Справочник нтд наилучшие доступные технологии. Наилучшие доступные технологии: планы и реальность. Опыт применения НДТ

В 2017 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям», а также III этапом Поэтапного графика создания в 2015-2017 годах справочников наилучших доступных технологий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 2178-р, приказами Росстандарта будут утверждены 28 информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям:

1. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 23-2017 «Добыча и обогащение руд цветных металлов»

(опубликован 25 декабря 2017 г.)

21. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 43-2017 «Убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях, побочные продукты животноводства»

(опубликован 20 декабря 2017 г.)

24. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 46-2017 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» (опубликован 18 октября 2017 г.)
ИТС 46-2017 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)
Приказ Росстандарта от 10 октября 2017 г. № 2141 «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)»


25. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 47-2017 «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности»

(опубликован 25 декабря 2017 г.)

ИТС 47-2017 «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности»
Приказ Росстандарта от 15 декабря 2017 г. № 2846 «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности»

26. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 48-2017 «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности» (опубликован 3 октября 2017 г.)
ИТС 48-2017 «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности»
Приказ Росстандарта от 29 сентября 2017 г. № 2060 «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности»

27. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов»(опубликован 25 декабря 2017 г.)

ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов»
Приказ Росстандарта от 15 декабря 2017 г. № 2840 «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов»»

28. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 50-2017 «Переработка природного и попутного газа»ИТС 50-2017 «Переработка природного и попутного газа»
Приказ Росстандарта от 14 ноября 2017 г. № 2423 «Об утверждении информационно - технического справочника по наилучшим доступным технологиям "Переработка природного и попутного газа"» (Опубликован 20 ноября 2017 года)

Укрепление экологической безопасности Российской Федерации, обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, равно как сохранение уникальных природных систем России для настоящего и будущих поколений является одной из важнейших задач государства. В Российской Федерации экологическая ситуация характеризуется как высоким уровнем текущего антропогенного воздействия на окружающую среду, так и значительной величиной накопленного экологического ущерба. В этой связи потребность в более совершенном подходе к правовому регулированию вопросов охраны окружающей среды назрела уже давно.

Одним из основных механизмов государственного регулирования охраны окружающей среды является система нормирования негативного воздействия. Не секрет, что эта система долгое время являлась одним из камней преткновения эффективной реализации государственной природоохранной политики.

В этой связи Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в течение двух с лишним лет велась работа по созданию прочной законодательной основы преодоления проблем в этой области. В итоге был подготовлен и 2 июля 2014 года принят Государственной Думой в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О нормировании»).

Он направлен на совершенствование правового регулирования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий.

Устанавливаемая Федеральным законом «О нормировании» система правового регулирования эффективно усиливает меры государственного управления и надзора в отношении предприятий, оказывающих максимальное воздействие на окружающую среду, при одновременном снятии излишних административных барьеров по отношению к остальным хозяйствующим субъектам.

Принимая во внимание новизну выбранного подхода к правовому регулированию соответствующих отношений в сфере охраны окружающей среды, считаю необходимым заострить внимание на основных положениях Федерального закона «О нормировании», которые позволят вывести российские предприятия на новый уровень экологической эффективности.

Понятийный аппарат

Совершенствование системы природоохранного и смежного законодательства, накопленный опыт правоприменительной практики, равно как развитие системы отношений в сфере взаимодействия общества и природы, вызвало необходимость закрепления новых и изменение прежних правовых понятий и определений.

При подготовке Федерального закона «О нормировании» была проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск вольных толкований Федерального закона «Об охране окружающей среды», иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Уточнены понятия «нормативы в области охраны окружающей среды», «нормативы допустимых выбросов», «нормативы допустимых сбросов», «временно разрешенные выбросы», «контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)», «наилучшая доступная технология».

Введены понятия «временно разрешенные сбросы», «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», «комплексное экологическое разрешение», «технологические нормативы», «технологические показатели», «технические нормативы», «стационарный источник загрязнения окружающей среды», «передвижной источник загрязнения окружающей среды».

Основные принципы охраны окружающей среды

Основываясь на Конституции Российской Федерации, в целях правовой имплементации общепринятых принципов международного природоохранного права в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены основополагающие начала взаимоотношений в системе «человек – окружающая среда». Положения статьи призваны сориентировать граждан, юридических лиц, а также органы государственной власти в выборе наиболее экологически эффективных стратегий принятия управленческих и иных решений.

Не секрет, что в виду относительной декларативности формулировок ряд положений рассматриваемой статьи не в полной мере реализуют заложенный в них потенциал. Это, в том числе, относится и к одному из важнейших принципов охраны окружающей «загрязнитель платит», который в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года № 27-ФЗ был отражен лишь как «платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде».

Федеральный закон «О нормировании», в целях усиления названного принципа, закрепил обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Расширение полномочий органов государственной власти

Принятие Федерального закона «О нормировании» неизбежно влечет за собой необходимость разработки и принятия целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. В этой связи необходимыми полномочиями наделяются соответствующие федеральные и региональные органы государственной власти.

Отдельно отмечу, что полномочия по ведению государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также по установлению временно разрешенных выбросов и сбросов на объектах регионального государственного экологического надзора закрепляются за субъектами Российской Федерации.

Дифференциация подхода к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности.

Федеральным законом «О нормировании» предусматривается разделение объектов хозяйственной и иной деятельности на 4 категории:

I – оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II – оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III – оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV – оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Полномочиями по установлению критериев отнесения объектов к той или иной категории наделено Правительство Российской Федерации. При этом объекту будет присваиваться конкретная категория в момент постановки его на государственный учет.

Новая система нормирования в области охраны окружающей среды

Во-первых, Федеральным законом ограничивается перечень загрязняющих веществ, в отношении которых будут применяться меры государственного регулирования (нормирование). С момента вступления в силу соответствующих положений Федерального закона закрытый перечень таких веществ будет устанавливаться Правительством Российской Федерации:

С учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью;

С учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга;

При наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Во-вторых, основанием установления конкретных нормативов качества окружающей среды определены не только результаты лабораторных исследований, но также данные наблюдений за состоянием окружающей среды в отношении территорий и акваторий.

В-третьих, перечень нормативов допустимого воздействия на окружающую среду дополнен технологическими и техническими нормативами.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории. При этом устанавливаться они будут на основе технологических показателей наилучших доступных технологий. Такой порядок будет введен после разработки или пересмотра справочников наилучших доступных технологий.

Технические нормативы будут устанавливаться техническими регламентами в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды.

Наилучшие доступные технологии (НДТ)

Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» области применения НДТ будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. При этом к таковым могут быть отнесены и оказывающая значительное негативное воздействие на окружающую среду хозяйственная и иная деятельность, а также технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В свою очередь, технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, будут определяться в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области уполномоченным органом исполнительной власти исходя из следующих критериев:

Наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

Экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

Применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

Период ее внедрения;

Промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Методические рекомендации по определению технологии в качестве «наилучшей доступной», как и соответствующие справочники НДТ, также будут разрабатываться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом справочники наилучших доступных технологий должны будут пересматриваться не реже 1 раза в 10 лет.

По истечении установленного Федеральным законом «О нормировании» переходного периода к 2018 году вступит в законную силу требование о проектировании, строительстве и реконструкции отнесенных к областям НДТ объектов с учетом технологических показателей НДТ. В отдельных случаях с 2020 года будет введен запрет выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который относится к областям применения наилучших доступных технологий.

Государственный экологический надзор

В соответствии с Федеральным законом «О нормировании» федеральный государственный экологический надзор будет организовываться и осуществляться на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и включенных в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, теперь определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

Субъекты Российской Федерации будут организовывать и осуществлять государственный экологический надзор на объектах, не включенных в данный перечень.

В отношении объектов IV категории плановые проверки государственного экологического надзора не предусмотрены.

Комплексные экологические разрешения

В отношении объектов I категории Федеральный закон «О нормировании» предусматривает замену трех видов разрешительной документации (разрешения на выбросы, сбросы, размещение отходов) комплексным экологическим разрешением.

В случае невозможности соблюдения технологических нормативов, равно как нормативов допустимых выбросов или сбросов, у хозяйствующего субъекта возникает обязанность подачи совместно с заявкой на получение комплексного экологического разрешения дополнительно:

Проекта программы повышения экологической эффективности;

Планируемых временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ на текущий момент, и на период реализации программы повышения экологической эффективности, а также после ее реализации.

Выдача комплексного разрешения отнесена к полномочиям определенного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. При этом в нем отражаются:

Технологические нормативы;

Нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I , II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

Нормативы допустимых физических воздействий;

Лимиты на размещение отходов производства и потребления;

Требования к обращению с отходами производства и потребления;

Программа производственного экологического контроля;

Срок действия комплексного экологического разрешения.

Необходимо заострить внимание на том, что комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, которые повлекли за собой изменение количественных или качественных показателей негативного воздействия на окружающую среду.

Декларации о воздействии на окружающую среду

В соответствии с Федеральным законом декларацию о воздействии на окружающую среду будут подавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, отнесенных ко II категории. Одновременно с декларацией хозяйствующие субъекты обязаны будут представить расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов.

При этом декларация может быть подана как на бумажном носителе, так и в электронной форме, с соответствующим уровнем защиты информации посредством цифровой подписи.

Необходимо отметить, что при условии неизменности технологических процессов основных производств, а также качественных и количественных характеристик негативного воздействия на окружающую среду, декларация должна будет подаваться 1 раз в семь лет.

Экономическое стимулирование

Федеральный закон «О нормировании» предусматривает направленную государственную поддержку хозяйствующим субъектам в целях повышения эффективности той их деятельности, которая осуществляется в целях охраны окружающей среды. При этом будет осуществляться содействие в:

Инвестировании внедрения НДТ и иных мер по снижению негативного воздействия;

Экологическом образовании и информационной поддержке мероприятий по снижению воздействия, использование возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов;

Разработке новых методов контроля загрязнения и иных эффективных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддержка будет осуществляться посредством предоставления налоговых льгот, льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также государственных капиталовложений.

Государственная экологическая экспертиза

Одной из важнейших целей Федерального закона «О нормировании» является восстановление института государственной экологической экспертизы. В Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-Фз «Об экологической экспертизе» внесены изменения, расширяющие перечень объектов экспертизы. Теперь государственная экологическая экспертиза будет проводиться также в отношении:

Проектной документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории;

Материалов обоснования комплексного экологического разрешения.

Кроме того, проведение государственной экологической экспертизы переносится на более раннюю стадию проектирования - до разработки проектной документации. Также сокращаются сроки организации и проведения экспертизы, а положительное заключение государственной экологической экспертизы становится бессрочным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Федеральным законом устанавливается закрытый перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, осуществление которых влечет плату. В частности, это:

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

Размещение отходов производства и потребления.

Платежной базой в свою очередь является количество загрязняющих веществ, поступивших от стационарных источников в окружающую среду в виде выбросов, сбросов, а также количество размещенных в отчетном периоде отходов. Она определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля в отношении веществ, включенных в соответствующий перечень.

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются понижающие и повышающие коэффициенты.

Коэффициент 0:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий;

За объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 1:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 25:

За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Следует отметить, что внесение платы за негативное воздействие не освобождает плательщиков от обязанностей по осуществлению мер по снижению негативного воздействия, возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате деятельности, а также от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Административная ответственность

Федеральным законом «О нормировании» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-первых, расширен состав информации, за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение которой предусмотрена административная ответственность. Теперь в ее состав входят:

Данные, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;

Информация, содержащаяся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

Декларация о воздействии на окружающую среду;

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

Отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается увеличение в 2-4 раза размеров административных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также дополняется новыми статьями, предусматривающими административную ответственность за:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения.

В заключение отмечу, что Федеральный закон «О нормировании» является фундаментом для устойчивого развития России, он носит комплексный характер. Его положения гармонизированы с признанными в мире подходами в сфере экологического регулирования и должны быть в максимальной степени эффективно реализованы на территории Российской Федерации.

Это позволит нашей стране к 2020 году выйти на мировой уровень экологической эффективности с модернизированным производственным сектором и высочайшим уровнем экологической ответственности во благо настоящих и будущих поколений.

Кашин Владимир Иванович,
председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

А. Ю. Кочешков,

И. А. Борисовская

Объединенная компания «РУСАЛ»

Концепция перехода к нормированию негативного воздействия на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий

Гость номера:

Ребрик Иван Иванович,

директор Департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности объединенной компании «Российский алюминий». Является членом Комитета по экологии и энергоэффективности Международного института алюминия (IAI), представителем регионального отделения по Красноярскому краю Всероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры», членом наблюдательного Совета НП «Национальное углеродное соглашение».

Имеет образование инженера-металлурга и инженера-электрика.

С 1985 по 2002 гг. Ребрик прошел путь от мастера участка газоочистки до начальника Управления экологии Красноярского алюминиевого завода. Являлся куратором ряда экологических проектов предприятия по модернизации газоочистного оборудования, по управлению отходами, по внедрению системы экологического менеджмента (СЭМ ISO 14001) и др. Специализировался в области технических экологических решений Программы модернизации Красноярского алюминиевого завода, являлся членом экспертной комиссии Компании по «сухим» газоочисткам.

С 2002 г. возглавил Управление технологии газоочистки и производства фтористых солей вновь образованного Инженерно-технологического центра компании «Русский алюминий».

С 2003 – по 2005 гг. – технический директор, директор по модернизации Саяногорского алюминиевого завода, директор проекта модернизации Таджикского алюминиевого завода.

С 2005 г. возглавил проект разработки Экологической стратегии компании «Русский алюминий». С 2006 г. по н/вр. – руководит Департаментом по экологии, охране труда и промышленной безопасности компании.

С 2005 г. открыт проект компании «Киотский протокол», активно разворачиваются работы по инструментальной инвентаризации эмиссии парниковых газов, идёт создание корпоративной системы управления выбросами парниковых газов.

В 2006 г. разработаны и утверждены Правлением компании долгосрочные экологические цели РУСАЛа, в рамках которых реализуются программы экологической модернизации заводов.

В апреле 2007 г. компания вышла с инициативой «Стратегия безопасного будущего» и заключила Соглашение с ПРООН по сотрудничеству в области снижения выбросов парниковых газов.

В 2007 г. проведена работа по оценке экологических обязательств компании. Продолжается работа по внедрению СЭМ РУСАЛа: 80% алюминиевых и 70% глинозёмных заводов соответствуют ISO 14001.

Подготовлены разделы по экологическим обязательствам Социального отчета компании за 2005-2006, 2007 гг.

Является членом комитета по экологии и природных ресурсов Российского союза промышленников и предпринимателей РФ, членом Методического совета НИИ «Атмосфера» Росприроднадзора РФ.

Обоснование необходимости

Систематическое увеличение уровня негативного воздействия на окружающую среду (ОС) со стороны предприятий, работающих на экологически неэффективном оборудовании, а также глобальная экологизация международных отношений и многих аспектов внутригосударственной жизни в развитых странах требуют повышенного внимания к системе управления охраной окружающей среды в Российской Федерации.

К сожалению, существующая практика регулирования отношений в сфере ОС, а также методы экологического нормирования и контроля, показали неэффективность системы российского природоохранного законодательства и его несоответствие международным принципам и тенденциям. Действующая в России система не сочетает использование компенсирующих санкций за сверхнормативное загрязнение окружающей среды с применением целевых параметров допустимого экологического воздействия для предприятий реального сектора экономики, а также не содержит каких-либо значимых стимулов для предприятий по реализации природоохранных мероприятий и внедрению ими экологически чистых технологий. Высок риск введения в отношении российских предприятий торговых ограничений на рынке ЕС и возникновения имиджевых последствий на основе экологических показателей в связи с несоответствием практики регулирования (управления) системой ОС в европейских странах и в РФ.

Более того, необоснованная активизация контрольных мероприятий в условиях текущего финансово-экономического кризиса резко осложняет положение дел на предприятиях. Закрытие производств лишь на основании действующей нормативной природоохранной базы – означает ухудшение структуры экономики и структуры занятости, что снижает сопротивляемость кризисным процессам. Подобные действия идут вразрез с усилиями государства по поддержанию экономической активности и ограничению финансовых рисков.

В то же время проводимая государством экологическая политика должна отражать особенности предстоящего этапа социально-экономического развития, содержание которого будет определяться задачами по преодолению последствий кризиса. При этом следует исходить из того, что период восстановления экономической активности потребует достаточно длительного времени.

С учетом принимаемых усилий по преодолению кризиса, одной из главных задач экологической политики на среднесрочный период должно стать применение принципа нормирования допустимого воздействия на окружающую среду на основе показателей наилучших существующих технологий (НСТ). Такой переход к практике развитых стран, где нормирование воздействия на ОС основано на установлении для природопользователей технических нормативов с привязкой к реестрам наилучших доступных технологий (НДТ) полностью отвечает интересам обеспечения конкурентоспособности российских предприятий.

Несколько слов о смысловых различиях определений НСТ и НДТ. В России НСТ –это технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на ОС и имеющая установленный срок практического применения с учётом экономических и социальных факторов.

В странах ЕС с середины 90-х годов прошлого столетия понятие НСТ трактуется как «наилучшие доступные технологии» (НДТ) и означает самую эффективную и передовую стадию развития производственной деятельности и методов эксплуатации установок, которая свидетельствует о практической пригодности определенных технологий для создания принципиальной основы для обеспечения предельных величин эмиссий, направленных на предотвращение и, если это невозможно, общее сокращение эмиссий и ослабление воздействия на окружающую среду в целом.

Очевидно, что смысл минимизации негативного воздействия конкретной технологии на ОС заключается как в её проектных параметрах, так и в уровне управления конкретными технологическими параметрами воздействия на ОС. Именно это и является ключевым моментом. Только общение госорганов нормирования и контроля на одном языке целевых параметров технических/технологических нормативов с техническим персоналом предприятий-загрязнителей и даст желаемый во времени результат снижения негативного воздействия на ОС. Опыт стран ЕС по динамике качества ОС – яркий тому пример. Поэтому, не мудрствуя лукаво, далее предлагается использовать наработанный лучшими практиками термин НДТ.

Задачи по реформированию системы экологического регулирования были сформулированы в решениях Совета безопасности от 30.01.2008 и в Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. № 889. Развитие экономических стимулов и снятие административных барьеров для внедрения экологически чистых производств и технологий в металлургии предусмотрено Протоколом совещания у Председателя Правительства РФ В.В.Путина 24.07.2008. Такой подход разделяют все ведущие компании реального сектора российской экономики.

Опыт применения НДТ

Европейский опыт

Общепризнанной и наиболее совершенной является система природоохранного законодательства, принятая Европейским Сообществом. Эта правовая система в значительной мере является законодательством прямого действия, и, в отличие от рамочных законов России, не нуждается в дополнительном толковании актами каких-либо органов власти. Кроме того, система охватывает практически все основные вопросы охраны окружающей среды и природопользования. И самое главное – нормы ЕС есть результат компромиссного равноправного диалога между обществом, государством и бизнесом.

Основным принципом природоохранного законодательства ЕС, предусмотренным Директивой 96/61/ЕС, в последней редакции 2008/1/ЕС от 15.01.2008 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений», является постоянное снижение степени воздействия на окружающую среду. В целях создания равновесия между требованиями минимизировать загрязнение и реальными техническими возможностями Директивой предусмотрено применение механизма расчета показателей воздействия на основе «наилучших доступных технологий» (НДТ). Термин НДТ подразумевает, что такая технология является самой лучшей с точки зрения соблюдения экологических требований и доступной для лиц, заинтересованных в ее применении. Директивой отмечено, что требование о применении НДТ распространяется только на наиболее крупные отрасли экономики, эксплуатация предприятий которых связана с существенным воздействием на окружающую среду.

Целью Директивы является обеспечение комплексного подхода для защиты окружающей среды путем совершенствования системы управления и контроля за производственными процессами промышленных предприятий. Ключевой элемент в данном подходе имеет общий принцип, предусмотренный в статье 3 Директивы о том, что операторы (предприятия) должны принимать все необходимые профилактические меры по предотвращению загрязнения, в частности, через применение НДТ, которые обеспечат им возможность повысить свою экологическую эффективность.

Справочники по НДТ широко используются в процедуре нормирования негативного воздействия, выдачи разрешений предприятиям на выбросы, сбросы, размещение отходов в странах ЕС. Подготовка справочников по НДТ – это непрерывный процесс, включающий периодический пересмотр и обновление справочных данных.

Перечни НДТ (BREF) применительно к различным отраслям промышленности содержатся в рекомендательных справочных документах, подготовленных и регулярно обновляемых специально созданным для этих целей Европейским бюро с участием представителей профильных органов власти, отраслевых компаний и ассоциаций, специалистов по охране окружающей среды. Справочными документами не предписывается использование какой-либо одной технологии, а предлагается диапазон уровней выбросов/сбросов, которые можно достигнуть путем применения различных наилучших технологий, имеющихся на рынке и оказывающих наименьшее воздействие на окружающую среду, с учетом технических характеристик рассматриваемой установки, ее географического положения и местных экологических условий.

Как правило, система эколого-технологических нормативов ложится в основу целевых показателей, на достижение которых направлена природоохранная политика предприятий, следующих в своей деятельности основным положениям стандартов экологического менеджмента ИСО серии 14000. Применение НДТ в европейской терминологии означает не только (!) предписание использования экологически благоприятного технического решения для производства конкретной продукции, но и рекомендует некоторые шаги по организации системы экологического менеджмента – неотъемлемой части общей системы управления. При этом отмечается, что внедрение системы экологического менеджмента позволит оптимизировать весь комплекс мер, которые в целом приведут к предупреждению и снижению негативного воздействия производственного процесса на окружающую среду.

Справочники по НДТ являются основой как для субъектов предпринимательской деятельности при выборе технологий, так и для уполномоченных государственных органов при выдаче разрешений допустимого воздействия на окружающую среду. Директивой ЕС также предусматривается выдача комплексного разрешения на все виды воздействия (выбросы, сбросы, отходы). За рубежом принцип НДТ является основным инструментом при регулировании техногенного воздействия на окружающую среду, и его практическое применение наглядно показало свою эффективность.

Российский опыт

Как показывает российский опыт, отечественные природопользователи, особенно те, чья продукция шла на экспорт с начала 90-х годов, инициировали применение технологических нормативов, основанных на применении наилучших имеющихся (доступных) технологий в целях регулирования выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и образования отходов.

Например, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.09.2002 № 50 был утвержден программный документ «Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год». Указанными Основными направлениями предусмотрено «…создание и ведение банков данных наилучших существующих технологий, основанных на последних достижениях науки и техники и имеющих установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов».

Положительный опыт наблюдался и в Архангельской области по оптимизации нормирования сброса биологически очищенных сточных вод целлюлозно-бумажных организаций Архангельской области в водные объекты. Завершающим этапом эксперимента должен был стать переход данной категории предприятий на единые технологические нормативы с использованием наилучших технологий.

В 2004–2005 гг. в РАО «Бумпром» была разработана отраслевая система технологического нормирования выбросов/сбросов и размещения отходов, основанная на внедрении наилучших существующих технических средств с максимальным учетом российских реалий. Указанная система должна была стать основой комплексного разрешения на выбросы/сбросы и размещение отходов, отличалась сокращенным списком нормируемых загрязняющих веществ, в основном характерных для применяемой технологии и нормированных по количеству вырабатываемой продукции.

В 2006 г. Совет директоров ОК «РУСАЛ» утвердил экологическую стратегию компании. Для реализации цели №8 стратегии «Содействие созданию современной нормативно-правовой базы по экологии производства алюминия и глинозёма» заключён ряд договоров с научно-исследовательскими институтами. Ведётся разработка материалов, методик, инструкций, создание баз данных по расходным коэффициентам, качеству сырья, удельным выбросам производства с целью разработки и утверждения технологических нормативов. Установлены индикаторные показатели экологических параметров технологий предприятий для оценки и управления динамикой достижения нормативов ПДВ и НДС. Предприятиям установлены целевые показатели по переходу на системы замкнутого оборотного водоснабжения для основных технологических процессов. 82% предприятий компании сертифицированы по ISO 14001 .

Заслуживает живой интерес и прошлый опыт ОАО РАО «ЕЭС России», концепция реализации экологической политики которой позволила внедрить на корпоративном уровне экономические механизмы, нацеленные на внедрение наилучших доступных технологий. Целевые обязательства энергокомпаний холдинга по экологии вошли составной частью в инвестиционные обязательства новых собственников при расформировании холдинга.

В 2006 году рядом предприятий целлюлозно-бумажной промышленности по согласованию с МПР России и Ростехнадзором был инициирован проект «Разработка и реализация системы технологического нормирования на основе стратегии устойчивого развития», который так и остался на этапе согласований.

Но в результате неоднократного реформирования государственных органов управления в области охраны окружающей среды и отсутствия прямой заинтересованности органов исполнительной власти в поддержке указанных инициатив положительный опыт субъектов экономики до сих пор остается неучтенным и нереализованным.

Законодательство в отношении НДТ в РФ

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности в рамках российского законодательства установлены требования по разработке нормативов допустимых выбросов/сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нормативов допустимых физических воздействий (количества тепла, уровни шума, вибрации и пр.) на окружающую среду, нормативов образования отходов производства и потребления, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

При этом установление нормативов допустимых выбросов и сбросов согласно ст.ст. 19 и 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ должно исходить из нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов, а также с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Однако, несмотря на наличие в законодательстве основополагающих положений, касающихся нормирования на основе показателей НСТ (НДТ), применение данного подхода затруднено ввиду отсутствия должного механизма реализации установленных норм. Отсутствие соответствующего нормативно-правового обеспечения рассматриваемой проблемы увеличивает риск необоснованного повышения экологических платежей за выбросы/сбросы и размещение отходов производства и потребления.

Принимая во внимание положение дел в сфере природоохранных отношений в Российской Федерации, а также наличие положительного западного опыта, желание и готовность бизнеса внедрять НДТ, можно заключить, что имеются все основные предпосылки для введения в России системы нормирования, основанной на НДТ.

Таким образом, для повсеместного улучшения экологической обстановки в Российской Федерации целесообразно адаптировать положительный опыт европейских государств с учетом территориальной, экономической и социальной специфики РФ и устранить противоречия между положениями действующего законодательства и практикой регулирования в части нормирования допустимого воздействия на окружающую среду.

В рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы нормирования необходимо привязать нормативы допустимого воздействия на окружающую среду к существующим технологиям и обеспечить постепенное снижение выбросов/сбросов вслед за улучшением стандартов производства. В этих координатах будут заданы и параметры перспективных программ по модернизации производства. Важно также отметить, что ужесточение административной ответственности юридических лиц, как и повышение платы за воздействие на окружающую среду, неэффективны без использования экономических рычагов в целях обеспечения рациональной и экологически ответственной организации производства. Только такой подход позволит пройти период финансово-экономического кризиса с наименьшими потерями и повысить качество промышленного развития.

Восстановительный период после кризиса может продолжаться несколько лет. Необходимо использовать этот период для перехода на НСТ, что, несомненно, положительный скажется на состоянии экономики.

Совершенствование системы нормирования

Цели и задачи

Основные цели:

  • повсеместный переход на экологически более чистые технологии;
  • уменьшение уровня негативного воздействия на окружающую среду со стороны промышленных предприятий и улучшение экологической обстановки в РФ;
  • создание в России эффективной системы управления охраной окружающей среды;
  • сближение природоохранного законодательства (и соответствующей практики регулирования) России с международным;
  • повышение уровня конкурентоспособности российских предприятий и производимой ими продукции на внешнем рынке.

Основные задачи:

  • разработка перечней НДТ и порядка их внедрения с участием всех заинтересованных сторон;
  • реализация системы нормирования, основанной на технологических нормативах, достижении параметров НДТ и учете территориальных особенностей;
  • создание условий, стимулирующих и финансово мотивирующих переход предприятий на НДТ;
  • улучшение практики администрирования и повышение стандартов работы органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 23 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление нормативов допустимых выбросов/сбросов должно исходить из нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов, устанавливаемых на основе показателей НСТ (НДТ) с учетом экономических и социальных факторов. Следовательно, работа по совершенствованию системы нормирования должна вестись по трем основным направлениям: разработка порядка установления нормативов качества с учетом природных и климатических особенностей, разработка перечней НДТ и порядка внедрения НДТ, разработка порядка установления технологических нормативов.

Переход на нормативы качества окружающей среды

В ст. 21 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливается требование по разработке нормативов качества окружающей среды по химическим, физическим и биологическим показателям. Причем должны учитываться природные особенности территорий и акваторий. На практике же используются только нормируемые химические показатели – нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) веществ, которые являются едиными для всей территории РФ и носят безусловный характер, т.е. должны соблюдаться в любой момент времени.

На начальном этапе мероприятия по переходу на нормативы качества должны включать следующее: сокращение перечня веществ, в отношении которых устанавливаются нормативы, определение порядка измерения и соблюдения среднегодового показателя ПДК, учет природных и климатических особенностей территорий и акваторий. Учет при нормировании качества окружающей среды физических и биологических показателей необходим, но не является первоочередной мерой.

В настоящее время у природоохранных органов, как и у большинства предприятий, отсутствует техническая возможность по контролю и мониторингу большинства веществ, на которые установлены нормативы ПДК. Систематический контроль осуществляется периодически в отношении не более трех процентов от общего количества таких веществ, при этом предприятия обязаны соблюдать нормативы ПДК постоянно, независимо от внештатных ситуаций. Кроме того, отсутствует механизм их пересмотра и обновления.

Таким образом, необходимо сократить количество веществ, в отношении которых устанавливаются нормативы и за которыми осуществляется контроль, а также регламентировать процедуру пересмотра и обновления перечня таких веществ. Подобное преобразование приведет к повышению реалистичности расчета величин выбросов/сбросов для предприятий, усовершенствованию процедуры выдачи разрешений на выбросы/сбросы, эффективности системы государственного и производственного экологического контроля и мониторинга.

В странах ЕС и США применяемые стандарты (нормативы качества) выражены в виде среднегодовых показателей, а не в виде абсолютных величин, обязательных для соблюдения в любой момент времени (соблюдение норматива определяется на основании непревышения установленного предельного показателя по результатам 90-95% контрольных замеров), что делает их более достижимыми, чем в России. В некоторых случаях для веществ, встречающихся в природе в естественном виде, устанавливаются нормативы ниже их естественных сезонных колебаний, что позволяет учитывать территориальные особенности (согласно ст. 19 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природоохранные нормативы также должны устанавливаться с учетом природных особенностей). Рекомендуется взять эту практику за основу при установлении нормативов качества в РФ.

Как свидетельствует зарубежный опыт, нормативы качества воздуха и воды для различных территорий должны устанавливаться на основе управления риском. Только в этом случае нормативы будут справедливыми и понятными. Принцип снижения риска должен также отражаться в статистическом выражении нормативов качества среды, что является обычной практикой в европейской и североамериканской системах управления в области охраны окружающей среды.

Из вышесказанного следует, что система нормативов качества окружающей среды подлежит пересмотру с учетом международного опыта и национальных особенностей в сторону менее жестких, но контролируемых нормативов, обеспечивая баланс между уровнями, желательными с экологической и разумно достижимыми с технико-экономической точек зрения. Количество загрязняющих веществ, подлежащих регулированию, должно быть ограничено теми, в отношении которых возможен эффективный мониторинг при помощи имеющихся ограниченных технических и кадровых ресурсов.

Параллельно необходимо проведение работы по совершенствованию системы мониторинга состояния окружающей среды в целом. Возможно создание программы государственно-частного партнерства по созданию предприятиями систем слежения за состоянием окружающей среды и получением за это определенных льгот по оплате воздействия на окружающую среду или иных.

Система НДТ

Фактическому переходу предприятий на НДТ должны предшествовать разработка перечней НДТ и утверждение порядка осуществления такого перехода.

Для разработки перечней НДТ необходимо, прежде всего, провести работу по определению видов деятельности, для которых необходимо установление НДТ, и систематизации типовых для каждой отрасли промышленности технологий и технологических процессов. Данная работа в силу ее специфики должна проводиться как заинтересованными органами государственной власти, так и представителями промышленности, различными отраслевыми объединениями и экспертами. В результате, перечень видов производственной деятельности, в отношении технологических процессов которых будет устанавливаться НДТ, должен быть включен во вновь принимаемое постановление Правительства РФ о порядке формирования и ведения перечней НДТ.

Порядок подготовки и ведения Перечня НДТ возможно организовать по принципу Порядка формирования и ведения российского Реестра углеродных единиц (утв. Приказом МПР и Минэкономразвития РФ от 07.05.2007 № 121/148).

Формирование и ведение Перечня НДТ осуществляется организацией – администратором Перечня НДТ, назначаемой Правительством Российской Федерации в установленном порядке. Собственно сам Перечень НДТ должен состоять из программно-аппаратного комплекса и информационного ресурса. Информационный ресурс Перечня НДТ в свою очередь – из общедоступного сайта Перечня НДТ, находящегося в открытой сети Интернет, и электронной базы данных.

В ходе подготовки перечней НДТ предлагается в большей части имплементировать европейские справочники НДТ с целью создания основы для сближения с европейскими экологическими стандартами и осуществления информационного обмена со странами ЕС. При формировании и последующем обновлении перечней НДТ важно учитывать экологический аспект, предусматривающий, что при ее применении обеспечивается охрана окружающей среды в целом, а не отдельных компонентов природной среды, и экономический аспект, предусматривающий возможность использования технологии в соответствующих отраслях производственной деятельности и свободного ее приобретения и внедрения. Технология будет наилучшей только в том случае, если при ее применении будут учитываться финансовые возможности большинства субъектов хозяйственной деятельности.

Все вопросы, касающиеся критериев отнесения технологий к НДТ, порядка подготовки и обновления перечней НДТ, порядка создания и функционирования сети национальных бюро по НДТ, а также касающиеся контрольных и иных полномочий органов государственной власти в части подготовки перечней НДТ, необходимо включить в соответствующее постановление Правительства РФ о порядке формирования и ведения перечней НДТ.

Технологический норматив предприятия

Показателем эффективности перехода предприятия на использование наилучших доступных технологий будет являться технологический норматив предприятия, т.е. его удельные показатели, которые представляют собой:

  • удельные показатели образования загрязняющих веществ, т.е. количество загрязняющих веществ, образующихся в результате применения технологических процессов в промышленном производстве, выраженные в кг на тонну выпускаемой продукции или единицу энергии;
  • удельные показатели выбросов/сбросов, т.е. количество поступающих в окружающую среду веществ, выраженное в кг на тонну выпускаемой продукции или единицу энергии.

Удельные показатели следует применять при расчете планируемых объемов выбросов/сбросов загрязняющих веществ с учетом максимальной производительности (мощности) производства, что позволяет получать данные об объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ за любой отчетный период.

Фактические значения удельных показателей должны служить характеристикой не только применяемой на предприятии технологии и осуществляемой деятельности, но и браться за основу при установлении лимитов воздействия на окружающую среду и разработке планов модернизации предприятия в целях перехода на НДТ.

Создание указанного организационно-правового механизма позволит осуществить переход на более эффективную систему нормирования, стимулирующую переход предприятий на НДТ, и позволяющую устанавливать нормативы, отражающие реально достижимые параметры. В результате перехода также произойдет улучшение системы мониторинга и контроля за негативным воздействием на окружающую среду. Создание условий для перехода предприятий на НДТ займет предположительно 3-5 лет, в зависимости от сроков подготовки перечней НДТ и согласования проектов нормативно-правовых актов.

При подготовке нормативно-правовой базы первоочередное внимание необходимо уделить принятию подзаконных нормативно-правовых актов, реализующих механизм, заложенный в нормах действующих законов. И уже в дальнейшем либо параллельно необходимо вносить изменения в действующие федеральные законы, унифицируя терминологию и детализируя необходимые аспекты нормирования.

Порядок реализации

Реализация концепции должна осуществляться в два этапа:

  1. Подготовительный, характеризующийся созданием правовой базы, необходимой для совершенствования системы нормирования и перехода предприятий на НДТ.
  2. Переходный, в течение которого будет осуществляться фактический переход предприятий на НДТ.
Восполнение правового пробела

Совершенствование системы нормирования и внедрение НДТ невозможно без формирования соответствующей правовой базы. Для реализации уже имеющихся норм законов, носящих на сегодняшний день декларативный характер, необходима подготовка целой системы новых подзаконных актов. Также в целях приведения положений нормативно-правовых актов к единообразию и большей системности потребуется внесение изменений и в федеральные законы. ОК «РУСАЛ» был направлен в МПРиЭ РФ проект Комплекса мер по изменению действующего законодательства и принятию новых нормативно-правовых актов для реализации настоящей Концепции.

В ходе совершенствования системы нормирования основные меры должны быть сконцентрированы не на ужесточении административной ответственности и увеличении платы за негативное воздействие, а на надлежащем нормативно-правовом оформлении порядка установления обоснованных и достижимых нормативов, а также процедуры перехода предприятий на НДТ.

Вопросы, касающиеся установления обоснованных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, рассмотренные выше (раздел II), подлежат включению в соответствующие нормативно-правовые акты (например, постановление Правительства РФ о порядке нормирования).

Процедуру перехода на НДТ необходимо также регламентировать в целях создания условий для осуществления такого перехода, а также во избежание случаев злоупотребления на местах. Наиболее важными являются следующие аспекты:

  • порядок разработки предприятиями проектов нормативов предельно допустимых выбросов/сбросов;
  • порядок согласования нормативов предельно допустимых выбросов/сбросов с полномочными территориальными органами власти;
  • порядок разработки предприятиями планов мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду и достижению нормативов предельно допустимых выбросов/сбросов (план модернизации) ;
  • порядок согласования и утверждения полномочными территориальными органами власти планов мероприятий по модернизации производства и достижению нормативов предельно допустимых выбросов/сбросов;
  • порядок согласования временных лимитов в соответствии с программой модернизации производства;
  • порядок осуществления контроля за соблюдением установленных лимитов и плана модернизации;
  • порядок предоставления предприятиям возможности осуществления зачета расходов на проведение мероприятий, предусмотренных указанными планами, в счет платежей за воздействие на окружающую среду.

Указанные аспекты должны быть отражены во вновь принимаемых Правительством РФ постановлении о переходном периоде и в постановлении о порядке нормирования, а в целях приведения нормативного регулирования к единообразию потребуется также внесение изменений и в действующие нормативно-правовые акты.

Поскольку основные изменения, реализация которых потребует расходования бюджетных средств, будут заложены в актах Правительства РФ, а не в федеральных законах, отсутствует необходимость подготовки финансово-экономического обоснования в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции РФ. Тем не менее, при внесении в Правительство РФ проектов постановлений необходимо будет представить расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, а также согласовать проекты со всеми заинтересованными ведомствами, в том числе и с Минфином России.

Переходный этап

Окончательное создание условий для перехода предприятий на НДТ будет являться основанием для начала переходного этапа, для которого характерны:

  • подготовленная нормативно-правовая база для перехода предприятий на НДТ;
  • эффективная система финансового стимулирования предприятий к переходу на НДТ и снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду;
  • сложившаяся система информационного обмена как на внутригосударственном, так и на международном уровне;
  • усовершенствованная система управления охраной окружающей среды.

Интересам промышленных предприятий наибольшим образом отвечает подход, основанный на лимитах на выбросы/сбросы, поскольку он обусловливает переходный период, в течение которого требования к показателям выбросов и сбросов будут ужесточаться постепенно. Именно эту процедуру рекомендуется использовать при переходе предприятий на НДТ. В связи с этим, как упоминалось выше, порядок установления лимитов и их соблюдения должен четко прописываться в нормативно-правовых актах. Основой же экологического регулирования в рамках переходного периода должны стать планы модернизации предприятий и поэтапного достижения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. При этом в процессе подготовки и согласования планов модернизации должны учитываться не только санитарно-гигиенические, но и технологические, региональные и социальные компоненты.

Последовательность перехода на НДТ предприятий будет выглядеть следующим образом:

1. Оценка производственной деятельности предприятия и подготовка плана модернизации.

Подготовка плана модернизации необходима в случае, если объем выбросов/сбросов предприятия не будет соответствовать устанавливаемому нормативу предельно допустимого воздействия. План модернизации должен содержать описание производственной деятельности и этапы внедрения НДТ, выбранной из перечня НДТ и достаточной для достижения нормативов допустимого воздействия.

2. Согласование плана модернизации и установление временно согласованных лимитов.

План модернизации подлежит согласованию с полномочным территориальным органом управления, принимающим во внимание природные особенности территории, на которой осуществляется деятельность, экономические, технологические и социальные факторы. В результате согласования плана модернизации в отношении предприятия будут установлены временно согласованные лимиты на выбросы/сбросы. Также будет согласована программа зачета средств, направляемых предприятием на модернизацию, в счет платы за негативное воздействие.

3. Реализация плана модернизации и поэтапное внедрение НДТ.

В ходе реализации плана модернизации полномочный территориальный орган управления будет вправе осуществлять контрольные мероприятия за соблюдением предприятием установленных лимитов и этапов модернизации. В течение проведения модернизации целевые нормативы предельно допустимых выбросов/сбросов пересматриваться не должны. Результатом внедрения НДТ будет являться достижение предельно допустимых нормативов и перевод производственной деятельности предприятия на более экологически чистые технологии. В дальнейшем нормативы могут быть пересмотрены с целью стимулирования продолжения процесса модернизации и улучшения экологической обстановки в России.

Таким образом, одним из наиболее важных следствий применения механизма НДТ, помимо общего снижения уровня загрязнения, будет являться ускоренное технологическое развитие. Предприятия, вынужденные принимать дополнительные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду при условии сохранения себестоимости на конкурентном уровне, будут вынуждены уделять особое внимание развитию технологий, повышению их эффективности, снижению всех возможных затрат. Внедрение механизма НДТ позволит также уйти от установления единых для всех предприятий жестких норм, что невозможно, с учетом разнообразия природных условий предприятий, применяемого сырья, процессов производства и т.д.

Ожидаемый эффект

Основным результатом должно быть создание более простой и эффективной с точки зрения администрирования и применения предприятиями системы управления охраной окружающей среды. Её внедрение обеспечит:

  • улучшение экологической обстановки в Российской Федерации;
  • поддержание конкурентоспособности российских предприятий;
  • гармонизация экологического регулирования с практикой развитых стран;
  • снижение рисков введения торговых и иных ограничений для российских компаний по основаниям экологической безопасности;
  • улучшение практики администрирования и повышение стандартов работы органов исполнительной власти;
  • коррекция действий хозяйствующих субъектов на основе финансовой мотивации к модернизации производства.

Такой подход соответствует обязательствам, принятым Российской Федерацией в соответствии с политикой государственного регулирования экологической и технологической безопасности в рамках «Группы восьми».

2. К областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

3. Определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения, утверждение методических рекомендаций по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который создает технические рабочие группы, включающие экспертов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций.

В целях осуществления координации деятельности технических рабочих групп и разработки информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям Правительство Российской Федерации определяет организацию, осуществляющую функции Бюро наилучших доступных технологий, ее полномочия.

4. Сочетанием критериев достижения целей охраны окружающей среды для определения наилучшей доступной технологии являются:

наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги либо другие предусмотренные международными договорами Российской Федерации показатели;

экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации;

применение ресурсо- и энергосберегающих методов;

период ее внедрения;

промышленное внедрение этой технологии на двух и более объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат следующие сведения:

указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;

описание основных экологических проблем, характерных для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности;

методология определения наилучшей доступной технологии;

описание наилучшей доступной технологии для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования;

технологические показатели наилучших доступных технологий;

методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

оценка преимуществ внедрения наилучшей доступной технологии для окружающей среды;

данные об ограничении применения наилучшей доступной технологии;

экономические показатели, характеризующие наилучшую доступную технологию;

сведения о новейших наилучших доступных технологиях, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение;

иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучшей доступной технологии.

7. Информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям разрабатываются с учетом имеющихся в Российской Федерации технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей Российской Федерации. При их разработке могут использоваться международные информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям.

8. Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, осуществляется не реже чем один раз в десять лет.

9. Порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

По данным специалистов Минприроды, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ) в производство промышленных предприятий является приоритетной программой развития, разработанной в целях защиты экологии. Визит экспертов на Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, отмечающий в этом месяце свой 75-летний юбилей, показал, что это предприятие является образцовым примером использования НДТ в своей деятельности.

Что такое НДТ?

Понятие НДТ или наилучших доступных технологий в означает применение последних, передовых достижений науки и техники в работе промышленного предприятия, негативное воздействие которых на природу сведено к минимуму, а сроки их эксплуатации и уровень безопасности для человека соответствуют существующим нормативам. Иными словами - экономически доступные и выгодные для широкого использования технологии, отличающиеся минимальным вредоносным влиянием на экологию.

НДТ - термин, пришедший в Россию с запада. Именно в Евросоюзе впервые в 1984 году был разработан и внедрен принцип НДТ, относящийся, на тот момент, к защите атмосферного воздуха от вредных промышленных выбросов.

Среди российских экологов этот принцип распространился совсем недавно - в 2014 году, 30 декабря, были утверждены первые национальные стандарты НДТ, подготовленные специально созданным Бюро наилучших доступных технологий.
На сегодняшний день существуют следующие положения и предварительные национальные стандарты НДТ, принятые в России:

Стандарты вступили в силу с января 2015 года и считаются действительными через 3 года.

Использование наилучших доступных технологий

Программа перехода на повсеместное использование НДТ предусматривает для промышленных предпринимателей целую систему мотивации - частью ее является снижение ежегодных экологических платежей взамен на повышение конкурентоспособности объекта и усиление экологической безопасности. Тем не менее, на сегодняшний день эта программа еще нуждается в отладке, признают специалисты. Примеры наилучших доступных технологий содержатся в справочниках и относятся, в основном, к области переработки отходов: это мусоропогрузочные станции, сушильные установки, сжигательные печи, устройства гидрообработки и т. д. - но пока еще не все промышленные предприятия могут позволить себе такой переход.

Наилучшим примером внедрения НДТ экологи признают Архангельский ЦБК, открывший 5 июня этого года новый цех по производству целлюлозы, полностью работающий с помощью современных технологий. Модернизация производства выгодна комбинату и с точки зрения экономии, и с точки зрения повышения стабильности и безопасности производства.

Снижение себестоимости обработки сырья для промышленного объекта и снижение вредного воздействия на экологию - лишь часть преимуществ внедрения НДТ, отмечают специалисты Минприроды, высказывающие надежду на то, что ЦБК в Архангельске станет одной из первых успешных «ласточек» новой программы.