Что нужно знать о шлемах виртуальной реальности

2-5 декабря в Баку Экспо Центре состоялась 20-я Юбилейная Азербайджанская Международная Выставка и Конференция «Телекоммуникации и Информационные Технологии» Bakutel, в которой приняла активное участие компания Polymedia - лидер российского рынка систем отображения информации. Специально для стенда компании Лаборатория компьютерной графики United 3D Labs разработала приложение Дополненной реальности для iPad"а.

×

Приложение уникально для российского рынка компьютерной графики тем, что использует технологию 3D трекинга, когда маркером дополненной реальности является не плоское изображение, а сам реальный трехмерный объект!

На подиуме была расположена физическая 3D модель нефтедобывающей платформы высотой 60 см (кстати, сама модель была изготовлена на 3D принтере). Предварительно, при помощи специального программного обеспечения, 3D модель была оцифрована и создан 3D маркер. Затем этот маркер вставлен в приложение для iPad"а. Т.е., используя 3D маркер, планшет с установленной программой дополненной реальности может совершенно точно определить, с какого именно ракурса он нацелен на 3D модель, находящуюся на стенде. Никаких двухмерных маркеров просто не требуется!

Однако, отсутствие обычных маркеров даже не самое важное преимущество. Ведь теперь система дополненной реальности может определять ракурс, с которого зритель смотрит на нефтедобывающую платформу! Все пространство вокруг 3D модели было разбито на 8 секторов, в каждом из которых была создана (и воспроизводилась) своя виртуальная трехмерная сцена. Перемещаясь вокруг модели нефтедобывающей платформы, зритель мог наблюдать на экране планшета сменяющие друг друга анимированные 3D сцены: вертолет, летающий вокруг вышки, или подплывающий корабль; история нефтедобычи в Азербайджане или сегодняшнее состоянием отрасли; предназначение отдельных элементов платформы и ее размеры.

И маленькие, и большие посетители выставки были буквально потрясены тем, как «оживает» созданное дизайнерами Студии компьютерной графики United 3D Labs пространство в Дополненной реальности вокруг 3D модели платформы!

Стоит отметить, что демонстрация возможностей 3D трекинга на стенде компании Polymedia служила не только для развлечения посетителей выставки. Технология Дополненной реальности открывает широчайшие перспективы для использования в производстве, образовании, сфере infotainment. Использование реальных физических объектов в качестве маркеров вместе с возможностью установки программного обеспечения на легкие и удобные планшеты формирует уникальные возможности для создания инструкций, демонстрации скрытых динамических процессов, разработки учебных пособий. Разумеется, компания Polymedia - ведущий системный интегратор в сфере российского образования - не могла остаться в стороне от использования столь многообещающей технологии.



Идею для нашего сегодняшнего видео мне подсказало приложение Google CardBoard, случайно обнаруженное мной в процессе очередного листания новых предложений на своем смартфоне.

Сначала я даже не понял, что имеется ввиду, и почему у этой бесплатной программы такое количество скачиваний, а вокруг нее развивается столь жаркая дискуссия, однако почти сразу вспомнил чудо гаджет, показанный летом 2014 года на конференции разработчиков Google.

Тогда его едко окрестили «виртуальный шлем для бедных», и были абсолютно правы, поскольку изготовлен этот гаджет из картона, а его стоимость стремилась к нулю. Главной «фишкой» устройства является использование смартфона в качестве экрана, а точнее двух полуэкранов для глаз, которые и создают иллюзию виртуальной реальности. Тогда над этой штуковиной многие посмеялись, а затем благополучно забыли почти все, кроме самой «корпорации добра», в недрах которой продолжали шлифовать идею и готовить софт.

Затем пришла осень и Берлинская IFA, на которой Samsung представили свою версию шлема Gear VR, построенную по точно такому же принципу держателя, в который вкладывается смартфон, только более облагороженную внешне. Признаюсь, что тогда, сидя в зале, я совершенно забыв про гугловский эксперимент подумал, что идея использования уже имеющегося на руках смартфона для моделирования виртуальной реальности очень крута, поскольку именно экран и электроника стоят самых больших денег, а так получается, что уже 99% нужных технологий уже в руках у пользователя, и их просто нужно соединить в месте!

И вот в декабре мне на глаза попадается абсолютно бесплатное приложение CardBoard, превращающее все эти мысли в совершенно будничную реальность. Теперь дело остается за малым - либо смастерить, либо раздобыть держатель для собственных экспериментов. Сначала я пошел первым путем, даже не смотря на то, что одним из ключевых элементов конструкции являются две линзы, я решил найти или подобрать им аналоги.

В интернете нашлись чертежи и выкройки вожделенного гаджета, а уж раздобыть достаточно плотную картонную коробку не представляло никакого труда.

Если покопаться, можно найти инструкции по сборке, напоминающие последовательность сборки шкафа из IKEA - все понятно и для человека с прямыми руками, растущими из нужного места не так уж и сложно.

Но, почти уже собравшись заняться рукоделием, я вспомнил, что абсолютно не пытался раздобыть готовый комплект или купить фабричный набор для подобного рукоделия. Оказалось, что это не так уж и сложно, и, с помощью одного хорошего человека по имени Илья Александров, вся радость обошлась мне в 500 деревянных, и это уже по новому курсу. Получается вполне антикризисная виртуальная реальность))

Наборчик правда оказался китайским, но зато там были все компоненты и уже вырезанные лекало, которые я свернул и, и для надежности проклеил кое-где супер клеем, а кое-где ПВА, вспомнив уроки труда в школе. 2 пластиковые линзы, липучки для фиксации смартфона и магниты заняли свое место, я получил собственный шлем виртуальной реальности по цене одного похода в кино!

Давайте же пройдемся по конструкции и особенностям гаджета. Прежде всего, хочу отметить, что мой Sony Z3 с экраном 5.2 дюйма подходит сюда, хотя и с напрягом.

В частности, окошко на фронтальной панели, в которое по задумке должно торчать основная камера получилось не совсем где нужно, но, поскольку реальных программ, где эту самую камеру нужно задействовать пока нет- я не особо расстроился. Если понадобится, это окошко всегда можно еще чуть подрезать.

Главная же проблема- управление в играх и программах. Тот самый магнит, который конструктивно крепится сбоку, похоже рассчитан на Nexus 5 и его датчик Холла. На Z3 же эта радость не работает, но я приновострился подтверждать выбор, просовывая палец снизу в районе носа и тапая по экрану. Не очень эстетично, зато работает. Жаль только что в игрушки так играть уже не очень удобно, хотя толковых игрушек здесь особо пока и нет, но об этом чуть позже.

Что касается размеров совместимых смартфонов, то 5 с небольшим дюймов для подобной конструкции являются пределом, и для того же Nexus 6 понадобятся уже другие выкройки.

Теперь мы берем смартфон, и тщательно протерев экран, помещается внутрь. Зафиксировав его с помощью липучек, теперь экран расположен на расстоянии примерно 5 сантиметров от лица пользователя.

Но есть одна проблема- поле зрение обычного человеческого глаза намного шире экрана, плюс к этому глазам будет очень сложно самостоятельно сфокусироваться на столь близком объекте. Эту проблему решает пара линз, отсекающая все лишнее, и подстраивающая фокус на двух половинках экрана для левого и правого глаз.

Принцип очень прост, и напоминает прибор, под названием диаскоп, знакомый мне из туманного советского детства, только там, вместо смартфона использовались пленочные диапозитивы, причем были даже стерео версии сразу для двух глаз.

Я же помню, что у моей бабушки была такая чудо коробочка, правда с одним глазком и в виде шарика, посмотрев в который можно было насладиться видом ялтинской набережной с любимой бабушкой на переднем плане… И вот, буквально лет 30 спустя, диаскоп снова возвращается, но уже на новом технологическом витке развития, поскольку вместо статичной одинокой фотографии теперь можно использовать экран практически любого смартфона.

Теперь немного о принципе действия нашего картонного чуда. Про то, что картинка для левого и правого глаза создается абсолютно отдельная я уже отмечал. Далее в дело вступает встроенный в смартфон акселерометр и другие датчики наклона, положения и ориентации, фиксирующие положение головы по отношению к сторонам света и горизонту.

С помощью них виртуальная вселенная вращается вокруг пользователя, вслед за поворотом головы, и ощущения, надо отметить весьма необычные. Я сравнил бы происходящее с кинотеатром, поскольку изображение занимает все поле зрения, ощущается эффект 3D, а вокруг темно. Только в нашем случае это даже больше чем IMAX, с его изогнутым экраном, поскольку здесь экран везде, куда не повернешь голову, кроме круглой площадки в самом низу, на который ты как бы находишься.

Что касается разрешения- FullHD экран справляется с происходящим весьма не дурно, и буквально через несколько секунд на разрешение уже не обращаешь внимание, поскольку полностью растворяешься в происходящем. Все-таки человеческий мозг удивительная штука, и его так легко задурить…

Работает эта штука через приложение CardBoard, которое можно свободно скачать из play market. Уже через него загружаются различные виртуальные туры, игрушки и демки, коих я насчитал несколько десятков.

Из предустановленных демонстраций- виртуальный тур по Версалю, трехмерная модель птицы, которую можно разглядывать с разных сторон, кайфовейший мультик про мышку и ее шляпу, демонстрация Google Земля, сферический youtube и купольные панорамы.

Все это уже загружено в систему, и показывает самые яркие возможности такой системы. Например тот же тур по Версальскому дворцу сделан очень круто- можно крутить головой и разглядывать картины и украшения. Впечатлению получаются очень яркими еще и потому, что не далее как в октябре я видел эти залы воочию, без картонной коробки перед лицом, но здесь получается даже лучше, поскольку нет толп снующих китайских туристов)).

Мультфильм под названием «Ветреный день» про мышонка, который бегает за шляпой переносят тебя в середину мультяшно леса, в качестве немого наблюдателя, только здесь, в отличии от классического мультфильма ты можешь отвернуться от происходящего действия и посмотреть в другую сторону. Жаль что уйти нельзя, хотя я пробовал- линейное перемещение пока не поддерживается, и может быть к лучшему, потому что в процессе таких перемещений в реальном мире можно набить множество шишек.

В режиме Google Земля можно оказаться на улице большого города, или взмыть на орбиту, рассматривая землю с высоты МКС, а youtube позволяет тебе выбрать любой из десятков видео, парящих на краях огромной сферы! Получается что даже сейчас, с учетом столь убогой реализации те несколько примеров, которые в Google предлагают в качестве демонстрации реально круты.

А еще можно загрузить различные развлекалочки от сторонних разработчиков, вроде стрельбы по метеоритам или виртуального концерта, где можно стоять рядом с роялем, за которым сидит сэр Пол Маккартни, и оглядываться по сторонам. Жаль только, что с круглой площадочки под ногами нельзя никуда сбежать, ведь попробовав эту картонную виртуальность хочется уже большего- полного погружения и абсолютного участия, как в матрице, только чтоб в любой момент можно было вернуться обратно. И кто знает, может быть лет через «дцать» все так и будет, а мы пересмотрим этот ролик из далекого 2015-го и улыбнемся…

Полная видео версия:

Лучшие VR- шлемы: Oculus Rift, Project Morpheus, Gear VR, HTC Vive и другие.

Еще в девяностые в США начался бум виртуальной реальности. До нашей отчизны он, по понятным причинам, не докатился, но и в США спал относительно быстро, позабавив любителей видеоигр.

Кадр из м/ф Daria, 1998 г.

Несомненно, сегодня виртуальная реальность вернулась, шлемы стали легче, удобнее, картинки ярче и четче. К тому же теперь уже личный шлем виртуальной реальности может позволить себе каждый.

Некоторые шлемы еще в стадии разработки, некоторые вот-вот выйдут на рынок, какие-то готовы к предзаказу или уже лежат на полках магазинов.

Шлем виртуальной реальности – это носимый перед глазами дисплей в сочетании с отслеживанием поворотов головы, так что картинка на экране всегда соответствует тому, в какую сторону человек смотрит. Все это делает шлем пригодным для игр с погружением или панорамного видео – кино, которое идет вокруг вас, а вы можете оглядываться по сторонам как в жизни.

Самый дешевый вариант получить шлем виртуальной реальности – использовать смартфон. Каких только вариантов тут не предлагают производители: от стильного корпуса с дополнительной электроникой до картонной коробочки с пластиковыми линзами: вставьте смартфон и готово.

Для скачивания доступно множество бесплатных и платных приложений для Google Cardboard (той самой картонной коробочки) – это игры, видео, виртуальные экскурсии и тому подобное – легко оценить, что можно делать в виртуальной реальности сегодня.

Но вернемся к самим шлемам: какой вариант выбрать из всего многообразия? Вот обзор десяти самых привлекательных девайсов.

Sony Project Morpheus

Шлем виртуальной реальности от Sony, работающий с PlayStation 4, планируется к выпуску в первой половине 2016. Новая версия устройства была анонсирована на Game Developers Conference 2015, она имеет дисплей 5.7 дюймов, частота обновления кадров 120 fps, угол обзора 90+. По оценкам протестировавших девайс весьма комфортен для глаз.

Цена устройства пока что не сообщается, доступен Dev Kit для разработчиков под PlayStation 4.

HTC представила свой HMD, созданный в сотрудничестве с создателем игр Valve. HTC Vive был представлен на Mobile World Congress 2015 и должен появиться на полках магазинов до конца года.

Vive подсоединяется к ПК и работает с собственной игровой экосистемой. Частота обновления 360-градусного трекинга 90 Гц, всего трекинг обеспечивают 70 специальных сенсоров. Такая частота обеспечивает хорошую работу без задержек. Помимо этого у системы есть отдельный контроллер, позволяющий стрелять, перемещаться и всячески взаимодействовать с объектами виртуального мира. Цена устройства также пока не известна.

Samsung тоже приложил руку к виртуальной реальности – и разработал один из лучших и дружелюбных шлемов.

Gear VR работает от смартфона Samsung (можно приобрести шлем для Note 4 или Galaxy S6). Телефон вставляется в корпус шлема с линзами и соединяется с ним по micro USB.

Для шлема виртуальной реальности уже есть рынок приложений и VR-видео, он называется Milk VR и доступен в США.

Цена устройства – 200$/ но не забудьте учесть еще и цену смартфона.

Oculus Rift


Oculus Rift – конечно самый известный шлем виртуальной реальности, давший начало текущему буму VR-технологий и HMD. Начало разработке положил 21-летний инженер Palmer Luckey, получивший деньги на разработку с помощью Kickstarter и затем продавший проект компании Facebook за 2$ млрд. Oculus Rift соединяется с компьютером по DVI или USB и также осуществляет трекинг головы пользователя.

Последняя версия устройства обеспечивает разрешение 1080p и имеет невероятно точную трекинговую систему, отслеживая малейшие движения. Для шлема уже есть множество игр. Цена – 350$

Microsoft HoloLens


Тоже получившая много внимания новинка от Microsoft – это очки виртуальной и дополненной реальности. Устройство смешивает реальный мир с наложенными виртуальными «голографическими» изображениями, а значит, вы сможете видеть свой Minecraft на кухонном столе или покружиться по орбите Марса в своей собственной комнате.

Очки виртуальной реальности HoloLens управляются распознаваемыми жестами наподобие Kinect, имеют угол обзора 120 градусов по обеим осям и выдают графику высокого разрешения. Из плюсов можно отметить, что они не нуждаются в подсоединении к ПК, полноценная Windows 10 уже на борту и работает все устройство от аккумулятора. Как долго – посмотрим.

О дате релиза и цене на данный момент нет информации, маловероятно, что шлем виртуальной реальности от Microsoft выйдет в свет до конца 2016

Carl Zeiss VR One


Как и Samsung Gear VR, шлем от Цейсса использует дисплей и вычислительные ресурсы смартфона. При чем подойдет любой смартфон с iOS или Android размером от 4.7 до 5.2 дюйма.

К устройству прилагается медиа-плеер для YouTube и приложения для дополненной реальности, SDK к распространенному движку Unity 3D, так что вы сможете сами разрабатывать для шлема 3D-игры.

Цена – 99$

Avegant Glyph

Большинство шлемов виртуальной реальности относительно крупные и не очень легкие (хотя, если сравнить с устройствами из 90-х, то, конечно, все они легки и компактны). Однако Avegant Glyph – совсем тонкий и легкий. Все это благодаря совершенно другой технологии дисплея: вместо того, чтобы использовать большие экраны на подобие экрана смартфона, этот шлем виртуальной реальности использует микроматрицы зеркал, направляющие свет прямо на вашу сетчатку.

Шлем можно носить как наушники, а когда нужен экран – перевернуть на 90 градусов, поставив экран перед глазами – как будто опустить забрало. Разрешение 1280 х 720 на каждый глаз. Хотя поле зрения составляет всего 45 градусов, считается, что микроматрицы зеркал снижают основной дефект HMD – тошноту и усталость глаз.

Цена здесь чуть выше – 499$

Razer OSVR

Гораздо менее известный шлем, ориентированный в основном на разработчиков VR-контента – это open-source система виртуальной реальности. OSVR поддерживает множество популярных игровых движков, таких как Unity 3D и Unreal Engine. Также шлем совместим с дополнительными комплектующими от сторонних производителей.

Потребительская версия появится не раньше 2016, а стоимость составит порядка 200$

Google Cardboard

Для тех, кто хочет побаловаться с виртуальной реальностью и не тратить на это кучу денег – картонная реальность. Принцип тот же, что и во множестве дешевых VR-устройств – вставьте смартфон и готово!

Смартфон содержит все необходимое: гироскопы, экран, динамик и прочее, что позволит отслеживать движения головы и выдавать соответствующую картинку.

Рынок приложений уже довольно богат и содержит как бесплатные развлечения, так и платные игры. Цена – 25$.

Archos VR Headset

Чем виртуальная реальность лучше привычного экрана

Это новый уровень погружения. Даже если у вас есть очень большой дисплей, игра все равно заканчивается за его пределами. В очках виртуальный мир существует вокруг вас, куда бы вы ни посмотрели. Из-за искривляющих линз и отслеживающих датчиков устройства мозг воспринимает картинку не как изображение, а как окружение. Именно поэтому иногда на виртуальную реальность реагируют так бурно (см. видео выше).

Кто придумал виртуальную реальность

Эту технологию нельзя назвать новой. Первый прототип очков виртуальной реальности разработал в 1968 году американский ученый Айвен Сазерленд. Устройство отображало примитивную графику, а его конструкция оказалась настолько тяжелой, что ее пришлось крепить к потолку. В начале 1990-х, когда виртуальная реальность считалась перспективной технологией, вышли и прототип . Но к концу десятилетия интерес к ним угас, а в 2000-х о виртуальной реальности забыли.

Снова о теме заговорили только в 2012 году, когда 19-летний инженер Палмер Лаки и Джон Кармак, 42-летний разработчик игр Doom, Wolfenstein 3D и Quake вышли на Kickstarter с очками Oculus Rift. Фанат виртуальной реальности Лаки собрал первый прототип всего за год до этого - он хотел получить картинку лучше, чем у своих прошлых очков. Oculus Rift собрали на краудфандинговой платформе почти 2,5 миллиона долларов, что в десять раз превысило минимально необходимую сумму, а через два года Facebook неожиданно купил компанию Oculus VR за два миллиарда долларов. Тогда о новой виртуальной реальности начали говорить все.

Есть ли альтернатива Oculus Rift

1 из 6

2 из 6

3 из 6

4 из 6

5 из 6

6 из 6

Существует два вида очков: полноценные, имеющие свой процессор и подключающиеся к компьютеру, а также мобильные. Полноценных меньше - на рынке помимо Oculus Rift есть только два ожидаемых продукта: совместная разработка Valve и HTC под названием Vive и PlayStation VR. Vive выйдет уже в апреле, очки для PlayStation 4 - в первой половине 2016 года.

Мобильные очки делают почти все (есть даже российские ). Они легче, не имеют проводов, а все вычисления производятся в смартфоне, который крепится перед глазами. Самая известная модель - . Она рассчитана скорее на просмотр кино, чем на игры. Самая интересная - . В них не нужно устанавливать смартфон (он подключается по USB), поэтому они легкие и выглядят как настоящие очки с дужками.

Самый брутальный вариант - картонные , созданные для популяризации темы, просмотра панорамных фото и 360-градусных видео. Их можно собрать самому (для этого есть инструкция), а можно купить за 15 долларов. В первом случае придется повозиться с настройкой и подгонкой к своему смартфону. На сегодня это самые распространенные очки в мире - выпущено около пяти миллионов штук.

Как работают очки виртуальной реальности


В полноценных очках есть два небольших OLED-дисплея - когда вы надеваете устройство, они находятся в нескольких сантиметрах от глаз. На дисплеи через HDMI (или через VDI) передается одна и та же картинка, но с небольшим смещением. Перед дисплеями находятся две искривляющие изображение линзы, которые создают эффект объемного изображения. Чтобы в виртуальном мире можно было смотреть по сторонам при повороте головы, в очках имеется несколько датчиков: магнитометр, гироскоп и акселерометр. Еще один - трекер с инфракрасными светодиодами - должен стоять на столе, смотреть на человека и фиксировать его положение в пространстве. Он требуется для игр, где допускается свобода передвижения. К устройству также подсоединяется USB-кабель для передачи данных и питания.

Какие параметры важны для очков

У очков вроде Oculus Rift, HTC Vive или PlayStation VR есть четыре основные характеристики: разрешение изображения, частота его обновления, угол обзора и площадь отслеживания. Oculus Rift и HTC Vive имеют почти одинаковые характеристики: 2160 × 1200, частота 90 кадров в секунду и угол 110° (поле зрения человека - около 190°). Отличается только площадь, на которой сенсор сможет следить за передвижениями человека: у HTC Vive она намного больше (4,5 на 4,5 метра, а не 1,5 на 3,5 метра). В PlayStation VR характеристики распределились иначе: немного меньше разрешение (1920 × 1080) и угол обзора (100°), но более плавная анимация (120 кадров в секунду). Мобильные очки отвечают только за один параметр - угол обзора. И он, как правило, меньше, чем в полноценных (например, у Gear VR всего 96°). Разрешение и плавность анимации зависят от характеристик смартфона. Если это Galaxy S6 Edge, то разрешение будет 2560 × 1440.

Сколько это стоит

Для HTC адаптировано около 80 игр (полный список можно посмотреть ), но релизов для этого устройства запланировано меньше всего.

Какие контроллеры используются для виртуальной реальности

1 из 3

2 из 3

3 из 3

Oculus Rift работает с контроллером для Xbox One (входит в комплект). PlayStation VR, скорее всего, будет поставляться с контроллером для PlayStation 4. У Gear VR есть небольшая сенсорная панель с кнопками. У Vive более интересное решение - два контроллера со спусковыми крючками, как у Nintendo Wii, с помощью них геймер может управлять руками своего персонажа, стрелять и взаимодействовать с разными предметами. Для Oculus Rift есть похожая , но продаваться она будет уже ближе к концу года. Со временем для игр начнут выпускать множество аксессуаров, например копию M-77 Paladin, из которой можно стрелять в виртуальной версии новой Mass Effect, доспешные перчатки для новой части The Elder Scrolls, специальные костюмы для спортивных игр и т.д.

Что еще можно делать в виртуальной реальности

У виртуальной реальности огромный потенциал. Скоро в ней начнут проектировать дома и интерьеры, моделировать скульптуры и мебель, чтобы нагляднее показывать все это потенциальным клиентам (так уже, например, ). Виртуальная реальность дает возможность создавать объемные рисунки (смотрите выше ролик как аниматор Disney рисует Русалочку). Мастер-классы и экскурсии благодаря этой технологии станут интереснее, а симуляторы (например, вождения) - реалистичнее. Военные смогут управлять танками, дронами и боевыми роботами, сидя в укрытии или штабе. Сайты начнут адаптировать для очков, и появится 3D-интернет.

VR (virtual reality) устройства внедрились в жизнь геймеров и простых пользователей совсем недавно, многие еще не успели попробовать эту новую технологию из-за высокой стоимости оборудования. Главная деталь всей системы – шлем полного погружения в виртуальную реальность. На рынке можно найти много вариантов этого товара с разной ценой.

Что такое шлем виртуальной реальности для компьютера

Это устройство является промежуточным звеном между человеком и несуществующим миром, в который пользователь может перенестись. Шлем для ПК в основном воздействует на зрение и слух, погружая человека в определенную атмосферу. Для этого используют наушники, которые плотно прилегают к голове и максимально огораживают пользователя от внешних шумов. Для взаимодействия со зрением внутри шлема есть два экрана (как в бинокле линзы), которые «собирают» цельную картинку. На них в девайсе поступает видеосигнал от компьютера.

Следует отличать шлем VR для ПК от видеоочков и очков дополненной реальности. Последние мало относятся к настоящей виртуальной среде. Их способ работы заключается в том, что вы через линзы видите окружающий мир, а компьютерная картинка поверх очков рисуется на основе реальных объектов. На слуху был продукт под названием Google Glasses, который отозвали в последний момент перед продажей из-за жалоб на головные боли при их использовании.

Видеоочки же можно назвать «младшим братом» шлемов. Они тоже используют стереоскопический эффект и 3D-картинку. Как правило, достигается необходимый результат за счет разделения изображения с дисплея при помощи системы диоптрий и линз. Рассчитано устройство на просмотр фильмов, роликов с аттракционами, но полного погружения в виртуальную реальность очки не обеспечивают.

Универсальный шлем VR для ПК

Это один из вариантов устройства, который рассчитан не только на просмотр видео, но и на использование в играх. Мало кто из мировых производителей стал бы разрабатывать модели исключительно для одного направления, поэтому большинство современных моделей шлемов для ПК относятся к универсальным, к примеру:

  • OSVR;
  • AntVR Kit;
  • HTC Vive;
  • Samsung Gear.

Отдельно следует сказать про Oculus Rift, потому что разработчики назвали свой функционал полезным не только для геймеров и киноманов, но и для сферы обучения, военных. Создатели стараются реализовать самый универсальный вариант VR девайса, который бы можно было использовать для любых целей. Это одна из тех причин, почему этот продукт получил самую мощную PR-кампанию благодаря чему находится у всех на слуху.

Игровой шлем

В эту категорию входят устройства, которые рассчитаны на взаимодействие с приставками и компьютерами. Самый популярный шлем для игр – Sony Morpheus, его можно подключить только к консоли ПС4 (PlayStation 4). Главная разница между универсальным и игровым шлемом в уровне детализации, скорости «отклика», что влияет на то, с каким комфортом пользователь будет играть. К примеру, геймерская категория шлемов должна иметь идеальную скорость взаимодействия, что не требуется при просмотре фильмов.

Как работает шлем виртуальной реальности

Главная задача шлема виртуальной реальности для ПК – создать ощущение присутствия пользователя внутри игры. Для передачи изображения используются два OLED-дисплея, которые расположены в нескольких сантиметрах от глаз человека. Через шнур от компьютера или приставки на экранчики передается изображение с малым смещением. Перед дисплеями установлены искривляющие изображение линзы, совмещающие картинку и создают эффект объемности.

В корпусе шлема для ПК встроены датчики (акселерометр, магнитометр, гироскоп), которые отслеживают повороты, движение головы в пространстве и сразу же смещают картинку в линзах. Отдельно в помещении устанавливается трекер с инфракрасными светодиодами, он должен находится напротив человека, фиксируя его положение в пространстве. Это важно в тех играх, где у пользователя есть возможность перемещаться в пространстве. Для управления используются специальные или универсальные джойстики.

Как выбрать виртуальный шлем для ПК

Если вы решились купить в интернет-магазине шлем виртуальной реальности для ПК, следует внимательно подойти к моменту выбора. Покупку нельзя назвать недорогой, эти технологии только поступили на рынок и на них держится стабильно высокая цена. До недавних пор шлем для ПК можно было заказать только из Америки, но в этом году они попали на прилавки стран СНГ. На что стоит обращать внимание при выборе товара из каталога:

  1. Качество звука. Шлем VR делает упор на визуальную составляющую, но при передаче ужасного двумерного звука, который ничем не отличается от обычных колонок, восприятие виртуальной реальности будет сильно испорчено. Лучшими в этом вопросе считаются модели Avegant Glyph, которые многие издания называют «персональным домашним кинотеатром». Этот девайс изначально совмещает наушники и шлем в одно единое устройство. Хорошую симуляцию разных источников звука обеспечивает и гаджет Sony Morpheus. Разработчики заявляют, что их наушники могут распознать до 60 точек звучания.
  2. Угол обзора, качество картинки. Чем больше этот показатель, тем комфортнее будет картинка в среде виртуальной реальности. Многие производители заявляют, что их устройства будут обладать углом обзора 100 градусов, но во время тестов отмечались значения в 90 градусов. На качество же картинки влияет разрешение экранов. К примеру, 1080р от компании Ocuclus Rift будут явно выигрывать у модели AntVR Kit, которая имеет качество 720р.
  3. Датчики движения, вес. Очень важный показатель для геймеров, без них устройство просто не сможет отслеживать движение головы или перемещение в пространстве игрока. На рынке есть девайсы, которые лишены акселерометра и гироскопа. Виртуальная реальность не будет подстраиваться под ваши передвижения и ощущение присутствия внутри среды не будет. Вес изделия имеет значение, потому что долго сидеть с 1-2 кг на голове будет сложно даже тренированному спортсмену. Такое постоянное воздействие на шейный отдел позвоночника может плохо сказаться на здоровье человека.

Цена на шлем виртуальной реальности для ПК

Первое, что интересует всех, кто заинтересовался VR технологиями – сколько стоит шлем виртуальной реальности? Многое зависит от марки производителя, технологий, которые использует модель, и функционала устройства. При желании человек может создать собственные очки виртуальной реальности, используя вместо компьютера смартфон с диагональю от 4 до 6 дюймов. Если же вы хотите играть с комфортом за своим компьютером, то обратите внимание на такие флагманы в этой индустрии:

Этот вариант имеет очень мощную рекламную кампанию, уже несколько лет с прототипами устройства работают разработчики, что говорит о производстве контента для гаджета (будет во что играть). Сейчас он совместим с популярными шутерами: DOOM, Team Fortress 2 и несколькими другими играми. Цена шлема виртуальной реальности – 39 000 рублей. Технические характеристики этого девайса:

  • разрешение – 960х1080;
  • угол обзора – 110 градусов;
  • частота обновления – 75 Гц;
  • отклик – 2-3 сек;
  • вес – 440 г.

Этот гаджет рассчитан на работу с PS4, для управления и передачи изображения используется консоль и ее геймпады. Первая игра, которая заявила о поддержке данного шлема – симулятор полета в космосе EVE: Valkyrie. Система обладает прекрасными наушниками, которые воспринимают до 60 источников звука. Цена на шлем виртуальной реальности до сих пор не озвучена производителем. Обладает устройство такими характеристиками:

  • разрешение – 1920х1080;
  • размер экрана – 5,7 дюймов;
  • угол обзора – 100 градусов;
  • частота обновления экрана – псевдо 120 Гц (60 Гц + система репроецирования).

Это продукт от китайского производителя, который обещал, что он станет «убийцей» Окулус Рифт. Параметры устройства действительно ничем не уступают этому раскрученному шлему виртуальной реальности. Однако первые тесты девайса показали, что написанное на коробке сильно отличается от того, что получается в конечном итоге. Цена на шлем виртуальной реальности – 17 500 рублей, что очень порадовало многих людей, которые собирались купить себе устройство. Производитель заявляет такие параметры:

  • разрешение – 1920х1080;
  • вес – 380 г;
  • угол обзора – 100 градусов.

Еще один продукт с мощной рекламной кампанией. Главная особенность этого варианта – частота обновления экрана равна 90 кадрам в секунду. Распространяется шлем сразу же с контроллерами, производитель указывает, что использовать можно его не только для игр, но и вместе с контентом от партнеров: Google, HBO, Lionsgate. Очень высокая точность отслеживания движения головы, которую гарантируют качественный акселерометр, гироскоп и лазерный сенсор. Купить шлем можно будет за 52 000 рублей. Основные характеристики:

  • частота обновления экрана – 90 кадров в секунду;
  • разрешение – 1200х1080;
  • угол обзора – 110 градусов.

Видео: 3D-шлем от лучших производителей