Geforce gtx 260 рабочая температура. Установить более производительную систему охлаждения. Игровые тесты: Race Driver: GRID

Казалось бы, чем сможет удивить пользователя игровой видеоадаптер с шиной DDR3, которая давно была заменена типом памяти DDR5, более быстрым и современным. Ничем, если только этот видеоадаптер не Nvidia 260, характеристики которого способны составить конкуренцию многим современным устройствам, имеющим улучшенный техпроцесс и множество нововведений.

Очень дорогое производство

Судя по тому, что отбраковка при производстве чипов GT200 превышала 50%, цена на видеоадаптеры данной серии была явно завышена на рынке. Зато любой покупатель знал, что у него в наличии не очередной ширпотреб от именитого производителя, а практически один из лучших продуктов белой сборки. И речь идёт о игровой видеокарте GeForce GTX 260. Характеристика прекрасной сборки - лишь одна из целого списка качеств, которыми обладает этот видеоадаптер.

Снижение стоимости устройства на рынке обязано используемому типу шины DDR3. Производители посчитали, что эта память не сыграет большой роли в передаче значительных объёмов информации, ведь адаптер имеет множество других интересных технологий, которые способны улучшить её производительность. А вот экономия налицо, чип обошёлся в производстве дешевле, чем подобный с памятью DDR5.

Джентльменский набор

Нельзя сказать, что для топовой линейки, к которой относится и GeForce GTX 260, характеристики идеальны и превосходят с отрывом конкурентов. Всё очень даже наоборот. Взять хотя бы техпроцесс - 65 нм при площади ядер 576 кв. мм. Любой геймер скажет, что это прошлый век. Интересно другое - полоса пропускания видеопамяти, которая и является самой важной характеристикой для игрового видеоадаптера. Она составляет 112 гигабайт в секунду. Это очень большой показатель, даже для современных игровых видеокарт.

Высокую производительность видеоадаптеру обеспечивает 448-битная шина обмена с памятью. По всей видимости, из-за дорогой шины и цена на устройство явно завышена, ведь в последнее время Nvidia решила в топовых моделях устанавливать 384-битные шины, увеличивая пропускную способность памяти за счёт разгона ядер, но надолго ли им хватит потенциала, неизвестно.

Что-то тут не так

Очень странная для Nvidia GTX 260 характеристика - объём памяти. Ведь принято на рынке устанавливать размер, кратный 512 мегабайтам, а тут 896 Мб. Всё дело с разрядности: нестандартная шина была достигнута отключением нескольких блоков управления на плате видеоадаптера, это и повлияло на уменьшение общего объёма памяти.

И если углубиться в расследования, то можно выяснить, что чип GTX 260 является отбраковкой у старшей модели из этой же линейки GTX 280. Она как раз имеет стандартную 512-битную шину и 1024 Мб памяти на борту. Чтобы дотянуться до производительности старшего брата, улучшить в GeForce GTX 260 характеристики программно не удастся, разве что впаять отсутствующие блоки управления. Максимум, можно увеличить частоту ядра за счёт поднятия напряжения на нём. Для этого понадобится программа NVFlash, в которой вместо стандартного напряжения 1,12 Вольт нужно изменить на 1,18 Вольт и залить изменения в BIOS видеоадаптера.

Немного вкусностей

Радуют в 260 характеристики видеовыходов. Все устройства на рынке имеют идентичные разъёмы. Можно подключить любое устройство, не суть важно, цифровое оно или аналоговое - от древнего порта D-Sub до современного стандарта HDMI. Даже присутствует ТВ-выход, который реализован в виде S-video, но имеющиеся в комплекте переходники позволяют подключать устройства, имеющие компонентный вход.

Во всех видеоплатах Nvidia GTX 260 характеристики системы охлаждения безукоризненны. Охлаждение не только умеет регулироваться автоматически, но и своим высоким качеством сборки не вызывает дискомфорта в процессе работы. Что достаточно редко встречается на рынке видеоадаптеров.

Лучшее предложение

Компания XFX известна среди геймеров как одна из лучших в производстве видеоадаптеров. Никакого ширпотреба, под этим брендом только мощные игровые устройства. Поэтому появление на рынке GeForce GTX 260 Black Edition под этим брендом привлекло внимание многих поклонников XFX к продукту.

Чего только стоит одна коробка. По размерам она может конкурировать с размерами материнской платы. Множество переходников, аксессуаров, фирменных дисков с драйверами и подробных инструкций мало кого удивит, а вот игра Far Cry 2 обязана была стать наградой для пользователя, который использует только лицензионное программное обеспечение.

Готический внешний вид игровой видеокарты поначалу немного пугает, но потом вызывает уважение. Не у каждого пользователя есть такой шедевр. Естественно, система охлаждения на топовом уровне, в этом плане нет никаких вопросов к XFX GTX 260. Характеристика энергопотребления немного смущает - 236 Вт, как у старшей модели GTX 280. По всей видимости, это заводской разгон памяти на 300 МГц так повлиял на потребление электричества.

Без Zotac не обошлось

А вот известный среди геймеров бренд Zotac, ещё совсем недавно бравшийся за чипы из топовой линейки, свои позиции немного сдал, когда наладил выпуск устройств дешёвого сегмента. Продукт GeForce GTX 260, технические характеристики которого, видимо, приглянулись производителю, Zotac поставил на конвейер.

Фирменная коробка, отличная упаковка в антиударный пакет, множество кабелей и переходников, диски с драйверами и инструкция - стандартный набор для любого топового устройства. Если присмотреться к адаптеру, возникает ощущение, что это тот же XFX, только с новой наклейкой с изображением дракона от Zotac. Даже в GTX 260 характеристики системы охлаждения идентичны.

На заводе, по всей видимости, характеристики чипсета решили не изменять, оставив всё, как есть. Об этом свидетельствуют показатели производительности, частоты памяти и ядра, а также максимальная Однако в ценовой категории видеокарта занимает одно из первых мест, в чём тут подвох, неизвестно.

Разрушая устои

Производители Gainward, Palit и Gigabyte относятся больше к ширпотребу, по крайней мере, бытует такое мнение. По всей видимости, их заинтересовали в Nvidia GTX 260 характеристики производительности, и они выпустили весьма производительные устройства, которые быстро нашли своих покупателей.

Судя по многочисленным отзывам потребителей в средствах массовой информации, к этим трём производителям вообще нет никаких претензий. Что комплектация, что сборка, что производительность - они безупречны. Естественно, порадовала покупателей и цена, ведь эти производители установили очень привлекательную стоимость для игровых видеокарт.

Однако есть вопросы к видеоадаптеру от компании MSI. Устройство представлено без каких-либо фирменных доработок - ничем не выделяющаяся видеокарта GTX 260. Характеристики системы охлаждения всегда были для MSI на первом месте, по радиатору «Циклон» её всегда легко отыскать на полке.

Странный игрок на рынке

Конструкторы и дизайнеры компании GALAXY, чьи шедевры очень часто можно встретить на рынке в виде видеокарт с большим количеством кулеров в системе охлаждения, оставили штатный радиатор в GTX 260. Характеристика низкой температуры на ядре и чипах памяти - это то достоинство, ради которого покупатели идут в магазин и приобретают продукт компании GALAXY.

И всё-таки производитель что-то сделал с видеоадаптером, так как, имея заводские характеристики чипа, он великолепно показывает себя в тестах, оставляя позади большинство производителей одноимённого чипа. Интересно, что температурный режим ядра и памяти в норме.

В заключение

В результате обзора можно сделать вывод, что видеоадаптер GTX 260, характеристики которого весьма впечатляющие в плане производительности на рынке игровых устройств, вполне конкурентоспособен в топовом классе. Смущает совсем другое - все производители, без исключений, установили практически одинаковую систему охлаждения. Никаких фирменных технологий от MSI или GALAXY пользователь не увидит. Эта странность наводит на мысль, что видеокарта совершенно не приспособлена к разгону - нет никакого потенциала. Из-за этого и нет смысла устанавливать улучшенное охлаждение. Увеличение напряжения на ядре никакого прироста в играх не даёт, лишь увеличивается электропотребление и тепловыделение.

ВведениеПрошедший год был для Nvidia крайне тяжёлым - компании пришлось терпеть поражение за поражением, отступая во всех секторах дискретной трёхмерной графики под неожиданно мощным натиском со стороны внезапно активизировавшегося графического подразделения Advanced Micro Devices. При этом, всё случившееся нельзя списать на счёт злых случайностей - в цепочке неудач во многом повинна сама Nvidia, изначально выбравшая неверную стратегию развития своих графических процессоров и вложившая все силы в создание G200. Сыграла свою негативную роль и непозволительно долгая задержка перевода на более тонкий техпроцесс даже ядра предыдущего поколения, G92, не говоря уж о флагмане линейки, отчаянно в этом нуждавшемся.

Хотя G200 и обладал неплохими задатками, с 65-нм техпроцессом он оказался не в состоянии раскрыть свои способности в полной мере, поскольку, будучи чрезвычайно сложным (1,4 миллиарда транзисторов), не мог работать на высоких частотах. Достаточно вспомнить, что даже у флагманской модели нового семейства, Nvidia GeForce GTX 280, частота домена шейдерных процессоров была ограничена 1,3 ГГц, а Nvidia GeForce GTX 260 и вовсе был вынужден довольствоваться скромными 1242 МГц. Для сравнения, практически такой же была частота функционирования вычислительных блоков в первоначальном варианте Nvidia GeForce 8800 GTS, использовавшем 90-нм ядро G80! При всём этом, в ряде случаев новинка не обеспечивала решающего преимущества над куда более простым ATI RV770.

Исходя из описанной ситуации, становится ясно, что новый, более тонкий техпроцесс был необходим Nvidia G200, как воздух, если компания и дальше собиралась использовать его в качестве ударного оружия. Во-первых, перевод G200 на 55-нм техпроцесс позволял существенно поднять его частотный потенциал при сохранении уровней энергопотребления и тепловыделения в приемлемых пределах, а во-вторых, открывал дорогу к созданию ответа на ATI Radeon HD 4870 X2, двухчиповой карты Nvidia. Последнее вряд ли было бы возможно с 65-нм версией G200 - карта на базе двух таких GPU наверняка оказалась бы слишком горячей и неэкономичной.

Очевидно, это хорошо понимала и сама Nvidia, изрядно пострадавшая от мощного напора со стороны графического подразделения Advanced Micro Devices. Альтернативой было и дальше продолжать терять и без того пошатнувшиеся позиции на рынке дискретной графики, а ведь потерять влияние в этом секторе легко, зато потом отвоевывание каждого процента даётся с огромным трудом, что называется, потом и кровью. Поэтому необходимые работы велись, и их результатом стало создание 55-нм версии G200, известной также под кодовыми именами G200b, GT200b, GT206 и некоторыми другими. Для удобства мы будем называть его G200b. Ничего нового в архитектурном плане G200b собой не являет, оставаясь всё тем же G200, содержащим 240 унифицированных шейдерных процессоров, 80 блоков текстурных операций и 32 RBE, но производящимся с использованием 55-нм норм производства. Следовательно, от него следует ожидать либо менее горячего нрава и большей экономичности, либо, при сопоставимых уровнях энергопотребления и тепловыделения, большей производительности, нежели от 65-нм варианта G200.

Разумеется, для производства GeForce GTX 260 по-прежнему используются чипы с усечённой конфигурацией: 216 ALU, 72 текстурных процессора и 28 блоков RBE. Но даже в 55-нм варианте сложность G200 остается прежней, а значит, высока и себестоимость, поэтому логично предположить, что часть ядер, устанавливаемых на GeForce GTX 260 Core 216, либо не прошла частотный контроль, либо имеет дефектные блоки, что не позволяет использовать эти чипы более выгодным для компании образом - в производстве GeForce GTX 285 и 295.

Первой компанией, представившей на суд публики графические карты на базе новой версии G200, стала EVGA, один из основных партнёров Nvidia. Это может означать наличие определённых привилегий, своеобразной наградой за верность лагерю «зелёных» - EVGA поставляет на рынок исключительно решения на базе чипов Nvidia, но появление аналогичных продуктов остальных производителей теперь является лишь вопросом времени. Тем не менее, благодаря EVGA, мы получили уникальную возможность одними из первых исследовать возможности G200b. В этом нам поможет EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked.

Упаковка и комплектация

На первый взгляд, упаковка описываемого продукта не является чем-то необычным, представляя собой стандартную коробку средних размеров.


Оранжевая полоса на чёрном фоне - вот, практически, и все элементы оформления, однако на фоне успевших набить оскомину роботов, драконов и полногрудых девиц в откровенных доспехах такой минималистский подход смотрится солидно и не раздражает глаз. Тем не менее, мы вновь видим распространённую ошибку - надпись в верхнем левом углу гласит «896MB DDR3», в то время как на самом деле карта, разумеется, оснащена памятью GDDR3, имеющей с DDR3 мало общего и архитектурно подобной DDR2. Надпись Superclocked сообщает о заводском разгоне, а наклейка под ней - о наличии в комплекте полной версии популярного шутера Far Cry 2.

На обратной стороне коробки имеется прозрачное окно, сквозь которое виден участок печатной платы видеоадаптера с наклейкой с серийным номером. Под окном имеется вторая наклейка и надпись, предупреждающая покупателя о том, что серийные номера на обеих наклейках должны совпадать. Это важно для пожизненной гарантии, предоставляемой EVGA, а также для участия в программе EVGA Step-Up, позволяющей в течение 90 дней после покупки заменить купленную карту более мощной, разумеется, с оплатой разницы в стоимости между ними. Откровенно говоря, смысла в этом немного, поскольку, как правило, мало кто задумывается о замене недавно купленного графического адаптера на новый в течение трёх месяцев - тем более, что речь в данном случае идёт о карте и без того производительной и недешёвой.

Качество упаковки традиционно высокое; вместо картонной коробки EVGA использует прозрачный пластиковый контейнер, в котором надёжно зафиксирован видеоадаптер. Это защищает его от возможных повреждений в процессе транспортировки и складирования. Помимо видеоадаптера, в коробке обнаружился следующий комплект принадлежностей:



Переходник DVI-I→D-Sub
Переходник DVI-I→HDMI
2 переходника 2хPATA → PCIe
Соединительный кабель S/PDIF
Краткое руководство по установке
Руководство пользователя
2 фирменные наклейки с логотипом EVGA
CD с драйверами и утилитами
DVD с полной версией Far Cry 2

Даже с учётом рекомендуемой производителем цены, которая довольно высока и составляет свыше 250 долларов, комплектация описываемого продукта заслуживает лестной оценки, особенно с учётом наличия в её составе полной версии популярного трёхмерного шутера Far Cry 2. Несколько огорчает отсутствие программного проигрывателя, способного работать с современными форматами видео высокого разрешения, но с учётом того, что EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked явно позиционируется в качестве игрового решения, это не является фатальным недостатком, тем более, что так поступает и подавляющее большинство других производителей.

На диске с драйверами, помимо них самих и электронной версии руководства пользователя, можно найти пару полезных утилит, одной из которых является известный всем игрокам тестовый инструмент Fraps 2.9.6, а вот о другой надо сказать несколько слов отдельно. EVGA Precision представляет собой удобную утилиту для разгона графического адаптера, в основе которой, скорее всего, лежит ядро RivaTuner. Помимо управления тактовыми частотами графического ядра и памяти, она позволяет вручную регулировать скорость вращения вентилятора системы охлаждения и отслеживать температуры до четырёх GPU в системе.



Кроме того, EVGA Precision позволяет создать до 10 профилей с назначением на каждый из них своей горячей клавиши, а также умеет выводить данные, включая частоту кадров, не только на основной монитор, но и на экранчик популярной игровой клавиатуры Logitech G15 . Нельзя сказать, что EVGA Precision незаменима, но, в отличие от некоторых аналогичных программных продуктов других производителей, она имеет простой и функциональный дизайн, что делает её пригодной для повседневного использования в быту оверклокера.

Что касается Far Cry 2, то эта игра, будучи наследником легендарного Far Cry, установившего некогда новый стандарт качества графики для шутеров с видом от первого лица, в представлении не нуждается, поскольку знакома всем любителям этого жанра и используется нами в качестве одного из тестов. Это действительно хороший подарок потенциальному покупателю, и за включение его в комплект поставки мы можем лишь поаплодировать EVGA - мало кто из поставщиков графических карт снабжает свои продукты настолько «свежими» играми.

В целом, упаковка и комплектация EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked, безусловно, заслуживает оценки «отлично». Сама коробка выглядит солидно и привлекательно, а в ней, помимо самого видеоадаптера, имеется всё необходимое для его полноценной эксплуатации. При этом, в комплекте отсутствуют устаревшие кабели и переходники, зато в качестве бесплатного дополнения наличествует по-настоящему современная и популярная игра.

Дизайн печатной платы

На первый взгляд, внешне карта ничем не отличается от 65-нм версии Nvidia GeForce GTX 260/GTX 260 Core 216. Впрочем, EVGA постаралась добавить своему продукту оригинальности, причём, не ограничившись наклейкой на кожухе системы охлаждения - боковая часть этого кожуха окрашена в красный цвет.






Длина печатной платы EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked составляет 27 сантиметров, поэтому владельцам большинства компактных корпусов данный продукт не подойдёт. С учётом того, что его прямым конкурентом является ATI Radeon HD 4870, использующий плату длиной 23 сантиметра, это довольно существенный недостаток.

Теперь об отличиях, которых, на самом деле, гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Трудно было бы ожидать, что для 55-нм версии Nvidia GeForce GTX 260 Core 216 будет разработан новый дизайн печатной платы, ибо такое предприятие является недешёвым и, в свете того, что карта, по сути, является усечённым вариантом Nvidia GeForce GTX 280, довольно бессмысленным. Однако стоит лишь демонтировать систему охлаждения, как становится очевидным, что Nvidia всё-таки решилась на этот шаг - отличий обнаруживается очень и очень много.



Во-первых, сразу бросается в глаза, что все микросхемы памяти теперь расположены на лицевой стороне печатной платы, и их 14, то есть, данный дизайн изначально предусматривает 448-битную шину памяти без возможности расширения до 512-битной. Сложно сказать, что подвигло Nvidia на разработку новой платы; скорее всего, это стремление любой ценой снизить себестоимость производства, хотя вряд ли выигрыш окажется существенным - даже в обновлённом виде плата выглядит достаточно сложной и дорогой в производстве. Интересно, что по такому же пути в своё время развивалась линейка GeForce 8800: тогда в большинстве случаев увеличение тактовых частот успешно скомпенсировало уменьшение ширины шины памяти при переходе от чипов G80 к G92.


Old Geforce GTX 260 PCBNew Geforce GTX 260 PCB


Значительной переработке подверглась и подсистема питания - если в старом варианте использовался пятифазный стабилизатор, полученный путём усечения оригинального семифазного стабилизатора Nvidia GeForce GTX 280, то в 55-нм версии Nvidia GeForce GTX 260 общее число фаз стабилизатора питания GPU равно четырём, и в них использованы другие силовые транзисторы. Плохая новость для владельцев систем жидкостного охлаждения или нестандартных воздушных кулеров: системы, разработанные для 65-нм серии Nvidia GeForce GTX 200, для 55-нм карт не подойдут, по крайней мере, монолитные модели, рассчитанные на охлаждение не только GPU и микросхем памяти, но и элементов системы питания, именно в силу иного расположения последних.


Сердцем стабилизатора является четырёхфазный ШИМ-контроллер NCP5388, расположенный с обратной стороны печатной платы. Рядом с ним распаян неизвестный чип микроскопических размеров, маркированный как «BR=AL U07», и, по всей видимости, ответственный за управление отдельным двухфазным стабилизатором питания памяти. Разъемов для подключения внешнего питания, как и прежде, два. Оба разъема - шестиконтактные PCIe 1.0 с нагрузочной способностью до 75 Вт. Из прочих отличий можно отметить наличие металлической рамки вокруг графического процессора, а вот левая часть платы, где расположены интерфейсные разъемы и микросхема NVIO, осталась практически неизменной.


В качестве микросхем памяти данный продукт использует чипы GDDR3 Samsung K4J52324QH-HJ1A ёмкостью 512 Мбит (16Мх32), рассчитанные на частоту 1000 (2000) МГц и напряжение питания 1,9 В.


14 таких микросхем образуют банк локальной видеопамяти ёмкостью 896 МБ с 448-битной шиной доступа к нему. Согласно официальным спецификациям Nvidia, память GeForce GTX 260, вне зависимости от используемой версии GPU, должна работать на частоте 1000 (2000) МГц, обеспечивая пропускную способность на уровне 112 ГБ/с, но EVGA разогнала память до 1053 (2106) МГц, что повысило пропускную способность до 117,9 ГБ/с.

Это даже несколько выше аналогичного показателя ATI Radeon HD 4870, составляющего 115,2 ГБ/с, но, с учётом использования микросхем, изначально рассчитанных на 1000 (2000) МГц, практически не оставляет простора для дальнейшего разгона, что, впрочем, будет проверено в соответствующей главе обзора.

Визуально оценить, насколько переход на 55-нм техпроцесс позволил уменьшить площадь кристалла G200b, не удалось - новая версия чипа точно так же снабжена металлической крышкой-теплораспределителем, как и старая. Снимать эту крышку мы не рискнули, поскольку карта ещё пригодится нам в дальнейшем. Впрочем, цифры говорят сами за себя - новый вариант G200 имеет площадь 470 квадратных миллиметров против 576 кв.мм у старого, производимого по 65-нм технологии. Не слишком впечатляет на фоне компактности ATI RV770, имеющего площадь всего 260 кв.мм, но не стоит забывать, что последний почти в полтора раза проще, если говорить о количестве транзисторов. Чип маркирован как G200-103-B2, что сразу позволяет отличить его от старой версии, имевшей маркировку G200-100-A2.


Официальные частоты ядра Nvidia GeForce GTX 260 Core 216 составляют 576 МГц для основного домена и 1242 МГц для вычислительной части, но в сегодняшней статье речь идет о продукте, подвергнутом заводскому разгону, и эти параметры составляют 625 и 1350 МГц соответственно. Не слишком существенный прирост, явно не позволяющий судить о том, возрос ли частотный потенциал G200b в сравнении с G200 - в нашей практике встречались 65-нм версии Nvidia GeForce GTX 260 Core 216, разогнанные производителем до более высоких частот. Именно поэтому EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked будет подвергнут попытке дальнейшего разгона. Что касается конфигурации графического ядра, то она стандартна для Nvidia GeForce GTX 260 Core 216: 216 универсальных шейдерных процессоров, 72 процессора текстурных операций и 28 блоков RBE. Теоретически, если дальнейший разгон окажется успешным, от карты можно ожидать производительности на уровне Nvidia GeForce GTX 280 или даже выше.

Карта снабжена стандартным набором разъемов, включающим в себя два двухканальных порта DVI-I с поддержкой разрешений до 2560х1600 включительно, универсальным портом аналогового видеовыхода, двумя разъемами SLI, позволяющими объединять в единую систему до трёх карт, а также двухконтактным разъемом S/PDIF, служащим для организации трансляции внешнего звукового потока S/PDIF в HDMI, для чего в комплекте поставки имеется соответствующий кабель.

Конструкция системы охлаждения

Во многом конструкция системы охлаждения 55-нм варианта Nvidia GeForce GTX 260 Core 216 осталась, но есть и существенные изменения, продиктованные как новым дизайном печатной платы, так и использованием более экономичной версии графического ядра.


Самым важным отличием, пожалуй, является существенно уменьшившаяся площадь радиатора - он лишился секции, расположенной непосредственно перед крепёжной планкой, за счёт чего стал заметно короче. Исчезла одна из тепловых трубок, ранее обеспечивавшая передачу теплового потока от силовых элементов системы питания, а основание, контактирующее с поверхностью GPU, стало значительно меньше.






По всей видимости, все эти меры также направлены на снижение себестоимости, поскольку других объективных причин урезать конфигурацию хорошо зарекомендовавшей себя конструкции мы не видим. Разумеется, эффективность новой системы охлаждения должна существенно упасть, но, в итоге, её падение может компенсироваться меньшим уровнем тепловыделения G200b. Так ли обстоит дело на самом деле, будет проверено в следующей главе обзора.

В остальном, как уже было сказано, общая концепция осталась прежней - медный теплообменник, отбирающий тепло от GPU, передаёт его радиатору с помощью тепловых трубок. В качестве термоинтерфейса применяется привычная тёмно-серая густая термопаста. За продув радиатора отвечает радиальный вентилятор; нагретый воздух выбрасывается за пределы корпуса системы сквозь ряд прорезей в крепёжной планке видеоадаптера. Прочие элементы, требующие охлаждения, такие, как чипы памяти, кристалл NVIO и силовые транзисторы стабилизатора питания, контактируют с алюминиевым основанием системы через его выступы, снабжённые волокнистыми подушечками, пропитанными белой термопастой.

Конструкция в целом выглядит довольно удачной, хотя она и несколько упрощена в сравнении с оригинальным вариантом, изначально разработанным для семейства Nvidia GeForce GTX 200. В связи с этим следует ожидать несколько менее высокой эффективности её работы, но, с учетом использования 55-нм версии G200, разница может оказаться несущественной или не проявиться вовсе. В том случае, если тепловой режим не ухудшится, упрощение конструкции можно будет считать оправданным.

Уровень энергопотребления, тепловой режим, разгон и шумность

Поскольку 55-нм версия Nvidia GeForce GTX 260 Core 216 попала в нашу тестовую лабораторию впервые, мы не преминули измерить ее энергопотребление и выяснить, стала ли она экономичнее в сравнении со старой, 65-нм версией, и насколько велик выигрыш. Для этого был использован тестовый стенд со следующей конфигурацией:

Процессор Intel Pentium 4 560 (3,6 ГГц, LGA775)
Системная плата DFI LANParty UT ICFX3200-T2R/G (ATI CrossFire Xpress 3200)
Память PC2-5300 (2x512 МБ, 667 МГц)
Жесткий диск Western Digital Raptor WD360ADFD (36 ГБ)
Блок питания Chieftec ATX-410-212 (мощность 410 Вт)
Microsoft Windows Vista Ultimate SP1 32-bit
Futuremark PCMark05 Build 1.2.0
Futuremark 3DMark06 Build 1.1.0

Согласно принятой методике, для создания нагрузки в режиме 3D используется первый тест SM3.0/HDR пакета 3DMark06, запускаемый в цикле в разрешении 1600х1200 с форсированными FSAA 4x и AF 16x. Эмуляция режима «peak 2D» осуществляется силами теста «2D Transparent Windows», входящего в состав PCMark05. Последний тест достаточно актуален в свете того, что оконный интерфейс Windows Vista Aero использует возможности графического процессора.






Переход на 55-нм техпроцесс самым благотворным образом сказался на экономичности G200 в целом и GeForce GTX 260 в частности. Хотя в режиме простоя существенного выигрыша зафиксировано не было, под нагрузкой в режиме 3D он составил 34 Вт, так что корона первенства по праву переходит от ATI Radeon HD 4870 1GB к картам на базе G200b. Это довольно серьёзный удар по ATI, которой, мы полагаем, следует всерьёз задуматься об уровне энергопотребления своих продуктов, особенно построенных по двухпроцессорной схеме.

Что касается раскладки по линиям питания, то в новой версии GeForce GTX 260 Core 216 нагрузка на внешние разъемы неравномерна, в отличие от старой, использующей дизайн печатной платы и схемотехнику системы питания, разработанные для GeForce GTX 280. Ближний к концу платы разъем нагружается заметно, на 10-13 Вт, сильнее; впрочем, с учётом показателей, весьма далёких от предельного значения (75 Вт), это не является поводом для беспокойства.

Как известно, 55-нм версия Nvidia GeForce GTX 260 Core 216 работает на тех же частотах, что и 65-нм вариант - 576 МГц для основного домена GPU и 1240 МГц для домена шейдерных процессоров. Описываемый в данном обзоре EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked предварительно разогнан производителем до 625/1350 МГц, однако, мы решили пойти дальше и выяснить, насколько вырос частотный потенциал G200 после перевода его на 55-нм техпроцесс. Без применения каких-либо дополнительных средств, вроде замены системы охлаждения или модификаций системы питания, результат составил 715/1541 МГц для графического ядра и 1150 (2300) МГц для памяти. Совсем неплохой результат для чипа, состоящего из 1,4 миллиарда транзисторов, особенно с учётом того, что аналогичный экземпляр Nvidia GeForce GTX 260 Core 216, использующий 65-нм версию G200, сумел разогнаться лишь до 650/1400 МГц. В процентном соотношении выигрыш составил около 10 %, но это уже позволяет надеяться на производительность на уровне Nvidia GeForce GTX 280, располагающего 240 ALU, 80 TMU и 32 RBE против 216, 72 и 28 аналогичных блоков у Nvidia GeForce GTX 260 Core 216.

Исследование температурного режима с помощью RivaTuner показало следующую картину:



При одинаковых тактовых частотах максимальные температуры 65-нм и 55-нм версий G200 также одинаковы, что, по всей видимости, обусловлено несколько упрощённой конструкцией системы охлаждения у последнего. Тем не менее, при дальнейшем разгоне EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked максимальная температура GPU не превысила показателя Nvidia GeForce GTX 280. Отметим, что в режиме 2D все представители семейства Nvidia GeForce GTX 200 автоматически снижают тактовые частоты GPU до 300/600 МГц, а частоту памяти - до 100 (200) МГц, что помогает им поддерживать низкую температуру и уровень шума.



Несмотря на некоторые конструктивные изменения в системе охлаждения EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked, замеры уровня шума не выявили существенных отличий от эталонной системы охлаждения Nvidia GeForce GTX 280. Не в последнюю очередь это обусловлено сравнительно высоким уровнем шума, генерируемым нашей тестовой платформой в целом - даже при полностью пассивном охлаждении графической карты он составляет 43 дБА, что само по себе довольно много. Тем не менее, надо признать, что конструкция СО, используемая Nvidia, по-прежнему остаётся одной из самых удачных в индустрии дискретной графики, сочетая в себе высокую эффективность охлаждения с комфортными шумовыми характеристиками. О полной бесшумности говорить не приходится, но акустический состав шума благоприятен, поскольку основную лепту в него вносит шуршание воздушного потока, практически не раздражающее слуха.

Конфигурация тестовых платформ и методология тестирования

Сравнительное исследование производительности EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked было проведено на тестовой платформе со следующей конфигурацией:

Процессор Intel Core i7-965 Extreme Edition (3,2 ГГц, 6,4 GT/s QPI)
Системная плата Asus P6T Deluxe (Intel X58)
Память Corsair XMS3-12800C9 (3x2 ГБ, 1333 МГц, 9-9-9-24, 2Т)
Жесткий диск Maxtor MaXLine III 7B250S0 (250 ГБ, SATA-150, буфер 16 МБ)
Блок питания Enermax Galaxy DXX EGX1000EWL (мощность 1 кВт)
Монитор Dell 3007WFP (30”, максимальное разрешение 2560x1600@60 Гц)
Microsoft Windows Vista Ultimate SP1 64-bit
ATI Catalyst 8.12 для ATI Radeon HD
Nvidia GeForce 180.48 WHQL для Nvidia GeForce

Драйверы графических карт настраивались таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможное качество текстурной фильтрации при минимальном влиянии программных оптимизаций, используемых по умолчанию. Сглаживание прозрачных текстур было включено, при этом, для обеих архитектур был использован режим мультисэмплминга, поскольку решения ATI не поддерживают суперсэмплинг для этой функции. В результате, список настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia GeForce принял следующий вид:

ATI Catalyst:

Smoothvision HD: Anti-Aliasing: Use application settings/Box Filter
Catalyst A.I.: Standard
Mipmap Detail Level: High Quality
Wait for vertical refresh: Always Off
Enable Adaptive Anti-Aliasing: On/Quality

Nvidia GeForce:

Texture filtering - Quality: High quality
Texture filtering - Trilinear optimization: Off
Texture filtering - Anisotropic sample optimization: Off
Vertical sync: Force off
Antialiasing - Gamma correction: On
Antialiasing - Transparency: Multisampling
Остальные настройки: по умолчанию

Состав тестового пакета был существенно переработан для лучшего соответствия текущим реалиям. В результате пересмотра в него был включён следующий набор игр и приложений:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

Call of Duty: World at War
Crysis Warhead
Enemy Territory: Quake Wars
Far Cry 2
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky


Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:

Dead Space
Devil May Cry 4
Grand Theft Auto IV


RPG:

Fallout 3
Mass Effect


Симуляторы:

Race Driver: GRID
X³: Terran Conflict


Стратегии:

Red Alert 3
Spore
World in Conflict


Синтетические тесты:

Futuremark 3DMark06
Futuremark 3DMark Vantage

Каждая из входящих в набор тестового программного обеспечения игр была настроена таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможный уровень детализации, причём использовались исключительно средства, доступные в самой игре любому непосвященному пользователю. Это означает принципиальный отказ от ручной модификации конфигурационных файлов, поскольку игрок не обязан уметь этого делать. Для некоторых игр были сделаны исключения, продиктованные теми или иными соображениями необходимости; каждое из таких исключений упоминается отдельно в соответствующем разделе обзора.

Помимо EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked в состав участников тестирования вошли следующие графические карты:

Nvidia GeForce GTX 280 (G200, 602/1296/2214 МГц, 240 SP, 80 TMU, 32 RBE, 512-бит шина памяти, 1024 МБ GDDR3)
Nvidia GeForce GTX 260 Core 216 (G200, 576/1242/2000 МГц, 216 SP, 72 TMU, 28 RBE, 448-бит шина памяти, 896 МБ GDDR3)
ATI Radeon HD 4850 X2 (2xRV770, 650/650/2000 МГц, 1600 SP, 80 TMU, 32 RBE, 2x256-бит шина памяти, 2x1024 МБ GDDR3)
ATI Radeon HD 4870 (RV770, 750/750/3600 МГц, 800 SP, 40 TMU, 16 RBE, 256-бит шина памяти, 1024 МБ GDDR5)

Тестирование проводилось в разрешениях 1280х1024, 1680х1050, 1920х1200 и 2560х1600. Последнее применялось только для главных героев сегодняшнего обзора, а также для ATI Radeon HD 4850 X2. Во всех случаях, когда это было возможно, стандартную анизотропную фильтрацию 16х дополняло сглаживание MSAA 4x. Активация сглаживания осуществлялась либо средствами самой игры, либо, при их отсутствии, форсировалась с помощью соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia GeForce. Как уже было сказано, никакие дополнительные средства настройки не применялись.

Для получения данных о производительности использовались встроенные в игру средства с обязательной записью оригинальных тестовых роликов при наличии такой возможности. Во всех остальных случаях применялась утилита Fraps 2.9.6 в ручном режиме с трёхкратным тестовым проходом и последующим усреднением финального результата. По возможности фиксировались данные не только о средней, но и о минимальной производительности.

Игровые тесты: Call of Duty: World at War


Заводского разгона, предпринятого EVGA, явно недостаточно, чтобы состязаться на равных с Nvidia GeForce GTX 280, но дополнительный разгон позволяет добиться этого даже в разрешении 2560х1600, несмотря на более узкую шину памяти. Более того, в последнем случае минимальная производительность оказывается достаточно высокой для комфортной игры, и, в целом, разогнанный EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Supeclocked практически не уступает ATI Radeon HD 4850 X2 при существенно меньшем уровне энергопотребления и шума.

Игровые тесты: Crysis Warhead


То же самое можно видеть в Crysis Warhead - дополнительный разгон выводит карту EVGA на уровень Nvidia GeForce GTX 280. Однако в данном случае исключением становится разрешение 2560х1600, в котором начинает сказываться меньшая ширина шины доступа к памяти, а также меньший объем самой памяти - 896 против 1024 МБ.

Игровые тесты: Enemy Territory: Quake Wars

ET: Quake Wars содержит ограничитель средней производительности, зафиксированный на отметке 30 кадров в секунду, поскольку в сетевой игре все события синхронизируются с частотой 30 Гц. Для получения более полных данных о производительности графических карт в Quake Wars этот ограничитель был отключён через игровую консоль. Поскольку при тестировании используются внутренние возможности игры, информация о минимальной производительности отсутствует.


Разница между различными представителями семейства Nvidia GeForce GTX 200 в этой игре минимальна, однако и здесь разгон карты EVGA позволяет ей выйти на один уровень с Nvidia GeForce GTX 280, а в разрешении 2560х1600 даже слегка опередить её. Во всех случаях запас производительности очень высок и намного перекрывает требования игры.

Игровые тесты: Far Cry 2


В оригинальной версии EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked несколько уступает Nvidia GeForce GTX 280, но разгон GPU до 715/1541 МГц, а памяти до 1150 (2300) МГц позволяет практически преодолеть разрыв, сохраняется разве что некоторое отставание в минимальной производительности.

Игровые тесты: S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky

Для обеспечения приемлемого уровня производительности в этой игре было решено отказаться от использования FSAA, а также от таких ресурсоёмких опций, как «Sun rays», «Wet surfaces» и «Volumetric smoke». При тестировании использовался режим «Enhanced full dynamic lighting» (DX10), для карт ATI дополнительно задействовался режим DirectX 10.1


Аналогично ведёт себя разогнанный до предела продукт EVGA и в Clear Sky - повышенные тактовые частоты позволяют ему не уступать Nvidia GeForce GTX 280 в средней производительности, но меньшее количество функциональных блоков и более узкая шина памяти не могут быть компенсированы выигрышем в частотах, что негативно сказывается на минимальной производительности.

Игровые тесты: Dead Space


Тот факт, что отставание в количестве ALU, TMU и RBE не так-то просто компенсировать тактовыми частотами, подтверждается и в Dead Space: если по средним показателям максимально разогнанная карта EVGA и опережает Nvidia GeForce GTX 280 на 2-5 %, в зависимости от разрешения, то минимальная производительность остаётся прежней. Более того, в разрешении 2560х1600 одного разгона уже недостаточно, и Nvidia GeForce GTX 280 вновь выходит на первое место. С учётом сравнительно скромных требований, предъявленных игрой, общий уровень производительности очень высок и описанную выше разницу невооружённым глазом заметить невозможно.

Игровые тесты: Devil May Cry 4


Примерно так же ведёт себя разогнанная карта EVGA в Devil May Cry 4, демонстрируя превосходство над Nvidia GeForce GTX 280 в средней производительности и паритет в минимальной. Исключением является разрешение 2560х1600, где ей удаётся существенно превзойти по последнему показателю флагманскую модель семейства.

Игровые тесты: Grand Theft Auto IV

Так как при стандартном на сегодня объеме видеопамяти 512 МБ игра не позволяет использовать значение опции «Texture Quality» выше «Medium», а максимальное безопасное значение опции «View Distance» составляет 32, все тесты проводились именно с такими настройками. Для прочих опций были выставлены максимально возможные значения. Поскольку для тестирования используются собственные возможности игры, информация о минимальной производительности отсутствует.


Из-за вышеописанных особенностей существенные расхождения в результатах между участниками тестирования удалось выявить только в разрешениях 1920х1200 и 2560х1600. В первом случае разгон карты EVGA позволил добиться средней производительности на уровне Nvidia GeForce GTX 280, а во втором и вовсе вывел её на первое место, оставив позади не только флагманскую модель Nvidia, но и ATI Radeon HD 4850 X2. Также, судя по результатам ATI Radeon HD 4870 1GB, можно предположить, что игра благосклонно относится к большому количеству текстурных процессоров у решений Nvidia.

Начиная со следующего обзора, методика тестирования в GTA IV будет приведена к новому минимальному значению объема видеопамяти, составляющему 896 МБ.

Игровые тесты: Fallout 3


Решения ATI вне конкуренции, однако и карты на базе Nvidia G200 чувствуют себя вполне уверенно во всех разрешениях, включая 2560х1600. Интересно, что даже с заводским разгоном EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked ничуть не уступает Nvidia GeForce GTX 280, а с дополнительным разгоном даже заметно, на 8-10%, его превосходит.

Игровые тесты: Mass Effect


Ситуация, уже неоднократно виденная в других тестах, повторяется - максимальный разгон карты EVGA позволяет ей без труда состязаться на равных с Nvidia GeForce GTX 280, причём как в средней, так и в минимальной производительности. Увы, ATI Radeon HD 4870 1GB - не конкурент решениям на базе G200/G200b в данной игре; превзойти их сумел только гораздо более горячий и очень шумный ATI Radeon HD 4850 X2.

Игровые тесты: Race Driver: GRID


Нельзя не отметить победу максимально разогнанной карты EVGA в разрешении 2560х1600, где она уступила лишь двухпроцессорному монстру ATI. Во всех остальных случаях картина обычна - заводского разгона недостаточно для конкуренции с Nvidia GeForce GTX 280 и для того, чтобы добиться схожих показателей, приходится прибегать к дальнейшему повышению тактовых частот GPU и памяти, причём, минимальная производительность практически не растёт.

Игровые тесты: X³: Terran Conflict


Игра со всей очевидностью предпочитает решения ATI, достаточно взглянуть на минимальные показатели в разрешениях свыше 1280х1024. Даже дополнительный разгон карты EVGA помогает слабо - в разрешении 1680х1050 минимальную производительность удаётся поднять лишь до 22 кадров в секунду, чего явно недостаточно для обеспечения плавности игрового процесса. Любопытно отметить, что в разрешениях 1920х1200 и 2560х1600 сравнительно скромный заводской разгон, предпринятый EVGA, позволяет GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked опередить Nvidia GeForce GTX 280.

Игровые тесты: Red Alert 3

Игра содержит неотключаемый ограничитель средней производительности, зафиксированный на отметке 30 кадров в секунду.


Пока ситуация с производительностью карт Nvidia в Red Alert 3 далека от идеальной - при использовании FSAA 4x все они демонстрируют неприемлемо низкие показатели. Остаётся возлагать надежды на новую версию драйверов GeForce, возможно, в ней эта проблема будет устранена. Тем не менее, поведение разогнанной карты EVGA принципиально не отличается от того, которое можно было наблюдать в предыдущих тестах.

Игровые тесты: Spore

Игра содержит неотключаемый ограничитель средней производительности, зафиксированный на отметке 30 кадров в секунду. FSAA не поддерживается.


Никакой информации получить не удалось, поскольку все участвующие в тестировании графические карты достигли ограничителя средней производительности. Следовательно, все они в равной мере подходят для использования в Spore. Поскольку в большинстве случаев данный тест не позволяет получить какой-либо осмысленной информации, мы прекращаем его использование - он будет заменён на одну из популярных и при этом более информативных игр.

Игровые тесты: World in Conflict


Дальнейший разгон EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked дал впечатляющие результаты - в разрешении 1680х1050 карта смогла опередить даже ATI Radeon HD 4850 X2, а в разрешении 1920х1200 оказалась единственным, кроме вышеупомянутого двухпроцессорного решения ATI, видеоадаптером, обеспечивающим комфортный уровень производительности. Максимальный выигрыш при дополнительном разгоне в сравнении с Nvidia GeForce GTX 280 составил почти 14 %, что справедливо можно считать отличным результатом, учитывая отставание в количестве функциональных блоков, а также производительности и объеме видеопамяти.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark06









Ни в одном из тестов 3DMark06 карта EVGA не показала выдающихся результатов, как с заводским разгоном, так и с дополнительным, предпринятом нами. По всей видимости, она упёрлась в потолок, диктуемый аппаратной конфигурацией GeForce GTX 260 Core 216.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark Vantage

Чтобы минимизировать влияние центрального процессора, при тестировании в 3DMark Vantage применяется профиль «Extreme», использующий разрешение 1920х1200, FSAA 4x и анизотропную фильтрацию. Для полноты картины производительности, результаты отдельных тестов с этого момента снимаются во всем диапазоне разрешений.






Тестирование в 3DMark Vantage показало прямо противоположный результат: в режиме с дополнительным разгоном EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Supeclocked не просто смогла опередить Nvidia GeForce GTX 280, а заняла первое место среди всех участников тестирования!


Наибольший выигрыш от разгона наблюдается в разрешении 1280х1024; по мере роста разрешения разрыв между EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked и Nvidia GeForce GTX 280 сокращается - последний всё же имеет неплохую фору в производительности подсистемы памяти и превосходством в частоте GPU отделаться уже не удаётся.


Во втором тесте картина несколько иная - во всех разрешениях карта EVGA немного уступает Nvidia GeForce GTX 280 в обычном режиме, и идет с ней вровень в режиме с дополнительным разгоном. По-видимому, нехватка текстурных процессоров успешно компенсируется более высокой частотой их работы. Отметим, что оба решения Nvidia в данном тесте заметно уступают ATI Radeon HD 4850 X2.

Заключение

Подведём итоги. Тестирование не выявило различий в производительности 55-нм и 65-нм версий Nvidia GeForce GTX 260 Core 216, имеющих эталонные частоты GPU и памяти, однако, заводской разгон карты EVGA обеспечил ей заметное преимущество, составляющее, в среднем, от 4,3 % до 6,4 %, в зависимости от разрешения. Дополнительный разгон позволил прибавить к этому ещё 8-9 %.

В результате, главный герой сегодняшнего обзора, EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked, проявил себя с лучшей стороны, продемонстрировав, что может быть достойным соперником ATI Radeon HD 4870 1GB. Во многих тестах продукт EVGA оказался быстрее, но за счёт проигрыша в таких играх, как Fallout 3, Race Driver: GRID, X³: Terran Conflict и Red Alert 3 среднее преимущество составило лишь около 5 %, и то, в разрешениях не выше 1680х1050. Таким образом, выбор в данном случае обусловлен исключительно личными предпочтениями игрока.

Что касается попытки догнать Nvidia GeForce GTX 280, то в заводском варианте она не увенчалась успехом, однако, благодаря использованию новой 55-нм версии G200, карта продемонстрировала хороший разгонный потенциал, и с помощью дополнительного разгона нам удалось догнать и даже перегнать GTX 280 практически во всех тестах.












В стандартных разрешениях среднее преимущество EVGA GeForce GTX 260 Core 216, разогнанного до частот 715/1541/2300 МГц, составило от 3,1 до 3,8 %, а наибольший эффект наблюдался в играх Devil May Cry 4 (1280x1024, преимущество 10,7 %), World in Conflict (1680x1050, преимущество 10,8 %) и X³: Terran Conflict (1920х1200 и 2560x1600, преимущество 16,2 % и 19,3 %, соответственно). Более чем неплохо, особенно с учётом существенно меньшей стоимости в сравнении с Nvidia GeForce GTX 280. Таким образом, целесообразность приобретения последнего с появлением 55-нм версий Nvidia GeForce GTX 260 Core 216 находится под вопросом, тем более, что не за горами еще и появление в массовой продаже видеокарт GeForce GTX 285, также использующих 55-нм вариант G200, и, соответственно, обладающих более высоким частотным потенциалом, нежели GTX 280.

Сам же продукт, описанный в данном обзоре, EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked, заслуживает исключительно положительной оценки. Помимо привлекательного уровня производительности и хорошего разгонного потенциала, он может похвастаться достойной комплектацией, включающей в себя полную версию популярного шутера Far Cry 2 и удобное средство для разгона, а также пожизненной гарантией и возможностью участия в программе EVGA Step-Up. Единственное, что может отпугнуть потенциального покупателя - сравнительно высокая цена, традиционно свойственная продукции EVGA, ведь в настоящее время официальная стоимость ATI Radeon HD 4870, оснащённого 512 МБ памяти GDDR5, уже упала ниже отметки 200 долларов, а на версию с 1024 МБ памяти установлена на уровне 239 долларов. Реальные цены в московской рознице, конечно, выше официальных цен производителей, однако они вполне коррелируют с ними - так что, когда карты EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked появятся у нас в продаже, следует ожидать, что они также будут дороже, нежели Radeon HD 4870 1 ГБ.

EVGA GeForce GTX 260 Core 216 Superclocked: достоинства и недостатки

Достоинства:

Использование 55-нм версии G200
Высокий уровень производительности в современных играх
Во многих случаях опережает ATI Radeon HD 4870 1GB
С дополнительным разгоном опережает Nvidia GeForce GTX 280
Производительность не зависит от программной поддержи multi-GPU
Широкий выбор режимов FSAA
Минимальное влияние FSAA на производительность
Поддержка ускорения PhysX силами GPU
Аппаратная поддержка декодирования HD-видео
Поддержка вывода звука S/PDIF через HDMI
Сравнительно низкий уровень энергопотребления и тепловыделения
Сравнительно невысокий уровень шума
Хороший разгонный потенциал
Наличие в комплекте полной версии Far Cry 2

Недостатки:

Перекос производительности в сторону текстурных процессоров и RBE
Отсутствие поддержки DirectX 10.1 и Shader Model 4.1
Неполная аппаратная поддержка декодирования VC-1
Отсутствие интегрированного звукового ядра
В комплекте отсутствует программный проигрыватель HD-видео
Высокая цена

Другие материалы по данной теме


ATI Radeon HD 4850 X2 против Nvidia GeForce GTX 280: решающее сражение
Эволюция драйверов ATI Catalyst на примере Radeon HD 4870
Собратья по оружию: две видеокарты Palit GeForce 9800GTX+

Графическая карта — самый загруженный компонент внутри вашего компьютера, когда дело касается игр. Он обрабатывает миллионы инструкций, выполняющих различные операции во время игр, и из-за этого она нагреваться. Подобно процессору, может произойти перегрев графического процессора на графической карте, что может привести к множеству проблем, в том числе к сбою видеокарты. В графической карте GPU является основным компонентом, в котором может произойти перегрев. Память графической карты также может нагреваться, но она не выходит за пределы уровня опасности. Перегрев может привести к снижению срока службы графического процессора, а также может привести к немедленному повреждению графической карты.

Какая температура видеокарты считается нормальной

Ответ на этот вопрос зависеть как и от производителя так и от конкретной модели видеокарты, но в целом что-то выше 80 градусов по Цельсию является признаком беспокойства. Если температура графической карты GPU превышает 80 °C, вы должны принять соответствующие меры, чтобы снизить ее, предпочтительно, в диапазоне 70 °C — 75 °C или ниже.

Если у вас возникли проблемы с производительностью вашего компьютера, особенно при редактировании видео, обработке видео или при воспроизведении видео начинает заикаться, тормозить, зависать, то первое что нужно будет вам сделать, это видеокарты и сравнить ее с показаниями таблицы ниже.

Допустимая температура видеокарты NVIDIA

Видеокарты Температура Простоя Допустимая Температура Максимальная Температура
GeForce GTX 1080 Ti 42 55-80 91
GeForce GTX 1080 42 60-84 94
GeForce GTX 1070 41 83 94
GeForce GTX 1060 38 55-75 94
GeForce GTX 1050 Ti 35 55-80 97
GeForce GTX 1050 35 55-80 97
GeForce GT 1030 35 65-82 97
GeForce GTX TITAN X 42 83 91
GeForce GTX TITAN (Z,Black) 41 81 95
GeForce GTX 980 Ti 42 85 92
GeForce GTX 980 42 81 98
GeForce GTX 970 44 73 98
GeForce GTX 960 37 50-78 98
GeForce GTX 950 30-35 75 95
GeForce GTX 780 Ti 42 83 95
GeForce GTX 780 43 83 95
GeForce GTX 770 36 60-77 98
GeForce GTX 760 36 82 97
GeForce GTX 750 Ti 33 55-70 95
GeForce GTX 750 33 76 95
GeForce GTX 690 34 77 98
GeForce GTX 680 37 80 98
GeForce GTX 670 36 55-80 97
GeForce GTX 660 Ti 34 78 97
GeForce GTX 660 32 63 97
GeForce GTX 650 Ti Boost 38 69 97
GeForce GTX 650 35 66 98
GeForce GTX 645 - - 97
GeForce GT 640 34 75 102
GeForce GT 630 35 75 98
GeForce GT 620 - - 98
GeForce GTX 590 37 81 97
GeForce GTX 580 42 81 97
GeForce GTX 570 44 81 97
GeForce GTX 560 Ti 33 76 99
GeForce GTX 560 34 76 99
GeForce GTX 550 Ti 36 67 100
GeForce GT 520 37 75 102
GeForce GTX 480 44 96 105
GeForce GTX 470 30-40 92 105
GeForce GTX 465 - 90 105
GeForce GTX 460 30 65-80 104
GeForce GTS 450 - 65-80 100
NVIDIA TITAN Xp - 80 94
NVIDIA TITAN X - 80 94

Меры по снижению температуры графического процессора

Вот все возможные меры, которые вы можете принять, чтобы понизить температуру видеокарты GPU.

Выключить разгон GPU

Если у вас есть разгон на вашей видеокарте, то вы должны вернуть GPU к оригинальным настройкам, чтобы предотвратить его от повышения температуры GPU. Если вы планируете снова сделать разгон, то вы должны убедиться, что карта останется при безопасном температурном диапазоне в будущем. Ниже вы можете прочитать, как предотвратить перегрев карты.

Чистый вентилятор и радиатор

Пыль может разместиться на радиаторе и вентиляторе, тем самым снижая их производительность и эффективность. Откройте корпус ПК, а затем извлеките видеокарту. После этого с помощью небольшой кисти и пылесоса тщательно снимите пыль с видеокарты. Поставьте видеокарту еще раз, а затем контролировать температуру с помощью инструментов мониторинга GPU.

Смена Термопасты

Возможно, термопаста между графическим процессором и теплоотводом высохла и растрескалась и тем самым утратила свою эффективность. Вам придется снять вентилятор и радиатор, и убрать остатки старой термопасты, и аккуратно нанести новую термопасту. Читайте более подробно, как правильно заменить термопасту .

Неисправный вентилятор

Если вентилятор видеокарты не исправен или возможно он вращается очень медленно, то это может быть связанно с повышением температуры GPU. Здесь единственное, что вы можете сделать, это заменить неисправный вентилятор видеокарты на новый или попытаться его .

Установить более производительную систему охлаждения

Вы также можете установить хороший более производительный сторонний Aftermarket GPU кулер на вашу видеокарту. А если вы думаете, что фондовый кулер / радиатор вентилятора (HSF) не достаточно хорошо справляются, то вы можете установить систему водяного охлаждения для карточки для того чтобы сбить температуру GPU.

Примечание: Aftermarket Кулеры работает только с эталонными видеокартами или с видеокартами имеющие стандартный размер печатной платы.

Увеличить поток воздуха внутри корпуса ПК

Неправильный или плохой воздушный поток внутри корпуса компьютера также может привести к повышению температуры видеокарты. Для улучшения воздушного потока внутри корпуса ПК вы можете установить дополнительные вытяжные вентиляторы.

В данной статье речь пойдет о некогда одной из топовых игровых видеокарт nVidia GeForce GTX 260. Модель создана в 2009 году и считается урезанной версией GTX 280 – подробнее об отличии будет рассказано в статье. Учитывая назначение видеокарты, можно сказать, что предназначена она для геймеров. Еще одна приятная находка – видеокарта тянет игры 2015-2017 года на отличном fps, потому ее по праву можно считать настоящим «динозавром» в данной сфере производства. Но обо всем по порядку.

Основные характеристики

  • Технология: 65 Нм
  • Частота ядра: 576 МГц
  • Тип памяти: GDDR3
  • Частота памяти: 999 МГц
  • Собственный объем видеоадаптера: 896 Мбайт
  • Шина памяти: 448 бит
  • Блоков растеризации: 28
  • Текстурных блоков: 64
  • Число исполнительных процессоров: 192
  • Пропускная способность видеоапамяти: 112 Гбайт/сек

Производители

Референс от nVidia

Первый и самый основной производитель видеокарты — NVIDIA.

Интересно, что данная модель была браком NVIDIA GeForce GTX 280, в основном, из-за урезанного количества модулей управления видеокартой, в связи с чем GTX 260 имела, так сказать, нестандартный объем памяти – 896 Мбайт, что противоречит стандартам количества видеопамяти видеокарт, по которым она должна быть равна двойке в какой-либо степени. У GTX 280 же в этом направлении все согласуется за счет полного набора блоков управления и объем памяти ее составляет 1024 Мегабайт, то есть два в десятой степени. Помимо этого, урезанная версия, то есть GTX 260, обладает меньшей:

  • Частотой видеопамяти (1998 МГц против 2214 МГц у GTX 280),
  • Разрядностью шины памяти (448 Бит против 512)
  • Частотой GPU (575 МГц против 602)

Также у видеокарты меньшее количество унифицированных шейдерных процессоров (192 против 240), текстурных блоков (64 против 80), большее энергопотребление (500 ватт против 550) и др.

За счет всего этого GeForce GTX 280, естественно, выигрывает по производительности, правда, проигрывает в энергопотреблении, тепловыделении (нагрев на 100 градусов цельсия у GTX 280 против 80 градусов GTX 260), существенно в стоимости (Цена GTX 280 – 500 долларов в то время как GTX 260 стоит на 200 долларов дешевле!).

Модификация XFX GeForce GTX 260 от компании XFX

Если быть откровенным, в технических характеристиках ничего изменено не было, зато видеокарту обрамили в коробку с красивым дизайном, множеством новых аксессуаров относительно модели NVIDIA, а также полной версией игры Assasin’s Creed. К видеокарте также прилагается инструкция по установке и эксплуатированию, а на самой коробке минимальные требования для работы видеокарты, такие как блок питания 500 Вт с силой тока 36 Ампер при вольтаже в 12 вольт и так далее. На обратной стороне коробки описываются различные преимущества видеокарты.

Модификация ZOTAC GeForce GTX 260 AMP2! Edition от ZOTAC

Когда компания представила первую модификацию GTX 260 (AMP1!), сложно было назвать ее отличия от модификации XFX, если не считать другую коробку с рисунком дракона и поставляемую с упаковкой игру (GRID), однако ZOTAC реабилитировалась и в новой версии представила улучшенную видеокарту с 216-ю исполнительными процессорами, что, несомненно, улучшает скорость обмена видеокарты с ОЗУ и, соответственно, большее быстродействие. Кроме того, есть еще одно отличие от продукции конкурентов, а именно, наличие 2 кабелей для подключения дополнительного питания (у конкурентов имеется всего один), в остальном все то же, что и в аналогичных GTX 260.

Сравнение с аналогами

Вечная битва гигантов: nVidia GeForce GTX 260 vs ATi Radeon HD 4870

Когда эти видеокарты были самыми мощными из игровых, стоили они примерно одинаково – 300 долларов. Но многие знают наплевательское отношение AMD к своей продукции и здесь не обошлось без этого, так как компания AMD отнеслась безразлично к поддержке своего детища и не выкладывала новые драйвера для Radeon HD 4870, это вызвало много негативных откликов, также существовали проблемы с чрезмерным потреблением электроэнергии данной видеокартой относительно указанной при выпуске, в связи с чем стоимость ее упала и на данный момент видеокарта стоит около 6500 рублей в то время как GTX 260 практически не подешевел с 2009 года и на данный момент стоимость видеоадаптера составляет 17000 рублей.

Отличия видеокарт GeForce GTX 260 и Radeon HD 4870

nVidia GeForce GTX 260 ATi Radeon HD 4870
Технологический процесс 65 Нм 55 Нм
Число транзисторов 956 млн. 1400 млн.
Частота GPU 750 МГц 602 МГц
Частота видеопамяти 3600 МГц 2214 МГц
Объём видеопамяти 512/1024 Мбайт 896 Мбайт
Тип поддерживаемой памяти GDDR5 GDDR3
Разрядность шины обмена с памятью 256 Бит 512 Бит
Количество исполнительных процессоров 800 240
Количество текстурных блоков 40 80
Количество блоков растеризации 16 32
Пропускная способность 115 Гбайт/сек 141 Гбайт/сек

Несмотря на различия в характеристиках, по производительности две видеокарты практически схожи, что показало их сравнение в бенчмарках и некоторых играх. Но при этом не стоит забывать о проблеме потребления энергии радеоновской картой и об отсутствии ее поддержки, потому, несмотря на различия в стоимости и приблизительно равную производительность, при покупке я бы все же отдал предпочтение nVidia GeForce GTX 260.

Тесты

Тестирование в бенчмарках, играх при разгоне nVidia GeForce GTX 260 и без него.

В тестировании видеокарта ведет себя достаточно уверенно и показывает неплохие результаты как в бенчмарках, так и в играх. Если говорить о так называемой оптимизации видеокарты с помощью замены системы охлаждения и разгоне GTX 260, то однозначно, делать этого не стоит. Производительность сильно не вырастет, что наглядно будет показано ниже и траты на это будут напрасны. При этом все равно увеличивается риск перегрева, так как температура видеокарты и так составляет 80 градусов по цельсию, а при разгоне и того вырастет до критической, в результате чего GTX 260 просто сгорит. Вот что вышло в тестировании с помощью различных бенчмарков при разгоне nVidia GeForce GTX 260 и без него.

Конфигурация тестируемого системного блока:

  • МП: ASUSTek P5K Deluxe/WiFi-AP (Intel P35), LGA 775, BIOS v0812
  • Процессор: Intel Core 2 Extreme QX9650, 3.0 ГГц, 1.25 В, L2 2 x 6 Мбайт, FSB: 333 МГц x 4, (Yorkfield, C0)
  • Система охлаждения CPU: Thermalright SI-128 SE (Scythe Ultra Kaze, ~1250 об/мин);
  • ОЗУ: 2 x 1024 Мбайт DDR2 Corsair Dominator TWIN2X2048-9136C5D (Spec: 1142 МГц / 5-5-5-18 / 2.1 В) + 2 x 1024 Мбайт DDR2 CSX DIABLO CSXO-XAC-1200-2GB-KIT (Spec: 1200 МГц / 5-5-5-16 / 2.4 В);
  • Накопители: SATA-II 500 Гбайт, Samsung HD501LJ, 7200 об/мин, 16 Мбайт, NCQ;
  • Дисковод: SATA-II DVD RAM & DVD±R/RW & CD±RW Samsung SH-S183L;
  • Блок питания: Enermax Galaxy DXX (EGA1000EWL) 1000 Ватт (штатные вентиляторы: 135-мм на вдув, 80-мм на выдув).
  • Монитор: 24″ BenQ (Wide LCD, 1920 x 1200 / 60 Гц)

Для того чтобы исключить возможность зависимости производительности GTX 260 от скорости работы остальной аппаратной части ПК, было решено разогнать процессор до тактовой частоты в 4 ГГц и увеличить его вольтаж до 1.6 вольт. ОС для тестирования была выбрана Win Vista Ultimate Edition x64 preSP1. В самой видеокарте была увеличена частота GPU с 602 до 738 МГц и частота видеопамяти с 2214 до 2484 МГц. Настройки в играх были выставлены на высокие, тестирование проводилось в разрешении 1920 x 1200.

Результаты:

GeForce GTX 260 GeForce GTX 260 (разгон)
3DMark 2006 10000 11681
3DMark Vantage 4138 4989
S.T.A.L.K.E.R. – Shadow of Chernobyl 67 fps 80 fps
Call of Duty 4: Modern Warfare 98 fp 110 fps
Crysis 35 fps 42 fps

Исходя из результатов выше, можно сделать вывод: при разгоне GeForce GTX 260 не дает высокого прироста производительности в бенчмарках, хотя в играх показывает отличный прирост производительности, подбираясь по показателям к GTX 280, но стоит ли это риска перегрева видеокарты, решать вам.

P.S. В некоторых современных играх 2013-2017 годов nVidia GeForce GTX 260 2009 года показывает отличную производительность! К примеру, в GTA 5 45 fps на средних настройках, 33 fps в Skyrim на средних, 100 fps в CS: GO на средних, 40 fps в Dota 2 на максимальных.