Отчет аудиторской проверки информационной безопасности. Аудит информационной безопасности: какой, кому, зачем? Понятие аудита информационной безопасности

Аудит информационной безопасности может не только дать банку право осуществления определенных видов деятельности, но и показать слабые места в системах банка. Поэтому подходить к решению о проведении и выборе формы аудита необходимо взвешенно.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит — это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». К информационной безопасности данный термин, упомянутый в этом законе, отношения не имеет. Однако так уж сложилось, что специалисты по информационной безопасности достаточно активно его используют в своей речи. В этом случае под аудитом понимается процесс независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. В тоже время надо понимать, что в различных отечественных нормативных актах термин «аудит информационной безопасности» применяется не всегда — его часто заменяют либо термин «оценка соответствия», либо немного устаревший, но все еще употребляемый термин «аттестация». Иногда еще применяется термин «сертификация», но применительно к международным зарубежным нормативным актам. Аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решений. Но какой бы термин не использовался, по сути, аудит информационной безопасности проводится либо с целью проверки выполнения нормативных актов, либо с целью проверки обоснованности и защищенности применяемых решений. Во втором случае аудит носит добровольный характер, и решение о его проведении принимается самой организацией. В первом же случае отказаться от проведения аудита невозможно, та как это влечет за собой нарушение установленных нормативными актами требований, что приводит к наказанию в виде штрафа, приостановлению деятельности или иным формам наказания. В случае обязательности аудита он может проводиться как самой организацией, например, в форме самооценки (правда, в этом случае о «независимости» уже речи не идет и термин «аудит» применять здесь не совсем правильно), так и внешними независимыми организациями — аудиторами. Третий вариант проведения обязательного аудита — контроль со стороны регулирующих органов, наделенных правом осуществлять соответствующие надзорные мероприятия. Этот вариант чаще называется не аудитом, а инспекционной проверкой. Так как добровольный аудит может проводиться абсолютно по любому поводу (для проверки защищенности системы ДБО, контроля активов приобретенного банка, проверки вновь открываемого филиала и т.п.), то данный вариант рассматривать не будем. В этом случае невозможно ни четко очертить его границы, ни описать формы его отчетности, ни говорить о регулярности — все это решается договором между аудитором и проверяемой организацией. Поэтому рассмотрим лишь формы обязательного аудита, присущие именно банкам.

Международный стандарт ISO 27001

Иногда можно услышать о прохождении тем или иным банком аудита на соответствие требованиям международного стандарта «ISO/IEC 27001:2005» (его полный российский аналог — «ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 — Информационная технология — Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности — Требования»). По сути, данный стандарт — это набор лучших практик по управлению информационной безопасностью в крупных организациях (небольшие организации, в том числе и банки, не всегда в состоянии выполнить требования этого стандарта в полном объеме). Как и любой стандарт в России, ISO 27001 — сугубо добровольный документ, принимать который или не принимать решает каждый банк самостоятельно. Но ISO 27001 является стандартом де-факто по всему миру, и специалисты многих стран используют этот стандарт как некий универсальный язык, которым следует руководствоваться, занимаясь информационной безопасностью. С ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов. Однако с ISO 27001 связаны и несколько не самых очевидных и не часто упоминаемых моментов. Во-первых, аудиту по данному стандарту подлежит не вся система обеспечения информационной безопасности банка, а только одна или несколько из ее составных частей. Например, система защиты ДБО, система защиты головного офиса банка или система защиты процесса управления персоналом. Иными словами, получение сертификата соответствия на один из оцениваемых в рамках аудита процессов не дает гарантии, что остальные процессы находятся в таком же близком к идеальному состоянию. Второй момент связан с тем, что ISO 27001 является стандартом универсальным, то есть применимым к любой организации, а значит, не учитывающим специфику той или иной отрасли. Это привело к тому, что в рамках международной организации по стандартизации ISO уже давно ведутся разговоры о создании стандарта ISO 27015, который является переложением ISO 27001/27002 на финансовую отрасль. В разработке этого стандарта активное участие принимает и Банк России. Однако Visa и MasterCard против проекта этого стандарта, который уже разработан. Первая считает, что проект стандарта содержит слишком мало нужной для финансовой отрасли информации (например, по платежным системам), а если ее туда добавить, то стандарт надо переносить в другой комитет ISO. MasterCard также предлагает прекратить разработку ISO 27015, но мотивация другая — мол, в финансовой отрасли и так полно регулирующих тему информационной безопасности документов. В-третьих, необходимо обращать внимание, что многие предложения, встречающиеся на российском рынке, говорят не об аудите соответствия, а о подготовке к аудиту. Дело в том, что право проводить сертификацию соответствия требованиям ISO 27001 имеет всего несколько организаций в мире. Интеграторы же всего лишь помогают компаниям выполнить требования стандарта, которые затем будут проверены официальными аудиторами (их еще называют регистраторами, органами по сертификации и т.д.). Пока продолжаются споры о том, внедрять банкам ISO 27001 или нет, отдельные смельчаки идут на это и проходят 3 стадии аудита соответствия:
  • Предварительное неформальное изучение аудитором основных документов (как на территории заказчика аудита, так и вне нее).
  • Формальный и более глубокий аудит внедренных защитных мер, оценка их эффективности и изучение разработанных необходимых документов. Этим этапом обычно заканчивается подтверждение соответствия, и аудитор выдает соответствующий сертификат, признаваемый во всем мире.
  • Ежегодное выполнение инспекционного аудита для подтверждения ранее полученного сертификата соответствия.
Кому же нужен ISO 27001 в России? Если рассматривать этот стандарт не только как набор лучших практик, которые можно внедрять и без прохождения аудита, но и как процесс сертификации, знаменующий собой подтверждение соответствия банка международным признанным требованиям по безопасности, то ISO 27001 имеет смысл внедрять либо банкам, входящим в международные банковские группы, где ISO 27001 является стандартом, либо банкам, планирующим выход на международную арену. В остальных случаях аудит соответствия ISO 27001 и получение сертификата, на мой взгляд, не нужно. Но только для банка и только в России. А все потому, что у нас есть свои стандарты, построенные на базе ISO 27001. Де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС.

Комплекс документов Банка России СТО БР ИББС

Таким стандартом, а точнее набором стандартов, является комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учетом требований российского законодательства. В основе данного набора документов (далее СТО БР ИББС), содержащего три стандарта и пять рекомендаций по стандартизации, лежит и ISO 27001 и ряд других международных стандартов по управлению информационными технологиями и информационной безопасностью. Вопросы аудита и оценки соответствия требованиям стандарта, как и для ISO 27001, прописаны в отдельных документах — «СТО БР ИББС-1.1-2007. Аудит информационной безопасности», «СТО БР ИББС-1.2-2010. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2010» и «РС БР ИББС-2.1-2007. Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0». Во время оценки соответствия по СТО БР ИББС проверяется выполнение 423 частных показателей ИБ, сгруппированных в 34 групповых показателя. Результатом оценки является итоговый показатель, который должен находиться на 4-м или 5-м уровне по пятибалльной шкале, установленной Банком России. Это, кстати, очень сильно отличает аудит по СТО БР ИББС от аудита по другим нормативным актам в области ИБ. В СТО БР ИББС не бывает несоответствия, просто уровень соответствия может быть разный: от нуля до пяти. И только уровни выше 4-го считаются положительными. По состоянию на конец 2011 года около 70-75% банков внедрили или находятся в процессе внедрения этого набора стандартов. Несмотря ни на что они де-юре носят рекомендательный характер, но де-факто инспекционные проверки Банка России проводились до недавнего времени именно в соответствии с требованиями СТО БР ИББС (хотя явно это никогда и нигде не звучало). Ситуация изменилась с 1 июля 2012 года, когда в полную силу вступил закон «О национальной платежной системе» и разработанные для его исполнения нормативные документы Правительства России и Банка России. С этого момента вопрос необходимости проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС вновь встал на повестке дня. Дело в том, что методика оценки соответствия, предложенная в рамках законодательства о национальной платежной системе (НПС), и методика оценки соответствия СТО БР ИББС могут очень сильно расходиться в итоговых значениях. При этом оценка по первой методике (для НПС) стала обязательной, в то время как оценка по СТО БР ИББС по-прежнему де-юре носит рекомендательный характер. Да и в самом Банке России на момент написания статьи еще не было принято решение о дальнейшей судьбе этой оценки. Если раньше все нити сходились в Главное управление безопасности и защиты информации Банка России (ГУБЗИ), то с разделением полномочий между ГУБЗИ и Департаментом регулирования расчетов (LHH) вопрос пока остается открытым. Уже сейчас ясно, что законодательные акты о НПС требуют обязательной оценки соответствия, то есть аудита.

Законодательство о национальной платежной системе

Законодательство о НПС находится только на заре своего становления, и нас ждет немало новых документов, в том числе и по вопросам обеспечения информационной безопасности. Но уже сейчас ясно, что выпущенное и утвержденное 9-го июня 2012 года Положение 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» требует в п.2.15 обязательной оценки соответствия, то есть аудита. Такая оценка осуществляется либо самостоятельно, либо с привлечением сторонних организаций. Как уже сказано выше, проводимая в рамках 382-П оценка соответствия похожа по своей сути на то, что описано в методике оценки соответствия СТО БР ИББС, но выдает совершенно иные результаты, что связано с вводом специальных корректирующих коэффициентов, которые и определяют отличающиеся результаты. Никаких особых требований к привлекаемым для аудита организациям положение 382-П не устанавливает, что вступает в некоторое противоречие с Постановлением Правительства от 13 июня 2012 года №584 «О защите информации в платежной системе», которое также требует организации и проведения контроля и оценки выполнения требований к защите информации один раз в 2 года. Однако Постановление Правительства, разработанное ФСТЭК, требует, чтобы внешний аудит проводился только организациями, имеющей лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации. Дополнительные требования, которые сложно отнести к одной из форм аудита, но которые накладывают на банки новые обязанности, перечислены в разделе 2.16 Положения 382-П. Согласно этим требованиям оператор платежных систем обязан разработать, а банки, присоединившиеся к этой платежной системе, обязаны выполнять, требования по регулярному информированию оператора платежной системы о различных вопросах информационной безопасности в банке: о выполнении требований по защите информации, о выявленных инцидентах, о проведенных самооценках, о выявленных угрозах и уязвимостях. Дополнительно к аудиту, проводимому на договорной основе, ФЗ-161 о НПС также устанавливает, что контроль и надзор за выполнением требований, установленных Правительством Российской Федерации в 584-м Постановлении и Банком России в 382-м Положении, осуществляются ФСБ ФСТЭК и Банком России соответственно. На момент написания статьи ни ФСТЭК, ни ФСБ не имели разработанного порядка проведения такого надзора, в отличие от Банка России, который выпустил Положение от 31 мая 2012 года №380-П «О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе» (для кредитных организаций) и Положение от 9 июня 2012 года №381-П «О порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального Закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России». Нормативные акты в области защиты информации в национальной платежной системе находятся только в начале подробной разработки. С 1 июля 2012 года Банк России начал их апробацию и сбор фактов по правоприменительной практике. Поэтому сегодня преждевременно говорить о том, как будут применяться эти нормативные акты, как будет проводиться надзор по 380-П, какие выводы будут делаться по итогам самооценки, проводимой раз в 2 года и отправляемой в Банк России.

Стандарт безопасности платежных карт PCI DSS

Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS) — стандарт безопасности данных платежных карт, разработанный Советом по стандартам безопасности индустрии платежных карт (Payment Card Industry Security Standards Council, PCI SSC), который был учрежден международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover. Стандарт PCI DSS представляет собой совокупность 12 высокоуровневых и свыше 200 детальных требований по обеспечению безопасности данных о держателях платежных карт, которые передаются, хранятся и обрабатываются в информационных системах организаций. Требования стандарта распространяются на все компании, работающие с международными платежными системами Visa и MasterCard. В зависимости от количества обрабатываемых транзакций, каждой компании присваивается определенный уровень с соответствующим набором требований, которые эти компании должны выполнять. Эти уровни отличаются в зависимости от платежной системы. Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо — существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты. Проверка выполнения требований стандарта PCI DSS осуществляется в рамках обязательнойсертификации, требования к которой отличаются в зависимости от типа проверяемой компании — торгово-сервисное предприятие, принимающее платежные карты за оплату товаров и услуг, или поставщик услуг, оказывающий услуги торгово-сервисным предприятиям, банкам-эквайерам, эмитентам и т.п. (процессинговые центры, платежные шлюзы и т.п.). Такая оценка может осуществляться в разных формах:
  • ежегодные аудиторские проверки с помощью аккредитованных компаний, имеющих статус Qualified Security Assessors (QSA);
  • ежегодное проведение самооценки;
  • ежеквартальное сканирование сетей с помощью уполномоченных организаций, имеющих статус Approved Scanning Vendor (ASV).

Законодательство о персональных данных

Последний нормативный документ, также имеющий отношение к банковской индустрии и устанавливающий требования по оценке соответствия, — Федеральный закон «О персональных данных». Однако ни форма такого аудита, ни его периодичность, ни требования к организации, проводящей такой аудит, пока не установлены. Возможно, этот вопрос будет снят осенью 2012 года, когда выйдет очередная порция документов Правительства РФ, ФСТЭК и ФСБ, вводящих новые нормативы в области защиты персональных данных. Пока же банки могут спать спокойно и самостоятельно определять особенности аудита вопросов защиты персональных данных. Контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, установленных 19-й статьей 152-ФЗ, осуществляются ФСБ и ФСТЭК, но только для государственных информационных систем персональных данных. Контроль коммерческих организаций в области обеспечения информационной безопасности персональных данных пока осуществлять по закону некому. Чего не скажешь о вопросах защиты прав субъектов персональных данных, то есть клиентов, контрагентов и просто посетителей банка. Эту задачу взял на себя Роскомнадзор, который очень активно осуществляет свои надзорные функции и считает банки одними из злостных нарушителей закона о персональных данных.

Заключительные положения

Выше рассмотрены основные нормативные акты в области информационной безопасности, касающиеся кредитных организаций. Этих нормативных актов немало, и каждый из них устанавливает свои требования по проведению оценки соответствия в той или иной форме — от самооценки в виде заполнения опросных листов (PCI DSS) до прохождения обязательного аудита один раз в два года (382-П) или один раз в год (ISO 27001). Между этими самыми распространенными формами оценки соответствия существуют и другие — уведомления оператора платежной системы, ежеквартальные сканирования и т.п. Стоит также помнить и понимать, что в стране до сих пор отсутствует единая система взглядов не только на государственное регулирование процессов аудита информационной безопасности организаций и систем информационных технологий, но и вообще саму тему аудита информационной безопасности. В Российской Федерации существует целый ряд ведомств и организаций (ФСТЭК, ФСБ, Банк России, Роскомнадзор, PCI SSC и т.п.), ответственных за информационную безопасность. И все они действуют на основании своих собственных нормативных документов и руководств. Разные подходы, разные стандарты, разные уровни зрелости… Все это мешает установлению единых правил игры. Картину портит и появление фирм-однодневок, которые в погоне за прибылью предлагают очень некачественные услуги в области оценки соответствия требованиям по информационной безопасности. И к лучшему ситуация вряд ли изменится. Раз есть потребность, то будут и желающие ее удовлетворить, в то время как на всех квалифицированных аудиторов просто не хватит. При небольшом их числе (показано в таблице) и длительности аудита от нескольких недель до нескольких месяцев очевидно, что потребности в аудите серьезно превышают возможности аудиторов. В так и не принятой ФСТЭК «Концепции аудита информационной безопасности систем информационных технологий и организаций» была такая фраза: «в то же время в отсутствие необходимых национальных регуляторов такая деятельность /по нерегулируемому законодательством аудиту со стороны частных фирм/ может нанести непоправимый вред организациям». В заключение, авторы Концепции предлагали унифицировать подходы к аудиту и законодательно установить правила игры, включая правила аккредитации аудиторов, требования к их квалификации, процедуре проведения аудита и т.п., но воз и ныне там. Хотя, учитывая то внимание, которое отечественные регуляторы в области информационной безопасности (а у нас их 9) уделяют вопросам защиты информации (только за прошедший календарный год было принято или разработано 52 нормативных акта по вопросам информационной безопасности — один нормативный акт в неделю!), не исключаю, что к этой теме вскоре вновь вернутся.

СТАНДАРТЫ АУДИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В таких условиях, к сожалению, приходится признавать, что основная цель аудита информационной безопасности банка — повышение доверия к его деятельности — в России недостижима. У нас мало кто из клиентов банка обращает внимание на уровень его безопасности или на результаты проведенного в банке аудита. К аудиту у нас обращаются либо в случае выявления очень серьезного инцидента, приведшего к нанесению серьезного материального ущерба банку (или его акционерам и владельцам), либо в случае законодательных требований, которых у нас, как было показано выше, немало. И на ближайшие полгода требованием №1, ради которого стоит обратить свое внимание на аудит безопасности, является положение Банка России 382-П. Уже есть первые прецеденты запроса со стороны территориальных управлений ЦБ сведений об уровне защищенности банков и выполнении требований 382-П, а получаются эти сведения именно в результате внешнего аудита или проведенной самооценки. На второе место я бы поставил аудит выполнения требований закона «О персональных данных». Но проводить такой аудит стоит не раньше весны, когда будут выпущены все обещанные ФСТЭК и ФСБ документы и когда станет понятная судьба СТО БР ИББС. Тогда же можно будет поднять и вопрос проведения аудита соответствия требованиям СТО БР ИББС. Уже станет понятным не только будущее комплекса документов Банка России, но и его статус по отношению к похожему, но все-таки отличному 382-П, а также по-прежнему ли будет СТО БР ИББС покрывать вопросы защиты персональных данных. Успешное прохождение аудита еще не означает, что с безопасностью в банке все хорошо — существует множество уловок, позволяющих проверяемой организации скрыть какие-то недочеты в своей системе защиты. Да и от квалификации и независимости аудиторов зависит очень многое. Опыт прошедших лет показывает, что даже в организациях, успешно прошедших аудит соответствия стандартам PCI DSS, ISO 27001 или СТО БР ИББС, бывают инциденты, и инциденты серьезные.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Дмитрий Маркин, Начальник отдела аудита и консалтинга АМТ-ГРУП:

До недавнего времени вопросы прохождения обязательного аудита состояния ИБ для кредитных организаций в рамках российского законодательства регламентировались только ФЗ-152 «О персональных данных» в части осуществления внутреннего контроля за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности ПДн, а также Положением ЦБ РФ №242-П «Об орган изации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Причем, согласно требованиям Положения №242-П порядок контроля за обеспечением ИБ устанавливается внутренними документами кредитной организации самостоятельно без привязки к конкретным требованиям по обеспечению ИБ. В связи с вступлением в силу ст.27 ФЗ-161 «О национальной платежной системе», определяющей требования по защите информации в платежной системе, вышли в свет Постановление Правительства РФ №584 «Об утверждении Положения о защите информации в платежной системе» и Положение ЦБ РФ №382-П. Согласно требованиям Постановления №584 и Положения №382-П защита информации в платежной системе должна осуществляться по требованиям данных нормативных актов и требованиям, включенным операторами платежных систем в правила платежных систем. Ключевым моментом здесь является закрепление на уровне национального законодательства права операторов платежных систем (например, Visa и MasterCard) самостоятельно устанавливать требования к защите информации. В Положении №382-П также указана обязанность проведения кредитными организациями оценки выполнения требований к обеспечению ИБ не реже 1 раза в 2 года, четко определены методика оценки соответствия, критерии аудита и порядок документирования ее результатов. На наш взгляд, появление вышеуказанных нормативных актов должно повысить статистику прохождения кредитными организациями сертификации по требованиям стандарта безопасности данных индустрии платежных карт PCI DSS 2.0, разработанного при участии ведущих международных платежных систем Visa и MasterCard.

Многие бизнесмены пытаются сохранить секрет своей фирмы в тайне. Так как на дворе век высоких технологий, сделать это достаточно сложно. Практически все пытаются обезопасить себя от утечки корпоративной и личной информации, однако не секрет, что профессионалу не составит труда узнать необходимые данные. На данный момент существует достаточно много методов, ограждающих от подобных атак. Но чтобы проверить эффективность работы подобной охранной системы, необходимо проведение аудита информационной безопасности.

Что такое аудит?

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит включает в себя различные методы и способы, а также практическое выполнение проверок. В отношении информационной безопасности предприятия он представляет собой независимую оценку состояния системы, а также уровень её соответствия установленным требованиям. Экспертизы проводятся относительно бухгалтерской и налоговой отчетности, экономического обеспечения и финансово-хозяйственной деятельности.

Для чего нужна такая проверка?

Некоторые считают такую деятельность пустой тратой средств. Однако, своевременно определив проблемы в этом секторе, можно предупредить еще большие экономические потери. Цели аудита информационной безопасности заключаются в следующем:

  • определение уровня защиты и доведение его до необходимого;
  • урегулирование финансового вопроса в плане обеспечения конфиденциальности организации;
  • демонстрация целесообразности вложений в данный сектор;
  • получение максимальной выгоды от затрат на безопасность;
  • подтверждение эффективности внутренних сил, средств контроля и их отражение на ведении предпринимательской деятельности.

Как производится проверка информационной безопасности на предприятии?

Комплексный аудит информационной безопасности проходит в несколько этапов. Процесс делится на организационный и инструментарный. В рамках обеих частей комплекса происходит исследование защищенности корпоративной информационной системы заказчика, а затем - определение соответствия установленным нормам и требованиям. Проведение аудита информационной безопасности разделяется на следующие стадии:

  1. Определение требований заказчика и выполняемого объема работ.
  2. Изучение необходимых материалов и вынесение выводов.
  3. Анализ возможных рисков.
  4. Экспертное заключение по проделанной работе и вынесение соответствующего вердикта.


Что входит в первый этап аудита информационной безопасности?

Программа аудита информационной безопасности начинается именно с уточнения объема работ, которые требуются заказчику. Клиент выражает свое мнение и цель, преследуя которую он и обратился для проведения экспертной оценки.

На данной стадии уже начинается проверка общих данных, которые предоставляет заказчик. Ему описывают методы, которые будут использованы, и планирующийся комплекс мероприятий.

Главной задачей на данном этапе является постановка конкретной цели. Клиент и организация, проводящая аудит, должны понимать друг друга, сойтись в едином мнении. После формируется комиссия, в состав которой подбираются соответствующие специалисты. С заказчиком отдельно согласовывается также требуемое техническое задание.

Казалось бы, данное мероприятие должно лишь в общих чертах обрисовать состояние системы, защищающей от информационных атак. Но конечные результаты проверки могут быть разными. Одних интересует полная информация о работе защитных средств фирмы заказчика, а других - лишь эффективность работы отдельных информационно-технологических линий. Именно от требований и зависит выбор методов и средств проведения оценки. Постановка цели влияет и на дальнейший ход работы экспертной комиссии.

Кстати, рабочая группа состоит из специалистов двух организаций - фирмы, исполняющей аудит, и сотрудников проверяемой организации. Ведь именно последние, как никто другой, знают тонкости своего учреждения и могут предоставить всю необходимую для комплексной оценки информацию. Также они проводят своеобразный контроль работы сотрудников фирмы-исполнителя. Их мнение учитывается и при вынесении результатов проверки.

Эксперты фирмы, проводящей аудит информационной безопасности предприятия, занимаются исследованием предметных областей. Они, имея соответствующий квалификационный уровень, а также независимое и непредвзятое мнение, способны с большей точностью оценить состояние работы защитных средств. Эксперты ведут свою деятельность согласно намеченному плану работ и поставленным задачам. Они разрабатывают технические процессы и согласуют между собой полученные результаты.

Техническое задание четко фиксирует цели работы компании-аудитора, определяет методы его осуществления. В нем прописаны также сроки проведения проверки, возможно даже, что каждый этап будет иметь свой период.

На этой стадии происходит налаживание контакта и со службой безопасности проверяемого учреждения. Фирма-аудитор дает обязательство о неразглашении полученных результатов проверки.

Как происходит реализация второго этапа?

Аудит информационной безопасности предприятия на второй стадии представляет собой развернутый сбор необходимой для оценки информации. Для начала рассматривается общий комплекс мер, которые направлены на реализацию политики конфиденциальности.

Так как сейчас большая часть данных дублируется в электронном варианте или вообще свою деятельность фирма осуществляет лишь при помощи информационных технологий, то под проверку попадают и программные средства. Анализируется и обеспечение физической безопасности.

На этом этапе специалисты занимаются тем, что рассматривают и оценивают то, как происходит обеспечение и аудит информационной безопасности внутри учреждения. Для этого анализу поддается организация работы системы защиты, а также технические возможности и условия её обеспечения. Последнему пункту уделяется особое внимание, так как мошенники чаще всего находят пробоины в защите именно через техническую часть. По этой причине отдельно рассматриваются следующие моменты:

Аудит информационной безопасности предприятия на этом этапе завершается подведением итогов и выражением результатов о проделанной работе в форме отчета. Именно документально оформленные выводы ложатся в основу реализации следующих стадий аудита.

Как анализируются возможные риски?

Аудит информационной безопасности организаций проводится также с целью выявления реальных угроз и их последствий. По окончании этого этапа должен сформироваться перечень мероприятий, которые позволят избежать или хотя бы минимизировать возможность информационных атак.

Чтобы предотвратить нарушения, касающиеся конфиденциальности, необходимо проанализировать отчет, полученный в конце предыдущего этапа. Благодаря этому можно определить, возможно ли реальное вторжение в пространство фирмы. Выносится вердикт о надежности и работоспособности действующих технических защитных средств.

Так как все организации имеют различные направления работы, то и перечень требований к безопасности не может быть идентичен. Для проверяемого учреждения разрабатывается список в индивидуальном порядке.

На этом этапе также определяются слабые места, клиенту предоставляются данные о потенциальных злоумышленниках и нависающих угрозах. Последнее необходимо для того, чтобы знать, с какой стороны ждать подвоха, и уделить этому больше внимания.

Заказчику также важно знать, насколько действенными окажутся нововведения и результаты работы экспертной комиссии.

Анализ возможных рисков преследует следующие цели:

  • классификация источников информации;
  • определение уязвимых моментов рабочего процесса;
  • составление прототипа возможного мошенника.

Анализ и аудит позволяют определить, насколько возможна успешность информационных атак. Для этого оценивается критичность слабых мест и способы пользования ими в незаконных целях.

В чем заключается последний этап аудита?

Завершающая стадия характеризуется письменным оформлением результатов работы. Документ, который получается на выходе, называется аудиторским отчетом. Он закрепляет вывод об общем уровне защищенности проверяемой фирмы. Отдельно идет описание эффективности работы информационно-технологической системы в отношении безопасности. Отчет дает указания и о потенциальных угрозах, описывает модель возможного злоумышленника. Также в нем прописываются возможности несанкционированного вторжения за счет внутренних и внешних факторов.

Стандарты аудита информационной безопасности предусматривают не только оценку состояния, но и дачу рекомендаций экспертной комиссии на проведение необходимых мероприятий. Именно специалисты, которые провели комплексную работу, проанализировали информационную инфраструктуру, могут сказать, что необходимо делать для того, чтобы защититься от кражи информации. Они укажут на те места, которые нужно усилить. Эксперты дают указания и в отношении технологического обеспечения, то есть оборудования, серверов и межсетевых экранов.

Рекомендации представляют собой те изменения, которые необходимо произвести в конфигурации сетевых устройств и серверов. Возможно, указания будут касаться непосредственно выбранных методов обеспечения безопасности. Если это потребуется, то эксперты пропишут комплекс мер, направленных на дополнительное усиление механизмов, обеспечивающих защиту.

В компании также должна быть проведена специальная разъяснительная работа, выработана политика, направленная на конфиденциальность. Возможно, должны быть проведены реформы в отношении службы безопасности. Немаловажным моментом является и нормативно-техническая база, которая обязана закреплять положения о безопасности фирмы. Коллектив необходимо проинструктировать должным образом. Между всеми работниками делятся сферы влияния и возлагаемая ответственность. Если это целесообразно, то лучше провести курс для повышения образованности коллектива в отношении информационной безопасности.

Какие существуют виды аудита?

Аудит информационной безопасности предприятия может иметь два вида. В зависимости от источника осуществления данного процесса можно выделить следующие типы:

  1. Внешняя форма. Она отличается тем, что имеет одноразовый характер. Второй её особенностью является то, что производится она посредством независимых и непредвзятых экспертов. Если она носит рекомендательный характер, то производится по заказу владельца учреждения. В некоторых случаях проведение внешнего аудита обязательно. Это может быть обусловлено типом организации, а также чрезвычайными обстоятельствами. В последнем случае инициаторами подобной проверки, как правило, становятся правоохранительные органы.
  2. Внутренняя форма. Она основывается на специализированном положении, которое прописывает ведение аудита. Внутренний аудит информационной безопасности необходим для того, чтобы постоянно проводить мониторинг системы и выявлять уязвимые места. Он представляет собой перечень мероприятий, которые проводятся в установленный период времени. Для этой работы чаще всего учрежден специальный отдел или уполномоченный сотрудник. Он проводит диагностику состояния защитных средств.

Как проводится активный аудит?

В зависимости от того, какую цель преследует заказчик, избираются и методы аудита информационной безопасности. Одним из самых распространенных способов исследования уровня защищенности является активный аудит. Он представляет собой постановку реальной хакерской атаки.

Плюсом такого метода является то, что он позволяет максимально реалистично смоделировать возможность угрозы. Благодаря активному аудиту можно понять, как будет развиваться аналогичная ситуация в жизни. Такой способ еще именуют инструментальным анализом защищенности.

Суть активного аудита заключается в осуществлении (с помощью специального программного обеспечения) попытки несанкционированного вторжения в информационную систему. При этом защитные средства должны находиться в состоянии полной готовности. Благодаря этому возможно оценить их работу в подобном случае. Человеку, который осуществляет искусственную хакерскую атаку, предоставляется минимум информации. Это необходимо для того, чтобы воссоздать максимально реалистичные условия.

Систему пытаются подвергнуть как можно большему количеству атак. Применяя разные методы, можно оценить те способы взлома, которым система наиболее подвержена. Это, конечно, зависит от квалификации специалиста, проводящего данную работу. Но его действия не должны носить какого-либо деструктивного характера.

В конечном итоге эксперт формирует отчет о слабых местах системы и сведениях, которые являются наиболее доступными. Он также предоставляет рекомендации по возможной модернизации, которая должна гарантировать повышение защищенности до должного уровня.

В чем заключается экспертный аудит?

Чтобы определить соответствие фирмы установленным требованиям, также проводится аудит информационной безопасности. Пример такой задачи можно увидеть в экспертном методе. Он заключается в сравнительной оценке с исходными данными.

Та самая идеальная работа средств защиты может основываться на различных источниках. Предъявлять требования и ставить задачи может и сам клиент. Руководитель фирмы, возможно, желает знать, насколько далеко находится уровень безопасности его организации от желаемого.

Прототипом, относительно которого будет проведена сравнительная оценка, могут быть и общепризнанные мировые стандарты.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», у фирмы-исполнителя достаточно полномочий для того, чтобы произвести сбор соответствующей информации и сделать вывод о достаточности существующих мер по обеспечении информационной безопасности. Оценивается также непротиворечивость нормативных документов и действий сотрудников в отношении работы средств защиты.

В чем заключается проверка на соответствие стандартам?

Данный вид очень схож с предыдущим, так как его сутью также является сравнительная оценка. Но только в этом случае идеальным прототипом является не абстрактное понятие, а четкие требования, закрепленные в нормативно-технической документации и стандартах. Однако тут также определяется степень соответствия уровню, заданному политикой конфиденциальности компании. Без соответствия этому моменту нельзя говорить о дальнейшей работе.

Чаще всего подобный вид аудита необходим для сертификации действующей на предприятии системы по обеспечению безопасности. Для этого необходимо мнение независимого эксперта. Тут важен не только уровень защиты, но и его удовлетворенность признанными стандартами качества.

Таким образом, можно сделать вывод, что для проведения подобного рода процедуры нужно определиться с исполнителем, а также выделить круг целей и задач исходя из собственных потребностей и возможностей.

Организация аудита информационной безопасности информационной системы

Андрушка Игорь Молдавская Экономическая Академия
TIE - 238

Введение

Современная информационная система организации представляет собой распределенную и неоднородную систему, использующую различные программно-аппаратные компоненты и имеющую точки выхода в сети общего пользования (например, Интернет) . В связи с этим значительно усложняется задача правильного и безопасного конфигурирования компонент и обеспечения защищенного взаимодействия между ними, и, как следствие, увеличивается количество уязвимых мест в системе.

Наличие уязвимостей в системе дает возможность потенциальному нарушителю провести успешную атаку и нанести ущерб деятельности организации. Появление «слабых мест» может быть обусловлено различными причинами, как объективного (например, недоработки в базовом программном обеспечении) , так и субъективного характера (например, неправильная настройка оборудования) .

Выявление и устранение уязвимостей, а также оценка общего уровня защищенности является чрезвычайно важной составляющей обеспечения безопасности, позволяющей существенно повысить уровень защищенности информационных и иных ресурсов системы.

Рис. 1 Роль аудита информационной безопасности

Цели и назначение аудита

К основным целям аудита информационной безопасности можно отнести следующие:

· Получение объективной и независимой оценки текущего состояния защищенности информационных ресурсов.

· Получение максимальной отдачи от средств, инвестируемых в создание системы информационной безопасности.

· Оценка возможного ущерба от несанкционированных действий.

· Разработка требований к построению системы защиты информации.

· Определение зон ответственности сотрудников подразделений.

· Расчет необходимых ресурсов.

· Разработка порядка и последовательности внедрения системы информационной безопасности.

Аудит может проводится в следующих вариантах:

· Комплексный аудит – перед созданием системы информационной безопасности

· Точечный – формирование требований к проведению модернизации системы защиты

· Периодичный – внешняя регламентная проверка уровня защищенности системы.

· Проверочный – экспертиза и оценка используемых, либо планируемых к использованию систем и решений.

Этапы аудита

Процесс аудита информационных систем можно представить в виде своеобразных весов (рис. 2) , где на одной чаше рассматриваются системы безопасности доступа, на другой - контроль бизнес-процессов, а в качестве опоры служит техническая инфраструктура, которая, в свою очередь, основана на принятых методах авторизации, конфигурации системы, а также на политиках и процедурах, принятых в организации.


Рис. 2 Процесс аудита информационных систем

Работы по аудиту безопасности ИС включают в себя ряд последовательных этапов (рис. 3), которые в целом соответствуют этапам проведения комплексного аудита ИС, который включает в себя следующее:

2. проведение оценки защищенности - включает работы по обнаружению уязвимостей технических средств, анализу технологической защищенности, а также адекватности организационных процедур. На основе выявленных недостатков проводиться оценка рисков, включающая основные способы преодоления системы защиты, степень критичности и возможность реализации;

3. аттестация системы - включает мероприятия по обследованию (оценки) существующих мер и мероприятий по защите информации, оценки их адекватности, а также соответствие требования ведущих стандартов;

4. по результатам Аудита разрабатывается План исправления выявленных недостатков. Задача планирования состоит в определении приоритетов исправления обнаруженных недостатков, разработки очередности и методологии их устранения. Дополнительно предусматривается разработка концептуальных и процедурных документов, таких как Концепция информационной безопасности, Общие требования и рекомендации по защите информации, Политики безопасности и др.


Рис 3. Этапы проведения аудита информационной безопасности

В зависимости от целей и способа проведения аудита информационной безопасности инициатором этого мероприятия, как уже было отмечено выше, является заинтересованная сторона. Наиболее часто инициатором аудита является организация в лице его руководства.

Как правило на этапе обследования решаются следующие организационные вопросы:

· права и обязанности аудитора четко определяются и документально закрепляются в его должностных инструкциях, а также в положении о внутреннем (внешнем) аудите;

· аудитором подготавливается и согласовывается с руководством план проведения аудита информационной безопасности.

На этапе обследования также определяются границы проведения обследования. Границы проведения обследования обычно определяются в следующих терминах:

· список обследуемых физических, программных и информационных ресурсов;

· площадки (помещения) , попадающие в границы обследования;

· основные виды угроз безопасности, рассматриваемые при проведении аудита;

· организационные (законодательные, административные и процедурные) , физические, программно-технические и прочие аспекты обеспечения безопасности, которые необходимо учесть в ходе проведения обследования, и их приоритеты (в каком объеме они должны быть учтены) .

Далее следует сбор информации аудита, который является наиболее сложным и длительным. Это, как правило, связано с отсутствием необходимой документации на информационную систему и с необходимостью плотного взаимодействия аудитора со многими должностными лицами организации.

Компетентные выводы относительно положения дел в компании с информационной безопасностью могут быть сделаны аудитором только при условии наличия всех необходимых исходных данных для анализа. Получение информации об организации, функционировании и текущем состоянии ИС осуществляется аудитором в ходе специально организованных интервью с ответственными лицами компании, путем изучения технической и организационно-распорядительной документации, а также исследования ИС с использованием специализированного программного инструментария.

Обеспечение информационной безопасности организации – это комплексный процесс, требующий четкой организации и дисциплины. Он должен начинаться с определения ролей и распределения ответственности среди должностных лиц, занимающихся информационной безопасностью. Поэтому первый пункт аудиторского обследования начинается с получения информации об организационной структуре пользователей ИС и обслуживающих подразделений. В связи с этим аудитору требуется документация, касающаяся схемы организационной структуры ИС. Обычно, в ходе интервью аудитор задает опрашиваемым вопросы, касающиеся использования информации, циркулирующей внутри ИС.

Назначение и принципы функционирования ИС во многом определяют существующие риски и требования безопасности, предъявляемые к системе. Поэтому на следующем этапе аудитора интересует информация о назначении и функционировании ИС. На данном этапе аудитор может использовать документацию, содержащую следующие данные:

· описание автоматизированных функций;

· схема информационных потоков;

· описание структуры комплекса технических средств информационной системы;

· описание структуры программного обеспечения;

· описание структуры информационного обеспечения;

· описание технических заданий используемых приложений;

Далее, аудитору требуется более детальная информация о структуре ИС. Это позволяет выяснить, каким образом осуществляется распределение механизмов безопасности по структурным элементам и уровням функционирования ИС.

Подготовка значительной части документации на ИС, обычно, осуществляется уже в процессе проведения аудита. Когда все необходимые данные по ИС, включая документацию, подготовлены, можно перейти к следующему этапу - их анализу

Используемые аудиторами методы анализа данных определяются выбранными подходами к проведению аудита, которые могут существенно различаться. Но в общем, можно выделить 3 подхода:

Первый подход , самый сложный, базируется на анализе рисков. Опираясь на методы анализа рисков, аудитор определяет для обследуемой ИС индивидуальный набор требований безопасности, в наибольшей степени учитывающий особенности данной ИС, среды ее функционирования и существующие в данной среде угрозы безопасности. Данный подход является наиболее трудоемким и требует наивысшей квалификации аудитора. На качество результатов аудита, в этом случае, сильно влияет используемая методология анализа и управления рисками и ее применимость к данному типу ИС.

В современном мире информационные системы (ИС) играют ключевую роль в обеспечении эффективности работы коммерческих и государственных организаций. ИС используются для хранения, обработки и передачи информации. С каждым днем растет число внешних и внутренних угроз информационной безопасности (ИБ), которые могут привести к значительным финансовым и репутационным потерям.

Аудит информационной безопасности (ИБ) – крайне важный процесс, позволяющий получить объективную информацию о текущем состоянии средств обеспечения ИБ на предприятии, оценить степень защищенности данных и ИТ-систем, их соответствие определенным требованиям и критериям. Аудит ИБ проводится как в качестве первого этапа при внедрении решений по защите информации, так и в ряде случаев вне проекта, когда требуется получить независимую оценку реальной защищенности систем. Проведение аудита дает возможность заранее выявить угрозы и проблемы, чтобы в дальнейшем определить методы их устранения, позволяет существенно повысить уровень безопасности и соответствие средств защиты реальным потребностям бизнеса. Так, по мнению специалистов, проведение внеплановых аудитов позволяет сэкономить до 20% временных и 15% материальных ресурсов на обеспечение ИБ, определяя точки приложения усилий и оптимальные пути решения.

Исходя из целеполагания, «АСТ» предоставляет услуги по проведению трех основных видов аудита информационной безопасности:

  • Экспертный аудит, в рамках которого проводится оценка текущего состояния систем и средств защиты, выявление недостатков и уязвимостей.
  • Аудит соответствия требованиям, в рамках которого оценивается соответствие средств защиты требуемым международным и отраслевым стандартам.
  • Тестирование на проникновение, в ходе которого моделируются действия злоумышленника, направленные на проведение успешной атаки. Цель такого аудита – повышение защищенности за счет выявления и последующего устранения реальных векторов атак.

Аудит осуществляется в несколько этапов:

  1. Определение задач проекта. Собирается исходная информация о защищаемых объектах, информации и критериях оценки, проводятся организационные действия по подготовке к аудиту.
  2. Согласование условий и границ проведения тестирования на проникновение (внешнее/внутреннее, whitebox/blackbox, сроки/время, границы погружения и прочие важные параметры)
  3. Обследование и обработка результатов. Проводится сбор всего комплекса данных о ресурсах, системах средствах защиты, организационных мерах в области ИБ и т.п. По результатам вырабатывается консолидированная отчетность, ложащаяся в основы проведения анализа рисков, анализ соответствия требованиям и разработки рекомендаций.
  4. Проведение ручного тестирования на проникновение.
  5. Анализ рисков. Комплексная процедура оценки уровня защищенности информационных систем, учитывающая как предоставленную информацию, так и результаты тестирования на проникновение (актуальные вектора атак). Процедурой предусмотрены разработка модели угроз и модели нарушителей.
  6. Анализ соответствия стандартам и требованиям стандартов и нормативной документации. В результате соответствие либо подтверждается, либо на этапе разработки рекомендаций определяются пути доводки систем ИБ до требуемого уровня защищенности.
  7. Разработка рекомендаций. В их основу ложится весь комплекс полученной в результате обследования информации, аналитики и выводов. Рекомендации охватывают весь комплекс необходимых организационных и технических мер для обеспечения требуемого уровня обеспечения ИБ.

Объектами аудита ИБ могут выступать как отдельные компоненты ИТ-систем и инфраструктуры компании, так и весь комплекс ИТ-решений, содержащих информацию, которая подлежит защите.

Сегодня всем известна чуть ли не сакральная фраза о том, что владеющий информацией владеет миром. Именно поэтому в наше время красть пытаются все кому не лень. В связи с этим принимаются и беспрецедентные шаги по внедрению средств защиты от возможных атак. Однако иногда может потребоваться провести аудит предприятия. Что это такое и зачем все это нужно, сейчас и попробуем разобраться.

Что представляет собой аудит информационной безопасности в общем определении?

Сейчас не будем затрагивать заумные научные термины, а постараемся определить для себя основные понятия, описав их самым простым языком (в народе это можно было назвать аудитом для «чайников»).

Название этого комплекса мероприятий говорит само за себя. Аудит информационной безопасности представляет собой независимую проверку или обеспечения безопасности информационной системы (ИС) какого-либо предприятия, учреждения или организации на основе специально разработанных критериев и показателей.

Говоря простым языком, например, аудит информационной безопасности банка сводится к тому, чтобы оценить уровень защиты баз данных клиентов, проводимых банковских операций, сохранности электронных денежных средств, сохранности банковской тайны и т. д. в случае вмешательства в деятельность учреждения посторонними лицами извне, использующими электронные и компьютерные средства.

Наверняка, среди читателей найдется хотя бы один человек, которому звонили домой или на мобильный телефон с предложением оформления кредита или депозитного вклада, причем из банка, с которым он никак не связан. То же самое касается и предложения покупок от каких-то магазинов. Откуда всплыл ваш номер?

Все просто. Если человек ранее брал кредит или вкладывал деньги на депозитный счет, естественно, его данные были сохранены в единой При звонке из другого банка или магазина можно сделать единственный вывод: информация о нем незаконно попала в третьи руки. Как? В общем случае можно выделить два варианта: либо она была украдена, либо передана сотрудниками банка третьим лицам осознанно. Для того чтобы такие вещи не происходили, и нужно вовремя проводить аудит информационной безопасности банка, причем это касается не только компьютерных или «железных» средств защиты, но всего персонала банковского учреждения.

Основные направления аудита информационной безопасности

Что касается сферы применения такого аудита, как правило, их различают несколько:

  • полная проверка объектов, задействованных в процессах информатизации (компьютерные автоматизированные системы, средства коммуникации, приема, передачи и обработки информационных данных, технических средств, помещений для проведения конфиденциальных встреч, систем наблюдения и т.д.);
  • проверка надежности защиты конфиденциальной информации с ограниченным доступом (определение возможных каналов утечки и потенциальных дыр в системе безопасности, позволяющих получить к ней доступ извне с использованием стандартных и нестандартных методов);
  • проверка всех электронных технических средств и локальных компьютерных систем на предмет воздействия на них электромагнитного излучения и наводок, позволяющих отключить их или привести в негодность;
  • проектная часть, включающая в себя работы по созданию концепции безопасности и применения ее в практическом исполнении (защита компьютерных систем, помещений, средств связи и т.д.).

Когда возникает необходимость проведения аудита?

Не говоря о критических ситуациях, когда защита уже была нарушена, аудит информационной безопасности в организации может проводиться и в некоторых других случаях.

Как правило, сюда включают расширение компании, слияния, поглощения, присоединения другими предприятиями, смену концепции курса бизнеса или руководства, изменения в международном законодательстве или в правовых актах внутри отдельно взятой страны, достаточно серьезных изменения в информационной инфраструктуре.

Виды аудита

Сегодня сама классификация такого типа аудита, по мнению многих аналитиков и экспертов, является не устоявшейся. Поэтому и разделение на классы в некоторых случаях может быть весьма условным. Тем не менее в общем случае аудит информационной безопасности можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний аудит, проводимый независимыми экспертами, имеющими на это право, обычно представляет собой разовую проверку, которая может быть инициирована руководством предприятия, акционерами, правоохранительными органами и т.д. Считается, что внешний аудит информационной безопасности рекомендован (а не обязателен) для проведения регулярно в течение установленного промежутка времени. Но для некоторых организаций и предприятий, согласно законодательства, он является обязательным (например, финансовые учреждения и организации, акционерные общества и др.).

Информационной безопасности является процессом постоянным. Он базируется на специальном «Положении о внутреннем аудите». Что это такое? По сути, это аттестационные мероприятия, проводимые в организации, в сроки, утвержденные руководством. Проведение аудита информационной безопасности обеспечивается специальными структурными подразделением предприятия.

Альтернативная классификация видов аудита

Кроме выше описанного разделения на классы в общем случае, можно выделить еще несколько составляющих, принятых в международной классификации:

  • экспертная проверка состояния защищенности информации и информационных систем на основе личного опыта экспертов, ее проводящих;
  • аттестация систем и мер безопасности на предмет соответствия международным стандартам (ISO 17799) и государственным правовым документам, регулирующим эту сферу деятельности;
  • анализ защищенности информационных систем с применением технических средств, направленный на выявление потенциальных уязвимостей в программно-аппаратном комплексе.

Иногда может применяться и так называемый комплексный аудит, который включает в себя все вышеперечисленные виды. Кстати, именно он дает наиболее объективные результаты.

Постановочные цели и задачи

Любая проверка, будь то внутренняя или внешняя, начинается с постановки целей и задач. Если говорить проще, нужно определить, зачем, что и как будет проверяться. Это и предопределит дальнейшую методику проведения всего процесса.

Поставленных задач, в зависимости от специфики структуры самого предприятия, организации, учреждения и его деятельности, может быть достаточно много. Однако среди всего этого выделяют унифицированные цели аудита информационной безопасности:

  • оценка состояния защищенности информации и информационных систем;
  • анализ возможных рисков, связанных с угрозой проникновения в ИС извне, и возможных методов осуществления такого вмешательства;
  • локализация дыр и прорех в системе безопасности;
  • анализ соответствия уровня безопасности информационных систем действующим стандартам и нормативно-правовым актам;
  • разработка и выдача рекомендаций, предполагающих устранение существующих проблем, а также усовершенствование существующих средств защиты и внедрение новых разработок.

Методика и средства проведения аудита

Теперь несколько слов о том, как проходит проверка и какие этапы и средства она в себя включает.

Проведение аудита информационной безопасности состоит из нескольких основных этапов:

  • инициирование процедуры проверки (четкое определение прав и обязанностей аудитора, подготовка аудитором плана проверки и его согласование с руководством, решение вопроса о границах проведения исследования, накладывание на сотрудников организации обязательства в помощи и своевременном предоставлении необходимой информации);
  • сбор исходных данных (структура системы безопасности, распределение средств обеспечения безопасности, уровни функционирования системы безопасности, анализ методов получения и предоставления информации, определение каналов связи и взаимодействия ИС с другими структурами, иерархия пользователей компьютерных сетей, определение протоколов и т.д.);
  • проведение комплексной или частичной проверки;
  • анализ полученных данных (анализ рисков любого типа и соответствия стандартам);
  • выдача рекомендаций по устранению возможных проблем;
  • создание отчетной документации.

Первый этап является наиболее простым, поскольку его решение принимается исключительно между руководством предприятия и аудитором. Границы проведения анализа могут быть рассмотрены на общем собрании сотрудников или акционеров. Все это в большей степени относится к правовому полю.

Второй этап сбора исходных данных, будь то проведение внутреннего аудита информационной безопасности или внешней независимой аттестации, является наиболее ресурсоемким. Связано это с тем, что на этой стадии нужно не только изучить техническую документацию, касающуюся всего программно-аппаратного комплекса, но и провести узконаправленное интервьюирование сотрудников компании, причем в большинстве случаев даже с заполнением специальных опросных листов или анкет.

Что же касается технической документации, здесь важно получить данные о структуре ИС и приоритетных уровнях прав доступа к ней сотрудников, определить общесистемное и прикладное программное обеспечение (используемые операционные системы, приложения для ведения бизнеса, управления им и учета), а также установленные средства защиты софтверного и непрограммного типа (антивирусы, файрволлы и т.д.). Кроме того, сюда включается полная проверка сетей и провайдеров, предоставляющих услуги связи (организация сети, используемые протоколы для подключения, типы каналов связи, методы передачи и приема информационных потоков и многое другое). Как уже понятно, это занимает достаточно много времени.

На следующем этапе определяются методы аудита информационной безопасности. Их различают три:

  • анализ рисков (самая сложная методика, базирующаяся на определении аудитором возможности проникновения в ИС и нарушения ее целостности с применением всех возможных методов и средств);
  • оценка соответствия стандартам и законодательным актам (наиболее простой и самый практичный метод, основанный на сравнении текущего состояния дел и требований международных стандартов и внутригосударственных документов в сфере информационной безопасности);
  • комбинированный метод, объединяющий два первых.

После получения результатов проверки начинается их анализ. Средства аудита информационной безопасности, которые применяются для анализа, могут быть достаточно разнообразными. Все зависит от специфики деятельности предприятия, типа информации, используемого программного обеспечения, средств защиты и пр. Однако, как можно заметить по первой методике, аудитору, главным образом, придется опираться на собственный опыт.

А это означает только то, что он должен обладать соответствующей квалификацией в сфере информационных технологий и защиты данных. На основе такого анализа аудитор и рассчитывает возможные риски.

Заметьте, он должен разбираться не только в операционных системах или программах, используемых, например, для ведения бизнеса или бухгалтерского учета, но и четко понимать, каким образом злоумышленник может проникнуть в информационную систему с целью кражи, порчи и уничтожения данных, создания предпосылок для нарушений в работе компьютеров, распространения вирусов или вредоносного ПО.

На основе проведенного анализа эксперт делает заключение о состоянии защиты и выдает рекомендации по устранению имеющихся или возможных проблем, модернизации системы безопасности и т.д. При этом рекомендации должны быть не только объективными, но и четко привязанными к реалиям специфики предприятия. Иными словами, советы по апгрейду конфигурации компьютеров или программного обеспечения не принимаются. В равной степени это относится и к советам по увольнению «ненадежных» сотрудников, установке новых систем слежения без конкретного указания их назначения, места установки и целесообразности.

Исходя из проведенного анализа, как правило, различают несколько групп рисков. При этом для составления сводного отчета используется два основных показателя: вероятность проведения атаки и ущерб, нанесенный компании в результате (потеря активов, снижение репутации, потеря имиджа и пр.). Однако показатели по группам не совпадают. Так, например, показатель низкого уровня для вероятности атаки является лучшим. Для ущерба - наоборот.

Только после этого составляется отчет, в котором детально расписываются все этапы, методы и средства проведенных исследований. Он согласовывается с руководством и подписывается двумя сторонами - предприятием и аудитором. Если аудит внутренний, составляет такой отчет глава соответствующего структурного подразделения, после чего он, опять же, подписывается руководителем.

Аудит информационной безопасности: пример

Наконец, рассмотрим самый простой пример ситуации, которая уже случалась. Многим, кстати, она может показаться очень знакомой.

Так, например, некий сотрудник компании, занимающейся закупками в США, установил на компьютер мессенджер ICQ (имя сотрудника и название фирмы не называется по понятным соображениям). Переговоры велись именно посредством этой программы. Но «аська» является достаточно уязвимой в плане безопасности. Сам сотрудник при регистрации номера на тот момент либо не имел адреса электронной почты, либо просто не захотел его давать. Вместо этого он указал что-то похожее на e-mail, причем даже с несуществующим доменом.

Что бы сделал злоумышленник? Как показал аудит информационной безопасности, он бы зарегистрировал точно такой же домен и создал бы в нем другой регистрационный терминал, после чего мог отослать сообщение в компанию Mirabilis, которая владеет сервисом ICQ, с просьбой восстановления пароля по причине его утери (что и было бы сделано). Поскольку сервер получателя не являлся почтовым, на нем был включен редирект - перенаправление на существующую почту злоумышленника.

Как результат, он получает доступ к переписке с указанным номером ICQ и сообщает поставщику об изменении адреса получателя товара в определенной стране. Таким образом, груз отправляется неизвестно куда. И это самый безобидный пример. Так, мелкое хулиганство. А что говорить о более серьезных хакерах, которые способны куда на большее…

Заключение

Вот вкратце и все, что касается аудита безопасности ИС. Конечно, здесь затронуты далеко не все его аспекты. Причина состоит только в том, что на постановку задач и методы его проведения влияет очень много факторов, поэтому подход в каждом конкретном случае строго индивидуален. К тому же методы и средства аудита информационной безопасности могут быть разными для различных ИС. Однако, думается, общие принципы таких проверок для многих станут понятными хотя бы на начальном уровне.