«Информационная компетентность учителя – одно из условий эффективности современного урока. Характеристика информационной компетенции

Информационные компетенции:

теория

и основы формирования.


.

Информационная компетенция, одна из важнейших ключевых компетенций младших школьников.

Противоречия:

Проблема:

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Предварительный просмотр:

Информационные компетенции:

теория

и основы формирования.

Российское образование выходит на новый уровень.
Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества На основании приказа Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года на территории России вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт общего образования . Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, то есть современные ключевые компетенции. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, основой для формирования ключевых компетенций.

Качество образования сейчас во многом связано с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, навыков и умений, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся.

Под компетенциями понимают совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

А.В. Хуторской выделил основные ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования.

Мы все живем в информационном обществе. Особое значение в этом обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания.

Противоречия:

  • между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью;
  • между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения.

Проблема: недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Информационная компетентность характеризуется как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде.

Объект исследования: информационные компетенции младших школьников.

Предмет исследования: базовые понятия процесса формироваия информационных компетенций.

Под информационной компетентностью мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Информационная компетентность включает в себя: способность к самостоятельному поиску и обработке информации; способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.

Анализ различных источников информации позволил нам обнаружить, что исследователями этой проблемы используются следующие термины: «информационная компетентность/компетенция», «информационная грамотность» и «информационная культура».

Формирование информационного общества и интеграция российской системы образования поставили перед отечественной педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европейском союзе системой педагогических понятий.
Применительно к использованию новых информационных технологий в образовании одним из основных является термин «информационная компетенция», который имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция». Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной литературе, а в конце 1980-х гг. и в отечественной. В 70 – 80 гг. ХХ в.

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств. Тришина С.В. дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности». Общим для этих определений является следующее: информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами информационных технологий.

Многообразие определений термина «информационная компетенция» свидетельствует о множестве мнений в данной области исследований. Дальнейшее исследование категории «информационная компетенция» важно для разработки методики развития информационной компетентности младших школьников.

Н. Винер заявляя, что «Информация есть информация, а не материя и не энергия» считал, что это понятие относится к таким категориям, как жизнь, движение, сознание . В отношении понятия информация Академик Н. Н. Моисеев приходит к аналогичному утверждению объясняя его тем, что в силу широты этого понятия нельзя дать ему универсальное определение .

«Большая Советская Энциклопедия» содержит определение информации (от лат. informatio - разъяснение, изложение) первоначально понимаемое как сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (к примеру, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т.д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. Со временем это понятие было расширено и стало включать в себя обмен сведениями не только между людьми, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире. Передача наследственных признаков от организма к организму также стала рассматриваться как передача информации .

С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» дает следующее определение информации - это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством». «Сведения» - там же трактуются как «познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо» .

Федеральном Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Изначально понятие «информация» использовалось в качестве элемента языка повседневно-бытового взаимодействия. В последствии значительный объем представлений о содержании понятия «информация» аккумулировала философия. Р. Ф. Абдеев считает, что в науке философии существуют две концепции информации атрибутивная и функциональная которые находятся в противостоянии друг к другу .

Сторонники «атрибутивистов» относят информацию к свойству всех материальных объектов - как неживых, так и живых, т.е. считают ее атрибутом материи. Так определение информации академика В. М. Глушкова отражает этой концепции: «Информация в самом общем ее понимании представляет собою меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. ...Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест листвы».

Сторонники «Функционалистов» связывают информацию только с самоорганизующимися системами, полагая, что информация связана с сознанием как с высшей формой отражения действительности, с его аспектами, характеризующими процессы управления. В соответствии с этим подходом информация - это элемент живой природы, характеризующий, социальную среду человека и технику, как элемент управления. Этот подход разделяют Г. Г. Вдовиченко, Д. И. Дубровский, Н. И. Жуков, П. В. Копнин, Б. С. Украинцева, М. Янкова и другие исследователи .

В специализированных источниках по кибернетики и теории информации сущность понятия «информация» излагается в трактовке научных работ выполненных К. Шенноном и Р. Хартли. К. Шеннон определил единицу количества информации и привел доказательства теоремы характеризующей пропускную способность канала связи, которая утверждает, что восстановление (декодирование) передаваемого сигнала невозможно при скоростях передачи данных, превышающих пропускную способность канала связи. К. Шеннон и У. Уивер предложили вероятностные методы для определения количества передаваемой по каналам связи информации.

Подход к определению информации, базирующийся на теории К. Шеннона описывающей передачу сигналов статистическими методами, привел к тому, что информацию стали определять, как данные, обрабатываемые компьютером, которые могут быть выведены в удобной для пользователя форме, тем самым отождествляя понятия данных и информации. В отличие от данного подхода в стандарте ISO 2382/1-1984, E/F 01.01.02 дается определение информации в котором данные обладают значением: «Информация (в процессах обработки данных и в офисных машинах) - это значение, которое человек присваивает данным на основе имеющихся соглашений. Данные - это представление данных и инструкций в виде, удобном для передачи и обработки человеком или машиной» .

Информация в кибернетике - это мера устранения неопределенности или энтропии, представляющей собой количественную меру неопределенности Уменьшение энтропии появляющимися сведениями приводит к формированию информации . При этом подходе информация является не показателем состояния системы, а мерой взаимосвязи между явлениями, процессами, системами.

Информационная составляющая явилась основой, положенной Н. Винером в науку кибернетику, исследующую вопросы управления в живых организмах и технических системах. Ключевое значение понятия информации в кибернетике определяется тем, что эта наука изучает технические механизмы и живые организмы применительно к их способности воспринимать, хранить, передавать и перерабатывать информацию с формированием управляющих сигналов управляющих направлением их дальнейшей деятельности. Н. Винер считает, что «информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» . Н. Винер дает обширную трактовку процессов управления (регулирования), называя исследуемую им область кибернетикой . Базой исследований Н. Винера явилась теория регулирования с обратной связью, в основу которой легли труды таких философов и ученых как Платон, Ампер, Вышнеградский, Ляпунов и другие .

Слово «кибернетика» (от др.-греч. хирвругрч"хп - искусство управления ) встречается довольно часто у Платона, где обозначает искусство управлять кораблем, искусство кормчего, а в переносном смысле - также искусство управления людьми. В 1834 г. знаменитый французский физик А.-М. Ампер, занимавшийся также вопросами классификации наук, назвал, по примеру древних, кибернетикой (cybernetique ) науку об управлении государством. В таком значении это слово вошло в ряд известных словарей XIX в. Ампер относил кибернетику вместе с «этнодицеей» (наукой о правах народов), дипломатией и «теорией власти» к политическим наукам, причем кибернетика и теория власти составляли у него «политику в собственном смысле слова» .

Академик А. И. Берг определяет кибернетику как науку об оптимальном управлении любыми сложными динамическими системами, основанную на теоретическом фундаменте логики и математики с использованием средств автоматизации. Кибернетика по В. М. Глушкову - это наука «об общих законах преобразования информации в сложных управляющих системах».

Динамическая теория информации представляет собой специальный раздел синергетики, в котором полагается, что информация - это запомненный выбор одного или нескольких вариантов из определенного количества равноправных и возможных вариантов . Ключевыми звеньями в таком понимании являются мера информации (характеризующая ситуацию выбора), цель и ценность информации (характеризующие помощь в достижении цели) .

Специалисты по социальному управлению и массовой коммуникации так же, как и исследователи в области информатики, кибернетики, экономики предпринимают попытки рассмотреть структуру информационного потока. По концепции Б. Евладова информация делится на четыре основных вида: общественно-политическую, учетно-статистическую, контрольно-измерительную, научно-техническую.

Информация обладает общими для всех возможных ее видов свойствами. К ним можно отнести ее связь с определенной самоорганизующейся системой, ее ценность и структурированность .

Качественную составляющую информации ученые рассматривали в основном в ходе анализа математико-теоретических и некоторых содержательных средств, методов, подходов .

Количественная теория информации, предложенная А. А. Харкевичем в 1960 году, определяет ценность информации как некое приращение вероятности достижения цели, явившееся результатом использования этой информации .

Информация не может быть самостоятельным объектом правоотношений без связи ее с содержанием, носителем и потребителем. Информация может представляться в виде научных, технологических, технических, коммерческих и других знаний, представляющих результат интеллектуального труда. Понятие «информация» как правовая категория представляет собой объект гражданских прав, так, если в обыденной жизни под информацией понимают сообщение о чем-то, в области науки - сведения, являющиеся объектом исследования, переработки, передачи и хранения. Информация и связанные с ней отношения не могут выступать в качестве объекта правового регулирования, если информация не конкретизирована и не имеет объективной определенной формы представления, по отношению к которой может быть установлен соответствующий ей правовой режим . Общественные отношения, которые подлежат регулированию правом возникают по отношению, прежде всего, к информации, находящейся в гражданском, административном или каком-либо другом общественном обороте .

Количество информации характеризуют такие показатели, как объем, емкость, информативность, плотность. Качественно информацию можно оценить при помощи таких свойств, как новизна, полнота, полезность, ценность, достоверность .

Смысловое содержание информации включает в себя множество различных аспектов, возникающих в зависимости от складывающихся на текущий момент обстоятельств, в реальной жизни, так информация может быть устаревшей и актуальной, ложной и достоверной, субъективной и объективной, однобокой и многоплановой, обличающей и оправдывающей безосновательной и обоснованной, компрометирующей и поддерживающей.

Объединенные в совокупность информация, средства ее передачи и обработки, которыми обладают общество и государство, составляют информационные ресурсы.

С информацией могут производиться различные действия: сбор, регистрация, учет, хранение, обработка, изучение, анализ, обобщение, сертификация, защита информации, купля- продажа, нетоварный обмен. Информация находится в непосредственной связи с материальным носителем и на ее передачу затрачивается энергия.

Определение «информация» (от лат. informatio - понятие, представление, разъяснение, ознакомление) в философском энциклопедическом словаре означает сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы) .

Общепедагогическая схема результатов образования может быть представлена следующими уровнями: первый - грамотность, второй - образованность, третий - компетентность, четвертый - культура и пятый - менталитет . Относительно информационной деятельности схема результатов образования на каждом этапе может соответственно содержать :

  • 1) информационную грамотность, включающую знания и умения, требующиеся для идентификации (выделения нужной для решения задачи) информации, поиска информации, структуризации, анализа полученной информации, оценки достоверности информации, соблюдения этических норм, использование информации для решения той или иной задачи ;
  • 2) информационную образованность, которая включает опыт творческой деятельности в результате применения приобретенных знаний и умений на практике и опыт эмоциональноценностного отношения к окружающей действительности, направленный на исследование и преобразование информации;
  • 3) информационную компетентность, включающую системные знания, умения и опыт личности в области обращения с информацией и информационно-коммуникационными технологиями, способность развивать свои знания, умения и принимать решения адекватные изменяющимся условиям или нештатным ситуациям с использованием современных средств для работы с информацией ;
  • 4) информационную культуру, подразумевающую определенный уровень знаний, для осуществления информационного взаимодействия и свободного ориентирования личности в информационном пространстве, а также для участия в его формировании ;
  • 5) информационный менталитет - устойчивые, основания мировоззрения, поведения, мировосприятия, придающие личности уникальность и неповторимость во взаимосвязи с открытостью к информации и способностью ее к самореализации в ментальном духовном пространстве .

О. Б. Зайцева понятие «информационная компетентность» определяет как индивидуально-психологическую характеристику интегрирующую определенный набор личностных качеств, теоретические знания и практические умения в сфере инновационных технологий .

В исследованиях А. Н. Завьялова информационная компетентность определяется, как обладание личности определенным набором знаний, умений, навыков, опытом для решения определенных социально-профессиональных задач с использованием новых информационных технологий, при этом необходимо уметь совершенствовать полученные ранее знания и постоянно получать опыт в области своей профессиональной деятельности .

А. Л. Семенова рассматривает информационную компетентность как новую грамотность, включающую умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных и нестандартных ситуациях с использованием технологических средств .

А. В. Хуторской выделил основные ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция, или компетенция личностного совершенствования. Он утверждает, что при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, что в целом составляет основу информационной компетентности.

Так же исследователь рассматривает информационную компетентность с двух сторон: объективной и субъективной . Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

С. В. Тришина и А. В. Хуторской к задачам развития информационной компетенции относят обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве .

С. Д. Каракозов рассматривает информационную компетентность как элемент «информационной культуры личности», которая «представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» .

Под информационной компетентностью будем понимать «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» .

Свойствами понятия «информационная компетентность» по С. В. Тришиной являются: дуализм; относительность; структурированность; селективность; аккумулятивность; самоорга- низованность; «полифункциональность» .

К показателям информационной компетентности Е. Н. Бобо- нова относит :

  • - готовность к освоению доступа к большому объему информации и ее аналитической обработке;
  • - формирование и развитие творческих качеств личности;
  • - высокий уровень коммуникативной культуры, культуры передачи получения, хранения, отбора, представления информации;
  • - готовность к освоению социального и научного опыта;
  • - способность к рефлексии и саморефлексии.

Основываясь на зарубежных стандартах по информационной компетентности, X. Лау выявляет следующие ее компоненты : получение информации, оценивание информации, использование информации.

Выделяют такие компоненты, составляющие информационную компетентность: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный и следующие функции: познавательную, коммуникативную, адаптивную, нормативную, оценочную, интерактивную .

Информационная компетентность связана со знаниями и умениями необходимыми для работы с информацией с использованием современных информационных технологий для решения повседневных учебных задач .

Информационно-коммуникационная компетентность (далее - ИК-компетентность) - это способность эффективно работать с информацией, решать конкретные (практические) повседневные задачи, умело используя возможности информационно-коммуникационных технологии и соблюдая при этом этические и правовые нормы, для того чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества.

При этом ИК-компетентность предполагает, в первую очередь, сформированность универсальных навыков мышления и решения задач (умения наблюдать и делать логические выводы, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл высказываний и пр.), а не умение работать с определенными программными продуктами или пользоваться техническими возможностями компьютера.

ИК-компетентность включает в себя семь составляющих.

  • 1. Определение (информации): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию.
  • 2. Доступ (к информации): умение искать и находить информацию в различных источниках.
  • 3. Управление (информацией): умение классифицировать или организовывать информацию.
  • 4. Интеграция (информации): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников.
  • 5. Оценка (информации): умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения.
  • 6. Создание (информации): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи.
  • 7. Передача (информации): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории .

Каждое из этих умений имеет когнитивные, этические, социальные и технологические аспекты. В данном случае акцент делается на когнитивных и этических компонентах, рассматриваемых в контексте технологических навыков.

Формирование информационного общества и интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед отечественной педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научно-категориального аппарата в соответствие с общепринятой в Европейском союзе системой педагогических понятий. Знаниевая парадигма образования пересматривается с позиции компетентностного подхода. Как отмечается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны» (1). Новая образовательная парадигма должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции (2).

Применительно к использованию новых информационных технологий (НИТ) в образовании одним из основных является термин «информационная компетенция», который имеет различные трактовки. Составляющими понятия «информационная компетенция» выступают понятия «информация» и «компетенция».

Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной литературе, а в конце 1980-х гг. и в отечественной. В 70 – 80 гг. ХХ в. в США уделялось большое внимание разработке концепции обучения педагогов на основе компетентностного подхода (). Тогда же зарождается специальное направление – компетентностный подход к общему и профессиональному образованию в рамках которого изучаются возможности компетентностного подхода к педагогической деятельности, делаются попытки оценить педагогическую деятельность на основе компетенций, формируется определение термина «информационная компетенция» .

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» (4). А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств (5). С.В. Тришина дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» (6). В частнонаучных исследованиях, например применительно к методике обучения иностранным языкам, информационная компетенция трактуется как способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку и культуре страны изучаемого языка (7).

Общим для этих определений является следующее: информационная компетенция неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами НИТ.

Многообразие определений термина «информационная компетенция» свидетельствует о плюрализме мнений в данной области исследований, что предполагает необходимость дальнейшего изучения темы. Дальнейшее исследование категории «информационная компетенция» важно для разработки методики развития информационной компетентности студентов педагогического вуза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, – 2007. – С. 264.
2. Архангельский C.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. – М., 2003. – 368с. – С.4.
3. Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects/ Ed. By W.R. Houston, R.B. Howsam. – Chicago: Science Research Association, 1972, Vol. X, – 182 p.
4. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 19 с. – С.14.
5. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. – С.32.
6. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.
7. П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf – С.4.

Ссылка на статью : Составляющие понятия «информационная компетенция»// Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций (Текст): материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 23-25 нояб. 2009 г. / Учреждение Рос. акад. Образования «Урал. отд-ние»; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. Ч.3. 254 с. C.184-186

  • < Назад
  • Вперёд >

Авторские права

Информация, расположенная на сайте является интеллектуальной собственностью автора сайта - Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с сайт на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).

В статье рассмотрены основные подходы к терминам «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция», «профессиональная компетентность» и «информационная компетентность»; классификации компетенций и компетентностей; структура информационной компетентности.

Современный этап развития образования отличается всё более плотным внедрением компетентностного подхода, который предполагает чёткую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения каждым человеком своего образования с учётом успешности в профессиональной и личностной деятельности, а также в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. В целом компетентностный подход исходит из следующей позиции: в процессе обучения человек должен приобрести конкретные практико-ориентированные знания и развить определённые социально и профессионально важные качества, благодаря которым он сможет стать успешным в жизни .

Педагог XXI века должен не только обладать необходимым для профессиональной деятельности объёмом знаний, но и уметь ими творчески пользоваться в учебной деятельности: определять цели познавательной деятельности; находить оптимальные способы реализации поставленных целей; использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты; организовывать свою деятельность; сотрудничать с обучаемыми.

Трансформация образования в высокотехнологическую сферу актуализирует педагогические исследования и разработку проблем, связанных с формированием информационной компетентностибудущих специалистов. Особую роль в становлении информационно компетентного педагога играет образование, полученное в высшем учебном заведении, ориентированное на практические навыки, на способность применять знания в новых педагогических условиях и ситуациях. Важными при таком подходе являются как общие математические и естественнонаучные дисциплины, так и общепрофессиональные учебные предметы, направленные на овладение компьютерными технологиями студентами педагогического вуза. В частности, применение компьютерных технологий в процессе обучения и преподавания отельных дисциплин в вузе повышает профессиональные возможности студентов, тем более, что педагогическая культура будущего учителя должна включать и такие профессиональные знания, умения, навыки и опыт деятельности, которые в своей совокупности носят название «информационной компетентности» (далее – ИК).

В контексте заявленной темы ведущими категориями являются «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция», «профессиональная компетентность», «информационная компетентность». Несмотря на то, что эти термины активно используются в научной и учебной литературе, нормативной и повседневной разговорной лексике, тем не менее, трактовка стоящих за ними понятий до сих пор остаётся многозначной. Прежде чем определиться с термином «информационная компетентность», необходимо выявить основные существующие подходы к определению и сами определения понятий – «компетенция» и «компетентность».

В современной педагогической литературе категории «компетенция» и «компетентность» получили широкое освещение. Анализ трудов ведущих отечественных учёных позволяет выделить несколько подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность».

Понимание компетенции как совокупности взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков и способов деятельности отражено в трудах Т.Е. Исаева, Н.Т. Печенюк, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского, К.В. Шапошникова и др. . Компетентность же видится этими исследователями как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией. По мнению авторов, компетентный человек – это обладатель соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Опора на деятельностную составляющую педагогического образования в определении рассматриваемых терминов отмечена ведущими отечественными учёными (Э.Ф. Зеер, Л.С. Лисицына, Г.К. Селевко и др.) . Обобщая взгляды этих авторов, можно сказать, что компетенции характеризуют различные предметы и виды деятельности специалиста, а компетентность выступает как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности.

Ориентация на результат обучения и рассмотрение компетенции как готовности субъекта эффективно организовывать собственные ресурсы для достижения поставленной цели, а компетентности как результата образования, выражающегося в овладении обучаемыми определённым набором компетенций, прослеживается в трудах Г.Б. Голуб, А.Н. Завьялова, Е.Я. Когана, И.С. Фишмана и др.

В целом, понимание терминов «компетенция» и «компетентность» с содержательной, деятельностной и результативной сторон позволяет наиболее точно представить сущность этих понятий применительно к сфере образования. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет дать обобщённое определение термина «компетенция», как полученные в результате обучения в вузе знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на успешную профессиональную самореализацию; а «компетентность» как способность и готовность использовать приобретённые и развитые в вузе компетенции для решения учебных и профессиональных задач.

В современной педагогической науке и практике широко применяется дефиниция «информационная компетенция ». Исследователи (О.Б. Зайцева, Л.К. Раицкая, А.Л. Семенов, П.В. Сысоев, С.В. Тришина и др.) информационную компетенцию понимают как знания, умения, навыки и способы деятельности в области информационных технологий, направленные на решение профессиональных задач. На основе анализа имеющихся в научной и методической литературе характеристик можно определить информационную компетенцию, как приобретённые в результате обучения конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на эффективное принятие решений в учебной и профессиональной деятельности, посредством использования компьютерных технологий .

В нормативные документы и повседневную практику современного российского высшего образования прочно внедрился термин «профессиональная компетентность ». Взгляды теоретиков относительно этого термина также неоднозначны. В психолого-педагогической литературе понятие «профессиональная компетентность» определяется как: а) совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда (Э.Ф. Зеер, Г.М. Коджаспирова и др.) ; б) единство теоретической и практической готовности к труду (А.Л. Семенов, К.В. Шапошникова и др.) ; в) комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств (О.Н. Шахматова, В.М. Шепель и др.) . При некотором различии приведённых и других трактовок понятия, во всех них присутствует когнитивный и эмоциональный элементы, лексически по-разному оформленные. Обобщив имеющиеся определения, мы будем понимать термин «профессиональная компетентность» как совокупность интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность .

Таким образом, можно констатировать, что постоянное обновление понятийно-категориального аппарата педагогики и образования сопровождается активным осмыслением многих новых категорий и понятий, к каковым относятся, в частности, и понятия «компетенция», «компетентность», «информационная компетентность» и др., диапазон имеющихся определений которых в настоящее время весьма широк. Такое положение можно объяснить тем, что авторы подводят под свои определения разные основания (в ряде случаев в конкретные определения включается подробное описание структурных элементов; в некоторых трактовках делается упор на универсальность искомого определения).

Если исходить из дефиниции «понятия» как формы рационального познания, отражающей в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством общих и специальных признаков, в которых выступают свойства предмета и явления , то можно сказать, что начало разработки понятия «информационная компетентность» уходит своими корнями в конец 90-х гг. XX века и продолжается до настоящего времени.

Однако общепринятого определения термина «информационная компетентность» на данный момент не выявлено. Можно отметить, что в авторских трактовках термина «информационная компетентность» у большинства исследователей (А.Н. Завьялов, Э.Ф. Морковина, Г.К. Селевко и др.) просматривается сходство в том, что ИК неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами компьютерных технологий. Так, Г.К. Селевко, понимает информационную компетентность как «умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации» . А.Н. Завьялов расширяет трактовку информационной компетентности (называемой им ещё и компетентностью ИТ-специалиста) и определяет её, как «обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами компьютерных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области» . Э.Ф. Морковина видит информационную компетентность как основу профессиональной компетентности, так как именно она, с одной стороны, обеспечивает реализацию профессиональных знаний, умений и навыков студента, с другой стороны, сама является условием его функционирования . Как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств, видит информационную компетентность А.Л. Семенов . В последнем определении видна уязвимость трактовки ввиду её «принципиальности», так как использование технологических средств априори предполагает опору на эмпирический опыт, что не позволит «принять принципиально новые решения» даже в «непредвиденных ситуациях».

Присутствие в литературе различных определений терминов свидетельствует, с одной стороны, о плюрализме мнений в данной научной области, с другой – делает необходимым определение места информационной компетентности в рамках компетентностного подхода. Поэтому важной для современной педагогической науки продолжает оставаться проблема классификации компетенций и компетентностей (В.И. Байденко, А.Н. Дахин, Э.Ф. Зеер, Е.М. Сартакова, А.В. Хуторской и др.).

До настоящего момента нет единой классификации компетенций , так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у студента в процессе получения высшего педагогического образования. В научной литературе выделяют следующие группы компетенций:

  • Профессиональные (предметные) компетенции. Эти компетенции в зарубежной литературе рассматривают как «готовность и способность на основе предметных знаний и навыков решать задачи и проблемы целесообразно, методически верно, а также оценивать результаты» , тогда как отечественные исследователи определяют их как профессиональные приёмы, навыки, технологии и методы предметной области обучения .
  • Базовые (ключевые) компетенции. Данные компетенции определяют как «способность рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, быть лидером, решать задачи, адаптироваться, работать как в команде, так и самостоятельно» , в общем – это компетенции, которыми должны обладать все люди, независимо от их профессиональной принадлежности.
  • Социально-личностные (персональные) компетенции – это некая совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом .
  • Информационные компетенции понимаются как знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий .

Необходимо отметить, что под эти группы компетенций подведены разные основания. Во-первых, они подразделяются на те, которые касаются всех людей и в то же время делятся по своей нацеленности на вполне определённые характеристики (качества, свойства) людей. Во-вторых, это группа компетенций, в основу которой заложен практико-ориентированный подход, к которому следует отнести и информационные компетенции.

В научной литературе рассматривается вопрос и о классификации компетентностей . Так, в работах Г.Б. Голуб, А.Н. Дахина, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Э.Ф. Морковиной, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского и др. можно выделить следующие виды компетентностей: образовательную, профессиональную, информационную, аналитическую, когнитивную, коммуникативную, общекультурную, организаторскую, прогностическую, проектировочную, технологическую и др. Следует подчеркнуть, что практически все исследователи делают акцент на важности информационной и коммуникационной компетентностей, значимости и взаимосвязи данных компетентностей в жизни выпускников вузов. Так, Э.Ф. Морковина отмечает, что информационная и коммуникативная компетентности выполняют интегративную функцию ввиду того, что развитие когнитивной компетентности невозможно без умения работать с информацией, что эта информация необходима в обучении студентов, которое невозможно без вступления в коммуникационные процессы .

К вопросу о структуре информационной компетентности обучающегося в разное время обращались исследователи В.В. Бондарь, А.Н. Завьялов, Э.Ф. Морковина, А.Л. Семенов, А.А. Темербекова, С.В. Тришина и др. . Все авторы говорят о взаимосвязи и взаимозависимости структурных элементов ИК, при этом исследователи либо выстраивают их иерархию, либо указывают на функциональное равенство компонентов. В качестве основных выделяются следующие компоненты информационной компетентности:

  • мотивационно-ценностный , заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучаемого в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение к работе и к жизни в целом ;
  • профессионально-деятельностный , определяемый как способность применять информацию, владение современными методами и способами поиска, сбора образовательной информации, умение находить информацию из различных источников, умение систематизировать и обобщать информацию, умение использовать полученную информацию для профессионально-педагогической деятельности ;
  • технико-технологический , отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;
  • коммуникативный , показывающий знание, понимание, применение естественных и формальных языков, технических средств коммуникаций для передачи информации от одного человека к другому (вербальных и невербальных);
  • операциональный , заключающийся в коммуникативной, методической, организаторской и конструктивной деятельности .

На наш взгляд, только комплексное применение представленных элементов позволит не только формировать, но и развивать информационную компетентность будущих учителей. Целенаправленное формирование всех элементов информационной компетентности способствует подготовке грамотного профессионала-специалиста в педагогическом вузе.

Таким образом, изучение и анализ теоретических подходов к рассмотрению сущности и структуры информационной компетентности позволяет констатировать наличие плюрализма мнений, множества трактовок таких понятий как: «компетенция», «компетентность», «информационная компетенция», «профессиональная компетентность» и «информационная компетентность», что можно объяснить относительной новизной этих понятий как предмета исследования в педагогической науке и многоаспектностью их приложения к образовательной практике. Нами термин «компетенция» понимается как полученные в результате обучения в педагогическом вузе знания, умения, навыки и способы деятельности, направленные на успешную профессиональную самореализацию, а «компетентность» как способность и готовность использовать приобретённые и развитые в вузе компетенции для решения учебных и профессиональных задач. Термин «профессиональная компетентность» используется нами в значении совокупности интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих педагогу эффективно проектировать и осуществлять свою профессиональную деятельность. Такое понимание терминов «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» обусловило и наше понимание информационной компетентности студента педагогического вуза , которая определяется нами как интегративное качество, характеризующееся высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса.

Исходя из нашего определения, в структуре информационной компетентности студента педагогического вуза мы выделяем комплекс приобретаемых ими информационных компетенций: терминологическую компетенцию, компетенцию в области владения стандартными средствами обработки информации, компетенцию в сфере организации учебной работы в предметной области с помощью компьютерных технологий.

Систематизация имеющихся подходов к определению структуры информационной компетентности позволила нам выделить в качестве её основных компонентов мотивационно-ценностный, профессионально-деятельностный, технико-технологический, коммуникативный и операционный.

Внедрение компетентностного подхода в отечественную образовательную практику соответствует общемировым тенденциям, отвечает требованиям инновационного развития образования, достаточно органично сочетается с традиционной инструментально-педагогической триадой: «знания – умения – навыки». Введение в новое поколение стандартов образования нормативного требования «компетенция» означает смещение акцентов на развитие способностей выпускников применять знания, умения и компетенции в повседневной учебной и профессиональной деятельности с целью личного развития и решения социально-профессиональных задач.

Список литературы

  1. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М. : Логос, 2011. – 336 с.
  2. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя [Текст] // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 55-60.
  3. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста [Текст] / Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – 173 с.
  4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. – В надзаг. : Интернет-журнал «Эйдос». – загл. с экрана.
  5. Шапошников, К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности [Текст] : Автореф. дис. …канд. пед. наук / К.В. Шапошников. – Йошкар-Ола, 2006. – 26 с.
  6. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании [Текст] / Э.Ф. Зеер // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / Отв. ред. Ткаченко Е.В., Галагузова М.А. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 592 с.
  7. Лисицына, Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем [Текст] / Л.С. Лисицына. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. – 147 с.
  8. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко // Народное образование. 2004. – №4. – С. 138-144.
  9. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст] : Дис. канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. – Армавир, 2002. – 169 с.
  10. Раицкая, Л.К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка в высшей школе: сущность, пути формирования [Текст] / Л.К. Раицкая // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Пятый межвузовский семинар по лингвострановедению: Сб. статей. В 2 ч. Ч. 1. – М. : МГИМО-Университет, 2008. – С. 142-152.
  11. Семенов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л. Семенов. – М. : Изд-во МИПКРО, 2000. – 12 с.
  12. Сысоев, П.В. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf. – загл. с экрана.
  13. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. – В надзаг. : Интернет-журнал «Эйдос». – загл. с экрана.
  14. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический проект, Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  15. Когаловский, М.Р. Перспективные технологии информационных систем [Текст] / М.Р. Когаловский. – М.: ДМК Пресс; М: Компания АйТи, 2003. –288 с.
  16. Семенов, А.Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании: Теория и практика [Текст] / А.Л. Семенов. – М. : ИНТ, 2006. – 326 с.
  17. Шахматова, О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы [Текст] О.Н. Шахматова: Дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2000. – 187 с.
  18. Шепель, В.М. Человековедческая компетентность менеджера: управленческая антропология [Текст] / В.М. Шепель. – М. : Народное образование, 1999. – 432 с.
  19. Гузненко, З.И. Развитие общекультурных компетенций студентов-историков в процессе самостоятельной работы по дисциплинам предметного цикла [Текст] / З.И. Гузненко, В.В. Шаламов // Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: теория и практика. – Екатеринбург: Урал.пед.ун-т, 2010. – в 3-х ч. : Ч. 1. – С. 186-195.
  20. Завьялов, А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования) [Текст] : Автореферат кандидатской диссертации / А.Н. Завьялов. – Тюмень, 2005. – 17 с.
  21. Морковина, Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном пространстве [Текст] : Дис. канд. пед. наук / Э.Ф. Морковина. – Оренбург, 2005. – 212 с.
  22. Rahmenlehrplan fur den Ausbildungsberuf Berufskraftfahrer // Berufskraftfahrerin. BIBB, 2000.
  23. Байденко, В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст] / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод. сб. – М. : Высш. шк., 2002. – С. 14-32.
  24. Байденко, В.И. Болонский процесс: середина пути [Текст] / В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.
  25. Сартакова, Е.М. Социально-личностные компетенции и условия их развития [Электронный ресурс] / Е.М. Сартакова // Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped23.html. – В надзаг. : Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – загл. с экрана.
  26. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 29 с.
  27. Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман // Вопросы образования. – 2008. – № 2. – С. 161-185.
  28. Темербекова, А.А. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема, монография [Текст] / А.А. Темербекова, В.В. Бондарь. – М. : Изд-во МГУ, 2008. – 191 с.

Библиографическая ссылка на статью: Грибан О.Н. Сущность и структура информационной компетентности студентов педагогического вуза // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Вып. 7. – Екатеринбург: СВ-96, 2012. – 456 с. – С. 336-344.

  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).
  • Приход информационной эры ознаменовался внедрением в нашу повседневную жизнь огромного количества информационных технологий. Они делают нашу жизнь легче, они же накладывают на нас определённые ограничения. Повсеместное использование информационно-вычислительных систем и экспоненциальный рост объёмов информации, необходимой человеку для успешного функционирования в информационном обществе, обусловили потребность в новой компетентности – информационной.

    Впервые термин «информационная компетентность» был использован в 1992 году в ходе обсуждения Советом Европы проблем среднего образования. В ходе этого симпозиума европейскими учёными был составлен следующий список ключевых компетенций, необходимых личности для адаптации и самореализации в информационном обществе:

    Изучать;

    Сотрудничать;

    Приниматься за дело;

    Адаптироваться.

    После вступления России в Болонский процесс эта проблема обратила на себя внимание и отечественных исследователей. Учитывая опыт европейских коллег, российские учёные выделили следующие ключевые компетенции:

    Учебно-познавательные;

    Информационные;

    Ценностно-смысловые;

    Общекультурные;

    Коммуникативные;

    Личностного самосовершенствования;

    Социально-трудовые.

    По мнению А.В. Хуторского введение компетентностного подхода в отечественную систему образования позволит решить характерную для российской системы образования проблему, когда ученики, обладая высоким уровнем теоретических знаний, испытывают затруднения в их реализации на практике при решении конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций .

    Разработчики Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года всецело разделяют эту точку зрения, относя к числу приоритетных задач обеспечение инновационного характера российского образования, в том числе за счёт компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

    Несмотря на то, что проблемой изучения генезиса понятия «информационная компетентность» занимается целый ряд отечественных и зарубежных учёных, содержание данного понятия в научно-педагогической литературе по-прежнему определяется весьма неоднозначно. Существует два подхода к определению понятия «информационная компетентность».

    Сторонники первого подхода (О.Н. Ионова, В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина, К.К. Хенер и др.) рассматривают информационную компетентность в узком смысле, делая акцент на умении пользоваться различными техническими средствами обработки информацией и фактически приравнивая информационную компетентность к компьютерной грамотности.

    Так, по мнению В.Ф. Бурмакиной информационную компетентность можно считать сформированной лишь в случае уверенного владения учащимися всеми компонентами ИКТ-грамотности при решении вопросов, возникающих в ходе учебной или другой деятельности. При этом особое внимание следует уделять овладению метапредметными навыками: познавательными, этическими, техническими .

    О.Н. Ионова считает информационную компетентность интегративным качеством личности, представляющим новообразование из знаний, умений и способностей в сфере информационной деятельности, которое позволяет самостоятельно адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям в самых разнообразных сферах деятельности с использованием новых информационно-технических средств .

    Согласно К.К. Хенер информационная компетентность является совокупностью знаний, умений и навыков, которые формируются в ходе обучения информатике и самообразования в области информационных технологий .

    Второй подход рассматривает информационную компетентность в широком смысле, когда во главу угла ставится собственно информация и умение работать с ней. Приверженцами данной теории являются Д.С. Ермаков, Н.Н. Коровкина, Е.В. Петрова, С.В. Тришина, А.В. Хуторской и др.

    Е.В. Петрова рассматривает информационную компетентность как способность осмысления человеком реалий информационного общества и как средство для реализации всех предоставляемых им возможностей. Она считает, что для подготовки специалиста, квалификация которого отвечала бы постоянно изменяющимся требованиям социума, необходимо использовать все образовательные возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникативными технологиями .

    Схожей точки зрения придерживается Д. С. Ермаков, определяющий информационную компетентность как «осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами мышления, ценностями, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах информационной деятельности; способность, готовность и опыт самостоятельной информационной деятельности» .

    Н.Н. Коровкина вкладывает в понятие «информационная компетентность» не только умение находить и хранить различную информацию, но и умение её пользоваться, а для этого необходимо научиться работать с разнообразными информационными системами:

    Алфавитным каталогом в библиотеке;

    Текстом учебника, книги, энциклопедии;

    Электронными источниками информации .

    Российские исследователи С.В. Тришина и А.В. Хуторской, причисляя информационную компетентность к числу ключевых, рассматривают её как отражение требований, предъявляемых социумом к тому или иному специалисту, в его профессиональной деятельности. Это сложное, многоаспектное качество личности, включающее в себя поиск, анализ, отбор, усвоение и переработку, информации с целью получения знаний для принятия оптимальных решений в различных сферах деятельности . Вопросы развития информационной компетентности школьников и студентов рассмотрены в работах И.Д. Белоусовой , И.Н. Мовчан , Г.Н. Чусавитиной .

    При этом учёные акцентируют внимание на том, что понятия «компетенция» и «компетентность», которые многими используются как синонимы, необходимо различать.

    Компетенция представляет собой социальный заказ, требование к образовательной подготовке личности, являющееся необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности в определённой области.

    Компетентность же, рассматривается как уже сформированное личностное качество специалиста, имеющего необходимый опыт работы в заданной сфере .

    Аналогичного мнения придерживаются и разработчики федеральных государственных образовательных стандартов, разводя понятия «компетенция» и «компетентность».

    «Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей» .

    «Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем» .

    В своей работе мы будем придерживаться второго подхода, понимая под информационной компетентностью умение работать с информацией, т.е. находить, получать, анализировать, обрабатывать и использовать информацию при решении повседневных проблем, учебных ли или бытовых.

    Определившись с терминологий, можно переходить к следующему вопросу – что делает информационную компетентность столь значимой.

    Правомерность отнесения информационной компетентности к группе ключевых не вызывает никаких сомнений. Умение работать с информацией помимо прочих входит в состав познавательных универсальных учебных действий, формирование которых начинается уже в начальной школе и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов. К концу начального периода обучения ребёнок должен научиться:

    Самостоятельно организовывать поиск информации:

    Пользуясь учебной литературой (учебниками, словарями, энциклопедиями, справочниками, в том числе электронными) и информационными ресурсами Интернета, находить информацию, необходимую для выполнения учебных заданий;

    Критически относиться к получаемой информации, сопоставляя её со своим жизненным опытом и информацией из других источников

    Выделять из всего объёма информации лишь существенную и нужную для решения конкретной задачи;

    Производить запись выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

    Систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать интерпретировать и преобразовывать содержащуюся в тексте информацию;

    Проводить сравнение, классификацию и генерализацию целого ряда объектов по определённым критериям;

    Выявлять несложные причинно-следственные связи;

    Объяснять и обосновать свои ответы и утверждения, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

    Формирование собственно ИКТ-компетентности, которая относится к числу метапредметных результатов, также начинается на начальной ступени общего образования и происходит в результате изучения всех без исключения предметов.

    Обучающиеся учатся работать с гипермедийной информацией, объединяющей в себе текст, графику, звук, гиперссылки, флэш-анимацию и многое другое. Они осваивают общие принципы работы с ИКТ, учатся использовать средства ИКТ в своей учебной и познавательной деятельности.

    Выпускники начальной школы должны научиться:

    Безопасной работе с компьютером и ИКТ;

    Находить в Интернете, электронных словаря, справочниках и базах данных требуемую информацию;

    Сохранять полученную информацию, создавая на компьютере собственные папки или используя съёмные носители;

    Использовать основные возможности тестового редактора;

    Создавать средствами ИКТ модели объектов реального мира;

    Создавать презентации.

    Таким образом, информационная компетентность не без основания причислена к разряду ключевых компетентностей. Обладание ею является одним из обязательных условий для адаптации и возможности самореализации в современном обществе.

    Несмотря на то, что на современном этапе развития науки термин «информационная компетентность» используется достаточно часто, он по-прежнему трактуется неоднозначно.

    Очевидно, что в условиях столь стремительного развития информационного общества нельзя более отождествлять информационную компетентность с элементарной компьютерной грамотностью. Требуется гораздо более глубокий и системный анализ данного явления.

    Чтобы понять какое же место отводится информационной компетентности в процессе перестройки системы российского образования и создания личности, способной быстро адаптироваться к требованиям динамично меняющегося мира, необходимо, прежде всего, определить, что же представляет собой информационная компетентность и каковы её структура и функции. Именно этому и будут посвящены наши дальнейшие изыскания.


    Библиографический список

    1. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 12 декабря. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2005/1212.htm (дата обращения: 21.12.2014).
    2. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с.
    3. Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. В. Новгород: [б. и.], 2007. 20 с.
    4. Хенер К.К., Шестаков А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. М., 2004. № 12. С. 5-9.
    5. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. №2. С. 37-43.
    6. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
    7. Коровкина Н.Н. Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы // Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок». URL: http://festival.ru/index.php?numb-artic=412191 (дата обращения 21.12.2014).
    8. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/ 2005/0910-11.htm.
    9. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 12-15.
    10. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2006, – 186 с.
    11. Белоусова И.Д. Развитие информационной компетентности учителей с использованием обучающей программы «Хронограф-тренажер» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 146-151.
    12. Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111.
    13. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук / Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
    14. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 18. № 4. С. 30-32.
    15. Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // В сборнике: Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России 2011. С. 338-345.
    16. Чусавитина, Г.Н. Формирование компетентности будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности // Вестник МГОУ. Серия «Открытое образование». – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – 1 (20). С. 92-97.
    17. Тришина С.В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL: http://www.eidos.ru/journal /2004/0622-09.htm (дата обращения: 21.12.2014).
    18. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с.
    Количество просмотров публикации: Please wait