Физиологические основы памяти и мышления. Физиология памяти

1 слайд

2 слайд

Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

3 слайд

Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

4 слайд

5 слайд

Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

6 слайд

Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

7 слайд

8 слайд

Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

9 слайд

Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

10 слайд

Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

11 слайд

Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

12 слайд

Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

13 слайд

Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

14 слайд

Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

15 слайд

Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

16 слайд

Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

17 слайд

18 слайд

Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

19 слайд

Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

20 слайд

23 слайд

24 слайд

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

25 слайд

Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.


Биологическая память – способность организма, воспринимая воздействие извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызванные изменения функционального состояния и структуры. ВРОЖДЕННАЯ - генетическая - записана последовательностью нуклеотидов ДНК. Лежит в основе безусловных рефлексов и инстинктов. ПРИОБРЕТЕННАЯ - иммунная - способность различать и запоминать чужеродные белки. - нейронная (нервная) - способность нервной системы хранить и воспроизводить информацию.


* В памяти закрепляются не только отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие живому организму приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру. это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в головном мозге.




Виды нервной памяти -Генотипическая (врожденная) - обеспечивает становление безусловных рефлексов и инстинктов -Фенотипическая (приобретенная) - составляет основу индивидуального опыта, формируемого в процессе научения В) Декларативная память – хранение любой информации (кроме навыков): формул, символов, содержания прочитанного и т.п. А) Процедурная память - связана с усвоением навыков (процедур)


История изучения памяти Парменид Память - организованная смесь света и тьмы, тепла и холода. Забывание есть результат «взбалтывания». Он считал, что если эти состояния не «смешивать», то память будет прекрасной. Диоген Память представляет собой процесс, который определяется равномерным распределением воздуха в туловище. Забывание – это изменение этого распределения.


История изучения памяти Платон (V – IV вв. до н.э.) Гипотеза «восковой доски» «…Память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Отпечатки сохраняются до тех пор, пока время не сотрет их, и поверхность вновь не станет чистой…» Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.


Гален (129201) История изучения памяти Память и психические процессы есть проявление действия «животных» жидкостей. Эти жидкости вырабатываются в мозге, именно там локализуется память. Воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.


История изучения памяти Дэвид Гартли () Основоположник вибрационной гипотезы памяти. «… В мозге существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими было до этого…» Г. Эббингаус () Первым стал экспериментально изучать память


Классификации видов памяти: - по форме проявления: 1. Образная 2. Эмоциональная 3. Словесно-логическая 4. Моторная - по продолжительности: 1. Мгновенная 2. Кратковременная 3. Долговременная - по способу реализации 1. Внутренняя 2. Произвольная и непроизвольная 3. Сознательная и латентная - - ПО ВИДАМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ: 1. Зрительная 2. Слуховая 3. Обонятельная 4. Вкусовая 5. Осязательная










* Временные виды памяти Иконическая или сенсорная память - до 500 мс Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании мгновенного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной структуре. Многие ученые считают, что сенсорная память не является особым видом памяти, это последействие ощущений после выключения действия раздражителя. Кратковременная память до 10 минут. Это оперативная память, обеспечивающая выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. Промежуточная память – часы, дни Долговременная память месяцы и годы. Это блоки обработки информации, характеризующиеся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации.





* 1. Первичная электрофизиологическая память * 2. Вторичная электрофизиологическая память * 3. Нейрохимическая память * 4. Нейроструктурная память - на первом этапе – электрофизиологические процессы, - на втором этапе – биохимические реакции, - на третьем – структурные изменения в нейронах и синапсах ЦНС


* Объем кратковременной памяти - 7±2 единицы * Длительность хранения информации – до 10 мин. В основе– циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным путям. Механизм - КСП (кратковременная синаптическая потенциация, улучшение проводимости в синапсах в результате повторяющегося прохождения возбуждения по ним). Формирование КСП связан с накоплением Са ++ в пресинаптических аппаратах нейронов, что облегчает выброс достаточного количества медиаторов в синаптическую щель


* Основой является длительная циркуляция нервных импульсов по нейронным сетям – т.н. долговременная синаптическая потенциация (ДСП) * Длительность хранения информации – до часов (Пример структуры ЦНС, обеспечивающей такой вид памяти – лимбическая система мозга)


Долговременная потенциация происходит с участием глутаматных (NMDG) рецепторов, избирательно связывающихся с N-метил-D-глутаматом. Глутаматные рецепторов обладают уникальным свойством – до 10 часов находиться в рабочем состоянии после их активации. Применение стимула вызывает выделение большого количества глютаминовой кислоты и активацию любых глютаматных рецепторов, достаточную для возникновения поведенческого ответа. Параллельно происходит запуск процесса долговременной синаптической потенциации.


Механизм долговременной потенциации В исходном состоянии в синапсе, способном к долговременной потенциации, NMDG-рецепторы инактивированы, так как их канал перекрыт ионом Mg++ (магниевая пробка). ПД инициирует выход ионов Mg++ из каналов собственных NMDG-рецепторов, что приводит их в рабочее состояние. Возврат пробок в каналы NMDG-рецепторов осуществляется медленно, и все это время синапс остается в состоянии готовности к проведению информации. Система долговременной потенциации чувствительна к электрошоку, токсинам, травматическим повреждениям мозга. Электрический разряд нарушает работу глютаматных каналов с Мg-пробкой. Это является причиной ретроградной амнезии.


* Длительность хранения - от нескольких минут до нескольких дней * Объем – не изучен, очень индивидуален, но заметно больше, чем кратковременная память (человек может сразу пересказать содержание только что прочитанной книги) * Механизм – имеются достаточно убедительные доказательства того, что на стадии консолидации, т.е. закрепления информации, участие биохимических процессов (активация синтеза медиаторов, глутамата, нейропептидов, дофамина, вазопрессина и т.п.) более разнообразно, чем в электрофизиологической стадии. Например, стрихнин, кофеин, тетразол стимулируют с запоминание. * Локализация – гиппокамп, височные доли коры




Вещества, обладающие свойством носителя памяти Скотофофин, белок С-100, амелетин, белок, фосфодипсин, NS-1, NS-2, а также РНК, ДНК, многие нейропептиды, медиаторы и др. Вазопрессин окситоцин Вазопрессин улучшает обучение и консолидацию следов памяти, а окситоцин, напротив, вызывает забывание той или иной информации, амнезию. Эндорфины и энкефалины Эндорфины и энкефалины ухудшают формирование условных рефлексов и запоминание, но улучшают хранение уже имеющейся информации. Гамма-аминомаслянная кислота Гамма-аминомаслянная кислота (ГАМК) и ее аналоги существенно улучшают обучение, образование энграммы, улучшают воспроизведение хранящейся информации.


Молекула РНК, являясь носителем информации в центральной нервной системе, способна передавать память на конкретные события. Опыты Мак-Коннелла на планариях по "переносу памяти"


* Основа – структурные изменения в нервных клетках: растут площадь, толщина постсинаптических мембран, разрастаются отростки дендритов и аксонов, образуются новые синапсы * Длительность хранения – вся жизнь * Макромолекулярные процессы – изменения в структуре РНК и ДНК




Энграммы памяти Это физические, химические и морфологические изменения в нервных структурах, которые сохраняются некоторое время и оказывают существенное влияние на формирование нервного импульса, циркуляцию его и обеспечивают такие изменения постсинаптических мембран, которые приводят к воспроизведению ранее воспринятого образа.


Долговременная память базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации синапсов. Повторное возбуждение нейронов приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. Теория Дональда Хебба После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона, приводит в возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти.


Генетическая теория Генетическая теория Хидена: под влиянием электрического поля, создаваемого серией импульсов, информация кодируется и записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы белка (РНК). При этом каждый сигнал фиксируется в виде специфического отпечатка в структуре молекулы РНК, которая становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, тем самым она как бы узнает тот афферентный сигнал, который закодирован в этом импульсном рисунке.




Роль конвергенции в процессах обучения и памяти. Широкое вовлечение корково-подкорковых структур в механизмы формирования энграммы основано на достоверно установленных фактах конвергенции разномодальных импульсов на одном нейроне (П.К. Анохин). Впервые гипотеза конвергентного принципа замыкания ассоциативной связи была сформулирована Дж. Экклсом в 1968 г. Почти все корковые и подкорковые отделы головного мозга могут участвовать в запоминании, т.е. следы памяти не накапливаются в одной четко определенной его области. Различные процессы памяти требуют неодинаковых мозговых структур, и каждый процесс затрагивает лишь строго определенную популяцию нейронов, не влияя на соседние нервные клетки.




1. Закон осмысления. Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше (прочнее, легче, подробнее) оно сохраняется в памяти. Пользоваться этим законом - значит максимально приблизить процессы восприятия, запоминания к процессу мышления. 2. Закон интереса Легко запоминается интересное. Основа формирования интереса - цель. Когда мы видим, что это может понадобиться для будущей работы, становится интересно. 3. Закон деятельности. С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, которая нами не используется.


4. Закон ярких впечатлений 5. Закон готовности к запоминанию. Если у человека есть мотивация к запоминанию той или иной информации, то её усвоение происходит без всяких проблем. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека.


7. Закон одновременных впечатлений. Он основан на следующем: если Вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений. 6. Закон усиления первоначального впечатления. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее.


8. Закон последовательных впечатлений. Если Вы должны запомнить что-то целиком и близко к тексту, никогда не учите частями - только все вместе. Заучивание кусками - порочный способ запоминания. 9. Закон торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация - чтобы быть запомненной - должна "отстояться".


1) Настрой на предполагаемое время хранения информации. Когда вам необходимо запомнить надолго, дайте себе мысленную установку: помнить долго (а еще лучше конкретно: полгода, 3 месяца, всю жизнь и т. п.). 10. Закон настроек и установок. 2) Настройка на сложность материала. Перед запоминанием сложного материала имеет смысл настроиться на сложность материала. Это можно сделать при помощи его предварительного просмотра. Он заключается в беглом просмотре материала (3-5 секунд на страницу), подлежащего изучению. 3) Настройка на содержание материала. Зная, о чем приблизительно пойдет речь, ваш мозг будет более рационально усваивать материал. Чтобы настроиться на сложность и содержание информации, просмотрите предварительно материал, который вам предстоит запомнить. 4) Настройка на условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если вам предстоит использовать запоминаемый материал на экзамене, выступлении, презентации и т.д., попробуйте представить, как вы излагаете этот материал.


11. Закон предшествующих знаний. Чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информации по ней. 12. Закон взаимовлияния следов памяти Если сразу после запоминания какой-либо информации вы приступите к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразится на первом. Это произойдет потому, что ваша память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнется с задачей фиксации новой информации, и переработка информации пострадает. Ученые называют это явление законом ретроактивного торможения. Именно из-за ретроактивного торможения эффективными оказываются занятия «на ночь» ведь после них вы ложитесь спать, и новая информация не поступает. Таким образом вам удается снизить эффект ретроактивного торможения.


13. Закон временного слоя. Все, что происходит с нами в одно и то же время, находится как бы в одной плоскости: впечатления, получаемые в близкие по времени промежутки, оказываются в одной группе. Например, запах может вызвать яркое воспоминание об обстоятельствах того времени, когда вы его впервые почувствовали. Мелодия может воскресить в памяти лицо человека, с которым вы были рядом, когда впервые ее услышали, и черты которого давно уже забыли. Это своего рода естественные временные ассоциации. События, факты, впечатления регистрируются вместе с окружающей их обстановкой, создают неразрывную группу, вступают в ассоциативную связь. Достаточно оживить один из компонентов этой группы, и вся она может стать доступной воспроизведению. Поэтому, чтобы вспомнить утерянную информацию, нужно прежде всего попытаться оживить временной слой, поискать факты, которые доступны вспоминанию и при этом сцеплены с утерянными во временном слое.





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Педагог-психолог Хоменко Нина Борисовна МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В.Нагибина Г. Ростов-на-Дону

Что такое память? Память есть у всех живых существ. У животных есть генетическая память (хранится в генотипе и передается по наследству) и механическая (основанная на повторении действий) Память - это сложный процесс запоминания, воспроизведения и хранения информации, который продолжается в течение всей жизни человека.

Память относится к познавательным процессам. Накопление впечатлений об окружающем мире Сохранение опыта Использование жизненного опыта Хранение знаний и навыков Память - это проявление высшей нервной деятельности человека.

Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память - основа нашего сознания

Кратковременной Долговременной Оперативной Память бывает:

Например, нужно не забыть сказать другу, чтобы он взял на улицу мяч, не забыть купить хлеб в магазине и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды, минуты или несколько часов. Кратковременная память

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Долговременная память

Типы памяти произвольная непроизвольная

Примером произвольного запоминания может служить заучивание стихотворения наизусть. Тогда человеку необходимо поставить цель (выучить стихотворение) и приложить волевые усилия для его заучивания.

Когда же, наоборот, цель не ставится, и волевые усилия не прилагаются, но человек помнит какое-либо действие или событие, то это и есть непроизвольное запоминание. Например, просматривая какой-либо фильм, мы не ставим перед собой цели запомнить что-либо, но спустя какое-то время можем вспомнить многие сцены этого фильма.

Обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения конкретной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

Эмоциональная Образная Моторная Логическая Эйдетическая Виды памяти

Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы - ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия. Моторная память

Эмоциональная память Эта память связана с переживаниями. Эмоциональная память самая прочная.

Простые события, оставившие у человека сильное впечатление, запоминаются СРАЗУ,ПРОЧНО, НАДОЛГО. Более сложные, но менее интересные события, человек может переживать десятки раз, но в памяти они не остаются. Закон забывания (Немецкий психолог Г.Эббингауз) Закон мотивированного забывания (З.Фрейд) Человек имеет склонность забывать психологически неприятное

Образная память зрительной осязательной обонятельной вкусовой слуховой Информация запоминается в виде образов. Память может быть:

Логическая память Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия. Логическая память - результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека.

Особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Наличие эйдетической памяти установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов. Художник Виктор Васнецов Эйдетическая память

ОЬЪЕМ (возможности запоминания и сохранения информации) БЫСТРОТА ЗАПОМИНАНИЯ (скорость произвольного запоминания) ГОТОВНОСТЬ К ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ (использование в практической деятельности имеющуюся информацию) ТОЧНОСТЬ (точно сохранять, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ (удерживание определенное время необходимой информации) свойства памяти

У женщин гораздо хуже развита зрительно-пространственная память. Поэтому не исключено, что девочки могут иметь затруднения при изучении таких предметов, как геометрия или физика, где требуется установление соотношений. Особенности памяти у женщин

У мужчин, например, лучше развита произвольная память и хуже непроизвольная. Особенности памяти у мужчин

Интересы и склонности (информация, связанная с интересами запоминается лучше) Отношение личности к той или иной деятельности Эмоционального настроя Волевых усилий И многих других факторов ЗАВИСИМОСТЬ ПАМЯТИ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ХОРОШО ВОСПРОИЗВОДЯТ НЕТ ПРОБЛЕМ С ЗАУЧИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ ДЛИТЕЛЬНО ХРАНЯТ ЗАУЧИВАТЬ МАТЕРИАЛ ПУТЕМ АКТИВНЫХ ПОВТОРЕНИЙ; Применять различные мнемические приемы; Слушать,записывать, использовать Наглядный материал

группы людей с разными особенностями памяти БЫСТРО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ Установка на длительное запоминание Привычка самостоятельно повторять Пройденный материал Через определенное время

группы людей с разными особенностями памяти МЕДЛЕННО ЗАПОМИНАЮТ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ УЧИТЬСЯ ПРИЕМАМ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАУЧИВАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Память относится к числу фундаментальных свойств живого и является важнейшей характеристикой психической жизни человека, обеспечивающей единство и целостность человеческой личности.

Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются в окружающей среде, адаптируются к ней и избегают действий, способных нанести вред их здоровью. Другими словами, формируя и сохраняя следы отражения действительности, живые системы используют эти следы во взаимодействии со средой.

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эн- грамма - след памяти, сформированный в результате обучения.

Память - это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Таким образом, можно определить память как совокупность процессов запоминания, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его онтогенеза.

Процессы памяти. Память включат в себя следующие основные процессы: запоминание -> сохранение -> воспроизведение.

Запоминание - это образование и закрепление в головном мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. При этом происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным ; в свою очередь, произвольное запоминание делится на механическое (зазубривание) и осмысленное. Одно из важнейших условий запоминания - повторение. Для улучшения запоминания необходимо выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Сохранение - удержание в памяти. Определяется степенью участия материала в деятельности личности, т.е. важностью для человека.

Воспроизведение - извлечение информации из памяти. При этом происходит актуализация закрепленного материала путем извлечения его из долговременной памяти и передача в оперативную. Воспроизведение объекта при повторном восприятии называется узнаванием. Воспроизведение образов прошлого, определенных во времени и пространстве и эмоционально окрашенных, называется воспоминанием.

Виды памяти. Существует несколько видов памяти, которые классифицируются в зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности, характера целей деятельности и продолжительностью сохранения и закрепления материала (табл. 13.5 1).

Современные представления о механизмах памяти. Основными в концепции временной организации являются понятия о кратковременной и долговременной памяти. Подразумевается, что при фиксации происходит смена одной формы существования энграммы на другую. Представления о кратковременной и долговременной форме существования следа базируется на предположении о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофункциональных основах энграммы на разных стадиях ее существования.

Временная организация следа памяти - это последовательность развития качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия, которыми оперируют теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация - процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы, и реверберация - механизм, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации - интервал времени, необходимый для перехода следа памяти и кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы.

Таблица 13.5

Виды памяти

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности

Вид памяти

Определение

Примеры

Двигательная

Запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи

Игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах. Развита у спортсменов, танцоров

Эмоциональная (впервые ввел К.С. Станиславский)

Прочно сохраняет пережитые человеком чувства

Сочувствие другим людям. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе

Смысловая (словесная)

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов

Запоминание стихотворений, рассказов, очерков. Развита у артистов, певцов

Образная

Позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку

Запоминание лиц людей, картин природы, музыкальных мелодий. Развита у музыкантов, писателей, художников

1 См.: Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов АЛ. Указ. соч.

Выделяют четыре вида (уровня) памяти, различающихся длительностью хранения информации:

сенсорная (.мгновенная) память - процесс, осуществляемый в основном на уровне рецепторов. Это первый этап обработки поступившей извне информации, в результате которой организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. В данном процессе особую роль выполняет ретикулярная формация, выделяющая в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время - от 0,1 до 0,5 с. За это время решается вопрос, насколько важна поступившая информация, как ее обрабатывать и сохранять. Если поступившие сигналы не привлекли внимания высших отделов мозга, то в течение указанного времени следы стираются, и память заполняется новыми сигналами.

Главная особенность сенсорной памяти - ее практически неограниченная емкость. Запечатлевается (хотя бы кратковременно) все, что фиксируется рецепторами. Это обеспечивает возможность эффективного функционирования других видов памяти путем выбора, фиксации и переработки важной с точки зрения существования организма информации. Следы сенсорной памяти стираются по экспоненте с постоянной времени около 150 мс, а сам след сохраняется (во всяком случае, для зрительной - иконической - памяти) немногим более 500 мс;

кратковременная память. Информация из сенсорной памяти, которая привлекла внимание высших отделов мозга, переводится в кратковременную память. В нее попадает только та информация, которая соотносится с актуальными интересами и потребностями человека и привлекает его внимание.

Применение в лечебных целях электрошока сыграло большую роль в выяснении механизмов памяти. Наблюдения за динамикой ретроградной амнезии, возникающей после электрошока, значительно расширили имевшиеся клинические данные и привели к созданию одной из первых гипотез о механизме краткосрочной памяти - гипотезе реверберации. В ее основу были положены анатомические данные, полученные еще Лоренте де Но (1934), о наличии в ткани головного мозга замкнутых цепочек нейронов. Считалось, что по таким цепочкам или кольцам, образованным коллатералями одного и того же нейрона, возбуждение может циркулировать в течение нескольких минут. Этого времени, как предполагали, достаточно для синаптических процессов, переводящих динамический код импульсной активности в структурные изменения постсинаптических мембран. Циркуляцией импульсов по замкнутым нейронным контурам объясняли также происхождение спонтанной ритмической электрической активности головного мозга. Таким образом, элект- рофизиологическим выражением процессов краткосрочной памяти согласно проведенной гипотезе служила спонтанная ритмическая активность нейронов, нарушение которой во время травмы или электрошока и вызывало развитие амнезии.

В дальнейшем были получены экспериментальные данные, противоречащие гипотезе реверберации. Так, было показано полное восстановление памяти после электрошока методом напоминания, восстановление памяти действием второго электрошока и даже самопроизвольное восстановление выработанного у животных обучения.

Таким образом, предпочтение в последнее время отдается гипотезам, в которых память рассматривается как единый процесс. Согласно одной из них, введение информации в мозг сопровождается возникновением энграммы, которая сама по себе недолговечна и закрепляется лишь при достаточной интенсивности процессов, вызванных воздействием сопутствующих неспецифических реакций (ориентировочных, эмоциональных). Закрепление осуществляется через соответствующие биохимические сдвиги, определяемые в основном гормональным фоном, в особенности АКТГ.

Длительность кратковременной памяти составляет 20 с. Объем исчисляется в пределах 7±2 ед., т.е. без применения специальных мнемонических приемов человек способен запомнить в среднем, например, семь цифр, семь букв, семь названий предметов и т.п. Примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Действительно, многие люди не в состоянии мысленно перемножить двузначные числа; часто они объясняют это тем, что «не сильны» в математике, на самом же деле им мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающих кратковременную память.

Ее особенностью является то, что вновь поступающая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потере последней. Она забывается и не попадает в долговременное хранилище. Такой процесс называется замещением. В частности, это происходит, когда человек имеет дело с информацией, которая предъявляется ему сразу в большом количестве и непрерывно.

Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно путем сознательного повторения этого материала, проговаривая его. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается долговременный след. Таким образом, можно произвольно управлять кратковременной памятью. Информация, хранящаяся в кратковременной памяти, может быть нарушена в меньшей степени, чем в мгновенной памяти, за счет большей длительности ее сохранения и более существенной переработки;

оперативная (промежуточная) память - рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного

интервала времени.

Считается, что промежуточная память обладает значительно большей емкостью, чем кратковременная, и сохраняет информацию в течение нескольких часов без повторения. Однако емкость промежуточной памяти также ограниченна. Предполагается, что очищение ее регистра происходит во время сна, когда кратковременная память не занята поступающей внешней информацией. Обработка и перевод информации из промежуточной памяти в долговременную осуществляются в два этапа: 1) логическая обработка информации - происходит в период медленного сна (дельта-сна); 2) пересылка обработанной информации в долговременную память - осуществляется в период быстрого сна (на ЭЭГ в это время фиксируется активность, соответствующая состоянию бодрствования). Эта гипотеза, базирующаяся на солидном экспериментальном материале, требует дальнейшей проработки и проверки.

Промежуточная память непосредственно включена в процесс удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом воспринимаемые параметры в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти;

долговременная память. Из информации, которая находится в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в долговременной памяти. Для переноса следов, формирующихся в кратковременной памяти, в долговременную требуется от 15 мин до 1 ч. Это время называется периодом консолидации.

Объем долговременной памяти и время хранения считаются практически неограниченными. Сюда же поступает при некоторых условиях часть сенсорной информации без предварительной обработки,

0 чем говорилось выше. Преобразованная информация, по-види- мому, более доступна для извлечения и воспроизведения, что определяется ее ценностью и психологической установкой субъекта в момент извлечения информации из долгосрочной памяти.

С нейрофизиологической точки зрения основу долгосрочной памяти составляют пластические процессы в синаптическом аппарате и теле нейрона. Под пластичностью подразумевается длительное изменение свойств нейрона, влияющих на передачу сигнала. Постсинаптическая пластичность химического синапса включает пейсмейкерный и мембранный механизмы. У некоторых нейронов наблюдаются эндогенные колебания потенциала амплитудой 10-20 мВ и частотой от

1 до 2,5 Гц. Такие потенциалы получили название пейсмейкерных. Они генетически заданы, но весьма чувствительны к сдвигам мембранного потенциала и генерируются определенными участками мембраны нейрона. Под действием внешнего потенциала одни пейсмейкерные локусы могут усиливать, а другие - уменьшать свой ответ. Эти изменения сохраняются в течение длительного времени.

Основу мембранных механизмов постсинаптической пластичности составляет изменение чувствительности и количества так называемого рецептивного белка постсинаптической мембраны. Чувствительность рецептивного белка изменяется под действием медиаторов, гормонов и нейропептидов, которые переводят белок из неактивной формы в активную. Длительное сохранение таких изменений приводит к тому, что следующая порция медиатора оказывает более сильное действие на проводимость мембраны нейрона. Количество рецептивного белка изменяется путем экспрессии определенных локусов ДНК ядра клетки через воздействие на ядро проникших внутрь клетки комплексов лиганд-рецепторов или вторичных посредников, например цАМФ, и образования специфических РНК.

Следовательно, при образовании долговременной памяти временные последовательности превращаются в структурно-пространственные, и такая память вне момента ее образования и извлечения представляется не процессом, а структурой. В этом причина ее устойчивости к многочисленным внешним воздействиям и существенное отличие от сенсорной и кратковременной форм памяти, которые по своей сути являются процессами.

Однако нельзя забывать о том, что сама клетка и ее структуры и образованные группами клеток ансамбли, сети и т.п. имеют весьма лабильную организацию. Так, непрерывно обновляются белки клеточных мембран, составные части ферментов и т.д. Поэтому устойчивость долговременной памяти зависит от устойчивости динамики биохимических внутриклеточных и межклеточных процессов.

Рассмотренные четыре вида памяти работают как единая система. Их совместную, взаимосвязанную деятельность можно рассматривать как последовательные этапы фиксации энграммы.

Виды нарушения памяти. Причин нарушения памяти множество. Они возникают при различных неблагоприятных влияниях на ЦНС. Те или иные расстройства памяти были выявлены благодаря клиническим наблюдениям за больными с различными черепно-мозговыми травмами, перенесшими заболевания мозга, при хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях ЦНС, нарушениях в психической сфере. Дисмнезиями называют различные виды ослабления памяти, часто наблюдаемые при развитии различных психических нарушений.

На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с различными повреждениями мозга различают амнезии, агнозии и апраксии.

Амнезии - нарушения памяти на события. Посттравматическая ретроградная амнезия - невозможность вспомнить события, предшествующие возникшей амнезии (в результате травмы, алкогольной интоксикации и т.д.). При этом, как правило, страдает информация, уже закрепленная в долговременной памяти. Потеря памяти при этом виде амнезии может распространяться как на недавние, так и на отдаленные события. Иногда посттравматическая амнезия сопровождается потерей памяти и на последующий период выхода из бессознательного состояния. Это так называемая антероградная амнезия , для которой характерна потеря способности усвоения новой информации (при этом виде амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную). Описанные формы амнезии возникают не только после физической, но и после сильной психоэмоциональной травмы.

Корсаковский синдром - больные теряют способность фиксировать текущие события, тогда как память на отдаленные события у них сохраняется. Характерные симптомы - потеря ориентации во времени и пространстве, неспособность запоминать хронологию событий. Корсаковский синдром - явление, весьма характерное для больных 3-й стадией алкоголизма.

Прогрессирующие амнезии - обусловлены сосудистыми болезнями мозга и его атрофией. К ним относятся нарушения памяти при болезни Альцгеймера, а также старческие расстройства памяти, связанные с атеросклерозом. Потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а по мере развития заболевания распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти как на предшествующие события, так и к невозможности запоминания новой информации.

Агнозии - нарушения восприятия. Агнозии приводят к избирательному нарушению какой-либо специфической памяти - зрительной, слуховой, тактильной. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может узнать его; при слуховой агнозии не узнаются известные ранее мелодии и различные звуки; тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определить хорошо знакомые предметы.

Апраксии - нарушения программирования движений. Невозможность выполнять такие стереотипно привычные движения, как одевание, приготовление пищи, умывание и т.д., хотя способность к движению и мышечная сила сохраняются.