Чем открыть файл.SMF? Чем открыть smf? Открыть файл smf

У вас есть проблема с открытием.SMF-файлов? Мы собираем информацию о файловых форматах и можем рассказать для чего нужны файлы SMF. Дополнительно мы рекомендуем программы, которые больше всего подходят для открытия или конвертирования таких файлов.

Для чего нужен файловый формат.SMF?

Расширение файлового имени .smf главным образом служит обозначением типа файлов "Формула StarOffice Math 5.0" (.smf ). В данном случае файл .smf представляет собой файл данных в двоичном формате, который использовался для сохранения математических формул, создаваемых редактором StarOffice Math 5.0 в составе ранее выпускавшегося пакета офисных приложений StarOffice компании Sun Microsystems. Впоследствии StarOffice стал основой для создания Apache OpenOffice, LibreOffice и других офисных пакетов с открытым исходным кодом. В настоящее время файлы формул .smf можно открыть или импортировать лишь с помощью редактора формул в предыдущих версиях OpenOffice/LibreOffice (3.4.0 и старше). В текущих версиях OpenOffice/LibreOffice поддержка формул StarOffice Math 5.0 (.smf ) удалена в пользу современного формата OpenDocument Formula (.odf).

Помимо этого, расширение .smf используется для обозначения формата "Стандартный файл MIDI" (Standard MIDI File, SMF), разработанного в качестве стандартного способа обмена данными MIDI (Цифровой интерфейс музыкальных инструментов) в виде файлов. Хотя стандартным расширением файлов формата SMF является .mid (также, .mid i), в качестве идентификатора таких файлов также используется расширение .smf . Файл .smf во всех отношениях представляет собой то же, что и файл .mid . В нем содержится последовательность заранее запрограммированных событий MIDI с привязкой ко времени: воспроизведение ноты, включение специальных эффектов, переход на другой канал и т.д. Стандартные файлы MIDI (.mid , .smf ) обычно открываются и воспроизводятся всеми MIDI-совместимыми музыкальными инструментами и приложениями.

Еще одним типом файлов, связанным с расширением .smf , является тип "Файл памяти SIGMA DATA CENTER" (.smf ). Подобные файлы (.smf ) создаются проприетарным ПО SIGMA DATA CENTER компании SIGMA SPORT Vertriebs GmbH в ходе извлечения данных с портативных тренажерных регистраторов типа SIGMA ROX 9.0. Файл памяти SIGMA (.smf ) соответствует одному тренировочному сеансу, зафиксированному с помощью устройства SIGMA и закрытому вручную до момента синхронизации устройства с программой SIGMA DATA CENTER с использованием док-станции. В таком файле в частном двоичном формате хранятся маршруты, треки, данные о нагрузке и прочие характеристики тренировки. В процессе установки на ПК программа SIGMA DATA CENTER создает собственную ассоциацию для типа файлов .smf .

Расширение .smf также является обозначением частного формата метафайлов Serif Metafile Format (SMF), разработанного компанией Serif для обмена графическими данными между своими коммерческими программными продуктами WebPlus, PagePlus и DrawPlus. Подобно метафайлу Windows (.wmf), файл .smf содержит закодированное представление растрового и/или векторного изображения без потери данных, сохраненное в родном внутреннем формате Serif. Метафайлы SMF можно открыть или импортировать только с помощью программного обеспечения Serif.

Кроме того, расширение .smf относится к типу файлов "Документ Spicer" (.smf ) и обозначает частный файловый формат, разработанный компанией Spicer Corp. для своего коммерческого решения по управлению содержимым в корпоративной среде Imagenation. Файл .smf представляет собой многостраничный документ, который может содержать целый ряд независимых, но взаимосвязанных графических, текстовых и комбинированных слоев (напр., САПР) во множестве различных форматов, поддерживаемых Imagenation. Подобные документы (.smf ) можно открыть только с помощью Imagenation.

В контексте мощного коммерческого средства трехмерного моделирования и дизайна Autodesk 3ds Max компании Autodesk расширение .smf служит обозначением типа/формата файлов "Общий поток движений Autodesk" (Shared Motion Flow, .smf ). Формат SMF используется для сохранения описания движений, назначаемых совместно одинаковым двуногим моделям в процессе анимации в среде Autodesk 3ds Max.

Средство проектирования систем на основе программируемых матриц (SOPC) Quartus II компании Altera Corporation использует расширение .smf в качестве обозначения типа файлов "Файл описания конечных автоматов" (State Machine File, .smf ). Подобный файл .smf является текстовым документом ASCII, в котором описываются конечные автоматы, созданные в среде Quartus II с помощью редактора State Machine Editor. Описания конечных автоматов (.smf ) могут быть преобразованы в проекты Verilog (.v) и VHDL (.vhd).

В рамках не выпускающейся более платной библиотеки поддержки тем оформления приложений C/C++ SkinMagic компании Appspeed Software расширение использовалось в отношении типа/формата файлов "Файл SkinMagic" (.smf ). В файле .smf в двоичном виде хранились данные темы оформления графического интерфейса SkinMagic (растровые изображения, таблица назначений элементов интерфейса и др.). Подобные темы можно было непосредственно открывать с помощью средства SkinMagicBuilder в составе ПО SkinMagic.

Программы для открытия или конвертации SMF файлов

Вы можете открыть файлы SMF с помощью следующих программ: 

Название (англ.): Standard MIDI File

Название (рус.): MIDI-файл SMF

Разработчик: Неизвестен

Описание: SMF также известный как StarMath Formula File представляет собой формат формулы StarMath. Разработан формат SMF известной софтверной компанией Oracle. Используется для хранения математических формул с сохранением форматирования и синтаксиса выражений. Файлы формата SMF создавались старыми версиями офисного приложения OpenOffice, в новых версиях редактора SMF заменен форматом ODF. Тем не менее, старый формат SMF также поддерживается. Помимо OpenOffice для просмотра документов StarMath Formula можно использовать другой бесплатный офисный пакет – LibreOffice.

Формат 2

Название (англ.): StarMath Formula File

Название (рус.): StarMath Формула

Разработчик: Oracle

Описание: SMF или Standard MIDI File представляет собой формат midi-файла SMF. Этот формат был специально создан для хранения аудио, записываемого секвенсором – специальным аппаратным устройством, предназначенным для записи и воспроизведения музыкальных композиций. Такая запись не содержит фактических аудиоданных, она представляет собой набор нот и характеристик их исполнения. Также секвенсором может быть программа, имеющая аналогичное предназначение, что и аппаратный модуль. Файл SMF содержит метки, маркеры, данные о темпе, музыкальные ключи, сообщения MIDI и другую информацию. Для воспроизведения формата SMF следует использовать проигрыватель Apple QuickTime Player.

Для открытия (редактирования) файла этого формата можно использовать следующие программы:

Формат 3

Название (англ.): Serif Metafile

Название (рус.): Векторное изображение Serif

Разработчик: Serif

Описание: SMF иначе Serif Metafile представляет собой собственный формат файла векторного изображения Serif. Разработан формат английской компанией Serif, производителем таких известных программных продуктов как PagePlus, DrawPlus, MoviePlus, PhotoPlus и WebPlus. Продукция Serif используется для работы с растровой и векторной графикой, видео, а также в веб-дизайне и верстке. Файл SMF – это векторное изображение, содержащее в себе заливки, линии, а также используемую для обмена данными между другими программами компании Serif текстовую информацию.


Обычно секвенсоры используют свой собственный формат хранения аранжировок. Это вызвано тем, что структура данных, разработанная под возможности конкретной программы, гораздо эффективнее, с ней просто-напросто легче работать. В свой формат можно записывать дополнительные данные, например, по настройке пользовательского интерфейса (положение и размер окна, шрифт и так далее). Кроме того, компактность стандартных MIDI-файлов (в частности, величины переменной длины для хранения времени наступления событий) оборачивается неудобством: для работы с аранжировкой все дельта-времена в файле нужно "распаковать", а при сохранении файла снова "запаковать".

С другой стороны, SMF - это переносимый межплатформенный формат, в нем можно определять любые дополнительные блоки для хранения специфических данных. Например, один секвенсор может сохранить в блоке с именем "Mtr" состояние метронома - включен или выключен. Другому секвенсору этот блок не помеха, он может определить в том же файле и несколько своих специфических блоков. Так что часть секвенсоров использует формат SMF напрямую, он является для них "родным". Другие позволяют импортировать и экспортировать MIDI-файлы при необходимости.

Для поддержки разных типов секвенсоров и другого оборудования стандартные MIDI-файлы подразделяются на три разновидности или формата: 0, 1 и 2.

Файл формата 0 содержит один трек, в который помещаются события со всех шестнадцати MIDI-каналов. Это наиболее простой формат для обмена данными, так как в нем не учитывается исходная структура треков в секвенсоре (какой трек на какой MIDI-канал назначен). Файл формата 0 более приспособлен для переноса данных на такие устройства, как микшеры и процессоры эффектов, чем для сохранения аранжировок. При записи файла в формате 0 секвенсор просто сливает все сообщения со всех MIDI-каналов в один трек. Соответственно, при загрузке файла мы получаем одну дорожку, редактировать события на которой проблематично, поскольку события для разных каналов перемежаются друг с другом. Большинство секвенсоров имеют функцию разделения подобного "микса" по отдельным трекам, на каждый из которых помещаются события для одного MIDI-канала.

Файл формата 1 содержит отдельный трек для каждого MIDI-канала, что отражает привычную структуру аранжировки в секвенсоре. Файл формата 2 содержит в себе несколько независимых произведений (или законченных паттернов), каждый паттерн состоит из одного трека, содержащего сообщения по всем 16-ти каналам. Этот формат предполагалось использовать в тех секвенсорах, которые могут работать с независимыми паттернами, исполняемыми несколькими инструментами одновременно. Однако формат 2 был повсеместно проигнорирован и в настоящее время рассматривается в спецификации как "не предназначенный для секвенсоров".

Одним из главных отличий формата 0 и 1 является способ размещения мета-событий. В формате 0 мета-события темпа и размера (так называемая карта темпа) перемешиваются с другими MIDI-сообщениями. Кроме того, названия треков в этом формате не сохраняются. В формате 1 первый трек в файле отводится исключительно под карту темпа и другие мета-события, такие как Sequence/Track Name, Sequence Number, Marker, SMPTE Offset (см. далее).

В случае отсутствия в файле карты темпа, темп принимается равным 120 BPM, а размер - 4/4.

Организация MMA в будущем может разработать другие форматы SMF для поддержки новых структур данных в секвенсорах.

Блок заголовка ("MThd")

Блок заголовка содержит базовую информацию о файле. Структура блока показана на рис. 11. В поле длины всегда содержится число 6 - по числу байт данных заголовка, следующих за этим полем. Данные заголовка представляют собой три 16-битных слова. Первое слово (format) - формат SMF, может принимать одно из трех значений - 0, 1 и 2. Второе слово (ntrks) - число блоков треков (то есть самих треков) в файле. Для файла формата 0 оно будет всегда равно единице.

Последнее слово блока заголовка (division) задает способ измерения времени (timebase). Как говорилось ранее, существуют два способа: музыкальный (такты/доли) и абсолютный (time-code-based), основанный на абсолютном времени в формате SMPTE. В любом случае дельта-время в файле SMF измеряется тиками: при музыкальном способе задается количество тиков, приходящихся на четверть (то есть, PPQN), при абсолютном - количество тиков в одном SMPTE-кадре. Если старший (15-й) бит поля division сброшен в ноль, то используется музыкальный способ, а оставшиеся 15 бит содержат PPQN (до 32767), рис. 12. Если старший бит установлен в единицу, то используется абсолютный способ. В младшем байте (биты с 0 по 7) хранится число тиков на кадр, в старшем (биты с 8 по 15) - формат кадра SMPTE, выраженный отрицательными значениями (-24, -25, -29, -30). При этом число -29 соответствует формату 30 fps Drop Frame (см. предыдущую статью цикла).

Отрицательные числа выбраны потому, что записываются в виде двоичного дополнения (см. предыдущую статью), то есть содержат в старшем бите единицу. А эта единица как раз и является признаком абсолютного способа отсчета времени. Число тиков на кадр хранится в положительном варианте и обычно принимает одно из следующих значений: 4 (разрешение как в MIDI Time Code, когда на кадр приходятся четыре сообщения Quarter Frame), 8, 10, 80 (разрешение одного бита в кадре SMPTE) или 100.

Такая система позволяет указывать абсолютное время наступления события с точностью до 1/128 кадра. Кроме того, если задать формат кадра 25 fps и разрешение 40 тиков на кадр, то каждый тик будет соответствовать одной миллисекунде. Поле division в этом случае будет иметь значение 0xE728, байт 0xE7 - это запись числа -25 в дополнительном коде, а 0x28 - это число 40 в шестнадцатеричном представлении.

Блок трека ("MTrk")

В блоке трека хранятся сами события, то есть MIDI-сообщения, снабженные меткой времени. В блоке должно присутствовать хотя бы одно событие. Структура блока трека одинакова для MIDI-файлов любого формата (0, 1 и 2), рис. 13.

Событие состоит из дельта-времени и самого сообщения MIDI, рис. 14. Напомню, что дельта-время хранится как величина переменной длины.

Пятая часть цикла статей, подробно рассказывающих о протоколе MIDI.

Одной из трех составляющих протокола MIDI является спецификация формата хранения данных (напомню, что две другие составляющие - это формат сообщений и аппаратная спецификация интерфейса). Формат сообщений был рассмотрен в трех первых статьях цикла, сейчас настало время формата хранения. Он был предложен организацией MMA в конце 1987 года и получил название "Стандартные MIDI-файлы" (Standard MIDI Files, SMF).

Цель MIDI-файлов - обеспечить обмен событиями (то есть MIDI-сообщениями, имеющими метку времени) между различными устройствами и программами. До появления стандартных MIDI-файлов аранжировку, подготовленную в одном секвенсоре, невозможно было загрузить в другой из-за несовместимости форматов. Нельзя сказать, что с появлением SMF все производители секвенсоров перешли на этот формат. Тому есть несколько причин, и о них мы также сегодня поговорим.

Поскольку хранение информации непосредственно связано с устройством секвенсоров, остановимся на этом деле подробнее, но лишь в той мере, какая необходима для понимания SMF. А секвенсорам, несомненно, посвятим одну из следующих статей цикла.

События
Сообщение MIDI, снабженное меткой времени, называется событием . Для указания времени могут использоваться разные единицы - тики, внутренние импульсы, время в формате SMPTE и т. п. Важно понять принципиальное отличие события от сообщения. Сообщение "живет" долю миллисекунды реального времени - от момента, когда генерируется источником, до момента, когда поступает к исполнению в приемник. Его можно отловить в процессе передачи по MIDI-кабелю в виде набора импульсов. Событие - это несколько байт информации, записанной в память устройства, на основании которой в будущем, в назначенное время, будет сгенерировано сообщение.

Например, в памяти секвенсора может храниться событие "взять ноту" с меткой времени 100 мс от начала воспроизведения. Вы можете редактировать это событие в двух измерениях: во-первых, изменять параметры самого MIDI-сообщения (в данном случае, высоту или динамику ноты), а во-вторых - перемещать ноту по дорожке, то есть изменять время исполнения сообщения.

События появляются в памяти секвенсора в процессе записи MIDI-сообщений. При нажатии кнопки Record секвенсор включает аппаратный генератор импульсов (тиков) и начинает "слушать" заданный MIDI-вход. Например, при нажатии клавиши на вход поступает сообщение "взять ноту". Секвенсор смотрит - ага, сообщение пришло на 20-й тик, и записывает его в память с меткой 20. Через пару секунд отпустили клавишу - пришло сообщение "снять ноту", внутренний генератор в этот момент радостно отмахал секвенсору 64 тика. Секвенсор сохраняет сообщение с меткой 64. Вот теперь мы имеем дело с двумя событиями - Note On и Note Off. При воспроизведении снова включается генератор импульсов. Когда подходит 20-й тик, на MIDI-выход секвенсора отправляется сообщение Note On, 64-й тик - Note Off. Мы записали, а затем воспроизвели действия исполнителя!

Очевидно, то же самое можно сделать и в "офлайне", то есть без необходимости живого исполнения. Щелкнув мышью в нужном месте дорожки (и заранее выбрав длительность ноты), мы построим в памяти секвенсора точь-в-точь предыдущую картину.

Типы памяти
Теперь самое время применить два пугающих компьютерных термина: первичная и вторичная память. Первичная (или внутренняя) память - это память секвенсора, куда записываются сообщения и где хранятся события в течение всего сеанса работы. Содержимое этой памяти сбрасывается при выключении питания. Такая трактовка больше подходит для аппаратных секвенсоров. В программных секвенсорах первичная память - это просто-напросто оперативная память компьютера. Чтобы сохранить содержимое первичной памяти на длительный срок, используется вторичная память, или, иначе, носители данных. Это может быть дискета, жесткий диск, смарт-карта и тому подобное.

Объем первичной памяти в аппаратных секвенсорах и рабочих станциях (напомню, рабочая станция - это тон-генератор и секвенсор в одной коробке) обычно выражается в количестве хранимых нот (например, 200 тыс.). Иногда объем выражается в событиях, в этом случае нужно быть настороже - одна нота требует для хранения два события (нажатие и отпускание клавиши), а поворот звуковысотного колеса или послекасание могут порождать до 100 и более событий. Случается, объем памяти секвенсора выражают в родных компьютерных единицах - килобайтах. Но это также не очень удобно - одно событие может занимать разное количество байт (от пяти до нескольких десятков).

В современных программных секвенсорах объем первичной памяти мало кого волнует - даже на машине со 128 Мбайт ОЗУ про какие-либо ограничения при работе с MIDI-данными можно забыть. Кроме того, есть секвенсоры, которые могут воспроизводить аранжировку непосредственно с диска, без загрузки в первичную память (и, кстати, записывать тоже), что вообще стирает различие между двумя видами памяти.

Во вторичной памяти данные, как правило, записываются в файл. Формат этого файла у большинства секвенсоров свой, закрытый, что затрудняет обмен аранжировками, созданными в разных устройствах или программах. Ранее говорилось, что это и послужило основной причиной создания SMF.

Измерение времени
На самом деле, внутри секвенсора никаких "тиков" нет. Есть аппаратный таймер, который генерирует импульсы со строго постоянной частотой (например, каждую микросекунду). Заставлять музыкантов измерять время в микросекундах было бы чудовищным издевательством, как, впрочем, и в других единицах реального времени (секундах, минутах). Музыканты привыкли мыслить в тактах и долях, а время выражать в относительных единицах (длительностях нот), зависящих от текущего темпа.

"Нет проблем, - ответили производители, - пусть меряют так, как им удобнее". Только минимальной единицей измерения будет не какая-нибудь 32-я длительность, а условно взятый тик (единица еще мельче, так, что, например, в одной тридцать второй может содержаться 48 тиков). Поскольку еще с классической эпохи темп измеряется количеством четвертей в минуту (BPM, beats per minute), то за основную длительность решили взять четверть и указывать количество тиков, приходящихся на четверть - PPQN (Pulse Per Quarter Note). Чем больше PPQN, тем лучше разрешение секвенсора и тем точнее по времени он может фиксировать сообщения при записи и выдавать их на MIDI-выход при воспроизведении. Большинство секвенсоров позволяют задавать PPQN произвольно - например, от 32 до 1536 тиков на четверть (современные секвенсоры - до 15360 PPQN).

Тик - темпозависимая единица: чем быстрее темп, тем короче интервал между тиками в единицах реального времени. Этот интервал можно найти по формуле на рис. 1.

Например, при темпе 120 BPM и разрешении 96 PPQN тики будут следовать через каждые 5,208 миллисекунды. При том же разрешении и темпе 180 BPM интервал между тиками сократится до 3,472 мс. Как же секвенсор отсчитывает тики, если его внутренний таймер выдает импульсы каждую микросекунду? Да очень просто: на основании текущего темпа и разрешения в четверти, точно по указанной формуле. Так как в одной миллисекунде содержится 1000 микросекунд, то в последнем примере секвенсор сгенерирует очередной тик тогда, когда получит от таймера 3472 импульса.

Когда высокое разрешение не имеет смысла
Если секвенсор и тон-генератор находятся "под одной крышей" (рабочая станция или компьютер с программным секвенсором и синтезатором на звуковой плате, либо виртуальным синтезатором), то внутреннее разрешение такой системы может быть сколь угодно большим (число 15360 PPQN впечатляет). Это позволяет осуществить синхронизацию MIDI- и аудиоданных с точностью до семпла. Но как только мы соединяем секвенсор и тон-генератор MIDI-кабелем посредством MIDI-интерфейса, высокое разрешение утрачивает актуальность.

Почему? Напомню, что один байт передается по MIDI-интерфейсу в течение 320 микросекунд. А это значит, что, например, сообщение о взятии ноты (состоящее из трех байт) будет передаваться 960 мкс или почти целую миллисекунду. Теперь представим, что в секвенсоре при темпе 120 BPM и разрешении 2048 PPQN запрограммированы две ноты с интервалом два тика между собой. В единицах реального времени это составляет 488 микросекунд. Так вот: тон-генератор не сможет получить вторую ноту через 488 микросекунд после первой, а реально - только через 960 мкс. Так что исполнит он ее спустя не два тика, а почти четыре.

Отсюда вывод: при работе через MIDI-интерфейс (когда секвенсор и тон-генератор разнесены) разрешение секвенсора более одного тика на 960 микросекунд не имеет смысла. Чтобы узнать, сколько это будет в PPQN, можно воспользоваться формулой на рис. 2.

В таблице на рис. 3 для разного темпа показаны значения PPQN, превышать которые бессмысленно.

Положение события на линейке времени задается в секвенсоре, как правило, в формате "такты: доли: тики", например, 22:3:152. То есть: двадцать второй такт, третья доля, 152-й тик от начала третьей доли. Подобный принцип отсчета времени (англоязычный термин - Timebase) называется музыкальным (musical), поскольку он привычен и удобен для музыкантов. Обратите внимание, что для работы в таком формате необходимо знать текущий музыкальный размер. То есть, какое количество долей содержит такт и чему равна каждая доля.

Так, при размере 4/4 доля равна четверти, а такт содержит четыре доли. При разрешении 384 PPQN в одной доле будет 384 тика, а в каждом такте соответственно 1536 тиков (384 x 4). При размере 6/8 и том же разрешении в одной доле будет 192 тика (восьмая в два раза короче четверти), а в такте - шесть долей или 1152 тика (192 x 6). Таким образом, запись 22:3:152 в первом случае означает 35096 тиков от начала песни (22 x 1536 + 3 x 384 + 152), а во втором - 26072 тика (22 x 1152 + 3 x 192 + 152).

Итак, для определения положения события в единицах реального времени на основе формата "такты: доли: тики", необходимо знать три параметра: текущий темп, музыкальный размер и разрешение в тиках на четверть (PPQN).

Существует и другая возможность отсчета времени, когда положение события на дорожке выражается в абсолютных единицах, не зависящих от темпа, чаще всего в формате времени SMPTE - "часы: минуты: секунды: кадры". Такой принцип отсчета времени называется "time-code-based" (основанный на таймкоде, абсолютный). Необходимость в нем возникает при совместной работе секвенсора с магнитофоном или кино/видеооборудованием. Монтажные операции с кино-, видео- и аудиоматериалом, указание позиций начала и окончания записи удобнее производить, привязываясь к абсолютной шкале, а не к тактам и долям.

В этом случае координата события на линейке времени зависит от текущего темпа. Так при темпе 120 BPM первая доля второго такта может иметь SMPTE-время 00:00:02:00, а при темпе 60 BPM - 00:00:04:00. При положении события внутри кадра (между секундами), его координата будет отличаться также и при разном формате кадра (числе кадров в секунду). Подробнее о SMPTE и MIDI Time Code можно прочитать в предыдущей статье цикла .

Величины переменной длины
Хватит лирических отступлений, сейчас наша задача - разобраться в формате хранения данных. И первая трудность, с которой столкнулись разработчики SMF, - как сохранять время наступления события.

Здесь есть два варианта: хранить для каждого события время от начала песни, либо от последнего события перед ним (на том же канале). Однако первый вариант не рационален, ведь чаще всего интервал между событиями невелик, соседние события имеют близкое друг к другу время исполнения. Так, в пассаже из трех нот, первая может иметь время, скажем, 22:3:152, вторая - 22:3:244, третья - 22:3:288. Для сохранения этих чисел (переведенных в тики от начала песни) нужно зарезервировать как минимум четыре байта на каждое. Если же пойти по второму пути, то вместо трех больших чисел можно сохранить одно большое стартовое (22:3:152), а за ним - два маленьких, разницу в тиках между первой и второй, и второй и третьей нотами (в данном случае, 92 и 44), для них достаточно одного байта. Но все равно проблема остается: в зависимости от события нужно отводить разное число байт для сохранения времени.

Если бы SMF разрабатывался в настоящее время (да еще фирмой Microsoft, которая вообще мало заботится о размере своих файлов и потребной памяти), на эту проблему закрыли бы глаза. Выделили под сохранение времени фиксированное поле, скажем, 8 байт на событие, и не мучались. Однако в 1988 году первичная (оперативная) память стоила очень дорого, на счету был каждый байт, да и вторичная (дисковые носители) имела очень скромный объем. Поэтому разработчики SMF хотели получить максимально компактный формат.

Было решено сохранять дельта-время , то есть разницу в тиках между данным событием и предыдущим (либо началом песни). Например, если первое событие - взятие ноты До первой октавы - произошло в момент 40 тиков от начала песни, то его дельта-время будет равно 40. Если спустя четыре тика будет взята нота Фа, то ее дельта-время будет равно 4. Если два события происходят одновременно, то одному из них назначается дельта-время, равное нулю. Если событие происходит точно в начале песни, оно также имеет нулевое дельта-время. Однако следующее событие может случиться и через полтора часа (то есть, через несколько миллионов тиков). Как быть в этом случае? Ведь память нужно экономить, а отводить под дельта-время фиксированное поле размером в несколько байт нежелательно.

На помощь приходят так называемые величины переменной длины . Они представляют удобный способ записи целых чисел - от самых малых до самых больших, без необходимости отводить под число фиксированное количество байт. Биты исходного числа упаковываются в один или более байтов: в каждый байт по семь бит (справа, биты с 0 по 6-й). Старший бит в байте является служебным; все байты в серии, кроме последнего, должны содержать в нем единицу, последний - ноль. Несколько примеров упаковки показаны на рис. 4.

Например, нужно упаковать в формат переменной длины число 64 (шестнадцатеричное 0x40). В двоичном виде это число записывается как 0100 0000. Здесь как раз семь значащих бит, поэтому упаковывается это число в один байт без изменений - 0100 0000 (он же является и последним байтом серии), старший бит равен 0.

Теперь число 128 (0x80). В двоичном виде записывается как 1000 0000. Здесь восемь значащих бит, поэтому в один байт все не влезет, нужно разбивать на два. Первый байт должен иметь в старшем бите единицу, второй (как завершающий байт серии) - ноль. Во второй байт помещаем семь младших битов исходного числа, получается 0 000 0000. Оставшийся один бит (единицу) помещаем в правую часть первого байта - получается 1000 0001. В итоге, число 0x80 записывается в виде двух байт: 0x81 0x00. Распаковка происходит очень просто. Мы не знаем заранее, сколько байт содержится в серии. Считываем первый байт - 1000 0001. Старший служебный бит (1) говорит о том, что это не последний байт серии, есть еще байты. Служебную единицу отбрасываем, остается семь бит - 000 0001. Считываем второй байт - 0000 0000. Старший служебный бит (0) говорит о том, что это завершающий байт серии (то есть в серии всего два байта). Служебный бит отбрасываем. Остаются также семь бит - 000 0000. Дописываем к ним слева семь бит, выделенных из первого байта, получаем 000 0001 000 0000. Отбросив первые шесть нулей, получаем искомое число 1000 0000 (0x80).

Итак, метод величин переменной длины позволяет под разные числа отводить разное количество байт: для чисел в диапазоне от 0 до 127 - один байт, от 128 до 16383 - два байта и так далее. Максимальное число, представляемое таким способом, в принципе, не ограничено. Однако в SMF длина серии ограничивается четырьмя байтами (три с установленным старшим битом и один завершающий, с нулевым). В результате максимальное дельта-время может составлять 0x0FFFFFFF (или 268 435 455 тиков), что при темпе 500 BPM и разрешении 96 PPQN составляет около четырех суток. Более чем достаточно!

В форме величин переменной длины в SMF указывается не только дельта-время, но и длина некоторых событий.

Interchange File Format (IFF)
Структура стандартного MIDI-файла почти полностью заимствована из формата IFF (Interchange File Format), разработанного в 1985 году компанией Electronic Arts. Это формат хранения и обмена данными, который уже почти двадцать лет облегчает жизнь как пользователям, так и разработчикам программного обеспечения. Компания Electronic Arts не только предоставила открытую документацию, но также исходный код на языке C для считывания и записи IFF-файлов.

Формат IFF является обратно совместимым и расширяемым. Первое означает, что новая версия программы может без проблем читать файлы, созданные предыдущей версией. Второе - для хранения дополнительной информации не нужно придумывать новый формат, достаточно ввести собственное расширение в IFF. Структура формата позволяет обмениваться данными программам разных производителей, не имеющих между собой соответствующих бизнес-соглашений. Все это радует и пользователей - сохранив данные в формате IFF, они больше не прикованы к закрытому формату своей системы и могут использовать данные в любой IFF-совместимой программно-аппаратной среде.

Файл формата IFF представляет собой набор данных, организованных таким образом, что различные, не связанные друг с другом программы могут их прочитать. С другой стороны, программа может сохранить в IFF специфическую информацию, которая имеет смысл только для нее самой. Структура IFF позволяет легко это сделать. Другие программы, которые не знают, как обращаться с такой информацией, могут ее проигнорировать без ущерба для чтения основного содержимого.

Существует несколько типов файлов IFF. Например, файлы ILBM и GIFF содержат в себе графическую информацию, файлы SMUS - нотную запись, файлы AIFF и WAVE - цифровой звук.

Файл IFF состоит из однотипных элементов, называемых блоками (chunks). Блок - это структура данных, состоящая из буквенного идентификатора (четыре ASCII-символа), размера блока (четыре байта) и самих данных (рис. 5). Блок удобно представлять как оболочку, в которую "завернуты" данные. Сами данные могут содержать что угодно: графику, текст, анимацию, звук, набор 3D-объектов и так далее.

Блоки в IFF-файле могут быть вложенными, рис. 6. Фактически, IFF-файл - это не что иное, как блок верхнего уровня, содержащий внутри себя один или несколько других блоков. Такой принцип хранения данных позволяет "заворачивать" в файл несколько разнородных данных, в том числе и несколько файлов IFF, что напоминает уже файловую систему внутри файла. Правда, при вложенной организации данных есть один недостаток - файл становится сложно интерпретировать, вычленять из него блоки.

Большинство IFF-файлов содержат блок верхнего уровня с идентификатором "FORM". В него входят другие блоки (рис. 7). Единственными данными блока FORM являются четыре байта, описывающие тип файла (например, "ILBM", InterLeaved Bit Map). Непосредственно за ними размещаются вложенные блоки, например, "BMHD" (заголовок изображения), "CMAP" (палитра) и "BODY" (сами пиксели). Названия блоков и формат данных придумывает разработчик конкретного типа файла. Другие программы, если встречают блок с незнакомым названием, могут спокойно пропустить его, ориентируясь по полю, содержащему длину блока.

Все числовые данные в файлах IFF хранятся в порядке big-endian, то есть сначала хранится старший байт числа (MSB), затем - младший. Подробнее об этом рассказано во врезке. Блоки внутри файла всегда должны начинаться с четного байта. Если предыдущий блок содержит нечетное число байт, он дополняется нулевым байтом до четного.

С какого конца сохранять?
Компьютерная память состоит из ячеек, в каждую из которых помещается ровно один байт. Чтобы обратиться к ячейке (записать или считать байт), процессор использует так называемый адрес в памяти. Это просто целое число, присвоенное ячейке операционной системой (да простят меня компьютерные специалисты за такое упрощение). В реальной жизни одного байта, как правило, недостаточно. Даже для хранения целых чисел применяются слова, то есть группы из двух байт, двойные или четверные слова (соответственно, четыре или восемь байт, подробнее см. первую часть цикла). То есть число хранится в нескольких соседних байтах.

На рис. 8 показаны два возможных способа размещения их в памяти, на примере двойного слова. Первый способ - байты сохраняются в памяти последовательно, старший байт по наименьшему адресу. То есть, по адресу N хранится MSB старшего слова, затем LSB старшего слова (N + 1), MSB младшего слова (N + 2), LSB младшего слова (N + 3). Такой способ принято называть big-endian (или "прямое размещение байтов"). Во втором способе - все с точностью до наоборот, старший байт хранится по наибольшему адресу: LSB младшего слова (N), MSB младшего слова (N + 1), LSB старшего слова (N + 2), MSB старшего слова (N + 3). Этот способ принято называть little-endian - "обратное размещение байтов".

То есть различие состоит в том, "с какого конца" (end) сохраняется многобайтовое значение. Термины "big-endian" и "little-endian" были предложены в одной из статей по данному вопросу со ссылкой на книгу Джонатана Свифта "Приключения Гулливера". Как известно, в Лилипутии возникло движение Тупоконечников (Big-Endians), не желавших выполнять указ императора, предписывающий разбивать вареные яйца только с острого конца. В компьютерном мире противостояние big/little-endian выглядит очень похоже.

Сторонники обратного размещения (little-endian) утверждают, что переставленный порядок байтов в памяти упрощает выполнение арифметических операций с многобайтовыми значениями, так как суммируемые первыми младшие значащие байты хранятся в младших адресах.

Схема little-endian используется в Intel-совместимых процессорах, начиная от Intel 8080 и заканчивая Intel Pentium IV. Прямое размещение (big-endian) - в процессорах Sun Spark, Motorola 68000 (ранняя линейка компьютеров Apple) и многих RISC-процессорах. А вот процессоры PowerPC и Intel Itanium понимают сразу оба формата данных (их иногда называют "bi-endian").

Однако существенным является не столько то, как компьютер хранит данные "внутри себя", а как сохраняет их "снаружи", в файлах. Это с практической точки зрения гораздо важнее. Например, если слово "UNIX" сохранено в файл big-endian системой (в виде двух двухбайтовых слов), то little-endian система прочитает его как "NUXI". В компьютерном жаргоне это так и называется - "проблема NUXI". Аналогичные трудности могут возникать при сохранении графических изображений, поскольку цвета кодируются многобайтовыми числами. Например, файлы программы Adobe Photoshop и формат JPEG используют схему big-endian, а файлы формата GIF и BPM - little-endian.

Во "внеплатформенном" формате стандартных MIDI-файлов (SMF) используется способ big-endian, то есть старший значащий байт слова (MSB) сохраняется первым.

Структура SMF
Стандартные MIDI-файлы, так же, как и IFF-файлы, состоят из блоков (Chunks). Всего есть два типа блоков: блок заголовка (Header Chunk) и блок трека (Track Chunk). В файле SMF может быть только один блок заголовка и один или более блоков трека. Блок имеет типичную IFF-структуру: первые четыре байта - идентификатор, следующие четыре байта - длина блока в байтах, исключая восемь байт тип/длина. Идентификатор блока заголовка - это четыре символа "MThd", блока трека - четыре символа "MTrk". Такая структура позволит в будущем определять новые типы блоков, а незнакомый блок может быть легко проигнорирован на основе его длины. Спецификация SMF предупреждает: "Программы должны быть готовы, встретив блоки неизвестных им типов, игнорировать их".

Блок заголовка содержит общую информацию о файле, блок трека - поток MIDI-сообщений с метками времени. Кроме того, в MIDI-файле сохраняется дополнительная информация, необходимая секвенсорам: темп, размер, тональность, настройки метронома и тому подобное. Эта информация по MIDI-интерфейсу не передается, а образующие ее события называются мета-событиями.

MIDI-файл всегда начинается с блока заголовка, за которым следуют один или более блоков трека (рис. 9). То есть, любой стандартный MIDI-файл начинается с четырех букв "M", "T", "h", "d". А это означает, что MIDI-файл не удовлетворяет спецификации IFF (которая требует, чтобы каждый IFF-совместимый файл начинался с блока верхнего уровня одного из трех типов - "FORM", "CAT" или "LIST"). Есть и другие отличия: SMF не может содержать вложенных блоков, а длина блока не обязательно должна быть четной. Однако преобразование SMF в IFF-совместимый файл выполняется просто. Достаточно дополнить нулевым байтом нечетные по длине блоки (если таковые есть) и поместить все содержимое в FORM-блок. Подобная операция используется в формате RMID, предложенном Microsoft (см. врезку).


You"re here because you have a file that has a file extension ending in .smf. Files with the file extension .smf can only be launched by certain applications. It"s possible that .smf files are data files rather than documents or media, which means they"re not meant to be viewed at all.

what is a .smf file?

Files in the SMF format contain audio data with effects, and this file format is integrated with similar technologies and functionalities as files with the MID extension. Audio tracks with the .smf extension can be played using the Apple QuickTime application, and this multimedia program has a version compatible with Microsoft Windows-based systems aside from another version developed for Mac users. The MIDI Manufacturers Association integrated MIDI specifications into the SMF file format during its development. This means SMF files can also contain different tracks combined from different audio tracks stored in several SMF files, which also means files in the .smf format can be combined and converted into one audio track in more popular formats that can be viewed and used with more digital video and document presentation development software, multimedia applications and digital audio players. This provides users with a means to separately add effects to each track and make modifications on others before combining them to play as a single audio track. Some of these effects and modifications may include volume and pitch adjustments, distortions and reverb, panning and timing edits among others. There are third party applications that can convert SMF files into the MIDI format for wider cross compatibility support for more audio editing applications.

how to open a .smf file?

Launch a .smf file, or any other file on your PC, by double-clicking it. If your file associations are set up correctly, the application that"s meant to open your .smf file will open it. It"s possible you may need to download or purchase the correct application. It"s also possible that you have the correct application on your PC, but .smf files aren"t yet associated with it. In this case, when you try to open a .smf file, you can tell Windows which application is the correct one for that file. From then on, opening a .smf file will open the correct application.

applications that open a .smf file

Apple QuickTime Player

Apple QuickTime Player

Apple QuickTime Player is a multimedia player software that handles a variety of files of different formats from digital photos to panoramic images, audios to videos as well as interactivity. This multimedia player program is available for Mac OS X computers as well as later versions of Windows computers. This software product by Apple has Software Development Kits or SDKs which is available to the public as long as subscribed with the Apple Developer Connection or ADC. It has QuickTime framework, which is compatible with other free player applications, that provide several functions. These include the encoding of audios and videos, transcoding of those same files, decoding with the option to send a decoded stream to graphics subsystem or audio subsystem, and a component plugin architecture to support other codecs (third party like DivX). The latest version of this software is QuickTime Player 7 which is downloadable for free for Mac and Windows computers.

a word of warning

Be careful not to rename the extension on .smf files, or any other files. This will not change the file type. Only special conversion software can change a file from one file type to another.

what is a file extension?

A file extension is the set of three or four characters at the end of a filename; in this case, .smf. File extensions tell you what type of file it is, and tell Windows what programs can open it. Windows often associates a default program to each file extension, so that when you double-click the file, the program launches automatically. When that program is no longer on your PC, you can sometimes get an error when you try to open the associated file.