Мелодия чтобы придумать песню. Как написать мелодию песни

Или любом другом инструменте, рассказываю о базовых структурах в построении мелодии.

Если вы не читали предыдущую статью, рекомендую вам с ней ознакомиться, так как она содержит много теоретического материала, также необходимого для грамотного построения мелодических линий. В этой же статье я подробнее расскажу об одном из пунктов предыдущего материала, а именно – о том, как чередовать в мелодии фразы, чтобы они складывались в единую картину. Проще говоря, как написать мелодию .

Итак, базовые законы для развития мелодии охватывают следующие понятия.

Период

Период – это завершенное построение, объединенное общим смыслом. Это может быть, например, куплет. А может часть куплета. Куплет может состоять из двух или более периодов.

Период современные музыканты иначе называют квадрат . В классическом понимании период называется квадратным (или «квадратом») только тогда, когда он состоит из 4, 8, 16 тактов, или из любого количество тактов, являющегося степенью числа два. Если же период содержит другое количество тактов, то он называется неквадратным. Но для простоты взаимопонимания в среде джазовых и рок-музыкантов слово «квадрат» прижилось как синоним слова «период». Нередко можно услышать диалог вроде «Сколько квадратов ты будешь играть соло?», – «Парочку».

Если мелодия развивается периодами, то такой тип изложения мелодии называется структурой периодичности . В масштабах произведения период – это какая-то его существенная часть. Но, кроме этого, периодом может называться и более мелкое ритмически повторяющееся построение, например на 1 такт:

… | жили у бабуси | два веселых гуся |

Вне контекста данное построение имеет структуру периодичности – два одинаковых, равных по продолжительности периода, складываются в общую форму. Есть много произведений, построенных только на основе структуры периодичности. Правда, это довольно бедный и примитивный способ формообразования, и если применять только его – можно скатиться до банальности.

Приведу еще один пример из музыки моей любимой группы Queen – песня «We Are The Champions », где куплет в основе своего развития имеет структуру периодичности. Послушайте, как звучит в этой песне мелодия, и сопоставьте длину фраз:

I’ve paid my dues
… Time after time
… I’ve done my sentence
… But committed no crime

Ритмически каждая из этих фраз длится примерно с 4 доли предыдущего такта до 1 доли следующего. Каждое построение, вместе с паузой в звучании мелодии, занимает один такт. Cтруктура периодичности в чистом виде. Как мы все знаем, эта песня – стопроцентный хит всех времен и народов, и примитивность мелодического изложения никак этому не помешала.

Суммирование

Суммирование – следующая ступенька в развитии мелодии. Эта структура – одна из самых значимых для музыки структур. Логически суммирование означает именно то, что мы привыкли понимать под этим словом. Два плюс два – четыре. Пример:

| жили у бабуси | два веселых гуся |
… | один серый, другой белый, два веселых гуся |

Видим, что в первой строке у нас две коротких фразы, а во второй – одна длинная. Она как бы суммирует первые две фразы . В идеальном варианте суммирования (как в приведенном примере) – длительность фраз складывается по тактам. Первая строка – две фразы по одному такту, вторая – одна фраза на два такта.

Вернемся к «We Are The Champions » и проследим, что происходит во второй части куплета:

And bad mistakes
I’ve made a few
I’ve had my share of sand kicked in my face but I’ve come through

Первые две строки продолжают структуру периодичности, заданную в начале. Дальнейшее построение занимает два такта, а не один, и содержит более длинную мелодическую фразу. Это весьма четкий пример структуры суммирования, а также хорошая демонстрация плавного перехода от одной структуры к другой .

Вы можете использовать эту структуру при работе над мелодической линией для , или при работе над сольной партией. Не бойтесь показаться банальным, форма изложения скрыта от прямого внимания слушателя, она усваивается на подсознательном уровне . И подсознание скажет «да» вашим стараниям, вне зависимости от того, отдает ли слушатель себе в этом отчет.

Кстати, помимо прочего, в предыдущей статье я касался такого понятия как кульминация . Обратите внимание, какими способами и в каких местах мелодия достигает кульминации в двух приведенных примерах.

В «Жили у бабуси » (я думаю, мелодия ее знакома каждому) наиболее развитая, яркая и выразительная часть отрывка – первая половина второй строки. Здесь же мелодия захватывает самые высокие ноты. Это и есть кульминация. Локальная. И она приходится как раз на точку золотого сечения . Поскольку глобально форма этой песни очень простая – один и тот же запев из четырех строк с повтором последних двух строк звучит четыре раза с разным текстом, кульминация в точке золотого сечения – оптимальное решение.

В песне Queen форма другая – куплетно-припевная. Напряжение увеличивается по мере движения к припеву, поэтому локальная кульминация куплета – в самом его конце (самая длинная фраза, самые высокие ноты, самая насыщенная аранжировка).

Прогрессирующее суммирование

С прогрессирующим суммированием также все просто, особенно если вам из математики знакомо понятие «прогрессия». Сумма первых тактов суммируется еще раз с подобной себе фразой. Элемент прогрессирующего суммирования есть и в приведенной песенке. Смотрим:

| жили у бабуси | два веселых гуся |

| один серый, другой белый, два веселых гуся |

Все знают, что в оригинале этой песни длинная фраза повторяется дважды, а значит мы получаем структуру 2/2/4/4. В полном виде она будет выглядеть как 2/2/4/4/8… Ряд чисел вида 2/4/8… — как известно, называется «геометрической прогрессией». Этой структурой вы тоже можете пользоваться, но не переусердствуйте, а то могут получиться уж слишком длинные фразы.

Дробление

По аналогии с суммированием, при дроблении одна длинная фраза разделяется на две (или более) коротких.

В качестве примера дробления на три части – мне вспомнилась латиноамериканская песенка «Quizas ». Если вдруг Вам она незнакома – можете найти по названию и послушать. А текст там такой:

Siempre que te pregunto
Que cuando,como y donde
Tu siempre me respondes
Quizas,
…………. Quizas,
………………….. Quizas

Первые три фразы – по структуре периодичности, а последняя, четвертая – дробит третью фразу на три части .

Следующий пример показывает дробление на две части :

Давай никогда не ссориться,
Никогда,
…………. Никогда.
Пускай сердце сердцу откроется
Навсегда,
…………. Навсегда.
Пусть в счастье сегодня не верится
Не беда,
…………. Не беда.
Давай еще раз помиримся
Навсегда,
…………. Навсегда.

Четко видно, что каждая нечетная строчка дробиться на две коротких фразы в четных строчках. Кроме того, внимательный читатель также заметит, что здесь присутствует и периодическая структура. Но если в примере с испанской песней период охватывал ту фразу, которая дробится, то здесь период охватывает по две строки – и дробящуюся, и само дробление. Вы видите, что периодичность, несмотря на кажущуюся банальность, может играть очень важную роль в формообразовании , если ее использовать с умом.

Прогрессирующее дробление

По аналогии с суммированием, дробление тоже может быть прогрессирующим. Привести текстовый пример довольно сложно, но ноты гораздо более податливый материал, и при написании музыки композиторы этой структурой пользуются весьма успешно. Прогрессирующее дробление дает нам следующую последовательность фраз: 8/4/4/2/2…

Замыкание

Из всех предложенных структур замыкание – наиболее изощренное. Эта структура не самостоятельная, она применяется в совокупности с дроблением или прогрессирующем дроблением, и по сути представляет собой обычное суммирование последних раздробленных фраз. В теории сложно, на примере – элементарно: 8/4/4/2/2/4.

Второй и третий куски – каждый в два раза меньше первого. Четвертый и пятый – в два раза меньше третьего. А шестой – в два раза больше четвертого и пятого. Вместо «4» в конце может быть и «8», тогда эта фраза будет замыкать последние три, то есть 4 + 2 + 2 = 8.

Очевидно, что замыкание представляет собой комбинацию дробления и суммирования .

Подведем итог

Вот перечень основных структур, которыми можно и нужно пользоваться при построении мелодии. Окинем взглядом все вышесказанное, чтобы уложить в голове и убедиться, что на деле все очень просто.

Периодичность – это когда мелодия развивается одинаковыми по длине фразами.

Суммирование – это когда после двух или более коротких фраз идет одна длинная.

Дробление – это когда после одной длинной фразы идет две или несколько коротких.

Прогрессирующие суммирование и дробление – это когда структура применяется подряд два или более раз, отталкиваясь от результата предыдущей структуры.

Замыкание – это комбинация дробления и суммирования, когда несколько раз раздробленные фразы напоследок один раз суммируются.

Чтобы освоиться в этих типах структур, не нужно никаких сверхусилий. Просто, когда будете слушать в следующий раз какую-нибудь песню – следите, какими фразами излагается мелодия. Равными? Увеличивающимися? Уменьшающимися? Или, может, то одно, то другое? Немного слуховой практики – и вы сможете анализировать все это на автомате. А когда знания улягутся в голове – они сами собой будут применяться в процессе придумывания мелодий.

Если у вас появились какие-либо вопросы или дополнения – добро пожаловать в комментарии. А если хотите обсудить другие темы, связанные с музыкой – заходите

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать — не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Все-таки,мне обычному человеку,думается,что сочинять музыку-это невероятное дело,семь нот,а сколько красоты получается!Какое влияние имеет на человека,практически регулирует настроение!

Привет, друзья! Сегодня речь пойдет о том, как сочинить песню на гитаре. У меня уже есть много уроков о том, как научиться играть на гитаре, но о композиторстве я еще не писал. Поехали!

Думаете, научиться сочинять песни очень сложно? Пфф! Нет, скажу я Вам, сочинять на гитаре не сложнее, чем на ней играть, если Вы, конечно, уже неплохо играете и знаете аккорды, а также некоторые способы аккомпанемента. А если нет - не беда, Вы всегда можете пройти , а после этого - сразу сюда 🙂

Давайте с Вами посмотрим, что нам необходимо для сочинения песни:

Виды написания песен

Существует несколько видов написания песен. Рассмотрим все из них, а потом выберем самый простой и подходящий для нашего случая.

Сначала сочиняют текст, а потом музыку. Довольно-таки распространенный способ сочинения. Но он для нас сложноватый. Ведь текст сочинить легче, чем музыку (для нас, гитаристов). Поэтому, пользуясь таким способом, нам придется подстраиваться уже под готовые стихи, что не дает нам творческого фантазия в придумывании музыки.

Сначала сочиняют мелодию. Некоторые создают сначала мелодию. Это тоже бывает довольно часто, поскольку мелодия композитору может прийти в любой момент, когда он об этом и не подозревает, чего не скажешь о тексте.

Сначала сочиняют гармонию (аккорды). А вот этот вариант, ребята, как раз для нас 🙂 Что нам с Вами стоит набросать аккорды на гитаре? Ведь мы уже знаем массу аккордов, знаем их последовательность. А текст мы можем написать и потом, что будет самым легким вариантом. Поэтому разберем его поподробнее..

Самый примитивный состав песни под гитару:

Есть также и другие пункты, такие, как, кульминация, развязка и т.д., но сейчас мы их рассматривать не будем. Это, как никак, вводный урок вообще в композиторство. Возможно, в будущем я создам целый раздел для композиторов, где объясню все подробнейшим образом..

Инструкция "Как сочинить песню"

  1. Идем на страницу " ", где у нас есть поле для работы.
  2. Идем на страницу " " и находим там пункт "Логическая последовательность аккордов".
  3. Сочиняем первый куплет. Для начала подберите тональность песни, то есть ее первый аккорд. Потом подбирайте аккорды дальше, и помните про логическую последовательность.
  4. Подберите всего 4 аккорда, которые будут крутиться вокруг первого аккорда. Для начала Вам хватит. Пробуйте менять местами аккорды до тех пор, пока гармония Вам не станет нравиться. Сперва у Вас может не получиться все самостоятельно, поэтому возьмите Ваше любимую песню под гитару и постарайтесь ее изменить так, чтобы и Вам нравилось, и в то же время это не было точной копией оригинала.
  5. Подбирайте бой (перебор). В зависимости от того, песню какого окраса Вы хотите получить (грустная, веселая, медленная, быстрая), подбирайте соответствующий или . Поэкспериментируйте с выбранным аккомпанементом - сыграйте сначала по одному, а потом и по несколько циклов на один аккорд.
  6. Поздравляю, первый куплет готов! Можно перейти к мелодии. Здесь мы не сочиняем слова, а просто пытаемся что-то напеть к нашим аккордам. То есть мы играем уже получившийся куплет, а в это время пробуем что-нибудь напевать, например, на Ла-Ла-Ла. Главное - отключите мозги и самокритику, и Вы не заметите, как Ваша мелодия уже станет напоминать будущий хит. Напевайте от сердца, чтобы мелодия Вам нравилась. Запишите на диктофон все, что получилось, чтобы не забыть. Кстати, не забудьте про вступление - сыграйте пару раз первый аккорд без голоса, после чего начинайте мелодию.
  7. Сочиняем припев. Припев в основном должен быть похож на куплет и являться как бы его продолжением, но не копировать его полностью. Что мы можем сделать в припеве, в сравнении с куплетом:
    - слегка изменить аккорды;
    - изменить перебор (или перейти на бой, если играли перебором);
    - изменить темп (начать играть быстрее или медленнее).
    Мелодия также должна немного отличаться. Вообще, припев - это самая яркая часть в песне, поэтому бОльший акцент Вы должны делать именно на него.
  8. Сочиняем текст. Вот у Вас получился куплет/припев. Для начала этого хватит, ведь мы с Вами просто хотим понять принцип сочинения песен. Теперь придумываем текст на мелодию (на Ла-Ла-Ла). Если Вы не можете придумать ни строчки, то Вы всегда можете заказать текст у специальных людей, которые этим занимаются. Но сейчас не спешите этого делать - мы тренируемся. Попробуйте сами что-то написать.

Заключение

Вот и вся инструкция по написанию песен, а точнее, я ее так вижу. Меня могут обругать многие композиторы, но лично я выработал эту формулу сам и для меня она действенная. Сейчас уже, когда я сочиняю песню на гитаре, я придумываю одновременно аккорды и мелодию. Может, у Вас так тоже получится? Попробуйте 🙂

А иногда, сама мелодия приходит ко мне в самый неподходящий момент - главное, успеть записать ее на диктофон, пока не забыл 🙂 Если в это время нет под рукой гитары, я записываю аккорды на бумажке, то есть я уже знаю, какие аккорды нужны для этой мелодии.

Тренируйтесь сочинять песни по той инструкции, которую я Вам дал. Как у Вас станет все нормально получаться - подставляйте второй куплет и второй припев (либо без второго припева, как нравится). Также Вы можете украсить песню, если во втором или третьем куплете перейдете на другую - это очень круто смотрится (слушается).

Удачи, я знаю, что у Вас все получится. А если не получается, пишите в комментариях, вместе подумаем, что к чему. 🙂

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Начальный уровень (в музыке человек «с нуля»)

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде . Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать , это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать – не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

18.01.2015 в 04:41

Как написать минус в FL Studio? Есть несколько фишек, которые упростят вам написание мелодии и впоследствии полноценного минуса. Начнём:
План:
1. Написание мелодии - Подробное описание в статье.
2. Написание баса - Подробное описание в статье.
3. Написание барабанной партии - Подробное описание в статье.
4. Желательно иметь VST Инструменты - Подробное описание в статье.

Как написать минус в FL Studio? Есть несколько фишек, которые упростят вам написание мелодии и впоследствии полноценного минуса. Начнём:

1. Написание мелодии.

Есть такая замечательная программа как Guitar Pro 5. Она любой гитарный аккорд перелаживает на Пианино или на оборот. Так вот, если вы играете на гитаре, то вам не составит труда придумать мелодию, переложить её с помощью G. Pro 5 на Piano roll в FL Studio.

Если вы не играете на каком либо инструменте, то это не беда, делаете так: Запрашиваете Piano roll на какой либо выбранный вами инструмент, в левом верхнем углу, открывшегося окна жмём на стрелку (Piano roll options), выбираем Chord. Появляется громадный список любых аккордов, любой тональности. Выбираете тот который вам по нраву, и просто пишите партию. Только потом через этот же путь не забудьте отключить выбранный аккорд.

Если вас не получается уже ничего придумать, то это тоже не беда. Возвращаемся к Guitar Pro 5. Для этой программы можно скачивать проекты почти любых песен. Берёте вашего любимого исполнителя, ищите проект этой песни, скачиваете, открываете его с помощью Guitar Pro 5. И вот, ура. Ваша песня разбита по нотам. Теперь перенесите её в Piano roll, и изменяйте под себя. (Я этим способом не пользуюсь, так как мелодию придумываю за 10 мин максимум.)

2. Написание баса.

Первый способ написание баса, это просто скопировать написанную партию мелодии, и опустить её на несколько тональностей, чтоб звук был как можно ниже (до разумных пределов).

Второй способ, это подгонять бас под партию барабанов, а желательно под бочку или Kick.

Помните что самую главную роль полноценного по звучанию минуса, играет именно бас, иначе музыка будет сырой.

3. Написание барабанной партии.

Я заметил что в основном все пишут стандартные партии ударных. Не бойтесь экспериментировать, особенно с бочкой (Kick) и хетами (Hats). Ведь чем интересней партия, тем минус звучит красивее и интересней.

4. Желательно иметь VST Инструменты:

DrumPad - Библиотека всех возможный ударных, все барабанные партии я пишу в нём.

Nexus - Идеальный синтезатор, подходит для всего. Выдаёт идеальные бас партии. Написание любой красивой мелодии или качевой, начиная классическими инструментами и заканчивая клубными (электронными).

Kontakt 5 - С набором хороших библиотек, это идеальный инструмент.

Всё удачи, основные азы я описал, надеюсь, что вам поможет.

PS. Желательно иметь версию FL Studio не ниже 10.