цецилинхоф во время Потсдамской конференции.

Маршал Советского Союза И.В. Сталин на прогулке во дворце Цецилинхоф с президентом США Г. Трумэном во время Потсдамской конференции.

Американские транспортные самолеты С-54 «Скаймастер» на берлинском аэродроме Гатов во время Потсдамской конференции.

И.В. Сталин, Г. Трумэн и К. Эттли (премьер-министр Великобритании, заменивший на этом посту Черчилля) на Потсдамской конференции.

Высшие офицеры СССР и США на встрече начальников Генеральных штабов во время Потсдамской конференции.

И.В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль пожимают руки на Потсдамской конференции.

Лидеры «Большой тройки» антигитлеровской коалиции на Потсдамской конференции: премьер-министр Великобритании (с 28 июля) Клемент Эттли, президент США Гарри Трумэн, председатель СНК СССР и председатель ГКО СССР Иосиф Виссарионович Сталин.

Вид на дворец Цецилинхоф незадолго до открытия Потсдамской конференции.

Дворец Цецилиенхоф - место проведения Потсдамской конференции

Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля - 2 августа 1945 г., занимает в мировой истории особое место. Конференция в Потсдаме (кодовое название «Терминал») была встречей победителей над фашистской Германией и ее союзниками. Лидеры антигитлеровской коалиции - И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль и сменивший британского премьер-министра в ходе конференции К. Эттли - собрались в пригороде столицы разгромленного третьего рейха, чтобы заложить основы послевоенного мира.


На Потсдамской конференции 1945 г.

За 70 лет, прошедших со дня ее проведения, вокруг встречи в Потсдаме возникло изрядное количество мифов и легенд, несущих на себе отпечаток разочарований и несбывшихся надежд народов на мирное послевоенное будущее. Имевшиеся разногласия в межсоюзнических отношениях закономерно усилились к концу войны, когда пришла пора делить плоды общей победы, а после переросли в непримиримый раскол между ними и после товарищества по оружию в рядах великой коалиции развели их по разные стороны баррикад.

Несмотря на мрачные прогнозы в некоторых кругах на Западе, общее настроение в официальном Вашингтоне и Лондоне было осторожно оптимистичным. Среди широкой общественности и в печати оно было еще более преисполненным надежд и энтузиазма. Исключительное мужество и тяжелейшие жертвы советских людей в войне против Гитлера породили мощную волну симпатий к их стране, которая во второй половине 1945 г. захлестнула многих критиков советской системы и ее методов. На всех уровнях существовало широкое и горячее стремление к сотрудничеству и взаимопониманию.


1945 г. Потсдам. Встреча «Большой тройки». К. Эттли, Г. Трумэн, И. В. Сталин.

Однако вопреки доминирующим общественным настроениям, сотрудничество между вчерашними союзниками переросло в открытое противостояние, что вызвало политическую потребность на Западе скорректировать взгляд на Потсдамскую конференцию, и на историю антигитлеровской коалиции в целом. В связи с этим союз СССР, США и Великобритании стал изображаться как «противоестественный», «аномальный» и «случайный», а сама Потсдамская конференция как форум, возвестивший начало холодной войны. В Советском Союзе происхождение холодной войны рассматривалось как стремление США и их новых союзников доминировать над миром за счет интересов СССР и «других свободолюбивых народов», чему с советской стороны и был дан отпор на Потсдамской конференции.

В действительности имело место столкновение двух крупнейших геополитических моделей послевоенного переустройства мира между главными победителями во Второй мировой войне, окрашенных в идеологические тона, которым в Потсдаме удалось найти приемлемый, однако, временный компромисс, намеченный еще в Ялте.


Премьер-министр Великобритании Клемент Эттли, президент США Гарри Трумэн и Председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин на Потсдамской конференции 1945 г.

Место проведения Потсдамской конференции, в отличие от Ялтинской, было определено без серьезных споров между союзниками. В Москве организация встречи в освобожденном советскими войсками Берлине в советской зоне оккупации рассматривалась как признание заслуг и вклада Советского Союза и его армии в разгром фашизма и освобождение народов Европы от нацистской тирании. Так как Берлин был сильно разрушен, выбор, скорее всего по техническим соображениям, пал на расположенный поблизости от него старинный Потсдам, где хорошо сохранился дворец Цецилиенхоф. Выбор Потсдама имел и глубоко символическое значение. В самом центре Потсдама 21 марта 1933 г. фельдмаршал и рейхспрезидент О. фон Гинденбург скрепил рукопожатием назначение А. Гитлера канцлером Германии. С этого момента время для немцев неудержимо шло к национальной катастрофе. В Потсдаме трагический круг истории замкнулся.

Советской делегации предстояло решить сложную задачу: закрепить итоги войны, сохранить плоды победы и при этом не допустить раскола между союзниками, чтобы продолжить сотрудничество с ними в послевоенное время в интересах безопасности Советского Союза, восстановления его экономики и международной стабильности. Обессиленному войной Советском государству была нужна перспектива прочного мира на обозримое будущее, чтобы сосредоточиться на решении внутренних задач.

Советские цели на переговорах органично вытекали из всего предшествующего опыта СССР и дореволюционной России и носили скорее геополитический, прагматический, нежели идеологический характер. На практике это означало укрепление территориальной безопасности Советского государства, закрепление в пользу СССР новых границ в Европе и на Дальнем Востоке, ликвидацию санитарного кордона и превращение сопредельных государств в надежных соседей и союзников Советского Союза.

В отечественной историографии утвердился тезис о том, что на этапе освобождения Восточной Европы и первых послевоенных месяцев с советской стороны речь велась не о «советизации» или «социализации» освобожденных государств, а ставилась задача поддержки в этих странах дружественных режимов левого и антифашистского толка. Вопросы политического характера власти освобожденных государств затрагивались в самых общих чертах, чтобы не воскрешать довоенные страхи на Западе, вызванные «мировой коммунистической революцией», а упор делался на их внешнеполитической ориентации и отношениях с Советским Союзом. Тон советского руководства и его риторика были скорее общедемократическими, пацифистскими и антифашистскими, нежели классово-непримиримыми и воинственно-идеологическими.


Сообщение о Берлинской (Потсдамской) конференции трех держав, 2 августа 1945 г.

Центральное место в ходе переговоров занимали вопросы европейского урегулирования, прежде всего германский. Политические условия обращения с Германией на послевоенный период, знаменитые четыре «Д» - демократизация, демилитаризация, денацификация и декартелизация, были легко согласованы между участниками конференции.

Большое значение для судеб Европы и всего мира имела достигнутая договоренность о том, что германский милитаризм и нацизм будут искоренены и в будущем приняты другие меры, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Была согласована цель «окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе».

Серьезные разногласия обнаружились, когда перешли к обсуждению положения в освобожденных государствах. Американский президент потребовал «немедленной реорганизации теперешних правительств Румынии и Болгарии» в качестве условия установления с ними дипломатических отношений и последующего заключения мирных договоров. При этом Трумэн считал возможным проявить особое расположение к Италии и предложить оказать ей поддержку в вопросе о вступлении в только что созданную Организацию Объединенных Наций. Американская делегация предложила подписать два отдельных документа с рекомендациями по Италии и другим странам - сателлитам Германии, в то время как советская сторона выступала за единый документ. Англичане, в свою очередь, мотивировали собственную неготовность установить дипломатические отношения и согласиться со вступлением Румынии и Болгарии в ООН тем, что правительства этих стран представляли «коммунистическое меньшинство».

Это выглядело как откровенное давление Запада на страны Восточной Европы, а использование в этих целях вопроса их международного признания было равнозначно отказу им в легитимности. В ответ на этот ультиматум И. В. Сталин заблокировал вопрос о легитимизации положения в Италии, лишив ее поддержки при вступлении в ООН, и наотрез отказался присоединиться к американскому проекту резолюции.

В конечном счете, участникам удалось найти дипломатическую формулу, которая при всей ее расплывчатости все-таки не допускала откровенной дискриминации указанных стран. В протоколе конференции было записано, что правительства трех держав, «каждое в отдельности, согласны изучить в ближайшее время в свете условий, которые будут тогда существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами».

Это соглашение оставляло почву для дальнейшей борьбы за страны Восточной Европы в ходе подготовки подписания с ними мирных договоров.

Разработкой этих договоров предстояло заняться созданному решением конференции Совету министров иностранных дел (СМИД) пяти держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая.

Не менее остро в Потсдаме проходило и обсуждение польского вопроса, который в годы войны наиболее полно вместил в себя межсоюзнические противоречия по послевоенному устройству мира. Политическая ситуация в Польше, приход к власти там просоветских сил не

устраивали Лондон и Вашингтон. Однако, не отказываясь от борьбы за Польшу, им пришлось под давлением обстоятельств пойти на признание польского временного правительства расширенного состава на основе «ялтинской формулы» и прекратить отношения с польским правительством Т. Арцишевского в Лондоне. Надежды на укрепление в Польше позиций своих сторонников американцы и англичане связывали с предстоящими в Польше выборами.

В связи с этим большое значение приобрел в Потсдаме вопрос о закреплении новой западной границы Польши, лишь в общих чертах согласованный союзниками в Крыму. По сути, речь шла о суверенитете и государственности Польши, возрождавшейся после нацистской оккупации в новых территориальных границах. Для Советского Союза это был также вопрос его территориальной безопасности, связанный с послевоенным миром в Европе и созданием прочных гарантий против новой агрессии со стороны

Германии. Новая западная граница рассматривалась союзниками как большой шаг навстречу послевоенной Польше.

Президент США первоначально предложил отложить признание польско-германской границы по Одеру - Нейсе до мирной конференции, что противоречило согласованному в Ялте с его предшественником решению о переносе польской западной границы путем приращения польской территории на севере и западе. Он мотивировал свой отказ тем, что это ущемит интересы Германии, лишит ее четверти пахотных земель и угольных ресурсов и тем самым помешает выплате ею репараций. Черчилль оказался еще более категоричен, заявив в ходе заседания 21 июля 1945 г.: «Я считаю, что поляки не имеют права взять себе эту часть Германии».

Реакция И. В. Сталина была юридически взвешенной и опиралась на достигнутые в Ялте решения по Польше и конкретное положение дел, которое сложилось в результате наступательных операций Красной армии, повлекших за собой массовый исход немецкого населения с этой территории в глубь Германии. Кроме того, он предложил пригласить в Потсдам польскую правительственную делегацию для выяснения ее мнения, чтобы соблюсти демократические приличия и спросить мнение заинтересованных лиц, а не действовать за их спиной.

В конечном счете, вопрос решился на компромиссной основе в пользу поляков. Хотя окончательное решение было отложено до мирного урегулирования, в протоколе конференции четко указывалось, что под управление Польского государства переходили бывшие германские земли к востоку от линии рек Одер - Западная Нейсе.

Потсдамская конференция в большей степени, чем другие саммиты большой тройки, была отмечена жестким дипломатическим торгом, как в больших, так и в малых вопросах. Борьба шла буквально по каждому пункту повестки дня. Американская делегация широко практиковали тактику пакетных соглашений или увязок между собой порой не связанных проблем с целью выторговать для США наилучшие условия.

Главным средством давления на Советский Союз и получения от него существенных уступок стал репарационный вопрос, представлявший важный интерес для истощенной войной советской экономики. Если в Крыму Ф. Рузвельт пошел навстречу интересам СССР и согласился принять цифру в 20 млрд. долларов как основу для взыскания репараций с Германии, из которых 10 млрд. причиталось бы Советскому Союзу, то У. Черчилль отказался это сделать. В Потсдаме Г. Трумэн отошел от взятых его предшественником обязательств.

Репарационная проблема была центральной, но не единственной. Вместе с ней требовали решения и другие экономические вопросы: германского золота, активов, ценных бумаг и инвестиций за рубежом, немецкого военного и торгового флота. Ради получения немецких репараций, прежде всего столь нужного стране промышленного оборудования, советская сторона отказалась от получения германских активов, инвестиций, ценных бумаг в западных зонах оккупации, а также от так называемого германского золота, награбленного со всей Европы. В протоколе конференции было зафиксировано, что репарационные претензии Советского Союза будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей. Конкретная сумма репараций при этом по настоянию западных держав опускалась. Кроме того, Советскому Союзу полагались дополнительно 15% оборудования из западных зон в счет эквивалентных по стоимости поставок сельскохозяйственных и сырьевых товаров из своей зоны и 10% оборудования из западных зон без каких-либо оплаты или возмещения.

Частью решения вопроса о захваченной победителями германской добыче являлся и вопрос о немецком военном и торговом флоте. Здесь И. В. Сталин не собирался уступать и настойчиво добивался получения Советским Союзом его законной доли. Флот был разделен поровну, как говорилось в подписанном протоколе, «между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами» не позднее, чем 15 февраля 1946 г.


Участники Потсдамской конференции. На фото 2-й слева - первый заместитель наркома Иностранных дел СССР Андрей Януарьевич Вышинский, 4-й слева - посол США в СССР Аверелл Гарриман, 5-й слева - нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов, 6-й слева - министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, 7-й слева - государственный секретарь США Эдвард Стеттиниус, 8-й слева - заместитель министра иностранных дел Великобритании Александр Кадоган

Западные партнеры положительно отнеслись к ряду территориальных вопросов, волновавших советских руководителей за пределами зоны их непосредственного влияния. Речь шла, например, об изменении невыгодного для СССР статуса черноморских проливов и получении там права иметь военную базу, о восстановлении утерянных Россией прав по итогам Первой мировой войны на некоторые территории на Кавказе (Тао-Кларджетия — грузинский Лазистан и Карская область), о получении СССР своей доли колониального наследства, в частности заявленной с советской стороны претензии на управление итальянскими колониями, и о многом другом.

Проводя переговоры с союзниками, советское руководство исходило также из того, что СССР становился после войны великой державой, таким образом, его флот был заинтересован в выходе в Средиземное море и Мировой океан. В связи с этим возникала необходимость пересмотра конвенции Монтрё о режиме проливов, которая обрекала советский черноморский флот на зависимое от Турции положение, а также о получении в проливах Босфор и Дарданеллы советской военной базы. Американцы предприняли неожиданный ход, предложив И.В. Сталину объединить проблему проливов с вопросом о международных внутренних водных путях. Речь шла о том, чтобы объявить судоходство по Дунаю и Рейну полностью свободным в духе нового издания доктрины «открытых дверей» для Европы, как это было сделано в ХIХ в. в отношении Китая под лозунгами «свободы торговли» и «равных возможностей».

В итоге, вся выстраиваемая советской дипломатией новая геополитическая конструкция давала трещину. Баланс интересов оказался нарушен. И. В. Сталин пришел к выводу, что в отношении проливов не удастся достичь соглашения, «поскольку наши взгляды весьма расходятся». Все последующие настойчивые попытки американцев вернуться к обсуждению представленного ими документа о «свободной и неограниченной навигации по международным внутренним путям» успеха не имели.

Окончательно был решен вопрос о присоединении к СССР части Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом, согласованный еще в Крыму.

В Потсдаме поднималась и тема справедливого суда над нацистскими преступниками, так как параллельно между тремя державами шла интенсивная подготовка к работе Международного военного трибунала над главарями нацистской Германии в Нюрнберге. И. В. Сталин предложил не позднее чем через месяц опубликовать первый список привлекаемых к суду немецких военных преступников.

Вопрос о скорейшем возвращении советских военнопленных домой в Потсдаме был поставлен советской делегацией в связи с имевшимися фактами препятствования этому со стороны властей союзников. В дополнение к проблеме военнопленных с советской стороны в ходе предпоследнего заседания большой тройки 1 августа 1945 г. был поставлен вопрос о враждебной СССР деятельности белоэмигрантов и других лиц, и организаций в американской и английской зонах оккупации в Германии и Австрии.

В ходе Потсдамской конференции СССР подтвердил свое обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.

Потсдамская конференция подвела черту под шестилетним периодом Второй мировой войны и обозначила исторический рубеж между войной и миром. Вместе с тем она отразила новую ситуацию, возникшую в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции над блоком государств-агрессоров. Ценой миллионов человеческих жизней и колоссальных разрушений одни глобальные противоречия были разрешены, а другие только начинали заявлять о себе в связи с изменением геополитической карты мира, его новым переделом и столкновением интересов между победителями во Второй мировой войне.

В целом участникам Потсдамской конференции удалось на время смягчить наметившиеся разногласия и не допустить открытого разрыва между собой. Так как идеологические факторы открыто еще не заявили о себе, было сложно определить подлинные масштабы и глубину этих разногласий. Стороны предпочитали договариваться там, где это было возможно, проявляли известную терпимость и гибкость, понимание интересов друг друга и откладывали на потом трудные вопросы.

Если об «атмосфере одной большой семьи», по выражению Ф. Рузвельта в Крыму, говорить уже не приходилось, то не было еще и открытой враждебности, и воинственности, которые стали отличительными чертами холодной войны.

А. Прохоровская,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук

Потсдамская конференция состоялась с 17 июля по 2 августа 1945 г. с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.

В конференции участвовали главы правительств трёх государств — президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях), председатель Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли).

Накануне конференции

Итак, особенность Потсдамской конференции заключается в том, что, хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций и ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции, такая возможность была утрачена ещё до начала её работы. Двое из трех её участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись в Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение похоронить саму идею сотрудничать с Советским Союзом и шли по пути конфронтации с социалистической державой. Вопреки планам, разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу, направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых проблем. Они были озабочены приобретением «позиции силы», с которой могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю. Всё же на том этапе правительство Трумэна ещё не решалось открыто провозгласить свой новый курс и приняло участие в Потсдамской конференции. На то были свои причины: во-первых, открытый разрыв с СССР слишком шокировал бы тогда мировое общественное мнение, во-вторых, Вашингтон предвидел, что резкий поворот в политике США натолкнётся на сильное сопротивление внутри страны. Известно, что для согласия необходимо стремление к этому по крайней мере двух партнеров, для ссоры — достаточно воли одной стороны. Причём тот, кто поворачивает на дорогу конфронтации и войны, нуждается в соответствующих силовых средствах. Президент Трумэн и его окружение уповали на силу атомного оружия. Направляясь в Потсдам, американский президент с нетерпением ждал сообщения об испытании первой атомной бомбы. На борт крейсера "Августа", который вёз его через Атлантику, регулярно шли шифровки о ходе подготовки к испытанию в Нью-Мексико.

Делегации США и Великобритании прибыли 15 июля и накануне конференции Черчилль и Трумэн пораздельно посетили Берлин и осмотрели его развалины. Делегация СССР во главе со Сталиным прибыла в Берлин поездом 16 июля, где её встретил главнокомандующий группой советских оккупационных войск в Германии маршал Советского Союза Г.К. Жуков.

17 июля в 12.00 часов состоялась беседа Сталина и Молотова с президентом США Трумэном и госсекретарём США Бирнсом. В качестве переводчика присутствовал В.Н. Павлов. Во время беседы Трумэн заявил Сталину, что «он рад познакомиться c генералиссимусомСталиным". Сталин поддержал настрой собеседника, заметив, что "хорошо иметь личный контакт" Трумэн повторил, что он "очень рад встрече с генералиссимусом Сталиным, с которым он хотел бы установить с ним такие же дружественные отношения, какие у генералиссимуса Сталина были с президентом Рузвельтом. Он, Трумэн, уверен в необходимости этого, так как он считает, что судьба мира находится в руках трёх держав. Он хочет быть другом генералиссимуса Сталина. Он не дипломат и любит говорить прямо» Сталин ответил, что «со стороны Советского правительства имеется полная готовность идти вместе с США».

Прибытие И. В. Сталина в резиденцию советской делегации в Бабельсберге. Июль 1945 г. РГАСПИ Ф.558. Оп. 11. Ед.хр. 1697.

Решения конференции

По решению Потсдамской конференции Пруссия была ликвидирована как государственное образование. Восточная Пруссия была разделена между Советским Союзом и Польшей. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который был переименован в 1946 в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Калининградская область РСФСР. Небольшая часть, включавшая часть Куршской косы и город Клайпеда (Клайпедский край, т. н. «Мемельский сектор» ), была передана в 1950 годуЛитовской ССР.

Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося военного-торгового флота Германии, проблема репараций и судьба нацистских военных преступников. По репарациям решили, что каждая из сторон получит их из своей зоны оккупации, кроме того СССР был вынужден оказаться от германских авуаров и золота в зарубежных банках. Стороны определи принципы демилитаризации, денацификации Германии.

Были заново проведены северная и западная границы Польши по рекам Одеру и Нейсе. Согласно официальному протоколу конференции в Потсдамском соглашении выдвигалась цель сохранения единства Германии. Однако многие решения перестали действовать, страна была разделена, когда конфликт между Востоком и Западом привёл к расколу союзников.

На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.

В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренных 7 августа 1945 года с определенными оговорками Францией, не приглашенной на конференцию.

В официальном «Сообщении о Берлинской конференции трёх держав» от 2 августа об итогах конференции говорилось, что "Президент Трумэн, Генералиссимус Сталин и Премьер-Министр Эттли покидают эту конференцию, которая укрепила связи между тремя правительствами и расширила рамки их сотрудничества и понимания с новой уверенностью, что их Правительства и народы вместе с другими Объединёнными Нациями, обеспечат создание справедливого и прочного мира мира.

На конференции происходило немало острых споров по многим вопросам, но в целом в итоге дискуссии и обмена мнениями были приняты важные позитивные решения. Перечень документов, согласованных и утвержденных на Потсдамской конференции показывает, что был рассмотрен весьма широкий круг проблем, что предпринятые там решения могли иметь важное значение для развития всей международной обстановки. Был учрежден Совет министров иностранных дел; участники встречи согласовали политические и экономические принципы по обращению с Германией в начальный контрольный период; была достигнута договоренность о репарациях с Германии, о германском военно-морском и торговом флоте, передача и раздел которого должны были завершиться не позднее 15 февраля 1946 г., включая и те корабли, которые находятся в постройке и ремонте, о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района, о предании суду военных преступников. Были согласованы заявления об Австрии, Польше, Иране, Танжере, Черноморских проливах, о заключении мирных договоров, приёме новых членов в ООН, о подопечных территориях и т. д.

Зарождение атомной эпохи в мировой дипломатии

Во время заседаний Трумэн получил знаменитое известие о создании американского ядерного оружия: «Ребёнок родился» (англ. The baby is born ).

18 июля в 1 час 15 минут дня президент Трумэн прибыл на виллу Черчилля. Британский премьер пригласил его на ланч. Трумэн захватил с собой только что поступившую из Вашингтона телеграмму о результатах испытания атомной бомбы в Нью-Мексико. Ознакомив Черчилля с его содержанием, президент поднял вопрос о том, что и как следует сообщить по этому поводу Сталину.

Трумэн считал, что если ознакомить советских представителей с подробностями взрыва, то это лишь ускорит их вступление в войну против Японии, чего он вообще предпочел бы избежать. Оба западных лидера полагали, что поскольку больше нет нужды в советской помощи на Дальнем Востоке, то самое лучшее было бы вообще ничего русским не говорить. Но это в дальнейшем могло иметь отрицательные последствия. Вставал кардинальный вопрос: каким образом и что именно сказать Сталину. Взвесив различные возможности, собеседники пришли к тому, что лучше всего рассказать о бомбе невзначай, как бы мимоходом, когда Сталин будет отвлечен какими-то своими мыслями.

Западных лидеров особенно тревожило то, как бы Япония не объявила о капитуляции по советским дипломатическим каналам прежде, чем американцы успеют "выиграть" войну. Черчилль рассказал Трумэну о пробных шагах японцев, о чём Сталин сообщил накануне британскому премьеру. Суть этих шагов сводилась к тому, что Япония не может принять безоговорочной капитуляции, но готова согласиться на другие условия.

Черчилль предложил выложить требования о безоговорочной капитуляции каким-то иным способом, так, чтобы союзники получили в основном то, чего они добиваются, и в тоже время дали бы японцам какую-то возможность спасти свою военную честь. Трумэн, не задумываясь, отклонил это предложение. Он опасался, что в случае какой-то модификации требования о безоговорочной капитуляции Японии японцы сдадутся через посредничество Москвы и тогда победа может выскользнуть из американских рук.

Как видно из мемуаров Черчилля, весь этот разговор произвел на него неприятное впечатление. Он почувствовал решительность и агрессивность нового президента, который в условиях возросшей силы Соединённых Штатов хотел вести дела так, как будто наступил "американский век".

Черчилль предложил использовать совместно средства обороны, которые разбросаны пол всему миру. Великобритания сейчас меньшая держава, чем Соединённые Штаты, продолжал премьер-министр, но она может дать многое из того, что у нее ещё осталось от великих дней империи.

Трумэн насторожился: ему показалось, что Черчилль слишком уж быстро идёт на договоренность.

Трумэн рассчитывал, что США будут играть главную роль в Объединённых Нациях и во всём мире. И помочь ему в достижении этой цели должна была американская монополия на атомную бомбу.

Трумэну не терпелось дать понять советской стороне, что за козырь зажат у него в кулаке. Выждав несколько дней, он 24 июля сразу по окончании пленарного заседания, осуществил намеченный ранее план. Он ограничился замечанием самого общего характера. Трумэн подошел к Сталину и сообщил ему через переводчика Павлова, что Соединённые Штаты создали новое оружие необыкновенной разрушительной силы.

Вот как об этом вспоминал сам Трумэн: «Я непринуждённо заметил Сталину, что мы имеем новое оружие необычайной разрушительной силы. Русский премьер не проявил особого интереса. Он только сказал, что рад услышать это и надеется, что мы сможем «Хорошо использовать его против японцев»».

Премьер Черчилль и государственный секретарь Бирнс находились в нескольких шагах и пристально наблюдали за реакцией Сталина. Он сохранил поразительное спокойствие. Трумэн, Черчилль и Бирнс пришли к заключению, что Сталин не понял значения только что услышанного.

Вспоминая об этой беседе, Черчилль прокомментировал её следующим образом: "Я стоял в ярдах в пяти от них и внимательно наблюдал эту важнейшую беседу. Я знал, что собирается сказать президент. Важно было какое впечатление это произведёт на Сталина. На его лице сохранялось весёлое и благодушное выражение, а беседа между двумя могущественными деятелями скоро закончилась. Когда мы ожидали свои машины, я подошёл к Трумэну: «Ну, как сошло?» — спросил я. «Он не задал мне ни одного вопроса», — ответил президент. Таким образом, я убедился, что в тот момент Сталин не был особо осведомлен о том огромном процессе научных исследований, которым в течение столь длительного времени были заняты США и Англия и на который США, идя на героический риск, израсходовали более 400 млн фунтов стерлингов".

Однако и Трумэн и Черчилль ошибались — в Потсдаме и позже, когда писали свои мемуары. Сталин задолго до разговора с Трумэном знал достаточно об атомной бомбе. Но этот разговор утвердил у советской стороны серьёзные подозрения в отношении планов и намерений союзников. Причиной этого стал именно этот короткий разговор Трумэна со Сталиным 24 июля.

В действительности же Сталин не подал виду, что понял. Маршал СССР Г.К. Жуков, также находившийся в Потсдаме, вспоминает: «На самом деле, вернувшись с заседания, И.В. Сталин в моем присутствии рассказал Молотову о состоявшемся разговоре с Трумэном. Молотов тут же сказал: «Цену себе набивает».

Сталин рассмеялся: «Пусть набивает. Надо будет сегодня же переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы». Я понял, что речь идет о создании атомной бомбы»..

Сталин не только понимал, о чём идёт разговор — у него была самая полная информация об американских опытах, которую добыли советские разведчики. Он уже давно занимался проблемой создания атомной бомбы. Перед отъездом в Берлин на встречу глав государств он прочитал очередное донесение ГРУ о ходе работ в этой области. Сталин приказал ознакомить с этими сведениями академика Курчатова. Вот текст этого донесения, которое свидетельствует, что Сталин был широко осведомлён, вплоть до того, что он знал о сроках взрыва экспериментальной бомбы, которой Трумэн пытался его испугать: «Совершенно секретно. Бомба типа «Не» (High explosive). В июле месяце сего года ожидается производство первого взрыва атомной бомбы. Конструкция бомбы. Активным веществом этой бомбы является элемент-94 без применения урана-235. В центре шара из плутония весом 5 кг помещается так наз. инициатор — бериллиево-полониевый источник альфа-частиц. Корпус бомбы, в который помещается этот ВВ, имеет внутренний диаметр 140 см. Общий вес бомбы, включая пенталит, корпус и проч., — около 3 тонн. Ожидается, что сила взрыва бомбы будет равна по силе взрыва 5000 тон ТНТ (Коэффициент полезного действия 5—6 %). Запасы активного материала: а) Уран-235. На апрель с/г было 25 кг урана-235. Его добыча в настоящее время составляет 7,5 кг в месяц. б) Плутоний (элемент-94). В лагере-2 имеется 6,5 кг плутония. Получение его налажено, план добычи перевыполняется. Ориентировочно взрыв ожидается 10 июля с/г». На документе сделана пометка: «т. Курчатов ознакомлен. 2. 07. 45 г.»..

Как замечал В. В. Карпов: "С появлением атомного оружия произошла подлинная революция в военном деле: менялись военные доктрины, разлетались в вдребезги несколько дней назад подписанные декларации о мирном сотрудничестве. Всё это превращалось в словесную шелуху.

Уже после 24 июля, когда ещё произносились пылкие речи о послевоенном устройстве жизни в Европе, из Потсдама полетела в Штаты директива президента с требованием после 3 августа, как только позволят «погодные условия» 509 сводному авиаполку 20-й воз-душной армии «надлежит сбросить первую спецбомбу на одну из следующих целей: Хиросима, Кокура, Нигата, Нагасаки». .

Сталин и проблема Хиросимы и Нагасаки

2 сентября 1945 года От Советского Союза акт о капитуляции Японии подписал генерал-лейтенант К. Н. Деревянко, уроженец Уманского района Черкасской области. В августе 1945 года Деревянко был назначен представителем Главного командования советских войск на Дальнем Востоке при штабе верховного командующего союзными войсками на Тихом океане американского генерала Дугласа Макартура. 27 августа он получил приказ о его переподчинении Ставке Верховного главнокомандования и наделении его полномочиями на подписание Акта о безоговорочной капитуляции Японии от имени Советского Верховного главнокомандования.

30 августа вместе с Макартуром и представителями стран союзников Деревянко прибыл в Японию, а 2 сентября принял участие в церемонии подписания Акта о капитуляции Японии на борту американского крейсера «Миссури».

После этого Деревянко несколько раз посещал Хиросиму и Нагасаки. Генерал исходил вдоль и поперек радиоактивное пепелище, составил его детальное описание и сфотографировал увиденное. Подготовив подробный отчет, он вместе с альбомом фотографий представил его в Генштаб. Благодаря его исследованиям на месте, работы по изготовлению в СССР собственного атомного оружия значительно ускорились.

«Сталин попросил меня доложить о положении в послевоенной Японии и подробнее осветить вопросы отношения японцев к союзникам, состояния вооруженных сил Японии, особенно ее военно-морского флота, - вспоминал Деревянко. - Когда доклад был закончен, Сталин поинтересовался последствиями взрывов атомных бомб. К ответу я был готов, поскольку успел посетить пострадавшие города и видел всё своими глазами. Передал и альбом фотографий, на которых были запечатлены разрушения. На следующий день мне сообщили, что доклад в Политбюро одобрен и что моя работа в Японии получила положительную оценку».

В декабре 1945 г. Деревянко опять отправили в Токио. Из Японии генерал вернулся в Москву только в 1951 г., уже тяжело больным. Жить ему оставалось совсем недолго, он умер в 1954 году в пятидесятилетнем возрасте от рака, который развился вследствие получения крупной дозы радиации при посещении Хиросимы и Нагасаки.

Итоги конференции

Хотя Потсдамская конференция и решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Однако стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах. На Потсдамской конференции впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. Тем самым Потсдамская конференция стала первой международной конференцией атомной эпохи.

В завершающий день конференции главы делегаций приняли основополагающие решения по урегулированию послевоенных вопросов, одобренные 7 августа 1945 г. с определёнными оговорками Францией, не приглашённой на конференцию

В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к Холодной войне.

"БЕРЛИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТРЁХ ДЕРЖАВ"

"Закончилась происходившая с 17 июля по 2 августа конференция глав правительств Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании. Работа конференции, принятые ею решения, достигнутые на ней соглашения направлены на закрепление исторической лобеды, одержанной над германским империализмом, на обеспечение прочного и справедливого мира.

Нынешняя встреча руководителей трех держав в Берлине - первая их встреча в послевоенный период в Европе.

Важнейшее значение для обеспечения прочного мира имеет достигнутое на Берлинской конференции соглашение о политических и экономических принципах координирования политики союзников в отношении побеждённой Германии в период союзного контроля. Целью этого соглашения "является выполнение Крымской декларации о Германии. Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире.

"Союзники - говорится в сообщении, - не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ. Союзники намереваются дать немецкому народу возможность подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе. Если собственные усилия германского народа будут беспрестанно направлены к достижению этой цели, то него будет возможность с течением времени занять место среди свободных и мирных народов мира".

В числе других вопросов, связанных с поражением Германии, был рассмотрен вопрос о городе Кенигберге и примыкающем к нему районе. Берлинская конференция определилоа свои позиции по польскому вопросу, урегулирование которого было предусмотрено решениями Крымской конференции трёх правительств, призванного обеспечить защиту интересов Польши и её правительства.

Конференция приняла решению по вопросу о заключении мирных договоров и допущении в Организацию Объединённых Наций.

Народы СССР уверены в том, что дальнейшее развитие международного сотрудничества на основе решений, принятых на конференции, будут служить делу мира между народами и всеобщей безопасности".

Мнения историков

Как пишет историк Ю.Н. Жуков: «Потсдамская, или Берлинская встреча на высшем уровне оказалась весьма необычной. Характер её прежде всего определило то, что состоялась она после победы над Германией, фактически стала мирной прелиминарной, позволив её участникам сравнивать свою работу с той, что выпала на долю Версальской. Вместе с тем на ход конференции в немалой степени повлияла и почти полная смена состава "большой тройки": США на этот раз представлял Трумэн, а Великобританию - сначала Черчилль, а затем Клемент Эттли, чья лейбористская партия победила на парламентских выборах. Но как бы то ни было, на конференции ещё сохранялся прежний союзнический дух, стремление к консенсусу, понимание необходимости взаимных уступок ради достижения согласия по наиболее насущным проблемам. Их же, как оказалось, за пять месяцев, прошедших после Ялты, скопилось предостаточно. Прежде всего они были связаны с Германией: следует ли расчленять её, дабы навеки избавить континент от угрозы новой агрессии, или постараться найти иной способ устранить потенциальный источник войны? Каким быть зонам оккупации и что принять за исходные границы Германии? Какие всё-таки репарации и в какой форме взимать с неё? Все эти вопросы, отложенные весною, теперь нужно было решать».

Дворец Цецилиенхоф

Имение Цецилиенхоф — место проведения Потсдамской конференции

После окончания войны в Европе дворец Цецилиенхоф сыграл особую роль. Здесь состоялась встреча держав — победительниц. Это была третья и последняя встреча «большой тройки» антигитлеровской коалиции. Первые две состоялись в конце 1943 года в Тегеране (Иран) и в начале 1945 года в Ялте (Советский Союз). 36 из 176 помещений дворца были отведены для проведения конференции. Делегации размещались не в Цецилиенхоф, а на виллах в Потсдаме — Бабельсберге. Рабочей комнатой американцев служил бывший салон кронпринца, бывший кабинет кронпринца служил, являлся рабочей комнатой советской делегации.

Сейчас во дворце Цецилиенхоф размещены гостиница и ресторан, а также мемориальный музей Потсдамской конференции.

  • Берлинская конференция единственная из конференций «большой тройки» запечатлённая на цветную киноплёнку.
  • Советская делегация доехала до Берлина и обратно в Москву на поезде на тепловозной тяге, хотя первоначально планировался традиционный паровозный локомотив.
  • Берлинская (Потсдамская) конференция стала последней в ряду встреч лидеров Большой тройки, при этом руководители СССР, США и Великобритании не возражали на словах вновь встретиться в прежнем формате. Однако первая встреча глав СССР и США состоялась только в 1959 г. во время визита советской делегации в Соединённые Штаты Америки.

Глав представительств главных держав — победительниц во Второй мировой войне проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года во Дворце Цецилиенхоф в Потсдаме — пригороде Берлина. Конференция закрепила победу стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и обсудила проблемы послевоенного устройства Европы.

Советскую делегацию возглавлял председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Государственного комитета обороны СССР Иосиф Сталин, американскую — президент Гарри Трумэн, британскую — сначала премьер-министр Уинстон Черчилль, а с 28 июля, после смены консервативного правительства в Великобритании лейбористским, — Клемент Эттли.

В самом начале Берлинской конференции был одобрен американский проект создания Совета министров иностранных дел Великобритании, СССР, Китая, Франции и США — пяти государств, постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Подписано соглашение о политических и экономических принципах координированной политики в отношении Германии в период союзного контроля над ней с целью выполнения декларации о Германии, принятой Крымской конференцией.

Центральное место в переговорах заняла германская проблема. Было принято решение о полном разоружении и демилитаризации Германии, упразднении всех ее вооруженных сил, СС, СА, СД и гестапо, ликвидации военной промышленности.

Политические принципы соглашения также предусматривали уничтожение национал-социалистской партии, ее филиалов и подконтрольных организаций, отмену всех нацистских законов и предание суду всех военных преступников.

В то же время предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Потсдамской конференции говорилось, что союзные державы "не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ".

Конференция предусмотрела также реорганизацию судебной системы на основе законности и равноправия всех граждан без различия расы, национальности и религии; восстановление по всей Германии местного самоуправления на демократических началах и создание общегерманских экономических департаментов, которые должны были служить базой для образования общегерманского демократического правительства.

Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях — возмещении побежденным государством, по вине которого возникла война, убытков, понесенных государствами-победителями. Однако СССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон).

Самая воинственная часть Германии — Восточная Пруссия была ликвидирована. Ее земли были поделены между Советским Союзом и Польшей.

Было принято предложение Сталина о польско-германской границе по рекам Одер и Нейса, хотя Черчилль решительно выступал против расширения Польши на запад. К Польше отходили также Данциг (Гданьск) и большая часть Восточной Пруссии. Кенигсберг (с 1946 года — Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР.

На Потсдамской конференции также были приняты решения об упорядоченном перемещении германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии.

Серьезные трения возникли при обсуждении темы мирного урегулирования с некоторыми бывшими союзниками Германии. Советской стороной было подтверждено обязательство об участии СССР в войне против Японии (СССР вступил в войну 9 августа 1945 года).

Решения Потсдамской конференции были направлены на демократическое урегулирование послевоенных проблем и более 40 лет являлись фундаментом территориально-политического устройства на Европейском континенте.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников