Методы систематизации информации. Систематизация и поиск информации. Получение новой информации

Приступая к работе с информацией, необходимо определить (поставить) цель этой работы. Цель определяет направления поиска, источники информации и методы ее получения, формы ее представления и способы распространения.

Цель информационной работы всегда состоит в приобретении и (или) распространении сведений, необходимых для осуществления кон кретных действий, изменения поведения людей, принятия решений.

То, для каких действий или решений необходима информация, опре деляет, какие информационные материалы понадобятся, какого характера информация должна быть получена, каким способом и из каких источников. Определение на ранних этапах проекта его основных параметров сэкономит ресурсы, сделает усилия более эффективными.

  1. Сбор информации

Этот процесс может включать как собственно сбор уже имеющейся, так и создание новой, дополнительной информации.

Для того, чтобы сориентироваться в информации без дополнительных временных затрат, полезно наметить общее направление сбора в соответствии с целью работы. Цель помогает определить основные параметры нужной информации: "широту" требуемой информации, степень детализации и глубину проработки.

Существует множество путей получения информации, среди которых:

  • работа с литературным материалом;
  • запросы в организации-держатели информации (государственные и общественные образовательные организации);
  • привлечение к работе консультантов или экспертов;
  • поиск информации в автоматизированных информационных системах;
  • поиск в ресурсах компьютерных сетей;
  • собственные наблюдения.

Информационный поиск может быть

  • адресный (по формальным признакам);
  • семантический (по смыслу, содержанию);
  • документальный; фактографический и др.

Исходя из представления о желаемой информации, следует опреде лить, какими методами и из каких источников может быть получена такая информация. К источникам педагогической информации можно отнести огромное количество книг, статей, специализированных автоматизирован ных информационных систем, электронных баз данных и т.п., данные образовательных организаций различных типов, информацию различных категорий педагогических работников.

Планируя информационный поиск, важно иметь в виду следующий принцип: тип источника должен быть адекватен характеру требуемой информации. Для некоторых практических применений существенным оказывается "статус" источника информации.

Свойства источника информации:

  • Достоверность - подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.
  • Полнота - означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение "существенные" означает "существенные с точки зрения поставлен ной цели".
  • Ссылки и обоснования. Информация либо берется из другого источника, либо создается. Информация может создаваться, с одной стороны, в результате собственных наблюдений или измерений, с другой стороны - путем вычислений или выводов на основе некоторой исходной информации. При этом новая информация, как правило, создается с использованием определенных методик. Сведения о происхождении приводимой информации важны для правильного ее понимания и оценки, эффективной работы с материалом. Наличие таких сведений в источнике информации позволяет оценить его достоверность и, в некоторой мере, степень его полноты.
  • Отсутствие неоднозначности, неопределенности.
  • Современность источника информации - предполагает оперативность и своевременность получаемых из данного источника не устаревшей информации.
  • Избыточность - если используется только один метод, один источник для получения информации, сведения могут оказаться односторонними, неполными или попросту недостоверными. Информацию следует собирать и анализировать с некоторым запасом, с превышением того объема, который непосредственно нужен для описания проблемы. Такой подход предоставит необходимую свободу при дальнейшей работе с информацией, позволит быть готовым к освещению незапланированных частных вопросов, адекватно отреагировать на внезапно возникающие предложения оппонентов или партнеров. Мера такого превышения определяется конкретной ситуацией.
  • Разумная достаточность - сбор информации необходимо ограни чивать "в ширину" - с точки зрения круга источников или методов, и "в глубину" - с точки зрения степени детализации, глубины проработки во проса. Успешность информационной работы существенным образом зависит от нахождения правильного баланса между принципами избыточности и разумной достаточности.

Средства автоматизации процессов информационного поиска

Автоматизированный поиск информации является многоступенча тым процессом, связанным с нахождением определенных ресурсов компьютерной сети, абонентской системы, требуемой Базы Данных (БД) либо Базы Знаний (БЗ), нужного информационного файла и т.д., содержащих необходимые сведения.

Для поиска информации в базах данных создаются информационно-поисковые системы (ИПС). Они осуществляют поиск по заявкам пользователей. Нередко этот поиск происходит по индексам и ключевым словам.

По характеру выдаваемой информации ИПС делятся на два типа.

Документальная система по заданию пользователя выдает необхо димые ему документы (книги, статьи, законы, отчеты и т.д.). В задании могут указываться сведения об искомых документах: автор, наименование, время издания, издательство и другие реквизиты.

Более сложной является фактографическая ИПС. Ее задача - поиск в документах интересующих пользователя сведений (фактов). Поиск информации осуществляется на естественном языке. Для этих целей осуще ствляется индексирование документов.

  1. Обработка и систематизация

Подходы к обработке информации специфичны для конкретных ее типов и видов. Применяемые методы обработки могут предъявлять определенные требования к предыдущему этапу - сбору информации. Например, для применения статистических методов может оказаться необходимым определенное количество исходных данных. Обработка может также выявить ошибки, допущенные при сборе информации.

Техническая обработка

Некоторые типы информации требуют специальных процедур ее обработки (наиболее характерный пример - статистическая обработка количественных данных). Данные, которые возникают в результате обработки, являются исходными для последующей интерпретации.

Научная обработка

Научная обработка информации включает:

  • аналитико-синтетическую обработку сообщений (см. "Некоторые подходы к проектированию информационно-педагогических модулей");
  • структурирование информации;
  • свертывание (оценка социальной значимости информационного материала с одновременным снижением объема, при этом потери информативности должны быть минимальны);
  • альтернативное, справочное или рекомендательное аннотирова ние (краткое сжатое изложение того, чему посвящена данная работа, каков основной достигнутый результат, используемые подходы и методы, применение результатов);
  • реферирование (краткая передача содержания документа с включением приведенных в документе данных фактографического и фактологического характера по структуре: аналитическое описание, текст (чему посвящен материал, основные результаты в синтетическом виде, наиболее интересные и существенные данные, выводы, аналитическая характеристика автора));
  • составление библиографических, реферативных, аналитических обзоров (макро-свертывание множества информационных объектов).

Систематизация информации

Систематизация информации - организация информации в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения к ней. Это может быть компьютерная база данных, систематически организованная подборка первоисточников или просто таблица, содержащая результаты исследования. В результате этого этапа информация должна быть организована таким образом, чтобы обратиться к ней можно было через некоторое, возможно, весьма продолжительное время. Там, где это возможно, систематизация должна начинаться параллельно со сбором информации.

Эффективная систематизация информации особенно важна в случае создания информационных ресурсов открытого доступа, которые будут использоваться широкой аудиторией в разнообразных целях (см. "Новые способы обработки педагогической информации").

  1. Интерпретация информации

Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Задача интерпретации - установить смысл, значение собранной - информации фактов, цифр, документов. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт - лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.

Содержанием интерпретации может быть, в частности, сравнение, классификация, обобщение (установление закономерностей на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями). Эта стадия информационной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется творческая работа, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы (см. "Новые способы обработки педагогической информации").

В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопостав лять разнородную информацию, например, научную, социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы.

Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационной работы, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающую информацию.

  1. Представление и распространение информации

Представление информации - подготовка на ее основе конкретных материалов для определенной аудитории и распространения информации.

Одним из важнейших принципов представления и распространения информации является то, что разным категориям специалистов одну и ту же информацию следует сообщать по-разному. Кроме того, для разных категорий могут быть значимы или интересны разные аспекты одной и той же проблемы. Поэтому в большинстве случаев оправдана подготовка нескольких информационных материалов, рассчитанных на различные типы аудитории. Это и составляет содержание этапа представления информации.

Каналы распространения информации

Необходимо определить, каким методом донести до аудитории информацию, какие каналы распространения использовать. Точный выбор этих каналов должен позволить донести информацию до адресата как можно более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов. Выбор каналов распространения информации, так же как и форм ее представления, определяется, в первую очередь, тем, с какими целевыми группами необходимо работать.

Характеристики, которые необходимо принимать во внимание при выборе различных каналов распространения информации:

  • размер аудитории;
  • качественный состав аудитории (профессиональный, социальный, по степени интереса к проблеме и т.д.);
  • срок доставки информации;
  • ресурсы, необходимые для распространения информации по данному каналу.

Эти характеристики полезно учитывать, определяя приоритетные каналы распространения информации для целевой аудитории. В свою очередь, сам канал распространения информации предъявляет дополнительные требования и к содержанию, и к оформлению материала.

Средства телекоммуникации выступают достойной альтернативой традиционным средствам распространения информации. В этом процессе активно привлекаются такие возможности и сервисы телекоммуникаций, как электронная почта, электронные телеконференции, информационные серверы и т.д.

  1. Обратная связь

Особенно богатый материал для оценки и комплектования информационных фондов способен дать этап распространения информации - именно на этом этапе материалы встречаются с той аудиторией, для которой они предназначены. Хорошо организованный процесс распространения информации является процессом двусторонней коммуникации с аудиторией, которая позволяет узнать, как аудитория воспринимает материалы, являются ли они убедительными, есть ли в них ответы на вопросы, интересующие ее. Возможно, после этого этапа понадобится корректировка материалы или возврат к предыдущим этапам информационной работы.

Информационное издание (ИИ) содержит систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках. Выпускается организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность, в т.ч. органами НТИ. Кушнаренко Н.В. Характеристика отдельных видов и типов документов//Делопроизводство. - 2002 - №3.

ИИ -- разновидность опубликованного вторичного документа, являющегося результатом аналитико-систетической переработки одного или нескольких первичных документов. От других видов изданий ИИ отличается структурой основного текста, который состоит из сведений о документах, т.е. из вторично-документной информации, изложенной в библиографической записи, аннотации, реферате, обзоре и т.п.

ИИ используется во всех сферах деятельности: научной, практической, учебной, воспитательной, образовательной, управленческой.

Важнейшей задачей ИИ является содействие преодолению противоречий в документной коммуникации -- между ростом массивов и потоков опубликованных, неопубликованных и непубликуемых документов и возможностью их освоения обществом. ИИ являются одним из основных средств упорядочения сведений о документальных потоках и массивах. Они обеспечивают полноту и достоверность отражения первичных документов путем оперативности выпуска, повышения информативности каждого ИИ, учета конкретных запросов потребителей. ИИ -- источники оперативной информации, призванные доносить до потребителя в максимально короткие сроки информацию по наиболее актуальным темам.

Проблема классификации ИИ окончательно не решена. По характеру включенной информации они подразделяются на три подвида: библиографическое, реферативное и обзорное. Они могут быть непериодическими, периодическими или продолжающимися.

Библиографическое издание

Библиографическое издание (БИ) -- информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей. БИ принято называть библиографическим пособием.

Задача БИ -- сигнализировать о наличии документной информации, указывать на первичный документ, откуда могут быть получены необходимые сведения.

В БИ основной текст состоит из одной или множества упорядоченных библиографических записей -- определенного набора сведений о первичных документах, объединенных по какому-либо признаку. Библиографическая запись состоит из определенных элементов: библиографического описания, аннотации или реферата, предметной рубрики, индекса классификации. Обязательным элементом библиографической записи является библиографическое описание -- совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации. Библиографические сведения -- это конкретные сведения о документе (автор, название, место и год издания, количество страниц и т.д.), помогающие распознать документ по его описанию.

Способы группировки библиографических записей в БИ могут быть формальными (алфавитный, хронологический, топографический и др.) или содержательными (систематический, тематический, предметный, смешанный), в зависимости от назначения пособия.

БИ -- это документная форма существования библиографической информации (или сообщения), что помогает фиксировать и хранить ее во времени и передавать в пространстве в виде документа.

В настоящее время насчитывается свыше ста видов БИ, выделенных по различным признакам. Видовая классификация БИ окончательно не сложилась, однако наметились общие подходы к ее созданию.

В качестве наиболее общих делений классификации БИ выступают следующие признаки: назначение БИ, объект библиографирования, метод библиографирования, время издания отраженных в БИ документов, принадлежность отраженных документов, форма организации библиографической информации в пособии и др.

По назначению БИ делят на четыре вида: государственное, научно-вспомогательное, рекомендательное и профессионально-производственное.

Государственное БИ информирует об изданных в стране документах на основании их государственного учета. Целевое назначение данного вида -- полный учет документов, изданных на территории России. Читательское назначение БИ -- для работников книжного дела, библиотек, информационных центров.

Научно-вспомогательное БИ предназначается в помощь научно-исследовательской деятельности. Читательское назначение: ученым, специалистам различных отраслей знания и производства. Оно характеризуется детальным справочным аппаратом. Вспомогательные указатели различного рода (именные, предметные, географические и пр.) обеспечивают быстрый поиск необходимой информации, т. к. отражают сведения о документах в ином аспекте, чем в основном тексте пособия с отсылкой к соответствующим библиографическим записям. Иногда эти БИ снабжаются аннотациями или рефератами.

Рекомендательное БИ предназначено в помощь общему и профессиональному образованию, самообразованию и пропаганде знаний. Оно создается с учетом целей чтения и уровня подготовки различных групп читателей и включает документы, достойные широкого распространения.

Профессионально-производственное БИ предназначено в помощь практической профессионально-производственной деятельности. Читательское назначение -- специалистам разного уровня подготовки всех сфер практической деятельности. Три последних вида БИ составляют и издают крупные библиотеки и органы НТИ.

В зависимости от объектов библиографирования БИ делят на универсальное, многоотраслевое, отраслевое, тематическое, персональное, библиографическое, краеведческое и страноведческое.

БИ, отражающее документы по всем отраслям знаний, называют универсальным ; по нескольким отраслям знаний или практической деятельности -- многоотраслевым ; включающее документы по определенной отрасли знания и/или практической деятельности -- отраслевым ; отражающее документы по одной теме -- тематическим изданием.

Персональное БИ -- библиографическое пособие, отражающее произведения одного автора и/или литературу об одном лице. БИ -- пособие, отражающее произведения определенного лица (или группы лиц), а также литературу и библиографические сведения о них.

Краеведческое БИ отражает документы, по содержанию связанные с определенной местностью в стране. Страноведческое БИ посвящено какой-либо стране или нескольким странам. Возможны БИ этого вида, ограниченные определенным отраслевым аспектом.

Важное информационное значение имеют указатели библиографических пособий. Большинство из них -- отраслевые.

По методу библиографирования различают выборочные (издания, отражающие документы, отобранные в заданных пределах по какому-либо признаку) и регистрационные (издания, максимально полно отражающие документы в заданных пределах); сигнальные (оперативно выпускаемые текущие библиографические пособия, в которых все или большинство записей ограничены библиографическим описанием); аннотированные и реферативные (когда все или часть библиографических записей включают аннотации или реферат) и др.

По времени выхода в свет отраженных документов различают текущее, ретроспективное и перспективное библиографические пособия.

Текущее БИ в своих выпусках регулярно отражает появляющиеся в течение недели, месяца, года документы. Ретроспективное БИ отражает массив документов, вышедших за определенный период в прошлом (как правило, более одного года). Перспективными называются БИ, отражающие документы, намеченные к выпуску. К ним относятся, в основном, планы издательств.

По признаку принадлежности отраженных документов выделяют издательское, книготорговое и библиотечное БИ.

Издательское БИ отражает печатную продукцию, выпущенную или намеченную к выпуску одним или несколькими издательствами (издательские каталоги, планы выпуска издательств); книготорговое БИ отражает ассортимент одной или нескольких книготорговых организаций с целью содействовать сбыту печатной продукции; библиотечное БИ отражает состав документного фонда (или его часть) одной или нескольких библиотек (печатный бюллетень или список новых поступлений, печатный каталог, часто сводный).

По форме организации библиографической информации выделяют следующие БИ: библиографический указатель, библиографический список и библиографический обзор.

Библиографический указатель -- пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т.д.

Библиографический список - пособие с простой структурой.

Библиографический обзор -- пособие, представляющее собой связное повествование о документах.

Возможны и другие признаки классификации БИ: по видам документов, включенных в пособие, месту издания, языку, способу документирования и т.д. Одно и то же БИ может одновременно относится к нескольким видам, выделенным по разным признакам (например, научно-вспомогательный отраслевой аннотированный указатель).

БИ относится к печатному виду библиографического пособия. Оно может быть выпущено в форме непериодического (книга, брошюра, плакат, листовка), серийного, периодического или продолжающегося издания (бюллетень, периодический сборник, журнал), как отдельное издание и как самостоятельная часть документа.

Реквизиты БИ включают все элементы, необходимые для идентификации и поиска конкретного непериодического или сериального издания.

Большинство БИ выпускаются в обложках, при больших объемах -- в переплете. Иллюстрации, как правило, отсутствуют. Шрифтовое и типографское оформление текста выделяет его структуру, облегчает поиск информации. Структура, издательское и полиграфическое оформление БИ определены соответствующими стандартами.

Печатное БИ -- это пособие, изданное полиграфическим способом. Подавляющее большинство библиографических пособий относятся к этому виду документов. Однако они существуют и в рукописном, машиночитаемом виде. Среди них: микроформы библиографических пособий (микрофильм, микрофиша, микрокарта), аудиальные, воспринимаемые на слух пособия (грамзапись, магнитозапись), аудиовизуальные пособия (видеозапись, кинофильм), а также машиночитаемые библиографические пособия, подготовленные на ЭВМ и записанные на диске, дискете или магнитной ленте. Они могут выпускаться в машиночитаемом виде, а также дублироваться как текстовое издание.

Основные виды БИ представлены в приложении.

Не зря говорят, что лень — двигатель прогресса. Лично меня она подвигает на постоянный поиск каких-то способов упрощения повседневной жизни. Помогает мне в этом внутренний радар, настроенный на восприятие новой информации. Как только я слышу про что-то новенькое в интересной для меня области, стараюсь сразу проверить, не будет ли оно для меня полезным.

Иногда я сознательно ищу решения для упорядочивания информации, поток которой захлестывает ежедневно и ежечасно. И тогда я стараюсь накопать побольше, отобрать лучшие варианты и испробовать их на практике, чтобы остановиться на самом удобном и пользоваться долго.

Самое удивительное, что часто эти программы находятся совсем рядом, просто нужен другой человек, свободное время или конкретная задача, чтобы «открыть Америку» лично для себя. Поскольку мне регулярно приходится открывать глаза своих знакомых на те инструменты организации информации, которые находятся под рукой и даже не стоят денег, сегодня я хочу сказать о трех самых сильных из них (по моему субъективному мнению). Возможно, какая-то из них пригодится и вам тоже.

1. MS OneNote — это поистине программа-невидимка и золотая находка. Живет она в офисном пакете Windows, начиная с MS Office 2003, но большинство моих знакомых о ней ничего не слышали. По сути, это программа-блокнот с несколькими уровнями иерархии, позволяющими создавать записные книжки, разделы, страницы и подстраницы.

Подходит для систематизации и хранения любой информации, которая обычно болтается у вас на рабочем столе и в «Моих документах», в лучшем случае разложенная по папочкам — текст, картинки, целые страницы из интернета прямо со ссылками, аудио и видеофайлы. Например в ней можно хранить:

  • информацию по определенной теме для последующего выбора — если вы выбираете пылесос, телефон, автомобиль или курсы по тайм-менеджменту
  • информацию о покупках — где и за сколько купили, сроки гарантии
  • информацию о документах, особенно, если часто приходится заполнять какие-то данные в электронном виде
  • информацию о ваших клиентах, студентах
  • рецепты
  • планы
  • любые списки:
    • wish list,
    • подарки, которым обрадовались бы ваши друзья,
    • книги, которые вы прочли или только хотели бы,
    • фильмы, которые вы хотели бы посмотреть и ваши впечатления
  • информацию для поездки, списки вещей в дорогу
  • ваш дневник, ключевые события, которые хотели бы сохранить в памяти, заметки из путешествий
  • конспекты прочитанных книг, записи по учебным курсам, ваши собственные статьи, черновики и наброски
  • идеи для рукоделия
  • свайп-файлы
  • рисунки и пометки

Возможности программы безграничны. Можно выбрать вид «подложки», всевозможно редактировать текст, делать списки с чек-боксами (для отметки галочками), рисованные пометки. Можно использовать теги — ключевые слова, или просто пользоваться поиском.

Есть версии для android, iOs и OSX. Для любителей Apple есть ещё и платная программа Outline: для IOS — полный вариант, для MacOS доступна пока только версия для чтения готовых заметок. Её преимущество в том, что записные книжки можно хранить только на компьютере.

Единственным достойным конкурентом OneNote я считаю Evernote . Вы могли видеть на своем телефоне или планшете зеленого слона — это она. Суть программы та же. Несколько в другом формате представлены записки. Изначально ориентирована на синхронизацию с мобильными устройствами через интернет. У нее есть ограничения по использованию бесплатного аккаунта. Зато эта программа может использоваться и на платформах Apple, и на старых версиях android.

Пользователи Linux могут попробовать Keynote (не путать с программой для презентаций от Apple) — удобная, но, на мой взгляд, не такая дружелюбная для неподготовленного пользователя, как две первые.

2. Вторым по важности удобнячком считаю программы по построению карт памяти — mind maps . Много лет использую разные программы для графического представления различной информации. В частности:

Для планов статей
для конспектов книг, лекций, подготовки вопросов к экзамену
развернутого планирования достижения целей
планирования мероприятий
поиска решений

Безусловным лидером таких программ, на мой взгляд является Mind Manager — это самая удобная программа, но вместе с тем и самая дорогая. Вариант подешевле — Xmind . У нее есть бесплатная версия — вы сможете делать карты для собственного использования, но не сможете экспортировать в pdf, чтобы показать другу, у которого не установлена эта программа.

Самый доступный вариант Freemind — она бесплатна, интуитивно понятна и подходит для любой платформы.

3. Очень долго я искала удобный для меня планировщик . Так как я не очень рациональный человек, и с трудом могу действовать четко по намеченному плану, мне нужна была программа гибкого планирования, которая бы не стала кладбищем несбывшихся дел, при этом не будучи слишком примитивной. Не менее важным именно в этом случае было бы иметь синхронизацию с телефоном или планшетом, чтобы в нее можно было заглянуть на ходу или записать что-то новенькое.

Сейчас существует огромное количество планировщиков разной степени сложности. И, возможно, мой выбор окажется неудачным решением для тех, кто предпочитает строить все планы в единой структуре в одном месте, или имеет много задач, привязанных ко времени. Я же предпочитаю ежедневное планирование на бумаге, поэтому программа-планировщик служит для меня в первую очередь в качестве обзора всех задуманных задач (по сути, это для меня электронный вариант системы «Автофокус»).

Итак, моего победителя зовут Wunderlist . Сначала программа показалась мне совсем простой, пока я не обнаружила, что в ней есть подзадачи и место для дополнительной информации. То есть если в теме «Порядок» у меня есть пункт «Отдать даром ненужные вещи», то внутри я могу составить список вещей, а так же список мест, куда я могу обратиться для этого.

В платной версии программы можно даже прикреплять файлы и направлять задания другим людям. Хотя большинству вполне достаточно будет и бесплатной. Несмотря на то, что программа просит зарегистрироваться, можно пользоваться автономной версией программы бесконечно долго, и зарегистрироваться, только когда решите синхронизировать информацию на компьютере и телефоне.

Wunderlist позволяет выделять важные события, ставить дедлайны и напоминания, в том числе для повторяющихся событий.

Программа доступна для Windows, всех платформ Apple, android и в качестве web-приложения.

Вот такая тройка лидеров. А какие программы для упрощения жизни используете вы? Напишите в комментариях, я буду рада узнать что-нибудь новое.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (от греч. syst:ema - целое, состоящее из частей), мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид С. - классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К С. приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение осн. единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. С. предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Систематизация учитывает параметры системы, указанные в формуле S = . Наиболее существенным признаком системы / S / является её целостность (W). Это означает, что исследуемый объект обладает интегральными свойствами, не сводящимися к сумме свойств составляющих его частей .

В разряд составляющих частей входят:

  • элементы (М), множественность членения которых раскрывает аспекты системы;
  • свойства (Р) элементов, подсистем ;
  • отношения (R) внутри системы и с другими системами;
  • связи (α) с другими системами;
  • структура (организация) Str (Org) системы;
  • (ier) иерархическое строение;
  • взаимодействия со сферой (Е);
  • цели (G) системы и её элементов;
  • информационный аспект (I);
  • управление (С) системой

В технике систематизация является основой унификации и стандартизации .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Систематизация" в других словарях:

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, систематизации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. систематизировать. Систематизация полученных материалов. Систематизация опыта. Систематизация наблюдений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Классификация, классифицирование, систематизирование, систематика, группировка; сгруппирование, сгруппировывание, кодификация, инкорпорация, группирование. Ant. рассогласованность Словарь русских синонимов. систематизация систематизирование,… … Словарь синонимов

    систематизация - и, ж. systématisation f. Приведение чего л. в систему. Систематизация наблюдений. Систематизация растений. БАС 1. Откладывая в сторону систематизацию <впечатлений>, пока еще невозможную, я буду передавать вам, с свободой фельетониста, все,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Привести (водить) в систему (в 1 знач.). С. материалы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. Мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. В лингводидактике на базе системного подхода (метода научного познания, в основе которого лежит… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    систематизация - Деятельность, заключающаяся в научно обоснованной классификации и ранжировании совокупности конкретных объектов. [ГОСТ 1.1 2002] Тематики стандартизация … Справочник технического переводчика

    систематизация - 3.33 систематизация: По ГОСТ 7.74. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    систематизация - ▲ определение (неявного) взаимный, отношение, элемент, совокупность систематизировать приводить в систему совокупность чего л. систематизация построение системы. систематизирование. кодифицировать. категоризация отнесение объекта к… … Идеографический словарь русского языка

    систематизация - sisteminimas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. systematization vok. Systematisierung, f rus. систематизация, f pranc. systématisation, f … Fizikos terminų žodynas

    Ж. Приведение в систему [система 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , Лунгу К.Н.. Настоящая книга посвящена исследованию проблем формирования системы приемов учебной деятельности школьников и студентов при обучении математике. Изучена преемственность школьной и вузовской…
  • Систематизация приемов учебной деятельности студентов при обучении математике , К. Н. Лунгу. Настоящая книга посвящена исследованию проблем формирования системы приемов учебной деятельности школьников и студентов при обучении математике. Изучена преемственность школьной и вузовской…

Учебное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Функциональное назначение учебных изданий обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в условиях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Они частично выполняют также воспитательную функцию.

По читательскому назначению Классификация учебных изданий учебные издания для общеобразовательной школы (началь ной и старшей школы), учебные издания для средних специ альных заведений, учебные издания для высших учебных заведений

По роли в учебном учебники процессе учебные пособия (относятся также хрестоматии, кни ги для чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, учебные наглядные пособия) практикумы: сборник задач упражнений практических заданий лабораторный практикум программно методические издания: учеб ная программа учебно методическое пособие методические рекомендации

Учебник издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Для него характерна строгость и точность отбора и изложения материала, четкая структура, преемственность, тематическое и методическое единство. Учебники одновременно выполняют функции обучающие, воспитательные и развивающие. В них предусмотрены компоненты, рассчитанные на закрепление пройденного материала.

Учебное пособие издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Разница между учебником и учебным пособием состоит в том, что в учебнике теоретические основы курса излагаются в строгом соответствии с программой, а в учебном пособии - без учета таковой.

К учебным пособиям относятся также хрестоматии, кни гидля чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, учебные наглядные пособия. Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литератур но художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Она помогает развитию аналитических способ ностей, приобретению навыков анализа.

Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению теоретиче ских знаний. Он содействует приобретению практических на выков, умению использовать знания для решения практиче ских задач, закреплению пройденного материала (сборник задач, упражнений, практических заданий, лабораторный практикум).

Учебное наглядное пособие - изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Оно помогает наглядно представить изучаемые объекты и явления, лучше понять их суть.

Учебная программа - это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также Программно порядок изучения и методические преподавания какой либо издания учебной дисциплины (ее раздела, части). Она помогает управлять учебным процессом, упорядочить его.

Учебно методическое пособие - издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или методике воспитания. Оно помогает научиться работать самостоятельно. Отражает произведения, в которых излагается методика освоения всего курса, отдельных его разделов, частей, тем или выполнение практических заданий.

Методические рекомендации (указания) - издание, со держащее разъяснения по определенной теме, разделу или вопросу учебной дисциплины, определяющее методику выполнения определенных заданий, определенного вида работ (семинарских, практических).

Особенности текста и оформления Особенность характера информации УИ широкий те матический диапазон, обусловленный номенклатурой учеб ных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведе ний. Изда ются. УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.

Предметы УИ - это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения.

Особенности текста и оформления Оформление учебных изданий зависит от того, для какого типа учебных заведений они предназначены и к какому виду относятся. В учебниках и практикумах для общеобразова тельной школы применяются шрифты разнообразного кегля от кг 16 14 в книгах 1 4 кл. , до кг 10 в книгах для старших классов. Система рубрикации в них отличается дроб ностью и графической яркостью. Применяется большое ко личество разнообразных внутренних выделений, шрифтовых наборных, цветовых. В учебных изданиях для общеобразова тельной школы иллюстрации занимают до 20% площади набора, для старших классов – 12 15%. Иллюстрации час то даются и на переплетах, и на форзацах. Преобладают мно гоцветные иллюстрации.

Учебники, учебные пособия, практикумы для высших и средних учеб ныхзаведений отлича ютсябольшими объемами. Особенности текста и оформления Внутритекстовые выделения оформ ляются редко, в основном сменой начертания шрифта. Ил люстрации сопровождают основной текст учебников, преоб ладают схематические изображения, чаще однокрасочные. Общим для учебников, учебных пособий и практикумов для всех типов школ является добротное оформление. Их печатают на прочных сортах бумаги, покрывают составными или цельнокрытыми тканевыми переплетами. Учебные про граммы и учебно методические пособия это большей час тью брошюры, покрытые текстовыми обложками. В програм мах отсутствуют иллюстрации.