Компьютер не включается, но вентиляторы системного блока работают. Почему Не работает вентилятор на ноутбуке! Из за чего не работает вентилятор

В статье я приведу несколько быстрых и не очень способов как проверить вентиляторы вашего компьютера на работоспособность. Если кулер не работает, то по какой причине, и можно ли его в случае чего восстановить?

Вентилятор охлаждения, он же кулер, самый простой и долговечный механизм в чреве компьютера. Не знаю, что послужило причиной к его остановке, но причин на то крайне мало.

Кулер не работает? Да ладно …

Тот факт, что вентилятор не крутится, не означает, что не работает. Точнее, что он в нерабочем состоянии. Качественные изделия способны исполнять свою функцию даже после долгих месяцев простоя будучи забиты пылью, но при поданном питании (под нагрузкой), и при том не перегорая. Но и на старуху, как говориться…

Давайте его проверять

В статье буду использовать подручные инструменты, пользование которыми может себе позволить самый явный гуманитарий. Если в доме содержаться измерительные приборы, типа , ничего нового ниже по тексту вы не обнаружите.

Итак, кулер не работает. Какие варианты?

Ну, чудес не бывает. Здесь либо:

  • механизм застопорен, лопастям что-то мешает физически
  • крутиться не должен, ибо управляющего сигнала на вращение нет (система считает, что порог температуры не достигнут)
  • отсутствие электрического сигнала на сам вентилятор

Как разобрать кулер?

А зачем? Дешёвые и дорогие кулеры разбираются до определённого этапа: я говорю о снятии крыльчатки. Но скорее всего вы столкнётесь с ситуацией, когда сами радиоэлементы будут просто недоступны: конструкция впаяна или склеена для устойчивости, так что ДА – кулер часто неремонтопригодное устройство. Но это тема не нашей статьи.

Чистим и смазываем.

Что может мешать лопастям вентилятора раскручиваться? Куски пыли или обвисшие провода. Если от первой причины легко избавиться чисткой, продувкой и последующей смазкой, то второй вариант часто сопровождается характерным звуком. В любом случае на вентилятор следует взглянуть напрямую. Мусор может попасть и внутрь механизма, заклинив движитель. Диагностируем легко – пальчиком по лопастям, придавая вращение. Если сопротивление пальцам не оказано, лопасти легко вращаются, абзац пропускайте. А пока просто чистим (кисточкой или сжатым воздухом). По необходимости смазываем.

Отдираем наклейку в части входа проводов питания и вынимаем резиновую заглушку по центру, защищающую механизм:

Сразу обратите внимание на места пайки проводов к плате. Если вы обладатель 4-х проводного кулера, лучше сразу почистить это место ненужной зубной щёткой или зубочисткой – часто там контактам просто тесно:

это называется “продорожить”

Набираем на кончик отвёртки, зубочистки и т.д. масло (подойдёт любое техническое, растительное из кухни быстро высыхает, оставляя после себя грязь) и промакаем механизм по центру, вращая пальцем лопасти. Так несколько раз:

ну, у меня-то маслёнка есть давно для этих целей

Заглушку и наклейку лучше вернуть на место, чтобы пыль сюда не попадала.

Проверяем вентилятор: способ раз.

Обладателям более “совершенных” кулеров (или если сопротивления вращению не обнаружено) я сразу посоветую обратиться к проверке кулера на работоспособность. Для этого его не нужно снимать с установленной позиции. Если есть возможность, отсоедините разъём от платы. Если нет, оставляем на месте, однако, сразу примечаем цветность проводов. А для проверки на работоспособность нам нужны только два из них.

Разъём в руках или нет, осматриваем маркировку вентилятора. Ищем вольтаж:

Для дальнейшей проверки нам требуется соответствующий блок питания. Батарейка. Она, конечно, не должна превышать по вольтажу параметр, указанный на кулере. У меня оба вентилятора на 12 В. Так что подойдёт обычная 9 -вольтовая “крона”. Лучше новая, не подсевшая. Смонтируем на коленке пару проводников на её контакты:

Их лучше между собой надолго не перемыкать: ничего не взорвётся, конечно, но источник питания вам может ещё пригодиться.

Вернёмся к кулеру. На разъёме чёрный провод – ““, обычно красный – “+ ” (жёлтый не нужен, он читает скорость; если у вас есть четвёртый, тем более оставим в покое, его предназначение – регулировка скорости кулера, что должно поддерживаться материнской платой). Подробнее об устройстве и принципе работы в статье .

Минусовой проводок импровизированного аккумулятора сажаем на чёрный контакт джекера кулера, плюсовой – на красный:

Для наглядности я отрезал разъём от кулера и замыкаю на видео прямо на батарейку:

Красный на “плюс”, чёрный – на “минус” (чёрный провод на кулере есть всегда). Этот кулер рабочий.

Проверяем вентилятор: способ два или оч.умелые ручки.

А с помощью этого варианта вы можете как проверить работоспособность, так и использовать рабочий, но неиспользуемый кулер в качестве вентилятора от тех источников питания, которые имеют на выходе 12 В (например, в авто). И подключаться он, кулер, будет через USB кабель. Для этого потребуется:

  • б\у кабель USB от любого ненужного устройства (хороший кабель не стоит, конечно, специально портить)
  • рабочий кулер

Здесь всё просто. От кабеля отрезаем разъём к другому устройству, оставляя сам USB коннектор. Нам нужны провода со знакомой вам цветовой маркировкой: чёрный и красный . Соединяем с соответствующими проводами кулера. Изолируем и подключаем:

красный на красный, чёрный на чёрный

Вот так примерно и устроены самые недорогие USB-вентиляторы. Не сдует, но побаловаться или проверить самый раз. Для проверки подойдёт абсолютно любой USB разъём типа “мама”. Этот нехитрый приём позволит вам, кстати, проверить и четырёх-пиновые кулеры: сначала соедините “черные” контакты кулера и кабеля, а затем поочерёдно присоединяйте красный провод USB кабеля ко всем контактам на разъёме кулера. Не крутится? В помойку.

Предупреждаю. Надолго крутящийся вентилятор, питающийся таким способом, не оставляйте! Способ указан только для проверки работоспособности.

Прочитано: 2 559

В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.

Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

Давайте разберемся подробнее.

Почему не работает вентилятор

Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:

  • старая засохшая смазка или ее недостаток
  • высохший конденсатор
  • перегорание термического реле или предохранителя
  • витковое замыкание обмоток или обрыв проводов
  • механическое смещение вала двигателя

Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание - неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.

На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.

Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

Напольный вентилятор не крутится

Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.

Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.

А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.

Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.

А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом - включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.




Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.




Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.

Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

Как разобрать вентилятор — инструкция с фото

Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.

Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.

После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

Снизу к нему подходит специальная тяга.

Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.

Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.

Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.

Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.

Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.

После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.

Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.

Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.

Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.

Собирается все в обратной последовательности. Тяга - три винта редуктора - внешняя крышка.

Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.

С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.

Он откручивается, внимание - по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.

Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.

После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

Замыкание обмоток или обрыв проводов

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок - 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

Схема подключения напольного ветилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:




Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.




Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке "0". При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку - другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

Как проверить обмотки вентилятора

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше - 100-200 Ом.

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

Разборка и неисправность двигателя

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.




Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

Неисправность термопредохранительного реле

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.




В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш "термопредохранитель" сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.

Это реле также проверяется тестером.

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

Смещение вала и обрыв витков

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

При работе компьютера кулеры видеокарты должны крутиться - это их нормальный режим работы. Но часто некоторые пользователи сталкиваются с проблемой, когда кулер на видеокарте не крутится. Паниковать не стоит, ведь в некоторых случаях даже эта ситуация является нормальной. Но разобраться все равно рекомендуется.

Почему не крутятся кулеры на видеокарте?

Некоторые модели видеокарт оснащаются кулерами, которые крутятся постоянно. Это считается нормальным режимом работы, но другие модели охлаждаются только тогда, когда графический процессор нагревается. В таких видеокартах кулер не крутится при температуре нагрева чипа до 50 градусов, однако точная цифра зависит от самой модели. Некоторые видеокарты имеют более высокую температурную границу для активации кулеров. Современные чипы с большими радиаторами могут нагреваться до температуры 70 градусов и даже более. При этом вентиляторы вращаться не будут, и только при достижении определенной температуры (например, до 75 градусов) они активируются. Однако после того как температура падает ниже установленного порога, кулер на видеокарте перестает крутиться.

Сделано это для сохранения ресурса вентиляторов и экономии электроэнергии, что вполне логично, ведь незачем вращаться кулерам впустую, если чип и без них неплохо справляется. Но во многих моделях эта система отсутствует, и кулеры начинают крутиться уже при нажатии на кнопку включения компьютера.

Поэтому для начала нужно попробовать просто запустить какую-либо игру на компьютере. При этом графический процессор будет нагружен. В результате он нагреется, и специальный алгоритм запустит кулеры. Если вентиляторы закрутились после нагрева чипа, то значит, что с ними все в порядке.

Возможные проблемы

Несмотря на то что вентиляторы могут не вращаться по естественной причине, не исключены и возможные поломки. В том случае, если не крутится кулер на видеокарте, когда температура графического процессора поднимается выше 50 или 75 градусов (как задано системой), то это повод насторожиться. Такое может происходить из-за поломки в аппаратной или программной части видеокарты.

Проблема в драйверах

Чаще всего при повышении температуры до 51 градуса алгоритм должен запустить кулеры, и если он этого не сделал, то в первую очередь нужно попробовать поменять драйверы. Дело в том, что инструкции по запуску и остановке кулеров хранятся именно в драйвере, и часто после удаления старых и установки новых драйверов видеокарта начинает работать стабильно, как и ее система охлаждения, включая вентиляторы.

Если даже после смены драйвера проблема остается, то нужно копать глубже. В первую очередь следует попробовать запустить их вручную. Делается это с помощью специального приложения, которое устанавливается вместе с драйвером. В зависимости от производителя и модели карты приложение может называться по-разному. Чаще всего вместе с драйвером для карты производства AMD устанавливается программа AMD Control Center.

В этой программе можно вручную задать скорость вращения вентиляторов и запустить их. Если вентиляторы будут вращаться, то это говорит о неисправности датчика измерения температуры. Он не работает, а значит, система думает, что температура всегда в норме. Следовательно, алгоритм не будет подавать напряжение на вентиляторы. Жить с этой поломкой можно, но это не совсем удобно. Ведь при запуске игр придется вручную активировать вентиляторы на максимум, чтобы обеспечить хорошее охлаждение.

Но если даже после ручного запуска они не будут вращаться, то, скорее всего, проблема заключается не в программной части, а в аппаратной.

Причины поломки вентиляторов

Очень редко по причине недостатка питания кулер на видеокарте не крутится. Что делать в этом случае? Как минимум можно попробовать установить более мощный блок питания, после чего вентиляторы вновь запустятся. Но довольно редко подобная проблема случается из-за недостатка питания. Скорее всего, имеет место именно аппаратная (физическая) поломка.

Еще один вариант решения, который навряд ли поможет (но надежда есть): снимаете видеокарту, протираете спиртом контакты, подключаете обратно. Если кулеры закрутятся, то значит, имело место окисление некоторых контактов, из-за чего ток не поступал к вентиляторам, и те не вращались.

В этом случае карту необходимо снять и отнести в сервисный центр. Если на нее есть гарантия, то ремонт обойдется бесплатно. В противном случае придется заплатить. Подобная поломка достаточно распространена, и ремонт ее прост. Вероятнее всего, проблема заключается в том, что к кулерам не поступает ток, что говорит о перебое какой-либо дорожки на схеме видеокарты.

Самый плохой вариант

Последний случай, когда нет изображения, кулер видеокарты крутится и на экране вообще ничего не происходит. В этом случае проблема заключается не в вентиляторах, а в поломке видеокарты. Здесь необходима полная диагностика и ремонт. Самостоятельно определить причину не получится, если только у вас есть мультиметр и вы хорошо разбираетесь в электронных схемах.

Конечно, при движении ремень может порваться у любого автолюбителя. Что же можно посоветовать предпринять в ситуации, когда обрыв ремня привода вентилятора автомобиля произошел в дороге?

Самое главное, чтобы двигатель не перегрелся, поэтому внимательно следим за температурой охлаждающей жидкости. Пока автомобиль движется с постоянной скоростью, происходит естественное охлаждение радиатора, и в этом случае температура не поднимается, двигатель работает в оптимальном температурном режиме. Скорость движения, необходимая для обеспечения естественного охлаждения радиатора, зависит от температуры окружающей среды и может быть вычислена водителем экспериментально — если температура начинает подниматься, значит надо ехать быстрее. Как правило, поддержания даже относительно небольшой скорости вполне достаточно для нормального охлаждения радиатора. Если же двигаться на необходимой скорости не представляется возможным, то не стоит доводить температуру охлаждающей жидкости до «красной зоны» — глушите двигатель, открывайте капот и «остывайте».

Следует четко понимать, что еще не доходя до «красной зоны», уже начинаются определенные негативные процессы в двигателе. А именно, вследствие расширения металла двигатель начинает «подклинивать», появляются задиры, что естественно не пройдет бесследно. Именно поэтому надо внимательно следить за температурой!

Если же ехать надо, а обеспечивать температурный режим не получается (например, в пробке быстро не поедешь), то можно либо отбуксировать автомобиль до автосервиса (найти добровольца-буксировщика), либо вызвать эвакуатор, что будет оптимальным решением.

Ну и напоследок, несколько экзотических решений, которые могут пригодиться в самых крайних случаях.

Если в вашем багажнике случайно оказалась старая камера, то из нее можно постараться вырезать кольцо, имеющее в ширину приблизительно 20 мм. Именно его можно использовать в качестве ремня для вентилятора.

Помочь Вам также сможет ремень подходящего диаметра, от которого необходимо отрезать кусок, а затем связать его концы, используя мягкую проволоку. С помощью такого ремня Вы сможете проехать довольно длительную дорогу.

Выручить Вас в дороге может и простая веревка для белья. Чтобы она смогла заменить лопнувший ремень вентилятора, следует, сложив эту веревку в 3 раза по длине, так чтобы ее концы длиной 10-20 см остались свободными, и переплести. Потом концы переплетенной таким образом веревки нужно просунуть через петли, а затем надеть веревку на шкивы. После чего ее концы нужно закрепить двойным узлом. Когда Вы будете надевать веревку, обязательно проследите, чтобы этот узел остался снаружи вентилятора. Конечно, надеяться на то, что такой ремень, изготовленный из веревки, сможет прослужить Вам довольно долго не стоит. Однако с его помощью Вы вполне доедете до ближайшего автомагазина или автосервиса.

А еще помочь Вашей беде смогут самые простые женские чулки или колготки, которые Вы можете натянуть жестко на шкивы. Тогда они вполне справятся с ролью ремня привода вентилятора Вашего автомобиля при движении до 90 км.

Вывод: если не можете ехать с постоянной скоростью и обеспечивать естественное охлаждение радиатора, то глушите двигатель, вызывайте эвакуатор или ищите буксировщика. Главное, ни в коем случае не доводите двигатель до перегрева!

Принудительный отбор теплого воздуха из камеры, его циркуляция через испаритель в форме радиатора было бы не возможно без вентилятора. В системе Ноу Фрост, основанной на конвективном теплообмене, вентилятор – главный прибор. С его помощью поддерживается равномерная температура по высоте камеры холодильника.

В камере охлаждения, расположенной за внутренней стенкой холодильника или морозилки происходит процесс отбора тепла, и влаги из зон охлаждения. В компактном пространстве размещении испаритель, с тэном оттайки и вентилятор. Лопасти вентилятора в момент вращения создают разряжение, втягивают газ.

Теплый воздух из холодильника поступает в камеру, направляется вентилятором через зазоры между трубками испарителя под напором, охлаждается, оставляет влагу на трубках радиатора. Через щели камеры газ задувается обратно. Происходит циркуляция.

Направление потоков производители выбирают разные. Холодный воздух может подаваться с потолка, с боков, на каждую полку. Особый случай – два конвекционных независимых контура охлаждения с 2 вентиляторами, термостатами для холодильной и морозильной камеры.

Пока испаритель охлаждается фреоном, подаваемым компрессором, ветродуй крутится, продукты охлаждаются. Останавливается пропеллер, автоматика включает ТЭН, лед оттаивает и через дренажное отверстие уходит в специальный лоток. Если вентилятор остановится аварийно, испаритель будет холодным, но в камерах станет тепло, компрессор будет работать впустую.

Вентиляторы в холодильнике применяются не только при Ноу Фрост. В холодильнике с обычным замораживанием и ручной уборкой льда, имеющим функцию ускоренного охлаждения тоже стоит вентилятор. Он работает короткое время, нагнетая холод для быстрого охлаждения новой порции продуктов. Есть вентиляторы для обдува холодильника, охлаждения компрессоров и конденсаторов в шкафах большого объема. Назначение у них одно – снижение температуры в узле.

Как проверить вентилятор холодильника

Вентилятор представляет узел из мотора и пропеллера с общим валом. Аппарат включен в общую электрическую схему через плавкий предохранитель, имеет электронное управление, работает по команде таймера оттайки.

Как и любой механизм, ветродуй при работе создает шум вращающими лопастями и мотором. Громкость работы прибора около 40 дБ. Вентилятор работает одновременно с компрессором, передавая холод от испарителя холодильнику. Если своевременно не происходит полной оттайки радиатора, лед нарастает, пропеллер начинает издавать треск и скрип. Усилившийся шум обращает на себя внимание. Проверить, работает ли вентилятор, можно, подставив ладонь под воздушный душ, в момент работы компрессора. В системе используются осевые и радиальные вентиляторы.

Рассмотрим вентилятор холодильника Индезит, с системой Ноу Фрост. В двухкомпрессорном холодильнике 2 конвекционных системы, работающие от нижнего испарителя. Проблемы с вентилятором высвечиваются на табло, кодом ошибки. Чаще всего отказы бывают в системе управления. Ремонт выполняет специалист. В поисках неиспраность он прозванивает контакты, заменяет неисправные элементы, устраняет обрыв.

Не отключается вентилятор холодильника

Если вентилятор холодильника не отключается, работает непрерывно причин немного. Прибор не останавливается, потому что работает компрессор. Это случится, если нет команды на останов или в камере тепло. Причин несколько:

  • испортился терморегулятор или воздушный датчик;
  • произошла утечка фреона или забилась капиллярная трубка;
  • нарушено примыкание двери к контуру.

Однако, свою лепту неисправностей может внести вентилятор — заледенели и плохо крутятся лопасти, снижена производительность и напор.

Гудит вентилятор холодильника

Если вентилятор дребезжит, гудит, трещит – причин может быть несколько. Временами система требует не только разморозки, необходимо смазать подшипники мотора. При высыхании ее слышен неприятный скрежет и гул. Гудит не сам вентилятор, а весь холодильник от вибраций. Необходимо осмотреть амортизаторы узла, уменьшить контакт со стенкой шкафа.

Другая причина повышенной шумности связана с плохой оттайкой или забитым дренажным отверстием. Лед накапливается на радиаторе, в камере охлаждения. Постепенно зарастают инеем щели между трубок, глыба нарастает и зажимает лопасти. Мотор гудит перед тем, как сгореть от большой нагрузки. Нужно срочно разморозить холодильник. После включения аппарата, нужно убедиться, что компрессор работает корректно, оттайка включается, лопасти вентилятора крутятся.

Замена вентилятора холодильника

Бывает, якобы исправный вентилятор создает шум, несовместимый с дальнейшей эксплуатацией. Специалисты считают лучшим и не очень дорогим ремонтом замену вентилятора.

Случается, мотор работает, а пластковые крылья поистрепались, растрескались, одна лопасть рассыпалась, нарушая центровку. Производитель удешевляет производство, используя некачественный пластик.

Возможно, в результате повышенной нагрузки или из-за скачков напряжения сломался мотор. Все эти обстоятельства требуют ремонта или замены вентилятора холодильника. Диагностировать и устранять неисправности должен профессионал.

Мотор вентилятора холодильника

В разных моделях холодильников установлены двигатели вентиляторов с напряжением около 12 В, скоростью вращения пропеллера до 2000 об/ мин, мощностью 1,5 Вт. При подборе нового вентилятора нужно сравнить параметры тока на корпусе мотора и в электрической схеме холодильника. В подводке вентилятора установлен плавкий предохранитель. Запускается двигатель электронным блоком управления или пусковым реле, одновременно с компрессором. Замену ответственного узла выполняют специалисты.

Видео

Посмотрите видео по замене вентилятора в холодильнике Ноу Фрост.

Не работает вентилятор в холодильнике