Свод правил по информационному моделированию в строительстве. К вопросу о публичном обсуждении сводов правил (СП) по BIM. Линейка строительных систем «Техэксперт» - незаменимый помощник как в изучении BIM, так и в дальнейшей работе с ней

Онлайн-издание для специалистов в области строительства и проектирования, сметного дела, дорожного строительства.

Все самое важное у вас в почте


Что произошло?

Три новых свода правил (СП) по направлению информационных технологий утверждены и вступят в действие с 1 марта 2018 года:

  • СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели»;
  • СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла»;
  • СП «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах».

Об этом сообщил замглавы Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Степанов в рамках семинара «Информационное моделирование. Цифровая среда как основа взаимодействия».

По словам Александра Степанова, создаваемая система национальных документов в области технологий информационного моделирования в строительстве включает базовые стандарты и своды правил, обеспечивающие цифровую инфраструктуру, в том числе определяющие основные положения, принципы и терминологию BIM, а также стандарты и своды правил, определяющие понятийную базу и методологию внедрения информационного моделирования в практику на отдельных стадиях жизненного цикла — от обоснования инвестиций до утилизации и сноса зданий и сооружений.

Что в планах?

В 2018 году начата разработка базовых стандартов, определяющих основные принципы, понятия и терминологию БИМ: ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент с применением информационного моделирования. Часть 1. Основные принципы и понятия» и ГОСТ Р «Организация информации о строительных работах. Информационный менеджмент с применением информационного моделирования. Часть 2. Стадия создания активов». Аналогичные стандарты ИСО (ISO 19650-1 и ISO 19650-2), находятся в настоящее время в завершающей стадии разработки. Эксперты ПК 13 «Обработка, хранение и обмен информацией, относящейся к строительным работам» ТК 465 «Строительство» принимают участие в этих работах с 2017 года.

Сейчас проходит процедуру регистрации ГОСТ Р «Моделирование информационное в строительстве. Отраслевые базовые классы (IFC) для обмена информацией на всех этапах жизненного цикла. Основные положения».

«Если государственный заказчик будет обеспечен возможностью требовать предоставления информации для контроля в формате IFC, то не будет необходимости затрачивать бюджетные средства на покупку большого количества разнообразных программных продуктов и на содержание излишнего штата специалистов, способных работать в этих программах», — отметил Александр Степанов.

О системе НТД:

Система нормативно-технических документов в общей сложности будет включать в себя 15 национальных стандартов (ГОСТ Р), 10 сводов правил, в том числе: 13 ГОСТ Р и 4 СП — документы, разработанные по основополагающим (базовым) направлениям; 2 ГОСТ Р и 6 сводов правил — для отдельных стадий жизненного цикла.

В настоящее время в области БИМ доступны для практического применения 7 ГОСТов и 4 свода правил.

А знаете ли вы?

Какой инструмент поможет вам оценить преимущества BIM на практике?

В последние годы активно ведется внедрение технологии BIM — технологии информационного моделирования, призванной прийти на смену привычному 2D-проектированию: создаются документы, регламентирующие ее применение, проводятся конференции, семинары, призванные рассказать о новой технологии. Но несмотря на это, у строителей, проектировщиков, инженеров и других специалистов строительной отрасли остается масса вопросов по внедрению, использованию и преимуществам BIM. Разрешить все вопросы и разобраться в новых технологиях помогут системы «Техэксперт»! Строительные системы «Техэксперт» предоставят:

  • подробные ответы на вопросы в области BIM;
  • возможность поработать с новой технологией на практике.

Вы ничего не слышали о BIM? Или хотите узнать об информационном моделировании больше? В системах «Стройэксперт. Вариант Лидер», «Стройэксперт. Профессиональный вариант» и «Техэксперт: Помощник проектировщика» содержится полный комплекс информации о BIM-технологиях:

  • справочный материал , который поможет оперативно разобраться не только в том, что такое BIM-технологии, но и узнать о положительных факторах их применения;
  • нормативная база , которая позволит изучить не только «дорожную карту» Минстроя по внедрению BIM-технологий в строительную отрасль, но и стандарты, правила их применения;
  • комментарии экспертов-практиков дают возможность легко и быстро найти ответы на различные вопросы в сфере информационного моделирования;
  • новостная лента , с которой вы не упустите важную информацию по внедрению и развитию информационных технологий в строительстве;
  • а видеосеминары познакомят вас с практическим опытом применения BIM.

Обратите внимание! Весь материал подкреплен ссылками на действующее законодательство, что дает вам абсолютную уверенность в актуальности и достоверности используемой информации!

Но теории о BIM-технологии недостаточно. Оцените преимущества работы с ней на практике! Воспользуйтесь уникальной базой готовых 3D-моделей в системе «ТПД: Здания, сооружения, конструкции и узлы». В базе представлены модели от различных производителей.


Для того чтобы начать работу с готовой моделью, вам необходимо сделать всего пару кликов:

  • выбрать необходимый вам выпуск/альбом проектной документации;
  • открыть вкладку «3D-модель».

Во вкладке доступны:

  • наглядное изображение 3D-модели здания;
  • готовая трехмерная модель строительного объекта;
  • справочная информация о ПО;
  • ссылка на пробную версию программы.


Представленные 3D-модели являются примером исполнения BIM-модели и выступают вспомогательным материалом при создании вашего индивидуального проекта.

Линейка строительных систем «Техэксперт» - незаменимый помощник как в изучении BIM, так и в дальнейшей работе с ней!

Вопрос-ответ

Груша Г.А.

Согласно постановлению Правительства РФ N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27_1-31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Если заказчик принимает решение не разрабатывать данные разделы, как решать вопрос с государственной экспертизой при сдаче проекта на рассмотрение? Его просто не примут на экспертизу, сославшись на некомплектность.

Вы неправильно истолковали номера разделов проектной документации, наличие которых согласно «Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не является обязательным для объектов капитального строительства, не финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Разделы 6 и 11 — это разделы проектной документации на объекты капитального строительства производственного (или непроизводственного) назначения. Разделы 5 и 9 — это разделы проектной документации на линейные объекты капитального строительства.

Обоснование:

По всей видимости, в вопросе идет речь о проектной документации на объекты капитального строительства производственного (или непроизводственного) назначения, состав и требования к содержанию которой установлены разделом II (пунктами 10-32) «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 13.12.2017).

Обратите внимание на то, что в пункте 7 указанного Положения идет речь только о двух разделах проектной документации на объекты капитального строительства производственного или непроизводственного назначения, это:

  • раздел 6 «Проект организации строительства», требования к содержанию которого установлены пунктом 23 Положения;
  • раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства», требования к содержанию которого установлены пунктами 28-31 Положения.

Судя по приведенной в пункте 7 Положения нумерации пунктов, которые устанавливают требования к содержанию разделов 5 и 9 проектной документации (а это пункты 38 и 42 соответственно), речь идет об аналогичных разделах проектной документации на линейные объекты капитального строительства:

  • раздел 5 «Проект организации строительства», требования к содержанию которого установлены пунктом 38 Положения;
  • раздел 9 «Смета на строительство», требования к содержанию которого установлены пунктом 42 Положения.

Если же технический заказчик применит иное толкование нумерации разделов проектной документации, наличие которых согласно Положению не является обязательным, заявителю будет отказано в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу на основании пп.«а» пункта 24 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

В соответствии с пп.«а» пункта 24 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 15.12.2017), отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу.

23 августа началось публичное обсуждение четырех СП, разработанных по заказу Министерства строительства и ЖКХ РФ. Список с прямыми ссылками ниже. Срок обсуждения – 60 календарных дней.

По некоторым из ссылок можно и сейчас скачать тексты проектов документов. Другой и гарантированный способ получить тексты – направить запрос на адрес: [email protected].

Писать замечания и предложения рекомендуется по установленной форме. Все замечания будут рассмотрены и по ним будут представлены ответы и/или будут внесены соответствующие изменения во вторую редакцию. Направлять замечания можно на тот же адрес, либо через форму на сайте ФАУ ФЦС .

На 8 сентября поступили замечания от членов ПК-5 ТК-465 и членов РГ Минстроя, на площадке которой документы были опубликованы в первую очередь.

Документы разрабатываются различными командами, поэтому процедура отработки замечаний может слегка отличаться. В октябре обсуждение документов завершится на заседании ПК-5, на которое, скорее всего, будут приглашены и авторы существенных замечаний.

Часть 2. Неформальная

1. Наша команда участвует в разработке двух из четырех документов. Мы очень рады возможности участвовать в формировании нормативно-технического поля для информационного моделирования в РФ. Мы гарантируем, что качество окончательной редакции будет соответствовать самому высокому мировому уровню. Мы очень в этом заинтересованы и поэтому приглашаем всех специалистов, имеющих знание и опыт в конкретной предметной области, соответствующей теме СП, высказаться по существу и в диалоге прийти к лучшим (на настоящий исторический момент) формулировкам.

2. В РФ работа над Планом (программой, дорожной картой) поэтапного перехода на BIM ведется с конца 2012 года. Участие в разработке и обсуждении принимали десятки людей. Поэтому в данном документе в настоящий момент имеется более ПЯТИ очевидных пунктов. А сама дорожная карта сейчас находится в Правительстве РФ на рассмотрении. (Я не располагаю информацией, принята она или пока нет).

3. Как член Рабочей Группы и Экспертного совета по теме я заявляю, что в национальных документах по стандартизации никаким конкретным программным продуктам предпочтение не отдается и отдаваться не будет. (Разработчики ПО вправе по своему усмотрению разрабатывать стандарты, предусматривающие работу в их ПО). В связи с этим я предлагаю авторам, голословно утверждающим о фактах нарушения антимонопольного законодательства и федерального закона о защите конкуренции проиллюстрировать это текстами из соответствующих законов и СП.

Обращаю внимание на название СП, из-за которого началась эта горячая дискуссия – «Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах». Разработчики этого СП по факту оказались зажатыми в тиски. Одни рецензенты требуют от них конкретики, подробных правил, а не общих соображений. (Кто расскажет, как это можно делать, если на любое упоминание продуктов наложено вето?) А другие, наоборот, требуют исключить любые упоминания. Выход, очевидно, заключается в разработке дополнительных методических рекомендаций, где упоминать продукты будет позволительно.

В недавней нашумевшей публикации было упоминание о BIM-счастье за счет некоего вендора, прошу автора «вооружить» свой взгляд и привести для меня конкретные примеры из текста. В связи с моими ролями (см. первое предложение п.3) мне действительно необходимо обеспечить нейтральность нормативных документов относительно BIM-платформ.

4. В Великобритании доля госзаказа в строительстве составляет около 40%. У РФ – ЗНАЧИТЕЛЬНО НИЖЕ. Мне не удалось найти точную цифру, но в НОПРИЗ настаивают, что это не более 5% (!). Из других источников я слышала цифру до 15%. (И зачем ломать копья – или грабли?) То есть в строительстве у нас доминирует частный заказчик. И он волен заказывать так, как ему нравится, не нарушая закона. И в том числе определять форматы, в которых хочет получать продукт. О чем тогда мы спорим? Если госзаказчик начнет 20% из малого объема просить в BIM, сколько бизнеса потеряет отдельный проектировщик, который про BIM ничего слышать не хочет? Ничего. Не пойдет на гостендер и будет продолжать рисовать для частника, пока тот не просит в ВIM.

5. Теперь про «завуалированные ограничения, позволяющие скрыть слабые стороны продвигаемого продукта». Про «продукт» см. п.3. Что касается ограничений, то приведенная фраза говорит о том, что ее автор не знаком с аналогичными документами, разработанными в других странах, опередивших нас по данному направлению. Такие документы пестрят формулировками типа «due to limited software support» или «as BIM skills and software tools for this purpose are still immature» и пр. Да, приходится признать, что имеющиеся в нашем распоряжении программные продукты еще не совершенны и мы вынуждены это учитывать. Поэтому аналогичные оговорки по тексту мы применяем и будем это делать дальше.

6. И в завершение хочу обратиться к тем, кто действительно разочаровался в увиденном – текстах документов и называет их сырыми и пр. Вы что там ожидали найти и не нашли? Может быть, нам следует все разложить по полочкам и быть более конкретными? Если свести все темы, охватываемые подобными национальными документами по BIM в разных странах, то мы обнаружим, что в них отражаются методики моделирования, подходы к определению уровней проработки элементов информационной модели (LOD, LOI), новые роли и обязанности участников процесса, планы реализации BIM-проектов, правила разработки библиотечных элементов, вопросы интероперабельности и организации коллективной работы. Вот практически и все темы. Только потом они еще раскладываются на разных участников и стадии ЖЦ. Пункты из этого списка частично закрываются представленными СП, а остальные включены Министерством в план дальнейших разработок.

Всех разочарованных я приглашаю к конструктивному диалогу. Если не хотите писать официальное обращение, и при этом мы с вами уже знакомы, пишите в личку. Разберемся.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Май 28th, 2018 Татьяна Бех

ГОСТ и СП по BIM

Решили собрать перечень нормативных документов, регламентирующих направление информационных технологий в строительстве. Вот что нашлось на сегодняшний день!

Список нормативных документов по BIM:

  • ГОСТ Р 57310 —2016 (ИСО 29481 —1 :2010 ) Моделирование информационное в строительстве . Руководство по доставке информации . Методология и формат . Дата введения 2017 —07 —01
  • ГОСТ Р 57311 —2016 Моделирование информационное в строительстве . Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства . Дата введения 2017 —07 —01
  • ГОСТ Р 57309 —2016 (ИСО 16354 :2013 ) Руководящие принципы по библиотекам знаний и библиотекам объектов . Дата введения 2017 —07 —01 .
  • ГОСТ Р 57563 —2017 /ISO /TS 12911 :2012 Моделирование информационное в строительстве . Основные положения по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений (с Поправкой ). Дата введения 2017 —10 —01 .
  • ГОСТ Р ИСО 12006 —2 —2017 Строительство . Модель организации данных о строительных работах . Часть 2 . Основы классификации информации . Дата введения 2017 —10 —01 .
  • ГОСТ Р ИСО 12006 —3 —2017 Строительство . Модель организации данных о строительных работах . Часть 3 . Основы обмена объектно —ориентированной информацией . Дата введения 2017 —10 —01
  • ГОСТ Р ИСО 22263 —2017 Модель организации данных о строительных работах . Структура управления проектной информацией . Дата введения 2017 —10 —01 .
  • ГОСТ Р 57295 —2016 Системы дизайн —менеджмента . Руководство по дизайн —менеджменту в строительстве . Дата введения 2018 —01 —01 .
  • СП 301 .1325800 .2017 Информационное моделирование в строительстве . Правила организации работ производственно —техническими отделами . Дата введения 2018 —03 —02 .

Обновлено 23.03.2018. С марта 2018 года вступают в силу три них свода правил (СП ) по BIM:

  • СП 328.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели» (приказ от 15.12.2017 г. № 1674/пр). Данный свод правил распространяется на процессы информационного моделирования зданий и сооружений и устанавливает требования к компонентам их информационных моделей, но не устанавливает требования к способам размещения, ведения, структуре, форме и содержанию цифровых библиотек (каталогов/баз) компонентов. Документ вступит в силу с 16 июня 2018 года.
  • СП 331.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах» (приказ от 18.09.2017 г. № 1230/пр). В основу СП 331.1325800.2017 вошли базовые требования к созданию и эксплуатации информационных систем, взаимодействующих между собой в течение всего жизненного цикла здания или сооружения и реализующих технологию информационного моделирования объекта строительства. Свод правил вступил в силу с 19 марта 2018 года.
  • СП 333.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» (приказ от 18.09.2017 г. № 1227/пр). Документ содержит требования к информационным моделям объектов массового строительства и их разработке на различных стадиях жизненного цикла, направленные на повышение обоснованности и качества проектных решений, повышение уровня безопасности при строительстве и эксплуатации. Общие подходы к формированию информационных моделей обеспечат простоту их использования и повысят эффективность процесса информационного моделирования. Свод правил вступил в силу с 19 марта 2018 года.

В ближайшем будущем нам с вами обещают расширить нормативно —техническую документацию по BIM в двух направлениях :

Базовые документы :

  • 3 ГОСТ Р
  • 4 СП

Документы для разных стадий жизненного цикла объекта

  • 2 ГОСТ Р
  • 6 СП

Не стоит забывать, что на сегодняшний день существует две категории нормативных документов.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»