Ребенок 2 не хочет идти в сад. SOS! Ребенок не хочет идти в сад

Содержание статьи:

Для многих родителей знакома такая ситуация, при которой ребенок не хочет идти в садик. По этой причине он по утрам закатывает такие «концерты», что артисту со званием «народный» даже во сне не приснится. Нередко ситуация накаляется до таких страстей, что заканчивается откровенной истерикой.

На подобное поведение все родители реагируют по-разному. Некоторые просто берут и силой тащат дитя в детское учреждение. Другие решительно хотят выяснить, что стало причиной подобной реакции. Это они пытаются сделать через разговоры с воспитателем и самим малышом.

Такая проблема в реальности действительно может существовать. Ни в коем случае нельзя оставлять ее без внимания и пускать все на самотек. Настоятельно рекомендуется разобраться в сложившейся ситуации и установить ее причины. Устранив причину такого поведения, изменится и отношение малыша к этому вопросу. А помогут в этом советы психолога.

Возможные причины такого поведения ребенка

Неправильно поступают те родители, которые, столкнувшись с таким поведением своего чада, немедленно отправляются к воспитателю для разговора на повышенных тонах, обвиняя его во всех смертных грехах. Нужно проанализировать ситуацию изнутри. Необходимо серьезно поговорить с ребенком, постараться понять, почему у него пропало желание посещать садик. Можно попросить его нарисовать все то, что его окружает в детском садике.

Существует несколько причин подобного поведения ребенка:

1. Малыш испытывает определенные трудности, общаясь с другими детьми. Это бывает связано с самим ребенком, с его замкнутым характером. Малыш может быть чрезмерно избалован. А бывает так, что дети не хотят общаться с ним из-за наличия дефектов речи либо присутствия внешних изъянов. Бывают дети с заячьей губой или другими дефектами лицевой области.

2. Ребенок элементарно не подготовлен к детскому саду. Малыш не имеет никакого понятия о режиме дня, поскольку его просто никто не приучал к нему. Ребенку никто по каким-то причинам не привил общепринятые правила, касающиеся уважения старших, общения со своими сверстниками. Ребенок просто не привык к этому. Понятно, что он не захочет это делать. А в садике он вынужден придерживаться этих правил. Поэтому у него и нет желания посещать садик.

3. Переход в новое детское учреждение. Это также может стать одной из причин, почему ребенок отказывается идти в садик. На старом месте у него осталось много друзей, по которым он очень скучает. В новом детском коллективе уже сформировались определенные устои, и новый представитель в них может просто не вписаться.

4. Взаимоотношения между воспитателем и ребенком. По мнению большинства родителей, эта причина является главной в сложившейся ситуации. Однако, по статистике такое бывает только в трети всех случаев. Но бывает и так, когда боязнь малышом воспитателя вполне оправданна. Это случается, порой, из-за резкого, требовательного, иногда грубого отношения к ребенку.

5. Непривычность обстановки. Для ребенка в садике все новое. Это касается как вещей, так и обстановки. Дома ему кажется все родным, близким, а в садике все непривычным и чужим.

6. Проблемы, связанные с семьей. Бывает и такое, что переживания ребенка связаны не с обстановкой в детском садике, а с проблемами семейного плана. Причиной этому может стать развод родителей либо ссора матери с отцом. Такие переживания могут стать причиной утренней истерики и слез.

7. Причина в отказе от конкретных действий. Ребенку не нравится пища в садике, и он по этим причинам отказывается есть. Ребенок не привык к дневному сну и отказывается спать в «тихий час». Малышу не нравится рисование, и поэтому он отказывается это делать, когда остальные дети вокруг рисуют с удовольствием.

Важно! Не стоит задавать вопрос о причинах отказа посещать садик в прямолинейной форме, поскольку ребенок все равно не сможет грамотно сформировать и построить свой ответ. Надо более гибко подойти к этому вопросу, и самого ребенка подвести к этому ответу.

Если анализ возможных причин ни к чему не приводит, следует обратиться за консультацией к психологу.

Каким способом ребенок проявляет протест?

Отсутствие желания ходить в детский сад наглядно увидят родители. Это проявляется в следующих моментах:

Протест в словесной форме. Малыш и не скрывает того, что у него нет желания идти в садик. Ребенок скажет про это всего один лишь раз, по дороге из садика домой или, когда его укладывают спать. В этом случае, скорее всего, имеет место какое-то единичное негативное для ребенка событие, и акцентировать на этом внимание не стоит. Но ребенок может выражать свое нежелание ежедневно с более бурными эмоциями, вплоть до истерики. В первом случае остается лишь ждать, когда ребенок забудет о своей обиде. Второй случай требует вмешательства.

Ребенок впадает в истерику, когда его начинают собирать в садик. Он перестает замечать кого-либо, бросает все, что попадается ему в руки. Все это сопровождается активной жестикуляцией и громким надрывным плачем. Родители должны реагировать на такое поведение ребенка мгновенно. В срочном порядке выясняется конкретная причина такого поведения. В отдельных случаях даже требуется консультация психоневролога.

Ребенок плачет, когда его собирают в детское учреждение. Но истерика при этом отсутствует. В этом случае требуется разговор с самим малышом, а потом с его воспитателем.

Протест, носящий скрытые формы. Значительно легче, когда все это проявляется открыто. Родителей это заставляет принимать определенные меры. Гораздо сложнее, если подобный процесс имеет скрытный характер. Как такое можно заподозрить? Протест может проявляться следующими действиями:

Малыш сознательно начинает тянуть время, когда его собирают в его «любимый» детский сад;

Ребенок пытается придумать различные предлоги, чтобы остаться дома, ссылаясь на мамин выходной или еще что-либо;

Утром он встает без всякого настроения и в садик идет неохотно, хотя открыто и не заявляет об этом;

Если ребенок начинает рисовать детский сад, то в рисунке преобладающими являются темные тона;

На этой почве у ребенка пропадает аппетит или развиться бессонница.

Если родители достаточно внимательны, то они сразу заметят, что ребенок не желает ходить в садик. Заботливой мамаше или папаше сразу станет заметным подобное обстоятельство.

Мероприятия должны проводиться в трех направлениях:

1. Родители выясняют причины:

Необходим обстоятельный разговор с ребенком. По пути из садика домой его надо обязательно спросить, как у него прошел день. Если его умело вызвать на откровенную беседу, он обязательно расскажет, что кто-то его обижает в садике либо о каких-то других обстоятельствах;

Разговор должен быть спокойным и вежливым по своему характеру. Ребенок должен понять, что к нему, как к личности, относятся уважительно;

Необходимо поговорить с родителями и других детей. Может их дети ведут себя точно так же;

Можно попросить ребенка о том, чтобы он нарисовал свой садик. При наличии ярких красок причину следует искать вне садика;

Поинтересоваться у воспитателя, как малыш справляется с лепкой и рисованием. Если ребенок делает это очень плохо, то возможно причина кроется именно в этом. Тогда дома с ним этим необходимо позаниматься дополнительно.

2. Устраняем причины:

Если ребенок по характеру необщительный, то мероприятия следует направить на то, чтобы научить его общению в коллективе. При этом можно использовать все доступные средства.

Надо постараться перестать баловать ребенка.

Родители должны обращать внимание на режимные моменты. Даже в выходной день они должны максимально совпадать с теми, что имеются при нахождении в детском саду.

Если проблема в воспитателе, то необходимо корректно поговорить с ним.

3. Устраняем имеющуюся патологию.

Необходимо устранять имеющиеся дефекты речи. Они могут мешать социальной адаптации ребенка. Если у ребенка имеются врожденные заболевания, например, олигофрения, то для таких детей существуют специальные садики. Настаивать на пребывании малыша в обычном детском дошкольном учреждении не стоит.

При чрезмерной чувствительности и эмоциональности ребенка можно записаться на прием к психологу.

ребенок плачет в садике

Нежелание ребенка идти в детский сад – проблема частая, и касается она как родителей, недавно отдавших детей в дошкольное учреждение, так и давно посещающих садик малышей. Протесты проявляются в криках, в отдельных случаях обостряются хронические заболевания, появляются новые, выражающиеся в повышении температуры, болями в животе. Часто мамы не обращают внимания на жалобы, считая их очередной придумкой, чтобы остаться дома. И совершенно напрасно. Психическое состояние детей раннего возраста напрямую связано с их физическим самочувствием.

Содержание:

С какого возраста посещать детский сад

Многие задаются вопросом, какой возраст наиболее подходит для того, чтобы начать посещать дошкольное учреждение. Психологи считают оптимальным достижение возраста 3,5-4 лет . В это время речь уже сформирована настолько, что ребенок может выразить свои желания и понять требования, которые к нему предъявляют, уже способен рассказать о своих чувствах и поведать, что конкретно его не устраивает. Кризис трех лет позади, малыш более спокоен и уверен в себе, уже может остаться без знакомых людей.

В 4 года ребята легко адаптируются в новых для них условиях, им интересны групповые игры, и часто таким малышам общения с домашними бывает мало, им просто необходимо общение с другими детьми. Как правило, адаптация 4-летнего ребенка проходит легко и безболезненно.

Однако не у всех родителей есть возможность держать ребенка дома столь длительное время, некоторым приходится отдавать в садик полуторогодовалых малышей. Средний же возраст, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение – 2-3 года , когда кроха близок или уже переживает кризис трех лет.

Игры с другими ребятами их не увлекают, так как в это время коллективные навыки развиты слабо. Дети до 3 лет, как отмечают психологи и педагоги, играют не вместе, а рядом, поэтому острой необходимости в общении со сверстниками у них нет. Зато слишком сильна привязанность к маме, которую 2-летний малыш боится даже потерять из виду.

Адаптация таких малышей проходит намного сложнее, они более всего не хотят идти в сад, и именно им необходима помощь и родителей, и воспитателей, и даже психологов.

Наиболее распространенные причины нежелания посещать садик

Первое, что необходимо сделать родителям, - выяснить причину, по которой ребенок не хочет идти в детский садик. И если с 1,5-3-летними малышами, в первый раз оказавшимися без мамы в незнакомой обстановке, ситуация более или менее понятна, то бывает трудно выяснить, почему ребенок, не первый год посещающий детский сад, отказывается вдруг туда идти. Причин может быть немало.

Смена привычного распорядка и обстановки. Адаптация

Адаптационным периодом считается отрезок времени, за который ребенок привыкает к новой обстановке, учится обходиться без родителей, становится более самостоятельным. Длится он у каждого по-разному: от нескольких месяцев до 1-2 лет. Зависит длительность периода от многого: начиная от восприятия ребенком своих одногруппников и воспитателя и заканчивая обстановкой в семье.

Известно, что дети – консерваторы, страшащиеся перемен, особенно если при этом рядом нет близких людей. Для малыша, который постоянно был с мамой, разлучался с ней крайне редко, остаться с незнакомым человеком в окружении еще пары десятков детей – серьезный стресс. Зная, что скоро ребенку предстоит подобное испытание, нужно заранее готовить его к этому: рассказать немного о детском саде, зачем туда идти, что его там ожидает. Нелишним будет очное знакомство с воспитателем, территорией дошкольного учреждения, его будущей группой и одногруппниками.

Некоторое время многие родители приходят в группу вместе с малышами, проводят там 2-3 часа. Ребенок видит маму, спокойнее и охотнее играет со своими товарищами. Если нет возможности находиться рядом с ребенком в группе (не каждая из них способна уместить 20 родителей в придачу к их детям), то первую неделю или две стоит забирать его до обеденного сна. Так малыш привыкнет к атмосфере детского сада, своим новым приятелям, воспитательнице и легче будет переносить разлуку.

Совет: Для более комфортного пребывания ребенка в садике можно дать ему с собой его любимую игрушку.

Нередко ребятишки, которые прежде охотно ходили в детский сад, снова начинают плакать по утрам, когда приходит время туда отправляться. Оказывается, что недавно их перевели в другую группу или же что-то просто в поменяли в привычной обстановке. А может быть, поменялся один из воспитателей. То же касается и детей, которых перевели в другое дошкольное учреждение. В этом случае адаптация начинается практически с самого начала.

Непривычная пища

Маленькие консерваторы привыкают не только к обстановке, но и к тому, как готовит их мама. Детсадовский рацион с традиционным молоком с пенкой, киселями и манными кашами не всегда приходится им по вкусу. Для некоторых определяющим становится именно это, ведь, отказываясь от нелюбимого блюда, ребенок остается голодным до следующего приема пищи, иногда и на целый день. Конечно, некоторые воспитатели практикуют так называемое «докармливание», когда несъеденное чуть ли не насильно пытаются скормить воспитаннику, но это вряд ли можно назвать выходом. Такой подход лишь усилит негативное отношение ребенка к садику.

Выходом станет приближение домашнего рациона ребенка к детсадовскому за несколько месяцев до начала посещения дошкольного учреждения и хотя бы первое время после этого события. Следует изучить правила приготовления пищи в детском саду. Так, например, в образовательных учреждениях запрещено обжаривание, добавление любых приправ, кроме соли. Дома также стоит отказаться от приправ, а вторые блюда подавать в отварном или тушеном виде. Не всем малышам это по вкусу, и первое время они будут плохо есть . Родителям же можно успокоиться: такая пища более полезна, и постепенно ребенок привыкнет к ней.

Если малыш ест перед садиком, скорее всего, в группе от каши он откажется, а дотерпеть до обеда ему будет сложно. В этом случае его лучше не кормить дома, тогда, проголодавшись, он с удовольствием съест кашу и до обеда будет играть со сверстниками, не думая о еде. Таким образом, негативные эмоции, которые создает чувство голода, уйдут сами собой.

Все дело в воспитателе

Это наиболее распространенная причина, почему ребенок не хочет идти в садик. Часто одного воспитатели ребенок любит, другого, работающего в паре, не воспринимает, плачет и не хочет к нему идти. И дело вовсе не в том, что этот «другой» воспитатель его обижает, как думают многие родители. Дело опять-таки в привыкании. Замечено, что многие ребята охотнее идут к тому воспитателю, который их принимал первый раз. Напарник же в данном случае оказывается «чужим», и к нему малыш будет привыкать дольше.

Хотя и достаточно редко, но возможны случаи грубого отношения к ребенку. Для малыша, привыкшего только к похвале и одобрению, грубостью может стать простое замечание наставника, даже то, что он уделяет ему мало внимания.

Если родители поняли, что ребенок не хочет в сад из-за своего восприятия воспитателя, стоит выяснить, в чем конкретно кроется причина. Сделать это не так просто. Полуторагодовалый малыш еще не говорит, ребята постарше воспринимают все на уровне чувств, которые объяснить не в состоянии.

На помощь придет игра. Можно поиграть в детский сад с игрушками. Пусть кроха сам выберет, кем он хочет быть – воспитателем, собой или одним из своих одногруппников. На самом деле, эта игра – модель, которая покажет взаимоотношения в садике, отношение ребенка ко всем окружающим и окружающих к нему.

Важно: При выяснении причины эту проблему стоит обсудить с наставником, если есть возможность, обратиться к психологу. В случае конфликта с воспитателем, что бывает крайне редко, но все же не исключено, психологи советуют менять даже не группу, а переходить в другой детский сад.

Видео: Ребенок не хочет ходить в детский сад: решение проблемы в программе «Все буде добре»

Обособленное поведение

Некоторые дети сложно входят в коллектив. Как правило, это относится к тем ребятишкам, которые редко выходили «в люди», общались со сверстниками, большую часть времени проводили в обществе мамы. К этой же группе относят детей, которых не принимают сверстники. Как правило, в младшем дошкольном возрасте проявляется это неосознанно: ребята играют отдельно, не зовут кого-то в свои игры, хотя и не прогоняют присоединившегося. Поэтому если скромный новичок будет сидеть в стороне, то кучка играющих малышей вряд ли обратит на него внимание. Но стоит ему включиться в игру, как он тут же будет принят в команду.

При решении этой проблемы многое зависит от воспитателя. Как только замечено обособленное поведение ребенка, необходимо сразу же принимать меры, особенно если малыш стеснительный и нерешительный. Брать за руку и вводить в компанию играющих, в совместных играх уделять чуть больше внимания, чаще ставить в роли ведущего. Следует понимать, что именно в этом возрасте формируются социальные отношения. Если ребенок с раннего детства привыкнет быть в стороне, ввести его в компанию в школьном возрасте будет уже сложно.

Родителям также стоит чаще бывать с ребенком в таких местах, где присутствует много ребятишек: утренники, парки, участвовать в детских конкурсах совместно со своим чадом. Можно приглашать к себе домой одногруппников с родителями, самим ходить в гости. Если есть возможность, то отличным вариантом станет посещение 1-2 раза в неделю группы раннего развития, где ребята играют со сверстниками в присутствии мам. При этом необходимо обращать внимание малыша, как это весело и интересно.

Видео: Доктор Комаровский о «несадиковских» детях

Чего делать не стоит

Нежелание ребенка идти в садик проявляется по-разному: от простых уговоров до истерик и угроз. Но в этом случае родители хотя бы видят и осознают проблему. Гораздо сложнее понять, в чем причина нервозности малыша, если свое нежелание идти в сад ребенок не высказывает прямо, а просто всячески пытается избежать этого события:

  • не хочет вставать с кровати, делая вид, что крепко спит;
  • затягивает утренний туалет и общие сборы в садик;
  • при приближении к детскому учреждению поведение ребенка резко меняется: он молчалив, грустит, крепче сжимает мамину руку;
  • не хочет говорить о том, как провел день;
  • жалуется на ребят и воспитателя, не может назвать ничего, что понравилось в детском саду за день.

Не стоит сразу отказываться от посещения дошкольного учреждения, как бы жалко ни было своего кроху. Именно в детском саду ребенок приобретает необходимые социальные навыки, развивается, учится общаться со сверстниками и взрослыми, становится более самостоятельным. Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, впоследствии проще адаптируется к школьной обстановке.

Нельзя поддаваться на уговоры ребенка «один денек посидеть дома», «только сегодня не пойти в детский сад». Добившись своего уговорами, в следующий раз ребенок при отказе станет уже кричать и плакать, а там недалеко до истерики. Существует строгое правило: если решено водить в детский сад, то нужно твердо стоять на том, что каждое утро малыш просыпается и идет в свою группу.

Водить ребенка через день, «чтобы он привык», также не вариант. Если уж мама сильно переживает, то допускается первое время оставлять кроху на несколько часов, например, до обеда, или же забирать после дневного сна.

Пускать проблему на самотек, думая, что через время она решится сама собой, тоже опасно. У наиболее чувствительных ребятишек из-за сильного психологического стресса родители отмечают так называемый регресс в развитии. Ребенок, который уже давно просится на горшок, вдруг перестает это делать, а рассказывающий стихотворения малыш не хочет связать и нескольких слов. Такое обычно наблюдается перед очередным скачком в развитии, кода кроха накапливает впечатления и опыт, а потом удивляем окружающих новыми «умелками». Но может и говорить о серьезных проблемах. Если у ребенка наблюдается подобный регресс, и связан он с началом посещения детского сада, консультация со специалистом обязательна.


Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет. Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», – как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» – кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи – а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», – чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Дом подталкивает

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы – хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», – чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать – можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», – спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» – так неправильно. Правильно – «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину – и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» – надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность – непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития – спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», – говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении: «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

С ситуацией, когда ребенок не хочет ходить в детский сад, сталкиваются многие родители. Если это происходит в самом начале, понять можно - у некоторых деток период адаптации занимает до нескольких недель. Но как быть, если время идёт, а желания ходить в садик у вашего чада по-прежнему нет?

Для начала стоит понять, почему ребенок не хочет ходить в детский сад. Самая простая и очевидная причина - это нежелание малыша привыкать к смене обстановки и В особенности это относится к тем деткам, которых отдают в садик в возрасте 4-5 лет, когда те уже основательно привыкли к домашним условиям. Кроме того, нужно понимать, что в детском саду построен с учетом средней нормы для того или иного возраста. Индивидуальные особенности малышей при этом почти не учитываются. Чтобы таких проблем не возникало, специалисты рекомендуют постепенно переводить детей на режим, приближенный к детсадовскому, примерно за месяц. Чтобы переход на новый распорядок не стал для вашего чада стрессом, нужно делать это осторожно, сдвигая обыденные дела на 10-15 минут ежедневно.

Данный совет можно отнести и к питанию. Как показывает практика, довольно часто ребенок не хочет ходить в детский сад именно из-за того, что тамошняя еда кажется ему невкусной, непривычной. Лучше заранее узнать о том, чем вашего малыша будут кормить в садике, и вводить некоторые блюда в его повседневный рацион.

Больше всего проблем, как правило, вызывает «тихий час». Опять-таки, с этим лучше поработать дома. Нужно приучить ребенка к тому, что после утренних игр ему нужно пару часиков вздремнуть. При этом не стоит ложиться с ним в одну постель, также следует исключить все лишние прикосновения - маловероятно, что воспитатели будут каждого ребенка в группе гладить по спине. Многие опытные мамочки советуют укладывать малыша вместе с любимой игрушкой - плюшевым медвежонком или другой, которую затем можно будет взять с собой в садик. В незнакомой обстановке этот родной предмет успокоит кроху и поможет ему заснуть.

Поступление ребенка в детский сад - всегда испытание для него. Покидая уютную домашнюю среду, он впервые контактирует с внешним миром, своими ровесниками и посторонними старшими людьми. Естественно, на этой почве возникают первые конфликты, к которым его также следует подготовить. Очень часто и стараются сделать всё возможное, чтобы не идти в садик тогда, когда у них там не получается завести друзей. Как правило, детки попадают в уже сформированные группы, где все остальные друг друга хорошо знают. Некоторое время ваше чадо, скорее всего, не будут принимать в общие игры, с ним не будут делиться и так далее. Ситуация усугубляется еще и в случаях, когда ребенок говорит не так хорошо, как остальные. Ваша задача - помочь ему. К примеру, вы можете узнать, с кем из одногруппников он хотел бы подружиться, и постараться сблизить детей: подсказать им идею для совместной игры и т. д. Можно пообщаться с другими родителями, договориться погулять вместе или пойти, скажем, в цирк. В такой обстановке дети намного быстрее найдут общий язык.

Стоит знать и ещё кое-что. Как правило, и воспитатели, и другие дети относятся с крайним неодобрением к тем ученикам, которые не обладают элементарными навыками самообслуживания: не могут сами сходить на горшок, одеться, поесть. Лучше всего, если вы научите своё чадо делать всё это - тогда неприятных конфликтных ситуаций с воспитателями и насмешек со стороны ровесников будет намного меньше или не будет вовсе.

Случается и так, что ребенок не хочет ходить в детский сад из-за воспитателей. Вряд ли малыш сам расскажет вам обо всём, что происходит с ним во время вашего отсутствия. Однако заметить неладное очень просто. Если вы слышите от ребёнка, что воспитатель - плохой, он начинает бояться сказочных персонажей женского пола - скорее всего, эти мысли имеют под собой подоплеку. Это сложные отношения с воспитателями. Вам стоит отправиться в садик и поговорить с ними, выяснить, что не так. Ни в коем случае не следует набрасываться на воспитателей с обвинениями и угрозами. Покажите, что вы готовы идти на сотрудничество и помочь им найти взаимопонимание с вашим чадом. Впрочем, если ситуация не улучшится за несколько недель, стоит задуматься о смене воспитательного учреждения.

И еще несколько советов для тех, кто хочет подготовить ребенка к детскому саду. Во-первых, нельзя пугать малыша садиком - в противном случае он никогда не сможет стать для ребенка безопасным и любимым местом. Не следует обсуждать воспитателей и всё, что окружает малыша в детсаду, при нём - вполне вероятно, у него сложится впечатление, что он попал в окружение злых, плохих людей. Если ваш всякий раз, как вы уходите, не нужно ругать его и наказывать за это - лучше мягко напомнить о том, что вы вернётесь за ним. Но и обманывать малыша нельзя: если вы оставляете его на целый день или даже на полдня, не нужно говорить, что вы придёте совсем скоро - так кроха перестанет вам доверять.

Сохраняйте спокойствие и всегда говорите о детском садике с позитивом. Пусть это настроение передастся ребёнку. Только тогда он сможет чувствовать себя там комфортно.

«Не хочу в са-а-д-и-и-к ! Не пойду-у-у-у !». Эти проникновенные слова, исполненные на выворачивающей душу ноте, предназначены вам ежеутренне. Бывает, с ними вместе вы услышите перечень самых настоящих симптомов: боли в животике, головная боль, тошнота. Тошнит, то есть, от садика. И это не самый тяжелый вариант. Бывает плохо и по настоящему: с температурой, поносом. Могут напомнить о себе хронические болячки.

Как тут быть? Ну, прежде всего, выяснить причины упорного нежелания вашего чада присоединиться к сообществу. Обстоятельства, вызывающие вышеупомянутое упорство, могут быть следующие:

Изменение стереотипов

Как это ни странно, именно дети, казалось бы, эталон стремления к переменам, хуже всех эти перемены переносят . Привычный распорядок, в котором все знакомо и предсказуемо - это основа, фундамент, на котором покоится уверенность в себе и окружающих. И вот, ситуация выходит из-под контроля - с мамой приходится идти или даже ехать к незнакомым людям, где оказывается много детей (обратите внимание - не один, центр общего внимания, а много). Мама целует, успокаивает, говорит, что придет, но все равно УХОДИТ! А когда придет неизвестно, а вдруг не придет! И все вокруг незнакомое, неизвестное, опасное.

Что надо делать

Главное здесь - постепенность . Режим придется менять. Если ребенок «сова» (поздно засыпает и просыпается) помогите ему (постепенно!) стать «жаворонком». Это не так трудно, как кажется и занимает не больше недели.

Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман.

При резкой смене привычного распорядка постепенность достигается сохранением фрагментов старого привычного образа жизни. Лучше всего - договориться с администрацией детского сада о присутствии в группе одного из родителей (обычно мамы) в течение первых дней. Во многих садах такое соглашение администрации с родителями - обычная практика. В детских садах, практикующих вальдорфскую педагогику, присутствие родителя в группе в первые десять дней - настойчивая просьба, почти требование.

Бывает так, что это невыполнимо. В этом случае нужно продумать о каком-нибудь любимом предмете , который будет хранить и передавать малышу тепло родного дома. Это может быть мягкая игрушка, без которой он не засыпает, еда, к которой он привык, в аккуратном контейнере (яблоко, например, или морковка). Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман. Если, вдруг набегут грустные мысли, достаточно будет взять его в ладошку и вспомнится мама, любимая кошка, игрушки.

И грусть развеется.

Изменения в диете

У каждого наверняка сохранились воспоминания о нелюбимой пище , с которой приходилось сталкиваться в детстве. Общеизвестны проблемы с пенками в молоке, киселем, манной кашей, луком в супе. Неприятие некоторых из этих продуктов доходит до клинических вариантов, рвоты, например. Воспитатели это понимают не всегда. Прием пищи в детском саду действие коллективное, отстающих подгоняют. Столкновение с нелюбимой пищей в таких обстоятельствах, мягко говоря, чревато последствиями.

Что надо делать

Поговорите с воспитателями. Выясните, с какими видами пищи возникают проблемы, и какие. Бывает, что достаточно отделить от блюда «несъедобную» часть (выловить лук из супа). В случае категорических отказов, воспитательница не должна настаивать на принятии пищи . В этом случае голод полезнее. Перед уходом в садик необязательно завтракать - больше шансов, что завтрак в коллективе пройдет в атмосфере здорового притяжения к еде.

Если правила, действующие в саду, разрешают приносить еду из дома, это должны быть подготовленные к употреблению овощи (морковь, огурец) или фрукты (яблоки, груши, бананы). Сладости (конфеты, кондитерские изделия) даже если их разрешают, давать не надо, они, конечно, отвлекут от грустных мыслей, но аппетит, и без того плохой, угробят окончательно. Кроме этого, будет испорчен психологический климат в коллективе.

«Плохая» воспитательница

Это одна из самых серьезных проблем. Решать ее желательно до того, как ребенок пойдет в сад. Специалисты рекомендуют, принимая решение о том, в какой садик отдать ребенка, обязательно узнать поближе руководителя учреждения, какие игрушки предлагают детям и (обязательно!) будущую воспитательницу. Именно она будет заменять вас малышу, пока вас нет рядом. Бывает всякое: иных воспитательниц дети любят как родных и тянутся к ним всей душой, только и говорят о них дома, летят к ним, как на крыльях, а других не принимают, сторонятся.

Что надо делать

Первое, это выяснить причины неприязни . Расспросы чаще всего дают мало информации - рассказывать ребенок пока не умеет, у него мало слов, в которые он мог бы облечь свои впечатления. Выход - ролевые игры. Дома вечером, когда ребенок успокоится, поиграйте с ним в детский сад. Персонажами будут игрушки малыша - куклы, животные. Готовьтесь к впечатлениям, вам предстоит узнать много нового. Не ограничивайте фантазию маленького Главного режиссера - пусть он сам выберет, кем ему быть: самим собой, кем-то из группы, или воспитательницей. Той самой.

Смысл происходящего постепенно прояснится.

Поговорите с воспитательницей. Если это ничего не даст и конфликты продолжатся, если вечерние игры в садик высветят, что вашего малыша обижают, не слышат, другие дети безнаказанно дразнят его, придется принимать решение о переводе в другую группу или другой сад. При этом разумнее менять сад, а не группу. В детских садах (как и в любом коллективе) действует негласная корпоративная солидарность, на преодоление которой лучше не тратить силы.

Противостояние коллективу

Бывает и так. Ребенок не может наладить отношения с коллективом , держится один. Это может быть особенность натуры - у всех индивидуумов разная тяга к общению с себе подобными, а проявляются эти качества рано. Кому-то необходимо общество, слушатели, а кому-то , наоборот интереснее одному. И все же если в течение года сохраняется дистанция между вашим ребенком и остальными детьми, пресловутая «стеклянная стена», и ребенок не участвует в жизни коллектива, ограничиваясь наблюдением, имеет смысл обратиться к психологу - возможно, это говорит об аутических наклонностях.

Что надо делать

Если ребенку не удается наладить дружбу с другими детьми, то дело требует вашего вмешательства . Приступайте к расширению круга общения вашего чада. Присмотритесь к детям в группе, маленьким не свойственно скрывать эмоции, и вы быстро выясните предмет симпатий вашего малыша. Познакомьтесь с ним и его (ее) родителями. Пригласите в гости. Помогайте вашему «дикаренку» освоить азбуку общения, принимая активное участие в их играх. Вы увидите - скоро он сам научится знакомиться, поддерживать дружбу.

Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений.

Необходимо постепенно приучать ребенка к тому, что без мамы рядом можно не только обойтись, перетерпеть, дождаться ее прихода. Можно заняться интересными играми и вообще не скучать. Привлеките папу или бабушку. Придумайте какое-нибудь развлечение, которому они посвятят время, пока вас нет. Очень полезны посещения студий раннего развития , где дети постепенно осваивают навыки коллективной жизни в компании с мамой. Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений - командной игры, похода.

А этого делать нельзя

1. Допускать провокации, позволять ребенку уговорить себя . Вы дошли до входа в детский сад, преодолев мучительное сопротивление (стоны и жалобы). В последний момент, перед дверью в садик вы сдаетесь и возвращаетесь. Имейте в виду: за этим последуют большие проблемы. Ребенок смекнет, что может взять «горлом» все желаемое. В следующий раз вы столкнетесь с тем же самым, но гораздо громче и дольше.

2. Приводить ребенка в садик не каждый день . А, например три или даже два дня в неделю. В детский сад нужно обязательно ходить КАЖДЫЙ день (кроме выходных и праздников). Можно уходить из садика пораньше. Например, забирать ребенка после обеда (не оставляя на дневной сон). Это можно делать первую неделю, даже месяц. Когда вы почувствуете, что малыш адаптировался, оставляйте его поспать днем.

3. Допускать, чтобы ребенок почувствовал, что вы боитесь разлуки с ним . Не говоря уже о проявлении таких эмоций. Слезы при расставании испортят весь день. Дети чувствуют малейшие перемены в настроении и очень восприимчивы к эмоциям. Постарайтесь внушить себе спокойствие и уверенность, что с ребенком будет все в порядке - и эта уверенность перейдет к вашему малышу.