Процессор для игр intel. Как выбрать процессор для компьютера? Новый процессор: обзор, цены, фото

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Как выбрать процессор для игрового ПК. Изучаем эффект процессорозависимости на практике

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральные процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12 . Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.

Самое сложное - это подобрать центральный процессор сразу для нескольких графических адаптеров

В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг . Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.

Оверклокинг уже давно превратился в «оружие» маркетологов. Например, только ленивый производитель материнских плат не хвастается отличным разгонным потенциалом своей продукции

В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258 , Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свою тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.

Важно помнить: чем выше тактовая частота - тем горячее процессор! Так что необходимо позаботиться о качественном охлаждении «камня»

Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.

Эффект процессорозависимости

Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.

Зависимость производительности в играх от частоты центрального процессора

Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).

Влияние архитектуры на производительность в играх

Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Сравнение архитектур процессоров в играх (NVIDIA GeForce GTX 980)

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третий и, возможно, определяющий фактор, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading , впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы поговорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.

На самом деле, Core 2 Quad на ядре Kentsfield не является полноценным четырехъядерником. В его основе лежат два кристалла Conroe, разведенные в одном корпусе под LGA775

Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.

Процессорозависимость в GTA V

GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.

Процессорозависимость в «Ведьмак 3: Дикая охота»

Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.

производительность многоядерных систем в играх

Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.

Эффективность Hyper-Threading у Core i3

Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?

Процессорах семейства Broadwell и некоторых Haswell используется 128 Мбайт памяти eDRAM (кэш 4-го уровня). В некоторых играх она способна серьезно ускорить работу системы

Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.

Влияние кэша третьего уровня на производительность в играх

Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.

Сравнение AMD и Intel в GTA V

GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.

Процессорозависимость в системе AMD

Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. С подробным обзором этого API вы можете познакомиться . Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Однако не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.

Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech

Рассматривая лучшие процессоры 2017 года, стоит отметить, что производительности каждого достаточно для запуска игровых приложений.

Даже бюджетные версии, вместе с подходящей памятью и видеокартой, легко справятся с запуском современной игры с неплохим разрешением.

А выбрать подходящую для себя модель можно по нескольким параметрам – кэш-памяти, частоте, количеству ядер и потоков, энергопотреблению и, конечно, цене.

Особенности выбора

Частота процессора, являющаяся важным параметром этого устройства, у современных моделей находится на уровне 3–4 ГГц. И хотя некоторые из них могут увеличивать эту характеристику при разгоне или включении турбо-режима, большого значения это не имеет.

Намного важнее для запуска игр и приложений характеристики работающей вместе с центральным процессором видеокарты.

Ещё один имеющий значение параметр – потребление энергии в процессе работы, от которого зависит мощность блока питания компьютера и охлаждающего кулера. Этот показатель значительно ниже у моделей марки Intel и выше у процессоров AMD. Однако, чем больше производительность устройства, тем меньше разница в энергопотреблении между топовыми версиями – независимо от производителя, они имеют мощность около 90 Вт.

От количества ядер и потоков зависит скорость обработки данных. Чем больше эти цифры, тем выше вероятность запуска на компьютере не только современной и требовательной к ресурсам игры, но и любых приложений в течение нескольких следующих лет. Большинство современных процессоров имеют от 4 до 8 ядер. А двухъядерные считаются практически устаревшими – особенно, если пользоваться ими для игр.

Ryzen 7 1800Х - лучший игровой процессор

Вышедшая в 2017 году серия процессоров серия Ryzen 7 включает в себя целый ряд топовых моделей, старшей из которых является 1800Х. Производительность каждого потока и ядра уступает возможностям похожей по параметрам модели Intel Core i7, однако устройство выигрывает за счёт их количества. Восьмиядерный процессор обрабатывает большое количество информации и может разгоняться с 3,6 до 4 ГГц.

К дополнительным плюсам покупки процессора можно отнести технологию Neural Net Prediction, фактически, представляющую собой встроенный искусственный интеллект для ускорения обработки данных. А среди минусов можно отметить отсутствие «коробочных версий», то есть моделей, сразу укомплектованных мощным кулером. Систему охлаждения для Ryzen 7 придётся приобретать отдельно.

Характеристики модели:

  • сокет: АМ4;
  • частота (обычная/турбо): 3,6/4,0 ГГЦ;
  • кэш L3: 16 Мб;
  • ядра/потоки: 8/16;
  • мощность: 95 Вт;
  • цена: от 28000 руб.

Рис. 1. Ryzen 7 1800Х.

Core i7-7700K - максимальная производительность от Intel

Модельный ряд процессоров Интел тоже имеет своего лидера – i7-7700K, отличающегося высокой производительностью и тактовой частотой. При этом устройство потребляет сравнительно много электроэнергии – почти столько же, сколько топовый AMD. А частота процессора может изменяться в пределах 4,2–4,7 ГГц – достаточно для поддержки любых, даже самых требовательных игр 2016-го, 2017-го и, скорее всего, 2018-го года.

Хотя для того чтобы устройство запускало ресурсоёмкие приложения его следует использовать вместе с подходящей по объёму памятью и видеокартой (от 8 Гб и от 4 Гб, соответственно). Возможностей же встроенного графического процессора для игры не хватит – зато будет достаточно для проигрывания видео в лучшем на сегодняшний день разрешении.

Основные параметры:

  • потребление энергии: 91 Вт;
  • сокет: 1151;
  • частота: 4,2 ГГц (4,5 ГГЦ в турбо-режиме);
  • кэш-память L3: 8 Мб;
  • число ядер/процессов: 4/4;
  • средняя цена: 25000 руб.

Рис. 2. i7-7700K.

Core i5-7500 - быстрый игровой процессор

Если цены выше 20 тысяч рублей показались пользователю слишком высокими, он может купить процессор Intel предыдущей серии – Core i5-7500.

Цена будет вдвое меньше по сравнению с моделями i7, а производительность и размеры кэш-памяти третьего уровня практически не уступают «старшим» версиям. При наличии хорошей видеокарты и 8–16 Гб ОЗУ с помощью этого процессора можно запустить любую выпущенную на сегодняшний день игру.

К преимуществам модели можно отнести встроенное графическое ядро Intel HD Graphics 630, поддерживающее видеоролики с разрешением 4К. А поддержка технологии DirectX 12 обеспечивает ещё лучшее взаимодействие с играми, позволяя назвать процессор и быстрым, и игровым.

Характеристики модели:

  • мощность, Вт: 65;
  • частота, ГГц: 3,4–3,8;
  • сокет: 1151;
  • потоки и ядра: 4/4;
  • кэш L3, Мб: 6;
  • цены, руб.: от 11600 руб.

Рис. 3. Intel Core i5-7500.

Ryzen 5 1600X - AMD среднего уровня

Более экономичный, но практически не уступающий по возможностям топовой модели вариант есть и в линейке Ryzen 5 от AMD. Процессор 1600Х входит в пятёрку лучших предложений производителя. Однако стоит почти на 40% меньше.

Рабочая частота и кэш модели полностью соответствуют серии Rysen 7, а единственным важным отличием можно назвать меньшее количество ядер. Впрочем, если не использовать процессор на полную мощность, разница будет практически незаметной. Тем более что скорость работы устройства повышается благодаря тому же встроенному «искусственному интеллекту».

Технические параметры:

  • версия сокета: AM4;
  • частота: 3,6 (4,0 в турбо-режиме);
  • кэш L3: 16 Мб;
  • ядра/потоки: 6/12;
  • потребление энергии: 95 Вт;
  • стоимость: от 16000 руб.

Рис. 4. Ryzen 5 1600X.

Intel Core i3-7100 - хороший игровой процессор

Пользователям, предпочитающим собирать свой компьютер на базе процессоров Intel и при этом не платить за системный блок больше $1000, стоит обратить внимание на модель Core i3-7100.

Устройство с двумя ядрами, но с четырьмя потоками справится с запуском даже тех игр, в минимальных требованиях к которым стоит параметр Core i5 или i7. Для этого процессор следует устанавливать на ПК с достаточным количеством оперативной и графической памяти. Хотя в эту модель уже встроены и поддержка DirectX 12, и интегрированное видео, которые позволяют ей работать даже без дискретной видеокарты.

Основные характеристики:

  • частота и сокет: 3,9 ГГц, 1151;
  • кэш-память L3: 3 Мб;
  • число потоков/ядер: 4/2;
  • энергопотребление процессора: 51 Вт;
  • стоимость: 6300–9700 руб.

Рис. 5. Intel Core i3-7100.

AMD FX-6300 - выгодный и быстрый

Производитель AMD, продукция которого всегда отличалась меньшей по сравнению с моделями Intel стоимостью, позволяют подобрать отличную альтернативу и бюджетного игрового процессора.

Например, FX-6300, в комплекте к которому может идти недорогая материнская плата и 8 Гб ОЗУ.

Этот набор обеспечит работу с большинством современных игр и приложений. Более того, с помощью процессора FX-6300 вполне можно смотреть два разных фильма на двух мониторах, записывать стримы и обрабатывать видео.

Особенности модели:

  • сокет: AM3+;
  • параметры энергопотребления: 95 Вт;
  • частота процессора: 3,5 ГГц;
  • кэш память 3 уровень: 8 Мб;
  • ядра и потоки: 6/6;
  • цены в сети: от 4400 руб.

Рис. 6. AMD FX-6300.

Pentium G4560 - дешёвый игровой процессор

Ещё одной бюджетной моделью Intel является Pentium G4560, которую можно купить, собирая недорогой игровой ПК.

Если пользоваться для сборки этим процессором, стоимость комплекта (без монитора) не превысит $500. А ресурсов получившегося в результате компьютера хватит или для запуска современных игр на минимальных настройках, или для более старых игровых приложений.

Лучше всего к такому процессору подойдёт соответствующая ему по цене и производительности видеокарта RX 460 или GTX 7хх (например, Nvidia 750 Ti).

Особенности процессора:

  • слот: Socket 1151;
  • частота: 3,5 ГГц;
  • энергопотребление: 54 Вт;
  • кэш-память 3 ур.: 3 Мб;
  • ядра/потоки: 2/4;
  • цены: от 3500 руб.

Рис. 7. Pentium G4560.

Athlon X4 860K - бюджетный процессор от AMD

Если для пользователя не имеет значения энергопотребление процессора, желательно обратить внимание на модель X4 860K, отличиями которой является оптимальное соотношение производительности и цены.

Всего за 2800–3000 рублей пользователь получает в своё распоряжение устройство без встроенного графического процессора, зато с бесшумным кулером и четырьмя ядрами. Тем более что ещё одним преимуществом процессора является совместимость с недорогими материнскими платами для сокета FM2+, хотя они и не поддерживают ни современную память, ни новые видеокарты.

Характеристики:

  • сокет процессора: FM2+;
  • частота: 3,7 ГГц;
  • количество ядер и потоков: 4/4;
  • кэш-память третьего уровня: нет;
  • мощность: 95 Вт;
  • цена: от 2800 рублей.

Рис. 8. Athlon X4 860K.

AMD A10-7890K – большие возможности и экономия на видео

Для пользователей, которые предпочитают пользоваться встроенной графикой, неплохим вариантом станет процессор AMD A10-7890K. Среди его преимуществ – возможность запуска многих современных игровых приложений даже без использования мощной видеокарты.

Характеристики устройства примерно сравнимы с графическими процессорами RX460, а, значит, подходят для большинства киберспортивных игр типа DOTA2 и CS:GO с высоким качеством изображения.

Впоследствии к A10-7890K можно приобрести дискретную видеокарту, расширив возможности использования компьютера. Нередко именно так и поступают геймеры, покупающие детали для бюджетного игрового ПК поэтапно – по мере своих финансовых возможностей.

Параметры детали:

  • Socket: FM2+;
  • частота процессора: 4,1 ГГц;
  • ядра/потоки: 4/4;
  • потребление мощности: 95 Вт;
  • средняя цена: 8000 руб.

Рис. 9. A10-7890K.

A10-7860K - самый выгодный из игровых процессоров

При желании купить неплохой по возможностям и недорогой процессор со встроенной графикой, можно обратить внимание на A10-7860K – «младшую» модель А10-7890К.

Скорость работы и большинство характеристик устройств мало отличаются друг от друга. Но, выбирая более доступный вариант, стоимость сборки компьютера уменьшают ещё на $30–35, практически не замечая снижения производительности.

Параметры процессора:

  • количество ядер/потоков: 4/4;
  • сокет: FM2+;
  • частота: 3,6 ГГЦ;
  • мощность: 65 Вт;
  • стоимость в сети: 6000 руб.

Рис. 10. A10-7860K.

Выводы

По результатам обзора лучших в своём классе современных процессоров можно сделать выводы о неплохом ассортименте современного рынка.

В зависимости от финансовых возможностей и требований к компьютеру, любой пользователь может найти подходящий чипсет.

Например, Intel i7 и Ryzen 7 для мощных игр и работ с графикой. Или Athlon X4 860K и Pentium G4560 для игровых приложений с менее серьёзными требованиями. А геймерам, которые хотят сэкономить, запускать более или менее современные игры, стоит отдать предпочтение сериям i5 от Intel или Ryzen 5 от AMD.

Что же касается офисных приложений, то для них подходящих моделей в 2017 году нет – все эти программы отлично запускаются на ПК с процессорами, выпущенными несколько лет назад.

CES2017: Процессоры 2017 года

Всё, что показали на выставке #CES2017 о центральных и гибридных процессорах: Intel Kaby Lake, AMD Ryzen Summit Ridge, Qualcomm Snapdragon 835.

При повсеместном использовании смартфонов и планшетов, ноутбук стал отдельным сегментом в мобильной электронике. Да, на нем возможны те же операции, но смартфон и планшет не смогут рассчитать смету, разработать проект, да и просто поиграть в серьезные игры тоже. У всех устройств просто разные задачи и разные ЦПУ. А вот какой должен быть процессор для ноутбука, именно он отвечает за производительность, - вопрос, который каждый пользователь решает сам для себя индивидуально.

Так что при выборе переносного компьютера, к этому компоненту следует относиться крайне внимательно. Лучше сразу выбрать процессор с такими характеристиками, чтобы их хватало с запасом для дальнейшей работы на нем. Потому что заменить его на другой, скорее всего, уже не получится.

Основные характеристики процессоров

ЦПУ фактически самая важная часть любого ноутбука, так как он обрабатывает большинство жизненно важных процессов. А значит, именно он отвечает за то, насколько эффективно будет работать весь ноутбук.

Из основных параметров при покупке этого девайса следует обратить внимание на следующие моменты:

  • производитель;
  • энергосбережение;
  • число ядер;
  • тактовая частота;
  • объем встроенного кэша.

Производитель

На данный момент есть два гиганта электроники - AMD и Intel. 98% рынка поделено именно между этими фирмами. Другие тоже их выпускают, но качество этой продукции не выдерживает никакой конкуренции по сравнению с этими двумя корпорациями.

Только у этих производителей внедрены механизмы, способные в автоматическом режиме регулировать частоту ядра:

  • Turbo Core ;
  • Turbo Boost .

Эти технологии помогают автоматически регулировать частоту ядер в зависимости от их загруженности. У двухъядерных моделей ноутбуков ускоряется работа одного ядра, если программа не рассчитана на работу в многоядерной среде.

Энергосбережение

Учитывая высокий спрос на смартфоны и планшеты, процессоры большинства ноутбуков рассчитаны на как можно меньшее энергопотребление. Так практически на всех моделях лэптопов есть LED-подсветка экрана, помогающая сэкономить энергоресурсы. С этой целью у AMD есть функция AMD Cool’n’Quiet , а у Intel - Enhanced Intel Speedstep Technology , с помощью которых регулируются частота и подаваемое напряжение CPU. Так удается продлить энергоресурсы, уменьшить нагрев CPU. Когда необходима повышенная работоспособность, тактовая частота, а за ним и напряжение увеличиваются. Если устройство в данный момент не занято объемной работой или пользователь делает просто серфинг в интернете, то автоматически понижается тактовая частота, а напряжение немного снижается. За счет этого уменьшается энергопотребление, а время автономной работы увеличивается.

Но тут важно понимать, что в основном энергосбережению помогает снижение производительности. Проще говоря, если ноутбук применяется как печатная машинка, то нужен энергосберегающий процессор. Для сложных вычислений, какие требуются в современных играх или обработке видео, он уже не подходит.

Практически все процессоры последнего поколения AMD и Intel как среднего, так и высокого уровня, могут работать с этими новыми технологиями.

Число ядер

Теперь никого не удивишь многоядерными микропроцессорами. Такая технология применяется во всех современных девайсах. Уже не редкость встретить в продаже ноутбуки с двухъядерным CPU. Ими теперь оснащаются самые бюджетные лэптопы. А на более дорогих мультимедийных, игровых и корпоративных моделях устанавливаются трехъ- и четырехъядерные процессоры.

Но у таких CPU есть и минусы:

  • Цена. Чем больше количество ядер, тем больше цена чипа.
  • Требования по теплоотводу возрастают, так как возрастает энергопотребление.
  • Программное обеспечение. Не все программы рассчитаны на многоядерные системы.

В современных ноутбуках работа процессора напрямую зависит от их количества. Но опять же, для игрового ноутбука важнее частота. Не все они будут загружены. А при обработке фильма или больших фото все ядра будут загружены полностью. Иными словами, процессор должен оптимально отвечать вашим запросам. Лучшими лэптопами из категории «цена/производительность» являются именно двухъядерные модели.

Тактовая частота

Измеряется в МГц. По логике предельное значение должно быть определяющим. Но у переносных компьютеров ситуация несколько иная. При повышении тактовой частоты неизбежно увеличивается нагрузка на батарею. Для эффективной работы чипа требуется максимальное охлаждение, но в итоге сокращается время работы только от аккумулятора.

Приведём пример. Процессоры Core i7820QM работают на частоте 1,73 ГГц. Если сравнить с Celeron P4600 , у которого эта величина составляет 2 ГГц, может показаться, что второй быстрее. Но взглянем на цену. У первой модели стоимость $550, а Celeron P4600 всего $80! Парадокс? Нет. У Core i7 имеется 4 ядра с кэшем в 8 Мбайт, тогда как у «соперника» в наличии всего 2 ядра с 2 Мбайтами кэша.

Теперь становится ясно, что кроме тактовой частоты, есть и другие факторы. Например, наличие технологий Turbo Boost и Hyper-Threading .

Кэш-память

Кэш - память, такой же важный показатель, как и оперативная память. Здесь совсем другой уровень скоростей обмена данными. Соответственно, размер кэша сказывается на характеристиках самого процессора. Например, от его размера зависит и скорость ЦПУ, а такие показатели, как дополнительные ядра и уровень частоты, отходят на второй план.

Но размер кэш-памяти влияет на стоимость чипа. К тому же большой объем приводит к более быстрому росту температуры самого CPU. А в современных лэптопах трехуровневый кэш может достигать размера до 8 Мбайт. Поэтому в большинстве чипов кэш не превышает значений в 2–3 Мбайта.

Сравнение Intel и AMD по ценам

Если взять такие ходовые процессоры от компании Intel, как Core i3 , Core i5 и Core i7 , и сравнить по ценам с популярными А4 , А6 , А8 и А10 от AMD, а потом объединить результаты в виде графика, то итог получится таким, как представлено на рисунке ниже.

Теперь наглядно видна большая разница в цене. Процессоры от АМД дешевле Интел в 3,5–4 раза. Из-за низкой стоимости продукция от АМД пользуется большой популярностью как в России, так и на просторах СНГ. При небольшой разнице в производительности, покупая лэптоп, можно значительно сэкономить.

Но с другой стороны, встроенная видеокарта от AMD может стать хорошим решением для геймеров. Только надо всегда помнить, что такие скоростные системы подвержены нагреву и значительному потреблению энергоресурсов. И если время автономной работы имеет решающее значение, то лучше добавить немного денег и купить продукцию от Интел.

Сравнение по техническим параметрам

Исходя из технических параметров CPU одинаковых технических параметров производства AMD и Intel, можно определиться с тем, какой процессор из этих семейств для ноутбука лучше:

Подбираем процессор для ноутбука

Если с данным ЦП лэптоп легко справляется с поставленными задачами, расходуя энергию по минимуму, значит, он идеально для него подходит. Для переносных компьютеров автономность работы - основное условие в отличие от настольного ПК. И когда энергозатраты на охлаждение чипа минимальны, тогда и весь лэптоп от аккумуляторов проработает дольше. Для разных целей можно подобрать в продаже и разные ноутбуки, каждый из которых в своей ценовой категории. А от того, какие задачи в основном будет выполнять компьютер, зависит и подбор для него наиболее мощного чипа.

Простые задачи

Если предполагается в основном решать такие повседневные задачи, как набор текста в офисных приложениях, поиск информации в Интернете, работа с фоторедактором, просмотр видеофайлов, то вовсе не нужен сверхмощный процессор. С такими повседневными потребностями вполне справится двухъядерный Intel Core i3 . С задачами такого типа он работает легко, и заряда батареи хватит надолго.

Игровой ПК

Для геймера определяющим будет мощность процессора. Четырехъядерный АМД Атлон 2 с рабочей частотой 2800 МГц будет лучше справляться с графическими требованиями в игре, чем, например, Intel Core i5 с двумя ядрами.

Если нужна долгая работа от батареи, то на чипе можно понизить рабочее напряжения с 1,4 вольт до 1,2, и общее энергопотребление снизится на 30%. Процессоры для переносных компьютеров от AMD будут такими же экономными, как и Intel, но лучшими в играх.

Если предполагается длительное использование ноутбука для игр, для того чтобы избежать перегрева, требуется периодическая замена термопасты.

Проектные работы и видеомонтаж

Разработка объемных проекций в 3D, проектные работы, монтаж и нарезка видео, сложные графические построения требуют больших скоростей обмена данными при вычислительных процессах. Максимальную производительность при низком энергопотреблении способны выдавать CPU Intel Core i7 Sandy Bridge плюс выделенная видеокарта высокой производительности.

С таким оборудованием на борту ноутбук легко сможет подготовить смету расходов, рассчитать при клиенте предварительный проект, чтобы на месте показать плюсы и минусы заказа. И тут скорость вычислений играет определяющую роль.

ТОП-3 рейтинг 2016 ЦП для ноутбуков

В настоящее время требуются чипы разной мощности для разных задач. И AMD и Intel успешно работают в этом направлении. Мы подготовили ТОП-3 лучших процессоров для ноутбуков:

  • AMD FX Vishera . У него самая большая на данный момент частота CPU, которая составляет 4700 МГц. Могут поочередно работать четыре ядра и все восемь сразу. Основные покупатели - владельцы игровых персональных компьютеров и ноутбуков. Помимо очень высокой производительности у него самый большой объем КЭШа.
  • Intel Core i7 Devil’s Canyon . Очень продуктивно работает с программами редактирования видео, 3D-моделированием со сложными вычислениями. Высокая производительность хорошо сочетается с экономной работой от батареи.
  • Четырехъядерный Intel Core i7 Skylake . Разработан для работы со сложными вычислительными процессами. Кроме работы с видеоредактором, подходит для тестирования программ. Отличается самым низким энергопотреблением среди чипов такого же класса.

Заключение

Теперь вы хорошо представляете, в чем состоит особенность мобильных чипов и сможете правильно подобрать нужную именно для ваших целей модель ноутбука. А зная, на что способен процессор AMD или Intel для ноутбука, можно с большей долей уверенности определиться и с тем, сколько денег из бюджета можно выделить на покупку лэптопа. Выбор модели остается только за вами.

Видео по теме

Самые актуальные линейки на данный момент - NVIDIA GeForce GTX 1000-й серии и AMD Radeon 400-й серии. Видеокарта - одна из самых дорогих частей ПК, поэтому в некоторых случаях есть смысл взять видеокарту из прошлогодней линейки, которая также поддерживают все современные технологии, но стоит значительно меньше. Само собой, что у такой видеокарты меньший задел по производительности на будущее.

Выбор графической карты довольно прост: чем выше позиция в линейке, тем выше производительность графического чипа. При выборе одной модели у различных производителей следует смотреть не только на систему охлаждения, но и на объем памяти видеокарты, частоту графического чипа, частоту памяти, разрядность шины и возможные варианты подключения мониторов.

Для сборки хорошего игрового компьютера для игр в формате Full HD (1920x1080) будет достаточно видеокарты уровня NVidia GeForce GTX 1060 / GTX 1070 или AMD Radeon RX 460 / RX 470. Для сборки продвинутого игрового компьютера с поддержкой Quad HD (2560x1440) и возможностью выбора максимальных графических настроек используют карты NVIDIA GeForce GTX 1080 / AMD Radeon RX 480. А для самых мощных игровых систем с поддержкой нескольких мониторов или разрешения 4K потребуются как минимум две топовые видеокарты в связке SLI или Crossfire.

Оперативная память

Оперативная память (ОЗУ) предназначена для хранения временных данных, например, игровых текстур. Актуальный стандарт оперативной памяти - DDR4. Для большинства современных задач будет достаточно от 16 до 32 Гб оперативной памяти, минимум - 8 Гб .

При выборе оперативной памяти опираются на объем каждого модуля и его тактовую частоту. Отдача при покупке высокочастотных комплектов памяти обратно пропорциональна вложениям: при невысоком приросте производительности стоимость каждого модуля будет значительно выше, оптимальный вариант: 2400 – 2800 МГц . Также следует обращать внимание на радиаторы оперативной памяти, которые могут быть несовместимы с некоторыми воздушными системами охлаждения процессора.

При выборе высокочастотного комплекта памяти нужно смотреть на максимальную частоту, которая поддерживается процессором. Если частота памяти выше, она будет автоматически снижена до той, которую способен поддерживать процессор, и возможности ОЗУ будут раскрыты не полностью.

Твердотельные и жесткие диски

В игровом компьютере чаще всего используется гибридная система: на твердотельном (SSD) диске установлена система и сопутствующие программы, а для хранения пользовательских файлов лучше использовать более емкие и дешевые жесткие диски (HDD).

SSD бывают с двумя типами памяти: TLC и MLC. Разница между ними - в способе хранения информации, но важнее различия на практике. MLC-память в целом надежнее, имеет большее количество циклов перезаписи, однако TLC-память дешевле и доступнее. Современные твердотельные накопители строятся по технологии 3D NAND, и здесь грань между TLC и MLC памятью становится практически неощутимой - ресурс записи и скорость доступа у таких накопителей выше, по сравнению с предшественниками.