Основы компьютерной графики. Виды компьютерной графики. Растровая графика Какие типы файлов относятся к растровым

Все множество форматов, используемых для записи изображений, можно условно разделить на три категории:

  • 1) форматы, хранящие изображение в растровом виде;
  • 2) форматы, хранящие изображение в векторном виде;
  • 3) универсальные форматы, совмещающие векторное и растровое представление.

Растровые форматы

Растровый формат BMP (BitMap ) ориентирован на применение в операционной системе Windows. Он используется для представления растровых изображений в ресурсах программ. Поддерживается всеми графическими редакторами, работающими под управлением операционной системы Windows. Формат работает с изображениями, глубина цвета которых от 1 до 24 бит. Предоставляет возможность сжатия данных по методу RLE (не рекомендуется из-за проблем с совместимостью).

Формат BMP не годится для полиграфических работ или web- дизайна, его рекомендуется применять только для нужд Windows (создание пиктограмм, фона для рабочего стола и т.п.).

PCX (PC eXchange ) - один из старейших графических форматов, созданный для программы PC Paintbrush, файлы которого открываются почти во всех графических редакторах. Поддерживает монохромные, полутоновые, индексированные и полноцветные изображения в модели RGB. Предполагает использование сжатия по методу RLE. Имеет большое количество версий, но в настоящее время активно вытесняется другими форматами.

TIFF (Tagged Image File Formal , TIF) разработан как универсальный формат для хранения отсканированных изображений. Поддерживает практически все типы изображений: монохромные, полутоновые, индексированные и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK с восьми- и шестнадцатибитными каналами.

В настоящее время его область применения существенно расширилась, он является одним из самых распространенных и надежных графических форматов, версии которого существуют для PC и Macintosh. Он поддерживается практически всеми основными пакетами растровой и векторной графики, издательскими системами, а также программами редактирования и верстки текста.

В отличие от рассмотренных форматов TIF поддерживает ряд дополнительных функций (почти все элементы структуры документов Photoshop): сохраняет многослойную структуру документа, сведения о степени прозрачности пикселей, описание обтравочных контуров, каналов масок (альфа-каналов) и пр. Предоставляет возможность сжатия данных по алгоритму LZW.

На сегодняшний день TIF является лучшим выбором при экспорте растровой графики в векторные программы и издательские системы.

GIF (Graphics Interchange Format) создан специально для передачи растровых изображений в глобальных сетях. Он ориентирован на компактность, использует алгоритм сжатия LZW и чересстрочную передачу графических данных. Это позволяет очень быстро увидеть черновую версию изображения прежде чем файл загрузится полностью. Формат используется только по своему первоначальному предназначению - в Интернете, поскольку поддерживает только индексированные изображения.

GIF позволяет сохранить в одном файле несколько индексированных изображений, последовательный показ которых (браузерами) представляет собой несложную анимацию. В файле анимации хранятся не только сами кадры, но и параметры ее демонстрации. GIF-анимация очень распространена в Интернете. Кроме того, определенный цвет в индексированной палитре можно назначить «прозрачным» и тогда в браузере сквозь участки этого цвета будет виден фон страницы.

Формат GIF очень популярен. Он поддерживается почти всеми редакторами растровой графики и редакторами, создающими изображения для web.

Формат JPEG {Joint Photographic Experts Group) получил свое название от соответствующего метода сжатия. На сегодняшний день JPEG является одним из наиболее распространенных графических форматов для сжатия файлов. Распаковка данных, содержащихся в файлах этого формата, происходит автоматически при открытии файла.

JPEG не поддерживает монохромные (обнобитные), индексированные и многоканальные изображения. Не имеет возможности хранить слои, маски, сведения о прозрачности. При сохранении многослойного изображения в формате JPEG все слои предварительно сводятся в один и информация об исходных слоях утрачивается. Кроме того, если на исходном изображении имелись прозрачные участки, в процессе сохранения им будет назначен белый цвет, сведения о прозрачности будут потеряны.

Наиболее широко JPEG используется при создании изображений для электронного распространения на компакт-дисках или в Интернет. В полиграфии использовать не рекомендуется.

Этот формат следует применять только для фотографических изображений. На рисунках с четкими краями и большими заливочными областями сильно проявляются дефекты сжатия. Это выражается в появлении «грязи» вокруг темных линий на светлом фоне и видимых квадратных областей. Даже при работе исключительно с фотоизображениями JPEG лучше использовать только для сохранения конечного варианта работы, потому что каждое промежуточное сохранение приводит к новым потерям (отбрасыванию) данных.

Формат PCD (Photo CD) применяется в издательских системах как формат источников изображений. Большинство производителей библиотек фотоснимков используют именно этот формат на своих компакт-дисках. PCD имеет ряд особенностей, обусловливающих его применение именно для создания фотоколлекций.

Файл PCD содержит изображение сразу в нескольких фиксированных разрешениях. Базовое (Base) разрешение 512x768 пикселей используется для просмотра на телевизорах NTSC и PAL. Кроме него имеются пониженные разрешения Base/4, Base/16 и более высокие 4Base, 16Base, 64Base (на дисках стандарта Pro Master). При открытии изображения в формате PCD можно выбрать любое из приведенных разрешений, что позволяет избежать длительной загрузки и последующего масштабирования.

Изображения на Photo CD представлены в особой цветовой модели YCC, во многом аналогичной Lab. Модель YCC удобна для сжатия информации, но не поддерживается большинством приложений. При открытии файлов этого формата графические программы сразу же преобразуют цветовую модель YCC в полутоновую, RGB или Lab.

Популярные графические редакторы не способны сохранять изображения в формате PCD, а могут их только открывать.

PSD (Photoshop Document) - это собственный формат программы Adobe Photoshop. Единственный, поддерживающий все возможности этой программы. Предпочтителен для хранения промежуточных результатов редактирования изображений (если редактирование производилось в Photoshop), так как полностью сохраняет их структуру (слои, каналы, маски, тексты, прозрачность и многое другое). В формате PSD могут храниться изображения любого типа: монохромные, полутоновые, индексированные, полноцветные, многоканальные.

По мере популярности и распространенности программы формат приобрел некоторую универсальность и теперь свободно открывается большинством приложений.

К недостаткам формата можно отнести отсутствие возможности сжатия.

Формат PNG (Portable Network Graphics ), как и GIF, предназначен для передачи изображений по сети.

Формат поддерживает полутоновые и полноцветные RGB- изображения с одним альфа-каналом, а также монохромные и индексированные изображения без альфа-каналов. Альфа-канал служит маской прозрачности. Таким образом, PNG является единственным из распространенных в Интернете форматов, позволяющим получать полноцветные изображения с прозрачным фоном. Кроме того, для ускорения появления изображения на экране в PNG используется двумерный чересстрочный режим вывода (не только строк, но и столбцов).

В PNG применяется алгоритм сжатия без потери качества, основанный на LZW-сжатии.

FLM (Filmstrip ) - собственный формат Adobe Premier, программы редактирования видеоинформации и создания презентаций. Photoshop позволяет открывать кадры, созданные в Adobe Premier, и редактировать их.

Часто так или иначе коснувшись вопроса веб или полиграфического дизайна мы встречаем понятия растровая и векторная графика. В этом посте я постараюсь максимально подробно и доходчиво объяснить что это такое, где применяется и зачем нужно.

Растровая графика

С примерами растровой графики мы постоянно сталкиваемся в жизни: картинка в телевизоре, мониторе ноута, дисплеи планшета или смартфона — все это примеры растровой графики. Но что же такое растровая графика с технической стороны? Представьте шахматную доску, каждая клетка это минимальная, не делимая единица. В растровой графики принято называть такую минимальную единицу “пиксель”. Любое растровые изображение состоит из множества таких пикселей, которые создают своеобразную мозаику. Т.к. пиксели очень маленькие и их много, наш глаз воспринимает эту мозаику как цельное изображение.


По расширению файлов часто можно сразу понять, что они содержат в себе растровые изображение.

Форматы растровой графики

BMP, GIF, JPG и JPEG, PNG, PICT, PCX, TIFF, PSD (с некоторыми исключениями см. ниже)

Редакторы растровой графики

Их достаточно много, но основные это Photoshop и Paint brush (программа по умолчанию установленная на Windows), так же специализированные редакторы растровой графики для цифрового рисунка (например Сorel Painter).

Недостатки и ограничения растровой графики

Самым главным недостатком растровой графики является потеря качества при увеличении изображения. Что происходит когда вы растягиваете растровые изображение: между существующими пикселями графический редактор растровой графики создает дополнительные, а цвет применяет средний с сопряженными пикселями. В итоге мы получаем “размытое”, не четкое изображение. Кроме того файлы с растровой графикой имеют больший размер по сравнению с файлами векторной графики.
Если говорить о фотографиях или изображениях в которых надо передать фотографическое качество с полутонами — альтернативы раствором формату нет.

Векторная графика

Если вы не дизайнер, то с примерами векторной графики вы сталкиваетесь гораздо реже. Чаще всего векторная графика используется для создания макетов, наиболее распространена в полиграфическом дизайне. Векторная графика не может передать тона и полутона, но гораздо более удобна если речь идет о простых формах, текстах, контурных фигур. Принцип векторной графики: любой контур задается с помощью опорных точек, а все пространство рабочей области представляет собой систему координат. Любая фигура в таком пространстве описывается координатами опорных точек, соединяющими отрезками между ними и характеристиками заливки (цвет, градиент, паттерн) поверхности внутри. Т.е. любое векторное изображение это прежде всего математическая формула.

Форматы векторной графики

CDR, EPS, Ai, CMX, SVG, PSD (в некоторых случаях)

Редакторы векторной графики

Самые распространенные редакторы векторной графики это CorelDraw и Illustrator. Но есть еще одно важное исключение, которое появилось всего несколько лет назад. В Photoshop (исконно растровый редактор), есть теперь возможность использовать вектор. Поэтому Photoshop можно одновременно отнести и к редакторам растровой графики и к редактору векторной графики. Об этом рекомендую почитать отдельный пост , где я подробно рассказываю о векторных инструментах.

Недостатки и ограничения векторной графики

Повторюсь, что векторная графика достаточно специализированная. Речи не может идти, что она сможет заменить растровый формат. Векторная графика не способна передавать тона и полутона как фотографическое изображение и служит для иных целей.

Преимущества векторного формата

Любое изображение в векторном формате можно легко масштабировать как в меньшую так и в большую сторону без потери качества. Что происходит при масштабирование векторного изображения: т.к. векторное изображение представляет собой математическое выражение, при увеличении или уменьшении программа пересчитывает координаты опорных точек и “перерисовывает” изображение по новой. Поэтому именно векторный формат обычно используется дизайнерами при разработке логотипа. Векторный логотип заказчик всегда сможет изменить в размене без потери в качестве (хоть увеличить до состояния баннера и обернуть свой офис 10 раз). Не маловажным преимуществом векторного формата так же является возможность быстрой коррекции цвета всего за пару кликов (т.к. цвет так же задается цифровым значением) и совсем небольшой размер файлов (математическая формула описывает только опорные точки, а не каждый пиксель рабочего пространства).

Новые перспективы открываются для векторных изображений с появлением формата SVG который начинает широко использоваться в веб дизайне. Современные браузеры уже поддерживают этот графический формат, который позволяет масштабировать изображения в SVG без потери качества, что актуально например при адаптивности сайта.

Компьютерная графика незаметно, но прочно вошла в нашу обыденную жизнь. Она уже давно перестала быть уделом избранных. Каждый раз, перенося фотографии с цифрового фотоаппарата в компьютер или просто нажимая на кнопку «сохранить», чтобы добавить в коллекцию понравившуюся картинку, вы работаете с компьютерной графикой.

Стоит ли тратить время на теорию?

Знание основ того, каким образом функционирует метод работы с изображениями, сослужит вам хорошую службу. Расширения после названия файла перестанут быть для вас некой волшебной абракадаброй, а начнут исправно поставлять важную информацию. Вы сможете сознательно решить, какие изображения лучше сжать, чтобы не засорять место на жестком диске, и грамотно выберете, каким именно способом это можно сделать.

Редактирование собственных фотографий также перейдет из состояния «метода научного тыка» на совершенно новый уровень. А у некоторых невинная забава с изображениями на экране постепенно переходила и в достаточно прибыльную работу.

Разница между растровой и векторной графикой

На данный момент в компьютерной среде в основном используется векторная и растровая графика. Они кардинально отличаются друг от друга способом кодирования информации.

Ни для кого не секрет, что все данные в компьютере записаны с помощью двоичного кода. Таким образом, любая информация, будь то текст, картинка или звук, определенным образом шифруется. Для того чтобы сохранить векторное изображение, оно разбивается на элементарные геометрические фигуры, которые, в свою очередь, описываются простейшими математическими формулами. Таким образом, к примеру, буква «и» для графического редактора будет описана двумя параллельными отрезками заданной длины, которые соединены линией под углом 45 градусов.

Растровое же изображение разбивается по другому принципу. Компьютер дробит картинку на множество точек, которые называют пикселями, и запоминает цвет и расположение каждого пикселя.

Преимущества и недостатки

Если вы работаете с векторным рисунком, то теоретически можете его увеличивать до бесконечности. Причем на качестве изображения это ни в коей мере не отразится. Так как параметры заданы в виде геометрических формул, компьютер просто перерабатывает их и заполняет все пустоты нужными цветами. В результате вы имеете четкое изображение.

Недостатки растровой графики кроются именно в том, что при сжатии (которое в подавляющем большинстве случаев имеет место при сохранении файла) может существенно пострадать качество. Появляется так называемая зернистость. Однако именно растровая графика используется в сложных изображениях. В векторных рисунках можно создать только очень простые картинки. Поэтому сейчас мы сосредоточимся на том, где применяется растровая графика.

Области применения

Растровые изображения идеально передают содержание отсканированных объектов. С их помощью можно работать с полутонами и плавным переходом цвета. Фотографии, снятые цифровым фотоаппаратом, также используют исключительно растровые изображения. Также этот формат служит незаменимым инструментом в области веб-дизайна.

Форматы растровой графики

Вспомним, что информация об изображении в нашем случае кодируется с помощью точек. Единицей измерения в этой кодировке служит пиксел. Это - наименьшая точка, которую невозможно поделить ни в отношении размера, ни в отношении цвета.

Количество этих точек на заданную единицу площади называется разрешением. На изображении с большим разрешением (большим количеством отдельных точек) мы увидим четкий рисунок и плавные переходы цвета. Однако в случае, когда разрешение небольшое, качество картинки может сильно страдать (ведь компьютер просто выводит на экран имеющееся в его памяти количество точек и растягивает их до запрашиваемого размера).

Можно условно сравнить с языком. Для того чтобы передать одну и ту же информацию на разных языках, потребуется разное количество букв, звуков и слов. Также в большинстве случаев будет различаться и грамматическая конструкция. А «переводчиками» с этих «языков» в наших компьютерах служат специализированные программы, которые либо «читают» его, либо конвертируют в нужный формат.

Основным отличием между форматами остается способ сохранения информации. Рассмотрим наиболее распространенные.

BMP

Это один из первопроходцев. Когда он разрабатывался, растровая графика находилась, можно сказать, у самых истоков своего существования. Создатели особо не заморачивались и запрограммировали BMP на последовательное запоминание каждого пиксела. Фактически, это просто копирование, но с некоторой потерей цвета, так как в распоряжении формата BMP всего 256 цветов.

TIFF

Достаточно громоздкий в масштабах цифровых хранилищ, однако просто незаменимый при выводе информации на печать. В отличие от BMP он поддерживает возможность информации. Причем для этого можно использовать не один, а несколько разных алгоритмов. Однако если вы не работаете в отрасли полиграфической печати или хотя бы какого-то издательства, серьезная мощность этого формата вам особо не понадобится.

GIF

Это уже более приближенный к реальному использованию (для неспециалистов) формат. Особенно знаменит он возможностью использования анимационной последовательности. Компьютерная графика, выполненная в этом формате, позволяет также создавать полупрозрачные изображения. Однако плавные переходы цветов вам передать не удастся. Чаще всего применение растровой графики в формате GIF можно увидеть в веб-дизайне. Оно совместимо со всеми платформами и к тому же достаточно компактно сжимает информацию, что является немаловажным фактором в скорости открытия интернет-страниц.

JPEG

Наиболее популярный формат. И это вполне заслуженно. Любые графические редакторы растровой графики без сомнения поддерживают этот формат. Он был разработан с конкретной целью - избавиться от ограничений, налагаемых сжатием GIF-файлов. в этом формате достигает коэффициента в 100 единиц. Это большой показатель. Однако у такого сжатия все-таки есть свои недостатки - происходит некоторая потеря данных, и не исключено, что сохраненное изображение станет несколько размытым. Так как этот формат попросту откидывает информацию, которую считает незначительной, всегда существует риск искажения некоторых деталей.

JPEG 2000

Улучшенный вариант ранней версии. Информация об изображении сжимается еще более компактно, а потерь в качестве стало значительно меньше. Чаще всего этот формат используется для хранения фотографий на жестком диске компьютера и на просторах интернета. Однако следует помнить, что если вы будете неоднократно сохранять одно и то же изображение в форматах JPEG или JPEG 2000, оно каждый раз будет терять частички информации, и в конечном итоге вы получите значительно искаженную, по сравнению с оригиналом, картинку.

PNG

Значительно улучшенный по качеству собрат формата GIF. Сохранив буквально все преимущества своего предшественника, он лишен его недостатков. Используется как для так и в дизайне веб-страниц. Кроме того, PNG, в отличие от GIF, официально находится в свободном доступе.

PSD

Растровая графика в формате PSD обрабатывается исключительно в программе Adobe Photoshop. Это внутренний пакет этой программы. Он поддерживает работу со слоями редактируемого изображения.

CDR

Это также внутренний пакет для программы растровой графики Как правило, эта программа используется графическими дизайнерами для создания изображений с нуля. Но бесспорно поддерживается и функция редактирования.

Редакторы растровой графики

А теперь немного о программах, которые работают с редактированием изображений.

Наиболее популярной среди пользователей на данный момент является программа Adobe Photoshop, в простонародье именуемая просто "Фотошопом". Эта разработка, по сути, монополизировала работу с растровыми изображениями в среде специалистов по дизайну. Однако программа эта платная и стоит она не так мало. Поэтому начали появляться разработки других компаний. Некоторые из них уже получили достаточно широкое применение.

Что до самого "Фотошопа", то это никак не отразилось на его популярности. программы достаточно простой, а в разнообразных видеокурсах и самоучителях недостатка не наблюдается.

В "Фотошопе" вы можете не только сделать коллаж из фотографий или добавить на изображение встроенные эффекты. Простейшие функции этой программы можно освоить очень быстро, и это откроет дверь для безудержного полета фантазии. Вы сможете исправлять недостатки внешности, корректировать цветовую гамму, изменять фон и еще много-много всего.

Графический редактор GIMP

Что до бесплатных программ, то тут можно смело рекомендовать GIMP. Этот графический редактор может легко потеснить раскрученный "Фотошоп". Он превосходно справляется со всеми задачами, необходимыми для редактирования растровых изображений, и имеет некоторые начальные функции для работы с векторной графикой.

Программа GIMP позволяет делать фотографии более насыщенными и живыми, она легко убирает лишние элементы с изображения и может использоваться для подготовки профессиональных дизайнерских проектов. Компьютерная графика, создаваемая с помощью этой программы, выглядит естественной и органично вписывается в общую картину.

Графический редактор Corel DRAW

Было бы неправильно обойти стороной продукцию компании Corel. В Corel DRAW вы сможете с легкостью работать как с растровыми, так и с векторными изображениями. Возможности этого инструмента столь многочисленны, что изучение программы Corel DRAW входит в обязательный курс подготовки графических дизайнеров в колледжах.

Эта программа также платная, и арсенал ее продукции пополняется с завидной регулярностью. Но, несмотря на широчайшие возможности, которые этот графический редактор предоставляет пользователю, его интуитивно понятный интерфейс превращает рабочий процесс в удовольствие.

Бесплатные графические редакторы

И еще буквально пару слов об альтернативных программах для редактирования изображений. В большинстве случаев они прекрасно справляются с запросами среднестатистического пользователя, а места и ресурсов на вашем компьютере забирают в разы меньше. Да и работать с ними по большому счету легче, так как вы не будете перегружены необходимостью выбора среди всевозможных функций, предназначение которых остается до конца не ясным.

Если вы любите необычные и по большей мере шуточные фотографии, попробуйте воспользоваться программой Funny Photo Maker. Там вы найдете множество оригинальных рамок и забавных визуальных эффектов.

Для более серьезных работ подойдет Picasa. Этот редактор заточен под использование в компьютерных сетях. Его новые возможности позволят вам еще проще оформлять свои страницы в социальных сетях. А встроенные эффекты для редактирования не разочаруют даже искушенного специалиста.

Еще одна интересная программа - это Paint.NET. Она очень похожа по своим функциям и возможностям на Adobe Photoshop. А используемые в Paint.NET инструменты могут составить серьезную конкуренцию упомянутому коммерческому аналогу.

Растровые форматы: GIF, BMP, WBMP, PCX, PCD, PSD, FLM, IFF, PXR, PNG, SCT/PICT, PCT, RAW, TIF/TIFF, BMP, JPEG , TGA, FPX, GIF , PhotoCD, MNG, ICO, FLA/SWF GIF В 1987 году специалисты из фирмы CompuServe поднатужились и явили миру новый формат для хранения изображений в режиме индексированных цвето. Формат GIF (Graphics Interchange Format) создан крупнейшей сетевой службой CompuServe (ныне подразделение AOL, America OnLine) специально для передачи растровых изображений в глобальных сетях. В 1989 году формат был модифицирован, и его новая версия получила название gif89a. Gif ориентирован в первую очередь на хранение изображений в режиме индексированных цветов (не более 256), также поддерживает компрессию без потерь LZW. Но главная соковыжималка для картинок в формате gif ≈ это, все таки, приведение их к меньшему числу цветов. Само собой, что такое пройдет без последствий лишь на картинках с изначально небольшим количеством цветов: рисованной графике, элементах оформления, маленьких надписях (кстати, для хорошего сглаживания надписи классическим шрифтом на однородном фоне достаточно от 7 до 11 цветов в зависимости от кегля). Используется только по своему первоначальному предназначению - в интернете, поскольку поддерживает только индексированные изображения. Не поддерживает дополнительных каналов, обтравочных контуров, цветовых профилей. Версия GIF 89a позволяет сохранять в одном файле несколько индексированных изображений. Браузеры способны демонстрировать все эти изображения по очереди, получая в результате несложную анимацию. В файле анимации хранятся не только кадры анимации, но и параметры ее демонстрации. GIF анимация в силу своей простоты наиболее распространена в интернете. Кроме того, один из цветов в палитре индексированного изображения можно объявлять прозрачным. В браузере сквозь участки этого цвета будет виден фон страницы. Настраиваемая палитра (не более 256 цветов), задаваемая прозрачность одного из цветов, возможность сохранения с чередованием строк (при просмотре сначала выводится каждая 8-я, затем каждая 4-я и т.д. - это позволяет судить об изображении до его полной загрузки). Способен содержать несколько кадров в одном файле с последующей последовательной демонстрацией (т.н. "анимированный GIF"). Уменьшение размера файла достигается удалением из описания палитры неиспользуемых цветов и построчного сжатия данных (записывается количество точек повторяющегося по горизонтали цвета, а не каждая точка с указанием ее цвета). Такой алгоритм дает лучшие результаты для изображений с протяженными по горизонтали однотонными объектами. К сожалению, с 1995 года разработчик GIF компания Compuserve сделала платным любое его использование в программных продуктах (кроме бесплатного ПО). Это приводит к постепенному вытеснению этого популярного формата из Интернет. Можно сказать, что на поверхности его держит только способность содержать анимацию. Она используется для создания рекламных баннеров. JPEG Формат JPEG (Joint Photographic Experts Group) впервые реализовал новый принцип сжатия с потерями информации. Он основан на удалении из изображения той части информации, которая слабо воспринимается человеческим глазом. Лишенное избыточной информации изображение занимает гораздо меньше места, чем исходное. Степень сжатия, а следовательно и количество удаляемой информации, плавно регулируется. Низкие степени сжатия дают лучшее качество изображения, а высокие могут существенно его ухудшить. Наиболее широко JPEG используется при создании изображений для электронного распространения на компакт дисках или в интернете. Компактность файлов JPEG делает этот формат незаменимым в тех случаях, когда размер файлов критичен, например при их передачи по каналам связи. В полиграфии использовать его не рекомендуется, хотя формат допускает хранение цветовых профилей и контуров обтравки. JPEG поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK. Не поддерживаются дополнительные цветовые альфа-каналы. Используйте формат JPEG только для хранения фотографических изображений. на рисунках с четкими границами и большими заливочными областями сильно проявляются дефекты сжатия. Особенно характерно проявление грязи вокруг темных линий на светлом фоне и видимых квадратных областей. Последний дефект связан с тем, сто алгоритм сжатия обрабатывает изображения квадратными блоками со стороной 8 пикселов. Миллионы цветов и оттенков, палитра ненастраиваемая, предназначен для представления сложных фотоизображений. Разновидность progressive JPEG позволяет сохранять изображения с выводом за указанное количество шагов (от 3 до 5 в Photoshop"e) - сначала с маленьким разрешением (плохим качеством), на следующих этапах первичное изображение перерисовывается все более качественной картинкой. Анимация или прозрачный цвет форматом не поддерживаются. Уменьшение размера файла достигается сложным математическим алгоритмом удаления информации - заказываемое качество ниже - коэффициент сжатия больше, файл меньше. Главное, подобрать максимальное сжатие при минимальной потере качества. Кроме коэффициента сжатия еще приходится делать выбор между типами формата - стандартый, оптимизированный или прогрессивный. Наиболее подходящий формат для размещения в Интернете полноцветных изображений. Вероятно, до появления мощных алгоритмов сжатия изображения без потери качества останется ведущим форматом для представления фотографий в Web. Плохо, что качество теряется при каждом последующем сохранении. Существует три подформата jpg: обычный, optimized (файлы несколько меньше, но не поддерживаются старыми программами) и Progressive (чересстрочное отображение, аналог interlaced в gif). Некоторые приложения позволяют хранить изображение в jpg в режиме CMYK и даже включать в файл обтравочные контуры. Однако, использовать jpg для полиграфических нужд категорически не рекомендуется из-за взаимодействия регулярной структуры блоков 8х8 пикселей, получающихся в результате компрессии, с не менее регулярной структурой типографского растра, что в итоге приводит к образованию муара. Из долговременного пользования этим безусловно полезным форматом можно извлечь две вещи. Во-первых, не стоит сохранять в нем все что попало, а только крупные фотографии с большим количеством плавных цветовых переходов. А, во-вторых, ни в коем случае не стоит сохранять одно и то же изображение в jpg больше одного раза: слишком заметными оказываются деструктивные изменения картинки от повторного использования компрессии. BMP Растровый формат BMP (BitMap), созданный Microsoft, ориентирован на применение в операционной системе windows. Он используется для представления растровых изображений в ресурсах программ. Поддерживаются только изображения в модели RGB с глубиной цвета до 24 бит. Не поддерживаются дополнительные цветовые и альфа-каналы, контуры обтравки, управление цветом. В принципе формат предполагает использование простейшего алгоритма сжатия (Run Length Encoding, RLE) без потерь информации, но этот вариант используется редко из-за потенциальных проблем несовместимости. WBMP Последняя версия Photoshop 7 в модуле Save for Web умеет сохранять картинки в формате Wireless Bitmap (WBMP), специально оптимизированном для сотовых телефонов, смартфонов, карманных компьютеров и прочих мобильных устройств. Описание этого формата вместе с языком разметки WML (Wireless Markup Language) включено в спецификацию WAP (Wireless Application Protocol). Кроме Photoshop создавать изображения WBMP способна также Macromedia Fireworks 4 и выше. Формат поддерживает только два цвета, но можно имитировать больше с помощью разброса пикселей (dithering). Теоретически файлы WBMP могут содержать анимацию. Сжатие не поддерживается, что очень удивительно, так как на практике графический файл для WAP не может быть больше 1461 байт (это ограничение связано с небольшим объемом памяти сотовых телефонов). Из-за скромного разрешения дисплеев мобильных устройств безопасный размер файлов ограничено 90х24 пикселями. Помимо вышеперечисленных недостатков WBMP еще довольно сыроват: лишь немногие устройства способны отображать графику в этом формате. PCX Формат PCX (PC eXchange) - один из первых растровых форматов, созданных фирмой ZSoft для программы PC Paintbrush. Поддерживает монохромные, индексированные и полноцветные изображения модели RGB. Не поддерживаются дополнительные цветовые и альфа-канлалы, контуры обтравки, управление цветом. Формат предполагает использование простейшего алгоритма сжатия (Run Length Encoding, RLE) без потерь информации. Ныне имеет преимущественно историческое значение. Свою пальму первенства по примитивизму когда-то взрастил и формат pcx: он почти так же прост внутри, как и bmp. Возможности у этого формата такие же, как и у bmp, только поддержка OS/2 отсутствует. Зато pcx можно посмотреть большинством программ под DOS, в том числе внутренним просмотрщиком Norton Commander. PCD Формат PCD (Photo CD) был разработан фирмой Kodak для хранения сканированных фотографических изображений. Сканирование выполняется на специальной аппаратуре (рабочих станциях Kodak, PIW), а его результат записывается на компакт-диск особого формата, Kodak Photo CD. Его можно просматривать с помощью промышленных видеоплееров и игровых приставок на обычном телевизоре. На практике Photo CD чаще применяются в издательских технологиях как источник изображений. Большинство производителей библиотек фотоснимков используют именно этот формат на своих компакт-дисках. Формат PCD имеет ряд полезных особенностей, делающих эту его область применения превалирующей. Файл PCD содержит изображение сразу в нескольких фиксированных разрешениях. Базовое (Base) разрешение, 512x768 пикселов, используется для просмотра на телевизорах NTSC и PAL. Кроме него имеются пониженные разрешения Base4, Base16 и более высокие 4Base, 16Base и 64Base. Последнее разрешение, 64Base, равное 4096x6144 пикселов, есть только на дисках стандарта Pro Master. Любопытно, что наличие в одном файле шести вариантов одного изображения не увеличивает его размер. Дело в том, что копии высокого разрешения представлены в виде разностей с базовым. Таким образом удается избежать дублирования графической информации. Изображения на Photo CD представлены в особой цветовой модели YCC, разработанной специалистами Kodak и во многом аналогичной модели Lab. YCC тоже имеет три базовых компонента, яркостный и два хроматических. Поскольку глаз более чувствителен к яркостям, чем к цвету, половина цветовой информации отбрасывается при сканировании: на каждые два пиксела приходится только одно значение хроматических компонентов. Благодаря этому удается сократить объем графических данных и размер PCD-файла. Для дальнейшего уменьшения размеров файла используется обычная схема сжатия без потерь качества LZW. Существуют несколько форматов Photo CD. Формат Master Photo CD содержит изображения, сканированные с обычной фотопленки формата 35 мм. Максимальное разрешение для этого типа 16 Base. Профессиональным фотографам адресован формат Master Pro Photo CD, для которого используется пленка большего формата (120 мм и 4x5 дюймов). Для полиграфических приложений предназначен формат Print Photo CD. Оригинал сканируется профессиональными сканерами (Crosfield, Linotype, Scitex) и сохраняется с несжатым разрешением 64 Base. Формат Catalog Photo CD позволяет разместить на одном диске до 4500 изображений с базовым разрешением. И наконец, на мультимедийные приложения ориентирован формат Portfolio PhotoCD. На компакт-диске такого формата можно разместить до 800 изображений, а также звук, интерактивные сценарии и т. п. TIF, TIFF Формат TIFF (Tagged Image File Format) создан обьединенными силами таких гигантов, как Aldus, Microsoft и Next специально для хранения сканированных изображений. Исключительная гибкость формата сделала его действительно универсальным. ТIFF - один из самых древних форматов в мире микрокомпьютеров, на сегодняшний день он является самым гибким, универсальным и активно развивающимся. В нем можно хранить графику в любом режиме: от битового и индексированных цветов до Lab, CMYK и RGB (кроме дуплексов и многоканальных документов). Хотя с момента его создания прошло уже много времени, TIFF до сих пор является основным форматом, используемым для хранения сканированных изображений и размещения их в издательских системах и программах иллюстрирования. Версии формата существуют на всех компьютерных платформах, что делает его исключительно удобным для переноса растровых изображений между ними. TIFF поддерживает монохромные, индексированные, полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK с 8- и 16-битными каналами. Он позволяет хранить обтравочные контуры, калибровочную информацию, параметры печати. Допускается использование любого количества дополнительных альфа-каналов. Дополнительные цветовые каналы не поддерживаются. Большим достоинством формата остается поддержка практически любого алгоритма сжатия. Наиболее распространенным является сжатие без потерь информации по алгоритму LZW (Lempel Ziv Welch), обеспечивающему очень высокую степень компрессии. Кстати, этот же алгоритм используется многочисленными программами сжатия общего назначения, поддерживающими формат ZIP. PSD Формат PSD (PhotoShop Document) - это собственный формат программы Adobe Photoshop. Единственный формат, поддерживающий все возможности программы. Предпочтителен для хранения промежуточных результатов редактирования изображений, так как сохраняет их послойную структуру. Все последние версии продуктов фирмы Adobe Systems поддерживают этот формат и позволяют импортировать файлы Photoshop непосредственно. К недостаткам формата PSD можно отнести недостаточную совместимость с другими распространенными приложениями и отсутствие возможности сжатия. Поддерживаются все цветовые модели и любая глубина цвета от бело-черного до true color, сжатие без потерь. Начиная с версии 3.0 Adobe добавила поддержку слоев и контуров, поэтому формат версии 2.5 и ранее выделяется в отдельный подформат. Для совместимости с ним в более поздних версиях Photoshop имеется возможность включить режим добавления в файл одного базового слоя, в котором слиты все слои. Такие файлы свободно читаются большинством популярных просмотрщиков, импортируются в другие графические редакторы и программы для 3D моделирования. FLM FLM (Filmstrip) - собственный формат Adobe Premier, программы редактирования видеоинформации и создания презентаций. IFF Формат IFF (Amiga Interchange File Format) используется на компьютерах Commodore Amiga с программно-аппаратным комплексом Video Toaster. Он ориентирован на создание и обработку высококачественных видеоматериалов в реальном времени. Поддерживается также некоторыми программами рисования на платформе Windows, например Deluxe Paint фирмы Electronic Arts. Формат IFF поддерживает все типы изображений, за исключением многоканальных и полноцветных CMYK. Обтравочные контуры, цветовые профили и альфа-каналы не поддерживаются. PXR Формат PXR (Pixar) предназначен для обмена со специализированными графическими станциями Pixar, ориентированными на трехмерное моделирование и анимацию. Поддерживаются только полутоновые и полноцветные RGB изображения с единственным альфа каналом. PNG На сегодня самый прогрессивный формат графики для Сети - это png (Portable Network Graphics, читается "пинг"). Этот луч света и уникальное решение кучи головной боли, он позволяет создавать "зоны прозрачности" как.gif, но в довесок может быть и полупрозрачным (сквозь него может просвечивать фон), был, по сути, выпадом независимых групп и консорциумов в сторону безмерно обнаглевшей компании Ulead, которая в 1995 году "прихватизировала" народный алгоритм сжатия без потерь LZW . Вместо последнего в формате png используется алгоритм Deflate, дающий, кстати, несколько лучшие результаты, чем LZW . Изначально призванный заменить морально устаревший gif на искусственных ландшафтах Сети, png предлагает целый ряд новых возможностей, недостаток которых в gif не раз делал его объектом бессильных ругательств. Это достаточно "молодой" формат для Web-графики, конкурирующий с GIF. Все последние версии браузеров поддерживают его без специальных подключаемых модулей. Формат поддерживает полутоновые и полноцветные RGB-изображения с единственным альфа-каналом, а также индексированные и монохромные изображения без альфа-каналов. Альфа-канал служит маской прозрачности. Таким образом, формат PNG - единственный из распространенных в Интернете форматов, позволяющий получать полноцветные изображения с прозрачным фоном. В формате PNG использован мощный алгоритм сжатия без потерь информации, основанный на популярном LZW-сжатии. Будучи ориентированным на Web, формат PNG не поддерживает многоканальных изображений, цветовых профилей и контуров обтравки. Существует два подформата: PNG8 и PNG24, цифры означают максимальную глубину цвета, возможную в подформате. В PNG24 наконец-то была реализована поддержка 256 градаций прозрачности за счет дополнительного альфа-канала с 256 градациями серого. С помощью этой функции, например, полупрозрачный логотип может выглядеть одинаково на абсолютно любом фоне. К тому же png нашпигован такими полезными возможностями, как двумерный interlacing (т.е. изображение проявляется постепенно не только по строкам, но и по столбцам) и встроенная гамма-коррекция, позволяющая сохранять изображения, яркость которых одинакова как на PC, так и на компьютерах Mac, Sun и Silicon Graphics. Загорелись? Я тоже. Давайте остывать вместе. Ни одна из полезных функций не поддерживается ни одним из существующих браузеров. PNG8 - малораспространен из-за слабой рекламы, создавался специально для Интернета как замена первых двух форматов и благодаря патентной политике Compuserve постепенно вытесняет GIF. Позволяет выбирать палитру сохранения - серые полутона, 256 цветов, true color (истинные цвета). В зависимости от свойств изображения действительно иногда предпочтительнее GIF-a. Позволяет использовать "прозрачный" цвет, но, в отличие от GIF-a таких цветов может быть до 256. В отличие от GIF сжатие без потери качества производится и по горизонтали и по вертикали (алгоритм собственный, параметры тоже ненастраиваемые). Не поддерживает анимацию. Почему же такой замечательный и удобный формат не получил распространения? Дело в том что наша "самя любимая" фирма Microsoft сочла этот формат неперспективным на основании того, что разработан он не ими. SCT Формат SCT (Scitex Continuous Tone) используется сканерами, фотонаборными автоматами и графическими станциями Scitex для получения высококачественной полиграфической продукции. Особый формат используется патентованным растеризатором Scitex. Он поддерживает полутоновые и полноцветные изображения в моделях RGB и CMYK без альфа-каналов. Обтравочные контуры и цветовые профили не поддерживаются. Scitex используется исключительно на этапе растрирования смеси из векторных и растровых данных в одну битовую карту, предназначенную для high-end фотонаборных автоматов фирмы Scitex - она то и сохраняется в этом формате. Можно не доверять растрирование файла сервисному бюро, а самому сохранить макет в формате Scitex. Он не поддерживает никаких алгоритмов сжатия. PCT/PICT Pict (Macintosh QuickDraw Picture Format) - это внутренний формат операционной системы Mac, аналог bmp. Он способен нести в себе растровую и векторную информацию, текст и даже звук. Такая потрясающая гибкость формата лишний раз подтверждает эффективность использования Mac при работе с мультимедиа. Изображение может храниться как в RGB, так и в CMYK, причем глубина цвета варьируется от индексированных цветов до true color; реализован алгоритм компрессии без потерь RLE. Формат pict открывается всеми приложениями, разработанными для Mac (QuickTime, Photoshop, etc.) RAW Замечательный контраст с предыдущим форматом составляет формат raw. Он не поддерживает ничего. То есть совсем. Не хранятся даже данные о количестве каналов, глубине цвета и разрешении, так что во время открытия вам придется вводить эти параметры вручную, по памяти. Изображение хранится просто как поток пикселей с фиксированным заголовком, куда можно впоследствии поместить любую текстовую информацию. Кстати, размер этого заголовка в байтах вам тоже придется указывать при открытии картинки в этом формате. Архаизм? Нет! Просто претензия на полную мультиплатформенность и совместимость со всеми программами. Претензия, к слову сказать, неудачная: далеко не каждый графический редактор или просмотрщик поддерживает raw. Простота, доведенная в погоне за совместимостью до полного маразма. TGA Довольно старый формат TGA (Targa) создан специально для работы с графическим акселератором TrueVision. Этот акселератор широко используется приложениями на платформе DOS. Формат поддерживает 24-битное и 32-битные RGB изображения с одним альфа-каналом, а также полутоновые, индексированные и 16-битные RGB изображения без альфа-каналов. Обтравочные контуры и цветовые профили не поддерживаются. Также пользуется уважением среди программ DOS формат targa (Truevision Targa Image File). Он поддерживает глубину цвета от 8 до 32 бит на пиксель и использует алгоритм компрессии без потерь RLE . Файлы формата targa часто применялись DOS версией 3DStudio Max для хранения текстур. FPX Еще один формат, не ставший популярным ввиду слабой маркетинговой поддержки - это FlashPix. Он был разработан фирмой Kodak, известной по формату PhotoCD своими попытками загнать в один файл несколько копий одного и того же изображения с разными разрешениями. FlashPix не стал исключением из фирменного правила и тоже поддерживает несколько копий с разным разрешением в одном файле. Веб-дизайнер, никогда не сталкивавшийся с файлами полиграфического качества, возможно спросит о смысле такого расточительного расходования дискового пространства. Он есть. Дело в том, что в полиграфии нередко работают с изображениями, занимающими десятки и даже сотни мегабайт. Их приведение к нужному размеру занимает гораздо больше времени, чем просто считывание копии с нужным разрешением, а размер файлов в предпечатной подготовке роли не играет. FlashPix также обладает встроенной системой защиты изображений с помощью водяных знаков. Формат достаточно редкий, и немногие программы умеют с ним работать. PXR Для рядового пользователя Pixar - всего лишь музейная редкость. Это и понятно: он применяется исключительно на high-end графических станциях Pixar, предназначенных для профессиональной трехмерной анимации. Его возможности невелики: отсутствие компрессии, поддержка лишь модели RGB и градаций серого и одного альфа-канала. ICO ICO - формат мелких картинок (иконок) в WWW. Картинки используются броузерами для маркировки Web-проектов в строке URL и в избранном. Поддерживается и используется программками для создания иконок типа IconXP. FLA FLA - внутренний формат программы для создания интерактивной анимации Flash SWF SWF - формат публикации Flash для отображения на разных платформах. MNG - разрабатывается... Векторные форматы: WMF, EMF, CGM, EPS, WPG, AutoCAD, DXF, DWG, CDR, AI, PCT, FLA/SWF EPS (Encapsulated PostScript) Благодаря своей надежности, совместимости со многими программами и платформами и куче настраиваемых параметров, формат eps (Encapsulated PostScript) является выбором большинства профессионалов в области полиграфии. Он предназначен сугубо для переноса готовых изображений в программы верстки, поддерживает цветовые модели CMYK, RGB, дуплексы и содержит готовые команды устройству вывода. В eps можно сохранить информацию о треппинге, типографском растре, внедренных шрифтах и обтравочных контурах. Данные хранятся тремя способами: ASCII (медленный, но наиболее совместимый), Binary (быстрый и компактный), JPEG (быстрый, но с потерями качества и плохой совместимостью). При сохранении в eps можно указать формат и глубину цвета эскиза, который для ускорения работы будет выводиться на экран в программах верстки вместо большого оригинала. PCT Pict (Macintosh QuickDraw Picture Format) - это внутренний формат операционной системы Mac, аналог bmp. Он способен нести в себе растровую и векторную информацию, текст и даже звук. Такая потрясающая гибкость формата лишний раз подтверждает эффективность использования Mac при работе с мультимедиа. Изображение может храниться как в RGB, так и в CMYK, причем глубина цвета варьируется от индексированных цветов до true color; реализован алгоритм компрессии без потерь RLE. Формат pict открывается всеми приложениями, разработанными для Mac (QuickTime, Photoshop, etc.) FLA FLA - внутренний формат программы для создания интерактивной анимации Flash SWF SWF - формат публикации Flash для отображения на разных платформах. Форматы файлов для печати: TIFF, EPS Форматы графических файлов для web-дизайна: PNG, GIF, SWF, JPG Редакторы векторной графики и анимации: Macromedia Freehand, Macromedia Flash, Adobe Illustrator, Adobe Streamline, CorelDRAW, Corel Xara и др. Редакторы растровой графики и анимации: Adobe Photoshop, Adobe ImageReady, PaintShop Pro, Animation Shop, PhotoPaint, Painter, Image 2000, LViev Pro, Microsoft PhotoDRAW, Microsoft Photo Editor, Microsoft Paint и др. Редакторы 3D графики и анимации: 3D Studio MAX, Xara 3D, CorelDream 3D, trueSpace, Bryce, World Construction Set, Piasma, 3D VIZ, Organica, Maya и др. 6 Векторный графический редактор Adobe Illustrator Adobe Illustrator CS4 Adobe Illustrator - векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Последняя версия программы - Adobe Illustrator CS4. Программа Illustrator фактически является мировым стандартом в области работы с векторной графикой полиграфической направленности, большинство профессионалов работают именно с этой программой. Достоинство это программы, состоит в том, что в комплекте с Adobe Photoshop и PageMaker они образуют набор приложений, дающих обширные возможности для разработки сложных документов и выполнения верстки. Так как эти программы используют похожие интерфейсы, содержат схожий набор инструментов и выполнены в одном стиле - они позволяют легко переходить с использования одной программы на другую и безошибочно экспортировать и импортировать объекты между программами. Также немаловажным достоинством Adobe Illustrator является интеграция с другими дизайнерскими приложениями Adobe: Adobe InDesign, Adobe Acrobat, Adobe Flash, Adobe Dreamweaver, Adobe Fireworks, Adobe Flex, Adobe After Effects, Adobe Premiere. Все инструменты, необходимые для создания высококачественного рисунка и его допечатной подготовки, лежат "на поверхности" интерфейса. Надо учесть и то, что программа принадлежит фирме Adobe, которая является создателем языка PostScript, что предопределяет максимально возможную совместимость программы с этим стандартом. Одной из главных черт Adobe Illustrator является его корректность в работе с вектором. Программа известна и качеством своей работы с цветами, и дает наибольшую вероятность правильного вывода на фотонаборном автомате. Однако, скорость прорисовки низка: значительно уступает скорости Xara Xtreme или FreeHand. Наверное, именно поэтому картографы и другие специалисты, работающие с объёмными изображениями, насыщенными деталями и содержащими до 200 слоёв, предпочитают другие редакторы. Особенности Adobe Illustrator CS4 Программа Adobe Illustrator CS4 обладает новыми возможностями,такими как:
  • Использование нескольких монтажных областей - позволяет сохранять, экспортировать и печатать монтажные области вместе или работать только с отдельными областями;
  • Инструмент "Кисть-клякса" позволяет создавать одиночные четкие векторные фигуры;
  • Непосредственная работа с градиентами, а также прозрачность в градиентах;
  • Просмотр цветоделения предотвращают проблемы с выводом цвета;
  • Рабочее пространство для пользователей, не различающих цвета. Позволяет выполнять проверку созданного графического объекта, чтобы убедиться, что выбранные цвета правильно передают информацию для пользователей, не различающих цвета. Illustrator CS4 поддерживает проверку для обоих типов красно-зеленой цветовой слепоты - протанопии и дейтеранопии;
  • Поддержка выпуска за обрез - позволяет настроить выпуск за обрез для монтажных областей с помощью нового атрибута документов "Выпуск за обрез".
  • Редактирование оформления с палитры и многое другое.
Область применения Изначально, программа Adobe Illustrator создавалась как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют её в самых разных целях. Программа позволяет выполнение работ, связанных с созданием и обработкой векторной графики, которая может в дальнейшем использоваться и для полиграфической печати, и для мультимедийных приложений, и для сети World Wide Web. Она очень удобна для быстрой разметки страницы с логотипом и графикой - простого одностраничного документа, не содержащего текст.
  • Основные специалисты для которых предназначена данная программа - это художники-дизайнеры;
  • Программа также удобна для использования иллюстраторами технических книг;
  • Изображения, которые создаются в программе Adobe Illustrator, легко интегрируются в мультимедийные программы (например, Adobe Premiere, Adobe After Effects и др.), поэтому она удобна для использования специалистам по производству мультимедийных продуктов;
  • Web-дизайнеры также могут с успехом применять программу для разработки иллюстративного материала, в том числе имеется возможность создавать изображения-карты для Web-страниц;
  • Полиграфисту, занимающемуся допечатными процессами, программа обеспечит цветоделение, управление параметрами растрирования и получение цветоделенных полос;
  • для владельцев Mac OS.
7 Общие элементы интерфейса пользователя Интерфейс пользователя (рис. 2.7) включает заголовок, главное командное меню, рабочие окна для отображения документов, а также совокупность различных палитр, в том числе палитры инструментов, при помощи которых осуществляется создание и редактирование изображений. <="" img="" height="570" width="513"> Рис. 2.7. Общий вид пользовательского интерфейса программы Adobe Illustrator 10 Заголовок окна программы Самая верхняя полоса темно-синего цвета - строка заголовка - отображает название и значок программы, в данном случае Adobe Illustrator, а также содержит три кнопки, которые позволяют управлять размерами и местоположением программного окна. Щелчок на значке программы в левой части полосы выводит на экран оконное меню (рис. 2.8). Команды этого меню являются принадлежностью не программы, а операционной системы Windows 98/2000, поэтому если установлена (как в данном случае) локализованная версия операционной системы, команды этого меню также отображаются по-русски, даже если используется оригинальная программа Adobe Illustrator. Список команд может меняться в зависимости от конкретного приложения. Чаще всего меню содержит команды для работы с окном программы. Они позволяют восстановить, переместить окно, изменить его размер, закрыть, а также перейти к другой загруженной в настоящий момент программе. Левая из трех кнопок, расположенных в правой части полосы, сворачивает окно программы, оставляя только кнопку в полосе задач (taskbar) интерфейса Windows 98/2000, после чего программа переходит в пассивное состояние, освобождая некоторые ресурсы (в частности, оперативную память) для других программ. Щелчок на кнопке в полосе задач возвращает окно в активное состояние. Правая из трех кнопок закрывает окно (программа прекращает работу). Если при этом имеются открытые не сохраненные документы, для каждого из них будет выведено диалоговое окно с запросом на сохранение. Вид средней кнопки зависит от состояния окна. Если окно занимает часть экрана (в этом случае окно можно перемещать и изменять его размеры), то щелчком на средней кнопке можно увеличить его ("развернуть окно") до размеров всего экрана. Если окно занимает весь экран, с помощью средней кнопки можно восстановить его размеры, которые имели место до "разворачивания". Главное командное меню Под полосой заголовка расположена полоса главного командного меню (Menu Bar), которая предлагает следующие группы команд: File (Файл), Edit (Правка), Object (Объект), Туре (Текст), Select (Выделение), Filter (Фильтр), Effect (Эффект), View (Просмотр), Window (Окно), Help (Помощь). Каждая группа - это совокупность команд, выполняющих функционально близкие действия. Например, меню Filter (Фильтр) включает значительное число встроенных и дополнительных команд, выполняющих роль фильтров для изображений, а меню Object (Объект) предлагает команды для работы с выделенными объектами и т. д. Пункт меню можно открыть двумя способами:
  • расположить указатель мыши на названии пункта меню (например, File (Файл)) и нажать левую кнопку мыши. В результате откроется список команд соответствующего пункта меню;
  • нажать клавишу и, не отпуская ее, нажать клавишу буквы, которая в названии меню выделена подчеркиванием (например, для пункта File (Файл) - клавиша ). Результат будет тот же, что и при работе с мышью: откроется список команд соответствующего пункта меню.
Выполнение конкретной команды также может быть задано несколькими способами:
  • необходимо расположить указатель мыши на строчке с названием команды и щелкнуть левой кнопкой мыши;
  • в списке команд меню можно перемещать подсвеченную область с помощью клавиш управления курсором. При достижении нужной команды следует нажать клавишу ;
  • после открытия списка команд можно на клавиатуре нажать клавишу, соответствующую подчеркнутой букве в названии команды, например клавишу латинской <О> для выполнения команды Open (Открыть).
Nota Bene. Следует обратить внимание, что в названии команды Open (Открыть) имеются три точки. Это означает, что для выполнения данной команды требуются дополнительные сведения, которые должен предоставить пользователь. Так осуществляется "диалог 4 пользователя с программой. Если в строке названия команды представлена треугольная стрелка, это значит, что у данной команды имеется вложенное меню (подменю) - список команд, каждая из которых является самостоятельной командой (рис. 2.10). <="" img="" height="503" width="299"> Рис. 2.10. Пример вложенного меню (подменю) <="" img="" height="200" width="270"> Рис. 2.11. Отображение в полосе состояния названия активного инструмента Масштаб экранного изображения Значение текущего масштаба изображения на экране находится в левом нижнем углу рабочего окна каждого документа. Диапазон увеличения или уменьшения изображения огромен: от 3,13 до 6400%. Подробнее о способах масштабирования изображения на экране говорится в главе 3. Полоса состояния В нижней части рабочего экрана располагается полоса состояния (Status Bar), которая предназначена для отображения служебной информации, например названия активного инструмента (рис. 2.11). При нажатии стрелки в правой части полосы состояния на экран выводится список режимов (рис. 2.12). Режимы полосы состояния:
  • Current Tool- название активного инструмента;
  • Date and Time - текущие дата и время;
  • Free Memory- объем свободной оперативной и виртуальной (дисковой) памяти;
  • Number of Undos - число доступных отмен и повторений выполненных операций;
  • Document Color Profile- цветовой профиль документа.

<="" img="" height="112" width="392"> Рис. 2.12. Список режимов полосы состояния <="" img="" height="132" width="255"> Рис. 2.13. Пример контекстного меню палитры Контекстные меню В дополнение к тем пунктам главного меню и пунктам меню, которые предлагают всевозможные палитры, в программе Adobe Illustrator предусмотрены контекстные меню, которые вызываются нажатием правой кнопки мыши. Содержание этих меню находится в зависимости от активного в данный момент инструмента, типа выделенного объекта или открытой палитры (рис. 2.13). Все команды контекстного меню дублируют команды главного меню или меню палитр, но преимущество его использования заключается в скорости доступа к этим командам и - что приятнее всего - в их соответствии текущей ситуации. Палитра инструментов По умолчанию в левой части рабочего окна расположена палитра инструментов (рис. 2.14), содержащая все инструменты, с помощью которых можно создавать, выделять, редактировать и перемещать графические объекты. В верхней части палитры расположена темная полоса "заголовка". Под ней находится декоративная эмблема программы, щелчок на эмблеме выводит на экран диалоговое окно Adobe Online(Сервер Adobe) (рис. 2.15). Это диалоговое окно позволяет при наличии выхода в Internet осуществлять обновление программы. Данное окно может быть вызвано также командой Adobe Online (Сервер Adobe) меню File (Файл). Используя диалоговое окно Adobe Online(Сервер Adobe), можно непосредственно перейти на страницы Web-сайта компании, посвященные программе Adobe Illustrator (рис. 2.16). При работе с определенными инструментами курсор принимает соответствующую форму, например так "ведут себя" инструменты группы Реn (Перо), группы Pencil (Карандаш), инструменты Paintbrush (Кисть), Eyedropper (Пипетка), Knife (Нож),Paint Bucket(Заливка), Hand (Рука) и Zoom (Масштаб).
<="" img="" height="429" width="499"> Рис. 2.14. Общий вид палитры инструментов с отделенными группами инструментов Если для этих инструментов необходим курсор в виде перекрестья ( <="" img="" height="9" width="13">), что позволяет точнее его позиционировать на экране, достаточно при включенном инструменте нажать клавишу . Для одновременного изменения вида всех курсоров необходимо установить флажокUse Precise Cursors (Точные курсоры), который находится в разделе General (Основные) диалогового окна Preferences (Установки), вызываемого командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка). При необходимости палитру инструментов можно расположить в любом месте экрана. Для перемещения палитры инструментов следует захватить полосу заголовка палитры и переместить ее в удобное место. Палитру инструментов можно и вовсе удалить с экрана. Для этого в меню Window (Окно) имеется команда Tools (Инструменты), выполнение которой удаляет палитру и значок "галочки". Повторное выполнение команды позволяет вернуть палитру инструментов на экран. Некоторые инструменты объединены в группы. Такие группы можно отделить от палитры инструментов в самостоятельную палитру (см. рис. 2.14). Для этого необходимо нажать кнопку инструмента и, не отпуская кнопки мыши, протянуть ее до треугольной стрелки справа. После отпускания кнопки мыши палитра группы инструментов может "путешествовать" автономно. По умолчанию при подведении курсора к кнопке инструмента на экран выводится ярлычок (например, инструмента Knife Tool(Нож) на рис. 2.11) с названием инструмента и клавиатурный эквивалент (если последний существует). Эта функция может быть отключена, если снят флажок Show Tool Tips (Отображать ярлычки инструментов) в разделе General (Основные) уже упомянутого диалогового окна Preferences (Установки). Об отдельных, инструментах см. подробную информацию в главах 4, 7 и 8. Отображение рабочего экрана В нижней части палитры инструментов расположены три кнопки (рис. 2.17), которые определяют режимы отображения рабочего экрана программы. <="" img="" height="433" width="97"> Рис. 2.17. Кнопки, определяющие режимы отображения рабочего экрана Палитры Программа Adobe Illustrator, помимо палитры инструментов, располагает еще множеством палитр, служащих для удобства осуществления тех или иных функций, например выбора цвета и других параметров обводки и заливки, выполнения различных трансформаций и т. д. Для отображения на экране любой палитры в меню Window (Окно) представлены команды, совпадающие с названием палитры. Если палитра находится на экране, ее название отмечено знаком "галочки". Палитры занимают значительное место на экране. Для того чтобы перетащить их с места на место, необходимо захватить заголовок палитры и переместить ее в нужное место. С помощью клавиши <Таb> можно временно удалить все открытые палитры, включая и палитру инструментов. Повторное нажатие на ту же клавишу возвращает все на свои места. Комбинация клавиш + закрывает все открытые палитры, кроме палитры инструментов. Повторное нажатие этих клавиш возвращает на экран все закрытые палитры. Палитры по умолчанию объединены в группы и отображаются в одном окне (рис. 2.18). В составе такой группы переключение палитр осуществляется щелчком на соответствующей вкладке. <="" img="" height="110" width="210"> Рис. 2.18.Группа палитр, переключение между ними осуществляется щелчком на соответствующей вкладке <="" img="" height="36" width="211"> Рис. 2.19.Группа палитр в свернутом виде Для того чтобы отделить какую-либо палитру от группы, необходимо захватить вкладку этой палитры и перетащить условный прямоугольник, отображающий габариты палитры, за пределы группы. Для того чтобы включить палитру в группу, необходимо также захватить вкладку палитры и перетащить ее в пределы палитры или группы палитр, к которым присоединена данная палитра. Двойной щелчок на вкладке палитры сворачивает ее, оставляя только вкладки (рис. 2.19). Это еще один способ борьбы за место на экране: палитра присутствует на экране, она доступна в любой момент, но занимает минимальное пространство. При этом доступ к меню палитры сохраняется. Чтобы развернуть нужную палитру, необходимо дважды щелкнуть на ее вкладке. При выходе из программы обеспечивается сохранение параметров палитр (их расположения и группировки). Однако после всех изменений имеется возможность, во-первых, загружать программу с установками палитр по умолчанию, а во-вторых, восстановить исходные параметры в любой момент во время работы программы. Каждая палитра имеет еще и свое собственное меню команд, которые предоставляют огромное число всевозможных дополнительных функций. Для открытия меню палитры следует нажать треугольную стрелку <="" img="" height="16" width="15">) справа от вкладок в верхней части палитры (рис. 2.20).
<="" img="" height="211" width="400"> Рис. 2.20.Пример палитры с открытым меню команд <="" img="" height="209" width="212"> Рис. 2.21. Пример группы палитр со свободным доступом к каждой в отдельности При объединении палитр в группу они могут отображаться на экране двумя способами:
  • перекрывать друг друга, оставляя доступными одновременно только вкладки (tabbed mode) (см. рис. 2.18);
  • располагаться таким образом, чтобы предоставлять свободный доступ ко всем полям (docked mode) (рис. 2.21).
Для того чтобы состыковать палитры вторым способом, необходимо переместить вкладку нужной палитры к нижней части другой палитры (при этом появится серая полоска, свидетельствующая о правильном положении палитр и о возможности их объединения). Для того чтобы переместить блок состыкованных палитр, следует захватить и перемещать общий заголовок блока. Палитра Info Палитра Info (Инфо) (рис. 2.22) представляет собой своеобразное табло, отражающее самую разнообразную числовую информацию. В зависимости от активного инструмента палитра содержит координаты, размеры, расстояния, углы и некоторые другие параметры. Палитра Info (Инфо) отображается на экране одноименной командой меню Window (Окно). <="" img="" height="135" width="212"> Рис. 2.22. Палитра Info При работе с инструментом Selection (Выделение) ( <="" img="" height="17" width="17">) в палитре появляются координаты перемещения курсора (X и Y). При выделении объекта с помощью инструмента Selection (Выделение) в палитре отображаются координаты исходной точки объекта (X и Y), а также длина (W) и высота (Н) объекта или его общие габариты. Если активным инструментом является инструмент Zoom (Масштаб) ( <="" img="" height="19" width="20">), то в палитре будет отображаться масштаб изображения в процентах. При перемещении объектов, а также при включенных инструментах Реn (Перо) ( <="" img="" height="20" width="17">) или Gradient (Градиент) ( <="" img="" height="16" width="20">) в палитре отображаются координаты начальной точки (X и Y), размеры по горизонтали (W) и по вертикали (Н), расстояние (D) и угол наклона ( <="" img="" height="15" width="14">). При включенном инструменте Scale (Размер) (<="" img="" height="15" width="14">) и величина перекоса ( <="" img="" height="15" width="14">). И наконец, при работе с инструментом Paintbrush (Кисть) ( <="" img="" height="18" width="22">) отображаются координаты курсора и параметры кисти. В нижней части палитры может быть дополнительное поле, которое выводится на экран командой Show Options(Показать параметры) меню палитры. В этом поле находятся данные о цветах заливки (поле слева) и обводки (поле справа) выделенного объекта, шестнадцатеричные коды цветов, а также названия декоративных и градиентных заливок. Nota Bene. Если выделены несколько объектов, то в палитре отображает ся только информация, общая для всех. Исправление ошибок Не ошибается только тот, кто ничего не делает. В реальной практике даже самого внимательного и вдумчивого пользователя подстерегают неизбежные и досадные ошибки. Основным средством борьбы с этим являются команды Undo (Отменить) и Redo (Повторить) меню Edit (Правка), которые позволяют отменить или повторить одну или несколько предыдущих операций. Программа Adobe Illustrator допускает до 200 таких отмен (повторов), причем у программы имеется интересное свойство: отмены можно выполнять и после команды Save (Сохранить), если при этом не закрывать файл. Такие потрясающие возможности тем не менее могут быть ограничены объемом доступной оперативной памяти. Если это случается, то на экран выводится соответствующее сообщение. По умолчанию минимальное количество отказов принимается равным 4. Это значение можно изменить в поле Undo (Отмена команд) (рис. 2.23) раздела Units & Undo (Единицы измерения и отмена команд) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка).
<="" img="" height="248" width="400"> Рис. 2.23. Поле Undo раздела Units & Undo диалогового окна Preferences Восстановление предыдущей версии документа Одним из радикальных способов исправления ошибок является возврат к последней сохраненной версии документа. Разумная стратегия последовательного сохранения промежуточных этапов работы позволяет снизить возможные "переделки" до минимума. Для восстановления предыдущей версии документа надо использовать команду Revert (Восстановить) меню File (Файл). Nota Bene Следует, однако, учесть, что эта команда отказу не подлежит, а значит, обратиться к спасительной команде Undo (Отменить) уже будет нельзя. Использование дополнительных модулей Дополнительные модули (plug-ins) представляют собой специальные подпрограммы, разработанные самой фирмой Adobe Systems или другими фирмами и предназначенные для расширения возможностей основной программы. При инсталляции программы в папку Plug-ins автоматически включается набор прилагаемых дополнительных модулей. При изменении папки с дополнительными модулями необходимо выполнить соответствующую установку в поле Plug-ins Folder (Папка с дополнениями) раздела Plug-ins & Scratch Disk (Дополнения и рабочие диски) диалогового окна Preferences (Установки), которое вызывается командой Preferences (Установки) меню Edit (Правка). Если у пользователя возникла потребность или необходимость самостоятельно создать дополнительный модуль для программы Adobe Illustrator, то следует обратиться на Web-сайт по адресу http://www.adobe.com /supportservice/devrelations/main.html или в Ассоциацию разработчиков Adobe ADA (Adobe Developers Association - Ассоциация разработчиков Adobe) по электронному адресу [email protected]. Создание, открытие и закрытие документов Новый документ можно создать в любой момент, а также в любой момент открыть какой угодно из существующих документов. <="" img="" height="254" width="382"> Рис. 2.24. Диалоговое окно New Document Для создания нового документа необходимо выполнить команду New (Новый) меню File (Файл). На экран выводится диалоговое окноNew Document (Новый документ) (рис. 2.24), в котором можно определить следующие параметры:
  • произвольное имя документа в поле Name (Имя), по умолчанию предлагается имя Untitled- с порядковым номером. Пользователь вправе принять данное имя или ввести любое другое;
  • цветовую модель: в поле Color Mode (Цветовая модель) предлагаются переключатели CMYK Color (Цвета модели CMYK) и RGB Color (Цвета модели RGB). Информацию о работе с цветом см. в главе 7;
  • размер страницы документа: в поле Artboard Setup (Установка рабочей страницы) можно определить ее ширину (поле Width) и высоту (поле Height) или выбрать из списка Size (Размер). В поле Orientation (Ориентация) две кнопки позволяют наглядно определить расположение страницы: книжное или альбомное.
В списке Units (Единицы измерения) представлены следующие варианты:
  • Points (Пункты);
  • Millimeters (Миллиметры);
  • Picas (Пики);
  • Centimeters (Сантиметры);
  • Inches (Дюймы);
  • Pixels (Пикселы).
Nota Bene. Для создания нового документа без вызова этого диалогового окна следует нажать комбинацию клавиш ++. Для открытия существующего документа необходимо выполнить команду Open (Открыть) меню File (Файл). На экран будет выведено одноименное диалоговое окно, которое ничем не отличается от обычного окна операционной среды Windows за исключением окна просмотра, расположенного в нижней части диалогового окна. В окне просмотра отображается страница документа, который сохраняется вместе с документом в виде небольшого пиксельного изображения. Поскольку программа Adobe Illustrator позволяет открывать одновременно несколько документов, предусмотрена возможность закрыть (удалить из оперативной памяти) ненужные в данный момент документы. При выполнении команды Close (Закрыть) меню File (Файл) закрывается активный документ. Если при выполнении команды удерживать клавишу , то будут закрыты все документы. Если в каких-либо документах были выполнены изменения, последует запрос на их сохранение. Сохранение документов Сохранить документ в программе Adobe Illustrator можно несколькими способами.
  • Команда Save (Сохранить) меню File (Файл) сохраняет текущий документ под тем же именем, в ту же папку и в том же формате, другими словами, новая информация сохраняется взамен той, которая была сохранена ранее.
  • Команда Save As (Сохранить как) дает возможность сохранить текущий документ под другим именем, в другую папку и даже в другом формате. При сохранении нового документа или при выполнении этой команды на экран выводится диалоговое окно Save As (Сохранить как), которое позволяет присвоить документу любое имя, выбрать нужную папку и установить один из доступных форматов.
  • Команда Save a Copy (Сохранить копию) меню File (Файл) служит для сохранения копии текущего документа, добавляя к имени файла слово "Сору". Более подробную информацию по сохранению документов в различных форматах см. в главе 13.
Nota Bene. Для того чтобы сохранить все открытые документы, следует при выполнении команды Save (Сохранить) удерживать клавишу . Сохранение установок по умолчанию Общие установки по умолчанию программы Adobe Illustrator (параметры отображения и цветоделения, единицы измерения, параметры экспортирования данных и т. д.) при закрытии программы сохраняются в специальный файл AIPrefs, который находится в папке Windows\Application Data\Adobe \Adobe Illustrator 10. На сохранение данного файла требуется время, поэтому программа Adobe Illustrator не закрывается мгновенно. Большинство установок, сохраняемых в этом файле, определяются в диалоговом окне Preferences (Установки), которое вызывается командой General (Основные) меню Edit/Preferences (Правка/Установки). В названном диалоговом окне представлены следующие разделы.
  • В разделе General (Основные) определяются установки для инструментов и многие другие общие параметры.
  • В разделе Туре & Auto Tracing(Шрифт и автотрассировка) задаются параметры работы со шрифтом и параметры автотрассировки.
  • В разделеUnits & Undo (Единицы измерения и отмена команд) "устанавливаются единицы измерения для измерительных линеек и для шрифта, а также максимальное число откатов выполненных команд.
  • В разделе Guides & Grid(Направляющие и сетка) определяются параметры направляющих линий и сетки.
  • В разделе Smart Guides & Slices("Умные" направляющие и фрагменты) указываются параметры динамических направляющих, предназначенных для выравнивания объектов, и фрагментов изображений (slices), предназначенных для размещения на Web-страницах.
  • В разделе Hyphenation (Параметры переноса) определяется словарь переносов и формируется список исключений.
  • В разделе Plug-ins & Scratch Disk (Дополнения и рабочие диски) указываются рабочие диски для хранения временной информации и местоположение дополнительных модулей.
  • В разделе Files & Clipboard (Файлы и буфер обмена) устанавливаются способы обновления файлов и передачи векторных контуров через буфер обмена данных Clipboard.
  • В разделе Workgroup (Рабочая группа) определяются условия совместной работы с документами рабочей группы, в частности, условия открытия документов.
Выход из программы Для выхода из программы существуют следующие возможности:
  • в меню File (Файл) представлена команда Exit (Выход), выполнение которой закрывает программу. Если имеются несохраненные документы, на экран выводится запрос для каждого документа в отдельности;
  • можно использовать клавиатурный эквивалент команды Exit (Выход) - комбинацию клавиш +;
  • с помощью комбинации клавиш + можно закрыть любую активную программу, работающую в операционной среде Windows, в том числе и программу Adobe Illustrator.

Формат BMP(Bitmap– карта пикселов) разработан компаниейMicrosoftи применяется в ОСWindowsдля представления растровой графики. Позволяет хранить данные о цвете в значениях цветовой моделиRGB(до 16 млн. оттенков) или в таблице цветов (до 256 оттенков). Этот формат использует сжатие по методу RLE. Использование этого формата не желательно в WWW ни в полиграфии (это связано с тем, что этот формат разработан конкретно подWindows).

JPEG (Joint Photographic Experts Group). Строго говоря, JPEG`ом называется не формат, а алгоритм сжатия, основанный не на поиске одинаковых элементов, как в RLE и LZW, а на разнице между пикселами. Кодирование данных происходит в несколько этапов.

1. Дискретизация . Данные пикселов преобразуются из цветового пространстваRGBв цветовое пространствоYCbCr(Yзадает яркость точки изображения,CbиCrопределяют цветность. Первая компонента задает синеву, вторая – красноту. Называют телевизионной моделью (совместимость цветных изображений с черно-белыми)). Изображение делится на блоки 8х8 пикселов.

2. Дискретно-косинусное преобразование . Для каждого блока формируется набор чисел. Первые несколько чисел представляют цвет блока в целом, в то время, как последующие числа отражают тонкие делали. Спектр деталей базируется на зрительном восприятии человека, поэтому крупные детали более заметны.

3. Квантование . Отбрасываются коэффициенты дискретного косинусного преобразования, которые несущественны для восстановления изображения, близкого к оригиналу. На этом этапе, в зависимости от выбранного уровня качества, отбрасывается определенная часть чисел, представляющих тонкие детали. Именно на этом этапе теряются данные в методеJPEG-сжатия.

4. На последнем этапе используется кодирование методом Хаффмана для более эффективного сжатия конечных данных.

Восстановление данных происходит в обратном порядке.

Таким образом, чем выше уровень компрессии, тем больше данных отбрасывается, тем ниже качество. Используя JPEG можно получить файл в 1-500 раз меньше, чем ВМР! Формат аппаратно независим, полностью поддерживается на РС и Macintosh, однако он относительно нов и не понимается старыми программами (до 1995 года). JPEG не поддерживает индексированные палитры цветов.

Из сказанного можно сделать следующие выводы.

1. JPEG`ом лучше сжимаются растровые картинки фотографического качества, чем логотипы или схемы - в фотографиях больше полутоновых переходов, среди однотонных заливок же появляются нежелательные помехи.

2. Лучше сжимаются и с меньшими потерями большие изображения для web или с высоким печатным разрешением (200-300 и более dpi), чем с низким (72-150 dpi), т.к. в каждом квадрате 8х8 пикселов переходы получаются более мягкие, за счет того, что их (квадратов) в таких файлах больше.

3. Нежелательно сохранять с JPEG-сжатием любые изображения, где важны все нюансы цветопередачи, так как во время сжатия происходит отбрасывание цветовой информации.

4. В JPEG`е следует сохранять только конечный вариант работы, потому что каждое новое сохранение приводит к новым потерям (отбрасыванию) данных и превращению исходного изображения в «кашу».

GIF (CompuServe Graphics Interchange Format)

Независящий от аппаратного обеспечения формат GIF был разработан в 1987 году (GIF87a) фирмой CompuServe для передачи растровых изображений по сетям. В 1989-м формат был модифицирован (GIF89a), были добавлены поддержка прозрачности и анимации. GIF использует LZW-компрессию, что позволяет неплохо сжимать файлы, в которых много однородных заливок (логотипы, надписи, схемы).

GIF позволяет черезстрочную запись изображения (Interlaced), благодаря чему, имея только часть файла, можно увидеть изображение целиком, но с меньшим разрешением. Это достигается за счет записи, а затем подгрузки, сначала 1, 5, 10 и т.д. строчек пикселов и растягивания данных между ними, вторым проходом следуют 2, 6, 11 строчки, разрешение изображения в интернетовском браузере увеличивается. Таким образом, задолго до окончания загрузки файла пользователь может понять, что внутри и решить, стоит ли ждать, когда файл поднимется весь. Черезстрочная запись незначительно увеличивает размер файла, но это, как правило, оправдывается приобретаемым свойством.

В GIF`e можно назначить один или более цветов прозрачными, они станут невидимыми в браузерах Интернет и некоторых других программах. Прозрачность обеспечивается за счет дополнительного Alpha-канала, сохраняемого вместе с файлом. (Альфа-канал : Дополнительный канал изображения. Он несёт определённую информацию о выделенной области.) Кроме того, файл GIF может содержать не одну, а несколько растровых картинок, которые браузеры могут подгружать одну за другой с указанной в файле частотой. Так достигается иллюзия движения (GIF-анимация).

Основное ограничение формата GIF состоит в том, что цвета хранятся в таблице. Количество цветов в изображении может быть от 2 до 256, но это могут быть любые цвета из 24-битной палитры.

Область применения . Текст, логотипы, иллюстрации с четкими краями, анимированные рисунки, изображения с прозрачными участками, баннеры. Тем не менее, формат GIF медленно, но уверенно сходит со сцены, и толчком к этому послужили требования выплаты денежных компенсаций американской компании Unisys, владеющей патентом на алгоритм сжатия данных LZW, лежащего в основе этого формата. На сегодняшний день самым вероятным его преемником видится формат PNG.

PNG (Portable Network Graphics)

PNG - разработанный относительно недавно формат для Сети, призванный заменить собой устаревший GIF. Использует сжатие без потерь Deflate, сходное с LZW (именно из-за патентования в 1995-м году алгоритма LZW возник PNG).

Этот формат, сжимающий графическую информацию без потерь качества, используя алгоритм Deflate, в отличие от GIF или TIFF сжимает растровые изображения не только по горизонтали, но и по вертикали, что обеспечивает более высокую степень сжатия и поддерживает цветные фотографические изображения вплоть до 48-битных включительно. Формат PNG позволяет создавать изображения с 256 уровнями прозрачности. В числе других отличительных особенностей этого формата можно отметить двумерную чересстрочную развертку (т.е. изображение проявляется постепенно не только по строкам, но и по столбцам).

Недостатки

1. Как недостаток формата часто упоминается то, что он не дает возможности создавать анимационные ролики, хотя сейчас, при повальном переходе практически всей анимации на технологию Flash, это уже совсем не актуально.

2. Этот формат плохо подходит для хранения изображений, не подлежащих печати.

3. Формат PNG значительно уступает своему предшественнику, GIF-у, в тех случаях, когда речь идет о мелких элементах оформления веб-страниц, таких, как кнопки, рамки и т.п.

TIFF (Tagged Image File Format)

Аппаратно независимый формат TIFF появился как внутренний формат программы Aldus PhotoStyler. Его модульная архитектура оказалась настолько удачной, что, успешно пережив смерть родной программы, TIFF и в наши дни продолжает совершенствоваться и развиваться. Сейчас TIFF – это самый распространенный в полиграфии формат. Надежен, поскольку его поддерживают практически все программы на РС и Макинтош так или иначе связанные с графикой. Возможность записи изображений в формате TIFF является одним из признаков высокого класса современных цифровых фотокамер.

Формат поддерживает множество алгоритмов сжатия (в том числе популярные LZW, Deflate или JPEG), типов изображений от битового (1-, 2-, 4-, 8-, 24- и 32-битные изображения) и индексированных цветов до LAB, CMYK и RGB (кроме дуплексов и многоканальных документов). Кроме того, существуют две разновидности формата, соответственно для IBM PC и Macintosh, обусловленные различным порядком записи чисел, реализуемым на этих платформах. Со сжатием LZW файл TIFF занимает почти столько же места, сколько и GIF, только, в отличие от последнего, TIFF поддерживает полноцветные изображения и хранит в своем теле подробную информацию об изображении - разрешение, тип принтера и другие детали, необходимые для профессиональной работы с изображениями. В этом формате поддерживаются такие чисто профессиональные возможности, как обтравочные контуры, альфа-каналы, возможность сохранять несколько копий изображения с разным разрешением и даже включать в файл слои. Благодаря своей совместимости с большинством профессионального ПО для обработки изображений, формат TIFF очень удобен при переносе изображений между компьютерами различных типов (например, с PC на Маc и обратно).

PSD (Adobe Photoshop)

Формат PSD является стандартным форматом пакета Adobe Photoshop и отличается от большинства обычных растровых форматов возможностью хранения слоев (layers). Он содержит много дополнительных переменных (не уступает TIFF по их количеству) и сжимает изображения, используя алгоритм сжатия без потерь RLE Packbits, иногда даже сильнее, чем PNG (только в тех случаях, когда размеры файла измеряются не в килобайтах, а в десятках или даже сотнях мегабайт). Формат поддерживает глубины цвета, вплоть до 16 бит на канал (48-битные цветные и 16-битные черно-белые), а также альфа-каналы, слои, контуры, прозрачность, векторные надписи и т. п. Прекрасно подойдет для переноса или хранения изображений, содержащих специфические, свойственные только Adobe Photoshop, элементы. Файлы PSD свободно читаются большинством популярных просмотрщиков, но не стоит забывать, что, открыв эти файлы в некоторых графических редакторах третьих фирм, даже декларирующих поддержку формата PSD, можно потерять значительную часть их специфических возможностей (особенно в части работы со слоями.