Физиологические основы памяти и мышления. Память. Общее представление о памяти

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Педагог-психолог Хоменко Нина Борисовна МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В.Нагибина Г. Ростов-на-Дону

Что такое память? Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.

Память относится к познавательным процессам. Накопление впечатлений об окружающем мире Сохранение опыта Использование жизненного опыта Хранение знаний и навыков Память - это проявление высшей нервной деятельности человека.

Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память - основа нашего сознания

Кратковременной Долговременной Оперативной Память бывает:

Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов. Кратковременная память

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Долговременная память

Типы памяти произвольная непроизвольная

Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.

Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.

Обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения конкретной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Эмоциональная Образная Моторная Логическая Эйдетическая Виды памяти

Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия. Моторная память

Эмоциональная память Эта память связана с переживаниями. Эмоциональная память самая прочная.

Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное

Образная память зрительной осязательной обонятельной вкусовой слуховой Информация запоминается в виде образов. Память может быть:

Логическая память Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия. Логическая память - результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Наличие эйдетической памяти установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов. Художник Виктор Васнецов Эйдетическая память

ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации) свойства памяти

У женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений. Особенности памяти у женщин

У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная. Особенности памяти у мужчин

Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше) Отношение личности к той или иной деятельности Эмоционального настроя Волевых усилий И многих других факторов ЗАВИСИМОСТЬ ПАМЯТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ НЕТ ПРОБЛЕМ С ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ; Применять различные мнемические приемы; Слушать,записывать, использовать Наглядный материал

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ Установка на длительное запоминание Привычка самостоятельно повторять Пройденный материал Через определенное время

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Выполнила: Бавдин Саида Проверила: Алпысбаева К.КС.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА
Физиология памяти.
История изучения памяти.
Мозговые структуры памяти.
Гипотезы хранения
информации

ПАМЯТЬ

Биологическая память
– способность организма,
воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и в
последующем воспроизводить вызванные изменения
функционального состояния и структуры.
ВРОЖДЕННАЯ
- генетическая - записана последовательностью нуклеотидов
ДНК. Лежит в основе безусловных рефлексов и инстинктов.
ПРИОБРЕТЕННАЯ
- иммунная - способность различать и запоминать чужеродные
белки.
- нейронная (нервная) - способность нервной системы хранить
и воспроизводить информацию.

Нервная память

*Нервная память
- это особая форма психического
отражения действительности,
заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем
воспроизведении информации в
головном мозге.
* В памяти закрепляются не
только отдельные
информационные элементы,
а целостные системы
знаний, позволяющие
живому организму
приобретать, хранить и
использовать обширный
запас сведений в целях
эффективного
приспособления к
окружающему миру.

Виды нервной памяти
-Генотипическая (врожденная)
- обеспечивает становление
безусловных рефлексов и
инстинктов
А) Процедурная память связана с усвоением
навыков (процедур)
-Фенотипическая
(приобретенная) - составляет
основу индивидуального опыта,
формируемого в процессе
научения
В) Декларативная память –
хранение любой информации
(кроме навыков): формул,
символов, содержания
прочитанного и т.п.

История изучения памяти
Парменид
Диоген
Память - организованная смесь света и
тьмы, тепла и холода. Забывание есть
результат «взбалтывания». Он считал,
что если эти состояния не «смешивать»,
то память будет прекрасной.
Память представляет собой процесс,
который определяется равномерным
распределением воздуха в
туловище. Забывание – это
изменение этого распределения.

Классификации видов памяти:
- по форме проявления:
1. Образная 2. Эмоциональная 3. Словесно-логическая
4. Моторная
- по продолжительности:
1.
Мгновенная 2. Кратковременная 3. Долговременная
- по способу реализации
1. Внутренняя
2. Произвольная и непроизвольная
3. Сознательная и латентная
- ПО ВИДАМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:
1. Зрительная
5. Осязательная
2. Слуховая 3. Обонятельная 4. Вкусовая

*Образная память - память на
представления; запоминание,
сохранение и воспроизведение
образов ранее воспринимавшихся
предметов и явлений
действительности.

Эмоциональная память память на пережитые чувства;
способность запоминать и
воспроизводить чувства.
Эмоциональная память
проявляется в закреплении и
последующем (непроизвольном)
воспроизведении тех или иных
эмоциональных состояний.

*Логическая память - память
на словесные сигналы,
обозначающие как внешние
объекты и события, так и
вызванные ими ощущения и
представления.

Моторная память

Запоминание движений,
их последовательности и
положения тела в
пространстве в ходе их
выполнения

Временные виды памяти

*Временные виды памяти
Иконическая или сенсорная память - до 500 мс
Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании
мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной
структуре. Многие ученые считают, что сенсорная память не является
особым видом памяти, это последействие ощущений после
выключения действия раздражителя.
Кратковременная память - до 10 минут. Это оперативная память,
обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и
мыслительных операций.
Промежуточная память – часы, дни
Долговременная память месяцы и годы.
Это блоки обработки информации, характеризующиеся практически
неограниченными временем хранения и объемом хранимой
информации.

ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ

*ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ
1. ВОСПРИЯТИЕ
2. ПОВТОРЕНИЕ
3. ЗАПОМИНАНИЕ
4. ХРАНЕНИЕ
5. ЗАБЫВАНИЕ
6. УЗНАВАНИЕ
7. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Мозговые структуры памяти
Процессы памяти связывают с лобной, височной и
париетальной корой, мозжечком, базальными
ганглиями, лимбической системой (миндалиной,
гиппокампом)

Нейрохимическая (промежуточная) память

*Консолидация памяти – это перевод информации
с помощью биохимических процессов в
долговременную (нейроструктурную) память на
хранение.
*

Вещества, обладающие свойством
носителя памяти
Скотофофин, белок С-100, амелетин, белок 14-3-2,
фосфодипсин, NS-1, NS-2, а также РНК, ДНК,
многие нейропептиды, медиаторы и др.
Вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов
памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той
или иной информации, амнезию.
Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование
условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение
уже имеющейся информации.
Гамма-аминомаслянная кислота (ГАМК) и ее аналоги
существенно улучшают обучение, образование энграммы,
улучшают воспроизведение хранящейся информации.

ТЕОРИИ ПАМЯТИ

*ТЕОРИИ ПАМЯТИ
Описывают способы формирования
энграмм памяти, т. е. изменений в
мозговых структурах, которые
обеспечивают сохранение и
воспроизведение ранее воспринятого
образа или знания.

Энграммы памяти
Это физические, химические и
морфологические изменения в нервных
структурах, которые сохраняются некоторое
время и оказывают существенное влияние
на формирование нервного импульса,
циркуляцию его и обеспечивают такие
изменения постсинаптических мембран,
которые приводят к воспроизведению ранее
воспринятого образа.

Теория Дональда Хебба
Долговременная память базируется на структурных изменениях,
возникающих в результате модификации синапсов.
Повторное возбуждение нейронов приводит к тому, что в них возникают
долговременные изменения, связанные с ростом синаптических
соединений и увеличением площади их контакта между
пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной.
После установления таких связей эти нейроны образуют
клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы
одного относящегося к нему нейрона, приводит в
возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный
механизм хранения и извлечения информации из
памяти.

Генетическая теория
Хидена:
под влиянием электрического поля,
создаваемого серией импульсов,
информация кодируется и записывается
в структуре полинуклеотидной цепи
молекулы белка (РНК).
При этом каждый сигнал фиксируется в
виде специфического отпечатка в
структуре молекулы РНК, которая
становится чувствительной к
специфическому узору импульсного
потока, тем самым она как бы узнает тот
афферентный сигнал, который
закодирован в этом импульсном рисунке.

Память это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, протекающих в коре головного мозга, направленных на сохранение прошлого опыта в целях использования его в дальнейшей деятельности (способность приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию о ранее воздействовавшем событии).

Память тесно связана с обучением. Обучение – способность приобретать опыт и формировать поведенческие акты, основываясь на этом опыте. Память и обучение являются основой для адаптации поведения к окружающей среде. Процесс памяти включает 4 стадии: восприятие, запечатление и запоминание информации; сохранение информации; воспроизведение необходимой информации; забывание. Память в зависимости от типа сохраняемой информации подразделяется на не декларативную (рефлексивную или безотчетную) и декларативную (объяснимую, узнаваемую).

Декларативная память бывает:

  1. Мгновенная или иконическая память (кратковременный сенсорный отпечаток) – не зависит от нашей воли.
  2. Кратковременная продолжается от нескольких секунд до нескольких минут. Это непосредственная или прямая память. Не требует существенных затрат энергии
  3. Промежуточная долговременная память — от нескольких минут до нескольких недель.
  4. Долговременная память; её разновидностью является память пожизненная.

Запоминание и извлечение информации из долговременной памяти относительно трудная задача.

Различают виды памяти:

  1. Двигательная память — способность запоминать и воспроизводить систему двигательных актов
  2. Образная память – воспринимать и воспроизводить образы

а) Зрительная

б) Слуховая

в) Осязательная

г) Обонятельная

д) Вкусовая

  1. Эмоциональная – запечатление пережитых чувств и событий
  2. Вербальная память – словесно-логическая (семантическая ), лежащая в основе интеллекта

Консолидация памяти подразумевает переход кратковременной памяти в долговременную и представляет закрепление полученных знаний. Кратковременная память не требует консолидации. Минимальный срок для консолидации 5 – 10 мин. Для прочной консолидации требуется приблизительно один час. После этого срока различные воздействия не стирают информацию из коры головного мозга. Для прочной консолидации необходимо повторение информации

Закон Павлова – Лешли

или закон действия массы: чем большая часть коры головного мозга разрушена, тем хуже сохраняется память о приобретенных различных навыках. В коре головного мозга не существует центров памяти. За хранение и воспроизведение информации ответственна вся кора. Кора головного мозга является органом долговременной памяти

В сохранении информации принимают участие и другие отделы мозга. Так гиппокамп переводит кратковременную память в долговременную. Эти процессы осуществляются совместно с миндалиной. Такую же функцию несут прилегающие к гиппокампу части медиальной височной коры. Таламус прямо и опосредованно связан с гиппокампом. Через гиппокамп таламус способствует консолидации долговременной памяти в коре. При повреждении дорсомедиального ядра таламуса исчезает возможность запоминания нового словесного материала. Удаление разных зон мозжечка может ликвидировать не только следы обучения, но и блокировать образование новых двигательных условных рефлексов. Разрушение глубинных мозжечковых ядер устраняет следы памяти об обучении движениям. Лимбическая система придаёт памяти эмоциональную окраску. Человек помнит не только те или иные события, но и те переживания, которые их сопровождали. Лобные доли являются одними из важнейших нервных структур, ответственных за кратковременную и долговременную память

МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.

Минимальная память связана с синаптической передачей и обусловлена выбросом медиатора. Она сохраняется до тех пор, пока медиатор действует. Эта форма памяти может быть нарушена введением ингибиторов медиатора. Минимальная память может быть объяснена движением импульса возбуждения по системе замкнутых нейронов.

Общие биохимические механизмы кратковременной и долговременной памяти заключаются в том, что в синапсах освобождаются долгоживущие пептиды (комедиаторы), синтезируются специфические для нервной системы белки и пептиды активируются специфические протеазы, изменяющие структуру белка в синапсах. В синапсах интенсивно протекают процессы фосфорилирования и дефосфорилирования белков ионных каналов, благодаря чему процесс возбуждения сохраняется длительное время. Различие же в том, что кратковременную память блокируют ферменты АТФ-азы, гипоксия, углекислый газ, вещества, влияющие на состояние рецепторов, синапсов и их взаимодействия с медиаторами. Формированию долговременной памяти препятствуют ингибиторы синтеза белка и РНК (пуромицин, циклооксигексимид и другие). При долговременной памяти синтезируются новые белки и нуклеиновые кислоты с новой структурой.

Для возникновения долговременной памяти необходим относительно сильный стимул. При этом возбуждаются и высвобождаются самые различные гормоны и нейромедиаторы , которые через системы вторичных посредников (цАМФ, протеинкиназа А и др.) действуют на ядро, запуская гены (главный из них С-fos), ответственные за память, благодаря чему в цитоплазме синапса запускается синтез новых белков. Затем белок из цитоплазмы поступает в ядро и там вступает во взаимодействие с рецепторными участками ДНК , содержащимися в десятках тысяч генов. И в каждой нервной клетке этот набор в зависимости от её состояния будет различным, что и определяет бесконечность памяти.

Механизмы пожизненной памяти

  1. Необходимы устойчивые системы для постоянного обновления специфических белков.
  2. Ген, ответственный за синтез белка, может быть заблокирован репрессором . В результате воздействий репрессор отдаляется и ген начинает синтезировать белок. После прекращения воздействия ген вновь блокируется репрессором. Но если вновь синтезированный белок свяжет репрессор, то синтез вновь образуемого белка не прекращается.
  3. Могут образоваться антитела к репрессору, и тогда синтез вновь образуемого белка, хранящего информацию, будет пожизненным.

ЗАБЫВАНИЕ.

Забывается то, в чём нет постоянной необходимости и потребности. Из сознания в подсознание вытесняются травмирующие нас события. Это защитный механизм. Чем больше времени проходит с момента получения информации, тем она легче забывается. Пожилые люди легко воспроизводят старые события, но не помнят, что произошло недавно. Это закон РИБО или закон обратного хода памяти (ретроградная память)

План

Процессы памяти

Виды памяти

Временная организация памяти

Механизмы памяти

Морфологический субстрат памяти

Виды и структурные основы мышления

Память – сохранение информации о раздражители после прекращения его действия.

И.М.Сеченов: «Память – это

краеугольный камень психического развития… Это сила, сплачивающая, склеивающая всякое предыдущее со всяким последующим…Деятельность памяти охватывает все психические процессы. »

Нейрогенная память

Наследуемая (генетитческая) – безусловные рефлексы, инстинкты

Ненаследуемая (приобретенная, индивидуальная) - основа жизненного опыта- это способность нервной

системы воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нейронах, хранить эту информацию и по мере необходимости воспроизводить.

Процессы памяти

Восприятие и запечатление (фиксация)

информации – может быть произвольным и

непроизвольным. Стимулы, имеющее большее биологическое значение, фиксируются эффективнее

Сохранение информации – центральное

звено в системе памяти. По мере поступления новой информации происходит трансформация раннее поступившей.

Воспроизведение - наиболее уязвимый процесс

Формы воспроизведения информации

Узнавание – извлечение информации из памяти в результате сличения одного раздражителя с раннее действующим. Не требует активного поиска

Припоминание – активный выбор информации, хранящийся в памяти.

Воспроизведение , как и запоминание, может быть произвольным и непроизвольным

Виды памяти по форме проявления

Образная (модально-специфическая):

1. Зрительная

2. Слуховая

3. Тактильная

4. Моторная

Словесно – логическая

Эмоциональная – способность запоминать и воспроизводить эмоционально значимые события

Эмоциональная память

Истинная – способность воспроизводить эмоциональное состояние

Абстрагированная – воспроизведение эмоционально значимого события без чувственной окраски

Черты эмоциональной памяти:

Быстрота формирования

Надмодальность – независимость от конкретных сенсорных воздействий

По уровню управления памятью:

1. Непроизвольная

2. Произвольная

По способу запоминания:

1. Неосмысленная (непосредственная, механическая) –запоминание без

использования специальных приемов

2. Опосредованная– использование

вспомогательных средств для запоминания (элемент логической смысловой памяти)

Произвольная мнестическая деятельность

Включает стадии мотива, программирования, использования различных способов и приемов запоминания,

контроля и коррекцию результата

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго - от долей до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения.

В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Модель работы кратковременной памяти : 1 - нервные клетки; 2 - отростки нервных клеток; 3 - нервные импульсы

Длительность хранения информации здесь - от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель - бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти - 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации - буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом емкость своей памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память . Переход ее из кратковременной в оперативную называется консолидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день - от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая - стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память - во время «быстрого» сна.

Долговременная память может хранить информацию как угодно долго - на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов - синапсов.

В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов.

В таламусе происходит отфильтровывание лишней (повторяющейся) информации. В сенсорной коре начинается этап формирования кратковременной памяти путем структурирования поступающей информации.

В ассоциативной коре с учетом оперативных задач организма, а также биологических программ определяется та информация, которая будет храниться в течение суток или переведена в долговременную память. Большую роль в процессах памяти играет гиппокамп, который может избирательно усиливать запоминание тех событий, которые имеют биологически важное значение.