Кейсы ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации. Использование кейс-технологии при













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ключевые слова: кейс, образовательная технология, модератор, секретарь, шкипер, проблема, конкретная ситуация, кресельный кейс, полевой кейс.

Цель : актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

Задачи :

  • Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
  • Формировать навыки практической работы над кейсом.

Участники : педагоги, две группы по 3 человека

Дидактический материал : рабочая тетрадь, карточки, клей, ручки, кейсы (по количеству участников), видеопрезентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, портфель

Ожидаемые результаты:

Получат знания:

  • что представляет собой кейс-технология;
  • особенности применения данного метода в обучении;
  • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
  • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям
    обучения;
  • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

Выработают умения:

  • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
  • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
  • подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.

План проведения:

1. Введение - 2 мин.

Вступительное слово.

2. Основная часть - 8 мин.

Теоретические основы кейс-метода;

Закрепление материала с помощью рабочей тетради.

3. Практическая часть -17 мин.

Работа с кейсом;

Защита кейса.

4. Подведение итогов работы - 3 мин.

Ход мастер-класса

(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу в руках объемный кейс (стоп музыка).

Кстати кейс - это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США, а позднее стал использоваться и в образовании. Именно о нем я мы сегодня будем говорить.

Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Для его понимания мне помог мой кейс и каждому из вас я приготовила такой же (раздает портфели).

Предлагаю заглянуть внутрь портфеля и познакомиться с содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-метода. Возьмите рабочую тетрадь и мы начинаем работать.

Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай или case (англ.) - портфель, чемоданчик. Исходя из этих слов, разработчики метода сформулировали определения, вы их можете увидеть в своей тетради. Каждый из вас может выбрать наиболее понравившийся вариант определения и приклеить его в рабочую тетрадь. Определение какого автора вам понравилось больше? (ответы)

Я остановилась на следующем определении: (на слайде) На мой взгляд, это исчерпывающее определение.

Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую, то есть объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход.

Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания: их вы можете увидеть на экране. Поэтому кейс-метод относится к понятию интерактивное обучение.

Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем.

Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации.

Прошу обратить внимание на слайд и прочесть определение Марины Малининой, специалиста центра социальных инноваций (читают слайд).

А вот главное, что должен содержать в себе кейс:

  • Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;
  • Вспомогательную информацию;
  • Задание;

Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является:

  • Художественная и публицистическая литература;
  • Произведения искусства - музыка, изо, кино;
  • Статистические данные;
  • Научные статьи, монографии.
  • Интернет - отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

Существует разные классификации кейсов у таких авторов, как С.Б.Ступина, З.Ю.Юлдашев, Г.А.Брянский, О.В.Козлова. Авторы определяют их как "маленькие наброски" (небольшие по содержанию), большие не структурированные (объемом до 40 страниц текста), обучающие (в рамках учебного курса) и др. Наиболее приемлемой и понятной считаю классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на "кресельные" - специально сконструированные и "полевые" - основанные на реальном фактическом материале.

Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс. В рамках данного семинара мы не будем останавливаться на этом. Но я подготовила вам информационные карточки, которые находятся внутри рабочей тетради, обратиться к которым вы сможете, когда займетесь разработкой кейсов. А мы пойдем дальше.

Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы, предлагаю рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а вам предлагаю роль обучающихся.

Для удобства работы методика представлена в виде таблицы и приведена для вас в рабочей тетради. Давайте обратимся к ней. В первом столбике указаны фазы работы: до занятия, во время занятия, после занятия. В каждой фазе педагогу и обучающимся прописано определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс до занятия либо в начале занятия - это зависит от задачи.

Во второй фазе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. Мы с вами уже так распределились. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. В сегодняшних условиях берем только две подгруппы, так как мы ограничены во времени.

Сейчас приступаем к рассмотрению второй фазы кейс-метода, она в таблице обозначена желтым цветом.

Участники в группах выбирают "модератора", координирующего работу, "секретаря" - фиксирующего результаты работы и "шкипера" - представляющего проект на общее обсуждение. Тоже самое, я предлагаю сделать и вам. Определите, кем вы сегодня будете и прикрепите бейджики, соответствующие вашей роли.

Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. В рабочей тетради поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньке, а содержание раскрыто на желтых карточках. Вам необходимо к каждому этапу подобрать соответствующее содержание. На выполнение этого задания отводится 2 минуты (идет работа в группе, методист по мере необходимости, подходит к каждой группе).

Давайте проверим правильность выполнения задания. (методист озвучивает правильное расположение этапов работы с кейсом с помощью слайда).

Вот перед вами алгоритм работы с кейсом. Деятельность каждого действующего лица осуществляется в рамках реализации каждого из этапов.

Подробно с функциями секретаря и модератора можно познакомиться на желтых информационных листах (вынимает из своего портфеля, раздает).

Остается только уточнить содержание четвертой ступени и последней фазы работы с кейсом, в таблице она обозначена красным цветом. Публичную презентацию принятого решения осуществляет шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть проблемы, озвучивает предложенные варианты и представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость (отдает карточки с описанием функций шкиперам).

Итак, у вас есть всё необходимое для решения кейса.

Получите кейс и приступайте к работе (раздает пакеты).

Время работы с кейсом 7 минут (методист, по мере необходимости, подходит к группам для уточнения или разъяснения заданий).

Время истекло. Прошу шкипера первой группы представить итоги работы (защита кейса).

Теперь свой кейс защищает шкипер второй команды (защита кейса).

Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом: в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (ответы аудитории).

И сейчас резюмируя вышесказанное, остановлюсь на значении кейс-метода в воспитательно-образовательном процессе учреждения дополнительного образования, на тех особенностях о которых необходимо помнить:

Ориентир образования на формирование умений и навыков, а также на сотворчество педагога и ученика;

Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;

Педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию;

Кейсы могут использоваться как в процессе обучения, так и в процессе контроля знаний.

Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. На лицо преобладание преимуществ. Их много, вы их видите на слайде.

И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов по дополнительному образованию не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

Первый шаг в этом направлении я уже сделала.

В моем портфеле есть еще одно отделение. В нем я храню самостоятельно разработанные и апробированные кейсы, которые в дальнейшем планирую опубликовать в сборнике. С удовольствием поделюсь наработками с вами (демонстрирует кейсы.)

Ну что ж все содержимое моего портфеля перед вами. Настал черед паковать чемоданы. И вам я предлагаю сделать тоже самое. Сегодня вы уйдете с первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет пополняться новыми разработками, желаю успехов вам на этом поприще. И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах! (звучит музыка) Коллеги, нам пора идти дальше. В добрый путь!

Наталья Хмелевская
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании » .

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников , овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты .

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании . Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс -технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс -технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

Соответствовать четко поставленной цели создания;

Иметь соответствующий уровень трудности;

Иллюстрировать типичные ситуации;

Развивать аналитическое мышление;

Провоцировать дискуссию;

Иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов , все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя :

Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

Вопросы или задания для работы с кейсом ,

Приложения.

К кейс -технологиям относятся :

метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии ; Кейс-иллюстрации ; фото-кейсы );

метод инцидента ;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

Игровое проектирование;

метод дискуссии .

Например :

Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Игровое проектирование :

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа : исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Сущностью кейс -технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн) .

В процессе освоения кейс-технологий дети :

Учатся получать необходимую информацию в общении;

Умение соотносить свои устремления с интересами других;

Учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

Учатся отстаивать свою точку зрения;

Умение принимать помощь.

Кейс -технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей :

Происходит формирование у детей навыков работы в команде;

Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

Развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

Обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

Учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе .

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать , спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса .

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации , кейс-фото .

Кейс -иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс -иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс -иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение , потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс » входит :

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу , который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Вывод :

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс -технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Литература :

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс- метод . Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) . [Электронный ресурс] / Доступ : http://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод ? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс » отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс - технологий в учебном процессе

7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вопросы к экзамену 2 к лого/сп

1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

2. История педагогической психологии.

3. Основные проблемы педагогической психологии.

4. Образование как многоаспектный феномен.

5. Методы исследования в педагогической психологии. Требования к методам, используемым в педагогической психологии.

6. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.

7. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей.

8. Критерии воспитанности учащихся. Диагностика воспитанности.

9. Психологические механизмы и закономерности формирования личности.

10. Психологические основы различных концепций воспитания.

11. Средства психологического воздействия на личность.

12. Специфика целей, средств, содержания воспитания в различных институтах воспитания.

13. Понятие и характеристики учебной деятельности.

14. Психологическая сущность и функциональная структура учебной деятельности.

15. Формирование мотивов учения школьников.

16. Виды учебных действий.

17. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.

18. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности ученика.

19. Проблемы и причины школьной неуспеваемости.

20. Основные понятия психологии обучения.

21. Проблема соотношения обучения и развития.

22. Психологическая сущность программированного обучения.

23. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

24. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.

25. Концепции обучения и их психологические основания.

26. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина.

27. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков).

28. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (В.В. Давыдов-Д.Б.Эльконин).



29. Структура личности педагога.

30. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.

31. Личностные свойства учителя и их место в системе профессионально значимых качеств.

32. Педагогические способности.

33. Проблемы профессионально-личностного роста педагога.

34. Психологические основы освоения педагогической деятельности.

35. Диагностика личностного роста педагога.

36. Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности.

37. Компоненты педагогической деятельности.

38. Мотивация педагогической деятельности.

39. Педагогические умения.

40. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

41. Психологический анализ урока.

42. Проблемы профессионально-психологической компетенции педагога.

43. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

44. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

45. Барьеры, возникающие в педагогическом взаимодействии.

46. Механизмы формирования взаимоотношений педагога с детьми.

47. Психологическая компетентность в педагогическом общении.

48. Руководство детскими группами и коллективами.

49. Стили педагогического руководства.

50. Учебно-педагогическое сотрудничество и соперничество.

Профессионально-педагогические ситуации (кейсы) и практико-ориентированные задания

Задание 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

Великий русский педагог К.Д.Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания.

1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность с правом ответственности за поступок.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Задание 2. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? Можно ли перенести этот прием на подростков? В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: - «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3 а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно, показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждается в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

Задание 3. Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?

В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать – самоуверенный подросток, толково объясняя старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета.

Прости, пожалуйста, Игорь, - остановил его брат, - а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?

А что я могу, - удивился Игорь. – В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту….

Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?

В хоккей иногда играю, а зарядку – нет,

А по математике у тебя какие успехи?

Ничего, балла четыре, наверное, будет.

В авиамодельном кружке занимаешься?

Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.

В радиотехнике разбираешься?

Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: - ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику и черчение… Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

Задание 4. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? Что может подумать соседка о семье Тани? Что значит быть воспитанным человеком? Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, - попросила мама.- Чао, мамочка. Приду в шесть. И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: « В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

Девочки, - говорит кто-то нам, - вы бы уступили место женщине с сумками.

Вот еще! – Резко ответили мы.

Да, молодежь пошла…..

Ну, завели….

Мы так увлеклись разговором с Мариной. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

Пожалуйста, милости просим, дверь открылась и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых сумок».

Задание 5. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи. Как бы вы проступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант задачи.

Работая с 1-м классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу – используя психологические особенности младшего школьника, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившимся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указанием педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.

Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого вверено и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.

Почему у тебя спичка сломана? – спросила учительница.

Я ее поломал, чтобы она не росла, - ответил мальчик.

Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.

Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

Задание 6. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? Какое решение приняли бы вы в подобном случае?

Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:

Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?

Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.

Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

Задание 7. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

Варианты ответов:

1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.

3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?

4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!

5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы…..

Задание 8. Какое решение кажется вам более верным? Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика? О чем говорит данная жизненная ситуация? В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?

В минувшую субботу – а стояла сентябрьская на удивление располагающая к доброму настроению погода – меня остановил на улице мальчик и просто сказал:

Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля…

Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице – здоровый румянец.

Послушай, а зачем тебе деньги?

Мороженного захотелось.

Способы решения:

1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?»

2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше.

Задание 9. Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, чтобы он сделал?

Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня – круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед отпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывая смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания. Поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».

Задача 10. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло. Когда слово учителя производит воспитательный эффект? О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?

Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.

Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению учительница похвалила Колю.

Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки.

Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать, было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку…

Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.

Задание 11. Определите недостающий этап формирования умственных действий и понятий (по П. Я. Гальперину)

На уроке математики во 2-м классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формиро­вания умственных действий и понятий не учел педагог?

Задание 12. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог.

а) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной рабо­ты учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить ра­боту своего соседа по парте.

в) Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.

Задание 13. Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А. Барто.

«Все я делаю для мамы,

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Арифметику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для нее после болезни

Не купался в речке даже».

Задание 14. Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в про­цессе учебной деятельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.

«Сережа руку поднимает,

Он все на свете понимает.

Гляжу: красивый он какой

Сережа с поднятой рукой.

И тоже руку поднимаю,

Хоть ничего не понимаю».

Задание 15. Объясните, в чем причина нездоровых взаимоотношений между Таней и ее родителями. Укажите, какие особенности психической деятельности родителей в данном примере мешают правильной оценке поведения Тани. Докажите, какими качествами личности должны обладать родители, чтобы между ними и детьми были здоровые взаимоотно­шения.

Забота о любимом че­ловеке, из-за, непонимания его поступков и поведения, иногда приобретает уродливые формы, делает жизнь невыносимой. Прочитайте отрывок из письма в редакцию шестнадцатилетней Тани: «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но раз­ве так любят? Вечно подозрения, вопросы - с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь - не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?»

Задание 16. Укажите, какое психологическое содержание вкладывает автор в понятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на активность психических процессов и свойств личнос­ти школьника. Какие факторы, по Вашему мнению, определяют радостное настроение в процессе учения школьника, дайте педагогическую оценку их значимости. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения - являются важнейшим элементом его профессионального мастерства. Приведите примеры из Ваших наб­людения.

Психологи и опытные учителя утверждают, что для формиро­вания у школьников интереса к учению большое значение имеет радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижения уча­щихся со стороны учителя. Особо под­черкивает значение умения учителя вовремя заметить и правиль­но оценить успехи ученика. Внимательно прочитайте выдержку из статьи Ф.Эйсенаи дайте ответы на вопросы.

«...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедил­ся в том, что гораздо эффектнее подстегивает ребенка, под­ростка похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая уловка не только не исключает требовательности, но даже пред­полагает ее. Просто, прежде чем предъявлять требования, надо воспитать того, к кому они обращены, подготовить их к выпол­нению.

Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к уче­нию, когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждут только неприятности. Умение найти в личности каждо­го ученика сильные стороны, на которые можно и нужно опереть­ся, должно стать непременной профессиональной обязанностью каждого педагога. Кто же снимет с детских плеч груз, образо­вавшийся от неуспехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сделает учитель?»

Задание 17. Укажите, правильно ли поступила учительница, сохранив в тетради оценку за верно решенный пример. Дайте оценку поведения ученицы. Какие качества ее личности наиболее ярко проявились в ее действиях. Докажите, как должен поступать учитель в случае ошибоч­ных действий при оценке знаний и поведения ученика. Приведите примеры из личных наблюдений.

Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная уче­ником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

Вот пример из практики работы учительницы начальных клас­сов.

Учительница второго класса зачитала оценки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку.

В самом последнем примере 51 – 1 = 50 был зачеркнут от­вет красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учитель­нице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ".

Учительница посмотрела в тетрадь ученицы и с явно недо­вольным жестом перечеркнула несколькими поперечными черточка­ми свою черту, а оценку оставила ту же.

Увидев сердитые глаза учительницы, выражение злобы на ли­це и ее резкие действия по исправлению своей ошибки, Оля не решилась продолжать разговор с учительницей об оценке. В конце урока девочка подошла к учительнице и тихо ска­зала:

А как же с оценкой? У меня решено правильно!
В ответ на это учительница сказала:

Будешь в следующий раз выдержаннее.

Оля с недоумением села на место и заплакала.

Задание 18. Укажите, какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика. Дайте оценку действиям учительницы и директора школы. Докажите, какими качествами личности должен обладать учитель и директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведение ученика и принимать педагогически оправданные меры наказания за его проступки.

В педагогической психологии доказано, что объективная оценка учителем поведения учащихся повышает воспитательный эффект его воздействий на поведение школьника. Неправильная оценка поведения школьника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явно выраженный протест.

Внимательно прочитайте ситуацию и дайте ответы на вопросы. Мальчик, которому в первой классе прилепили ярлык шалуна, во второй - хулигана, а в третьей - "отпетого", чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худень­кая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.

Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно.

Может быть, ты меня учить будешь? - повысила голос учи­тельница.- Сядь и не вмешивайся не в свое дело.

Но девочка не села.

Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное слово.

А болен - пусть идет домой, - недовольно сказала учи­тельница, начинавшая уже выходить из себя.

Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете? - допытывалась девочка. - И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите этого видеть.

С точки зрения молодой учительницы, работавшей только второй год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нужны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к директору.

Директор школы за долгую жизнь перевидал разных детей, и многие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на девочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и ска­зал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам.

Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, тихо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице.

Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... - начал он.

Что нужно вызвать ее родителей? - почти перебила Ирина Ивановна.

Нет, я хотел сказать другое, Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять товарища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспи­тываете в них вы, не так ли? - спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну».

Задание 19. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учи­тельница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В.Ро­зова? Какие психологические особенности детского мировоззре­ния увидела учительница в "откровении" учащихся по случаю по­жара школы? Докажите, что педагогический такт в общении с учащими­ся является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.

Педагогической психологией доказано, что большое значение для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя пози­ция по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимо­отношениях с ними.

Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителе писал:

«У каждого человека связана с учителями масса воспоми­наний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: "Самый памятный день в шко­ле". Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость.

Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:

Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя­щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.

Я сказал, что написал правду.

Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать, "безидейное" содержание...

Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что та моя радость выглядела, странной. Но ведь это были мои детс­кие ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаев­на знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой и развиваться свободно, даже помогала этому. Я и по сей день дружу с дорогой Евгенией Николаевной".

Задание 20. Какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии»? Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчи­ка с отцом. Определите тип уста­новок семенного воспитания, представленный в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии».

Мама притянула Журку к себе, посидела молча. Потом серьезно сказала:

Есть у вас общее…

Ваше самолюбие. У обоих одинаковое. Гордость...

Журка подумал над этими словами. Честно подумал, а не так, чтобы сразу

сказать плохое. Но, подумав, беспощадно сказал:

У него не самолюбие, а злость... И какая там гордость? Книжку унес потихоньку и даже сказать побоялся. А я потом хоть сквозь землю...

Но он же не знал! Журка!.. Ты пойми, что он совсем по-другому смотрел на это. Думал, что эти книжки для тебя, как игрушки для малыша: сперва поиграешь, а потом надоест и забудешь. А если забыл про старую игрушку, зачем напоминать? Взял и унес... Помнишь, как я твои старые машинки в кладовку прятала? Если ты не видел, то и не вспоминал, а как увидишь - вцепишься: жалко!

Это совсем другое дело...

Но папа-то не знал, что другое. Он просто тебя не понимал. А ты его. Ты его тоже очень обидел.

Ну да! - вскипел Журка. - На свои обиды у него есть гордость! А меня можно, как... бумажную куклу...

Почему куклу?

А помнишь, когда я маленький был, ты мне разных куколок вырезала из бумаги? А для них одежду бумажную, чтобы наряжать по-всякому... Ну вот, он меня как такого бумажного человечка - будто скомкал... Мама долго молчала. Журка, чтобы спрятать заблестевшие глаза, стал на­тягивать через голову рубашку. Из-под рубашки проговорил:

Я знаю, что сперва был виноват... Потому что так сказал... Но он на ме­ня, как будто я самый страшный враг...

Он горячий... и он уже не думал, что это так закончится! Ему в детстве столько раз попадало от родителей, и он никуда не бегал. Вот и сейчас не понял: что тут страшного.

Задание 21. Проанализируйте ситуацию. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять классному руководителю?

Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом.

Задание 22. Познакомьтесь с отрывком из произведения В. Крапивина «Жу­равленок и молнии». Что можно сказать о педагогических способно­стях Маргариты Васильевны?

Тебе хорошо, готовиться не надо. А я уже третий раз. И зачем Маргари­та меня политинформатором назначила...

Потому что рассказываешь интересно.

А я больше не буду интересно... Надо по очереди, а она все на меня. Пионерское поручение! Если по правилам, то классный руководитель не имеет права пионерские поручения давать, он ведь не вожатый. Нам это еще в третьем классе объясняли. Горька сказал с коротким зевком:

С Маргаритой мы еще хлебнем.

Ну уж, хлебнем, - заступился Журка. - Обыкновенная. Как все учителя... Вот Виктор Борисович - тот в самом деле вредный. Как заорет... Журка даже поежился, вспомнив завуча Виктора Борисовича - сухого, с аккуратным пробором и маленьким ртом, съеженным, как высохшая ро­зочка.

Витенька - просто псих, - сказал Горька. - Маргарита хуже.

Задание 23. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию тот, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на уча­щегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вес­ти занятия».

Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение»

7. _______________________________________

Задание 24.

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам; «Я не думаю, что вы, как пе­дагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

1. «Твое дело - учиться, а не учить учителя».

2. «Таких как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у друго­го учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7. __________________________________________ .

Задание 25. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать».

Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь - заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на пове­дение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав».

7.____________________________________________.

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

КЕЙС – МЕТОД

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

с/п «Село Троицкое»

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

    Анализировать ситуации.

    Оценивать альтернативы.

    Выбирать оптимальный вариант решений.

    Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний - развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

у детей происходит:

    Развитие навыков анализа и критического мышления

    Соединение теории и практики

    Представление примеров принимаемых решений

    Демонстрация различных позиций и точек зрения

    Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

    Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    Образовательные

    2. Образование и достижение личных целей

    3. Повышение уровня коммуникативных навыков

    4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап - выделение основной проблемы (проблем),

3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

    Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Источники формирования кейсов

Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

    Доступ к базе современных учебно-методических материалов

    Организация гибкого учебного процесса

    Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

    Беспрерывное повышение квалификации

    Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

    Ученику

    Работа с дополнительными материалами

    Постоянный доступ к базе консультаций

    Возможность самому готовиться к аттестации

    Общение с другими учащимися в группе

    Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.