Информационная борьба. Информационная борьба в современной войне вопросы теории. Цели информационной войны

Участник гражданских войн в России и Испании, советско-финской, Великой Отечественной и войны с Японией. Маршал СССР. Награжден званием Героя Советского Союза, орденом «Победы», другими высокими правительственными наградами.

Революционная юность

Подобно многим командирам Красной Армии того периода, Кирилл Афанасьевич Мерецков был крестьянского происхождения. Он родился 7 июня 1897 г. в деревне (Зарайский уезд, Рязанская губерния, ныне в ). Окончил он всего лишь 4 класса земской начальной школы, и в 12 лет Кирилл был отправлен в для первого самостоятельного труда. В Москве работал слесарем на нескольких заводах. На первом же предприятии Кирилл сошелся с рабочими - участниками революционного подполья. Позднее он познакомится не только с рабочими-революционерами.

В 1915 г. Мерецков впервые участвовал в рабочих сходках и забастовках. Тогда же Кирилл познакомился с большевиком инженером Львом Карповым. По заданию Карпова он отправился в город (Владимирская губерния). Кирилл проработал на местном канифольно-скипидарном заводе слесарем-механиком последующие три года. В некоторых источниках, уже относящихся к советскому периоду, ошибочно утверждается, что Мерецков был призван в армию и воевал в Первую Мировую войну. Видимо, эти детали должны были способствовать дополнительной героизации его образа.

Наступил революционный 1917 год, и Мерецков создает в городе Судогда отряд Красной Гвардии Судогдского уезда. Тогда же он вступил в партию большевиков и стал одним из организаторов революционной ячейки в своем родном городе и ее секретарем.

Красный командир

С 1918 г. Кирилл Мерецков в Красной Армии. Летом он комиссар, возглавляющий отряд владимирских рабочих, сражается с белогвардейцами на Волге под , а потом с белочехами. Во время боя Кирилл Мерецков заменил убитого командира и увлек своих бойцов за собой в атаку. В этом бою была одержана победа, но комиссар получил тяжелое ранение.

В 1918-1921 гг. Мерецков, первый из будущих Маршалов Победы, прошел полностью весь курс обучения в Военной академии Генерального штаба. И за это время он не раз отбывал на фронт, участвовал в боях против белополяков, войск и . Был дважды ранен - летом 1919 г. в действиях на Южном фронте, а через год в боях на Западном фронте. За время Гражданской войны Мерецков прошел путь от комиссара отдельного отряда до помощника начальника штаба бригады, а затем и 6-й кавалерийской дивизии. Этой дивизией в 1920 г. командовал еще один будущий высший военный руководитель Советского Союза - С. К. Тимошенко.

С 1924 по 1932 гг. Мерецков занимал различные должности при штабе Московского военного округа: вначале был начальником отдела мобилизации, потом помощником начштаба (с осени 1924 г.), затем его заместителем (с лета 1928 г.), позже командиром 14-й стрелковой дивизии (с 1930 г), и наконец начальником штаба (с 1931 г.). В 1928 г. Мерецков получает свой первый орден Красного Знамени.

В 1936 г. Мерецков направлен в Испанию. Вначале он советник начальника Генерального штаба армии республиканцев, позже советник председателя хунты обороны Мадрида. Во время Гвадалахарской операции за его роль при уничтожении итальянского корпуса Мерецков получил второй орден Красного Знамени.

Под угрозой ареста

В 1937 г. дальнейшая карьера, а возможно и жизнь Мерецкова оказались под серьезной угрозой. Арестованный командарм Уборевич И. П. признал, что его завербовали маршал и германская разведка, и дал показания против Мерецкова, который в свое время стажировался в Академии при германском генеральном штабе. Кирилл Афанасьевич написал покаянное письмо и , в котором признавал, что не разглядел в Уборевиче германского агента, но отрицал, что участвовал заговоре. Письмо подействовало, и Мерецкова не арестовали. Это было не первое письмо вождям, которое сыграло важную роль в его судьбе.

В июне 1937 г. Мерецков снова в СССР, работает заместителем начальника Генштаба Красной армии. В сентябре 1938 г. получает новое назначение и становится командующим войсками в Приволжском военном округе. В январе 1939 г. он командует войсками уже в Ленинградском военном округе.

Герой Советского Союза

В 1939 г. Мерецков составил план разгрома Финляндии в предстоящей с ней войне. Сталин предпочел его план тому, который был составлен возглавлявшим тогда Генеральный штаб . План Шапошникова предусматривал сосредоточение для проведения операции больших сил и, как выяснилось уже в ходе войны, лучше соответствовал ситуации. Во время финской войны Кирилл Афанасьевич был командиром 7-й армии, которая в конечном итоге и прорвала линию Маннергейма. В 1940 г. Мерецков за успехи в Зимней войне удостаивается звания Герой Советского Союза, и ему присваивается звание генерал армии.

Летом 1940 г. он работает заместителем наркома обороны СССР и одновременно начальником Генштаба Красной армии, то есть фактически на одной из двух (наряду с наркомом обороны и в военное время с главнокомандующим) высших военных должностей в Советском Союзе. В последние предвоенные месяцы Кирилл Афанасьевич был заместителем наркома обороны СССР, отвечая за боевую подготовку.

Арест в начале войны

В первые же дни войны Мерецков был арестован. Сработали как материалы процессов 1937 г., так и более свежие показания, полученные от арестованных в то время советских командиров. Во время ареста к нему применяли пытки, чтобы заставить сознаться в соучастии в заговоре. 28 августа Кирилл Афанасьевич отправил письмо Сталину с убедительной просьбой отправить его на фронт, в котором обещал приложить все усилия для победы над фашистами. 6 сентября Мерецкова освободили. Широко распространена в источниках история, что Сталин даже разрешил Кириллу Афанасьевичу сидеть во время доклада после этих событий. Мерецков не упоминает об этой части своей жизни в своих мемуарах. Материалы по делу были уничтожены в 1955 г., и значительная часть его обстоятельств продолжает оставаться тайной.

С сентября 1941 г. генерал Мерецков принял командование 7-й отдельной армией. Силы этой армии остановили наступление финнов на реке Свирь. В ноябре Мерецков стал командующим 4-й отдельной армии и таким образом участвовал в Волховской наступательной операции. Благодаря ей немецкие войска были выбиты из , и это позволило восстановить снабжение по Дороге Жизни.

Катастрофа 2-й армии

С декабря Мерецков командует силами Волховского фронта. Весной и в начале лета Волховский фронт проводил Любанскую наступательную операцию, в результате провала которой была окружена, а после практически уничтожена 2-я армия. Командующий ею Власов попал в плен. Но Мерецков участвовал только в первой части операции. Ведь уже в апреле Мерецкова направили на Западный фронт, где он стал заместителем , а позднее командовал 33-ей армией. Волховский фронт был подчинен ленинградскому фронту под командованием Хозина и стал Волховской группой войск Ленинградского фронта. Поэтому историки оценивают роль Мерецкова в Любанской наступательной операции и катастрофе, постигшую армию Власова очень неоднозначно. Одни считают, что ее предпосылки возникли уже при нем, другие, что главную роль сыграла неудачная реорганизация. Необходимо отметить, что именно сам Власов, будучи зам. командующего Волховским фронтом, возглавил созданную 20 марта комиссию по расследованию ситуации во 2-й армии. После поражения 9 июня командующим силами воссозданного Волховского фронта был опять назначен Кирилл Афанасьевич. Фронт смог пробить к армии Власова узкий коридор, по которому прорвалась из окружения часть людей, но большая часть (и сам командующий) осталась в котле.

Освобождение Ленинграда

В конце лета и осенью 1942 г. соединения Волховского фронта провели Синявинскую операцию. Она также не смогла прорвать блокаду Ленинграда, но, по мнению историков, заставила немецкого командующего Манштейна израсходовать против наступающих советских войск силы и средства, предназначенные для штурма города. В январские дни 1943 г. соединениям Волховского фронта, возглавляемым Мерецковым, совместно с войсками Ленинградского фронта (ими командовал ) наконец удалось прорвать блокаду Ленинграда (операция «Искра»). Через год, в январе 1944 г. вновь объединенные силы Волховского и Ленинградского фронтов разгромили 18-ю немецкую армию и освободили и (Новгородско-Лужская операция).

Вместе с Мерецковым на Волховском фронте его жена и сын: Евдокия Петровна Мерецкова была медработником, а сын - Владимир Мерецков, сражался как офицер-танкист. Существует история о том, как Мерецков-сын во главе взвода танков спас штаб, в котором находился его отец.

В феврале 1944 г. Волховский фронт был расформирован как выполнивший свои задачи, Мерецков стал командующим силами Карельского фронта. На этом посту он провел еще две блестящие операции: Свирско-Петрозаводскую (в июне - августе 1944 г.), во время которой была освобождена , и Петсамо-Киркенесскую операцию (октябрь 1944 г.), освободившую Заполярье и север Норвегии. Поскольку была освобождена часть Норвегии, Мерецков получил за Петсамо-Киркенесскую операцию высокую военную награду Норвегии - Крест Святого Олафа, а от советского руководства Кирилл Афанасьевич получил звание Маршала Советского Союза.

Вершина советского военного искусства

В апреле 1945 г. Мерецков возглавил Приморскую группу войск на Дальнем Востоке. В июле 1945 г. Кирилл Афанасьевич назначен командующим силами 1-го Дальневосточного фронта. Именно он наносил главные удары по Квантунской армии в Маньчжурии во время японской войны. Ведущие отечественные и зарубежные историки (например, Дэвид Гланц) признают боевые действия в Манчжурии вершиной развития советского военного искусства, проявленного в ходе Второй мировой войны. Для эффективного наступления фронта Мерецков практиковал использование передовых отрядов и воздушных и морских десантов. За действия в период японской войны Кирилл Афанасьевич был удостоен высокой награды - ордена «Победа».

После войны

Мерецков оставался в армии до конца своей жизни. Уже после Победы он в течение 9 лет возглавлял поочередно Приморский, Московский, Беломорский и Северный военные округа. Кирилл Афанасьевич занимал должность начальника высших стрелково-тактических курсов усовершенствования офицеров Советской Армии. В 1955-1964 гг. маршал Мерецков - помощник министра обороны СССР по работе с высшими учебными заведениями. В то же время, в 1957-1961 гг. он председательствовал в Комитете ветеранов войны. Последняя должность Кирилла Афанасьевича Мерецкова (1964-1968 гг.) - генеральный инспектор в Министерстве обороны СССР.

Не обошел Кирилл Афанасьевич подобно многим высшим руководителям советских вооруженных сил и политический аспект карьеры - в течение 1940-1961 гг. он являлся депутатом Верховного Совета СССР, а в 1956-1961 гг. Мерецков был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

Умер Кирилл Афанасьевич 30 декабря 1968 г. Подобно многим выдающимся полководцам советского периода он был похоронен на

Определения

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере , которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию , информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации , информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды : массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК); виртуальные коалиции.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
  • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационное противоборство" в других словарях:

    1) форма межгосударственного противоборства, предусматривающая целенаправленное использование специально разработанных средств для воздействия на информационный ресурс противостоящей стороны и защиты собственных ресурсов в интересах достижения… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - – вид социального противодействия, информационное воздействие на оппонента (противника) с целью искажения восприятия и понимания им складывающейся ситуации, вынуждающее его принимать ошибочные решения. Помимо информационного, противоборство м. б … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - … Википедия

    Горбенко, Александр - Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму с сентября 2010 года. В 2001… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Проект:Персоналии … Википедия

    ИП - «Иваново пресс» газета г. Иваново, издание ИП испытательный пресс ИП инженерна педагогика кафедра образование и наука Источник: http://www.krgtu.ru/structure/?idi=16&page … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (ср.> «манипуляция общественным мнением») один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

Книги

  • Информационное противоборство в моделях и задачах. № 15 , Расторгуев С.П.. В силу новизны данного научного направления и, как следствие, отсутствия специалистов-практиков и соответствующих учебных курсов проблема подготовки специалистов для работы в сфере управления…

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3/1996, стр. 76-80

Информационная борьба в современной войне: вопросы теории

Полковник С.А.КОМОВ ,

кандидат технических наук, профессор

БЫСТРО нарастающая информатизация всех сфер военной деятельности закономерно приводит к усилению значимости информации, необходимой для эффективного решения широкого круга задач, стоящих перед органами управления и войсками как при подготовке, так и в ходе военных действий.

Будучи неотъемлемым атрибутом процесса управления войсками и оружием, информация на всех этапах исторического развития военного дела являлась объектом борьбы. Информационная борьба велась практически во всех войнах. Ее содержание долгое время составляли в основном действия противостоящих сторон по ведению разведки и противодействию ей. Заметные качественные и количественные изменения информационная борьба стала претерпевать по мере развития радиоэлектронной борьбы, внедрения в системы вооружения информационных технологий. Она обогатилась методами воздействия на программное обеспечение ЭВМ и защиты от них, все больше сил и средств стало вовлекаться в информационную борьбу, все более масштабными становились ее последствия.

Широкая информатизация вооруженных сил создала качественно новую ситуацию в развитии военного дела. Наглядной иллюстрацией этого служат практически все вооруженные конфликты и войны последних десятилетий, особенно события в зоне Персидского залива. Их анализ со всей очевидностью свидетельствует о том, что время, когда информационная борьба велась, так сказать, разрозненно, ушло в прошлое. Ход и исход боевых действий любого масштаба в современном мире предопределяются искусством информационной борьбы. Недаром в штабах видов вооруженных сил США и стратегических объединений для руководства наступательной информационной борьбой с системами управления противника созданы специальные отделы и центры.

Именно поэтому познание объективных закономерностей и принципов информационной борьбы, активное развитие ее научной теории является чрезвычайно актуальной проблемой, требующей широкого обсуждения и быстрого решения.

Рассмотрение теоретических вопросов целесообразно начать с уточнения содержания информационной борьбы. Оно, по нашему мнению, включает три составные части, которыми охватывается вся совокупность действий, позволяющих достичь победы над противником в сфере информации.

Первая - комплекс мероприятий по добыванию информации о противнике и условиях противоборства (радиоэлектронной, метеорологической, инженерной обстановке и т.д.); сбору информации о своих войсках; обработке информации и обмену ею между органами (пунктами) управления в целях организации и ведения боевых действий. Информация должна быть достоверной, точной и полной, а информирование - избирательным и своевременным. Решение перечисленных задач логично назвать информационным обеспечением управления войсками и оружием.

Второй составной частью информационной борьбы является противодействие информационному обеспечению управления войсками и оружием противника (информационное противодействие). Оно включает мероприятия по блокированию добывания, обработки и обмена информацией и внедрению дезинформации на всех этапах информационного обеспечения управления противника.

Третью часть составляют мероприятия по защите от информационного противодействия противника (информационная защита), включающие действия по деблокированию информации, необходимой для решения задач управления, и блокированию дезинформации, распространяемой и внедряемой в систему управления. Информационная защита повышает эффективность информационного обеспечения в условиях информационного противодействия противника.

Конечная цель информационной борьбы состоит в достижении информационного превосходства над противником, т.е. такого положения в информированности своих органов управления войсками и оружием, при котором они обеспечены более полной, точной, достоверной и своевременной информацией об обстановке, чем соответствующие органы управления противника.

Таким образом, информационная борьба может быть определена как комплекс мероприятий информационного обеспечения, информационного противодействия и информационной защиты, проводимых по единому замыслу и плану в целях захвата и удержания информационного превосходства над противником при подготовке и в ходе военных (боевых) действий.

Необходимо отметить взаимосвязь информационной борьбы с видами оперативного (боевого) обеспечения и другой деятельности войск (сил), составляющими ее содержание (см.рисунок). Так, информационное обеспечение включает мероприятия по разведке, сбору информации, организации и осуществлению связи и информационную работу штабов. В задачи разведки входит добывание информации о противнике и занимаемой им местности, элементах оперативного оборудования районов боевых действий и т.д. Сведения о подчиненных и взаимодействующих войсках поступают в результате сбора информации. Регистрация, анализ, обобщение, систематизация и другая обработка поступающих сведений осуществляются в ходе информационной работы штабов. Связь обеспечивает оперативный обмен информацией между органами управления войсками и оружием.

Взаимосвязь информационной борьбы с основными видами военной деятельности

Задачи информационного противодействия решаются путем проведения комплекса мероприятий, включающих маскировку, контрразведку, радиоэлектронное и огневое подавление информационных систем противника. Маскировка как вид оперативного (боевого) обеспечения нацелена на скрытие истинной и внедрение в сети данных противника ложной информации о своих войсках и планах действий. Контрразведка противодействует агентурной разведке противостоящей стороны. Огневое и радиоэлектронное подавление или захват элементов информационных систем ведет к нарушению управления войсками и оружием противника.

Информационная защита включает мероприятия по контрольной разведке (доразведке), проверке информации, защите от огневого поражения (захвата) элементов информационных систем, а также по радиоэлектронной защите. Контрольная разведка (доразведка) осуществляется для подтверждения и уточнения ранее добытых сведений. При этом объединяются данные различных видов разведки. В отдельных случаях возможна разведка боем, а также провоцирование противника на действия, которые раскрыли бы его возможности и намерения. Сведения о своих войсках подтверждаются или уточняются в ходе проверки информации, поступающей от подчиненных и взаимодействующих формирований.

Усиливающееся влияние информатизации на все уровни и сферы государственного и военного управления дает основание утверждать, что в настоящее время создаются предпосылки для выделения информационной борьбы в относительно самостоятельный вид борьбы. Некоторые зарубежные и отечественные военные специалисты склонны трактовать информационную борьбу как разновидность вооруженной. По нашему мнению, такой подход не вполне корректен, поскольку информационная борьба сама по себе, как правило, не сопровождается разрушительными последствиями, хотя в ее ходе не исключено использование средств вооруженной борьбы. Кроме того, информационная борьба может вестись в интересах различных видов борьбы - экономической, дипломатической, идеологической и др.

Большинство развитых государств в настоящее время располагают мощным информационным потенциалом, способным при определенных условиях обеспечить любому из них достижение своих политических целей, тем более что отсутствуют международные юридические нормы ведения информационной борьбы. Да и вообще на современном этапе исторического развития преобладает тенденция к разрешению внешнеполитических конфликтов без вооруженного насилия. Интересно, что на целесообразность именно такого варианта действий еще в VI-V вв. до н.э. указывал известный китайский полководец и военный теоретик Сунь-Цзы. В своем трактате о военном искусстве он писал: «...самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска».

Ведущая закономерность информационной борьбы заключается в повышении ее роли в решении боевых задач по мере углубления информатизации вооруженных сил. Использование информационных средств и систем многократно увеличивает боевые возможности войск, эффективность применения оружия и боевой техники. Вместе с тем повышается уязвимость систем управления от целенаправленного воздействия в информационной сфере. Обе тенденции объективно приводят к расширению арсенала методов и средств информационной борьбы, усилению ее влияния на ход и исход военных действий, нарастанию количества вовлекаемых в нее сил и средств.

Об этом красноречиво свидетельствуют события в зоне Персидского залива, где информационная борьба велась в стратегическом, оперативном и тактическом масштабе и в ней были задействованы более двадцати разведспутников, свыше пятидесяти самолетов-разведчиков и другие силы. Разведка велась практически круглосуточно. Развернутая система информационного обеспечения при отсутствии сколько-нибудь существенного противодействия со стороны Ирака позволила оперативно доводить до органов управления войсками и оружием МНС достаточно полную, достоверную, своевременную и точную информацию об обстановке, что в большой степени повлияло на успешное решение боевых задач. Для распространения дезинформации широко использовались радио и телевидение. Посредством радиоэлектронного подавления осуществлялось блокирование информации в системах управления стратегического, оперативного и тактического уровня иракских вооруженных сил.

В отличие от вооруженной информационная борьба ведется как в военное, так и в мирное время. Именно тогда идет подготовка к вооруженной борьбе, решается широкий круг задач информационной борьбы, закладывается фундамент будущих побед.

Данная закономерность ярко проявилась при обстоятельствах, непосредственно предшествовавших развязыванию Германией агрессии против СССР. Известно, что первое предупреждение о готовящемся нападении разведгруппа Рихарда Зорге передала в Центр за четыре месяца до начала войны. Впоследствии эта информация уточнялась из различных источников. Цель разведки, казалось, была достигнута. Однако комплекс мер противодействия, проведенных спецслужбами Германии, оказался результативнее.

Так, летом 1940 года Гитлер обязал главный штаб вермахта и руководителей секретных служб обеспечить маскировку продвижения немецких войск на восток. В изданной 15 февраля 1941 года директиве по дезинформации определялись цели, задачи, этапы и содержание кампании, направленной на дезинформирование советского руководства относительно намерений Германии. Первоначально перегруппировка немецких войск преподносилась как обычная планомерная замена войск, затем как маневр с целью усыпить бдительность командования английских вооруженных сил перед вторжением на Британские острова. Важную роль сыграло и личное письмо Гитлера Сталину, где он ручался своей честью главы государства за строгое соблюдение пакта о ненападении. Все это в сочетании с достаточно полной и достоверной информацией о боевой готовности, составе, дислокации и возможностях Красной Армии позволило германскому командованию за счет информационного превосходства обеспечить внезапность вторжения и получить большие преимущества в начальный период войны.

Факт ведения и последствия информационной борьбы не всегда очевидны для того, против кого она направлена. Другая сторона может не догадываться о том, что является объектом информационного воздействия, особенно если она существенно отстает в уровне развития теории и практики информационной борьбы. К числу наиболее изощренных методов ее ведения относятся скрытые воздействия на программное обеспечение компьютерных систем (алгоритмические и программные закладки и т.д.).

Необходимость упреждающего решения задач информационной борьбы по отношению к боевым задачам операции (боя) обусловлена всеобъемлющей ролью информации в процессах управления войсками и оружием. Можно сказать больше - только после завоевания информационного превосходства могут эффективно решаться задачи завоевания превосходства в воздухе, на земле, на море.

И наконец, следует выделить еще одну закономерность - развитие информационного противоборства в пользу той из сторон, которая обладает большим информационным потенциалом. Информационный потенциал характеризуется уровнем информатизации войск, участвующих в операции (бою), и отражает степень их способности к захвату и удержанию информационного превосходства над противником. Его основу составляют информационные ресурсы, а также силы и средства информационной борьбы.

Что касается информационных ресурсов, то под ними следует понимать сведения военного характера, добываемые (получаемые) или создаваемые в ходе разведки, сбора информации, информационной работы штабов и другой информационной деятельности, хранящиеся в банках данных или зафиксированные в какой-либо иной форме. К силам и средствам информационной борьбы относятся те, которые решают ее задачи при подготовке и в ходе операции (боя). Большое влияние на информационный потенциал оказывает уровень организации информационной борьбы и готовности войск к ней.

Рассмотренные закономерности позволяют сформулировать специфические принципы организации и ведения информационной борьбы при подготовке и в ходе операции (боя):

подчиненность целей, задач и мероприятий информационной борьбы замыслу и плану операции (боя);

соответствие обстановке;

выделение вопросов информационной борьбы в общем процессе организации операции (боя);

рациональное сочетание форм и способов вооруженной и информационной борьбы, многоцелевое применение сил и средств при подготовке и в ходе операции (боя);

непрерывность;

скрытность замысла проводимых мероприятий.

Основные закономерности и принципы информационной борьбы относятся к тому методологическому базису, на котором строятся все дальнейшие исследования этого сложного и неоднозначного явления.

Морской сборник. - 1995. - №10. - С.69-73.

Конрад Н.И. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве. - М., Л.: АН СССР, 1950. - С.36.

Сергеев Ф.М. Тайные операции нацистской разведки, 1933-1945. - М.: Политиздат, 1991. - С.162-170.

Цели, задачи, признаки и содержание

Геополитического информационного

Противоборства

Целью геополитического информационного противоборства (ГИП) является противостояние и противодействие ин­формационной агрессии, а также нарушение ИБ враждебного го­сударства. В обусловленных случаях она направлена на разрушение целостности (устойчивости) системы государственного и военно­го управления иностранных государств, эффективное информа­ционное воздействие на их руководство, политическую элиту, системы формирования общественного мнения и принятия ре­шений. Одна из важнейших целей ГИП - обеспечение ИБ РФ для завоевания информационного превосходства в мировом инфор­мационном пространстве.

Информационная борьба (в политической сфере) включает в себя три составные части:

· стратегический политический анализ;

· информационное воздействие;

· информационное противодействие.

При этом ведение информационной борьбы осуществляется по следующим уровням:

· стратегический;

· оперативный;

· тактический.

Следует выделить два вида информационной борьбы: инфор­мационно-психологическую и информационно-техническую, которые воздействуют на социально-биологические и технические объекты.

На стратегическом уровне информационного геополитического противоборства в основном должны действовать высшие органы государственной власти России, а спецслужбы и крупный капи­тал должны действовать на оперативном и тактическом уровнях.

Воздействие - это действие, направленное на кого-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь. В психологии под воздействием понимается целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодей­ствия к другому. Воздействие может быть непосредственное (кон­тактное) и опосредованное (дистанционное, с помощью чего-либо).

Как уже отмечалось ранее, существуют определенные характе­ристики функционирования информации в обществе: размах цир­куляции, время циркуляции, направление движения, эмоциональ­ная окраска информации, способ переработки информации, цель переработки информации.



Именно воздействие является целью процессов переработки информации.

При ведении информационной борьбы объектами воздействия могут быть: психика людей, информационно-технические систе­мы различного масштаба и назначения, система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, система формирования общественного сознания (с помощью про­паганды и средств массовой информации), система формирова­ния и функционирования общественного мнения, система при­нятия решений (рис 14.2).

Объекты воздействия можно разделить на технические (в ос­новном они находятся в сфере интересов информационно-техни­ческой борьбы) и социально-биологические (особое внимание им уделяется в ходе информационно-психологической борьбы). В роли технических объектов могут выступать системы управления и свя­зи, финансово-экономической деятельности государства и т.д. Если же говорить о социально-биологических объектах, то к ним мож­но отнести отдельных индивидов, социальные группы, общество, государство, мировое сообщество, животный мир, геологические структуры и растительный мир. Основными социальными элемента­ми общества являются социальные группы и отдельные индивиды.


Для защиты от негативных воздействий социальных объектов в ходе глобального ГИП необходимо создание системы информа­ционно-психологического обеспечения как составной части на­циональной безопасности России. Данная система должна обес­печить защиту психики политической элиты и населения России от негативного информационно-психологического воздействия (т.е. защиту россиян от негативных информационных потоков геопо­литических противников России). Ее основная задача - обеспече­ние психологической безопасности населения и политической элиты России.

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) представ­ляет собой целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное вли­яние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно-психологической среды общества, психику и поведение политической элиты и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействие является разновидностью информационно-психологического воздействия.

В связи с появлением и ускоренным развитием средств массо­вой информации резко усилилась роль общественного мнения, которое колоссальным образом стало влиять на политические процессы в обществе, особенности функционирования инфор­мационно-психологической среды общества. Поэтому система фор­мирования общественного мнения также является одним из ос­новных объектов информационно-психологического обеспечения.

Информационное оружие - это методы, устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий).

В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опо­средованно используется против психики человека (или социаль­ной группы), речь должна идти об информационно-психоло­гической борьбе. Практически можно назвать только три объекта воздействия, каждый из которых относится к определенному типу информационной борьбы (в чистом виде): информационно-техни­ческие системы, информационно-аналитические системы (не вклю­чающие в себя человека) и информационные ресурсы.

Источники информационных опасностей могут быть естествен­ными (объективными) и умышленными.

Информационное противоборство, так же как и информаци­онная война, включает в себя три составные части:

  • стратегический политический и социально-экономический анализ;
  • информационное воздействие;
  • информационное противодействие.

Рассматривая теорию информационного противоборства в поли­тической и социально-экономической сферах, следует учитывать, что оно происходит на стратегическом, оперативном и тактиче­ском уровнях.

Информационно-психологическое воздействие представляет собой целенаправленное производство и распространение специ­альной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и раз­витие информационно-психологической среды общества, психику и поведение руководства различного уровня и населения России.

Психологическое и пропагандистское воздействия являются разновидностью информационно-психологического воздействия.

Необходимо отметить, что информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что «запускают» мощные вещественно-энергетические процессы, уп­равляют ими.

Суть колоссального влияния информации как раз и заключает­ся в ее способности «точечно» контролировать социальные про­цессы, влиять на параметры, которые на много порядков выше самой управляющей информации. Особое значение имеет исполь­зование инфологем.

Инфологема - это ложная, искаженная или неполная ин­формация, представляющая реальные события идеологическими мифами, политическими пропагандистскими измышлениями. Инфологемы появляются на свет как результат сознательных, целе­направленных манипулятивных воздействий или, что значитель­но реже, - неосознаваемых заблуждений. Инфологемы способны к расширенному самовоспроизводству, самоумножению. Они фор­мируют картины мира в индивидуальном, групповом и массовом сознании, устойчивые стереотипы индивидуального и социаль­ного поведения, ценностные установки и ориентации будущих поколений.

Задача профессионала информационной войны - вовремя раз­глядеть инфологемы противника и своевременно отреагировать.

Производство инфологем всегда носит деструктивный харак­тер. Они ложатся на благодатную почву взвинченной психологии масс, мгновенно вводятся в информационные каналы и легко перете­кают в различные области духовной жизни. Особенно эффективны инфологемы во время выборов, т.е. в период обострения полити­ческой ситуации, неизбежного в ходе избирательного процесса. Тогда они являются основным продуктом деятельности политтехнологов. Политические консультанты, в том числе журналисты, предоставляющие свои материалы в печатные и электронные СМИ и Интернет, широко используют инфологемы предвыборного назначения. Один из часто встречающихся примеров - «фигура умолчания» (сообщается, что кандидат привлекался к суду, но ничего не говорится о сути и времени правонарушения). Вообще, тщательно дозированная информация может существенно иска­зить представления избирателей о кандидатах и их программах.

Большая часть социально-политических инфологем имеет две особенности:

· ксенофобия, ненависть к чужому;

· стремление найти врага, виновника своих бед.

В кризисных ситуациях избирательного процесса, чреватых неопределенным исходом, инфологемы выполняют следующие функции:

· охранная;

· аргументирующая;

· комментирующая;

· провозглашающая;

· отвлекающая;

· скрывающая;

· ложно ориентирующая (ориентирующая не в тех направле­ниях);

· дезориентирующая (подменяющая ориентиры).

Помимо антитеррористической (силовой) составляющей, противодействие терроризму включает в себя и профилактическую (превентивную) работу.

Если антитеррористическая составляющая направлена на уничтожение или обезвреживание действующих участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), то профилактическая работа нацелена на нейтрализацию потенциальных террористов и их пособников, составляющих социальную базу терроризма.

Практика показывает, что успех в проведении антитеррористических (силовых) операций не всегда приводит к прямому положительному эффекту в профилактической составляющей борьбы с терроризмом. В условиях, когда на силовые подразделения фактически возложена и антитеррористическая и профилактическая работа, успешные и эффективные операции со стороны властей нередко ожесточают молодых участников бандформирований. Более того, ситуация, когда и антитеррористические, и профилактические мероприятия в регионе осуществляют только силовые структуры, при определенных обстоятельствах способны усугубить положение. Практика показывает, что на фоне регулярно проводящихся спецопераций, в ходе которых уничтожаются лидеры террористов, эмиры вилайятов, а также среднее руководящее звено террористического подполья, не удается пресечь сам процессе рекрутирования «рядовых» террористов. На смену одним приходят другие. Надо признать: информационную войну террористические силы и их союзники на Северном Кавказе в настоящее время выигрывают. В общественном мнении республик Северного Кавказа не создано атмосферы нетерпимости к боевикам и их сообщникам. Зачастую случается наоборот: боевиков пытаются оправдать, создавая им образы борцов с коррумпированной системой. Для молодых людей, не имеющих работу и покровителей, да еще находящихся под негласным наблюдением милиции, выход якобы один – «…уходить в лес».

Следует отметить, что в информационном противостоянии у террористов и их пособников есть и свои «адвокаты». Например, стало правилом, когда успешные антитеррористические операции в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии с подачи ряда правозащитников и блогеров именуются «зачистками» и «целенаправленным уничтожением гражданского населения». Этот деструктивный тезис используется даже некоторыми журналистами, регулярно указывающими на недостатки политики федерального центра на Северном Кавказе.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, профилактикой терроризма наряду с антитеррористическими подразделениями должны заниматься (и отчасти этим как будто занимаются) традиционные для северокавказских народов институты гражданского общества: тухумы, тейпы, фамильные советы, советы старейшин, молодежные сообщества, известные спортсмены, блоггеры и т. д. С другой стороны, эти же «неформальные институты», зачастую, наоборот, работают на увеличение социальной базы терроризма, распространяя деструктивные мифы о том, что «…Россия хочет очистить Северный Кавказ от мусульман».

В этом контексте информационная составляющая профилактической борьбы с терроризмом выдвигается на одно из первых мест. Эффективная профилактическая работа по противодействию терроризму может оказать влияние на уменьшение его социальной базы. Однако складывается впечатление, что пока специалистами не осознана в достаточной степени необходимость целенаправленной систематизированной профилактической работы, способной повлиять на существенное уменьшение социальной базы терроризма .

Информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе в настоящее время включает:

  • информационную политику федеральных печатных и электронных СМИ по освещению антитеррористических операций, проводимых на территории СКФО;
  • работу региональных СМИ по противодействию терроризму и экстремизму;
  • деятельность пресс-служб федеральных органов и региональных управлений исполнительной власти (МВД, ФСБ).

Однако этих трех составляющих недостаточно. Нужны точечные информационные «инъекции», способные формировать негативный образ террористов. Не скоординированная и бессистемная информационная составляющая в противодействии терроризму на Северном Кавказе привела к серьезным потерям на информационном поле. Если в военном противостоянии сильны силовики, то информационное противостояние в республиках Северного Кавказа выигрывают деструктивные силы. Это подтверждают и уже укоренившиеся среди части населения идеологические штампы. В частности, часть населения северокавказских республик уверена, что нынешняя фаза антитеррористической операции является механизмом отмывания средств федеральными силовиками, прикомандированными к региону. Многие говорят о том, что Северный Кавказ для России важен именно как «стратегический очаг напряженности», где одни народы (как правило, христиане) натравливаются на других (мусульман).

Эти стереотипы репродуцируются оппозиционными СМИ, рядом некоммерческих организаций, а также некоторыми представителями региональных политических элит.

Можно утверждать, что на Северном Кавказе, к сожалению, сложилась хорошо отлаженная и почти безупречно работающая схема информационного противодействия антитеррористическим силам. Механизм противостояния работает по одной и той же «дорожной карте». В Дагестане, Кабардино-Балкарии и Ингушетии после задержания или уничтожения террориста или подозреваемого лица стартует активная информационная атака на силовиков. Антитеррористические силы (силовики) обвиняются, как правило, в таких «смертных грехах» как превышение полномочий, внесудебные казни, убийства мирных жителей, незаконные задержания. В активный и хорошо отработанный процесс дезинформирования вовлекаются: родственники уничтоженного или задержанного; адвокаты - защитники участников незаконных вооруженных формирований (НВФ); журналисты; правозащитники - сотрудники некоммерческих организаций; блоггеры; активные пользователи Интернета. В ряде случаев, к процессу подключаются представители и региональных политических элит. Как правило, акторами-участниками этого деструктивного процесса активно распространяется информация о том, что задержанный или уничтоженный является жертвой произвола властей. Часто используются такие фразы - идеологические штампы как: «внесудебные казни», «…убитый силовиками», «…жертва милицейского произвола…» и т. д. Фактически деструктивным силам на Северном Кавказе удалось навязать антитеррористической коалиции свои правила ведения информационной войны. Как правило, антитеррористические силы вынуждены оправдываться или опровергать дезинформацию.

Можно с уверенностью утверждать, что в ряде субъектов Северо-Кавказского федерального округа сложилась уже устойчивая «около террористическая» инфраструктура. И в этой инфраструктуре серьезную позицию занимает именно информационная составляющая. Точнее - дезинформационная.

В этой связи считаем необходимым обратить внимание на ряд недостатков информационной составляющей борьбы с терроризмом. Во-первых, акторы информационного противостояния с терроризмом ведут информационную кампанию против действующих террористов и незаконных вооруженных формирований, забывая при этом потенциальных боевиков - молодых десоциальных молодых людей, составляющих социальную базу терроризма в республиках Северного Кавказа. Во-вторых, в процесс информационного противостояния терроризму вовлечены исключительно государственные органы. В отличие от противников, в информационной войне на стороне властей практически не участвуют некоммерческие организации, известные блоггеры, адвокаты, родственники жертв террористических актов, адвокаты. Не проявляют себя также соответствующим образом ни тухумы, ни тейпы, ни фамильные советы. Иными словами, «антитеррористическая сторона» не привлекает к информационной войне «активное гражданское население», которое в условиях Кавказа представляют как современные, так и традиционные структуры и институты.

Между тем, только сформировав широкую гражданско-государственную коалицию, можно надеяться наизменение ситуации на информационном поле противостояния терроризму на Северном Кавказе.

Еще на одну составляющую современного информационного противостояния в северокавказском регионе необходимо обратить внимание особо. Одними из активных акторов информационной войны являются пособники террористов, проживающие не на базах боевиков в горно-лесистой местности, а в населенных пунктах. Это, как правило, молодые люди (работающие или не работающие), которые осуществляют разовые поручения руководителей незаконных вооруженных формирований - амиров. Но это не единственная и даже, может, не главная их задача. Дело в том, что они выполняют роль неких «политинформаторов», осуществляя «информирование» молодых людей о том, что «…Россия - неправильная страна кяфиров, мунафиков и муртадов и единственный выход из ее состава и построение шариатского государства…». Помимо информационной работы они создают условия для рекрутирования молодых людей в состав участников незаконных вооруженных формирований, а некоторые их них непосредственно осуществляют рекрутирование в состав участников бандформирований. Практика рассмотрения уголовных дел по статье 205 УК РФ «терроризм», показывает, что большинство из них из потенциальных превращаются в реальных «лесных» участников незаконных вооруженных формирований.

Целью информационной составляющей борьбы с терроризмом является уменьшение социальной базы терроризма а также формирование негативного образа участников незаконных вооруженных формирований среди населения республик Северного Кавказа .

К работе по информационному противодействию терроризму необходимо привлечь:

  • авторитетных старших; выходцев из республик Северного Кавказа, получивших признание в других регионах и не утративших авторитета среди своего народа;
  • представителей некоммерческих организаций;
  • известных блогеров;
  • бывших террористов, находящихся в местах лишения свободы;
  • родителей и родственников террористов;
  • родителей и родственников погибших в специальных операциях силовиков;
  • известных спортсменов.

Необходимо охватить максимально большое информационное пространство и действовать на опережение. Что имеется в виду?

Первое. Информационная деструктивная деятельность участников незаконных вооруженных формирований и их пособников имеет региональный аспект. Террористы, находясь в различных вилайятах «Имарата Кавказ», как правило, не взаимодействуют друг с другом непосредственно. Соответственно, и информационная деструктивная деятельность имеет свои региональные особенности. Зачастую то, что имеет значение для потенциального участника незаконных вооруженных формирований в Ингушетии, может не возыметь действия в Дагестане или Кабардино-Балкарии.

Второе. На Кавказе очень большую, а в ряде случаев определяющую роль имеет родственно-фамильно или тухумо-тейповые узы. В этом контексте бывает очень трудно подчас найти общий язык выходцу из горной Чечни с уроженцем равнинного Надтеречного района той же республики. Точно так же жители Ингушетии разделены на «назрановцев» и на «батлаков». То, что может обратить в террористы «назрановца», возможно, не возымеет действия на жителя селения Сурхахи.

Следует отметить, что идеологи и ньюсмейкеры терроризма учитывают это обстоятельство и стремятся информационно не только объединить, но и отчасти «стандартизировать» такие разные по своим социальным связям и традиционной ментальности горные районы и анклавы. Например, такой одиозный террорист как Саид Бурятский (Александр Тихомиров) осознавал это и активно стремился объединить террористов не только идеологически, но и информационно, то есть создать единую информационную террористическую сеть.

Поэтому при формировании стратегии информационного противодействия терроризму необходимо руководствоваться принципом, универсальной методики противодействия терроризму, которая бы использовалась во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, но с учетом локальных традиционно значимых особенностей.

Стратегия информационного противодействия терроризму должна состоять из следующих этапов-методов:

  1. Регулярный анализ ситуации (контент-анализ региональных и федеральных СМИ). Цель этого этапа-метода – выявление «проблемных зон» в освещении антитеррористической работы на Северном Кавказе. Следует отметить, например, что помимо электронных СМИ, северокавказскую террористическую проблематику регулярно освещает газета «Коммерсант». Но работа по освещению проблемы в этом издании носит информативно-нейтральный характер и начисто лишена идейной антитеррористической нагрузки. Здесь нет комментариев специалистов-террологов, иногда опускаются подробности, характеризующие террористов как откровенных моральных уродов.
  2. Необходимо научно-экспертное сопровождение антитеррористической деятельности на постоянной основе, включая мониторинговые социологические исследования (массовые, экспертные, фокусные и т.д.) в средних и высших учебных заведениях, некоммерческих организациях, региональных общественно-политических организациях, средствах массовой информации Северо-Кавказского федерального округа .

    Целью реализации этого этапа является выявление примерного процента населения, симпатизирующего участникам незаконных вооруженных формирований. Успех реализации данного исследования зависит от качества подготовки анкеты и вопросов экспертного интервью. Аналогичные разовые опросы силами местных социологов уже проводились, и результаты исследований показывают - наличие проблемы очевидно. Молодые люди открыто симпатизирую участникам незаконных вооруженных формирований.
  3. Экспертный анализ уголовных дел, рассмотренных судами в отношении участников незаконных вооруженных формирований. Результаты этой работы должны стать основой для подготовки материалов-публикаций в электронные и печатные средства массовой информации. Часть материалов носит закрытый характер, но их обнародование (в допустимых пределах) необходимо, так как будет раскрывать истинную сущность террористов. Важно, чтобы эта работа носила регулярный системный характер и имела координирующее звено.
  4. Регулярное проведение круглых столов по проблеме противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму именно на Северном Кавказе. Кстати, этот метод активно используется представителями некоммерческого сектора, критикующими политику федеральных властей на Северном Кавказе. Эффективность этого метода очевидна, потому что с помощью его реализации формируется горизонтальная сеть единомышленников.
  5. Необходимо учреждение северокавказского антитеррорстического Интернет-портала. Помимо информации об антитеррорстической деятельности здесь целесообразно размещать информацию о людях, погибших в борьбе с террористами, защищая целостность страны. Здесь же можно размещать биографии террористов. Анализ показывает, что практически все они имеют криминальное прошлое. Реализация этого этапа-метода также будет способствовать созданию горизонтальной антитеррористической сети в республиках Северного Кавказа.
  6. Для молодежи необходимо организовывать встречи с авторитетными общественными деятелями, способными показывать деструктивность террористической и экстремистской деятельности .
  7. Одним из важных методов информационного противодействия терроризму должна стать грантовая деятельность региональных и местных властей республик Северного Кавказа, базирующаяся на идее российской гражданской идентичности, нетерпимости к терроризму и миру на Кавказе. Стоит отметить, что в настоящее времяна Северном Кавказе очень сильно развит как раз антироссийский (антифедеральный) общественный сектор. Некоммерческие организации региона, получающие финансирование из-за рубежа, осуществляющие, как правило, правозащитную деятельность, фактически работают на подрыв авторитета местной и федеральной власти. Эти институты гражданского общества уже очень продолжительное время формируют протестное гражданское общество на Кавказе, имеющее тесные контакты с зарубежными организациями. Этой деструктивной деятельности надо противопоставить грантовую политику региональных и местных властей. Поддержка грантами на конкурсных условиях общественных организаций - один из самых эффективных методов формирования сторонников того или иного общественного или политического направления. Анализ показывает, что в регионе нет ни одной активной некоммерческой организации, работающей на укрепление российской государственности или пропагандирующей борьбу с терроризмом, сепаратизмом или экстремизмом. В свою очередь, существует большое количество деструктивно работающих некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на формирование профессионального протестного движения.
  8. Особенностью деструктивной информационной работы террористов и их пособников является то, что в их поле зрения, как правило, попадают социально незащищенные молодые люди, воспитывавшиеся в неполных семьях. Материалы допросов участников незаконных вооруженных формирований подтверждают этот тезис.

Поэтому для предотвращения рекрутирования людей в состав бандподполья было бы целесообразным формирование банка данных социально незащищенных молодых семей и молодых людей, не имеющих условий для достойного существования. В населенных пунктах Северного Кавказа эта работа не будет не выполнимой или очень трудоемкой для региональных органов социальной защиты. Имея такой банк данных, можно было бы очертить круг потенциально уязвимых для вовлечения в террористическую деятельность лиц.

Параллельно необходимо вести работу по информированию молодежи (кстати, не только социально незащищенной, но и обеспеченной ее части) об опасности участия в незаконных вооруженных формированиях. Необходимо разработать памятку-информацию «Что делать, если тебе предложили стать террористом» . Молодые люди часто попадают в «террористический капкан», из которого, по их мнению, выхода уже нет. Но необходимо разъяснять, что чем раньше уйти из под опеки участников незаконных вооруженных формирований, тем безопаснее. Причем памятка- информация должна быть написана и на национальных языках и на русском. Памятка должна быть подписана также каким-то уважаемым в регионе лицом.

В целом, становится очевидно, что без радикального реформирования информационной составляющей в системе мер по антитеррористической деятельности едва ли стоит ожидать заметных успехов на этом направлении.