Сеть индры. Бог грома, войны и молнии индра Техники индры

В каждом атоме вселенной заключены мириады миров.Сутра цветочной гирлянды (Аватамсака-сутра)

Размышляя о строении мироздания,мне и вам,конечно,приходилось читать о теориях,которые пытаются объяснить,как устроена Вселенная. Ещё недавно учёные считали и до сих пор считают, за единичным исключением, что Космос представляет собой хаотичную неодушевлённую материю, а сам акт творения является продуктом случайных стихийных процессов, произошедших в результате Большого Взрыва. .Я не буду перечислять их.Они всем известны.Но из всех теорий я бы хотела выделить одну.Может тут работает женская логика:))Мне она почему то кажется правильной и очень красивой. Но,читая научную литературу,оказывается не только мне.Не буду интриговать!

Не случайно одна из тенденций науки XX столетия проявляется в интересе ученых, занимающихся физикой элементарных частиц, космологией, биологией, психологией, биогеохимией и др. (В.И. Вернадский, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, Э. Шредингер, Б. Ренш, Дж. Чу, М. Гелл-Ман и др.) к традициям древневосточных культур, к мировоззренческим и гносеологическим идеям восточных мудрецов. Известно, что крупнейшие ученые современности стремились и стремятся найти аналогии и параллели в традициях и мировоззренческих установках восточной мудрости , чтобы сформулировать новые идеи, позволяющие синтезировать экспериментальные и теоретические данные своих сфер исследований.

Приведу некоторые высказывания

“Общие законы человеческого познания, проявившиеся и в открытиях атомной физики, не являются чем-то невиданным и абсолютно новым. Они существовали и в нашей культуре, занимая при этом гораздо более значительное и важное место в буддийской и индуистской философиях. То, что происходит сейчас, - подтверждение, продолжение и обновление древней мудрости
Роберт ОППЕНГЕЙМЕР
"Мы можем найти параллель урокам теории атома в эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-цзы и Будда, пытаясь осмыслить нашу роль в грандиозном спектакле бытия -- роль зрителей и участников одновременно"

Нильс БОР
“Значительный вклад японских ученых в теоретическую физику, сделанный или после Второй мировой войны, может свидетельствовать о некоем сходстве между философией Дальнего Востока и философским содержанием квантовой теории”
Вернер ГЕЙЗЕНБЕРГ
* * *

Многие выдающиеся физики 20 столетия - Эйнштейн, Бор, Планк, Гейзенберг - были настоящими мистиками, хотя ни один из них, благодаря науке не имел отношения к религии.

*****

В 1964 д-р Джон С. Белл опубликовал один опыт, который до сих пор не дает покоя физикам. Белл вроде бы доказал, что квантовые эффекты являются ”нелокальными” в бомовском смысле; то есть они наблюдаются не просто здесь или там, а там и здесь одновременно . На первый взгляд это значит, что пространство и время реальны только для наших животных органов чувств; в действительности же они не реальны.

Теперь перехожу к понятию Сети Индры,которое возникло из индуистской мифологии - огромной сети, распространяющейся на всю Вселенную, вертикальные линии которой представляют время , а горизонтальные — пространство . В каждом узле этой сети находится бриллиантовая бусина — символ одиночного существования. Сверкающая поверхность каждой бусины отражает не только каждую другую бусину
всей Сети Индры, но и каждое отражение каждого отражения каждой другой бусины в каждой отдельной бусине — бесчисленные, бесконечные отражения друг друга.


СЕТЬ ИНДРЫ - фрактальная картина мироздания, описанная древнейшим текстом "Аватамсака-сутра" в одной из буддийских школ Китая, в период между I и IV веками. Фрактальное устройство мира представляли как бесконечная «сеть Индры».

***

«В Небесах Индры есть сеть из жемчужин, так расположенных, что если вы посмотрите в одну из них, то увидите все остальные, отраженные в ней. Подобным образом каждая вещь в мире не существует просто сама по себе, но неким образом включает в себя любую другую, и, фактически является ею». Сутра Гирлянды Цветов.


Китайская школа хуаянь. Она основывается на сутрах, входящих в сборник под общим названием "Аватамсака сутра". Это название на китайский язык переводится как "Хуаянь цзин" ("Сутра величия цветка"). Отсюда и название школы. Ее основателем был монах Фа-цзан, умерший в начале VIII в., хотя фундаментальные положения учения хуаянь были заложены еще Ду-шунем в конце VI в. Хуаянь считается наиболее утонченно-философичным направлением китайского буддизма, и ее монахов даже упрекали в том, что они занимаются философией в ущерб буддийской созерцательной практике.
Учение хуаянь исходит из истолкования образа сети индийского бога Индры, о которой говорится в сутре. Эта сеть является символом вселенной как единого целого. Она состоит из бесчисленных драгоценных камней, каждый из которых содержит в себе все остальные камни и, в свою очередь, сам содержится во всех прочих камнях. Объясняя этот образ, Фа-цзан взял статую Будды и окружил ее со всех сторон отражающими зеркалами.


Школа хуаянь утверждает, что каждая дхарма, каждый элемент существования включает в себя все остальные элементы и, в свою очередь, содержится в них. Все - во всем. Все имманентно всему, в каждом атоме - все миры Будды. Во всех мирах Будды - все атомы всех миров. Как в одном сколке с голограммы содержится вся полнота записанной на ней информации, так и в каждом элементе содержится все целое. И вся сложная целостность этих взаимопроникающих миров есть единое абсолютное сознание Будды, символически представленное в образе Будды Вайрочаны, Будды Великого Солнца. Это также ветка цветущей сливы на картинах буддийских художников Китая: ветка - единое сознание Будды, цветы - его бесчисленные развертывания в виде многообразных миров"
.


Расчётная структура Вселенной по данным проекта . Отмеченное белой линией расстояние составляет около 141 млн световых лет. Жёлтым обозначена материя, фиолетовым — наблюдаемая лишь косвенно тёмная материя. Каждая жёлтая точка представляет собой одну галактику.(из Википедии)


* * *

Мир, как в восприятии атомного физика, так и восточного мистика, лежит вне узких рамок противоположных понятий. Поэтому слова Оппенгеймера кажутся мне отголоском Упанишад:

“Оно движется. Оно не движется.

Оно далеко, оно близко.

Оно внутри всего этого,

И оно вне всего этого”.

“Иша Упанишада”

***

Так красиво,что повторюсь ещё и ещё:))

"Далеко, в небесном жилище великого бога Индры, есть удивительная сеть, которая была подвешена каким-то искусным выдумщиком таким образом, что она простирается бесконечно во всех направлениях. В соответствии с экстравагантными вкусами божеств, этот выдумщик повесил по одной сверкающей жемчужине в каждой ячейке сети, и поскольку размеры самой сети бесконечны, жемчужины бесконечны по числу. Там есть жемчужины, сияющие, как звезды первой величины, — удивительное зрелище. Если мы теперь произвольно выберем одну из этих жемчужин и внимательно посмотрим на нее, мы обнаружим, что в ее гладкой поверхности отражаются все другие жемчужины в сети, бесконечные по числу. Не только эта, но каждая из жемчужин, отраженных в этой единичной жемчужине, также отражает все остальные жемчужины, так что имеет место процесс бесконечного отражения."

Для философов школы Хуаянь топографическая сеть Индры символизировала всеобщее взаимное тождество и взаимопроникновение явлений. Иначе говоря, с аспекте статики все во Вселенной сводится к чему-то еще; но в аспекте динамики Вселенная есть сеть взаимозависимых несубстанциальных сил, которые постоянно влияют на другие силы и испытывают их влияние. «Таким образом, каждый индивид одновременно является причиной целого и имеет своей причиной целое, и то, что называется существованием, есть огромное тело, состоящее из бесконечных индивидов, поддерживающих друг друга и определяющих друг друга» . Сеть Индры поддерживает неустойчивую множественность реальности, в то же время признавая ее в конечном счете недуальную природу, всегда присутствующую за и между субъектом и объектом, «я» и другим.


«…Подобным же образом в прекрасных поэтических строках текст сравнивает сложную и пронизанную многочисленными взаимосвязями реальность нашего мира с бесконечной драгоценной сетью, называемой «алмазная сеть Индры», которая распространяется в безграничное пространство. В каждом узелке этой сети расположен драгоценный камень, который связан со всеми остальными камнями сети и все их отражает в себе, отражаясь при этом в каждом из них. По причине глубочайшей взаимосвязи всего во Вселенной без достижения всеведения невозможно иметь полное знание даже об одном атоме, поскольку такое знание предполагает также знание обо всех его взаимосвязях в безграничной Вселенной…»

Если вы внимательнее посмотрите на сеть Индры, у вас возникнет ощущение, что вертикальные нити пронизывают пространство, а горизонтальные — время. Измерять время придумали люди, и тут нечего добавить, поэтому простоты ради скажем, что я нахожусь на пересечении двух нитей; я соединяю время и пространство. Я — точка, в которой они встречаются, их голос… А ещё работы автора здесь: http://allanrannu.com/ru/main/

В мифологии древней Индии существовало большое количество богов. Чаще всего боги олицетворяли какие-нибудь природные явления и при этом пользовались немалой популярностью среди людей.

Одним из таких богов был бог Индра. Его считали богом войны, богом грома и богом молний. Согласно древнейшему философско-религиозному трактату «Веды», бог Индра - верховное божество и «Царь богов». Самым большим авторитетом Индра пользовался в раннем ведическом периоде (примерно второе тысячелетие до нашей эры). Это божество почитали как покровителя священнослужителей, священных животных – коров, а также покровителем других богов. В «Ведах» богу Индре посвящается больше стихов, чем кому-либо из божеств.

Согласно приданиям, жил Индра в священном городе на вершине горы Меру вместе со своей супругой Индрани. Его жена имела множество имен (Шачи, Пуломи, Аиндри, Махендри) и считалась богиней гнева и богиней ревности. Родителями Индры стали Земля (Дьяусо Питао) и Небо (Притхви).

Изображение и атрибуты бога Индры

Обычно это божество изображали как бесстрастного четырехрукого мужчину, однако существуют изображения Индры с двумя руками, но при этом все его тело покрыто глазами, поэтому его еще называли «Тысячеглазым». Индра изображается либо как всадник на слоне, либо как наездник на колеснице. Колесница Индры олицетворяет солнце, но чаще в изображениях присутствует белый слон по имени Айравата, который имел вместо двух бивней целых четыре. Как известно, слон в Индии символизировал мудрость.

В каждой из четырех рук, Индра удерживал по священному предмету. В первой руку он сжимал молнию (варджу), которой разил своих врагов – демонов, и воскрешал своих воинов, павших на поле брани. В другой руке он держал лук и стрелы. Третья и четвертая руки божества были заняты морской раковиной, крюком и сетью.

Сферы влияния бога Индры

Кроме того, что Индру первоначально считали главенствующим божеством, ему также поклонялись как властелину звездного неба и всех природных стихий, хранителю восточной части всего мира. Под предводительством Индры находились низшие духи и небесные праведники. Главным божеством Индра становится, когда вызывает на бой бога Варуну и побеждает его. Это событие описывается в «Ведах» как вызов старому порядку. Победив Варуну, Индра вобрал в себя многие из его божественных свойств и стал почитаться как верховный бог, бог плодородия и творец мира.

В целом, Индра был очень воинственным божеством и постоянно вел войны с демонами-асурами и злыми духами. Кроме того, он победил ужасного змея Вритру, который похитил воду у людей. Индра убил змея молнией и освободил воду, после чего стал почитаться ещё и как бог дождя и воды.

Чтобы понять, какую важность имел бог воды для древних индусов, нужно учесть, что Индия расположена в тропическом поясе. В период засухи страдают как люди, так и животные, пересыхают реки, и гибнут урожаи, оставляя людей и скот не только без воды, но и без питания. Оказавшись в таком тяжелом положении, люди обращались к Индре, прося его наполнить реки и не дать им погибнуть от жажды и голода.

В постведический период, Индра утратил первостепенное значение в индийской религии и уступил место триумвирату богов Брахме, Шиве и Вишну. Однако остался среди низших богов и почитался как бог небесного царства. Он принимал в свое царство души воинов, которые пали в сражениях. Главной задачей Индры стало выявление плохих деяний человека.

Индуизм славится своим объемным пантеоном и запутанными отношениями между различными его представителями. Возглавлял весь многочисленный спектр божеств Древней Индии, по преданиям, некий бог Индра. В данной статье вы найдете все сведения о нем: легенды, связанные с его именем, его происхождение, как он выглядел согласно воззрениям индуистов и каким образом влиял на жизнь .

Кто это

В общем и целом можно смело заявлять, что данное божество является индуистским аналогом древнегреческого Зевса. Согласно представлениям индуистов, ведистов и некоторых представителей Индра - это царь всех высших богов, которых также называли дэвами, главный в Сварге, небесном городе, индуистском аналоге Олимпа.

Подобно Зевсу, он обладает способностью контролировать гром и молнию, а также считается богом войны, который возглавляет всех старших богов в их войне против младших, также именуемых демонами или асурами.

Он является главным покровителем варны кшатриев, сословия, полностью состоящего из богатых и влиятельных воинов. Зачастую именно из этой варны выбирались все будущие цари.

Происхождение божества

Как и происхождение абсолютного большинства иных представителей индуистского пантеона, происхождение Индры является весьма запутанным и часто трактуется по-разному в разных ответвлениях индуизма и ведизма. Его родителями принято называть самых разных персонажей мифов того времени.

Самой часто встречаемой версией происхождения данного божества является появление его от Андити, матери всех богов. Считается, что он был седьмым по счету и наиболее любимым отпрыском богини.

Сказания утверждают, что его появление на свет было довольно необыденным, но какие конкретно события его сопровождали, никто не упоминает.

По преданиям, сразу после рождения маленький Индра ухватил одного из своих братьев, тело его покрылось золотой панцирной броней, а сам он принял позу столь гордую и воинственную, что все дэвы сразу поняли - перед ними будущий великий воин и, без сомнений, один из главных претендентов на трон.

Как выглядит и атрибуты Индры

Этот индийский бог является одним из наиболее антропоморфных представителей всего индуистского пантеона. Единственное, что существенно отличало его от обычного , это то, что он был многоруким. На изображениях он, как правило, имеет две пары .

Когда так долго вымаливаемый дождь наконец-то проходил, люди устраивали шумное пиршество в честь повелителя молний и говорили, что ему в очередной раз удалось повторить свою победу над змеем Вритрой, который перекрыл доступ к их селениям.

Важно! Если вы вдруг соберетесь принести жертву Индре, помните, что недостаточно будет просто оставить на алтаре какие-либо дары, важно раздать их монахам и служителям святых мест, дабы ваша молитва была услышана.

Среди варны кшатриев этот бог почитался особо. Считалось, что именно тот владетельный воин, который делает наиболее щедрые подношения Индре, имеет самые существенные шансы, чтобы стать в будущем царем. Многие воины, кроме жертв, шли в бой с именем данного бога на устах, совершали подвиги в его честь.
Так как Индра являлся главным военачальником в борьбе дэвов против асуров, именно его призывали простые люди в тех случаях, когда, по их мнению, демоны начинали строить им какие-то козни и всячески пакостить.

Считалось совершенно нормальным принести небольшую жертву Индре, если, например, вы стали замечать, что в доме пропадают вещи, портятся не в срок , капризничают и т. д.

Индра и эзотерика

С точки зрения эзотерики данное божество является покровителем полностью зрелого манаса (разума), который освящается светом божественных знаний.

Наш разум на каком-то из этапов своей зачастую начинает погружаться в пучину мыслей о том, что душе, скорее всего, не достанется никаких благ в загробной жизни по причине недостаточно праведного земного существования или что наш разум вступает в сознательный конфликт с любыми проявлениями душевного величия.

Индра же, согласно трактовкам эзотериков, пытается привести манас и душу к общему знаменателю, помирить одно с другим. Как утверждают эзотерические практики, принеся жертву данному божеству или помолившись ему, вы сможете на некоторое время избавиться от внутренней дисгармонии и прийти в состояние духовного равновесия.
Итак, надеемся, что данная статья помогла вам найти ответ на вопрос о том, кто такой Индра. Помните, что существует большое количество различных трактовок индуистского пантеона, и не стоит воспринимать данную статью как последнюю инстанцию.

Знаете ли вы? Во всех ответвлениях в сумме присутствует около 8,5 миллиона высших и низших богов, поэтому каждый представитель данной религии может выбрать себе наиболее подходящий для поклонения объект.

Для того чтобы наиболее полным образом разобраться в данной тематике, рекомендуем вам отправиться в поездку по родной для данной религии стране - Индии.

– имя означает, вероятно, силу, плодородие), центральный персонаж ведийской мифологии, божество грома и молнии, предводитель богов-дэвов в их безначальной войне с демонами-асурами, воплощение воинской доблести и признанный «царь богов», впоследствии один из основных хранителей мира (локапалы), ответственный за восток. Истоки образа Индры восходят по крайней мере к периоду пребывания индоариев в Западной (Передней) Азии, к середине II тысячелетия до н.э., так как божество Индара было известно еще митаннийским ариям; в Авесте имя Индры носит один из мелких демонов, а один из основных эпитетов Индры – Вритрагхна («Убийца [демона] Вритры») – отражен в имени древнеиранского бога войны Веретрагхна. Эти сравнительно невысокие позиции индоиранского божества, который обретает беспрецедентно высокий авторитет в ведийском пантеоне, позволяют многим исследователям предположить, что Индра возвысился в связи с завоевательными действиями ариев в Северо-Западной Индии, став символом их консолидации перед лицом ее аборигенного населения и продвижения в глубь региона; благодаря этому Индра стал постепенно оттеснять прежних приоритетных индоарийских богов, прежде всего другого «царя богов» Варуну.

В Ригведе Индре посвящено около 250 специальных гимнов (значительно больше, чем какому-либо другому божеству), не считая многочисленных упоминаниях его в прочих гимнах. Индра – наиболее антропоморфное божество ведийского пантеона: в гимнах подробно описываются части его тела, лицо и борода, одежда, голос, рост, возраст; есть и психологические характеристики – гнев, ярость, мужество, сила, мудрость, искусность и т.д. Именно его призывают два сошедшихся в битве войска, он вдохновляет певцов-риши на создание гимнов. Верховное положение Индры в ведийском пантеоне фиксируется в его эпитете «царь вселенной» (Ригведа ). Но его царское достоинство выражается и более конкретно – в окружении его целой свитой богов бури – марутов. Вместе с тем Индре свойственны черты протея-оборотня, способного превращаться даже в муравья или в конский волос. Происхождение Индры, как и большинства ведийских богов, достаточно запутанное: его родителями названы многие мифологические персонажи. Основные его подвиги связаны с победами над различными демоническими силами, прежде всего над змееподобным Вритрой (буквально «Затор», «Преграда»), сковывавшим течение рек и заточившим в скале коров, олицетворением косного и хаотического начала. Поединок Индры с Вритрой неоднократно получал космогоническое истолкование – как победа организующей космической силы над силой хаоса, враждебной жизни. Именно эта победа, составляющая содержание индийской редакции мирового космогонического мифа, моделировалась в новогоднем ритуале индийских ариев и рассматривалась как периодическое воссоздание мира из нерасчлененного состояния. Среди других сил, побежденных ведийским «царем богов», – демоны засухи (например, Шушна) и других деструктивных сил природы, а также аборигенные племена, ставшие рабами (дасью) вторгшихся в Индию индоариев. Грозный громовик неоднократно усмиряет и самих ведийских богов, которые страшатся его. Вместе c тем Индра отождествляется со многими из них, прежде всего с солярными богами Сурьей и Савитаром, а также с богом дождя Парджаньей.

Начиная с эпического периода индийской мифологии статус Индры заметно падает. Как божество дождя и плодородия Индра все более снижается до уровня ведийского бога дождя Парджаньи (к нему, в частности, обращаются в обряде вызывания дождя). С восхождением триады верховных богов индуизма Индра довольствуется милостями от них. Именно Брахма удостаивает бывшего «царя вселенной» должности хранителя востока. Ему же выделяется, как и всем значительным богам, ездовое животное (вахана), которым является слон Айравата. В Махабхарате описывается тысячевратный город Индры, его столица Амаравати и дворец, где он пребывает со своей женой Шачи. Однако супружеских отношений с ней богу-громовику недостаточно. Его бесчисленные романы, за которые ему приходится уже расплачиваться (хотя в Ригведе он мог безнаказанно преследовать прекрасную богиню утренней зари Ушас), становятся общим местом эпических и пуранических повествований. Ему, в частности, пришлось поплатиться за адюльтер с Ахальей, женой риши Готамы, – «царь богов» временно лишился детородного органа. Согласно одной легенде, у него даже появляются 1000 глаз, чтобы наслаждаться красотой Тилоттамы. Боги посильнее дают ему и соответствующие поручения – прежде всего (учитывая его склонность) участвовать в совращении как демонов-асуров, так и отшельников-риши, добивавшихся своими аскетическими подвигами больших успехов (угрожающих благополучию небожителей). От многих из них ему приходится терпеть унизительные поражения, а однажды Брахме с его «коллегами» пришлось даже отправиться на Шри-Ланку, чтобы вызволить Индру из плена, когда Индраджит, сын могучего асуры Раваны, увез «царя богов» на своей колеснице. Когда же сын Дити (мать демонов-дайтьев) Ваджранга мстит Индре за убийство своих братьев и приводит связанным к матери, только вмешательство Брахмы вновь избавляет его от позора. В отместку похотливый «царь вселенной» похищает жену Ваджранги, принимая образы то змея, то обезьяны. Ваджранга вновь оказывается победителем, а его сын Тарака сокрушает Индру с прочими богами. Чтобы поправить положение, дэвы вынуждены пойти на самый решительный шаг – просить Шиву и Парвати родить сына, который мог бы положить конец могуществу Тараки. Так рождается Сканда, герой поэмы Калидасы.

— царь полубогов, повелитель грома, молнии и войны. В ранних текстах Индра играет различные роли. В качестве царя, он возглавляет набеги пастухов (скотоводов) на даса или дасью, коренных обитателей земель, на которые претендуют его подданые. В качестве бога грома и молнии, он приносит дожди, и является великим воином, побеждающимасуров (врагов богов).

Он также побеждает бесчисленных врагов - людей и сверхъестественных существ - прежде всего, Вритру, дракона и главу даса. Вритру обвиняют в том, что он, в качестве дракона, «удерживает» воды и сдерживает дожди, в качестве дасы ворует коров, а в качестве асуры скрывает Солнце.

Совершать эти подвиги Индре позволяет употребление эликсира бессмертия, сомы, которую жрецы предлагают ему во время жертвоприношения. Среди его спутников - маруты, которые передвигаются верхом на облаках и и вызывают бури. Иногда Индру описывают как «тысячеокого».

В позднем индуизме как таковое поклонение Индре отсутствует, но он по-прежнему играет важную роль в качестве бога дождя, царя небес и хранителя востока. В поздних текстах присутствуют пассажи, которые явно свидетельствуют о том, что на определённом этапе культ Индры пришёл в упадок. Так, вМахабхарате, великом санскритском эпосе, Индра играет роль отца великого героя Арджуны (смертного) и тщетно пытается помешать богу огня, Агни, сжечь лес.

Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть. Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.

Боги и люди были в растерянности, когда змей Вритра захватил миро-вые воды, обвив собою пространства морей. На земле наступила засуха, и люди молили богов помочь им, и в ответ на их молитвы был рождён Инд-ра. Вскоре после рождения он завла-дел оружием своего отца, Ваджрой, и выступил на борьбу с Вритрой, демо-ном засухи. Перед этим ему поднесли сому, тонизирующий напиток, кото-рый придал ему энергии и приумно-жил его силы. Вритра был повержен и убит подобной молнии Ваджрой, и Индра рассёк горы и низвергнул по-токи воды на иссушенную землю. Бит-ва Индры с Вритрой связана с веди-ческим мифом о сотворении мира. Победа Индры освободила воды, та-ким образом возродив жизнь на зем-ле. Даже сегодня молитвы о прекра-щении засухи обращены к Индре. По преданию, в конце каждого лета Инд-ра выбрасывает свою молнию и вы-зывает дождь, напоминая людям о своём могуществе. Его лук Ваджра и стрела Индрадхануш защищают чело-вечество от природных ненастий, ко-торые ассоциируются с асурами (де-монами). Поэтому, его боготворят как бога Дождя и боятся как Бога Бури. Он символизирует электрическую энергию, которую несёт на, землю дождь, преобразовывает её и преум-ножает.

Считается, что Индра — вечно моло-дой и обладает всеми качествами мо-лодости: он импульсивен, порывист и бесстрашен. Он источник силы и энергии и самозабвенно служит бо-гам и людям. Его жизнь посвящена защите людей и животных от злых происков демонов. Имя историям о его войнах с асурами — легион. Асура

Вирочана, одержав победу над Индрой, получил господство над тремя локами или мирами. Бог Вишну при-шёл на помощь Индре и, приняв об-лик (аватару) Ваманы (карлика), от-воевал для него мир, сделав три гигантских шага. Боги часто обраща-лись к Индре с просьбой уничтожить своей молнией демонов, например брата Раваны, Кумбхакарану в Рамая-не. В своём царстве — небесном горо-де Амравати, рядом с обителью Брах-мы — горой Меру, Индра не может обрести покоя. Он постоянно наблю-дает за верующими, молящимися и раскаивающимися, надеющимся на спасение и обретение силы путем своих медитаций. Он посылает к ним соблазняющих их небесных гурий, сводя на нет их молитвы. Сам он, по поверью, соблазнил Ахалью, жену мудрого Гаутамы. За это оскорбление Гаутама проклял его и покрыл все его тело тысячей женских органов, кото-рые позже, с помощью молитв и рас-каяния, превратились в тысячу глаз.

Арийские завоеватели искали по-мощи у разных богов, особенно у Инд-ры, который был олицетворением жизненной силы и созидательной энергии. Он был воином, который мог помочь им в борьбе с враждебными силами местных дравидов. В Ведах он арийский царь-воин, прекрасный и светлокожий. Он скачет на лошади или чаще ездит на запряженной несколь-кими лошадьми колеснице, с богом ветра Вайю в качестве возницы. Как и цари, он любит сому — вино, которое придаёт ему силы перед сражением.

Ведическое изображение Индры — это изображение человека с четырь-мя руками. Двумя руками он держит меч, в третьей свою молнию, а чет-вёртая рука пустая. Его гора — это не-бесный слон Аирварта. Индра вскоре заменил Вишну в ведической Троице, что символизировало последующую кастовую борьбу: брахманов — учите-лей с кшатриями — воинами. Варуна, бог Океана, был главным богом, но Индра сместил и его, так же, как в позднем индуизме Брахма был оттес-нен Вишну и его аватарами.

В сказаниях Пуран Индра и Кришна (реинкарнация Вишну) соперничают друг с другом. До появления Кришны в образе пастуха Индра был богом се-лян. Чудеса Кришны и его сила заста-вили их поклоняться ему. Индра был разгневан и наслал потоп, грозивший затопить их территории. Тогда Криш-на поднял гору Говардхан одним пальцем, защищая ею людей как зон-том в течение семи дней, после чего Индра вынужден был признать его превосходство. Вишну Пурана рас-сказывает другую историю о конф-ликте между Индрой и Кришной. Од-нажды, когда Кришна и его жена Сатьябхама поехали навестить Инд- ру, Сатьябхама увидела дерево па- риджат, которое росло в его саду. Это дерево появилось во время пахтанья океана и принадлежало Индре. По просьбе Сатьябхамы Кришна принёс дерево и водрузил его на своего пе-ревозчика Гаруду. Разозлившись, Индра бросил в него свою стрелу- молнию, но Кришна ловко поймал её своей рукой и, увезя дерево, посадил его в своем саду. Еще раз Индра был побежден Кришной.

Сварга (небеса — рай в более поздних религиозных традициях), куда стремятся по-пасть большинство индусов, является царством Индры. Туда попадают пра-ведники на короткое время, ожидая, пока душа завершит свой цикл пере-рождений и сможет соединиться с Абсолютом.

Индре до сих пор поклоняются еже-годно в Бенгалии. После церемонии его изображение погружают в воду, чтобы ублажить богов и отвести гнев дождей.

Несмотря на мощный арсенал ору-жия, бог Неба Индра — это миролю-бивый правитель небес, который предлагает защиту всем, кто стремит-ся к нему и следует дорогой дхармы